Концентрированное обучение предполагает: Технологии концентрированного обучения | Psylist.net

Содержание

4. Технология концентрированного обучения.

Развитие
классно-урочной системы организации
обучения.

Сегодня можно
констатировать, что классно-урочная
система оказалась наиболее устойчивой
системой организации обу­чения,
выдержавшей испытание временем. Однако
это не означает, что у нее нет недостатков.
О некоторых из них писали ученые-педа­гоги
и практики (ориентация на среднего
учащегося, преобладание фронтальной
формы обучения и т.д.) и раньше.

Между тем, в
совре­менных условиях классно-урочная
система стала все явственнее об­наруживать
свои принципиальные недостатки и
приходить в проти­воречие с новыми
условиями и задачами обучения.

Во-первых.

При такой организации
обучения усвоение учебной дисциплины
растягивается на длительное время. Есть
факты, когда предметы, рассчитанные на
10—20 часов, изучаются в течение цело­го
полугодия — уроки по ним включаются в
расписание не более одного раза в неделю.
Следует подчеркнуть, что в последние
годы тенденция увеличения в учебном
плане высших и средних учебных заведений
так называемых “карликовых” курсов
стала усиливаться. И связано это с
введением в учебные планы все новых и
новых предме­тов за счет сокращения
объема часов на другие дисциплины.
Подоб­ная организация обучения
приводит к забыванию материала, так как
противоречит психологическим
закономерностям запомина­ния
информации.

Немецкий психолог
Г. Эббингауз установил, что воспринятый
новый материал наиболее интенсивно
забывается в первые часы после восприятия.
Это психологическое явление имеет свою
физиологическую основу.

Исследованиями
И.П. Павлова и его науч­ной школы
установлено, что вновь образовавшиеся
нервные связи непрочны и легко тормозятся.
Сильнее всего это торможение прояв­ляется
сразу после образования временной
связи.

Следовательно, и
забывание происходит наиболее интенсивно
сразу после восприятия. Поэтому, чтобы
предупредить забывание материала,
усвоенного на уроке, необходимо провести
работу по закреплению в первые же часы
после его восприятия.

Во-вторых.

При традиционной
организационной структуре обуче­ния
учащиеся в течение дня изучают от 5 до
8 разнородных, разноха­рактерных
предметов.

Кроме того, во
второй половине дня они вы­нуждены
готовиться к урокам на следующий день
— а это еще столько же дисциплин.
Постоянный калейдоскоп предметов не
позволяет учащимся ни в один из них
погрузиться полностью, не дает возмож­ности
остановиться на чем-то, задуматься
поглубже над заинтересо­вавшим
вопросом, предметом. Каждый урок — это
новый этап для них, а значит, и необходимость
соответствующим образом на­страиваться.

Частая смена таких
этапов, их неустойчивость, невозмож­ность
сосредоточиться на чем-то одном,
постоянная смена кабинетов, педагогов
приводит в итоге к тому, что вуз и училище
вслед за школой, несколько лет подряд
неустанно и насильственно, по определенному
алгоритму, заложенному в расписании,
рассеивают внимание уча­щихся, служит
одной из главных причин их повышенной
нервозно­сти, быстрой утомляемости,
низкой эффективности учебного труда.

В-третьих.

Существенный
недостаток сложившейся организации
учебного процесса состоит в том, что
она не в состоянии учитывать закономерности
динамики работоспособности педагогов
и учащихся в течение дня, недели — мешает
многообразие одновременно изуча­емых
дисциплин, стремление каждого
преподавателя, независимо от места
урока в расписании дня, недели, максимально
активизировать учебную деятельность
и т.д.

Все это ведет к
обострению противоречия между
обновляющимся содержанием образования
и старой формой его реализации, разреше­ние
которого возможно на пути перестройки
организационной струк­туры учебного
процесса, построения его с учетом
закономерностей восприятия, переработки
и усвоения информации человеком.

Задаче максимального
сближения учебного процесса с
естествен­ными психологическими
особенностями восприятия, переработки
и усвоения информации человеком отвечает
концентрированное обучение

Концентрированное
обучение

— особая технология организации учебного
процесса, при которой осуществляется
концентрация энергии и рабочего времени
учащихся и педагогов на более глубоком
изучении предмета за счет объединения
уроков в блоки, сокращения числа
параллельно изучае­мых дисциплин в
течение дня и недели.

Цель концентрированного
обучения

заключается в повышении качества
обучения и воспитания учащихся через
преодоление многопредметности учебного
дня, калейдоскопичности ощущений и
впечатлений при формировании зна­ний
и умений, раздробленности процесса
познания.

Основной
учебно-организационной единицей при
таком обучении становится не урок, а
учебный блок.

Учебный блок
— это занятие, включающее, как правило,
четыре урока, объединенных общей целью.
Он представляет собой совокупность
взаимосвязанных форм организации
обучения, в которых последовательно и
единовременно осуществляется сознательное
усвоение учащимися учебного матери­ала,
формирование в единстве знаний и умений
учащихся, развитие их творческих
способностей.

Структура учебного
блока включает последовательность
форм:

лекция —
самостоятельная работа — практическое
занятие — зачет.

Лекция

На лекции учащиеся
знакомятся с целью и планом всего
учебного блока и самой лекции. Этот
материал, а также основное содержание
лекции и последующих организацион­ных
форм обучения готовится заранее и
оформляется в виде опорного конспекта,
схемы и т.п.

После ориентировки
учащихся в предстоя­щей деятельности
излагается материал лекции, в соответствии
с планом.

После первого
предъявления следует более сжатое
второе, а в конце лекции — третье, еще
более концентрированное изложение
основных вопросов лекции.

Изложение и
объяснение материала со­провождается
применением приемов активизации и
поддержания внимания учащихся:

— сочетание слова
и наглядности,

— постановка
про­блемных вопросов и создание
проблемных ситуаций,

— предложение
небольших практических заданий и т.п.

На лекции происходит
первое знакомство учащихся с новым
зна­нием, его восприятие и первичное
осмысление. Но, в отличие от традиционного
подхода, воспринятый учащимися материал
— это не раздробленные сведения, а
целостный блок знаний по логически
за­вершенной теме, предъявляемый
концентрированно.

Самостоятельная
работа

На следующем
занятии — самостоятельной работе —
педагогом ставится задача проработать
материал учебника (указываются пара­графы)
так, чтобы учащиеся смогли ответить на
контрольные вопро­сы.

Самостоятельная
работа может быть индивидуальной или
в па­рах. Педагог в это время выполняет
функцию консультанта. По окон­чании
самостоятельной работы учащиеся отвечают
на контрольные вопросы.

На этом занятии в
результате самопогружения учащихся в
изуче­ние предмета осуществляется
более углубленное усвоение лекцион­ного
материала, его осмысление. Важно также,
что формируются самообразовательные
навыки и умения: работа с книгой, умение
вы­делять главное в прочитанном,
составлять планы, устанавливать причинно
— следственные связи.

Практическое
занятие

Третий структурный
элемент учебного блока — практическое
за­нятие. Его цель — формирование
умений применять новые знания на
практике. В результате самостоятельного,
а также совместного (с педагогом и
другими учащимися) выполнения заданий
на примене­ние знаний осуществляется
этап закрепления знаний в памяти.
Про­исходит это не отсроченно во
времени, когда большая часть знаний у
учащихся забывается, а непосредственно
после их восприятия и ос­мысления.

Кроме того, для
практических занятий при концентриро­ванном
обучении характерна спокойная, деловая
атмосфера взаимо­действия и
сотрудничества педагогов и учащихся,
последних между собой.

Здесь нет места
цейтноту, столь характерному для этапа
за­крепления знаний на традиционном
комбинированном уроке.

Зачет

На зачете —
последнем занятии блока — проверяется
степень усво­ения основных понятий
и ведущих идей, сформированность навыков
работы, общих учебных и спец. умений и
т.д. Зачет проводится, как правило, с
применением тестирования, результаты
которого учащи­еся сами могут оценить
по определенным преподавателем критериям.
Здесь активно применяется взаимоконтроль,
самоконтроль и самооцен­ка.

На зачете выделяется
также немного времени для:

— проведения
совме­стно с учащимися общего
качественного и количественного анализа
работы учащихся и педагога на блоке,

— выделения слабых
мест и опреде­ления путей их преодоления,

— а также ориентировки
учащихся в содер­жании следующего
блока по предмету.

Как видим, суть
учебного блока состоит в том, что учащиеся
не­прерывно , в течение относительно
продолжительного времени изуча­ют
материал только одного предмета.

Учебный блок —
это не четыре “обычных” урока, механически
соединенных, а качественно иное занятие,
отличающееся целостно­стью и
завершенностью процесса познания.

Каждая организационная
форма обучения в его структуре (лекция
— самостоятельная работа по изучению
нового материала — практическое занятие
— зачет) имеет свои задачи по обеспечению
качественного усвоения знаний и
формированию умений учащихся, однако
вместе они составляют си­стему задач,
решение которых позволяет достичь целей
учебного блока.

В соответствии с
целями в рамках различных форм организации
обучения выбирается сочетание форм
обучения, общих и бинарных методов
обучения, адекватных им виды преподавания
и учения.

Так, на лекции
ведущая форма обуче­ния — фронтальная.
Общий метод обучения — монологический.
Со­ответственно виды преподавания —
сочетание информационного и объяснительного,
которое реализуется через приемы
преподавания: сообщение, объяснение,
демонстрация, показ, постановка
информа­ционных и проблемных вопросов
и др. Учащиеся используют такие приемы
учения, как слушание, наблюдение, ответы
на вопросы, вы­движение предположений
и др. Другим формам организации обучения
характерно свое сочетание форм, методов
и средств обучения.

На построение
системы форм организации, методов и
средств в каждом конкретном случае
оказы­вают влияние особенности данного
учебного предмета и специфика изучаемого
материала.

В зависимости от
единицы укрупнения (учебный предмет,
учеб­ный день, учебная неделя),
определяющей степень концентрации
можно выделить три модели концентрированного
обучения.

Первая модель
(укрупнение по учебному предмету)

Предполагает
изучение в течение определенного времени
одного основного предмета. Продолжительность
погружения в предмет определяется при
этом особенностями содержания и логики
его усвоения учащимися, общим числом
отводимых на его изучение часов, наличием
материально-технической и учебно-методической
базы.

После изучения
одного предмета учащиеся переходят к
другому в определенной последовательности,
которая строится исходя из принципов
преемственности, взаимосвязи общего и
профессиональ­ного образования.

Вторая модель
(укрупнение по учебному дню)

Предполагает
укрупнение одной организационной
единицы — учебного дня, количество
изучаемых предметов в кото­ром
сокращается до одного—двух. В рамках
же учебной недели число дисциплин
сохраняется в соответствии с учебным
планом и графиком его прохождения.

Третья модель
(предполагает укрупнение учебной
недели).

Коли­чество
предметов, запланированных на семестр
(год), не меняется и соответствует
учебному плану, но меняется структура
учебной неде­ли, в течение которой
изучается не более двух-трех дисциплин.

Исследования
позволяют говорить о следующих несомненных
до­стоинствах системы концентрированного
обучения:

— устранение
многопредметности и разбросанности
расписания снимает нервное напряжение
учащихся и педагогов, благотворно
ска­зывается на их физическом состоянии
и здоровье;

— укрупнение
организационных форм процесса обучения
способству­ет целостности (по крайней
мере, снимает раздробленность) в развитии
:

— мотивационной
сферы (нет постоянной смены мотивов
учения),

— интел­лектуальной
(концентрируется внимание на относительно
завершенном блоке учебного материала,
успешно формируются способы умственных
действий, плодотворно развиваются
познавательные и учебные умения, системно
и основательно усваиваются знания) и
других сфер;

— концентрация
обучения дает значительную экономию
учебного времени.

Однако эта
технология имеет свои границы применения.

1. Концентрированное
обучение требует от учащихся и педагогов
большой напряженности, которая при
неправильной постановке обу­чения
может порождать утомляемость.

2. Могут быть
затруднения при увязке и объединении
предметов — иногда они могут быть
объедине­ны чисто механически.

3. Данный подход
не может быть в одинаковой степени
применен ко всем курсам и по всем
предметам. Существуют такие науки, для
усвоения и творческого восприятия
которых и развития навыков их применения
необходим длительный процесс “созревания”.
Так, не­возможно пройти за 1 месяц
главные направления современной
за­падной социологии или вопросы
философии. Ведь здесь ставится цель,
чтобы учащиеся поняли эти дисциплины
и эти знания стали факторами формирования
их мышления. Между тем не вызывает
никаких сомнений то, что при изучении
машинного языка или освоении черчения,
какого-нибудь математи­ческого метода
тренировки могут быть эффективны и в
рамках месяч­ного интенсивного
обучения.

4. Поэтому имеет
место проблема тща­тельного определения
тех задач учебного процесса, которые
целесо­образно решать при помощи
концентрированного обучения.

5. Нужны преподаватели,
многосторонне подготовленные, опытные,
владеющие методикой укрупнения
содержания, активными формами и методами
обучения.

Без этого возникает
опасность, что концентри­рованное
обучение будет проходить так же, как и
обычное, с тем лишь отличием, что учебный
материал более уплотнен.

6. Наконец,
органи­зация концентрированного
обучения требует хорошей материально
— технической базы.

Однако и при этих
недостатках концентрированное обучение
от­вечает требованиям к современному
образовательному процессу.

Статья по алгебре на тему: Технология концентрированного обучения на уроках математики

Технология концентрированного обучения на уроках математики

На современном этапе развития общества образование  призвано обеспечить формирование у учащихся  потребности в активном познании окружающего  мира; приобретение  навыков в самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности; становление  построенных на принципах гуманизма отношений; овладение базовыми  умениями влиять и реализовывать индивидуальные задатки и способности.

Учитель, реализующий программу  общего образования, должен:

  1. Обладать: ключевыми  профессиональными компетентностями, такими как  профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;
  2. Знать: сущность современных педагогических технологий и  методик, принципы организации познавательной среды, правовые нормы отношений, возрастную и педагогическую психологию и другое;
  3. Владеть: конкретными методиками психолого-педагогической диагностики; современными педагогическими технологиями и активными приемами обучения.

В связи с вышесказанным цель моего выступления – Поделиться опытом работы по применению технологии концептуального обучения в преподавании математики.

Одной из таких современных  образовательных технологий является технология концентрированного обучения.

Немного из истории:

Реформы, проводимые в настоящее время в сфере образования – предпрофильная и  профильная подготовка – требует расширения объема даваемых  школьникам знаний за то же самое количество  учебного времени. Устранить это противоречие  способны  только такие образовательные технологии, которые позволяют  расширить объемы  знаний без увеличения времени, отводимого на их изучение. К  таким технологиям  относится концентрирование  обучение.

Понятие «концентрированное обучение» достаточно давно и прочно вошло  в педагогическую терминологию. Так, например, оно было  широко применимым в советской  дидактике в 20-30-е годы при  описании метода циклового  обучения суть,  которого заключается в том, что  «на каждый учебный предмет отводится  определенный отрезок времени (10-15-20 дней), в продолжении  которого,  при  ежедневных занятиях, должен быть пройден весь курс данного предмета» (при 72 часах курса) если курсы более объемные, то используется система двух- или трехкратного «погружения» в предмет.

Концентрированное обучение – это специально организованный процесс обучения, при котором учащиеся усваивают  большее количество информации за единицу времени за счет большей систематизации, обобщения, структурирования материала и иного  временного режима занятий (противоположность – «распределенное» обучение).

Образовательная технология концентрированного обучения позволяет решать ряд взаимосвязанных проблем:

  1. Проблему  несоответствия между увеличением объема учебной информации  и факторов ограниченного времени обучения;
  2. Проблему интенсификации образовательного процесса;
  3. Проблему формирования и активизации познавательных интересов учащихся;
  4. Проблему целостного  формирования личности.

В настоящее  время описан опыт целой школы, работающей в режиме концентрированного обучения (Ш.Т.. 2002г. №6, 1999г., №5) под руководством  Остатенко Андрея Александровича, зам.директора Азовского экспериментального  комплекса Северского района, Краснодарского края.

Варианты реализации концентрированного обучения. Классифицируя различные способы  организации  концентрированного обучения  выделяются три различные модели.

Первая модель «Погружение», как модель интенсивного воздействия с применением  суггестивного воздействия.

Первая модель предполагает  изучение в течение определенного  времени  одного основного предмета. Продолжительность погружения в предмет  определяется при этом особенностями содержания и логики усвоения его учащимися, общим  числом отводимых на изучение  дисциплины часов, наличием материально – технической базы и некоторыми другими факторами.

