Критерии периодизации возрастного развития: Критерии периодизации возрастного развития — Студопедия

Содержание

Критерии периодизации возрастного развития — Студопедия

Понять закономерности возрастного развития, специ­фику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представ­лениями автора периодизации о наиболее важных, суще­ственных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций’, по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодиза­ции на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными пери­одами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов — периодизация В. Штер­на — был приведен в § 2 главы 4.

Еще один пример — периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обу­чения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начи­нается стадия дошкольного возраста (3—6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дош­кольном учреждении. Далее следует стадия начального школь­ного образования (6—12 лет), на которой ребенок приобре­тает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12—16 лет), когда он получает общее обра­зование; и позже — стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практи­ческого опыта, границы периодов, установленных по педа­гогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.



Во второй группе периодизаций используется не вне­шний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие ко­стных тканей в периодизации П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, лег­кодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма при­знак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев — 2—2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).


Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигате­лем человеческого поведения бессознательное, насыщен­ное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следова­тельно, определяет развитие всех сторон личности и мо­жет служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживание, со­сание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Конкретные стадии возрастного развития по З. Фрейду и их характери­стика будут даны в главе 6 раздела I.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъек­тивны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается измене­ние роли выбранного критерия в общем развитии на раз­ных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций периоды возрастного раз­вития выделяются на основе нескольких существенных осо­бенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисо­вича Элъконина, которые будут рассмотрены ниже.

Критерии периодизации возрастного развития — Студопедия

Понять закономерности возрастного развития, специ­фику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представ­лениями автора периодизации о наиболее важных, суще­ственных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества.

Один из вариантов — периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обу­чения детей. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практи­ческого опыта, границы периодов, установленных по педа­гогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Во второй группе периодизаций используется не вне­шний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие ко­стных тканей в периодизации П. П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда.



Периодизации, основанные на одном признаке, субъек­тивны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на раз­ных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций периоды возрастного раз­вития выделяются на основе нескольких существенных осо­бенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисо­вича Эльконина.

Стадиальность психического развития. Критерии периодизации возрастного развития. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину.





⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 11Следующая ⇒

Понять закономерности возрастного развития позволяет разделение жизненного пути на периоды (стадии). Развитие – это, прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше. Но новое не приходит в готовом виде, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: “К каждой точке своего развития ребенок подходит с изве­стным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой”.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-по­требностная или интеллектуальная сфера личности; возрас­тными новообразованиями, формирующимися в конце пе­риода, среди них выделяется центральное, наиболее значи­мое для последующего развития. Границами возрастов слу­жат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Научно-продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии, разработал Д.Б. Эльконин. На основе глубокого анализа существу­ющих схем периодизации и, опираясь на идеи развития Л.С. Выгот­ского, А.Н. Леонтьева и др., он создал научную теорию периоди­зации, базирующуюся на изучении внутренней сущности самого процесса развития.

Теоретической основой периодизации явилась теория деятельности с ее рассмотрением социальной природы психики и деятельности ребенка, социального характера его связей с другими людьми и с физическими объектами.

В основу периодизации, отвечающей целостному развитию пси­хики ребенка, было положено представление о том, что каждый возраст, как своеобразный и качественно особый период жизни человека, хара­ктеризуется особенностями условий в которых он живет (социальная ситуация развития), определенным типом ведущей деятель­ности и возникающими благодаря этому специфическими психологическими новообразованиями. Смене ведущего типа деятельности




соответствуют закономерные переходы от одних возрастных периодов к другим, а пре­емственность этих типов деятельности обеспечивает единство психи­ческого развития как личности. Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельности, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические ново­образования определенного возраста.

Происхождение этих новообразований идет не по способу меха­нического усвоения, запоминания, а по способу «активного» присво­ения структуры этой ведущей деятельности, путем интериоризации.

К основным критериям каждого психологического возраста относятся:

— социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в общество и как он в них ориенти­руется;

— ведущий тип деятельности ребенка в этот период;

— основные новообразования развития;

— кризисы — переломные точки в ходе детского развития, отде­ляющие один возраст от другого.

Периодизация, предложенная Д.Б. Элькониным, охватывает пе­риод времени от рождения ребенка до окончания школы и делит его на семь периодов:

1. Младенческий возраст.- от рождения до одного года жизни.

2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет В этом возрасте начинается процесс развития личности. Ведущая деятельность — непосредственное эмо­циональное общение. В рамках этого общения и на его фоне формиру­ются ориентировочные и сенсорно-манипулятивные действия. Все они сопровождаются и в какой-то мере регулируются зрительными, слухо­выми, мышечно-двигательными и другими ощущениями и восприятиями. На третьем месяце при нормальном развитии у ребенка возникает пер­вое социальное образование – «комплекс оживления».К концу пер­вого года жизни возникает новообразование, необходимое для обес­печения всего последующего развития — потребность в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.




2. Раннее детство — от одного года жизни до трех лет Ведущая деятельность предметно-манипулятивная. На рубеже младенческого возраста и раннего детства происходит пере­ход к собственно-предметным действиям: ребенок овладевает общественно выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве с взрослыми. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка с взрослыми. Однако речь, как и сами предметные дейст


вия, используются им пока только для налаживания контактов с взрослыми, но не как инструмент мышления. Новообразованиями возраста является речь и наглядно-действенное мышление.

3. Дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет. Ведущая деятельность — ролевая игра. Включаясь в игровую деятельность, ребенок моделирует деятельность взрослых и отношения между людьми, в результате чего познает «фун­даментальные смыслы человеческой деятельности». Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и оказывает определяющее влияние на формирование личности. Однако в современном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Кроме игры дети включаются в изобразитель­ную деятельность, элементарный труд, восприятие сказки, учение. В дошкольном возрасте закладываются основы всех личностных образований, которые окончательно сформируются в более старшем возрасте. Основными психологическими новообразованиями возраста являются:

— возникновение первого схематичного цельного детского миро­воззрения;

— возникновение первых этических представлений;

— возникновение соподчиненных мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсив­ными;

— возникновение произвольного поведения.

4. Младший школьный возраст от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет. Ведущая деятельность— учение. В процессе учения активно формируется познавательная сфера ребенка, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и челове­ческих отношениях. Через учение в этом периоде опосредуется вся сис­тема отношений ребенка с окружающим миром. Основными психологичес­кими новообразованиями этого возраста являются:

— произвольность и осознанность всех психических процессов (кроме интеллекта) и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий;

— рефлексия — осознание своих собственных изменений в резуль­тате развития учебной деятельности.

5. Подростковый период — от шести-семи лет до десяти-одиннадцати лет.

Ведущая деятельность — общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.) Подростковый возраст знаменует переход от детства к


взрослости. В этот период происходит бурное физическое и половое созревание, что влечет появление новых чувств и переживаний (интерес к своей внешности, телу, ин­терес к другому полу). Но подросток ни социально, ни психологи­чески к решению многих проблем, порождаемых возрастным развитием, еще не готов. Безболезненное разрешение возникающих внутренних противоречий во многом зависит от помощи взрослых. Вместе с тем биологические факторы в это время оказывают влияние на подростка не прямо, а через систему его социальных взаимоотношений с окру­жающими.

Своеобразие социальной ситуации развития в подростковом возрасте состоит в том, что подросток включается в новую систему отношений и общения с взрослыми, происходит ее переориентация с взрослых на сверстников. В процессе общения подросток овладевает способами общения в разных ситуациях. В ходе взаимоотношений под­ростка с социальной средой у него возникают внутренние противоречия, которые и являются движущей силой его психического и личностного развития.

В подростковом возрасте отчетливо проявляется потребность «быть личностью». Подросток в процессе общения и взаимодействия со сверстниками стремится к самоутверждению, пытается понять себя, свои положительные и отрицательные качества, чтобы быть принятыми в кругу сверстников. Новообразования возраста:

— возникновение представления о себе не как о ребенке, а как о взрослом. У него появляется стремление быть самостоятельным,

умение подчиняться нормам коллективной жизни, появляется самооценка.

6. Старший школьный возраст от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати- семнадцати лет.

Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Старший школьный возраст — это переход от чисто физиологической зрелости к социальной. В этом возрасте продолжает укрепляться и совершенствоваться все то, что сложилось в подростковом возрасте, но ведущим и развивающим становится интимно-личностное общение. Внутри этого общения развиваются взгляды на жизнь, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирование мировоззрения. Главное содержание жизни в старшем школьном возрасте — включение во взрослую жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе.

Основными новообразованиями возраста являются: мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.











Периодизация л.С. Выготского.

ЛЕКЦИЯ 2

ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

План:

  1. Критерии периодизации
    возрастного развития по Л.С. Выготскому.

  2. Периодизация Л.С.
    Выготского.

  3. Периодизация
    психического развития по Д.Б. Эльконину

  4. Периодизация
    развития личности по З. Фрейду

  5. Периодизация
    развития личности по Э. Эриксону

  6. Развитие морального
    сознания личности по Л. Колбергу

  7. Развитие интеллекта
    по Ж. Пиаже

Критерии
периодизации возрастного развития по
Л.С. Выготскому.

Понять закономерности
возрастного развития, специ­фику
отдельных возрастных этапов и применять
в педагогике позволяет разделение
жизненного пути на периоды.

Л.С. Выготский
различал три группы периодизаций:

  • по внешнему
    критерию,

  • по одному признаку,

  • нескольким
    признакам детского развития.

Для первой группы
характерно построение периодиза­ции
на основе внешнего, но связанного с
самим процессом развития критерия.
Примером могут служить периодизации,
созданные по биогенетическому принципу.
Согласно этой позиции онтогенез в
кратком и сжатом виде повторяет филогенез.
Поэтому процесс индивидуального развития
ребенка выстраивается в соответствии
с основными пери­одами биологической
эволюции и исторического развития
человечества.

Один
из вариантов — периодизация В. Штер­на,
согласно которой ребенок в первые месяцы
жизни находиться на стадии млекопитающего,
во втором полугодии достигает стадии
высшего млекопитающего – обезьяны;
затем начальных ступеней человеческого
состояния; развития первобытных народов;
начиная с поступления в школу усваивает
человеческую культуру – сначала в духе
античного и ветхозаветного мира, позже
(в подростковом возрасте) в духе
средневекового фанатизма и лишь к
зрелости поднимается до уровня культуры
Нового времени.

Еще
один пример — периодизация Р. Заззо. В
ней этапы детства совпадают со ступенями
системы воспuтания и обу­чения детей.
После стадии раннего детства (до 3 лет)
начинается стадия дошкольного возраста
(3-6 лет), основное содержание которой
составляет воспитание в семье или
дош­кольном учреждении. Далее следует
стадия начального школь­ного образования
(6-12 лет), на которой ребенок приобре­тает
основные интеллектуальные навыки;
стадия обучения в средней школе (12-16
лет), когда он получает общее обра­зование;
и позже — стадия высшего или университетского
образования. Так как развитие и воспитание
взаимосвязаны и структура образования
создана на базе большого практического
опыта, границы периодов, установленных
по педагогическому принципу, почти
совпaдaют с переломными моментами в
дeтcком развитии.

Во второй группе
периодизаций используется не вне­шний,
а внутренний критерий. Этим критерием
cтaновится какая-либо одна сторона
развития, например развитие ко­стных
тканей в периодизации П.П. Блонского и
развитие детской сексуальнocти у 3.
Фрейда.

Пaвeл
Петрович Блонский выбрал объективный,
лег­кодоступный нaблюдению, связанный
с существенными особенностями конституции
pacтyщегo организма при­знак – появление
и смену зубов. Детство делится поэтому
на три эпохи: беззубое детство (до 8
месяцев — 2-2,5 лет), детство молочных зубов
(примерно до 6,5 .лет) и детство постоянных
зубов (до появления зубов мудрости).

В третьей группе
периодизаций периоды возрастного
раз­вития выделяются на основе
нескольких существенных осо­бенностей
этого развития. Примером могут служить
периодизации Льва Семеновича Выготского
и Даниила Борисовича Эльконина.

По Л.С. Выготскому,
возрастное развитие, — сложный процесс,
приводящий к изменению всей личности
ребенка на каждом возрастном этапе.
Развитие — это прежде всего возникновение
нового. Стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями, которые
появля­ются закономерно, подготовленное
ходом предшеству­ющего развития.

Источником развития
является социальная среда. Л.С. Bыroтский
ввел понятие «социальная ситуация
развития» — спе­цифическое для каждого
возраста отношение между ребенком и
социальной средой. Взаимодействие
ребенка со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его определяет
тот путь развития, который приводит к
возникновению возрастных новообразований.

Как ребенок
взаимодействует со средой? Л.С. Выroтский
выделяет две единицы анализа социальной
ситуации развития — деятельность и
переживание
. Деятельность — это
вне­шняя активность. Но важны и
внутренние, невидимые переживания.

Социальная ситуация
развития меняется в самом нача­ле
возрастного периода. К концу периода
появляются но­вообразования, среди
которых особое место занимает цен­тральное
новообразование, имеющее наибольшее
значение для развития на следующей
стадии.

Л.С. Выготский
рассмотрел динамику переходов от од­ного
возраста к другому. На одних этапах
изменения в психике могут происходят
медленно и постепенно, на других — быстро
и резко. Соответственно выделяются
ста­бильные и кризисные стадии
развития. Для стабильного пepиoдa характерно
плавное течение процесса развития, без
резких сдвигов и перемен в личности.
Происходят незначительные, незаметные
для окружающих минимальные изменения.
Они накапливаются и в конце периода
дают качественный скачок в развитии:
появляются возрастные новообразования.
Только сравнив начало и конец стабиль­ного
периода, можно представить себе тот
огромный путь, который прошел ребенок
в своем развитии.

Стабильные периоды
составляют большую часть детства. Они
длятся, как правило, по нескольку лет.
И возрастные новообразования, появляющиеся
медленно и долго, оказы­вaютcя
устойчивыми, фиксируются в структуре
личности.

Кроме стабильных,
существуют кризисные периоды
раз­вития. Л.С. Выготский рассматривал
чередование стабильных и кризисных
пери­одов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие
от стабильных периодов, длятся недолго,
несколько месяцев, при неблагоприятном
стече­нии обстоятельств растягиваясь
до года или даже двух лет. Это краткие,
но бурные стадии, в течение которых
проис­ходят значительные сдвиги в
развитии и ребенок резко меняется во
многих своих чертах.

Кризисные и
стабильные периоды развития чередуются.

Поэтому возрастная
периодизация Л.С. Выготского имеет
следующий вид: кризис новорожденности
– младенческий возраст (2 месяца — 1 год)
— кризис 1 года — раннее детство (1-3 года)
— кризис 3 лет — дошкольный возраст 7 лет
— кризис 7 лет — школьный вoзpacт (7 -13 лет)
­- кризис 13 лет — пубертатный возраст
(13-17 лет) – кризис 17 лет.

Периодизация психического развития по д.Б. Эльконину

Д.Б. Эльконин
определил возрастные перио­ды
психического развития по характеру
изменения ведущих типов деятельности
ребен­ка в разных социальных ситуациях
его развития, т.е. на деятельностной
основе. Он выделил шесть ведущих видов
(типов) дея­тельности: 1)
непосредственно-эмоциональное общение
со взрос­лыми, 2) лредметно-манипулятивная
деятельность, 3) ролевая иг­ра, 4) учебная
деятельность, 5) интимно-личное общение
и 6) учеб­но-профессиональная
деятельность.

Перечисленные
виды деятельности делятся на два типа:

  • Первый включает
    группу де­ятельностей, внутри которых
    происходит усвоение общественно
    выработанных способов действий, т. е.
    деятельностей в системе отношений
    «ребенок — общественный предмет». Это
    предмет­но- манипулятивная деятельность
    ребенка paннeгo возраста, учебная
    деятельность младшего школьника и
    учебно-про­фессиональная деятельность
    старшеклассника.

  • Второй включает
    группу деятельностей, внутри которых
    происходит освоение норм отношений
    между людьми, т.е. деятельностей в
    системе отношений «ребенок — общественный
    взрослый». Это непосредственно-эмоциональное
    общение младенца, ро­левая игра
    дошкольника и интимно-личностное
    общение подростка.

В деятельности
второго типа развива­ется
мотивационно-потребностная сфера, в
деятельности первого типа формируются
операционно-технические воз­можности
ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная
сфера. Эти две линии образуют единый
процесс развития личности, но на каждом
возрастном этапе получает пре­имущественное
развитие одна из них. Так как ребенок
по­очередно осваивает системы отношений
«человек — чело­век» и «человек — вещь»,
происходит закономерное чере­дование
и сфер, наиболее интенсивно развивающихся:
в младенчестве развитие мотивационной
сферы опережает развитие сферы
интеллектуальной, в следующем, раннем
возрасте мотивационная сфера отстает
и более быстрыми темпами развивается
интеллект и т.д.

Д.Б. Эльконин так
формулирует закон периодичности: «К
каждой точке своего развития ребенок
подходит с изве­стным расхождением
между тем, что он усвоил из системы
отношений человек — человек, и тем, что
он усвоил из системы отношений человек
— предмет. Как раз моменты, когда это
расхождение принимает наибольшую
величину, и называются кризисами, после
которых идет развитие той стороны,
которая отставала в предшествующий
период. Но каждая из сторон подготавливает
развитие другой».

Глава 5. Стадиальность психического развития § 1. Критерии периодизации возрастного развития

Понять закономерности
возрастного развития, специ­фику
отдельных возрастных этапов позволяет
разделение жизненного пути на периоды.
Содержание (и название) периодов, их
временные границы определяются
представ­лениями автора периодизации
о наиболее важных, суще­ственных
сторонах развития. Л.С. Выготский различал
три группы периодизаций’, по внешнему
критерию, по одному и нескольким признакам
детского развития.

Для первой группы
характерно построение периодиза­ции
на основевнешнего, но связанного
с самим процессом развитиякритерия.
Примером могут служить периодизации,
созданные побиогенетическому принципу.
Согласно этой позиции онтогенез в
кратком и сжатом виде повторяет филогенез.
Поэтому процесс индивидуального развития
ребенка выстраивается в соответствии
с основными пери­одами биологической
эволюции и исторического развития
человечества. Один из вариантов —
периодизация В. Штер­на — был приведен
в § 2 главы 4.

Еще один пример —
периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства
совпадают со ступенями системы воспитания
и обу­чения детей.
После стадии
раннего детства (до 3 лет) начи­нается
стадия дошкольного возраста (3—6 лет),
основное содержание которой составляет
воспитание в семье или дош­кольном
учреждении. Далее следует стадия
начального школь­ного образования
(6—12 лет), на которой ребенок приобре­тает
основные интеллектуальные навыки;
стадия обучения в средней школе (12—16
лет), когда он получает общее обра­зование;
и позже — стадия высшего или университетского
образования. Так как развитие и воспитание
взаимосвязаны и структура образования
создана на базе большого практи­ческого
опыта, границы периодов, установленных
по педа­гогическому принципу, почти
совпадают с переломными моментами в
детском развитии.

Во второй группе
периодизаций используется не вне­шний,
авнутренний критерий. Этим критерием
становится какая-либоодна сторона
развития,
например развитие ко­стных
тканей в периодизации П.П. Блонского и
развитие детской сексуальности у З.
Фрейда.

Павел Петрович
Блонский выбрал объективный, лег­кодоступный
наблюдению, связанный с существенными
особенностями конституции растущего
организма при­знак — появление и
смену зубов.
Детство делится поэтому
на три эпохи: беззубое детство (до 8
месяцев — 2—2,5 лет), детство молочных
зубов (примерно до 6,5 лет) и детство
постоянных зубов (до появления зубов
мудрости).

Зигмунд Фрейд
считал главным источником, двигате­лем
человеческого поведения бессознательное,
насыщен­ное сексуальной энергией.
Сексуальное развитие, следова­тельно,
определяет развитие всех сторон личности
и мо­жет служить критерием возрастной
периодизации. Детская сексуальность
понимается З. Фрейдом широко, как все,
приносящее телесное удовольствие, —
поглаживание, со­сание, освобождение
кишечника и т.д. Стадии развития связаны
со смещением эрогенных зон — тех областей
тела, стимуляция которых вызывает
удовольствие. Конкретные стадии
возрастного развития по З. Фрейду и их
характери­стика будут даны в главе 6
разделаI.

Периодизации,
основанные на одном признаке, субъек­тивны:
авторами произвольно выбирается одна
из многих сторон развития. Кроме того,
в них не учитывается измене­ние роли
выбранного критерия в общем развитии
на раз­ных его этапах, а значение
любого признака меняется при переходе
от возраста к возрасту.

В третьей группе
периодизаций периоды возрастного
раз­вития выделяются на основенескольких существенных осо­бенностей
этогоразвития. Примером могут
служить периодизацииЛьва Семеновича
Выготского
иДаниила Борисо­вича
Элъконина,
которые будут рассмотрены
ниже.

Способы построения возрастной периодизации — Студопедия

Разделение жизненного пути человека на периоды позволяет лучше понять закономерности развития и специфику возрастных этапов.

Содержание периодов развития и их возрастные границы определяются представлениями исследователя о наиболее существенных сторонах и принципах развития.

Большинство классических периодизаций развития, по мнению Л.С. Выготского, построены одним из трех способов:

1. Стадии психического развития выделяются на основе закономерностей сопряженных процессов. Например, периодизация К. Гетчинсона построена на основе закономерностей филогенетического развития.

2. Выделение возрастных этапов происходит по критерию, характеризующему какую-то одну сторону развития. Большинство известных периодизаций построены именно этим способом.

3. Стадиальность развития выводится из особенностей становления детской психики. Например, периодизация А. Гезелла строится на основе изменения внутреннего темпа и ритма развитии.

В возрастной психологии существуют периодизации, выполненные по внешним (биологическим и социальным) и внутренним (психологическим) основаниям (рис. 1). Ранние возрастные периодизации строились на основе чисто внешних критериев, связанных как с историческими или социальными условиями развития ребенка, так и с его физиологическими задатками. Однако наиболее значимыми для понимания природы и механизмов психического развития являются периодизации, построенные на основании внутренних психологических критериев, прежде всего изменений в мотивационной и интеллектуальной сферах. Отечественные периодизации психического развития основываются на сформулированных Л.С. Выготским принципах о внутренних по отношению к развитию критериях выделения стадий, об объективности и значимости данного критерия на протяжении всего периода детства.



Большинство рассматриваемых нами в этой главе периодизаций следуют концепции стадийного развития. Несмотря на то, что критерии выделения стадий развития и их психологическое содержание различаются, ученые-исследователи сходятся в том, что стадийность развития предполагает непрерывность процесса развития, которая обеспечивает преемственность перехода от одной стадии к другой. При переходе на следующий этап развития происходят психические изменения, затрагивающие все наиболее важные процессы и функции человека, которые реорганизуют его поведение.


Американский психолог Дж. Флэйвелл предложил следующие критерии для стадий развития:

1. Стадии выделяются на основе качественных изменений. Они не связаны только с возможностью делать что-то лучше или больше, но, прежде всего, с тем, чтобы делать это по-другому. Например, ребенок сначала начинает передвигаться, ползая по полу, а лишь затем начинает ходить. Это качественно другой тип локомоции и поэтому этот аспект моторного развития является одной из характеристик стадии развития.

2. Переход от одной стадии к другой отмечается множеством одномоментных изменений различных аспектов детского поведения. Например, когда дети учатся говорить, то это предполагает понимание символического значения слов, и в то же время они начинают использовать в игре символические свойства объектов, воображая, что кубик — это машина, а кукла — это человек. Таким образом, на данной стадии наблюдается широкое распространение эффекта освоения символических функций.

3. Переходы между стадиями обычно происходят очень быстро. Хорошим примером является стремительный рост подростка. Похожая, быстрая реорганизация наблюдается и в других областях. Ребенок, осваивая родной язык, научается первым 20 словам, а затем происходит экспотенциальный рост количества выученных слов.

Взаимосвязь непрерывности и стадийности развития демонстрирует также эпигенетическая метафора, предложенная Ч. Уадингтоном. Развивающийся организм здесь представлен неким шаром, расположенным среди холмов и впадин, вдоль которых он может катиться, следуя возможным путям развития. Развитие идет вдоль одной впадины (непрерывные изменения), а затем переходит в новую впадину через критическую точку (скачкообразное изменение). Переходы в развитии приводят к изменениям в организации психики развивающегося ребенка, сохраняя преемственность с предыдущими стадиями.

 

Критерии деления жизненного пути на периоды

Рис. 1. Генетические периодизации

Развитие полового влечения
(К. Штратц)
Фазы жизненного пути
(Ш. Бюлер)
Внутренний психологический
Динамический и содержательный
Развитие деятельности
Этапы становления интеллекта (Э. Мейман)
Смена видов мышления
(Э. Клапаред)
Становление интеллекту-альной схемы
(Ж. Пиаже)
Развитие морального сознания
(Л. Кольберг)
Развитие эмоций
(К. Бюлер)
Развитие либидо
(З.Фрейд)
Развитие идентичности
(Э.Эриксон)
Развитие привязанности
(Дж. Боулби)
Развитие автономии
(М. Малер)
Культурно-историческая теория
(Л.С. Выготский)
Становление познавательной и мотивационной сторон деятельности
(Д.Б. Эльконин)
Осознание ведущих мотивов деятельности
(Л.И. Божович)
Становление личности в группе
(А.В. Петровский)
Внешний по отношению к психике
Чисто внешний
Объективный биологический
Объективный социальный
Способ добывания пищи (К. Гетчинсон)
Темп психического развития
(А. Гезелл)
Ступени образования (Р. Заззо)
Дентиция и особенности темперамента (П.П. Блонский)

 

 

Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Основные (ключевые) понятия: возраст, периодизация, ведущая деятельность, новообразования, социальная ситуация развития.

Категория возраста. Основные подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии. Критерии периодизации возрастного развития. Л.С. Выготский о стадиальности развития. Социальная ситуация развития. Возрастные новообразования. Учение А.Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности. Ведущая деятельность, её характеристика и роль в развитии человека. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б.Эльконина.

Раздел 2. Характеристика психического развития в разные периоды онтогенеза

Тема 4. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве

Основные (ключевые) понятия:кризис новорожденности, кризис 1 года, кризис 3 лет, комплекс оживления, сенсорное развитие, перцептивное развитие, моторное развитие, автономная речь, половая идентичность, самосознание.

Основные закономерности развития ребенка в младенчестве. Пренатальное развитие и его роль в становлении психики ребенка. Условия перехода от пренатального к постнатальному детству. Специфика психической жизни новорожденного. Врожденные рефлексы. Способность к научению. Критерии окончания кризиса новорожденности. Социальная ситуация младенчества. Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Эмоциональное развитие младенца. «Комплекс оживления» и развитие первых форм общения. Сенсорное и перцептивное развитие в младенческом возрасте. Моторное развитие в младенчестве. Формирование акта хватания и его значение для психического развития ребенка. Предметные манипуляции. Кризис 1 года: его причины и симптомы.



Социальная ситуация развития в раннем детстве. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем возрасте. Возникновение игрового действия. Особенности речи ребенка раннего возраста. Когнитивное развитие в раннем возрасте. Перцептивная организация и категории. Особенности внимания и памяти. Наглядно-действенный характер мышления. Развитие символической функции мышления (Ж. Пиаже). Начало развития воображения. Становление личности и индивидуальности в раннем детстве. Развитие самосознания. Становление и особенности половой идентичности. Развитие общения со взрослыми как условие социального и интеллектуального развития ребенка. Зарождение потребности в общении со сверстниками. Психологическая сущность и причины возникновения кризиса трех лет.

Понять закономерности возрастного развития, особенности личности

Лицензионные книги по медицине

<< Назад Вперед >>
Понимание закономерностей возрастного развития, специфики отдельных возрастных этапов позволяет разделить жизненный путь на периоды.Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются автором периодизации по наиболее важным, значимым аспектам развития. Л.С. Выготский выделил три группы периодизаций по внешнему критерию по одному и нескольким признакам развития ребенка.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия, связанного с самим процессом развития. Примером может служить периодизация, созданная по биогенетическому принципу.Согласно этой позиции, онтогенез в краткой и сжатой форме повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка строится в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов — периодизация В. Стерна — был приведен в § 2 главы 4.

Другой пример — периодизация Р. Зазцо. В нем этапы детства совпадают с этапами системы воспитания и обучения детей.После этапа раннего детства (до 3 лет) начинается этап дошкольного возраста (3-6 лет), основным содержанием которого является воспитание детей в семье или дошкольном учреждении. Далее следует этап начального школьного образования (6-12 лет), на котором ребенок приобретает базовые интеллектуальные навыки; этап обучения в средней школе (12-16 лет), когда получает общее образование; а затем ступень высшего или университетского образования. Поскольку развитие и воспитание взаимосвязаны, а структура образования создается на основе большого практического опыта, границы периодов, установленные по педагогическому принципу, практически совпадают с поворотными точками в развитии детей.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий.

Этим критерием становится любая одна сторона развития, например, развитие костной ткани при периодизации П.П. Блонский и развитие детской сексуальности З. Фрейдом.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный для наблюдения, связанный с существенными особенностями конституции признака растущего организма — появление и смену зубов.Таким образом, детство делится на три периода: беззубое детство (до 8 месяцев — 2–2,5 года), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Таким образом, половое развитие определяет развитие всех аспектов личности и может служить критерием возрастной периодизации.Детская сексуальность понимается З. Фрейдом в широком смысле, как все, что приносит телесное удовольствие — поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т. Д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон — тех участков тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Конкретные этапы возрастного развития по З. Фрейду и их характеристики будут даны в главе 6 раздела I.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторы произвольно выбирают один из многих аспектов развития.Кроме того, они не учитывают изменение роли выбранного критерия в общем развитии на различных его этапах, а значение любого атрибута изменяется с переходом от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером может служить периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина, о которой речь пойдет ниже.

<< Назад Вперед >>
= Перейти к содержанию учебника =

Критерии периодизации возрастного развития

  1. Критерии периодизации возрастного развития
    Можно выделить две противоположные точки зрения на процесс психического развития. Первая рассматривает развитие как непрерывное (то есть не прекращается, поэтому возрастные этапы не имеют четких границ), а вторая дает понять, что развитие дискретно (то есть проходит определенные стадии, в результате которых видны границы формирования психики).Большинство ученых
  2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
    Общие подходы к проблеме периодизации. Есть две разные точки зрения на процесс развития ребенка. По одной из них, этот процесс непрерывен; по другой — дискретный. Согласно теории непрерывного развития — развитие не останавливается, не ускоряется и не замедляется, следовательно, нет четких границ, отделяющих одну стадию развития от другой.По теории
  3. КРИТЕРИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
    Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности развития ребенка, особенности отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются автором периодизации по наиболее важным, значимым аспектам развития. Л.С. Выготский выделил три группы периодизации: по внешнему критерию, по одной и нескольким
  4. Возрастная периодизация психического развития
    Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно сложна и важна как для науки, так и для педагогической практики.Ее решение, с одной стороны, связано с представлениями о движущих силах и условиях психического развития, а с другой — влияет на стратегию построения системы образования подрастающего поколения. Исторически первая была предложена в рамках теории рекапитуляции
  5. Тест. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека, 2011
    Введение Теоретические основы периодизации возрастного развития Периодизация возрастного развития разными авторами Сравнительный анализ различных периодизаций возрастного развития Основные характеристики человека в разные периоды развития. его возрастное развитие Взросление и зрелость как важнейший этап жизненного цикла человека для акмеологии Общая характеристика развития человека в
  6. Теоретические основы периодизации возрастного развития
    В настоящее время, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека.Хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации, результатом этой работы стало создание не единой классификации, а появление множества различных классификаций. В то же время можно отметить наличие общих тенденций в различных
  7. Проблема возрастной периодизации детского развития.
    По теоретическим основам предлагаемые в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на три группы.К первой группе относятся попытки периодизировать детство не путем разделения самого хода развития ребенка, а на основе поэтапного построения других процессов, так или иначе связанных с развитием ребенка. Примером может служить периодизация детского развития,
  8. Различная авторская периодизация возрастного развития.
    Фазы жизненного развития человека — это возрастные периоды, выделенные в различные классификации по разным причинам. Наиболее распространенная современная международная классификация выделяет следующие фазы: младенчество, раннее детство, среднее детство, юность, юность и ранняя взрослость, взрослая жизнь, старость (лет): — младенчество — период
  9. Идеи возрастной динамики и периодизации развития Эльконина
    Д.Б. Эльконин (1904-1984) исследовал проблемы присвоения ребенком приемов общечеловеческой деятельности как основы для развития его специфически человеческих способностей. Эльконин признавал только формулу «ребенок в обществе» (а не «ребенок и общество». ), подчеркивая, что ребенок с момента рождения — существо социальное. Психическое развитие ребенка протекает по системе
  10. Возрастные этапы и периодизация психического развития
    Стабильные периоды и кризисы.Психическое развитие детей неравномерно. Он содержит периоды относительно медленных, постепенных изменений, когда ребенок сохраняет одни и те же основные черты мысленного образа в течение длительного времени, и периоды гораздо более резких, скачкообразных изменений, связанных со смертью, исчезновением старого и появлением нового. психическое
  11. Сравнительный анализ различных периодов возрастного развития
    Итак, имея в виду, что, в конце концов, нам все же нужно придерживаться определенной периодизации, проведем краткий сравнительный анализ.Какой возраст скрывается за всеми этими словами — младенчество, детство, юность и т. Д.? Насколько близко или далеко друг от друга находятся разные классификации? Возрастом считается младенчество: до 1 года (Мухина В.С.,
  12. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека
    Акмеологический подход к периодизации возрастного развития

.

Можно выделить две противоположные точки зрения на процесс

Можно выделить две противоположные точки зрения на процесс психического развития. Первая рассматривает развитие как непрерывное (то есть не прекращается, поэтому возрастные этапы не имеют четких границ), а вторая дает понять, что развитие дискретно (то есть проходит определенные стадии, в результате которых видны границы формирования психики). Большинство ученых придерживаются стадий развития по отношению к психике и поведению человека.В результате появилось понятие «периодизация психического развития». Под ним понимается принцип рассмотрения изменения психики в онтогенезе, основанный на выявлении качественно различных стадий (стадий, периодов, стадий) на любом основании. Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности его развития, особенности возрастных изменений психики.

Попытки выделить жизненные циклы предпринимались еще в древности. Итак, Пифагор (VI век до н.э.) увидел следующую классификацию возрастов:

Период формирования — весна (от рождения до 20 лет).

Юноша летний (20-40 лет).

Мужчина в расцвете сил — осень (40-60 лет).

Старик умирающий — зима (60-80 лет).

На современном этапе генетическая и функциональная периодизации являются общими. В основе генетической периодизации лежат явления, общие для всех людей одного возраста, на которых основано выделение этапов в процессе формирования психики. Периодизации функционального развития предполагают наличие общих этапов формирования определенной внутренней или внешней деятельности (конкретных практических действий) у всех людей.

Л. С. Выготский выделил три группы периодизаций. К первой группе он относил периодизацию психического развития на основе некоторого внешнего признака, связанного (влияющего) на психику и поведение. Примером может служить периодизация Рене Заццо, выделившего этапы детства с учетом влияния системы воспитания и обучения (педагогический критерий):

I. Раннее детство (до 3 лет), развитие находится под влиянием семья.

II. Дошкольное детство (от 3 до 6 лет) развитие осуществляется в процессе воспитания и обучения в семье и в дошкольном учреждении.

III. Этап начального образования (от 6 до 12 лет), приобретение интеллектуальных знаний и навыков через общение с учителем.

IV. Этап обучения в старшей школе (от 12 до 17 лет), приобретение интеллектуального развития через деятельность и проявления самостоятельности при изучении школьных дисциплин.

В.

Стадия высшего образования (от 17 лет), развитие через самообразование.

Вторая группа периодизаций характеризуется построением стадий развития на основе одного внутреннего критерия, которым становится любая сторона умственного или физического развития. Итак, П. Блонский пытался описать этапы развития человеческой жизни: детство (эпоха поступательного роста), воспроизводство, вымирание. Он также разделил период детства на этапы в соответствии с конституциональными особенностями растущего организма, а именно по времени появления и смены зубов.В результате детство разделилось на три эпохи:

I. Беззубое детство (до 2,5 лет): появляются только зубы.

II. Детство молочных зубов (до 6 лет): наличие большинства зубов, для которых характерна частая потеря.

III. Постоянные зубы в детстве (до появления зуба мудрости): появление всех зубов, которые в дальнейшем станут постоянными.

Вторая группа периодизаций также включает периодизацию Z.Фрейда, этапы развития интеллекта по Ж. Пиаже, этапы формирования нравственного сознания Л. Кольберга и др.

Третью группу периодизаций объединяет то, что в них авторы выделяют периоды психического развитие на основе нескольких важных особенностей развития. В качестве примера такой периодизации можно рассмотреть этапы развития человеческой субъективности по В.И. Слободчикову:

I этап — оживление: развитие и адаптация собственной телесности, элементарных психических свойств и первых отношений с окружающим миром ( 0-1 год).

Этап II — анимация: психические процессы характеризуются осознанностью приложения, усваиваются предметно-опосредованные формы взаимодействия с внешним и внутренним миром (от 1 года до 6 лет).

Этап III — персонализация: развитие и применение жизненных ценностей, созревание сфер личности (от 6 до 18 лет).

IV этап — индивидуализация: пересмотр социальных ценностей с точки зрения собственной позиции, авторства в организации образа жизни (от 18 до 42 лет).

V этап — универсализация: обретение духовности, субъективности выходит за пределы индивидуальности в сферу подлинно универсального существа (от 42 лет).

Периодизация возрастного развития Д. Е. Эльконина также относится к третьей группе периодизаций.

.

Критерии оценки — OECD

Полный набор адаптированных определений и принципов использования, а также объяснения изменений, внесенных в исходные определения, доступны для загрузки.

Вы можете просмотреть список часто задаваемых вопросов. Задайте свой вопрос в Twitter или напишите по адресу [email protected]

Критерии оценки

Цель критериев оценки связана с целью оценки.А именно, чтобы дать возможность определить достоинства, ценность или значимость вмешательства. Термин «вмешательство» используется в этом документе для обозначения объекта оценки (см. Вставку 1 в документе выше). Каждый критерий — это разные точки зрения или перспективы, через которые можно рассматривать вмешательство. Вместе они дают более полную картину вмешательства, процесса реализации и результатов.

Критерии играют нормативную роль. Вместе они описывают желаемые атрибуты вмешательств: все вмешательства должны соответствовать контексту, согласовываться с другими вмешательствами, достигать своих целей, давать эффективные результаты и иметь продолжительное положительное воздействие.
Критерии используются не только для оценки — для мониторинга и управления результатами, а также для стратегического планирования и разработки мероприятий.

Их можно использовать для просмотра процессов (как происходят изменения), а также результатов (что изменилось).

Принципы использования критериев оценки

Следующие ниже принципы определяют использование критериев. Дополнительные советы и примеры приведены в прилагаемом руководстве (готовится к печати).Кроме того, Стандарты качества оценки развития ОЭСР DAC описывают стандарты планирования и проведения оценки. Важно, чтобы определения критериев понимались в более широком контексте и читались вместе с другими принципами и рекомендациями о том, как проводить оценки таким образом, чтобы это было полезно и с высоким качеством.

Принцип один

Критерии следует применять вдумчиво, чтобы обеспечить качественную и полезную оценку.Они должны быть контекстуализированы — поняты в контексте индивидуальной оценки, оцениваемого вмешательства и вовлеченных заинтересованных сторон. Вопросы оценки (что вы пытаетесь выяснить) и то, что вы собираетесь делать с ответами, должны информировать о том, как конкретно интерпретируются и анализируются критерии.

Второй принцип

Использование критериев зависит от цели оценки. Критерии не следует применять механически. Вместо этого они должны быть охвачены в соответствии с потребностями соответствующих заинтересованных сторон и контекстом оценки.На оценочный анализ по каждому критерию может быть потрачено больше или меньше времени и ресурсов в зависимости от цели оценки. Доступность данных, ограничения ресурсов, сроки и методологические соображения также могут влиять на то, как (и будет ли) удовлетворяться конкретный критерий.

Определения

СООТВЕТСТВИЕ: ДЕЙСТВУЕТ ЛИ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

Степень, в которой цели и план вмешательства соответствуют потребностям, политике и приоритетам бенефициаров *, глобальным, страновым и партнерам / учреждениям и продолжают это делать в случае изменения обстоятельств.

Примечание: «Реагировать на» означает, что цели и план вмешательства чувствительны к экономическим, экологическим, социальным, политическим, экономическим, экологическим, а также к условиям, в которых оно происходит. «Партнер / учреждение» включает правительство (национальное, региональное, местное), организации гражданского общества, частные организации и международные организации, участвующие в финансировании, реализации и / или надзоре за вмешательством. Оценка релевантности включает рассмотрение различий и компромиссов между различными приоритетами или потребностями.Это требует анализа любых изменений в контексте, чтобы оценить, в какой степени вмешательство может быть (или было) адаптировано, чтобы оставаться актуальным.

* Бенефициары определяются как «отдельные лица, группы или организации, независимо от того, нацелены они или нет, которые прямо или косвенно получают выгоду от вмешательства в целях развития». Могут использоваться и другие термины, такие как правообладатели или затронутые лица.

СОГЛАСОВАННОСТЬ: НАСКОЛЬКО ПОДХОДИТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

Совместимость вмешательства с другими вмешательствами в стране, секторе или учреждении.

Примечание: степень, в которой другие вмешательства (в частности, политики) поддерживают или подрывают вмешательство, и наоборот. Включает внутреннюю согласованность и внешнюю согласованность: внутренняя согласованность касается синергизма и взаимосвязи между вмешательством и другими вмешательствами, осуществляемыми одним и тем же учреждением / правительством, а также согласованность вмешательства с соответствующими международными нормами и стандартами, которым это учреждение / правительство придерживается. Внешняя согласованность рассматривает согласованность вмешательства с вмешательствами других субъектов в том же контексте.Это включает в себя взаимодополняемость, гармонизацию и координацию с другими, а также степень, в которой вмешательство добавляет ценность, избегая при этом дублирования усилий.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ: ДОСТИГАЕТ ЛИ ВМЕШАТЕЛЬСТВО СВОИХ ЦЕЛЕЙ?

Степень, в которой вмешательство достигло или, как ожидается, достигнет своих целей и его результатов, включая любые различия в результатах по группам.

Примечание. Анализ эффективности включает в себя учет относительной важности целей или результатов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ: НАСКОЛЬКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РЕСУРСЫ?

Степень, в которой вмешательство приносит или может принести результат, экономически и своевременно.

Примечание: «Экономический» — это преобразование затрат (средств, опыта, природных ресурсов, времени и т. Д.) В конечные результаты, результаты и воздействия наиболее экономически эффективным способом по сравнению с возможными альтернативами в данном контексте. «Своевременная» доставка осуществляется в намеченные сроки или сроки, разумно скорректированные с учетом требований меняющегося контекста.Это может включать оценку операционной эффективности (насколько хорошо было выполнено вмешательство).

ВОЗДЕЙСТВИЕ: ЧТО ДАЕТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО?

Степень, в которой вмешательство вызвало или, как ожидается, приведет к значительным положительным или отрицательным, запланированным или непреднамеренным эффектам более высокого уровня.

Примечание. Воздействие касается конечной значимости и потенциально трансформирующих эффектов вмешательства. Он направлен на выявление социальных, экологических и экономических последствий вмешательства, которые являются более долгосрочными или более широкими по масштабу, чем те, которые уже учтены в соответствии с критерием эффективности.Помимо непосредственных результатов, этот критерий направлен на определение косвенных, вторичных и потенциальных последствий вмешательства. Это достигается путем изучения целостных и устойчивых изменений в системах или нормах и их потенциального воздействия на благосостояние людей, права человека, гендерное равенство и окружающую среду.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ПРОДОЛЖАЮТСЯ ВЫГОДЫ?

Степень, в которой чистые выгоды от вмешательства сохранятся или могут сохраниться.

Примечание. Включает анализ финансовых, экономических, социальных, экологических и институциональных возможностей систем, необходимых для сохранения чистых выгод в течение долгого времени.Включает анализ устойчивости, рисков и возможных компромиссов. В зависимости от времени оценки это может включать анализ фактического потока чистых выгод или оценку вероятности сохранения чистых выгод в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

.

критериев стандартов по истории / обществознанию / общественным наукам (обновлено в 2019 г.)

Критерии стандартов по истории / обществознанию / общественным наукам (обновлено в 2019 г.)

Утверждено Советом в июне 1997 г .; обновлено: январь 2019 г.

Государственные департаменты образования периодически пересматривают и пересматривают рамки и стандарты учебных программ для преподавания и изучения истории и смежных областей.В последние годы Американская историческая ассоциация проанализировала ряд усилий, в некоторых случаях внося свой вклад в некоторые полезные исправления, а также подтвердив качество нескольких завершенных документов по стандартам. По мере продолжения усилий AHA выступило с заявлением о поддержке школьных систем, государственных департаментов и других заинтересованных сторон в ходе этого процесса.

AHA признает обоснованность различных конкретных подходов, используемых для пересмотра учебных программ и стандартов, и одобряет государства, которые в настоящее время находятся в этом процессе или будут реализовывать этот проект в будущем.Государственные стандарты для наших учебных программ включают соответствующие цели по общественным наукам и / или нескольким конкретным общественным наукам в дополнение к истории. Действительно, одним из признаков удовлетворительных государственных стандартов является способность интегрировать общественные науки, обществоведение и историю в учебные программы курсов. С этой целью стандарты должны включать учебные модели, которые способствуют пониманию учащимися содержания и развитию навыков, которые могут применяться за пределами контекст курса.

Исследование — важный аспект исторической педагогики.Использование вопросов, созданных учениками и учителями, способствует конструктивистскому подходу к обучению, а не механическому запоминанию. Кроме того, исследование может повысить вовлеченность студентов и побудить студентов связать прошлое с современными контекстами. При разработке стандартов, касающихся исторического образования, AHA предлагает следующие рекомендации:

  1. Сильно подчеркивать ряд аналитических навыков, помимо стандартных навыков критического мышления. О таких навыках можно говорить по-разному, и их необходимо адаптировать к разным классам.Как правило, они включают способности, связанные с интерпретацией и контекстом, изменением и преемственностью, сравнением, возможностью доступа, использования и оценки исторических документов, а также способностью оценивать различные исторические перспективы и интерпретации.
  2. Сделайте упор на хронологии и периодизации. Поскольку исторические события происходят во времени, способность иметь дело с последовательностями имеет решающее значение для исторической согласованности и способности применять понимание прошлого и настоящего.Студенты должны исследовать исторические события в рамках исторических периодов и то, как изменения отличают один период от другого.
  3. Стандарты

  4. могут сильно различаться в том, как они указывают существенное фактическое освещение, включая конкретные события, отдельных лиц, группы и идеи, которые являются центральными для курса. Однако документы должны указывать на важность развития концептуального понимания прошлого. Концепции и концептуальные рамки выделяют конкретные социальные, культурные, экономические, технологические и политические компоненты и их взаимоотношения.Очень важно разъяснять эти подходы и включать с ясностью, например, религию и науку (культурные), а также такие группы, как раса, класс и пол (социальные).
  5. Предоставьте глобальные перспективы и более широкую аналитическую основу, которая представляет различные (включая, но не ограничиваясь Европой и США), перспективы, контексты и явления во все периоды курса. Расширяя концепцию исторической деятельности, чтобы включить голоса, которые были маргинализованы, студенты вовлекаются в многочисленные рассказы о прошлом.Эта практика поддерживает развитие эмпатии и других предрасположенностей, необходимых для навигации и интерпретации сложностей человеческого взаимодействия.
  6. Составьте последовательность учебных программ по истории с младших классов до средней школы. Последовательная серия курсов жизненно важна для развития аналитических навыков и настроений, а также для обеспечения согласованности программы.
  7. Включите вклад практикующих историков, профессоров методов социальных исследований и учителей истории, которые могут помочь согласовать стандарты с текущими результатами исследований и передовой практикой преподавания в данной области.Сотрудничество на уровнях K-16 является неотъемлемой частью признания истории как ценной дисциплины и поддерживает профессиональное общение и сотрудничество.
  8. Студенты должны научиться задавать вопросы о прошлом, которые можно применить к современным проблемам. Студенты должны научиться проводить исторические исследования, исследовать исторические вопросы и иметь возможность самостоятельно разрабатывать такие вопросы. Запросы, которые являются неограниченными, проблематизируют прошлое, включают рассмотрение причин и следствий и позволяют различные интерпретации, основанные на фактах, чтобы способствовать голосу учащихся и причастности к обучению.
  9. Стандарты должны четко указывать цель и преимущества изучения прошлого. Это поддерживает общение учителей и отдела с родителями и школьным сообществом. Как указано в Основе дисциплины проекта настройки AHA, результаты курсов истории включают развитие активной гражданской позиции и информированности населения.

Американская историческая ассоциация признает, что ряд государственных стандартов в значительной степени соответствуют этим критериям. Через свой учебный отдел и через членов ассоциации в каждом штате Ассоциация готова сотрудничать в разработке будущих стандартов любым полезным способом.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.