«Индивидуальные особенности памяти. Исследование преобладающего типа запоминания».
Урок психологии – образовательная деятельность психолога.
Для проведения урока по психологии была выбрана тема: «Индивидуальные особенности памяти. Исследование преобладающего типа запоминания», т.к. психологу поступил запрос от классного руководителя 3 «А» класса на то, что учащиеся плохо усваивают и запоминают материал.
Тема урока: «Индивидуальные особенности памяти. Исследование преобладающего типа запоминания».
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Вид урока: Урок — лабораторная работа.
Цель урока: получение знаний об индивидуальных особенностях памяти, закрепленных при помощи проведения исследования преобладающего типа запоминания.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с определением памяти;
познакомить с типами запоминания информации.
Воспитательные:
формировать атмосферу заинтересованности при выполнении лабораторной работы;
способствовать формированию психологической культуры личности.
Развивающие:
развивать память обучающихся;
получить новое знание о себе.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, объяснение
Наглядные: изобразительная наглядность, словесная наглядность, моторная наглядность
Практические: лабораторная работа
Использование технических средств в обучении и наглядности:
Карточки со словами для запоминания, доска, мел, секундомер.
Литература:
1. Карандашев, Виктор Николаевич. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии/ В. Н. Карандашев. — М.: Питер,2009.-250 с.
2. Общая психология (познавательные процессы): практикум/ [сост. Н.В. Носова, Т.А. Поярова, И.В. Фокина, Е.В. Щеголева, О.Н. Щепелина]. — Вологда: [ВГПУ],2010.-114 с.
Интернет источник:
Игры, задания и упражнения, развивающие память подростков [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://bbsv.ru/education/rpd/page9.htm. — Загл. с экрана. (Дата обращения: 10.11.2011).
7. План урока:
1) Организационный момент, вступительное слово: 3 мин
2) Изложение нового материала: 30 мин
3) Закрепление изученного материала: 5мин
4) Заключительная часть: 2 мин
Краткий план урока:
2.
2 мин
-Вы можете ответить на этот вопрос?
(Память – запоминание и сохранение человеком того, что он слышал и видел, чувствовал и пережил, прочитал и понял, возможность воспроизвести прошедшие события, усвоенную информацию)
«Запоминание», «сохранение» и «воспроизведение» — это главные характеристики памяти. Давайте поясним что: Запоминание – это тот объем информации, который мы можем запомнить. Сохранение предполагает прочность хранения информации, то, как долго вы можете ее хранить в памяти. А воспроизведение предполагает точность той информации, которую вы извлекаете из памяти.
-Как вы думаете, какие типы памяти бывают? Как люди умеют запоминать информацию?
( Слуховой тип памяти – это память на информацию, которую мы запоминаем с помощью слух. Например: Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения.
Зрительный тип памяти – память на то, что воспринимается нами при помощи зрения. Например: мы можем хорошо помнить, какого цвета одежда была на нас в запомнившийся нам праздничный день.
Моторно-слуховой тип – когда нам важно не только услышать информацию, но и записать её. (Моторный значит двигательный) Например: первоклассник, обучаясь письму, не только водит пером по бумаге, но и помогает себе движениями языка, губ, определенным положением головы.
Комбинированный тип включает в себя предыдущие три типа).
Теперь, начертите себе, пожалуйста таблицы. (таблица наглядно представлена на доске)
3. Постановка цели | 1 мин | Сегодня мы проведем лабораторное исследование, в ходе которого будет выявлен ваш преобладающий тип запоминания. |
4. Практическая часть | 25 минут | Наше лабораторное занятие будет состоять из четырех заданий. Результаты каждого из них мы с вами будем заносить в таблицу, которую только что начертили. 1. Напишите в тетради – Опыт №1. Сейчас я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать. (Учитель диктует слова: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей, после паузы в 10 секунд, дается команда «Пишите!») Теперь давайте подпишем первый столбик нашей таблицы: количество правильно воспроизведенных слов. -Как вы думаете, каким типом памяти вы пользовались в этом задании и почему? Слуховая память необходима композитору, музыканту. Людям, с ярко выраженным слуховым типом, для запоминания информации необходимо, чтобы она была произнесена в слух. Посчитайте, пожалуйста, сколько слов вы записали и занесите результаты в таблицу в соответствующую графу (слуховой тип памяти). 2.Запишите ниже в тетради – Опыт №2. Сейчас я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать. (Учитель показывает карточки, на которых изображены предметы: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния, после перерыва в 10 секунд звучит команда «Пишите») — Как вы думаете, какой тип памяти вы использовали в этом задании? И почему? — Чем отличается первое задание от второго? Зрительная память необходима художникам, педагогам — для запоминания лиц и имен. Таким людям важно видеть то, что они хотят запомнить. Результаты так же заносим в таблицу, в соответствующую графу (зрительный тип памяти) 3.Записываем следующий опыт — №3. Давайте теперь начнем наш третий опыт. Сейчас я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать. (Учитель диктует слова: пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь, после паузы в 10 секунд, учитель говорит «Пишите!») — Вы уже поняли, какой тип памяти использовался в этом задании? -С помощью какого действия вы обеспечивали себе моторную форму восприятия? Моторно-слуховая память необходима спортсменам для выполнения упражнений по команде тренера, а так же другим людям, чья деятельность связана с выполнением разнообразных действий. Посчитайте, пожалуйста, количество слов, которые вы сумели вспомнить в данном опыте и запишите их в графу моторно-слуховой тип памяти. Как вы уже знаете, существует еще один тип памяти – это комбинированный тип. — Что обозначает слово – «комбинированный»? Как вы думаете, в чем суть этого типа запоминания? 4. Заключительный – Опыт №4. Сейчас я буду читать Вам слова. Вы их записывайте в тетради и запоминайте. После чтения последнего слова, переверните лист тетради так, чтобы вам было не видно написанных ранее слов, и по моему сигналу «Пишите!» запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать. (Учитель диктует слова: поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица, по окончанию ребята переворачивают листок тетради и после перерыва, который длится так же, как и в предыдущих опытах 10 секунд, дается команда «Пишите!») Люди, для которых характерен комбинированный тип, могут в равной степени пользоваться как зрительной, слуховой, так и моторно-слуховой (двигательной) памятью. И этот результат, запишите в свои таблицы. Теперь внимательно посмотрите на свои результаты. Преобладающий тип памяти определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов. То есть, в какой графе у вас стоит наибольшее количество правильно воспроизведенных слов, тот тип памяти у вас и преобладает. |
5. Теоретическая часть | 5 мин | Не бывает хороших и плохих типов памяти. Каждый тип индивидуален для каждого человека. Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек. Эффективность запоминания повышается, если используются сразу несколько типов запоминания. Поэтому следует тренировать свою память. Тренированная память – это свободное и правильное использование средств запоминания. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику. -Вам знакомо это слово? Мнемотехника — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Сейчас я расскажу вам про основные приемы эффективного запоминания: 1. Для запоминания сложных групп слов можно сокращать каждое новое слово до первой буквы (Так заучивается, например, последовательность цветов в радуге: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан) 2. Сложные слова можно запоминать с помощью созвучных слов (Например: Васко да Гама – Васька да Галя) 3. При запоминании чисел, можно выделять группы знакомых чисел, ассоциирующихся, например, с датой рождения или номером дома и т.д 4. Прием ассоциаций. Если нужно запомнить сложную информацию, не связанную между собой, то следует мысленно ассоциировать ее с уже имеющимися образами, или мысленно представлять «картинки». (например: чтобы запомнить параграф по истории, можно представить события «в картинках», т. е. мысленно представлять ход событий) 5. Не стоит заучивать сразу большой объем материала, нужно разделить его на части. |
5. Рефлексия | 2 мин | А теперь, ребята, пусть каждый из вас выскажет свою точку зрения по проделанной сегодня на уроке работе. Напишите ваше мнение на выданных листочках. (заранее учителем выдаются маленькие листочки, для проведения рефлексии) Это должно быть одно предложение. Сейчас каждый по очереди возьмет в руки этот кубик и выберет себе фразу, которая написана на одной из его сторон. (Куб рефлексии)
Сдайте мне пожалуйста ваши листочки. Спасибо всем за работу! До свидания! |
Приложение 1.
Исследование преобладающего типа запоминания
Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.
Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов представлен в Приложении 2; ручка, секундомер.
Процедура исследования
Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором — зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом — комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.
Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.
Опыт №1
Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания в первом опыте:
машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»
Опыт №2
Второй опыт можно проводить после 5 — минутного перерыва после окончания первого.
В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.
Инструкция испытуемому: «Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания во втором опыте:
самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
После чтения десятого слога до сигнала «Пишите!» пауза длится 10 секунд.
Опыт №3
Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5-минутного перерыва.
Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».
Слова для запоминания в третьем опыте:
пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Пауза перед сигналом «Пишите!» в третьем опыте выдерживается 10 секунд.
Опыт №4
Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».
Слова для запоминания в четвертом опыте:
поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Сигнал «Пишите!» дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.
Обработка результатов
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ
Количество правильно воспроизведенных слов
Слуховой
Зрительный
Моторно-слуховой
Комбинированный
Анализ результатов
Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.
Приложение 2.
Стимульный материал к методике
«Исследование преобладающего типа запоминания»
Стимульный материал был выдан педагогом – психологом.
Опыт 2(картинки).
Исследование преобладающего типа запоминания
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 115Следующая ⇒
Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.
Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка,секундомер.
Процедура опыта
Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.
Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.
Опыт № 1
Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания в первом опыте:
машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»
Опыт № 2
Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.
В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.
Инструкция испытуемому: «Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания во втором опыте:
самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
После чтения десятого слога до сигнала «Пишите!» пауза длится 10 секунд.
Опыт № 3
Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.
Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».
Слова для запоминания в третьем опыте:
пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь.
Пауза перед сигналом «Пишите!» в третьем опыте выдерживается 10 секунд.
Опыт № 4
Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».
Слова для запоминания в четвертом опыте.
Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Сигнал «Пишите!» дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.
Обработка результатов
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ | ||||
Количество правильно воспроизведенных слов | Слуховой | Зрительный | Моторно/слуховой | Комбинированный |
Анализ результатов
Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5–9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.
МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.
МЕТОДИКА «Смысловая память»
СЕРИЯ А
Материал.Пары слов для запоминания: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.
Ход опыта.Испытуемым зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.
При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставят « – «.
СЕРИЯ Б.
Материал.Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, салазки – завод, рыба – пожар, тополь – кисель.
Ход опыта.Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А. После проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов по каждой серии и испытуемые отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли установить связь между словами серии Б?»
Обработка результатов.По каждому опыту требуется подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты занести в таблицу:
Объем логической памяти | Объем механической памяти | ||||
Кол-во слов первого ряда (а1) | Кол-во запом-
нившихся слов (b1) | Коэффициент логической памяти | Кол-во слов второго ряда (а2) | Кол-во запом-
нившихся слов (b2) | Коэффициент механической памяти |
С1 = | b1 | С2 = | b2 | ||
а1 | а2 | ||||
|
Вывод.Для успешности запоминания надо включить материал в систему, которая отражает объективные связи.
Пиктограмма
Этот метод, предложенный А.Р. Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов.
Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12–16 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:
1. Веселый праздник
2. Тяжелая работа 3. Развитие 4. Вкусный ужин 5. Смелый поступок 6. Болезнь 7. Счастье 8. Разлука 9. Ядовитый вопрос | 10. Дружба
11. Темная ночь 12. Печаль 13. Справедливость 14. Сомнение 15. Теплый ветер 16. Обман 17. Богатство 18. Голодный ребенок |
Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо немного варьировать, т.е., сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них.
Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать – «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово – как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «Веселый праздник»? Желательно без крайней необходимости ничего больше больному не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте, что полегче». Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый праздник», а лишь то, что может ему напомнить про веселый праздник. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме.
Заданные выражения | Рисунки и объяснения больного | Восприятие спустя час |
|
Если же испытуемый сам не объясняет, следует у него каждый раз спрашивать: «А как вам это поможет припомнить заданное слово?».
Не следует возражать или высказывать неодобрение, какие бы необычные связи больной не устанавливал, но если рисунки его слишком многопредметны, можно попросить его рисовать немного быстрее.
В процессе выполнения задания экспериментатор варьирует порядок задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли испытуемый устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения («вкусный ужин», «тяжелая работа»), то более абстрактные, трудные («развитие», «сомнение», «справедливость»).
После выполнения задания (от 12 до 16 слов) листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание нужно предлагать не по порядку, лучше одно – с начала, другое – с конца. Можно предложить испытуемому записывать под рисунком слово или выражение, которое было ему задано. Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок .
При истолковании результатов опыта прежде всего следует обратить внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т.е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. В норме даже школьник с образованием 5 классов может найти такой образ; так, например, для слов «тяжелая работа» он рисует лопату или молоток, человека с грузом, для слова «сомнение» – развилку дорог (куда пойти?) или вопросительный знак или дверь (войти ли в нее?). Для интеллектуально неполноценного испытуемого такая задача трудна. Для слов «тяжелая работа» он хотел бы нарисовать целую сценку работы в шахте, но боится, что не сумеет это выполнить. Для слова «сомнение» он вообще ничего придумать не может. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова «болезнь» – кровать; для слов «вкусный ужин» – стол, тарелки. Но такие слова, как «справедливость», «сомнение», «развитие», остаются недоступными для опосредования. Такого рода проявления конкретности мышления, трудности обобщения наблюдаются при олигофрении, эпилепсии. В иных случаях испытуемый справляется с задачей обобщения, но никак не может ограничить себя выделением одного какого-либо образа и рисует их множество.
Так, например, решая нарисовать к слову «развитие» растущее растение, он рисует не один какой-либо росток, а целую серию постепенно увеличивающихся цветов в количестве 7,8. К слову «болезнь» он рисует кровать и больного на подушке, и пузырек с лекарством, и еще термометр. Такие множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствуют об обстоятельности мышления, о склонности к детализации и наблюдаются обычно у эпилептиков, а также у некоторых больных, перенесших энцефалит. Попутно отмечается, что эти же категории испытуемых рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие «возвращения» и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов.
Вторым критерием, на котором основывается оценка выполнения данного задания, является критерий адекватности ассоциаций.
Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению «веселый праздник» они могут нарисовать флаг или цветы, или даже бокал вина; к слову «разлука» – конверт или паровоз, или руку, размахивающую платочком; к слову «развитие» – диаграмму роста или растение, или младенца, или яйцо, или физкультурника. Все эти и многие другие связи одинаково хороши, так как они действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его. Но вот больной шизофренией для слова «сомнение» рисует речку и объясняет это так: «Есть романс Глинки «Сомнение», а Глинка – это есть Неглинка – речка». Такая связь носит громоздкий, заумный характер. В другом случае для запоминания слов «вкусный ужин» больной рисует туалетную комнату и в рассуждениях во время выполнения заданий приходит к этому так: «Вкусный ужин это значит – хорошо пахнет… запах… нарисую уборную». В этой ассоциации видна и парадоксальность. Другой пожилой больной для запоминания слов «теплый ветер» рисует губы и объясняет, что это «поцелуй матери». Несмотря на яркую эмоциональность, и эта ассоциация не адекватна заданию; ведь нарисованные губы не служат цели запоминания заданных слов.
В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциации больных шизофренией достигают такой степени, что к разным словам они рисуют лишь черточки, галочки. Такая яркость образов наблюдается часто у лиц истерического склада, хотя не исключена и у психически полноценных людей. Некоторые больные каждое заданное им для пиктограммы слово воспринимают сквозь призму своих личных вкусов и стремлений. Так, например, больной говорит: «Теплый ветер» я вообще запомнить не могу, так как у нас на севере теплого ветра не бывает; «вкусный ужин» – для меня на ужин годится только простокваша; «веселый праздник» – у меня праздников не бывает; «справедливость» – со мной поступают несправедливо» и т.д. Такая эгоцентричность восприятий наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально-значимые слова.
Поэтому, если больные ко всем таким эмоционально значимым словам подбирают совершенно нейтральные отвлеченно-общечеловеческие образы, например, «счастье» -– солнце, «печаль» – плохая погода и т.д.), это можно оценить как проявление некоторой эмоциональной отгороженности, интравертированности или даже холодности.
Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования методов пиктограммы, – это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти методом заучивания 10 слов и методом пиктограммы. Если больной плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает больному, поэтому с пиктограммой он справляется лучше.
Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение наблюдается у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти больного можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова, – иногда больные воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов.
Пиктограмму следует оценивать «в целом», т.е. по общему характеру выбираемых испытуемым образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей. Приведем пример пиктограммы, составленной психически здоровой, очень способной студенткой (рис. 1).
В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными.
В этой пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам «разлука» и «справедливость». Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.
Рисунок 1 – Пиктограмма здоровой студентки
Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации (рис. 2).
Рисунок 2 – Выхолощенные бессодержательные символы.
Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему «веселый праздник» она сможет вспомнить по крестику, а «развитие» – по галочке, «болезнь» – по двум точкам, а «дружбу» по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует «веселый праздник» округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку– угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает «счастье» прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над «разлукой», а «сомнение» – прямой линией, упирающейся в зигзаг.
Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует «сомнение» как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что «круг – это неуверенность», и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: «Как по-вашему, будет ли «неуверенность» уже или шире «сомнения» по площади?».
Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией (рис. 3, 4).
Рисунок 3 – Символические зигзаги (больного шизофренией)
Рис 4 – Пиктограмма больного шизофренией
Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи-символы (на рис. 4 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает «счастье», а спускающаяся вниз рядом – «болезнь»). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т.е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис. 5 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.
Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)
Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь – труд, пьяница – забор).
Рис 5 – Стереотипные рисунки
В целом методика «пиктограммы» очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.
Исследование преобладающего типа запоминания
Исследование объема кратковременной памяти
Цель исследования: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.
Материал и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.
Первый набор
Второй набор
Третий набор
Четвертый набор
Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде «Пишите!» испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.
Инструкция испытуемому: «Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде «Пишите!», запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!»
Обработка результатов
В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:
ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;
наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях;
коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле:
Пк= А+С/n
Пк – обозначение объема кратковременной памяти,
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта, в данном случае – 4.
Анализ результатов:
Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:
Коэффициент
объема памяти /Пк/
10 — очень высокий
8-9 — высокий
7 — средний
6-5 — низкий
3-4 — очень низкий
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.
Исследование преобладающего типа запоминания
Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.
Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка,секундомер.
Процедура опыта
Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.
Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.
Опыт №1
Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания в первом опыте:
машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»
Опыт №2
Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.
В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.
Инструкция испытуемому: «Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания во втором опыте:
самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
После чтения десятого слога до сигнала «Пишите!» пауза длится 10 секунд.
Опыт №3
Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.
Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».
Слова для запоминания в третьем опыте:
пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка,гусь.
Пауза перед сигналом «Пишите!» в третьем опыте выдерживается 10 секунд.
Опыт №4
Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».
Слова для запоминания в четвертом опыте.
Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Сигнал «Пишите!» дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.
Обработка результатов
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ
Количество правильно
воспроизведенных слов | Слуховой | Зрительный | Моторно/слуховой | Комбинированный |
Анализ результатов
Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Задача 1. Исследование преобладающего типа запоминания — Студопедия
Цель: Измерение объема кратковременной памяти при запоминании словесного материала, предъявленного разными способами (для индивидуального и группового исследования)
Материалы и оборудование.
Стимульный материал: четыре набора слов, выражающие конкретные понятия (по 10-15 слов для каждого опыта). Один набор слов напечатан на отдельных листах с целью зрительного предъявления словесного материала во втором опыте (каждое из слов написано крупным шрифтом на отдельной карточке).
Для испытуемого: четыре листа бумаги и карандаш (ручка)
Процедура исследования:
Исследование состоит из 4 опытов, в каждом из которых применяется определенный способ предъявления словесного материала.
1 опыт – слуховое предъявление (слуховой тип запоминания)
2 опыт – зрительное предъявление (зрительный тип запоминания)
3 опыт – моторно-слуховая форма предъявления
4 опыт – комбинированная форма предъявления (слуховая, зрительная и моторная)
1 опыт – Экспериментатор зачитывает слова с интервалом в 3 секунды. Инструкция: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда я скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания в первом опыте: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей
2 опыт — Инструкция: «Я буду показывать вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. После паузы, когда я скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь читать и запоминать».
Слова для запоминания во втором опыте: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния
3 опыт — Инструкция: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. После паузы, когда я скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» и запоминать»
Слова для запоминания в третьем опыте: пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь
4 опыт — «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно, записывайте на листе бумаги и запоминайте. После паузы, когда я скажу: «Пишите!», на оборотной стороне листа бумаги запишите то, что вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, записывать и запоминать»
Слова для запоминания в четвертом опыте: поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица
Интервалы между опытами – 5 минут.
Интервал между окончанием предъявления материала и командой «Пишите» — 10 секунд
Обработка результатов:
3. Исследование преобладающего типа запоминания
Цель
исследования:
выявить преобладающий объем памяти при
разных типах предъявления словесного
материала.
Материал
и оборудование:
четыре набора слов, выражающих конкретные
понятия, один из наборов выполнен на
отдельных карточках, четыре небольших
листа бумаги для записи и ручка,
секундомер.
Процедура опыта
Преобладающий
тип памяти устанавливают методом
по-разному предъявленных слов. Исследование
состоит из четырех опытов. В первом
опыте слова для запоминания предъявляют
на слух. Во втором – зрительно, причем
каждое слово должно быть четко записано
на отдельной карточке. В третьем опыте
используют моторно-слуховую форму
предъявления и в четвертом –
комбинированную, которая сочетает в
себе слуховое, зрительное и моторное
восприятие материала.
Чтобы
не было перегрузки при определении
памяти, для каждого опыта достаточно
подготовить ряд из 10 слов.
Опыт
№1 Экспериментатор
четко с интервалом 3 секунды читает
испытуемому слова для запоминания.
Чтение слов предваряется инструкцией.
Инструкция
испытуемому:
«Я буду читать Вам слова. Слушайте их
внимательно и запоминайте. После паузы,
когда скажу: «Пишите!», на листе
бумаги запишите то, что Вы запомнили.
Если все понятно, приготовьтесь слушать
и запоминать».
Слова
для запоминания в первом опыте:
машина,
яблоко, карандаш, весна, лампа, лес,
дождь, цветок, кастрюля, воробей.
После
паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»
Опыт
№2 Второй
опыт можно проводить после 5 – минутного
перерыва после окончания первого.
В
этом опыте экспериментатор последовательно
предъявляет испытуемому слова, написанные
на отдельных карточках. Экспозиция
каждого слова должна соответствовать
длительности чтения слова первого
опыта, интервал между словами тот же,
то есть 3 секунды.
Инструкция
испытуемому:
«Я буду показывать Вам карточки с
написанными на них словами. Внимательно
читайте их и запоминайте. По сигналу
«Пишите!», на листе бумаги запишите
то, что запомните. Если все понятно,
приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова
для запоминания во втором опыте:
самолет,
груша, ручка, зима, свеча, поле, орех,
сковорода, утка, молния.
После
чтения десятого слога до сигнала
«Пишите!» пауза длится 10 секунд.
Опыт
№3 Третий
опыт, аналогично второму, проводят после
5 – минутного перерыва.
Испытуемому
предлагается слушать слова и прописывать
их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить
моторную форму восприятия материала.
Интервал между читаемыми словами 3
секунды, а скорость чтения та же, что и
в первом опыте.
Инструкция
испытуемому:
«Я буду читать Вам слова. Слушайте их
внимательно и в воздухе ручкой
«прописывайте» их и запоминайте.
По сигналу «Пишите!» на листе бумаги
запишите то, что запомнили. Если все
понятно, приготовьтесь слушать,
«прописывать» слова и запоминать».
Слова
для запоминания в третьем опыте:
пароход,
слива, линейка, лето, фонарь, река, гром,
ягода, тарелка,гусь.
Пауза
перед сигналом «Пишите!» в третьем
опыте выдерживается 10 секунд.
Опыт
№4 Спустя
10 минут после третьего опыта проводят
опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором
слов и паузы между словами остаются
теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы
обеспечить комбинированный тип восприятия
материала, испытуемому не только читают
слова, но и предлагают вслед за чтением
записывать их на отдельном листе, а
после записи последнего десятого слова
лист переворачивают и по сигналу
«Пишите!» на обратной стороне он
может воспроизвести запомненное.
Инструкция
испытуемому:
«Я буду читать Вам слова. Вы их на этом
листе записывайте и запоминайте. После
чтения последнего слова, лист переверните
и по моему сигналу «Пишите!» запишите
на оборотной стороне то, что запомнили.
Приготовьтесь слушать, записывать и
запоминать».
Слова
для запоминания в четвертом опыте.
Поезд,
вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна,
гроза, гриб, чашка, курица.
Сигнал
«Пишите!» дается как и во всех
предыдущих случаях через 10 секунд.
Обработка
результатов
Показателем
объема памяти в этих опытах является
количество правильно воспроизведенных
слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП | |||||
ФИО, | Слуховой | Зрительный | Моторно | Комбинированный | |
Кол-во | Кол-во | Кол-во | Кол-во |
Исследование преобладающего типа запоминания
Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.
Материал и оборудование: шесть наборов слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, тетрадь, листок бумаги, ручка, секундомер.
Процедура опыта
Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из шести опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала. В пятом – запоминание на основе зрительного образа и в шестом словесно-логическое запоминание.
Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.
Опыт №1
Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания в первом опыте:
машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»
Опыт №2
Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.
В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.
Инструкция испытуемому: «Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания во втором опыте:
самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
После чтения десятого слога до сигнала «Пишите!» пауза длится 10 секунд.
Опыт №3
Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.
Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».
Слова для запоминания в третьем опыте:
пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Пауза перед сигналом «Пишите!» в третьем опыте выдерживается 10 секунд.
Опыт №4
Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».
Слова для запоминания в четвертом опыте.
Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Сигнал «Пишите!» дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.
Опыт №5
Спустя 10 минут после четвертого опыта проводят пятый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить образное восприятие материала, испытуемому предлагают изобразить рисунком или схемой каждое слово, а после изображения десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.
Слова для запоминания в пятом опыте:
Велосипед, смородина, озеро, словарь, утро, зажигалка, иней, трава, ложка, индюк.
Опыт №6
Спустя 10 минут после пятого опыта проводят шестой. Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом эксперимантатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.
Пары слов для запоминания в шестом опыте:
Лед — коньки
Кустарник – крыжовник Карандаш – пенал Ночь – день Пожар – спички | Яма – гора
Вода – роса Дуб – дерево Мебель – стол Журавль — синица |
Обработка результатов
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ | ||||||
Количество правильно воспроизведенных слов | Слуховой | Зрительный | Моторно-слуховой | Комбинированный | Образный | Словесно-логический |
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
IV. Исследование преобладающего типа запоминания. — КиберПедия
Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, четыре небольших листа бумаги для записи и ручка, секундомер.
Процедура опыта:
Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором – зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.
Чтобы не было перегрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.
Опыт №1
Экспериментатор четко с интервалом 3 секунды читает испытуемому слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После паузы, когда скажу: «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что Вы запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания в первом опыте:
машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.
После паузы в 10 секунд дается команда «Пишите!»
Опыт №2
Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.
В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами тот же, то есть 3 секунды.
Инструкция испытуемому: «Я буду показывать Вам карточки с написанными на них словами. Внимательно читайте их и запоминайте. По сигналу «Пишите!», на листе бумаги запишите то, что запомните. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
Слова для запоминания во втором опыте:
самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.
После чтения десятого слога до сигнала «Пишите!» пауза длится 10 секунд.
Опыт №3
Третий опыт, аналогично второму, проводят после 5 – минутного перерыва.
Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3 секунды, а скорость чтения та же, что и в первом опыте.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Слушайте их внимательно и в воздухе ручкой «прописывайте» их и запоминайте. По сигналу «Пишите!» на листе бумаги запишите то, что запомнили. Если все понятно, приготовьтесь слушать, «прописывать» слова и запоминать».
Слова для запоминания в третьем опыте:
пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Пауза перед сигналом «Пишите!» в третьем опыте выдерживается 10 секунд.
Опыт №4
Спустя 10 минут после третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите!» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам слова. Вы их на этом листе записывайте и запоминайте. После чтения последнего слова, лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на оборотной стороне то, что запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».
Слова для запоминания в четвертом опыте:
Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Сигнал «Пишите!» дается как и во всех предыдущих случаях через 10 секунд.
Обработка результатов:
Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильно воспроизведенных слов. Данные заносятся в таблицу.
ТИП ПАМЯТИ | ||||
Количество правильно воспроизведенных слов | Слуховой | Зрительный | Моторно-слуховой | Комбинированный |
Анализ результатов:
Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.
Заполните протокол исследования и сделайте выводы по результатам исследования.
Список запоминания MCAT и советы
Вопросы для запоминания MCAT звучат именно так: они проверяют ваши знания о конкретном факте или концепции. Хотя вопросы памяти обычно встречаются как отдельные вопросы, их также можно вставить в отрывок и составить 25% научных вопросов в MCAT.
Но не волнуйтесь! Помимо необходимости запоминания, эти вопросы обычно не вызывают проблем у студентов, потому что они похожи на типы вопросов, которые появляются на типичном экзамене по естествознанию в колледже.
Что мне запомнить?
Владение основами и способность применять эти концепции к незнакомым ситуациям — вот что поможет вам пройти MCAT. Но если вы беспокоитесь о том, какие формулы MCAT нужно запомнить, вот краткий список правил и уравнений, собранных нашими экспертами по тестированию MCAT. Это ни в коем случае не исчерпывающий список, а скорее пример для начала вашей подготовки.
И помните, это больше о применении знаний, чем о прямом запоминании знаний.
Химия | Физика / Математика | |
Органическая химия
Общая химия
| Некоторые удобные математические формулы:
Подробнее Советы по математике MCAT Некоторые константы включают:
| Некоторые уравнения и правила их использования:
|
Психология / социология | Биология и биохимия | |
|
|
Зона проводимости |
MCAT Советы и хитрости?
Нет особого «трюка» с ответами на вопросы памяти. Вы либо знаете ответ, либо нет. Если вы обнаружите, что в практических тестах MCAT вам не хватает изрядного количества вопросов о памяти, это верный признак того, что вы недостаточно хорошо знаете содержание.Вернитесь и просмотрите.
Стратегии запоминания MCAT
Мнемоника
Мнемонические приемы — это шаблоны (последовательности букв, мелодия вашей любимой песни), которые помогают запоминать. Например, некоторые люди помнят определения синуса, косинуса и тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике с помощью этой мнемоники: SOH CAH TOA. Буквы означают следующее: Sine = Opp / Hyp, Cosine = Adj / Hyp, Tangent = Opp / Adj.
Вопросы для запоминания составляют 25% вопросов по естествознанию на MCAT.
Дворец памяти
Этот мнемонический прием включает в себя представление, что вы движетесь по знакомому маршруту или месту, например, по комнатам дома вашего детства, и на различных остановках по пути, оставляя визуальное представление о теме, которую вы хотите запомнить. Чтобы вспомнить необходимую информацию, просто представьте, что вы идете по своему «дворцу». Мы слышали о студентах, использующих эту технику для всего, от шагов цикла Кребса до частей клетки.
Контуры
Акт записи чего-либо имеет большое значение для закрепления этого в памяти. Кроме того, краткие и красочные одностраничные контуры являются отличным подспорьем.
Примечание о карточках MCAT
Карточки могут быть полезны, если ваши базовые знания в какой-то области недостаточны. Однако помните, что самый сложный аспект MCAT заключается не в том, что он требует запоминания мелких деталей знаний о содержании, а в том, что он требует, чтобы вы применяли свои базовые научные знания в незнакомых ситуациях, и сами по себе карточки не помогут вам в этом.Если вы решите использовать дидактические карточки, не забудьте включить в него множество отрывков для практики и полные практические тесты, чтобы завершить вашу подготовку.
Получите максимальное количество баллов с помощью подготовки к экзаменам MCAT
Узнать больше
.
7 простых советов по запоминанию монологов
Кто-то однажды спросил себя в монологе: «Быть или не быть?» Когда дело доходит до монологов, есть вещи, которыми вы хотите быть, и вещи, которыми вы не хотите быть.
Запоминание монолога — это процесс, и в центре внимания всегда должно оставаться исполнение, а не только запоминание текста. Однако, не зная слов, актер не может работать в глубине.
Со следующими советами в вашем арсенале запоминания подготовка монолога станет безболезненным процессом…
Игра на выбор
Первый шаг в запоминании монолога — это процесс выбора.Это основа подготовки и влияет на все этапы процесса, включая скорость запоминания. Актеры, которые лично связаны с запоминаемым текстом, более мотивированы исследовать произведение и легче понимают монолог.
Выберите монолог, обращающийся к вам как к человеку и как исполнителю. Кроме того, знайте свой тип или тип персонажей, для которых вы обычно слушаете, и найдите монолог в этой области. Соответствующий возрасту персонаж с такими же мыслями и мнениями, что и вы, — хорошее начало.
Выберите монолог активным голосом, а не прошедшим временем, или повторением ранее раскрытой информации. Монологи, в которых персонаж разговаривает с другим человеком или группой людей, пытаясь что-то от них получить, обеспечивают естественные цели и ставки.
Выберите монолог из знакомой вам пьесы или сценария. Знание предыстории обогащает выступление, обеспечивая слои чувств по отношению к другим персонажам и помогает установить внутренние эмоции говорящего.
Разбей его
После выбора личного монолога следующим шагом будет работа с текстом. Прочтите монолог для рассказа и понимания, а затем разбейте текст на части. С каждым ударом должны быть связаны разные действия и цели.
Это также время для редактирования монолога, если это необходимо. Монолог должен длиться не более 60–90 секунд, но не более 2 минут. Соответствующая длина ускорит запоминание и позволит больше времени инвестировать в глубину выступления.
Не забудьте сохранить сюжетную арку при редактировании с решающим началом и концом, которые показывают изменения в персонаже.
Запишите
Теперь у вас есть короткий и приятный монолог, разбитый на биты, между которыми встроены переходы. Напишите текст от руки до конца.
Исследования показывают, что почерк увеличивает удержание, поскольку он активизирует большую часть мозга, связывая мелкую моторику с корой головного мозга. Почерк — это буквально мышечная память для запоминания монолога.
Активировать
Вы, вероятно, не пройдете прослушивание, сидя в кресле за столом, так зачем вам готовить монолог таким образом? Добавление движения к вашим усилиям по запоминанию связывает слова с движением, что в конечном итоге сделает вашу работу более плавной и гибкой.
Одно из предложений — прогуляться со своим сценарием. Прогуливаясь, тихонько декламируйте свой монолог ритм за битом. Начните с первой доли, а когда она запомнится, добавьте вторую долю.Этот пошаговый процесс запоминания заставляет вас запоминать переходы, в которых и происходит хорошая игра.
Включи его
После того, как вы запомните монолог, продолжайте исследовать возможные цели и действия. Вы можете сделать это, разговаривая и двигаясь по-разному во время каждого выступления монолога. Практикуйтесь с разными объемами, диалектами, осанкой, скоростью, паузами и т. Д. Измените все и вся в своей работе и наблюдайте, как это меняет эмоциональный результат.
Итальянский
На самом деле не пытайтесь читать монолог по-итальянски, если вы не знаете итальянский, тогда это будет интересный способ изменить вашу тактику. Я имею в виду, что произносите монолог как можно быстрее, проигрывая все переходы и стремясь достичь всех целей. Это окончательная проверка понимания через скорость.
Сон
Ваш мозг устанавливает связи во сне, что является единственным способом перенести работу по запоминанию в банк долговременной памяти.Планируйте дни наперед при запоминании, чтобы дать вашему мозгу достаточно времени для адаптации.
Нет ярлыков для идеального исполнения монолога, но есть простые стратегии, которые актеры могут реализовать, чтобы ускорить процесс запоминания. Следуя приведенным выше советам, вы сможете ответить на самые известные вопросы-монологи: «Быть или не быть?» Для актеров ответ должен быть; продолжать жить через перформанс.
Источник изображения
.
Трюк с запоминанием GMAT: мнемонические приемы
Теоретически GMAT предназначен для измерения навыков, от аналитического письма до критического мышления, которые были развиты в течение длительного периода времени. Этот «длительный период времени» для большинства людей равен двум десятилетиям базового образования. Вспомнить всю необходимую информацию в день GMAT может оказаться непросто.
Подготовка к GMAT означает повторное изучение большого количества информации за относительно короткий промежуток времени.Многократный просмотр информации теоретически может помочь фактам закрепиться в вашей памяти, но втискивание правил, практик и методов в ваш мозг может быстро начать объединяться и накладываться друг на друга, оставляя мало места для правильного применения и различения всего, что вы усвоили. Мнемонические приемы — это методы, которые могут помочь улучшить вашу способность запоминать то, что вы узнали.
Мнемонические устройства — это различные типы паттернов [различных видов, например, букв], идей или ассоциаций, которые помогут вам вспомнить что-то ; По сути, такие устройства помогают создавать сценарии для вызова и применения информации запоминающимся образом и могут способствовать запуску визуальных эффектов, которые могут помочь вам не только запомнить правила, методы и теории, но и правильно применить эту информацию.
Популярные мнемонические приемы:
Сокращения
Аббревиатура — это слово, образованное из первой буквы или группы букв во фразе или имени. Например, F.A.N.B.O.Y.S. является аббревиатурой для запоминания английских союзов For, And, Nor, But, Or, Again и So.
Chunking
Chunking — это именно то, на что это похоже. Это практика брать «куски» более крупной информации и разбивать ее на части, чтобы ее было легче сохранить. Самый популярный пример разбиения на части — телефонные номера.Телефонные номера в США состоят из 10 цифр, но почти всегда представлены в виде двух групп по 3 цифры, за которыми следует группа из 4 цифр — например, 909-555-8659.
Вместо того, чтобы смотреть на одно десятизначное число, вы видите меньшие группы чисел, которые легче усвоить и запомнить.
Изображения
Бывают случаи, когда ни сокращения, ни фрагменты не помогают запомнить важную информацию. Вы должны заставить информацию работать на вас — добавление изображений может помочь сделать еще один шаг вперед, чтобы пробудить вашу память.Связывая информацию с визуальным элементом, который имеет для вас значение, вы добавляете индивидуальный подход, который может помочь вспомнить и правильно применить полученные данные.
Например, если вам нужно было вспомнить, какие наркотики относятся к категории депрессантов — барбитураты, алкоголь и транквилизаторы (БАТ), — вы можете представить себе сонную летучую мышь.
Чтобы сохранить информацию, которую вы так усердно усвоили, можно создать такие методы, как мнемонические устройства, самостоятельно или даже в Интернете. В любом случае они предоставляют дополнительную возможность для восстановления памяти, которая может помочь вам повысить баллы GRE и сохранить чувство компетентности и осведомленности.
.Терминология
— Почему мемоизация вместо memoRization?
Переполнение стека
- Около
Товары
- Для команд
Переполнение стека
Общественные вопросы и ответыПереполнение стека для команд
Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегамиработы
Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного ростаТалант
Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателяреклама
Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира- О компании
Загрузка…
- Авторизоваться
зарегистрироваться текущее сообщество
.