Луиза дюсс тест сказка: Сказки доктора Луизы Дюсс: проективные тесты для детей

Сказки Дюсса (Десперт)

название сказкицельпросоциальное поведениевраждебное поведение
варианты высказыванийк какой категории просоциального поведения относятсяварианты высказыванийк какой категории враждебного поведения относятся
Ягненоквыявление взаимоотношений с сиблингом«Постарается есть меньше молока и больше травки»; «Будет есть больше травки»; «Согласится»; «Уступит»; «Потерпит»; «Сам не будет пить и отдаст младшему».готовность делиться с сиблингом.
Дает предмет добровольно или по просьбе; позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, — добровольно или по просьбе.
«Будут пить пополам»невербальная угроза сиблингу
«Послушается маму»; «Смирится»; «Как мама сказала, так и сделает»; «Согласится с мамой»; «Должен уступить младшему»; «Будет есть травку, так как молока ему негде взять, он уже большой»положительное подчинение родителям«Обидится и не будет есть»; «Обидится и уйдет из дома», «Пойдет к другой овце и попросит у нее молока»; «Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему»; «Будет идти за ними и просить молока».Ревность (борьба с сиблингом за внимание матери)
Обладатель ценности воспринимает другого сиблинга как претендента на ценность; требует от другого поделиться с ним.
Проводывыявление отношения к агрессивности, разрушительности, а также чувства вины и самобичевания«Не знаю»; » Кто-то из них»; «Неизвестно кто»; «Никто»; «Человек, не являющийся членом семьи»; «Человек, который был очень болен»; «Животное».категории не выделяются«Мальчик (девочка)»; «Младший (старший) ребенок»; «Я».агрессия к сиблингу; аутоагрессия
Вывод делается на сапоставления ответов и старшинсктва детей. Пол может быть изменен.
Примечание. При анализе высказываний очень важно учитывать реальный состав семьи, с кем живет ребенок, кто часто к нему приезжает, а также реально произошедшие поездки на поезде. Если назывались папа, дядя, тетя, дедушка, бабушка и дальние родственники, мы считали категорию просоциальной. Если назывались дети — враждебной.
Песочный домиквыявление взаимоотношений с сиблингом«Подарит»; «Немножко поиграет, потом подарит сестре»; «Поделит его с сестрой»; «Отдаст сестре половину».готовность делиться с сиблингом.
Дает предмет добровольно или по просьбе; позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, — добровольно или по просьбе.
«Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый»; «Никому его не отдаст»; «Почему он должен отдавать домик сестре?»; «Откажется подарить домик».нежелание делиться с сиблингом
Не дает предмет добровольно или по просьбе; не позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, — добровольно или по просьбе.
«Будут играть вместе»; «Будут играть по очереди»; «Поможет сестре построить такой же домик»; «Предложет поселиться рядом или построить новый домик»; «Достроит домик для сестры».сотрудничество / помощь
Поступок, который требует участия двух индивидов; объяснение или физическая поддержка.
Прогулкавыявление конкуренции с сиблингом по отношению к родителям«Пока они отсутствовали, разбилось стекло»; «Грусное, потому что пока они отсутствовали ей принесли плохую новость»; «Расстроенное, так как ее что-то огорчило»; «Веселое, потому что ее кто-то рассмешил»; «Она улыбалась, потому что покрасила волосы».категории не выделяются«Она стала некрасивой»; «у нее озабоченное лицо, потому что брат проснулся во время прогулки и у него поднялась температура»; «Она раздражена, потому что тоже хотела пойти на прогулку, но сестра была против»; «Она плакала так как ее не прегласили на прогулку»; «Она обиделась, потому что ее не взяли»; «Она завидовала (разгневанная, хмурая, рассерженная, злая, разочарованная, растроенная)»; «Удивленная, что они так рано вернулись»; «Грустная так как осталась одна».ревность (борьба с сиблингом за внимание родителей)
обладатель ценности воспринимает другого сиблинга как претендента на ценность; требует другого поделиться с ним.
«У нее довольное лицо, потому что они вернулись домой»; «У нее было сердитое лицо, потому что их долго не было и она беспокоилась»; «Обрадовалась, потому что ей было страшно одной»; «Радостное, потому что они вернулись и она рада их видеть»; «Расстроенное, так как она уходила по своим делам и не смогла с ними пойти».поддержка / утешение / привязанность к сиблингу.
Словестное или физическое утешение, когда сиблинга что-то тревожит, сочувствие; положительный физический контакт, крепкие объятия, поцелуи, хватание за руки, поглаживание.
«Радостное, потому что они ей принесли что-то из леса (цветы)».сотрудничество / помощь.
Поступок, который требует участия двух индивидов; объяснение или физическая поддержка.
Дурной сонконтроль за всеми предыдущими тестами, выявление взаимосвязи ответов. Выявление страха, тревожности, невысказанных мыслей и желаний.«Я не знаю»; «Ничего на ум не приходит»; «Ей приснился страшный сон»; «Папа не получил зарплату»; «Родители вернулись раньше чем обещали».категории не выделяютсялюбое выражение тревожности или беспокойствакатегории не выделяются.

Сказка-тест «Птенец» — Психологос

Цель: позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.

Сказка

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы

— он тоже полетит и сядет на ветку;

— полетит к маме, потому что испугался;

— полетит к папе, потому что папа сильный;

— останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

  • Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью и умеет принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.
Ответы, на которые следует обратить внимание:

— останется на земле, потому что не умеет летать;

— умрет во время падения;

— умрет от голода или холода;

— о нем все забудут;

— на него кто-нибудь наступит.

  • Ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

Комментарий психолога

В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жесткая зависимость от матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой ребенок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребенку реализовать свои психологические потребности – в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.

Другой фактор формирования независимости – в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в этот период – отделение и индивидуализация ребенка, которая позволяет ребенку почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Такая привязанность порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

Тесты

  1. Сказки доктора Луизы Дюсс: проективные тесты для детей
  2. Сказка-тест «Ягненок»
  3. Сказка-тест «Годовщина свадьбы родителей»
  4. Сказка-тест «Страх»
  5. Сказка-тест «Слоненок»
  6. Сказка-тест «Прогулка»
  7. Сказка-тест «Новость»
  8. Сказка-тест «Дурной сон»
  9. Клуб distant-nik

    Сентябрь 2020

Сказка-тест «Новость» — Психологос

Сказка

Цель: попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.

«Один мальчик (девочка — в варианте для девочек) вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы

— Сегодня к нам придут гости;

— Вечером мы пойдем к бабушке;

— Папа принес тебе щенка;

— По радио объявили, что будет гроза;

— Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию;

— Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание

— Кто-то умер;

— Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения;

— Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3 этажа;

— Мама и папа уезжают;

— Они с папой идут в кино, а его оставляют дома;

— Папа пришел домой пьяный и ударил маму;

— Завтра его поведут к врачу;

— Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу и т.д.

Тесты

  1. Сказки доктора Луизы Дюсс: проективные тесты для детей
  2. Сказка-тест «Птенец»
  3. Сказка-тест «Ягненок»
  4. Сказка-тест «Годовщина свадьбы родителей»
  5. Сказка-тест «Страх»
  6. Сказка-тест «Слоненок»
  7. Сказка-тест «Прогулка»
  8. Сказка-тест «Дурной сон»
  9. Клуб distant-nik

    Сентябрь 2020

Сказка-тест «Дурной сон» — Психологос

Сказка

Цель: данная сказка дает полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.

«Однажды одна девочка внезапно проснулась и сказала: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидела во сне девочка?»

Типичные нормальные ответы

— Не знаю, что ему приснилось;

— Сначала помнил, а потом забыл, что снилось;

— Один страшный фильм ужасов;

— Ему приснился страшный зверь;

— Ему приснилось, как он падал с высокой горы и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание

— Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла;

— Ему приснилось, что он умер;

— Его забрали незнакомые люди;

— Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т.д.

  • Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям. Основное внимание в ответах следует обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.

Тесты

  1. Сказки доктора Луизы Дюсс: проективные тесты для детей
  2. Сказка-тест «Птенец»
  3. Сказка-тест «Ягненок»
  4. Сказка-тест «Годовщина свадьбы родителей»
  5. Сказка-тест «Страх»
  6. Сказка-тест «Слоненок»
  7. Сказка-тест «Прогулка»
  8. Сказка-тест «Новость»
  9. Клуб distant-nik

    Сентябрь 2020

Сказка-тест «Прогулка» — Психологос

Сказка

Цель: выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.

Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.

Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола.

Вариант для мальчика

«Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?»

Вариант для девочки

«Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему?»

Типичные нормальные ответы

— У него довольное лицо, потому что они вернулись домой;

— У него усталое лицо, потому что он был на работе;

— У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них;

— Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов;

— Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить.

Ответы, на которые следует обратить внимание

— Ему плохо, потому что он заболел;

— Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного;

— Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома;

— Он сердитый, потому что хотел пойти сними, но мальчик и мама его с собой не взяли;

— Он плакал, потому что думал, что они больше не вернуться и т.д.

Комментарии психолога

До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно жениться на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать – самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви – матерью – и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания матерью. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество, и больше всего на свете хочет быть похожим на него. Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит, и которому желает смерти.

Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей, и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.

Тетсы

  1. Сказки доктора Луизы Дюсс: проективные тесты для детей
  2. Сказка-тест «Птенец»
  3. Сказка-тест «Ягненок»
  4. Сказка-тест «Годовщина свадьбы родителей»
  5. Сказка-тест «Страх»
  6. Сказка-тест «Слоненок»
  7. Сказка-тест «Новость»
  8. Сказка-тест «Дурной сон»
  9. Клуб distant-nik

    Сентябрь 2020

ТЕСТ «СКАЗКА» (автор Луиза Дюсс) — КиберПедия

ЯГНЕНОК

Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил (рис. 1). Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, которой пьет только молоко и еще не умеет есть травку (рис. 2). Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен есть только травку.

Как поступит ягненок?

ПРОВОДЫ

Однажды родители, дедушка с бабушкой, тетя с дядей и все дети отправились на станцию, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется (рис. 3).

Кто это был?

ПЕСОЧНЫЙ ДОМИК

Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно-таки просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень гордился этим. Сестра и попросила подарить ей домик, потому что он ей очень понравился (рис. 4).

Как ты думаешь, как поступит мальчик?

ПРОГУЛКА

Эта сказка имеет два варианта — для мальчиков и для девочек.

Для мальчиков

Один мальчик пошел с мамой и папой в лес погулять, и они были очень довольны. Когда они вернулись домой, то увидели, что у сестры изменилось выражение лица (рис. 5).

Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?

Для девочек

Одна девочка пошла с мамой и папой в лес погулять, и они были очень довольны. Когда они вернулись домой, то увидели, что у сестры изменилось выражение лица (рис. 6).

Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?

Д

УРНОЙ СОН

Однажды одна девочка неожиданно проснулась и сказала: «Я видела очень плохой сон про семью (рис. 7).

Какой сон увидела девочка?

Таблица часто встречающихся ответов

название сказки цель просоциальное поведение враждебное поведение
варианты высказываний к какой категории просоциального поведения относятся варианты высказываний к какой категории враждебного поведения относятся
Ягненок выявление взаимоотношений с сиблингом «Постарается есть меньше молока и больше травки»; «Будет есть больше травки»; «Согласится»; «Уступит»; «Потерпит»; «Сам не будет пить и отдаст младшему». готовность делиться с сиблингом. Дает предмет добровольно или по просьбе; позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, — добровольно или по просьбе. «Будут пить пополам» невербальная угроза сиблингу
«Послушается маму»; «Смирится»; «Как мама сказала, так и сделает»; «Согласится с мамой»; «Должен уступить младшему»; «Будет есть травку, так как молока ему негде взять, он уже большой» положительное подчинение родителям «Обидится и не будет есть»; «Обидится и уйдет из дома», «Пойдет к другой овце и попросит у нее молока»; «Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему»; «Будет идти за ними и просить молока». Ревность (борьба с сиблингом за внимание матери) Обладатель ценности воспринимает другого сиблинга как претендента на ценность; требует от другого поделиться с ним.
Проводы выявление отношения к агрессивности, разрушительности, а также чувства вины и самобичевания «Не знаю»; » Кто-то из них»; «Неизвестно кто»; «Никто»; «Человек, не являющийся членом семьи»; «Человек, который был очень болен»; «Животное». категории не выделяются «Мальчик (девочка)»; «Младший (старший) ребенок»; «Я». агрессия к сиблингу; аутоагрессия Вывод делается на сапоставления ответов и старшинсктва детей. Пол может быть изменен.
Примечание. При анализе высказываний очень важно учитывать реальный состав семьи, с кем живет ребенок, кто часто к нему приезжает, а также реально произошедшие поездки на поезде. Если назывались папа, дядя, тетя, дедушка, бабушка и дальние родственники, мы считали категорию просоциальной. Если назывались дети — враждебной.
Песочный домик выявление взаимоотношений с сиблингом «Подарит»; «Немножко поиграет, потом подарит сестре»; «Поделит его с сестрой»; «Отдаст сестре половину». готовность делиться с сиблингом. Дает предмет добровольно или по просьбе; позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, — добровольно или по просьбе. «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый»; «Никому его не отдаст»; «Почему он должен отдавать домик сестре?»; «Откажется подарить домик». нежелание делиться с сиблингом Не дает предмет добровольно или по просьбе; не позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, — добровольно или по просьбе.
«Будут играть вместе»; «Будут играть по очереди»; «Поможет сестре построить такой же домик»; «Предложет поселиться рядом или построить новый домик»; «Достроит домик для сестры». сотрудничество / помощь Поступок, который требует участия двух индивидов; объяснение или физическая поддержка.
Прогулка выявление конкуренции с сиблингом по отношению к родителям «Пока они отсутствовали, разбилось стекло»; «Грусное, потому что пока они отсутствовали ей принесли плохую новость»; «Расстроенное, так как ее что-то огорчило»; «Веселое, потому что ее кто-то рассмешил»; «Она улыбалась, потому что покрасила волосы». категории не выделяются «Она стала некрасивой»; «у нее озабоченное лицо, потому что брат проснулся во время прогулки и у него поднялась температура»; «Она раздражена, потому что тоже хотела пойти на прогулку, но сестра была против»; «Она плакала так как ее не прегласили на прогулку»; «Она обиделась, потому что ее не взяли»; «Она завидовала (разгневанная, хмурая, рассерженная, злая, разочарованная, растроенная)»; «Удивленная, что они так рано вернулись»; «Грустная так как осталась одна». ревность (борьба с сиблингом за внимание родителей) обладатель ценности воспринимает другого сиблинга как претендента на ценность; требует другого поделиться с ним.
«У нее довольное лицо, потому что они вернулись домой»; «У нее было сердитое лицо, потому что их долго не было и она беспокоилась»; «Обрадовалась, потому что ей было страшно одной»; «Радостное, потому что они вернулись и она рада их видеть»; «Расстроенное, так как она уходила по своим делам и не смогла с ними пойти». поддержка / утешение / привязанность к сиблингу. Словестное или физическое утешение, когда сиблинга что-то тревожит, сочувствие; положительный физический контакт, крепкие объятия, поцелуи, хватание за руки, поглаживание.
«Радостное, потому что они ей принесли что-то из леса (цветы)». сотрудничество / помощь. Поступок, который требует участия двух индивидов; объяснение или физическая поддержка.
Дурной сон контроль за всеми предыдущими тестами, выявление взаимосвязи ответов. Выявление страха, тревожности, невысказанных мыслей и желаний. «Я не знаю»; «Ничего на ум не приходит»; «Ей приснился страшный сон»; «Папа не получил зарплату»; «Родители вернулись раньше чем обещали». категории не выделяются любое выражение тревожности или беспокойства категории не выделяются.

