Классификация социальных групп в психологии: Классификация групп в социальной психологии — Студопедия

Содержание

Билет № 9. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Нижняя граница группы 3 человека. Верхняя граница группы 15 (+/- 2чел) человек.

Группы делятся на: Условные (Невозможно собрать воедино. Люди объединяются условно по одному признаку). Реальные (Действительно существующие группы, которые можно увидеть, посчитать и исследовать)

Реальные, в свою очередь, делятся на: Лабораторные (сформированы для для экспериментов).Естественные (сформированы по естественным жизненным причинам)



Естественные группы делятся на:

Большие (неограниченное количество людей):организованные (футбольный матч, рок-концерт);неорганизованные (стихийные, спонтанные группы)

Малые (3-15 человек): становящиеся группы (малая группа в развитии);коллективы (высшая точка развития, общая цель, структура, групповые правила). Малая группа стала разрабатываться в ХХ в. С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не, просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою Деятельность.

Специфический признак: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные.


Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

Вопрос № 77. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп

Группа – это ограниченная в размерах общность людей выделяется из социального целого на основе следующих признаков:

1. Включенность группы в более широкий социальный контекст систему общих отношений.

2. Наличие у членов группы значимой причины сообща находиться в ней, причем причина должна соответствовать интересом всех участников группы.

3. Сходство участи состоящих в группе людей, в том случаи если они разделяют события и условия групповой жизни.

4. Длительность существования группы достаточная для возникновения не только внутри групповой коммуникации но и групповой субкультуры, традиции, истории группы.

5. Разделение между членами группы функциональных ролей, обусловленное характером групповой деятельности.

6. Наличие у группы специальных инстанций, планирования, координации и контроля за выполнением групповой деятельности, индивидуального поведения.

7. Осознание членами группы своей принадлежности к ней и возникновении на этой основе чувства «мы» и чувства «они» с тенденцией переоценивать достоинства первых и недостатки вторых, особенно в ситуации межгруппового конфликта.

8. Признание группы ее социальным окружением.

Проблема группы как важнейшей формы объединения людей в процессе совместной деятельности – одна из центральных в социальной психологии. Группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента ее возникновения самостоятельное целостное явление, со своими характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.



Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Фокус анализа в социальной психологии – содержательная характеристика групп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.


К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. И хотя современный уровень развития социальной психологии не располагает ни традицией, ни необходимым методическим оснащением для анализа всех этих образований, важно говорить об этих аспектах, так как именно по этим характеристикам одна группа отличается от другой. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что позволяет ему идентифицироваться с группой.

Рассмотрим основные параметры, по которым может осуществляться социально-психологический анализ группы. Вся совокупность этих параметров может быть разделена на собственные характеристики группы и характеристики, определяющие положение человека в группе.

К первым относятся: композиция группы, структура и групповые процессы, групповые нормы, ценности, система санкций.

Композиция группы, или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав и т.д. Таких характеристик много, выбор наиболее значимых производится с учетом конкретных задач, которые ставятся исследователем.

Структура группы рассматривается с точки зрения анализа тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а так же с точки зрения межличностных отношений в ней.

К групповым процессам относятся прежде всего такие показатели динамики группы как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработка решений

Ко второй совокупности показателей относятся система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы. Положение личности в системе групповых отношений характеризуется, прежде всего, ее статусом и выполняемыми ролями. Статус (или позиция) – это сумма, или совокупность задаваемых человеку психологических характеристик, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей. То есть различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор ролей будет меняться.

По отношению к каждому члену группы у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а несоответствующее поведение наказывается группой. То есть система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, то есть представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов». Нормы выполняют регулятивную функцию. Нормы группы связаны с ценностями, т.к. любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально-значимых явлений.

Обратимся к классификации групп. Все имеющиеся в литературе классификации групп имеют общую черту: формы жизнедеятельности групп.

Классификация социальных групп

Наиболее
полной является классификация,
предложенная Г.М. Андреевой (2001). В
этой классификации все социальные
группы, прежде всего, разделены на
условные и реальные. Социальная психология
сосредоточивает свое исследование на
реальных группах. Но среди этих реальных
существуют и такие, которые преимущественно
фигурируют в общепсихологических
исследованиях – реальные лабораторные
группы. В отличие от них существуют
реальные естественные группы.
Социально-психологический анализ
возможен относительно и той, и другой
разновидностей реальных групп, однако
наибольшее значение имеют реальные
естественные группы, выделенные в
социологическом анализе. В свою очередь
эти естественные группы подразделяются
на так называемые «большие» и «малые».
Малые группы – традиционный объект
социальной психологии. Что же касается
больших групп, то вопрос об их исследовании
значительно сложнее и требует особого
рассмотрения. Важно подчеркнуть, что
эти большие группы также представлены
в социальной психологии неравноценно:
одни из них имеют солидную традицию
исследования (это по преимуществу
большие, неорганизованные, стихийно
возникшие группы, сам термин «группа»
по отношению к которым весьма условен),
другие же – организованные, длительно
существующие группы – подобно классам,
нациям, значительно слабее представлены
в социальной психологии в качестве
объекта исследования. Точно так же малые
группы могут быть подразделены на две
разновидности: становящиеся группы,
уже заданные внешними социальными
требованиями, но еще не сплоченные
совместной деятельностью в полном
смысле этого слова, и группы более
высокого уровня развития, уже сложившиеся.
Эта классификация может быть наглядно
представлена в следующей схеме (рис. 2).
Все, начиная с рубрики «реальные
естественные группы» являются объектом
исследования социальной психологии.

Рис.
2.
Классификация
групп, изучаемых в социальной психологии

4.2. Малая группа, ее характеристики и виды

Самое
пристальное внимание в социальной
психологии было уделено малой группе,
поскольку она – основная социальная
микросфера жизни человека.

Е.В.
Андриенко (2000) пишет, что малая группа
та, участники которой лично знают друг
друга. Все сколько-нибудь существенные
социальные группы в жизни человека –
малые группы. Одним из ведущих факторов,
объединяющих группу, выступает совместная
деятельность и общая цель.

Е.В. Руденский
(2000) пишет, что Г. Хоманс считал главными
характеристиками малой группы частоту
взаимодействия, его длительность и
порядок.

Раскрывая
общие проблемы малой группы в социальной
психологии, Г.М. Андреева (2001) приводит
следующее определение: под малой группой
понимается немногочисленная по составу
группа, члены которой объединены общей
социальной деятельностью и находятся
в непосредственном личном общении, что
является основой для возникновения
эмоциональных отношений, групповых
норм и групповых процессов.

Размер
малой группы может быть от 2–3 до 35–40
человек. Выбор определения малой группы
связан с вопросом о ее размерах,
традиционно обсуждаемым многими
авторами. Принято говорить о нижнем и
верхнем количественных пределах группы.
Согласно мнению большинства исследователей,
малая группа «начинается» с диады. С
ней соперничает другая точка зрения
относительно нижнего предела малой
группы, полагающая, что наименьшее число
членов малой группы не два, а три человека.
Поэтому нельзя сказать, что вопрос решен
окончательно.

Что
же касается верхнего количественного
предела малой группы, т. е. максимально
возможного ее объема, то мнения
специалистов на этот счет значительно
расходятся.

Достаточно
стойкими оказались представления,
сформированные на основе открытия Дж.
Миллером «магического числа» 7±2 при
исследованиях объема оперативной памяти
(оно означает количество предметов,
одновременно удерживаемых в памяти).
Для социальной психологии оказалась
заманчивой определенность, вносимая
введением «магического числа», и долгое
время исследователи принимали число
7±2 за верхний предел малой группы. Если
обратиться к практике исследований, то
там находятся самые произвольные числа,
определяющие этот верхней предел: 10,
15, 20 человек. В некоторых исследованиях
Морено, автора социометрической методики,
рассчитанной именно на применение в
малых группах, упоминаются группы и по
30–40 человек, когда речь идет о школьных
классах.

Количество
человек в группе оказывает влияние на
ее психологические особенности и
поведение людей.

Величина
группы обратно-пропорциональна личному
вкладу каждого отдельного участника в
общее дело. Данный феномен называется
эффектом Рингельмана или социальной
леностью.

Успешность
социальной адаптации человека в группе
будет зависеть от ее размеров – легче
адаптироваться в более многочисленной
группе, где нет жесткой ролевой структуры.

Сплоченность
группы выше в группе с меньшим количеством
людей.

Выдвигается
несколько принципов классификации
малых групп по различающимся между
собой основаниям:

  • первичные
    и вторичные группы. Впервые деление
    малых групп на первичные и вторичные
    ввел американский социолог Ч. Кули. Он
    ввел в классификацию малых групп такой
    признак, как непосредственность
    контактов. Первичная группа состоит
    из небольшого числа людей, между которыми
    устанавливаются непосредственные
    взаимоотношения, в которых существенная
    роль принадлежит их индивидуальным
    особенностям. Вторичная образуется из
    людей, между которыми непосредственные
    эмоционально окрашенные связи
    относительно редки, а взаимодействие
    обусловлено стремлением к достижению
    общих целей. Во вторичной группе роли
    четко определены, но ее члены нередко
    мало знают друг о друге, между ними
    редко устанавливаются эмоциональные
    отношения, характерные для малых
    первичных групп. Так, в образовательном
    учреждении распространенные первичные
    группы – учебные группы студентов и
    коллективы кафедр, а общей вторичной
    группой выступает весь коллектив
    образовательного учреждения. Практического
    значения эта классификация в настоящее
    время не имеет;

  • организованные
    (формальные) и спонтанные (неформальные)
    группы. Деление малых групп на формальные
    и неформальные впервые предложено
    американским исследователем Э. Мэйо
    после проведения им знаменитых Хоторнских
    экспериментов. Согласно Мэйо, формальная
    группа отличается тем, что в ней четко
    заданы все позиции ее членов, они
    предписаны групповыми нормами. В
    соответствии с этим также строго в
    формальной группе распределены и роли
    всех членов группы, система подчинения
    руководству. Примером формальной группы
    является любая группа, созданная в
    условиях какой-то конкретной деятельности:
    рабочая бригада, школьный класс,
    спортивная команда и т. д. Неформальная
    группа может создаваться внутри
    формальной, когда, например, в школьном
    классе возникают группировки, состоящие
    из близких друзей, объединенных каким-то
    общим интересом, таким образом, внутри
    формальной группы переплетаются две
    структуры отношений. Но неформальная
    группа может возникать и сама по себе,
    не внутри формальной группы, а вне ее:
    люди, случайно объединившиеся для игр
    в волейбол где-нибудь на пляже, или
    более тесная компания друзей, принадлежащих
    к различным формальным группам, являются
    примерами таких неформальных групп.
    Иногда в рамках такой группы (скажем,
    в группе туристов, отправившихся в
    поход на один день), несмотря на ее
    неформальный характер, возникает
    совместная деятельность, и тогда группа
    приобретает некоторые черты формальной
    группы: в ней выделяются определенные,
    хотя и кратковременные, позиции и роли.
    Практически было установлено, что в
    реальной действительности очень трудно
    вычленить строго формальные и строго
    неформальные группы, особенно в тех
    случаях,
    когда неформальные группы возникали
    в рамках формальных;

  • лабораторные
    и естественные группы. К первым относятся
    группы, специально создаваемые для
    выполнения экспериментальных заданий
    в лабораторных условиях; ко вторым –
    группы, функционирующие в реальных
    жизненных ситуациях. Принципиальное
    различие между группами обоих типов
    состоит в том, что в первом случае речь
    идет о группах, укомплектованных
    случайными лицами (приглашенные
    добровольцы, испытуемые) на время
    эксперимента и с его окончанием
    прекращающих свое существование – так
    называемые «пятидесятиминутные», по
    выражению М. Шоу, группы. Во втором
    случае имеются в виду преимущественно
    сложившиеся группы с определенной
    историей, нередко характеризующиеся
    довольно высоким уровнем
    социально-психологического развития;

  • открытые
    и закрытые группы (по степени открытости).
    В основание данной классификации
    положена степень открытости, доступности
    группы влиянию окружающей ее социальной
    среды, общества. В современном мире
    практически любая малая группа является
    открытой. Тем не менее время от времени
    обнаруживается существование групп,
    которые в той или иной мере можно отнести
    к категории закрытых вследствие их
    «вырванности» из мира людей, утраты,
    порой в течение длительного времени;

