Классификация проективных тестов: Классификация проективных методик — Студопедия

Содержание

16.Проективные методики. Общая характеристика. Классификация проективных методик

Проективные
методики не относятся ни к объективным
ни к субъективным методикам.

Эта
группа методик предназначена для
диагностики личности. Для этих методик
характерен глобальный подход в оценке
личности.

Наиболее
существенным признаком является
использование в методиках неопределенных
стимулов, которые испытуемый должен
сам дополнить, интерпретировать.

В
отличие от интеллектуальных тестов
ответы в проект. метод. не могут быть
неправильными.

Цель
проект. метод.

замаскирована, что уменьшает возможность
испытуемого давать такие ответы, которые
позволяют произвести желаемое впечатление
о себе.

Эти
методики носят индивидуальный характер
и чаще всего бывают предметными или
бланковыми.

Проекция
— выбрасывание

Отличительные
особенности:

Глобальный
подход к оценке личности

Неопределенность
стимульного материала

Отсутствие
ограничений в выборе

Отсутствие
оценки ответов как «правильных» или
«ошибочных»

Классификация
проективных методик

Группа
методик Примеры

1.
Методики
структурирования

(конститутивные) – предполагают придание
испытуемым определенного смысла
материалу, наделение его каким-либо
содержанием -«Чернильные пятна» Г.Роршаха

2.
Методики
интерпретации
(интерпретативные)
– предусматривают истолкование событий,
ситуаций, изображений — «Тематический
апперцептивный тест» (ТАТ), «Детской
апперцепции тест»(САТ), методика
рисуночной фрустрации С.Розенцвейга,
методика Р.Жиля

3.
Методики дополнения (аддитивные) –

предполагают завершение имеющегося
начала предложения, рассказа или истории
— «Завершение предложений»«Завершение
историй»

4.
Методикиконструирования(конструктивные)

основаны на создании целого из отдельных
частей и разрозненных фрагментов «Тест
мира»

5.
Методики катарсиса (катартические) –

самовыражение в условиях эмоционально
напряженного творчества — «Психодрама»,
«Тест кукол»

6.
Методики импрессивные –

требуют выбора, предпочтения одних
стимулов другим «Тест цветовых
предпочтений М.Люшера», «Психогеометрический
тест»

7.
Методики экспрессивные (графические)

основаны на самостоятельном изображении
предметов, людей, животных и др. «Рисунок
человека», «Рисунок семьи» (КРС –
Кмнетический рисунок семьи), «Тест
дерева», «Дом-дерево-человек» (ДДЧ),
Несуществующее животное», «Автопортрет»

Проективные
методики –

совокупность методик, направленных на
исследование личности, разработанных
в рамках проективного диагностического
подхода.

Проекция
– бессознательный процесс, в ходе
которого субъект наделяет некоторыми
своими идеями, взглядами, желаниями,
эмоциями и чертами характера других
лиц.

17.Диагностика психофизиологических особенностей человека

Психофизиологические
методики –

группа методик, диагностирующих природные
особенности человека, обусловленные
основными свойствами его нервной
системы.

Отличительные
особенности:

Наличие
теоретического обоснования –
психофизиологическая концепция
индивидуальных различий свойств нервной
системы (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын)

Отсутствие
оценочного подхода к индивиду

Виды
психофизиологических методик

1)аппаратурные
методики

2)
бланковые методики


диагностики проявлений силы нервной
системы в («Исключение», «Образование
аналогий», «Ассоциации»)


диагностики проявлений лабильности
нервной системы в мыслительно-речевой
деятельности (« Исполнение инструкций»,
«Код»)

Проективные методики — тесты для исследования личности

Проективные методики — тесты для исследования личностиПроективные методики — тесты для исследования личностиПроективные методики — тесты для исследования личностиПроективные методики — тесты для исследования личностиПроективные методики — тесты для исследования личностиПроективные методики — тесты для исследования личностиПроективные методики — тесты для исследования личностиПроективные методики — тесты для исследования личностиПроективные методики — тесты для исследования личностиПроективные методики — тесты для исследования личности

Интерпретационные проективные методики Испытуемый интерпретирует, объясняет событие, ситуацию, объект. Тест тематической апперцепции (ТАТ, САТ) Г. Мюррей Тест тематической апперцепции Х.Хекхаузена Рисованный апперцептивный тест (РАТ, КАТ) Тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга Тест руки Э.Вагнера

Аддитивные проективные методики Испытуемый продолжает фразу, предложение, рассказ. Незавершенные предложения Тест завершения истории Семантические проективные методики Метод построения индивидуальных семантических пространств Семантический дифференциал Ч. Осгуд Репертуарные решетки Дж. Келли

Катартические проективные методики Испытуемый выражает определенные идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях. Психодрама. Проективная игра. Импрессивные проективные методики Основаны на предпочтении одних стимулов другим как наиболее желательных. Тест Люшера Тест Сонди

Экспрессивные проективные методики группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: Анализ почерка, Анализ речевого общения Тест «Дерево» К. Коха Тест «Три дерева» Клессманна Тест рисования фигуры человека К.

Маховер Автопортрет Человек под дождем Человек, срывающий яблоко Рисунок «Дом – дерево – человек» Дж. Бук Кинетический рисунок семьи (КРС) Р. Бернса, Ф. Кауфмана Рисунок несуществующего животного Рисунок мира Рисунок школы Тест Рене Жиля Тест «Мой жизненный путь И.Л.

Соломин Свободный рисунок

Перспективы проективного метода осуществляется дальнейшая разработка проективных методик: создаются новые проективные методики, изучаются диагностические возможности уже существующих.

углубляется представления о возможности выявления психических заболеваний при помощи ПМ, исследуются возможности применения ПМ на норме, Изучается возможность применения ПМ для исследования трудно объективируемых (ускользающих при использовании традиционных психодиагностических методик) особенности личности.

ТЕСТ «ДЕРЕВО» Экспрессивная проективная методика

Дерево – один из самых популярных символов человечества, архетип дерева

Историческая справка «BAUMTEST» Идея теста принадлежит профконсультанту Эмилю Юккеру, который с 1928 года проводил процедуру рисования дерева, без собственно его интерпретации. Он считал, что в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. В 1934 году Ж.

Шлибе собрал коллекцию из 4519 рисунков дерева, выполненных 478 испытуемыми, которые рисовали «просто дерево», «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «умирающее». В 1948 году Дж. Бук разработал комплексный тест «Дом-дерево-человек».

В 1949 году Карл Кох публикует «Baumtest»как проективную методику исследования личности.

Источник: https://present5.com/proektivnye-metodiki-issledovaniya-lichnosti-ekspressivnaya-proektivnaya-metodika-test/

Проективные методики.Тесты в картинках: Ваша дорога жизни. Хозяин своей судьбы

Проективные методики — тесты для исследования личностиПриведенные здесь проективные методы — это тесты в картинках, которые включая тестируемого в изобразительный процесс, помогают узнать о характере человека, его отношения с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д.

  • Тесты в рисунках — не только возможность узнать о себе что-то новое и интересно провести время, но и способ хорошо отдохнуть, развеяться, избавиться от негативных переживаний.
  • Два небольших проективных теста в картинках приоткроют завесу будущего и ответят на вопрос,  каким будет ваш жизненный путь, если  придерживаться существующего на сей момент стиля жизни.
  • 1. Проективная методика “Ваша дорога жизни” 
  • 2. Проективный методика “Хозяин своей судьбы”
  • Проективные тесты (тесты в картинках) «Ваша дорога жизни» и  «Хозяин своей судьбы ”:
  • Проективный тест  “Ваша дорога жизни”.
  • Инструкция.

Вы видите перед собой  изображение поверхности некоего материка. Обратите внимание на реки, ос

53. Общая характеристика и классификация проективных методов.

Проективные
методики представляют собой специальную
технику клинико-экспериментального
исследования тех особенностей личности,
которые наименее доступны непосредственному
наблюдению или опросу. Термин «проективные»
был впервые использован Л. Френком в
1939 г. для объединения уже известных к
тому времени, но, казалось бы, таких
чрезвычайно далеких друг от друга
методических приемов, как ассоциативный
тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других.
Выделив некоторые формальные признаки,
присущие большинству проективных
методик, Френк попытался дать им
классификацию; с некоторыми дополнениями
эта классификация принимается и в
настоящее время. Различают следующие
группы проективных методик.

Методики
структурирования: тест чернильных пятен
Роршаха, тест облаков, тест трехмерной
проекции.

Методики
конструирования: MAPS, тест мира и его
разнообразные модификации.

Методики
интерпретации: ТАТ, тест фрустрации
Розенцвейга, тест Сонди.

Методики
дополнения: неоконченные предложения,
неоконченные рассказы, ассоциативный
тест Юнга.

Методики
катарсиса: психодрама, проективная
игра.

Методики
изучения экспрессии: анализ почерка,
особенностей речевого общения,
миокинетическая методика Мира – и –
Лопеца.

Методики
изучения продуктов творчества: тест
рисования фигуры человека (варианты
Гуденау и Маховер), тест рисования дерева
К. Коха, тест рисования дома, рисунок
пальцем и т. д.

Все
перечисленные методики, по Френку,
объединяет способность отражать как
на экране наиболее существенные аспекты
личности в их взаимозависимости и
целостности функционирования. Эти
методики характеризует также общность
формального построения и сходство в
стратегии проективного эксперимента:
поведении психолога-исследователя,
подборе стимульного материала, постановке
диагностических задач.

Принято
говорить о следующих отличительных
признаках проективных методик:

1)
так называемая неопределенность
стимульного материала или инструкции
к заданию, благодаря чему испытуемый
обладает относительной свободой в
выборе ответа или тактики поведения;

2)
деятельность испытуемого протекает в
атмосфере доброжелательности и при
полном отсутствии оценочного отношения
со стороны экспериментатора. Этот
момент, а также то, что испытуемый обычно
не знает, что в его ответах диагностически
значимо, приводят к максимальной проекции
личности, не ограничиваемой социальными
нормами, оценками;

3)
проективные методики измеряют не ту
или иную психическую функцию, а своего
рода модус личности в ее взаимоотношениях
с социальным окружением.

54. Проективные методики структурирования (тест Роршаха и т.Д.) и дополнения (неоконченные предложения, неоконченные рассказы).

Методика
чернильных пятен Г. Роршаха (Rorschach Inkblot
Test). Эта методика является одной из самых
популярных. Разработанная швейцарским
психиатром Г. Роршахом, она впервые была
описана в 1921 г. Хотя стандартизированные
серии чернильных пятен использовались
психологами и раньше для изучения
воображения и других психических
функций, Г. Роршах был первым, кто применил
чернильные пятна для диагностического
исследования личности в целом.

Развивая
этот метод, Г. Роршах экспериментировал
с большим количеством чернильных пятен,
которые он предъявлял различным группам
психически больных. В результате подобных
клинических исследований те характеристики
ответов, которые можно было соотнести
с различными психическими заболеваниями,
постепенно объединялись в системы
показателей. Методы определения
показателей затем отрабатывались с
помощью дополнительного тестирования
умственно отсталых и нормальных людей,
художников, ученых и других лиц с
известными психологическими
характеристиками. Г. Роршах предложил
основные способы анализа и интерпретации
ответов.

В
методике Роршаха используются 10 карточек,
на каждой из которых отпечатано
двухстороннее симметричное пятно. Пять
пятен выполнено только в серо-черных
тонах, два содержат дополнительные
штрихи ярко-красного цвета, а остальные
три представляют собой сочетание цветов
пастельных тонов. Таблицы предъявляются
последовательно с 1 по 10 в стандартном
положении, указанном на обороте.
Предъявление таблицы 1 сопровождается
инструкцией: «Что это такое, на что это
может быть похоже?». В дальнейшем
инструкция не повторяется. После
окончания спонтанных высказываний
испытуемого с помощью дополнительных
вопросов стимулируют к продолжению
ответов. Помимо дословной записи ответов
испытуемого по каждой карточке
экспериментатор отмечает время ответа,
непроизвольные реплики, эмоциональные
проявления и другие изменения поведения
испытуемого во время сеанса диагностирования.
После предъявления всех 10 карточек
экспериментатор по определенной системе
опрашивает испытуемого относительно
частей и особенностей каждого из пятен,
по которым возникли ассоциации. Во время
опроса испытуемый может также уточнить
или дополнить прежние свои ответы.

Имеется
несколько систем для подсчета и
интерпретации показателей методики
Роршаха. К числу наиболее общих включаемых
в показатели категорий можно отнести
локализацию, детерминанты, содержание,
популярность

13.6. Проективные тесты

В
рамках «проективного» диагностического
подхода получе­ние
информации основано на анализе
особенностей действий испытуемого
с внешне нейтральным, как бы безличным
матери­алом,
становящимся в силу его слабой
структурированности и неопределенности
объектом проекции. Соответственно,
методи­ки,
основанные на использовании принципа
проекции, называ­ются
«проективными» («прожективными»).
Понятие «проекции» для
обозначения этих методик впервые было
использовано Лоу-ренсом
К. Франком в 1939 г. и, несмотря на
неоднократные по­пытки
изменить их название, закрепилось, став
общепринятым. Необходимость
смены названия была продиктована
постепенным отходом
в интерпретации методик этой группы от
идей психо­анализа.
Однако название оказалось устойчивым,
изменилось само понимание проекции. И
ныне этот термин в психологии имеет
два значения. Первое — психоаналитическое
понимание проекции
как одного из защитных механизмов,
посредством ко­торого внутренние
импульсы и чувства, неприемлемые для
«Я», приписываются
внешнему объекту и только тогда проникают
в сознание.
В этом смысле термин в науку был впервые
введен 3.
Фрейдом в 1894 г. в статье «Невроз страха»,
где он писал: «Пси­хика
развивает невроз страха, когда чувствует
себя неполноцен­ной по. отношению к
задаче управления [сексуальным]
возбуж­дением,
возникающим эндогенно. Тогда она
действует так, как если
бы проецировала это возбуждение во
внешний мир». Вто­рое
— непсихоаналитическое понимание
проекции как проявле­ния
личности вовне. Каждое проявление
активности (эмоцио­нальное,
речевое, двигательное) несет на себе
отпечаток личности в
целом. Чем менее стереотипны стимулы,
побуждающие к ак­тивности,
тем ярче проявление личности. Впервые
описание про­екции
как естественной тенденции людей
действовать под влия­нием
своих потребностей, интересов и всей
психической организации
(причем защитные механизмы могут
проявляться, а
могут и не проявляться) принадлежит
американскому психоло­гу
Генри А. Мюррею [54, с. 250}. Создание
теоретической концеп­ции
проекции в применимом для исследования
личности виде обусловило бурное развитие
проективных методик, которые в настоящий
момент занимают видное положение в
психодиагно­стической
практике.

Тестирование
с помощью проективных методов имеет
следу­ющие
наиболее общие особенности. В методиках
используется неоднозначный,
слабоструктурированный стимульный
матери­ал,
допускающий большое число вариантов
восприятия и интер­претации.
При этом предполагается, что чем слабее
структуриро­ван
стимульный материал, тем выше степень
проекции: «Субъект, поглощенный
попытками интерпретировать вроде бы
ничего субъективно
не значащий материал, не замечает, как
раскрывает свои
волнения, страхи, желания и тревоги.
Таким образом, зна­чительно
снижается сопротивление при раскрытии
личных, иног­да
очень болезненных проблем» [305, с. 85J.
Для преодоления сопротивления
инструкция испытуемому дается без
раскрытия ис­тинной
цели, асама процедура тестирования
нередко проходит в игровой форме. Для
испытуемого, как правило, нет ограничений
в
выборе ответов, и ответы не оцениваются
как «правильные» или «ошибочные».
Благодаря этим особенностям проективные
мето­дики
нередко используются на начальных
этапах психологичес­кой
работы с клиентом или в начале комплексного
психологи­ческого
тестирования личности, поскольку
позволяют установить контакт
и вызвать интерес к обследованию.
Немаловажным дос­тоинством
многих проективных методик является
то, что ответы испытуемых
не обязательно должны даваться в
вербальной фор­ме
(как в случае с опросниками), а это
позволяет использовать эти
методики в работе и со взрослыми, и с
детьми.

Первая
и
использующаяся до сих пор классификация
проектив­
ных
методов
принадлежит
Лоуренсу К. Франку. Он предложил различать
проективные методы в зависимости от
характера реак­ций испытуемого. В
современном, дополненном, виде
классифи­кация
Франка выглядит следующим образом [54,
с. 251]:

  1. Конститутивные
    методы.

  2. Конструктивные.

  3. Интерпретативные.

  4. Катартические.

  5. Экспрессивные.

  6. Импрессивные.

  7. Аддитивные.

Конститутивные
методы характеризуются ситуацией, в
которой от
испытуемого требуется создание некой
структуры из слабост­руктурированного,
аморфного материала, оформление стимулов,придание
им смысла. Примером методик этой группы
является тест
Роршаха, стимульный материал которого
состоит из 10 стан­дартных
таблиц с черно-белыми и цветными
симметричными «кляксами»
(так называемые «пятна Роршаха») [474].
Испытуе­мому
предлагается ответить на вопрос, на
что, по его мнению, похоже
каждое пятно. В зависимости от ответов
обследуемого су­дят
о его переживаниях, особенностях
взаимодействия с окруже­нием,
реалистичности восприятия действительности,
тенденци­ях к беспокойству и тревожности
и др. Тест Роршаха в высокой степени
удовлетворяет ориентации проективной
психологии на использование нестереотипных
стимулов. Стимульный матери­ал
теста Роршаха не навязывает испытуемому
его ответов, в связи с
чем тест является наиболее часто
используемой в зарубежной психодиагностике
проективной методикой. Попыткой
дальней­шего
развития принципа слабоструктурированности
стимульно-го
материала является методика «Картины
облаков» В. Штерна и др.,
где используется напоминающий облака
стимульный мате­риал, не имеющий, в
отличие от «пятен Роршаха», симметрии
и четкого
контура. Испытуемому предлагается
самостоятельно от­метить
контуры и рассказать о том, что изображено
на картин­ках.

Конструктивные
методы
подразумевают
конструирование, со­здание
из оформленных деталей осмысленного
целого. Напри­мер,
стимульный материал методик «Деревня»
и «Тест мира» со­стоит из небольших
по величине предметов, количество
которых в разных вариантах доходит до
300 [54]. Среди них: школа, боль­ница,
мэрия, церковь, торговые лавки, деревья,
автомобили, фи­гурки
людей и животных и т. п. Испытуемому
предлагается по своему
усмотрению построить из этих предметов
деревню, в ко­торой
он хотел бы жить, либо некоторое
пространство своего су­ществования
(по терминологии авторов — «малый мир»).
Опре­деляется
прдход испытуемого к конструированию
макета, реалистичность
его построения, близость к характерным
для раз­ных
контингентов построениям и т. д.

Интерпретативные
методы
подразумевают
истолкование испы­туемым
какого-либо события, ситуации. Примером
являются тест тематической
апперцепции (ТАТ), тесты словесных
ассоциаций. Стимульный материал ТАТ
представляет собой набор из 30 чер­но-белых
изображений, на которых представлены
относительно неопределенные
сцены, допускающие неоднозначную
интерпретацию
[462]. Испытуемому предлагается составить
рассказ по каж­дому
изображению: что там происходит, что
переживают действу­ющие
лица, что этому предшествовало, чем
ситуация закончит­ся. На основе
рассказа испытуемого создается
представление о его переживаниях,
осознаваемых и неосознаваемых
потребнос­тях, конфликтах и способах
их разрешения. В тестах словесных
ассоциаций
стимульный материал состоит из списка
не связан­ных
между собой слов, на каждое из которых
испытуемый дол­жен как можно быстрее
дать первое пришедшее на ум слово-ас­социацию.
Характер и время реакции ответов дают
возможность выделить наиболее
«эмоционально заряженные» для данного
ис­пытуемого
слова-стимулы, судить о наличии тех или
иных про­блемных
тем.

Катартические
методы представляют собой осуществление
иг­ровой
деятельности в специально организованных
условиях. К
ним относят психодраму Я. Морено [461],
рассматриваемую как
проективную методику исследования
личности. В ходе мини-представления, в
котором испытуемый (протагонист) играет
роль самого
себя или воображаемого лица в значимых
для себя ситу­ациях,
проявляются его личностные особенности,
а путем аф­фективного
отреагирования в драматических ситуациях,
созвуч­ных
переживаниям испытуемого, достигается
терапевтический эффект
(катарсис и инсайт). Методика не имеет
стандартной процедуры проведения,
данных о валидности и надежности,
вследствие
чего применяется не столько в качестве
психодиаг­ностической,
сколько психотерапевтической методики
в груп­повой
психотерапии.

В
экспрессивных методах получение
информации основано на анализе
рисунков испытуемого, рисунки могут
быть на свобод­ную
или заданную тему. Существует большое
разнообразие рису­ночных
методик:
«Несуществующее
животное» М. 3. Друкаревич, «Дом
— дерево — человек» Дж. Бука, «Рисунок
семьи» Халса, «Нарисуй
человека» К. Маховер, «Мой жизненный
путь» И.
Л. Соломина, «Детская рука, которая
беспокоит» Р. Давидо, «Лица
и эмоции» А. Джахез и Н. Манши, многомерный
рисуноч­ный
тест Р. Блоха, тест рисования пальцами
Р. Шоу и мн. др. По утверждению
Дэйла Харриса, автора одной из модификаций
тес­та
«Рисунок человека» Гудинаф, «рисунки
могут многое сказать об
аффекте, темпераменте, отношении и
личности человека, ко­торый
их нарисовал» [305, с. 440].

Проведение
рисуночных тестов не требует больших
затрат вре­мени, обычно допускает
групповую форму. Основными подвергае­мыми
анализу элементами рисунка являются
его размер, положе­ние
на листе (вверху, внизу, в центре, в углу),
поворот рисунка влево или
вправо, нажим (слабый, стандартный,
сильный), характерис­тика
линий (ровные, дрожащие, прерывистые,
двойные), наклон фигуры,
плотность и площадь штриховки, количество
и характер деталей.
Как правило, рисуночные методики
подразумевают допол­нение
рисунка рассказом испытуемого об
изображенном, состав­ление
истории по рисунку, опрос испытуемого
по прилагаемому перечню вопросов.
Анализируется и поведение испытуемого
во время
выполнения задания, его высказывания,
вегетативные про­явления,
длительность работы над рисунком. Для
увеличения дос­товерности интерпретации
желательно проводить рисуночные
ме­тодики
в комплексе с другими тестами, дополнять
их результатами беседы
и наблюдения, поскольку, по словам Леа
и Йозефа Шван-цара, «больше ошибок в
психодиагностике было вызвано
преуве­личенной
проективной интерпретацией рисунка,
чем опущением проективной
интерпретации» [111].

Импрессивные
тесты подразумевают предпочтение одних
сти­мулов (как наиболее желательных)
другим. Испытуемый оказыва­ется
в ситуации, когда необходимо либо выбрать
наиболее пред­почтительные
стимулы, либо.проранжировать стимулы
по степени предпочтения.
Например, в тесте Сонди испытуемому
предъявля­ются
48 портретов психически больных людей,
разбитых на 6 се­рий,
с инструкцией выбрать в каждой серии
по два наиболее и наи­менее
понравившихся портрета. В зависимости
от предпочтений испытуемого
судят о наиболее значимых для него
«диагностичес­ких областях» [485].
Отдельную подгруппу импрессивных тестов
составляют
тесты
цветового выбора
(цветовой
тест отношений А.
М. Эткинда, тест цветовых метафор И. Л.
Соломина, тест цвет­ных
пирамид М. Пфистера и Р. Хайсса, «Попарные
сравнения» Ю.
И. Филимоненко и др.). Все они имеют
началом тест Макса Люшера,
опубликованный в 1948 г. В основе теста
лежит предпо­ложение
о том, что выбор цвета отражает настроение,
функцио­нальное
состояние и наиболее устойчивые черты
личности. Каж­дый
цвет спектра является пусковым сигналом,
вызывающим у человека
разнообразные, не осознаваемые в полной
мере ассоци­ации.
Например, с красным цветом человек
сталкивается преиму­щественно
в ситуациях опасности и напряженной
борьбы (это цветкрови,
огня), что приводит к ассоциированию
этого цвета с соот­ветствующим
для таких ситуаций состоянием
нервно-психического напряжения,
мобилизованности, активного действия.
Соответ­ственно,
предпочитать в ситуации тестирования
красный цвет бу­дет человек активный
и хорошо отдохнувший, для которого
ассо­циативная
специфика восприятия цвета будет
соответствовать его энергетическим
возможностям и мотивационным установкам,
от­вергать
— человек утомленный и заторможенный,
для которого возбуждение в данный момент
неуместно, идет вразрез с налич­ным
энергопотенциалом и установками [381].

Наконец,
аддитивные методы (от англ.
add
— ‘прибавление’) подразумевают
произвольное завершение испытуемым
стимуль-ного
материала, например завершение предложения
(методики А.
Пейна, Д. Сакса и С. Леви, А. Тендлера, Дж.
Роттера, Б. Форе-ра,
А. Роде и др.) или завершение истории
(методики Л. Дюсса, М. Тома и др.). В
зависимости от характера завершений
судят о потребностях
и мотивах испытуемого, его отношении к
семье, сексу,
вышестоящим по работе и т. д.

Классификация
Франка неоднократно критиковалась за
опи-сательность,
смешение критериев, нечеткое разведение
групп методов.
Не понятно, например, куда отнести тесты
типа «Завер­шение
рисунка» — к экспрессивным методам,
конститутивным или
аддитивным. При выделении группы
катартических методов произошло
смещение акцента с процесса на результат
(катарсис). Вряд
ли является достаточно обоснованным
выбор характера ре­акций
испытуемого в качестве критерия
построения претендую­щей
на полноту охвата классификации
проективных методов. Тем более
что выделенные Франком категории
оказались заданы не столько
характером реакций испытуемого, сколько
характером самого
стимульного материала и целью исследования
[305, с. 98].

В
связи с этим возникает необходимость
в разведении проек­тивных
тестов по нескольким критериям. Нами
предлагается сле­дующая
классификационная система.

I.
По
задействованной модальности

  1. Методики с
    визуальной стимуляцией.

  2. Методики
    с аудио-, тактильной и иной стимуляцией.
    41. По
    характеру стимульного материала

  1. Вербальные.

  2. Невербальные.

III.
По типу реакции испытуемого

  1. Ассоциативные.

  2. Интерпретативные.

  3. Манипулятивные.

  4. Свободного выбора.

IV.
По наличию или отсутствию готовых
вариантов ответа

  1. Проективные.

  2. Полупроективные.

Большинство
психодиагностических методик подразумевает
задействование
зрительной
модальности.
Это
является отражением особой
важности роли зрения в приеме информации
у современ­ного человека: допускается,
что адресация стимульного материа­ла
глазам позволяет получать ответы,
характеризующие личность достаточно
полно. Тем не менее существуют методики,
где сти­муляция
предъявляется испытуемому на
слух,
например
в тесте словесных
ассоциаций, где тестируемый должен как
можно быс­трее
дать слово-ассоциацию на произносимое
психодиагностом слово-стимул.
Известны также попытки создания
проективных методик,
обращенных к тактильным
ощущениям
[305,
с. 100].

По
характеру стимульного материала
проективные методики могут
быть вербальными,
где
в качестве стимула выступает слово,
предложение
или текст, и невербальными,
с
предметной, цвето­вой,
рисуночной и прочей стимуляцией. В
тестах словесных ас­социаций
в качестве стимулов используются
отдельные слова, в методиках
типа «Завершение предложений» —
незаконченные предложения,
в методиках типа «Завершение истории»
— непол­ные
тексты.

Г.
М. Прошанским предложено различать
следующие типы от­ветов
испытуемых: ассоциация, интерпретация,
манипуляция (по шкале
действий с предметами, материалами и
пр., имеющей по­люсами
творческую и репродуктивную манипуляцию),
свободный выбор
(т. е. некое распределение, ранжирование
стимульного ма­териала).
В соответствии с этим проективные
методики предло­жено
делить на ассоциативные,
интерпретативные, манипулятив­
ные
и методики
свободного
выбора
[305,
с. 105].

В
зависимости от наличия готовых вариантов
ответа можно различать
методики полупроективные,
где
испытуемому предла­гается
выбрать один из предложенных вариантов
ответа на про­ективную стимуляцию (в
некотором смысле — аналог закрытыхопросников),
и собственно проективные,
где
такие варианты от­сутствуют.
Примером полупроективной методики
может быть тест Сонди,
где испытуемому предлагается выбрать
в каждой серии портретов
по два понравившихся и два не понравившихся.
Ис­пытуемому
может вовсе не понравиться ни один
портрет, а не нравящихся
может быть больше чем два, однако
принудительная инструкция
ставит испытуемого в определенные
условия, кото­рым он должен следовать,
что накладывает определенные огра­ничения
на проявление его личностных свойств.
Безусловными плюсами полупроективных
методик является простота количе­ственной
обработки результатов, доступность
перевода методик в
компьютерную форму, меньшая уязвимость
от субъективизма интерпретатора.

Общепринятым
является представление о том, что
проектив­ные
тесты имеют преимущество над субъективными,
поскольку позволяют выявить неосознаваемые
компоненты психического. Однако
необходимо заметить, эти неосознаваемые
компоненты вовсе не обязательно проявятся
в результатах тестирования. По мнению
Г. У. Оллпорта, нормальный, адекватно
приспособлен­ный
субъект при проведении проективных
тестов дает ответы, аналогичные
сознательному отчету в субъективных
тестах, либо благодаря достаточно
развитому самоконтролю никак не
прояв­ляет
свои доминирующие мотивы. Поэтому особое
значение про­ективное
тестирование приобретает только тогда,
«когда в про­ективных
реакциях обнаруживается эмоционально
нагруженный материал,
противоречащий сознательным отчетам.
И только тогда можно
с уверенностью говорить о наличии или
отсутствии не­вротических
тенденций» [305, с. 59].

13.7. КОМПЬЮТЕРНОЕ
ТЕСТИРОВАНИЕ

Компьютерное
тестирование — недавно возникшее
направле­ние психодиагностических
исследований

Cистема классификации психологических тестов

Следует оговориться, что единой системы классификации тестов психологической наукой к настоящему времени еще не выработано.

Существует множество классификаций, разработанных на разных основаниях (по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объективности оценивания и т. п.). Прежде всего для нас представляет интерес система деления тестов по предмету диагностирования, т. е. по тому качеству, которое оценивается с помощью предъявляемого теста. Исходя из этого, все тесты можно разделить на два больших класса: тесты достижений и собственно психологические тесты.

Классификация тестов по предмету диагностирования

  1. Тесты достижений.
  2. Психологические тесты:
    • Интеллектуальные тесты.
    • Тесты способностей.
    • Социально-психологические тесты.
    • Личностные тесты.

Кроме того, проективные тесты входят в состав личностных тестов, а тесты креативности — в состав тестов способностей.

Тесты достижений

Тесты достижений конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему (в том числе при поступлении абитуриентов в вузы).

К тестам достижений относятся также и тесты, используемые для целей профессионального отбора (подбора). Известно, что в профориентационной работе школы и профессиональных учебных заведений правильный и всесторонний учет психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей, особенностей высшей нервной деятельности и характерологических черт играют исключительно важную роль. Зная особенности характера и темперамента учащихся, степень эмоциональной возбудимости и впечатлительности, энергичности, скорость принятия решений, быстроту смены настроений и т. п., следует подбирать такие виды деятельности, которые наиболее соответствуют этим характеристикам. Ведь особенности восприятия и воображения, координированность движений рук, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-действенное, абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Целесообразность использования тестов достижений в целях профориентации молодежи здесь несомненна.

Психологические тесты

Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Здесь рассмотрим деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности).

Интеллектуальные тесты

Интеллектуальные тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д. Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов — восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-Бине (включают задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей — от простого манипулирования до абстрактных рассуждении, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине и аналогичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчитываются количественные показатели уровней интеллектуального развития испытуемых (IQ, англ. — Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию «интеллект» и рассчитывается по формуле:

IQ =

        Умственный возраст        

Хронологический возраст

х 100.

В свою очередь умственный возраст рассчитывается исходя из так называемого базового возраста, определяемого по шкале умственного развития Станфорд-Бине. Это максимальный возрастной уровень, ниже которого все тестовые задания оказываются доступными для испытуемого. Умственный возраст определяется как сумма «базового возраста» и поправочного коэффициента «К». Коэффициент «К» соответствует определенному числу месяцев и рассчитывается по специальной методике, в основу которой положено решение испытуемым заданий с различной степенью трудности. Умственный возраст, выраженный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей такого-то возраста. К примеру, при тестировании молодого человека 23 лет (реальный паспортный возраст) было выявлено, что его умственный возраст равен 25 годам. Из этого следует, что этот молодой человек интеллектуально развит так же как большинство 25-летних. Его коэффициент умственного развития (IQ) = 25 х 23 = 1,1, что составляет около 110% («отличная» норма).

На основе исследования 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет Д. Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, характеризующих интеллект, предложил всех испытуемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация коэффициента интеллекта (таблица) нашла широкое применение как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике.

Классификация коэффициентов интеллекта по Д. Векслеру

IQ

Уровень интеллекта

Процент проявления

130 и выше

Очень высокий интеллект

2.2

120-129

Высокий интеллект

6.7

110-119

«Отличная» норма

16.1

90-109

Уровень большинства лиц

50.0

80-89

Сниженная норма

16.1

70-79

Пограничный класс

6.7

69 и ниже

Умственный дефект

2.2

В западной психодиагностике показатель IQ положен в основу определения степени интеллектуального развития детей. Следует оговориться, что деление испытуемых с помощью показателя IQ на индивидов с высоким интеллектуальным развитием и на индивидов умственно отсталых в ряде случаев не может отражать действительное положение вещей. «Натаскивание» и предварительная проверка по тестам Бине-Симона может значительно повысить итоговый коэффициент IQ испытуемого.

Тесты способностей

Тесты способностей — это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества. Существует множество тестов для определения как общих, так и специальных (профессиональных) способностей (музыкальных, математических, спортивных и т. п.). Тесты способностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии, на флоте, в государственных учреждениях.

Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности.

Тесты креативности — совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения). Практическое применение этих тестов не является в достаточной мере надежным, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания как способностей, так и других качеств личности одновременно.

Социально-психологические тесты

Когда речь идет о применении метода тестов в социальной психологии, то имеют в виду личностные тесты и социометрические тесты. Что касается личностных тестов, о которых речь у нас впереди, то они применяются во всех общепсихологических исследованиях личности и, как отмечает Г. М. Андреева, «никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы тестов, применяемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь». Главный вопрос здесь заключается в том, насколько можно соотнести тестовые измерения характеристик личности с ее деятельностью и поведением в малой группе.

Социометрические тесты имеют иную специфику. Социометрия, или «социальное измерение», как метод предназначена для измерения межличностных взаимоотношений в малой группе. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Среди отечественных психологов, занимавшихся в разное время социометрическими исследованиями, известны имена Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

С помощью социометрии определяется динамика межличностных и межгрупповых отношений, изучается типология социального поведения людей в условиях групповой деятельности, выявляется степень социально-психологической совместимости членов группы. При изучении межличностных отношений определяются симпатии и антипатии людей друг к Другу, ценностные ориентации участников групповой деятельности, особенности социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания), взаимооценки и самооценки индивидов.

Социометрические тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики измерения межличностных отношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определенных конкретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степени внутригрупповой сплоченности, мотивационной структуры группы и ее конфликтных зон.

Личностные тесты

Личностные тесты — это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С

Следует оговориться, что единой системы классификации тестов психологической наукой к настоящему времени еще не выработано.

Существует множество классификаций, разработанных на разных основаниях (по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объективности оценивания и т. п.). Прежде всего для нас представляет интерес система деления тестов по предмету диагностирования, т. е. по тому качеству, которое оценивается с помощью предъявляемого теста. Исходя из этого, все тесты можно разделить на два больших класса: тесты достижений и собственно психологические тесты.

Классификация тестов по предмету диагностирования

  1. Тесты достижений.
  2. Психологические тесты:
    • Интеллектуальные тесты.
    • Тесты способностей.
    • Социально-психологические тесты.
    • Личностные тесты.

Кроме того, проективные тесты входят в состав личностных тестов, а тесты креативности — в состав тестов способностей.

Тесты достижений

Тесты достижений конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему (в том числе при поступлении абитуриентов в вузы).

К тестам достижений относятся также и тесты, используемые для целей профессионального отбора (подбора). Известно, что в профориентационной работе школы и профессиональных учебных заведений правильный и всесторонний учет психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей, особенностей высшей нервной деятельности и характерологических черт играют исключительно важную роль. Зная особенности характера и темперамента учащихся, степень эмоциональной возбудимости и впечатлительности, энергичности, скорость принятия решений, быстроту смены настроений и т. п., следует подбирать такие виды деятельности, которые наиболее соответствуют этим характеристикам. Ведь особенности восприятия и воображения, координированность движений рук, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-действенное, абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Целесообразность использования тестов достижений в целях профориентации молодежи здесь несомненна.

Психологические тесты

Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Здесь рассмотрим деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности).

Интеллектуальные тесты

Интеллектуальные тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д. Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов — восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-Бине (включают задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей — от простого манипулирования до абстрактных рассуждении, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине и аналогичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчитываются количественные показатели уровней интеллектуального развития испытуемых (IQ, англ. — Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию «интеллект» и рассчитывается по формуле:

IQ =

        Умственный возраст        

Хронологический возраст

х 100.

В свою очередь умственный возраст рассчитывается исходя из так называемого базового возраста, определяемого по шкале умственного развития Станфорд-Бине. Это максимальный возрастной уровень, ниже которого все тестовые задания оказываются доступными для испытуемого. Умственный возраст определяется как сумма «базового возраста» и поправочного коэффициента «К». Коэффициент «К» соответствует определенному числу месяцев и рассчитывается по специальной методике, в основу которой положено решение испытуемым заданий с различной степенью трудности. Умственный возраст, выраженный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей такого-то возраста. К примеру, при тестировании молодого человека 23 лет (реальный паспортный возраст) было выявлено, что его умственный возраст равен 25 годам. Из этого следует, что этот молодой человек интеллектуально развит так же как большинство 25-летних. Его коэффициент умственного развития (IQ) = 25 х 23 = 1,1, что составляет около 110% («отличная» норма).

На основе исследования 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет Д. Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, характеризующих интеллект, предложил всех испытуемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация коэффициента интеллекта (таблица) нашла широкое применение как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике.

Классификация коэффициентов интеллекта по Д. Векслеру

IQ

Уровень интеллекта

Процент проявления

130 и выше

Очень высокий интеллект

2.2

120-129

Высокий интеллект

6.7

110-119

«Отличная» норма

16.1

90-109

Уровень большинства лиц

50.0

80-89

Сниженная норма

16.1

70-79

Пограничный класс

6.7

69 и ниже

Умственный дефект

2.2

В западной психодиагностике показатель IQ положен в основу определения степени интеллектуального развития детей. Следует оговориться, что деление испытуемых с помощью показателя IQ на индивидов с высоким интеллектуальным развитием и на индивидов умственно отсталых в ряде случаев не может отражать действительное положение вещей. «Натаскивание» и предварительная проверка по тестам Бине-Симона может значительно повысить итоговый коэффициент IQ испытуемого.

Тесты способностей

Тесты способностей — это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества. Существует множество тестов для определения как общих, так и специальных (профессиональных) способностей (музыкальных, математических, спортивных и т. п.). Тесты способностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии, на флоте, в государственных учреждениях.

Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности.

Тесты креативности — совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения). Практическое применение этих тестов не является в достаточной мере надежным, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания как способностей, так и других качеств личности одновременно.

Социально-психологические тесты

Когда речь идет о применении метода тестов в социальной психологии, то имеют в виду личностные тесты и социометрические тесты. Что касается личностных тестов, о которых речь у нас впереди, то они применяются во всех общепсихологических исследованиях личности и, как отмечает Г. М. Андреева, «никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы тестов, применяемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь». Главный вопрос здесь заключается в том, насколько можно соотнести тестовые измерения характеристик личности с ее деятельностью и поведением в малой группе.

Социометрические тесты имеют иную специфику. Социометрия, или «социальное измерение», как метод предназначена для измерения межличностных взаимоотношений в малой группе. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Среди отечественных психологов, занимавшихся в разное время социометрическими исследованиями, известны имена Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

С помощью социометрии определяется динамика межличностных и межгрупповых отношений, изучается типология социального поведения людей в условиях групповой деятельности, выявляется степень социально-психологической совместимости членов группы. При изучении межличностных отношений определяются симпатии и антипатии людей друг к Другу, ценностные ориентации участников групповой деятельности, особенности социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания), взаимооценки и самооценки индивидов.

Социометрические тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики измерения межличностных отношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определенных конкретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степени внутригрупповой сплоченности, мотивационной структуры группы и ее конфликтных зон.

Личностные тесты

Личностные тесты — это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. УСЛОВНО личностные тесты по предмету и цели психологического диагностирования можно разделить на три большие группы. К первой из них относятся, многофакторные личностные опросники, дающие разнообразую комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (16РР), Миннесотский многофакторный (многопрофильный) опросник (ММРI), некоторые личностные опросники Г. Айзенка и др. Ко второй группе относятся проективные тестовые методики, разрабатываемые на основе неопределенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы. К примеру, интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний чернильных пятен и т. п. Третью группу составляют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др.).

Батаршев А. В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учебное пособие

Истоки психологического тестирования — краткое изложение главы 2 Психологического тестирования: история, принципы и применения Грегори (7-е издание)

Психологическое тестирование: история, принципы и приложения (7-е издание)
Грегори Р. Дж. (2014).
Глава 2
Истоки психологического тестирования.

Психологическое тестирование в его современной форме возникло немногим более 100 лет назад в результате лабораторных исследований сенсорной дискриминации, двигательных навыков и времени реакции.
Фрэнсис Гальтон изобрел первую батарею тестов.

Элементарные формы тестирования в Китае в 2200 г. до н.э.

Элементарные формы тестирования относятся как минимум к 2200 г. до н.э., когда китайский император каждые три года проверял своих чиновников для определения их пригодности к должности.
Такое тестирование изменялось и уточнялось на протяжении веков, пока в династии Хань не были введены письменные экзамены.

Практика тестирования была излишне изнурительной, и китайцы также не смогли подтвердить свои процедуры отбора.
Но экзаменационная программа включала соответствующие критерии отбора.

P h Исиогномика, френология и психограф

Физиогномика: основана на представлении о том, что мы можем судить о внутреннем характере людей по их внешнему виду, особенно по лицу.
Он представляет собой раннюю форму психологического тестирования.
Интерес к физиогномике восходит к четвертому веку.

Физиогномика оставалась популярной на протяжении веков и положила начало более специализированной форме шарлатанства — френологии.
Френология: чтение «шишек» на голове.
Основание френологии обычно приписывают Францу Иосифу Галлю.
Он утверждал, что мозг — это орган чувств и способностей, и что эти способности локализованы. В той степени, в которой способности были хорошо развиты, соответствующий компонент мозга был бы увеличен и, в свою очередь, образовал бы бугорок, потому что навык соответствует форме мозга. (Это неверно).
Иоганн Спурцхейм популяризировал френологию.

Психограф был машиной для измерения френолой.
Сделано Генри К. Лавери в 1931 году.

Эпоха тестирования медных инструментов

Экспериментальная психология процветала в конце 1800-х годов в континентальной Европе и Великобритании.
Человеческие способности были проверены в лабораториях с помощью объективных процедур, которые можно было воспроизвести.
Проблема экспериментальной психологии заключалась в том, что она ошибочно принимала простые сенсорные процессы за интеллект.
Они использовали различные медные инструменты для измерения пороговых значений чувствительности и времени реакции, полагая, что такие способности лежат в основе интеллекта.

Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию в 1879 году в Лейпциге.
Он считал, что скорость мысли может отличаться от одного человека к другому.

Гальтон и первая батарея ментальных тестов

Фрэнсис Гальтон (1822–1911) в

году стал пионером новой экспериментальной психологии.

Психологическая оценка G Интервью G Наблюдение G Тестирование G Проективные тесты (например, чернильные пятна Роршаха) G Анкеты (например, MMPI) G IQ G Нейропсихологический.

Презентация на тему: «Психологическая оценка G Интервью G Наблюдение G Тестирование G Проективные тесты (например, чернильные пятна Роршаха) G Анкеты (например, MMPI) G IQ G Нейропсихологический». — стенограмма презентации:

1

2

Психологическая оценка

Psychological Assessment

3

G Интервью G Наблюдение G Тестирование G Проективные тесты (e.грамм. Чернильные пятна Роршаха) G Анкеты (например, MMPI) G IQ G Нейропсихологические G Биологические меры G Никаких биологических показателей расстройства, но исключения (например, тесты щитовидной железы) G Интервью G Наблюдение G Тестирование G Проективные тесты (например, чернильные пятна Роршаха) G Анкеты (например, MMPI) G IQ G Нейропсихологические G Биологические меры G Без биологических показателей расстройства, но исключения (например, тесты щитовидной железы) Процедуры оценки

G Interviews G Observation G Testing G Projective tests (e.g.

4

G Экзамен по психическому статусу: систематический подход к сбору клинической информации, внешний вид, поведение, речевые мыслительные процессы, настроение и влияние на интеллектуальное функционирование, кратковременная и долговременная память, абстрактная ориентация на рассуждение X 3 (время, место, человек) G Экзамен по психическому статусу: систематический подход к сбору клиническая информация внешний вид поведение речь мыслительные процессы настроение и влияние на интеллектуальное функционирование кратковременная и долговременная память абстрактное мышление ориентированное X 3 (время, место, человек)

G Mental Status Exam: a systematic approach to gathering clinical information appearance behavior speech thought processes mood and affect intellectual functioning short and long-term memory abstract reasoning oriented X 3 (time, place, person) G Mental Status Exam: a systematic approach to gathering clinical information appearance behavior speech thought processes mood and affect intellectual functioning short and long-term memory abstract reasoning oriented X 3 (time, place, person)

5

Экзамен по психическому статусу

Mental Status Exam

6

Три концепции определяют ценность оценки

Three Concepts Determine the Value of Assessment

7

Проективные тесты G представление неоднозначных картинок, паттернов или историй  проективная гипотеза: люди «проецируют» свои бессознательные мысли и чувства на неоднозначные стимулы G представление неоднозначных картинок, паттернов или историй  проективная гипотеза: люди «проецируют» свои бессознательные мысли и чувства на неоднозначные стимулы

8

Проективные тесты G Тест Роршаха G Герман Роршах  Стандартный набор из 10 чернильных пятен, представленный с вопросом: «Что это может быть? »G Интерпретация:« Комплексная система »(Джон Экснер) G Тест Роршаха G Герман Роршах  Стандартный набор из 10 чернильных пятен, представленный с вопросом:« Что это может быть? »G Интерпретация:« Комплексная система »(Джон Экснер)

9

MMPI-2 Объективный тест G = стандартизованные вопросы, требующие письменного ответа G Тест личности, широко используемый клиническими психологами G, разработанный в 1930-х и 1940-х годах G, разработанный с использованием эмпирического подхода (подход с ключевыми критериями) G состоит из 567 пунктов «верно-неверно» G объективного теста = стандартизованные вопросы, требующие письменного ответа G Личностный тест, широко используемый клиническими психологами G, разработанный в 1930-х и 1940-х годах G, разработанный с использованием эмпирического подхода (подход с ключевыми критериями) G состоит из 567 пунктов «верно-неверно»

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.