Виды экстероцептивных ощущений. Лекции по общей психологии
Виды экстероцептивных ощущений
Как известно, к числу экстероцептивных ощущений относятся пять перечисленных выше «модальностей»: обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Это перечисление правильно, но не исчерпывает всех видов чувствительности.
Однако следует дополнить этот ряд двумя категориями: промежуточными, или интермодальными, ощущениями и неспецифическими видами ощущений.
Хорошо известно, что если осязание воспринимает сигналы от механических воздействий, а слух — от звуковых волн с частотой колебаний от 20–30 до 20–30 000 Гц, то человек имеет возможность воспринимать и колебания меньшей частоты, чем только что указанные звуковые волны. К таким колебаниям относятся вибрации, частота которых исчисляется примерно в 10–15 Гц. Такие вибрации воспринимаются не ухом, а костью (черепа или конечностей), а ощущения, улавливающие эти колебания, называются вибрационной чувствительностью. Типичным примером такой чувствительности является восприятие звуков глухими. Известно, что глухие могут воспринимать музыку, держа руки на крышке звучащего инструмента, иногда воспринимая звуки даже посредством вибраций пола или мебели. Таким образом, вибрационная чувствительность является примером интермодальных ощущений, занимающих среднее место между осязанием и зрением.
Другим примером интермодальной чуствительности является восприятие некоторых резких запахов или резких вкусовых ощущений, а также сверхсильных звуков или сверхсильного света; все эти воздействия вызывают смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными и болевыми, распространяющиеся на неспецифические чувствительные волокна. В неврологии такие неспецифические компоненты этих видов чувствительности известны как «тригеми — нальные» — от тройничного нерва, возбуждение которого присоединяется в случае сверхсильных раздражений к основному ощущению.
Другим дополнением к обычной классификации экстероцептивных ощущений является наличие неспецифической формы чувствительности. Примером такой «неспецифической чувствительности» может служить фоточувствительность кожи — способность воспринимать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев.
Явления неспецифической фоточувствительности были описаны А. Н. Леонтьевым и др. Этот автор провел точное исследование, при котором на поверхность руки падал окрашенный свет (зеленый или красный), причем температура световых лучей была уравнена водным фильтром. После многих сотен сочетаний определенного цветового сигнала с болевым раздражителем было показано, что при условии активной ориентировки субъекта его можно было научить различать цветовые лучи кожей руки, хотя это различие оставалось неясным и диффузным.
Природа фоточувствительности кожи остается до сих пор неясной, хотя можно предполагать, что она связана с тем, что нервная система и кожа развились из одного зародышевого листка (эктодермы) и в коже могут находиться рассеянные и рудиментарные светочувствительные элементы, которые начинают успешно действовать при особых условиях (в частности, при повышенной раздражимости подкорковых, таламических систем).
Существуют еще недостаточно изученные формы чувствительности, к которым, например, относится «чувство расстояния» (или «шестое чувство») слепых, позволяющее им воспринимать на расстоянии возникающую перед ними преграду. Есть основания думать, что основой «шестого чувства» является либо восприятие тепловых волн кожей лица, либо отражение звуковых волн от находящейся на расстоянии преграды (действующих по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще недостаточно изучены, и говорить об их физиологических механизмах еще трудно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
это в психологии что? Ощущение и восприятие в психологии
Человеческая жизнь наполнена разным опытом, который поступает через сенсорные системы. Самое простое явление из всех психических процессов – это ощущение. Нет ничего более естественного для нас, когда мы видим, слышим, чувствуем прикосновения объектов.
Понятие ощущения в психологии
Почему актуальна тема: «Ощущение»? По психологии данный феномен изучают уже достаточно длительное время, стараясь дать более точное определение. На сегодняшний день ученые все еще пытаются понять всю глубину внутреннего мира и физиологии человека. Ощущение – это в общей психологии процесс отображения отдельных качеств, а также черт предметов и явлений действительности в условиях непосредственного воздействия на органы чувств. Способность получать такой опыт характерна для живых организмов, у которых есть нервная система. А для осознанных ощущений живые существа должны обладать головным мозгом.
Первичная стадия до появления такого психического процесса характеризовалась простой раздражимостью, благодаря которой происходило избирательное реагирование на важное воздействие из внешней или внутренней среды. Реакция соответственно сопровождалась изменениями в состоянии и поведении живого организма, на что обратила внимание общая психология.
Ощущение – это в психологии первое звено в познании внешнего и внутреннего мира человеком. Существуют разные виды этого феномена, зависимо от тех раздражителей, которые их продуцируют. Эти предметы или явления имеют связь с разными типами энергии и, соответственно, порождают разные по качеству ощущения: слуховые, кожные, зрительные. В психологии также выделяют чувства, связанные с мышечной системой и внутренними органами. Такие феномены не осознаются человеком. Исключением являются лишь болезненные ощущения, которые идут от внутренних органов. Они не доходят до сферы сознания, но воспринимаются нервной системой. Также человек получает ощущения, которые связаны с такими понятиями, как время, ускорение, вибрация и другие, жизненно важные факторы.
Стимулами для наших анализаторов становятся электромагнитные волны, которые входят в пределы определенного диапазона.
Характеристика видов ощущений
Закономерности ощущений в психологии предусматривают описание и различных их видов. Первая классификация относится еще к древнему периоду. В ее основе лежат анализаторы, которые определяют такие виды, как обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.
Еще одна классификация ощущений в психологии представлена Б. Г. Ананьевым (выделял 11 видов). Существует также систематическая типология авторства английского физиолога Ч. Шеррингтона. В нее входят интероцептивный, проприоцептивный и экстероцептивный типы ощущений. Рассмотрим их подробнее.
Интероцептивный тип ощущения: описание
Этот вид ощущений дает сигналы от внутренней среды организма, от разных органов и систем, которые характеризуются определенными показателями. Рецепторы получают сигналы из пищеварительной системы (через стенки желудка и кишечника), сердечно-сосудистой (стенки сосудов и сердца), из мышечной ткани и других систем. Такие нервные образования имеют название – рецепторы внутренней среды.
Эти ощущения принадлежат к наиболее древней и примитивной группе. Они характеризуются неосознанностью, диффузностью и очень близки к эмоциональному состоянию. Другое название этих психических процессов – органические.
Проприоцептивный тип ощущения: описание
Информацию о том, в каком состоянии находится наше тело, дает человеку проприоцептивное ощущение. В психологии выделяют несколько подвидов этого типа, а именно: ощущение статики (равновесия) и кинестетики (движений). Мышцы и суставы (сухожилия и связки) – это места локализации рецепторов. Название таких чувствительных участков достаточно интересное — тельца Паччини. Если говорить о периферических рецепторах проприоцептивных ощущений, то локализируются они в канальцах внутреннего уха.
Понятие ощущения в психологии и психофизиологии изучено довольно хорошо. Этим занимались А. А. Орбели, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн.
Экстероцептивный тип ощущения: описание
Эти ощущения поддерживают связь человека с внешним миром и делятся на контактные (вкусовые и осязательные) и дистантные (слуховые, обонятельные и зрительные ощущения в психологии).
Обонятельное ощущение в психологии вызывает споры ученых, так как они не знают, куда точно его поместить. Предмет, который излучает запах, находится на дистанции, но молекулы аромата имеют контакт с носовыми рецепторами. Или же бывает, что предмет уже отсутствует, а запах все равно витает в воздухе. Также обонятельные ощущения имеют значение в употреблении пищи и определении качества продуктов.
Интермодальные ощущения: описание
Как в случае с обонянием, есть и другие ощущения, которые сложно классифицировать. Например, это вибрационная чувствительность. В ее состав входят ощущения от слухового анализатора, а также от кожи и мышечной системы. По мнению Л. Е. Комендантова, вибрационная чувствительность является одной из форм звукового восприятия. Доказано ее огромное значение в жизни людей с ограничением или отсутствием слуха и голоса. Такие люди имеют высокий уровень развития тактильно-вибрационной феноменологии и могут определить движущийся грузовик или другую машину даже на большой дистанции.
Другие классификации ощущений
Также подлежит изучению классификация ощущений в психологии М. Хэда, который обосновал генетический подход к разделению чувствительности. Выделил два ее вида – протопатическую (органические ощущения – жажда, голод, примитивные и физиологические) и эпикритическую (сюда относятся все известные ученым ощущения).
Также разрабатывал классификацию ощущений Б. М. Теплов, выделяя два типа рецепторов – интерорецепторы и экстерорецепторы.
Характеристика свойств ощущений
Следует отметить, что ощущения одинаковые по модальности могу быть абсолютно непохожими друг на друга. Свойствами такого познавательного процесса являются его индивидуальные особенности: качество, интенсивность, пространственная локализация, продолжительность, пороги ощущений. В психологии эти феномены были описаны учеными-физиологами, которые были первыми, кто начал заниматься такой проблемой.
Качество и интенсивность ощущения
В принципе любые показатели явлений можно разделить на количественный и качественный виды. Качество ощущения определяет его отличия от других видов этого феномена и несет базовую информацию от стимулятора. Невозможно измерить качество с помощью каких-либо числительных приборов. Если возьмем зрительное ощущение в психологии, то его качеством будет цвет. Для вкусовой и обонятельной чувствительности – это понятие сладкого, кислого, горького, соленого, ароматного и так далее.
Количественная характеристика ощущения – это его интенсивность. Такое свойство является необходимым человеку, поскольку для нас важно определять громкую или тихую музыку, а также светло или темно в помещении. Интенсивность переживается по-разному в зависимости от таких факторов: силы действующего стимула (физические параметры) и функционального состояния рецептора, который подвергается воздействию. Чем больше показатели физических характеристик стимула, тем большая интенсивность ощущения.
Длительность и пространственная локализация ощущения
Еще одной важной характеристикой считается длительность, которая обозначает временные показатели ощущения. Это свойство тоже подвержено действию объективных и субъективных факторов. Если раздражитель действует долго, то и ощущение будет длительным. Это объективный фактор. Субъективный заключается в функциональном состоянии анализатора.
Стимулы, которые раздражают органы чувств, имеют свою локацию в пространстве. Ощущения помогают определить местонахождение того или иного объекта, что играет значимую роль для жизнедеятельности человека.
Пороги ощущений в психологии: абсолютный и относительный
Под абсолютным порогом понимают те физические параметры стимула в минимальном количестве, которые вызывают ощущение. Есть раздражители, которые лежат ниже, чем уровень абсолютного порога, и не вызывают чувствительности. Но на организм человека все равно влияют эти закономерности ощущений. В психологии исследователь Г. В. Гершуни представил результаты экспериментов, в которых было обнаружено, что звуковые стимулы, которые находились ниже, чем абсолютный порог, вызывали определенную электрическую активность головного мозга и увеличение зрачка. Эта зона являет собой субсенсорную область.
Есть и верхний абсолютный порог — это показатель раздражителя, который не может адекватно восприниматься органами чувств. Такие переживания вызывают боль, но не всегда (ультразвук).
Кроме свойств, существуют также и закономерности ощущений: синестезия, сенсибилизация, адаптация, взаимодействие.
Характеристика восприятия
Ощущение и восприятие в психологии являются первичными познавательными процессами по отношению к памяти и мышлению. Краткую характеристику этому явлению психики мы дали, а теперь перейдем к восприятию. Это психический процесс целостного отображения предметов и явлений действительности при их непосредственном контакте с органами чутья. Ощущение и восприятие в психологии изучали физиологи и психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. С. Комарова и другие ученые. Процесс сбора информации обеспечивает человеку ориентацию во внешнем мире.
Следует отметить, что восприятие характерно только для человека и высших животных, которые способны формировать образы. Это процесс объективации. Доставка в кору головного мозга информации о свойствах предметов – это функции ощущений. В психологии восприятия выделяют формирование образа, полученного на основании собранной информации о предмете и его свойствах. Образ получается в результате взаимодействия нескольких сенсорных систем.
Виды восприятия
В восприятии выделяют три группы. Вот наиболее распространенные классификации:
Зависимость от целей | Преднамеренная | Непреднамеренная | ||
Зависимость от степени организации | Организованная (наблюдение) | Неорганизованная | ||
Зависимость от формы отражения | Восприятие пространства (форма, величина, объемность, расстояние, расположение, удаленность, направление) | Восприятие времени (длительность, скорость протекания, последовательность явлений) | Восприятие движения (изменения положения объекта или самого человека во времени) |
Свойства восприятия
С. Л. Рубинштейн заявляет, что восприятие людей имеет обобщенный и направленный характер.
Итак, первым свойством этого процесса считается предметность. Восприятие невозможно без предметов, ведь они имеют свои определенные цвета, форму, величину и назначение. Скрипку мы определим, как музыкальный инструмент, а тарелку – как столовый прибор.
Второе свойство – целостность. Ощущения сообщают в мозг элементы предмета, его определенные качества, а с помощью восприятия эти отдельные черты складываются в целостный образ. На концерте оркестра мы слушаем музыку целостно, а не звуки каждого музыкального инструмента отдельно (скрипку, контрабас, виолончель).
Третье свойство – константность. Оно характеризует относительное постоянство форм, оттенков цвета и величин, которые мы воспринимаем. К примеру, мы видим кота, как определенное животное, независимо от того в темноте он или в светлой комнате.
Четвертое свойство – обобщенность. Человеку свойственно классифицировать предметы и относить их к определенному классу, зависимо от признаков, которые имеются.
Пятое свойство – осмысленность. Воспринимая объекты, мы соотносим их с нашим опытом и знаниями. Даже в том случае, если предмет незнакомый, человеческий мозг пытается сравнить его уже с привычными объектами и выделить общие черты.
Шестое свойство – избирательность. В первую очередь воспринимаются объекты, которые имеют связь с личным опытом или активностью человека. Например, смотря спектакль, актер и посторонний человек по-разному будут переживать то, что происходит на сцене.
Каждый процесс может протекать как в норме, так и в патологии. Нарушениями восприятия считают гиперестезию (повышенную чувствительность к обыкновенным стимулам внешней среды), гипестезию (снижение уровня чувствительности), агнозию (нарушенное узнавание объектов в состоянии ясного сознания и небольшое снижение общей чувствительности), галлюцинации (восприятие несуществующих предметов в реальности). Иллюзии характерны при ошибочном восприятии предметов, существующих в реальности.
Напоследок хочется сказать, что психика человека — довольно сложное устройство, и отдельное рассмотрение таких процессов, как ощущение, восприятие, память и мышление — искусственное, ведь в реальности все эти феномены происходят параллельно или последовательно.
ОЩУЩЕНИЯ ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ — это… Что такое ОЩУЩЕНИЯ ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ?
- ОЩУЩЕНИЯ ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ
- [от лат. interior — внутренний capio — брать, принимать] — органические ощущения, сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов, расположенных во внутренних органах и тканях тела, о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (см. Интероцепторы, Интероцепция, Чувствительность интероцептивная)
Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС.
В.П. Дудьев.
2008.
- ОЩУЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ
- ОЩУЩЕНИЯ ПОРОГ АБСОЛЮТНЫЙ ВЕРХНИЙ
Смотреть что такое «ОЩУЩЕНИЯ ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ» в других словарях:
Галлюцинации интероцептивные температурные — (Нарбутович, 1959) обманы энтерорецепции в виде ощущения неких горячих или холодных объектов где то внутри своего тела (куски льда, нити раскалённой проволоки и т.п.). Предметным содержанием такие галлюцинации отличаются от термических… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим … Большая психологическая энциклопедия
ОЩУЩЕНИЙ ВИДЫ — по модальности выделяют ощущения зри тельные, слуховые, осязательные, обонятельные и др.; английский физиолог Ч. Шерингтон выделил три класса ощущений: ощущения интероцептивные; ощущения проприоцептивные; ощущения экстероцептивные … Психомоторика: cловарь-справочник
ИНТЕРОЦЕПТОРЫ, ИНТЕРОРЕЦЕПТОРЫ — [от лат. interior внут ренний capio брать, принимать] нервные окончания, специализированные для восприятия информации от какого л. внутреннего органа (см., напр., Ощущения интероцептивные) … Психомоторика: cловарь-справочник
ИНТЕРОЦЕПЦИЯ, ИНТЕРОРЕЦЕПЦИЯ — [от лат. interior внутренний capio брать, принимать] процесс возникновения, проведения и переработки в ЦНС информации в результате возбуждения интероцепторов (см. Ощущения интероцептивные, Чувствительность интероцептивная) … Психомоторика: cловарь-справочник
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРОЦЕПТИВНАЯ — [от лат. interior внутренний capio брать, принимать] вид простой чувствительности: восприятие импульсов от внутренних органов, из полостей тела (см. Интероцепция, Ощущения интероцептивные) … Психомоторика: cловарь-справочник
Галлюцинации — (лат. hallutinatio – бред, видения). Расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реальных объектов, что, однако, не исключает возможности непроизвольного, опосредованного отражения в Г. прежнего жизненного опыта больного.… … Толковый словарь психиатрических терминов
Ощущение — Эта статья об отражении сигналов органов чувств. Об отражении эмоциональных процессов см. Переживание (психология). Ощущение, чувственный опыт простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение… … Википедия
Галлюцинации — I Галлюцинации (лат. hallucinatio бред, видения; синоним: истинные галлюцинации, обманы чувств, мнимовосприятия) расстройства восприятия в виде ощущений и образов, непроизвольно возникающих без реального раздражителя (объекта) и приобретающих для … Медицинская энциклопедия
ГУЛЛИВЕР-Г — макроскопические Г. Галлюцинаторные образы значительно больше своих реальных прототипов. Противоположны лилипут Г. Наблюдаются при экзогенно органических психозах. Син.: макропсихические Г. Г. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ см. Г. моторные. Г. ДЕЙТЕРОСКОПИЧЕСКИЕ… … Толковый словарь психиатрических терминов
1. Общее понятие об ощущениях
Ощущение
—психический процесс отражения отдельных
элементарных свойств действительности,
непосредственно воздействующих на наши
органы чувств.
На
ощущениях основаны более сложные
познавательные процессы: восприятие,
представление, память, мышление,
воображение. Ощущения являются как бы
“воротами” нашего познания.
Ощущением
называется простейший, далее не разложимый
психический процесс. Например, говоря
об ощущении цвета, мы имеем в виду
совершенно однородный цвет, отвлекаясь
от величины и формы предмета.
Ощущения
—это чувствительность к физическим и
химическим свойствам среды.
Ощущения
и возникшие на их основе восприятия и
представления есть и у животных, и у
человека. Однако ощущения человека
отличаются от ощущений животных. Ощущения
человека опосредованы его знаниями,
т.е. общественно-историческим опытом
человечества. Выражая то или иное
свойство вещей и явлений в слове
(“красный”, “холодный”) , мы тем самым
осуществляем элементарные обобщения
этих свойств. Ощущения человека связаны
с его знаниями, обобщенным опытом
индивида.
В
ощущениях отражаются объективные
качества явлений (цвет, запах, температура,
вкус и др.) , их интенсивность (например,
более высокая или более низкая температура)
и продолжительность. Ощущения человека
так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны
различные свойства действительности.
Ощущение
—превращение энергии внешнего воздействия
в акт сознания.
Они
обеспечивают чувственную основу
психической деятельности, предоставляют
сенсорный материал для построения
психических образов.
2. Виды ощущений
Существуют
различные основания классификации
ощущений.
Самая древняя классификация ощущений
включает пять пунктов (по количеству
органов чувств):
— обоняние,
— вкус,
— осязание,
— зрение
— слух.
Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов
ощущений.
Английский физиолог Ч. Шеррингтон
предложил систематическую классификацию
ощущений. На первом уровне ощущения
делятся на три основных типа:
— интероцептивные,
— проприоцептивпые,
— экстероцептивные.
Интероцептивные объединяют сигналы,
доходящие до нас из внутренней среды
организма. Проприоцептивные передают
информацию о положении в пространстве
тела в целом и опорно-двигательного
аппарата в частности. Экстероцептивные
обеспечивают получение сигналов из
внешнего мира.
Интероцептивные ощущения
Сигнализируют о состоянии
внутренних процессов организма. Они
возникают благодаря рецепторам,
находящимся:
— на стенках желудка, кишечника, сердца,
кровеносных сосудов и других органов,
— внутри мышц и других оранов.
Как оказалось, это наиболее древняя и
наиболее элементарная группа ощущений.
Рецепторы, воспринимающие информацию
о состоянии внутренних органов, называются
внутренними рецепторами. Интероцептивные
ощущения относятся к числу наименее
осознаваемых и наиболее диффузных форм
ощущений. Они, что характерно, в сознании
всегда сохраняют свою близость к
эмоциональным состояниям.
Также интероцептивные ощущения часто
называют органическими.
Проприоцептивпые ощущения
Они передают сигналы о
положении тела в пространстве, составляют
тем самым афферентную основу движений
человека, играя решающую роль в их
регуляции. Проприоцептивные ощущения
включают:
— ощущение равновесия (статическое
ощущение),
— двигательное (кинестетическое)
ощущение.
Рецепторы проприоцептивной чувствительности
находятся в мышцах и суставах (сухожилиях,
связках). Эти рецепторы называются
тельцами Паччини.
Роль проприоцепторов хорошо изучена в
физиологии и психофизиологии. Их роль
как афферентной основы движений у
животных и человека была подробно
изучена в работах А.А. Орбели, П.К. Анохина,
Н.А. Бернштейна.
Периферические рецепторы ощущения
равновесия расположены в полукружных
каналах внутреннего уха.
модальность ощущений — это… Что такое модальность ощущений?
- модальность ощущений
МОДАЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ — термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе, во втором — адекватность раздражения определенному анализатору. От выделения семи модальностей (Г. Гельмгольц, И.П. Павлов) в современном варианте перешли к пяти основным сенсорно-перцептивным системам: зрительной, слуховой, кожно-мышечной, обонятельно-вкусовой, вестибулярной. Кроме того, выделяются интермодальные ощущения (напр., вибрация), неспецифические ощущения и синестезии (ощущения какой-либо модальности — напр., зрительные — при действии раздражителей др. модальности — напр., слуховой).
В.А. Барабанщиков
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация».
И.Т. Касавин.
2009.
- модальная логика
- моделей теория
Смотреть что такое «модальность ощущений» в других словарях:
Модальность ощущений — качественная характеристика ощущений, отражающих основной источник информации. Выделяют зрительную модальность, слуховую и т. д … Психология человека: словарь терминов
модальность — (от лат. modus способ) одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в обонянии и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик… … Большая психологическая энциклопедия
Модальность (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и у … Википедия
Модальность (Modality) — разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в функционировании их… … Медицинские термины
Модальность — (от лат. modus способ), форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МОДАЛЬНОСТЬ — (modality) разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в… … Толковый словарь по медицине
терминальный порог ощущений — Этимология. Происходит от лат. terminalis конечный. Категория. Вид сенсорного порога. Специфика. Достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например … Большая психологическая энциклопедия
Мюллера закон — (истор.; J. P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в… … Большой медицинский словарь
Мю́ллера зако́н — (истор.; J.P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в органах … Медицинская энциклопедия
ощущение — ▲ информация ↑ для (чего), психика ощущения информация для психической системы; сигнал об изменении состояния органа; сигналы местных воздействий на организм; физиологическое отображение действительности; простейшие восприятия; психический… … Идеографический словарь русского языка
Свойства ощущений. Модальность — качественная характеристика ощущений
Модальность — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.
Интенсивность — классическая количественная характеристика ощущений
.Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.
Длительность — временная характеристика ощущения.
Роль ощущений в жизни человека. У человека на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха — раздражители адекватные, а все другие — неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.
Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители — механический, электрический — в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства человек отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир. Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию). То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.
10.В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений. Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельныеощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический игенетический.
Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952). Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные.
Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактныеи дистантные. Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта – потрогать.
Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.
Обонятельные ощущения, по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой – молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.
Проприоцептивные (лат. proprius – собственный) ощущения — это ощущения, отражающие движение и положение тела впространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным, у человека – Н.А. Берштейном. Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Интероцептивные (органические) ощущения — это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).
Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее – интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии. На сегодняшний день практически любой крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.
Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения, занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.
Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха.
Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений – по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро:
Ощущение — это… Что такое Ощущение?
Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).
В советско-российской психологической школе принято считать ощущение и чувство синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.
Ощущение и восприятие
Ощущение (в психологии) — процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира[2].
От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т.д.).
Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. Т.е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).
Классификация ощущений
Классификация ощущений строится на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными[2].
Критерий | Вид ощущения |
---|---|
По расположению рецепторов | Экстероцептивные Интероцептивные Проприоцептивные |
По ведущему анализатору | Сенсорные ощущения |
По взаимодействию рецепторов с раздражителями | Контактные Дистантные |
Сенсорные ощущения
Животные способны воспринимать следующие типы стимулов
Виды человеческих ощущений
В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьев в работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11). Видов рецепторов у животных больше.
Дистантные ощущения
Контактные ощущения
Глубинные ощущения
- Чувствительность от внутренних органов
- Вестибулярная чувствительность
- Головокружение (симптом)
Классификация ощущений
Разделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.
К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.
Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.
К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»).
В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.
Общие психофизиологические закономерности ощущений
Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.
Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.
Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора[3].
Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.
Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) — вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.
Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.
Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.
Порог различения — это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.
Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, то есть 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.
Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).
Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.
Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).
Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.
Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.
Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).
Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.
Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.
Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.
Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.
Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.
Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к ее понижению, то есть к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.
Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.
Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.
Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой.
Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет — ощущение кислого. Это явление называется синестезией.
Примечания
См. также
Ссылки
Бакалавр психологии со специализацией в области ощущений и восприятия
Вы поступили в университет осенью 2018 г. или после нее? Эти основные требования к вам не относятся. Пожалуйста, ознакомьтесь с вашими основными требованиями в разделе Majors Effective Fall 2018.
Ощущение и восприятие — это исследование того, как наши органы чувств и мозг позволяют нам создавать наше сознательно переживаемое представление об окружающей среде. Эксперименты с использованием управляемых компьютером стимулов используются для проверки моделей сенсорных или перцептивных процессов.Процессы, представляющие особый интерес, включают цветовое зрение, восприятие движения, слуховые иллюзии и парадоксы.
Требования низшего звена (32 единицы)
Экспериментальная психология использует научные инструменты и концепции: знание формальных систем, таких как логика или исчисление, теория вероятностей, информатика, химия, биология, физика и статистика. Соответственно, студенты старших курсов должны иметь достаточный опыт в этих темах.
Младшие курсы по специальности должны быть закончены к концу второго года обучения.Эти требования гарантируют адекватный фон по темам курсов психологии высшего образования.
3 курса естествознания (выберите любые три)
- BILD: 1, 2, 3, 10, 20, 24, 26 (BILD 12 и 22 НЕ принимаются)
- ХИМ: 4 *, 6A, 6B, 6C, 11 *, 12, 13
- ФИЗИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ: 1A, 1B, 1C, 2A, 2B, 2C, 10, 11
* Только один из CHEM 4 или 11 может быть взят в кредит
3 курса формальных навыков
- МАТЕМАТИЧЕСКИЙ: 10А или 20А
- MATH: 10B или 20B
- PSYC: 70 *
* Отдел подачи обращений принимает COGS 14A, MATH 10C, MATH 20C или SOCI 60
* Студентам, которые интересуются областями, которые могут требовать исчисления, рекомендуется пройти серию MATH 20 для выполнения своих формальных требований к навыкам
1 Курс компьютерного программирования (выберите один)
- CSE: 3, 5A, 7 *, 8A, 8B, 11, 12
- ECE: 15 *
- MAE: 5, 8 *, 9, 10
* Предпочитаемый курс компьютерного программирования для студентов; s студенты, которые планируют продолжить исследовательскую карьеру в области психологии, сочтут эти предпочтительные курсы критически важными для своего успеха
1 курс статистики (выберите один)
- PSYC: 60 (предпочтительно)
- БЕНГ: 100
- BIEB: 100
- КОГС: 14Б (ранее КОГС 14)
- ECON: 120A
- МАТЕМАТИЧЕСКИЙ: 11, 181 *, 183, 186
* Всего четыре курса MATH 181 A, B, C, D (сложный)
Примечание. Для буквенной оценки необходимо брать статистические данные.Все другие курсы более низкого уровня можно пройти успешно / нет.
Требования для высшего дивизиона (56 единиц)
1 базовый курс PSYC по специализации
3 дополнительных основных курса PSYC (выберите любые три)
- PSYC: 100 (ранее PSYC 163), 101, 104, 105, 106, 108
2 исследовательских курса (лабораторные или 199)
- PSYC: 114, 115A, 115B, 116 (ранее PSYC 107), 117, 121, 140, 199
3 курса PSYC для старших классов по специализации (выберите любые три)
- PSYC: 128, 129, 138, 150, 159, 169, 182
5 дополнительных курсов PSYC для старших классов (выберите любые пять)
Требование к опыту проведения исследований
Курсы исследовательского опыта будут завершены лабораторными курсами или курсами психологии 199 (независимое обучение), всего 8 единиц исследовательского кредита.Утвержденные комбинации:
- Две PSYC 199 + исследовательская работа
- Один лабораторный курс и один психотерапевт 199
- Два лабораторных курса
Психология 199 баллов можно принять за 2 или 4 единицы; но в сумме должно быть 8 единиц для B.S. требование степени. Если для выполнения этого требования будут взяты два курса психологии 199 из 4 блоков, они должны быть организованы факультетом психологии и завершиться исследовательской работой, одобренной главным консультантом. Хотя рекомендуется выбирать факультет психологии в рамках выбранной области специализации, это не обязательно.
Регламент высшего дивизиона:
- Все высшие учебные заведения с номерами 100–193 должны быть приняты для получения буквенной оценки; пройденные курсы «Сдал / Не сдан» не могут быть использованы для удовлетворения основных требований для старших классов.
- Психология 195 (бакалавриат) может быть зачислен один раз по петиции.
- AIP 197 (Программа академической стажировки) может быть зачислен один раз, если это предварительно одобрено отделом.
- Из зачета кредита не учитываются семинары для выпускников (2XX).
- За пределами Калифорнийского университета в Сан-Диего можно пройти не более трех курсов психологии высшего образования (см. Петиции).
- Для получения диплома требуется средний балл не ниже 2,0 на основных курсах высшего образования.
.
Чувства обнаруживают визуальные, слуховые и другие сенсорные стимулы и передают их в мозг. | ||
Необработанная сенсорная информация активно организуется и интерпретируется мозгом. | ||
Преобразование физической энергии в электрохимический узор в нейронах. | ||
Рецепторы со временем становятся менее чувствительными к неизменным раздражителям. | ||
АНАТОМИЯ ГЛАЗА | ||
Регулирует количество света, проходящего через | ||
Сфокусирует свет на сетчатке | ||
Обильно на периферии сетчатки | ||
Лучше всего для условий низкой освещенности, видеть черный / белый и оттенки серого | ||
Лучше всего подходит для яркого освещения | ||
Позволяет обнаруживать мелкие детали | ||
Три типа колбочек, максимально чувствительные к красному, зеленому или синему (RGB) | Двухэтапная теория цвета | |
Противник обрабатывает нейроны в таламусе (часть зрительного пути) | Двухэтапная теория цвета | |
Пять основных рецепторов вкуса | сладкий, кислый, соленый, горький, умами | |
Рецепторы расположены на кончике языка. | ||
Рецепторы находятся на передних сторонах языка. | ||
Рецепторы находятся на тыльной стороне языка. | ||
Рецепторы находятся на самой задней части языка посередине | ||
Рецепторы находятся в нескольких областях языка. | ||
Гештальт-принципы организации Мы группируем элементы, которые кажутся похожими. | ||
Гештальт-принципы организации Мы заполняем все недостающие части фигуры и видим ее как законченную | ||
Гештальт-принципы организации Мы группируем объекты, которые физически близки друг к другу. | ||
Гештальт-принципы организаций Мы склонны отдавать предпочтение плавным или непрерывным путям при интерпретации серии точек линий. | ||
тенденция воспринимать объекты одинакового размера, даже когда их изображения на сетчатке увеличиваются или уменьшаются. | ||
Тенденция воспринимать объект как сохраняющий свою форму, даже если при взгляде на него под разными углами его форма постоянно меняется на сетчатке. | ||
Смотрите, как объекты сохраняют определенный уровень яркости независимо от условий освещения | Яркость / Постоянство цвета | |
на основе комбинации разных изображений, отправленных обоими глазами, которые находятся в немного разном положении. | Бинокулярное или сетчатое неравенство | |
На основе сигналов, посылаемых мышцами, которые поворачивают глаза | ||
Перекрывающиеся объекты появляются ближе, а закрытые (скрытые) объекты — дальше | Монокулярные кии Interposition | |
Области с менее плотной текстурой кажутся ближе, более плотные текстуры — дальше. | ||
Ближайшие к вам объекты движутся быстрее, чем находящиеся на расстоянии | ||
Место на базилярной мембране, которое наиболее вибрирует, будет производить наибольшую стимуляцию волосковых клеток в этом месте. | ||
Расположение стимуляции волосковых клеток вдоль базилярной мембраны не так важно, как скорость возбуждения самих волосковых клеток. |
.
Визуальные ощущения: сетчатка, характеристики и теории
После прочтения этой статьи вы узнаете о: — 1. Механизме визуальных ощущений 2. Сетчатке 3. Теории двойственности зрения 4. Характеристиках зрительных ощущений 5. Дополнительных и некомпонентных Дополнительные цвета 6. Цветовое зрение 7. Эволюционная теория Лэдда Франклина 8. Феномен Пуркинье 9. Сенсорная адаптация 10. Видимое движение 11. Зрительные константы.
Механизм зрительного ощущения:
Сенсорное восприятие, которое приводит к осознанию объектов окружающей среды посредством акта видения, называется видением или визуальным ощущением.Орган чувств, связанный с этим, — человеческий глаз. Стимуляторами зрительного ощущения являются световые лучи.
Вкратце, механизм зрительного ощущения выглядит следующим образом:
Световые лучи от внешних объектов попадают на человеческий глаз. Человеческий глаз более или менее похож на фотоаппарат. Как у фотоаппарата есть линза, так и у человеческого глаза есть линза. Световые лучи проходят через хрусталик и попадают во внутренний слой глаза, известный как сетчатка. Сетчатка сравнима с пленкой в фотоаппарате.
Так же, как в фотоаппарате, область экспозиции регулируется изменением диафрагмы в объективе; Хрусталик в человеческом глазу также может расширяться или сжиматься под действием набора мышц, известных как цилиарные мышцы. Цилиарные мышцы действуют в зависимости от интенсивности световых лучей и тем самым регулируют работу хрусталика.
Сетчатка:
Сетчатка является жизненно чувствительной частью глаза и получает световые раздражители. Сетчатка состоит из двух типов нервных структур, известных как палочки и колбочки.Палочки представляют собой удлиненные структуры и в большем количестве встречаются в периферической или внешней области сетчатки, тогда как колбочки имеют довольно коническую форму и в большом количестве находятся в центральной части сетчатки. Сетчатка на самом деле является продолжением очень важного нерва — зрительного нерва.
Зрительный нерв, который открывается сетчаткой на заднем конце человеческого глаза, переносит зрительную стимуляцию от сетчатки к затылочной доле, которая расположена в задней части мозга.Таким образом, зрительная система состоит из затылочной доли, зрительного нерва и стержней и колбочек сетчатки.
В месте, где зрительный нерв входит в глаз и открывается, как сетчатка, нет палочек или колбочек. Эта часть известна как слепое пятно. Световой раздражитель, достигающий этой части, не ощущается. В сетчатке есть еще одна точка, центральная точка, известная как центральная ямка. Это точка максимальной чувствительности, и световые раздражители, попадающие в эту точку, вызывают самое четкое зрение.
Теория двойственности зрения :
Сетчатка состоит из двух типов структур: палочек и колбочек. Это чувствительные рецепторы к световым раздражителям. Именно фон Крис показал, что стержни и конусы выполняют разные функции. Стержни чувствительны к ахроматическим (черным и белым) световым лучам, а колбочки чувствительны к хроматическим (цветным) световым лучам.
Поскольку стержни более преобладают во внешних областях сетчатки, эта область сетчатки в первую очередь участвует в нашем видении формы, контура и черно-белых элементов.Центральная область с преобладанием колбочек отвечает за цветовое зрение. Этот момент важен для понимания феномена дальтонизма. Некоторые люди не видят цвета. Это из-за недоразвития или повреждения шишек.
Характеристики зрительных ощущений :
Наши зрительные ощущения различаются в трех измерениях. Первое измерение известно как оттенок. Размер оттенка представляет собой вариации от серого нейронного ощущения, ощущения белого и черного до разных цветов.Вариации оттенка связаны с характеристикой световых лучей, известной как длина волны.
Различные световые лучи, достигающие наших глаз, имеют разную длину волны, а цвет, который мы воспринимаем, зависит от длины волны конкретного луча. Следующая характеристика зрительного ощущения — яркость. Испытываемые нами зрительные ощущения различаются по яркости, одни менее яркие, другие — более яркие.
Изменения яркости зависят от изменения интенсивности световых волн.Интенсивность зависит от амплитуды или высоты световой волны. Третье измерение визуального восприятия относится к тому, что называется насыщенностью или чистотой. Мы видим либо чистые цвета, либо смешанные цвета. Это зависит от разных видов световых лучей (разной длины волны), достигающих сетчатки.
Цветовая пирамида:
Мы упомянули три характеристики визуального ощущения — оттенок, яркость и насыщенность. Связь между этими тремя схемами может быть представлена в виде цветовой пирамиды или цветного сплошного цвета (см. Рисунок 6.3).
На диаграмме ниже вариации оттенка представлены точками на окружности. Вариации яркости представлены точками на вертикальной оси, а насыщенность — точками на радиусе при перемещении от центра к окружности.
Цветовая пирамида дает нам представление об огромном количестве визуальных ощущений, которые способен испытать человеческий глаз. Это число оценивается примерно в семь миллионов зрительных ощущений. К счастью, у нас нет названий для всех.
Дополнительные и не дополнительные цвета :
Читатель уже слышал о цветовой пирамиде. В этой пирамиде разные длины волн или оттенков расположены в форме круга. Таким образом, каждому оттенку в круге соответствует диаметрально противоположный оттенок. Интересное явление происходит, если смешивать диаметрально противоположные друг другу оттенки. Если два таких оттенка смешать, получится серый цвет.
Цвета, которые при смешивании дают ощущение серого, называются дополнительными цветами.Среди обычных цветов красный и зеленый дополняют друг друга, а желтый и синий также дополняют друг друга. С другой стороны, цвета, которые «не дополняют друг друга при смешивании, создают впечатление, которое представляет собой смесь двух цветов. Такие цвета называются не дополнительными цветами.
Читатель наверняка наткнулся на еще один интересный опыт. Когда световые лучи падают на призму и проходят сквозь нее, они разделяются на семь цветов, которые обычно наблюдаются в радуге. Это показывает, что белый свет (солнечный свет) представляет собой комбинацию этих семи цветов.Когда все основные цвета смешаны, получается нейтральный серый цвет.
Вышеупомянутый феномен иллюстрирует свойства зрительного ощущения. Это интересно для объяснения некоторых визуальных впечатлений, таких как остаточные изображения и визуальный контраст. Если мы какое-то время интенсивно смотрим на красное пятно света, то даже когда свет выключен, мы продолжаем видеть красное пятно еще некоторое время.
Это называется положительным остаточным изображением. Позитивные остаточные изображения обладают теми же свойствами, что и исходные впечатления.В том же примере, если мы продолжим смотреть на то место, где было видно красное пятно света, положительное остаточное изображение (красное изображение) исчезнет, и на его месте мы увидим зеленое пятно света.
Это впечатление называется негативным остаточным изображением. Ощущение зеленого появляется, хотя мы вообще не смотрели на зеленое пятно света. Читатель обнаружит, что в цветовой пирамиде зеленый расположен диаметрально противоположно красному и, следовательно, дополняет красный.
Отрицательные остаточные изображения приобретают оттенок, дополняющий красный.Теперь читатель поймет взаимосвязь между дополнительными цветами и остаточными изображениями. Точно так же мы можем видеть, что если мы продолжаем смотреть на белое пятно света, через некоторое время мы начинаем видеть черный.
Color Vision :
Наша способность видеть цвета возможна благодаря функционированию колбочек. По оценкам, существует шесть миллионов колбочек, и они сконцентрированы в центральной части сетчатки. Цвет или оттенок, который мы видим, зависит от длины волны световых лучей.Каждая колбочка передает импульс в мозг, обеспечивая высокую точность.
Человеческий глаз может различать разные цвета. Однако эти цвета являются вариациями некоторых основных цветов. Один из основных вопросов, касающихся цветового зрения: какие цвета являются основными или основными? Существуют разные теории, но в целом было показано, что с психологической точки зрения существует четыре основных цвета: красный, зеленый, синий и желтый. Человек может видеть эти цвета, потому что существует три различных типа колбочек, чувствительных к длинам волн световых лучей, соответствующих этим цветам.
Дальтонизм:
Важным опытом визуальных ощущений человека является неспособность некоторых людей реагировать на цвета. Есть люди, которые не могут различить какой-либо цвет. Есть и другие, которые не могут реагировать на красный и зеленый, но могут видеть другие цвета. Есть и другие, кто не видит синего и желтого, хотя это бывает редко.
Как это может случиться? Ответ на этот вопрос пришел в виде нескольких теорий цветового зрения.Самая ранняя теория, сформулированная Янгом и Гельмгольцем, утверждала, что сетчатка содержит три типа колбочек; один восприимчив к красному, второй — к зеленому, а третий — к синему.
Эта теория пытается объяснить различные аспекты цветового зрения на основе этих трех разных типов рецепторов. Но эта теория не в состоянии объяснить некоторые аспекты цветового зрения. Согласно этой теории, наша способность воспринимать желтый цвет зависит от совместной активности рецепторов, предназначенных для красного и зеленого.Но есть люди, которые не видят красный и зеленый, но могут видеть желтый.
Аналогичным образом было обнаружено, что среди людей с дальтонизмом, которые не видят «красный», также неспособны видеть « зеленый» , но эти люди способны видеть «синий». Таким образом, кажется, что существует связь между красным и зеленым, но нет связи между синим и любым из двух цветов, упомянутых выше. Теория Юнга и Гельмгольца не объясняет эти факты.
Другая теория, выдвинутая Херрингом, также предполагает, что существует три типа колбочек.Один тип реагирует на бело-черный диапазон. Второй тип реагирует на красно-зеленый диапазон, а третий — на желто-синий. Эта теория, хотя и объясняет некоторые факты, связанные с дальтонизмом и остаточными изображениями, однако, не в состоянии объяснить все другие аспекты цветового зрения.
Эволюционная теория Лэдда Франклина :
Эта теория, предложенная Кристиной Лэдд Франклин, является эволюционной по своему подходу. Согласно этой теории, на самой ранней стадии развития человеческий индивид не реагирует на цвет, а реагирует только на форму и очертания.Это потому, что на этом этапе полностью развиты только стержни.
На следующем этапе ребенок может реагировать на желтый и синий, а на более позднем этапе — на красный и зеленый. Таким образом, способность воспринимать разные цвета носит эволюционный характер. Эта теория способна объяснить различные факты цветового зрения, а также феномен цветовой слепоты. Было обнаружено, что люди с дальтонизмом, которые не видят желтый, также не могут видеть синий. Аналогичное сочетание было обнаружено в случае красного и зеленого.Таким образом, теория Лэдда Франклина, похоже, может объяснить многие факты цветного зрения.
Феномен Пуркинье :
Колбочки обычно очень эффективны при интенсивном освещении. Но в условиях темноты они не действуют. При низкой интенсивности освещения конусное зрение уступает место стержневому зрению. Это явление известно как феномен Пуркинье. Принято считать, что желтый — самый яркий цвет при дневном свете, а синий — самый яркий ночью.
Можно видеть, что в разноцветном визуальном восприятии желтый, который яркий днем, становится все менее ярким с приближением темноты. Точно так же красный цвет ярче днем, но становится менее ярким при ночном зрении. Таким образом, видно, что яркость цвета меняется от дневного зрения к ночному.
Это явление изменения яркости объясняет ряд ощущений. Таким образом, зеленые листья растения становятся ярче после исчезновения красных цветов.Точно так же увеличение количества аварий в сумерках снова можно объяснить изменениями яркости.
Сенсорная адаптация :
Основной характеристикой сенсорного опыта является сенсорная адаптация. Было указано, что по мере того, как человек продолжает смотреть на красный объект, он становится все менее и менее красным. Это происходит потому, что чувствительность рецепторов снижается и, следовательно, повышается порог или лимит.
Очень интересный опыт в этом процессе адаптации — это переход от дневного зрения к ночному. Например, когда мы заходим в кинозал, в котором темно, мы какое-то время ничего не видим. Точно так же, когда мы входим в ярко освещенное место, мы испытываем некоторые трудности с правильным восприятием вещей.
Это связано с тем, что такой опыт предполагает переход от видения стержня к видению конуса или наоборот. Этот переход, естественно, требует времени. Феномен сенсорной адаптации — это процесс адаптации от одного типа зрительной реакции к другому типу.
Видимое движение :
Все мы были в кино. В фильмах мы можем увидеть разные типы действий, например, бегущего человека. Фактически фильм состоит из ряда кадров, в которых человек находится в разных положениях. Но может показаться, что человек бежит непрерывно, потому что кадры отображаются в быстрой последовательности.
Мы не видим разрывов или разрывов в пленке. Таким образом, мы можем видеть движения, даже если картинки не отображают движение как таковое.Этот опыт известен как иллюзия движения или кажущееся движение. Если два последовательных визуальных переживания разделены оптимальным интервалом времени, мы не видим разрыва между ними, а видим непрерывное движение.
Это явление, впервые выделенное Вертхаймером, имело большое значение в истории психологии и было известно как фи-феномен. Вертхаймер утверждал, что человек имеет тенденцию закрывать пробелы в восприятии между двумя последовательными переживаниями восприятия.Именно это явление помогает нам понять активную природу восприятия.
Это показывает, что наши сенсорные ощущения действительно могут выходить за рамки характеристик стимулов. Вероятно, сейчас нет необходимости вдаваться в дальнейшее обсуждение этого явления. Это было упомянуто здесь только для того, чтобы выявить сложности, связанные с проведением различия между ощущением и восприятием.
Визуальные постоянства :
Существуют некоторые другие явления, которые иллюстрируют сложность визуального ощущения.Такие явления бывают разных типов. Важным среди них является феномен постоянства. Например, наш визуальный опыт часто не зависит от стимула или стимулирующих характеристик.
Монета в одну рупию кажется одного размера независимо от того, держите ли вы ее возле глаза или ваш друг держит ее на расстоянии 6 футов от вас. Это называется постоянством размера. Точно так же монета в одну рупию воспринимается как круглая, независимо от того, под каким углом она держится.
Это называется постоянством формы.Явления постоянства иллюстрируют роль опыта и знаний в наших чувственных переживаниях. Хотя качества и характеристики стимулов важны, бывают случаи, когда опыт остается постоянным, несмотря на изменения характеристик стимула.
Такие явления, как постоянство и кажущееся движение, указывают на сложность сенсорных ощущений, а также на относительную независимость сенсорных ощущений от стимулов и их характеристик. Именно эта характеристика сенсорного опыта придает стабильность и последовательность визуальному опыту.
Зрение считается самым важным из всего нашего сенсорного опыта. В приведенных выше абзацах была сделана попытка описать и объяснить различные аспекты зрительного ощущения, а также выявить роль различных факторов в зрительном восприятии. Визуальные ощущения как реакции в значительной степени зависят от характеристик стимула.
Тем не менее, реальный опыт во многих случаях определяется не только характеристиками стимула, но и другими факторами.На самом деле, очень интересным аспектом визуального опыта является его появление при отсутствии стимула. Некоторые люди видят видения или призраков, когда нет стимулов.
Такие переживания известны как галлюцинации и обычно встречаются у психологически ненормальных людей. Точно так же было обнаружено, что прием наркотиков и алкоголя вызывает галлюцинаторные переживания. Такие переживания объясняются активацией мозга. Когда задействованы соответствующие части мозга, сенсорные ощущения возникают даже без реальной стимуляции.
Аналогичным образом, при определенных условиях, например при плохом освещении, мы ошибочно принимаем веревку за змею. Здесь, однако, есть стимул, но он рассматривается как отличный от своей реальной формы. Такие переживания называются иллюзиями. Галлюцинации и иллюзии иллюстрируют сложность чувственного опыта.
.
определение ощущения от The Free Dictionary
Самая фундаментальная идея, идея существования, не была получена мной через ощущение; в самом деле, нет специального органа чувств для передачи такой идеи «. Прежде чем я покинул вашу квартиру, из-за ощущения холода я накрылся какой-то одеждой, но ее было недостаточно, чтобы уберечь меня от росы Я оставляю пока в стороне вопрос, следует ли рассматривать чистое ощущение как форму сознания: то, о чем я сейчас говорю, — это восприятие, при котором, согласно традиционной психологии, мы выходим за пределы ощущения и переходим к «вещи». «который он представляет.Все воспоминания о том времени моей жизни имеют такое своеобразное качество, что начало и конец его сливаются в одном ощущении глубоких эмоций, непрерывных и всепоглощающих, содержащих крайности ликования, полного беззаботной радости и непобедимой печали. — как сон наяву. Для находящихся на ее палубе это удивительное ощущение. Это как если бы ваши ноги попали в непостижимую сеть; вы чувствуете, что равновесие вашего тела находится под угрозой, и устойчивое равновесие вашего ума сразу же разрушается.Казалось, я пошатнулся; Я испытал кошмарное ощущение падения; и, оглянувшись, я увидел лабораторию в точности так же, как и прежде. Какое-то ощущение сладострастия и какое-то ощущение скуки: это все еще было их лучшим созерцанием. Кроме того, я помню это — о, странное ощущение! — я внезапно и без всякого вызова со стороны моего собственного предположения, стал одержим желанием рискнуть. Читатель, возможно, вообразит ощущения, которые теперь возникли у Джонса, были настолько сладкими и восхитительными, что они скорее будут иметь тенденцию вызывать веселое спокойствие в уме. , чем любой из упомянутых нами опасных эффектов; но на самом деле ощущения такого рода, какими бы восхитительными они ни были, на первый взгляд имеют очень бурный характер и содержат очень мало опиатов.Как и для человека, для него результаты этих контактов были сенсациями. Как и у человека, эти ощущения иногда выливались в эмоции. Бедные слабые слова, которые не смогли описать мисс Фэрли, сумели выдать ощущения, которые она пробудила во мне. Но среди противоречивых ощущений, которые охватили ее, не было ни стыда. ни раскаяния.
.