Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур тест: Тест «конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Содержание

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Я предлагаю вам пройти следующий тест, ознакомьтесь с ним внимательно ниже.

Историческая справка

Графологом из Сан-Франциско Энн Махони был предложен тест, в котором необходимо было в порядке предпочтительности расположить фигуры (круг, квадрат, треугольник) и ломаную линию. В исходной интерпретации предложенных фигур предполагалась следующая формула. Круг — это символ, означающий одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость. Квадрат означает ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу. Треугольник символизирует агрессию, его предпочитают люди которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлеченности и не могут усидеть на одном месте.Ломаная линия означает присутствие воображения; те, у кого они преобладают, ценят индивидуальность и отвергают рутину. Они часто увлечены зарубежной культурой, философией, поэзией, музыкой и оценивают других людей, исходя из внутренних качеств, а не из их социального положения.

В отечественной литературе встречается модификация данного теста, сделанная А.В. Либиным (18).

Цель применения теста: Выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использоали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, а если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10Х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе №1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе №2 — второй, на листе №3 — третий (окончательный).

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы _ количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Интерпретация данных. Исследования психологов показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов ( типы — это наиболее сильно различающиеся между собой характеристики индивидуальности, подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические особенности ), которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

К настоящему времени типы и подтипы описываются весьма краткими характеристиками. Дальнейшая конкретизация этих характеристик возможна при увеличениистатистической выборки и комплексирования теста с другими тестовыми методиками путем выявления корреляций между психологическими показателями. Типологическая характеристика основана на частоте встречаемости определенного типа среди представителей той или иной профессии, а также на экспертной и субъективной валидности, полученной в результате большого числа бесед и наблюдений при обследовании.

Результаты, полученные с помощью данной методики, сопоставлялись с показателями цветового выбора в тесте М. Люшера, показателями темперамента по опросникам А. Айзенка, В.М. Русалова и др.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что — либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфическая техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально- типологических различий.

Типы

I тип — «руководитель». Оьычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет ( по М. Люшеру ) и рисуют «елку» в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно — у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей — вербальный руководитель или «преподавательский подтип» — 604, 613, 622, 631, 640.

нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип — «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», являясь рядоположенным ему, однаков принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован «на умение делать дело», высокий профессионализм, обдадает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т. е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип — тревожно-мнительный — харктеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной прфессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и частосомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 — «поэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе «как это можно плохо работать ? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип — «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептувльным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностями создавть теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 — подтип, характеризующийсябольшой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типачасто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.

V тип — «интуитивный», Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычновыступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, частопроявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т. е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии; 244 — обладает способностью литературного творчества; 217 — обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 — большая потребность к новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающиебогатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видамитехнического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никакихвщздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 — встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 — тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип — «эмотивный». Обладает повышенным сопереживанием по отношению кдругим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на кторое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип — обладает противополжной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относятся к ним с невниманиеми даже усиливаютдавление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109 *.


Тест Конструктивный рисунок человека | Psylist.net

Оборудование: три листа размером 10 х 10 см, листы нумеруются по мере выполнения рисунков.

Инструкция. Вам необходимо нарисовать три фигуры человека, используя для каждой 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, квадраты и круги. Вы можете увеличивать, уменьшать эти фигуры, накладывать их друг на друга.

Обработка данных. По каждому рисунку отдельно подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов, квадратов, результаты записываются в виде трехзначных чисел, где сотни количество треугольников, десятки количество кругов, единицы- количество квадратов. Таким образом выводится «формула рисунка», по которой рисующих относят к соответствующим типам и подтипам.

Например: После подсчета получилось, что затрачено 4 квадрата, 5 треугольников и 1 круг. Следовательно «формулой рисунка» является число 514, что соответствует типу «Руководитель».

Интерпретация результатов.

1-й тип «руководитель». Это люди, имеющие склонность к руководящей работе, организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать хорошим даром рассказчика, связанным с высоким уровнем речевого развития. Обладают хорошей адаптацией к социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802. 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, «ситуативно: 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей: вербальный руководитель или преподавательский тип»: 604, 613, 622, 631, 640.

2-й тип обладает многими чертами типа «руководитель», однако зачастую при принятии решений, особенно ответственных, колеблется.

Данный тип людей более ориентирован на умение «делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и людям, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие переживаний.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

3-й тип «тревожно-мнительный», характеризуется разнообразием способностей и одаренностью от тонких ручных навыков до литературной одаренности.

Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи, обычно конфликтуют с другими из-за этого. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Кроме того, 415 – «поэтический подтип», обычно люди, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью: 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе: Как это можно плохо работать. Люди этого подтипа отличаются особой тщательностью в работе.

4-тип «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать на все «свои теории». Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую координационную работу.

325-й подтип характеризуется увлеченностью процессом познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

5-тип «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой степенью ее истощаемости. Легче работают при переключении с одного вида деятельности на другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной восприимчивостью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, имеют хорошие ручные навыки и богатое воображение, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;

244 – обладает способностью литературного творчества;

217 – способностью к изобретательской деятельности; 226 – имеет большую потребность в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.

6 тип «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще всего относятся к типу интровертов, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, предпочитая самоконтроль, эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтип 109 встречается среди людей, хорошо владеющих аудиторией.

118-й подтип – имеет наиболее сильно выраженные конструкторские возможности и способности к изобретательству.

7 тип «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие» кадры фильмов, могут быть надолго выбитыми из колеи и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей вызывают у них сочувствие и участие, на которые они тратят много собственной энергии, в результате чего становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

8 тип – противоположен «эмотивному типу». Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает на них давление. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Необходимо учитывать, что первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй – тип, присутствующий как состояние, а третий – будущие перспективы.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

конструктивный рисунок человека из геометрических форм

НАЛИЧИЕ КАЖДОГО ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ

   Если при проверке использованных форм обнаружится, что в рисунках не был использован один из элементов, то необходимо внести в каждый рисунок соответствующие исправления. Для этого попросите испытуемого по своему усмотрению:
   (а) одной линией зачеркнуть любую часть изображения человека и дорисовать недостающую геометрическую форму,
   (б) аккуратно изменить какую-либо часть изображения на недостающую форму.
   После внесения изменений сделайте соответствующую исправлению запись на поле рядом с рисунком или в протоколе тестирования.

ПОВЕДЕНИЕ И КОММЕНТАРИИ ТЕСТИРУЕМОГО ПОХОДУ РИСОВАНИЯ

   Производить изменения по ходу изображения фигуры человека в случае, когда все три элемента в рисунке присутствуют, нежелательно. Изменения допускаются лишь в исключительных случаях, когда испытуемый категорически на них настаивает.
   При этом все спонтанные высказывания, комментарии и исправления фиксируются в Регистрационном листе тестирования.
   Ниже приводятся примеры типичных комментариев и возможных ответов психолога.
 
   Комментарий тестируемого: Мне не нравится круглая голова. Можно я исправлю ее на квадратную?
   Ответ: Желательно выполнять тест без исправлений. Испытуемый, настаивая: Нет, я все-таки исправлю голову на квадратную. Круглая голова ему не подходит.
   Психолог: Хорошо, вы можете аккуратно внести в рисунок исправление. (После сделанного тестируемым изменения отметьте на поле рядом с рисунком или в протоколе запись о том, что круглая голова была исправлена на квадратную.)
 
   Комментарий тестируемого: У меня получается слишком маленький человечек. Я хочу нарисовать его заново…
   Ответ: У вас еще будет такая возможность (переходя к следующей инструкции).
 
   Комментарий тестируемого: У меня не получается нарисовать человека хорошо. Я рисую одни «закорючки»…
   Ответ: Тест не требует особых способностей к рисованию. Как получается нарисовать, так и рисуйте. (Для теста подходит любой рисунок, соответствующий инструкции.)

ОБРАБОТКА ДАННЫХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

   Обработка данных осуществляется отдельно по каждому рисунку в следующем порядке:
   1. Отдельно по каждому рисунку подсчитайте количество использованных треугольников, кругов и квадратов.
   2. Запишите ФОРМУЛУ РИСУНКА в виде трехзначных цифр рядом с каждым изображением.
   3. С целью дальнейшего анализа изображения сохраняйте все сделанные испытуемым исправления, зачеркивания и добавления. Перерисовывание изображения нежелательно.
   4. После исправлений сделайте заметку о том, что именно было изменено.

ЗАПИСЬ ПО ХОДУ ТЕСТИРОВАНИЯ

   В протоколе тестирования также отмечается последовательность выполнения рисунка и манера рисования. Пример записи дается ниже:
   Запись манеры рисования 1:
   Испытуемый долго не мог приступить к рисованию. Краснел и спрашивал, можно ли вначале потренироваться на чистом листе бумаги.
   Запись манеры рисования 2:
   Во время рисования испытуемая нервно смеялась, называя рисунок человека «клоуном». Извинялась, что не может рисовать хорошо.

ЗАПИСЬ ТРАКТОВОК СДЕЛАННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

   Помимо протоколирования манеры рисования и последовательности выполнения изображения фигуры человека ведется запись трактовок сделанного рисунка испытуемым:
   Трактовка рисунка испытуемым 1: Какой-то человек получился у меня нескладный…
   Трактовка рисунка испытуемым 2: Мне больше всего понравился последний рисунок!
   Трактовка рисунка испытуемым 3: Такого человека, наверное, все изображают. Иначе фигуру человека и не нарисуешь.
   Трактовка рисунка испытуемым 4: Надо нарисовать человека каким-нибудь смешным…

Инструкция к проведению тестирования в группе

   Тестирование в группе является вторым после индивидуального тестирования эффективным способом предъявления стимульного материала теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В ГРУППЕ

   ПОДГОТОВКА ТЕСТА:
   1. Приготовьте достаточное количество шариковых авторучек предпочтительно черного цвета или простых карандашей средней мягкости.
   2. Заготовьте соответствующее количеству участников исследования сложенных вчетверо стандартных листов бумаги формата А4, пронумерованных в правом верхнем углу.
   3. Подготовьте соответствующее число стандартных инструкций для индивидуального выполнения последовательных заданий теста.
 
   УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ГРУППЕ имеют свои специфические особенности.
   • Сохранение индивидуального своеобразия рисунка
   Во время выполнения теста желательно, чтобы каждый участник исследования сидел отдельно или на расстоянии, исключающем вероятность невольного или намеренного подсматривания рисунка соседа. В шутливой форме можно сказать, что поскольку тест направлен на выявление уникальности и неповторимости каждого человека, то «срисовывать» рисунок соседа не рекомендуется.
   • Индивидуальная работа с вопросами по ходу тестирования
   Во избежание создания нежелательной установки на тестирование на вопросы участников инструктор отвечает индивидуально. В общей инструкции необходимо указать, что в случае возникновения вопросов экспериментатор подойдет к тестируемому и ответит на все его вопросы в индивидуальном порядке.
   • Контроль за процедурой тестирования
   Количество участников зависит от количества инструкторов. На каждого инструктора должно приходиться от 12 до 16 человек. Желательно, чтобы общее количество участников не превышало 32 человека.
   • Свободный режим работы
   Время выполнения теста определяется самим тестируемым. Тест должен выполняться в свободном режиме, без давления со стороны инструктора. Общая инструкция может предъявляться как в письменной, так и в устной форме.
   Инструкция о последовательности выполнения заданий теста более предпочтительна в письменном виде. В этом случае можно воспользоваться стандартной инструкцией проведения ТиГр, приведенной в Приложении 1. Стандартная инструкция дается каждому участнику.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ИНСТРУКЦИИ В ГРУППЕ

   Общая инструкция тестирования в группе отличается лишь дополнительным упоминанием о самостоятельном рисовании и о соблюдении конфиденциальности в случае возникновения вопросов:
   «Вам предлагается пройти несложную процедуру тестирования с помощью теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™». В ходе тестирования необходимо нарисовать фигуру человека, используя треугольники, круги и квадраты. Вся процедура тестирования займет всего несколько минут. Старайтесь рисовать быстро и без изменений.
   Если по ходу выполнения заданий возникнут вопросы, поднимите руку. Инструктор подойдет к вам и ответит на все вопросы. Итак, возьмите лист под номером 1 и приступайте к выполнению инструкции под № 1. После выполнения условий инструкции № 1 откройте лист с инструкцией № 2 и так далее».

ОБРАБОТКА ДАННЫХ ТЕСТИРОВАНИЯ В ГРУППЕ

   Обработка данных осуществляется каждым тестируемым отдельно по каждому рисунку в том же порядке, что и при индивидуальном тестировании.
   Инструкция для обработки данных в группе обычно предъявляется в устной форме.

СТАНДАРТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ТЕСТИРОВАНИЯ В ГРУППЕ

   Обработка данных тестирования в группе осуществляется по следующей стандартной инструкции:
   «Отдельно по каждому рисунку подсчитайте количество использованных треугольников, кругов и квадратов.
   После подсчета запишите ФОРМУЛУ РИСУНКА, обозначающую количество использованных элементов в следующем порядке: вначале количество треугольников, снизу под ним количество кругов, затем ниже количество квадратов».

ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ УСЛОВИЙ ТЕСТИРОВАНИЯ

   Проверьте соблюдение инструкции, попросив испытуемых подсчитать общее количество элементов и наличие каждого из них.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕМЕНТОВ

   Если при подсчете количества использованных форм обнаружится, что в рисунках 1, 2, 3 или 5 было использовано неверное количество элементов, попросите испытуемых внести в каждый рисунок соответствующие исправления.
   • Если количество элементов больше десяти, попросите испытуемых одной линией аккуратно зачеркнуть лишние части фигуры по своему усмотрению, чтобы общая сумма оставшихся элементов равнялась десяти.
   • Если использованных элементов оказалось меньше десяти, попросите дорисовать недостающие элементы фигуры, увеличив общее количество геометрических форм в каждом рисунке до десяти.
 
   Для внесения исправлений при работе с группой можно воспользоваться следующей стандартной инструкцией:
   «Отдельно по каждому рисунку подсчитайте количество использованных треугольников, кругов и квадратов. Сумма всех элементов изображения должна равняться десяти. Если в вашем рисунке количество элементов больше десяти, аккуратно одной линией зачеркните любую по своему усмотрению часть фигуры. Общая сумма оставшихся элементов должна равняться десяти.
   Если использованных вами элементов оказалось меньше десяти, дорисуйте недостающие части фигуры, увеличив общее количество геометрических форм до десяти».

   ПРИМЕЧАНИЕ. Каждое изменение должно быть отмечено либо инструктором, либо самим испытуемым. Отметку о произведенных изменениях необходимо сделать на полях рядом с рисунком или занести в протокол теста.

ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ КАЖДОЙ ИЗ ТРЕХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ

   Если при проверке использованных геометрических форм обнаружится, что в рисунках не был использован один из элементов, необходимо внести в каждый рисунок соответствующее исправление.
   Инструктор просит испытуемых по своему усмотрению:
   (а) одной линией зачеркнуть любую часть фигуры человека и дорисовать недостающую геометрическую или
   (б) аккуратно изменить одну из частей изображения на недостающую геометрическую форму.
 
   Для внесения исправлений при работе с группой можно воспользоваться следующей стандартной инструкцией:
   «В каждом рисунке проверьте наличие всех трех геометрических форм – треугольника, круга и квадрата. Каждая из них должна быть использована хотя бы один раз. Если какая-то из форм не была использована, необходимо одной линией аккуратно зачеркнуть любую часть фигуры человека и дорисовать недостающую геометрическую форму или же аккуратно изменить на недостающую геометрическую форму одну из частей изображения».

   ПРИМЕЧАНИЕ. Соответствующая исправлению запись делается на поле рядом с измененным рисунком или заносится в протокол теста.

Определение типов и подтипов по формуле рисунка

   Предпочтение семантики геометрических форм является базовым основанием для выделения типов и подтипов, определяемых в соответствии с ФОРМУЛОЙ РИСУНКА. В качестве формулы рисунка служат трехзначные цифры изображения. Согласно ФОРМУЛАМ первого, второго и третьего рисунка выявляются три основных подтипа.
 
   Формула первого рисунка указывает на ВЕДУЩИЙ подтип, определяющий принадлежность человека к определенному психологическому типу (см. схемы 1, 2, и 3). Ведущий подтип определяет устойчивое или доминирующее состояние.
   Формула второго рисунка обозначает АКТУАЛЬНЫЙ подтип, характеризующий актуальное состояние человека.
   Формула третьего рисунка указывает на ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ подтип, который характеризует осознаваемое или неосознаваемое стремление к изменениям, указывающее направление от нежелательного состояния к желаемому.

Незавершенность и избыточность элементов в первых трех рисунках

   Выявление реактивного состояния
   Следует специально отметить, что первые три рисунка должны обязательно иметь все геометрические формы, составляющие в сумме десять элементов. Только полные изображения фигуры человека, имеющие в сумме десять элементов, классифицируются как тип или подтип. В случае отклонения от инструкции проводится коррекция изображения (см. выше).
   Тенденция к незавершенности или к избыточности в любом из первых трех рисунков отражает специфику РЕАКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ и интерпретируется как дополнительная характеристика человека.
   Примером НЕЗАВЕРШЕННОСТИ является формула рисунка 091 (О треугольников, 9 кругов и 1 квадрат) или 640 (6 треугольников, 4 круга и 0 квадратов).
   Формула 813 (8 треугольников, 1 круг и 3 квадрата) или 254 (2 треугольника, 5 кругов и 4 квадрата) является иллюстрацией ИЗБЫТОЧНОСТИ.
 
   Формула свободного рисунка
   Формула четвертого рисунка, выполненного в свободной манере без ограничения количества элементов в изображении человека, не характеризует тип или подтип, а символически описывает ПОДАВЛЯЕМЫЕ ТЕНДЕНЦИИ самовосприятия и восприятия других людей. Формула четвертого рисунка анализируется в сопоставлении с тремя первичными формулами и дает представление о глубинном Я личности.
 
   Формула изображения лица
   Формула пятого рисунка, в котором испытуемый рисует одно лицо, используя ограниченное количество элементов с обязательным включением каждой из геометрических форм, не характеризует тип или подтип аналогично свободному рисунку. Изображение лица позволяет, словно через увеличительное стекло, выявить особенности самовосприятия и проекцию социального Я тестируемого. Формула пятого рисунка анализируется в сопоставлении с предыдущими четырьмя изображениями.

Периодическая система элементов индивидуальности

   Преимущественное предпочтение семантики той или иной геометрической формы, проявляющееся в устойчивом соотношении количества элементов, или геометрическом гештальте, в конструктивном рисунке человека, позволяет выделить ВОСЕМЬ ОСНОВНЫХ ТИПОВ и ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОДТИПОВ.

Основания для выделения типов и подтипов по Периодической системе элементов индивидуальности

   Осуществляемая на основе предпочтения семантики основных геометрических форм классификация типов и подтипов позволила создать своеобразную систему индивидуально-типологических различий, названную нами ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (см. схему 1). Разработанная система позволяет определить логику выявления типологических оснований.
 

   Схема 1. Периодическая система элементов индивидуальности.

   Поскольку основным параметром выделяемой классификации психографического теста ТиГр является предпочтение семантики геометрических форм, определение ТИПОВ осуществляется по принципу нарастания базового признака (см. схему 2).
 

   Схема 2. Соотношение типов и подтипов в ТиГр.

   ПРИМЕЧАНИЕ. Таблицы, интерпретационные схемы, обобщенные портреты типов и характеристики подтипов уточняют предыдущее издание краткого руководства теста ТиГр (Либин А.В., Либин В.В., Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках. Психографический тест предпочтений ТиГр. Москва: Институт психологии Российской академии наук, 1994).

   Для I, IV и VIII типов таким признаком является подавляющее преобладание (8, 7, 6) в рисунке элементов одного вида по сравнению с остальными двумя.
   Так, в подтипах 811, 181, 361 или 136 одна из геометрических фигур преобладает над всеми остальными. В подтипе 811 (8 треугольников, 1 круг и 1 квадрат) треугольники явно преобладают над кругами и квадратами, а в подтипе 361 (3 треугольника, 6 кругов и 1 квадрат) круги преобладают над треугольниками и кругами.
   Для II, V и VII типов характерным признаком является предпочтение преобладающей геометрической формы в количестве, равном 5, при этом сумма двух оставшихся форм также равняется пяти.
   Так, в подтипе 541 (5 треугольников, 4 круга и 1 квадрат) сумма треугольников равняется пяти, так же как и сумма оставшихся двух фигур – четырех кругов и одного квадрата.
   Тип III образован за счет комбинаций предпочитаемых форм, основанных на числовом соотношении, равном n + 1, т. е. количество любой из форм больше на единицу по сравнению с двумя другими.
   К примеру, в подтипе 433 (4 треугольника, 3 круга и 3 квадрата) количество треугольников на единицу больше по сравнению с тремя кругами и тремя квадратами.
   Тип VI характеризуется числовым соотношением элементов, при котором количество геометрических форм двух видов в два раза превышает количество геометрических форм третьего вида.
   Так, в подтипе 442 (4 треугольника, 4 круга и 2 квадрата) четыре треугольника и четыре круга в два раза превышают количество оставшихся двух квадратов.
   Следует подчеркнуть, что одним из основных параметров ТиГр, который позволяет выявить устойчивые сочетания индивидуально-психологических признаков, является устойчивое соотношение числа элементов – геометрических форм в рисунке фигуры человека, названное нами геометрический гештальт.

Последовательность показателей теста ТиГр по СЕМИ УРОВНЯМ

   Интерпретация показателей теста ТиГр осуществляется ПО СЕМИ УРОВНЯМ, от самого простого к самому сложному, от определения семантического значения геометрических форм к глубинному психологическому анализу всего изображения в сопоставлении с результатами других психодиагностических тестов и данных индивидуальной консультации.
   На первом уровне осуществляется анализ семантики основных показателей теста по преобладающей в изображении геометрической форме.
   На втором уровне по первому рисунку определяется, к какому из восьми типов относится человек. По ведущему типу приводится обобщенная характеристика индивидуального психологического портрета.
   На третьем уровне дается более детальный анализ индивидуально-психологических особенностей человека по всем четырем рисункам. По первому рисунку определяется ведущий подтип из тридцати восьми возможных. Второй рисунок дает возможность выявить актуальное состояние человека. Выявление стремления к изменению осуществляется по третьему рисунку. По четвертому рисунку определяются подавляемые тенденции и компенсаторное поведение. По пятому рисунку выявляются особенности социального Я тестируемого.
   На четвертом уровне анализируются общие параметры изображения, включая расположение рисунка на листе, размеры рисунка, наклон рисунка и его динамика, полнота и законченность рисунка, пропорции изображения и последовательность его выполнения.
   На пятом уровне проводится психологическая интерпретация изображения фигуры человека по отдельным параметрам рисунка. Основной, первый рисунок, а также все три рисунка вместе анализируются по наличию или отсутствию отдельных изображений лица, рук, ног, шеи и прочих компонентов изображения.
   На шестом уровне осуществляется анализ всех пяти рисунков, включая свободный рисунок и изображение лица.
   На седьмом уровне сопоставляются полученные с помощью теста ТиГр данные с результатами других психодиагностических методик и данными индивидуальной консультации.
   Как видно из перечисленных семи этапов или уровней, интерпретация осуществляется от анализа семантики геометрических форм к деталям изображения, от перечисления значений геометрических форм к сложному синтезу и выявлению глубинных психологических механизмов поведения.

Глава 2. Анализ предпочтения семантики геометрических форм. Интерпретация первого уровня

   Используемые в тесте треугольники, круги и квадраты относятся к АРХЕТИПНЫМ СЕМАНТИЧЕСКИМ КОНСТРУКТАМ, служащим в качестве стимульного материала данного психографического теста предпочтений.
   Анализ индивидуального предпочтения семантики геометрических форм лежит в основе интерпретации основных показателей формализованного проективного теста ТиГр. Диагностика предпочтений появляется в стратегиях снятия неопределенности при работе тестируемого со стимульным материалом (треугольник, круг, квадрат) по жестко заданной инструкции, предполагающей произвольное ограничение степеней свободы выбора необходимого соотношения используемых элементов в конструктивном рисунке человека. Преобладание геометрических форм в изображении человека является основным классификационным параметром интерпретации первого уровня.

Анализ рисунка человека по предпочтению семантики треугольников, кругов и квадратов

   Анализ рисунка человека по предпочтению треугольников, кругов и квадратов проводился на основе метода семантического дифференциала. Результаты нашего исследования (подробнее см. главу 18) легли в основу приведенной ниже интерпретационной схемы. Семантика каждой из геометрических форм выступает в качестве отдельного психологического признака:
   ТРЕУГОЛЬНИК характеризуется как «острая», «наступательная» форма, связанная с доминирующим началом.
   Семантическое значение КРУГА связано с «обтекаемостью» или округлостью его формы, которая психологически созвучна с мягкостью характера, сочувствием и женственностью.
   КВАДРАТ обладает «устойчивостью» и «стабильностью», а также ассоциируется с маскулинностью. Квадрат и прямоугольник в тесте имеют одинаковое семантическое значение, хотя различаются по другим признакам.
   В таблице 1 приведены индивидуальные психологические свойства, соответствующие предпочтению каждой из геометрических форм.
   Степень выраженности в конструктивном рисунке человека психологических признаков той или иной геометрической формы определяется по шкале от 1 до 8, где 8 показывает максимальное значение данного признака, в то время как 1 соответствует минимальному его значению.
 

 
   8, 7 и 6 геометрических форм данного типа означают преобладание признака;
   5 геометрических форм – признак выражен, но не доминирует;
   4 и 3 – признак мало выражен, хотя и присутствует в структуре индивидуально-психологических свойств;
   2 и 1 – признак не выражен или вытеснен значением признака другой геометрической формы.
 

   Рис. 6. Формула рисунка 811 (восемь треугольников, один круг и один квадрат в изображении фигуры человека).

   В качестве примера рассмотрим изображение фигуры человека, имеющего восемь треугольников, один круг и один квадрат (формула рисунка 811). Предпочтение восьми треугольников указывает на максимальную выраженность присущих треугольнику свойств, таких как интенсивность, настойчивость, возбудимость, стремление к доминированию и соперничеству (см. таблицу 1).

Таблица 1. Интерпретация основных показателей психографического теста ТиГр на основе семантики предпочтения геометрических форм


 
   В то же время четыре треугольника, три круга и три квадрата в изображении человека (формула рисунка 433) указывают скорее на присутствие, чем выраженность присущих треугольнику свойств.
 

   Рис 7. Формула рисунка 433 (четыре треугольника, три круга и три квадрата в изображении фигуры человека).

Анализ интенсивности проявления психологических признаков в конструктивном рисунке ТиГр

   По мере увеличения числа используемых геометрических форм нарастает значение соотносящегося с предпочтением семантики данной формы психологического признака. В каждом случае психологический признак трансформируется в зависимости от специфических особенностей, присущих ведущему типу или подтипу.
   В качестве иллюстрации возьмем такой признак, как доминирование и соответствующее ему нарастание количества треугольников.
 
   Устойчивое стремление к доминированию в отношениях выражено у подтипа 811, в то время как для подтипов 712 и 721 более характерно ситуативное доминирование.
   Доминирование с помощью воздействия речи характерно для подтипа 631 и его менее выраженных вариаций 613 и 622.
   Скрытое доминирование, проявляющееся в гипертрофированной ответственности, характерно для подтипа 532.
   Для подтипа 433 характерно доминирование от случая к случаю, всплесками, которое может проявляться в позерстве, в игре на публику, в крайнем случае в негативизме.
 
   Ассоциированное с семантическим значением треугольных форм доминирование, вытесненное значением, к примеру, круглых форм, указывает на то, что за счет характеристики кругов доминирование приобретает иную окраску.
   Так, для подтипа 181 характерно завуалированное мягкое доминирование.
 
   Завуалированное мягкое доминирование проявляется в стремлении добиваться своего «мягкими» способами – окружая близких чрезмерной заботой или оказывая на других эмоциональное давление обидами и капризами. Доминирование за счет обид и капризов в повседневной жизни принято называть «капризной тиранией».
 

   Рис. 8. Формула рисунка 181 (один треугольник, восемь кругов и один квадрат в изображении фигуры человека).

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

обычно лица, имеющие такую формулу рисунка,

VI тип — изобретатель, конструктор, худож-

обладают поэтической одаренностью; 424 — под

ник.

тип людей, узнаваемых по фразе «Как это можно

Часто встречается среди лиц с технической

плохо работать? Я себе не представляю, как это

жилкой. Это люди, обладающие богатым вообра

можно плохо работать». Люди такого типа отлича

жением, пространственным видением, часто зани

ются особой тщательностью в работе.

маются различными видами технического, худо

 

жественного и интеллектуального творчества.

IV тип — ученый.

Чаще интровертированы так же, как интуитивный

Эти люди легко абстрагируются от реальности,

тип, живут собственными моральными нормами,

обладают концептуальным умом, отличаются спо

не приемлют никаких воздействий со стороны,

собностью разрабатывать на все свои теории.

кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы

Обычно обладают душевным равновесием и рацио

собственными оригинальными идеями.

нально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019,

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352,

028, 037, 046. Подтип 019 встречается среди лиц хо

361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью

рошо владеющих аудиторией; 118 — тип с наибо

создавать теории, по преимуществу глобальные,

лее сильно выраженными конструктивными воз

или осуществлять большую и сложную координа

можностями и способностью к изобретениям.

ционную работу; 325 — подтип, характеризующий

 

ся большой увлеченностью познания жизни, здо

VII тип — эмотивный.

ровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Обладают повышенным сопереживанием по от

Представители этого типа часто встречаются

ношению к другим, тяжело переживают жестокие

среди лиц, занимающихся синтетическими видами

кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из

искусства: кино, цирк, театрально зрелищная ре

колеи и быть потрясенными от жестоких событий.

жиссура, мультипликация и т. д.

Боли и заботы других людей находят в них участие,

 

сопереживание и сочувствие, на которое они тра

V тип — интуитивный.

тят много собственной энергии, в результате стано

Люди этого типа обладают сильной чувствитель

вится затруднительной реализация их собствен

ностью нервной системы, ее высокой истощаемо

ных способностей.

стью. Легче работают на переключаемости от одной

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370,

деятельности к другой, обычно выступают адвока

253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073,

тами меньшинства. Обладают повышенной чувст

082, 091.

вительностью к новизне. Альтруистичны, часто

VII тип обладает противоположной тенденцией

проявляют заботу о других, обладают хорошими

эмотивному типу. Обычно не чувствует пережива

ручными навыками и образным воображением, что

ний других людей или относится к ним с невнимани

дает им возможность заниматься техническими ви

ем или даже усиливает давление на людей. Если это

дами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы

хороший специалист, то он может заставить других

морали, обладают внутренним самоконтролем, т. е.

делать то, что он считает нужным. Иногда для него

предпочитают самоконтроль, отрицательно реаги

характерна черствость, которая возникает ситуа

руя на посягательства, касающиеся их свободы.

тивно, когда в силу каких либо причин человек за

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253,

мыкается в кругу собственных проблем.

262, 271, 280. Подтип 235 часто встречается среди

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406,

профессиональных психологов или лиц с повы

307, 208, 109.

шенным интересом к психологии; 244 обладает

 

способностью к литературному творчеству; 217 об

Комментарий к тесту

ладает способностью к изобретательской деятель

ности; 226 имеет большая потребность в новизне,

Несмотря на относительную ненадежность диаг

обычно ставит очень высокие критерии достиже

ностики, данная методика может служить хорошим

ний для себя.

 

конструктивный рисунок человека из геометрических форм

Психографический тест: «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм™»

Проведенное авторами исследование[1] внесознательных процессов, проявляющихся в графических предпочтениях личности, базируется на системе принципов создания проективного теста. «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» объединяет произвольное изображение фигуры человека и неосознанное предпочтение семантики геометрических форм. Разработанный коллективом авторов новый психодиагностический инструмент «Тест идеографический», или сокращенно ТиГр, нашел широкое применение среди практических психологов, психиатров, психотерапевтов и психоневрологов, консультантов и школьных психологов. Его полное название «ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ: КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (Либин А.В., 1987, 1988, 2006; Либина А.В., 1987, 1991; Либин А.В., Либин В.В., 1988, 1994).

Своеобразие выполненных с помощью психографического теста рисунков отличается четкостью, выразительностью и индивидуальностью. В каждом из рисунков находит отражение личность его создателя. Сопоставление в процессе многолетнего исследования особенностей конструктивных рисунков фигуры человека из геометрических форм с поведением, свойствами нервной системы, чертами характера, стилем межличностных отношений и другими психологическими и психофизиологическими характеристиками выявило между ними тесную связь. Как показали данные экспериментального исследования, по предпочтению семантики используемых в тесте ТиГр основных геометрических форм и психографическим профилям рисунков возможно выявить индивидуальные и типологические особенности человека. Клинические наблюдения, экспериментальные исследования и разработка интерпретационных схем теста являются основным направлением исследовательской и консультативной работы авторского коллектива уже более двадцати лет, начиная с 1984 года (см. Приложение 2).

В базе данных авторов накопилось более 30 ООО рисунков, полученных от более чем 5000 детей и взрослых обоего пола в возрасте от 6 до 92 лет. Использование теста ТиГр рекомендуется с 6–7 лет, когда ребенок уже понимает инструкцию и свободно владеет счетом. При разработке интерпретации данных тестирования индивидуальный анализ дополнялся изучением более общих закономерностей различных групп людей, объединенных клиническими, экспериментальными и демографическим признаками, а также различающихся по половым, возрастным и профессиональным характеристикам.

В настоящее время проективный психографический тест предпочтений (Тест Идеографический, или сокращенно ТиГр) является предметом исследований дипломных, кандидатских и докторских работ, а также более чем ста публикаций и научно-исследовательских отчетов (см. Приложение 3. Основная литература по ПСИХОГРАФИЧЕСКОМУ ТЕСТУ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр).

Данное руководство является единственным официальным авторским изданием данного психографического проективного теста.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» — Проективные тесты — Методики по психологии

Тест «Конструктивный
рисунок человека из геометрических фигур»

       Цель применения теста: выявление
индивидуально-типологический различий. |Инструкция: «Вам нужно нарисовать
фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники,
круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы
(геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере
надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека
присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна
десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно
зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять,
необходимо дорисовать недостающие».

      Материал: испытуемым предлагается три листа
бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1
выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно на листе № 2 —
второй, на листе № 3 — третий. После выполнения трех рисунков данные
обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабатываются.
      Обработка данных производится следующим образом:
подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников,
кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в
виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников,
десятки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Эти трехзначные
цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой
происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые
представлены в табл.1.
      Интерпретация данных. Собственные эмпирические
исследования, в которых получено и проанализировано более двух тысяч рисунков,
показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не
случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, по которым
соответствуют описанные ниже типологические характеристики.
      Интерпретация теста основана на том, что
геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике.
Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной»
фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фигура обтекаемая, более созвучно с
сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной
формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямоугольник
интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура,
«технический модуль».
      Типология, основанная на предпочтении
геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему»
индивидуально-типологических различий (см. табл. 1).

Типы:
     
      I тип — «руководитель». Обычно это
люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности,
ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром
хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития.
Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими
удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по
М. Люшеру) и рисуют «елку» в тесте «Дерево».
      Формулы рисунков:
901,910,802,811,820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640.
      Наиболее жестко доминирование над другими
выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно- 703, 712, 721, 730;
при воздействии речью на людей — вербальный руководитель или
«преподавательский подтип» — 604, 613, 622, 631,640.
      Нужно помнить, что проявление данных качеств
зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития,
индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При
низком уровне могут выявляться в профессиональной деятельности а присутствовать
ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем
характеристикам.
      II тип — «ответственный исполнитель» —
обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным
ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.
Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий
профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к
себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной
чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями
нервного происхождения как следствие перенапряжения.
      Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
      III тип — «тревожно-мнительный» —
характеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных
навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках
одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и
неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией.
      Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно
конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и
часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
      Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451,
460. Кроме того, 415 — «поэтический подтип» — обычно лица, имеющие
такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 — подтип людей,
узнаваемых по фразе «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю,
как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой
тщательностью в работе.
      IV тип — «ученый». Эти люди легко
абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом»,
отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно
обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
      Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352,
361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по
преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную
работу; 325 — подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни,
здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
      Представители этого типа часто встречаются среди
лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк,
театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
      V тип — «интуитивный». Люди этого типа
обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.
Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно
выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые
возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны,
часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным
воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.
Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е.
предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся
их свободы.
      Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253,
262, 271, 280.
      Подтип 235 — часто встречается среди
профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;
244 — обладает способностью к литературному творчеству; 217 — обладает
способностью к изобретательской деятельности; 226 — большая потребность в
новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.
      VI тип — «изобретатель, конструктор,
художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой».
Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто
занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального
творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут
собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны,
кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
      Формулы рисунков:
109,118,127,136,145,019,028,037,046.
      Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо
владеющих аудиторией; 118 — тип с наиболее выраженными конструктивными
возможностями и способностью к изобретениям.
      VII тип — «эмотивный». Обладают
повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают
«жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из
колеи» и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей
находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много
собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их
собственных способностей.
      Формулы рисунков: 550,451,460,352,361,370,253,262,271,
280,154,163,172,181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
      VIII тип — обладает противоположной тенденцией
эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к
ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший
специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным.
Иногда для него характерна «черствость», которая возникает
ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу
собственных проблем.
      Формулы рисунков: 901, 802, 703,604,
505,406,307,208,109.
     
      Комментарий к тесту
      Несмотря на относительную ненадежность
диагностики, методика может служить хорошим посредником в процессе общения
психолога-консультанта с контролируемым. Сообщая индивидуально-типовую
характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать
следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):
      — при наличии шеи — «Являетесь ли Вы
ранимым человеком, случается так, что Вас слишком легко обидеть?»

   — ушей — «Вас считают
человеком, умеющим слушать?»
      — кармашка на теле человеке: «У Вас есть
дети?»
      — на голове «шляпы» в виде квадрата
или треугольника в одном рисунке: «Вы, по-видимому, сделали вынужденную
уступку и досадуете на это?»; при наличии «шляпы» во всех трех
изображениях: «Можно ли сказать, что сейчас Вы переживаете «полосу
скованного положения?»
      — полностью прорисованного лица: «Считаете
ли Вы себя общительным человеком?»
      — одного рта на лице: «Любите ли Вы
поговорить?»
      — одного лишь носа: «Чутко ли Вы
улавливаете запахи, любите ли духи?»
      — изображение кружка на теле: «В круг Ваших
забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?».

Урок 4: Как рисовать с точными пропорциями

How to draw with accurate proportions Пропорция просто относится к соотношению размеров между объектами. Если вы хотите нарисовать объект или сцену с точными пропорциями, вы должны использовать правильные техники и со временем тренировать глаза.

Когда я рисую, большую часть времени я трачу на измерение, сравнение, повторное измерение и повторное сравнение. Чем больше времени вы потратите на то, чтобы повысить точность своего рисунка, тем лучше вы «увидите».

Как рисовать с правильными пропорциями

Я собираюсь познакомить вас с несколькими методами измерения и проверки вашей точности.Когда вы рисуете, лучше всего использовать как можно больше методов измерения. Вы можете использовать эти техники в любом порядке, где сочтете нужным.

Мне нравится измерять объект до, во время и иногда даже после завершения портрета.

Измерение от до , которое я рисую, помогает мне понять, что я вижу, и познакомиться с предметом. Это очень помогает при рисовании портретов людей, которых я никогда раньше не видел.

Измерение после , которое я рисую, — это для меня способ сделать последнюю проверку, чтобы найти ошибки, которые я мог пропустить, и способ обрести уверенность в готовом продукте.Никогда не следует оставлять измерения до самого конца!

Важно: если вы следите за инструкциями, вам нужно будет очень легко нажимать, чтобы можно было легко стереть любые ошибки.

Навигация

1. Измерьте карандашом
2. Проверьте взаимосвязь между объектами на вертикальной и горизонтальной оси
3. Проверьте углы
4. Соблюдайте отрицательное пространство

# 1: Измерьте карандашом

Чтобы нарисовать что-то точное в относительном размере , вы можете использовать карандаш и большой палец в качестве инструмента измерения для измерения взаимосвязей между частями тела или объектами в сцене.Вот как это сделать:

Поддержание точности при всех измерениях

Перед тем, как проводить какие-либо измерения, важно понять, как поддерживать точность на протяжении всего процесса измерения.

How to draw with accurate proportions _ How to hold your pencil Поднимите карандаш прямо перед глазом, не сгибая локтя. Если вы согнете руку в локтях, будет очень сложно выдерживать постоянные измерения. Это может привести к сложным ошибкам. Поскольку ваша рука поворачивается от плеча, а не от глаза, ваши измерения не будут оставаться точными на протяжении всего процесса.Чтобы бороться с этим, опустите глаз как можно ближе к плечу, чтобы получить наиболее точные измерения от начала до конца.

Если вы рисуете по эталонному изображению, не нужно беспокоиться о том, чтобы согнуть локоть или наклонить голову, потому что вы можете измерять изображение прямо по эталонной фотографии.

Если вам неудобно измерять карандашом, вы можете использовать инструмент для рисования пропорций.

Измерьте длину и ширину объекта съемки

How to draw with accurate proportions_Measuring

Длина

Кончиком карандаша и кончиком большого пальца измерьте высоту головы объекта съемки.Чтобы узнать, какого он роста, медленно опустите руку вниз, считая, насколько высок ваш объект в головных устройствах. В этом примере моя тема равна 8 головам. Эти единицы являются относительными, поэтому вы можете нарисовать объект намного больше или меньше по сравнению с исходным размером эталонного изображения.

Допустим, я уже нарисовал голову, а затем решил, что могу также нарисовать остальную часть тела. Поскольку я знаю, что у этого человека 8 голов, все, что мне нужно сделать, это измерить голову на моем рисунке и умножить это на 8, чтобы узнать, где мне нужно будет нарисовать его ступни.

Ширина

То же самое можно сделать и с шириной. Просто измерьте длину головы, а затем поверните карандаш горизонтально. Вы можете определить ширину головы, а также плеч, талии и т. Д.
Примечание. Иногда отношения между двумя частями тела не являются единым целым. В этом случае вам нужно будет найти другие отношения или приложить все усилия, чтобы оценить эту часть эскиза.

Как перенести эту информацию в альбом для рисования

How to draw with correct proportions Какую максимальную длину вы хотите для своего рисунка? Как только вы решите, отметьте галочкой вверху и внизу альбом для рисования.Это поможет, если вы проведете вертикальную линию вниз по всей странице, чтобы идеально совместить галочки.

Поскольку мы знаем, что рост человека равен 8 головам, мы можем уверенно разделить пространство на 8 равных частей по вертикали. Еще раз проверьте, что все пробелы ровные. Для этого можно использовать линейку. Теперь, когда у меня есть галочки, я знаю точную высоту и ширину для рисования головы.

How to draw with accurate proportions _ Transfer onto paper 2

Измерение и сравнение других частей тела

Вы можете использовать этот метод для измерения всех других частей тела, чтобы получить хорошее представление о соотношении размеров между ними.Это очень удобно, когда вы рисуете несколько человек в одной сцене. Как узнать, какой высоты или ширины рисовать одного человека по сравнению с другим? Насколько большую вы рисуете голову ребенка по сравнению с головой ее родителей?

Пример:

How to draw with accurate proportions _ Transfer onto paper 2

  • Ягодица равна 2 головам.
  • Правый башмак по общей ширине немного меньше левого.
  • и т. Д.…

Если в сцене есть еще один человек, вы можете сравнить два тела друг с другом, чтобы вы знали, какой ширины нарисовать второго человека или насколько велика его голова по сравнению с человеком №1.

# 2: Проверка взаимосвязи между объектами на вертикальной и горизонтальной оси

proportion sketch comparison

Правильный размер — это здорово, но также важно знать, где все выровнять. Допустим, вы уже забежали вперед и сделали набросок. Вы правильно определили длину и ширину каждой части тела, но что-то не так.

В приведенных ниже примерах я использую вертикальные и горизонтальные линии, чтобы определить, где выровнены определенные части тела.

How to draw using the sight size method _ Vertical and Horizontal Relationships Comparison Если вы посмотрите на первый ряд изображений, вы обнаружите, что верны следующие утверждения:

Изображение 1: Правое плечо и правая ягодица идеально выровнены по вертикальной оси.
Изображение 2: Середина головы совпадает с внутренней стороной правой стопы.
Изображение 3: нижняя часть левого башмака доходит до середины правого башмака.
Изображение 4: Левый локоть ниже правого.

Если вы сравните верхний ряд с нижним, вы заметите, что 3 из этих наблюдений НЕ соответствуют эскизу.Теперь я знаю, что не так с моим эскизом и что мне нужно исправить.

Инструменты, которые вы можете использовать

Чтобы получить точные вертикальные / горизонтальные измерения вашего объекта, вы можете использовать следующие инструменты:

  • Инструмент карманного уровня
  • Груз на конце веревки, он же отвес + линия (работает только для вертикальных измерений)
  • Карандаш: поднесите карандаш к глазу и выровняйте его по прямому горизонтальному или вертикальному краю, зафиксируйте этот угол на месте и затем снова переместите руку к объекту.Вы можете ссылаться на прямой край, например, на ровную линию горизонта или на идеально ровный затылок, если вы находитесь на улице. Если вы находитесь в помещении, вы можете сослаться на край пола или сторону стены. Убедитесь, что ваши вертикальные / горизонтальные ссылки не меняются!

Если вы рисуете по фотографии, вы можете просто использовать линейку или карандаш. Прижмите линейку к фотографии и выровняйте ее по краям бумаги. Для сверхточных измерений вы можете попробовать чертежную доску со встроенной прозрачной линейкой.

Если вы рисуете по цифровому эталону, вы можете использовать программное обеспечение для редактирования изображений, чтобы рисовать линии прямо на фотографии.

# 3: Контрольные углы

How to draw using the sight size method _ Vertical and Horizontal Relationships Comparison Углы особенно трудны для глаз. Для решения этой дилеммы я использую технику скольжения. Все, что вы хотите сделать, это протянуть руку между глазом и объектом, не сгибая локоть, а затем наклонить карандаш под углом, пока край карандаша не совпадет с углом, который вы проверяете. Затем осторожно проведите рукой перед рисунком, удерживая карандаш как можно более неподвижно.

How to draw with correct proportions_angles

Важно: Ваш альбом для рисования должен быть в довольно вертикальном положении, на чем-то устойчивом, например на мольберте, и выровнен достаточно близко к объекту для получения точных результатов. Как новичок, вы хотите минимизировать время, затрачиваемое на перемещение руки от объекта к блокноте.

Если вы потеряли хватку и потеряли угол, не волнуйтесь. В любом случае нарисуйте его, угадав, а затем проверьте линию, повторяя описанный выше процесс, пока не получите нужный угол.

Вы можете использовать ту же технику скольжения для измерения взаимосвязи между несколькими частями тела. Например: угол от нижней части ноги чайки до конца ее хвостовых перьев.

Без сомнения, это утомительный процесс. Чем больше вы это сделаете, тем быстрее станете. Со временем вы настроите свои глаза, чтобы рисовать более точно, что позволит вам делать все это с первого взгляда.

# 4: Соблюдайте отрицательное пространство

Если вам легче рисовать геометрические фигуры

How to draw with correct proportions_angles, такие как квадраты, треугольники или круги, чем для
вы можете рисовать подробные предметы, например людей и животных, вот полезный прием, который вы можете добавить в процесс рисования.

Посмотрите в негативное пространство вокруг объекта странной формы, чтобы найти знакомые формы, такие как треугольники или круги, которые легко распознать вашему мозгу. Смещение вашего фокуса с объекта на пространство вокруг него изменит ваш вид, возможно, упростит его, что позволит вам лучше понять вещи.

Важно помнить

№1: не нажимайте слишком сильно
Держите линии светлыми. Убедитесь, что все находится в нужном месте, прежде чем начинать добавлять детали и заливку.

# 2: Всегда тройная проверка и перекрестная проверка
Одного или двух измерений недостаточно. Маленькие ошибки, которые вы делаете вначале, в конце могут привести к большим ошибкам. Поэтому убедитесь, что вы проявили должную осмотрительность. Мне нравится измерять объект до, во время и даже после того, как я закончил рисовать.

# 3: потратьте много времени на измерения, чтобы получить наилучшие результаты
Чем больше времени вы потратите, тем точнее будет ваш рисунок.

# 4: Используйте все вышеперечисленные методы В любом порядке
… просто убедитесь, что вы испробовали все из них.

Домашнее задание

У меня здесь 4 изображения, каждое с возрастающим уровнем сложности. Ваша домашняя работа на этой неделе состоит в том, чтобы использовать методы этого урока и то, что вы узнали на предыдущих уроках, чтобы максимально точно представить каждое изображение.

How to measure correct proportions homework Когда вы закончите, вы можете опубликовать свою работу на странице RFA в Facebook, где я также опубликую свое домашнее задание для левой руки. Если вы отправите свои 4 рисунка на Facebook, я представлю вашу работу ниже со ссылкой на вашу страницу в Facebook, чтобы другие читатели могли вас проверить.Не стесняйтесь рисовать и другие предметы или сцены!

Если вам нужна конструктивная обратная связь, напишите «запрос конструктивной обратной связи» где-нибудь в ответе на facebook 🙂

Если вам нравятся уроки RapidFireArt и вы хотите поддержать то, что я делаю, загляните на мою страницу Patreon, где вы можете поддержать RFA и заработать крутые награды в то же время!

Удачного розыгрыша!

Читатели, выполнившие задание!

Хосе Перес

How to measure correct proportions homework

Кара Т.

How to measure correct proportions homework

Перейдите к Уроку 5 ->

How to measure correct proportions homework

Дарлин создала RFA в 2013 году с целью поделиться простыми, но подробными уроками рисования с другими художниками во всемирной паутине. Она художник-самоучка карандашного портрета и ютубер.

.

Практический тест CAE по чтению и использованию английского языка 2

Вы собираетесь прочитать обзор художественной выставки. Из статьи убрано шесть абзацев. Выберите из пунктов A — G тот, который подходит для каждого зазора ( 41-46 ). Есть один лишний абзац, который вам не нужно использовать.

Выставка работ художника Джона Кракстона

«Мир частной тайны: Джон Кракстон Р.А.» в Музее Фицуильяма — небольшая выставка, но она полностью отдает должное художнику, чья карьера делится на две части: годы до и во время Второй мировой войны, а также работы, которую он выполнял после, когда долгое время жил за пределами Англии.

Начинается с небольших пейзажей пером и тушью, пастелью, гуашью и акварелью. Его сюжет — аркадия, но явно английская, в которой поэты и пастухи спят и мечтают среди взорванных пейзажей под темнеющим небом. Пропитанные тоской и предчувствием, эти работы отражают реальность жизни в промокшей от дождя стране под постоянной угрозой иностранного вторжения.

41 ABCDEFG

Большинство ранних работ монохромны. На многих ландшафтах извивающиеся ветви и корявые стволы деревьев заполняют наше поле зрения.Под поверхностью застенчивых «поэтических» мотивов страна, которую он изображает на этих картинах, кажется клаустрофобной и безрадостной.

42 ABCDEFG

Как показывает эта выставка, к 25 годам художественная самобытность Кракстона созрела. С его стилем, предметом и методом работы полностью сформированными, трудно представить, как бы он развился, если бы остался в Англии после войны.

43 ABCDEFG

Во время своего первого визита в Грецию в 1946 году Кракстон был захвачен светом, красками, пейзажами, едой и людьми.Темная туча, нависшая над работой, которую он делал в Англии, рассеивается, и в мгновение ока его палитра меняется на чистый синий, зеленый и белый.

44 ABCDEFG

Козы, рыбы, кошки или фриз моряков, танцующих на краю моря: на греческих картинах прекрасные существа естественно передвигаются по голым скалам и голубым водам. Сжатой радости, которую вы видите на этих картинах, нет больше нигде в британском послевоенном искусстве. Если немного отвлечься, Кракстон проведет остаток своей жизни на Крите.

45 ABCDEFG

Но если в более поздних работах Кракстона мало исследований или открытий, вместо этого вы обнаруживаете чувство полноты и завершенности, ощущение того, что, принимая свои ограничения, он остался верен себе. Как он однажды сказал, это лучше всего работает в атмосфере, где жизнь считается более важной, чем искусство; тогда я считаю, что можно почувствовать себя настоящим человеком — настоящими людьми, настоящими элементами, настоящими окнами — прежде всего настоящим солнцем. В реальной жизни мое воображение действительно работает.Я чувствую себя эмигрантом в Лондоне и раздавлен ».

46 ABCDEFG

Это наиболее заметно в работах на холсте, особенно в формальных портретах, таких как« Девушка с петухом »1946 года, а также в граненой геометрической форме. плоскости греческих пейзажей, такие как его панорамный вид на Гидру 1960-61 годов.

Кракстон не был артистом первого ранга, но он был неподражаемым. Это шоу как раз подходящего масштаба, и к нему прилагается прекрасно иллюстрированная книга о его жизни и творчестве.


A
Это происходит даже тогда, когда он использует сильный цвет, как, например, в одном залитом солнцем пейзаже, где желтый резкий, а красный мутный. Как будто он рисует то, о чем слышал, но никогда не видел: солнечный свет.

В
Я думаю, не только Лондон угнетал его дух, но и подавляющая сила нового искусства, создаваемого в Париже Пикассо, Миро и Леже. Оценивая работы Кракстона, вы должны признать его долг перед этими художниками, и особенно перед Пикассо.

C
И хотя он писал крупномасштабные фрески, создавал декорации и гобелены, ни его тематика, ни его стиль не изменились в течение этого периода. Это может показаться резким, но когда он решил жить там постоянно, он решил вычеркнуть себя из истории искусства.

D
Действительно, я хорошо помню, как входил в большую галерею, увешивал от пола до потолка картины, и из зрительной какофонии одна картина соскакивала со стены.Это всегда был Джон Кракстон.

E
Я предполагаю, что он слепо отреагировал бы на рыночные силы и критическое давление, чтобы сделать что-то новое. Ему нужно было развиваться в своем собственном темпе, даже если временами это означало стоять на месте. Но для этого ему пришлось покинуть страну.

F
Они достигают этого за счет сильно заштрихованных линий и выразительных искажений, которые усиливают эмоциональную напряженность, как в его иллюстрациях к антологии поэзии. На них одинокая мужская фигура ждет и наблюдает в темном лесу при лунном свете.

G
Исчезли его меланхолические автопортреты в образе пастуха или поэта — и на их месте мы находим настоящих пастухов (или, скорее, козлов), пасущих живых животных. Теперь Кракстон рисует мир вне себя, а не тот, который существовал в основном в его воображении.

Для этого задания: Ответы с пояснениями :: Словарь

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.