  • членства
    и референтные группы (по степени
    значимости группы для индивида). Она
    была введена Г. Хайменом, которому
    принадлежит открытие самого феномена
    «референтной группы». В экспериментах
    Хаймена было показано, что часть членов
    определенных малых групп (в данном
    случае это были студенческие группы)
    разделяет нормы поведения, принятые
    отнюдь не в этой группе, а в какой-то
    иной, на которую они ориентируются.
    Такие группы, в которые индивиды не
    включены реально, но нормы которых они
    принимают, Хаймен назвал референтными
    группами. Еще более четко отличие этих
    групп от реальных групп членства было
    отмечено в работах М. Шерифа, где понятие
    референтной группы было связано с
    «системой отсчета», которую индивид
    употребляет для сравнения своего
    статуса со статусом других лиц. В
    дальнейшем Г. Келли, разрабатывая
    понятия референтных групп, выделил две
    их функции: сравнительную и нормативную.
    Сравнительная функция проявляется в
    том, что индивид сравнивает поведение
    с нормами референтной группы как с
    эталоном, а нормативная – оценивает
    его с позиции принятых в группе норм.
    В отечественной социальной психологии
    А.В. Петровский определял референтную
    группу как «значимый круг общения»,
    т. е. как круг лиц, выбранных из всего
    состава реальной группы и особо значимых
    для индивида. При этом может возникнуть
    ситуация, когда нормы, принятые группой,
    становятся лично приемлемы для индивида
    лишь тогда, когда они приняты «значимым
    кругом общения», т. е. появляется еще
    как бы промежуточный ориентир, на
    который намерен равняться индивид. И
    такое толкование имеет определенное
    значение, но, по-видимому, в данном
    случае следует говорить не о «референтных
    группах», а о «референтности» как особом
    свойстве отношений в группе, когда
    кто-то из ее членов выбирает в качестве
    точки отсчета для своего поведения и
    деятельности определенный круг лиц
    (Щедрина Е.В., 1979).

Деление
на группы членства и референтные группы
открывает интересную перспективу для
прикладных исследований, в частности,
в области изучения противоправного
поведения подростков: выяснить вопрос,
почему человек, включенный в такие
группы членства, как школьный класс,
спортивная команда, начинает вдруг
ориентироваться не на те нормы, которые
приняты в них, а на нормы совсем других
групп, в которые он первоначально совсем
не включен (каких-то сомнительных
элементов «с улицы»). Механизм воздействия
референтной группы позволяет дать
первичную интерпретацию этого факта:
группа членства потеряла свою
привлекательность для индивида, он
сопоставляет свое поведение с другой
группой.

Проблемы и основные направления исследований групп в социальной психологии. Понятие группы. Классификация групп

28.Социально-психологические характеристики положения индивида в
группе

Если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. В данном случае самое главное — это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности.

Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности.

В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.

Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем.

Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) — обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни.



Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.

Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.

Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы.

Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы.


И, в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, — «статус» самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы.

Вторая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью.

В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые «предписаны» группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д.

Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена.

Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи — актуальная тема современных социально-психологических исследований.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими.

В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов.

В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы.

Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества.

При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Исследование малых групп в социальной психологии: определение, классификация, основные направления и методы исследования. Социально-психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе.

Определение малой группы и ее границы. Итак, первый вопрос, который необходимо решить, приступая к исследованию малых групп, это вопрос о том, что же такое малая группа, каковы ее признаки и границы?

Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.

Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия», фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова «общая социальная деятельность» толкуются здесь в интеракционистском смысле.

Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры — нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы.

Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда.

Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования.

Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: «малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».

В этом определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, вьщеляемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности.

При таком понимании малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры» (Буева, 1968. С. 145).

Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы, ибо сказать: «немногочисленная по составу» группа — значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек — так называемая «диада».

Хотя на уровне здравого смысла представляется резонной мысль о том, что малая группа начинается с диады, с ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека.

И тогда, следовательно, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые триады. Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть также бесконечным, если не привести в пользу какого-то из подходов веских аргументов.

Есть попытки привести такие аргументы в пользу триады как наименьшей единицы малой группы (Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами, 1974). Опираясь на экспериментальный опыт исследования малых групп как субъектов и объектов управления, авторы приходят к следующим выводам.

В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения — чисто эмоциональный контакт. Однако диаду весьма трудно рассмотреть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта.

Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию — наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений: этот «третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало.

Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований. Эта точка зрения находит определенную поддержку, но нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.

Практически все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. В пользу диады высказывается до сих большое направление исследований, именуемое теорией «диадического взаимодействия». В нем выбор диады как модели малой группы имеет и более принципиальное значение.

Применение аппарата математической теории игр позволяет на диаде проигрывать многочисленные ситуации взаимодействия (см. главу 6). И хотя сами по себе предложенные решения представляют интерес, их ограниченность состоит именно в том, что группа отождествляется с диадой, и допустимое в случае построения модели упрощение оказывается упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Естественно, что такой методологический принцип, когда диада, причем лабораторная, объявлена единственным прообразом малой группы, нельзя считать корректным.

Поэтому в литературе иногда высказываются мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Так, в одном из европейских учебников по социальной психологии введена глава с названием «Диада или малая группа?», где авторы настаивают на том, что диада — это еще не группа. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.

Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти).

Для социальной психологии оказалась заманчивой определенность, вносимая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7±2 за верхний предел малой группы. Однако впоследствии появились исследования, которые показали, что если число 7±2 справедливо при характеристике объема оперативной памяти (что тоже, впрочем спорно), то оно является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы.

Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определения (поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7±2 членов), они оказались не подтвержденными экспериментально.

Если обратиться к практике исследований, то там находим самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30—40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Представляется, что можно предложить решение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности.

Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».

Это специфическое решение проблемы, но оно не только допустимо, но и наиболее обосновано. Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически.

При исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии. Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной.

Но это достаточно емкая и самостоятельная задача, решить которую здесь можно лишь в общих чертах.

Целесообразно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов:

1) социометрическое,

2) социологическое,

3) школа «групповой динамики».

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Дискуссия, которая постоянно возникает в литературе по поводу ограниченностей социометрического метода, требует краткого напоминания сути концепции.

Морено исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений:

— макроструктуру (которая для Морено означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности)

— и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми.

Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

Хотя наивность предложенной схемы очевидна, ее методическое приложение оказалось достаточно популярным. На основании применения этой методики (хотя не обязательно в рамках изложенной теоретической концепции) возникло целое направление исследований малых групп, особенно в прикладных областях. При этом чисто научная перспектива изучения малых групп попадала в довольно ограниченные рамки.

Главным просчетом предложенного подхода явилось своеобразное санкционирование смещения интереса. Фокус исследований малых групп в рамках данного направления сужался до минимума: предполагалось исследование лишь структуры психологических, т.е. межличностных отношений, непосредственных эмоциональных контактов между людьми.

Такая программа неправомерна не потому, что эмоциональные контакты не значимы в групповой жизни, а потому, что они абсолютизированы, потеснив все остальные возможные «сечения» отношений в группе. Социометрическая методика практически стала рассматриваться как основной (а зачастую и единственный) метод исследования малых групп.

И хотя методика сама себе действительно дает определенные возможности для изучения психологических отношений в малых группах, она не может быть неправомерно широко истолкована, как обеспечивающая полный анализ малых групп.

Аспект деятельности малых групп в ней не просто не представлен, но умолчание о нем носит принципиальный характер: рождается представление о достаточности исследования только пласта собственно эмоциональных отношений.

Введение «деловых» критериев социометрического выбора мало поправляет дело, так как не обеспечивает включения отношений деятельности в контекст исследования. Поэтому, указывая недостатки социометрической методики, в первую очередь необходимо говорить о недопустимости ее рассмотрения как общего метода изучения малых групп.

Применительно к другой, более конкретной задаче, — изучению эмоциональных отношений в малой группе, — методика, предложенная Морено, как известно, широко используется (Волков, 1970). Это не значит, что и в этой сфере она бесспорна, поскольку до сих пор не совсем ясно, что же, собственно, измеряет социометрический тест в современном его виде?

Интуитивно предполагается, что измеряется уровень позитивных и негативных оценок, которые индивид дает членам группы, но это само по себе требует более глубокой интерпретации.

Неоднократно отмечалась и другая слабость методики, значимая при исследовании именно эмоциональных контактов: отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбора. Таким образом социометрическое направление как направление исследования малых групп оказалось крайне односторонним, чрезвычайно уязвимым по своим теоретическим предпосылкам.

34. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Классификация групп.

Социальная группа
– любая совокупность людей, рассматриваемая
с точки зрения их общности. Вся
жизнедеятельность индивида в обществе
осуществляется через разнообразные
социальные группы, значительно
различающиеся между собой.

Социальная группа
– важная форма объединения людей в
процессе деятельности и общения. Цели,
общие нормы, санкции, групповые ритуалы,
отношения, совместная деятельность и
т. д. – эти феномены выступают в качестве
особых компонентов социальной группы,
определяющих меру ее устойчивости.
Семья, школьный класс, друзья и
профессиональный коллектив наиболее
значимые для личности социальные группы.
Они в силу своей устойчивости оказывают
влияние на характер социального развития
и социальную адаптацию субъекта.

Основные характеристики
социальной группы:

1) наличие интегральных
психологических характеристик, таких
как общественное мнение, психологический
климат, групповые нормы, групповые
интересы и т. д., которые формируются с
возникновением и развитием группы;

2) существование
основных параметров группы как единого
целого: композиция и структура, групповые
процессы, групповые нормы и санкции.

3) способность
индивидов к согласованным действиям.
Этот признак является ключевым, поскольку
именно согласие обеспечивает необходимую
общность, единство действий, направленных
на достижение цели.

4) действие группового
давления, побуждающего человека вести
себя определенным образом и в соответствии
с экспектациями окружающих.

Классификация
социальных групп весьма разнообразна.
Прежде всего, различают малые, большие
и средние группы. Большая группа – это
социальные слои, этнические сообщества,
возрастные группы и так далее. В рамках
изучения средних рассматриваются
коллективы, работающие на предприятиях,
жители одного города, района. К малым
группам можно отнести семью, компании
друзей и т.п. Отличительным признаком
таковых является наличие контактов и
межличностных или эмоциональных
отношений их участников друг с другом.
Большая часть исследований в области
социальной психологии посвящена малым
группам. Выделяют первичные и вторичные
малые группы. Первичные характеризуются
наличием непосредственных контактов
между участниками. Во вторичных же для
связи используются специальные средства,
например, разного рода сообщения. Члены
вторичной группы в большей степени
отделены друг от друга. Референтная
социальная группа служит для индивида
определенным стандартом, источником
социальных норм и ценностей, однако, он
не всегда является ее членом. Идеальная
группа может быть как реальной, так и
вымышленной. Главное, что человек не
участвует в ней, а принятая система
ценностей является для него особенно
притягательной.

35.
Характеристики малой группы (Г. М.
Андреева, А. И. Донцов). Классификация
малых групп.

1. Малая группа
является субъектом какой-либо социальной
деятельности. Это означает включенность
группы в широкую систему общественных
отношений. Именно совместная деятельность,
её цели, задачи, ценности, способы
осуществления создают фундамент для
возникновения малой группы как
психологической общности.

2. В малой группе в
условиях совместной деятельности
разворачивается непосредственное
взаимодействие и общение лицом к лицу.
Каждый знает каждого. Если группа
существует длительное время, то члены
группы имеют достаточно полное и
отчетливое представление об индивидуальных
особенностях друг друга. Например, в
семье каждый хорошо знает внутренний
мир другого. По этому признаку малая
группа существенно отличается от большой
группы.

3. В процессе
совместной деятельности и непосредственных
контактов между субъектами складываются
взаимоотношения, т. е. устойчивые
избирательные связи делового и (или)
личностного характера. Это также отличает
малую группу от большой.

4. Совместная
деятельность, общение и взаимоотношения
субъектов в малой группе регулируются
групповыми нормами. Групповые нормы –
это своеобразные правила поведения,
некоторые эталоны должного, принятые
в группе. Они возникают в процессе
функционирования малой группы, а также
привносятся в группу извне (например,
организацией, в рамках которой она
существует).

5. В малой группе
ярко проявляется “мы-чувство”. Субъекты,
входящие в группу, осознают свою
принадлежность именно к данной группе
и аналогично воспринимаются со стороны.

А. И. Донцов особо
выделил ряд признаков, характеризующих
взаимодействие людей в малой группе:

• • члены малой
группы обладают общей целью, реализация
которой позволяет удовлетворить их
значимые потребности и интересы;

• • члены малой
группы участвуют в общей системе
распределения функций и ролей во
внутригрупповом взаимодействии;

• • удовлетворены
членством в группе и поэтому испытывают
чувство солидарности и благодарности
группе;

• • связаны
стабильными эмоциональными отношениями.

Распространены
классификации деления малых групп на:

1) «первичные» и
«вторичные»;

2) «формальные» и
«неформальные»;

3) «группы членства»
и «референтные группы».

Первичные и вторичные
— нет непосредственных контактов, для
общения используются посредники,
например, средства связи.

Формальные –
создаются и существуют лишь в рамках
официально признанных организаций;
цели задаются извне, на основе задач,
стоящих перед организацией, в которую
включена данная группа.

Неформальные –
возникают и действуют вне рамок
официальных организаций; обычно возникают
и существуют на основе личных интересов
их участников, цели могут совпадать или
расходиться с целями официальных
организаций.

Референтная – это
любая реальная или условная малая
группа, к которой человек добровольно
себя причисляет или членом которой он
хотел бы стать. В этой группе индивид
находит для себя образцы для подражания.

Нереферентная –
малая группа, психология и поведение
которой чужды или безразличны для
индивида.

Антиреферентная
– группа, поведение и психологию членов
которой человек не приемлет, осуждает
или отвергает.

36. Понятие групповых
норм. Характеристики групповых норм в
малой группе (Р. Л. Кричевский, Е. М.
Дубовская). Варианты отношения субъектов
к групповым нормам. Проблема нормативного
влияния большинства и меньшинства.

Групповые нормы
– это своеобразные правила поведения,
взаимодействия, некоторые эталоны
должного, принятые в данной группе.

Нормы групповые —
принятые в социальной группе правила
поведения и межличностных отношений,
разделяемые всеми или большинством ее
участников. Групповые нормы определяют
ролевое поведение членов группы,
регулируют их личные и деловые
взаимоотношения, определяют отношение
членов группы к работе и ко всему, что
происходит в ней, а также за ее пределами.
Нарушители групповых норм подвергаются
в соответствующей группе различным
санкциям.

Нормы групповые —
совокупность правил и требований,
вырабатываемых каждой реально
функционирующей общностью и играющих
роль важнейшего средства регуляции
поведения членов данной группы, характера
их взаимоотношений, взаимодействия и
общения. Наличие в группе более или
менее развитой, разветвленной и
относительно устойчивой системы
групповых норм не только позволяет ей
соотнести поведение каждого своего
члена с выработанным эталоном и на этом
основании выбрать наиболее эффективное
средство воздействия на данную личность,
но и значительно облегчает осуществление
социального контроля за активностью
этой общности со стороны социального
окружения. Групповые нормы способствуют
повышению устойчивости и стабильности
группы, тем самым выполняя своего рода
консервативную роль и нередко порождая
ригидность и неспособность группы к
перестройке своей жизнедеятельности
в необычных, например, экстремальных
условиях. Так, групповые нормы, принятые
в корпоративных группировках, жестко
и однозначно регламентирующие практически
все без исключения действия членов
группы, блокируют при этом процессы как
группового развития, так и личностного
становления подавляющего большинства
членов такой общности

Характеристики
групповых норм
.

Нормы в малой группе
возникают в процессе функционирования
группы как некоторый результат
взаимодействия членов группы, а также
привносятся в группу извне (например,
организацией, в рамках которой она
существует). Нормы, выработанные самой
группой, называются первичными. Нормы,
внедренные в группу извне, называются
конвенциональными. Первичные нормы
обычно существуют в виде “неписаных
правил” этикета, взаимодействия в
сложных ситуациях и т. п. Конвенциональные
нормы чаще всего фиксируются в документах,
инструкциях, приказах и т. п. Первичные
нормы могут находиться в согласии с
конвенциональными, но могут и отличаться
от них, иногда – вступать в противоречие.
Кроме того, в малых группах фиксируют
правила взаимодействия не для всех
ситуаций, а только для тех, которые
являются наиболее значимыми для группы
в целом, определяют эффективность её
совместной деятельности. Таким образом,
групповые нормы не регламентируют все
индивидуальные проявления участников,
не определяют каждый шаг члена группы.

Возможности
нормативного самоопределения субъекта
в группе
:

• бесконфликтное
неосознанное или осознанное принятие
групповых норм,

• конформность
(внешняя или внутренняя),

• негативизм и
нонконформизм,

• коллективизм
(коллективистическое самоопределение).

Выраженная позиция
конформности, предполагающая подверженность
субъекта групповому давлению, обеспечивает
в группе нормативное влияние большинства.
На конформное поведение влияют следующие
факторы: единодушие большинства,
особенности ситуации и группы, гендерные,
возрастные, индивидуальные особенности
и – в первую очередь – значимость
ситуации для субъекта. Практически в
любой малой группе есть люди, стоящие
на позиции нонконформизма, т. е. осознанно
оказывающие сопротивление групповому
давлению, стремящиеся к самостоятельности
и независимости в суждениях и поступках.
Нонконформизм не следует отождествлять
с негативизмом, суть которого заключается
в неосознанном отрицании индивидом
норм и ценностей группы по принципу: «Я
не как все». Наличие нонконформистов в
группе обеспечивает позитивное влияние
меньшинства на групповые процессы.

В исследовании
конформизма проблема группового давления
ставится и решается как проблема влияния
большинства членов группы на поведение
отдельных индивидов или меньшинства.
При этом основное внимание исследователей
уделяется проблеме нормативного давления
группы на индивида и приспособления
индивида к групповым нормам. Однако в
реальной жизни проявляются и противоположные
феномены, связанные с влиянием меньшинства
на изменение группового мнения, групповых
норм и группового поведения. Они стали
предметом исследования С.Московичи и
его сотрудников.