При концентрированном изучении одного предмета планирование учебного процесса состоит  в следующем: общее годовое число часов по предмету делится примерно  поровну на части. Далее в течение 3-5 дней учащиеся изучают  только этот предмет. За это время на качественном уровне  изучается материал курса. Одно такое погружение происходит за одну часть времени.

В следующем  промежутке времени вновь возвращаются к этому материалу углубляя и расширяя ранее полученные  знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях.

Во время третьего  погружения учащиеся учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. На последнем этапе  концентрированного обучения предмета учащиеся обучаются умениям творческого  применения знаний. Продолжительность одного урока при такой организации  обучения сокращается до 35 минут.  После каждых двух уроков, как правило, проводится разгрузочное  занятие (физкультура и т.п.), домашнее  задание не  задается. В первой половине дня проводится 5-6 уроков. Во второй половине дня учащиеся работают (по желанию  и выбору) на  занятиях, организуемых преподавателями. Это позволяет  учитывать интересы учащихся и развивать их в выбранной ими сфере, и в то же время педагог готовит себе помощников – ассистентов из числа наиболее подготовленных и имеющих к этому потребность учащихся.

Учебный день представляет собой органическое сочетание различных форм организации обучения, объединенных одной целью – сформировать систему знаний и умений, учащихся по целостной теме изучаемого курса.

Важно подчеркнуть, что одно и то же  содержание  в течение дня прорабатывается в разных  формах учебной деятельности при  большом удельном весе самостоятельной работы учащихся. Содержательная доминанта придаст учебному дню целостность, а  деятельность учащихся приобретает активный характер  благодаря включению их в различные формы и виды работы, обеспечивающие непрерывность процесса познания, органическое единство процессов усвоения знаний и формирование умений. При этом речь идет не  только об  учебных умениях, но и в значительной мере  о формировании умений сотрудничать в микрогруппе, коллективе, т.е. об обучении технологии  сотрудничества. Организация обучения на уровне учебного плана представляет собой своеобразный  «конвейер», когда учащиеся переходят  от изучения одного предмета к изучению другого в определенной последовательности. Продолжительность концентрированного  изучения одного предмета может быть различной, но, как показывает опыт, она не должна быть меньше трех учебных дней.

Вторая модель «Погружение», как модель длительного  занятия одного или  несколькими предметами.

Вторая модель концентрированного обучения предполагает укрепление  только одной организационной единицы – учебного дня, количество изучаемых предметов сокращается до одного – двух. В рамках же учебной недели и других организационных единиц число дисциплин сохраняется в соответствии с учебным планом и графиком его прохождения. Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный день состоит, как правило, из двух учебных блоков с интервалом между ними 40 минут, во время которого учащиеся обедают и отдыхают. Вторая половина посвящается деятельности по интересам.

Третья модель «Погружение», как модель организации процесса обучения без увеличения учебного времени. В своей практике я применяю технологию концентрированного обучения именно через организацию обучения без увеличения учебного времени.

Планирую состав учебного блока: лекция, самостоятельная работа учащихся, практическое занятие, зачет.

На примере  алгебры и начала анализа, 11 класс.

Тема: Логарифмическая функция.

Учебный блок

Количество часов

Лекция

2

Самостоятельная работа

3

Практикум

6

Зачет

2

Контрольная работа

1

Итого

14

1 этап – урок-лекция («погружение») – знакомство с целью и планом  всего учебного блока и самой лекции. Материал, включающий в себя содержание нескольких обычных уроков, готовлю заранее и оформляю в виде опорного конспекта. При этом сначала провожу первое изложение учебного материала, затем второе —  детально, а в конце  лекции – третье, еще  более концентрированное  изложение основных вопросов. Таким  образом, на лекции происходит восприятие учащимися целостного  блока знаний и его  первичное осмысление (понятие логарифма), основное логарифмическое тождество, десятичный и натуральный логарифмы, свойства логарифма, формула  перехода от одного  основания к другому, логарифмическая функция, применение свойств логарифмической функции при решении логарифмических уравнений и неравенств.

2 тап —  урок-самостоятельная работа. Самостоятельная проработка учебника так,  чтобы ответить на контрольные вопросы. Работа в парах, группах, индивидуально.

Цель: углубленное усвоение лекционного материала, его  осмысление. Формируются  общеучебные умения: работа  книгой, выделение главного, составление плана, установление причинно – следственных связей. Контрольные вопросы заранее вывешиваются, либо раздаются каждому.

3 этап – урок-практикум.

Цель: формирование умений применять  новые знания на практике, закрепление знаний.

Здесь достигается систематизация знаний и умений по теме, отрабатываются умения  в решении задач.

На уроках-практикумах применяю методику взаимообмена заданиями  (по методике преподавателя Красноярского университета М.А.Мкртчяна). На карточке даю задания по теме: «Решение неравенств».

РН1

РН2

РН3

РН4

Баженова

Бакшеева

Бакушев

Тищенко

Для четырех учеников подготовлены  четыре карточки, и раздаются в такой последовательности, как указано в таблице галочкой. Далее начинается «запуск» раздела, темы.

Работаю индивидуально с каждым, объясняю решение уравнения под номером 1 (записываю решение прямо в тетради), а под номером 2 ученик решает самостоятельно, затем правильность проверяю. Если карточка выполнена по такой схеме, то ставлю знак «+». Тогда таблица приобретает следующий вид:

РН1

РН2

РН3

РН4

Баженова

+

Бакшеева

Технология концентрированного обучения — Студопедия

Еще одной предметно-ориентированной технологией по русскому языку является технология концентрированного обучения, которая по-другому называется «погружение в предмет». В своей работе «Практика обучения: образовательные технологии» Д.Г. Левитес успешно обосновал предпосылки возникновения данной технологии и описал ее модели.

Предпосылки создания технологии концентрированного обучения таковы: во-первых, это отсутствие у большинства учеников системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, во-вторых, отсутствие сильного увлечения изучаемыми предметами и привязанностей к ним, быстрое забывание изученного материала, как только исчезает прямая надобность в нем.

Почему это происходит? В соответствии с классно-урочной системой организации обучения содержание школьных предметов в программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные, логически завершенные разделы, темы, параграфы.

Каждый урок предполагает изучение конкретной узкой темы в течение 45 минут. В день преподают по 3–6 разнородных дисциплин, в неделю – 8–11. Усвоение учебной дисциплины при такой организации обучения растягивается на длительное время. Например, программа по русскому языку в старших классах рассчитана на 34 часа, таким образом предмет изучается в течение целого учебного года (в учебном году 36 учебных недель – по 1 часу в неделю). Такая организация обучения приводит к «пипеточному» усвоению раздробленных знаний, которые к тому же быстро забываются. И связано это с тем, что такой способ противоречит психологическим законам усвоения знаний. Поскольку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном уроке информация к следующему уроку большей частью забывается.



Сторонники технологии «погружения» считают, что классно-урочная система организации обучения является одной из главных причин дробления личности, воспитания старательных посредственностей.

Концентрированное обучение – особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.


Существует две модели реализации технологии концентрированного обучения.

Первая модель предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета: общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на части. Далее в течение 3–5 дней учащиеся изучают только этот предмет. За это время на качественном уровне изучается материал всего курса.

В следующем промежутке времени вновь возвращаются к этому материалу, углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях.

Во время третьего погружения ученики учатся применять знания в новых, нестандартных ситуациях. На последнем этапе концентрированного изучения предмета дети обучаются умениям творческого применения знаний. Продолжительность одного урока при такой организации обучения сокращается до 35 мин. После каждых двух уроков, как правило, проводится разгрузочное занятие (физкультура и т.п.), домашние задания не задаются. В первой половине дня проводится 5–6 уроков. Во второй половине дня ученики работают (по желанию и выбору) на кафедрах, организуемых преподавателями. Это позволяет учитывать интересы учеников и развивать их способности в выбранной ими сфере, и в то же время педагог готовит себе помощников-ассистентов из числа наиболее подготовленных и имеющих такое желание учеников.

Вторая модель концентрированного изучения предполагает укрупнение только одной организационной единицы – учебного дня, количество изучаемых предметов в котором сокращается до одного-двух. Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный день состоит, как правило, из двух учебных блоков с интервалом между ними в сорок минут, во время которого ученики обедают и отдыхают. Вторая половина дня посвящается деятельности по интересам. Состав учебного блока: лекция, самостоятельная работа учеников, практическое занятие, зачет.

