Методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л.Ханиным)
Методика Ч.Д. Спилбергера
на выявление личностной
и ситуативной тревожности
(адаптирована на русский язык Ю.Л.Ханиным)
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать личностную тревожность, либо само наличие состояние тревожности. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов – рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 – для оценки личностной тревожности.
Тестирование по методике Спилбергера — Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.
Исследование может проводиться индивидуально или в группе.
Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Бланк 1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Нет,
это не так
Пожалуй,
так
Верно
Совершенно верно
1
Я спокоен
1
2
3
4
2
Мне ничто не угрожает
1
2
3
4
3
Я нахожусь в напряжении
1
2
3
4
4
Я внутренне скован
1
2
3
4
5
Я чувствую себя свободно
1
2
3
4
6
Я расстроен
1
2
3
4
7
Меня волнуют возможные неудачи
1
2
3
4
8
Я ощущаю душевный покой
1
2
3
4
9
Я встревожен
1
2
3
4
10
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
1
2
3
4
11
Я уверен в себе
1
2
3
4
12
Я нервничаю
1
2
3
4
13
Я не нахожу себе места
1
2
3
4
14
Я взвинчен
1
2
3
4
15
Я не чувствую скованности, напряжённости
1
2
3
4
16
Я доволен
1
2
3
4
17
Я озабочен
1
2
3
4
18
Я слишком возбуждён, и мне не по себе
1
2
3
4
19
Мне радостно
1
2
3
4
20
Мне приятно
1
2
3
4
Бланк 2. Шкала личностной тревожности (ЛТ)
Ключ
Интерпретация результатов
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
до 30 баллов – низкая,
31 – 44 балла – умеренная;
45 и более — высокая.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.
Список литературы
Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44 − 49.
Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124 − 126.
Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121 − 122.
Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения / Автор-составитель Г.И.Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С.222 − 225 – (Библиотека школьника).
http://psylab.info/Шкала_тревоги_Спилбергера — Энциклопедия психодиагностики.
Спилбергер-Ханин. Тревожность
Исследование
тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация
Ю.Л.Ханин)
Назначение
теста
Определенный
уровеньтревожности –
естественная и обязательная особенность
активной деятельной личности. У каждого
человека существует свой оптимальный,
или желательный, уровень тревожности
– это так называемая полезная тревожность.
Оценка человеком своего состояния в
этом отношении является для него
существенным компонентом самоконтроля
и самовоспитания.
Под личностной
тревожностьюпонимается
устойчивая индивидуальная характеристика,
отражающая предрасположенность субъекта
к тревоге и предполагающая наличие у
него тенденции воспринимать достаточно
широкий «веер» ситуаций как угрожающие,
отвечая на каждую из них определенной
реакцией. Как предрасположенность,
личная тревожность активизируется при
восприятии определенных стимулов,
расцениваемых человеком как опасные
для самооценки, самоуважения.Ситуативная
или реактивная
тревожность как состояние характеризуется
субъективно переживаемыми эмоциями:
напряжением, беспокойством, озабоченностью,
нервозностью. Это состояние возникает
как эмоциональная реакция на стрессовую
ситуацию и может быть разным по
интенсивности и динамичности во времени.
Данный
опросник позволяет дифференцировано
измерять тревожность и какличностное
свойство,
и как состояние.
Тестовый
материал
Шкала
ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте
внимательно каждое из приведенных ниже
предложений и зачеркните цифру в
соответствующей графе справа в зависимости
от того, как вы себя чувствуете в данный
момент. Над вопросами долго не
задумывайтесь, поскольку правильных и
неправильных ответов нет.
Нет, | Пожалуй, | Верно | Совершенно |
1 | 2 | 3 | 4 |
Я
спокоенМне
ничто не угрожаетЯ
нахожусь в напряженииЯ
внутренне скованЯ
чувствую себя свободноЯ
расстроенМеня
волнуют возможные неудачиЯ
ощущаю душевный покойЯ
встревоженЯ
испытываю чувство внутреннего
удовлетворенияЯ
уверен в себеЯ
нервничаюЯ
не нахожу себе местаЯ
взвинченЯ
не чувствую скованности, напряженияЯ
доволенЯ
озабоченЯ
слишком возбужден и мне не по себеМне
радостноМне
приятно
Шкала
личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте
внимательно каждое из приведенных ниже
предложений и зачеркните цифру в
соответствующей графе справа в зависимости
от того, как вы себя чувствуете обычно.
Над вопросами долго не думайте, поскольку
правильных или неправильных ответов
нет.
Никогда
Почти
никогдаЧасто
Почти
всегда1
2
3
4
У
меня бывает приподнятое настроениеЯ
бываю раздражительнымЯ
легко расстраиваюсьЯ
хотел бы быть таким же удачливым, как
и другиеЯ
сильно переживаю неприятности и долго
не могу о них забытьЯ
чувствую прилив сил и желание работатьЯ
спокоен, хладнокровен и собранМеня
тревожат возможные трудностиЯ
слишком переживаю из-за пустяковЯ
бываю вполне счастливЯ
все принимаю близко к сердцуМне
не хватает уверенности в себеЯ
чувствую себя беззащитнымЯ
стараюсь избегать критических ситуаций
и трудностейУ
меня бывает хандраЯ
бываю доволенВсякие
пустяки отвлекают и волнуют меняБывает,
что я чувствую себя неудачникомЯ
уравновешенный человекМеня
охватывает беспокойство, когда я думаю
о своих делах и заботах
Ключ
к тесту
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | ||||||
№№ | 1 | 2 | 3 | 4 | №№ | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ситуативная | Личностная | ||||||||
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 22 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 23 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 26 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 27 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 29 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 30 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка
и анализ результатов теста
При
анализе результатов самооценки
тревожности надо иметь в виду, что общий
итоговый показатель по каждой из подшкал
может находиться в диапазоне от 20 до 80
баллов. При этом чем выше итоговый
показатель, тем выше уровень тревожности
(ситуативной или личностной).
При
интерпретации показателей можно
использовать следующие ориентировочные
оценки тревожности:
до
30 баллов –
низкая,31
– 44 балла –
умеренная;45
и более –
высокая.
Личности,
относимые к категории высокотревожных,
склонны воспринимать угрозу своей
самооценке и жизнедеятельности в
обширном диапазоне ситуаций и реагировать
весьма выраженным состоянием тревожности.
Если психологический тест выражает у
испытуемого высокий показатель личностной
тревожности, то это дает основание
предполагать у него появление состояния
тревожности в разнообразных ситуациях,
особенно когда они касаются оценки его
компетенции и престижа.
Лицам
с высокой
оценкой тревожности следует
формировать чувство уверенности и
успеха. Им необходимо смещать акцент с
внешней требовательности, категоричности,
высокой значимости в постановке задач
на содержательное осмысление деятельности
и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей,
напротив, требуется пробуждение
активности, подчеркивание мотивационных
компонентов деятельности, возбуждение
заинтересованности, высвечивание
чувства ответственности в решении тех
или иных задач.
Источник.
Исследование
тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация
Ю.Л.Ханин) /
Диагностика эмоционально-нравственного
развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. –
СПб., 2002. С.124-126.
4
Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики Методика неоконченных предложений (адаптированная) С помощью данной методики можно узнать мнения учащихся о школе, об уроках, об отношении к учебной деятельности. Учащимся предлагают
Подробнее
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ Скобелева Екатерина Леонидовна педагог психолог МОУ «СОШ 30» г. Сыктывкар, Республика Коми КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ
Подробнее
Тест школьной тревожности Филипса
Тест школьной тревожности Филипса Цель: определить уровень и характер школьной тревожности. Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете
Подробнее
Тест школьной тревожности Филлипса
Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего
Подробнее
Тест школьной тревожности Филлипса
Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,
Подробнее
ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА
ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут
Подробнее
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Г. В. ДЕМИДОВА УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия
Подробнее
ТЕСТ-ОПРОСНИК КОС — 1
ТЕСТ-ОПРОСНИК КОС — 1 Процедура исследования Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются
Подробнее
Тестирование (метод тестов)
Тестирование (метод тестов) Тестирование это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным
Подробнее
Результат запроса: Тест зунга
Результат запроса: Тест зунга ПРОЙТИ ТЕСТ ЗУНГА >> Клинический тест для выявления и оценки депресии. Результат теста: Тест на депрессию шкала Занга Шкала Занга для самооценки депрессии тест для оценки.
Подробнее
Фамилия Имя Отчество
Фамилия Имя Отчество Результаты СПФИ (скрининг действующего персонала) Ф.И.О. тестируемого: Категория, должность: менеджер отдела закупок Дата тестирования: Срок работы в компании: Возраст: Профессиональный
Подробнее
ТЕСТ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА
ТЕСТ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА Методика используется для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность,
Подробнее
Занятие 6 Стресс и здоровье
Что такое стресс? Занятие 6 Стресс и здоровье Стрессоры. Что это такое? Социальная адаптация Факторы риска, формирующие стресс Как оценить уровень стресса? Как преодолевать стресс? Стресс и вредные привычки
Подробнее
Тестовая тетрадь ученика
Школа Класс Тестовая тетрадь ученика Фамилия Имя Пол Дата рождения 2010 ТЕСТ 1. «Лесенка» Инструкция: В этом тесте есть 40 «лесенок». Рядом с каждой лесенкой находятся с левой стороны качества, которые
Подробнее
ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ (В. В.
ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная
Подробнее
ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ БЕРЕМЕННОЙ ТОБ(б)
ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ БЕРЕМЕННОЙ ТОБ(б) Автором методики является И. В. Добряков (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003, с. 110). Концептуальной основной создания теста послужила теория психологии
Подробнее
Как справиться со своими эмоциями.
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верх-Чебулинский районный детский дом» Как справиться со своими эмоциями. Выступление на методическом
Подробнее
ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ. genderua.narod.ru
ОПРОСНИК МИНИ-МУЛЬТ Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 7 вопрос, шкал, из них оценочные. Первые оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности
Подробнее
Самотестирование. Уровень депрессии
Самотестирование Уровень депрессии Депрессия (от лат. depressio подавление) — состояние, при котором изменяется отношение человека к жизни и деятельности. Люди в состоянии депрессии испытывают печаль,
Подробнее
Шкала тревоги Спилбергера (STAI)
Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.
Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».
STAI: клиническая значимость
Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.
Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.
Шкала тревоги Спилбергера: описание
В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.
Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувство\состояние спокойствия, уверенности и безопасности.
Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.
Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Процедура проведения
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».
Шкала тревоги Спилбергера: обработка результатов
Обработка результатов включает следующие этапы:
- Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
- На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
- Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности респондентов.
Интерпретация результатов STAI
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
- до 30 баллов – низкая
- 31-44 балла – умеренная
- 45 и более – высокая
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.
Комментарии к результатам
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.
Рекомендуем по этой теме:
3 апреля 2020
Проблема диагностики и терапии депрессии у лиц пожилого возраста
Депрессия – одно из самых распространенных расстройств, встречающихся в общемедицинской практике. 80% депрессивных больных лечатся в общесоматической сети и только 5 % у психиатров [1]. В 90% случаев врач общей практики сталкивается со стертыми, атипичными, «маскированными» формами депрессии, типичные депрессии составляют лишь 10% [2].
23 марта 2020
Как в период всеобщей паники уберечься от стресса
Беспокойство процветает на неуверенности и неопределенности. По мере распространения коронавируса, не получая исчерпывающей информации из источников, заслуживающих доверия и не имея уверенности в адекватных действиях государства по защите своих граждан и преодоления кризиса в условиях пандемии, люди начинают чувствовать уязвимость и страх.
3 февраля 2020
Праздники – повод для депрессии?
Праздники — это время счастья и радости, но для некоторых людей праздничный период может стать временем болезненных размышлений, печали, одиночества, беспокойства и депрессии.
3 февраля 2020
Послеродовая депрессия: актуальные вопросы
Послеродовая депрессия — это психическое нарушение, которое развивается у некоторых женщин в первые недели или месяцы после родов и проявляется ощущением чрезвычайной грусти и психологической нестабильности. От развития послеродовой депрессии не застрахована ни одна молодая мать, однако у женщин с эпизодами депрессии в прошлом послеродовая депрессия протекает тяжелее и возникает чаще.
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина
Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки реактивной, то есть ситуативной, или личностной, то есть постоянной.
Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.
С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».
По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (ситуативной тревожности), которое обозначается заглавными буквами СТ, появляется как реакция человека на разного рода социально-психологические стрессоры, такие как ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения и многое другое.
Личностная тревожность (постоянная тревожность), которая обозначается заглавными буквами ЛТ, как черта, свойство, диспозиция, наоборот, дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию тех или иных стрессоров.
Соответственно мы говорим об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему Я в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, говорит о том, насколько часто ему приходилось испытывать состояние тревоги.
Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки ситуативной тревожности с главным вопросом о самочувствии на данный момент и подшкала оценки личностной тревожности с формулировкой о самочувствии обычно.
Ситуативная тревожность и личностноая тревожность имеют свои индексы. Результаты оцениваются следующим образом: до 30 баллов – низкая тревожность; 31-45 – средняя тревожность; 46 и выше – высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.
Инструкция к тесту (первая группа суждений)
Внимательно прочитав каждое приведенное ниже суждение, выберите подходящую для Вас цифру в соответствии с Вашим самочувствием на данный момент: 1 – нет, это совсем не так; 2 – пожалуй так; 3 – верно; 4 – совершенно верно.
Содержание теста (первая группа суждений):
1 | Вы спокойны | 1 2 3 4 |
2 | Вам ничто не угрожает | 1 2 3 4 |
3 | Вы находитесь в напряжении | 1 2 3 4 |
4 | Вы испытываете сожаление | 1 2 3 4 |
5 | Вы чувствуете себя свободно | 1 2 3 4 |
6 | Вы расстроены | 1 2 3 4 |
7 | Вас волнуют возможные неудачи | 1 2 3 4 |
8 | Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком | 1 2 3 4 |
9 | Вы встревожены | 1 2 3 4 |
10 | Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения | 1 2 3 4 |
11 | Вы уверены в себе | 1 2 3 4 |
12 | Вы нервничаете | 1 2 3 4 |
13 | Вы не находите себе места | 1 2 3 4 |
14 | Вы взвинчены | 1 2 3 4 |
15 | Вы не чувствуете скованности и напряжения | 1 2 3 4 |
16 | Вы довольны | 1 2 3 4 |
17 | Вы озабочены | 1 2 3 4 |
18 | Вы слишком возбуждены и Вам не по себе | 1 2 3 4 |
19 | Вам радостно | 1 2 3 4 |
20 | Вам приятно | 1 2 3 4 |
Инструкция к тесту (вторая группа суждений)
Внимательно прочитав каждое приведенное ниже суждение, выберите подходящую для Вас цифру в соответствии с Вашим обычным самочувствием: 1 – почти никогда; 2 – иногда; 3 – часто; 4 – почти всегда.
Содержание теста (вторая группа суждений):
1 | Вы испытываете удовольствие | 1 2 3 4 |
2 | Вы быстро устаете | 1 2 3 4 |
3 | Вы легко можете заплакать | 1 2 3 4 |
4 | Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие | 1 2 3 4 |
5 | Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения | 1 2 3 4 |
6 | Вы чувствуете себя бодрым человеком | 1 2 3 4 |
7 | Вы спокойны, хладнокровны и собраны | 1 2 3 4 |
8 | Ожидание трудностей очень тревожит Вас | 1 2 3 4 |
9 | Вы слишком переживаете из-за пустяков | 1 2 3 4 |
10 | Вы бываете вполне счастливы | 1 2 3 4 |
11 | Вы принимаете все слишком близко к сердцу | 1 2 3 4 |
12 | Вам не хватает уверенности в себе | 1 2 3 4 |
13 | Вы чувствуете себя в безопасности | 1 2 3 4 |
14 | Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 2 3 4 |
15 | У Вас бывает хандра, тоска | 1 2 3 4 |
16 | Вы бываете довольны | 1 2 3 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас | 1 2 3 4 |
18 | Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть | 1 2 3 4 |
19 | Вы уравновешенный человек | 1 2 3 4 |
20 | Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах | 1 2 3 4 |
Ключи к тесту:
Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу к тесту:
СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу к тесту:
ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =
Анализ теста и интерпретация результатов
Понятие ситуативной, то есть реактивной тревожности и понятие личностной тревожности, то есть активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности.
Посмотрите также вебинар «Самостоятельное лечение тревожности» Дениса Бурхаева.
Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) « Психологические тесты
Шкалы: тревожность, познавательная активность, негативные эмоциональные переживания
Назначение теста
Опросник позволяет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Методика является модификацией опросника Ч.Д.Спилбергера ( STPI – State Trait Personal Inventory) адаптированной А.Д.Андреевой в 1988 году.
Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.
Гнев и тревога – базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д.Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.
Описание теста
Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую – эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмоционального отношения к учению бьша модифицирована направленность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке, в ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету.
Опросник наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.
Таким образом, шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке.
Инструкция к тесту
К 1-й части. Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
Ко 2-й части. А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе.
Кроме того, дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по десять «свободных» пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на вопросы: «Какие еще чувства ты обычно испытываешь?» (после 1-й части методики) и «Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?» (после 2-й части). При апробации методики предполагалось, что, ответив на эти вопросы, школьники оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому, как это делалось с основной часть опросника. Однако большинство учащихся отнеслось к данному заданию как к возможности свободно высказаться о наиболее значимых для себя переживаниях, и необходимость в балльной оценке их отпала. Здесь следует отметить, что более содержательные ответы обычно даются на второй дополнительный вопрос – о чувствах, переживаемых на уроке, – и именно они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. В то же время учащиеся нередко затрудняются при ответе на первый вопрос и зачастую просто опускают его. Тем не менее авторы считают целесообразным включение этого вопроса в методику для получения более объективной картины. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существенную помощь при интерпретации основных результатов.
Тестовый материал
Часть I
- Я уравновешенный человек
- Мне хочется изучать то, что меня окружает
- Я несдержан
- Я доволен собой
- Я испытываю любопытство
- Я вспыльчив
- Я нервничаю и беспокоюсь
- Мне интересно
- Я горячий человек
- Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие
- Я любознателен
- Я сержусь, когда из-за чужих ошибок мне приходится действовать медленнее
- Я неудачник
- Я энергичен
- Меня раздражает, когда меня не хвалят за хорошую работу
- Мне становится не по себе, когда я думаю о своих делах и заботах
- Я чувствую себя исследователем
- Я легко выхожу из себя
- Я спокоен, хладнокровен и собран
- Я легко возбуждаюсь
- Когда я взбешен, я могу сказать все что угодно
- Мне не хватает уверенности в себе
- Меня ничто не интересует
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Войти через ВКонтакте
Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
Часть II
- Я спокоен
- Мне хочется узнать, что мы проходим на уроке
- Я разъярен
- Я напряжен
- Я испытываю любопытство
- Мне хочется стукнуть кулаком по столу
- Я чувствую себя совершенно свободно
- Я заинтересован
- Я рассержен
- Меня волнуют возможные неудачи
- Мне хочется знать, понять, докопаться до сути
- Мне хочется на кого-нибудь накричать
- Я нервничаю
- Я чувствую себя исследователем
- Мне хочется что-нибудь сломать
- Я взвинчен
- Я возбужден
- Я взбешен
- Я раскован
- Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
- Я раздражен
- Я озабочен
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Войти через ВКонтакте
Внимание!
1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23” или “Мужчина, 31“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей” и “Доступ в любое время” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете согласие на обработку персональных данных.
Ключ к тесту
- Тревожность: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28.
- Познавательная активность: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29.
- Негативные эмоциональные переживания: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30.
При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок: «Почти никогда» (1 балл), «Иногда» (2 балла), «Часто» (3 балла), «Почти всегда» (4 балла).
Обработка и интерпретация результатов теста
Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень тревожности, познавательной активности или негативных эмоциональных переживаний (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности; в шкалах негативных эмоциональных переживаний подобных пунктов нет. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены на бланке. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
- на бланке отмечено 1, 2, 3, 4.
- вес для подсчета: 4, 3, 2, 1.
Такими пунктами являются:
Часть I
- По шкале тревожности: 1, 4, 19.
- По шкале познавательной активности: 23, 29.
Часть II
- По шкале тревожности: 1, 7, 19, 25.
- По шкале познавательной активности: 23, 29.
Для получения балла какого-либо состояния или свойства подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться следующим за этим результатом средним числом. При пропуске двух и более баллов надежность и валидность шкалы будет считаться относительной.
Таким образом, для каждого индивида получают данные об общем уровне основных эмоциональных процессов – тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний – и характере их проявления в ходе учебной деятельности. На основании индивидуальных данных можно подсчитать средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы учащихся (например, класса, половозрастной группы), а также показатель разброса данных – среднее квадратическое отклонение результатов группы. Это позволяет определить показатели уровней познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в обычном состоянии и на уроке в различных возрастных группах. Данные для 7-10 классов приведены в таблице:
Уровень эмоции | Класс | Тревожность | Познавательная активность | Негативные эмоциональные переживания | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
обычно | на уроке | обычно | на уроке | обычно | на уроке | ||
Низкий | 7-й | 10-17 | 10-18 | 10-21 | 10-20 | 10-14 | 10 |
8-й | 10-16 | 10-18 | 10-22 | 10-20 | 10-16 | 10-11 | |
9-й | 10-17 | 10-17 | 10-23 | 10-17 | 10-16 | 10-11 | |
10-й | 10-17 | 10-17 | 10-23 | 10-20 | 10-16 | 10-11 | |
Средний | 7-й | 18-23 | 19-24 | 22-29 | 21-27 | 15-22 | 11-17 |
8-й | 17-24 | 19-25 | 23-28 | 21-28 | 17-25 | 12-19 | |
9-й | 18-24 | 18-26 | 24-30 | 18-28 | 17-27 | 12-21 | |
10-й | 18-25 | 17-23 | 24-31 | 21-29 | 17-25 | 12-18 | |
Высокий | 7-й | 24-40 | 25-40 | 30-40 | 28-40 | 23-40 | 18-40 |
8-й | 25-40 | 26-40 | 29-40 | 29-40 | 26-40 | 20-40 | |
9-й | 25-40 | 27-40 | 31-40 | 29-40 | 28-40 | 22-40 | |
10-й | 26-40 | 24-40 | 32-40 | 30-40 | 26-40 | 19-40 |
По каждой шкале во всех возрастных группах обнаруживается значительный разброс индивидуальных данных, что свидетельствует о высокой чувствительности описываемой методики к индивидуальным различиям, об ее пригодности для изучения эмоциональных компонентов учебной деятельности отдельного ученика в ходе работы школьного психолога.
Источники
- Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д.Спилбергер, адаптация А.Д.Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.75-80.
Шкала реактивной и личностной тревожности
Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина»
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.
Ю.Л.Ханин приводит в этой связи мысль А.А.Ухтомского: «…Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать». («Физиология двигательного аппарата». Вып. 1, Л., 1927.) С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» и «личностная».
По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) – обозначаемые одинаково: «СТ», – возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: – подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно(м). Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: CT и ЛТ Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30 баллов – низкая; 31-45 – средняя; 46… – высокая тревожность. Это не мешает на шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.
Текст методики ШРЛТ
Инструкция: В зависимости от самочувствия в данный МОМЕНТ, укажите наиболее подходящую для Вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй так; «3» – верно; «4» – совершенно верно:
1. | Вы спокойны | 1 2 3 4 |
2. | Вам ничто не угрожает | 1 2 3 4 |
3. | Вы находитесь в напряжении | 1 2 3 4 |
4. | Вы испытываете сожаление | 1 2 3 4 |
5. | Вы чувствуете себя свободно | 1 2 3 4 |
6. | Вы расстроены | 1 2 3 4 |
7. | Вас волнуют возможные неудачи | 1 2 3 4 |
8. | Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком | 1 2 3 4 |
9. | Вы встревожены | 1 2 3 4 |
10. | Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения | 1 2 3 4 |
11. | Вы уверены в себе | 1 2 3 4 |
12. | Вы нервничаете | 1 2 3 4 |
13. | Вы не находите себе места | 1 2 3 4 |
14. | Вы взвинчены | 1 2 3 4 |
15. | Вы не чувствуете скованности и напряжения | 1 2 3 4 |
16. | Вы довольны | 1 2 3 4 |
17. | Вы озабочены | 1 2 3 4 |
18. | Вы слишком возбуждены и Вам не по себе | 1 2 3 4 |
19. | Вам радостно | 1 2 3 4 |
20. | Вам приятно | 1 2 3 4 |
Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии: Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для Вас цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО: цифры справа означают «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» – почти всегда.
1. | Вы испытываете удовольствие | 1 2 3 4 |
2. | Вы быстро устаете | 1 2 3 4 |
3. | Вы легко можете заплакать | 1 2 3 4 |
4. | Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие | 1 2 3 4 |
5. | Бывает, что Вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения | 1 2 3 4 |
6. | Вы чувствуете себя бодрым человеком | 1 2 3 4 |
7. | Вы спокойны, хладнокровны и собраны | 1 2 3 4 |
8. | Ожидание трудностей очень тревожит Вас | 1 2 3 4 |
9. | Вы слишком переживаете из-за пустяков | 1 2 3 4 |
10. | Вы бываете вполне счастливы | 1 2 3 4 |
11. | Вы принимаете все слишком близко к сердцу | 1 2 3 4 |
12. | Вам не хватает уверенности в себе | 1 2 3 4 |
13. | Вы чувствуете себя в безопасности | 1 2 3 4 |
14. | Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 2 3 4 |
15. | У Вас бывает хандра, тоска | 1 2 3 4 |
16. | Вы бываете довольны | 1 2 3 4 |
17. | Всякие пустяки отвлекают и волнуют Вас | 1 2 3 4 |
18. | Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть | 1 2 3 4 |
19. | Вы уравновешенный человек | 1 2 3 4 |
20. | Вас охватывает сильное беспокойство, когда Вы думаете о своих делах и заботах | 1 2 3 4 |
Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу:
СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) + 50 =
ЛТ – Личностная тревожность определяется по ключу:
ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20) – (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =
Понятие ситуативной (актуальной), – то есть реактивной тревожности и понятие личностной, – то есть активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности.
Источник — Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
Метод Спилбергера-Ханина: шкала тревоги — Психология
Беспокойство наиболее распространено среди людей. Есть сотни или даже тысячи причин, которые заставляют человека нервничать и беспокоиться. Чувство тревоги — это нормально. Но если это чувство не проходит и тем более усугубляется, то следует обратиться за помощью.
Исследования показывают, что слишком высокая тревожность может отрицательно сказаться на здоровье. Чтобы избежать негативных последствий и своевременно определить личный уровень тревожности, существует метод Спилбергера-Ханина.
Базовые концепции
Метод Спилбергера-Ханина основан на таких понятиях, как «тревога» и «тревога». Под тревогой принято понимать какое-то эмоциональное состояние, в котором присутствует сильная эмоция, беспричинность или беспокойство, вызванное определенными факторами. Довольно часто эти симптомы могут наблюдаться у человека без какой-либо причины. Такое состояние естественно только в том случае, если оно не нарушает жизнедеятельность.
Вторая концепция метода Спилбергера-Ханина — тревога.Обычно его рассматривают как процесс переживания тревоги, который имеет низкий порог проявления реакции. Если посмотреть на причину возникновения тревоги, можно выделить два ее подвида: ситуационный и личный.
Из названий уже понятно, что ситуативная тревожность — это изменение эмоционального фона в связи с изменившейся ситуацией (ссора с другом, свадьба, смерть родственника и т. Д.). Личное беспокойство может возникнуть, так сказать, на пустом месте.Это устойчивая характеристика личности. Есть люди, умеющие подавлять свои эмоции, а есть такие, у которых настроение меняется от малейшего дуновения ветра.
Психодиагностические методы
В психодиагностике не так уж мало методов оценки степени тревожности пациента. Как правило, они используются при работе с детьми, в частности, если ребенок из неблагополучной семьи, а также в клинической психиатрии и консультативной психологии.Самыми популярными методами определения степени тревожности считаются метод Тейлора и метод Спилбергера-Ханина.
Кроме них востребованы:
- Тесты подавленного настроения (Жмуров, Зунге).
- Методика изучения уровня стрессоустойчивости и адаптации в обществе (Рэйдж, Холмс).
- Тесты на определение социальной неудовлетворенности (Вассерман).
- Методика диагностики степени субъективного контроля (Роттер).
Для более детального изучения состояния пациента можно использовать комплекс, состоящий из нескольких методик.
Шкала тревожности
Несмотря на обилие методов психологической диагностики, только методы К. Спилбергера и Ю. Ханина позволяют одновременно измерять тревожность как самочувствие и как характеристику человека. Методика разработана американским клиническим психологом Чарльзом Спилбергером, адаптирована к бытовым реалиям Юрия Ханина, из-за чего и получила свое название.
Считается, что это одна из лучших диагностик. Метод Спилбергера-Ханина состоит из анкеты, в которой 40 утверждений. Пункты с 1 по 20 ориентированы на определение уровня ситуативной тревожности. Позиции с номерами 21–41 будут характеризовать личную тревогу.
Кстати, данный опросник адаптирован для 52 иностранных языков и признан международным методом определения степени тревожности и тревожности.
Ситуативная тревожность
Метод Спилбергера-Ханина представляет собой таблицу-анкету, в которой утверждения написаны слева.Напротив каждого из них находится ряд чисел от 1 до 4. Они показывают степень согласия пациента с утверждением. Чем выше число, тем выше уровень согласия. В конкретном тесте есть такие критерии оценки:
- Очень редко (почти никогда) — 1 балл.
- Редко — 2.
- Часто — 3.
- Очень часто (почти всегда) — 4.
В этой шкале показателей особое внимание уделяется определению состояния пациента в определенный момент.Это помогает психологу быстро понять, как определенные изменения влияют на человека.
Личное беспокойство
Чего нельзя сказать о шкале личной тревожности, которая ориентирована на познание внутреннего мира человека. Второй блок вопросов метода Спилбергера-Ханина состоит из следующих утверждений:
- Я могу быть в приподнятом настроении.
- Иногда чувствую раздражительность.
- Меня легко расстроить.
- Как и всем остальным, хочу удачи.
- Давно переживаю из-за беды.
- Я чувствую себя полным энергии.
- Всегда беспристрастно и спокойно.
- Беспокоятся о будущих трудностях.
- Даже мелочи меня нервируют.
- Иногда чувствую прилив счастья.
- Ко всем событиям отношусь слишком серьезно.
- Я хочу иметь больше уверенности.
- Я чувствую свою беспомощность.
- Стараюсь не ввязываться в сложные ситуации.
- Временами блюз.
- Иногда чувствую себя довольным.
- Мелкие дела отвлекают и беспокоят.
- Иногда чувствую себя неудачником.
- Беспокоиться, когда я думаю о своих делах.
.
По умолчанию 404 (не найдено) стр.
AAUPACADEMIC & AMP; ЦЕНТР КАРЬЕРНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ, PROVOST & AMP; VPACADEMIC SENATEADMISSIONSALUMNI RELATIONSANTHROPOLOGYARCHIVESART & AMP; ДИЗАЙН, ШКОЛА OFARTS & AMP; НАУКИ, КОЛЛЕДЖ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ УСЛУГАУДИТОР, ВНУТРЕННИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИBEAUMIER U.P. НАСЛЕДИЕ ЦЕНТРБИОЛОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ, СЕКРЕТАРЬ КНИЖНОГО МАГАЗИНА ТРАНСЛЯЦИИ & AMP; АУДИО-ВИЗУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ БИЗНЕС-РАЗВЕДКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИБизнес, W.L. CISLER COLLEGE OFCAREER SERVICESCHARTER SCHOOLSCHEMISTRYCLINICAL SCIENCES, SCHOOL OFCOMMUNICATIONS & AMP; ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙCOMM / BROADCASTING / JOURNALISMCOMMUNICATION & AMP; ИССЛЕДОВАНИЯ СМИCOMPUTING HELPDESKCONTROLLERS OFFICECOUNSELING & AMP; КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИКРИМИНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СТУДЕНТОВ УСЛУГИ ОБОРУДОВАНИЯ-CAT TRAXDINING УСЛУГИ-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОФИЦИОНЕР-УСЛУГИ-FIERASDINING SERVICES-STARBUCKSDINING SERVICES-LIGHTSDINING SERVICES-UNIVERSITY CENTERDISABITY CENTERDISABY ВКЛЮЧЕНИЕЗЕМЛЯ, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И УСИЛИТЕЛЬ; ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИДЕРСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ СЛУЖБА, ШКОЛА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ, РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЦЕНТР ИНЖИНИРИНГА & AMP; ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНЖЕНЕРИИ ЯЗЫК ЯЗЫК КАК ВТОРОЙ ЯЗЫК РАВНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬEVAL SER & AMP; ADMS КОЛЕНУ РАСШИРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СООБЩЕСТВАМИ ОПЕРАЦИИ FIERASFINANCE & AMP; АДМИНИСТРАЦИЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ ПЕРВЫЙ ГОД ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНОГО ОБРАЗОВАНИЯ & AMP; ИССЛЕДОВАТЕЛИ И КОНТРАКТЫ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ПРОДВИЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАУКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, КОЛЛЕДЖ ЗДОРОВЬЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ШКОЛА ИСТОРИИ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ & AMP; ЖИЗНЬ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ & AMP; ТЕХНИЧЕСКИЕ SERVICESINSTITUTIONAL RESEARCHINSTRUCTIONAL TECHNOLOGYINTERCOLLEGIATE АТЛЕТИКА / REC SPORTSINTERNAL АУДИТ / РИСК MANAGEMENTINTERNATIONAL ОБРАЗОВАНИЕ SERVICESINTERNATIONAL PROGRAMSINVENT @ NMULANGUAGES / LIT / INTERNATIONAL STUDIESLEARNING РЕСУРСЫ DIVISIONLIBRARYLIBRARY Поучительный ПОДДЕРЖКА / ARCHIVESLIBRARY Поучительный ПОДДЕРЖКА / LIBRARYLIBRARY / Поучительный SUPPORTLIS / BEAUMIER НАСЛЕДИЕ CENTERLIS / Поучительный ДИЗАЙН TECHNOLOGYMAIL УСЛУГИ & AMP; СКЛАДСКИЙ МАРКЕТИНГМАТЕМАТИКА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИCNAIR SCHOLARSILITARY SCIENCEMODERN LANGUAGES AND LITERATURESMULTICULTURAL EDUCATION & AMP; РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТРМУЗЫКАЛЬНО-АМЕРИКАНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЦЕНТР СЕТЕВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЦЕНТР СЕТЕВОЙ ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРNMU FOUNDATIONNMU ОТДЕЛ ПОЛИЦИИNMU-U.S. OLYMPIC TRAINING SITENORTHERN CENTERNURSINGPARKING ServicesPHILOSOPHYPHYSICSPLANT OPERATIONSPOLITICAL SCIENCEPRACTICAL NURSING PROGRAMПРЕЗИДЕНТ, ОТДЕЛ ПЕЧАТНЫХ УСЛУГПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ПУБЛИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ РАСПИСАНИЕRETIREDRISK & AMP; СТРАХОВОЕ СООБЩЕСТВО & AMP; ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ, ШКОЛА ТЕХНОЛОГИИ И АМП; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ АКТИВ / БИЗНЕС MNGTТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖКА УСЛУГИESTELECOM OPERATIONSTHEATRE & AMP; ОФИС ТРАНСПОРТНЫХ БИЛЕТОВУНИВЕРСИТЕТ МАРКЕТИНГА И КОММУНИКАЦИЙUP NORTH FILMSUPWARD BOUND MATH & AMP; ЗАДОЛЖЕННОСТЬ НАУЧНОМУ ПОСТАВЩИКУWNMU-FMWNMU-TV
.