Проективные тесты. Узнать о себе больше
Одна из великих загадок, занимающая человечество уже несколько столетий – улыбка Моны Лизы Леонардо да Винчи. Кто-то видит в ней саму нежность и доброту, другим она кажется ироничной усмешкой, а третьим – хитрой ухмылкой. Каждый находит в улыбке Джоконды что-то свое.
А Вы? Какие у Вас возникают ощущения, мысли, когда Вы смотрите на картину мастера? Как Вы думаете, что скрывает героиня портрета за своей загадочной улыбкой? Смех, нежность, любовь, иронию, спокойствие, скорбь, скуку? Что-то еще?
Будет ли когда-либо найден ответ на вопрос: какая эмоция на самом деле прячется за улыбкой Моны Лизы? Да и так ли это важно? Наверное, нет, поскольку произведение Леонардо потому и живет так долго, занимая умы миллионов людей, что позволяет огромное множество интерпретаций.
Вот вам и пример спонтанной – назовем это так – проективной методики. Как известно, что бы человек ни говорил, он говорит о себе. Данный психологический феномен, говоря упрощенно, взят за основу метода проекции.
Что такое проективные тесты
Согласно «Большому психологическому словарю», проективные тесты – это «группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т.п. Начало применения проективных тестов было положено немецким психиатром Эмилем Крепелином (1856–1926) в его методике свободных ассоциаций.
Ответы на задания проективных тестов (в отличие, например, от тестов интеллекта) не могут быть альтернативными (правильно – неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель проективных тестов относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него впечатление о себе. Для проективных тестов характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Многие практикующие психодиагносты считают, что обычные психометрические требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность), не применимы к проективным тестам».
Иными словами, человеку предлагается выполнить некое творческое задание – истолковать смысл увиденного на картинке, дописать диалог изображенных на рисунке людей, самому нарисовать что-то. И по тому, как именно испытуемый это задание выполняет, психолог делает выводы об особенностях его текущего состояния либо привычном способе реагирования на фрустрирующие ситуации, а также другие индивидуальные свойства личности.
Таким образом, проективные тесты подразделяются на несколько групп.
К первой относятся конститутивные тесты. Методика заключается в следующем. Человеку показывают десять симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс и предлагают пофантазировать на тему: «что бы это могло быть», «что это напоминает». Каждое «пятно» служит стимулом для свободных ассоциаций. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его личности. К этой группе относится тест Роршаха, известный также под названием «Пятна Роршаха».
Вторая группа – это интерпретативные тесты. Здесь человеку предлагаются черно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в различных бытовых ситуациях. Психолог просит тестируемого дать собственную интерпретацию того, что на них изображено, придумать небольшой рассказ о героях каждого рисунка. По такому принципу построен тест тематической апперцепции (ТАТ). Основные вопросы, на которые должен ответить клиент в своем 4-минутном повествовании: что происходит? что привело к этой ситуации? На основании рассказа делается вывод о внутренних переживаниях человека и восприятии им окружающей действительности.
Третья группа – экспрессивные тесты – позволяют человеку раскрыть свой внутренний мир при помощи самостоятельно сделанных рисунков на заданную тему. Например, ему предлагается нарисовать «Дом, дерево и человека», или «Несуществующее животное», или свою семью. Причем художественная манера изображения, умение рисовать вообще – не играют здесь никакой роли. Затем психолог расспрашивает клиента о том, что тот показал на своем рисунке. Скажем, если это животное, то задаются вопросы: где оно живет? чем питается? есть ли у него враги и как оно защищается от них? способно ли оно само на кого-нибудь напасть? и т.д. Кроме того, специалист обращает внимание на манеру, в которой выполнен рисунок, так как это может многое рассказать о его авторе. Сколько цветов использовано, какие линии преобладают – тонкие или жирные, четкие или расплывчатые, мягкие или жесткие – все это говорит о различных свойствах характера человека.
Четвертая группа проективных тестов – импрессивные. В них человеку предлагается выбрать из нескольких образов те, которые ему нравятся больше, и те, что, напротив, не нравятся, вызывают раздражение. К данной группе относится тест Люшера*, по результатам которого можно сделать вывод о состоянии и некоторых характеристиках испытуемого – на основе выбранных им цветовых карточек.
Наконец, еще одна группа – это аддитивные тесты. Здесь клиенту предлагается завершить небольшую историю, или предложение. К примеру, это могут быть сюжеты повседневных конфликтов, знакомых каждому: «Один сосед говорит другому, протягивая ему сильно измятый листок бумаги: «»Извините, мой сын слегка испортил вашу газету, которую вы давали мне почитать». Как по-вашему, что ответит хозяин газеты?»» То, каким образом человек решает предложенные ему конфликтные ситуации, какими ответными репликами он наделяет персонажей, позволяет судить о его привычном способе реагирования на подобные обстоятельства – «качать права», либо соглашаться с чем угодно, лишь бы избежать выяснения отношений, либо искать разумный компромисс.
Проективные тесты имеют свои достоинства и недостатки. С одной стороны, они раскрывают индивидуальные стороны характера человека, его уникальность и неповторимость. В этом их безусловное преимущество перед стандартизированными психологическими опросниками. С другой – их интерпретация требует особенной тщательности, занимает довольно много времени. Поэтому они чаще всего используются в индивидуальной работе с клиентом, когда необходимо уделить внимание мельчайшим нюансам его внутреннего мира, составить как можно более подробный психологический портрет (психотерапия). В случаях же, когда такая тщательность не является столь необходимой (профориентация, определение уровня развитости интеллекта или профпригодности), используют стандартизированные тесты, которые можно быстро обработать на компьютере и получить однозначные и точные результаты.
* В качестве самодиагностики предлагаем Вам воспользоваться тестом Люшера, предоставленном сайтом tests.kulichki.com
Приятного самопознания!
Евсикова Наталья Ивановна — кандидат психологических наук, специалист по психодиагностике, научный сотрудник факультета психологии МГУ:
Проективные методы являются уникальным инструментом психолога, предназначенным для понимания мира переживаний человека. Как правило, этот инструмент не предназначен для групповой работы. Мы обращаемся к такому способу работы с человеком в рамках анализа отдельного случая, когда требуется понимание смысла событий, поиск смысла жизни, поиск связи событий.
Человеку сложно точно выразить словами то, что он чувствует. Понять собственные переживания мешает внутренний контроль, предубеждения, социальные установки, защитные механизмы. Именно в тех ситуациях, когда мы имеем дело со сложностями выражения переживания, проективные методы приносят огромную пользу.
Обращение к проективным методам обеспечивает достоверный диагностический смысл. Они показывают психологу не только проблемы человека, но их «субъективную историю». Но не менее значим и терапевтический смысл. Во-первых, во время работы с методиками, человек во многом освобождает свое внутреннее пространство, и эти переживания становятся предметом внешнего пространства, которое связывает его и психолога.
Психолог может не только интерпретировать услышанное, но и включить это в контекст общей задачи консультации. Это сложная, поэтапная и системная работа.
От самого человека работа с проективными методиками не требует специальных знаний и умений. И поэтому иногда создается впечатление, что можно легко использовать их для самопознания, без помощи психолога. Это глубочайшее заблуждение. Понимание содержания результатов применения проективных методик открыто только профессиональному сознанию. Поэтому если человек хочет действительно познать себя, осознать свои переживания, увидеть бессознательные побуждения, то необходимо обратиться к психологу.