Рассмотрим, как организовано концентрированное обучение русскому языку в практике преподавания. Программа, предлагаемая в книге Н.Г. Прохоровой «Концентрированное обучение русскому языку в основной школе», рассчитана на использование технологии концентрированного обучения в сочетании с распределенным обучением (один разовый урок русского языка еженедельно независимо от «погружения»). Учитывая сгущение учебного материала, которое дает технология, программа основной школы рассчитана на 4 года. Это дает дополнительную возможность каждому ученику двигаться тем темпом, который ему посилен.

Одним из компонентов данной педагогической технологии является ритмичная структура процесса. Данную структуру можно описать формулой А, В, С, А1, В1, С1, где А обозначает первый год обучения, первую неделю или первый день в неделе; В – соответственно второй год, вторую неделю или второй день в неделе; С – третий; А1 – четвертый, В1 – пятый, С1 – шестой.

Триада А, В, С, А1, В1, С1 обуславливает задачи ритмичного структурирования материала.

Первые три «погружения» (А, В, С) по русскому языку дают представление о языке с трех сторон: А – синтаксис, В – морфология, С – лексика, морфемика, фонетика. Следующие недели (А1, В1, С1) – повторение того же материала, но на новом уровне. С третьего года обучения орфография выносится в отдельное погружение вместо лексики, морфемики, фонетики, изучение которых завершено. Работа по развитию речи рассредоточена по всем погружениям (по одному сочинению или изложению в неделю).

Год Количество погружений Количество часов в год
10 недель 150+34=184
8 недель 128+34=162
6 недель 108+34=142
4 недели 76+34=110
3 недели 56+34=90

В преподавании русского языка основными являются традиционные практические задачи:

• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

• овладение нормами русского литературного языка;

• обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

«Погружение» по русскому языку предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по литературе. Для того чтобы вызвать желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды, используются рассказы о жизни писателя или поэта. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. Например, если первый день «погружения» по литературе посвящается славянской мифологии, то в первый день по русскому языку может быть такое задание:

Спишите, подчеркните основы, расставьте знаки препинания:

1. Перун бог грома и молнии. 2. Ярило бог в_-сеннего солнца покр_витель любви пл_дородия. 3. Самое страшное вр_ждебное человеку б_жество Морана. Она живет на севере в недрах скал. Морана б_гиня ночи зимы смерти.

Тема этого дня по русскому языку: тире между подлежащим и сказуемым. По орфографии повторяется правописание безударных гласных в корне слова.

Выделяются основные средства достижения поставленных задач по русскому языку при использовании концентрированного обучения.

1. Материал изучается крупными блоками. Так в первый год обучения морфологии посвящается три недели (третья, шестая, девятая), во время которых учащиеся знакомятся со всеми частями речи. Во второй год обучения материал по морфологии дается весь, но делится на обязательный и необязательный. Некоторые ученики успевают усвоить весь материал и потому при следующем погружении выступают в роли помощников учителя.

2. Особую роль играет многократность вариативного повтора. Так морфологии и синтаксису посвящается по три недели в первый год обучения, по две – во второй и третий.

3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт. Так на занятиях по морфологии группа имен располагается на одном фоне, остальные самостоятельные части речи – на другом. К тому же постоянные признаки всех частей речи находятся в круге, непостоянные – за кругом на белом фоне. Это способствует усвоению материала на первых же уроках. Слова-исключения на всех опорах пишутся красным цветом и особым шрифтом, что также способствует быстрому запоминанию. Используются опоры и по отдельным темам орфографии.

4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.

5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.

6. На занятиях по русскому языку используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть. Любимой игрой является орфографическое лото. В кармашке находятся карточки с 14–18 словами (четное количество), в которых пропущены буквы на определенное правило, например, правописание гласных е – ив корнях с чередованием. Ребята раскладывают карточки со словами в два столбика: в один – с и, в другой – с е. Учитель или ученик-консультант проверяет один столбик (для удобства проверки количество слов в столбиках должно быть одинаковым). Если задание выполнено неверно, то ученик либо записывает слова, в которых сделал ошибки, либо раскладывает карточки еще раз.

7. Особую роль в овладении грамотным письмом играет словарная работа.Слова, написанные на плакате, усваивают около 20% учащихся. Словарная работа при концентрированном обучении несколько видоизменена. Семь-девять слов, написанные каждое на отдельном листе, распределяются по классу. Например, карточка со словом вырастает может быть помещена около цветка, карточка со словом сделал – около поделки и т.д. Место слова определяется вместе с ребятами. На следующий день некоторые карточки меняются местами, ученики должны их восстановить. На третий день один из ребят расставляет слова. На четвертый день учитель подходит к тому месту, где было то или иное слово, а ученики записывают его. 90% ребят правильно записывают все слова. Неплохой результат дает и такой вид работы: на доске следующим образом записываются с комментарием слова.

Жалеть   Сестрицы   Махая
    …..Птицы    
  ..Счастливый   Талантливый  
  Радостный      

На первой строке слова с безударной гласной в корне слова; на третьей – с суффиксом -лив; слова столбиком написаны так, чтобы буквы ы, т совмещались. Дается 30 секунд на запоминание, затем доска закрывается, а ребята записывают слова в тетрадь так же, как на доске. 80–90% не только записывают слова верно, но способны и через неделю правильно воспроизвести эту запись.

Для учеников, которые «не видят» слова, используется озвучивание. Например, на доске записано слово чувство. Сначала, глядя на слово, дети произносят его по отдельным звукам справа налево и в обратном порядке. Затем делают то же самое, но не глядя на слово. Возможна запись слова справа налево. Иногда используется рисование слов. Здесь важен не столько сам рисунок, сколько размышление над тем, как изобразить, например, слово испугался.

Более успешной работе по освоению грамотного письма способствуют индивидуальные карты учащихся, где выписаны их ошибки.

При работе над сочинениями, изложениями большую роль играет эмоциональный настрой, поэтому уместно использование музыки, песен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарубина Л.И. Технология работы учителя-словесника в условиях дифференцированного обучения // Вопросы технологии профессиональной деятельности: Сборник статей. Белгород: Белгородский университет, 1995. 326 с.

2. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 288 с.

3. Парфенова Е.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. «Русский язык в школе», 2005, № 3. С. 33–37.

4. Прохорова Н.Г. Концентрированное обучение русскому языку в основной школе. Краснодар: Просвещение-Юг, 2002. 44 с.

5. Рябухина Е.А. Проблема разработки критериев уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе. «Наука и школа», 2008, № 4. С. 15–18.

6. Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку: 9-й класс. М.: Материк-Альфа, 2004. 88 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем заключается суть предметно-ориентированных технологий? Какие технологии являются альтернативой предметно-ориентированным?

2. Почему в современной педагогике и методике возникла потребность в создании технологии уровневой дифференциации?

3. Какие две формы дифференциации выделяются в практике обучения?

4. Каковы предпосылки возникновения технологии концентрированного обучения?

5. В чем состоит различие между двумя моделями реализации технологии концентрированного обучения?

6. Как можно организовать концентрированное обучение русскому языку в практике преподавания?

Технология концентрированного обучения (М.П. Щетинин)

Определение 1

Технология концентрированного обучения- это способ организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированной на более объемное и глубокое изучение учебной дисциплины посредством разделения занятия на составные блоки, уменьшения количества учебных предметов, которые изучаются в течение одного дня, либо учебной недели.

При данной форме обучение осуществляется изучение одной учебной дисциплины или взаимосвязанных по предметному содержанию дисциплин в течение определенного временного периода.

Разработка этой технологии была нацелена на повышение качества и эффективности обучения и воспитания. Построение учебно-воспитательного процесса базируется на закономерностях функционирования естественных психологических процессов.

Технология «погружения», как ведущая форма концентрированного обучения

Технология «погружения» была разработана в 80-е годы 20-го столетия на основе теоретических концепций М.П. Щетинина. Именно им был рассмотрен способ организации обучения в форме погружения, базирующийся на принципе длительного изучения одного или нескольких сходных дисциплин.

Готовые работы на аналогичную тему

Модели организации обучения в форме «погружения» были в дальнейшем усовершенствованы и предложены их новые вариации. Например, была создана модель погружения в сравнение, в культуру, в образ, метапредметные погружения, эвристические, выездные.

Концепция «погружения», разработанная Щетининым включает в свой состав следующие элементы:

  1. Обязательное чередование диаметрально противоположных дисциплин, с целью равномерного распределения нагрузки на мыслительные процессы;
  2. Сохранение единства в содержании учебных программ при выборе разнообразных форм и методик организации обучения;
  3. Разность потенциалов в знаниях учащихся, что открывает возможности реализации процесса взаимного обучения;
  4. Систематическое и структурированное преподнесение знаний;
  5. Планирование учебных занятий и проведение проверки их протекания посредством совместной деятельности педагога с учащимися.

Щетинин уделял особое внимание созданию условий и построению образовательных программ таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на оба полушария головного мозга. Неравномерность нагрузки отрицательно сказывается на состоянии здоровья учащихся, снижает их познавательную активность и возможности усвоения материала. На этой идее и была развита теория «погружения», являющаяся особым способом познания.

Технология погружения достаточно быстро завоевала популярность, однако, она имеет и некоторые существенные недостатки.

Если учащиеся по каким–то причинам пропускают занятия, особенно, если это происходит в течение нескольких дней, то это приводит к серьезному отставанию в учебе и затруднениям в самостоятельном изучении, пройденного материала, поскольку он громадный по объему и не всегда простой по содержанию.

Применение концепции «погружения» в учебно-воспитательном процессе не подкреплено соответствующей учебной литературой, пособиями. Это связано с тем, что система обучения ориентирована на классно-урочное обучение, и учебная литература подстраивается под нее. В результате, применение учебников практически ликвидируется, что не развивает самостоятельность работы с литературными источниками информации.

Технология «погружения» была рассмотрена в дальнейшем другими учеными. Р.М. Грановская дала ее более объемное и детальное описание. Она рассматривала погружение, в качестве методики организации учебного процесса с применением приемов расслабления, внушения и игры. С ее точки зрения, методика погружения базируется именно на внушении т.е. влиянии на психическую сторону личности, в результате которого акцент делается не на осознанное, логическое мышление, а на раскрытие творческих способностей личности.

Таким образом, можно сказать, что технология «погружения» базируется на трех ведущих принципах:

  1. Проведение занятия в удовольствие учащимся, их расслабление на нем.
  2. Принцип единства сознательного и подсознательного.
  3. Принцип двусторонней связи в процессе протекания учебно-воспитательного процесса.

Функциональная роль технологии концентрированного обучения

Применение технологии концентрированного обучения предполагает организацию учебно-воспитательного процесса в непрерывном темпе, с сохранением целостности процесса познания. Процесс обучения при этом, ориентируется на развитие навыков самостоятельности, ответственности за свою деятельность и поступки, формирование способностей практического применения, усвоенных знаний и развитие творческой активности личности.

Методы и способы обучения, применяемые в концентрированной технологии характеризуются разнообразием. Они учитывают динамику развития, работоспособность, целевое назначение освоения учебного материала, его содержание.

Применение технологии концентрированного обучения создает благоприятную среду для интеграции теории и практики, синтеза знаний и навыков.

Функциональное значение технологии сводится к выполнению ею следующих функций:

  1. Информационная – передача учащимся тщательно отобранного и структурированного учебного материала.
  2. Мировоззренческая – направленность учебно-воспитательного процесса на формирование идеология, мышления учащихся.
  3. Методическая – осуществление управления и координации познавательной деятельностью учащихся.

Применение данной технологии в обучении позволяет связать в единую систему все компоненты учебно-воспитательного процесса и мотивировать учащихся к познанию и обучению.

Учебные программы воспринимаются усваиваются учащимися в прочной и углубленной форме, посредством изучения целостных, готовых информационных блоков.

Учебно-воспитательная работа строится на основе создания условий, ориентированных на длительное и тесное сотрудничество между педагогом и учащимися, создание комфортного психологического климата.

Технология концентрированного обучения в условиях заочной формы образования

Стратегия инновационного образования предполагает мобилизацию всех коммуникативных, социальных резервов организации и самоорганизации обучения. Поиск способов реализации данной стратегии составляет одну из актуальных проблем современной педагогики. Заочная форма получения образования с одной стороны усложняет решение этой проблемы, а с другой — интенсифицирует этот поиск. Особенности организации обучения на заочном отделении позволяют нетрадиционно структурировать учебные занятия по изучаемым предметам, укрупняя их блоки по четыре- пять пар. Таким образом, обучение «концентрируется» на определенном предмете, или другими словами, обучающиеся «погружаются» в изучение одного конкретного предмета.

Понятие «погружение» в педагогике довольно многозначно, но в любой трактовке погружение ориентировано на усвоение больших объемов знаний «концентрированно». Основные разработки данной технологии относятся к середине 70-х годов, авторы (Г. К. Лозанов, И. А. Зимняя, А. С. Плесневич, Г. А. Китайгородская, Р. М. Грановская) под «погружением» понимали один из методов интенсивного обучения при изучении иностранных языков. Другой вариант использования данной технологии подразумевает длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие по одному или по смежным предметам. Упоминание термина в этом смысле относится к началу 80-х годов в связи с экспериментальной работой М. П. Щетинина, который определял погружение как совместную активную работу учителя и учащихся (всех и каждого), наполненную конкретным реальным содержанием и смыслом. В этой работе не только лучше и глубже усваиваются знания, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, сотрудничеству, деловому общению [4, с.148].

В настоящее время известны следующие разновидности «погружения»: межпредметное (А. Н. Тубельский), эвристическое (А. В. Хуторской), выездное (А. А. Остапенко, Л. Н. Снегурова), «погружение» в образ (С. А. Терскова, Е. В. Шубина), «погружение» как средство коллективного обучения (С,Д. Месяц), «погружение» в культуру (Е. В. Евладова).

Концентрированное обучение, по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ:

1.                  Экономичность при условии более глубокого, целостного усвоения материала.

2.                  Эффективность сочетания коллективной, групповой, индивидуальной форм обучения.

3.                  Создание благоприятного эмоционально — психологического климата, что положительно сказывается на учебно-познавательной мотивации.

4.                  Возможность для обучающихся самостоятельно планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность, а это в свою очередь стимулирует процессы самовоспитания, саморегуляции, самообразования и др.

5.                  Учебный процесс максимально сближается с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

Перечисленные преимущества принесут желаемые результаты, если правильно используется технология концентрированного обучения.

Н. Г. Милованова [5, с.20] считает, что сокращение числа параллельно изучаемых предметов в течение учебного дня, недели дает более глубокое изучение каждого предмета за счет объединения занятий в блоки. Она предлагает следующее сочетание видов занятий внутри одного учебного блока:

Рис. 1. Распределение видов занятий внутри блока

Из представленной схемы видно, что процесс обучения состоит из четырех взаимосвязанных частей: лекционной, самостоятельной работы, практической работы, заключительного этапа — контроля.

Лекционная часть многочасового занятия является информационной и методологической основой для дальнейшей самостоятельной деятельности студентов. На этом этапе необходимы проблемность изложения учебного материала, обращение к личному опыту, обучение умению составлять опорные конспекты [7, с.59].

Второй этап технологии концентрированного обучения — самостоятельная деятельность обучающихся. На этом этапе образовательного процесса формируются и проявляются такие умения студентов как учебно-информационные и учебно-организационные. Умение работать с информацией, сворачивать разворачивать ее, представлять в виде конспектов, схем, графиков, таблиц является ключевой компетенцией выпускника, включенного в систему непрерывного образования.

Третий этап является естественным продолжением второго, так как в процессе деятельности в этом компоненте учебного блока проявляются результаты, достигнутые в самостоятельной работе обучающихся.

Данный этап можно назвать самым продуктивным, так как он позволяет актуализировать полученные на предыдущих этапах знания, превратить их в необходимые умения, качества личности, являющиеся внутренним продуктом образовательной деятельности. Необходимым условием реализации данных целей является использование активных методов обучения.

Одним из эффективных методов из этой группы является способ обсуждения той или иной научно-педагогической проблемы названный «шесть шляп мышления». Организуется он следующим образом. Студентам предлагается выбрать из шести цветов: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый — тот который каждому больше по душе. После этого любители каждого цвета объединяются в группы. Теперь им надо представить, что они надели себе на голову любимого цвета — и стали видеть мир и обсуждаемую проблему в определенном ракурсе.

Те, кто «надел» белую шляпу, — самые объективные люди, они должны привести факты, представить всем беспристрастную картину того, как обстоят дела с данной проблемой.

«Владельцы» черных шляп — противники обсуждаемой идеи, они раскрывают опасности, ошибки, трудности, связанные с нею.

Совершенно противоположная, исключительно оптимистичная позиция у тех, кто в желтых шляпах.

Синяя шляпа превращает человека в аналитика. Он должен объяснить сущность проблемы, ее связь с другими идеями и явлениями и т. д.

Красная шляпа усиливает эмоциональность человека. Задача этой группы студентов — назвать те эмоции, которые возникают у них в связи с обсуждаемой проблемой.

Зеленую шляпу «надевают» самые креативные люди. Их задача — сформулировать, как можно повернуть эту проблему, предложить конструктивный выход из противоречий и т. п.

Группы, объединенные цветовым предпочтением, обсуждают проблему в соответствие с особенностями восприятия и сообщают свои соображения всем остальным. Примером обсуждаемой проблемы (в курсе «Теория обучения») может служить вопрос формирования содержания образования в современной школе, являющийся очень актуальным для современной педагогики в плане реализации Концепции профильной школы. Коллективное обсуждение данной проблемы происходит очень активно, заинтересованно. В конце занятия преподаватель подводит итоги. В ходе работы каждый из участников может временно поменять свою шляпу на другую.

Еще одним активным методом является дискуссия, проводимая в форме дебатов. Для обсуждения выбирается педагогическая проблема (например, современность классно-урочной формы обучения). Участники делятся на две команды, одна из которой приводит аргументы, доказывающие актуальность и современность данной формы обучения, другая — противоположные. Побеждает группа, озвучившая большее количество аргументов.

В результате у студентов укрепляется диалектическое мировосприятие, педагогические проблемы начинают восприниматься как многогранные, противоречивые, амбивалентные, что крайне важно для профессионального становления специалиста.

Серьезных инноваций требует сегодня организация контроля знаний студентов, это последний, заключительный этап учебного блока. Как известно контроль должен носить обучающий характер, он должен, кроме того, мотивировать студентов на дальнейшее обучение. Названные функции поможет реализовать следующий прием. Студентам предлагается таблица, содержащая два списка. Слева расположен список имен выдающихся деятелей педагогики, справа — созданных ими учреждений. Порядок расположения имен и учреждений по алфавиту.








Г.Гмайнер

«Бодрая жизнь»

Я.Корчак

«Вальдорфская школа»

А.Макаренко

«Детская деревня»

В.Сухомлинский

«Дом ребенка»

К.Ушинский

«Колония им. Горького»

С.Шацкий

«Смольный институт»

Р.Штайнер

Павлышская школа

Осуществление данного технологического приема позволяет фиксировать факт появления у студентов личностного отношения к педагогике, установка на нее, не как на схоластическую дисциплину, а как на живую, драматическую, противоречивую реальность.

Один из самых эффективных способов организации контроля знаний студентов создание портфолио. Как известно, портфолио является одновременно и технологией обучения (портфолио курсов) и способом контроля (портфолио достижений, рефлексивное портфолио).

Содержание портфолио связано со спецификой изучаемого предмета. В качестве примера можно предложить следующие виды учебных работ:

1.                  Письменные работы, выполненные на лекциях, семинарах.

2.                  Конспекты определенного текста на заданную тему.

3.                  Рецензии на журнальные статьи.

4.                  План сообщения, сделанного на семинаре.

5.                  Конструктивный анализ организации овладения учебной дисциплиной (я поддерживаю, я критикую, я предлагаю).

6.                  Итоговый тест по изучаемому предмету.

7.                  Итоговая рефлексия своих обретений в учебном процессе: изучая данную дисциплину, я понял (а), я задумался (ась), оценил (а), научился (ась).

Рефлексия позволяет провести самоанализ, сравнить запланированные индивидуальные цели и полученный результат [2].

На итоговом занятии обычно происходит презентация портфолио, в процессе которой анализируются достижения студента, его упущения, выявляется уровень освоенности информации [3].

Любая педагогическая технология — всего лишь инструмент в руках педагога, который может применить любую инновацию по-разному и добиться с ее помощью разных, порой диаметрально противоположных результатов. Особенно важно, овладевая новыми технологиями, провести аналитическую и прогностическую работу: понять сильные и слабые стороны той или иной инновации, попытаться спрогнозировать результаты ее применения, четко сформулировать, зачем нужно именно эта технология.

Литература:

1.                  Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 416 с.

2.                  Вдовина С. А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: Монография. — Ишим: Изд-во ИГПИ, 2006. — 111с.

3.                  Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 679–681.

4.                  Ксензова Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М.: Пед. агентство России, 2005. 128 с.

5.                  Милованова Н. Г. Современные технологии обучения. Тюмень: ТОГИРРО, 1997.44 с.

6.                  Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. М.: Академия, 2000. 192 с.

7.                  Хуторской А. В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. 1998.№ 4 С. 55–75.

Как учащиеся учатся: что включает в себя обучение


Поверхностное, глубокое и стратегическое обучение

Одна из основных характеристик любого обучения
процесс — это глубина изучения , который он включает, две крайности в спектре
поверхностное обучение , глубокое обучение и стратегическое обучение .

Поверхностное обучение (как следует из названия) включает в себя просто
«соскабливание с поверхности» исследуемого материала без проведения каких-либо глубоких
обработка материала.Студенты, которые применяют такой поверхностный подход, как правило, работают
в соответствии со следующей общей схемой:

  • с упором исключительно на требованиях к оценке
  • пассивное принятие информации и идей
  • регулярное запоминание фактов и процедур
  • игнорирование руководящих принципов или шаблонов
  • не отражает основную цель или стратегию.

Студенты, которые придерживаются глубокого подхода, с другой стороны,
сделать серьезную попытку превратить идеи других людей в их собственную персонализированную структуру
знаний.Они склонны работать по следующей общей схеме:

  • пытаясь понять материал для себя
  • энергично и критически взаимодействует с контентом
  • Связь идей с предыдущими знаниями и опытом
  • Использование принципов организации для интеграции идей
  • Связь доказательств с выводами
  • исследуя логику аргументов.

Студенты, применяющие стратегический подход к обучению
сознательно настроен на получение максимально возможных оценок.Они склонны работать по
следующая общая закономерность:

  • прилагает постоянные усилия для изучения
  • ищет подходящие условия и материалы
  • умение вкладывать время и усилия с максимальной эффективностью
  • зная требования и критерии оценки
  • Отнесение работы к предпочтениям преподавателей

Понятно, что все хорошие учителя должны стараться
студентам возможность стать более глубокими, а не поверхностными учениками.Эффективные учителя
также поощряйте студентов к стратегическому мышлению, когда того требует случай


.

8.1: Концентрации растворов — Chemistry LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  1. Процентная концентрация
    1. Массовый процент
    2. Объемный процент
    3. Частей на миллион и частей на миллиард
  2. Молярность
  3. Разбавления
  4. Эквиваленты
  5. Участники и атрибуты

Результаты обучения

  • Определите концентрацию.
  • Используйте термины «концентрированный» и «разбавленный» для описания относительной концентрации раствора.
  • Рассчитайте молярность раствора.
  • Рассчитать процентную концентрацию (м / м, об / об, м / об).
  • Опишите раствор, концентрация которого указана в \ (\ text {ppm} \) или \ (\ text {ppb} \).
  • Используйте в расчетах единицы концентрации.
  • Определите эквиваленты иона.
  • Завершите вычисления, относящиеся к молям, объемам или массе.
  • Завершите расчет разбавления.

Есть несколько способов выразить количество растворенного вещества, присутствующего в растворе. Концентрация раствора является мерой количества растворенного вещества, которое было растворено в данном количестве растворителя или раствора . Концентрированный раствор — это раствор, содержащий относительно большое количество растворенного вещества. Разбавленный раствор — это раствор, содержащий относительно небольшое количество растворенного вещества .Однако эти термины относительны, и нам нужно иметь возможность выразить концентрацию более точным, количественным образом. Тем не менее, «концентрированный» и «разбавленный» полезны как термины для сравнения одного раствора с другим (см. Рисунок ниже). Также имейте в виду, что термины «концентрировать» и «разбавлять» могут использоваться как глаголы. Если бы вы нагревали раствор, вызывая испарение растворителя, вы бы концентрировали его, потому что соотношение растворенного вещества к растворителю увеличивалось бы. Если бы вы добавили больше воды в водный раствор, вы бы разбавили его, потому что соотношение растворенного вещества к растворителю уменьшилось бы.

Рисунок \ (\ PageIndex {1} \): Растворы красного красителя в воде от самого разбавленного (слева) до самого концентрированного (справа).

Процентная концентрация

Один из способов описать концентрацию раствора — это процент раствора, который состоит из растворенного вещества. Этот процент может быть определен одним из трех способов: (1) масса растворенного вещества, деленная на массу раствора, (2) объем растворенного вещества, деленный на объем раствора, или (3) масса растворенного вещества, растворенное вещество, деленное на объем раствора.Поскольку эти методы обычно дают несколько разные значения, важно всегда указывать, как был рассчитан данный процент.

Массовый процент

Когда растворенное вещество в растворе представляет собой твердое вещество, удобный способ выразить концентрацию — это массовый процент (масса / масса), который представляет собой граммы растворенного вещества на \ (100 \: \ text {g} \) раствора.

\ [\ text {Массовый процент} = \ frac {\ text {масса растворенного вещества}} {\ text {масса раствора}} \ times 100 \% \]

Предположим, что раствор был приготовлен растворением \ (25.3 \: \ text {g} \ right) \), чтобы вычислить массу воды, которую необходимо добавить.

Объем в процентах

Процент растворенного вещества в растворе легче определить по объему, если растворенное вещество и растворитель являются жидкостями. Объем растворенного вещества, деленный на объем раствора, выраженный в процентах, дает процент по объему (объем / объем) раствора. Если раствор приготовлен путем взятия \ (40. \: \ Text {mL} \) этанола и добавления воды, достаточной для получения \ (240.\: \ text {mL} \) раствора объемный процент составляет:

\ [\ begin {align} \ text {Процент по объему} & = \ frac {\ text {объем растворенного вещества}} {\ text {объем раствора}} \ times 100 \% \\ & = \ frac {40 \: \ text {мл этанола}} {240 \: \ text {мл раствора}} \ times 100 \% \\ & = 16,7 \% \: \ text {этанол} \ end {align} \]

Часто на этикетках ингредиентов на пищевых продуктах и ​​лекарствах суммы указаны в процентах (см. Рисунок ниже).

Рисунок \ (\ PageIndex {2} \): Перекись водорода обычно продается в виде раствора с концентрацией \ (3 \% \) по объему для использования в качестве дезинфицирующего средства.

Следует отметить, что, в отличие от массы, нельзя просто сложить вместе объемы растворенного вещества и растворителя, чтобы получить конечный объем раствора. При добавлении растворенного вещества и растворителя масса сохраняется, а объем — нет. В приведенном выше примере раствор был приготовлен, начав с \ (40 \: \ text {mL} \) этанола и добавив воды, достаточной для приготовления \ (240 \: \ text {mL} \) раствора. Простое смешивание \ (40 \: \ text {mL} \) этанола и \ (200 \: \ text {mL} \) воды не даст вам того же результата, поскольку конечный объем, вероятно, будет не совсем \ ( 240 \: \ text {mL} \).

В некоторых случаях также используется массово-объемный процент, который рассчитывается аналогично предыдущим двум процентам. Массовый / объемный процент рассчитывается путем деления массы растворенного вещества на объем раствора и выражения результата в процентах.

Например, если раствор приготовлен из \ (10 ​​\: \ ce {NaCl} \) в количестве воды, достаточном для приготовления раствора \ (150 \: \ text {mL} \), массово-объемная концентрация составит

\ [\ begin {align} \ text {Массово-объемная концентрация} & \ frac {\ text {масса растворенного вещества}} {\ text {volume solution}} \ times 100 \% \\ & = \ frac {10 \: \ text {g} \: \ ce {NaCl}} {150 \: \ text {мл раствор}} \ times 100 \% \\ & = 6.7 \% \ end {align} \]

частей на миллион и частей на миллиард

Две другие единицы концентрации — части на миллион и части на миллиард. Эти единицы используются для очень малых концентраций растворенных веществ, таких как количество свинца в питьевой воде. Понять эти две единицы будет намного проще, если вы будете рассматривать процентное соотношение как части на сотню. Помните, что \ (85 \% \) эквивалентно 85 из ста. Раствор \ (15 \: \ text {ppm} \) состоит из 15 частей растворенного вещества на 1 миллион частей раствора.Решение \ (22 \: \ text {ppb} \) — это 22 части растворенного вещества на миллиард частей раствора. Хотя существует несколько способов выражения двух единиц \ (\ text {ppm} \) и \ (\ text {ppb} \), мы будем рассматривать их как \ (\ text {mg} \) или \ (\ mu \ текст {g} \) растворенных веществ на \ (\ text {L} \) решение соответственно.

Например, \ (32 \: \ text {ppm} \) можно записать как \ (\ frac {32 \: \ text {mg solute}} {1 \: \ text {L solution}} \), а \ (59 \: \ text {ppb} \) можно записать как \ (\ frac {59 \: \ mu \ text {g solute}} {1 \: \ text {L solution}} \).

Молярность

Химики в первую очередь нуждаются в выражении концентрации растворов таким образом, чтобы учесть количество присутствующих частиц, которые могут реагировать в соответствии с определенным химическим уравнением. Поскольку процентные измерения основаны на массе или объеме, они обычно не используются для химических реакций. Предпочтительна единица концентрации, основанная на молях. Молярность \ (\ left (\ text {M} \ right) \) раствора — это количество молей растворенного вещества, растворенного в одном литре раствора .Чтобы вычислить молярность раствора, вы разделите моли растворенного вещества на объем раствора, выраженный в литрах.

\ [\ text {Молярность} \: \ left (\ text {M} \ right) = \ frac {\ text {моль растворенного вещества}} {\ text {литры раствора}} = \ frac {\ text {моль }} {\ text {L}} \]

Обратите внимание, что объем указан в литрах раствора, а не в литрах растворителя. Когда указывается молярность, единицей измерения является символ \ (\ text {M} \), который читается как «молярный». Например, решение, обозначенное как \ (1.5 \: \ text {M} \: \ ce {NH_3} \), имеет значение «1.5-молярный раствор аммиака ».

Пример \ (\ PageIndex {1} \)

Раствор готовится путем растворения \ (42.23 \: \ text {g} \) of \ (\ ce {NH_4Cl} \) в воде, достаточной для получения \ (500.0 \: \ text {mL} \) раствора. Рассчитайте его молярность.

Решение

Шаг 1: Составьте список известных количеств и спланируйте проблему.

Известный

  • Масса \ (\ ce {NH_4Cl} = 42,23 \: \ text {g} \)
  • Молярная масса of \ (\ ce {NH_4Cl} = 53.50 \: \ text {г / моль} \)
  • Объем раствора \ (= 500.0 \: \ text {mL} = 0.5000 \: \ text {L} \)

Неизвестно

  • Молярность \ (=? \: \ Text {M} \)

Сначала переводят массу хлорида аммония в моль. Затем молярность рассчитывается путем деления на литры. Обратите внимание, что данный объем был преобразован в литры.

Шаг 2: Решить.

\ [42.23 \: \ text {g} \: \ ce {NH_4Cl} \ times \ frac {1 \: \ text {mol} \: \ ce {NH_4Cl}} {53.50 \: \ text {g} \: \ ce {NH_4Cl}} = 0,7893 \: \ text {mol} \: \ ce {NH_4Cl} \]

\ [\ frac {0.7893 \: \ text {mol} \: \ ce {NH_4Cl}} {0.5000 \: \ text {L}} = 1.579 \: \ text {M} \]

Шаг 3. Подумайте о своем результате .

Молярность равна \ (1,579 \: \ text {M} \), что означает, что литр раствора будет содержать 1,579 моль \ (\ ce {NH_4Cl} \). Уместно использовать четыре значащих цифры.

Рисунок \ (\ PageIndex {3} \): Мерные колбы бывают разных размеров, каждая из которых предназначена для приготовления разного объема раствора.

Разведений

Когда в водный раствор добавляется дополнительная вода, концентрация этого раствора уменьшается. Это связано с тем, что количество молей растворенного вещества не изменяется, но общий объем раствора увеличивается. Мы можем установить равенство между молями растворенного вещества до разбавления (1) и молями растворенного вещества после разбавления (2).

\ [\ text {mol} _1

.

Как рассчитать концентрации при приготовлении разбавлений

  1. Образование
  2. Наука
  3. Химия
  4. Как рассчитать концентрации при приготовлении разбавлений

Питер Дж. Микулецки, Крис Хрен

Реальные химики в реальной жизни лаборатории не делают все решения с нуля. Вместо этого они делают концентрированные исходных растворов , а затем делают разведения из этих исходных растворов по мере необходимости для данного эксперимента.

Чтобы сделать разбавление, вы просто добавляете небольшое количество концентрированного исходного раствора к количеству чистого растворителя. Полученный раствор содержит количество растворенного вещества, первоначально взятого из исходного раствора, но диспергирует это растворенное вещество по большему объему. Следовательно, конечная концентрация ниже; конечный раствор менее концентрированный и более разбавленный.

Как узнать, какое количество исходного раствора использовать и какое количество чистого растворителя использовать? Это зависит от концентрации исходного раствора, а также от концентрации и объема конечного раствора, который вы хотите.Вы можете ответить на эти насущные вопросы, используя уравнение разбавления, которое связывает концентрацию (C) и объем ( V ) между начальным и конечным состояниями:

C 1 V 1 = C 2 V 2

Вы можете использовать уравнение разбавления с любыми единицами концентрации, при условии, что вы используете одни и те же единицы во всех расчетах.Поскольку молярность является распространенным способом выражения концентрации, уравнение разбавления иногда выражается следующим образом, где M 1 и M 2 относятся к начальной и конечной молярности соответственно:

M 1 V 1 = M 2 V 2

Например, , как приготовить 500 мл 0,200 M NaOH ( водн. ) из исходного раствора 1.5 M NaOH?

Начните с использования уравнения разбавления,

M 1 V 1 = M 2 V 2

Начальная молярность M 1 происходит от исходного раствора и, следовательно, составляет 1,5 M . Конечная молярность — это та молярность, которую вы хотите получить в своем окончательном растворе, которая составляет 0,200 M . Последний объем — тот, который вам нужен для окончательного решения, 500.мл, что эквивалентно 0,500 л. Используя эти известные значения, вы можете рассчитать начальный объем: В 1 :

Расчетный объем эквивалентен 67 мл. Конечный объем водного раствора должен составлять 500 мл, из которых 67 мл приходится на исходный раствор. Остальное, 500 мл — 67 мл = 433 мл, поступает из чистого растворителя (в данном случае воды). Итак, чтобы приготовить раствор, добавьте 67 мл основного раствора 1,5 M к 433 мл воды .Смешайте и наслаждайтесь!

T Другая проблема: Какова конечная молярная концентрация раствора, полученного разбавлением 2,50 мл 3,00 M KCl ( водн. ) до конечного объема 0,175 л?

Вы можете использовать уравнение разбавления,

M 1 V 1 = M 2 V 2

В этой задаче начальная молярность равна 3.00 M , начальный объем составляет 2,50 мл или 2,50 x 10 –3 л, а конечный объем составляет 0,175 л. Используйте эти известные значения для расчета окончательной молярности, M 2 :

Итак, конечная молярная концентрация раствора составляет

4,29 x 10 –2 M

Об авторе книги

Кристофер Хрен — учитель химии в средней школе, бывший тренер по легкой атлетике и футболу. Питер Дж. Микулеки, доктор философии, преподает биологию и химию в Учебном центре Fusion и Академии Fusion.

.

О программе | Университет Наропы

О программе

Что делает его уникальным?

  • Здесь и сейчас Focus
  • Развитие личной и профессиональной идентичности
  • Понимание причин страдания
  • Разнообразная и интимная среда обучения
  • Внимательность в психотерапии
  • Практика гештальт-осведомленности
  • Предложения по выбору и специализированные исследования
  • Трансперсональные подходы
  • Созерцательные подходы
  • Семейная и семейная терапия
  • Юнгианские исследования
  • Осведомленность о теле

Фокус здесь и сейчас

Эта концентрация предназначена для людей, которые хотят получить общую ориентацию
область консультирования трансперсональной и гуманистической ориентации.Программа
делает упор на эмпирическом обучении с упором на присутствие здесь и сейчас.
Этот фокус обучения основан на консультационных отношениях, практике медитации,
и принципы гештальта. Теория интегрирована в классы, в которых упор делается на прямое обучение
через личностный рост и направленное развитие навыков межличностного общения. Ненасильственный
подход к общению является частью нашего фундаментального подхода.

Развитие личной и профессиональной идентичности

Студентам предлагается разработать терапевтический подход, соответствующий индивидуальным
интересы, способности и таланты. Научиться «познать самого себя» — это принцип в этой области.
трансперсональной психологии. Студентам предлагается слушать изнутри, чтобы узнать
уникальный подарок, который каждый может предложить другим.Отзывы преподавателей и коллег по программе
способствует росту и личному открытию, которые студенты испытывают в рамках программы.

Понимание корней страдания

Глубокое понимание коренных причин человеческих страданий исследуется с помощью множества
линзы, которые включают медитацию, человеческое развитие, семейные системы, осознание тела
и интерактивное поле исцеляющих отношений.Студенты учатся сидеть с чем угодно
возникает, когда они сталкиваются с широким спектром проблем, эмоций и ситуаций
с которыми можно столкнуться в реальных условиях консультирования. Учимся доверять процессу
сострадательного исцеления развивается от принятия и предоставления сострадательного присутствия
на практике на протяжении всей программы.

Разнообразная и интимная среда обучения

В процессе отбора до пятидесяти студентов принимают участие в программе Mindfulness-Based
Концентрация на трансперсональном консультировании каждый год.Студенты разделяют основной набор курсов
со студентами Трансперсональной арт-терапии и Трансперсональной терапии дикой природы. Смесь обеспечивает контакт с самыми разными студентами.
и здоровая среда для развития дружбы и коллегиальности. Каждый семестр
обучения предполагает концентрированный опыт обучения в небольших группах. Эти классы,
не более десяти-двенадцати студентов, обеспечивают годичный опыт тесной работы
со сверстниками.

Внимательность в психотерапии

Студенты с этой концентрацией получают 7 кредитов на обучение медитации в рамках
их требуемая курсовая нагрузка. Эти курсы интегрируют развитые созерцательные качества.
через медитацию с практикой консультирования. Основное внимание уделяется развитию
терапевт и поле сострадания, созданное с клиентом.Понимание
основных принципов медитации и того, как медитация поддерживает консультации
отношения исследуются глубоко.

Практика гештальт-осведомленности

Понимание гештальт-терапии развивается и практикуется в двух последовательных
курсы в течение второго года клинической последовательности. Гештальт подчеркивает принципы
осведомленности, контакта и ответственности.Он укоренен в дисциплинах экзистенциального
восточная философия и психодинамика, психология восприятия и психология тела. Балансировка
внутренний фокус медитации, гештальт предлагает практику межличностного осознания
это подчеркивает личное присутствие в отношениях Я-Ты. Гештальт работает напрямую
с эмоциями страха, горя, гнева и радости и применима в различных условиях
и с другими методологиями.

Предложения по выбору и специализированные исследования

Программа предлагает ряд факультативов, которые дополняют необходимые исследования и соответствуют
разнообразные интересы в области консультирования и трансперсональных исследований. Члены факультета
Преподаватели этих курсов являются практиками и специалистами в этих областях. Курс
работа предназначена для повышения личной и профессиональной осведомленности и знаний.пожалуйста
обратите внимание, что предложения факультативов могут измениться в связи с изменением интересов студентов и
различные тенденции набора.

Трансперсональные подходы

Изучите различные подходы к трансперсональной психотерапии и эволюцию
поле.

Созерцательные подходы

Созерцательные занятия предназначены для повышения внимательности и осознания
практикующий.Предлагается ряд курсов в этой области, в том числе:

  • Прикосновение к моменту: ретрит осознанности
  • Укрощение дикой лошади (отступление от работы с эмоциями)
  • Психология медитации I и II
  • Практикум по медитации I и II
    (Студенты также могут проходить курсы на факультете религиоведения.)

Брак и семейная терапия

Многие курсы по теме «Брак и семья» предназначены для студентов, нуждающихся в
соответствовать требованиям штатов, которые предлагают лицензию на брак и семью для магистров
практикующие уровня. Эти курсы включают теоретические и экспериментальные компоненты обучения.

  • Консультации пар: Imago Therapy
  • Семейная и семейная терапия

Юнгианские исследования

Работа Карла Юнга является важной областью исследований в области трансперсональной психологии.Эти курсы предлагают введение в применение юнгианской психологии к
область консультирования.

Осведомленность о теле

Все студенты, обучающиеся по методу трансперсонального консультирования на основе осознанности, обязаны
взять 2 кредита осознания тела. Эти курсы включают:

  • Аутентичный механизм
  • Йога и чакры: терапевтический подход
  • Созерцательная Voicework

(Студенты также могут выбирать из общеуниверситетских курсов, включая Тай Чи Чуань , Айкидо или Йога .)

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *