Личностные качества психолога консультанта
Прежде всего, работа психолога требует не только профессиональных знаний и владения методиками, но и особых личностных качеств, безоценочного отношения к клиенту, умения показать человеку его возможности и помочь раскрыть потенциал. Без этого трудно представить успешного специалиста, который консультирует и помогает сориентироваться в сложной жизненной ситуации. В целом личностные характеристики – это основа для развития профессионализма психолога-консультанта.
Наличие определенных качеств является одним из главных показателей компетентности. Поэтому для начала я хочу остановиться именно на этом факторе. Итак, рассмотрим подробнее, какими личностными качествами должен обладать практикующий психолог.
По мнению большинства профессионалов, и я с ними полностью согласна, для работы практикующего специалиста по психологии важны следующие личностные особенности:
- — Эмпатия и рефлексия;
- — доброжелательность и альтруистичность – желание помочь;
- — уважение и тактичность;
- — стремление к развитию и самопознанию;
- — уверенность в себе, целеустремленность, адекватная самооценка;
- — толерантность и терпеливость;
- — эрудированность, разностороннее развитие;
- — склонность к анализу – аналитический склад ума;
- — интуиция, проницательность;
- — эмоциональная стабильность, самообладание, стрессоустойчивость;
- — быстрая адаптация к различным условиям;
- — наблюдательность и открытость;
- — позитивное мышление, креативность;
Теперь рассмотрим более детально все перечисленные качества, чтобы понять, для чего они нужны психологу, и как отражаются на его профессиональной деятельности.
Одна из важнейших способностей это эмпатия, т.е. глубокое понимание человека, его реальных проблем и осознание его душевного состояния. Эмпатия – это эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация. Однако эта особенность восприятия собеседника не имеет ничего общего с состраданием и жалостью. Профессиональный психолог должен поставить себя на место другого, почувствовать его эмоции, переживания, и при этом суметь взглянуть на ситуацию со стороны.
Также профессионализм определяется таким качеством, как рефлексия – это не только способность видеть себя глазами людей, но и зеркальное взаимоотображение общающихся субъектов, воспроизведение и воссоздание друг друга. Безусловно, на первом этапе общения клиент нуждается в понимании и поддержке. Ему нужно поделиться своими проблемами, чтобы выплеснуть эмоции, быть понятым и получить одобрение. Но при этом индивидуальные консультации психолога должны способствовать развитию личности. Специалист учит человека принимать себя, общаться с другими людьми, помогает раскрыть свой потенциал, увидеть возможные сценарии жизни при выборе той или иной позиции.
Так, например, если клиент обращается с проблемой, связанной с конфликтной ситуацией, специалист должен сначала выслушать и прочувствовать его эмоции. Только при таком условии человек получит моральное удовлетворение и подготовится к дальнейшей работе. Задачи работы психолога взглянуть на ситуацию глазами клиента, дать понять, что он на его стороне, а после этого предложить рассмотреть конфликт с разных точек зрения.
В случае если практикующий специалист абстрагирован от проблем человека и его личности, работа не будет эффективной и полезной. Во-первых, клиент почувствует, что он не интересен специалисту, к которому обратился. Во-вторых, такой подход некомпетентен, потому что человек не получит даже элементарной эмоциональной поддержки. Вообще я считаю, что консультант, не имеющий таких качеств, и не развивающий их, не сможет помочь решить психологические проблемы.
Что касается доброжелательности, альтруистичности, тактичности, уважения к людям в целом, трудно себе представить специалиста по психологии, который не хочет помочь, проявляет неуважение и агрессию к клиенту. Без элементарного уважительного отношения вообще невозможен диалог, а уж тем более общение консультанта, который призван оказывать психологическую помощь. Естественно, те или иные качества относятся к особенностям личности и заложены изначально. Стремление и умение помогать людям развиваться, находить решения, реализовывать потенциал, учить их конструктивному и эффективному общению и пр. – это первый шаг, с которого начинается путь настоящего психолога.
Еще одно личностное качество психотерапевта, связанное с профессиональной деятельностью – это позитивное мышление, которое заключается в том, чтобы воспринимать неудачу, как ступень для новых достижений, не жалеть о том, чего не вернуть, смотреть в будущее, а не оглядываться назад. Одним словом это умение почерпнуть положительные моменты из самых неприятных ситуаций, а наличие проблем воспринимать, как движущую силу для личностного роста и прогресса. Именно этому опытный специалист должен научить своих клиентов, которые хотят развиваться, решать возникшие сложности настолько эффективно, насколько это возможно. Разумный оптимизм, позитив и креативный подход позволяют видеть события в лучших вариантах, и создавать соответствующие условия для их развития в нужном направлении.
Стремление к самопознанию и развитию, интерес к людям – такие же условия профессионального роста, как и предыдущие качества. Прежде чем начать помогать другим, опытный психолог должен разобраться в собственных проблемах, понять какие способности у него более развиты, какие менее, в чем его сильные и слабые стороны. После такого самоанализа специалист сможет использовать свои преимущества более эффективно, и работать над теми качествами, которые развиты хуже. Только постоянное развитие, самопознание и самоанализ позволят психотерапевту совершенствоваться, и расти в личностном и профессиональном плане. Ведь работа над собой такой же индикатор компетентности, как, например теоретические знания или владение методиками, а может быть даже еще более важный.
Профессия психолога требует целеустремленности и уверенности в себе. Такие качества необходимы для достижения результатов в любом деле. Однако для психолога-практика они имеют особое значение, это внутренний стержень и сила, которые позволят клиенту довериться специалисту, и почувствовать, что их совместная работа даст желаемые результаты и плоды. Но не стоит путать уверенность с чрезмерной самоуверенностью, использованием своего авторитета с целью влияния на выбор человека. Иногда складывается ситуация таким образом, что грань становится очень тонкой, и порой почувствовать ее достаточно сложно даже профессионалу. Цели и задачи психолога заключается в том, чтобы действовать в интересах клиента, не давить на него, показать всевозможные варианты, но об этом еще пойдет речь чуть позже. При этом так же важна самооценка консультанта. Она должна быть адекватной. Завышенная самооценка приведет к тому, что специалист будет смотреть на клиента как бы сверху. Заниженная же самооценка и неуверенность разрушительна для личности профессионала и не допустима.
Толерантность и терпеливость – неотъемлемые качества психолога. Сам термин толерантность означает терпимость, принятие, которое может касаться традиций и обычаев других народов, поведения человека, его образа жизни или мировоззрения. Честно говоря, мне такое определение как-то не по душе, потому, что терпимость звучит так, словно человека заставляют принимать ту или иную позицию, взгляд и пр. Хотя понятие толерантности гораздо шире и разнообразнее. Это не просто терпимость и принятие, а скорее даже желание познавать иное, отличное от того, к чему мы привыкли, умение выходить из зоны комфорта, и расширять свой кругозор. При этом речь ни в коем случае не идет об отказе от своей точки зрения, мнения, привычки, наоборот, толерантность дает возможность увидеть больше, проанализировать, сравнить, поделиться своим опытом, знаниями, получить новую информацию.
Таким образом, толерантность важна для адекватного восприятия чужих взглядов и мировоззрений. Это основа уважительного отношения, понимания, открытости, развития и расширения собственных возможностей. Именно поэтому данное качество имеет столь высокую значимость в работе психотерапевта. К тому же толерантность я бы назвала одним из путей познания, который делает человека многогранным, разносторонним и более эрудированным. А эти особенности в свою очередь тоже являются необходимыми условиями профессионального становления и работы психолога.
Аналитический склад ума – еще одна личностная особенность, связанная с успешной деятельностью и компетентностью психолога-консультанта. Умение анализировать ситуацию, расставлять приоритеты, мыслить широко и позитивно – фундаментальные навыки, которые делают работу результативной. Склонность к анализу проявляется в том, что специалист может разложить ситуацию по полочкам, и потом, как паззл, собрать снова воедино, рассмотреть с разных точек зрения, не подключая эмоции.
Конечно, работа психолога не предполагает полного отключения эмоционального восприятия, но выводы и рассуждения должны быть основаны на объективных фактах. При этом важна и психологическая интуиция или, иначе говоря, проницательность. Эту способность скорее следует назвать своеобразным талантом, даром, но и развивать ее тоже можно и нужно. Обладать проницательностью означает понимать больше, чем клиент говорит, видеть скрытые причины его проблем, обобщать всю имеющуюся информацию о человеке и считывать ее. Это достаточно сложная задача, требующая опыта и работы над собой. Надо сказать, что проницательность – редкий талант, и не всем психологам удается развить ее в полной мере. В моем представлении эта способность является не просто показателем компетентности и опыта, а наивысшим достижением в профессиональном развитии.
При всех этих особенностях и качествах, коммуникативных способностях, сопереживании и включенности во время общения с клиентом, психолог должен обладать эмоциональной стабильностью и стрессоустойчивостью. Эмоциональные перегрузки часто приводят к выгоранию, стрессам, депрессии. Для профессионала это не исключается, но лучше, если самообладание профессионала на высоком уровне, и он рассчитывает свои силы и возможности. Эмоциональная устойчивость проявляется в спокойствии, в умении преодолевать сильные чувства, а это, своего рода, предупреждение нервных срывов и психологического выгорания. Также такие качества способствуют быстрой адаптации к изменяющимся условиям работы и быстрому переключению с одного человека на другого.
Наблюдательность и открытость – качества, без которых работа психолога просто невозможна. Интерес к людям, умение замечать, казалось бы, незначительные детали, внимательность, непринужденность, естественность в общении и готовность учиться, познавать, стремление увидеть то, что другие не видят. Без этого трудно представить себе успешного специалиста, который помогает людям находить решения в сложных ситуациях. Ответы психолога на вопросы указаны в другом разделе.
В целом личностные особенности очень ярко пересекаются с профессиональной деятельностью опытного психолога. Только при условии духовного поиска, стремления к самосовершенствованию, доброжелательности, специалист способен максимально раскрыть свой потенциал и помогать в этом другим.
[1041] Как найти хорошего психолога. Качества хорошего психолога и методы его поиска
Найти хорошего психолога не просто
В Москве и в России существует множество вузов, причем весьма неплохих, где готовят профессиональных психологов.
Российский народ проявляет интерес к психологии, любит читать на эту тему книги, а многие хотят получать психологическое образование, причем не только первое высшее, но и второе.
И по идее у нас должен быть избыток высоко квалифицированных и креативных специалистов, способных оказать клиенту высоко квалифированную психологическую или психотерапетическую помощь.
Однако на практике это происходит не столь часто. Нередко встреча с психологом оставляет у посетителя разочарование. Клиента может не устроить целый ряд факторов:
невыполнение обещания решить заявленную им проблему, присущая консультанту манера общаться, недостаточный уровень общей культуры и образованности у человека, к которому нам приходится вверять себя и своим тайны.
«Ваш» и «не ваш» специалист
Потому очень важно понимать, что такое хороший психолог, какие существуют критерии, признаки и качества подобной «хорошести», а также необходимо понять, где искать такого психолога и каковы наилучшие способы его нахождения.
Подчеркнем – важно найти не просто высокопрофессионального психолога, но прежде всего вашего специалиста, подходящего вам по характеру, излучению личности, психологической школе и методу работы с проблемами клиента.
Здесь важны все перечисленные факторы.
Психолог может быть прекрасным специалистом, но совершенно не подходить вам по своему характеру- взрывному или, напротив, слишком спокойному для вас.
Вас может не устроить психологическая школа, принципов которой придерживается избранный вами специалист.
Например, если Вы настроены на быстрый результат, а специалист является классическим психоаналитиком с установками на длительную глубинную работу Вы вряд ли устроите друг друга.
В точности также мастер НЛП с его нацеленностью на активные методы работы с клиентом вряд ли будет полезен вам, если вы хотите глубинной психотерапевтической работы.
Кто-то абсолютно нормально относится к такому методу работы над психикой и сознанием, как гипноз- классический и эриксонианский.
Но вы можете отказаться от работы со специалистом, пользующимся данным методом работы, поскольку в принципе не хотите ( и имеете на это полное право), чтобы кто-то влиял на ваше подсознание даже с благими намерениями.
Качества хорошего психолога
Итак, каковы качества практического психолога, к которому собираемся обратиться за консультацией, и которого мы собираемся назвать хорошим психологом?
В первую очередь он должен быть сильным профессионалом.
Просто хороший человек и хороший собеседник, возможно, будет очень приятен для нас, но вряд ли он сможет решить нашу сложную проблему, разобраться в запутанной ситуации, освободить нас от психотравмы и помочь нам достигнуть серьезной цели.
Сильный профессионал должен иметь профессиональное образование, желательно закрепленное с помощью периодической переподготовки системы повышения квалификации, обучения у самых разных, еще более продвинутых, нежели он специалистов, посещении различных семинаров и тренингов, непрерывном самообразовании и, разумеется, он должен заниматься постоянной практикой.
Стоит только психологу расслабиться, перестать учиться и тренироваться в решении сложных человеческих проблем, как его психологическое мастерство начнет постепенно ослабевать.
В этом смысле труд психолога и психотерапевта сопоставим с трудом балерины, вынужденной ежедневно оттачивать свои профессиональные навыки.
Одна из таких знаменитых балерин говорила: «Если я пропущу занятия один раз, на следующий день это буду видеть я.
Если я сделаю паузу в два дня, это увидят коллеги. Если я не потренируюсь три дня, это станет заметно публике».
В точности также можно сказать и о работе психолога. Ему нужно постоянно консультировать людей, проводить тренинги.
Хороший психолог должен быть не просто образованным и начитанным в своей узкой специальности, но и должен быть широко образованным в общегуманитарном смысле. Ведь психология в переводе буквально означает «наука о душе».
А наша душа и внутренний мир на протяжении человеческой истории был очень подробно и тщательно исследован средствами художественной литературы, искусства, религии, философии.
Психолог, игнорирующий этот мировой опыт и опирающийся в своей работе только на собственный опыт и чтение узкопрофессиональных психологических книг, едва ли способен на глубоком уровне разобраться в психологических проблемах другого человека.
Только образование в области художественной литературы, искусства, истории российской и мировой философской мысли превращает психолога в зрелую личность, которая ни при каких обстоятельствах не будет применять в своей работе поверхностных манипуляций и скороспелых суждений.
Хороший профессиональный психолог — это, как правило, человек с серьезным жизненным опытом.
Это, конечно, не значит, что старательный молодой психолог, выпускник факультета психологии не способны помочь человеку решить его проблемы, но глубокого адекватного понимания его ситуации и личности человек может найти только у того, кто сам имел разнообразные жизненные переживания, много знал и видел , причем не из книг, а из самой жизни.
Хороший профессионал в психологии — это всегда творческий человек.
Помогая другому разобраться в проблемах, он не просто отрабатывает заученные методики, а творит новую психологическую реальность, не боится идти нетореными тропами, способен к неожиданным выводам и решениям.
Чем ярче творческие способности психолога в творении этой реальности, тем лучше он может помочь своему клиенту.
Хороший профессионал — это обязательно хороший человек, способный к эмпатии, состраданию, сопереживанию к клиенту, хотя степень проявления этой способности принимать на себя чужую боль не должна быть безграничной.
Иначе психолог рискует утонуть в сопереживании вместо того, чтобы брать клиента за руку и выводить его из негативной ситуации.
Кроме того, хороший психолог, если говорить о его личностный качествах, должен быть психологически устойчивым, уравновешенным человеком, способным позитивно мыслить в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях.
Ипохондрикам, меланхоликам и неврастеникам можно посоветовать не поступать в психологический вуз или очень серьезно работать над собой, чтобы измениться. А это не просто.
Специалисты по консультированию выделяют также такие качества психолога-консультанта как способность любить людей такими, как они есть, доброта, терпение, высокое чувство ответственности, ненавязчивая манера общения, высокая наблюдательность.
Конечно, вам будет непросто понять с первого раза, насколько человек, к которому вы пришли на консультацию обладает этими чертами? Но почувствовать это вы можете.
Потому тренируйте себя в данном качестве, тогда шансы на то, что вы встретите хорошего специалиста возрастут!
Помимо этих, в большей степени внутриличностных характеристиках психолога необходимо также отметить также некоторые статусные вещи.
Профессионал, на то и профессионал, чтобы быть признанным и социально реализованным.
Желательно, чтобы хороший психолог имел собственные книги или статьи на разные темы, выражающие его способность мыслить и популяризировать психологические знания: ведь книги помогают решать психологические проблемы человека на расстоянии.
Признаком успешного психолога является также наличие персонального, активно обновляемого сайта или хотя бы странички в интернете, блога, на котором он размещал бы различные материалы, мысли отклики на разные события жизни или освещал бы жизнь глазами психолога.
Еще лучше если психолог имеет свою авторскую систему, которая отражает его авторскую систему и по которой он работает с клиентом.
Важно также чтобы хороший психолог был в той или иной степени принят психологическим сообществом, чтобы он был членом разных ассоциаций, психологических клубов, принимал участие в научно-практической деятельности разных психологических сообществ, выступал на конференциях, проводил мастер-классы, семинары, лекции, где-то преподавал психологические дисциплины.
Как искать своего психолога?
В первую очередь подготовиться к встрече самому и постараться как можно ярче сформулировать свою цель на консультации, что вы хотели бы все таки получить от психолога, которого вы наконец нашли.
Практика показывает, что подобная формулировка помогает найти именно своего психолога, которая в дальнейшем помогает вам найти того, кто вам нужен более всего.
И конечно надо интересоваться миром психологии и тем психологическим сообществом, который существует в вашем городе и стране.
Полезно читать книги, написанные психологами, статьи, размещенные ими в психологических журналах и конечно в интернете.
Через статьи, интервью, даваемые психологами по поводу разных жизненных событий, экспертные оценки, вы сможете ознакомиться с образом мысли психолога и хотя бы в общих чертах понять специфику его взгляда на мир.
Соответствует ли это взгляд и эта личность психолога вашим проблемам, личностным особенностям и взглядам на мир?
На сегодняшний момент одним и лучшим способом нахождения психолога является изучения специальных сайтов в интернете. В последнее время клиенты находят психолога на консультации по сайтам чаще, чем даже по книгам.
В дальнейшем роль значения сайта будет все более возрастать. Не менее важным способом нахождения хорошего психолога является сарафанное радио, рекомендации посетить именно этого психолога данные вам вашими знакомыми и близкими людьми.
Такая рекомендация из уст в уста — дороже всего. Продолжайте искать своего психолога, несмотря ни на какие трудности, возникающие перед вами.
Если вы будете упорны, то обязательно найдете хорошего специалиста, который поможет вам избавиться от проблем и приобрести желанную гармонию.
Личностные качества психолога-консультанта, влияющие на его некомпетентность
Инcтpyмeнтoм в paбoтe пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa являeтcя нe тoлькo oпpeдeлённый мeтoд вoздeйcтвия, тeopeтичecкиe знaния в oблacти кoнcyльтиpoвaния, нo и caмa личнocть пcихoлoгa.
Личнocтныe кaчecтвa кoнcyльтaнтa являютcя cтoль жe (или дaжe бoлee) вaжными, кaк и cпeциaльныe знaния, yмeния, нaвыки [5,41].
Еcли кoнcyльтaнты нe paзoбpaлиcь в cвoих (и cвoих клиeнтoв) личнocтных цeннocтях, плoхo пpeдcтaвляют cвoю этичecкyю и юpидичecкyю oтвeтcтвeннocть, oни мoгyт нaнecти вpeд cвoим клиeнтaм, нecмoтpя нa caмыe блaгиe нaмepeния [5, 58 ]. B cвязи c этим, aктyaльным являeтcя изyчeниe кaчecтв личнocти, кoтopыe oтpaжaют нeкoмпeтeнтнocть пcихoлoгoв. Бyдyщиe пcихoлoги чacтo пocтyпaют в BУЗ c цeлью paзoбpaтьcя в cвoих тpyднocтях, a этo пpивoдит к дaльнeйшим пpoблeмaм в пpoфeccии.
Чacть cтyдeнтoв, кoтopых пpивлeкaeт пpoфeccия кoнcyльтaнтa кaк oкaзывaeтcя, caми имeют cepьёзныe личнocтныe и aдaптaциoнныe пpoблeмы [5,40 ]. Гaй (Guy, 1987) пpивoдит пpимepы нeздopoвoй мoтивиpoвки выбopa пpoфeccии кoнcyльтиpoвaния:
- Эмoциoнaльнoe paccтpoйcтвo. Oтдeльныe люди мoгyт выбиpaть пpoфeccию кoнcyльтaнтa пoтoмy, чтo caми cтpaдaют oт нeзaлeчeннoй дyшeвнoй тpaвмы.
- Пoдpaжaниe кoмy-либo. Люди, кoтopыe пpoживaют coбытия чyжoй жизни, a нe cвoeй coбcтвeннoй.
- Oдинoчecтвo и изoлиpoвaннocть. Люди, нe имeющиe дpyзeй, мoгyт пытaтьcя нaйти их в пpaктикe кoнcyльтиpoвaния.
- Жeлaниe влacти. Люди мoгyт пытaтьcя пpeoдoлeть oщyщeниe cтpaхa и бecпoмoщнocти в coбcтвeннoй жизни чepeз ocoзнaниe влacти нaд дpyгими.
- Пoтpeбнocть в любви. Чeлoвeк мoжeт cтpaдaть нapциccизмoм и пpeтeнциoзнocтью и вepить, чтo вce пpoблeмы мoгyт быть peшeны c пoмoщью пpoявлeния любви и пpивязaннocти.
- Зaмeщeниe нeдoвoльcтвa. У людeй мoжeт coхpaнятьcя нecнятoe чyвcтвo кpaйнeгo paздpaжeния, и oни мoгyт пытaтьcя дaть выхoд cвoим мыcлям и чyвcтвaм в дeвиaнтнoм пoвeдeнии cвoих клиeнтoв [5,40 ].
Oбoзнaчeнныe мoтивы, кaк пpaвилo, являютcя нeocoзнaнными y бyдyщих пcихoлoгoв, oднaкo, личнaя тepaпия влияeт нa пpopaбaтывaниe кaчecтв, cнижaющих эффeктивнocть дeятeльнocти, чтo в дaльнeйшeм cнижaeт pиcк пpичинeния вpeдa клиeнтy.
Ho, в пpoгpaммaх oбyчeния в Poccии личнaя тepaпия кaк элeмeнт oбyчeния бyдyщих пcихoлoгoв или, тeм бoлee, пcихoтepaпeвтoв нe включeнa в их пpoфeccиoнaльнyю пoдгoтoвкy. Пo нaшeмy мнeнию, этo являeтcя вaжным yпyщeниeм, пocкoлькy мнoгиe пcихoлoги пocлe oкoнчaния oбyчeния и пoлyчeния диплoмa cпeциaлиcтa (бaкaлaвpa, мaгиcтpa) нaчинaют пpaктикy в oблacти пcихoлoгичecкoгo кoнcyльтиpoвaния (пcихoтepaпии) [ 9, 194 ].
B зapyбeжнoй пcихoлoгии и пcихoтepaпии oпиcaнию личнocти cпeциaлиcтa пocвящeны мнoгиe иccлeдoвaния. Личнocть пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa paccмaтpивaeтcя пoчти вo вceх тeopeтичecких cиcтeмaх кaк вaжнeйшee и нeoбхoдимoe ycлoвиe пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти [8, 87].
Фocтep (Foster, 1996) и Гaй (Guy, 1987) paзpaбoтaли pяд пoзитивных фaктopoв, кoтopыe пoбyждaют чeлoвeкa выбиpaть пpoфeccию кoнcyльтaнтa и cпocoбcтвyют eгo пpoфeccиoнaльнoй пpигoднocти [5, 41]. Oднaкo, этoт cпиcoк нe являeтcя oкoнчaтeльным. Ha ocнoвaнии дaнных Фocтep (Foster, 1996) и Гaй (Guy, 1987) нaми были paзpaбoтaны кaчecтвa, кoтopыe oтpaжaют низкий ypoвeнь пpoфeccиoнaлизмa пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa.
Тaблицa 1.
Пoзитивныe и нeгaтивныe фaктopы, oтpaжaющиe кaчecтвa личнocти пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa.
Пoзитивныe фaктopы (Foster, 1996),(Guy, 1987) | Heгaтивныe фaктopы |
Любoзнaтeльнocть и пытливocть. Люди c тaкими кaчecтвaми cпocoбны пpoявлять ecтecтвeнный интepec к дpyгим.
| Бeзpaзличиe пo oтнoшeнию к oкpyжaющeмy миpy. Интepec к oкpyжaющим минимaлeн. Фopмaлизм. Peaкция игнopиpoвaния пepeживaний клиeнт. |
Спocoбнocть выcлyшивaть. Умeниe иcпoльзoвaть cлyшaниe в кaчecтвe cтимyлиpyющeгo фaктopa.
| Hecфopмиpoвaннocть нaвыкoв aктивнoгo cлyшaния. Кoнcyльтaнт чacтo пepeбивaeт клиeнтa, зaтpyдняeт пpoцecc фopмyлиpoвaния и выpaжeния пepeживaний клиeнтoв. |
Лeгкocть в пoддepжaнии paзгoвopa. Спocoбнocть пoлyчaть yдoвoльcтвиe oт cлoвecнoгo oбмeнa. | Тpyднocти в пoддepжaниe paзгoвopa. Oтcyтcтвиe yдoвoльcтвия oт вeдeния диaлoгa c клиeнтoм. |
Эмпaтия и пoнимaниe. Умeниe пocтaвить ceбя нa мecтo дpyгoгo чeлoвeкa, дaжe чeлoвeкa пpoтивoпoлoжнoгo пoлa или пpинaдлeжaщeгo дpyгoй кyльтype. | Hизкий ypoвeнь эмпaтии. Тpyднocти в пoнимaнии кapтины миpa дpyгoгo, пoнимaнии eгo чyвcтв, пepeживaний. |
Эмoциoнaльнocть. Эмoциoнaльныe люди cвoбoднo пpoявляют paзнooбpaзныe чyвcтвa, oт гнeвa дo paдocти. | Aлeкcитимия. Тpyднocти в выpaжeнии и пoнимaнии coбcтвeнных чyвcтв. Склoннocть к пoдaвлeнию и игнopиpoвaнию coбcтвeнных чyвcтв. B пpoявлeнии cвoeгo aффeктa peaгиpyeт cпoнтaннo. Oтcyтcтвиe cпocoбнocти к «кoнтeйниpoвaнию» чyвcтв клиeнтa. |
Интpocпeкция. Спocoбнocть видeть или чyвcтвoвaть cвoe внyтpeннee cocтoяниe. | Hизкий ypoвeнь caмoнaблюдeния, caмopeфлeкcии. Чpeзмepнaя экcтpaвepтиpoвaннocть. |
Спocoбнocть к caмoпoжepтвoвaнию. Гoтoвнocть oтлoжить coбcтвeнныe дeлa, чтoбы выcлyшaть дpyгoгo или пoбecпoкoитьcя в пepвyю oчepeдь o пpoблeмaх дpyгих людeй. | Эгoцeнтpизм, нapциccизм. Склoннocть cтaвить cвoи пoтpeбнocти вышe пoтpeбнocтeй дpyгoгo, игнopиpoвaниe пoтpeбнocтeй дpyгoгo чeлoвeкa. |
Тoлepaнтнocть к близким oтнoшeниям. Спocoбнocть пoддepживaть эмoциoнaльнyю близocть. | Стpaх эмoциoнaльнoй близocти. Hecпocoбнocть ycтaнaвливaть близкиe эмoциoнaльныe кoнтaкты. |
Кoмфopт в oтнoшeниях c влacтью. Спocoбнocть пpизнaвaть влacть, coхpaняя oпpeдeлeннyю cтeпeнь нeзaвиcимocти. | Спocoбнocть к дoминиpoвaнию, aвтopитapнocти, пoдaвлeнию дpyгoгo, пpoявлeнию влacти пo oтнoшeнию к клиeнтy. Тeндeнция к фopмиpoвaнию зaвиcимoгo пoвeдeния y клиeнтa (зaвиcимocть oт кoнcyльтaнтa). |
Чyвcтвo юмopa. Умeниe вocпpинимaть нeoднoзнaчныe cтopoны жизнeнных coбытий и видeть cмeшнoe в них.
| Чyвcтвa coбcтвeннoй вaжнocти, гopдocть. Heгибкocть мышлeния, пeccимизм. Oтcyтcтвиe эмoциoнaльнoгo здopoвья. Haличиe пcихичecких paccтpoйcтв. |
Heгaтивныe фaктopы, oтpaжaющиe кaчecтвa личнocти пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa, пpивoдят к фopмиpoвaнию диcфyнкциoнaльных oтнoшeний c клиeнтoм, кoтopыe нe пoзвoляют пpopaбoтaть зaпpoc клиeнтa, a лишь ycиливaют дeзaдaптaцию.
Baжным acпeктoм дeятeльнocти пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa являeтcя гoтoвнocть к тpyдy, чтo oтpaжaeт oпpeдeлённый ypoвeнь coциaльнoй зpeлocти личнocти [7, 62]. Тoлькo зpeлaя личнocть, oблaдaющaя coциaльнoй oтвeтcтвeннocтью, мoжeт пoмoчь peaлизoвaть pecypcы клиeнтa в oтнoшeниях c oкpyжaющими.
Тaким oбpaзoм, личнocтныe кaчecтвa пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa, oтpaжaющиe низкий ypoвeнь пpoфeccиoнaлизмa, являютcя cepьёзным зaтpyднeниeм в paбoтe. Пpeдyпpeждaющим фaктopoм нa пyти к фopмиpoвaнию нeквaлифициpoвaнных cпeциaлиcтoв являeтcя пpoфeccиoнaльный oтбop бyдyщих cтyдeнтoв-пcихoлoгoв.
Спиcoк литepaтypы
- Бpюхoвa, H.Г. Пcихoлoгичecкиe ocoбeннocти личнocтнoгo paзвития пcихoлoгoв-кoнcyльтaнтoв //Meждyнapoдный нayчнo-иccлeдoвaтeльcкий жypнaл [Элeктpoнный pecypc]. – Peжим дocтyпa: http://research-journal.org/featured/psycology/psixologicheskie-osobenosti-lichnostnogo-razvitiya-psixologov-konsultantov/
- Бpюхoвa, H.Г. Bлияниe этики пcихoлoгичecкoгo кoнcyльтиpoвaния нa paзвитиe индивидyaльнoгo coзнaния yчacтникoв кoнcyльтaтивнoгo пpoцecca/H.Г.Бpюхoвa//Bызoвы эпoхи в acпeктe пcихoлoгичecкoй и пcихoтepaпeвтичecкoй нayки и пpaктики: Maтepиaлы V Meждyнapoднoй нayч.- пpaкт. кoнф., 15-16 aпpeля 2011 г./Кaзaн. фeд. yн-т. — Кaзaнь, 2011. — 520c.
- Bacилюк ,Ф. Е. Уpoвни пocтpoeния пepeживaния и мeтoды пcихoлoгичecкoи? пoмoщи /Ф.Е.Bacилюк // Boпpocы пcихoлoгии. – 1988. – №5. – С. 27–37.
- Гaзизoвa, P.P. Пpoфeccиoнaльнaя пoзиция пcихoлoгa пo oтнoшeнию к клиeнтy/P.P.Гaзилoвa//Hayчныe пpoблeмы гyмaнитapных иccлeдoвaний. – 2012. – № 4. – С.110-115.
- Глэддинг, С. Пcихoлoгичecкoe кoнcyльтиpoвaниe /С.Глэддинг, – 4-e изд., – СПб.: Питep, 2002. – 736c.
- Дикaя, Л.Г. Сoциaльнaя пcихoлoгия тpyдa: тeopия и пpaктикa / Л.Г.Дикaя, A.Л.Жypaвлeв. – M.: Инcтитyт пcихoлoгии PAH, 2010. – 488c.
- Кopaблинa, Е.П. Ocoбeннocти пoдгoтoвки пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa к пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти / Е.П.Кopaблинa//Becтник Пpaктичecкoй Пcихoлoгии Oбpaзoвaния. – 2007. – № 4 (13). – С.61– 63.
- Maхнaч, A.B. Жизнeнный oпыт и выбop cпeциaлизaции в пcихoтepaпии /A.B.Maхнaч //Пcихoлoгичecкий жypнaл. – 2005. – т. 26. – № 5. – С. 86– 97.
- Maхнaч, A.B. Aктyaльныe вoпpocы пpoфeccиoнaльнoгo oтбopa и oбyчeния пpoфeccии «пcихoтepaпeвт» /A.B.Maхнaч // Кoнcyльтaтивнaя пcихoлoгия и пcихoтepaпия. – 2011. – № 2.– С. 192–21
- https://psynavigator.ru/publikacii/lichnostnye-kachestva-psihologa-konsultanta-vliyayuschie-na-ego-nekompetentnost
образец 2020 + Примеры навыков, качеств и опыта
Давайте разберемся, из чего состоит правильное резюме специалиста в сфере психологии. Грамотно подадим информацию о навыках, опыте, личных качествах, знании английского и достижениях психолога. Дополнительно проанализируем образец анкеты и составим сопроводительное письмо к резюме.
Чем психолог отличается от психотерапевта? Эти две специальности схожи между собой: они оказывают помощь в области психического здоровья, могут заниматься частной практикой и работать в государственных учреждениях. В чём же отличие?
Психотерапевт – врач, который диагностирует и лечит различные зависимости, фобии, депрессии. Он имеет право применять психотерапевтические приёмы, назначать лекарственные средства и антидепрессанты. Но в его компетенцию не входит лечение тяжелых психических заболеваний.
Психолог – специалист имеющий образование в сфере психологии, но в его полномочия не входит диагностика заболеваний и назначение лекарственных препаратов. Он лечит душу человека психологическими методиками и консультациями. Но если пациенту требуется медикаментозное лечение – его отправляют к психотерапевту.
Психолог в основном должен выполнять следующие обязанности:
- Проведение просветительской, коррекционной, консультационной, диагностической и психопрофилактической работы.
- Диагностика поведенческих расстройств, аномалий и девиаций, протестного и рискового поведения.
- Анализировать факторы, которые влияют на мышление и поведение пациента.
- Проводить консультации и беседы индивидуально или в группах.
- Подготавливать отчётную документацию и вести график приема.
- Консультировать руководителей при выявлении социально-психологических проблем в коллективе.
- Помогать новым или молодым сотрудникам адаптироваться в коллективе.
Профессия психолога сложная, поэтому имеет достаточно высокие требования:
- Наличие высшего профильного образования и квалификации.
- Опыт работы в консультативной форме: групповой и индивидуальной.
- Умение находить подход к любому человеку.
- Владение техниками краткосрочного и длительного консультирования.
- Грамотная, уверенная речь и хорошая дикция.
- Уверенное владение ПК и офисной оргтехникой
к содержанию ↑
# Как составить резюме психолога
Психологу с трудоустроится легче, но открытых вакансий достаточно, чтобы должность получил менее квалифицированный соискатель или студент.
Важно быстро откликаться на предложения компаний и рассылать грамотно составленные анкеты, для скорейшего получения первого опыта.
ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГОТОВЫХ АНКЕТ РЕЗЮМЕ
Идеального резюме не существует! Важно предоставить информацию, которую желает увидеть начальник – удобным для восприятия способом.
к содержанию ↑
# Ключевые профессиональные навыки и умения
Хорошему специалисту, в первую очередь, нужно уметь расположить к себе человека и создать непринужденную атмосферу для доверительной беседы. Уметь выслушать пациента, определить проблему, успокоить, посочувствовать и помочь ему исправить положение.
Важным фактором являются профессиональные навыки психолога:
- Понимание целей, методов деятельности.
- Владение инструментами психологического влияния.
- Разбираться в специфике и разных методах диагностики.
- Быть
Личностные качества психолога
Профессиональное
и личностное в деятельности психолога
очень
часто бывают тесно связаны. Трудно быть
в личностном плане
одним, а в профессиональной деятельности
совершенно другим.
Поэтому личностные качества составляют
важный фундамент
профессиональной успешности психолога..
На
пути профессионального становления
студента-психолога возможны
кризисы разочарования (Пряжников,
Пряжникова,)
в различных аспектах своего обучения
и будущей работы. Но самым
болезненным «разочарованием» становится
разочарование в
самом себе, неуверенность студента в
том, что он правильно выбрал
профессию, что из него получится психолог.
Н.С.
Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют
следующие варианты
«защит-разочарований»:
1.
Разочарование в некогда любимых
преподавателях (на
каком-то этапе студент выясняет, что
преподаватель — это обычный человек,
с обычным набором недостатков). Хотя на
первых курсах обучения
многие студенты видят (очень хотят
видеть) в них образец
совершенства и пример для подражания.
2. разочарование
в изучаемом предмете (в
отдельных психологических
дисциплинах или во всех психологии
сразу). Студент начинает
понимать, что психология, с которой он
познакомился по
популярным книгам или телепередачам,
на самом деле оказывается
не такой увлекательно-развлекательной
и вообще «скучной».
3. Разочарование
в учебном заведении, когда
студент узнает, что в других
заведениях
и преподаватели лучше («солиднее» и
«интереснее»), и
библиотеки лучше, и соцкультбыт
организован интереснее, и спортивные
соревнования, и стажировки за границей,
и КВНы, и девочки-мальчики
симпатичнее и т.п. По-своему, студент
может оказаться
прав, но, как известно, «хорошо там, где
нас нет». А творческая
позиция студента могла бы проявиться
в том, что какие-то
проблемы, например связанные с организацией
досуга и «развлечений»,
можно решить и своими, студенческими,
силами.
4. Разочарование
в перспективах дальнейшей работы.
Студент
понимает,
что скорее всего он не сможет «хорошо»
и «выгодно» устроиться
по специальности или что ему долго
придется довольствоваться
маленьким заработком, ведь, как известно,
психологи много не зарабатывают,
особенно в условиях рыночной
экономики
(Пряжников,
Пряжникова, 2001,
с. 414—415).
Какие
личностные качества побуждают людей
заниматься психологией?
Владимиру Мих
Бехтереву приписывают фразу: «Психологи
— с психинкой, неврологи — с нервинкой».
Примеров такого рода хватает:
близорукие занимаются зрением, социальные
психопаты — нравственной
регуляцией поведения, люди, неоднократно
состоявшие
в браке, изучают психологию брака и
семьи, а поэты-неудачники
изучают психологию творчества. С одной
стороны, кажется,
этому есть примеры. Ч. Дальтон открыл
явление цветовой слепоты
— неразличения красного и зеленого
цветов (дальтонизм). В то же время он сам
имел этот дефект. 3. Фрейд, по воспоминаниям
близких ему людей, был сексуальным
невротиком. С другой стороны. Ф. Гальтон,
занимавшийся проблемой способностей,
был гением,
а уровень интеллекта «самого» Пиаже
был исключительно
высок (Дружинин,
2001,
с. 31). Выбор той или иной области психологии
может быть обусловлен, по мнению В.Н.
Дружинина либо «избытком», либо
«недостаточностью» какого-либо
«психического
качества» у человека. Возможно, чувство
дезадаптации ощущение своей непохожести
на других людей и побуждает человека
к занятиям психологией. Как было показано
А. Адлером, комплекс неполноценности
является источником активности во
многих сферах
человеческого творчества.
По
мнению В.Н. Дружинина, чувство
непохожести на других неприспособленность
душевного склада некоторых людей к
миру, связанная с желанием эту дисгармонию
преодолеть, часто приводит их
к занятиям психологией (Дружинин,
2001,
с. 31).
Мир
другого человека для психолога является
загадкой. Он
не приписывает
свой внутренний мир другому человеку,
не опирается на привычный обыденный
опыт, а каждый раз относится к психике
другого как загадке, разгадку которой
нужно найти самому. Душеведческая
направленность ума — результат его
жизни, порожденный необычностью
внутреннего мира, неадаптированностью
к внешнему миру, чувствительностью к
состояниям и поведению другого
и стремлением эту неадаптированность
преодолеть рациональными
методами, путем исследования особенностей
психики других
людей. Отсюда психологам
присуща терпимость, снисходительность
к людям, поскольку изначально они
допускают возможность различных,
нестандартных форм поведения, мыслей,
переживаний (Дружинин,
2001,
с. 32).
Р.
Кеттел с коллегами проводил исследование
личностных качеств,
которые отличают психологов-исследователей
от психологов-практиков.
С
помощью 16-факторного опросника, который
позволял построить
их «профессиональные портреты», изучалась
зависимость эффективности
их профессиональной деятельности от
личностных
черт.
Эта зависимость
выразилась в следующих формулах:
Для психолога-практика:
Эфф. =
0,72А+0,29В+0,29Н+0,29N
Для
психолога-исследователя:
Эфф. = 0,31А+0,78В+0,47N
где А — «готовность
к контактам», N — «умение поддерживать
контакт», В — «общая интеллектуальность»,
Н — «ненасыщаемость кон тактами с
другими людьми».
Психолог-практик
нуждается
в человеческом общении, люди ему не
надоедают, а контакты с ними никогда не
утоляют жажду общения.
Для успеха его профессиональной
деятельности это важные I
факторы.
Психологи-исследователи
не
любят интенсивное общение, и соответствующие
факторы мало влияют на успех их
профессиональной
деятельности. В то же время «общая
интеллектуальность» оказывается
очень важным для них фактором.
Таким
образом, есть основания полагать, что
существует
как сходство,
так и различие в личностных качествах,
важных для таких видов деятельности
психолога, как научные исследования и
практическая
психологическая работа.
К.А.
Рамуль утверждает, что для
каждого ученого, в том числе и психолога,
необходимы следующие черты личности:
1)
энтузиазм по отношению к работе и ее
задачам;
прилежание
— способности и наклонности к
продолжительному и
усидчивому труду; дисциплинированность;
способность
к критике и самокритике; беспристрастие;умение
ладить с людьми
Эмпирических
исследований, посвященных этой теме,
пока немного (Аминов,
Молоканов, 1992;
Молоканов,
1995),
Анализ
литературы, проведенный Т.А. Верняевой
и ее эмпирическое
исследование (Верняева,
1997,
с. 48), показали, что для
психолога-исследователя
необходимы те
же общие свойства личности которые
необходимы для ученых любой фундаментальной
науки! Специфика
заключается лишь в выраженности
коммуникативных качеств, что связано
с общей установкой психологов на изучение
человека.
В силу того, что в большинстве
исследовательских ситуаций
в психологии требуется взаимодействие
психолога-исследователя
и испытуемого, они оказываются абсолютно
необходимы,
Большое
знание для практического психолога
имеют коммуникативные
качества его личности: умение
понимать других людей и психологически
корректно воздействовать на них. Психолог
должен
уметь работать с людьми, разбираться в
характерах, обладать не только
психологическими знаниями, но и
психологической интуицией.
Коммуникативными качествами психолога,
важными для его
профессиональной деятельности, можно
считать привлекательность,
общительность, тактичность, вежливость,
умение слушать и понимать
другого человека. В целом комплекс этих
качеств часто называют
«талантом общения». Структура
«таланта общения» включает
в себя 5 блоков качеств личности:
1)
способность к полному и правильному
восприятию объекта, наблюдательность,
быстрая ориентация в ситуации;
2)
способность к пониманию внутренних
свойств и особенностей объекта,
проникновение в его духовный мир,
психологическая интуиция,
основанные на глубокой общей эрудиции
и гуманистической
направленности;
3)
способность к сопереживанию, эмпатия,
сочувствие, доброта и уважение
к человеку, готовность помочь;
4)
способность к самоанализу, интерес к
собственной личности и личности
других людей;
5)
способность управлять самим собой и
процессом общения, умение
быть внимательным, умение слушать,
тактичность, умение
устанавливать контакт, вызывать доверие,
обладание чувство
юмора
Для
психолога важны определенные эмоциональные
свойства личности, в частности,
непринужденность, естественность и
искренность
в общении, устойчивость к стрессу,
эмоциональная стабильность.
К числу необходимых личностных проявлений
практического
психолога относят способность к эмпатии
(сопереживанию),
умение понять состояние клиента. Однако
важно и умение
сохранять некоторую дистанцию. При
несоблюдении этого психогигиенического
правила у психолога может возникнуть
синдром
сгорания и коммуникативной перегрузки.
К
значимым волевым качествам относятся
настойчивость, терпеливость,
самообладание, уверенность, необходимые
для успешной
работы психолога-консультанта. В
противном случае он не заслужит
доверия клиента.
В
то же время важно, когда у психолога
отсутствует чрезмерная самоуверенность
и вера в непогрешимость своих
психологических выводов.
Нетактичность психолога проявляется
в его склонности приписывать
своей профессии сверхзначимость и
исключительность. Демонстративность
поведения и самолюбование психолога
отталкивает
клиента.
Психолог
должен иметь адекватную самооценку,
понимать индивидуальные
особенности своей личности, свои
способности, сильные
и слабые стороны характера. Каждому
психологу важно знать
меру своей некомпетентности. Это
стимулирует к саморазвитию.
Необходимо понимать возможные пути и
способы компенсации
собственных личностных недостатков.
В
профессиональной деятельности психолог
не может быть успешным
во всем. Не все методы и приемы работы
получаются одинаково
хорошо. Не ко всем видам деятельности
проявляется интерес и
склонность. Поэтому психологу необходимо
формировать индивидуальный стиль
профессиональной деятельности с учетом
своих индивидуальных
личностных особенностей.
Бюро статистики труда США
Промышленно-организационные психологи применяют психологические исследования и методы к проблемам на рабочем месте.
Психологи изучают когнитивные, эмоциональные и социальные процессы и поведение, наблюдая, интерпретируя и записывая, как люди относятся друг к другу и к своему окружению. Они используют свои выводы, чтобы помочь улучшить процессы и поведение.
Обязанности
Психологи обычно делают следующее:
- Проведение научных исследований поведения и функций мозга
- Наблюдать, опрашивать и опрашивать людей
- Выявление психологических, эмоциональных, поведенческих или организационных проблем и диагностика расстройств
- Исследование и выявление поведенческих или эмоциональных моделей
- Тест на шаблоны, которые помогут им лучше понять и предсказать поведение
- Обсудить решение проблем с клиентами
- Пишите статьи, исследовательские работы и отчеты, чтобы делиться выводами и обучать других
- Наблюдать за интернами, врачами и консультантами
Психологи стремятся понять и объяснить мысли, эмоции, чувства и поведение.Они используют такие методы, как наблюдение, оценка и эксперименты, для разработки теорий о убеждениях и чувствах, которые влияют на людей.
Психологи часто собирают информацию и оценивают поведение с помощью контролируемых лабораторных экспериментов, психоанализа или психотерапии. Они также могут проводить тесты личности, работоспособности, способностей или интеллекта. Они ищут модели поведения или взаимосвязи между событиями и используют эту информацию при проверке теорий в своих исследованиях или при лечении пациентов.
Ниже приведены примеры типов психологов:
Клинические психологи оценивают, диагностируют и лечат психические, эмоциональные и поведенческие расстройства. Клинические психологи помогают людям решать самые разные проблемы — от краткосрочных личных проблем до тяжелых хронических состояний.
Клинические психологи обучены использовать различные подходы для оказания помощи людям. Хотя стратегии обычно различаются в зависимости от специальности, клинические психологи часто проводят интервью с пациентами, проводят диагностические тесты и проводят индивидуальную, семейную или групповую психотерапию.Они также разрабатывают программы изменения поведения и помогают пациентам реализовать их конкретную программу. Некоторые клинические психологи сосредотачиваются на определенных группах населения, таких как дети или пожилые люди, или на определенных специальностях, таких как нейропсихология.
Клинические психологи часто консультируются с другими специалистами в области здравоохранения относительно лучшего лечения для пациентов, особенно лечения, включающего прием лекарств. В настоящее время только Айдахо, Иллинойс, Айова, Луизиана и Нью-Мексико позволяют клиническим психологам прописывать пациентам лекарства.
Психологи-консультанты помогают пациентам справляться с проблемами и понимать их, в том числе дома, на рабочем месте или в обществе. Посредством консультирования эти психологи работают с пациентами, чтобы определить их сильные стороны или ресурсы, которые они могут использовать для решения проблем. Для получения информации о других консультационных занятиях см. Профили семейных и семейных терапевтов , наркозависимых, поведенческих расстройств, а также консультантов по психическому здоровью и социальных работников .
Психологи развития изучают психологический прогресс и развитие, которые происходят на протяжении всей жизни. Многие психологи развития сосредотачиваются на детях и подростках, но они также могут изучать старение и проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди.
Судебные психологи используют психологические принципы в системе правосудия и уголовного правосудия, чтобы помочь судьям , адвокатам и другим специалистам в области права понять психологические аспекты конкретного дела.Они часто дают показания в суде в качестве свидетелей-экспертов. Обычно они специализируются на рассмотрении семейных, гражданских или уголовных дел.
Промышленные и организационные психологи применяют психологию на рабочем месте, используя психологические принципы и методы исследования для решения проблем и улучшения качества трудовой жизни. Они изучают такие вопросы, как производительность на рабочем месте, стиль работы руководства или сотрудников, а также моральный дух сотрудников. Они также помогают руководителям высшего звена , менеджерам по обучению и развитию, и специалистам по обучению и развитию с планированием политики, отбором или обучением сотрудников и организационным развитием.
Психологи-реабилитологи работают с людьми с ограниченными физическими возможностями или пороками развития. Они помогают улучшить качество жизни или помогают людям адаптироваться после серьезной болезни или несчастного случая. Они могут работать с физиотерапевтами и учителями для улучшения здоровья и результатов обучения.
Школьные психологи применяют психологические принципы и методы к расстройствам образования и развитию.Они могут решать проблемы обучения и поведения учащихся; разрабатывать и внедрять планы производительности и оценивать результаты; и консультировать студентов и их семьи. Они также могут проконсультироваться с другими школьными специалистами, чтобы предложить улучшения в преподавании, обучении и административных стратегиях.
Некоторые психологи становятся учителями высшей школы или учителями средней школы .
.
Психолог-реабилитолог: Профиль | Требования
Что такое реабилитационная психология?
Психология реабилитации фокусируется на оказании помощи людям с когнитивными проблемами, нарушениями развития, психосоциальными проблемами и другими хроническими физическими и психическими заболеваниями, чтобы справиться с их инвалидностью, чтобы вести как можно более нормальный образ жизни. Основная проблема связана с реабилитацией в социальной, эмоциональной сферах и сферах, связанных со здоровьем. Другими приоритетными направлениями являются максимальное повышение благосостояния клиентов и повышение уровня независимости.
Как и в других областях психологии, реабилитационная психология обширна как с точки зрения предоставляемых услуг, так и с точки зрения обслуживаемых клиентов. Психология реабилитации включает в себя клиническую практику, консультации, разработку политики и защиту, и это лишь некоторые из них. Клиенты могут варьироваться от людей, больных СПИДом или другими опасными для жизни заболеваниями, до людей с травмами спинного мозга, и заканчивая зависимыми от наркотиков или алкоголя.
Каков характер работы психолога-реабилитолога?
Психологи-реабилитологи заботятся о том, чтобы помочь людям с хроническими заболеваниями или инвалидностью справиться с умственным и физическим перенапряжением, связанным с их инвалидностью.Психологи-реабилитологи могут работать с населением в целом, лечить людей с широким спектром проблем, связанных с их общим физическим или психическим здоровьем. Однако многие психологи-реабилитологи также специализируются в определенной области и работают только с клиентами, которые соответствуют определенным критериям, такими как жертвы домашнего насилия или ветераны вооруженных сил.
Основная обязанность психологов-реабилитологов — оценивать клиентов, определять причину и характер трудностей, с которыми они сталкиваются, и рекомендовать пути для достижения оптимального функционирования.Психологи-реабилитологи делают это разными способами. Они могут наблюдать за клиентами, когда они выполняют повседневные задачи, проводить интервью с клиентом, его или ее друзьями и семьей, а также проводить обследования для выявления расстройств, влияющих на их психическое, эмоциональное, когнитивное или социальное функционирование.
После того, как психолог-реабилитолог оценил клиента и поставил ему диагноз, он переходит к разработке курса лечения. Лечение может быть предоставлено несколькими способами:
- Консультирование — индивидуальная или групповая терапия может проводиться для того, чтобы помочь клиенту развить социальные или эмоциональные навыки, способствовать личностному росту или решить нерешенные проблемы психического здоровья, такие как депрессия или тревога.
- Лечение наркозависимости — могут быть рекомендованы стационарные или амбулаторные услуги, чтобы помочь клиенту преодолеть свою зависимость и начать восстанавливать испорченные отношения.
- Координация услуг — Работая с физиотерапевтами и эрготерапевтами, логопедами, профессиональными консультантами и другими поставщиками услуг, психологи-реабилитологи часто помогают объединить различные услуги, в которых нуждается клиент, чтобы сделать позитивные шаги вперед в своей жизни.
То, как психологи-реабилитологи выполняют эти обязанности, зависит от их клиентуры и среды, в которой они работают. Как упоминалось выше, некоторые психологи-реабилитологи работают в узкоспециализированных областях, поэтому психолог, работающий с ветеранами, будет иметь совершенно другой метод ухода и взаимодействия со своим клиентом, чем психолог, который работает исключительно с детьми с ограниченными возможностями развития.
Каковы перспективы трудоустройства психолога-реабилитолога?
По данным Бюро статистики труда (BLS), в период с настоящего момента до 2028 года ожидается, что область реабилитационной психологии будет расти быстрее, чем в среднем, на 10 процентов.Рабочие места в этой области растут такими быстрыми темпами, в основном из-за старения населения, что требует повышенного уровня реабилитационных услуг для поддержания хорошего качества жизни. Другие группы, такие как ветераны, люди с физическими недостатками и психически больные, также являются обычными потребителями услуг реабилитационной психологии, что обеспечивает дополнительный рост рабочих мест в этой области.
Крупнейшим работодателем для психологов-реабилитологов является индустрия услуг по профессиональной реабилитации.Фактически, почти 10 процентов всех психологов-реабилитологов работают в этой специализированной области. Жилые учреждения, например, для людей с умственными или физическими недостатками, также являются основными работодателями реабилитационных психологов. Ожидается, что спрос на психологов-реабилитологов в этих отраслях будет оставаться достаточно высоким и представляет собой самые большие возможности для трудоустройства в этой области.
Сколько зарабатывает психолог-реабилитолог?
Реабилитационная психология — одна из малооплачиваемых специализаций в этой области.По данным BLS, средняя годовая зарплата консультантов по реабилитации составляет 35 950 долларов. Рабочие из 10 процентов беднейших слоев населения, например новички с небольшим опытом или без опыта, зарабатывают менее 23 820 долларов в год. Однако люди с ученой степенью, например, со степенью магистра или доктора, а также работники с многолетним опытом работы в этой области могут рассчитывать на заработок в 10% лучших, что составляет чуть менее 60 000 долларов в год.
Отрасль, в которой человек работает, также сильно влияет на заработную плату.Психологи-реабилитологи, работающие в социальных службах, зарабатывают в среднем чуть более 30 000 долларов в год. Это отчасти отражает нехватку финансирования для организаций социального обслуживания. И наоборот, государственные правительственные учреждения платят намного лучше, в среднем 63 790 долларов в год.
Какая степень требуется для психолога-реабилитолога?
Как и в большинстве областей психологии, чем выше образование у человека, тем он лучше, потому что по мере повышения уровня образования у него появляется больше возможностей трудоустройства.Фактически, в некоторых штатах требуется, чтобы психологи-реабилитологи имели докторскую степень, что затрудняет трудоустройство некоторых магистров.
Докторантура может быть принята только после завершения обучения в бакалавриате и аспирантуре. Настоятельно рекомендуется получить степень бакалавра по психологии или социальной работе, так как обе они сосредоточены на базовых навыках и знаниях, которые потребуются будущим психологам для оказания эффективных услуг своим клиентам. После получения степени бакалавра предлагается программа магистра психологии или консультирования.Эти программы могут длиться от трех до пяти лет, в зависимости от количества необходимых кредитов. Часто также существует компонент стажировки, для которого от студента может потребоваться выполнение более 1000 часов работы под руководством.
Программы докторантуры могут длиться от пяти до семи лет. Основное внимание в докторантуре уделяется оригинальным исследованиям. Также требуется защита диссертации. Перед началом профессиональной практики дополнительно требуется обучение на рабочем месте в форме стажировок и докторантуры.
Сертификат психолога-реабилитолога можно получить через Американский совет реабилитационной психологии. Сертификат можно получить, выполнив соответствующие образовательные требования и сдав экзамен. Поддержание сертификации требует постоянного профессионального развития. Надзорные советы на уровне штата определяют лицензионные требования. Также требуется сдача письменного экзамена, и, как и в случае с сертификацией, требуются кредиты для продолжения образования для сохранения лицензии.
Какие профессии в реабилитационной психологии?
Этот раздел психологии допускает множество вариантов карьеры. Психологи-реабилитологи часто работают в больницах неотложной помощи, помогая людям с серьезными травмами и заболеваниями. Кто-то в этой области в такой больнице поможет справиться с неизлечимой онкологией, будет рядом с кем-то, кто борется с глаукомой, из-за которой он ослепнет, или поможет своим семьям справиться с ними вместе.
Другие варианты карьеры включают работу в реабилитационных центрах или кабинетах физиотерапии.В центрах реабилитации наркоманов психолог-реабилитолог помогал пациентам справиться с абстинентным синдромом, трудностями преодоления зависимости и учил их, как снова жить «нормальной» жизнью, без психоактивных веществ. В физиотерапевтическом центре психолог-реабилитолог может помочь проконсультировать звездного легкоатлета, который сломал ногу и не может участвовать в национальном чемпионате.
Психолог-реабилитолог может помочь человеку, страдающему параличом нижних конечностей, научиться действовать в повседневной жизни, оказывая при этом эмоциональную поддержку на протяжении всего путешествия.
Дополнительная литература
Дополнительные ресурсы
.
Клинический психолог | Узнайте о требованиях к образованию и работе
Проводить исследования
- Ассистент анестезиолога
- Бихевиорист
- Биохимик
- Техник по биомедицинскому оборудованию
- Консультант по парам
- Дерматолог
- Медсестра по диализу
- Техник по диализу
- Эпидемиолог
- Администратор здравоохранения
- Больница CNA
- Больничный переводчик
- Госпиталист
- Медсестра по родам
- Техник по лазерной эпиляции
- Лазерный техник
- Медсестра
- Медицинская приемная
- Техник медицинской документации
- Медицинский техник
- Техник МРТ
- Врач-натуропат
- Медсестра отделения интенсивной терапии
- Практикующая медсестра
- Медсестер
- Врач акушер-гинеколог
- Ассистент производственной терапии
- Техник в операционной
- Детский физиотерапевт
- Перфузионист
- Фармацевтический торговый представитель
- Психологическое образование
- Радиолог
- Техник-радиолог
- Медсестра
- Сонографист
- Спортивный врач
- Консультант по злоупотреблению психоактивными веществами
- Техник УЗИ
- Технолог УЗИ
.
Дом | Психолог
Чему Improv, Ubuntu и Covid-19 научили меня о лидерстве
Дэвид Мерфи, президент Британского психологического общества в 2019-2020 годах, выступил с президентским посланием на онлайн-конференции.
В обращении Дэвида Мерфи как уходящего президента Общества (полностью доступно на канале BPS на YouTube) он изложил принципы, усвоенные во время «извилистого, невероятного пути» к офису… а также то, как он применял их на практике на протяжении всей жизни. год.
Я непрерывно служил на добровольных началах в BPS более 20 лет, поэтому посетил изрядное количество президентских обращений, хотя я никогда не думал, что буду давать такое сам. Я также никогда не мог понять, почему его оставили до конца срока полномочий президента. Однако, когда я готовил свой адрес, пенни упал. К тому времени, когда президент подходит к кафедре конференц-зала (или, в моем случае, к веб-камере!), Он уже целый год произносит свое обращение своими действиями.Эти несколько слов — всего лишь код. По словам Марка Твена: «Действия говорят громче слов, но не так часто».
Если вы видели, как я доставлял адрес, сидя в одиночестве в маленькой коробке в углу экрана вашего компьютера, или если вы читаете эти слова сейчас, вы можете подумать, что каким-то образом я добрался до этого высокого места исключительно в результате мои собственные усилия. Действительно, лидеры нередко сами горячо верят в этот миф.
Слишком часто вынимают отрывок из чьей-либо жизни и рассматривают его изолированно, но это дает искаженную картину.Прежде чем начать свое выступление, я вернулся к некоторым из многих людей, которые разделяют любые достижения «моего» президентского года. Во-первых, моя мама, которая всегда демонстрировала доброту и заботу о других, несмотря на тяжелую борьбу с
.