Если Вы захотите задать вопрос Евсиковой Наталье Ивановне, пройти психодиагностику и узнать о себе больше, то можете писать по адресу: [email protected]
12. Тесты в психодиагностике: объективные тесты, тест-опросники.
Под
тестом
(англ.
test—
проба,
испытание,
проверка)
понимается
ансамбль
стандартизированных,
стимулирующих
определенную
форму
активности,
часто
ограниченных
по
времени
выполнения
заданий,
результаты
которых
поддаются
количественной
(и
качественной)
оценке
и
позволяют
установить
индивидуально-психологические
особенности
личности.
Термин
«тест»,
получивший
чрезвычайно
широкое
распространение
в
различных
областях
знания
в
смысле
испытания,
проверки,
имеет
давнюю
историю.
По
Р.
Пэнто
и
М.
Гравитц
(1972),
слово
«тест»
происходит
из
старофранцузского
языка
и
является
синонимом
слова
«чашка»
(лат.
testa
—
ваза
из
глины).
Этим
словом
обозначали
небольшие
сосуды
из
обожженной
глины,
использовавшиеся
ал-
химиками
для
проведения
опытов.
В
русском
языке
слово
«тест»
долгое
время
имело
два
значения:
1)
испытательная
присяга,
религиозная
английская
клятва,
которую
каждый
вступающий
в
общественную
должность
должен
давать,
чтобы
доказать,
что
он
не
тайный
католик;
2)
плоский
плавильный
сосуд
или
сосуд
из
выщелоченной
золы
для
выделения
олова
из
золота
или
серебра.
Близкое
современному
содержание
термин
«тест»
как
термин
психологический
получает
в
конце
XIX
в.
В
психодиагностике
известны
разнообразные
классификации
тестов.
Они
могут
подразделяться
по
особенностям
используемых
тестовых
заданий
на
тесты
вербальные
и
тесты
практические,
по
форме
процедуры
обследования
—на
тесты
групповые
и
индивидуальные,
по
направленности
—
на
тесты
способностей,
тесты
личности
и
тесты
отдельных
психических
функций,
а
в
зависимости
от
наличия
или
отсутствия
временных
ограничений
—
на
тесты
скорости
и
тесты
результативности.
Так
же
тесты
могут
различаться
по
принципам
их
конструирования.
За
последние
десятилетия
многие
известные
тесты
были
приспособлены
к
среде
компьютера
(предъявление,
обработка
данных
и
др.),
их
можно
обозначить
как
тесты
компьютеризированные.
Активно
разрабатываются
тесты
компьютерные,
изначально
конструируемые
с
учетом
возмож-
ностей
современной
вычислительной
техники.
Предложенная
нами
классификация
опирается
на
реализуемый
в
тестах
диагностический
подход.
Термин
«тест»
используется
наряду
с
другим
термином
—
методика
(иногда
—
техника).
Имеет
ли
этот
термин
содержание,
отличное
от
термина
«тест»?
Для
того
чтобы
ответить
на
этот
вопрос,
необходимо
вспомнить
о
становлении
советской
психодиагностики
в
1970-е
гг.
Слово
«тест»
в
это
время
имело
по
известным
причинам
дополнительное
негативное значение, обозначая не
только инструмент исследования, но и
его «буржуазное происхождение». Поэтому
все используемые тесты были переименованы
в методики. Сегодня нет оснований
отказываться от термина-понятия, с
которым связана вся история и нынешний
день психодиагностики. Термин
«методика» целесообразно сохранить
за нестандартизованными диагностическими
инструментами, а также теми из них,
которые, как правило, в силу претензий
на глобальную диагностику личности,
скорее не измеряют ее, а оценивают. К
таким диагностическим инструментам
в первую очередь относятся проективные
методики. Следует также учитывать
сложившуюся в русскоязычной литературе
традицию употребления термина
«опросник». Опросниками (носящий
искусственный характер термин
«тест-опросник» постепенно вышел из
употребления) называют такие
психодиагностические инструменты,
которые, в отличие от других тестов,
направлены на субъективную оценку
обследуемым самого себя или других
людей.
Тесту,
как
и
любому
другому
инструменту
познания,
присущи
особенности,
которые
в
конкретных
обстоятельствах
исследования
могут
рассматриваться
в
качестве
его
достоинств
или
недостатков.
Эффективное
использование
тестов
зависит
от
учета
многих
факторов,
из
которых
к
важнейшим
относятся:
теоретическая
концепция,
на
которой
базируется
тот
или
иной
тест;
область
применения;
весь
комплекс
сведений,
обусловленных
стандартными
требованиями
к
психологическим
тестам,
их
психометрическим
характеристикам.
Распространенные
представления
о
«простоте»
и
доступности
тестов
не
соответствуют
действительности.
Являясь
средством
исследования
сложнейших
психических
явлений,
тест
не
может
толковаться
упрощенно
как
предложение
задания
(заданий)
и
регистрация
его
решения.
Научное
использование
тестов
возможно
лишь
при
условии
опоры
на
общепсихологические
знания,
компетентность
в
области
теории
и
практики
соответствующих
психодиагностических
исследований.
Не
менее
существенно
следование
этическим
нормам
психодиагностики.
Об
«объективных»
тестах
личности
В
области
психологической
диагностики
личности
давно
обсуждается
вопрос
о
разработке
так
называемых
объективных
тестов1.
Разработчики
объективных
тестов
стремятся
получить
с
их
помощью
«чистое»
знание
о
личности,
иначе
говоря,
те
данные
о
личности,
которые,
с
одной
стороны,
не
фальсифицированы
самим
испытуемым,
а
с
другой
стороны
—
избежали
влияния
экспериментатора,
напри-
мер
его
теоретических
предпочтений.
Классическим
определением
объективного
теста
является
то,
которое
уже
довольно
давно
предложил
Кеттелл:
«Объективный
тест
—
это
тест,
цель
которого
скрыта
от
испытуемого
(а
поэтому
результаты
не
могут
быть
фальсифицированы)
и
данные,
полученные
с
его
помощью,
могут
быть
оценены
независимо
от
лица,
проводящего
тестирование
и
интерпретацию»
(Cattell,
1957).
Стремление
получить
объективное
знание
о
личности
с
помощью
создания
соответствующих
тестов
имеет
свое
теоретическое
обоснование
и
связано
с
так
называемыми
естественно-научными
теориями
личности
Естественно-научные
(а
поэтому
признаваемые
объективными)
теории
личности
достаточно
хорошо
известны
в
психологии,
так
же
как
имена
их
создателей
и
сторонников.
Общим
для
представителей
этого
направления
является
то,
что
«объективный
критерий»,
позволяющий
описывать
личность,
всегда
обнаруживается
за
пределами
психологической
науки.
И
это
вполне
естественно,
поскольку
психология
с
позиций
представителей
естественно-научного
знания
к
«нормальным
на-
укам»
не
относится
и,
как
например
полагает
Айзенк
(Eysenck,
1993),
не
находит
признания
у
«настоящих»
ученых,
которые
отказываются
воспринимать
ее
открытия
в
качестве
заслуживающих
внимание.
Преобладающее
большинство
психо-
логических
теорий
личности,
с
точки
зрения
таких
«объективистов»,
лишено
вся-
кого
смысла,
в
них
не
предлагаются
критерии
истинности
тех
или
иных
утверждений,
они
не
согласуются
друг
с
другом.