В этих экспериментах
испытуемым (группе из 6 человек) предлагали
вслух определять цвет и интенсивность
окраски проецируемых на экран диапозитивов.
Двое членов группы («подставные лица»)
в течение всего эксперимента называли
синий цвет слайдов зеленым. По результатам
эксперимента было зафиксировано влияние
оценок, даваемых меньшинством, на оценки
остальных членов группы, В группе
«неосведомленных испытуемых» было
зафиксировано 8% ответов, совпадающих
с оценками «подставной группы» (в
контрольных группах ошибок в оценке
цвета практически не наблюдалось).

Кроме того, в
последующих тестах, когда испытуемым
предъявлялся последовательный ряд
оттенков между синим и зеленым цветами,
в экспериментальной группе испытуемые
чаще воспринимали предъявляемый им
цвет как зеленый, чем в контрольной
группе, члены которой не контактировали
с подставным меньшинством. При этом
наиболее часто отмечали зеленый цвет
те испытуемые, которые во время
эксперимента наиболее энергично
сопротивлялись мнению меньшинства.

По мнению С.
Московичи, полученные результаты говорят
о том, что меньшинство способно оказывать
влияние на установки и поведение
большинства, причем это влияние может
не осознаваться представителями
большинства и не проявляться в процессе
группового взаимодействия, а проявить
себя позднее.

К числу факторов,
повышающих эффект влияния меньшинства,
относятся: последовательность высказываний
и поведения, демонстрируемых меньшинством,
уверенность в своей правоте и
аргументированность высказываний, а
также появление среди большинства лиц,
принимающих позицию меньшинства, т.н.
отступников (Д. Майерс, 1977), М.Дойч и
Г.Джерард, сравнивая психологические
механизмы влияния большинства и
меньшинства, обозначили их как два
различных вида влияния: нормативное
(когда мнение большинства воспринимается
индивидом как групповая норма) и
информационное (когда мнение меньшинства
выступает лишь информацией для индивида,
принимающего решение).

Понятие «социальная группа». Классификация социальных групп — Студопедия

Социальная группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «Мы».

Надо сказать, что существует множество критериев классификации социальных групп.

1) По характеру взаимосвязей в группе выделяются группы первичные и вторичные.

Первичные группы – два или более человек, между которыми устанавливаются прямые, близкие, эмоциональные отношения, отражающие многие аспекты их личностей.

Вторичные группы состоят из двух или более лиц, которые вовлечены в безличные отношения. Инструментальные связи, когда один человек является средством для другого, доминируют во вторичных группах. В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции.

2) По количеству входящих в группу членов группы делятся на малые и большие, а также диады, триады, четверки, пятерки и т.д. Размер группы очень важен, так как оказывает влияние на характер нашего взаимодействия.

Малые группы – это, например, семья, круг друзей, соседей, группа играющих вместе детей, молодежная группировка, рабочая бригада, спортивная команда и т.п. В малых группах люди, как правило, лично знают друг друга, иногда только по внешнему виду, а иногда и по именам, они находятся в пространственной близости друг к другу.

Большая группа — это, например, нация, этнос, народ, последователи одной мировой религии, политическая партия, армия, парламент и т.д. В таких группах люди уже не могут точно распознать друг друга, становятся анонимными по отношению друг к другу.



Диада – это группа из двух человек, характеризуется хрупкостью (разрушается, если один из членов выбывает из группы) и соответственно тесным, упорядоченным и позитивным взаимодействием. Эмоции и чувства играют большую роль в диадах.

Триада – группа, состоящая из трех человек. В триадах наблюдается тенденция сближения между двумя членами группы и исключения из нее третьего. Третий член группы может играть одну из трех ролей: безучастного посредника (аустайдера), оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу «разделяй и властвуй». (Г. Зиммель).

Более крупные группы являются более продуктивными, чем диады и триады. В таких группах в большей мере устанавливается взаимное согласие, но в тоже время в них почти отсутствует напряженность. Хотя может наблюдаться неравенство между членами. Группы с четным числом членов менее устойчивы, чем с нечетным, так как могут распадаться на фракции равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов – в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.


Особо надо отметить пятерки. Пятерки не страдают от непрочности и напряженности отношений, свойственных диадам и триадам. В таких группах каждый член глубоко удовлетворен своей ролью, в случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Кроме того, в пятерках диссиденты получают поддержку со стороны некоторых членов, им не угрожает полный разрыв с группой.

3) По способу рекрутирования выделяются группы эксклюзивные (элитарные), принадлежность к которым обусловлена строгими требованиями, особыми условиями и процедурами, например, спортивная команда высшей лиги, и инклюзивные (общедоступные), в которые каждый желающий может сразу вступить, например, туристическая группа.

4) По интенсивности участия различают одно- и многофункциональные группы. Однофункциональные группы – это такие группы, в которых мы осуществляем один вид деятельности, направленный на разрешение одной задачи. Многофункциональные группы – такие группы, члены которых руководствуются разными намерениями, стремлениями, способами действий. К таким группам относится, например, семья.

5) По строгости и мере контроля некоторые группы могут быть тоталитарными. В таких группах достаточно жестко регламентируются в качестве общеобязательных определенные правила и нормы, существует система господства-подчинения.

6) По уровню организованности группы могут быть формальными и неформальными. В формальных группах мы существуем как конгломерат взаимосвязанных социальных статусов, наши личные качества, если они только не связаны напрямую с выполняемыми ролями, не имеют для группы значения. Разновидность формальных групп – общественные организации.

В неформальных группах мы участвуем как личности с присущими нам качествами, увлечениями.

7) По типам взаимодействий группы делятся на профессиональные (бригада строителей), политические (партии, политические движения), образовательные (студенческие группы), культурные (творческие союзы) и т. п.

8) По принадлежности индивида социальные группы дифференцируются на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппы – такие социальных группы, которые индивид идентифицирует как «мои», «наши» и к которым он ощущает свою принадлежность.

Аутгруппы — такие группы, к которым члены ингруппы относятся как к другим, не своим, даже порой как к враждебным.

1. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии.

1)
малая группа – немногочисленная
общность людей, находящихся между собой
в непосредственном личном контакте и
взаимодействии; Бригада рабочих, учебный
класс, группа студентов, сотрудники
кафедры

2)
средняя группа – относительно
многочисленная общность идей, находящихся
в опосредованном функциональном
взаимодействии. Организация всех
работников предприятия, вуза, фирмы

3)
большая группа – многочисленная
общность людей, находящихся в
социально-структурной зависимости
друг от друга. Этническая общность,
социально-демографическая группа,
профессиональная общность, политическая
партия

2. Группа как объект социального изучения.

3. Количественные и качественные характеристики малой группы.

Количественные
характеристики малой группы
,
ибо сказать: «немногочисленная по
составу» группа – значит предложить
тавтологию. В литературе довольно давно
идет дискуссия о нижнем и верхнем
пределах малой группы. В большинстве
исследований число членов малой группы
колебалось между 2 и 7 при модальном
числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот
подсчет совпадает с представлением,
имеющим широкое распространение, о
том, что наименьшей малой группой
является группа из двух человек – так
называемая «диада».

Качественные
характеристики малой группы:


композиция – совокупность индивидуальных
особенностей членов группы, характеризующих
ее как единое целое (пол, возраст,
образование и т.п.),


структура – совокупность связей,
складывающихся в группе между отдельными
индивидами и микрогруппами как
элементами данной группы.

Структура
функциональных связей (распределение
функций) и структура эмоциональных
связей. В исследованиях формальных
групп выделяют формальную и неформальную
структуры, связанные с официальными и
неофициальными отношениями.

Социометрическая
структура – выявленная по итогам
социометрического исследования по
методике Джекоба Морено, в основе
– симпатии и антипатии, предпочтения
и отвержения. Коммуникативная структура
– совокупность связей, связанных с
приемом и передачей информации.
«Коммуникативные сети». Централизованная и
децентрализованная структуры каналов
коммуникации (а еще фронтальная,
радиальная, цепная, круговая и т.п.).
Структура социальной власти и влияния
связана с направленностью и интенсивностью
влияния. Системы связей, лежащих в
основе руководства и неформального
лидерства. Координационные и
субординационные взаимоотношения.

4. Виды малых групп. Их психологическая характеристика.

Малые
группы являются основным объектом
лабораторных экспериментов в социальной
психологии. Поэтому необходимо различать
группы искусственные (или
лабораторные)
,
специально создаваемые для решения
научных задач, и естественные группы,
существующие независимо от воли
исследователя. Психолог должен иметь
четкое представление, на каких объектах,
в каких условиях (естественных или
искусственных) получены те или иные
факты и закономерности и в какой степени
приложимы (релевантны) знания, полученные
в искусственных условиях, к объяснению,
прогнозированию и управлению
психологическими явлениями и поведением
в естественных социальных группах.

Формальные
группы
 — группы,
членство и взаимоотношения в которых
носят преимущественно формальный
характер, то есть определяются формальными
предписаниями и договоренностями. Формальными
малыми группами являются прежде всего
первичные коллективы подразделений
социальных организаций и
институтов. Организационные и
институциональные малые группы представляют
собой элементы социальной структуры
общества и создаются для удовлетворения
общественных потребностей. Ведущей
сферой активности и основным
психологическим механизмом объединения
индивидов в рамках организационных и
институциональных, малых групп является
совместная деятельность. Неформальные
группы
 — объединения
людей, возникающие на основе внутренних,
присущих индивидам потребностей в
общении, принадлежности, понимании,
симпатии и любви. Примерами неформальных
малых групп являются дружеские и
приятельские компании, пары любящих
друг друга людей, неформальные объединения
людей, связанных общими интересами,
увлечениями.

Формальные
и неформальные группы различаются
прежде всего по механизмам их образования
и по характеру межличностных
взаимоотношений.

Типы социальных групп в социологии

  • Facebook

  • Twitter

  • Google

  • RSS

  • Дом
  • О нас
  • Политика конфиденциальности
  • Свяжитесь с нами
  • Загрузить приложение «Социология» (Andriod)

Sociology Learners

  • Введение в социологию
    • Что такое социология?
    • Социологическое воображение
    • Сфера, предмет и проблемы социологии
    • История и происхождение социологии
    • Характеристики социологии
    • Определения и происхождение социологии
    • Отрасли социологии
  • Перспективы социологии
    • Основные теоретические перспективы
    • Эволюционная перспектива
    • Структурно-функциональная перспектива
    • Перспектива конфликта
    • Перспектива символического взаимодействия
  • Социологические исследования
    • Что такое социологические исследования?
    • Метод исследования эксперимента
    • Обзорный метод исследования
    • Метод полевых исследований
    • Анализ содержания
    • Исследовательский процесс
    • Оценка воздействия
  • Ибн Халдун
    • Аль-Асабия
    • Теория городского и сельского общества
    • Теория социальных изменений
  • Герберт Спенсер
    • Теория социальной эволюции
    • Этапы социальной эволюции
    • Классификация социальных систем
    • Социальный дарвинизм
  • Фердинанд Тоннис
    • Gemeinschaft and Gesellschaft
  • Огюст Конт
    • Социальная статика и социальная динамика
    • Позитивизм в социологии
    • Закон трех стадий
  • Эмиль Дюркгейм
    • Социальный факт
    • Теория коллективного сознания Эмиля Дюркгейма
    • Социальная солидарность
    • Механическая и органическая солидарность
    • Дюркгеймское исследование самоубийств
    • Типы самоубийств
  • Макс Вебер
    • Социальные действия
    • Элементы социального действия
    • Типы социальных действий
    • Типы полномочий
    • Характеристики идеальной бюрократии
    • Теория рационализации Макса Вебера
    • Теория о железной клетке Макс Вебер
  • Карл Маркс
    • Диалектический материализм
    • Исторический материализм
    • Теория социальных изменений Карла Маркса
    • Теория отчуждения Маркса
    • Классовая борьба
  • Культура
    • Что такое культура?
    • Характеристики культуры
    • Элементы культуры
    • Социальные ценности
    • Социальные нормы
    • Социальные санкции
    • Субкультуры
    • Контркультуры
    • Теоретические перспективы культуры
    • Приобщение
    • Распространение культур
    • Что такое аккультурация?
    • Что такое культурная ассимиляция?

.

Q83 | Бакалавр (с отличием) по социальной психологии

Описание курса

Эта степень состоит из трех этапов, каждый из которых состоит из двух модулей по 60 кредитов.

  • На Этап 1 вы познакомитесь с основными академическими навыками и концепциями в области социальных наук и психологии.
  • Затем, на этапе , этап 2 , вы исследуете широкий спектр реальных жизненных проблем и вопросов, к которым применяется психология, а также исследования и практические навыки, используемые профессиональными психологами.
  • И, наконец, на Stage 3 вы будете специализироваться на психологии, поскольку она применяется к современным социальным вопросам, таким как технологии наблюдения, власть, неравенство и современные методы работы. Вы завершите свою степень независимым исследовательским проектом.

Дополнительный модуль доступа — посетите раздел «Требования к поступающим», чтобы узнать, как начать этот курс с подготовительного модуля доступа.


Этап 1

(120 кредитов)

Этап 1 обеспечивает прочную основу для более специализированного изучения социальной психологии и развивает основные учебные навыки.Вы начнете с увлекательного обзора основных дисциплин социальных наук. Затем мы рассмотрим, как психологи изучают наше мышление и поведение и как академические исследования могут быть применены в реальных условиях.


2 этап

(120 кредитов)

На этапе 2 вы исследуете ряд психологических теорий и исследований, касающихся реальных проблем и повседневных проблем, включая групповое поведение и насилие со стороны толпы, предрассудки и дискриминацию, послушание и конформизм.Вы также узнаете о широком спектре исследовательских методов, используемых для изучения этих вопросов, и сможете выполнять свои собственные исследовательские проекты под руководством.


3 этап

(120 кредитов)

На этапе 3 вы исследуете текущие проблемы, включая близкие отношения, ревность, идентичность, социальную психологию памяти и запоминания, гендер, мультикультурализм, глобализацию и работу.В последнем модуле вы изучите вопросы, которые задают психологи, и методы, которые они выбирают для ответа, и завершите обучение в рамках независимого исследовательского проекта.


Мы регулярно пересматриваем нашу учебную программу; поэтому квалификация, описанная на этой странице, включая ее доступность, ее структуру и доступные модули, может со временем измениться. Если мы внесем изменения в эту квалификацию, мы обновим эту страницу как можно скорее.После того, как вы зарегистрируетесь или изучаете эту квалификацию, где это возможно, мы заблаговременно проинформируем вас о любых предстоящих изменениях. Если вы хотите узнать больше об обстоятельствах, при которых Университет может вносить изменения в учебную программу, ознакомьтесь с нашим Академическим регламентом или свяжитесь с нами. Это описание последний раз обновлялось 17 марта 2020 г.


Доступность

Мы делаем все наши квалификации максимально доступными и предлагаем широкий спектр услуг для поддержки всех наших студентов.Бакалавриат (с отличием) по социальной психологии использует различные учебные материалы и включает следующие элементы:

  • изучение как печатных, так и онлайн-материалов — ресурсы онлайн-обучения могут включать веб-сайты, аудио / видео клипы и интерактивные занятия, такие как онлайн-викторины
  • с использованием математических и научных выражений, обозначений и связанных с ними методов
  • работа в группе с другими студентами
  • использование и создание диаграмм или скриншотов
  • выполнение практических работ
  • поиск внешних / сторонних материалов в Интернете
  • для некоторых модулей может потребоваться использование специального программного обеспечения (например, программное обеспечение SPSS для статистического анализа).

Для получения более подробной информации см. Заявления о доступности для описания отдельных модулей. Если вы чувствуете, что вам может потребоваться дополнительная поддержка, посетите страницу поддержки инвалидов, чтобы узнать больше о том, что мы предлагаем.


Результаты обучения, обучение и оценка

Эта квалификация развивает ваше обучение по четырем основным направлениям:

  • Знания и понимание
  • Когнитивные навыки
  • Практические и профессиональные навыки
  • Ключевые навыки

Уровень и глубина вашего обучения постепенно повышаются по мере прохождения вами квалификации.Вы будете всегда поддержаны уникальным стилем преподавания и оценивания, который включает в себя личного наставника, который будет направлять и комментировать вашу работу; тексты курсов высочайшего качества; ресурсы электронного обучения, такие как подкасты, интерактивные СМИ и онлайн-материалы; обучающие группы и форумы сообщества.

Прочтите подробные результаты обучения здесь


Кредитный перевод

Если вы уже учились в университете, возможно, вы сможете засчитать это при получении квалификации в Открытом университете — что может сэкономить ваше время и деньги за счет сокращения количества модулей, которые вам нужно изучать.В подразделении мы называем это кредитным переводом.

Можно рассматривать не только обучение в университете, вы также можете переводить учебу из широкого диапазона профессиональных или профессиональных квалификаций, таких как HNCs и HNDs.

Вы должны подать заявку на перевод кредита до регистрации, по крайней мере, за 4 недели до даты закрытия регистрации. Нам нужно будет знать, что вы изучали, где и когда, и вам нужно будет предоставить доказательства вашего предыдущего исследования.

Для получения более подробной информации о том, когда вам нужно будет подать заявку и скачать форму заявки, посетите наш веб-сайт кредитного перевода.


Классификация вашего диплома

После успешного завершения этого курса бакалавриата вам будет присвоена степень бакалавра наук (с отличием) по социальной психологии. Класс степени (первый, второй, второй или третий с отличием) зависит от ваших оценок на ступенях 2 и 3.

У вас будет возможность посетить церемонию вручения дипломов.

Признание в вашей стране

Если вы намереваетесь использовать свою квалификацию Открытого университета для поиска работы или дальнейшего обучения за пределами Великобритании, мы рекомендуем проверить, соответствует ли ваша предполагаемая квалификация местным требованиям для выбранной вами карьеры.Прочитал признание в моей стране.

Правила

Будучи студентом Открытого университета, вы должны быть осведомлены о содержании нижеприведенных положений, касающихся конкретных квалификаций, а также об академических правилах, которые доступны на нашем веб-сайте «Политики и правила для студентов».

Требования к поступающим

Формальных требований для поступления на эту квалификацию нет.

В Открытом университете мы считаем, что образование должно быть открытым для всех , поэтому мы предоставляем высококачественное университетское образование всем, кто хочет реализовать свои амбиции и реализовать свой потенциал.

Сколько времени мне нужно?

  • Большинство наших студентов учатся неполный рабочий день, выполнив 60 кредитов в год .
  • Обычно это означает обучение 16–18 часов в неделю .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *