Кто первый сформулировал принцип культуросообразности: Принцип культуросообразности в педагогике

Содержание

Принцип культуросообразности в педагогике

Определение 1

Принцип культуросообразности – это идея о максимальном использовании в воспитании, образовании и обучении культуры той среды, в рамках которой осуществляется развитие личности человека.

Под культурной средой понимается регион, народ, нация, общество, страна и т.д.

История формирования и выделения принципа

Принцип культуросообразности является продолжением принципа природосообразности. Его выделению в самостоятельный принцип послужила сама человеческая природа. Человек рождается не личностью, а всего лишь существом биологическим. Личностью он становится в результате целенаправленного воспитания и обучения, усвоения социального опыта поведения, поступательного развития.

Впервые принцип культуросообразности был затронут античными педагогами и философами, которые рассматривали взаимосвязь между формированием личности и культуры. В процессе данного рассмотрения обозначены два важнейших тезиса:

«Формирование личности осуществляется через приобщение человека к культуре, а основным богатством любой культуры является человек».

Готовые работы на аналогичную тему

Античные философы и педагоги, обращаясь в своих произведениях к проблеме приобщения подрастающего поколения к культуре, указывали, что она является одним из важнейших факторов формирования высоконравственной личности.

Впервые как самостоятельный принцип педагогики, принцип культуросообразности, был выдвинут А. Дистервегом, который считал, что при воспитании ребенка необходимо учитывать всю совокупность окружающих факторов: место и время существования, окружающее общество, современную культуру и т.д. При этом культура понималась в широком смысле, так как каждый народ, в своем историческом времени имеет определенную ступень развития культуры.

Определение 2

Культура – это достояние и наследие, которое было оставлено современникам их предками как определенный результат истории.

Исходя из этого понимания культуры, А. Дистерверг, указывал на то, что каждый человек – это продукт культуры своего времени, несмотря на то, что ход его развития во многом зависит от природных задатков.

В отечественной педагогике принцип культуросообразности был рассмотрен и описан в трудах К.Д. Ушинского.

По мнению К.Д. Ушинского, если стоит задача воспитать и развить образованную личность, то начинать процесс необходимо с формирования представлений о родной культуре, истории страны и народа, традиций, окружающей природы родного края, знаний о религии и т.п. Данная идея легла не только в основу принципа культуросообразности, но и в основу идей народности.

Определение 3

Народность (по К.Д. Ушинскому) – это своеобразие и индивидуальность каждого народа, которая обусловлена его историческим развитием, географической точкой проживания и имеющимися природными условиями.

Таким образом, К.Д. Ушинским был описан принцип культуросообраности, который подразумевал, что именно культурой создается тот идеал человека, к которому необходимо стремиться в процессе формирования и воспитания личности.

Характеристика принципа

Принцип культуросообразности предусматривает верховенство общечеловеческих ценностей культуры, обязательный учет и присутствие в воспитании и развитии ребенка ценностей и норм национальной и человеческой культура.

Общечеловеческая культура — это признание человека как главной ценности общества, семьи как естественной среды его проживания, труда как основы жизнедеятельности и культуры как исторического социального опыта.

Замечание 1

Таким образом, общечеловеческая культура является комплексным и многогранным явлением, которое включает в себя все элементы жизнедеятельности человека, имеющие исторические особенности и проявления.

Национальная культура включает в себя традиции народа, его исторический опыт, особенности воспитания и обучения детей в соответствии с культурным наследием каждого народа.

В настоящее время принцип культуросообразности является актуальным, в нашем многонациональном государстве. В национальных регионах, наряду с культурой русского народа, детей с самого раннего детства знакомят с традициями и обычаями коренного народа, его историей и культурой. Например, в республике Хакасия детей знакомят не только с традициями и историей русского народа, но и с культурой хакасского народа. Дети наравне с историей России изучают историю Хакасии, обычаи хакасов, их праздники, традиционные блюда, одежду и т.д. Тем самым детей воспитывают одновременно на двух культурах, что способствует формированию толерантной личности, уважающей культуру не только своего народа, но и других национальностей.

Процесс приобщения детей к различным культурам современного общества (физической, сексуальной, политической, бытовой, духовной и т.д.), является очень сложной задачей, решение которой достигается посредством объединения усилий семьи, общества и образовательных учреждений (школа, институт, детский сад и т.д.).

Усвоение ребенком культуры общества во многом зависит от уровня его развития. В том случае, если ребенок развивается нормально, то усвоение культуры общества осуществляется естественным путем через интеграцию в общество. Если же у ребенка имеются отклонения в психическом, социальном или физическом развитии, то процесс усвоения культуры и приобщение к культурным ценностям значительно осложнен. Например, если у ребенка проблемы со слухом или зрением, то соответственно возникают проблемы с формированием культурного опыта, так как имеются ограничения в усвоении информации. В этом случае необходимо специально организованный воспитательно-образовательный процесс, с учетом отклонений в развитии.

Принцип культуросообразности в педагогике реализуется через организацию детских ансамблей, художественных студий, разнообразных кружков и секций, которые знакомят детей с культурой и позволяют приобщаться к ней.

Реализация принципа культуросообразности в педагогике требует соблюдения и выполнения следующих правил:

  1. Учет уровня развития и возраста ребенка.
  2. Учет имеющихся отклонений.
  3. Развитие у детей творческих способностей, через различные виды деятельности.

Кто первый сформулировал принцип культуросообразности

Главная » Raznoe » Кто первый сформулировал принцип культуросообразности

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (Лекция 5)

Принципы социальной педагогики

Понятия «принцип» и «правило»

Слово «принцип» происходит от латинского слова, которое означает «основа», «начало».

Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Так, строители хорошо знают, что возводить любое здание необходимо с закладки его фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке». Здание, построенное таким способом, рано или поздно разрушится.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Социальная педагогика, как было сказано выше, отпочковалась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности: определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов. Принципы в педагогике дают общее направление воспитания и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.

Однако вопрос о принципах педагогики для каждого периода развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные ученые выдвигают те или иные принципы или по-новому толкуют уже известные.

Еще большие сложности возникают в этом плане у социальной педагогики, ибо несмотря на ее зрелый мировой возраст (более ста лет), в России эта наука делает свои первые шаги. Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации ребенка, подход к нему как субъектно-субъектному взаимодействию, определение социального воспитания как создания условий для целенаправленного систематического развития личности позволяет выделить ряд общечеловеческих принципов, которые проверены многовековой практикой отечественной и зарубежной педагогической мысли и которые могут рассматриваться как основание для формирования социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

Мы рассмотрим три принципа – природосообразности, культуросообразности и гуманизма. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по-особому отражается в социально-педагогической деятельности.

Принцип природосообразности

Природосообразность – принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты. Приведем примеры.

Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я.А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, чтобы дары природы из возможных стали действительными. Я.А. Коменский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он выдвигает, обосновывает и строит свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.

Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он писал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Поэтому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку человека к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до совершеннолетия в естественных, природных условиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), создавший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания – развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания, по И. Г. Песталоцци, это согласие с природой. Причем в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима помощь. По его образному выражению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы – природы. Он утверждал, что любое воспитание, которое не было построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути.

Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И.Г. Песталоцци, также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утверждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества».

Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики. К.Д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психолого-педагогическом сочинении «Человек как предмет воспитания» писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и вооружиться также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Разрабатывая программу по педагогике, К.Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ физиологии, гигиены и психологии (внимание, память, воображение, «рассудочный процесс», чувства, волю), на основе которого можно переходить к изучению дара слова, нравственных, эстетических и религиозных чувств, дидактики. Последователем идеи свободного вос

Принцип культуросообразности воспитания





⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 16Следующая ⇒

 

Идея о необходимости культуросообразности воспитания до­вольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Джона Локка (XVII в.), французского мыслителя Клода Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога Иоганна Песталлоцци.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Име­ются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексу­альная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение челове­ка к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, что­бы воспитание находило способы минимизации отрицательных по­следствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкрет­ного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Реализация принципа культуросообразности воспитания сущест­венно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечело­веческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоя­тельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия вклю­чает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны раз­личия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе — между различ­ными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но и проблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.



В то же время нахождение баланса ценностей различных куль­тур и субкультур — одно из условий эффективности воспитания.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

2. Как менталитет этноса влияет на социализацию человека?

3. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека.

4. Покажите на примерах проявление имплицитных концепций личности и воспитания.

5. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном российском обществе в связи с происходящими в нем изменениями.

6. Как отражаются современные реалии российского общества на межпо­коленных отношениях?

7. Охарактеризуйте воспитание как социальный институт.

8. В чем принципиальные различия семейного, религиозного, социально­го, коррекционного и диссоциального воспитания?

9. Почему диссоциальное воспитание можно рассматривать в качестве элемента воспитания как социального института?

10. Охарактеризуйте государственную систему воспитания и проблемы, решаемые в ней на современном этапе.

11. Раскройте современную трактовку принципа культуросообразности воспитания.

Темы для углубленного изучения

 

1. Роль национального языка в процессе социализации.

2. Социальная структура общества и ее особенности в регионе прожива­ния студентов.

3. Взаимодействие общества и государства в процессе социализации.

Литература для самостоятельной работы

 

1. Касьянова К. О русском национальном характере. — М., 1994.

2. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994. — С. 67-77, 157-194, 234-272.

3. Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1988.

4. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 138-175,233-238.

6. Смелзер Н. Социология. — М., 1994. -С. 70-94, 304-390, 493-521.




7. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — М., 1969. — С. 160-167, 203-208.

ГЛАВА VI. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЗОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА


РЕГИОН

О понятии «регион». Регион — часть страны, представляющая собой целостную со­циально-экономическую систему, обладающая общностью экономиче­ской, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и соци­альным своеобразием,

Регион — это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и куль­турных богатств.

Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъ­ективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий-регионов. В России они довольно обширны (Северо-Западный, Центральный, Централь­но-Черноземный, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Однако в различных документах и в обыденной жизни регионом обычно называют меньшие территории — административные единицы: области, края, республики.

Регион и стихийная социализация. Влияние региональных условий на социали­зацию имеет различный характер и опреде­ляется рядом характерных особенностей ре­гиона.

Природно-географические особенности региона (ландшафт, климат, полезные ископаемые и т.д.) во многом определяют степень его урбанизированности, характер экономики, количество и меру ста­бильности населения, т.е. опосредствованно влияют на многие аспекты социализации жителей. Климат может оказывать и непо­средственное влияние на человека, на его здоровье, работоспособ­ность, психическое состояние, продолжительность жизни.

Социально-географические особенности региона включают в себя плотность населения, характер поселений (мера урбанизированности), традиционные занятия жителей, а также близость — уда­ленность от других регионов и средства сообщения внутри регио­на и с другими регионами. Эти особенности влияют на социали­зацию в основном косвенно, ибо от них во многом зависят стиль жизни, мобильность, источники информирования населения, что соответственно определенным образом сказывается на развитии детей, подростков, юношей.

Климат и экономика определяют степень и характер урбани­зированности региона. Например, в Сибири и Центральном ре­гионе преобладает городское население. Но на Сибирских про­сторах оно сосредоточено в крупных и средних городах, далеко расположенных друг от друга. А в Центре наряду с таким гигантом, как Москва, и большим количеством крупных и средних сущест­вует масса малых городов, в которых проживает существенная часть городского населения. Степень урбанизированности регио­на влияет на создание условий для социального и культурного развития и самореализации населяющих его людей, определяет мобильность жителей в различных аспектах (социальном, терри­ториальном, профессиональном и др.).

Социально-экономические особенности региона — это типы и ха­рактер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами (а порой и с другими странами).

Характер экономики региона, например, преимущественная разработка природных ресурсов в Сибири, обрабатывающая промышленность на Северо-Западе и в Центре, сочетание про­мышленного и сельскохозяйственного производства в Централь­но-Черноземном регионе и т.д., оказывает влияние на социально-профессиональный состав населения, определяет возможности профессионального определения, сказывается на уровне жизни жителей.

Неравномерность экономического развития регионов отраже­на в общих показателях уровня жизни их жителей. После начала реформ «в отрыв» ушла столица. Если в 1991 г. доходы на душу населения здесь превышали среднероссийский уровень в 1,6 раза, то в 1996 г. это превышение удвоилось. Соотношение же между уровнем средних душевых доходов в Москве и их минимальным уровнем, например, в Республике Ингушетия составило в 1996 г. одиннадцать к одному.

Социально-демографические особенности региона — это нацио­нальный состав населения, его половозрастная структура, типы семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т.п.), ми­грационные процессы. Все эти характеристики играют очень важ­ную роль в социализации подрастающих поколений.

Регионы различаются по этническому составу населения. В од­них преобладает моноэтнический состав. В других относительно равномерно сочетаются два-три этноса (русские и татары в Татар­стане; русские, татары, башкиры — в Башкортостане). В ряде ре­гионов образовался этнический коктейль (Дагестан, Краснодар­ский край, Москва).

Много значит и степень стабильности населения. Нестабиль­ный состав населения северных районов Сибири и Дальнего Вос­тока, с одной стороны, способствует взаимообогащению прие­хавших из других регионов людей, а с другой — формирует тип «перелетных птиц», является причиной неукорененности больших групп населения, их отрыва от культурно-исторических традиций. Стабильность населения в Европейской России, способствуя со­хранению традиций, может в то же время играть консервативную роль, препятствуя процессам развития.

В ряде регионов значительно выше среднего по стране процент жителей с криминальным прошлым и (или) настоящим.

Демографические характеристики региона существенно влия­ют на ценностные ориентации и стиль жизни детей, подростков, юношей, на их установки в сфере межличностных отношений в целом, а также межвозрастных, межполовых и межэтнических от­ношений, на социально-психологическую ситуацию в регионе.

Исторические и культурологические региональные различия про­являются в свойственных населению нравах, стиле жизни, обыча­ях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольк­лоре, архитектуре и интерьере жилищ. Нередко специфична речь жителей — от использования отдельных особых слов и выражений и незначительных нюансов в выговоре (оканье волгарей) до диа­лекта, существенно отличающегося от основного языка (напри­мер, у жителей кубанских станиц).

Все вышесказанное влияет на стихийную социализацию насе­ления в регионе, а также на то, в каком направлении и как проис­ходит самоизменение его жителей. Об этом свидетельствуют раз­личия в ценностных ориентациях в профессиональной сфере, в массовых идеологических установках (это показывают предпоч­тения той или иной партии на выборах), в семейных отношениях и т.д. Это подтверждает и различие в уровне экономической актив­ности населения, мера его приспособляемости к меняющимся ус­ловиям. Наконец, об этом говорят и различия в уровне и характе­ре противоправного поведения и преступности населения вообще и несовершеннолетних в частности.

Регион и относительно направляемая социализация. Объективные характеристики региона и сложившиеся в нем условия можно рассматривать и как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, которые зависят во многом от социально-экономической политики регио­нальных властей. В данном случае речь идет о региональной политике в масштабах субъектов Российской Фе­дерации (республик, краев, областей).

Влияние на относительно направляемую социализацию в масшта­бах региона предполагает, что законодательная и исполнительная вет­ви власти, как минимум, целенаправленно решают несколько задач.

Во-первых, осуществляют: анализ актуального состояния дел в регионе, а также долгосрочной и среднесрочной социокультурной и хозяйственно-экономической перспектив региона, основных видов существующей и перспективной производственной деятельности, инвестиционных проектов; оценку динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера (т. е. запрос на кадры и уровень их квалификации). Иными словами, они знают условия социализации в регионе и перспективы их изменения.

Во-вторых, анализируют состояние дел в отраслях и секторах жиз­недеятельности региона, более или менее непосредственно влияю­щих на социализацию: здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, культуры, науки и др., на основании чего разрабатывают программы их развития во взаимодействии друг с другом в аспекте социализации.

В-третьих, проводят диагностику систем управления в регионе и осуществляют меры по их совершенствованию в аспекте влия­ния на социализацию подрастающих поколений.

Регион и воспитание. Влияние региона на относительно социально контролируемую социализацию — воспита­ние — осуществляется в русле той политики, которую проводят в этой сфере власти субъектаРФ.

Региональная политика в сфере воспитания включает в себя, с одной стороны, адаптацию в соответствии с принципом культуросообразности, государственной политики в этой сфере к условиям региона. С другой стороны, она предполагает разработку норма­тивных документов, выделение ресурсов, привлечение государст­венных и общественных организаций, поддержку воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать необходимые бла­гоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориента­ции подрастающих поколений в соответствии с позитивными инте­ресами человека и запросами регионального сообщества.

Эта политика может стать реалистичной и более или менее эффек­тивной, если органы управления, как минимум, решают ряд задач.

Изучают ситуацию социализации в регионе, позитивные реа­лии и тенденции, опасности для развития детей, подростков, юношей, а также предусматривают меры по использованию позитивных потенций общества, нивелированию, корректи­ровке, компенсированию негативных тенденций социализа­ции в регионе.

Инвентаризируют и картографируют актуальные и потен­циальные воспитательные ресурсы региона, соответствую­щие инфраструктуры, при этом анализируя и оценивая, что в них избыточно, а чего явно не хватает.

Разрабатывают комплексные межведомственные програм­мы и ведомственные подпрограммы, определяя в них регио­нальные задачи и цели, меры по созданию и совершенство­ванию условий реализации национальных и региональных воспитательных задач и целей.

Реализуя государственную и региональную политику в сфе­ре воспитания, в определении его стратегии и тактики осо­бое внимание обращают на использование принципа культуросообразности воспитания, вносят в содержание, формы, методы воспитания элементы исторически сложившихся традиций и культуры региона.

Ищут способы стимулирования заинтересованности в рабо­те с подрастающими поколениями различных организаций и социально-профессиональных групп населения региона, способствуют мобилизации их ресурсов.

Изыскивают пути формирования запроса на услуги, кото­рые могут предоставить органы управления образованием и их учреждения, от различных организаций, так или иначе влияющих на социализацию подрастающих поколений; про­ектируют различные виды услуг и предоставляют их на раз­личных условиях (в том числе на коммерческой основе).

Разрабатывают меры по обеспечению безопасности и бла­гополучия подрастающих поколений региона, в том числе и отдельных категорий детей, подростков, юношей — реаль­ных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Предусматривают меры по подготовке и переподготовке кадров для воспитательных организаций всех типов; привле­чению к работе с подрастающими поколениями волонтеров; педагогизации кадров организаций, так или иначе влияющих на социализацию.

Реально оценивают стоимость разработанной политики в сфе­ре воспитания, исходя из возможностей регионального бюджета, привлечения федеральных средств, внебюджетных и частных инве­стиций.











КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП — это… Что такое КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП?

        учет условий, в к-рых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости К.п. были развиты нем. педагогом Ф.А.В. Дистервегом, разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Высоко оценивая роль просвещения народа, Дистервег к числу задач школьного образования относил воспитание гуманных и сознат. граждан, а не “истинных пруссаков”. Принципами воспитания он считал природосообразность (учет индивидуальных физич. и психич. особенностей), самодеятельность (направленность на развитие творч. активности) и культуросообразность.

        Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из к-рого, по мнению Дистервега, развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на к-рой находится об-во, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей. Как бы продолжая идеи противопоставления естеств. и гражд. состояния человека, Дистервег не исключал возможности противоречия между принципами природосообразности и культуросообразности. Он полагал, что в случае конфликта не следует поступать наперекор природе, надо противодействовать влиянию ложного образования, ложной культуры.
        В 20 в. произошел отрыв понятия культуры как целого от тех понятий, к-рые издавна совпадали с определением культурности, понимались почти как синонимы. Появилась пропасть между феноменами культуры и феноменами просвещения, цивилизации и образования. Совр. образование — продукт эпохи Просвещения, и оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции.

Однако наука к к. 20 в. сделала резкий скачок и радикально переменилась, признав множественность истины, отказавшись от универсальных притязаний. Наука ныне обратилась к нравств. исканиям, а система школьных дисциплин еще с трудом выбирается из шор картины мира 19 в. Образование перестает пониматься как “культивирование”, т.е. “делание” личности в условиях культуры, а все чаще трактуется лишь как “накачка информацией”. В основе образоват. системы в нашей стране был заложен принцип политехнизации образования, суть к-рого заключается в подготовке кадров для производства. Упор делался на подготовку специалиста, вопросы духовного развития личности человека отступали на второй план. Понятие “человек образованный” осознавалось как “человек информированный”, а это не гарантирует наличие у него способности к воспроизводству культуры и тем более — к порождению культурных новаций.
        В наст. время в нашей стране осуществляется становление культурологии как учебной дисциплины, предметом к-рой является не просто изучение сущности, функций и закономерностей развития культуры, а анализ взаимодействия,взаимопроникновения культуры и человека, раскрытие сущности человека как творца и творения культуры. Такое понимание предметной области культурологич. учебных дисциплин обусловлено целью и осн. задачами образования, среди к-рых на первое место выдвигается необходимость инкулыпурации (приобщения к культуре) человека. Став носителем культурно-истор. ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности и стремится к творчеству новых культурных реалий. Т.о., в центре культуры находится человек и сама культура является его творением.
        Переосмысление ценностей в сфере культуры и образования, коренная трансформация системы образования в России, смена основополагающих ориентиров в пед. деятельности — эти процессы требуют осмысления для определения наиболее действенных программ культурологич. подготовки студентов. Анализ особенности реализации К.п. на совр. этапе будет способствовать процессу качественного изменения подготовки интеллектуальной элиты для России.

Лит.: Дистервег Ф.А.В. Руководство для нем. учителей. М., 1913; Он же. Избр. пед. соч. М., 1956; Лотман Ю.М. Проблема “обучения культуре” как ее типологическая характеристика // Уч.зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 284. Тарту, 1971; Университетское образование: Приглашение к размышлению. М., 1995.

Л.П. Воронцова

Культурология. XX век. Энциклопедия.
1998.

Принцип культуросообразности — Студопедия

Этот принцип является продолжением принципа природосообразности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.

Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: личность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры — это человек. Педагоги прошлого в своих произведениях, обращаясь к проблеме приобщения молодежи к культуре, считали последнюю необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека.

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры — это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явление, так же необходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек — продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от природных задатков.



В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К. Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры. В произведениях К. Д. Ушинского, а также других наших соотечественников (М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского) эта идея отражается как идея народности. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.

К. Д. Ушинский, изучая системы воспитания передовых стран того времени, пришел к выводу, что система воспитания каждой страны (в большей или меньшей степени) есть выражение характера самого народа. Отсюда он делает вывод: воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, всегда лучше других систем. По утверждению К. Д. Ушинского, народ и его культура создали идеал человека, которому нужно следовать в воспитании. Поэтому он выдвигал требование «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется».


Принцип культуросообразности полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечеловеческие ценности полагают признание человека как самоценности, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия существования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта.

Приобщение ребенка к различным культурам общества: бытовой, физической, сексуальной, интеллектуальной, политической, духовной — весьма сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и общества, различных учреждений и объединений (школа, детские сады, внешкольные учреждения, молодежные организации и др.), в которых находится ребенок в разные периоды своей жизни. Если ребенок развивается нормально, то он усваивает культуру общества и естественным путем интегрируется в общество.

Если же ребенок имеет отклонения в физическом, психическом или социальном развитии, то проблема приобщения его к культурным ценностям народа значительно осложняется. Например, если ребенок лишен зрения, слуха или слепоглухонемой, тогда возникают очень большие сложности в приобщении детей к культуре, формировании у них культурного опыта. Поэтому для этих детей разработана своя методика и технология приобщения детей к ценностям культуры.

Однако восприятия культуры ребенком не происходит пассивно, он сам становится творцом этой культуры. Детские ансамбли, художественные студии, кружки и секции позволяют детям приобщаться к культуре. Развитие творческих способностей детей, имеющих недостатки в развитии или воспитании, — особая задача. Известно, что глухие дети поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, общаются с компьютером. Но пока это явление — не норма, а скорее исключение. И развитие таких детей — заслуга энтузиастов-педагогов.

Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил:

• учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур;

• развитие творчества детей с отклонениями в развитии.

Принцип культуросообразности воспитания — Студопедия

Идея о необходимости культуросообразности воспитания до­вольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Джона Локка (XVII в.), французского мыслителя Клода Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога Иоганна Песталлоцци.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Име­ются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексу­альная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение челове­ка к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, что­бы воспитание находило способы минимизации отрицательных по­следствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкрет­ного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.



Реализация принципа культуросообразности воспитания сущест­венно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечело­веческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоя­тельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия вклю­чает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны раз­личия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе — между различ­ными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но и проблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.


В то же время нахождение баланса ценностей различных куль­тур и субкультур — одно из условий эффективности воспитания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что позволяет отнести страну к макрофакторам социализации?

2. Как менталитет этноса влияет на социализацию человека?

3. Проанализируйте известные вам этнические стереотипы и их влияние на социализацию человека.

4. Покажите на примерах проявление имплицитных концепций личности и воспитания.

5. Охарактеризуйте проблемы социализации в современном российском обществе в связи с происходящими в нем изменениями.

6. Как отражаются современные реалии российского общества на межпо­коленных отношениях?

7. Охарактеризуйте воспитание как социальный институт.

8. В чем принципиальные различия семейного, религиозного, социально­го, коррекционного и диссоциального воспитания?

9. Почему диссоциальное воспитание можно рассматривать в качестве элемента воспитания как социального института?

10. Охарактеризуйте государственную систему воспитания и проблемы, решаемые в ней на современном этапе.

11. Раскройте современную трактовку принципа культуросообразности воспитания.

Принцип культуросообразности. Понятие и реализация принципа культуросообразности

Вся культура народа отображена не только в картинах, песнях, быте людей, но и ценностных ориентирах. Те ценности, на которых основана духовная жизнь народа, каждый социум старается привить будущим поколениям.

Что такое принципы педагогики?

Принципы воспитания — это основа работы преподавателей. Это те правила, на которых люди выстраивают доверие детей к себе и процессу обучения. Слово «принцип» (principium от латинского) означает начало или основу.

принцип культуросообразности

Еще в XIX веке стали известны главные первоосновы педагогики — это природосообразность, то есть соответствие уровня знаний способностям ребенка, и культуросообразность — особенности социального времени и места, воздействующие на формирование психики ребенка. Рассмотрим, когда зародились и как развивались эти идеи.

Культура и воспитание личности

Воспитание призвано сформировать разностороннюю и социально успешную личность из полностью биологического существа, которым рождается человек. И культура, которая окружает растущего ребенка, особенности этноса, религиозные взгляды и историческое богатство — все эти факторы влияют на воспитанников школ.

адольф дистервег

Культура народа в буквальном смысле выстраивает личность. А личность потом, окончательно сформировавшись, создает новую просвещенность. Проблема в том, что культура очень изменчива.

Поэтому каждое поколение чем-то отличается от своих предшественников в плане научных взглядов, норм поведения, видения права, гуманизма, истины и тому подобного. И обучение не может идти вразрез с внутренними установками личности. Преподавание должно учитывать все культурологические общечеловеческие достижения предыдущих поколений, и, конечно, познавательные интересы нынешнего поколения.

А. Дистервег. Наследие

Адольф Дистервег определил основную теорию воспитания. В его понимании внутренний потенциал должен развиваться в процессе воспитания благодаря постановке целей, во-первых, и во-вторых — самостоятельности.

внешняя культураДистервег был либеральным политиком, активным членом немецкого общества и великим гуманистом своего времени. Он стремился дать основы образования всем классам общества: вне зависимости от социального и финансового положения семьи, ребенок имел право на достойное просвещение.

Он ставил целью воспитать не только образованных, но и гуманных людей, которые уважают не только свой народ, но и другие. Этот немецкий педагог впервые выступил против того, чтобы школы Германии были подчинены церкви. Он не хотел, чтобы школьников с малых лет приучали относиться с пренебрежением к чужим религиям и национальностям. Он учил видеть светлые стороны в каждом этносе.

Дистервег создал несколько школ в своей стране и в каждой из них детей обучали в первую очередь гуманизму, как высшей моральной ценности всех народов.

Основополагающие принципы

Такая дисциплина, как культурология, в сегодняшних педагогических университетах имеет целью довести до сознания студента важность окружающей ребенка общественной морали, выраженной в ежедневном общении членов общества. Будущий учитель должен понимать важность взаимопроникновения культуры и личности. Ведь на самом деле культура речи полностью отображает внутренний мир человека.

Впервые принцип культуросообразности ввел немецкий педагог-просветитель А. Ф. Дистервег. Он также считал необходимым усилить самостоятельную работу учеников, и считал, что все образование должно выстраиваться на 3 основополагающих принципах:

внутренняя культура

  • Природосообразности — педагогика должна выстраивать личность в соответствии со внутренней природой. То есть развивать те задатки, которые уже имеются в человеке.
  • Культуросообразности — все нормы общества и культурные достижения должны быть учтены в планировании обучающих программ. Социальный опыт и сложившаяся в результате многовекового развития культура — политическая, нравственная, семейная — все эти нормы кристаллизуются в сознании ребенка и составляют базис воспитания.
  • Самостоятельности в приобретении знаний. Этот принцип означает, что только проявив инициативу, ребенок по-настоящему узнает предмет.

Задачей педагога Адольф Дистервег считал активизировать внутренние познавательные интересы учеников. Окружающая среда, по его мнению, является производной по отношению к природе человека, его потребностям и особенностям характера. И если среда не соответствует ожиданиям ребенка, взрослея, он противопоставляет себя социуму, поскольку не может естественно самореализоваться в этой культуре.

Значение принципа культуросообразности

«Учитель учителей» (Дистервег) находил, что состояние культуры — это такое же значимое явление, как и ландшафт или исторические достояния. Так как каждый народ находится на определенной ступени эволюционного развития, индивид, который будет частью этой нации, должен впитать в себя культурные особенности и стать полноценным гражданином этого общества.

Гуманистические ценности внутри индивида должны быть правильно «взращены». Необходимо, чтобы они служили ему компасом для самостоятельного выбора дальнейшей судьбы.

культуросообразность воспитания

Без соблюдения принципа культуросообразности при воспитании педагог не сможет дать ученикам ничего более, чем основы его предмета. Повзрослевшие дети будут испытывать трудности при интеграции в общество. Найти свою «ячейку» в социальном море для подростка жизненно важно. Ребенок в 14–16 лет очень зависим от мнения сверстников, родители уже не так важны в это время, как друзья и общение с единомышленниками.

Реализация на практике

Но на практике воплотить этот принцип очень тяжело. Обособленных культурных групп в наше время множество, и нормы социума постоянно претерпевают изменения. Молодежные субкультуры слишком разнообразны и многие из них нуждаются в контроле со стороны взрослых.

Однако если у воспитанника есть явные таланты в литературе, например, или в музыке, задача педагога поддерживать его интересы именно в этом русле, и не стыдить за непонимание других составных частей культуры.

природосообразность и культуросообразность

Культура городского населения и сельского значительно между собой разнится. В городе же с развитием интернет-зависимости и недостатком родительского внимания школьники часто не поддаются влиянию учителей. Поэтому даже если педагог и хочет помочь развить задатки в ребенке, «достучаться» до гуманной и творческой стороны его индивидуальности не всегда возможно.

Современные взгляды на принципы воспитания

Однако внешняя культура социума (массмедиа, старшие друзья) все равно будет воздействовать на ребенка, причем не всегда положительно. Поэтому такой педагог, как А. В. Мадрид, считает, в современном обществе принцип культуросообразности заключается в том, чтобы помочь ребенку ориентироваться в тех быстрых изменениях, которые происходят и внутри индивида с возрастом, и в обществе в целом.

Современное общество слишком противоречиво. Но при воспитании нужно учитывать множество факторов: взаимосвязь возрастных особенностей ребенка с его типом личности, ноосферу, стремительное развитие социальных процессов. Таково видение принципов природосообразности и культуросообразности многими современными педагогами. Подросток должен ощущать, что он — активный творец ноосферы, и чувствовать при этом ответственность перед социумом и природой.

принцип культуросообразности в педагогике

Современная педагогика направляет сознание детей и на понимание того, что личность является не только гражданином Земли, но и гражданином Вселенной, так как космические открытия сильно изменили культуру за последние сто лет.

Понятия внешней и внутренней культуры

Общечеловеческая культура разнообразна. И Дистервег условно разделил ее на 2 части: внешнюю и внутреннюю. Что такое внешняя культура? Это быт, где растет малыш с первых лет жизни, язык, отношение к природе, общественная мораль его народа, другие факторы. Ко внутренней же культуре относятся личные духовные представления ребенка.

Этот педагог не был убежден, как англичанин Оуэн, в том, что человек не в силах сам воспитать в себе характер. Напротив, А. Ф. Дистервег настаивал на том, чтобы внутренняя культура человека признавалась педагогами. Еще есть понятие общественной культуры. К таковой относится массовая культура всего социума. Все, что ребенок впитывает (все модели поведения и общения в обществе), становится частью его личной культуры.

В. Сухомлинский и К. Ушинский о вопросах культуры в педагогике

В советские времена вопросы образования и воспитания детей в гуманном духе также были актуальны. Украинский педагог В. Сухомлинский выступал за всестороннее развитие ребенка. Как и Ф. Достоевский, Сухомлинский видел человека, его чувства и мысли как высшую ценность. В своей педагогической деятельности он использовал опыт и Песталоцци, и Дистервега, и Льва Толстого. И так же как они использовал для воспитания принцип природосообразности и культуросообразности.

Василий Сухомлинский основной задачей педагога считал открытие перед каждым учеником той сферы, где он может достичь лучших результатов, то есть помощь в нахождении своей природы и осуществлении первых шагов в выборе профессии.

Константин Ушинский считал, что принцип культуросообразности в педагогике заключается в том, чтобы воспитать детей и подростков в соответствии с тем идеалом личности, который в будущем понадобится обществу.

Китай | Культура, история, карты и люди

Китай , китайский (пиньинь) Чжунхуа или (романизация Уэйда-Джайлса) Чжун-хуа , также пишется (пиньинь) Чжунго или (романизация Уэйд-Джайлса) Chung-kuo , официально Китайская Народная Республика или китайский (Pinyin) Zhonghua Renmin Gongheguo или (латиница Wade-Giles) Chung-hua Jen-min Kung-ho-kuo , страна Восточной Азии. Это самая большая из всех азиатских стран и самая большая по численности населения страна в мире.Занимая почти всю территорию Восточной Азии, он занимает примерно одну четырнадцатую часть суши Земли. Среди крупнейших стран мира Китай уступает по площади только России и Канаде, и он почти такой же, как вся Европа.

Британская викторина

Музыкальные места

Из какой страны родом музыкальный коллектив U2?

В Китае 33 административных единицы непосредственно подчиняются центральному правительству; они состоят из 22 провинций, 5 автономных районов, 4 муниципалитетов (Чунцин, Пекин, Шанхай и Тяньцзинь) и 2 специальных административных районов (Гонконг и Макао).Островная провинция Тайвань, находящаяся под отдельным управлением с 1949 года, рассматривается в статье Тайвань. Пекин (Пекин), столица Народной Республики, также является культурным, экономическим и коммуникационным центром страны. Шанхай — главный промышленный город; Гонконг — ведущий торговый центр и порт.

В пределах Китая существует очень разнообразная и сложная страна. Его топография включает в себя самое высокое и одно из самых низких мест на Земле, а его рельеф варьируется от почти непроходимой гористой местности до обширных прибрежных низменностей.Его климат варьируется от чрезвычайно сухих, похожих на пустыню условий на северо-западе до тропических муссонов на юго-востоке, и Китай имеет самый большой контраст температур между северными и южными границами любой страны мира.

Разнообразие как рельефа Китая, так и его климата привело к образованию одной из самых обширных в мире экологических ниш, и эти ниши были заполнены огромным количеством видов растений и животных. В самом деле, практически все виды растений Северного полушария, за исключением растений полярной тундры, встречаются в Китае, и, несмотря на постоянное вторжение людей на протяжении тысячелетий, Китай по-прежнему является домом для некоторых из самых экзотических животных в мире.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Вероятно, единственная наиболее узнаваемая характеристика Китая для жителей остального мира — это размер его населения. Примерно пятая часть человечества имеет китайскую национальность. Подавляющее большинство населения составляют китайцы (хань), и поэтому Китай часто характеризуют как этнически однородную страну, но немногие страны имеют такое же разнообразие коренных народов, как Китай.Даже среди ханьцев существуют культурные и языковые различия между регионами; например, единственной точкой лингвистической общности между двумя людьми из разных частей Китая может быть письменный китайский язык. Поскольку население Китая настолько велико, плотность населения страны также часто считается равномерно высокой, но обширные районы Китая либо необитаемы, либо малонаселены.

Исследуйте культовый памятник культуры Китая Великую Китайскую стену Обзор Великой Китайской стены. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц Посмотреть все видеоролики к этой статье

Китай с более чем 4000-летней историей является одной из немногих существующих стран, которые также процветали экономически и культурно на самых ранних этапах мировой цивилизации. В самом деле, несмотря на политические и социальные потрясения, которые часто опустошали страну, Китай уникален среди наций своим долголетием и устойчивостью как дискретная политико-культурная единица. Большая часть культурного развития Китая была достигнута при относительно небольшом влиянии извне, и распространение буддизма из Индии составило серьезное исключение.Даже когда в страну проникли такие «варварские» народы, как маньчжуры, эти группы вскоре стали в значительной степени поглощенными тканью китайской культуры хань.

Эта относительная изоляция от внешнего мира на протяжении веков делала возможным расцвет и совершенствование китайской культуры, но она также оставила Китай плохо подготовленным к тому, чтобы справиться с этим миром, когда с середины 19 века он столкнулся с технологически более совершенными иностранные страны. Затем последовал век упадка и дряхлости, поскольку Китай оказался относительно беспомощным перед лицом иностранного нападения.Травма этого внешнего вызова стала катализатором революции, которая началась в начале 20 века против старого режима и завершилась созданием коммунистического правительства в 1949 году. Это событие изменило глобальную политическую географию, и с тех пор Китай стал одним из самые влиятельные страны мира.

Центральным элементом давней идентичности Китая как унитарной страны является провинция, или шэн («секретариат»). Провинции в их нынешнем виде восходят к династии Тан (618–907 гг.).На протяжении столетий провинции приобретали все большее значение как центры политической и экономической власти и все больше становились центром региональной идентификации и лояльности. Власть провинций достигла своего пика в первые два десятилетия ХХ века, но с момента создания Народной Республики эта власть была ограничена сильным центральным руководством в Пекине. Тем не менее, хотя китайское государство осталось унитарным по форме, огромные размеры и население китайских провинций, сопоставимых с большими и средними странами, определяют их непреходящую важность как уровень субнационального управления.

Земля

Китай простирается на 3250 миль (5250 км) с востока на запад и на 3400 миль (5 500 км) с севера на юг. Его сухопутная граница составляет около 12 400 миль (20 000 км), а его береговая линия простирается на 8 700 миль (14 000 км). Страна ограничена Монголией на севере; Россия и Северная Корея на северо-востоке; Желтое море и Восточно-Китайское море на востоке; Южно-Китайское море на юго-востоке; Вьетнам, Лаос, Мьянма (Бирма), Индия, Бутан и Непал на юге; Пакистан на юго-запад; и Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан и Казахстан на западе.В дополнение к 14 странам, которые граничат непосредственно с ним, Китай также сталкивается с Южной Кореей и Японией через Желтое море и Филиппинами, которые лежат за Южно-Китайским морем.

Физические особенности Китая Encyclopædia Britannica, Inc. .

Как разрешить культурный конфликт: преодоление культурных барьеров за столом переговоров — PON

cultural conflict

После потери важной сделки в Индии, деловой переговорщик узнал, что ее коллега чувствовала себя так, словно она торопилась на переговорах. Деловой переговорщик подумал, что она эффективно распоряжается их временем. В их культурах разные взгляды на то, как вести переговоры, и в этом случае преграда помешала успешному исходу. В этом полезном примере переговоров о межкультурном конфликте мы исследуем, что этот переговорщик мог бы сделать иначе, чтобы улучшить свои навыки ведения переговоров.

Исследования показывают, что заключение сделок в разных культурах обычно приводит к худшим результатам по сравнению с переговорами, проводимыми в рамках одной культуры. Причина в том, что культуры характеризуются разным поведением, стилями общения и нормами. В результате, ведя переговоры между культурами, мы выносим за стол переговоров разные точки зрения, что, в свою очередь, может привести к потенциальному недопониманию. Недоразумения могут снизить вероятность изучения и открытия интегративных или создающих ценность решений.Давайте поговорим об основных причинах неудач межкультурных переговоров.

Культурный конфликт на переговорах обычно возникает по двум основным причинам. Во-первых, при столкновении с культурными различиями люди довольно часто полагаются на стереотипы. Стереотипы часто уничижительны (например, итальянцы всегда опаздывают) и могут привести к искаженным ожиданиям относительно поведения вашего оппонента, а также к потенциально дорогостоящим неверным истолкованиям. Никогда не следует исходить из культурных стереотипов в переговорах.

Вместо того, чтобы полагаться на стереотипы, вы должны попытаться сосредоточиться на прототипах — культурных средних показателях поведения или ценностей. Между стереотипами и прототипами большая разница.

Например, общепринято считать, что японские переговорщики, как правило, имеют больше периодов молчания во время переговоров, чем, скажем, бразильцы. Тем не менее, в каждой культуре все еще существует большая вариативность — это означает, что некоторые бразильцы говорят меньше, чем некоторые японцы.

Таким образом, было бы ошибкой ожидать, что японский переговорщик, которого вы никогда не встречали, будет сдержанным. Но если выяснится, что переговорщик особенно тих, вы можете лучше понять ее поведение и изменить свой подход к переговорам в свете прототипа. Кроме того, осознание своих культурных прототипов может помочь вам предугадать, как ваш собеседник может интерпретировать ваше поведение при переговорах. Речь идет не только о том, чтобы знать свою культуру, но и о том, как к вам относятся.

Вторая распространенная причина межкультурного недопонимания заключается в том, что мы склонны интерпретировать поведение, ценности и убеждения других через призму нашей собственной культуры. Чтобы преодолеть эту тенденцию, важно узнать как можно больше о культуре другой стороны. Это означает не только изучение обычаев и поведения различных культур, но и понимание того, почему люди следуют этим обычаям и проявляют такое поведение в первую очередь.

Не менее важно то, что не только страны имеют уникальную культуру, но и команды и организации тоже.Прежде чем участвовать в любых переговорах, вы должны найти время, чтобы изучить контекст и человека, сидящего по другую сторону стола переговоров, включая различные культуры, к которым он принадлежит, будь то культура Франции, культура инженерии или его особенности. корпоративная культура компании. Чем больше вы знаете о клиенте, тем лучше будете вести переговоры.

В этом примере переговоров о межкультурном конфликте мы видим, что переговорщик узнал после того, что ее индийская коллега оценила бы более медленные темпы с большим количеством возможностей для построения отношений.Похоже, она столкнулась со вторым вопросом: эффективное использование времени в ходе переговоров обычно ценится в Соединенных Штатах, но в Индии часто больше внимания уделяется построению отношений на ранних этапах процесса. Изучая культурные прототипы клиентов, они могут скорректировать свою стратегию переговоров и дать себе больше шансов создать ценный опыт переговоров как для себя, так и для своего партнера.

Как заметил этот деловой переговорщик, культурные различия могут представлять препятствия на пути к достижению соглашения на переговорах.Но помните, что различия также могут быть возможностью для заключения ценных соглашений. Это говорит о том, что переговоры о межкультурном конфликте могут быть особенно изобилующими возможностями для партнеров воспользоваться различными предпочтениями, приоритетами, убеждениями и ценностями.

Статья по теме: Работа с трудными людьми — правильный способ контролировать эмоции — Умение правильно проецировать эмоции за столом переговоров — это навык ведения переговоров, которым овладели лучшие переговорщики.Как эмоции меняют стратегию переговоров и какие навыки ведения переговоров и тактику переговоров могут использовать участники переговоров, задействуя эмоции за столом переговоров? Эта статья предлагает некоторые советы по навыкам ведения переговоров и советы по ведению переговоров, основанные на исследованиях в области переговоров.

Что вы посоветуете, как разрешить культурный конфликт? Какой опыт может помочь другим нашим читателям? Мы были бы рады получить известия от вас.

Адаптировано из книги «Уважаемый тренер по переговорам: пересечение культур в переговорах» Франчески Джино (доцент Гарвардской школы бизнеса), впервые опубликованной в информационном бюллетене по переговорам, сентябрь 2013 г.

Первоначально опубликовано в 2014 г.

Похожие сообщения

.

BBC — История — Древняя история в глубине: Демократический эксперимент

Греческая демократия и современная демократия

Архитекторы первых демократий современной эпохи, постреволюционной Франции и Соединенных Штатов, провозгласили происхождение от классической греческой demokratia — «народное правительство для народа», как выразился Авраам Линкольн. Это. Но на этом этапе очень важно помнить о различиях между нашей и греческой системами демократии — в частности, о трех ключевых различиях: масштабах, участии и правомочности.

Во-первых, масштаб. В древних Афинах не было надлежащих переписей населения, но согласно наиболее обоснованным современным предположениям, общая численность населения Афин V века, включая их родную территорию Аттику, составляла около 250 000 человек — мужчины, женщины и дети, свободные и несвободные, неограниченные и бесправные. . Из этих 250 000 в среднем около 30 000 были полностью оплачиваемыми гражданами — взрослыми мужчинами афинского происхождения и полным статусом. Из этих 30 000, возможно, 5 000 могли бы регулярно посещать одно или несколько собраний народного собрания, из которых во времена Аристотеля проводилось не менее 40 в год.6000 граждан были отобраны для заполнения ежегодной группы потенциальных присяжных, которые войдут в состав народных судов присяжных (типичный размер жюри составлял 501 человек), как на суде над Сократом.

Афинский мужской клуб

Второе ключевое отличие — это уровень участия. Наша демократия представительна — мы выбираем политиков, которые будут править за нас. Афинская демократия была прямой и прямой. Чтобы сделать его максимально массовым, большинство официальных лиц и все члены жюри были отобраны по жребию.Считалось, что это демократический путь, поскольку на выборах богатые, знаменитые и влиятельные люди предпочитали простых граждан. С середины пятого века должностным лицам, присяжным заседателям, членам главного административного совета города, состоящему из 500 человек, и даже участникам Ассамблеи выплачивалась небольшая сумма из государственных средств в качестве компенсации за время, потраченное на политическую службу вдали от поля или мастерской.

Третье ключевое отличие — право на участие. Только взрослые граждане мужского пола должны обращаться за привилегиями и обязанностями демократического правительства, и критерий двойного происхождения — от афинской матери и отца — строго соблюдался.Женщины, даже афинские женщины, были полностью исключены — это был мужской клуб. Иностранцы, особенно несвободные иностранцы-рабы, были исключены формально и строго. Тело граждан было закрытой политической элитой.

.

капитализм | Определение, история и факты

Капитализм , также называемый свободная рыночная экономика или экономика свободного предпринимательства , экономическая система, доминирующая в западном мире после распада феодализма, в котором большинство средств производства находится в частной собственности и производство направляется, а доход распределяется в основном за счет функционирования рынков.

Торговая площадка Нью-Йоркской фондовой биржи, г. Нью-Йорк. Джастин Гуарилья — xPACIFICA / Redux

Подробнее по этой теме

экономическая система: рыночные системы

Самые ранние стадии капитализма принято описывать как меркантилизм — это слово обозначает центральное значение заграничного купца…

Далее следует краткое описание капитализма. Полный курс см. В экономических системах: рыночные системы.

Хотя непрерывное развитие капитализма как системы началось только с 16 века, предшественники капиталистических институтов существовали в древнем мире, а процветающие очаги капитализма существовали в более позднем европейском средневековье. Развитие капитализма было вызвано ростом английской суконной промышленности в 16, 17 и 18 веках.Особенность этого развития, которая отличала капитализм от предыдущих систем, заключалась в использовании накопленного капитала для увеличения производственной мощности, а не для инвестирования в экономически непродуктивные предприятия, такие как пирамиды и соборы. Этой характеристике способствовали несколько исторических событий.

В этике, продиктованной протестантской Реформацией 16 века, традиционное пренебрежение стяжательными усилиями было уменьшено, в то время как упорный труд и бережливость получили более сильную религиозную санкцию.Экономическое неравенство оправдывалось тем, что богатые добродетельнее бедных.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Еще одним фактором, способствовавшим этому, было увеличение предложения драгоценных металлов в Европе и, как следствие, инфляция цен. Заработная плата в этот период росла не так быстро, как цены, и главными бенефициарами инфляции были капиталисты. Ранние капиталисты (1500–1750 гг.) Также пользовались преимуществами становления сильных национальных государств в эпоху меркантилизма.Политика национальной власти, которой придерживались эти государства, позволила обеспечить основные социальные условия, такие как единые денежные системы и правовые кодексы, необходимые для экономического развития, и в конечном итоге сделала возможным переход от государственной инициативы к частной.

Начиная с 18 века в Англии, центр капиталистического развития сместился с торговли на промышленность. Устойчивое накопление капитала предшествующих веков было вложено в практическое применение технических знаний во время промышленной революции.Идеология классического капитализма была выражена в книге «Исследование природы и причин богатства народов» (1776 г.) шотландского экономиста и философа Адама Смита, который рекомендовал оставить экономические решения на усмотрение саморегулирующихся рыночных сил. . После того как Французская революция и наполеоновские войны предали забвению остатки феодализма, политика Смита все активнее претворялась в жизнь. Политика политического либерализма 19 века включала свободную торговлю, надежные деньги (золотой стандарт), сбалансированные бюджеты и минимальные уровни помощи бедным.Рост промышленного капитализма и развитие фабрично-заводской системы в 19 веке также создали обширный новый класс промышленных рабочих, чьи в целом ужасные условия вдохновили революционную философию Карла Маркса ( см. Также Марксизм). Однако предсказание Маркса о неизбежном свержении капитализма в классовой войне под руководством пролетариата оказалось недальновидным.

Адам Смит Адам Смит, пастельный медальон Джеймса Тасси, 1787 г .; в Шотландской национальной портретной галерее, Эдинбург. Предоставлено Шотландской национальной портретной галереей, Эдинбург

Первая мировая война стала поворотным моментом в развитии капитализма. После войны международные рынки сократились, от золотого стандарта отказались в пользу управляемых национальных валют, банковская гегемония перешла из Европы в Соединенные Штаты, а торговые барьеры увеличились. Великая депрессия 1930-х годов положила конец политике laissez-faire (невмешательства государства в экономические дела) в большинстве стран и на какое-то время вызвала симпатию к социализму среди многих интеллектуалов, писателей, художников и, особенно, в Западной Европе. , рабочие и специалисты среднего класса.

Великая депрессия; Линия хлеба Деталь скульптуры, изображающей безработных мужчин в очереди за хлебом во время Великой депрессии, работы Джорджа Сигала, часть Мемориала Франклина Делано Рузвельта, Вашингтон, округ Колумбия © Zack Frank / Fotolia

В первые десятилетия после Второй мировой войны Экономика крупных капиталистических стран, каждая из которых приняла ту или иную версию государства всеобщего благосостояния, показала хорошие результаты, частично восстановив доверие к капиталистической системе, которое было утрачено в 1930-е годы.Однако, начиная с 1970-х годов, быстрое увеличение экономического неравенства ( см. неравенства доходов; распределение богатства и доходов) как на международном уровне, так и внутри отдельных стран, возродило у некоторых людей сомнения в долгосрочной жизнеспособности системы. После финансового кризиса 2007–2009 годов и сопровождавшей его Великой рецессии у многих людей в Соединенных Штатах, особенно миллениалов (людей, родившихся в 1980-х или 90-х годах), возродился интерес к социализму. — ударил рецессией.Опросы, проведенные в 2010–2018 годах, показали, что незначительное большинство миллениалов положительно относятся к социализму и что поддержка социализма возросла во всех возрастных группах, за исключением лиц в возрасте 65 лет и старше. Однако следует отметить, что политика, на самом деле одобренная такими группами, мало отличалась по своим масштабам и целям от регулирующих программ и программ социального обеспечения «Нового курса» 1930-х годов и вряд ли можно было назвать ортодоксальным социализмом.

экономическое неравенство Протестующий держит плакат на демонстрации против экономического неравенства в Торонто, Канада, 17 октября 2011 года. © arindambanerjee / Shutterstock.com .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.