Анализируя
современное
состояние
психологии
личности,
тот
же
Айзенк
к
недопустимым
и
непроверяемым
теориям
относит
те,
которые
были
разработаны
Фрейдом,
Адлером,
Юнгом,
Бинсвангером,
Хорни,
Салливеном,
Фроммом,
Эриксоном
и
Маслоу.
Как
видим,
список
«псевдо-
теорий»
достаточно
велик
и,
вероятно,
может
быть
без
труда
продолжен.
Основ-
ной
недостаток
этих
теорий,
по
мнению
Айзенка,
заключается
в
том,
что
они
не
соответствуют
современной
модели
естественной
науки.
Он
считает,
что
исключительно
естественные
науки
могут
быть
отнесены
к
нормальным
наукам,
поскольку
они
дают
возможность
получения
объективных,
проверяемых
результатов.
Стремление
многих
психологов
подражать
естественным
наукам
появилось
еще
на
ранних
этапах
развития
экспериментальной
психологии.
Конец
XIX
и
начало
XX
в.
характеризовались
бурным
развитием
естественных
наук,
и
становление
экспериментальной
психологии
происходит
во
многом
благодаря
проникновению
в
психологию
естественно-научного
принципа
измерения.
Экспериментальная
психология
во
всем
стремится
следовать
за
теми
областями
знания,
в
которых
были
очевидны
заметные
успехи.
Это
области
знания,
оперирующие
четкими
количественными
показателями,
полученными
благодаря
объективным
методам
исследования,
результаты
которых
кажутся
независимыми
от
исследователя.
В
психологии
личности
можно
найти
немало
теорий,
которые
испытали
влияние
естественных
наук.
Однако
наиболее
явно
влияние
со
стороны
физиологии.
Физиологические
исследования
не
только
полагались
(а
многими
исследователя-
ми
полагаются
и
сегодня!)
образцом
научности
для
психологии.
Дело
доходит
до
того,
что
«в
психологии
термин
«объективное
описание»
употребляется
в
качестве
синонима
«физиологическое
описание»,
а
«психологическое»
—
в
качестве
синонима
«субъективное»»
(В.
П.
Зинченко,
М.
К.
Мамардашвили,
1977).
Физиология
рассматривалась
и
рассматривается
в
качестве
науки,
которая
призвана
объяснять
психологические
явления.
Можно
привести
огромное
количество
примеров,
показывающих,
как
психологи
для
объяснения
изучаемых
ими
явлений
использовали
понятийный
аппарат
физиологии.
Порой
это
доходило
до
абсурда.
Например,
в
бывшем
СССР
долгое
время
существовала
традиция,
в
соответствии
с
которой
любой
соискатель
ученой
степени
d
области
психологии
был
обязан
в
своем
исследовании
раскрыть
связь
изучаемой
проблемы
с
основными
положениями
учения
о
высшей
нервной
деятельности.
При
этом
предполагалось,
что
установление
связи
между
психологическим
феноменом
и
физиологическими
переменными
устраняет
субъективизм,
свойственный
психологическим
данным.
Действительно,
порой
физиологическое
объяснение
выглядит
более
четким
и
убедительным,
чем
психологическое
и,
что
очень
важно,
является
более
простым
и
доступным
для
понимания.
Следует
заметить,
что
при
объяснении
психологических
феноменов
в
терминах,
например,
учения
о
высшей
психической
деятельности
реализовалась
своеобразная
«экономия
психологического
мышления».
Не
было
необходимости
думать
о
психологических
механизмах,
причинах
и
следствиях
того
или
иного
феномена.
Физиология
предлагала
готовые
ответы-шаблоны,
их
нужно
было
только
подобрать
применительно
к
полученным
результатам.
Это
также
в
немалой
степени
способствовало
«укоренению»
естественно-научного
объяснения
психологических
явлений.
С
одной
стороны,
не
требовалось
значительных
усилий
для
построения
собственной
системы
объяснений,
с
другой
—
достигалась
столь
желанная
объективность,
или,
скажем
точнее,
иллюзия
объективности.
Немаловажно
и
то,
что
при
обнаружении
физиологической
основы
психологического
явления
реализовался
материалистический
принцип
познания.
Наконец,
свою
роль
в
стремлении
подражать
естественным
наукам
играет
миро-
воззрение,
миропонимание
исследователя.
Мировоззрение
многих
из
тех
психологов,
которые
пытаются
избавиться
от
субъективного
(а
для
них
это
синоним
недостоверного)
в
психологии
личности,
формировалось
под
влиянием
образования,
полученного
этими
учеными
в
области
естественных
наук.
В
психологии
не
было
и
не
может
быть
единственно
правильной
теории
личности,
и
понятно,
что
естественно-научная
теория
не
устраняет
автоматически
другие
теории,
как
ошибочно
считает
Айзенк.
Каждая
теория
личности
имеет
особый
взгляд
на
природу
человека.
Согласно
этому
взгляду
определяется
методология
и
процедуры
исследования.
Необъективируемые
и
не
поддающиеся
экспериментальному
анализу
положения
в
той
или
иной
теории
не
могут
быть
причиной
того,
чтобы
объявить
эту
теорию
несостоятельной.
Современная
психология
все
еще
не
вышла
за
рамки
интуиции
в
понимании
многих
психических
явлений.
Достаточно
убедительное
доказательство
этого
суждения
—
эффективность,
на-
пример,
фрейдовской
и
адлерианской
психотерапий,
базирующихся
на
теориях,
которые
призывают
«устранить»
с
появлением
естественно-научной
парадигмы.
Развитие
идей
гуманистической
психологий,
своего
рода
антипод
естественно-научной
парадигмы,
также
подтверждение
того,
что
прогресс
достигается
за
счет
«внутренних
ресурсов».
Нельзя
не
признать
значительное
воздействие
гуманистической
мысли
на
развитие
психотерапии,
системы
психологического
консультирования.
Гуманистические
теории
личности
существенно
расширили
предметную
сферу
психологической
науки.
Пожалуй,
все
теории
личности
или
их
большинство
имеют
достаточно
возможностей
для
того,
чтобы
достичь
внутренней
валидности
и
развить
собственные
инструменты
оценки.
Естественно,
что
каждая
теория
дает
ограниченное
знание
о
личности
и
закрыта
от
данных
другой
теории.
Задача
будущего
—
не
устранение
той
или
иной
теории,
а
построение
единой
метатеории,
интегрирующей
валидные
данные
из
всех
существующих
теорий.
Споры
между
представителями
естественно-научной
парадигмы
в
психологии
личности
и
сторонниками
других
методологических
подходов
продолжаются
до-
статочно
давно.
Они
хорошо
известны,
и
нет
необходимости
анализировать
их
более
подробно.
Упомянем
только,
что
в
разное
время
эти
дискуссии
принимали
различные
формы
(экспериментальная
парадигма
против
феноменологической,
номотетический
подход
против
идиографического,
клинический
диагноз
против
статистического
и
т.
п.).
Общим
для
всех
дискуссий
было
одно.
Спор
шел
о
том,
как
в
конечном
счете
изучать
личность.
Как
подобное
любому
физическому
(биологическому)
явлению
или
как
уникальное
явление.
В
дискуссиях
на
эту
тему,
периодически
возникающих
в
психологии,
сталкиваются
в
основном
крайние
точки
зрения.
Причем
нередко
не
замечается
то,
что
в
реальности
психологической
оценки
личности
(и
на
этом
мы
остановимся
ниже)
нет
оппозиции
между
разными
способами
ее
познания.
При
разработке
большинства
методик
психологической
диагностики
их
создатели
стремились
опираться
на
теорию
измерения,
принятую
в
естествознании.
Получается
так,
что
именно
стремление
к
объективности,
точности
(по
образцу
естественных
наук)
привело
к
созданию
многих
известных
и
валидных
методик.
Это
неоспоримо.
Однако
последующее
стремление
некоторых
психологов
создать
«более
объективные
тесты»,
достичь
максимально
возможной
объективности
в
измерении
приводит
к
тому,
что
утрачивается
психологический
смысл
исследования
личности.
Погоня
за
постоянно
ускользающей
объективностью
нередко
при
водит
к
забвению
того,
что
измерение
осуществляется
не
в
физике,
а
в
области
человеческого
поведения.
Хорошо
иллюстрируют
сказанное
те
объективные
тес-
ты,
в
которых
пытаются
по
физиологическим
индикаторам
сделать
выводы
о
психологических
особенностях
личности.
При
создании
таких
«объективных»
тестов
все
больше
затруднений
приходится
испытывать
при
ответе
на
вопрос:
что
измеряется
тестом?
Воплощение
в
жизнь
одного
из
постулатов
позитивизма,
в
соответствии
с
которым
естественные
науки
дают
методологический
стандарт,
определяющий
степень
развития
и
совершенства
всех
других
наук,
оказалось
достаточно
плодотворным
для
становления
и
развития
экспериментальной
психологии.
В
то
же
время
позитивистская
исследовательская
традиция
принесла
те
методологические
установки,
которые
неприемлемы
для
изучения
человеческой
психики.
Речь
прежде
всего
идет
о
требовании
устранения
всего
субъективного
из
научного
знания.
Этот
императив
требует
от
исследователя
невозможного.
Особенности
познающего
субъекта
всегда
будут
проявляться
в
процессе
познания
и
его
результате.
Некоторые
виды
знания
существуют
только
в
субъективной
форме,
и
это
в
первую
очередь
характерно
для
психологии.
Нет
необходимости
доказывать
то,
что
требования
позитивистской
методологии
не
только
обедняют
психологию,
но
и
в
ряде
случаев
абсурдны.
Подчеркнем,
что
использование
«объективных»
методов
не
обеспечивает
объективности
даже
в
тех
науках,
которые
называют
точными.
В
связи
со
сказанным
представляет
интерес
точка
зрения
А.
Джеральда
(Gerald,
1989),
который
полагает,
что
различные
физические
теории
можно
интерпретировать
как
своеобразные
проективные
техники.
Он
утверждает,
что
понятия
квантовой
механики
отвечают
всем
характеристикам,
присущим
этим
методикам.
Теории
квантовой
механики,
предложенные
различными
учеными,
отражают
личностные
особенности
их
авторов.
Из
этого
следует
вывод:
то,
что
мы
привычно
называем
физикой,
—
конечный
материальный
продукт
аффективных
и
когнитивных
процессов,
зарождающихся
в
недрах
субъективности
человека,
а
физики-теоретики,
стремящиеся
доказать
объективность
своих
теоретических
построений,
невольно
отрицают
субъективную
реальность,
из
которой
эти
построения
возникают.
Результаты
любых
исследований
обретают
смысл
исключительно
в
рамках
концептуальных
установок
ученого.
На
каждом
этапе
работы
ученого
его
личностные
особенности,
интересы,
принадлежность
к
определенной
научной
школе
и
т.
д.
будут
влиять
на
конечный
результат.
Ни
один
эксперимент
не
может
служить
критерием
достоверности
знания.
Более
того,
дедуктивная
структура
знания,
служащая
образцом
в
естественных
науках,
эффективна
лишь
для
изучения
иерархически
организованных
объектов.
В
психологии
изучаемые
явления
существуют
в
системе
взаимных
влияний,
например,
аттитюды
влияют
на
поведение,
а
поведение
влияет
на
аттитюды
(Юревич,
1992).
Это
ставит
вопрос
о
целесообразности
использования
в
психологии
дедуктивной
структуры
знания,
предполагающей
однонаправленную
систему
детерминации.
Из
сказанного
следует,
что
парадигма
физикализма,
которой
руководствуются
при
разработке
объективных
тестов
личности,
приводит
к
результату,
прямо
противоположному
ожидаемому
—
субъективизму
в
интерпретации
полученных
данных.
Действительно,
результаты
многих
объективных
тестов
либо
с
трудом
поддаются
психологической
интерпретации,
либо
эта
интерпретация
произвольна.
Сказанное
не
означает,
что
сегодня
необходимо
отказаться
от
использования
объективных
тестов.
Необходимо
лишь
расстаться
с
иллюзией
их
объективности
и
допустить
возможность
существования
в
психологии
(находящейся
в
особом
положении
по
отношению
к
другим
наукам!)
интуиции
и
здравого
смысла
исследователя,
а
также
научности
не
только
верифицируемого,
подтвержденного
эмпирическим
опытом
знания.
Онлайн-тесты на oltest.ru: Психодиагностика — все вопросы (10/34)
Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияПсиходиагностикавопросы
136. Интерпретация результатов ТАТ по Мюррею предполагает анализ историй по схеме
• «потребность-пресс»
137. Интроверсия коррелирует с определенными акцентуациями характеров, в частности с:
• педантичностью
138. Интроверсия, как свойство темперамента, определяется как:
• внутренняя направленность, предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности
139. Информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения — это валидность …
• прогностическая
140. Ипсативное оценивание — это:
• форма оценивания ответа испытуемого в сравнении с его же показателями по другим шкалам или в прежних сеансах тестирования
141. Исследованиями установлено, что при одновременной зрительной экспозиции в течение 100 мс человек может воспринять однородных элементов
• 5-9
142. Истинный показатель может быть определен:
• как показатель, который бы получил испытуемый, если бы ему были предъявлены все возможные задания из генеральной совокупности заданий, релевантных реальному оцениваемому свойству
143. Исходит из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, который изначально представляет собой живую связь и целостность, психология
• понимающая
144. К малоформализованным методам не относится:
• анкетирование
145. К методикам конструирования относятся:
• МАР, тест мира
146. К недостаткам проективных методик следует отнести:
• недостаточную объективность процедур подсчета и интерпретации показателей
147. К стандартизированным методам не относится:
• наблюдение
148. К числу наиболее общих категорий интерпретации теста Роршаха из нижеперечисленного, можно отнести:
• детерминанты
• локализация
• оригинальность-популярность
• содержание
• уровень формы
149. К числу преимуществ наблюдения относится:
• возможность целостной оценки социальной ситуации
150. Каждый ответ испытуемого в рисуночном тесте фрустрации Розенцвейга оценивается с точки зрения двух критериев
• направления и типа реакции
Вопрос 5. Сравнить тесты, опросники и проективные методы.
Опросники
относятся к числу наиболее распространенных
диагностических инструментов и могут
быть подразделены на опросники личности
и опросники-анкеты. В отличие от тестов
в опросниках не может быть правильных
и неправильных ответов. Они лишь отражают
отношение человека к тем или иным
высказываниям, меру его согласия или
несогласия.
Опросники-анкеты
служат для получения информации о
человеке, не имеющей непосредственного
отношения к его психологическим
особенностям (например, для получения
данных об истории его жизни). Они
предполагают жестко фиксированный
порядок, содержание и форму вопросов,
четкое указание формы ответов. Ответы
могут даваться опрашиваемым наедине с
самим собой (заочный опрос) либо в
присутствии экспериментатора (прямой
опрос).
Проективные
методики направлены на измерение свойств
личности и особенностей интеллекта.
Они обладают рядом особенностей,
благодаря которым существенно отличаются
от стандартизованных методов, а именно:
1.особенностями
стимульного материала;
Отличительной
особенностью стимульного материала
проективных методик является его
неоднозначность, неопределенность,
малоструктурированность, что является
необходимым условием реализации принципа
проекции. В процессе взаимодействия
личности со стимульным материалом
происходит его структурирование, в ходе
которого личность проецирует особенности
своего внутреннего мира: потребности,
конфликты, тревогу и т. д.
2.особенностями
поставленной перед респондентом задачи;
Относительно
неструктурированная задача, которая
допускает неограниченное разнообразие
возможных ответов, — одна из основных
особенностей проективных методик.
Тестирование с помощью проективных
методик — замаскированное тестирование,
так как респондент не может догадаться,
что именно в его ответе является предметом
интерпретации экспериментатора.
Проективные методики меньше подвержены
фальсификации, чем опросники, построенные
на сведениях об индивиде.
3.особенностями
обработки и интерпретации результатов.
Существует
проблема стандартизации проективных
методик. Некоторые методики не содержат
математического аппарата для объективной
обработки полученных результатов, не
содержат норм.
Эти
методики прежде всего характеризует
качественный подход к исследованию
личности, а не количественный, как
психометрические тесты. И поэтому еще
не разработаны адекватные методы
проверки их надежности и придания им
валидности.
Онлайн-тесты на oltest.ru: Педагогическая психология
Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеПедагогическая психологиявопросы
61. Лонгитюдное обследование школьников предполагает:
• длительное повторяющееся обследование одних и тех же детей на протяжении нескольких лет
62. Метод рейтинга является разновидностью
• метода наблюдения
63. Метод, предполагающий подсчет частоты встречаемости определенных характеристик исследуемого текста — это:
• контент-анализ
64. Методика незаконченных предложений предназначена для изучения
• особенностей развития личности и ее свойств
65. Методика Э.Ф. Замбазявичене предназначена для изучения уровня и особенностей словесно-логического мышления у детей
• 7-9 лет
66. Методики, предполагающие реакцию обследуемого на неопределенную (многозначную) ситуацию, относится к:
• проективным тестам
67. Методику сочинения целесообразно использовать в период
• перехода ребенка из начального в среднее звено
68. Младший школьный возраст обучающихся в начальной школе включает период развития ребенка
• 6-10 лет
69. Набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, используется при разработке
• анкеты
70. Наиболее распространенная методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность, разработана:
• Спилбергом
71. Наличие и характер учебной мотивации школьника предполагает:
• заинтересованность в хорошей оценке
72. Наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний лежат в основе
• интеллектуальной готовности к обучению в школе
73. Направленность личности на мир внутренних объектов называется:
• интроверсиеи
74. Нарушение способности к активному приспособлению к условиям школьной среды предопределяет возникновение у школьника
• социальной дезадаптации
75. Недостатки метода рейтинга
• стремление избегать крайних оценок, тенденциозность
их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в возрастной психологии
Тест
(англ. test —
проба, испытание, проверка) —
стандартизированное, часто ограниченное
во времени испытание, предназначенное
для установления количественных или
качественных индивидуально-психологических
различий.
Существуют
разнообразные классификации тестов1.
Они могут подразделяться:
1) по
особенностям используемых тестовых
задач на тесты
вербальные и
тесты практические;
2) по формам процедуры
обследования — на тесты
групповые и
индивидуальные;
3) п о направленности
— на тесты
интеллекта и
тесты личности;
4) в зависимости от
наличия или отсутствия временных ог
раничений — на тесты
скорости и тесты
результативности;
5) тесты различаются
также по принципам конструирования,
например, в последние десятилетия
активно разрабатываются
компьютерные тесты.
Вербальные тесты
— тип тестов, в
которых материал тестовых задач
представлен в словесной (вербальной)
форме. Основным содержанием работы
испытуемого являются операции с
понятиями, мыслительные действия в
словесно-логической форме
Практические
(невербальные) тесты
— тип тестов, в
которых материал тестовых задач
представлен заданиями в наглядной форме
(например, составление фигур, дополнение
изображения, определенные действия по
образцу, составление изображения из
кубиков или перерисовывание). Считается,
что практические тесты уменьшают влияние
языковых и культурных различий на
результат исследования и особенно
хороши при изучении детей (например,
невербальная шкала теста интеллекта
Векслера — рис. 1).
Тесты групповые —
предназначены для одновременного
обследования группы испытуемых. Число
одновременно тестируемых лиц
ограничивается, как правило, возможностями
контроля и наблюдения со стороны
обследующего. Обычно максимально
допустимое количество лиц в обследуемой
группе — 20—25 человек. Важным является
строгое соблюдение условий самостоятельности
работы каждого испытуемого, исключение
возможности влияния со стороны других
тестируемых лиц (заимствование
результатов, консультирование, отвлекающие
контакты и т.п.). Такая форма обследования
для детей является более привычной, так
как напоминает естественные условия
обучения и осуществления контроля
знаний в классе, и поэтому часто
используется школьными психологами.
Следующая разновидность
тестов — индивидуально-ориентированные;
они реализуют индивидуальный подход к
диагностике психологических особенностей
и поведения испытуемого. В ходе
обследования испытуемому сначала
предъявляют задание средней трудности.
В случае правильного решения уровень
трудности повышается, а в случае ошибки
— снижается. Таким, образом, путем
предъявления относительно небольшого
количества заданий может быть достоверно
установлен точный показатель успешности
испытуемого. Как правило, тесты
конструируются на основе компьютерного
предъявления заданий с учетом индексов
трудности.
Тесты интеллекта
(лат. intellectus —
понимание, познание), или тесты общих
способностей, предназначены для измерения
уровня интеллектуального развития и
являются одними из наиболее распространенных
в психодиагностике. Первые тесты
интеллекта были созданы Ф. Гальтоном,
стремившимся охватить измерением и
числом операции ума. Заметный вклад в
развитие идей Ф. Гальтона был внесен
работами Дж. Кэттелла, положившими
начало широкому использованию умственных
тестов. В большинстве случаев в тесте
интеллекта испытуемого на специальном
бланке предлагается установить указанные
инструкцией логические отношения
классификации, аналогии, обобщения и
др. между терминами и понятиями, из
которых составлены его задачи. Иногда
задачи строятся из рисунков, геометрических
фигур и т.д.
Существуют различные
тесты интеллекта, позволяющие определить
IQ — коэффициент интеллектуальности
человека, который рассчитывается по
формуле
Широко распространен
тест Векслера, позволяющий не только
получить общий интеллектуальный
показатель для детей 4—16 лет, но также
оценить отдельно вербальный и невербальный
интеллект ребенка.
Тесты специальных
способностей
— группа
психодиагностических методик,
предназначенных для измерения уровня
развития отдельных аспектов интеллекта
и психомоторных функций, преимущественно
обеспечивающих эффективность в
конкретных, достаточно узких областях
деятельности. Обычно различают следующие
группы способностей: сенсорные, моторные,
технические (механические) и
профессионализированные (счетные,
музыкальные, скорости чтения и понимания
прочитанного и др.). Наибольшее
распространение получили комплексные
тестовые батареи способностей.
Разновидностью
тестов способностей можно считать тесты
креативности (лат.
creatio — сотворение, создание) — группа
психодиагностических методик,
предназначенных для измерения творческих
способностей личности (способности
порождать необычные идеи, отклоняться
от традиционных схем мышления, быстро
решать проблемные ситуации). Первые
тесты креативности появляются в 50-х
гг., и их развитие постепенно становится
одним из основных направлений в
современной зарубежной психодиагностике.
Наиболее известные тесты для измерения
познавательного аспекта креативности
разработаны Дж. Гилфордом с сотрудниками
(1959) и Э. Торрансом (1962). В отечественной
психологии разработана оригинальная
методика креативного поля Д.Б. Богоявленской
(1983).
Тесты личностные
— группа тестов,
направленных н а измерение неинтеллектуальных
проявлений личности. Тесты личностные
— понятие собирательное, включающее в
себя методы психодиагностики, с помощью
которых измеряются различные стороны
личности индивида: установки, ценностные
ориентации, отношения, эмоциональные,
мотивационные и межличностные свойства,
типичные формы поведения. Известно
несколько сот разновидностей личностных
тестов. Они обычно имеют одну из двух
форм: объективные тесты действия и
ситуационные тесты. Объективные тесты
действия представляют собой относительно
простые, четко структурированные
процедуры, ориентирующие обследуемого
на выполнение какой-либо задачи.
Особенностью ситуационных тестов
является помещение обследуемого в
ситуации, близкие к реальным.
Тесты достижений
направлены на
оценку достигнутого уровня развития
навыков, знаний и умений индивида, как
правило, после завершения обучения. Они
относятся к наиболее многочисленной
группе психодиагностических методик
(по числу конкретных тестов и их
разновидностей). Существуют
широкоориентированные тесты, применяемые
для оценки навыков по основным,
рассчитанным на продолжительное время
целям обучения (тесты на понимание
научных принципов, восприятие литературы
и т.д.) и комплексные тестовые батареи
общих достижений, приспособленные для
измерения интеллектуальных и практических
навыков, охватывающих универсальные
области обучения.
Другую большую
группу тестов школьных достижений
составляют
методики по конкретным учебным предметам
(достижения в чтении и математике) и
более специализированные тесты,
направленные на исследование усвоения
отдельных тем, частей учебной программы,
комплексов действий и т.д.
Тесты достижений
ориентированы на измерение степени
усвоения ключевых понятий, тем и элементов
учебной программы, позволяют соотнести
уровень достижений учащегося по предмету
в целом и по отдельным существенным его
элементам с аналогичными показателями
в классе или в любой другой выборке
испытуемых. Эта оценка носит более
объективный характер и требует меньших
затрат времени, чем традиционная школьная
оценка. Большинство тестов достижений
предназначены для учителей, а не
психологов.
Разновидностью
тестов достижений можно считать тесты
критериально-ориентированные, которые
предназначены для определения уровня
индивидуальных достижений относительно
некоторого критерия на основе
логико-функционального анализа содержания
заданий. В качестве критерия (или
объективного эталона) обычно рассматриваются
конкретные знания, умения, навыки,
необходимые для успешного выполнения
той или иной задачи. Тесты
критериально-ориентированные — методики
психологической диагностики, позволяющие
выявить, насколько испытуемый владеет
знаниями и навыками умственных действий,
которые необходимы и достаточны для
выполнения определенных классов учебных
или профессиональных заданий. Критерием
служит наличие или отсутствие этих
знаний. По своей сущности эти тесты
представляют собой инструмент обратной
связи в организации процесса обучения;
другими словами, позволяют обнаружить
при анализе результатов конкретные
недочеты умственного развития как
отдельных индивидов, так и целых групп
и наметить меры их ликвидации.
8)
Близнецовый метод в решении вопроса о
влиянии наследственности и среды на
развитие психики ребенка.
Это
один из наиболее ранних методов
изучения генетики человека, однако он
не утратил своего значения и
в настоящее время. Близнецовый
метод
был введен Ф.Гамильтоном, который
выделил среди близнецов
две группы:
•одняйцевые
(монозиготные)
•двуяйцевые
(дизиготные)
Монозиготные близнецы
при нормальном эмбриональном развитии
всегда одного пола. Дизиготные близнецы
рождаются чаще (2/3 общего количества
двоен), они развиваются из двух
одновременно созревших и
оплодотворенных яйцеклеток. Такие
близнецы могут быть и
однополые и
разнополые.
Близнецовый
метод
используется в генетике человека для
того, чтобы оценить степень влияния
наследственности
и
среды
на
развитие
какого-либо нормального или патологического
признака.
9)
Основные приемы оценки и интерпретации
результатов психологического исследования:
количественный и качественный анализ.
Количественный
контент-анализ (также именуется
содержательным) основывается на
исследовании
слов, тем и
сообщений, сосредоточивая внимание
исследователя на содержании сообщения.
Таким образом, собираясь подвергнуть
анализу
выбранные элементы, нужно уметь предвидеть
их смысл и
определять каждый возможный результат
наблюдения в соответствии с ожиданиями
исследователя.[8]
Проблема
состоит в том, что исследователь должен
предвидеть не только упоминания, которые
могут встретиться, но и
элементы их контекстуального употребления,
а для этого должна быть разработана
детальная система правил оценки
каждого случая употребления. Эта задача
обычно решается посредством пилотажа
подлежащей анализу
совокупности сообщений (то есть с помощью
выявления на материале небольшой выборки
сообщений тех типов ключевых упоминаний,
которые с наибольшей вероятностью могут
встретиться в последующем, более полном
анализе )
в сочетании с арбитражными оценками
контекстов и
способов употребления терминов.
Предпочтительнее иметь дело с наблюдениями
не одного, а нескольких исследователей.[8]
Более
трудной является задача, заключающаяся
в необходимости приписывания ключевым
упоминаниям конкретных оценок ,
— когда мы должны решить, приводится
ли данное упоминание в позитивном или
негативном смысле, «за» или «против»
интересующего нас объекта и
т. д., а также когда нам надо ранжировать
ряд упоминаний соответственно силе их
оценок
(т.е. в соответствии с тем, какое из них
самое положительное, какое следующее
за ним по положительности и
т. д.). При этом исследователь нуждается
в показателях достаточно тонких, которыми
можно было бы измерять не только
настроения политических субъектов, но
и
силу этих настроений.
Измерения
в параметрах, исследуемых в ходе
качественного
контент-анализа, поверхностно затрагивают
само содержание каждого сообщения в
отличие от детального и
внимательного обследования, необходимого
при количественном
анализе.
В результате
качественный
контент-анализ обычно более прост в
разработке и
проведении, а потому и более дешев и
надежен, чем содержательный контент-анализ.
И хотя его результаты, возможно,
удовлетворят в меньшей степени, ибо они
дают скорее набросок, чем законченную
картину сообщения, но при ответе на
конкретный исследовательский вопрос
они могут зачастую оказаться вполне
адекватными
10)
Этика психологического исследования
в возрастной психологии.
1. Неоднозначность
протекания психолого-педагогических
процессов.
2. Неповторимость.
3. Результаты
обобщенной формы.
Особенности. Конечная
цель. Этика
– причинение вреда недопустимо.
Психологический
вред в эксперименте наносится тогда,
если она наносится исследователем,
такая, какую травму в жизни испытуемый
получить не может.
Для проведения
эксперимента нужно получение добровольного
согласия испытуемого.
Конфиденциальность
– нельзя разглашать результаты
тестирования по личностным проблемам.
Осведомленность о
результатах на доступном языке, без
терминов
Определение проективного теста
и синонимы проективного теста (английский)
В психологии проективный тест — это личностный тест, разработанный, чтобы позволить человеку реагировать на неоднозначные стимулы, предположительно выявляя скрытые эмоции и внутренние конфликты. Это отличается от «объективного теста», в котором ответы анализируются в соответствии с универсальным стандартом (например, экзамен с несколькими вариантами ответов). Ответы на проективные тесты — это контент, анализируемый на предмет смысла, а не основанный на предположениях о значении, как в случае с объективными тестами.Некоторые критические замечания в отношении проективных тестов включают в себя то, что они в значительной степени полагаются на клиническую оценку, им не хватает надежности и валидности, а многие не имеют стандартизированных критериев, с которыми можно было бы сравнивать результаты, однако это не всегда так. Эти тесты используются часто, хотя научные доказательства иногда обсуждаются. Было проведено множество эмпирических исследований, основанных на проективных тестах (включая использование стандартизованных норм и выборок), особенно более установленных тестов. Критика отсутствия научных доказательств в их поддержку и их непрекращающейся популярности была названа «проективным парадоксом». [1] Проективные тесты берут свое начало в психоаналитической психологии, которая утверждает, что люди обладают сознательными и бессознательными установками и мотивациями, которые находятся за пределами или скрыты от сознательного осознания.
Термины «объективный тест» и «проективный тест» недавно подверглись критике в журнале Journal of Personality Assessment. Предлагаются более описательные «шкала оценок или меры самоотчета» и «меры свободного реагирования», а не термины «объективные тесты» и «проективные тесты» соответственно. [2]
Теория
Общая теоретическая позиция, лежащая в основе проективных тестов, заключается в том, что всякий раз, когда задается конкретный вопрос, ответ будет сознательно сформулирован и социально детерминирован. Эти ответы не отражают бессознательное или скрытое отношение или мотивацию респондента. Глубинные мотивы респондента могут не осознаваться респондентом, или респондент может не иметь возможности устно выразить их в той форме, которую требует спрашивающий.Сторонники проективных тестов подчеркивают, что неоднозначность стимулов, представленных в тестах, позволяет испытуемым выражать мысли, которые возникают на более глубоком уровне, чем ответы на явные вопросы. Проективные тесты потеряли часть своей популярности в 1980-х и 1990-х годах отчасти из-за общей потери популярности психоаналитических методов и теорий. Несмотря на это, они по-прежнему используются довольно часто.
Общие варианты
Роршах
Основная статья: Тест Роршаха
Самый известный и наиболее часто используемый проективный тест — это тест Роршаха, в котором испытуемому показывают серию из десяти неправильных, но симметричных чернильных пятен и просят объяснить, что они видят. [1] Затем ответы испытуемого анализируются различными способами, отмечая не только то, что было сказано, но и время, затраченное на ответ, на какой аспект рисунка был сделан акцент и как отдельные ответы по сравнению с другими ответами на тот же рисунок . Например, если кто-то постоянно видит изображения как угрожающие и пугающие, тестировщик может сделать вывод, что субъект может страдать паранойей.
Тест Хольцмана чернильными пятнами
Основная статья: Тест Хольцмана чернильными пятнами
Это вариант теста Роршаха.Его основные отличия заключаются в его объективных критериях оценки, а также в ограничении субъектов одним ответом на одно пятно (чтобы избежать переменной производительности ответа). Различные переменные, такие как время реакции, оцениваются для оценки реакции человека на чернильное пятно [3] .
Тематический апперцептивный тест
Основная статья: Тематический тест апперцепции
Другой популярный проективный тест — это тематический тест апперцепции (TAT), в котором человек просматривает неоднозначные сцены с людьми, и его просят описать различные аспекты сцены; например, испытуемого могут попросить описать, что привело к этой сцене, эмоции персонажей и что может произойти потом.Затем экзаменатор оценивает эти описания, пытаясь обнаружить конфликты, мотивы и отношения респондента. В ответах респондент «проецирует» свои бессознательные установки и мотивации на картинку, поэтому они называются «проективными тестами».
Тест на рисование человека
Основная статья: Тест на рисование человека
Тест «Нарисуй человека» требует, чтобы испытуемый нарисовал человека. Результаты основаны на психодинамической интерпретации деталей рисунка, таких как размер, форма и сложность черт лица, одежды и фона фигуры.Как и в случае с другими проективными тестами, этот подход очень мало продемонстрировал валидность, и есть свидетельства того, что терапевты могут приписывать патологию людям, которые просто являются плохими художниками. [1] Аналогичный класс техник — кинетический семейный рисунок.
Тест на метафору животных
Основная статья: Тест на метафору животных
Тест «Метафора животных» состоит из серии творческих и аналитических подсказок, в которых человека, заполняющего тест, просят создать историю, а затем интерпретировать ее личное значение.В отличие от обычных проективных тестов, тест на метафору животных работает как диагностическая, так и терапевтическая батарея. В отличие от теста Роршаха и ТАТ, метафора животных основана на самоанализе с помощью вопросов самоотчета. Тест сочетает в себе аспекты арт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии и инсайт-терапии, а также предоставляет теоретическую платформу для поведенческого анализа. Тест широко использовался в качестве клинического инструмента, в качестве образовательной оценки и при отборе кадров. Тест сопровождается инвентаризацией, шкалой оценки реляционной модальности, показателем самоотчета, который нацелен на конкретные способы разрешения конфликта и способы борьбы со стрессом в отношениях.Эти тесты были разработаны доктором Альбертом Дж. Левисом в Центре изучения нормативного поведения в Хамдене, штат Коннектикут, клиническом учебном и исследовательском центре.
Тест завершения предложения
Основная статья: Тесты завершения предложения
Тесты на завершение предложения требуют, чтобы подлежащее полное предложение «основано» на их собственных словах. Реакция субъекта считается проекцией его сознательного и / или бессознательного отношения, личностных характеристик, мотиваций и убеждений.
Тест компоновки изображений
Основная статья: Тест на расположение изображений
Этот психологический тест, созданный Сильваном Томкинсом, состоит из 25 наборов по 3 картинки, которые испытуемый должен выстроить в последовательность, которая, по его мнению, «имеет наилучший смысл». Однако надежность этого теста оспаривается. Например, было обнаружено, что пациенты, страдающие шизофренией, имеют более «нормальную» оценку, чем пациенты без таких психических расстройств [4] .
Графология
Менее известный проективный тест — графология или анализ почерка.Клиницисты, которые оценивают почерк, чтобы получить предварительную информацию о личности писателя, обращают внимание и анализируют организацию письма на странице, стиль движения и использование различных букв. [5]
Использование в маркетинге
Проективные методы, включая ТАТ, используются в качественных маркетинговых исследованиях, например, для выявления потенциальных ассоциаций между имиджем бренда и эмоциями, которые они могут вызвать. В рекламе проективные тесты используются для оценки откликов на рекламу.Тесты также использовались в менеджменте для оценки мотивации достижений и других побуждений, в социологии для оценки принятия инноваций и в антропологии для изучения культурного значения. Применение ответов в этих дисциплинах отличается от психологии, потому что ответы нескольких респондентов сгруппированы вместе для анализа организацией, заказывающей исследование, а не для интерпретации значения ответов, данных одним субъектом.
См. Также
Ссылки
- ^ a b c Кордон, Луис А. Пойзнер, Аннетт (2012). Клиническая графология: руководство для практикующих психиатров. Спрингфилд, Иллинойс: Charles C Thomas Publishers.
- Теодор В. Адорно и др. (1964). Авторитарная личность . Нью-Йорк: Джон Вили и сыновья.
- Лоуренс Соли и Аарон Ли Смит (2008). Проективные методы социальных наук и бизнес-исследований . Милуоки: Южнобережная пресса.
.
Проекционный тест
В психологии проективный тест — это личностный тест, предназначенный для того, чтобы позволить человеку реагировать на неоднозначные стимулы, предположительно выявляя скрытые эмоции и внутренние конфликты, проецируемые человеком на тест. Иногда это противопоставляется так называемому «объективному тесту» или «тесту самоотчета», в котором ответы анализируются в соответствии с предполагаемым универсальным стандартом (например, экзамен с несколькими вариантами ответов) и ограничиваются содержанием тест. Ответы на проективные тесты — это контент, анализируемый на предмет смысла, а не основанный на предположениях о значении, как в случае с объективными тестами. Проективные тесты берут свое начало в психоаналитической психологии, которая утверждает, что люди обладают сознательными и бессознательными установками и мотивациями, которые находятся за пределами или скрыты от сознательного осознания.
Общая теоретическая позиция, лежащая в основе проективных тестов, заключается в том, что всякий раз, когда задается конкретный вопрос, ответ будет сознательно сформулирован и социально детерминирован. Эти ответы не отражают бессознательные или скрытые установки или мотивации респондента. Глубокие мотивы респондента могут не осознаваться респондентом, или респондент может быть не в состоянии выразить их устно в той форме, которую требует спрашивающий. Сторонники проективных тестов подчеркивают, что неоднозначность стимулов, представленных в тестах, позволяет испытуемым выражать мысли, которые возникают на более глубоком уровне, чем заданные в явных вопросах, и предоставлять контент, который не может быть уловлен с помощью адаптивных инструментов, в которых могут отсутствовать соответствующие элементы. После некоторого снижения интереса в 1980-х и 1990-х годах новые исследования, предполагающие, что неявная мотивация лучше всего отражается таким образом, расширили исследования и использование этих инструментов.
Это означает, что человек структурирует неоднозначную ситуацию в соответствии с его собственными сознательными и бессознательными потребностями. Это косвенный метод — испытуемый говорит о чем-то, что спонтанно исходит от «я», без сознательного осознания или редактирования.
Снижает искушение до подделки.
Не так сильно зависит от вербальных способностей.
Отражает как сознательные, так и бессознательные черты характера.
Основное внимание уделяется клинической перспективе, а не нормативным требованиям, но нормы разрабатывались на протяжении многих лет.
С точки зрения статистической достоверности, психометрии и позитивизма, критика проективных тестов и тесты глубинной психологии обычно включают в себя: хорошо известное несоответствие между & nbsp; статистической достоверностью & nbsp; и & nbsp; клинической достоверностью. [9]
В случае клинического использования они в значительной степени полагаются на & nbsp; клиническую оценку, отсутствие & nbsp; статистической надежности & nbsp; и & nbsp; статистической достоверности & nbsp; и многие из них не имеют стандартизированных критериев, с которыми можно было бы сравнивать результаты, однако это не всегда кейс. Эти тесты используются часто, хотя & nbsp; научные данные & nbsp; иногда вызывают споры. Было проведено множество эмпирических исследований, основанных на проективных тестах (включая использование стандартизованных норм и выборок), особенно более установленных тестов. Критика отсутствия научных доказательств, подтверждающих их, и их неизменную популярность была названа «проективным парадоксом». [2]
Отвечая на статистическую критику своего проективного теста, Леопольд Сонди сказал, что его тест на самом деле обнаруживает «судьбу и экзистенциальные возможности, скрытые в наследственном семейном бессознательном и личном бессознательном, даже те, которые скрыты, потому что никогда не жили через или потому что были отклонены. Может ли какой-либо статистический метод охватить, понять и математически интегрировать все эти возможности?
Я категорически отрицаю это ». [10]
Другое исследование, однако, установило, что проективные тесты измеряют то, что не позволяют адаптивные тесты, хотя теоретически их можно объединить, продемонстрировали явную валидность этих инструментов для определенные черты личности, в особенности неявная мотивация (в отличие от самоатрибутивной или «явной» мотивации, которые являются сознательными состояниями), и то, что критика проективных инструментов, основанных на методах, используемых для отзывчивых инструментов, является просто неподходящим методом измерения.
.
Проективный тест Юридическое определение проективного теста
Для разработки TRFO были собраны восемь сборников ответов и названы «Cadernos de TRFO» (Блокноты TRFO) на основе 31 ситуации, предложенной в проективном тесте TBRFP. В каждом сборнике ответов содержалось от трех до четырех тестовых ситуаций. Аргументы в пользу использования вопросников вместо проективных тестов кажутся слабыми. С использованием результатов теста рабочей этики Projecture и результатов с видеопленки, тест таблицы непредвиденных обстоятельств хи-квадрат показал что участники Проективного теста, скорее всего, получат высокие баллы на видеокассетах.В то же время отношение руководителей интернатуры к проективным тестам было относительно позитивным, и возможности для повышения квалификации по избранным проективным тестам были ожидаемой функцией стажировки (Piotrowski & Belter, 1999; Stedman et al., 2002). Практикующие врачи чаще используют диагностические тесты и могут использовать проективные тесты. Часто их твердой целью является диагностика характера проблемы, которая касается клиента, чтобы направить клиента к подходящему человеку или провести какое-либо лечение.Психоанализ традиционно считается теорией, лежащей в основе проективных тестов, хотя, на самом деле, другие тоже внесли свой вклад. «Сначала у меня были средства собирать произведения искусства для собственного удовольствия, пока я не понял, что некоторые из моих произведений могут быть используются в качестве проективных тестов, немного похожих на тест Роршаха. Источники сообщают, что врачи проводили тест на личностные черты, психопатологический тест и проективные тесты на Tunda. В мире психологических исследований и лечения не только психологи проводят проективные тесты, которые исследуют истории рассказывают клиенты.Среди тем — ретроспективное исследование показателей Роршаха посттравматического стрессового расстройства, важность дифференциации скрытого и явного содержания в проективных тестах, оценка Роршаха родительских способностей, самовосприятие у детей, говорящих на языке кечуа из Анд, поступающих в школу с использованием теста Роршаха. метод, роль цвета в формировании ответов в детских протоколах Роршаха и нормативные данные из выборки бразильских детей в возрасте от девяти до одиннадцати лет, не являющихся больными. В данном контексте психологические или психометрические тесты включают в себя измерения интеллекта, личностные характеристики , проективные тесты и самооценки различных психологических переменных, таких как тревожность и другие.Было отмечено, что в рамках школьной психологии личностные и проективные тесты «чрезвычайно» помогают в выявлении эмоциональных расстройств (Knauss, 2001).
.