Индивид и личность тождества и различия: Чем отличается индивид от личности

Содержание

Значение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность — Студопедия

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens». Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях жизни. Индивид как целостность- это продукт биологической эволюции, в ходе которого происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но так же и их интеграции, их взаимного «слаживания». Индивид- это прежде всего генотипическое образование. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном, как об индивиде, об индивидуальных особенностей (возбудимое, спокойное, агрессивное животное или новорожденный).

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.



Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.


Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

«Индивидуальность» (по Асмолову) : совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождается в ходе жизни человека в обществе при наличии: необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивает ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов, и воплощаются через д. и общение в продуктах культуры, др. людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью, для данного человека образа жизни.

«Индивидуальность» — совокупность индивидуальных и личностных св-в человек, которая отличает его от других. Проявляется в чертах харак­тера, привычках интересах и др. Нет двух людей с одинаковой индивиду­альностью.Подобно тому, как понятие — «индивид «личность» не тождественны, лич­ность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.

индивидом — рождаются

Личностью — становятся

Индивидуальность — отстаивают

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

«Индивид» и «личность» по Артуру Петровскому: VIKENT.RU

Понятия: «Индивид» и «личность» по А.В. Петровскому

«Примечательно, что до второй половины 30-х годов предметные указатели к книгам по психологии, как правило, вообще не содержали термина «личность».

На современном этапе совершенствования социалистического общества поставлена задача формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Следовательно, философское, психологическое, социологическое исследование личности приобретает приоритетный характер и привлекает особое внимание общественности ввиду его не только теоретической, но и практической значимости. […]

Одна из попыток решения этой задачи — предложенная нами концепция персонализации индивида в системе деятельностно опосредствованных отношений с другими людьми. Эта концепция — дальнейшее развитие психологической теории коллектива. Она создает представление о психологической структуре личности, закономерностях её становления и развития, предлагает новый методический инструментарий для её изучения.

Исходным пунктом построения концепции персонализации индивида служит идея единства, но не тождественности понятий «личность» и «индивид». […]

Личность — системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, а также характеризующее уровень и качество общественных отношений, отраженных в индивиде.

Если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так, к примеру, светочувствительность — качество фотоплёнки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотоплёнка).

Тождество понятий «личность» и «индивид» отрицается всеми ведущими советскими психологами — Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, С. Л. Рубинштейном и др. «Личность не равна индивиду: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» (Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения,. М., 1983, Том 1., с. 335).

Прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (то есть доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т. д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме?

Подобно тому как прибавочная стоимость — К. Маркс показал это с предельной ясностью — есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощён не оплаченный капиталистом труд рабочего, личность олицетворяет систему общественных отношений, составляющих сферу бытия индивида как его системное (внутреннее расчлененное, сложное) качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребёнок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится, в, свою очередь, субъектом этих взаимоотношений. Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они — часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида.

К. Маркс писал: «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд., Том 42,  с. 265). Если родовую сущность человека в отличие от других живых существ составляет совокупность общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека, то есть абстракт, присущий отдельному индивиду как личности, составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, то есть в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности, и поэтому субъективны (раб ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против пего, вступает с ним в социально обусловленные связи). […]

Для характеристики личности необходимо исследовать систему социальных отношений, в которые, как было сказано выше, она включена. Личности явно тесно «под кожей» индивида, и она выходит за пределы его телесности в новые «пространства».

Каковы же эти «пространства», в которых можно разглядеть проявления личности, понять и оценить её?

Первое — это «пространство» психики индивида (интраиндивидное пространство), его внутренний мир: его интересы, взгляды, мнения, убеждения, идеалы, вкусы, склонности, увлечения. Всё это образует направленность его личности, избирательное отношение к окружающему. Сюда могут быть отнесены и другие проявления личности человека: особенности его памяти, мышления, фантазии, но такие, которые так или иначе резонируют в его общественной жизни.

Второе «пространство» — это область межиндивидных связей (интериндивидное пространство). Здесь не сам по себе индивид, а процессы, в которые включены по крайней мере два индивида или группа (коллектив), рассматриваются как проявления личности каждого из них. Разгадки «структуры личности» оказываются скрыты в пространстве вне органического тела индивида, в системе отношений одного человека с другим человеком.

Третье «пространство» реализации индивидом своих возможностей как личности находится не только за пределами его внутреннего мира, но и за границей актуальных, сиюминутных (здесь и теперь) связей с другими людьми (метаиндивидное пространство). Действуя, и активно действуя, человек вызывает изменения внутреннего мира других людей. Так, общение с умным и интересным человеком оказывает влияние на убеждения, взгляды, чувства, желания людей. Иначе говоря, это «пространство» идеальной представленности (персонализации) субъекта в других людях, образующееся суммированием тех изменений, которые он внес в психику, сознание других людей в результате совместной деятельности и общения с ними.

Можно предположить, что если бы мы сумели зафиксировать все существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной деятельностью и общением в других индивидах, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности.

Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации только в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получая оценку не только современников, но и истории, имеющей возможность точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.

Личность метафорически можно трактовать как источник некоей радиации, преобразующей связанных с этой личностью людей (радиация, как известно, может быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться причиной различных мутаций и т. п.).

Индивида, обделённого личностными характеристиками, можно уподобить нейтрино, гипотетической частице, которая бесследно пронизывает плотную среду, не производя в ней никаких изменений; «безличность» — это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, чье присутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение и тем самым лишает его самого личности.

Три «пространства», в которых обнаруживает себя личность, не существуют изолированно, а образуют единство. Одна и та же черта личности выступает по-разному в каждом из этих трех измерений. […]

Итак, прокладывается новый путь интерпретации личности — она выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (а также в себе как «другом»), как его персонализация. Сущность этой идеальной представленности, этих «вкладов» — в тех реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и эмоциональной сферы личности другого человека, которые производит деятельность индивида и его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях — это не статический отпечаток. Речь идёт об активном процессе, о своего рода «продолжении себя в другом», о важнейшей потребности личности — обрести вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные изменения.

Феномен персонализации открывает возможность прояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводится к представленности её в  телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. «Нет, весь я не умру… доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит» (А. С. Пушкин). Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжёлые переживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной представленностью индивида и его материальным исчезновением.

В словах «он живёт в нас и после смерти» пет ни мистики, ни чистой метафоричности — это констатация факта разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из её звеньев. Можно предположить, что на определенном этапе общественного развития личность как системное качество индивида начинает выступать в виде особой социальной ценности, своеобразного образца для освоения и реализации в индивидуальной деятельности людей».

Петровский А., Петровский В., «Я» в «Других» и «Другие» во «Мне», в Хрестоматии: Популярная психология / Сост. В.В. Мироненко, М., «Просвещение», 1990 г., с.124-128.

Чем личность отличается от индивида?

Часто в повседневном языке принято употреблять понятие личности относительно человека, который либо обладает какими-то талантами, выдающимися способностями, либо проявил себя в сфере своей деятельности настолько ярко, что тогда говорят: «Вот это человек! Вот это личность», «Какая сильная личность», «Известная личность». Звучит так, будто не каждый человек может стать личностью. Но так ли это? Пятилетний мальчик, который посещает детсад – уже личность? А повар, который уже десять лет варит в школьной столовой обеды ребятам – личность? Для развенчивания подобных заблуждений стоит разъяснить последующую цепочку понятий.

От человека к индивидуальности

Психология – наука, в определённом смысле, точная. И в ней тоже есть свои законы, принципы и структуры. Возможно, многие вопросы так и остаются спорными, но понятие личности имеет своё место и определение. Она не может идти абсолютно отдельно от таких понятий, как: человек, индивид, личность, индивидуальность. Она находится посередине между биологическим и социальным.

Люди

Вот, рождается человек, как вид млекопитающих homo sapiens, человек прямоходящий, обладающий высшей психической функцией – сознанием. Во всех здоровых людей одинаковое строение тела, одинаково работают системы организма, одинаково задана программа развития. Человек рождается индивидом с его биологическими и генетическими особенностями (отличающейся внешностью, параметрами роста, телосложения, особенностями развития мозговых функций и нервной системы). Индивид становится личностью. Здесь ключевое слово становление. Это не значит, что младенец всего лишь индивид. Его личность только формируется, и будет развиваться на протяжении всей дальнейшей жизни. Это будет процесс становления личности.

А наивысшая ступень её становления – это стать индивидуальностью (уникальность в отдельных свойствах, что делают её неповторимой, возможно, единичной). Например, способность одновременно читать стихи и решать математические примеры делают личность индивидуальностью.

Личность – социальный индивид

Индивид – субъект человеческого рода, биологическая составляющая личности. Это значит, что любой человек – индивид. Все остальные животные организмы нашего мира – особи. Каждый здоровый человеческий индивид, имея руки – будет овладевать трудом, писать, заниматься творчеством. Имея ноги – ходить, бегать, заниматься, спортом, танцевать. Владея языком, каждый индивид научится говорить, и петь. В индивиде – вся биологическая сущность, которая через влияние социума и историческую ситуацию, трансформируется и имеет влияние на личность.

А личность – это включённый в социальное взаимодействие, общение, деятельность, индивид. Существует не один десяток определений личности наших отечественных и западных психологов (С. Рубинштейна, В. Мясищева, А. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, З. Фрейда, Фромма и др.). И все они по своей сути верны и не противоречат друг другу, стоит только полистать любой учебник по психологии и теориям личности.

Личность

Основу личности составляют: Я-концепция (я-образ) и самооценка, жизненные ценностные ориентации, сфера мотивации, социальные отношения и установки. Это, своего рода, ядро, которое определяет саму структуру личности (темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера). Личность также является носителем всех психических функций и производителем особой социальной активности – деятельности и творчества.

Единство биологического и социального в личности

Для наглядности: влияние биологической составляющей на социальное взаимодействие личности. Известно, что леворукость – это личностная особенность человека, обусловленная таким нейрофизиологическим фактором (по сути, биологическим, никак не социальным), как доминирование правого полушария. И так же известно, что левши имеют свои психические особенности восприятия, воспроизведения символов и пространственной ориентации. Из-за этого социальная адаптация усложняется, ведь все приборы и предметы бытового пользования рассчитаны на правшей. Это социальная сторона данного вопроса.

Личности

Все индивидные особенности, так или иначе, влияют и определяют формирование личности. А интенсивность и актуальность проявления биологического зависит от влияния социальной ситуации. Соотношение биологического и социального в личности определяет её структуру, наиболее детальную предложил К. Платонов:

  1. Биологический уровень, то, с чем человек рождается (особенности нервной системы, пол, конституция тела).
  2. Психический уровень восприятия и отражения мира (посредством восприятия, внимания, мышления, памяти, речи).
  3. Социальный уровень обретенного опыта (знания, умения, навыки, привычки).
  4. Уровень направленности личности (мировоззрение, убеждение, самооценка, мотивация, ценностные ориентации, характер).

По каким законам развивается личность: биологическим или социальным? Существует мнение о спонтанном развитии личности, где соотношение этих двух категорий не учитывается, ведь личность развивается из всего, что в неё закладывается природой или социальной ситуацией. Приверженцы биологического принципа развития личности сводят развитие всего психического к законам биологии, даже к тем, которые открывались, изучая животных.

Существует популярный биогенетической закон рекапитуляции, где развитие конкретного индивида в общих чертах повторяет эволюционное развитие человеческого вида. А социальные принципы развития личности делают акцент на доминирующем влиянии различных социальных институтов (от семьи и воспитания до влияния образовательных учреждений).

Среди всего разнообразия подходов, важно понимать, что человек рождается, как индивид (биологический вид) и, как социальное существо – он ещё не сформирован и не развит. Ясно, что влияние общества и исторической ситуации, в которой он родился, неизменно будет на него влиять и создавать личность уже с учётом этих влияний. Но биологическое развитие индивида на всех возрастных этапах будет фундаментом психического развития.

Вам должно быть так-же интересно:

5. Индивид и личность

Человек, вышедший
благодаря труду из животного мира и
развивающийся в обществе, осуществляющий
совместную деятельность с другими
людьми и общающийся с ними, становится
личностью, субъектом познания и активного
преобразования материального мира,
общества и самого себя.

Человек на свет
рождается уже человеком. Это утверждение
только на первый взгляд кажется истиной,
не требующей доказательств. Дело в том,
что у человеческого зародыша в генах
заложены природные предпосылки для
развития собственно человеческих
признаков и качеств. Конфигурация тела
новорожденного предполагает возможность
прямохождения, структура мозга
обеспечивает возможность развития
интеллекта, строение руки — перспективу
использования орудий труда и т.д., и этим
младенец — уже человек по сумме своих
возможностей — отличается от детеныша
животного. Таким образом доказывается
факт принадлежности младенца к
человеческому роду, что фиксируется в
понятии индивид ( в отличие от детеныша
животного, которого сразу же после
рождения на свет и до конца его жизни
именуют особью). В понятии “индивид
воплощена родовая принадлежность
человека. Индивидом
можно считать
и новорожденного, и взрослого на стадии
дикости, и высокообразованного жителя
цивилизованной страны.

Следовательно,
говоря о конкретном человеке, что он
индивид, мы по существу утверждаем, что
он потенциально человек. Появясь на
свет как индивид, человек постепенно
приобретает особое социальное качество,
становится личностью. Еще в детстве
индивид включается в исторически
сложившуюся систему общественных
отношений, которую он застает уже
готовой. Дальнейшее развитие человека
в обществе создает такое переплетение
отношений, которое формирует его как
личность, т.е. как реального человека,
не только не похожего на других, но и не
так, как они действующего, мыслящего,
страдающего, включенного в социальные
связи в качестве члена общества,
соучастника исторического процесса.

Личностью в
психологии обозначается системное
(социальное) качество, приобретаемое
индивидом в предметной деятельности и
общении и характеризующее меру
представленности общественных отношений
в индивиде.

Итак, личность
может быть понята только в системе
устойчивых межличностных связей, которые
опосредствуются содержанием, ценностями,
смыслом совместной деятельности для
каждого из участников. Эти межличностные
связи проявляются в конкретных
индивидуальных свойствах и поступках
людей, образуя особое качество самой
групповой деятельности.

Личность каждого
человек наделена только ей присущим
сочетанием психологических черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность,
составляющих своеобразие человека, его
отличие от других людей. Индивидуальность
проявляется в чертах темперамента,
характера, привычках, преобладающих
интересах, в качествах познавательных
процессов (восприятия, памяти, мышления,
воображения), в способностях, индивидуальном
стиле деятельности и т.д. Нет двух
одинаковых людей с одинаковым сочетанием
указанных психологических особенностей
— личность человека неповторима в своей
индивидуальности.

Подобно тому, как
понятия “индивид” и “личность” не
тождественны, личность и индивидуальность,
в свою очередь, образуют единство, но
не тождество. Способность очень быстро
“в уме” складывать и умножать большие
числа, задумчивость, привычка грызть
ногти и другие особенности человека
выступают как черты его индивидуальности,
но не входят с необходимостью в
характеристику его личности хотя бы
потому, что они могут быть и не представлены
в формах деятельности и общения,
существенно важных для группы, в которую
включен индивид, обладающий этими
чертами. Если черты индивидуальности
не представлены в системе межличностных
отношений, то они оказываются
несущественными для характеристики
личности индивида и не получают условий
для развития. Индивидуальные особенности
человека до известного времени остаются
“немыми”, пока они не станут необходимыми
в системе межличностных отношений,
субъектом которых выступит данный
человек как личность.

Проблема соотношения
биологического (природного) и социального
начал в структуре личности человека
является одной из наиболее сложных и
дискуссионных в современной психологии.
Заметное место занимают теории, которые
выделяют в личности человека две основные
подструктуры, сформированные под
воздействием двух факторов — биологического
и социального. Была выдвинута мысль о
том, что вся личность человека распадается
на “эндопсихическую” и “экзопсихическую”
организацию. “Эндопсихика
как подструктура личности выражает
внутренний механизм человеческой
личности, отождествляемый с
нервно-психической организацией
человека. “Экзопсихика
определяется отношением человека к
внешней среде. “Эндопсихиа” включает
в себя такие черты, как восприимчивость,
особенности памяти, мышления и воображения,
способность к волевому усилию,
импульсивность и т.д., а “экзопсихика”
— систему отношений человека и его опыт,
т.е. интересы, склонности, идеалы,
преобладающие чувства, сформировавшиеся
знания и т.д.

Как же следует
относиться к указанной концепции двух
факторов? Природные органические стороны
и черты существуют в структуре
индивидуальности человеческой личности
как социально обусловленные ее элементы.
Природное (анатомические, физиологические
и другие качества) и социальное образуют
единство и не могут быть механически
противопоставлены друг другу как
самостоятельные подструктуры личности.
Итак, признавая роль природного,
биологического, и социального в структуре
индивидуальности, невозможно выделять
биологические подструктуры в личности
человека, в которой они существуют уже
в превращенной форме.

Возвращаясь к
вопросу о понимании сущности личности,
необходимо остановиться на структуре
личности, когда она рассматривается
как “сверхчувственное” системное
качество индивида. Рассматривая личность
в системе субъективных отношений,
выделяют три типа подсистем личностного
бытия индивида ( или три аспекта трактовки
личности). Первый аспект рассмотрения
интраиндивидная
подсистема
:
личность трактуется как свойство,
присущее самому субъекту; личностное
оказывается погруженным во внутреннее
пространство бытия индивида. Второй
аспект — интериндивидная
личностная подсистема
,
когда сферой ее определения и существования
становится “пространство межиндивидных
связей”. Третий аспект рассмотрения —
метаиндивидная
личностная подсистема
.
Здесь обращается внимание на воздействие,
которое вольно или невольно индивид
оказывает на других людей. Личность
воспринимается уже под новым углом
зрения: ее важнейшие характеристики,
которые пытались усматривать в качествах
индивида, предлагается искать не только
в нем самом, но и в других людях. Продолжаясь
в других людях, со смертью индивида
личность полностью не умирает. Индивид
как носитель личности уходит из жизни,
но, персонализированный в других людях,
продолжает жить. В словах “он живет в
нас и после смерти” нет ни мистики, ни
чистой метафоричности, это констатация
факта идеальной представленности
индивида после его материального
исчезновения.

Разумеется, что
личность может быть характеризуема
только в единстве всех трех предложенных
аспектов рассмотрения: ее индивидуальности,
представленности в системе межличностных
отношений и, наконец, в других людях.

Если при решении
вопроса о том, почему человек становится
активнее, мы анализируем сущность
потребностей, в которых выражено
состояние нужды в чем или ком-либо,
приводящее к активности, то для того,
чтобы определить, во что выльется
активность, необходимо проанализировать,
чем определяется ее направленность,
куда и на что эта активность ориентирована.

Совокупность
устойчивых мотивов, ориентирующих
деятельность личности и относительно
независимых от наличных ситуаций,
называется направленностью
личности человека
.
Основная роль направленности личности
принадлежит осознанным мотивам.

Интерес
мотив, способствующий ориентировке в
какой-либо области, ознакомлению с
новыми фактами, более полному и глубокому
отражению действительности. Субъективно
— для индивида — интерес обнаруживается
в положительном эмоциональном тоне,
который приобретает процесс познания,
в желании глубже ознакомиться с объектом,
узнать о нем еще больше, понять его.

Таким образом,
интересы выступают в качестве постоянного
побудительного механизма познания.

Интересы — важная
сторона мотивации деятельности личности,
но не единственная. Существенным мотивом
поведения являются убеждения.

Убеждения
это система мотивов личности, побуждающих
ее поступать в соответствии со своими
взглядами, принципами, мировоззрением.
Содержание
потребностей
,
выступающих в форме убеждений, — это
знания об окружающем мире природы и
общества, их определенное понимание.
Когда эти знания образуют упорядоченную
и внутренне организованную систему
воззрений (философских, эстетических,
этических, естественно-научных и др.),
они могут рассматриваться как
мировоззрение.

Наличие убеждений,
охватывающих широкий круг вопросов в
области литературы, искусства, общественной
жизни, производственной деятельности,
свидетельствует о высоком уровне
активности личности человека.

Взаимодействуя и
общаясь с людьми, человек выделяет сам
себя из окружающей среды, ощущает себя
субъектом своих физических и психических
состояний, действий и процессов, выступает
для самого себя как “Я”, противостоящее
“другим” и вместе с тем неразрывно с
ним связанное.

Переживание наличия
своего “Я” является результатом
длительного процесса развития личности,
который начинается в младенческом
возрасте и который обозначают как
“открытие “Я””. Годовалый ребенок
начинает осознавать отличия ощущений
собственного тела от тех ощущений,
которые вызываются находящимися вовне
предметами. Затем, в возрасте 2-3 лет,
ребенок отделяет доставляющий ему
удовольствие процесс и результат
собственных действий с предметами от
предметных действий взрослых, предъявляя
последним требования : “ Я сам!” Он
впервые начинает осознавать себя в
качестве субъекта собственных действий
и поступков ( в речи ребенка появляется
личное местоимение), не только выделяя
себя из окружающей среды, но и
противопоставляя себя всем другим (“Это
мое, это не твое!”).

Известно, что в
подростковом и юношеском возрасте
усиливается стремление к самовосприятию,
к осознанию своего места в жизни и самого
себя как субъекта отношений с окружающими.
С этим сопряжено становление самосознания.
У старших школьников формируется образ
собственного “Я”. Образ “Я” — это
относительно устойчивая, не всегда
осознаваемая, переживаемая как
неповторимая система представлений
индивида о самом себе, на основе которой
он строит свое взаимодействие с другими.
Образ “Я” тем самым вписывается в
структуру личности. Он выступает как
установка по отношению к самому себе.
Как всякая установка, образ “Я” включает
в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный
компонент
:
представление о своих способностях,
внешности, социальной значимости и т.д.

Во-вторых,
эмоционально-оценочный
компонент
:
самоуважение, самокритичность, себялюбие,
самоуничижение и т.д.

В- третьих —
поведенческий
(волевой):
стремление быть понятым, завоевать
симпатии, повысить свой статус, или же
желание остаться незамеченным, уклониться
от оценки и критики, скрыть свои недостатки
и т.д.

Образ “Я”
устойчивая, не всегда осознаваемая,
переживаемая как неповторимая система
представлений индивида о самом себе,
на основе которой он строит свое
взаимодействие с другими.

Образ “Я” и
предпосылка, и следствие социального
взаимодействия. Фактически психологи
фиксируют у человека не один образ его
“Я”, а множество сменяющих друг друга
“Я-образов”, попеременно то выступающих
на передний план самосознания, то
утрачивающих свое значение в данной
ситуации социального взаимодействия.
“Я-образ” — не статическое, а динамическое
образование личности индивида.

“Я-образ” может
переживаться как представление о себе
в момент самого переживания, обычно
обозначаемое в психологии как “реальное
Я”, но, вероятно, правильнее было бы его
назвать сиюминутным или “текущим Я”
субъекта.

“Я-образ” — это
вместе с тем и “идеальное Я” субъекта
— то, каким он должен был бы, по его мнению,
стать, чтобы соответствовать внутренним
критериям успешности.

Укажем еще один
вариант возникновения “Я-образа” —
“фантастическое Я” — то, каким субъект
желал бы стать, если бы это оказалось
для него возможным, каким он хотел бы
себя видеть. Конструирование своего
фантастического “Я” свойственно не
только юношам, но и взрослым людям. При
оценке мотивирующего значения этого
“Я-образа” важно знать, не оказалось
ли объективное понимание индивидом
своего положения и места в жизни подменено
его “фантастическим Я”. Преобладание
в структуре личности фантастических
представлений о себе, не сопровождающихся
поступками, которые бы способствовали
осуществлению желаемого, дезорганизует
деятельность и самосознание человека
и в конце концов может жестоко его
травмировать ввиду очевидного несовпадения
желаемого и действительного.

Степень адекватности
“Я-образа” выясняется при изучении
одного из важнейших его аспектов —
самооценки личности.

Самооценка
оценка личностью самой себя, своих
возможностей, качеств и места среди
других людей. Это наиболее существенная
и наиболее изученная в психологии
сторона самосознания личности. С помощью
самооценки происходит регуляция
поведения личности.

Как же личность
осуществляет самооценку? К. Марксу
принадлежит справедливая мысль: человек
сначала смотрится, как в зеркало, в
другого человека. Лишь отнесясь к
человеку Павлу как к себе подобному,
человек Петр начинает относиться к
самому себе, как к человеку. Иначе говоря,
познавая качества другого человека,
личность получает необходимые сведения,
которые позволяют выработать собственную
оценку. Другими словами, личность
ориентируется на некую референтную
группу (реальную или идеальную), идеалы
которой являются ее идеалами, интересы
— ее интересами и.т. д. В процессе общения
она постоянно сверяет себя с эталоном
и в зависимости от результатов проверки
оказывается довольной собой или
недовольной. Слишком высокая или слишком
низкая самооценки могут стать внутренним
источником конфликтов личности.
Разумеется, эта конфликтность может
проявляться по-разному.

Завышенная
самооценка приводит к тому, что человек
склонен переоценивать себя в ситуациях,
которые не дают для этого повода. В
результате он нередко сталкивается с
противодействиями окружающих, отвергающих
его претензии, озлобляется, проявляет
подозрительность, мнительность и
нарочитое высокомерие, агрессию и в
конце концов может утратить необходимые
межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая
самооценка может свидетельствовать о
развитии комплекса неполноценности,
устойчивой неуверенности в себе, отказа
от инициативы, безразличия, самообвинения
и тревожности.

Для того, чтобы
понимать человека, необходимо отчетливо
представлять себе действие бессознательно
складывающихся форм управления личностью
своим поведением, обращать внимание на
всю систему оценок, которыми человек
характеризует себя и других, видеть
динамику изменений этих оценок.

человек, личность, индивид, индивидуальность ,субъект

ЛИЧНОСТЬ—
1)
индивид
как субъект социальных отношений и
сознательной деятельности; 2) опре­деляемое
включенностью в общест­венные отношения
системное каче­ство индивида,
формирующееся в совместной деятельности
и обще­нии. Личность – определяемое
включенностью в общественные отношения
системное качество индивида, формирующееся
в совместной деятельности и общении.
Личность – это субъект познания и
активного преобразования материального
мира, общества и самого себя (Леонтьев).

Личность
и индивид.
В
понятии индивид воплощена родовая
принадлежность человека (строение тела
и мозга, создающее возможности и задатки
человека, то что дано человеку от
природы), то есть назвать человека
индивидом – это сказать, что он
потенциально человек со всеми только
ему присущими врожденными чертами.
Личность – это качество индивида
(единство личности и индивида), но они
не тождественны. Личность – это особое
качество приобретаемое индивидом в
обществе, в совокупности общественных
отношений, то есть это социальное
качество индивида. Может ли индивид не
быть личностью – да может – это ребенок.
Межличностные связи, формирующие
личность в коллективе, выступают в форме
субъект-субъектных связей (общение) и
субъект-объектных (общественная
деятельность). Индивид постепенно
включается в общественные связи также
присваивая себе при этом опыт человечества
сначала с позиции взрослого (воспитание
— процесс
приобщения к миру человеческой культуры),
а потом самостоятельно (самовоспитание).

Личность
и индивидуальность.

Личность каждого индивида наделена
только ей присущим сочетанием черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность.
Индивидуальность – это сочетание
психологических особенностей человека,
составляющих его своеобразие, его
отличие от других людей. Индивидуальность
проявляется в чертах темперамента,
характере, привычках, преобладающих
интересах, в качестве познавательных
процессов, в способностях, индивидуальном
стиле деятельности (определить).
Личность и индивидуальность также
образуют единство, но не тождество, так
как индивидуальные особенности могут
быть и не представлены в формах дятельности
и общении, существенно важных для группы,
в которую включен индивид. Если черты
индивидуальности не представлены в
межличностных отношениях (например,
привычки), то они оказываются не
существенными для оценки личности и не
получают условий для развития. Так,
например, ловкость и решительность,
будучи чертами индивидуальности
подростка, не выступают до этого времени
как характеристика его личности, пока
он не был включен в спортивную команду.
То есть индивидуальные особенности не
заявляют о себе (не приобретают личностный
смысл) и не развиваются, пока они не
станут необходимыми в системе межличностных
отношений человека.

ЧЕЛОВЕК
— существо, вопло­щающее высшую ступень
развития жизни, субъект общественно-исто­рической
деятельности. Ч. как субъект и продукт
трудовой дея­тельности в обществе
является си­стемой, в к-рой физическое
и пси­хическое, генетически обусловлен­ное
и прижизненно сформирован­ное,
природное и социальное обра­зуют
нерасторжимое единство. «…Сущность
человека, — писал К. Маркс,— не есть
абстракт, при­сущий отдельному
индивиду. В сво­ей действительности
она есть со­вокупность всех общественных
от­ношений» (Маркс
К., Энгельс Ф.
Соч.,
т. 42, с. 265). Ч. является предметом изучения
ряда наук: антропологии, социологии,
этногра­фии, педагогики, анатомии,
физио­логии и др. Психология изучает
в Ч. его психику
и
ее развитие (см. Со-циогенез),
его
индивидуально-пси­хологические
особенности (см. Ин­дивидуальность,
Личность), роли,
к-рые
он выполняет в социальной жизни,
деятельность
и
общение.
Практически
вся психология обра­щена к проблеме
Ч. как индивида,
включенного
в социальные связи, его развития в
процессах обучения и воспитания,
его
формирования в деятельности и общении,
прежде всего в трудовой деятельности.

ИНДИВИД
(от
лат. individu-um
— неделимое) — 1) Человек
как
единичное природное существо,
пред­ставитель вида Homo
sapiens,
про­дукт филогенетического и
онтогене­тического развития, единства
врож­денного и приобретенного (см.
Ге­нотип;
Фенотип),
носитель
индиви­дуально своеобразных черт
(задат­ки,
влечения
и
т. д.). 2) Отдельный представитель
человеческой общно­сти; выходящее за
рамки своей при­родной (биологической)
ограничен­ности социальное существо,
исполь­зующее орудия, знаки
и
через них овладевающее собственным
поведе­нием
и
психическими процессами (см. Высшие
психические функции; Сознание).
Оба
значения термина «И.» взаимосвязаны и
описывают человека в аспекте его
отдельности и обособленности. Наиболее
общие характеристики И.: целостность
психофизиологической организации;
устойчивость во взаимодействии с
окружающим миром; активность.
Признак
целостности указывает на системный
характер связей между многообразными
функциями и меха­низмами, реализующими
жизненные отношения И. Устойчивость
опреде­ляет собой сохранность основных
отношений И. к действительности,
предполагая вместе с тем сущест­вование
моментов пластичности, гиб­кости,
вариативности. Активность И., обеспечивая
его способность к самоизменению,
диалектически со­четает зависимость
от ситуации
с
преодолением
ее непосредственных воздействий.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
человек,
характеризуемый со стороны своих
социально значимых отличий от других
людей; своеобразие пси­хики
и
личности
индивида,
ее не­повторимость. И. проявляется в
чер­тах темперамента,
характера,
в
спе­цифике интересов, качеств
перцеп­тивных процессов (см. Восприятие)
и интеллекта,
потребностей
и спо­собностей индивида. Предпосылкой
формирования человеческой И. слу­жат
анатомо-физиологические за­датки,
к-рые преобразуются в про­цессе
воспитания,
имеющего
обще­ственно обусловленный характер,
порождая широкую вариативность проявлений
И.

Руководство для авторов — Личность и индивидуальные различия

перейти к содержанию

  • О Эльзевире

    • О нас

    • Elsevier Connect

    • Карьера

  • Продукты и решения

    • Решения НИОКР

    • Клинические решения

    • Платформы для исследований

    • Исследовательский интеллект

    • образование

    • Все решения

  • Сервисы

    • Авторы

    • редакторы

    • Рецензенты

    • Библиотекари

  • Магазин и Откройте для себя

    • Книги и журналы

    • Автор Интернет-магазин
      (Открывается в новом окне)

  • Поиск
    Поиск

.

Индивидуальные различия: типы, причины и роль

В этой статье мы обсудим: — 1. Определения индивидуальных различий 2. Типы индивидуальных различий 3. Причины индивидуальных различий 4. Роль индивидуальных различий в образовании.

Определения индивидуальных различий:

1. Древер Джеймс:

«Вариации или отклонения от среднего значения группы в отношении психических или физических характеристик, возникающие у отдельных членов группы, являются индивидуальные различия.»

2. Good, C.V .:

« Различия или отклонения между отдельными людьми связаны с отдельными характеристиками или рядом характеристик, тех различий, которые в своей совокупности отличают одного человека от другого ».

3. Скиннер, C.E .:

«Сегодня мы думаем, что индивидуальные различия включают любой измеримый аспект личности в целом».

4. Вудворт, Р.С. и Marquis, D.G .:

«Индивидуальные различия обнаруживаются во всех психологических характеристиках, физических умственных способностях, знаниях, привычках, личности и чертах характера.»

« Психология индивидуальных различий — это в основном изучение групповых различий. В этом исследовании люди классифицируются по возрасту, чертам характера, полу, расе, социальному классу и так далее, а также наблюдаются различия внутри этих групп и между ними. Физические, умственные, социальные и культурные различия и т. Д. Изучаются с учетом индивидуальных различий ». — John P.De Ceeceo

Возможно, первой задачей каждого учителя в классе должно быть знание и изучение индивидуальных различий между его учениками.Уже были признаны индивидуальные различия во внешности и телосложении, привычках и навыках, интересах и темпераменте, способностях и достижениях.

По словам Скиннера, «сегодня мы думаем об индивидуальных различиях как о включении любого измеримого аспекта личности в целом». Из этого определения индивидуальных различий становится ясно, что оно охватывает каждый аспект человеческой личности, который в некоторой степени поддается измерению.

Типы индивидуальных различий:

1.Физические различия:

Низкий или высокий рост, темная или светлая кожа, полнота, худоба или слабость — это различные физические индивидуальные различия.

2. Различия в интеллекте:

Существуют различия в уровне интеллекта у разных людей. Мы можем классифицировать людей от сверхнормальных (IQ выше 120) до идиотов (от 0 до 50 IQ) на основе их уровня интеллекта.

3. Различия в отношении:

Лица по-разному относятся к разным людям, объектам, учреждениям и властям.

4. Различия в достижениях:

В ходе тестов достижений было установлено, что люди различаются по своим способностям. Эти различия очень заметны при чтении, письме и изучении математики.

Эти различия в успеваемости заметны даже среди детей с одинаковым уровнем интеллекта. Эти различия объясняются различиями в различных факторах интеллекта и различиями в опыте, интересах и образовании.

5. Различия в двигательных способностях:

Есть различия в двигательных способностях. Эти различия видны в разном возрасте. Некоторые люди могут легко выполнять механические задачи, в то время как другие, даже находясь на том же уровне, испытывают большие трудности при выполнении этих задач.

6. Различия в зависимости от пола:

МакНемар и Терман на основе некоторых исследований обнаружили следующие различия между мужчинами и женщинами:

(i) У женщин лучше запоминают, а у мужчин — больше. двигательные способности.

(ii) У женщин лучший почерк, а у мужчин — по математике и логике.

(iii) Женщины демонстрируют большее мастерство в проведении сенсорных различий вкуса, осязания, запаха и т. Д., Тогда как мужчины демонстрируют большую реакцию и осознают иллюзию размера и веса.

(iv) Женщины лучше мужчин по языкам, а мужчины лучше по физике и химии.

(v) Женщины лучше мужчин рисуют в зеркале. Было обнаружено, что дефекты речи и т. Д. У мужчин в три раза больше таких дефектов у женщин.

(vi) Женщины более восприимчивы к внушениям, в то время как мужчин с дальтонизмом в три раза больше, чем женщин.

(vii) Девочки интересуются историями любви, сказками, рассказами о школе и доме, а также мечтают и показывают различные уровни в своей игре. С другой стороны, мальчики интересуются историями о храбрости, науке, войне, разведке, историями об играх и спорте, рассказами и играми о занятиях и мастерстве.

7. Расовые различия:

Существуют различные виды расовых различий.Различия в окружающей среде — нормальный фактор, вызывающий эти различия. Карл Бригам составил список на основе различий в уровне интеллекта людей, иммигрировавших в США из других стран.

На основе этих средних различий между расами невозможно рассчитать умственный возраст конкретного человека, поскольку эта разница зависит от окружающей среды.

8. Различия из-за национальности:

Люди разных национальностей различаются по физическим и умственным различиям, интересам, личным качествам и т. Д.«Русские высокие и полные»; «Цейлонцы короткие и стройные»; «У немцев нет чувства юмора»; «Желтые расы жестоки и мстительны»; «Американцы душевные и откровенные»; Индийцы робки и миролюбивы », и подобные наблюдения входят в наш общий разговор.

9. Различия, обусловленные экономическим положением:

Различия в интересах, склонностях и характере детей вызваны экономическими различиями.

10. Различия в интересах:

Такие факторы, как пол, семейный уровень развития, различия расы и национальности и т. Д., вызывают разногласия в интересах.

11. Эмоциональные различия:

Люди различаются по своим эмоциональным реакциям на ту или иную ситуацию. Некоторые раздражительны и агрессивны и очень скоро злятся. Есть и другие люди мирного характера, которые нелегко сердятся. Отдельная вещь может вызвать такую ​​ярость, что он может быть готов к самому ужасному преступлению, например, убийству, в то время как другой человек может только посмеяться над этим.

12. Личностные различия:

Есть различия в отношении личности.На основе различий в личности люди были разделены на множество групп.

Spranger, например, подразделяет личности на шесть типов:

(a) теоретический,

(b) экономический,

(c) эстетический,

(d) социальный,

(e) политический, и

(f) религиозные.

Юнг разделил людей на три группы:

(а) интроверты,

(б) экстраверты и

(в) амбиверты.

Троттор разделил людей на:

(а) устойчиво мыслящих и

(б) нестабильных.

Джордон подразделяет личности на:

(a) Активный и

(b) Отражающий тип.

Торндайк разделил людей на четыре категории на основе мышления:

(a) абстрактные мыслители,

(b) идейные мыслители,

(c) объектные мыслители и

(d) мыслители, в которых сенсорный опыт преобладает.

Терман разделил людей на девять классов в соответствии с их уровнем интеллекта:

(a) Genius,

(b) Почти гений

(c) Очень высокий,

(d) Superior,

( д) Средний,

(е) Обратный,

(ж) Слабовольный,

(h) Тупой и

(i) Идиот.

Это общепризнанный факт, что некоторые люди честны, другие нечестны, некоторые агрессивны, другие скромны, некоторые общительны, третьи любят побыть в одиночестве, одни критичны, а другие сочувствуют.Таким образом, мы видим, что различия в личности зависят от личностных качеств. Учитель должен помнить об этих различиях, давая образование ученикам.

Причины индивидуальных различий :

Некоторые из основных причин индивидуальных различий указаны ниже:

1. Наследственность:

Одной из наиболее значимых и основных причин индивидуальных различий является наследственность. , Люди наследуют различные физические черты, такие как лицо с его чертами, цвет глаз и волос, тип кожи, форму черепа и размер рук, дальтонизм, облысение, обрубок пальца и склонность к определенным заболеваниям, таким как рак и туберкулез, психические черты, такие как интеллект, абстрактное мышление, склонности и предрассудки.Теперь это общепризнанный факт, что различия в наследственности приводят к тому, что количество и скорость физического и умственного развития у разных и разных людей.

2. Окружающая среда:

Окружающая среда существенно влияет на индивидуальные различия. Изменения в окружающей среде ребенка отражаются в изменении его личности. С психологической точки зрения окружающая среда человека состоит из совокупности стимулов, которые он получает от зачатия до самой смерти.

Окружающая среда состоит из физических, интеллектуальных, социальных, моральных, политических, экономических и культурных сил. Все эти силы вызывают индивидуальные различия. Современные психологи считают, что индивидуальные различия вызваны как наследственностью, так и средой. Личность — это результат взаимодействия наследственности и окружающей среды.

3. Влияние касты, расы и нации:

Люди разных каст и рас обнаруживают очень заметные различия.Обычно видно, что у сына кшатрия больше храбрости, в то время как у сына торговца есть деловые качества.

Подобным образом люди разных национальностей демонстрируют различия в отношении своей личности, характера и умственных способностей. Это результат их географической, социальной и культурной среды. Многие исследования показали существование различий между американцами и неграми, китайцами и японцами, англичанами и индейцами.

4.Половые различия:

В развитии мальчиков и девочек наблюдаются различия в зависимости от пола. Физическое развитие девочки происходит на год-два раньше, чем у мальчиков. В возрасте от 11 до 14 лет девочки выше и тяжелее мальчиков. После 15 лет мальчики начинают побеждать.

Девочки добрые, ласковые, отзывчивые и нежные, а мальчики смелые, жесткие, холерики, работоспособные и компетентные.

5. Возраст и интеллект:

Физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие обусловлено возрастом.Многие люди отличаются друг от друга из-за разницы в интеллекте. Лица с интеллектом и умственным возрастом ниже среднего сталкиваются с большими трудностями в обучении, а средние умные люди могут учиться быстро.

6. Темперамент и эмоциональная устойчивость:

Некоторые люди по темпераменту активны и быстры, а другие пассивны и медлительны, одни юмористичны, а другие вспыльчивы. На эмоциональную устойчивость человека по-разному влияют физические, психические факторы и факторы окружающей среды.Различия в эмоциональной устойчивости вызывают индивидуальные различия.

7. Прочие причины:

Интересы, склонности, достижения, чувства, характер, образование и домашнее происхождение приводят к индивидуальным различиям.

8. Экономическое положение и образование:

Индивидуальные различия обусловлены экономическим положением родителей и образованием детей. У детей двух экономических классов не может быть сходства и равенства.

Роль индивидуальных различий в образовании :

O

.

Личность и индивидуальные различия — Курсовая работа

Похожие документы