ПТЕНЕЦ


На выявление степени зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, — сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую.

Что делать птенцу?

Нормальные ответы

«Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его».

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

Ответы, требующие внимания

«Не умеет летать, поэтому останется на земле», «Попытается взлететь, но у него ничего не получится», «Погибнет во время падения», «Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)», «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.д.

При негативных ответах ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жесткая зависимость от матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой ребенок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребенку реализовать свои психологические потребности – в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.

Другой фактор формирования независимости – в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в этот период – отделение и индивидуализация ребенка, которая позволяет ребенку почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Такая привязанность порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ

Для выяснения того, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.

Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад.

Что произошло, почему он ушел?

Типичные нормальные ответы.

«Пошел за цветами для мамы», «Пошел немного поиграть», «Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один», «Ему надоело находиться на празднике», «Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.)». Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

«Ушел, потому что разозлился», «Хотел остаться один», «Ему стало грустно (одиноко)», «Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти».

При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.

Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

При сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит.

СТРАХ

Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Обычные ответы.

«Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»; «Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится собаки»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.

Ответы, которые требуют внимания.

«Боится, что его украдут»; «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»; «Боится, что его оставят одного»; «Боится дьявола»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

СЛОНЕНОК

Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к комплексу кастрации.

Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осуществляется отцом в качестве наказания за сексуальную активность. В результате у него возникает страх быть кастрированным. Девочка же ощущает скорее нехватку пениса, объясняя это несправедливостью.

У одного мальчика был слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды он вошел в комнату и увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?

Типичные нормальные ответы.

«Слоненок перекрасился в другой цвет»; «Слоненок вырос и стал большим»; «Слоненок написал в постель»; «Он ушел, потому что ему захотелось погулять»; «Он поранил ногу, и ему сделали гипс» и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

«У слоненка нет хобота, потому что его отрезали»; «Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот»; «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать»; «Слоненок умер»; «Вместо слоненка оказалось другое животное» и т.д.

Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключается плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка и т.д.

Каждый ребенок в определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период его стремление направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием демонстрирует свои половые органы другим детям, и требует того же взамен. Его страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, основана как раз на взаимосвязи проблемы различий между полами происхождения детей, которую он так или иначе смутно чувствует. В 4-5 лет ребенок ведет себя так, будто не существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в себе определенное значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие служит подготовкой и предварением будущего полового акта.

Относительно страха кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить ребенка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один – напугать ребенка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать: если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя, тем самым, угрожая ребенку возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена полным бессилием и беспомощностью ребенка перед всемогущим миром взрослых и его исключительной зависимостью от родительской опеки.

ПРОГУЛКА

Цель: выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.

Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.

Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола.

Вариант для мальчика

Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?

Вариант для девочки

Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему?

Типичные нормальные ответы.

«У него довольное лицо, потому что они вернулись домой»; «У него усталое лицо, потому что он был на работе»; «У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них»; «Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов»; «Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить».

Ответы, на которые следует обратить внимание.

«Ему плохо, потому что он заболел»; «Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного»; «Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома»; «Он сердитый, потому что хотел пойти сними, но мальчик и мама его с собой не взяли»; «Он плакал, потому что думал, что они больше не вернуться» и т.д.

До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно жениться на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать – самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви – матерью – и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания матерью. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество, и больше всего на свете хочет быть похожим на него. Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит, и которому желает смерти.

Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей, и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Питер Ком, 1999.
2. Диагностика психического развития. Под ред. Й. Шванцара. Прага: Мед. изд-во ВИЦЕНУМ, 1978.
3. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М.: МПСИ: Флинта, 2000.
4. Махортова Г.Х. Расскажи сказку. Методика исследования детского самосознания. М.: Генезис, 1997.
5. Проективная психология. Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, 2000.
6. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов (тесты для детей). Тюмень: Скорпион.
7. Abramovitch R., Corter C., Lando B. Sibling Interaction in the Home. Child Development. Chicago. 1979. Vol. 50. № 4. P. 997-1003.

 

Первая сказка: «Птенец»

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.

 

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел силь­ный ветер, ветка ломается, и гнездышко пада­ет вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

 

Правильные ответы: «Он тоже полетит и ся­дет на какую-нибудь ветку), «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, будет звать на помощь, и папа(мама) прилетит и заберет его» и т. д.

Проблемные ответы: «Умрет во время паде­ния», «Умрет от голода (холода, дождя…)., «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.

 

 

Третья сказка: «Ягненок»

Цель: анализ детских переживаний, связан­ных с отнятием ребенка от груди. Второй вариант сказки дает возможность проанали­зировать наличие (или отсутствие) чувства ревности к младшему брату (сестре).

 

Первый вариант: «Жила-была овца со сво­им ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного мо­лока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покор­мить его. Что делать ягненку?»

 

Правильные ответы: «Будет есть больше трав­ки», «Заплачет, а потом станет есть больше травки », «Пойдет к другой овечке и попро­сит у нее молока».

Проблемные ответы: «Умрет от голода», «Пой­дет к другой овце и больше не вернется к своей маме», «Будет так сильно плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему».

 

Второй вариант: рассказывается та же ис­тория, но после фразы «… он очень любил» следует: «Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который пьет толь­ко молоко, потому что он еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только трав­ку. Как поступит ягненок?»

Правильные ответы: те же, что в варианте 1 и «Постарается есть меньше молока и боль­ше травки, «Немного покапризничает, но полюбит маленького ягненка» и т. д.

Проблемные ответы: те же, что и в 1 варианте и «Постарается прогнать маленького ягнен­ка», «Найдет другую маму для маленького ягненка», «Будет бить маленького ягненка».

 

Пятая сказка: «Страх».

Цель: выявить характер, содержание и направ­ленность детских страхов.

 

«Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»

 

Правильные ответы: «Вел себя плохо и те­перь боится наказания», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Он не бо­ится, а просто пошутил».

Проблемные ответы: «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Чудовище хочет eгo съесть, потому что он плохой мальчик», «Боится дьявола». Эти и аналогичные ответы надо обсудить с ребенком, уточнить, что он имел ввиду, когда говорил о чудовищах, дьяволах. Голос взрослого должен быть спо­койным, вселяющим в ребенка уверенность.

 

Шестая сказка: «Слоненок»

Цель: выявить трудности, возникающие в психо­эмоциональном развитии мальчика.

 

«У одного мальчика есть слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однаж­ды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что в слоненке что-то изменилось. Что у него из­менилось и почему?»

 

Правильные ответы: «Слоненок в шутку пере­красился в другой цвет», «Он не изменился, он просто вырос», «Он ушел, потому что ему надоело сидеть в закрытой комнате» и др.

Проблемные ответы: «Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот», «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать», «Слоненок умер» и др.

 

 

Восьмая сказка «Прогулка».

Цель: анализ характера отношений ребенка с ро­дителем противоположного пола («эдиповы» отношения) и соперничества с родителем сво­его пола.

Лучше, если эту сказку зачитает для ре­бенка родитель противоположного пола.

 

«Один мальчик ушел с мамой погулять в лес, они очень довольны. Возвращаясь домой, они видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое выражение лица у него и поче­му?» (Девочке рассказывается, что одна девоч­ка пошла погулять с отцом…)

 

Правильные ответы: «У него довольное лицо, потому что они вернулись домой», «У него

было сердитое лицо, потому что они, долго отсутствовали, и он беспокоился за них» и др.

Проблемные ответы: «Он заболел, пока они отсутствовали.», «Он плакал, потому что боялся, что они больше не вернутся», «Он рассержен, потому что тоже хотел пойти на прогулку, но мальчик был против» и т. д.

 

Девятая сказка: «Новость»

Цель: выявление скрытых желаний ребенка, неосознанных страхов и тревожности.

 

«Один мальчик возвращается с прогулки (со двора, от друзей или родственников, выбирает­ся ситуация, наиболее подходящая для конк­ретного ребенка), и мама ему говорит: «Haконец-то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?».

 

Правильные ответы: «Вечером придут гости», « Мама узнала что-то важное по радио и телевидению», «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (пригласили в гости, на день рождения, кто-то выздоровел и т. д.), и др.

Проблемные ответы: «Кто-то в семье умер», «Мама хочет что-то запретить мальчику», « Мама сердится, потому что мальчик опоздал» и др.

 

Сказка «Птенец».

 

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

 

В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, — сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Нормальные ответы

«Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его».

Ответы, требующие внимания

«Не умеет летать, поэтому останется на земле», «попытается взлететь, но у него ничего не получится», «Погибнет во время падения», «Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)», «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.д.

 

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

 

Негативные ответы.

Ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

 

В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

 

Жесткая зависимость от матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой ребенок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

 

Многое зависит от того, удалось ли ребенку реализовать свои психологические потребности – в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.

Другой фактор формирования независимости – в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в этот период – отделение и индивидуализация ребенка, которая позволяет ребенку почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.

 

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Такая привязанность порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

Сказка «Годовщина свадьбы родителей».

 

Цель: выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.

Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?

 

Типичные нормальные ответы.

«Пошел за цветами для мамы», «Пошел немного поиграть», «Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один», «Ему надоело находиться на празднике», «Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.)». Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

«Ушел, потому что разозлился», «Хотел остаться один», «Ему стало грустно (одиноко)», «Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти».

При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.

 

Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

 

При сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит.

См. игра «Я чувствую…»

 

Сказка «Ягненок».

Цель: выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. Второй вариант – позволяет выяснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.

 

Первый вариант.

Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла покормить его. Что делать ягненку?

 

Обычные ответы.

«Он будет, есть травку», «Поплачет, а потом станет кушать травку», «пойдет к другой овце и попросит у нее молока».

Ответы, на которые следует обратить внимание.

«Умрет от голода», «Уйдет к другой овце и к своей маме не вернется», «Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока», «Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему».

Второй вариант.

Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет, есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет, есть только травку. Как поступил ягненок?

 

Типичные нормальные ответы.

Те же, что перечислены в первом варианте сказки плюс: «Постарается, есть меньше молока и больше травки», «Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет, есть только травку» и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

Те же, что и в первом варианте плюс: «Он будет, есть только травку, но будет злиться на маленького ягненка и на маму», «Постарается прогнать маленького ягненка», «Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка, и снова сможет пить молоко», «Найдет другую маму для маленького ягненка», «Будет бить маленького ягненка» и т.д.

Сказка «Страх» .

 

Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

 

Обычные ответы.

«Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»; «Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится собаки»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.

Ответы, которые требуют внимания.

«Боится, что его украдут»; «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»; «Боится, что его оставят одного»; «Боится дьявола»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

Сказка «Слоненок».

Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к комплексу кастрации.

Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осущ

Информационный журнал для родителей «Планета Семья» ⋆ Журавушка

Для тех родителей, которые хотят лучше понять своего ребенка, предлагается тест «Сказка». Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Тест Луизы Дюсс — это вербальная проективная методика, содержащая ряд историй-сказок, направленных на выявление глубинных внутренних конфликтов у детей. Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты.

 

Несколько советов по проведению теста.

Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест – такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье.

Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос – все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.

 

  1. Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

 

Типичные нормальные ответы:

  • он тоже полетит и сядет на ветку;
  • полетит к маме, потому что испугался;
  • полетит к папе, потому что папа сильный;
  • останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

 

Типичные патологические ответы:

  • останется на земле, потому что не умеет летать;
  • умрет во время падения;
  • умрет от голода или холода;
  • о нем все забудут;
  • на него кто-нибудь наступит.

 

  1. Сказка «Ягненок» Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.

 

1-й вариант. «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»

 

Типичные нормальные ответы:

будет есть больше травки;

заплачет, потом станет есть больше травки;

пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

 

Типичные патологические ответы:

умрет от голода;

уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;

будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

 

2-й вариант. Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды…» следует другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»

 

Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:

немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.

 

Типичные патологические ответы:

пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;

постарается прогнать маленького ягненка;

притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка, и снова сам будет пить молоко;

найдет другую маму для маленького ягненка;

побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.

 

  1. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

 

Типичные нормальные ответы:

  • у нас будут гости;
  • кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;
  • мама услышала  что-нибудь  важное  по  радио  или  по  телевизору и т. д.

 

Типичные патологические ответы:

  • кто-то умер;
  • мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
  • мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;
  • мама сердится за то, что он опоздал.

Интернет-сказок для детей

С древних времен люди рассказывают друг другу сказки. Сказки — это очень значительный литературный жанр, они присутствуют во всех культурах мира. По сравнению с мифами и легендами время и место появления в сказках не определены. К их характеристикам относится появление фантастических элементов в виде говорящих животных, магии, ведьм и великанов, рыцарей и героев. Только в 17 веке сказки в Европе были записаны и сохранены для будущих поколений.

Первым исследователем сказок стал индолог Теодор Бенфей в 19 веке. В 1910 году финский исследователь Антти Аарне классифицировал сказки по их повествовательному содержанию. Позже ее работа была переведена и обогащена Ститом Томпсоном, в результате чего была разработана система классификации Аарне-Томпсона. В 1928 году русский ученый Владимир Пропп внес свой вклад в структурное исследование морфологии сказок — важный исследовательский вклад. В более поздних исследованиях сказок использовались различные теоретические подходы из антропологии, устной истории, изучения различной индивидуальной филологии, психологии и других.Добро и зло в сказках обычно четко разделяются, часто в виде добрых и злых персонажей. В центре содержания сказок обычно герой и конфликт между добром и злом, природными и сверхъестественными силами. Герой часто бывает слабой фигурой, как младший сын. В конце концов, добро награждается, а зло наказывается.

Сказки в Германии

В Германии термин сказки во многом ассоциируется с первым сборником сказок братьев Гримм.Однако существует множество немецких сказок, которые Гриммы не записали.

Сказки во Франции

Первым сборником сказок на французском языке стала книга Шарля Перро «Histoires ou Contes du temps pass avec des моралис». Его творчество положило начало жанру. Позднее термин сказка использовала французская писательница мадам д’Ольнуа. Свою книгу она назвала Contes de fes («Сказки»), дав сказкам их современное название.

Сказки в Индии

Индийские сказки имеют давнюю и разнообразную традицию.Список под названием Панчатантра, которому 2000 лет, является одним из самых значительных сборников индийских сказок. В начале 20 века индолог Джон Хертель внес важнейший научный вклад в Панчатантру.

Подробнее читайте в Википедии.

сказок | TeachingEnglish | Британский совет

Цели:

  • Чтобы учащиеся могли услышать на английском, вероятно, знакомые истории на их родном языке.
  • Чтобы позволить детям увидеть английский язык в художественном контексте.
  • Для ознакомления с различными наборами слов, такими как семья, еда, одежда или части тела.
  • Чтобы помочь детям старшего школьного возраста замечать такие языковые области, как простое прошедшее, сравнительное и т. Д.

Материалы:

  • Рабочие листы для мероприятий после чтения
  • Карточки (ламинированные фотокопии избранных сцен из рассказов)

Пять полезных советов при использовании сказки в классе

  1. Создайте мистическую атмосферу с помощью языка тела, голоса и освещения, если это возможно.
  2. Не переусердствуйте со страшными персонажами с очень маленькими учениками.
  3. Как можно больше вовлекайте детей.Заставьте их угадать следующий эпизод на протяжении всей истории.
  4. Вам не нужно систематически предварительно обучать лексике. Вызвать их интерес? Да, с изображением на обложке: «Кто это?» «Это злая ведьма или дружелюбная фея?» «Принцесса выглядит грустной или счастливой?» и т. д. Вы можете вернуться к лексике после рассказа, например, «Вы можете вспомнить, как это называется?» (указывая на картинку).
  5. Не используйте его только как заполнитель времени. Дети получат от этого гораздо больше, если они будут изучать серию уроков или если они будут связаны с более широкой темой.

В сказках нужно помнить, что это довольно длинные рассказы, и в них не всегда есть повторяющийся язык, который почти необходим для обучения английскому языку молодых людей. Главное здесь — потратить немного времени на упрощение текста рассказа и превращение его в серию повторяющихся языковых шаблонов.

Золушка

Словарные группы включают:

  • Семья (сестры, мачеха, отец, крестная мать)
  • Одежда (тапочки стеклянные, платье)
  • Прилагательные (большой, маленький, некрасивый, красивый)
  • Определение времени (полночь, рано, поздно)

Образец повторяющегося текста:

  • ‘Она примерила тапочки, но они были слишком большими.’
  • ‘Она примерила тапочки, но они были слишком маленькими’.
  • «Она примерила тапочки, и они были в самый раз».
  • ‘Она взмахнула волшебной палочкой и затяжкой, превратив тыкву в карету’.
  • «Она взмахнула волшебной палочкой и затяжкой, превратила лохмотья в красивое платье».

Возможный языковой диапазон:

  • Прошлое — простое: примеряли, махали, поворачивали (не забудьте дать детям возможность заметить разницу. Вам не нужно читать им лекцию о различных формах и формах прошедшего времени!)

Белоснежка

Словарные группы включают:

  • Прилагательные (застенчивый, счастливый, сварливый, средний)
  • Пейзажи (лес, озера)
  • Строения (дома, замки, башни)
  • Дома / мебель (кровати, кухни, работа по дому)

Образец повторяющегося текста:

  • ‘Зеркало, зеркало на стене, кто самый красивый из всех?’

Возможный языковой диапазон:

  • Сравнительная и превосходная степень: «Ты красивая, но Белоснежка красивее.Она самая красивая из них ».

Красная Шапочка

Словарные группы включают:

  • Животные (в лесу, волк)
  • Еда (яблоки, пирожные)
  • Пейзаж (деревья, озера, лес)
  • Чувства (слышать, видеть, осязать)
  • Части тела (уши, глаза, нос, руки, зубы)

Образец повторяющегося текста:

  • ‘Какие у вас большие глаза!’
  • ‘Они помогают мне лучше тебя видеть.’

Возможный языковой диапазон:

  • Есть: ‘Что у тебя в корзине?’ «У меня два яблока».

Гензель и Гретель

Словарные группы включают:

  • Семья (отец, мачеха)
  • Продукты питания (сахар, торты, сладости)
  • Дом / мебель (дверь, окно, кровать, печь)
  • Цифры (крошки на земле)

Образец повторяющегося текста:

  • ‘Он крошку уронил на землю, и еще, и еще.’
  • ‘Он уронил на землю камешек, потом еще и еще’.

Возможный языковой диапазон:

  • Изготовлен из: «Крыша покрыта глазурью».

Действия после чтения

  1. Нарисуйте изображение вашего любимого персонажа.
  2. Разыграйте сцену из рассказа.
  3. Перепишите конец рассказа (это можно сделать на бумаге или устно).
  4. Составьте групповую или классную сказку. Используйте разных персонажей из нескольких сказок.
  5. Укажите на карточки со сценами из рассказа, чтобы идентифицировать персонажей или события.
  6. Постепенно найдите иллюстрацию из истории. Дети должны говорить то, что видят.

Ссылки

Существуют наборы BritLit Kits с широким спектром материалов и идей для обучения Красной Шапочке и Джеку и Бобовому стеблю.
https://www.teachingenglish.org.uk/article/little-red-riding-hood
https://www.teachingenglish.org.uk/article/jack-beanstalk

На этом сайте есть несколько сокращенных сказок, которые нужно еще больше упростить.Некоторые можно послушать онлайн.
http://www.childrenstory.com/tales/index.htm

На веб-сайте LearnEnglish Kids есть различные анимированные сказки и другие традиционные рассказы с заданиями для детей.
https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/category/topics/traditional-stories

BBC имеет различные ресурсы по анимационным сказкам.
http://www.bbc.co.uk/learning/schoolradio/subjects/english

.

My It’s English !: Тест на аудирование: Сказки

Послушайте рассказ радиопрограмм BBC о сказках и заполните пробелы в предложениях ниже, используя до ТРЕХ слов. 0 — это пример.

0 Пример :
Доктор Джейми Тегерани — антрополог в Даремском университете.

1 Сказки, которые изучал доктор Джейми Тегерани, имеют возраст _______________ тысяч лет.

2 Истории, подобные Красавица и чудовище , восходят к _______________ эпохе.

3 Сказки не писали до _______________ веков.

4 Филогенетические сравнительные методы позволяют антропологам реконструировать прошлое в отсутствие _______________.

5 У нас нет письменных записей о самых ранних сказках, потому что мы говорим о времени до _______________.

6 _______________ передаются из поколения в поколение.

7 Антропологи сравнивают народные сказки разных культур и делают выводы об историях, которые рассказывал бы _______________.

Мы знаем, что сказки очень старые, но кажется, что некоторые из них даже старше, чем мы думали, намного старше. Доктор Джейми Тегерани, антрополог из Даремского университета, написал последнее исследование сказок. Так сколько лет, доктор Тегерани?
Ну, доброе утро, спасибо, что пригласили меня на шоу. Я хотел бы просто начать с того, что я был соавтором исследования с замечательным исследователем из Португалии по имени Сара Граса да Силва, которая проделала фантастическую работу над этим проектом, она фактически получила для этого финансирование.Итак, эти сказки, которые мы рассматривали, мы смогли проследить на самом деле на тысячи лет, вероятно, от четырех до шести тысяч лет — это происхождение многих известных европейских народных сказок, таких как Красавица и Чудовище.
Какие шесть тысяч лет?
Да, вернемся к бронзовому веку. Мы смогли проследить передачу этих историй от поколения к поколению гораздо раньше, чем это принято считать.
Значит, очевидно, передается устно?
Да, по большей части да.Итак, эти истории были записаны совсем недавно.
А под словом «недавно» вы имеете в виду?
Итак, это раннее Новое время, 16-17 века, когда вы видите появление литературной сказки. Между учеными ведутся споры о том, действительно ли эти рассказы возникли в то время, может быть, они были литературными изобретениями, которые затем распространились на эти сельские районы, которые изучали фольклористы, и что эти устные народные сказки на самом деле искажают литературные рассказы.
Верно, потому что я должен спросить вас, если они не были записаны шесть тысяч лет назад, очевидно, откуда вы знаете?
Что ж, мы использовали набор методов, набор инструментов, которые мы фактически позаимствовали из эволюционной биологии, называемых филогенетическими сравнительными методами, и эти методы позволяют вам реконструировать прошлое в отсутствие реальных прямых физических доказательств. Итак, если вы думаете, что в биологии у вас есть очень неоднородная летопись окаменелостей, то же самое верно и в отношении культуры. Археология — это очень неполный отчет о нашем культурном прошлом, но…
Но, по крайней мере, у вас есть что-то физическое?
Да, верно, и, конечно же, у вас есть что-то физическое в письменной записи, что мы можем просмотреть некоторые истории, относящиеся к определенному периоду времени.
Да, но не шесть тысяч лет?
Не шесть тысяч лет, потому что мы говорим о времени до возникновения письменности.
Совершенно верно.
Таким образом, мы сделали это следующим образом: мы раскопали информацию о прошлом, о нашей истории рассказывания историй, используя информацию, которая была сохранена через механизм наследования, так что эти традиции рассказывания историй передаются из поколения в поколение, так что в этом чувство, что они воплощают свою собственную историю, и, сравнивая народные сказки, которые мы находим в разных культурах, и зная кое-что об исторических отношениях между этими культурами, мы можем сделать выводы об историях, которые были бы рассказаны их общими предками, и это подход, который мы использовали.
Что ж, приятно думать, что о Красавице и Чудовище шесть тысяч лет назад могли рассказать детям, какая замечательная мысль. Доктор Джейми Тегерани, большое спасибо.
Спасибо.

Ключ :
1 от четырех до шести
2 бронза
3 шестнадцать или семнадцать
4 прямые вещественные доказательства
5 происхождение письменности
6 рассказывающих традиций
7 (их) общих предков

,

Коротких сказок

Это одна из лучших сказок для детей онлайн. Давным-давно в стручке гороха жили пять горошин. Все они были разные, но все еще жили вместе, так как стручок гороха все еще был закрыт. Они были слишком малы, чтобы выдержать

от Шрейя Шарма

Это история Дюймовочки для детей. Давным-давно в далекой деревне жила одна женщина.После смерти мужа ей было очень одиноко. Она всегда хотела иметь ребенка, но, увы, у нее его не было. Однажды она пошла

от Шрейя Шарма

Это один из лучших рассказов о принцессах на ночь для чтения детьми. Давным-давно здесь жили король и три его дочери. Однажды король захотел узнать, какая из его дочерей любит его больше всего.Итак, он позвонил

от Шрейя Шарма

Это удивительная сказка для детей. Жили-были король и королева, которые жили в золотом замке со своей прекрасной дочерью. Вы также можете прочитать «Мышонок, который был принцессой». Один

от Шрейя Шарма

Это краткое содержание «Маленького принца» для детей.Жил-был Маленький принц, который жил один на небольшом астероиде под названием B-612. Он считал, что должен заботиться о своей планете. Поэтому он всегда чистил свои три вулкана и вырезал баобаб

.

от Шрейя Шарма

Это лучший сказочный рассказ для детей. Однажды в деревне жил старый фермер со своими тремя сыновьями. Все трое были молоды и красивы.Фермер гордился своими сыновьями. Также прочтите «Принцесса Роза и золото

».

от Шрейя Шарма

Это одна из удивительных сказок для детей. Однажды жил бедняк по имени Хоаи, который работал слугой у помещика в деревне. Хозяин был очень скуп, но у него была красивая дочь. Он боялся, что Хоаи

от Шрейя Шарма

Это удивительная сказка для детей.В простом домике у подножия заснеженной горы жила ткачиха мать. Каждую неделю мама привозила ковры, украшенные фигурками разных птиц,

от Шрейя Шарма

Это одна из великих легенд Филиппин для детей. Давным-давно жила маленькая девочка со своей мамой в маленькой соломенной хижине в заброшенной деревушке.Ее отец скончался, когда она была еще молодой. Так ее

от Шрейя Шарма

Это одна из удивительных сказок для детей. В далеком Королевстве жила конфетная фея, которая была очень добра и любила детей. В ее доме всегда были всевозможные конфеты разного цвета. Обычно она использовала

от Шрейя Шарма

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *