Интеллект креативность талант: Креативность, интеллект, талант, творческое развитие личности

Содержание

Креативность, интеллект, талант, творческое развитие личности

Многие люди считают, что креативность — это свойство, дарованное свыше, некая особая врожденная черта, с помощью которой человек способен генерировать творческие идеи и создавать гениальные произведения искусства.

Но современная психология придерживается совсем другого мнения: человек рождается с определенными задатками, которые в процессе целенаправленного развития формируют креативность и другие творческие способности. А уже последние, в свою очередь, являются компонентами таланта.

Можно очень просто объяснить этот процесс словами Максима Горького, который говорил, что нельзя нарубить дров, не умея держать в руке топор, а хорошее произведение не напишешь, не зная языка. Стать креативным и талантливым может каждый, но для начала следует знать особенности их формирования и развития. Прочитав эту статью, вы найдете взаимосвязь понятий креативность, интеллект талант, а также узнаете, как совершается диагностика креативности.

Креативность – способность к творчеству

Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 году, обозначая ее способностью человека отказываться от стереотипных способов мышления. [quote]В общем виде, многие исследователи обозначают креативность как общую способность к творчеству, когда человек способен порождать оригинальные идеи, принимать необычные решения, избегать традиционных схем мышления.[/quote]

За долгие годы исследования этого феномена был накоплен огромный объем материала, но на данное время, все же, не существует четкого определения понятия «креативность» в психологии в силу его широты и многогранности.

Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, следует коснуться знаменитой теории Дж. Гилфорда, который мышление человека разделял на два вида: дивергентное и конвергентное. Первое связано со способностью личности порождать большое количество различных решений, основываясь на однозначных исходных данных. Второе связано со способностью находить единое правильное решение при наличии множества разных условий. Креативность Гилфорд соотносил с дивергентным мышлением, а интеллект – с конвергентным.

В то время креативность напрямую отождествляли с дивергентным мышлением, выделяя шесть основных параметров креативности:

  • «беглость мысли» — общее количество идей, которые возникают в определенный промежуток времени;
  • способность обнаруживать и формулировать проблему;
  • оригинальность – умение генерировать идеи, которые отличаются от шаблонных взглядов, нестандартно реагировать в различных ситуациях;
  • гибкость – способность продуцировать различные идеи;
  • способность принимать решения – способность к таким операциям мышления, как анализ и синтез;
  • способность добавлять новые детали к объекту, тем самым делая его более совершенным.

Современные исследователи, характеризуя понятие «креативность», дополнили его описание следующими характеристиками:

  • способность к интуиции;
  • способность к преобразованию – это умение достигать собственного результата, преобразовывая предыдущие достижения общества;
  • способность прогнозировать;
  • способность создавать ассоциации – умение сближать разные понятия;
  • способность импровизировать – возникает на основе вдруг возникнувшей ассоциации, без подготовки;
  • синестезия – это особое состояние, также связанное со способностью к ассоциированию, когда ощущения одной модальности вызывает ощущения другого рода, например, прослушивание определенной музыки вызывает ощущение какого-то вкуса или запаха;
  • широкий фокус внимания.

Изучая связь между понятиями креативность, интеллект, талант, пришло время проанализировать понятие таланта. В психологии долгое время существовали споры насчет происхождения таланта. Одни исследователи считали, что это врожденное качество, а другие говорили о его полном формировании именно в процессе развития личности.

На современном этапе развития психологии талантом принято считать результатом взаимодействия врожденных задатков и обучения, в процессе которого формируются способности к определенной сфере деятельности. Высокий уровень развития этих способностей принято считать талантом. Очевидно, что креативность личности, являясь творческой способностью, играет одну из главных ролей в становлении таланта. Творчество и креативность неразрывно связаны между собой, ведь деятельность талантливого человека невозможна без творческого подхода.

Вы можете назвать себя креативным человеком?

Творчество и креативность настолько взаимосвязаны, что многие методики изучения креативности созданы с достаточно интересным творческим подходом. Достоверные результаты тестирования может дать только профессиональный психолог, исследуя личность в комплексе с другими ее особенностями. Поэтому сейчас у вас есть возможность ознакомиться с частью одного знаменитого теста креативности. Этот тест поможет вам не только лучше понять уровень собственной креативности, но и развить ее.

Методика «Эскизы»

Вам нужно взять цветные карандаши и альбомный лист. На этом листе следует нарисовать сорок кругов одинакового размера. Расположить их нужно так, чтобы оставалось место для рисунка, связанного с каждым кругом.

Задание очень простое: «Нарисуйте все, что желаете, используя круги, изображенные на листе бумаги». Время выполнения задания: 3-20 минут, в зависимости от возраста человека и уровня его общего развития.

Интерпретация результатов совершается по нескольким параметрам:

  • оригинальность – оригинальным считается рисунок, который не повторяется среди всех остальных;
  • гибкость – делим рисунки на категории (например, животные, лица, явления и прочее) и подсчитываем количество этих категорий;
  • художественные и эстетические компоненты – по виду рисунков определяются художественные способности человека;
  • выход за пределы задания – наличие нестандартных решений, которые не оговаривались в инструкции (например, объединение нескольких кругов одним рисунком).

Тест на креативность:

Приступим к саморазвитию

А сейчас пришло время узнать, как же можно самостоятельно развить креативность. Для этого ознакомьтесь с советами психолога и попробуйте провести упражнения на развитие креативности.

  • Сложите для себя 10 спонтанных заданий и установите время на их выполнение. Четко придерживайтесь составленного плана. Например, утренние пробежки в разных местах города, ежедневно в 8.00 утра. Договоритесь сами с собой, что каждый день во время этих пробежек будете слушать в наушниках разную музыку.
  • Определите несколько дней в месяце, когда вы будете принимать спонтанные решения. Например, каждую субботу вы весь день будете, не задумываясь, совершать все позитивные действия, которые приходят вам в голову. Между прочим, так вы не только разовьете креативность, но и подымите себе настроение и самооценку. Например, пойдите на улицу с фотоаппаратом и фотографируйте интересные события или людей. В теплое время года можете поехать в лес собирать грибы или землянику.
  • Упражнение «Что, если бы». В свободное время, особенно в те моменты, когда вас сильно что-нибудь тревожит, сядьте и продолжите эту фразу. Поговорите с самим собой, придумывая различные ходы событий идеи и их решения. Это упражнение можно проводить и в компании друзей, так игра может перейти в настоящую живую дискуссию, где вы услышите множество креативных мыслей и идей. Например: «Что, если бы я уехал жить в другую страну», «Что, если бы мне пришлось очутиться на необитаемом острове», «Что, если завтра случится конец света».
  • В свободное время сосредоточьтесь и придумайте 10 экзотических имен. Это могут быть не только имена, но и названия вымышленных животных, городов и стран.
  • Такое же упражнение можно проделать и на рисунке. Возьмите лист бумаги, цветные карандаши или краски и нарисуйте несуществующее животное. Если у вас есть дети, можете выполнять это задание вместе с ними – вы будете развивать креативность, а ребенок, в зависимости от возраста, воображение, память и мышление.
  • Попробуйте написать стихотворение. Если вы никогда раньше этим не занимались, то вам может показаться, что вы просто не способны выполнить такое упражнение. Но помните, что даже великим поэтам приходилось трудиться над рифмами, ведь далеко не всегда они появлялись спонтанно. Главное – начать, придумать первую рифму, а дальше вы можете сами удивиться, насколько креативным являетесь.
  • Сосредоточьтесь и придумайте как можно больше способов, минимум 20, как можно использовать определенный предмет. Окиньте взглядом комнату и первый предмет, на котором остановится ваше внимание, станет участником вашего эксперимента. Это может быть все, что угодно: стол, кровать, книга, компьютер, носки и прочее. Не смейтесь, креативность личность формируется различными способами.
  • Придумайте, как можно связать между собой два различных предмета, чтобы получить нечто новое и полезное. Помните, понятие креативность включает развитую способность устанавливать ассоциации. Например, если соединить музыкальный плеер и книгу, получится аудиокнига.
  • Возьмите любое слово и используйте его как аббревиатуру, которую нужно расшифровать так, чтобы получилась фраза со смыслом. Это упражнение поможет вам со временем генерировать более серьезные идеи, которые начнут возникать спонтанно.
Читать далее…

Глава 3 Интеллект, талант и одаренность. Одаренные дети

Глава 3

Интеллект, талант и одаренность

Иногда слова «одаренность», «талант» и «интеллект» используются как синонимы, а иногда под ними подразумевают совершенно разные вещи. Как же все обстоит на самом деле?

Что такое интеллект?

Каждый исследователь имеет свое представление о том, что такое интеллект и как его нужно изучать. Большой вклад в эту проблему внесли американские психологи Говард Гарднер и Роберт Стернберг. Для объяснения такого сложного понятия, как интеллект, многие теории прибегают к простому перечислению составляющих его компонентов. Интересно, что предлагаемые исследователями теории интеллекта определяют в нем разное количество компонентов. В этом отчасти и состоит привлекательность феномена интеллекта для исследователей. Со временем мы узнаем об интеллекте все больше и больше, но он остается явлением, которое можно рассматривать со многих сторон и под разными углами. В результате на данный момент существует огромное количество различных описаний интеллекта. Этот факт наводит на размышления.

Гарднер: восемь типов интеллекта

В 1983 году Гарднер выделил семь видов интеллекта: вербальный, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный (или эмоциональный) и межличностный (или социальный) интеллект. На данный момент он добавил к этому списку еще восьмой вид, а именно «натуралистический» интеллект (Gardner, 1999). Под последним он понимает способность человека систематически организовывать знания о растениях, животных и природных явлениях, видеть их взаимосвязи, структуру и применять эти знания на практике. В качестве примера натуралистического интеллекта он приводит Чарльза Дарвина. Гарднер дает следующее определение интеллекта: «Интеллект представляет собой биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или для создания продуктов, которые являются ценными для той или иной культуры» (Gardner, 1999, р. 33–34). Таким образом, по Гарднеру, высокий интеллект характеризует не только владение знаниями, но также и способность применять эти знания на благо общества.

Гарднер выделяет также «экзистенциальный», или «духовный», вид интеллекта. Но он засчитывает его только «наполовину». «Можно выделить не более восьми с половиной видов интеллекта», – сказал он в 1999 году.

По словам Гарднера, сам по себе интеллект не существует. Он сравнивает его с этаким спящим животным, которое можно разбудить для службы обществу. Интеллект приобретает свою ценность и может называться интеллектом только тогда, когда он играет важную роль в социальной среде.

Теория «множественных интеллектов» Гарднера привлекла большое внимание международной общественности. В области образования она оказалась благодатной основой для разработки разнообразного учебного материала. Совместив собственные наблюдения с анализом эмпирических исследований в разных странах, Гарднер пришел к выводу, что высокая одаренность в одной конкретной области еще не гарантирует одаренности в других областях. Эти размышления легли в основу его теории «множественных интеллектов».

В 1993 году Гарднер опубликовал книгу «Творческие умы». В этой книге он на примере литературных портретов семи всемирно известных творческих людей показывает, что такое интеллект и как он сформировался у каждого из них. Т. С. Элиот иллюстрировал у него вербальный, Эйнштейн – логико-математический, Пикассо – пространственный, Стравинский – музыкальный, Марта Грэм – телесно-кинестетический, Махатма Ганди – межличностный и Фрейд – внутриличностный интеллект. Жизни каждого из этих замечательных людей развивались своим уникальным образом. Кажется, очень трудно найти что-нибудь общее в развитии этих творческих личностей. Тем не менее упомянутые творческие личности имели некоторые общие черты: все они обладали огромной целеустремленностью и со страстью шли к достижению своих целей. Всем им потребовалось много лет для того, чтобы осуществить задуманное. Настолько много, что у большинства из нас уже давно бы опустились руки.

Стернберг: три вида интеллекта

Американский психолог Роберт Стернберг также способствовал углублению и расширению понятия «интеллект». Он различает три вида интеллекта: аналитический, творческий и практический.

Аналитический интеллект – это то, что измеряется в тестах на интеллект и что обычно подразумевается под интеллектом: способность к обучению, логическое мышление, способность отделять главное от второстепенного, способность быстро находить решения.

Творческий интеллект – это способность находить взаимосвязи, находить нетрадиционные решения и подходы, оригинальность и гибкость мышления, а также способность к эмпатии.

Практический интеллект – это умение реализовать свои идеи, быть хозяином положения. Как пишет Элс Схровер в своей книге «Вперед» (Schrover, 2010), практический интеллект может проявляться «и как вовремя выполненное задание, и как успешно проведенное ограбление банка».

Интеллект успеха

«Умение жить», согласно Стернбергу, это и есть интеллект успеха (Sternberg, 2000). Успех, как и счастье, каждый определяет для себя по-своему. В течение жизни эти определения могут меняться. Успешным можно считать себя тогда, когда удается реализовать свой потенциал и когда это сопровождается ощущением счастья. Кто-то считает себя успешным потому, что уехал в Грецию, стал рыбаком и живет вдали от суеты. Он гордится тем, что научился ремонтировать рыболовные сети. Некая женщина считает себя успешной, потому что с любовью воспитывает своих детей и умело ведет домашнее хозяйство. А еще кто-то будет считать себя успешным только тогда, когда будет владеть сразу несколькими небоскребами и иметь подругу-блондинку.

Оказывается, что люди, которым удается реализовать свои способности, привести в исполнение свои мечты и при этом чувствовать себя счастливыми, имеют определенный набор личностных качеств. Стернберг составил список из двадцати таких качеств. Если вы можете отметить каждую строчку в этом списке как применимую именно к вам – «Да, это мне свойственно! Да! И это тоже!», – то это означает, что вы обладаете интеллектом успеха. При этом не имеет значения, насколько вы успешны и в какой конкретной области. Если у вас нет этих качеств, то, скорее всего, ваша жизнь стоит на месте. Если у вас они есть, то «они могут решительным образом способствовать самоактуализации и в конечном счете привести вас к успеху» (Sternberg, 2000).

Мотивация является первым качеством в этом списке. Без мотивации невозможно развить даже самые уникальные способности и таланты. Многим родителям это покажется знакомым. Например, родителям Тайса (глава 6) – гения, который начиная уже с начальной школы не видел никакого смысла в выполнении школьных заданий. Впоследствии, в старшей школе, он был вынужден перейти из гимназии в профессиональное училище исключительно из-за отсутствия мотивации.

Другие личностные качества из списка Стернберга включают целенаправленность, готовность к риску, предприимчивость, настойчивость, отсутствие самосожаления и уверенность в себе.

Согласно Стернбергу, люди с интеллектом успеха мыслят и действуют не только аналитически, но также творчески и практически. Эти качества не могут быть измерены традиционными тестами на интеллект.

«Статический интеллект», согласно Стернбергу, не имеет большой ценности для жизни. В школе можно быть успешным в том случае, если там стимулируют и развивают не только аналитическое, но и творческое, а также практическое мышление. Лаборатория «Вперед» при Центре изучения одаренности (ЦИО) и педагогический журнал «Вперед» (см. с. 113 и 118) руководствуются именно этими принципами.

Стернберг снабжает описание каждого личностного качества убедительными примерами. Естественным образом возникают вопросы: а можно ли (и нужно ли) развивать у себя недостающие личностные качества? Как можно измерить наличие этих качеств? Ведь не все успешные люди обладают полным набором перечисленных в списке качеств. Тем не менее список из двадцати качеств может пригодиться для самоанализа, чтобы разобраться, каких качеств вам не хватает для того, чтобы стать успешным именно в вашем собственном понимании.

Идеи Гарднера и Стернберга лежат в основе современных теорий интеллекта. Результаты их исследований показали, что интеллект является многогранным понятием, которое можно интерпретировать по-разному. Но, несмотря на всю важность их исследований, и Гарднер, и Стернберг твердо верят, что результаты тестов на интеллект сохраняют свою стабильность и не подаются каким-то внешним влияниям.

Одаренность и талант

С 1916 года благодаря немецкому психологу Уильяму Стерну считается общепринятым, что одаренность представляет собой лишь потенциал для успеха, но не является ни его гарантией, ни успехом самим по себе. Одаренность может проявляться в самых различных областях и принимать различные формы. Еще в 1916 году Стерн высказал мнение, что от десяти до пятнадцати процентов детей в начальной школе одаренные. Мы поддерживаем эту точку зрения.

Одаренность – это потенциал для достижения высоких результатов в одной или нескольких областях. Но одно лишь наличие способности к определенному занятию не гарантирует ни дальнейшего развития этой способности, ни достижения высокого результата. Уже в начале XX века Стерн писал: «Одаренность представляет собой лишь возможность для достижения успеха, его неотъемлемое условие, но не является успехом как таковым» (Stern, 1916, р. ПО). Для развития способностей необходима также поддержка и понимание со стороны родителей и школы.

Слова «одаренность» и «талант», как правило, используются в качестве синонимов, но иногда их различают. Под «одаренностью» часто понимают высокие интеллектуальные способности, а под «талантом» – склонность к искусству, музыке, спорту и самовыражению.

Есть также педагоги и ученые, которые утверждают, что одаренным является тот, кто имеет способности более чем в одной области, например, способности к математике, физике и языкам. Термин «талантливый», по их мнению, нужно использовать, когда кто-то имеет способности только в одной области, например, только к математике.

А есть еще небольшая группа специалистов, которая различает одаренных и талантливых людей на основе результатов тестов на интеллект и показателей успеваемости. В том случае, если кто-то набирает балл в пределах высших десяти процентов от всей возрастной выборки, то его называют одаренным. Детей, балл которых немного ниже, называют талантливыми. Таким образом, вы видите, какую путаницу мы рискуем привнести из-за нашего стремления быть как можно более четкими в определениях.

Ни один ученый в мире не делает кардинального различия между одаренностью и талантом, кроме одного, а именно канадца Франсуа Ганье. Он выразил это в своей Дифференциальной модели одаренности и таланта, сокращенно ДМОТ. Под одаренностью он понимает врожденные способности, а под талантом – высоко и систематически развитые навыки в определенной области.

Одаренность представляет собой индивидуальный потенциал для достижения высоких результатов в одной или нескольких областях. Мы используем термины «талант» и «одаренность» как синонимы. Есть разные виды интеллекта, и если взглянуть на интеллект под каким-нибудь новым углом зрения, то, наверное, можно будет выделить какой-нибудь новый вид интеллекта. Независимо от того, какой вид интеллекта мы имеем в виду, это всего лишь один из аспектов одаренности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему: Родительский всеобуч: Креативность.Интеллект.Талант.

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, а также все, кого интересуют вопросы семьи, воспитания и развития детей!

Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», Научно-образовательный центр «Росинтал» приветствуют вас на  сайте для родителей всех регионов России. Приглашаем к сотрудничеству и общению родителей, чьи дети участвуют или собираются участвовать в олимпиадах, в  конкурсах исследовательских и творческих работ, которые проводятся в рамках Национальной образовательной программы  «Интеллектуально-творческий потенциал России». Наши общие цели – помощь родителям, детям, педагогам в выборе уникального, неповторимого пути развития каждого ребенка, содействие в сохранении и укреплении семьи, создание детско-родительского объединения для обмена опытом и взаимно полезного общения. Приглашаем Вас принять участие в новом Всероссийском открытом заочном проекте  «КРЕАТИВНОСТЬ. ИНТЕЛЛЕКТ. ТАЛАНТ» — эксклюзивном проекте для тех, кто стремится к успеху, к высоким достижениям. Участвуя в олимпиадах данного направления, можно:

● проверить себя в разных сферах познания; 
● реализовать себя в творчестве;
● сделать серьезный шаг на пути к интеллектуальному и личностному росту.

Мы уверены, что этот новый проект понравится Вам! ВЕДЬ НАШ ДЕВИЗ: Через познание и творчество – к успеху! Дорогу вам проложит интеллект!

Новый закон об образовании – новые перспективы. С 1 сентября в России начал действовать новый закон об образовании. Главное отличие нового закона от предыдущих – это объединение всех образовательных структур в непрерывную цепь — от детских садов до аспирантуры. Теперь законодательно закреплен приоритет преемственности обучения – очень важно, чтобы, начиная с самого раннего возраста образование ребенка было системным и последовательным. Новый закон закрепляет следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. Сохраняется один уровень профессионального образования: среднее профессиональное. Высшее образование — бакалавриат, специалитет, магистратура. Аспирантура становится отдельным уровнем образования. Больше всего изменений произошло в сфере дошкольного образования. Теперь детские сады станут на официальном уровне умеренно готовить к школе. Нужно постараться, чтобы каждый ребенок проявил интерес к будущим урокам, а не боялся их. Дошкольное образование разделяется на самостоятельный уровень образования, который будет регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами, и на «присмотр и уход» за детьми. Также предусмотрены поддержка талантливых детей, создание условий для инклюзивного образования и др. Для того, чтобы дети естественным образом готовились к взрослой жизни, чтобы школьные требования не оказались для них неожиданными, им необходимо как можно раньше учиться получать опыт социализации и конкурентноспособности. Ведь каждый получивший образование человек должен быть востребован в обществе и уверен в своем успешном будущем. С этой целью в законопроекте усилена взаимосвязь между образовательными программами и требованиями современного высокотехнологичного развивающегося мира, чего не было в действующем ранее законодательстве об образовании.

                     Малая академия наук «Интеллект будущего» планирует возобновить проведение любимого детьми, родителями и педагогами очень популярного конкурса «Светлячок» для дошкольников. Малыши получат первый опыт участия в общероссийских конкурсах, родители – шанс поддержать интеллектуально-творческую инициативу детей, а педагоги смогут использовать эту возможность как эффективный инструмент повышения познавательной мотивации детей. Участие в конкурсах укрепляет связь детского сада с семьей, открывает новые грани развития и воспитания всех участников. Семейно-познавательный конкурс «Диалог» объединяет детей, родителей и педагогов.    Творите вместе, ведь работа в команде дает чувство единения, общности интересов.

Взрослые! Покажите пример интеллектуального поиска, креативности, увлеченности!

  1. «Страница психолога»  В этой рубрике предлагаются материалы для неравнодушных и заботливых родителей, заинтересованных в том, чтобы развитие ребенка было полноценным и гармоничным. Здесь можно найти ответы на вопросы:

  • Почему мой ребенок вдруг стал другим? Как реагировать на возрастные изменения? Что делать, чтобы каждый этап детства был радостным и полезным для всей семьи?
  • Каковы особенности одаренных детей?
  • Как родители могут помочь ребенку в развитии его творческих задатков, склонностей, способностей?
  • Как помочь ребенку выбрать правильную дорогу в жизни?
  • Есть в возрасте любом хорошее (возрастные особенности, как преодолеть трудности)
  • Узнайте своего ребенка (диагностика: темперамент, способности, характер, мотивация к обучению и др.)
  • Психология творчества
  • Развитие творческих способностей (методы, приемы, упражнения)
  • Дороги, которые мы выбираем (профессиональное самоопределение, как помочь ребенку выбрать стратегию профессионального развития)

2. «Копилка полезных советов и рекомендаций» Здесь будут размещаться полезные советы и жизненные примеры опытных родителей, педагогов, психологов, практические рекомендации, которые помогут Вам в воспитании и развитии Ваших детей.

  • Если ваш ребенок талантлив (стратегии общения и развития)
  • Как подготовить ребенка к публичному выступлению
  • Как снять эмоциональное напряжение
  • Как справляться со страхами
  • Общение со сверстниками (как помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками)
  • Практические примеры проявления творчества и интеллектуальной инициативы из работ наших участников

3.  «Школа для родителей» Каждый родитель хоть раз в жизни задавал себе вопросы – а все ли правильно я делаю, не упустил ли я важных моментов в жизни моего ребенка, как сохранить семью, как сделать счастливее своих близких? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в этой рубрике.

  • Психологический практикум для родителей (идея – самопознание и личностный рост родителей)
  • Какой Вы родитель (диагностика стиля воспитания, особенностей взаимоотношений в семье, и др.)
  • Практические примеры проявления творчества и интеллектуальной инициативы из работ наших участников 

4.  «Конкурсы для детей и родителей» На этой страничке предлагаем вам конкурсы, участвуя в которых, вы сделаете свою жизнь интереснее и разнообразнее, получите уникальный опыт познания, творчества. Здесь также  публикуются лучшие практические примеры проявления творчества и интеллектуальной инициативы из работ наших участников. Наши конкурсы объединяют всех членов семьи в творческую команду, сближают и раскрепощают, развлекают и развивают, в итоге делая семью дружнее и крепче.

  • Семейные традиции
  • Семейная игротека
  • Семейные увлечения
  • Путешествуем вместе
  • Развивающие игры для семьи
  • Конкурс эссе на темы воспитания (н-р, «Мой одаренный ребенок» и др.)
  • Домашние кулинарные рецепты
  • Родители – школе
  • Секреты домашнего воспитания, обучения, развития
  • Уроки семейного мастерства (секреты домашнего мастера)
  • Семейные фотографии (фотоконкурс)

5.  «Обмен родительским опытом» В каждой семье есть свои особенности, секреты, традиции. На этой страничке предлагаем вам  поделиться своим опытом с другими участниками. Присылайте свои материалы, рассказывайте о том, как справились с той или иной проблемой, пишите на разные темы:

  • Семейное воспитание
  • Истории моего детства
  • Школа
  • Общение
  • Учеба
  • Муж и жена
  • Детская ревность
  • Обучение дома

Креативность. Интеллект. Талант

Каждый ребенок по своей природе творец и созидатель. Всегда ли мы, родители и педагоги, делаем все для раскрытия творческого потенциала детей? Порой огромные возможности остаются скрытыми или не всегда полностью реализуются. Детям необходимо попробовать свои силы в разных сферах творчества, чтобы раскрыть дремлющие до поры до времени задатки, наклонности или проявить уже имеющиеся дарования, таланты. У большинства детей есть определенные способности, поэтому надо дать шанс каждому ребенку отыскать свою нишу, ту область творческой деятельности, где их проявления окажутся наиболее яркими. Почти все всемирно признанные гении в детстве имели опыт собственного творчества, причем далеко не всегда увлечения совпадали с их будущей деятельностью, профессией. И именно этот детский опыт дал толчок развитию дарования, таланта. Поэтому педагогическая поддержка способных и одаренных детей должна быть направлена на то, чтобы как можно большее количество детей имели возможность получить разносторонний опыт творческого самовыражения.
Творческие конкурсы — это для ребенка самый удачный способ получения такого опыта. Коллектив Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» пропагандирует идеи педагогики развития, знает, как открыть ребенку дорогу к знаниям, увлечь его сначала познавательным творчеством, потом — наукой. Совместно с педагогами, которые представляют практически все регионы России, удается создать образовательную среду, которая позволяет раскрыть потенциал детей, проявить их таланты, а сайт организации future4you.ru стал своеобразным координационным центром этой деятельности.
Способность к творчеству — это одна из компетенций будущего. И многие проекты организации, такие как «Познание и творчество», «Юность, наука, культура», «Созидание и творчество», включают творческое развитие как обязательный компонент.
Непосредственно направлен на раскрытие творческих способностей детей, а также на помощь школьникам в овладении отдельными специальными приемами нестандартного мышления российский заочный конкурс «Креативность. Интеллект. Талант». В конкурсе участвуют те дети, которым просто нравится сочинять, рисовать, придумывать, фантазировать, размышлять, узнавать новое и интересное, мастерить, создавать.
Особенность творческих конкурсов «КИТ: Креативность. Интеллект. Талант» в том, что они доступны участникам всех возрастов, предоставляют многообразие возможностей для раскрытия творческого потенциала, естественным образом развивают творческие способности. При выполнении конкурсных заданий дети получают мощный импульс для развития гибкости, вариативности, оригинальности мышления. Кроме того, творческие конкурсы способствуют личностному росту, повышают самооценку, уверенность в своих силах.
Разрешите детям творить,
И тогда расцветет всем на диво
Чудо образов, мыслей, мотивов…
И протянется в завтра путеводная нить!

Инга ИСАКОВА, методист МАН «Интеллект будущего» по сопровождению исследовательской деятельности, психолог высшей категории

что это такое, параметры креативности, как развить креативность.

Одна и та же задача имеет вариативное множество решений. Если найден неординарный выход из ситуации, человеку дается характеристика «креативный». Что означает это понятие и в чем его отличие от творчества рассмотрим подробно.

Креативность

Что такое креативность

Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».

В психологии креативность это:

  • умение создания интересных идей;
  • предложение неожиданных решений проблем;
  • отклонение от привычных алгоритмов мышления.

Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметов искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством. Таким образом, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.

А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей считал, что на самом высшем уровне среди нужд и желаний человека является самоактуализация – выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы можем предъявить это миру.

Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий и изобретений являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо руки для того, что сбить банан с куста.

Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Высокий интеллект, т.е. умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности. Человек настолько уверен в своих базовых знаниях, так логично выстроил картину мироздания, что выход за рамки установленных шаблонов не представляется возможным.

Случается и так, что у человека в научной среде, обладающего обширными познаниями и опытом, рождаются креативные мысли, но воплотить в реалии он их не может в связи с низкой самооценкой, страхом и т.д.

Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:

  1. Понимание индивидом существующей проблемы и недостаточности или противоречивости имеющихся у него ресурсов (знаний и навыков) для ее решения. Особая чувствительность по отношению к возникшей ситуации, наличие фрустрации.

  2. Желание решить вопрос, найти выход, подтвердить или опровергнуть существующие решения и гипотезы.

Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту, но являющееся обособленным понятием в психологии. Креативными считаются дети, которые еще не обладают установками и знаниями, мешающими творчески подходить к вопросу.

Особенности креативного человека

Креативность заложена в каждом человеке с самого рождения. Вспомните, как нестандартно пытаются поступать маленькие дети пока не услышат слово «нельзя» от родителей. Под влиянием социума у некоторых людей креативность с возрастом исчезает совсем или минимизируется.

Характерные признаки у креативных личностей:

  • Эмоциональная оценка окружающей среды.
    Человек чувствителен к происходящим вокруг процессам, пропускает их через эмоции, не является бездушным свидетелем. Вместе с тем, его реакция на события не только живая, но и адекватная.
  • Нестандартное мышление.
    Индивид отключен от существующих стереотипов и шаблонов: он знает об их существовании, но не принимает слепо на веру. Восприятие материального мира у такого человека свежее и непосредственное как у ребенка. Думать креативно, часто означает думать неправильно и нетипично.
  • Способность к оправданному риску.
    Креативный человек должен иметь смелость не только на собственное мнение, но и на то, чтобы высказать его вслух, сказать, что не солнце вертится вокруг земли, а наоборот. Высказывая революционную идею, индивид понимает, что она может не подтвердиться, либо не будет принята в обществе.
  • Многогранность.
    «Талантливый человек талантлив во всем». Нестандартное мышление, поиск новых форм создания вещей и явлений проявляется во всех сферах жизни человека. Выход за рамки привычного происходит и на работе, и дома, и в реализации потребностей. В любой сфере индивид думает креативно.
  • Независимость.
    Креативность предполагает уверенность в себе и независимость от мнения окружающих и господствующих в обществе суждений. Человеку, самооценка которого зависит от одобрения других людей, сложно выдвигать необычные идеи, поскольку он боится подвергнуться критике. Самоуверенной личности осуждение со стороны общественности вреда не принесет.
  • Любопытство, широта интересов.
    Если человек не интересуется природой происхождения вещей и явлений, он не способен на альтернативные решения, принимая на веру то, что принято в социуме. Творческие личности отличаются любопытством, их часто сравнивают с детьми, которые только начали познавать мир.
  • Умение сосредоточиться, упорство.
    Несмотря на игривость и живость ума, такие люди способны на концентрацию внимания и обладают упорством. Внедрение креативных идей требует усидчивости, умения доводить дело до конца. Человек является первопроходцем, готовых путей у него не имеется.
  • Высокая степень автономности.
    Перечисленные свойства креативной личности (независимость, высокая самооценка) обуславливают возможность ее автономности от других людей и обстоятельств. Это люди целостные внутри, хотя могут быть и экстравертами, и интровертами.
  • Здоровая психика.
    Высокий уровень эмоциональности у креативной личности прекрасно уживается со здоровой психикой. Это еще одно отличие от известных творческих людей, многие из которых страдали от проявлений нестабильной психики.

Во внешних проявлениях такие личности обычно очень яркие, с хорошим чувством юмора, что называется, «на виду». Креативный человек притягивает к себе других людей, с ним интересно, он умеет абстрагироваться от неприятностей и помочь найти нестандартный выход из тупиковых ситуаций. Как правило, среди таких людей нет нытиков и жалобщиков, отличительной их чертой является оптимизм.

Особенность

Параметры креативности

На сегодняшний день в психологии используются параметры креативности, предложенные Д. Гилфордом, американским ученым, который активно занимался проблемами темперамента, мышления, исследованием интеллекта.

Гилфорд выявил два типа человеческой мыслительной деятельности:

  • Конвергентное, при котором индивид при решении стоящей перед ним задачи находит один вариант решения из множества имеющихся. Альтернатив может быть несколько, но их число всегда ограничено.
  • Дивергентное, отличающееся тем, что оно идет по различным направлениям, а не выбирает из заданного множества. Такой тип мышления обуславливает неожиданность, не типичность принятого решения.

Личности с дивергентным мышлением и есть креативные люди, они не решают задачу известными и традиционными методами, а прибегают к их поиску в различных направлениях.

Гилфорд выделяет следующие параметры креативности:

  1. Индивид способен найти и правильно сформулировать (поставить) проблему. Креативный человек видит возможность постановки задачи там, где другие люди не видят, ведь они уверены, в том, что все уже известно и решено.

  2. Возможность человека выдавать большое количество новых, свежих идей.

  3. Продуцированные идеи отличаются разноплановостью.

  4. Наличие оригинальности мышления. Человек апеллирует к отдаленным ассоциациям, имеет необычные ответы на вопросы, отходит от общепринятых стандартов.

  5. Способность личности добавлять детали к вещи или явлению, тем самым совершенствуя их, придавая новое качество, делая пригодным для нетрадиционного использования.

  6. Способности к анализу и синтезу, логическим построениям.

Другой известный психолог Е. Торенс, развивая теорию Гилфорда, представил процесс креативности в виде цепочки из пяти шагов:

  • Человек становится восприимчивым, чувствительным к появлению проблемы.
  • Он фиксируется на найденной задаче, начинает искать решение, выдвигает гипотезы.
  • Различные варианты решения, гипотезы проверяются, при необходимости – видоизменяются.
  • На заключительном этапе находится правильное в заданных условиях решение.

Торренс добавил к определению понятия креативности тот факт, что это явление возникает из-за чувства дисгармонии человека, вызванной неопределенностью (незавершенностью) его деятельности.

Как развить креативность

Мы уже обозначили, что креативность сопряжена, но идентична таким понятиям как интеллект и талант, а значит ее можно в себе культивировать, развивать. Ниже приведены рекомендации.

Развитие

Как можно сделать это по-другому

Для развития креативности этот вопрос следует задавать себе в любой ситуации. К примеру, вы ходите на работу от пункта А до пункта В через точки С и D. Попробуйте проложить свой путь через координаты F и E. По дороге анализируйте изменения, которые видите и свои эмоции, которые проживаете. Что нового вы обнаружили в пути?

Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности

Например, при строительстве дома можно вспомнить кулинарные рецепты многослойных блюд и выкрасить каждый этаж своим цветом.

Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи

Результатом деятельности человека на рабочем месте является определенный товар, явление или услуга. Какие дополнения могут сделать его более конкурентным? В свое время портные изобрели карман, как деталь одежды, желая не только украсить платье, но и добавить ему функционал. Благодаря этому мы сегодня имеем возможность носить разные мелочи в брюках и пиджаках.

Изменение структуры или процесса деятельности

Проанализируйте технологию деятельности, ее последовательность и содержание каждого этапа. Если рабочий процесс осуществляется поэтапно – подумайте, возможна ли перемена мест, например, В.C.А.D вместо привычных А.В.C.D.

Не игнорировать случайные мысли и

Иногда человек тщательно обдумывает проблему, но не находит ее решения. В таких ситуациях случаются спонтанные вспышки нестандартных мыслей и идей. Не следует пренебрегать такими вещами. Если они случаются ночью, то следует их записывать. Иногда в таких приходящих из вне вещах содержатся ценные прикладные мысли.

Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагаться на интуицию

С развитием интернет-технологий информация преследует человека, сегодня на любой вопрос можно найти ответ у себя в телефоне. Если хотите развивать креативное мышление, следует ограничить себя в получении информации из вне.

Оглядывайтесь по сторонам

Для креативного человека важно умение мыслить абстрактно и ассоциативно. Прогуливаясь по улицам и паркам, приглядывайтесь и прислушивайтесь к окружающим звукам и явлениям. Возможно они наведут на мысли, которые можно применить к решению проблем или улучшению состояния рабочего процесса.

Упражнения на развитие креативности

Разработано большое количество упражнения для формирования креативного мышления. Мы расскажем о наиболее эффективных. Все они представлены в легкой игровой форме.

Упражнения

Сочинить историю из ограниченного количества слов

Выпишите на лист бумаги несколько слов, которые следует определить в произвольном порядке. Составляйте короткий рассказ, стихотворение, используя только эти слова. Ограничение ресурса позволит подсознанию искать нестандартные пути для применения слов. Если история получится мало похожей на реальную действительность, то это нормально и даже приветствуется.

Придумать нетипичное применение обычному предмету

Возьмите любую вещь. Представьте, как можно ее использовать помимо прямого назначения. К примеру, чайная чашка. Она может стать поварешкой для супа, подставкой под карандаши, кашпо для небольшого цветка. Открытой стороной чашки можно вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести ее для рисования ровного круга и т.д. Так мы учимся смотреть на предметы и явления с необычного ракурса.

Игра в слова-перевертыши

Находясь на открытом пространстве по ходу движения произносите название предметов, которые видите «задом-наперед». Так, «дерево» превратиться в «оверед», а «бабочка» в «акчобаб». Далее также можно произносить не отдельные слова, а целые фразы. Подсознание закрепит возможность оценки предметов с противоположной стороны.

Надевать выдуманные шляпы

Представьте, что у вас есть несколько шляп разных цветов. Сначала подумайте о какой-то проблеме или задаче. Представьте, что на вас белая шляпа – четко анализируйте проблему, включив логику и интеллект. Поменяйте головной убор на красный – можно дать волю эмоциям, которые связаны с рассматриваемым вопросом. В зеленой – продуцируйте новые идеи, в желтой – ищите только позитив, в черной – негатив. Таким образом, мы учимся исследовать вопрос с помощью различных методов.

Придумайте связь между словами

Определите два слова, которые не имеют прямой связи между собой. Например, кровать и лангуст. Подумайте, как связать их в одно предложение, что может быть общего. Учимся соединять вещи, которые на поверхностный взгляд, не соединимы. В данном примере можно предположить, что лангуст – это товарный знак мебельной фабрики, изготовившей кровать, а ее логотип размещен на боковой поверхности изделия для отдыха.

Ментальные карты

Суть метода заключается в том, что в центре листа бумаги помещается ключевое слово. Все ассоциации, которые с ним связаны, размещаются в виде отходящих от центра веточек. Это могут быть как слова, так и любые графические изображения: таблицы, схемы. От вторичных понятий также проводятся ассоциативные связи. Картинка надолго остается в памяти.

Мозговой штурм

Широко распространенный метод развития коллективной креативности. Его суть заключается в том, чтобы развести генерирование идей и процесс их анализа. Одни участники высказывают любые, самые смелые идеи по решению проблемы. Другие люди проводят анализ предложений, критикуют, предлагают изменения.

Разделение с последующим объединением

Исследуемая вещь или явление раскладываются на составляющие единицы. Каждому их этих компонентов даются отдельные характеристики, затем из них складывается новый объект. К примеру, из квадрата с двумя синими и двумя красными сторонами можно сложить разноцветный треугольник.

Вымышленный персонаж

Выбирая решение, мы действуем с учетом своих знаний и опыта, судим «со своей колокольни». Можно временно стать одним из любимых героев сказок или кинофильмов- Красной Шапочкой, или Д. Бондом и подумать, в каком направлении стали бы мыслить эти персонажи. Таким образом можно избавиться от имеющихся стереотипов мышления.

Перечисленные техники можно использовать без ограничений в любое свободное время. При регулярных тренировках уровень креативности значительно возрастает и человек сможет добиться серьезных успехов в своей деятельности.

Смотреть видео

Развиваем креативный интеллект: 9 способов, которые помогут придумать что угодно

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

А вы знали, что тяга к креативу есть в каждом из нас? Наш мозг запрограммирован придумывать новое: доказано нейробиологами. Выбрали методы из книги «Креативный вид», которые помогут настроиться на креативную волну и развивать навыки придумывания. Попробуйте применить хотя бы один: ваши нейроны будут рады.

Моделирование

Человек — мастер по созданию альтернативных реальностей. Мы моделируем свое будущее с детства: сначала воображаем себя космонавтами, затем представляем, как получаем Нобелевскую премию, женимся, покупаем дом.

Мы моделируем будущее каждый раз, когда рассматриваем разные варианты и анализируем, что может произойти или не произойти вовсе.

Мы моделируем будущее каждый раз, когда рассматриваем разные варианты
Представляя приключения Гулливера, Свифт посетил острова лилипутов и великанов. Источник

Мы моделируем будущее каждый раз, когда рассматриваем разные варианты
Креативный вид

Мы так к этому привыкаем, что не отдаем себе отчета, что выполняем творческое упражнение. Альтернативные реальности становятся плодородной почвой, дающей богатый урожай воображению. Так многие ученые, писатели, философы создавали гениальные концепции:

  • Джонатан Свифт посетил острова великанов и лилипутов;
  • Филип К. Дик побывал в мире, где нацисты победили во Второй мировой войне;
  • Шекспир выразил, что думал Юлий Цезарь;
  • А бизнес-магнат Ричард Брэнсон основал более ста компаний, включая организацию коммерческого космического туризма.

В следующий раз, когда будете в поиске идеи, попробуйте проиграть сценарий в своей голове. Возможно, вы увидите путь к гениальному решению.

Трансформация

Трансформация — это преобразование существующего прототипа. Например, Клод Моне написал более тридцати картин с изображением главного входа в Руанский собор. В разном освещении — обесцвеченный полуденным солнцем, оранжево-красный в вечерних сумерках. Кацусика Хокусай создал 36 гравюр, изображающих гору Фудзи в разные времена года, с разного расстояния и в разных художественных стилях.

Художники, ученые, писатели постоянно обращаются к одним и тем же темам и создают собственную интерпретацию явления, события, предмета.

Недаром же так популярны сериалы и экранизации про Шерлока Холмса.

Художники, ученые, писатели постоянно обращаются к одним и тем же темам и создают собственную интерпретацию явления, события, предмета.
Серия картин Моне с Руанским собором. Все совершенно разные.

Трансформация может преобразовывать источник разными способами. Можно увеличить объект, уменьшить, изменить форму, материал, скорость, хронологию. Возможности не ограничены.

Фантастика

Мы любим фантазировать, придумывая варианты, уходящие далеко от действующих стандартов. Доказательство тому: невероятный размах мысли великих изобретателей. На ум сразу приходят идеи Леонардо да Винчи, которые опередили свое время. На страницах его дневников можно найти набросок парашюта. Вероятно, он не был первым, кто задумался об этом, но именно Да Винчи принадлежит первая функциональная модель.

Мы любим фантазировать, придумывая варианты, уходящие далеко от действующих стандартов.
Варианты свадебного платья Кейт Миддлтон

Подобная широта взглядов характерна также для дизайнеров. Английский модельер Сара Бёртон, креативный директор модного бренда Alexander McQueen, создавала свадебное платье Кейт Миддлтон, невесты принца Уильяма. При этом она же создала свадебные платья иного рода, которые вряд ли были бы уместны на королевском торжестве.

Выход за рамки нужен, чтобы увидеть и рассмотреть все возможности.

Создавая фантастическое, необычное, из ряда вон выходящее, нужно не забывать о гибкости мышления: оно помогает найти золотую середину между привычным и новым.

Социальная жизнь

Говорят, что человек Творческий — личность, которая должна находить вдохновение лишь в одиночестве. Мол, талант работает в полную силу, когда его обладатель не погружен в социальную жизнь.

На самом деле человек — существо социальное. Мы без конца стремимся удивлять друг друга.

Мы без конца стремимся удивлять друг друга.
Самая яркая и непростая писательская дружба в американской литературе: Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй. Источник

Люди стараются заинтересовать друг друга, делиться чем-то новым, необычным. Ещё в 1972 году в эссе «Миф об одиноком художнике» Джойс Оутс писала: «Потребность художника в изоляции от общества — это миф… Художник — абсолютно нормальный и социально активный член общества, хотя в романтической традиции его принято изображать трагическим эксцентриком». Так что если хотите создать что-то классное, найдите единомышленников или приятную творческую компанию.

Дезинтеграция

При дезинтеграции нечто целое раскладывается на составляющие, а из фрагментов получается что-то новое.

Человеческий мозг любит сокращать: мы свободно разлагаем целое на компоненты, выделяем главное и схватываем суть.

При дезинтеграции нечто целое раскладывается на составляющие, а из фрагментов получается что-то новое.
Поэма Маяковского «Хорошо». Источник

Поэт Э. Э. Каммингс делил слова и синтаксические конструкции для создания своих вольных стихов. Мы все знаем Маяковского, который также использовал тот же метод. Знаменитая картина Пикассо «Герника» изображает части человеческого тела, показывая ужасы войны. А пуантилисты писали картины многочисленными маленькими точками. Попробуйте сами: разложите один предмет на составляющие и измените какую-либо одну из них.

Возьмите существующие идеи

Прорывные технологии не появляются на пустом месте. Часто они возникают как результат того, что изобретатели имитируют лучшие идеи своих кумиров. Например, прототипом iPod был плеер британского изобретателя Кейна Крамера. Генри Форд взял за основу идею Эли Уитни о взаимозаменяемости деталей на сборке. А Пабло Пикассо написал «Авиньонских девиц» под влиянием выставки африканского искусства.

Прорывные технологии не появляются на пустом месте
Так выглядел плеер Кейна Крамера. Источник

Творческая энергия не появляется из вакуума. Мы опираемся на опыт, чтобы изменить окружающий мир.

Если хотите что-то придумать, взгляните на идеи других: наблюдайте, ищите, впитывайте. Творческие идеи вырастают из существующих воспоминаний и впечатлений.

Синтез

Многие неординарные решения стали результатом удивительных сочетаний: суши-пицца, плавучий дом, мифические герои — кентавр, Пегас или полуслон-полулев. Дизайнер Йорис Лаарман создал линейку мебели, взяв за основу человеческий скелет.

Синтез — это когда мы объединяем вместе разные источники.

Синтез — это когда мы объединяем вместе разные источники.
Вот так человеческий скелет может вдохновить на создание необычной мебели

Мозг часто создает неожиданные комбинации на основе увиденного ранее. Он может сочетать живое и неживое, твердое и мягкое, жидкость и песок. Даже в языке отражен этот метод: у нас есть «пароходы», «вертолеты», «самокаты». Этот метод очень популярен в мозговых штурмах, где участникам нужно совместить что-то, казалось бы, несовместимое.

И мощно развивает инновации, так как по-новому объединяет самые разные направления мысли.

Переделка

Парадокс и главная сила творчества в том, что наш мозг призывает нас не только исправлять недостатки, но и переделывать то, что кажется идеальным. Писатель Сомерсет Моэм как-то сказал: «Традиции — наш проводник, а не тюремщик».

Прошлое можно ценить, но оно не является неприкосновенным.

Прошлое можно ценить, но оно не является неприкосновенным.
Даже у скрипки Страдивари появилась соперница: скрипка из углеродного волокна. Она легкая и не подвержена воздействию влажности. Источник

Мы постоянно создаем новое, разрушая «хорошее». На смену дисковым телефонным аппаратам приходят кнопочные. Их место занимают первые мобильные, затем — телефоны-«раскладушки». И наконец — смартфоны. Пусть инновации входят в наш культурный код, это не утоляет нашу вечную жажду новизны.

Не бойтесь менять что-то устоявшееся. Без стремления к новизне самый чудесный опыт потеряет свою прелесть под действием рутины. Благоговение перед гигантами прошлого останавливает нас, но именно они служат трамплином для настоящего.

Размножение идей

Варианты — основа творческого процесса. Пикассо написал 27 рисунков по мотивам «Завтрака на траве» Мане и 58 вариаций «Менины. По Веласкесу».

У Эрнеста Хемингуэя было 47 вариантов концовки романа «Прощай, оружие!».

А братья Райт создали 38 вариантов крыла летательного аппарат. Тут можно только сказать «Ух ты».

А братья Райт создали 38 вариантов крыла летательного аппарат. Тут можно только сказать «Ух ты».
Варианты » Завтрака на траве» Пикассо. Источник

Пытливые умы неустанно генерируют непрекращающийся поток альтернативных вариантов. Поэтому если вам кажется, что вы уже всё придумали, спросите себя «Что еще?».

Развить креативный интеллект легко: нужно лишь заметить, что вас окружает. Фрагменты будущего повсюду вокруг нас и ждут, чтобы ими воспользовались. Так чего же вы ждете? Скорее идите менять мир.

По материалам книги «Креативный вид»
Обложка: unsplash

К вопросу о взаимосвязи креативности и интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

З.Т. Тульженкова

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА

В данной статье представлен поиск новых данных для доказательства взаимосвязи интеллекта и креативности, необходимых для более продуктивного развития человека и нашего обществ, для постоянного функционирования мыслительной способности и психологической деятельности человека.

Ключевые слова: интеллект, креативность, личность, творчество, умственные способности, адаптивность, взаимодействие, духовность, конвергентное, дивергентное мышление.

Рост социально-экономического уровня, возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих развитой познавательной деятельностью, творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем. Возникший полстолетия назад социальный заказ на выявление людей с творческим потенциалом в настоящий момент особенно актуален для нашей страны в связи с происходящими общественными изменениями. В настоящее время происходит существенная ценностная, деятельностная переориентация личности в условиях реформирования российского общества.

Для нашего времени актуальна личность изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, способного к

творчеству, к новизне и научным достижениям. Личность, которая способна быстро перерабатывать информацию об изменениях и новизне окружения, анализировать и структурировать происходящее.

Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов по исследованию проблемы интеллекта и креативности велико и разнообразно. Данный аспект нашел отражение в работах как российских, так и зарубежных психологов: Г.Ю. Айзенк, А.Г. Асмолов, Ф. Баррон, Д. Векслер, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, Х. Грубер, Р. Крачфилд, А. Маслоу, С. Медник, Н.С. Лейтес, А.П. Огурцов, Э. Ро, Р. Стенберг, Е. Торранс, М. Уоллах, Дж. Хантер, Дж. Хеслруд, Э. Шехтель, и др. Наиболее общие признаки творчества изучали Г.С. Альтшуллер, Д.Б. Богоявленская,

Ч.К.Борисов, А.В.Брушлинский, М.С.Каган, В.К. Кириллова, Т.В. Кириллов, А.Г.Ковалев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лук, А.М.Матюшкин, Я.А. Пономарев, И.Э.Стрелкова, А.И. Субетто, Д.В. Ушакова, М.А. Холодная, А.Т. Шумилин и др.

В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Одно направление полностью отождествляет творчество с интеллектом [1], другое порывает с ним, объявив свою собственную суверенность [2].

Ядром психологической генетики являлась проблема «умственных способностей» (Р. Левонтин). К умственным способностям отнесены способность к сосредоточению внимания, быстрота мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Концентрация усилий именно на этой проблеме явилась следствием широко распространенного убеждения, что успешность продвижения в современном обществе зависит в значительной степени от способности к абстрактному мышлению. Термин «интеллект» имеет множество обыденных и популяризованных толкований. Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуля-

ции поведения. В. Штерн рассматривает интеллект как некоторую общую способность приспособления к новым жизненным условиям. Я.А.Пономарев отмечает, что приспособительный акт

— это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным эквивалентом объекта, посредством «действия в уме», «во внутреннем плане действия». Согласно Л.Полани, интеллект относится к одному из способов приобретения знаний. Но в целом, развитый интеллект, как отмечал Ж.Пиаже, проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой [6]. Интеллект есть динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения (Р.Фейерштейн).

Д. Векслер определяет интеллект как обобщенную, глобальную способность индивида к целесообразному, рациональному поведению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Р. Стернберг впервые предпринял попытку дать определение понятию «интеллект», выделяя три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное), 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.). Вслед за Р. Стернбергом, М.А.Холодная [10] выделяет минимум базовых свойств интеллекта: 1) уровне-вые свойства, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций, и презентации действительности, лежащие в основе процессов; 2) комбинаторные свойства

— способность комбинировать в различных сочетаниях компоненты опыта; 3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и отражение интеллектуальной деятельности; 4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности.

Человек творит, созидает, разрушает, мыслит, фонтанирует, эволюционирует. Его творческий процесс спонтанно возника-

ет и спонтанно завершается. Согласно мнению Б.Карлофа и Й.Шумпетера, существуют два вида поведения человека: адаптивное (человеческие ресурсы) и креативное, определяемое как «созидательное разрушение». Благодаря креативности человек постоянно находится в состоянии поиска, движения, он чувствителен и восприимчив к любым изменениям в окружающей действительности, к любым преобразованиям, которые возникают в мыслительном процессе.

Проблема взаимосвязи интеллекта и уровня креативности решается в психологии неоднозначно. Креативность, как определяет Э.П.Торренс, — это естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и незавершенности. Исследователь рассматривает креативность как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту или дисгармонии имеющихся знаний, определения этих проблем, поиска их решений, выдвижения и проверки гипотез. Он считает, что интеллект необходим для продуктивности творческой деятельности человека, но он не столь важен при этом.

Дж. Гилфорд, описывая структурную модель интеллекта, указывал на два типа мышления: конвергентное — способность при решении задач на основе множества условий найти единственно верное решение, таким образом, отождествляя конвергентное мышление с интеллектом; дивергентное мышление — идущее в различных направлениях, приводящее к неожиданным выводам и результатам. Данный тип мышления является основой креативности как общей творческой способности. Поэтому одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление — это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в условиях деятельности. Это особый вид деятельности личности -способность порождать необычайные идеи, отклоняться в мышлении от стандартных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, Такая способность и была названа креативностью. Креа-

тивность — это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое, уникальное в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или противоречия [6] .

Основные параметры креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Креативная личность высоко замотивирована, наполнена внутренним ощущением собственной силы, возможности и способности творить. Такая личность готова на риск и поиск новизны, на предоставление собственных результатов для окружающих с целью их оценки и дальнейшего использования обществом. А поскольку такая личность богата духовно и интеллектуально, она обладает следующими немаловажными особенностями (Бэррон): наблюдательностью, умением видеть вещи с необычайной стороны, независимостью в суждениях, сложным и богатым внутренним миром, большой силой «Я», открытостью всему окружающему, объективной свободой личности. Креативность первоначально рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует развитию креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от комплекса ее психологических характеристик. Центральное направление в изучении креативности — выявление личностных качеств, с которыми она связана [4].

Таким образом, опираясь на материалы, полученные в результате многочисленных исследований, можно говорить о суще-

ствовании взаимосвязи интеллекта и креативности. Данная взаимосвязь дает возможность развитию творческих способностей личности, продуктивному неугасанию чувств, мышления, общения и заинтересованности друг в друге, а также в отдельных видах деятельности, процессах их создания. Взаимосвязь креативности и интеллекта является одним из катализаторов развития личности и нашего общества в целом. А это необходимо для постоянного функционирования мыслительной способности и психологической деятельности человека. Анализ психологопедагогической литературы определил проблему поиска новых данных для доказательства взаимосвязи интеллекта и креативности, необходимых для более продуктивного развития человека и нашего общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Р/на/Д., 1983.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. №1.

4. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности // Методы психологической диагностики. Вып.2. М., 1995.

5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1969.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2007.

7. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2002.

8. Стернберг Р., Г ригоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента \\ Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.

9. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: креативные тесты. СПб., 2002.

10. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М., 2002.

Почему творческий интеллект значим, полезен и действенен

Творческий интеллект — один из трех фундаментальных компонентов триархической теории интеллекта Роберта Штернберга. Его теория разбивает интеллект на три категории: аналитический , творческий и практический .

Но что такое творческий интеллект? Как это работает? А как узнать, есть ли оно у вас?

Мы исследуем триархическую теорию Штернберга, чтобы помочь вам раскрыть свой творческий интеллект и научиться использовать его в повседневных ситуациях.

Что такое творческий интеллект?


Триархическая теория интеллекта Штернберга определяет творческий интеллект (он же опытный интеллект) как способность встретить новую проблему и разработать новое и уникальное решение .

Один из способов оценить свой интеллект — задать открытый гипотетический вопрос необычной проблеме, на которую на самом деле нет правильного или неправильного ответа. Намерение состоит в том, чтобы увидеть, как кандидат подходит к проблеме и какой тип интеллекта он демонстрирует больше всего .

Пример вопроса, который Google задавал в интервью: «Сколько вы будете платить за мытье всех окон в Сиэтле?»

Ага, удачи с этим…!

Если вы относитесь к , быстро осваиваете новые навыки и можете на ходу находить решения для абстрактных открытых вопросов , вполне вероятно, что вы обладаете творческим интеллектом.

Дело не в умственном интеллекте, а в умственной пригодности.

— Джим Квик, автор программы Mindvalley Superbrain

Что такое творческий интеллект в психологии?

В психологии творческий интеллект (он же опытный интеллект) : относится к способности иметь дело с незнакомой проблемой или ситуацией и находить новое решение.

Обычно творческие личности изучают опыт таким образом, чтобы они могли использовать ранее накопленные знания и абстрактное мышление, ведущее к пониманию и решениям.

Согласно Стернбергу, творческий интеллект требует очень небольшого внешнего участия для функционирования . Он развивается спонтанно, без указаний или указаний.

Обладание мощным воображением может помочь вам найти новые решения для новых проблем, но вам нужно больше, чем воображение, чтобы обладать этой формой интеллекта.

Творческий интеллект — это сочетание творчества, новаторства, интуиции, восприятия и интеллектуального любопытства.

Что является примером творческого интеллекта?


Творчество относится к сфере абстрактного. В реальном мире творческий интеллект проявляется самыми разными способами. Художники и музыканты могут быть первыми творческими людьми, которые приходят на ум.

Но модель эмпирического интеллекта Штернберга означает гораздо больше, чем художественная свобода.

Представьте на мгновение; вы пошли в поход с друзьями и поняли, что никто не приносит зажигалку для барбекю. Тот друг в группе, который продолжает предлагать и пробовать идеи, которые могут показаться странными, вероятно, в конечном итоге найдет решение этой проблемы.

Перенесемся на час позже, и он в конце концов зажжет огонь, используя один из ваших рецептурных очков в качестве увеличительного стекла.

Этот человек в вашей группе заслуживает серьезного творческого интеллекта и применяет его.

Почему важен творческий интеллект?


Были ли у вас проблемы с изучением новой задачи или концепции? Все подбирают вещи по разному. Но способность овладеть новым талантом или навыком быстрее других может быть вашим собственным эмпирическим интеллектом в действии.

Творческий интеллект — один из ключей к овладению новыми навыками. Использование этой формы интеллекта, скорее всего, может привести к инновационным решениям и идеям.

Разработка новых подходов к решению старых проблем — одна из отличительных черт настоящих инноваций.Итак, вместо того, чтобы использовать испытанный подход, вы не боитесь экспериментировать и пробовать что-то новое.

Обучение — один из единственных способов по-настоящему проверить себя. И чем лучше мы знаем свой разум, тем более успешными мы можем стать.


У вас проблемы с запоминанием имен?

Может быть, вам сложно запомнить важные даты или даже основные факты и цифры, которые вам нужны для презентации?

Если да, не волнуйтесь — это обычная проблема.

Но еще распространен миф о том, что некоторые люди просто рождаются с хорошей фотографической памятью, а остальным просто приходится бороться.

По правде говоря, память похожа на мышцы — вы можете тренировать ее, чтобы стать на сильнее .

Работаете ли вы профессионалом, желающим овладеть новыми навыками, студентом, готовящимся к экзаменам, или даже просто старшим специалистом, который хочет оставаться в тонусе — есть методы, которые вы можете использовать для активного и постоянного улучшения своей памяти.

Если вы хотите воспользоваться этой секретной силой, о которой вы даже не подозревали… Тогда присоединяйтесь к Джиму Квику, эксперту по производительности и гуру памяти, в этом БЕСПЛАТНОМ мастер-классе

Из него вы также узнаете:

Самая большая ложь, которую нам всем рассказывали о нашем мозге , которая удерживает нас от нашего потенциала. Вопреки расхожему мнению, ваша память на самом деле не фиксирована. Как только вы поймете, насколько сильно у вас есть контроль, вы начнете понимать, на что действительно способны.

10 действенных ментальных приемов, которые вы можете применить, чтобы разблокировать своего внутреннего супер-ученика . Небольшие хитрости в этих областях могут помочь вам стать забывчивым или обладателем почти идеальной памяти.

Мощная техника запоминания , которую можно использовать в любой ситуации. Вы сможете произнести речь, не используя свои заметки, и даже запомнить весь свой список покупок, не записывая его!

Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы открыть для себя мощные приемы, раскрывающие свой сверхмозг (почувствуйте результаты через 1 час)

Последнее слово: о творческом интеллекте

Мы хотели бы закончить цитатой автора и международного советника по образованию сэра Кеннета Робинсона.То, что он сказал в одном из своих выступлений, действительно резонирует и громко говорит о ценностях творчества в жизни …

«Творчество так же важно в образовании, как и грамотность, и мы должны относиться к нему с таким же статусом. Кроме того, творчество является основой жизнеспособности нашего общества, потому что без него мы потеряем наше конкурентное преимущество ».

Итак, какой вердикт? Вы думаете, что обладаете эмпирическим интеллектом? Дайте нам знать в комментариях ниже.

,

Взаимосвязь между творчеством и интеллектом — Creative Something

Интеллект классически определяется как «способность приобретать и использовать знания». В условиях тестирования коэффициент интеллекта (IQ) оценивается по способности человека использовать информацию, полученную исторически.

Творчество — это способность придумывать новые идеи посредством мысленного процесса соединения существующих концепций. Идеи не должны быть революционными (что является распространенным заблуждением многих людей о творческом мышлении), они просто должны быть новыми для мыслителя.

Интеллект, безусловно, играет роль в творческом мышлении, но не так, как вы могли ожидать.

Ваш IQ обычно определяется способностью интерпретировать информацию и находить решения, независимо от обстоятельств. В математике и фундаментальных науках IQ чрезвычайно важен, потому что он демонстрирует вашу способность запоминать концепции и повторять их результаты на аналогичных задачах. Если я скажу вам, что два плюс два равно четырем, вы (в идеале) должны быть в состоянии сделать разумный вывод, что четыре плюс четыре равняются удвоенному исходному ответу.

Один этот факт демонстрирует связь интеллекта с творчеством, которая жизненно важна не только для понимания творческого мышления, но и для его улучшения.

Еще одним важным аспектом интеллекта является способность эффективно фильтровать решения.

Если у вас хорошо получается приобретать знания (например, посредством чтения, лекций или просмотра видео на YouTube) и у вас есть возможность эффективно использовать эти знания, но у вас нет возможности эффективно фильтровать решения, вы можете подойти с эффективными идеями, но на это у вас уйдет много времени.В отличие от людей с высоким уровнем интеллекта, которые могут быстро фильтровать идеи.

Конечно — и это настоящий кайф — интеллект уведет вас так далеко, только когда дело доходит до творчества.

Творчество — значит использовать имеющиеся знания в новой ситуации и быстро отсортировать возможные результаты. Конечно: существующие знания — это то, что может накопить любой, на выше определенного порога по шкале IQ. Похоже, что этот показатель интеллекта примерно равен 100 (что находится в середине среднего диапазона для тестируемых IQ в Соединенных Штатах).Если вы читаете это, у вас есть творческий потенциал любого человека с IQ 100 или выше.

Способность придумывать творческие идеи — это не то, для чего вам нужен слишком высокий IQ. Как только у вас будет средний уровень сбора и использования знаний, вы на правильном пути к получению творческий потенциал Альберта Эйнштейна, Билла Гейтса или Стива Джобса. Г-н Джобс даже сам заявил об этом при жизни:

«Творчество — это просто соединение.Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то видели. Через некоторое время это показалось им очевидным. Это потому, что они смогли объединить полученный опыт и синтезировать новое. И причина, по которой они смогли это сделать, заключалась в том, что у них было больше опыта или они больше думали о своем опыте, чем другие люди ».

Итак, интеллект имеет значение, он демонстрирует вашу способность собирать знания и эффективно их использовать.Креативность — это способность выходить за рамки интеллекта и извлекать выгоду из кажущихся случайными связями концепций.

В заключение: творческий эксперт не обязательно должен быть умнее среднего человека. Они просто делают три вещи более усердно, чем кто-либо другой: у них больше опыта, они чаще думают о своем опыте, и когда они начинают добиваться потенциальных результатов для проблем или проектов, они просто больше работают с идеями, которые придумывают (тогда как все остальные сдаётся после оценки всего одной или двух возможных идей или позволяя внутреннему критику помешать им исследовать больше).

Фото Стива Джурветсона.

.

Творчество | Британника

Индивидуальные качества творческих личностей

Было показано, что ряд характеристик личности связан с творческой продуктивностью. Одна из них — автономия: творческие личности склонны быть независимыми и нонконформистскими в своих мыслях и действиях. Не менее важно владение определенной областью, то есть сферой деятельности или знаний, требующей высокого уровня способностей. Например, применив свои знания о компьютерах при разработке Apple II, изобретатели Стив Джобс и Стив Возняк произвели революцию в компьютерной индустрии, обратив внимание как на частных лиц, так и на предприятия.Французский модельер Коко Шанель навсегда изменила стиль одежды женщин, создав простую, но стильную одежду. С другой стороны, творческие люди могут не обладать одинаково сильными талантами во всем спектре человеческих способностей. (Заметным исключением был Леонардо да Винчи, чьи достижения в изобразительном искусстве, механике и инженерии раскрыли таланты творческого эрудита.) Некоторые творческие люди проявляют интерес к очевидному беспорядку, противоречию и дисбалансу — возможно, потому, что им бросают вызов асимметрия и хаос.Творческие личности также могут проявлять высокую степень уверенности в себе. Некоторые обладают исключительно глубоким, широким и гибким пониманием самих себя. Другие проявляют себя как интеллектуальные лидеры с большой чувствительностью к проблемам.

Возняк, Стив; Джобс, Стив Стив Возняк (слева) и Стив Джобс держат печатную плату Apple I, c. 1976. Предоставлено Apple Computer, Inc.

Нетрадиционность мышления, которая иногда встречается у творческих людей, может быть отчасти сопротивлением аккультурации, которое может рассматриваться как требование отказа от уникальной фундаментальной природы.Фактически, независимость имеет решающее значение для творческого процесса, поскольку творческие люди часто должны уметь работать в одиночку, а также должны быть готовы выражать идеи или разрабатывать продукты, которые другие могут посчитать радикальными. Однако следует отметить, что нонконформистский образ жизни не является необходимым для творчества; действительно, многие творческие личности ведут вполне обычную жизнь, выражая свою автономию в основном в своих нетрадиционных идеях и работе. Еще одна черта, характерная для творческих людей, — это интроверсия.Хотя это не означает недостатка социальных навыков, это предполагает, что творческие люди склонны к размышлениям и ориентированы на себя; они полагаются на свою интуицию, а не на взаимодействие с другими, чтобы сформировать свое отношение и реакцию.

Третья важная характеристика сочетает в себе любопытство и поиск проблем. Творческие личности, кажется, стремятся к новизне и могут задавать уникальные вопросы. В книге Defying the Crowd (1995), например, американские психологи Роберт Стернберг и Тодд Любарт сравнили совокупные черты автономии и решения проблем с покупкой по дешевке и продажей по высокой на «рынке идей».Под этим они подразумевали, что творческий человек определяет уникальную потребность — возможно, проблему или возможность, которые никто другой не признает. Это фаза «покупки по низкой цене», потому что она обычно включает отказ от популярного решения и принятие неслыханного решения или идеи, не имеющей смысла. Когда творческие люди находят лучшее решение, они начинают «продавать» концепцию другим. Этот процесс можно увидеть в работе таких изобретателей, как Маргарет Найт, разработавшая ряд бытовых и промышленных устройств, Раймонд Курцвейл, разработавший сканеры текста и программное обеспечение для распознавания речи, и Дин Камен, многочисленные изобретения которого включают медицинские устройства, воду и воду. -системы очистки и IBOT, моторизованная инвалидная коляска.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Высокий интеллект обычен для творческих людей, но, хотя они могут решать жизненные проблемы так же рационально, как и все остальные, их интеллект не управляет за счет интуиции или других, казалось бы, нерациональных влияний. Большинство исследований взаимосвязи творческих способностей и интеллекта также показали, что чрезмерный общий интеллект не обязательно способствует творчеству. Подобные открытия внесли свой вклад в «пороговую» модель интеллекта и творческих способностей, которая утверждает, что выше определенного уровня интеллект мало коррелирует с творчеством — т.е.е. высокоинтеллектуальный человек может быть не таким творческим. Возможно, что интеллект устанавливает ограничения на количество информации, которую человек может выучить и запомнить, в то время как творческое мышление обеспечивает гибкость, необходимую для первоначального производства идей. Иногда проводится различие между конвергентным мышлением (аналитическое мышление, измеряемое тестами на интеллект) и дивергентным мышлением (примером которого является богатство идей и оригинальность мышления). Оба кажутся необходимыми для творческой деятельности, хотя степень каждого варьируется в зависимости от задачи или занятия (т.е. математик может демонстрировать скорее сходящееся, чем дивергентное мышление, а художник — наоборот).

Психологические эксперименты в области мотивации и обучения продемонстрировали силу новизны как побуждения к действию. Это происходит из-за противоречия, которое существует между регулярностью повседневной жизни и перерывами, которые приносят возможность получить новый опыт. Психологические исследования высоко творческих людей охарактеризовали это напряжение с точки зрения таких двойств, как интеллект и интуиция, сознание и бессознательное, психическое здоровье и психическое расстройство, условное и нетрадиционное, а также сложность и простота.

Другие качества творческих личностей выделил американский педагог-психолог Э. Пол Торранс. К ним относятся беглость или способность быстро обдумывать множество идей; гибкость, способность необычным образом использовать идеи и инструменты; и оригинальность, способность придумывать новые идеи и продукты. В 1966 году Торранс и его коллеги разработали средство оценки, Тест творческого мышления Торранса (TTCT), которое учитывает все эти навыки. TTCT стал одним из наиболее широко используемых критериев творчества.Торранс предоставил дополнительную поддержку своему подходу в последующих исследованиях своих испытуемых через 7, 12 и 22 года, и время показало, что TTCT является одним из наиболее достоверных из всех тестов на креативность.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.