Константность восприятия это: константность восприятия — это… Что такое константность восприятия?

Содержание

Константность Восприятия — это… Что такое Константность Восприятия?



Константность Восприятия
Константность восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия — . Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта — . На его основе В. Вундтом было сделано заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная установка.

Психологический словарь.
2000.

  • Конрад Клаус
  • Конституция Человека

Смотреть что такое «Константность Восприятия» в других словарях:

  • константность восприятия — Этимология. Происходит от лат. cоnstans постоянный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Константность восприятия — относительная независимость перцептивного опыта (структуры наглядных образов) от внешних и внутренних условий восприятия. * * * (от лат. constans – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Константность восприятия — Тенденция к восприятию физических свойств объектов неизменными вопреки изменению освещенности, удаленности и позиции наблюдателя. В книге подробно рассказано о четырех формах константности восприятия: о константности восприятия цвета и о… …   Психология ощущений: глоссарий

  • константность восприятия — (лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия …   Большой медицинский словарь

  • Константность восприятия светлоты — Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия размера — Тенденция к восприятию размеров объектов как относительно постоянных, несмотря на изменения расстояния, с которого они рассматриваются, и величины их сетчаточных изображений …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия формы — Тенденция к восприятию объекта как относительно инвариантного по форме вне зависимости от позиции, с которой он рассматривается, и от формы его ретинального образа …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия цвета — Тенденция к восприятию цвета объекта постоянным вне зависимости от длины волны освещающего его света …   Психология ощущений: глоссарий

  • константность — (в психологии) (от лат. constans (constantis) постоянный) относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов (см. восприятие) от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К. видимой величины объектов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность …   Психомоторика: cловарь-справочник

ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ — это… Что такое ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ?



ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ
[от лат. constans, constantis неизменный, постоянный] — относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов (формы, цвета, величины и др.) при сравнительно широком диапазоне изменения условий воспри ятия

Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС.
В.П. Дудьев.
2008.

  • ВОСПРИЯТИЯ ВИДЫ
  • ВОСПРИЯТИЯ ОСМЫСЛЕННОСТЬ

Смотреть что такое «ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ» в других словарях:

  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • константность восприятия — Этимология. Происходит от лат. cоnstans постоянный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была… …   Большая психологическая энциклопедия

  • константность — (в психологии) (от лат. constans (constantis) постоянный) относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов (см. восприятие) от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К. видимой величины объектов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Константность Восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия . Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта . На его основе… …   Психологический словарь

  • Константность (в психологии) — Константность в психологии, относительное постоянство воспринимаемых характеристик объекта (его величины, формы, цвета, положения и т. д.) вопреки изменению условий его восприятия (удалённости, ракурса, освещения и т. д.). Проблема К.,… …   Большая советская энциклопедия

  • КОНСТАНТНОСТЬ — (от лат. constantis) постоянство, неизменяемость, напр. константность видов (в противоположность развитию), константность (неуничтожимость) субстанции. В психологии под константностью восприятия понимается теория, согласно которой каждая точка… …   Философская энциклопедия

  • Константность восприятия светлоты — Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность (constancy) — Мы воспринимаем объекты и события благодаря их воздействию на наши органы чувств световой энергии, передаваемой глазу, колебаниям давления, к рые проникают в ухо, и т. д. Физ. характеристики самого объекта, такие как его размеры, форма и… …   Психологическая энциклопедия

  • Восприятия образы — наглядные образы, возникающие в сознании относительно тех объектов, информация о которых воздействует в данный момент на органы чувств индивида. Наглядным образам свойственны следующие качества: 1. константность образов восприятия, то есть… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Константность восприятия — относительная независимость перцептивного опыта (структуры наглядных образов) от внешних и внутренних условий восприятия. * * * (от лат. constans – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Константность восприятия — это… Что такое Константность восприятия?



Константность восприятия
Тенденция к восприятию физических свойств объектов неизменными вопреки изменению освещенности, удаленности и позиции наблюдателя. В книге подробно рассказано о четырех формах константности восприятия: о константности восприятия цвета и о константности восприятия светлоты, размера и формы.

Психология ощущений, глоссарий к книге.
Р. Шиффер.
2004.

  • Константность восприятия цвета
  • Конструктивистский подход

Смотреть что такое «Константность восприятия» в других словарях:

  • константность восприятия — Этимология. Происходит от лат. cоnstans постоянный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Константность Восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия . Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта . На его основе… …   Психологический словарь

  • Константность восприятия — относительная независимость перцептивного опыта (структуры наглядных образов) от внешних и внутренних условий восприятия. * * * (от лат. constans – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • константность восприятия — (лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия …   Большой медицинский словарь

  • Константность восприятия светлоты — Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия размера — Тенденция к восприятию размеров объектов как относительно постоянных, несмотря на изменения расстояния, с которого они рассматриваются, и величины их сетчаточных изображений …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия формы — Тенденция к восприятию объекта как относительно инвариантного по форме вне зависимости от позиции, с которой он рассматривается, и от формы его ретинального образа …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия цвета — Тенденция к восприятию цвета объекта постоянным вне зависимости от длины волны освещающего его света …   Психология ощущений: глоссарий

  • константность — (в психологии) (от лат. constans (constantis) постоянный) относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов (см. восприятие) от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К. видимой величины объектов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность …   Психомоторика: cловарь-справочник

Константность восприятия — это… Что такое Константность восприятия?



Константность восприятия

относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

  • Консолида́ция
  • Константи́новой опера́ция

Смотреть что такое «Константность восприятия» в других словарях:

  • константность восприятия — Этимология. Происходит от лат. cоnstans постоянный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Константность Восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия . Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта . На его основе… …   Психологический словарь

  • Константность восприятия — относительная независимость перцептивного опыта (структуры наглядных образов) от внешних и внутренних условий восприятия. * * * (от лат. constans – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Константность восприятия — Тенденция к восприятию физических свойств объектов неизменными вопреки изменению освещенности, удаленности и позиции наблюдателя. В книге подробно рассказано о четырех формах константности восприятия: о константности восприятия цвета и о… …   Психология ощущений: глоссарий

  • константность восприятия — (лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия …   Большой медицинский словарь

  • Константность восприятия светлоты — Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия размера — Тенденция к восприятию размеров объектов как относительно постоянных, несмотря на изменения расстояния, с которого они рассматриваются, и величины их сетчаточных изображений …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия формы — Тенденция к восприятию объекта как относительно инвариантного по форме вне зависимости от позиции, с которой он рассматривается, и от формы его ретинального образа …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия цвета — Тенденция к восприятию цвета объекта постоянным вне зависимости от длины волны освещающего его света …   Психология ощущений: глоссарий

  • константность — (в психологии) (от лат. constans (constantis) постоянный) относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов (см. восприятие) от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К. видимой величины объектов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность …   Психомоторика: cловарь-справочник

Константность восприятия. Основы общей психологии

Константность восприятия

Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности. Значение тех свойств объективной действительности, которые восприятие отображает, для всего психофизического процесса восприятия выступает с особенной рельефностью в центральной по своему теоретико-познавательному значению проблеме константности. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формыи цветапредметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.

Если воспринимаемый нами на некотором расстоянии предмет удалить от нас, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, и, значит, уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, предмету свойственную величину. Точно так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую в соответствии с отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на моей сетчатке от тарелок моих соседей, не круглое, а овальное — это эллипсы, удлиненность которых зависит от угла зрения, под которым я их вижу; для тарелки каждого из моих соседей они различны. Тем не менее видимая мною форма предметов остается относительно постоянной — в соответствии с объективной формой самих предметов. Аналогичная константность имеет место и для цвето— и светоощущения (см. выше).

В процессе восприятия как бы различается собственный размер предмета и его удаление от воспринимающего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается, собственный цвет предмета и освещение, в котором он является.

Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения, т. е. практически непрерывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющивающихся и растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Наше восприятие превратилось бы в сплошной хаос. Оно не служило бы средством познания объективной действительности. Ориентировка в мире и практическое воздействие на него на основе такого восприятия были бы невозможны. <…>

Постоянство величины, формы и цвета предметов, будучи необходимым условием ориентировки в окружающем мире, имеется, как установили экспериментальные исследования (В.Келера, Д.Катц, Г.Ревеша, А.Пьерона), уже и у животных. У человека константность величины, формы, цвета от 2 до 14 лет совершенствуется, но в основном имеется уже в двухлетнем возрасте.

Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия и при некотором изменении субъективных условий восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету.

Адекватное соотношение между восприятием и отображенными в восприятии предметами объективной действительности — это основное соотношение, в соответствии с которым в конечном счете регулируются все соотношения между раздражителями, раздражениями и состояниями сознания. Даже «иллюзорное» восприятие абстрактных геометрических фигур объясняется, как мы видели, приспособленностью нашего восприятия к адекватному воспроизведению реальных объектов. Проблема константности, ортоскопичности, т. е. правильного видения, — это проблема отражения в частной психофизической постановке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

константность восприятия — это… Что такое константность восприятия?



константность восприятия
(лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия.

Большой медицинский словарь.
2000.

  • Константиновой операция
  • констатация смерти

Смотреть что такое «константность восприятия» в других словарях:

  • константность восприятия — Этимология. Происходит от лат. cоnstans постоянный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Константность Восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия . Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта . На его основе… …   Психологический словарь

  • Константность восприятия — относительная независимость перцептивного опыта (структуры наглядных образов) от внешних и внутренних условий восприятия. * * * (от лат. constans – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Константность восприятия — Тенденция к восприятию физических свойств объектов неизменными вопреки изменению освещенности, удаленности и позиции наблюдателя. В книге подробно рассказано о четырех формах константности восприятия: о константности восприятия цвета и о… …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия светлоты — Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия размера — Тенденция к восприятию размеров объектов как относительно постоянных, несмотря на изменения расстояния, с которого они рассматриваются, и величины их сетчаточных изображений …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия формы — Тенденция к восприятию объекта как относительно инвариантного по форме вне зависимости от позиции, с которой он рассматривается, и от формы его ретинального образа …   Психология ощущений: глоссарий

  • Константность восприятия цвета — Тенденция к восприятию цвета объекта постоянным вне зависимости от длины волны освещающего его света …   Психология ощущений: глоссарий

  • константность — (в психологии) (от лат. constans (constantis) постоянный) относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов (см. восприятие) от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К. видимой величины объектов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность …   Психомоторика: cловарь-справочник

Вопрос 18. Константность восприятия и ее значение.

Константность
— это свойство перцептивного образа
оставаться относительно неизменным
при изменении условий восприятия.

Впервые константность
восприятия была поставлена в центр
экспериментального исследования в
1889 г. Мартиусом, работавшим у В.Вундта.

Виды константности
восприятия:

  • константность
    формы,

  • константность
    размера, величины,

  • константность
    глубины,

  • константность
    скорости,

  • константность
    цвета.

Константность
формы
.
Лишь в одном случае изображение на
сетчатке имеет ту же форму, что и сам
объект, когда объект располагается в
плоскости, перпендикулярной направлению
взгляда. Но в повседневной жизни объекты
располагаются под углом к направлению
взгляда и все равно воспринимаются
верно — это константность формы. Решающим
в восприятии константности формы
является регистрируемая информация о
наклоне объекта, если такая информация
отсутствует, объект воспринимается
неоднозначно. Помимо наклона, для
константности формы можно использовать
различную удаленность его сторон, т.е.
константность
размера
.

Константность
величины

— относительное постоянство видимой
величины предметов при их различной
(но не очень большой) удаленности.

Константность
глубины

независимость
видимой глубины между двумя точками от
их абсолютной удаленности.

Восприятие
скорости
.
Чем ближе
траектория движения, тем выше будет
скорость смещения ретинального
изображения. Поэтому движение далеко
расположенных объектов кажется медленнее,
чем в реальности. Воспринимаемая скорость
близких объектов существенно не меняется.
Т.о. существует константность воспринимаемой
скорости. Альтернативное объяснение –
воспринимаемая скорость зависит от
феноменального расстояния, проходимого
в единицу времени. На восприятие скорости
влияют 2 параметра:1)характер окружения
2)адекватность информации о расстоянии.

Константность
цвета

относительная неизменность видимого
цвета при изменении освещения. Явление
константности цвета обуславливается
совокупным действием ряда причин, среди
которых большое значение имеют адаптация
к общему уровню яркости зрительного
поля, светлостный контраст, а также
представления о действительном цвете
предметов и условиях их освещенности.

Приспособительное
значение восприятия.

Легко понять, как
велико практическое значение постоянства
величины, формы и цвета. Если бы наше
восприятие не было константно, то при
каждом нашем движении, при всяком
изменении расстояния, отделяющего нас
от предмета, при малейшем повороте
головы или изменении освещения, т.е.
практически непрерывно, изменялись бы
все основные свойства, по которым мы
узнаем предметы.

Не было бы вообще
восприятия предметов, было бы одно
непрерывное мерцание непрерывно
сдвигающихся, увеличивающихся и
уменьшающихся, сплющивающихся и
растягивающихся пятен и бликов неописуемой
пестроты. Мы перестали бы воспринимать
мир устойчивых предметов. Наше восприятие
превратилось бы в сплошной хаос. Оно не
служило бы средством познания объективной
действительности. Ориентировка в мире
и практическое воздействие на него на
основе такого восприятия были бы
невозможны.

Постоянство
величины, формы и цвета предметов
является необходимым условием ориентировки
в окружающем мире. Константность
величины,
формы, цвета от 2 до 14 лет совершенствуется,
но в основном имеется уже в двух-летнем
возрасте.

Константность
заключается в том, что основные чувственные
качества восприятия и при некотором
изменении субъективных условий восприятия
следуют за остающимися постоянными
свойствами воспринимаемых предметов.
От-ношение к периферическому раздражению
подчинено регулирующему его отношению
к предмету.

Адекватное
соотношение между восприятием и
отображенными в восприятим предметами
объективной действительности — это
основное соотношение, в соответствии
с которым в конечном счете регулируются
все соотношения между раэдражителями,
раздражениями и состояниями сознания.
Даже «иллюзорное» восприятие абстрактных
геометрических фигур объясняется
приспособленностью
нашего восприятия к адекватному
воспроизведению реальных объектов
.

Константность
восприятия относится к вторичным
характеристикам восприятия наряду с
целостностью, предметностью и
обобщенностью.

Константность

относительное
постоянство адекватного отражения
свойств и качеств объектов в изменяющихся
условиях среды; константность всегда
предметна.

Это качество
является основой всех вторичных
характеристик восприятия:

  • предметность
    – константность образа по отношению
    к фону (функциональная
    константность)

  • целостность
    – константность образа по отношению
    к элементам и частям (структурная
    константность)

  • константность
    – по отношению к условиям среды

  • обобщенность
    – константность образа по отношению
    к его вариативности внутри класс (стул
    всегда стул)

Феномен константности
обнаруживается при восприятии величины
на различных расстояниях, а также цвета
и яркости при различных условиях
освещения. Исследованием и разработкой
данной темы занимались Вертгеймер,
Коффка, Келер в рамках гештальт-психологии.

Источник
константности – активные действия
перцептивной системы. Многократное
восприятие одних и тех же предметов при
разных условиях обеспечивает феномен
константности, т.е. это
приобретенное качество.

Приспособительное
значение:

константность образа восприятия
обеспечивает постоянство свойств всего
видимого и, т.о., позволяет узнавать
объекты, когда они воспринимаются под
различными углами зрения, при различной
удаленности и освещенности. Признаки
предметов «используются» в соответствии
с прошлым опытом, обеспечивая ориентировку
в окружающем мире.

Восприятие — Системы восприятия, Исторический фон, Врожденное и приобретенное — Классические феномены восприятия, Широкие теоретические подходы, Текущие исследования / будущие разработки


13 минут на чтение

Системы восприятия, Исторический фон, Врожденные и усвоенные Классические феномены восприятия, Широкие теоретические подходы, Текущие исследования / будущие разработки

Человеческое восприятие — это активное получение и координация информации, полученной через наши сенсорные системы, с целью осмысления окружающей среды и эффективного поведения в ней.В отличие от прямых и непосредственных ощущений, фактически полученных и переданных, восприятие — это преобразование этой информации в активность нервных клеток , которая передается в мозг , где происходит дальнейшая обработка. Наши системы восприятия не получают пассивные стимулы от мира, вместо этого они активно выбирают, организуют, интерпретируют и иногда искажают сенсорную информацию. В таком случае реальный мир может отличаться от того, который мы воспринимаем. В широком смысле восприятие можно назвать исследованием отношения человеческого организма к физическому миру.

Многие аспекты восприятия, попросту говоря, удивительны, часто отрицают легкое объяснение, основанное только на стимуляции сенсорных систем. Феномены восприятия, обсуждаемые ниже, исторически были предметом множества исследований и представляют постоянную проблему для исследователей и теоретиков в области восприятия.

Постоянство

Один из самых ярких аспектов восприятия — постоянство. Под постоянством понимается то, как наше восприятие объектов остается неизменным, несмотря на изменение их изображения на сетчатке.Постоянство проявляется в восприятии ряда различных свойств объектов, таких как размер, форма, цвет и ориентация. Мы будем обсуждать только постоянство размера и формы.

Постоянство размера относится к восприятию знакомых объектов примерно одинакового размера независимо от их расстояния от наблюдателя. Таким образом, например, кажется, что размер человека не увеличивается или уменьшается по мере того, как он приближается к вам или удаляется, даже если его изображение на сетчатке действительно становится больше и меньше в зависимости от расстояния до него.

Постоянство формы означает, что форма объекта воспринимается как остающаяся неизменной, несмотря на то, что на него смотрят с разных точек зрения, а разные формы проецируются на сетчатку. Круглая форма, такая как, например, пирог на столе, по-прежнему воспринимается как круглая, даже если вы садитесь за стол и воспринимаете ее со стороны. И это несмотря на то, что круги, если смотреть сбоку, дают на сетчатке не круглые, а эллиптические изображения.

Постоянство восприятия — одна из отличительных черт области восприятия, поскольку она убедительно указывает на то, что зрительное восприятие включает в себя нечто большее, чем прямую регистрацию изображения сетчатки глаза в головном мозге.Без перцептивного постоянства мир воспринимался бы как гремящее пятно хаотической неразберихи, в котором размеры, формы и цвета объектов постоянно менялись бы. Таким образом, можно видеть, что постоянство восприятия выполняет важную адаптивную функцию.

Несмотря на то, что постоянство имеет большое значение и преобладает в большей части визуального восприятия, до сих пор нет общепринятого объяснения его. Однако все согласны с тем, что постоянство частично основано на использовании наблюдателем соответствующих контекстных сигналов в окружающей среде.Например, в отношении постоянства размера кажется, что в большинстве случаев мы используем оценки обнаруженного расстояния на основе различных сигналов (например, дымка и сглаживание текстурированных поверхностей, таких как трава, являются индикаторами расстояния), чтобы оценить истинный размер объекта. И кажется, что без подсказок, позволяющих точно оценить расстояние от объекта, воспринимаемое постоянство размера прекращается. Например, если человек находится на очень большом расстоянии от объектов без множества промежуточных визуальных сигналов, позволяющих точно оценить это расстояние, их воспринимаемый размер уменьшится.Это очевидно, если смотреть на мир с очень высокой горы или с очень высокого здания. С такого расстояния дома, машины, деревья и люди внизу кажутся очень маленькими, словно в миниатюре.

Восприятие движения

Восприятие движения было предметом многих исследований. Загадка заключается в том, что воспринимаемое движение не может быть объяснено движением изображения объекта по сетчатке. Если бы это было так, движение наблюдателя или движение глаз привело бы к воспринимаемому движению объекта.Например, при езде на велосипеде остальной мир будет восприниматься как движущийся. Другой феномен восприятия движения, который нельзя полностью объяснить сенсорными процессами, связан с саккадами, которые представляют собой быстрые направленные движения глаз. Поскольку глаз видит детали только в небольшой области в центре глаза, называемой ямкой, для получения подробной информации от любого объекта или сцены глаз должен выполнять саккады, чтобы ямка получала достаточно информации. Однако кажется, что изображения неподвижных объектов не двигаются, даже когда их изображение на сетчатке глаза перемещается из-за саккад.

Данные свидетельствуют о том, что восприятие движения можно частично объяснить очевидным автоматическим использованием нами многочисленных конкретных пространственных и последовательных отношений между стимулами. Воспринимаемое движение зависит от таких факторов, как изменение углового направления объекта от наблюдателя и отношение движущегося объекта к полю, в котором он воспринимается. Например, когда объект движется в пространстве, он систематически покрывает и раскрывает фон, через который он движется.Таким образом, если лев бежит к вам через открытую травянистую равнину, трава будет казаться заблокированной на передних краях льва, когда он движется к вам, а трава, которая не была видна позади него, станет видимой, когда он приблизится.

В дополнение к контекстуальным факторам окружающей среды были обнаружены специфические зрительные рецепторные клетки, которые обнаруживают различные типы движения, такие как движение вверх и вниз. Несмотря на это знание, многие вопросы о точных механизмах восприятия движения остаются без ответа.

Восприятие формы

Восприятие формы — это то, что позволяет нам идентифицировать объекты и отличать их друг от друга. Мы видим, что мир организован не как беспорядочную группу явно отдельных стимулов, а как организованный с помощью взаимосвязанных объектов, имеющих определенные формы и формы. И, как и в случае со многими другими явлениями восприятия, свет, проецируемый на сетчатку от объектов, не может объяснить наше зрительное восприятие мира. Кажется, что восприятие формы включает в себя определенные организационные принципы, многие из которых были открыты гештальт-школой психологии.Эти правила или принципы иллюстрируют нашу тенденцию организовывать и группировать отдельные элементы визуального мира.

В правиле «фигура-фон» гештальт-психологи обнаружили, что при просмотре незнакомых сцен знакомые или согласованные формы имеют тенденцию выделяться как фигуры, а незнакомые или недифференцированные формы воспринимаются как фон. Таким образом, если смотреть на абстрактную картину, в которой очень мало четко определенных форм, те формы, которые кажутся знакомыми или которые повторяются, будут иметь тенденцию восприниматься как выделяющиеся на фоне остальной картины, которая затем воспринимается как фон. для этих форм.

Гештальт-психологи также описали ряд принципов перцептивного группирования. Они обнаружили, что, когда мы воспринимаем различные стимулы, мы склонны группировать их по их сходству или по их близости друг к другу. Другой принцип, принцип хорошей конфигурации, является очень общей тенденцией к организации, которая включает в себя ряд фигурных характеристик. К ним относятся тенденция к закрытию или восприятию фигуры в целом, когда на самом деле есть пробелы в ее контуре, и продолжению формы, когда плавные непрерывные контуры имеют тенденцию восприниматься поверх неровных или неправильных контуров.

Можно сказать, что восприятие формы частично является результатом характеристик нервной системы , а также обучения и опыта. Однако не существует единой теории восприятия формы, которая могла бы полностью объяснить способность воспринимать форму. Также не существует общего принципа, который мог бы объединить множество различных типов восприятия формы.

Восприятие глубины

Это влечет за собой восприятие трехмерности мира и объектов.Это явно связано не только с природой изображений, отправляемых на сетчатку, поскольку сетчатка имеет двумерную поверхность, а проецируемые на нее изображения — двумерные.

В 1800-х годах исследователи обнаружили, что наше бинокулярное зрение очень помогает восприятию глубины . Бинокулярное зрение означает наличие двух глаз, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, так что каждый получает немного разную перспективу объекта или сцены, на которых фокусируется. Кажется, что эти небольшие различия в перспективе очень помогают восприятию глубины.Уши также используют небольшую разницу во времени между полученной стимуляцией для определения источника звука.

Кроме того, в большинстве сред есть общие шаблоны, соответствующие разным расстояниям, которые дают визуальные подсказки о пространстве и глубине. К таким подсказкам относятся блокирование дальнего объекта ближним, усиление дымки с увеличением расстояния, перспективы и тени.

В целом, бинокулярное зрение и внешние факторы могут объяснить многие аспекты восприятия глубины. Кроме того, на основе исследований на животных и человеческих младенцах, слишком маленьких для того, чтобы иметь опыт восприятия глубины, оказывается, что люди и различные видов животных рождаются с некоторым врожденным визуальным механизмом восприятия глубины.

Иллюзии

Иллюзии — это неправильное восприятие стимулов, при котором то, что воспринимается, не соответствует действительным размерам или качествам физического стимула . Геометрические иллюзии обычно связаны с неправильным восприятием направления или размера частей фигур.

Механизмы, порождающие многие типы иллюзий, еще не изучены, но, похоже, они связаны с неправильным применением таких феноменов восприятия, как постоянство.Иллюзии естественны, возникают регулярно и следуют обычным правилам. Иллюзии не следует путать с галлюцинациями, которые являются реакцией на отсутствие каких-либо внешних стимулов, или с заблуждениями, которые в основном являются ошибочными убеждениями.

За последнее столетие было предложено несколько теорий, объясняющих восприятие. Однако каждая теория сталкивается с трудностями в объяснении некоторых из обсуждавшихся выше феноменов восприятия. И большинство исследователей восприятия сегодня не придерживаются одной теории, вместо этого они верят в те аспекты теорий, которые имеют некоторую экспериментальную поддержку или кажутся наиболее логичными и обоснованными.

Классическая теория

То, что иногда называют классической теорией, обычно связывают с Германом фон Гельмгольцем, который считал, что восприятие является результатом процесса бессознательного вывода о том, какой стимул, воздействующий на органы чувств, наиболее вероятен. Он думал, что эти бессознательные выводы сформированы прошлым опытом и знаниями, и они бессознательны, потому что люди явно не осознают, что их делают.

Гештальт-теория

Вероятно, самая известная теория восприятия, гештальт-теория, развивалась частично как реакция на точку зрения, согласно которой восприятие можно разбить на более простые элементы и что оно было результатом усвоенных мысленных ассоциаций между простыми ощущениями.Этот взгляд, лежащий в основе теории Гельмгольца, также был выдвинут без процесса бессознательного вывода такими известными психологами, как У. Вундт и Э. Титченер. Гештальт-теория, основанная К. Коффкой, В. Келером и М. Вертхаймером, утверждала, что, хотя простые ощущения можно рассматривать как составные части организованных восприятий, наша нервная система настроена на восприятие организации сенсорных стимулов над индивидуальными сенсорными сигналами. сами элементы. Процесс организации лежит в основе восприятия, и распространенная поговорка «целое больше, чем сумма его частей» иллюстрирует эту важную концепцию.

Более того, хотя теоретики гештальта считают, что обучение может играть роль в восприятии, организация восприятия является результатом врожденных процессов организации в самом мозге. Тогда для гештальтистов изучение восприятия было фактически изучением мозга.

Психофизическая или прямая теория

Эта теория, выдвинутая Дж. Дж. Гибсоном, утверждает, что восприятие можно полностью объяснить свойствами стимуляции, которую мы получаем от мира, взаимодействующей с нашими сенсорными способностями.Характеристики сцен и событий в физическом мире могут дать достаточно информации, чтобы нервная система могла их определить. Таким образом, нет необходимости постулировать бессознательные механизмы вывода, предложенные теорией Гельмгольца, или организацию стимулов более высокого порядка, как предлагает теория гештальта.

Современная сенсорная физиология

Эта теория, предложенная Э. Герингом и Э. Махом, полагает, что структура нервной системы может полностью объяснить по крайней мере некоторые постоянства восприятия, а также восприятие глубины.Э. Геринг также предположил, что могут существовать зрительные рецепторные клетки, организованные в определенные функциональные структуры, обеспечивающие цветовое восприятие. И действительно, эти рецепторные клетки с функциональной структурой были обнаружены. Эти открытия сильно повлияли на современные взгляды на восприятие цвета и на исследование восприятия и ощущений в целом. Однако до сих пор неизвестно, могут ли аналогично организованные рецепторные клетки существовать для таких феноменов восприятия, как постоянства и иллюзии, или способствовать им.Но их продемонстрированное существование может указывать на то, что многие воспринимаемые качества физического мира основаны на таких специфических сенсорных механизмах.

Некоторые из последних теоретических и исследовательских разработок относятся к области эмоций, нейропсихологии, экологической психологии и искусственного интеллекта .

эмоции

Отражая тенденцию в психологии в целом, возродился и возрос интерес к тому, как эмоции влияют на восприятие и внимание.В этом исследовании исследуются такие вопросы, как то, как эмоции влияют на фокус и продолжительность внимания, как быстро может быть обработано эмоциональное значение различных стимулов и есть ли у людей разные способы реагирования на положительные и отрицательные стимулы. В отличие от большинства прошлых исследований восприятия, в этой развивающейся области часто исследуются социально значимые перцепционные стимулы, такие как восприятие эмоций в выражениях лица и в голосовых тонах.

Нейропсихология

Нейропсихологи изучают изменения в мышлении, вызванные травмой головного мозга, и используют методы визуализации мозга, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ) , и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) , сканирований, чтобы исследовать активность мозга при выполнении высокоуровневых умственных способностей. такие задачи, как решение проблем.Ряд их результатов поставил под вопрос объяснения восприятия, основанные на поведенческих исследованиях. А усовершенствование методов визуализации мозга обещает пролить еще больше света на нейронную основу восприятия.

Экологическая психология

Экологическая психология пытается определить неизменные и ограничивающие аспекты перцептивных стимулов в окружающей среде. Они также подчеркивают, как природа перцептивных стимулов поддерживает восприятие. Этот подход наиболее тесно связан с психологом Дж.Дж. Гибсон.

Искусственный интеллект

Это междисциплинарная область, сочетающая исследования и теорию когнитивной психологии и компьютерных наук. Он фокусируется на разработке искусственных систем, таких как компьютеры, которые демонстрируют мыслительные процессы, аналогичные человеческим. Этот подход полагает, что для полного объяснения восприятия необходимо разделить его на три уровня анализа: 1) аппаратные средства или его физиологические аспекты, 2) алгоритмы работы или каковы процессы восприятия, и 3) теория. задачи, которую предстоит выполнить, или какие качества нашей окружающей среды позволяют восприятие.Есть надежда, что эти разделения послужат важным интеллектуальным инструментом и помогут нашему пониманию восприятия.

Perception — это область, изобилующая оставшимися без ответа вопросами, которая продолжает увлекать исследователей, которые могут извлечь большую пользу из новых технологий и новых перспектив. Действительно, последние технологические достижения в измерении движений глаз (саккад) значительно облегчили их изучение для исследователей, заинтересованных в изменении фокуса зрительного внимания.

Ресурсы

Книги

Масин, С.С., изд. Основы теории восприятия. New York: Elvesier Science, Inc., 1993.

Niedenthal, P.M., and S. Kitayama, eds. Глаз сердца: эмоциональные влияния на восприятие и внимание. Нью-Йорк: Academic Press, 1994.

Оно, Т., изд. Мозговые механизмы восприятия и памяти: от нейрона к поведению. Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993.

Шиффман, Х.Р. Ощущение и восприятие: комплексный подход. 3-е изд. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, 1990.

.

Секулар Р. и Р. Блейк. Восприятие. 3-е изд. Нью-Йорк: John Wiley & Sons, 1993.

.

.

Восприятие | Britannica

Perception , у людей процесс, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Этот опыт или восприятие является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Связи, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, позволяют сделать выводы о свойствах процесса восприятия; теории восприятия могут быть разработаны на основе этих выводов.Поскольку перцептивный процесс сам по себе не является публичным или непосредственно наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чьи восприятия даны непосредственно в опыте), достоверность перцептивных теорий можно проверить только косвенно. То есть предсказания, полученные на основе теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто посредством экспериментальных исследований.

Исторически систематическое мышление о восприятии было прерогативой философии. Действительно, восприятие по-прежнему представляет интерес для философов, и многие вопросы о процессе, которые первоначально были подняты философами, все еще актуальны.Однако как научное предприятие исследование восприятия особенно развилось как часть более широкой дисциплины психологии.

Философский интерес к восприятию в значительной степени проистекает из вопросов об источниках и достоверности того, что называется человеческим знанием (см. Эпистемологию). Эпистемологи спрашивают, существует ли реальный физический мир независимо от человеческого опыта, и если да, то как можно изучить его свойства и как определить истинность или точность этого опыта.Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или весь опыт возникает в результате контакта с физическим миром, опосредованного органами чувств. По большей части психология игнорирует такие вопросы в пользу проблем, с которыми можно справиться ее особыми методами. Однако остатки таких философских вопросов все же остаются; Например, исследователи все еще озабочены относительным вкладом врожденных и усвоенных факторов в процесс восприятия.

Однако такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, принимаются как должное среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения.Обычно исследователи восприятия просто принимают видимый физический мир, особенно в том виде, в каком он описан в тех областях физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Проблемы, которые они рассматривают, связаны с процессом формирования восприятия в результате взаимодействия физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Еще интересует степень соответствия между восприятием и физическими объектами, с которыми они обычно связаны. Насколько точно, например, визуально воспринимаемый размер объекта соответствует его измеренному физическому размеру (например,г., меркой)?

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Вопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние референты и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, столы и собаки, обычно видны, а не воспринимаются по отдельности как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят. Говоря языком гештальт-психологов, непосредственный человеческий опыт складывается из организованных целых ( Gestalten ), а не из совокупностей элементов.

Главной целью теории гештальт в 20 веке было определение процессов мозга, которые могли бы объяснить организацию восприятия. Теоретики гештальта, главные из которых немецко-американские. психолог и философ, основоположник теории гештальт Макс Вертхаймер и немецко-американский психологи Курт Коффка и Вольфганг Кёлер отвергли ранее высказанное предположение о том, что организация восприятия является продуктом выученных отношений (ассоциаций), составные элементы которых были названы простыми ощущениями.Хотя гештальтисты согласились с тем, что простые ощущения с логической точки зрения можно понять как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой опыта. Например, не воспринимается так много дискретных точек (как простые ощущения); восприятие — это пунктирная линия.

Не отрицая того, что обучение может играть определенную роль в восприятии, многие теоретики придерживались позиции, согласно которой организация восприятия отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, восприятие и функции мозга гештальтисты считали формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучать восприятие — значит изучать мозг.Многие современные исследования восприятия направлены на то, чтобы вывести конкретные особенности функции мозга на основе такого поведения, которое люди сообщают о своем сенсорном опыте (интроспекции). Все больше и больше таких выводов, к счастью, сопоставляются с физиологическими наблюдениями за самим мозгом.

Многие исследователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, рассматривая их как объективные описания публичных событий. В 1920-х годах возникли серьезные сомнения относительно такого использования У.С. психолог Джон Б. Уотсон и другие, которые утверждали, что это дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются частным опытом и не обладают объективностью, обычно требуемой от научных дисциплин. В ответ на возражения по поводу субъективизма возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, кроме самого экспериментатора. Устные сообщения не исключаются из рассмотрения, если они рассматриваются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные и надежные описания личного (субъективного, интроспективного) опыта говорящего.Бихевиористский подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно относит события восприятия к статусу умозаключений. Восприятие других явно невозможно наблюдать, хотя их свойства можно вывести из наблюдаемого поведения (вербального и невербального).

Одно из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия — это сильная зависимость от очень простых реакций (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что он может быть применен к организмам, отличным от человека, и к человеческим младенцам (которые также не могут давать устные отчеты).Однако это ограничение не лишает исследователя богатого запаса гипотез о восприятии, вытекающих из его собственных интроспекций. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.

Поведенческие методы изучения восприятия склонны в минимальной степени задействовать сложные, субъективные, так называемые высшие психические процессы, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом они склонны дегуманизировать теорию восприятия и исследования.Таким образом, когда внимание ограничивается объективными стимулами и реакциями, можно легко провести параллели между восприятием (живыми организмами) и обработкой информации (такими устройствами, как электронные компьютеры). Действительно, именно благодаря этому подходу к обработке информации в настоящее время делаются некоторые из наиболее интересных теоретических вкладов (например, абстрактные модели восприятия). Ожидается, что из этих человеко-машинных аналогий могут появиться такие практические приложения, как создание искусственных «глаз» для слепых.Компьютерные машины, которые могут различать визуальные шаблоны, уже созданы, например, те, которые «считывают» кодовые числа на банковских чеках.

.

сигналов восприятия глубины (Психология) — EruptingMind

Восприятие глубины связано с тем, почему мы видим объекты в 3D, а не как плоские, и как это достигается.

Это довольно интересный вопрос, если задуматься, потому что, хотя сам глаз может быть трехмерным шаром, сетчатка не является, она плоская. Так как же плоская поверхность дает нам ощущение глубины?

Лучше всего подойти к этому на примере картины на плоском холсте.Несмотря на то, что холст, как и сетчатка, плоский, кажется, что изображение имеет глубину.

Несмотря на то, что эта картина находится на плоском холсте, вы все равно воспринимаете ее в 3D. Зачем?

Такое восприятие глубины стало возможным благодаря подсказкам, которые предоставляют зрителю различные типы визуальной информации. В дополнение к этому восприятие глубины также стало возможным благодаря сигналам бинокулярного и монокулярного зрения. Итак, давайте теперь рассмотрим каждый из них.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение — это зрение двумя глазами, и основным признаком восприятия глубины, связанным с бинокулярным зрением, является несоответствие сетчатки.

Поскольку зрачки глаз находятся на расстоянии примерно трех дюймов друг от друга, это означает, что правый глаз дает немного иное изображение, чем левый глаз. Несоответствие ( разность ) между этими двумя изображениями сетчатки ( несоответствие сетчатки ) можно использовать в качестве подсказки для глубины / расстояния.

Каждый глаз захватывает немного отличающееся изображение, и разница между этими изображениями служит признаком глубины / расстояния.

Несоответствие сетчатки также является еще одним примером того, как мир ощущений отличается от мира восприятия.Ведь на уровне ощущений (, т.е. видя глазами ) мы фактически воспринимаем два образа. Однако на уровне восприятия ( в вашей голове ) мы воспринимаем только одно изображение.

Эту способность мозга объединять два изображения иногда называют «эффектом застежки-молнии», и отчасти из-за несоответствия сетчатки изображения, которые мы видим, кажутся трехмерными.

Монокулярное зрение

Тот факт, что восприятие глубины возможно только одним глазом, показывает, что есть и другие визуальные подсказки, которые позволяют нам воспринимать глубину, и что эта глубина не является исключительно результатом несоответствия сетчатки.Вы можете проверить это на себе прямо сейчас, закрыв один глаз и осмотревшись.

Это показывает, что существуют определенные сигналы монокуляра (, описанные ниже, ), которые позволяют вам воспринимать глубину.

Сигналы восприятия глубины

Ниже мы рассмотрим некоторые другие способы создания восприятия глубины.

Линейная перспектива

Линейная перспектива описывает тенденцию сходящихся параллельных линий на горизонте.

Это также известно как Иллюзия Понцо, пример которой вы можете увидеть на картинке ниже.Обратите внимание, как сходящиеся линии создают глубину изображения.

Восприятие глубины на этом изображении создается за счет схождения параллельных линий на горизонте.

Interposition

Interposition происходит, когда один объект блокируется другим. Например, карта, помещенная перед другой картой, создает впечатление, что другая карта находится позади нее.

Перекрытие создает впечатление, что одна карта находится сверху.

Тени

Тени — это различия в освещении изображения, которые помогают нам видеть трехмерные объекты по отбрасываемым ими теням.Если что-то трехмерное, оно отбрасывает тень, если что-то двумерное — нет.

3D-объекты отбрасывают тень. 2D-объектов нет.

Градиент текстуры

Градиент текстуры — это уровень детализации, который вы можете видеть на изображении. Чем ближе изображение к вам, тем больше деталей вы увидите.

Но если это слишком близко, то эта деталь начнет искажаться или размываться. Точно так же, чем дальше находится изображение, тем меньше деталей вы его видите.

Обратите внимание, как объекты на переднем плане выглядят более детально.

Параллакс движения

Параллакс движения описывает тенденцию при быстром движении вперед воспринимать разницу скоростей в объектах, которые проходят мимо.

Хороший пример параллакса движения возникает при движении. Если вы видите перед собой фонарный столб, кажется, что он приближается медленно, но, когда вы его проезжаете, фонарный столб быстро мигает перед вами.

Если вы затем оглянетесь назад, фонарный столб будет казаться медленно удаляющимся от вас, пока в конечном итоге не станет неподвижным.

Постоянство размера

Постоянство размера — это тенденция воспринимать объекты как имеющие один и тот же размер, несмотря на изменения вашего расстояния от объекта.

Когда объект находится рядом с вами, его изображение на сетчатке глаза большое. Когда это изображение находится далеко от вас, его изображение на сетчатке невелико. Однако, несмотря на эти изменения в размере изображения сетчатки глаза, вы воспринимаете объект одинакового размера.

Например, если вы посмотрите на картинку ниже, даже если люди на заднем плане находятся дальше, они все равно будут иметь нормальный размер.

.

Восприятие космоса | Британника

Восприятие пространства , процесс, посредством которого люди и другие организмы узнают относительное положение своих тел и объектов вокруг них. Восприятие пространства дает подсказки, такие как глубина и расстояние, которые важны для движения и ориентации в окружающей среде.

Люди интересовались восприятием объектов в космосе, по крайней мере, с древних времен. В Древней Греции было широко распространено мнение, что объекты можно увидеть, потому что они испускают то, что считалось непрерывной серией чрезвычайно тонких «мембран» в их собственном изображении; они падали на глаз и сливались в воспринимаемую картину.

Столетия экспериментальных исследований привели к более разумной концепции, согласно которой пространство описывалось в трех измерениях или плоскостях: высоте (вертикальная плоскость), ширине (горизонтальная плоскость) и глубине (сагиттальная плоскость). Все эти плоскости пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в «глазу» воспринимающего человека. Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир от каждого глаза), а вместо этого видят так называемое циклопическое пространство, как если бы изображения из каждого глаза сливались, создавая единое визуальное поле, подобное полю зрения Циклопа, однозначное. глазастый великан в греческой мифологии.Горизонтальная, вертикальная и сагиттальная плоскости делят пространство на различные сектора: что-то воспринимается как «вверху» или «внизу» (горизонтальная плоскость), как «впереди» или «позади» (вертикальная плоскость) или как « вправо »или« влево »(от сагиттальной плоскости).

Циклопическая система проекции. Изображения точек F , A и B на двух сетчатках переносятся на сетчатку гипотетического глаза на полпути между ними. Encyclopædia Britannica, Inc.

Общие положения

Ранняя теория, выдвинутая англиканским епископом Джорджем Беркли в начале 18 века, заключалась в том, что третье измерение (глубина) не может быть напрямую воспринято глазами, потому что изображение любого объекта на сетчатке глаза является двухмерным, как на картине. . Он считал, что способность к визуальному восприятию глубины не является врожденной, но может быть результатом логического вывода, основанного на эмпирическом обучении с использованием других чувств, таких как осязание.Хотя современные исследования не подтверждают акцент Беркли на разуме как центральном элементе восприятия, современные теории по-прежнему включают в себя как нативистские (врожденные), так и эмпирические (полученные через опыт) соображения.

Джордж Беркли Джордж Беркли, фрагмент картины маслом Джона Смиберта, ок. 1732; в Национальной портретной галерее в Лондоне. Предоставлено Национальной портретной галереей, Лондон
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Изучение перцептивного обучения быстро развивалось во второй половине XIX века и еще быстрее в течение XX. Многие психологи, занимающиеся функцией восприятия, считают, что изучение восприятия пространства быстро становится самостоятельной отраслью психологии. Эта специальная область психологии концентрируется на факторах, влияющих на воспринимаемую организацию объектов в пространстве (например, на сигналах о восприятии глубины, движении, форме, цвете и их взаимодействиях), или на особенно интересных особых проблемах, таких как проблема амодального восприятия. (е.g., вопрос о том, как воспринимать, что у куба шесть сторон, даже если одновременно можно увидеть только три из них).

Исследование восприятия пространства также предлагает понимание способов, которыми перцептивное поведение помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. В частности, ориентация в пространстве обычно отражает стремления человека (например, искать пищу или избегать травм). Однако люди не могли ориентироваться в окружающей их среде, если информация окружающей среды, достигающая их через различные органы чувств, не предлагала восприятие пространства, которое соответствует их физической «реальности».Такое восприятие называется достоверным восприятием — прямым восприятием стимулов в том виде, в каком они существуют. Без определенной степени достоверности относительно физического пространства нельзя искать еды, убегать от врагов или даже общаться. Истинное восприятие также заставляет человека испытывать изменяющиеся стимулы, как если бы они были стабильными: даже если сенсорный образ приближающегося тигра, например, становится больше, человек склонен воспринимать, что размер животного остается неизменным. Другими словами, человек воспринимает объекты в окружающей среде как имеющие относительно постоянные характеристики (размер, цвет и т. Д.), Несмотря на значительные различия в условиях воздействия.

Первичные гравитационные эффекты

Однако не все восприятие пространства достоверно; вместо этого восприятие может не соответствовать действительности — часто систематическим образом. Это случаи ненадежного восприятия. Эксперименты показали, что три основных пространственных плоскости (горизонтальная, вертикальная и сагиттальная) доминируют в способности человека локализовать визуальные объекты в близлежащем пространстве. Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или плоскостям, чем они есть на самом деле.(Частично объяснение этих перцептивных расхождений в визуальном опыте может лежать в силе гравитации.) Непроверенные восприятия не порождают хаоса в восприятии пространства. Вместо этого они уточняют воспринимаемые характеристики окружающего пространства. Если бы вся масса сенсорной информации, доступная в данный момент, воспринималась достоверно, поток данных мог бы сбить с толку воспринимающего до дезориентации. Другими словами, определенная степень избирательности в восприятии, по-видимому, определяет выживание человека.В идеале информация об окружающей среде воспринимается только как имеющая отношение к целям, потребностям или физиологическому состоянию человека в данный момент.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *