МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — это… Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ?
(англ. view of world, нем. Weltanschauung) — комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание М. входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (к ним, прежде всего, относятся вопросы о смысле существования человека; согласно Г. Риккерту, М. — истолкование смысла жизни), в собственном самосознании (общечеловеческом, гражданском, этническом, религиозном, историческом, нравственном, профессиональном и т. д.), в своих отношениях к миру. М. развивается не по мере усвоения всевозможных знаний о мире и приведения их в к.-л. систему, а по мере расширения сферы самоопределения данной личности и придания ценности разным областям самоопределения. Поиску и формированию М. предшествует неудовлетворенность в бессистемности, беспочвенности, банальности и неустойчивости своих чувств, взглядов и поступков. Справедливо отмечено С. Л. Рубинштейном, что «личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, М., к которому он пришел в итоге большой сознательной работы».
М. не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. Этим М. отличается от «менталитета», который генетически предшествует М., а затем интегрируется с ним в единую систему сознания.
В такой оппозиции к личностному М. понятие менталитета (или ментальности), восходящее к коллективным представлениям Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, сыграло важную роль в становлении исторической антропологии (школа «Анналов»). Мировоззрением нельзя назвать некритически усвоенные стереотипы массового сознания, дорефлексивный «жизненный мир» (Э. Гуссерль), «жизненный стиль» (по А. Адлеру), а также те явления, которые Э. Фромм описывал под именами «иррациональной веры» и «авторитарной совести» (последняя отождествляется с фрейдистским «сверх-Я»). Имея в виду прежде всего опыт выдающихся личностей, С. Л. Франк справедливо настаивал на индивидуально-творческом характере М., которое есть «всегда одновременно продукт и выражение творящего индивидуального духа, духовной личности. В этом совершенно конкретном и прямом смысле существует, собственно, столько М., сколько отдельных созидающих индивидуальностей или гениев».
У менталитета и М. есть не только различия, доходящие до противоположности, но и общие функции и черты. Общей функцией является, напр., то, что они обслуживают субъективные отношения личности к миру. Понятие «отношение» приложимо и к М., и к менталитету, ибо отношение выражается и в чувствах (переживаниях), и в их рефлексиях, и в сознательно принятых, понятийно оформленных убеждениях. К общим чертам менталитета и М. относится и то, что к ним применимо понятие живого знания (С. Л. Франк) как единства переживания и знания (С. Л. Рубинштейн), значения и личностного смысла (А. Н. Леонтьев). Очевидно, с возрастом удельный вес и функциональная роль переживания в сознании и в поведении может меняться, но принцип единства знания и переживания остается в силе. В менталитете ведущая роль принадлежит переживанию, в М. — знанию. (Б. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
Мировоззрение личности – что это такое? Мировоззрение личности в психологическом словаре на TestoMetrika.com
Мировоззрение личности(англ. view of world, нем. Weltanschauung) – комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание М. входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (к ним прежде всего относятся вопросы о смысле существования человека; согласно Г. Риккерту, М. – истолкование смысла жизни), в собственном самосознании (общечеловеческом, гражданском, этническом, религиозном, историческом, нравственном, профессиональном и т. д.), в своих отношениях к миру. М. развивается не по мере усвоения всевозможных знаний о мире и приведения их в к.-л. систему, а по мере расширения сферы самоопределения данной личности и придания ценности разным областям самоопределения. Поиску и формированию М. предшествует неудовлетворенность в бессистемности, беспочвенности, банальности и неустойчивости своих чувств, взглядов и поступков. Справедливо отмечено С. Л. Рубинштейном, что «личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы».
М. не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. Этим М. отличается от «менталитета», который генетически предшествует М., а затем интегрируется с ним в единую систему сознания. В такой оппозиции к личностному М. понятие менталитета (или ментальности), восходящее к коллективным представлениям Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, сыграло важную роль в становлении исторической антропологии (школа «Анналов»). Мировоззрением нельзя назвать некритически усвоенные социальные стереотипы (содержание массового сознания), дорефлексивный «жизненный мир» (Э. Гуссерль), «жизненный стиль» (по А. Адлеру), а также те явления, которые Э. Фромм описывал под именами «иррациональной веры» и «авторитарной совести» (последняя отождествляется с фрейдистским «сверхЯ»). Имея в виду прежде всего опыт выдающихся личностей, С. Л. Франк справедливо настаивал на индивидуально-творческом характере М., которое есть «всегда одновременно продукт и выражение творящего индивидуального духа, духовной личности. В этом совершенно конкретном и прямом смысле существует, собственно, столько мировоззрений, сколько отдельных созидающих индивидуальностей или гениев».
У менталитета и М. есть не только различия, доходящие до противоположности, но и общие функции и черты. Общей функцией является, напр., то, что они обслуживают субъективные отношения личности к миру. Понятие «отношение» приложимо и к М., и к менталитету, ибо отношение выражается и в чувствах (переживаниях), и в их рефлексиях, и в сознательно принятых, понятийно оформленных убеждениях. К общим чертам менталитета и М. относится и то, что к ним применимо понятие живого знания (С. Л. Франк, В. П. Зинченко) как единства переживания и знания (С. Л. Рубинштейн), значения и личностного смысла (А. Н. Леонтьев). Очевидно, с возрастом удельный вес и функциональная роль переживания в сознании и в поведении может меняться, но принцип единства знания и переживания остается в силе. В менталитете ведущая роль принадлежит переживанию, в М. – знанию. (Б. М.)
Мировоззрение и идеалы личности
Понятие о мировоззрении. Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человека. Мировоззрение в узком смысле слова — это система взглядов на общественную жизнь, т. е. морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей.
Следует различать мировоззрение больших социальных групп (или общества в целом) и мировоззрение отдельной личности, принадлежащей к этим группам. Мировоззрение больших социальных групп выражается в идеологии, или систематизированном, обобщенном общественном сознании. Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношений к различным сторонам общественной жизни. Общественное сознание большой социальной группы и сознание личности совпадают в своей сущности, но могут различаться по объему, глубине и степени их действенности.
Мировоззрение личности отражает не только личное бытие, но и бытие целого сообщества, а также и психологию этого сообщества (социальной группы, нации, общества в целом). Мировоззрение личности формируется под влиянием определенной идеологии. Чем более развито общество, тем значительнее роль идеологии в формировании сознания масс. Поэтому, рассматривая мировоззрение личности, невозможно не учитывать идеологического влияния на формирование взглядов отдельного человека.
Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности.
Отражение общественного бытия совершается непосредственно, прямо и опосредствованно, когда в процессе обучения и воспитания люди овладевают общественными идеями, выработанными определенным социумом. Второй путь формирования сознания личности не менее важен, чем первый. Прогрессивные общественные идеи могут опережать общественное бытие и вести личность вперед в ее борьбе за перестройку бытия. Кроме того, только при наличии опосредствованного отражения бытия может правильно совершенствоваться и непосредственное его отражение. Без сознательного усвоения распространенных общественных идей личность будет «блуждать в потемках». Она не сможет глубоко понять общественные события своего времени, разобраться в них.
Мировоззрение личности, как правило, обусловлено социальной принадлежностью.
Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с морально-политическими взглядами одного человека и соответственно санкционируется или затормаживается им. Твердость мировоззрения придает определенность и стойкость личности.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Чтобы понять своеобразие личности, необходимо проанализировать качественные особенности ее мировоззрения.
Качественная характеристика мировоззрения личности определяется следующими признаками:
- содержательностью и научностью;
- систематичностью и цельностью;
- логической последовательностью и доказательностью;
- степенью обобщенности и конкретности;
- связями с деятельностью и поведением.
Содержательность и научность мировоззрения характеризуют личность со стороны богатства и глубины знаний. В противоположность житейскому мировоззрению или взглядам на действительность с позиций так называемого здравого смысла научное мировоззрение позволяет поступать со знанием дела, видеть далекие перспективы, последствия действий и поведения. Только научное мировоззрение освобождает личность от суеверий, от страха и неуверенности перед силами природы и общества.
Мировоззрение систематично и цельно тогда, когда личность выработала определенные взгляды по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности, когда взгляды по отдельным вопросам согласуются между собой и составляют единую систему мнений и методологических подходов.
Систематичность и цельность мировоззрения позволяют говорить о вполне определенной и сложившейся личности. Человек, обладающий таким мировоззрением, занимает твердую жизненную позицию, идет уверенно по определенному пути к намеченной цели. Наоборот, личность, у которой мировоззрение внутренне противоречиво, часто проявляет непоследовательность в оценках событий, в поведении.
Мировоззрение как система взглядов всегда обобщенно. Благодаря обобщенности личность может разобраться в различных конкретных событиях жизни, предвидеть далекие последствия этих событий. Человек, у которого взгляды слишком конкретны, привязаны к определенным явлениям, может не понять тенденций общественного развития, вследствие чего в его мировоззрении проявляется консервативность.
Признавая важность обобщенности мировоззрения, необходимо учитывать степень соотношения отвлеченного и конкретного во взглядах. Обобщение всегда ведет к отвлечению. Иногда отвлечение приводит к тому, что человек за общими, абстрактными идеями не увидит конкретной жизни и не сможет оценить ее в соответствии с принципами. Есть люди, которые много говорят, выдвигая всякого рода планы, и в то же время оказываются совершенно беспомощными в практической жизни.
Необходима определенная мера соотношения отвлеченного и конкретного в системе взглядов личности. Нужная мера образуется лишь тогда, когда человек не отрывается от жизни, а живет ею и ею проверяет истинность своих взглядов.
Мировоззрение необходимо для ориентации, для определения своего места и своей роли в общественном развитии. Мировоззрение только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь свои идеалы, руководствуясь ими в обществе, семье, труде. Вот почему степень связи мировоззрения с поведением является одним из важнейших показателей качеств личности. Бывает, что человек един и в своих мыслях, и в своих делах. Но бывает и так, что человек обнаруживает два разных лица: одно, когда он высказывает свои взгляды, и совсем другое, когда действует (например, проповедуя мораль, нарушает ее на каждом шагу).
При сочетании указанных положительных качеств мировоззрение превращается в глубокие убеждения личности.
Понятие об убежденности. Убежденность — глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Убежденный человек тот, у кого идеи слились с чувством и волей, для кого невозможен поступок, противоречащий принципам.
Убеждения формируются при активном отношении к действительности, при самостоятельном, вдумчивом отношении к знаниям, ответственном отношении к собственным обязанностям. Отсюда понятно, что созерцательное отношение к действительности и простое начетничество не могут сформировать действительных убеждений, за которые бы человек мог бороться.
Понятие об идеале. На основе мировоззрения, морально-политических взглядов складывается нравственный идеал, который служит основным мотивом и планом самовоспитания личности. В нравственном идеале, как в фокусе, отражаются убеждения человека, его жизненная позиция. Идеал — это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Наличие высокого нравственного идеала означает высокий уровень развития личности, характеризует благородство ее помыслов и действенную целеустремленность. Зрелый идеал человека содержит обобщенный образ совершенной личности, являющейся образцом для других (идеал нравственной воспитанности, учености, мастерства и т. п.).
Идеал отражает жизнь. Нельзя себе представить что-либо, элементов чего не было бы в реальности. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, что есть в действительности. Более того, идеалом может выступать образ конкретной личности, исторической или современной. Следовательно, реальное, будучи отраженным, может выступать в качестве идеального для той личности, для которой оно служит образцом поведения и деятельности. Но любой обобщенный идеал всегда содержит в себе те элементы совершенного, которые есть в действительности. Вместе с тем идеал — это образ, образец, который предвосхищает будущее и в какой-то мере опережает жизнь, отражая тенденции ее развития. В идеале есть всегда кусочек фантазии, т. е. переконструированной действительности, когда отбрасывается несущественное и элементы несовершенного, подчеркивается и даже преувеличивается прекрасное, совершенное. Так создается идеал, в котором лучшее в настоящем и будущем слито.
Фантазия, основанная на знании объективных закономерностей развития общества, создает такую идеальную картину общества и личности, которой как таковой нет в действительности (есть только элементы, отдельные черты), но которая не только возможна, но и обязательно станет реальностью.
Человеку свойственно предвосхищать будущее на основе обобщения прошлого и настоящего. Характер предвосхищения зависит не только от уровня знаний, но и от установок личности, ее взглядов, интересов и вкусов, общей воспитанности.
Сознание своего идеала вызывает разнообразные переживания у человека. Идеальное обычно вызывает переживание удивления, восторга и восхищения, а у деятельной личности, кроме того, и страстное желание работать над собой с тем, чтобы приблизиться к идеалу.
Наблюдаются два типа отношения к идеалу: созерцательно-восторженное и страстно-деятельное. В первом случае человек ограничивается восхищением идеальным и самобичеванием. Считая идеальное недосягаемым, он руководствуется в жизни так называемым здравым смыслом: «живи, как живется», «живи, как другие рядом живут». Во втором случае восхищение идеальным порождает огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал выступает как план жизни. Он реализуется личностью в процессе активной работы над собой. Идеал — путеводная звезда, указывающая направление движения, но остающаяся постоянно далекой и недосягаемой. Идеал зовет идти вперед, он содержит программу работы над собой. Вместе с тем ни один человек не считает, что он достиг на каком-то этапе идеального совершенства.
Синтетические свойства личности. Целостная психическая организация личности проявляется в определенном стиле жизни и поведения. Наиболее полно характеризуют личность следующие свойства:
- идейность,
- целеустремленность,
- моральная воспитанность,
- полнота и богатство личности,
- цельность,
- активность,
- оригинальность.
Идейность личности — главное и определяющее свойство направленности, которое сказывается на всем облике поведения и деятельности человека. Идейным человеком называют того, кто постоянно руководствуется в жизни определенными идеями, составляющими сущность его убеждений. Идейная личность — это принципиальный человек, способный пойти на жертвы во имя идеи.
Целеустремленность — это конкретное выражение стремлений личности, определяющих основную направленность ее активности. По социальной значимости целей можно судить об общественной ценности личности.
Моральная воспитанность — характеристика личности со стороны ее отношения к людям, общественным требованиям, собственным обязанностям. Это свойство выражается в гуманности, социальном интересе и ответственности.
Полнота и богатство личности — это качества, которые характеризуют разносторонность в развитии человека. Благодаря им он положительно влияет на окружающих, обогащая их духовный мир, и вместе с тем наилучшим образом выполняет свои собственные общественные обязанности.
Цельность — внутреннее единство личности. Цельная личность не знает раздвоенности, половинчатости, колебаний, она всегда определенна, а потому легко предусмотреть ее действия, если известны идейные и моральные позиции, которым она следует.
Активность — еще одно важнейшее свойство личности. Активный человек наиболее продуктивен. Именно такие люди творят историю. Наиболее значимыми активностями являются трудовая и общественная.
Оригинальность личности — то, что ее выделяет из окружения и вместе с тем представляет социальную ценность. Личность может быть оригинальна в своем поведении, деятельности. Наиболее ценна та оригинальность, которая воплощается в творческом труде.
Мировоззрение личности — Психология Дома Солнца
Расхождение между субъективной природой мировоззрения и объективным характером отражающейся в ней действительности обычно остается незаметным для субъекта по меньшей мере по двум причинам.
Во-первых, мировоззрение представляет собой форму синтеза, взаимопроникновения познания реальности и ее осмысления, оно пропитано смыслом, воспроизводит явления действительности прежде всего в их не объективных, а смысловых связях (Иванов, 1986; Козловский, 1986 и др.). Во-вторых, отличительной чертой мировоззрения является его претензия «выражать общечеловеческую точку зрения и позицию. Это значит, что в важнейших смысложизненных (а стало быть, и мировоззренческих вопросах) любой… субъект мировоззрения склонен обосновывать свою позицию как всеобщее требование, вытекающие из сущности человека или мирового порядка вещей» (Иванов, 1986, с.69). Мировоззрение говорит о том, как «на самом деле» устроен мир; когда я выражаю свои мировоззренческие убеждения, я считаю, что я говорю не о себе, а о действительности.
Иллюзия объективности мировоззрения делает его ценнейшим материалом изучения личности и ее субъективного мира. Благодаря этой особенности мировоззрения мы вправе ожидать, что его содержание будет в меньшей степени подвержено искажающему влиянию психологических защит, чем содержание Я-концепции, поскольку защита обеспечивается самой формой, которую те или иные смысловые ориентации приобретают, формулируясь как мировоззренческие постулаты, как суждения о мироустройстве, о порядке вещей. Мировоззренческие генерализации в результате оказываются чрезвычайно проективными, отражающими достаточно глубокие и интимные ценностно-смысловые ориентации личности, они гораздо больше говорят о личности того, кто их высказывает, чем о том, как устроен мир на самом деле. Например, трудно представить себе, что нравственный, честный человек может придерживаться убеждения: «Все люди воруют». За мировоззренческим убеждением, что любой человек украдет чужое, если будет исключен риск разоблачения, отчетливо просматривается отсутствие внутренних преград нравственного характера.
Формулируя некую всеобщую закономерность и подавая свои собственные личностные особенности как проявление этой закономерности, человек снимает с себя личную ответственность. Но на самом деле эта общая закономерность существует только в его сознании и, рассказывая о том, как устроен мир, человек рассказывает нам о себе. Тем самым мировоззрение оказывается не только интересным объектом психологического изучения, но и перспективным способом косвенной диагностики глубинных личностных структур. Можно говорить даже о специальном методическом принципе мировоззренческой проекции . В частности, много лет проработав с такой методикой как Тематический апперцептивный тест (Леонтьев, 1998), я обнаружил, что наибольшей проективной ценностью в нем обладает материал, который заключается в генерализациях, вплетенных в ткань рассказов. На основании этого в схему анализа Тематического Апперцептивного Теста была введена новая категория – категория генерализаций.
Это относится не только к тем обобщениям, которые человек высказывает от себя, но и к тем мировоззренческим обобщениям, которые он заимствует где-то в готовом виде и включает в свою картину мира. Одной из разновидностей таких обобщений являются элементы родительских сценариев, которые родители внушают детям (Берн, 1988). Часто эти сценарные указания носят характер мировоззренческих генерализаций. Обобщения типа «все мужики сволочи» часто являются не обобщением личного опыта, а передаются от матери к дочери. Не всегда, конечно, сценарные указания носят характер мировоззренческих генерализаций (иногда они имеют вид прямых указаний и императивов: делай то, не делай это, будь таким, не будь таким), но значительная их часть именно такова.
Часто в этом качестве выступают генерализации, облеченные в форму пословиц или афоризмов. Я проводил авторские мастерские, посвященные мировоззрению, именно на этой основе. Если человеку попросить сформулировать несколько любимых пословиц, поговорок, афоризмов и т.д., в этом очень четко могут проявиться главенствующие тенденции его личности. Я просил каждого назвать по три любимых пословицы. В пословицах присутствует некоторая идея, некоторый смысл. Он представлен в усложненном, виде, в своеобразной риторической форме, и задача заключается в том, чтобы выпрямить ту мысль, которая сформулирована в данной пословице, сформулировать ее максимально просто, простыми словами без всяких ухищрений. После этой операции «спрямления» смысла трех выбранных пословиц обычно удается без труда вычленить либо повторяющиеся в разных пословицах смысловые инварианты, либо суммарный смысл, по отношению к которому три пословицы представляют составные части, хорошо монтирующиеся друг с другом. Первый человек назвал: «Любишь кататься — люби саночки возить», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Личностные инварианты этого набора: рациональность, осторожность, предусмотрительность. Второй вариант: «Рыбак рыбака видит издалека», «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь», «Волка ноги кормят». Несколько менее отчетливо, чем в первом случае, но и здесь проективно проявляются существенные инварианты: активность, целеустремленность, деловая направленность. Третий вариант: «Назвался груздем – полезай в кузов», «Чем дальше в лес, тем больше дров», «Недосол на столе – пересол на спине». Суммарный смысл: стоический пессимизм, терпение, предусмотрительность.
Еще одним воплощением методического принципа мировоззренческой проекции является разработанная мною диагностическая методика предельных смыслов (Леонтьев, Бузин, 1992; Леонтьев, Филатова, 1999; Леонтьев, 1999). Она предназначена непосредственно для изучения смысловых аспектов мировоззрения. Это строящаяся по определенным правилам диалогическая процедура. Психолог последовательно задает клиенту ряд вопросов по заданному алгоритму, записывая ответы. Вопросы строятся по образцу «Зачем люди смотрят телевизор?». Принципиальны два первых слова – «зачем» и «люди», а вид деятельности, о котором задается вопрос, берется из ответа клиента на предыдущий вопрос (за исключением самого первого). Эти вопросы задаются до тех пор, пока человек не доходит до некоторой предельной точки, для определения которой существуют специальные критерии. Всегда уже со второго шага человек выходит на обобщенную структуру представлений смыслов не конкретных видов деятельности, а вообще общей системы активности человека в мире и, несмотря на то, что вопросы формулируются о людях вообще, реально говорит о себе самом .
По результатам строится граф, отражающий систему связей между категориями.
Есть три способа его анализа.
1. Проективный анализ содержания, подобный анализу любого проективного материала. 2. Контент-анализ: используются 3 категории ответов, частоту которых можно выражать количественно.
3. Структурный анализ: выделен ряд признаков, которые характеризуют структуру самих графов, степень развернутости, связности, интеграции смысловой структуры мировоззрения. Показатели имеют хорошие психометрические характеристики и дают ценные и нетривиальные результаты.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — что такое в Большом психологическом словаре
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
(англ. view of world, нем. Weltanschauung) — комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание М. входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (к ним, прежде всего, относятся вопросы о смысле существования человека; согласно Г. Риккерту, М. — истолкование смысла жизни), в собственном самосознании (общечеловеческом, гражданском, этническом, религиозном, историческом, нравственном, профессиональном и т. д.), в своих отношениях к миру. М. развивается не по мере усвоения всевозможных знаний о мире и приведения их в к.-л. систему, а по мере расширения сферы самоопределения данной личности и придания ценности разным областям самоопределения. Поиску и формированию М. предшествует неудовлетворенность в бессистемности, беспочвенности, банальности и неустойчивости своих чувств, взглядов и поступков. Справедливо отмечено С. Л. Рубинштейном, что «личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, М., к которому он пришел в итоге большой сознательной работы».
М. не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. Этим М. отличается от «менталитета», который генетически предшествует М., а затем интегрируется с ним в единую систему сознания.В такой оппозиции к личностному М. понятие менталитета (или ментальности), восходящее к коллективным представлениям Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, сыграло важную роль в становлении исторической антропологии (школа «Анналов»). Мировоззрением нельзя назвать некритически усвоенные стереотипы массового сознания, дорефлексивный «жизненный мир» (Э. Гуссерль), «жизненный стиль» (по А. Адлеру), а также те явления, которые Э. Фромм описывал под именами «иррациональной веры» и «авторитарной совести» (последняя отождествляется с фрейдистским «сверх-Я»). Имея в виду прежде всего опыт выдающихся личностей, С. Л. Франк справедливо настаивал на индивидуально-творческом характере М., которое есть «всегда одновременно продукт и выражение творящего индивидуального духа, духовной личности. В этом совершенно конкретном и прямом смысле существует, собственно, столько М., сколько отдельных созидающих индивидуальностей или гениев».
У менталитета и М. есть не только различия, доходящие до противоположности, но и общие функции и черты. Общей функцией является, напр., то, что они обслуживают субъективные отношения личности к миру. Понятие «отношение» приложимо и к М., и к менталитету, ибо отношение выражается и в чувствах (переживаниях), и в их рефлексиях, и в сознательно принятых, понятийно оформленных убеждениях. К общим чертам менталитета и М. относится и то, что к ним применимо понятие живого знания (С. Л. Франк) как единства переживания и знания (С. Л. Рубинштейн), значения и личностного смысла (А. Н. Леонтьев). Очевидно, с возрастом удельный вес и функциональная роль переживания в сознании и в поведении может меняться, но принцип единства знания и переживания остается в силе. В менталитете ведущая роль принадлежит переживанию, в М. — знанию. (Б. М.)… смотреть
Темы 2.5 и 2.6 Духовный мир человека и мировоззрение. Смысл жизни.
Темы 2.5 и 2.6 Духовный мир человека и мировоззрение. Смысл жизни.
Норматив по теме
- Духовный мир человека и его структура (элементы)
- Мировоззрение и его виды.
- Цель и смысл жизни
- Концепции смысла жизни
- Объективное и субъективное содержание смысла жизни.
- Самореализация.
Термины: духовный мир, познание, эмоции, чувства, мировоззрение, убеждение, менталитет, смысл жизни, аскетизм, гедониз, прагматизм, утилитаризм, эвдемонизм, альтруизм, нигилизм, объективный и субъективный, самореализация
Духовный мир человека и его структура
Внутренний (духовный) мир человека— это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Античные философы называли внутренний, духовный мир человека «микрокосмом» — в отличие от «большого мира» — «космоса», который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной.
Духовный мир человека — это состояние его внутреннего ЭГО(Самости).
Структура духовного мира человека
Мировоззрение
Мировоззрение обуславливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации (твердость характера).
Мировоззрение формируется:
—стихийно (обыденный опыт, например, наблюдение за поведением других людей)
— осознанно (воспитание, саморазвитие, образование)
В структуру мировоззрения входят следующие элементы:
— знания (информация)
— ценностная шкала человека (что «хорошо», а что «плохо«)
— принципы (устойчивые понятия)
— идеалы (некие совершенные образы, которым человек стремится соответствовать)
— убеждения (устойчивые представления)
— идеи.
Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение человека.
Оно может быть оптимистичным и пессимистичным
Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Цель жизни — это некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Смысл жизни не дан человеку извне, он открывается каждому человеку по-разному.
Концепции смысла жизни
аскетизм — смысл жизни в отречение от мира, умерщвлении своей плоти ради искупления грехов
гедонизм — смысл жизни в наслаждении (удовольствие)
прагматизм — смысл жизни в самой жизни (достижение своих целей)
утилитаризм — смысл жизни в извлечении пользы из всего
эвдемонизм — смысл жизни в стремлении к счастью (блаженстве)
альтруизм — смысл жизни в самопожертвовании во имя служения идеалу
нигилизм — отрицание ценности морали и иных видов социальных норм
Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его на то, что бы быть (бытие, жизнь).
Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
ТЕСТ
«Оптимист или пессимист»
А каким взглядом вы смотрите на окружающий вас мир? Ответьте на вопросы теста «Да» или «Нет».
1. Любите ли вы путешествовать?
2. Хотелось бы вам еще чему-нибудь научиться помимо того, что уже умеете?
3. Вы часто принимаете снотворное, успокоительное?
4. Нравится ли вам ходить в гости и принимать гостей?
5. Часто ли вам удается предугадать надвигающиеся неприятности?
6. Не кажется ли вам, что друзья сумели добиться в жизни большего, чем вы?
7. Находится ли в вашей жизни место каким-то спортивным занятиям?
8. Считаете ли вы, что судьба несправедлива к вам?
9. Беспокоит ли вас возможная глобальная экологическая катастрофа?
10. Согласны ли вы, что научный прогресс создает больше проблем, чем решает?
11. Удачно ли вы выбрали профессию?
12. Вы застраховали свое имущество?
13. Согласились бы вы на переезд в другой город, если бы там вам предложили интересную работу?
14. Довольны ли вы своей внешностью?
15. Часто ли вам беспокоят недомогания?
16. Легко ли вам освоиться в незнакомой обстановке, найти свое место в новом коллективе?
17. Считают ли вас окружающие энергичным, деятельным человеком?
18. Верите ли вы в бескорыстную дружбу?
19. Существуют ли для вас личные хорошие приметы – счастливые числа, удачные дни недели и т.п.?
20. Верите ли вы в то, что каждый – кузнец своего счастья?
Подведем итоги:-)
Поставьте 1 балл за ответ «Да» на вопросы 1, 2, 4, 7, 11 и 13-20, и 0 баллов за ответ «Нет» на эти же вопросы.
Поставьте 1 балл за ответ «Нет» на вопросы 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12 и
0 баллов за ответ «Да» на эти же вопросы.
Подсчитайте очки. Если вы набрали:
0-4 баллов
Похоже, жизнь вас изрядно потрепала, и вы уже не ждете от нее ничего хорошего. Невзгоды считаете неизбежными, радости – случайными. Жалость к себе и недоверие к людям мешают вам радоваться жизни. Чтобы приободриться и хоть немного воспрянуть духом, научитесь ценить те маленькие радости, которые выпадают каждому из нас. Не забывайте: жизнь никогда не бывает настолько плоха, чтобы ее нельзя было изменить нашим отношением к ней
5-9 баллов
По натуре вы – человек жизнерадостный, но в испытаниях жизни растеряли изрядную долю своего оптимизма. Огорчения и несбывшиеся надежды часто омрачают ваше настроение. Ваши поступки преимущественно продиктованы не стремлением к цели, а желанием избежать неудачи. Из-за этого добиться удается немногого. Ведь когда ждешь неприятности, они обязательно случаются. Попробуйте изменить угол зрения. У вас достаточно сил, чтобы многое повернуть к лучшему.
10-14 баллов
Поздравляем, вы – реалист, здравомыслящий человек, знающий цену себе и людям. Умеете ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Ясно видите теневые стороны жизни, но не склонны их смаковать. Для своих друзей и близких вы надежная опора, потому что умеете и утешить в горе, и остудить чрезмерный восторг.
15-18 баллов
Вы преисполнены жизнелюбия и оптимизма, всегда умеете найти в событиях и людях светлые стороны, если это стоит делать. Уныние редко посещает вас, так как это не совсем конструктивная эмоция, по вашему мнению. Однако такая позиция чревата некоторым непониманием с окружающими, которые не разделяют ваш оптимизм. Вам стоит задуматься над причинами как их недовольства, так и своей уверенности в том, что все будет хорошо. Есть ли под этими мнениями основание и насколько оно важно? Какова ваша успешность с таким подходом к жизни? Адекватны ли ваши усилия получаемому результату?
19-20 баллов
Ваш оптимизм просто бьет через край. Неприятности для вас словно и не существуют, и вы от них просто отмахиваетесь, спеша навстречу новым радостям. Однако задумайтесь: не слишком ли легкомысленна ваша позиция? Не исключено, что недооценка серьезных проблем однажды заставит вас столкнуться с неожиданными огорчениями.
Задания
1. «Птицы летают низко — быть дождю». Данное утверждение является примером знания
1. житейского
2. мифологического
3. научного
4. паранаучного
2. Примером какого вида знания является утверждение «Задатки — природная основа способности»?
1. паранаучного
2. мифологического
3. научного
4. обыденного
3. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям?
1. закон падающего бутерброда
2. закон стоимости
3. закон фотоэффекта
4. закон спроса
4. Верны ли следующие утверждения:
А) Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира
Б) И научным, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1. верно только А.
2. Верно только Б
3. верны оба
4. оба неверны
5. Верны ли следующие утверждения:
А) Миф является одной из форм познания мира
Б) Миф является одной из форм научного познания мира
1. верно только А.
2. Верно только Б
3. верны оба
4. оба неверны
6. Соотнесите формы познания и особенности
1. Миф А). знание является побочным продуктом
практической деятельности
2. Наука Б) знание существует в форме
художественных образов
3. Обыденное знание В) знание раскрывается в процессе повествования
4. Искусство Г) знание является результатом целенаправленной
деятельности
7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
8. Верны ли следующие суждения о самореализации?
А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.
Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным творчеством.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Мировоззрение и идеалы личности — Студопедия
Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Мировоззрение в узком смысле слова – это система взглядов на общественную жизнь, т. е. морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей.
Следует различать мировоззрение общества и мировоззрение отдельной личности , принадлежащей к этому обществу. Мировоззрение общества выражается в идеологии, или систематизированном, обобщенном общественном сознании. Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношений к различным сторонам общественной жизни. Общественное сознание общества и сознание личности совпадают в своей сущности, но могут различаться по объему, глубине и степени действенности.
Мировоззрение личности отражает не только личное бытие, но и бытие целого общества, отражает также и психологию этого общества. Мировоззрение личности формируется под влиянием определенной идеологии. Чем более развито общество, тем значительнее роль идеологии в формировании сознания масс. Поэтому, рассматривая мировоззрение личности, невозможно не учитывать идеологического влияния на формирование взглядов отдельного человека.
Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное бытие . Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности.
Отражение общественного бытия совершается опосредованно, когда в процессе обучения и воспитания люди овладевают общественными идеями, выработанными определенным обществом. Этот путь формирования сознания личности не менее важен. Прогрессивные общественные идеи могут опережать общественное бытие и вести человека вперед в его борьбе за перестройку бытия. Кроме того, только при наличии опосредованного отражения бытия может правильно совершенствоваться и непосредственное его отражение. Без сознательного усвоения передовых общественных идей личность будет «блуждать в потемках». Она не сможет глубоко понять общественные события своего времени, разобраться в них.
Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с морально-политическими взглядами человека и, соответственно, санкционируется или затормаживается им. Твердость мировоззрения придает определенность и стойкость личности.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, – оно сказывается на всем облике человека , на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Мировоззрение формирует личность
Наши взгляды на мир сильно влияют на то, что мы за люди. По мнению шведского исследователя, мировоззрение отражает личность и модели поведения.
Личное мировоззрение состоит из основных предположений или представлений о мире, которые у нас есть.
Наше мировоззрение структурирует наши мысли и действия. Они могут дать ответ на ключевые вопросы, такие как смысл жизни, воспринимаем ли мы людей как добро или зло или верим ли мы в высшую силу или божество.
«Изучив личное мировоззрение человека, мы можем объяснить 40 процентов политической идентичности людей в Швеции — насколько правее или левее они находились. Для сравнения: при использовании поведенческих паттернов этот показатель составляет всего 25 процентов », — объясняет Артур Нильссон из шведского университета Лунда.
«Это убедительно, учитывая, что психология традиционно фокусируется на поведенческих моделях при описании личности», — говорит Нильссон.
Целостное понимание
Около 1800 человек в Швеции и США приняли участие в исследовании, целью которого было составить схему их мировоззрения.
«Их попросили оценить по шкале от одного до семи, насколько они согласны или не согласны с утверждениями в анкете», — говорит Нильссон.
Он говорит, что результаты показывают, что люди, которые присваивают ценности всем другим людям, имеют тенденцию подчеркивать важность воображения и новаторства в науке, а также равенства и заботы в моральных и политических вопросах.
Те, кто считает, что люди достигают ценностей по отношению к внешним нормам, склонны подчеркивать объективность, дисциплину и традиции.
«На предмет того, как мировоззрение формирует личность, было проведено мало исследований. Это потому, что эмпиризм, который утверждает, что в конечном счете все знания происходят из чувственного восприятия, исторически был доминирующей точкой зрения в психологии ».
Он говорит, что психология, таким образом, сосредоточилась на вещах, которые легко наблюдать, что можно измерить и потрогать. Поведение или модели поведения были в центре внимания исследований личности.
«Мировоззрение — это тоже обширная концепция, но я думаю, что это именно то, что необходимо, чтобы помочь объединить разрозненную дисциплину и обеспечить всестороннее понимание различных частей целостности человека», — говорит Нильссон.
Использование мировоззрений
Нильссон объясняет, что наше мировоззрение зависит от нашей культуры и состоит из гораздо большего, чем базовые предположения или концепции.
«Люди в Индии имеют иное мировоззрение, чем люди в Швеции. Такие вещи, как личный опыт, гены и окружающая среда, личные размышления, виды культурных влияний, которым мы подвергаемся, и многие другие аспекты играют роль и влияют на наше мировоззрение ».
«Но в своем исследовании я вижу индивидуальные различия в рамках данного культурного контекста.
Несмотря на то, что люди имеют одинаковое культурное происхождение, мы наблюдаем определенные различия в их мировоззрении, — говорит доктор.
Как мы можем использовать тот факт, что мировоззрение играет ключевую роль в личностях?
«Как я уже сказал, психология традиционно хорошо разделяла человека на различные части, но чтобы понять человека в целом, вы должны также понять его или ее мировоззрение. Увеличивая наши знания о мировоззрении, мы лучше понимаем, как они влияют на нашу жизнь.”
«Есть много мировоззрений. Какие процессы ими управляют? Как они могут сосуществовать в многокультурном обществе и как можно изменить свое мировоззрение, когда оно встречает сопротивление в течение нашей жизни? » — спрашивает Нильссон.
В рамках клинической психиатрии
Когда мы сталкиваемся с серьезными проблемами в жизни, наше мировоззрение может подвергнуться сомнению, и это может быть воспринято как очень травмирующее.
Нильссон говорит, что классический пример — это когда мир перестает восприниматься как справедливый и справедливый.Смысл и контекст занимают центральное место в нашем мировоззрении, и когда оно рушится, мы должны изменить нашу картину, чтобы избежать пустоты, потери мотивации и т. Д.
«Более глубокое понимание того, как мы оспариваем и изменяем собственное мировоззрение, чтобы справиться с невзгодами, также может быть использовано в клинической психологии», — объясняет он.
Сознаем ли мы собственное мировоззрение?
«Это отчасти зависит от того, насколько глубоко мы вникаем в себя, но обычно в повседневной жизни мы шли довольно не осознавая свое мировоззрение.”
«Мировоззрение пронизывает все, что мы делаем и думаем, и часто это то, что мы обычно принимаем как должное, а не ставим под сомнение», — говорит Нильссон.
———————-
Прочтите норвежскую версию этой статьи на сайте forskning.no
Переводил: Гленн Остлинг
Внешние ссылки
Сопутствующие материалы
Проблемное поведение из-за нарушения зрения
Ученики с диагнозом СДВГ, трудности с обучением или дислексия в некоторых случаях могут просто страдать от нарушения зрения.
Раннее вмешательство предотвращает поведенческие проблемы
Чтобы не допустить негативного поведения среди детей, работу нужно начинать рано.
Давайте использовать порно, чтобы изменить сексуальное поведение
.
Личность Хакера | Ваш тип личности
Вы чувствуете, что вас неправильно поняли?
Вот самая распространенная история INFJ:
Вы выросли на интуиции, которую упускают другие люди. Вы не всегда были правы в своих выводах, но вы были правы достаточно часто, чтобы довериться своей интуиции. Когда вы делились своими мыслями с другими, они требовали доказательств, чего ваша интуиция не могла предоставить (пока).
Отсюда история идет несколькими путями.К сожалению, «оправдание» редко является результатом.
Согласно одной из версий, ваше предсказание в конечном итоге сбылось, но люди, с которыми вы делились этими утверждениями, забыли или просто исключили ваши способности как совпадение.
По другой версии, люди «запутались» вашими предсказаниями.
Так или иначе, вы научились держать свои мысли при себе.
Затем вы на собственном горьком опыте узнали, что есть одна вещь, которую вы всегда должны держать при себе: это странное и необъяснимое явление поглощения эмоций других людей.
Поглощение чужих эмоций стало для вас настолько естественным в таком юном возрасте, что вы предполагали, что это происходит и со всеми остальными …
… пока не дошло до вас, что никто не знает, о чем вы говорите (не что вы не могли подобрать нужные слова). Вы научились держать эту способность (или то, что некоторые INFJ называют обузой) при себе.
Вам понадобилось ресурсов и наставников, чтобы помочь справиться с этим бременем.
Если вы не нашли эти ресурсы, вы обратились к той части вашей личности, которая холодна, отстранена и критична.Возможно, это было единственное облегчение, которое вы могли получить.
Критичность никогда не приносит удовольствия — это не вы — но она помогает пережить каскадный поток эмоций других людей, нападающий на вас каждый день.
Но это еще не все плохие новости! Многие INFJ преодолели эти болевые точки, чтобы жить счастливой, подлинной и значимой жизнью.
В Personality Hacker мы работали с сотнями INFJ, которые столкнулись и преодолели эти и другие проблемы.
И сегодня мы хотим помочь вам сделать то же самое.
,