Ито индивидуально-типологический опросник (Л. Н. Собчик) общая характеристика
Оригинал
статьи находится по адресу
/tests/bank/annrtf/ito.php
ИТО
— ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
(Л.Н.СОБЧИК)
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Методика
ИТО представляет собой инструмент
исследования индивидуально-типологических
свойств. Она позволяет отнести каждого
конкретного человека к определенному
типу. В основе методики лежит разработанная
Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций,
согласно которой основу личностного
фактора составляет одна или несколько
ведущих тенденций, пронизывающих разные
уровни развития личности – от врожденных
свойств темперамента, через характер,
который формируется в процессе
взаимодействия темперамента с социальной
средой, – к зрелой личности, в которой
объединение осуществляется интегрированным
“Я” (самосознание, самооценка,
самоконтроль). Ведущие тенденции
определяют индивидуальный тип переживания,
силу и направленность мотивации, стиль
межличностного общения и познавательных
процессов.
СФЕРА
ПРИМЕНЕНИЯ
Психодиагностические
исследования личности взрослых людей
с целью профконсультации, выявления
направлений психологической помощи,
комплектования групп, самопознания и
т.п.
СТРУКТУРА
МЕТОДИКИ
Опросник
ИТО опирается на значительный опыт
автора по разработке и интерпретации
данных русской версии теста MMPI — СМИЛ.
Опросник отличается небольшим количеством
(всего 91) и простотой включенных в него
утверждений, не вызывающих настороженности
со стороны испытуемых, а также наличием
шкал достоверности (“ложь” и “аггравация”),
которые позволяют судить о том, насколько
мотивационные искажения могут повлиять
на результаты тестирования.
Время
выполнения теста — 30 минут.
ПЕРЕЧЕНЬ
ФАКТОРНЫХ ШКАЛ
ложь
(неискренность, тенденция показать
себя в лучшем свете)аггравация
(стремление подчеркнуть имеющиеся
проблемы и сложность собственного
характера)экстраверсия
(обращенность в мир реально существующих
объектов и ценностей, открытость,
стремление к расширению круга контактов,
общительность)спонтанность
(непродуманность в высказываниях и
поступках)агрессивность
(активная самореализация, упрямство и
своеволие в отстаивании своих интересов)ригидность
(инертность, тугоподвижность) установок,
субъективизм, повышенное стремление
к отстаиванию своих взглядов и принципов,
критичность в отношении иных мнений)интроверсия
(обращенность в мир субъективных
представлений и переживаний, тенденция
к уходу в мир иллюзий, фантазий и
субъективных идеальных ценностей
сдержанность, замкнутость)сензитивность
(впечатлительность, склонность к
рефлексии, пессимистичность в оценке
перспектив)тревожность
(эмоциональность, восприимчивость,
незащищённость)лабильность
(эмотивность, выраженная изменчивость
настроения, мотивационная неустойчивость,
сентиментальность, стремление к
эмоциональной вовлеченности)
На
круговой диаграмме 8 последних шкал
объединены в четыре полярные пары:
экстраверсия – интроверсия, спонтанность
– сензитивность и т.п.
Интерпретация
находится в прямой зависимости от
количества значимых ответов по 8 шкалам
(исключая шкалы “ложь” и “аггравация”):
0-1
балл – гипоэмотивность, плохое
самопонимание или неоткровенность при
обследовании;3–4
балла (норма) – гармоничная личность;5–7
баллов (умеренная выраженность) –
акцентуированные черты;8–9
баллов (избыточная выраженность) –
состояние эмоциональной напряженности,
затрудненная адаптация.
Следует
учесть, что данные интервальные границы
сформулированы автором по теоретическим
соображениям и не опираются в данном
случае на структуру статистического
распределения тестовых баллов. По этому
признаку ИТО приближается к «авторским
тестам».
Тенденции,
компенсированные полярными свойствами
(то есть антитенденциями), являются
свидетельством значительной эмоциональной
напряженности и признаком наличия
внутреннего конфликта, если показатели
выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4
баллов) это свидетельство сбалансированности
разнонаправленных свойств.
Социально-психологические
аспекты (лидерство, компромиссность и
т. д.) проявляются как акцентуированный
или дезадаптирующий стиль межличностного
поведения при выраженных показателях
(более 4 баллов) по соседствующим
типологическим свойствам.
По
шкалам “аггравация” и “ложь” можно
судить о надежности полученных
результатов:
высокие
показатели по шкале “ложь” выявляют
неискренность и тенденцию показать
себя в лучшем свете;высокие
показатели по шкале “аггравация”
выявляют стремление подчеркнуть
имеющиеся проблемы и сложность
собственного характера;если
хотя бы по одной из этих шкал набрано
более 5 баллов, данные недостоверны.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Пример
результата
(скачать
в формате MS Word, отчет для психолога).
Результаты
теста могут быть представлены в трёх
формах:
круговая
диаграмма, указывающая значения по 8
основным факторам;текстовые
интерпретации факторов;таблица
данных, в которую включены сырые баллы,
стены, процентили (процент от выборки
стандартизации).
ИСТОРИЯ
СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
Методика
ИТО разработана Л.Н.Собчик, ведущим
специалистом в области психологии
индивидуальности. Методика успешно
применяется с 1996 года и уже послужила
основой для целого ряда научно-исследовательских
и практических работ в сфере изучения
профессионально важных личностных
свойств и толерантности к стрессу на
контингенте лиц, профессиональная
деятельность которых проходит в особо
сложных и опасных условиях (милиция,
вневедомственная охрана, инкассаторы),
а также в сфере межличностной коммуникации
в рамках управленческих структур
различных профессиональных групп.
Надежность
методики подтверждена статистической
обработкой данных, полученных в результате
проведенных исследований по изучению
личностных особенностей психически
здоровых людей разного пола, возраста
и разной профессиональной направленности
(свыше 1000 наблюдений) и при обследовании
больных с пограничными (ситуативно
обусловленными) расстройствами (более
450 наблюдений).
Достоверные
связи показателей ИТО (r = +0,73) подтверждены
данными корреляционного анализа в
процессе сопоставления баллов, отражающих
степень выраженности типологических
тенденций, с данными объективного
наблюдения и результатами
психодиагностического исследования
тестами СМИЛ (MMPI), МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди)
и ДМО (Лири). Наиболее сильные связи
обнаружены по факторам “экстраверсия”,
“тревожность”, “агрессивность”,
“спонтанность” и “сензитивность” (r
= +0,84), несколько ниже показатели корреляции
по факторам “ригидность” и “лабильность”
(r = +0,68).
Инструкция:
Прочитав каждое утверждение, зачеркните
«Да» перед номером соответствующего
утверждения, если согласны с утверждением
или «Нет» если не согласны.
Ответ | Ответ | Утверждение |
Да | Нет | 1. |
Да | Нет | 2. |
Да | Нет | 3. |
Да | Нет | 4. |
Да | Нет | 5. |
Да | Нет | 6. |
Да | Нет | 7. |
Да | Нет | 8. |
Да | Нет | 9. |
Да | Нет | 10. |
Да | Нет | 11. |
Да | Нет | 12. |
Да | Нет | 13. |
Да | Нет | 14. |
Да | Нет | 15. |
Да | Нет | 16. |
Да | Нет | 17. |
Да | Нет | 18. |
Да | Нет | 19. |
Да | Нет | 20. |
Да | Нет | 21. |
Да | Нет | 22. |
Да | Нет | 23. |
Да | Нет | 24. |
Да | Нет | 25. |
Да | Нет | 26. |
Да | Нет | 27. |
Да | Нет | 28. |
Да | Нет | 29. |
Да | Нет | 30. |
Да | Нет | 31. |
Да | Нет | 32. |
Да | Нет | 33. |
Да | Нет | 34. |
Да | Нет | 35. |
Да | Нет | 36. |
Да | Нет | 37. |
Да | Нет | 38. |
Да | Нет | 39. |
Да | Нет | 40. |
Да | Нет | 41. |
Да | Нет | 42. |
Да | Нет | 43. |
Да | Нет | 44. |
Да | Нет | 45. |
Да | Нет | 46. |
Да | Нет | 47. |
Да | Нет | 48. |
Да | Нет | 49. |
Да | Нет | 50. |
Да | Нет | 51. |
Да | Нет | 52. |
Да | Нет | 53. |
Да | Нет | 54. |
Да | Нет | 55. |
Да | Нет | 56. |
Да | Нет | 57. |
Да | Нет | 58. |
Да | Нет | 59. |
Да | Нет | 60. |
Да | Нет | 61. |
Да | Нет | 62. |
Да | Нет | 63. |
Да | Нет | 64. |
Да | Нет | 65. |
Да | Нет | 66. |
Да | Нет | 67. |
Да | Нет | 68. |
Да | Нет | 69. |
Да | Нет | 70. |
Да | Нет | 71. |
Да | Нет | 72. |
Да | Нет | 73. |
Да | Нет | 74. |
Да | Нет | 75. |
Да | Нет | 76. |
Да | Нет | 77. |
Да | Нет | 78. |
Да | Нет | 79. |
Да | Нет | 80. |
Да | Нет | 81. |
Да | Нет | 82. |
Да | Нет | 83. |
Да | Нет | 84. |
Да | Нет | 85. |
Да | Нет | 86. |
Да | Нет | 87. |
Да | Нет | 88. |
Да | Нет | 89. |
Да | Нет | 90. |
Да | Нет | 91. |
Ключ
к обсчету результатов:
Ложь:
Да
16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90
Аггравация:
Да
2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 79
Экстраверсия:
Да
12, 27, 29, 42, 44, 72
Нет 14, 57, 87
Спонтанность:
Да
4, 19, 21, 34, 49, 50
Нет 6, 65, 80
Агрессивность:
Да
7, 22, 36, 37, 51, 53, 68
Нет 66, 81
Ригидность:
Да
9, 24, 26, 39, 41, 56
Нет 71, 83, 86
Интроверсия:
Да
3, 5, 33, 35, 48, 78
Нет 18, 20, 63
Сензитивность:
Да
15, 28, 43, 59, 89
Нет 11, 13, 30, 74
Тревожность:
Да
8, 23, 38. 52, 54, 69, 84
Нет 67, 82
Лабильность:
Да
10, 25, 40, 55, 58
Нет 70, 73, 85, 88
ОПРОСНИК ИНДИВИДУАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКИЙ (ИТО). Л. Н. СОБЧИК
Предназначен для исследования таких базовых свойств личности, как экстраверсия (общительность, активность), интроверсия (застенчивость, пассивность), агрессивность (стеничность, наступательность), спонтанность (раскрепощенность, предприимчивость), сенситивность (чувствительность, вдумчивость), тревожность (осторожность, сверхответственность), эмотивность (неустойчивость, демонстративность), ригидность (упорство, соревновательность). Выявляется также стиль О. и деловые качества индивида, представленные в ИТО 8 осн. параметрами: коммуникабельность, индивидуалистичность, конфликтность, компромиссность, конформность, нонконформизм, лидерство, зависимость. Методика базируется на авторской концепции целостной личности теории ведущих тенденций. В рамках этой концепции модель личности сравнима с деревом, корни к-рого уходят в почву — генетическую предиспозицию, т. е. врожденные свойства. Ствол древа личности символизирует характер, к-рый формируется в процессе взаимодействия врожденных особенностей с воспитывающим влиянием окружающей среды. Крона древа личности (ее высший уровень) охватывает сферу интересов, область профессиональной и социальной активности, иерархию ценностей человека. Согласно теории ведущих тенденций, структура личности рассматривается как замкнутая саморегулирующаяся система, в к-рой врожденные качества пронизывают древо личности от корней до его кроны. Типология индивидуально-личностных свойств и сопряженного с ними стиля межличностного поведения представляет собой основу Индивидуально-типологического опросника, в к-ром отражаются осн. закономерности саморегуляции личности. Опросник состоит из 91 утверждения, заданного от первого лица, что позволяет респонденту разбираться с особенностями своего характера как бы наедине с самим собой. Кроме того, полученные данные рассматриваются через призму показателей шкал достоверности — L (шкала лжи) и F (шкала аггравации), первая из к-рых влияет на искренность ответов, а вторая — способствует подчеркиванию имеющихся свойств характера. Полученные в результата опроса данные подсчитываются с помощью ключа. Степень выраженности каждого свойства оценивается по соответствующей шкале от 0 до 9 баллов. В сокращенном виде характеристики высоких показателей по разным шкалам интерпретируются след. образом: Интровертированность: обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей. Стремление к видам профессиональной занятости «кабинетного стиля», к ограничению круга непосредственных контактов и избеганию конфронтации с окружением. Избирательность в О. при стремлении к сохранению немногочисл. контактов. Тревожность: осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, повышенная озабоченность проблемами близких людей и собственными неудачами. Профессиональная ориентация — направленность на помощь людям: адвокат, психолог, медицинский работник, секретарь, референт, служитель религ. культа, сервисная служба, воспитатель. Сенситивность: впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив, при неудачах — легко возникающее чувство вины, стремление к избеганию конфликтов, потребность в теплых отношениях и понимании. Гуманитарная направленность профессиональных интересов: психология, филология, теософия, наука, литература. Повышенная чувствительность к воздействиям и влиянию окружающей среды. Лабильность: эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности. Склонность к занятости в сфере театрального искусства, журналистики, образования, в общественной работе, в службе быта. Экстраверсия: обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность. Преобладание мотивации достижения успеха. Стремление к профессиональной занятости, связанной с широким кругом контактов. Склонность к экзальтированности и к избыточной, неупорядоченной активности и общительности. Спонтанность: стремление к самоутверждению и независимости. Предприимчивость. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Избегание режимных форм деятельности, подчиняемого статуса. Потребность в раскрепощенной творческой самостоятельности. Агрессивность: активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов. Преобладание конкретнопрагматического стиля восприятия. Агрессивная наступательность при самореализации. Профессиональная ориентация в сфере двигательной активности, строительства, использования техники. При противодействии среды проявляется склонность к активному самоутверждению вопреки интересам окружающих, легко загораются враждебные чувства. Ригидность: инертность (тугоподвижность) установок, настойчивость, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов. Критичность в отношении иных мнений. Преобладают способности в сфере точных наук, техники, изобразительного искусства, моделирования, дизайна, разного рода ремесел, экономика, бухгалтерское дело. Если показатели по всем 8 шкалам в пределах 3-4 баллов, то это свидетельствует об эмоциональной устойчивости у личности, успешно адаптирующейся в разных условиях с широким диапазоном профессиональных возможностей, но без резко очерченного характера и эмоциональной выразительности. Ярко выраженные особенности проявляются более высокими баллами — 5-7 баллов. Показатели выше 7 баллов свидетельствуют о затрудненной социально-психол. адаптации. На основе максимальных баллов соседствующих шкал выводится стиль межличностного поведения: конфликтный, компромиссный, индивидуалистический, конформный, неконформный, лидерский и зависимый. Разные сочетания показателей шкал ИТО обрисовывают разл. характерологические паттерны. Лит.: Собчик Л. Н. Индивидуально-типологический опросник. Метод. пособие. М., 1995; Она же. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. Монография. М., 1996, 2001; Она же. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. Монография. СПб., 2003, 2005, 2007; Она же. Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство. М., 2009. Л. Н. Собчик
Смотреть больше слов в «Психологии общения. Энциклопедическом словаре»
ОПРОСНИК КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ →← ОПРОСНИК ЗАСТЕНЧИВОСТИ СТЭНФОРДСКИЙ
Индивидуально-типологический опросник л.Н.Собчик (ито)
Эта методика,
разработанная Л.Н. Собчик, несмотря на
свою лаконичность является весьма
информативной. В первую очередь, с
помощью ИТО легко определяются
типологические особенности индивида,
ведущие черты его характера. Кроме того,
она способствует выявлению спектра
наиболее подходящих каждому конкретному
обследуемому лицу видов профессиональной
деятельности и преобладающих деловых
качеств. По результатам обследования
легко понять, насколько уравновешенным
является индивид, какие особенности
его характера акцентуированы, в
благоприятной ли он находится ситуации
или дезадаптирован. Поэтому тест может
успешно использоваться в профориентации,
при отборе и расстановке кадров, в
семейном консультировании, в сфере
образования в целях индивидуализации
подхода к отдельной личности. Время
выполнения теста — 30 минут.
Инструкция.
Прочитав каждое утверждение реши верно
ли оно по отношению к тебе, согласен ли
ты с ним. Если верно, то на бланке ответов
рядом с номером, соответствующим
утверждению, поставь «+». Если оно
неверно, то поставь «-».
Я постараюсь
отнестись к исследованию ответственно
и быть максимально искренним (искренней).
У меня очень
сложный и трудный для окружающих
характер.
Я лучше справляюсь
с работой в тиши и одиночестве, чем в
присутствии многих людей или в шумном
месте.
Решая серьезные
проблемы, я, как правило, обхожусь без
посторонней помощи.
Я очень редко
заговариваю первым (первой) с незнакомыми
людьми.
Для меня важно,
что подумают другие о моих высказываниях
и поступках.
Если будет нужно,
я разрушу все преграды на пути к
достижению цели.
Я часто тревожусь
по пустякам.
В моих неудачах
виноваты определенные люди.
Для меня важно
иметь общее мнение с теми людьми, с
которыми я обычно общаюсь.
Меня мало касается
все, что случается с другими.
Мне интересны
яркие, артистичные личности.
Мне нет дела до
чужих страданий: хватает своих.
В шумной компании
я чаще всего в роли только наблюдателя.
Для меня невыносимо
наблюдать страдания других людей.
Я — человек абсолютно
правдивый и искренний.
Все мои беды
связаны с собственным неумением ладить
с людьми.
Меня часто тянет
к шумным компаниям.
Принимая важное
решение, я всегда действую самостоятельно.
Мне всегда приятно
заводить новых знакомых.
Берясь за какое-либо
дело, я не стану долго раздумывать,
прежде чем начать действовать.
Меня раздражают
люди, пытающиеся изменить мое мнение,
когда я уверен(а) в своей правоте.
Я часто волнуюсь
за близких мне людей даже без серьезного
повода.
Я не могу терпеть,
когда кто-нибудь меняет заведенный
мной порядок.
Я умею привлекать
к себе внимание окружающих меня людей.
В жизни я твердо
придерживаюсь определенных принципов.
Люблю посещать
компании, где можно танцевать или петь.
Я чрезвычайно
чувствителен (чувствительна) к изменениям
в настроении окружающих меня людей.
Я могу, не смущаясь,
дурачиться в веселой компании.
Я спокойно отношусь
к тому, что кто-то рядом переживает по
поводу своих неприятностей.
Я никогда не
поступаю как эгоист (эгоистка).
Часто бывает так,
что из-за меня у окружающих портится
настроение.
Интересные идеи
приходят мне в голову чаще, когда я один
(одна), не в присутствии многих людей.
Я могу взять на
себя ответственность за целую группу
людей для пользы дела.
Мне трудно
преодолеть застенчивость, когда нужно
говорить перед группой людей.
Мнение старших
по возрасту или положению большого
значения для меня не имеет.
Мне не трудно
заставить других людей действовать
так, как я считаю нужным.
Я так сильно
переживаю неудачи, что у меня ухудшается
самочувствие.
Я всегда бываю
упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а)
в своей правоте.
Если в компании
я не нахожусь в центре внимания, мне
становится скучно и неинтересно.
Никто не может
навязать мне свое мнение.
Мне нравится
путешествовать с разными, каждый раз
новыми попутчиками.
Я могу изменить
свое мнение под давлением окружающих.
В поезде я с
удовольствием провожу время в беседе
с соседями по купе.
Я никогда не вру.
Я никогда не
откладываю на завтра то, что следует
сделать сегодня.
Я вечно ничем
недоволен (недовольна).
Я люблю одиночество,
позволяющее мне сосредоточиться на
своих мыслях.
Я умею заинтересовать
людей и повести их за собой.
Мне нравится
командовать другими.
Я умею дать отпор
тем, кто вмешивается в мои дела.
Мне бывает неловко
за высказывания и поступки моих близких.
Мне нередко
приходилось в драке защищать свои
права.
Я испытываю чувство
вины (или даже стыда), если меня преследуют
неудачи.
Мое настроение
находится в сильной зависимости от
настроя тех, кто меня окружает.
Я добиваюсь своего
упорством и настойчивостью.
Мне часто бывает
скучно, когда вокруг все веселятся.
Мое грустное
настроение легко исправляется, если я
смотрю в кино или по телевизору комедийное
представление.
Ради сохранения
добрых отношений я могу отказаться от
своих намерений.
Я всегда придерживаюсь
общепринятых правил поведения.
Меня любят все
мои друзья.
У меня трагичная
судьба.
У меня много
близких друзей.
Я-самый несчастный
человек на свете.
Мне проще надеяться
на других, чем брать на себя ответственность,
даже если речь идет о моих проблемах.
Я стараюсь быть
таким (такой) «как все», не выделяться
среди других.
Я — человек
спокойный, уравновешенный.
Я могу долго не
реагировать на чьи-то шутки, но потом
«взорваться» гневной реакцией.
Я очень чувствителен
(чувствительна) к изменениям погоды.
Я не люблю
присутствовать на шумных застольях.
Я могу проявить
безалаберность в делах, а потом понемногу
приводить их в порядок.
Я люблю ходить в
гости.
Мне все равно, что
обо мне думают окружающие.
Я волнуюсь только
по поводу очень больших неприятностей.
Я никогда не
испытываю желания выругаться.
Я никого никогда
не обманывал(а).
Мне никто не нужен,
и я не нужен (не нужна) никому.
Я — человек
застенчивый.
Мне ужасно не
везет в жизни.
Я часто стараюсь
следовать советам более авторитетной
личности.
Я бы очень
переживал(а), если бы кого-то задел(а)
или обидел(а).
Меня ничем не
испугать.
Я часто пользуюсь
чужими советами при решении своих
проблем.
В своих неудачах
я в первую очередь виню самого (саму)
себя.
Я совершенно не
обращаю внимания на свой стиль одежды.
Я не стараюсь
планировать свое ближайшее будущее и
работу.
Когда меня зовут
в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы
мне остаться дома».
Я ничего не знаю
о личных проблемах окружающих меня
людей.
Малейшая неудача
резко снижает мое настроение.
Я никогда не
сержусь.
Я отвечал(а) на
все вопросы очень правдиво.
Опросник индивидуально-типологический (ИТО). Л. Н. Собчик
- Опросник индивидуально-типологический (ИТО). Л. Н. Собчик
- Предназначен для исследования таких базовых свойств личности, как экстраверсия (общительность, активность), интроверсия (застенчивость, пассивность), агрессивность (стеничность, наступательность), спонтанность (раскрепощенность, предприимчивость), сенситивность (чувствительность, вдумчивость), тревожность (осторожность, сверхответственность), эмотивность (неустойчивость, демонстративность), ригидность (упорство, соревновательность). Выявляется также стиль О. и деловые качества индивида, представленные в ИТО 8 осн. параметрами: коммуникабельность, индивидуалистичность, конфликтность, компромиссность, конформность, нонконформизм, лидерство, зависимость.
Методика базируется на авторской концепции целостной личности теории ведущих тенденций. В рамках этой концепции модель личности сравнима с деревом, корни к-рого уходят в почву — генетическую предиспозицию, т. е. врожденные свойства. Ствол древа личности символизирует характер, к-рый формируется в процессе взаимодействия врожденных особенностей с воспитывающим влиянием окружающей среды. Крона древа личности (ее высший уровень) охватывает сферу интересов, область профессиональной и социальной активности, иерархию ценностей человека. Согласно теории ведущих тенденций, структура личности рассматривается как замкнутая саморегулирующаяся система, в к-рой врожденные качества пронизывают древо личности от корней до его кроны. Типология индивидуально-личностных свойств и сопряженного с ними стиля межличностного поведения представляет собой основу Индивидуально-типологического опросника, в к-ром отражаются осн. закономерности саморегуляции личности. Опросник состоит из 91 утверждения, заданного от первого лица, что позволяет респонденту разбираться с особенностями своего характера как бы наедине с самим собой.
Кроме того, полученные данные рассматриваются через призму показателей шкал достоверности — L (шкала лжи) и F (шкала аггравации), первая из к-рых влияет на искренность ответов, а вторая — способствует подчеркиванию имеющихся свойств характера.
Полученные в результата опроса данные подсчитываются с помощью ключа. Степень выраженности каждого свойства оценивается по соответствующей шкале от 0 до 9 баллов. В сокращенном виде характеристики высоких показателей по разным шкалам интерпретируются след. образом: Интровертированность: обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей. Стремление к видам профессиональной занятости «кабинетного стиля», к ограничению круга непосредственных контактов и избеганию конфронтации с окружением. Избирательность в О. при стремлении к сохранению немногочисл. контактов. Тревожность: осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, повышенная озабоченность проблемами близких людей и собственными неудачами. Профессиональная ориентация — направленность на помощь людям: адвокат, психолог, медицинский работник, секретарь, референт, служитель религ. культа, сервисная служба, воспитатель. Сенситивность: впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив, при неудачах — легко возникающее чувство вины, стремление к избеганию конфликтов, потребность в теплых отношениях и понимании. Гуманитарная направленность профессиональных интересов: психология, филология, теософия, наука, литература. Повышенная чувствительность к воздействиям и влиянию окружающей среды. Лабильность: эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности. Склонность к занятости в сфере театрального искусства, журналистики, образования, в общественной работе, в службе быта. Экстраверсия: обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность. Преобладание мотивации достижения успеха.
Стремление к профессиональной занятости, связанной с широким кругом контактов. Склонность к экзальтированности и к избыточной, неупорядоченной активности и общительности. Спонтанность: стремление к самоутверждению и независимости. Предприимчивость. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Избегание режимных форм деятельности, подчиняемого статуса. Потребность в раскрепощенной творческой самостоятельности. Агрессивность: активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов. Преобладание конкретнопрагматического стиля восприятия. Агрессивная наступательность при самореализации. Профессиональная ориентация в сфере двигательной активности, строительства, использования техники. При противодействии среды проявляется склонность к активному самоутверждению вопреки интересам окружающих, легко загораются враждебные чувства. Ригидность: инертность (тугоподвижность) установок, настойчивость, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов. Критичность в отношении иных мнений. Преобладают способности в сфере точных наук, техники, изобразительного искусства, моделирования, дизайна, разного рода ремесел, экономика, бухгалтерское дело. Если показатели по всем 8 шкалам в пределах 3-4 баллов, то это свидетельствует об эмоциональной устойчивости у личности, успешно адаптирующейся в разных условиях с широким диапазоном профессиональных возможностей, но без резко очерченного характера и эмоциональной выразительности. Ярко выраженные особенности проявляются более высокими баллами — 5-7 баллов. Показатели выше 7 баллов свидетельствуют о затрудненной социально-психол. адаптации. На основе максимальных баллов соседствующих шкал выводится стиль межличностного поведения: конфликтный, компромиссный, индивидуалистический, конформный, неконформный, лидерский и зависимый. Разные сочетания показателей шкал ИТО обрисовывают разл. характерологические паттерны.
Лит.: Собчик Л. Н. Индивидуально-типологический опросник. Метод. пособие. М., 1995; Она же. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. Монография. М., 1996, 2001; Она же. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. Монография. СПб., 2003, 2005, 2007; Она же. Индивидуально-типологический опросник. Практическое руководство. М., 2009. Л. Н. Собчик
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр.
Под общей редакцией А. А. Бодалева.
2011.
- Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
- Опросник критических ситуаций
Смотреть что такое «Опросник индивидуально-типологический (ИТО). Л. Н. Собчик» в других словарях:
Людмила Николаевна Собчик — современный российский психолог, доктор психологических наук, действительный член Московской психотерапевтической академии, директор Института прикладной психологии, главный научный сотрудник ГНЦССП им. В.П. Сербского, профессор кафедры… … Википедия
Людмила Собчик — Людмила Николаевна Собчик современный российский психолог, доктор психологических наук, действительный член Московской психотерапевтической академии, директор Института прикладной психологии, главный научный сотрудник ГНЦССП им. В.П. Сербского,… … Википедия
Собчик л н индивидуальные типологические особенности. Индивидуальный типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик. Какое настроение у Вас преобладает
L Ложь = 2 балла
F Аггравация = 2 балла
I Экстраверсия = 4 баллов
II Спонтанность = 5 баллов
III Агрессивность/Стеничность = 8 баллов
IV Ригидность = 4 баллов
V Интроверсия = 5 баллов
VI Сензитивность = 7 баллов
VII Тревожность = 6 баллов
VIII Эмотивность/Лабильность = 5 баллов
Значение шкалы «ложь» равно 2 баллам, что может свидетельствовать о максимальной достоверности полученных данных. Значение шкалы «аггравация» равно 2 баллам, что также подтверждает достоверность полученных данных и отсутствие тенденции подчеркивания проблем.
Показатели, выраженные умеренно (3-5 баллов), означают акцентуированные черты К.
Социально-психологические черты проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения.
На первый план выходят следующие показатели. Агрессивность — 8 баллов, сензитивность — 7 баллов, тревожность — 6 баллов.
В связи с этим можно сделать вывод, что испытуемая — экстраверт с преобладанием правополушарных характеристик. Больше ориентирована при постижении информации на собственную интуицию.
Для К. характерно стремление к лидерству, наступательности, агрессивности, активное отстаивание своей жизненной позиции. Ей свойственна быстрота в принятии решения, определенная резкость в поведении, высокий уровень активности. Одновременно ей свойственно сочувствие к окружающим ее людям, а также участие в активной жизнедеятельности.
Также выражено стремится к самоутверждению. Реакция на стресс может проявляться не только психологически (агрессивное взаимодействие с окружением ее людьми), но и на физиологическом уровне.
У испытуемой преобладает смешанный характер реагирования: спонтанный, склонный к лидированию тревожный тип, нуждающийся в щадящей социальной нише. В межличностном взаимодействии испытуемая стремится к независимости и лидированию, но при этом ориентирована на группу, ее интересы и направление деятельности (ожидание у группы признания).
Наиболее важны две противоположные тенденции: с одной стороны — склонность к острым ощущениям, свободе от ответственности, а с другой — поиск и ожидание значимой позиции в группе, желание добиться этого.
Х х = = — —
Первый выбор: 3 5 4 1 6 2 0 7
Х х = — — —
Второй выбор: 6 5 1 4 3 2 0 7 В целом! = 4.
В качестве испытуемой — девушка К., 22 года.
Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции в первом варианте выражает потребность К. в достижении, власти, агрессивности, целенаправленности, высокой поисковой активности.
Коричневый цвет, находящийся на первом месте во втором раскладе — свидетельство стремления избегания ситуаций дискомфорта. В результате беседы выявляется факт неблагоприятной напряженной ситуации на работе. Разрешение данной проблемы потребует значительных усилий как от самой К., так и от других людей, работающих вместе с ней, привлечение которых к разрешению конфликтной ситуации необходимо, но зависит от самой К. На данном этапе эта ситуация на работе воспринимается К. как неразрешимая.
Значения 6 5 (коричневый и фиолетовый) на первых позициях во втором варианте подтверждает чувство неудовлетворенности, которое связано с неразрешенной конфликтной ситуацией на работе, и стремление к комфорту, расслаблению, желание снять напряжение конфликтной ситуации.
В результате беседы был выявлен «лидирующий» цвет — красный, поскольку именно данный цвет наиболее точно раскрывает личность К. Нахождение коричневого цвета на первом месте во втором варианте — отражение сложившейся на данном жизненном этапе негативной рабочей ситуации.
В первом варианте значения +3 + 5 как раз и характеризует повышенное возбуждение, стремление произвести впечатление, проявившееся перед началом исследования.
Сочетание 3 5 — свидетельство творческой индивидуальности личности, отличающейся самобытностью, оригинально мыслящей, со своеобразием интересов.
Во втором варианте красный цвет К. переместила в конец, что является свидетельством физической усталости, спад энергии. Это может быть связано с тем, что исследование проводилось в конце рабочего дня, и между первым и вторым выбором прошло достаточное количество времени, в течение которого К. выполняла свои служебные обязанности.
Таким образом, К. представляет собой самостоятельную, независимую, авторитарную личность, быстро принимающую решения, периодически проявляющей агрессию. Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции определяет соответствующий тип реагирования — лидерство, самоутверждение, ведущий мотив — достижение успеха, ведущая эмоция — агрессивность, позиция — мужественность.
Учитывая сложившуюся неразрешимую ситуацию на работе, выбор коричневого цвета в качестве ведущего при повторном раскладе указывает на потребность в снижении тревоги, стремление к психологическому и физическому комфорту.
Основной способ достижения цели по жизни — активный, наступательно — агрессивный, автономный. В данный период времени — это направленность на себя, обращение к физическим, жизненным потребностям. Цель субъекта — потребность в уходе от реальной ситуации, ее избегание.
Расположение синего и желтого цветов на 3, 4-й позициях подтверждает, что К. на данный момент в ситуации серьезного конфликта, которая требует взвешенности, спокойного действия.
Сочетание этих цветов усиливает представление зависимости К. от среды. Сочетание желтого и темно-синего цветов (4 1 — в первом варианте, 1 4 — во втором варианте) на третьей и четвертой позициях можно связать с зависимостью работоспособности и продуктивности К. от настроения, с эмоциональной вовлеченностью и тенденцией к перепадам настроения.
Интересным является тот факт, что в зону безразличия попадают попеременно ведущие тенденции, заменяя друг друга. Невостребованные в данный момент резервы могут использоваться в зависимости от сложившейся ситуации. Активная общественная позиция сменяется необходимостью удовлетворения личных жизненных потребностей. При этом постоянство — это не самое главное.
Нахождение зеленого цвета на 6-м месте, означает, что К. нужно, чтобы ее признавали. Она хочет всегда сохранять свои позиции и поступать по-своему, несмотря на сопротивление или противодействие. Однако оказываемое сопротивление ослабевает ее, а недостаток признания заставляет ее почувствовать, что ее достоинства не так велики. Это вызывает в ней напряжение и причиняет ей страдания из-за физической слабости, которую она испытывает на самом деле. Эти страдания могут проявляться в ощущении «сопротивления» или физического давления.
Отвергаемый зеленый цвет означает стремление освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Потеря способности к сопротивлению и настойчивости, тревога из-за возможной утраты своей репутации или своего положения, — все это приводит к такому беспокойству, что у нее вырабатывается привычка всю вину валить на других, и ее отношение к людям становится критическим, пренебрежительным.
Отвергнутый зеленый в первом варианте компенсируется красным в первой позиции (+3-2). Красный — жажда раздражения и возбуждения, и поскольку отвержение зеленого выражает состояние напряженности, ведущее к раз
Используйте индивидуально в предложении
Фразы
Меню
- Словарь
- Тезаурус
- Примеры
- Фразы
- Цитаты
- Ссылка
- испанский
.
Психологические типологии — Переиздание Википедии // WIKI 2
Психологические типологии — это классификации, используемые психологами для описания различий между людьми. Проблема поиска существенной основы для классификации психологических типов, т. Е. Основы определения более широкого спектра производных характеристик, является ключевой в дифференциальной психологии.
Энциклопедия YouTube
1/5
Просмотры:
11663
2030
301
738
1270
✪ INTP — с точки зрения INTP
Содержание
Историческая справка
Логика развития классификационных гипотез в психологии
Вся история гуманитарных исследований с системно-классификационной позиции раскрывается как арена борьбы двух противоположных методологических направлений, целями которых были:
1) «поймать» центральное организующее звено, своего рода двигатель всякой конструкции, и распределить людей по качественной специфике этих центральных звеньев;
«Типологический подход заключается в глобальном восприятии человека с последующим сокращением разнообразия индивидуальных форм до небольшого числа групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа» (Мейли, 1960). [1]
2), чтобы разложить психику на ее компоненты, чтобы понять работу ее частей и создать классификацию, основанную на различиях в структуре и качестве частей.
«Необходимо свести все черты характера личности к элементарным ментальным элементам и элементарным формам основных психологических законов, раскрывающих природу обнаруженных связей» (Полан, 1894). [1]
В настоящее время существует несколько тысяч различных психологических классификаций, указывающих на те или иные различия между людьми или психические характеристики как таковые.
Классификации могут иметь разные основные шкалы обобщений, степени внутренней
строгость.
Классификация людей и психологические характеристики
Логика разработки психологических классификаций требовала параллельного существования двух научных подходов: один из которых получил название «психология типов», а другой — «психология черт». С течением времени оба подхода смещались друг к другу: психология типов — в попытках понять структуру психологических черт каждого типа, психология черт — в попытках достичь более высокой системы обобщений.
«Как только тот факт, что наблюдаемые черты не соответствуют отдельным сущностным психическим характеристикам, а являются лишь аспектами личности и поведения, получил всеобщее признание, сразу возник необходимость выявления фундаментальных факторов, лежащих в основе этих черт. Хайманс и Вирсма, а также другие ученые после них пытались решить эту проблему. Однако все эти исследования носили отрывочный характер, их результаты были обусловлены предварительными гипотезами, а выбор признаков, как правило, определялся личным мнением исследователя »Р.Майли [2]
Пример развития психологии черт (этапы):
- Выделение типов любви как психология черт. В античные времена очень популярна была типология видов любви:
- Эрос — страстная физическая и эмоциональная любовь, основанная на эстетическом наслаждении; стереотип романтической любви
- Ludus — любовь, которую играют как игру или спорт; завоевание
- Сторге — нежная любовь, медленно развивающаяся из дружбы, основанная на сходстве (родство с Филией)
- Прагма — любовь, движимая разумом, а не сердцем; непоказательный
- Mania — очень изменчивая любовь; одержимость; питается заниженной самооценкой
- Агапе — бескорыстная альтруистическая любовь; духовный; материнская любовь
- Каждый человек, как правило, обладает всеми возможными видами любви, но в разной пропорции.Что можно выразить характеристикой профиля со взлетами и падениями.
- Типы людей со схожими характеристиками профиля объединены в классификацию более высокого уровня.
Примеры развития типовой психологии (этапы):
- Выделение групп людей с очевидным преобладанием сознательных когнитивных операций — «рациональные» или бессознательные операции — «иррациональные».
- Специфические познавательные способности, связанные с рациональностью и иррациональностью.
- Разработана сеть для характеристики профиля, типичная для рациональных и иррациональных.
В ходе развития психологии как науки и практики сложилось понимание, что индивид представляет собой «микрокосм», обладающий всеми чертами, свойствами и характеристиками, но распределяемыми по определенным системным законам. , которые еще предстоит открыть.
Весы по психологическому типу
Космологии
Системы взглядов на материальный и ментальный мир основаны на принципах гармонии, общих универсальных законах природы и разума, причем с наибольшим масштабом и упорядоченностью.Все, включая принцип психологической классификации, имеет математическую точность и ясность. Типология имеет подчиненную роль, она отражает естественную принадлежность космическим законам.
Пример: Психология
Формальные типологии
Классификации, включающие устойчивые типы, выделенные на основе некоторых психологических или анатомо-физиологических характеристик, относятся к формальным типологиям. Формальная типология цитаты может иметь разный масштаб. Часто это типологии, основанные на поведении отдельных лиц в определенной деятельности.
Пример: Виткин в 1954 г. выделил типы людей как полевые и полевые независимые. Зависимые от поля не видят простую фигуру на сложном геометрическом фоне. Независимость от поля позволяет выделить фигуру на сложном геометрическом фоне.
Динамические типологии
Динамические типологии связаны с изменениями и трансформациями людей, а также с прохождением этапов их развития (биологического, психологического, социального).
Пример: С психоаналитической точки зрения ребенок в своем развитии проходит ряд психосексуальных стадий, которые создают особую структуру души и разума, являясь своего рода психологическим типом.
Развивающийся человек рассматривается как аутоэротическое существо, которое получает чувственное удовольствие от стимуляции эрогенных зон тела родителями или другими людьми в процессе воспитания. Фрейд считал, что для каждой такой стадии существует определенная эрогенная зона.
Человек проходит определенные исследования в развитии самосознания в поисках Самости. Карл Юнг считал Самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. Юнг назвал способность человека к самопознанию и саморазвитию индивидуальным слиянием его / его сознания и бессознательного. Первый этап индивидуации — это обретение элемента в структуре психики личности, называемого — личность или маска, скрывающая реальное «я» и бессознательное, называемое тенью.
Итак, вторая стадия индивидуации — осознание тени. Третий этап — встреча с другими компонентами психики — Анимой и Анимусом. Последний этап индивидуации — развитие Самости, которая становится новым центром души. Он приносит единство и объединяет сознательный и бессознательный материал. Все указанные этапы пересекаются. Человек постоянно и неоднократно возвращается к старым проблемам. Индивидуацию можно изобразить как спираль, по которой человек снова и снова пытается решать одни и те же фундаментальные проблемы, каждый раз в более тонкой форме.
Моделирование систем психологических типов
При моделировании психологических систем систематизация и классификация играют очень важную роль.
С развитием статистики при описании веса признака (типа) в обществе, характер распределения признака (типа) становится очень важным. Также важно, что если различия в признаках носят количественный или качественный характер, для адекватной интерпретации практически любого исследования в области дифференциальной психологии требуется понимание определенных фундаментальных статистических концепций.«Существует по крайней мере три различные теории психологических типов, разработанные психологами. Некоторые авторы представляют типы как отдельные классы, исключающие друг друга. Другие психологи принимают теорию типов как более или менее подробную теорию черт, определяя типы как полюса. одного и того же континуума, между которым люди могут быть ранжированы по закону нормального распределения. Адепты третьей точки зрения считают, что типы отличаются от черт наличием мультимодальных распределений, в которых люди группируются в определенных точках, представляющих чистые типы «.Стагнер, 1948 год.
Распределение признаков
Нормальное распределение является фундаментальным и не зависит от культурных факторов. Большинство средств измерений (тестов) построено так, чтобы признак можно было нормализовать с помощью члена нормального распределения, если различия должны иметь количественный характер. Например, черты, которые входят в основу личности, названной Большой пятеркой, имеют нормальное распределение.
Пример: Экстраверсия / интроверсия.Большинство людей имеют двойственные характеристики по этой шкале.
Строгие наборы
Если характеристики имеют качественные, а не количественные различия, их обычно описывают как строгие наборы.
Пример: Правши и левши. Глухие и слышащие. Типы в соционике.
Нестрогие наборы
Очень редко в психике постоянно отсутствует определенное качество. Поэтому в большинстве случаев полезно использовать мягкие классификации, которые более точно отражают реальный характер распределения.
Пример: Типология Эрнста Кречмера или Уильяма Герберта Шелдона.
Сложные модели
Более сложные и систематизированные модели учитывают тот факт, что они могут иметь как количественные, так и качественные различия или признаки. Распределение этих черт имеет четкие связи и может образовывать типы, которые со временем будут иметь постоянное распространение в обществе.
Пример: Психологическая модель в контексте общего, типологического и индивидуального.
Системная классификация
Системные классификации исходили из постулата, что целое — это не сумма своих частей, а, скорее, система более высокой организации. Эта классификация часто основана на законах функционирования Вселенной. К свойствам этой классификации относятся: строгость (каждый принадлежит к одному и только одному классу и остается в нем на всю жизнь), количество классов, определяемых законами Вселенной, и организация психики как части более общего система функционирующей Вселенной.
Примеры: Астрологическая (Египет, Вавилон, Греция, Классическая древность), астро-музыкальная система типов (Индия).
Фундаментом развития практик, известных ныне как «западная астрология», явилась месопотамская астрология, тогда как китайская традиция стала стержнем систем так называемой «восточной астрологии». Что касается астрологических систем мезоамериканских индейцев и друидов, то они не сохранились до настоящего времени в живой традиции и теперь реконструированы лишь некоторые с некоторой степенью достоверности.Оригинальные астрологические системы возникли, вероятно, и в других регионах мира, но они были достаточно региональными (астрология чернил или оригинальная явано-балыская астрология, основанная на календаре «вуку». [3]
Интересное развитие этой идеи можно найти в работах Иоганна Кеплера, который продолжил традиции астро-музыкальных систем, объединив физические и ментальные законы в теории резонанса.
«В его изложении астрология стала похожа на физическую теорию резонанса.Сами звезды не влияют на судьбы людей, но душа человека в момент рождения запечатлела углы между звездами, и последующая жизнь определенным образом на них отреагировала ». [4]
Несколько иной подход к проблемам астрологического знания можно наблюдать в работах Карла Юнга. Астрология, как полагал Юнг, — «вершина всех психологических знаний в древности», суть которых заключается в запечатлении символических конфигураций в форме коллективного бессознательного.«Астрология как коллективное бессознательное, к которому обращается психология, состоит из символических конфигураций:« планеты »- это Боги, символы силы бессознательного» [5]
Доминирование одной из четырех когнитивных функций (мышление, чувство, ощущение или интуиция) является основой классификации, которую Карл Юнг теоретизировал на основании своего клинического опыта. Эту типологию расширили Аушра Аугустинавичюте (Соционика) и Изабель Бриггс Майерс с ее матерью Кэтрин Бриггс (Индикатор типа Майерс-Бриггс).
Особые классификации
Классификация чаще всего затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия. Они были построены как набор биполярных черт, в которых в характере человека подчеркивалось преобладание определенных черт. Особенностью конкретных классификаций является отсутствие четких границ между классами — человек может переходить из одного класса в другой под действием внешних и внутренних сил. Количество классов зависит от должности автора классификации.
Примеры: Социально-характерологический (Теофраст), социально-политический (Платон).
Персонажи Теофраста содержат тридцать кратких, энергичных и резких очертаний моральных типов, которые формируют картину жизни его времени и человеческой натуры в целом.
Согласно Платону, государство, состоящее из разных душ, в целом будет переходить от аристократии (правление лучших) к тимократии (правлению благородных), затем к олигархии (правлению немногих), затем к демократии (правлению народа) и, наконец, к тирании (правлению одного человека, правлению тирана).
Платон — одна из первых типологий, основанных на его ценностях. Платон выделял следующие типы:
- аристократический, для которого характерно доминирование высшей стороны души, стремление к истинному поиску;
- тимократический, характеризующийся сильным развитием амбиций и склонностью к борьбе;
- олигархический, отличающийся жадностью, сдержанностью и бережливостью;
- демократичный, характеризующийся моральной неустойчивостью и стремлением к постоянной смене чувственных удовольствий;
- тиран, характеризующийся доминантой наименьшего животного влечения.
Специфические классификации часто строятся практическими работниками на основе конкретной деятельности. В рамках любой деятельности можно найти множество самых разных классификаций.
Смешанная классификация
Характеристики классификаций: сочетание строгости и гибкости. Есть законы Вселенной, которые определяют строгие классификации, и есть земные законы, которые действуют на другом уровне, не нарушая строгой классификации и создавая вариации внутри одного класса, способствуя гибкости системы.Человек в составе вошел в более общие системы — Вселенную, Общество. Однако сам человек был независимой системой со своим внутренним миром, со своими противоречиями, неповторимым образом жизни и опыта, расположением и уровнями развития внутреннего «я». Философы смотрели на человека издалека, доктора должны были видеть детали его физической и психической организации.
Типология Гиппократа стала сочетанием теоретических идей и практических методов.Оставаясь на позициях космологов относительно природы человеческой души, он поднял вопросы о структуре и функционировании различных психических и физических организаций людей как социальных существ и разработал типологию темпераментов.
Современные системные классификации представлены работами Карла Юнга, Ганса Айзенка, Людмилы Собчик, Леонида Дорфмана, Натали Нагибиной и других. Авторы современных систематических концепций стараются максимально обобщить результаты эмпирического исследования индивидуальных характеристик в рамках одной типологической модели.Такая модель, как правило, является центром построения, объединяющего общие, типологические и индивидуально-психологические особенности человека.
Примером такой систематической классификации могут служить Теория ведущих тенденций Людмилы Собчик, Психология Натали Нагибиной, Концепция метаиндивидуального мира Леонида Дорфмана.
Теория ведущих тенденций, положенная в основу методологии психодиагностических исследований, позволяет понять сложный конструкт личности во всей ее полноте.Согласно этой теории, целостный образ личности включает эмоциональную сферу, индивидуальный стиль познания, тип межличностного поведения, силу и направленность мотивации. Сравнительный анализ психодиагностических показателей, полученных при последовательных исследованиях разных уровней самосознания (объективного бессознательного, актуально-субъективного и идеального «Я»), выявляет зону внутреннего конфликта, уровень самопонимания и способности индивида. к самоконтролю ». [6]
Основа классификации
Теоретический анализ и эмпирическая проверка классификационных систем психики были предприняты рядом авторов в ХХ веке (К. Юнг, Х. Айзенк, Р. Мейли, В. С. Мерлин, Л. Н. Собчик, Л. Я. Дорфман. , Ильин Е.П., Нагибина Н.Л. и др.).
Телесные и формально-динамические характеристики как основание для классификации
Эти классификации чаще используются клиническими психологами и психиатрами.
Пример: Школа Гиппократа считала, что четыре юмора: кровь, черная желчь, желтая желчь и мокрота составляют основу четырех типов темпераментов.
Пример: Система классификации Кречмера была основана на трех основных типах телосложения: астеническое / лептосомное (худощавое, маленькое, слабое), спортивное (мускулистое, крупнокостное) и пикническое (коренастое, толстое). (Спортивная категория позже была объединена в категорию астенических / лептосомических.) Каждый из этих типов телосложения был связан с определенными личностными чертами и, в более экстремальной форме, с психопатологиями.
Пример: Американский психолог Уильям Герберт Шелдон связывает типы телосложения с типами человеческого темперамента. Шелдон предложил классифицировать человеческое телосложение в соответствии с относительным вкладом трех фундаментальных элементов, соматотипов, названных в честь трех зародышевых листков эмбрионального развития: энтодерма (развивается в пищеварительный тракт), мезодерма (становится мышцами, сердцем и кровеносными сосудами) и эктодерма (образует кожу и нервную систему).
«Соматотипы» Шелдона и предполагаемые связанные с ними физические черты можно резюмировать следующим образом:
Эктоморфный: характеризуется длинными и тонкими мышцами / конечностями и низким отложением жира; скошенный подбородок, обычно называемый тонким.
Мезоморфный: характеризуется средним костяком, твердым торсом, низким уровнем жира, широкими плечами с узкой талией; обычно называют мускулистым.
Эндоморфный: характеризуется повышенным накоплением жира, широкой талией и большой структурой кости, обычно называемой жиром.
Когнитивные характеристики как основа классификации
Когнитивные характеристики как основа классификации стали популярными в 20 веке.
Таблица 1.Примерно примеров классификаций, основанных на конкретных методах получения и обработки информации.
Основа классификации | Толкование | Авторы |
---|---|---|
Аналитический (дифференцирующий) / Синтетический (интегрирующий) | Аналитики склонны воспринимать отдельные части и свойства и им трудно уловить целые структуры, ориентированные на различия. Синтетики склонны воспринимать явления как единое целое, видя сходство в частях. | Готтсхальд, 1914 г. Роршаха, 1921 г. |
Мыслители / Художники | У мыслителей преобладает вторая сигнальная система. У художников доминирует первая сигнальная система. | Павлов, 1927 г. |
Объективисты / субъективисты | Для объективистов характерно устойчивое, узконаправленное и точное восприятие. Для субъективистов характерно более широкое поле восприятия с субъективной интерпретацией, дополняющей восприятие. | Аньял, 1948 г. |
Рациональные / Иррациональные | Основная функция рационалистов — сознательное, логическое мышление. У иррациональных людей бессознательные ощущения и интуитивное мышление являются их основной функцией. | Юнг, 1902 г. |
Ценности и мотивационные характеристики как основание для классификации личности
Сфера ценностей и смыслов личности находится на пересечении двух больших областей психики: мотивации с одной стороны и мировоззренческой структуры с другой.Ценностно-смысловая сфера с ее уникальной картиной мира — стержень личности. Наиболее яркие психологические идеи относительно сферных ценностей и смыслов представлены в работах Эриха Фромма, М. Рокича, Абрахама Маслоу и других.
Например, Рокич рассматривает ценности как некую твердую убежденность в том, что определенная цель или образ жизни предпочтительнее других. Человеческие ценности характеризуются следующими основными свойствами:
- В целом количество ценностей человека относительно невелико.
- У всех людей одинаковые ценности, хотя и в разной степени.
- Значения организованы в системы.
- Источники человеческих ценностей можно найти в культуре, обществе и его институтах и т. Д.
- Влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных явлениях, заслуживающих изучения.
Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные. Он определяет терминальные ценности как убеждения, что определенная конечная цель в индивидуальной жизни (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и социальной точки зрения заслуживает того, чтобы ее следовало.Инструментальные ценности — это убеждения, что определенный способ исполнения (мгновенный, честность, рационализм) с личной и социальной точек зрения предпочтительнее в любых ситуациях. По сути, различие между терминальными и инструментальными ценностями совпадает с уже существующими, достаточно традиционными различиями ценностей-целей и ценностных средств. Систему ценностной ориентации личности, как и любую психологическую систему, можно представить как «многомерное динамическое пространство».
Пример: Эрих Фромм описывает способы, которыми человек относится к миру и составляет его общий характер, и развивается из двух специфических видов связи с миром: приобретение и ассимиляция вещей («ассимиляция») и реакция на людей ( «социализация»).Эти ориентации описывают, как человек развился в отношении того, как он реагирует на конфликты в своей жизни; он также считал, что люди никогда не были чистыми в любой такой ориентации. Эти два фактора образуют четыре типа злокачественного характера, которые он называет восприимчивым, эксплуататорским, накопительным и маркетинговым. Он также описал положительного персонажа, которого назвал Продуктивным.
Пример: Н. Лосский выделил три типа персонажей.
1. Гедонистический тип с преобладанием низших чувственных влечений, подавляющих все высшие устремления.Люди этого типа полностью находятся под влиянием биологической природы. Они еще не созрели.
2. Эгоистический тип. Их личность достаточно зрелая и украшает все стремления и чувства. Самость (Я) преобладает в их сознании, и они стремятся широко раскрыть его в своей деятельности.
3.Сверхличностный тип. Их стремления, как и стремления первого типа, как бы даны извне, но их источник не в физических потребностях тела, а в факторах более высокого порядка, а именно: в высших религиозных, научных и эстетических устремлениях.Такие люди действуют как бы не от имени самих себя, а от имени высшей воли, которую они признают правилами своих поступков.
Лосски указывает, что невозможно провести четкую границу между тремя типами, поскольку существуют промежуточные типы, переходящие от одной категории к другой.
Ограниченные комплексы когнитивных характеристик, ценностей и мотивов как основание для классификации личности
Пример: Э. Спрангер выделяет шесть типов личности, которые связывают познание и ценности, соотнося тип личности с познанием мира.
- Теоретическое, основной интерес которого — открытие истины. Страсть к открытиям, систематизации и анализу; поиск знаний.
- Экономичный, кому интересно то, что полезно. Стремление получить окупаемость всех инвестиций, требующих времени, денег и ресурсов.
- Эстетика, высшая ценность которой — форма и гармония. Стремление испытать впечатления от мира и достичь формы и гармонии в жизни; самореализация.
- Социальное, высшая ценность которого — любовь к людям.Страсть вкладывать себя, свое время и ресурсы в помощь другим в реализации их потенциала.
- Политический, интересы которого в первую очередь связаны с властью. Страсть к достижению положения и использованию этого положения для влияния на других.
- Религиозный, высшая ценность которого — единство. Страсть к поиску и достижению наивысшего смысла жизни, в божественном или идеальном, и достижении системы для жизни.
Одно доминирующее значение, соответствующее каждому типу.
Современные проблемы психологических классификаций
Проблемы психологических классификаций обусловлены высокой сложностью и подвижностью психики. Классифицировать объекты материального мира — задача более легкая.
В психологии мы изучаем сознание с помощью сознания. Здесь открываются новые возможности и одновременно возникают новые ограничения, отчасти из-за субъективности и необходимости ее преодоления, поскольку, как известно, в психике существуют сознательные и бессознательные когнитивные процессы.Они часто происходят отдельно, как два разных средства для получения знаний (информации) о ситуациях в мире. Из-за этого, например, оценки личностных характеристик с помощью проективных тестов (которые в основном обращаются к бессознательным свойствам) часто противоречат результатам самооценок, сделанных с помощью анкет (основанных на сознании).
Для определения психологического типа человека важно иметь измерительный прибор (тест, инвентарь и т.), который откалиброван так, чтобы выявлять не настоящие и актуальные ситуационные характеристики, а раскрытия, которые являются типичными, повторяющимися с большей вероятностью в течение жизни. Поэтому для психологов очень важны методы, позволяющие увидеть настоящие характеристики через призму человека на протяжении всей жизни: биографический, структурированный разговор, продольное наблюдение в реальных ситуациях. Такие методы хорошо развиты в клинической психологии. В работе со здоровыми людьми использование этих методов довольно узкое.
Пример: Программа измерения личности А.Ф. Лазурского.
Подготовка квалифицированных специалистов в области исследования и диагностики психологических типов — особая проблема. Здесь требуется целый комплекс специфических знаний и навыков.
Для измерения психологических типов важно иметь способность видеть не отдельные фрагменты психической реальности, а оперировать системами (познанием, мотивацией, ценностями, волей, эмоциями, самосознанием) и с учетом их целостного характера, осваивать знание устойчивых вариантов этих систем и умение сравнивать их свойства.Сравнение и оценка систем затруднены из-за отсутствия надежной методологической базы: нет общепринятого мнения о том, что сравнивать и как оценивать.
Для исследования типов необходимо уметь использовать как качественные, так и количественные методы исследования эмпирической реальности с учетом следующих факторов:
1. Масштаб и комплексность исследования (возможность держать под контролем несколько планов разного масштаба).
2. Характер и специфика распределения свойств и характеристик в исследуемой среде.
3. Адекватное количество подшкал, не нарушающее полноты и конструктивной обоснованности психологического признака.
Список ведущих теоретиков психологической типологии и дифференциальной психологии
.
Анкеты и интервью
Выбор субъектов, с которыми будут связываться, — это только первый шаг в проведении опроса. Также требуется особый способ задавать вопросы и записывать ответы. Два часто используемых метода — это анкетирование и интервью.
Анкета — это серия вопросов или пунктов, на которые всем испытуемым предлагается ответить. В большинстве случаев респонденту предоставляются возможные ответы по каждому пункту, поэтому процесс ответа включает только выбор лучшего ответа (формат аналогичен экзаменационным вопросам с множественным выбором).Анализировать результаты опроса легко, потому что возможные ответы были ограничены исследователем. Анкета, содержащая набор ответов на тему, имеет закрытый формат .
Однако в некоторых случаях исследователь может позволить субъекту дать ответ совершенно бесплатно. В открытом формате испытуемые могут выражать свои ответы, как они хотят, что позволяет проявить тонкие оттенки мнений. Конечно, позже исследователь должен разобраться в том, что может быть ошеломляющим набором ответов.
Как задать вопросы испытуемым — важное решение для каждого исследования, в котором используется вопросник. Чаще всего анкета отправляется респондентам, которых просят заполнить форму, а затем вернуть ее исследователю, обычно также по почте. Этот метод называется самостоятельным опросом . Когда испытуемые отвечают на такие анкеты, конечно, нет исследователя; поэтому анкета должна быть подготовлена привлекательным образом, с четкими инструкциями и легкими для понимания вопросами.В опросах, проводимых самостоятельно, особенно важно предварительно протестировать анкету с небольшой группой людей, прежде чем отправлять ее всем участникам исследования. Небольшие затраты времени и денег могут помочь предотвратить дорогостоящую проблему выяснения слишком поздно, когда респондентам были непонятны инструкции или вопросы.
Исследователи могут также использовать интервью (иногда называемое интервью-опросом), которое представляет собой анкету , которую исследователь вводит лично испытуемому. Интервью особенно полезны, если вопросы имеют открытый формат, потому что исследователь может задавать уточняющие вопросы, как для более глубокого исследования, так и для уточнения ответов испытуемого. Однако исследователь должен быть осторожен, чтобы не повлиять на ответы испытуемого; иногда даже приподнятие брови, когда кто-то начинает отвечать на вопрос, может быть достаточно, чтобы изменить ответ. Преимущество интервью заключается в том, что испытуемый с большей вероятностью заполнит анкету в присутствии исследователя.Одним из недостатков является то, что выслеживание людей часто является сложной задачей, и может потребоваться несколько попыток. Другой заключается в том, что если все субъекты не живут в одном районе, затраты на проведение исследований таким образом могут стать чрезвычайно высокими.
V. Перечислить все методы социологического исследования. Какой метод вы считаете наиболее продуктивным? Укажите причины.
VI. Ответьте на следующие вопросы:
1.Что определяется методом?
2. Что это за метод эксперимент?
3. На чем основаны эксперименты?
4. Как бы вы определили гипотезу?
5. Какова цель эксперимента?
6. Какие шаги включает эксперимент?
7. Где лучше провести эксперимент?
8. Как бы вы охарактеризовали опрос?
9. Какие исследования можно провести с помощью опроса?
10.Что такое анкета?
11. Какие могут быть анкеты?
12. В чем разница между этими двумя типами?
13. Как можно оформить анкету?
14. Что подразумевается под самостоятельным опросом?
15. Каковы преимущества и недостатки интервью?
Дата: 22.04.2016; просмотр: 40962
.
Индивидуальных уроков английского или групповых занятий? — Link School
Когда лучше брать индивидуальные уроки английского языка?
Это очень частый вопрос, который задают наши ученики: что для меня лучше, уроки английского индивидуально или в группах?
Есть много вещей, о которых вам нужно подумать, решая, следует ли вам изучать язык в группе или проводить индивидуальные индивидуальные уроки английского языка . Вы можете подумать, что это всего лишь вопрос денег, и ответ очевиден, т.е.е. частные уроки — лучшие. Но не все так просто. На самом деле ответ зависит от нескольких важных факторов. Ключевые вопросы, которые следует задать при принятии решения о том, брать ли уроки английского в группе или индивидуально:
Вот некоторые из вопросов, о которых вам нужно подумать, прежде чем вы решите, хотите ли вы брать частные уроки английского или групповые занятия.Теперь давайте подробнее рассмотрим эти факторы.
Что выбрать: индивидуальный урок английского или групповые занятия?
Индивидуальные уроки английского и групповые занятия английским
Содержание курса
Групповые занятия обычно предназначены для более общих или популярных потребностей изучающих английский язык и могут обеспечить очень полезную подготовку для многих студентов. Однако, если вы хотите сосредоточиться только на выбранных языковых элементах или определенных навыках, вы можете сделать это быстрее с личным репетитором один на один.
Расписание
Групповые занятия обычно проводятся в определенное время. Это может быть проблемой для тех, кто работает ненормированный рабочий день, путешествует или имеет много других обязательств. Индивидуальные занятия по английскому языку могут обеспечить большую гибкость в планировании уроков.
Время
Если вы очень спешите выучить или улучшить свои знания английского языка или сделать быстрый пересмотр перед экзаменом по английскому языку, то, вероятно, будет хорошей идеей взять частные уроки. Мало что может превзойти мгновенную обратную связь и индивидуальное обучение, которое происходит на частном уроке.Учитель может поправлять вас столько раз, сколько потребуется, и сосредоточит внимание на ваших ошибках и пробелах. Учитель постарается помочь вам быстро понять. Такое личное внимание почти невозможно в большом классе.
Если у вас много времени и нет сроков, которые нужно выполнить, вы можете рассмотреть возможность группового обучения. Это также может быть более приятным, поскольку это более социальный способ обучения. Учителя не уделяют вам столько личного внимания, но если вы будете внимательны, вы будете учиться на ошибках своих одноклассников.Также присутствует элемент соревнования, так как вы будете измерять свой прогресс, наблюдая за успехами других.
Focus
Частные уроки могут быть не лучшим вариантом для вас, если вам быстро становится скучно. Вы можете найти это слишком сложно и сдаться. Это также могло произойти на групповом занятии. На этот фактор нет простого ответа. Вы должны быть достаточно мотивированы, чтобы изучать английский язык. Как говорится, «лошадь поить можно, но поить ее нельзя».
Если вы в конечном итоге просто будете болтать с другими учениками и не обращать внимания на учителя, вы не многому научитесь и потратите все деньги, замедляя работу класса.Учитель не должен постоянно объяснять только вам, когда другие поняли, потому что они слушали. В этом случае вам следует брать частные уроки или больше сосредоточиться на обучении.
Личность
Возможно, вам также необходимо учитывать свою личность? Вы застенчивый или чрезмерно чувствительный человек. Тебя беспокоит, если ты ошибаешься перед одноклассниками? Нет смысла ходить на занятия, если вы не собираетесь говорить или общаться только потому, что боитесь выглядеть глупо или глупо.Вы должны глубоко понять, что делать ошибки — это нормально, это часть обучения. Если кто-то смеется над вами, это глупо и несвойственно, а не вы. Кроме того, хороший преподаватель обеспечит создание дружеской атмосферы в классе, в которой даже застенчивому человеку будет комфортно.
Домашнее задание
Если вы слишком ленивы или просто не имеете достаточно времени, чтобы сделать хотя бы домашнее задание, не говоря уже о дополнительных занятиях, вы можете получить больше пользы от индивидуальных уроков. Они более сконцентрированы и могут помочь вам добиться прогресса, даже если вы не занимаетесь самообучением.С другой стороны, если у вас много времени и вы можете много заниматься вне класса, ваш учитель сможет дать вам и просмотреть больше домашних заданий, чем в группе.
Стоимость курса
Наконец, вопрос о деньгах, каков ваш бюджет? Частные уроки могут быть дорогими. Вам необходимо раскрыть свой личный стиль обучения, проверить свой уровень мотивации и способность к концентрации. Затем решите, что вы хотите делать. Помните, что вы можете комбинировать два типа обучения в соответствии с вашим бюджетом.
При выборе лучшего курса английского языка следует учитывать некоторые факторы. Кроме того, помните, что вы всегда можете совместить и то, и другое — индивидуальные уроки английского и групповые занятия.
Какой у вас опыт индивидуальных и групповых занятий? Каковы наиболее важные отличия или преимущества для вас? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.
Вас также могут заинтересовать:
— Частные уроки английского
— Как выбрать хорошую школу английского языка?
— Общий английский против разговорных классов
.