И старших и младших: В чём разница между старшим и младшим ребенком

Содержание

В чём разница между старшим и младшим ребенком


К аждый раз в ожидании ребёнка задумываешься, каким будет характер у малыша. Сейчас я в ожидании третьего и переживаю об этом. Мои старшие дети очень разные. Расскажу про различия между старшим и младшим сыновьями.

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Старший ребёнок


Старший ребёнок всегда занимает особенное место для родителей. Именно он впервые сделал их родителями, с ним они ощутили первые родительские чувства. Но с появлением следующего ребёнка старшим зачастую достаётся меньше благ и внимания. Часто бывает так, что родители на старшего взваливают непосильный груз ответственности, повторяя: «Ты должен уступать», «Он маленький, а ты уже большой», хотя разница между детьми может составлять чуть больше года.


На самом деле, старший ничего не должен, и он такой же любимый сын или дочь, как и другие дети в семье. Воспитывая детей, всегда важно помнить, что старшие дети вынуждены заботиться о младшем, однако не стоит приносить в жертву их детство. Он тоже должен играть, бегать с ребятами и не быть привязанным к коляске брата или сестры.

Наши принципы воспитания детей:

  1. В семье главный – это ПАПА. Мы должны слушать его. Папино слово для нас – закон.
  2. Именно папа говорит сыну: слушай маму, помогай маме, позаботься о брате.
  3. Уважение к окружающим: уступать старшим место, слушать их, не мусорить, убирать за собой.


Главное для меня – уделить старшему достаточно внимания, чаще обнимать, стараться не грузить ответственностью. Думаю, всему своё время. Сейчас у старшего сына основное занятие – игра, во время игры он познаёт мир, учится общению, сочувствию, дружбе и другим важным качествам.

Младший ребёнок


Младший ребёнок в семье всегда остаётся младшим, согласны? Обычно они самые милые для всех и поэтому часто избалованные. Такие дети часто становятся «жертвами» воспитания. Бабушки и дедушки предъявляют на ребёнка особые права, и в семье устанавливается такой порядок, что родители не имеют права их ругать. Зато чадо может не соглашаться и не слушаться старших. Любящие бабушки и дедушки сильно балуют их, делают всё, что скажет внук или внучка. В итоге дети растут неуступчивыми и капризными.


Часто вместо бабушек и дедушек выступают другие родные: тетя, дядя или сам родитель, который, жалея ребёнка, балует его безгранично. Нашего младшего зовут Мустафа, и скоро он будет иметь новый статус: у него появится младший брат. Он уже знает об этом, но ещё не представляет, каково это.

Наш Мустафа – как сын для дедушки. Особенно это видно, когда я повышаю на него голос, тогда он ищет спасения у дедушки. С самого рождения дедушка носил Мустафу на руках, катал его в коляске и очень заботился о младшем внуке. Даже когда он спит днём, дед оберегает его сон. Я спокойно могу оставлять сына с ним, зная, что он в надёжных и заботливых руках.


Такой он, наш балованный, немного капризный малыш. А ещё он эгоист, до сих пор не умеет делить свои вещи с братом. Нелегко ему будет с потерей роли самого младшего сына в семье. Но придётся смириться.

Между первым и вторым ребёнком у нас разница 2 года и 3 месяца. Когда я была беременна второй раз, думала, что сын ещё мал, ещё не понимает. Теперь-то я знаю, что совершила ошибку. В итоге, когда он пришёл в роддом с отцом, не понимал ничего, был в шоке и обижен на меня. А когда были уже дома, я постаралась много времени уделить ему, но не всегда получалось, и он начал ревновать меня к малышу. Так продолжалось две или три недели, пока я не поговорила с ним.


Сейчас всё по-другому: как только был виден мой животик, старший сын спросил: «Почему у тебя живот такой большой?». Я ответила: «Там маленький малыш, твой младший брат или сестрёнка». Он был очень рад, и теперь у него привычка гладить мой животик и разговаривать с ним.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

А какие различия между старшим и младшим замечали вы? Поделитесь в комментариях!

5 запрещенных приемов в воспитании – Семья и дети – Домашний

Старший и младшийНаверняка многие выросшие старшие дети помнят, как их под угрозой наказания оставляли присматривать за младшим братом или сестрой, ругали, если те падали и набивали шишки, пресекали справедливые жалобы и возмущения словами «Он же маленький! Уступи ему!».

В то же время, младшие могут «предъявить», что донашивали вещи старших, сидели дома, когда те ходили на вечеринки и в клубы, и постоянно были объектом сравнения с ними. И горе младшим, если они были в чем-то на них не похожи в «отрицательную» сторону – хуже учились, больше баловались и меньше слушались родителей.

Хорошо, если такие обиды вспоминаются с улыбкой или легкой грустью. Но часто подобные «приветы» из детства достаточно сильно отравляют жизнь уже взрослым людям. Мужчина каждый месяц покупает себе новые брюки, потому что был четвертым ребенком в семье. Старшая сестра всю жизнь буквально пашет для младших, забывая о себе, несмотря на то, что «младшим» уже по 35 лет. Кто-то помнит, как ему не купили роликовые коньки, потратив отложенные деньги на игрушку для младшего брата, а другой как ненавидел старшего брат только за то, что того постоянно ставили в пример, как более умелого и самостоятельного среди них.

Воспитывать в одинаковых условиях старшего и младшего ребенка не просто сложно, это невозможно потому, что старший навсегда останется страшим, а младший младшим. В психологии много написано про то, как воспринимается детьми их порядок рождения в семье, как зависит от этого восприятие мира и самого себя, как происходит становление личности ребенка.

Но если от психологии никуда не денешься, и изменить порядок рождения каждого ребенка родители не могут, то им вполне по силам сделать так, чтобы описанных выше ситуаций было как можно меньше. Для этого нужно стараться избегать следующих родительских приемов воспитания.

1. Покупать младшему ребенку как можно меньше новой одежды.

Конечно, если от старшего осталось много вещей, выкидывать или отдавать их жалко, тем более, если дети одного пола и младший до них пока не дорос.  Для семейного бюджета эта хорошая экономия денежных средств, а вот для младшего ребенка отрицание его права на самобытность, отдельность от старшего ребенка.

Исключением может быть та ситуация, когда младший сам хочет что-то такое, как у старшего.

2. Водить младшего на те же занятия, что и старшего: все рано идут в одну сторону, так хоть будет под присмотром.

В этой ситуации точно так же отрицается право младшего ребенка на отдельность. На другие интересы, занятия и увлечения. Конечно, удобно, когда два ребенка идут в одну секцию и приглядывают друг за другом, но не всегда это полезно для развития самих детей.

3. Сравнивать старшего с младшим, нагружая его обязанностью «быть как старший брат».

Это, пожалуй, самое сложное, но самое важное. Разумеется, имея опыт воспитания одного ребенка, сложно удержаться от сравнения его с другим. В таком случае, сравнивайте детей хотя бы про себя. Младшему вовсе не обязательно знать, что старший в его возрасте уже сам прибирал игрушки, красиво рисовал солнышко или даже ходил в магазин за хлебом.

Олеся Гаранина

педагог-психолог

Сравнивая детей между собой вы, особенно если это сравнение не в пользу одного из детей, делаете две ошибки – загоняете сравниваемого в угол, развивая ненависть к брату/сестре, и лишаете себя возможности приобрести новый опыт воспитания. Кто сказал, что так, как было со страшим – правильно и верно?

Сравнивать нужно, чтобы похвалить одного, не принижая другого и не формируя в нем чувство зависти и неполноценности.

Например: «Смотри, как Володя нарисовал! Молодец у нас старший братик?!», «Как здорово Оксана танцевала, да, Коля? Какая сестренка у тебя умница», вместо фраз — «Смотри, как Володя нарисовал, не то, что ты», «Как здорово, Оксана танцевала. Может, ты тоже так будешь/хочешь?!»

4. «Взрослеть» старшего, обесценивая его чувства и желания: «Ты старше, будь умней; уступи ему, он же маленький и вообще, хоть ты веди себя нормально».

5. Нагружать ответственностью за младшего: «Если с ним что-то случится, ты виноват».

Старший ребенок, будь ему 3 года или 8 на момент рождения младшего, не перестал быть вашим ребенком тоже. И продолжает нуждаться в вашей любви, а вовсе не в том, чтобы резко стать еще одним «родителем» для малыша. В такой ситуации чувство любви, скорее уступит место раздражению и злости. Лучше посильно привлекайте его к уходу за младенцем, рассказывайте и показывайте какой тот маленький и беспомощный. А младшего приучайте к тому, что старшего брата или сестру нужно уважать и слушаться, не мешать ему заниматься, и не брать без спроса карандаши с его стола.

Помните, что два ребенка – это не два противоположных лагеря, которые нужно привести к общему знаменателю, а два источника любви и радости для родителей, две личности, каждую из которых нужно отправить в жизнь своей дорогой!

Когда в семье есть старший и младший ребенок

Содержание:

Как дерево развивается на просторе поля или в защищенной долине иначе, чем в заросшем лесу, так старший и младший из детей оказываются каждый в своей особой жизненной ситуации, характеризующейся сочетанием социальных, психологических, биологических и других факторов развития. Поэтому положение старшего и младшего ребенка в двудетном семейном коллективе — это два разных жизненных сценария, в каждом из которых есть свои «плюсы»и «болевые точки». Как утверждают специалисты, если между взрослыми сестрами и братьями «сквозит холодок», это, как правило, в восьми из десяти случаях отголоски детских сражений и ошибок родительского отношения к детям.

Старший и младший ребенок

«Место под солнцем» старшего ребенка

Старший ребенок, наслаждаясь с рождения в одиночку родительской любовью, вниманием и заботой, с появлением сестры или брата сталкивается с травмирующим опытом «свержения с престола», теряет все преимущества положения единственного. Согласно проведенному за рубежом обширному статистическому исследованию жизненных путей старших и младших детей, больше всего знаменитостей оказалось среди первенцев — 64% против 46%. Причины объясняются психологическими факторами: старший, отстаивая свое «место под солнцем», в связи с появившимся «конкурентом», вынужден брать социально значимые жизненные цели.

Объективная необходимость старших общаться с младшими, чувствовать себя в ответе за них позволяет старшим детям активно приобретать новые жизненные навыки, благодаря которым они становятся социально более активными и успешными. Первенец далеко не сразу и не всегда легко адаптируется к изменившейся ситуации в семье с рождением второго ребенка, зачастую это серьезная стрессовая ситуация. Поэтому разумно поступают те родители, которые целенаправленно готовят первенца к появлению в семье новорожденного: доступно рассказывают и даже проигрывают с ребенком возможные изменения в семье, а в первое время ухода за малышом преданно сохраняют привычные для первенца ритуалы родительского внимания, чтобы тот не усомнился в своей прежней ценности и значимости для родителей.

Трудности в жизни младшего ребенка

Второй ребенок более уверен в постоянстве эмоционального отношения родителей к себе и растет, как правило, более оптимистичным и менее тревожным. К тому же младший появляется в семье в более спокойной обстановке, родители уже более уверены, последовательны и опытны в воспитании второго ребенка. Правда, сегодня специалисты отмечают, что среди младших уже гораздо меньше «любимчиков», и вторым родители уделяют меньше внимания. И все же младший ребенок дольше, чем старший, испытывает к себе снисходительное отношение взрослых, и продолжительное время остается в роли малыша. Снисходительность приводит к тому, что он мало включается в обычную повседневную жизнь семьи: «Ты еще маленький. Тебе это не по силам, еще успеешь». Старший ребенок для младшего — лидер и вожак, на него младший вольно и невольно равняется.

Определенные трудности в жизни второго ребенка и, как следствие, ряд психологических проблем в его развитии могут быть связаны с тем объективным фактом, что первенца трудно «догнать» в умениях и затмить. Иногда родители осознанно и непреднамеренно сами «подогревают» конкуренцию между детьми, казалось бы, безобидными фразами: «Я знаю, что ты можешь сделать это так же хорошо, как и твой брат (сестра)». На самом деле подобные родительские высказывания не столько несут в себе поддержку и поощрение для ребенка, сколько скрытое «приглашение» к конкуренции. Стоит ли удивляться, что вторые дети начинают болезненно переживать поражения, что отражается на их личностных особенностях. Когда младший и не может победить, ребенок даже может терять мотивацию к проявлению таких качеств как смелость, упорство, целеустремленность, энергичность, инициативность и т.п. Не случайно статистически у младших детей чаще наблюдаются иждивенческая позиция, безответственное отношение к своим обязанностям, эгоистичность характера, больше выражено желание конкурировать.

В целом, специалисты считают, что рождение второго ребенка в семье выступает фактором улучшения внутрисемейной обстановки, уменьшения супружеских разногласий. Вместе с тем, с появлением второго ребенка источником стресса для родителей становится соперничество между детьми.

Известный автор популярной книги «Семья глазами ребенка» Г.Т.Хоментаускас описывает три стратегии поведения младшего ребенка в двухдетной семье в случаях, когда родителям по разным причинам не удается выработать адекватные требования к каждому, без явного предпочтения кого-либо из них. Первая стратегия поведения — «Я буду ценен и любим, если превзойду старшего и все средства хороши для достижения этой цели» — направлена на конкуренцию с братом (сестрой). Вторая стратегия направлена против родительских ограничений — «Я заставлю вас считаться со мной таким, какой я есть». Третью стратегию автор считает наиболее эмоционально травмирующей — «Разве вы не видите, какой я никчемный, так оставьте меня в покое» — второй ребенок следует стратегии оставаться в «тени» старшего.

Мудрые правила семейного порядка

Вряд ли существуют универсальные рецепты воспитания, чтобы младший не подвергался нападкам со стороны старшего, а первенец — манипуляциям младшего (ябедничеству или хвастовству, например). Рискнем выделить несколько проверенных временем мудрых правил семейного порядка, когда детей двое:

  • первый ребенок обладает приоритетом перед вторым;
  • каждый ребенок знает, в чем его индивидуальность и чувствует свою ценность и уникальность для обоих родителей;
  • любовь к одному ребенку не должна уменьшать любви к другому;
  • вовлечение детей в сотрудничество друг с другом многократно важнее поощрения соперничества и конкуренции между старшим и младшим.

Предлагаем поразмышлять над удачностью воспитательных шагов родителей на примере следующих мини-историй из практики семейного воспитания двух детей. Одобряете ли вы действия родителей? Что бы вы посоветовали родителям, когда детей в семье двое?

Ситуация 1. Младший в очередной раз повздорил со старшим.

— Ты играешь нечестно, — кричит Никита на своего старшего брата.

— А ты — маменькин сынок. Я старше тебя, и не спорь со мной! — парировал ему старший. Дети начали осыпать друг друга обвинениями. Мать не стала ждать, пока дети «дойдут до точки», зашла в комнату и, не говоря ни слова, обняла младшего сына за плечи. Сын почувствовав поддержку матери, сказал брату: «Лучше я буду играть сам с собой». И ушел в другую комнату. Очень скоро страсти улеглись, и Никита вновь играл со старшим братом, как будто ничего не произошло.

Ситуация 2. Когда в семье появился братик, Лена (3 г.) его дружелюбно встретила. Несмотря на небольшой возраст, она уже хорошо разговаривала, была веселой и подвижной; любила, когда родители включались в ее игры. Лене нравилось обращать на себя внимание матери и отца, она старалась всегда быть на виду. С появлением в семье братика отец часто в присутствии девочки хвалился друзьям, что, наконец, у них родился сын; мать постоянно была занята новорожденным. Постепенно в поведении девочки стали появляться агрессивные выпады против малыша. Однажды мать наблюдала за тем, как Лена отняла у братика соску и кинула ее на пол. За это мать ее наказала. Девочка становилась все более плаксивой и раздражительной.

Ситуация 3. Мать попросила старшую дочь 7,5 лет приглядеть в комнате за младшим братом, пока она занята на кухне. Через некоторое время раздался пронзительный крик малыша. Встревоженная мать влетела в комнату.

Дочь: «Он сам… Наступил на кубик и упал. Я не виновата!»

Мать: «Даже в таких пустяках на тебя нельзя положиться!»

Соперничество между детьми

Ситуация 4. Мать приходит в ужас при виде сына, который бьет своего младшего брата.

— Прекрати сейчас же… Если ты не перестанешь, я тебя накажу. Сын как будто не слышит. Чтобы остановить схватку между детьми, мать оттаскивает старшего от младшего. Старший мальчик хнычет.

Мать говорит старшему: «Я ничего тебе не сделала! Прекрати немедленно плакать! Не реви, я сказала!»

Резюме. Распространенная ошибка в воспитании старшего и младшего в семье — попытка решать все возникающие между детьми споры и разногласия за них самих и думать, что все трудности с возрастом исчезнут. Детям важно видеть, что родители уверены в их способности находить мирное решение возникающих разногласий. В этом случае дети с большей вероятностью будут брать на себя ответственность за регулирование своих отношений друг с другом. Нередко дети привлекают внимание взрослых ссорой, чтобы лишний раз убедиться в собственной ценности для родителей, когда те принимают чью-то сторону. Поэтому невмешательство — подходящий прием в ситуациях детских ссор, если, конечно, жизни и здоровью детей ничто не угрожает. Нередко дети, выплеснув наружу эмоции, продолжают спокойно играть. Постоянная апелляция к старшинству («ты старше, уступи») только закрепляет нездоровые отношения между детьми вместо усвоения правила «в том, что произошло, ответственны мы оба».

Неразумно винить старшего ребенка в неприятностях младшего, это не добавляет симпатии старшего к младшему и отбивает охоту возиться с ним. Не следует унижать старшего ребенка в глазах младшего. В ответ старший, по закону бумеранга, может начать прямо или косвенно унижать младшего. Кому не приходилось ловить на себе ревностный недоверчивый взгляд своего первенца в момент ласковых забав с малышом? Однако для старшего услышать в такой ситуации нежные ласковые слова еще важнее, чем для малыша. Например: «Вот спасибо, что помог братику фартук подвязать, что бы я без тебя делала, помощник ты мой верный!» Родительская нежность и благодарность первенцу способны победить ревностные чувства старшего ребенка, тогда тревога и недоверие получают выход. Не случайно, есть данные, что старшим детям, более чем вторым, свойственна тревожность, которая не покидает их и во взрослой жизни.

Не следует бросаться разбирать конфликт старшего с младшим, когда они оба расстроены, когда кто-то из них потерпел неудачу, обиделся на другого. Покажите, что вы слышите ребенка и знаете о том, что он чувствует и хочет.

Братство детей — это выражение единства, один из видов нерасторжимых человеческих уз. В детские годы это ценное приобретение ребенок может получить только из рук мудрых родителей.

Елена Павловна Арнаутова,
канд. пед. наук,
социальный педагог, заместитель директора
Центра
«Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, г. Москва

Статья предоставлена журналом «Игра и дети»
Игра и дети

старшие и младшие. Родители и дети

Помните известный сказочный сюжет, как к царевне по очереди сватаются три брата, как проходят они различные испытания для того, чтобы один из них оказался счастливым мужем красавицы, а заодно – и унаследовал полцарства?

Сказочные красавицы в такой ситуации обычно предпочитают младшего из братьев, который на первый взгляд, всем казался дурачком. А как дело обстоит в жизни? Влияет ли порядок рождения на семейную жизнь, характер, взаимоотношения? Американский психолог Р.У. Ричардсон составил свою классификацию типичных братьев и сестер.

Кто первый?

Еще дедушка Фрейд когда-то заметил, что «позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни». Известно, например, что старшие дети в семье чаще принимают роль лидера, они ориентированы на достижения. Младшие же более коммуникативны, им легче приспособиться к различным жизненным ситуациям. По правилам комбинаторики, позиций не так уж много.

Старший ребенок может быть: старшим братом братьев, старшим братом сестер, старшой сестрой сестер, старшой сестрой братьев. Аналогичные функции – у младшего ребенка. Существует еще позиция среднего ребенка, единственного и близнецов.

Однако, когда у детей большая разница в возрасте (более 5-6 лет), то каждый из них приближается по своим характеристикам к единственному ребенку. Например, если в семье родилась девочка, а еще через восемь лет – мальчик, то характер девочки будет ближе к «единственной дочери в семье», однако в нем будут присутствовать черты «старшей сестры братьев».

Хотим подчеркнуть, что это описание – вероятностное. Т.е., обычно люди бывают именно такими, но они не должны во всем полностью соответствовать тем или иным характеристикам. И посему задача этого описания – помочь разобраться, почему мы такие, и чем остальные члены семьи на нас не похожи. При прочих равных условиях некоторые пары лучше уживаются друг с другом только потому, что их ролевые позиции удачно дополняют друг друга. Например, младшая сестра братьев обычно стремится к старшему брату сестер, им вместе наиболее комфортно. Они знают, как им следует вести себя друг с другом, нередко уже при первой встрече у них возникает ощущение, что они уже давно знакомы друг с другом: ведь они попадают в привычную ситуацию.

Более сложные взаимоотношения сложатся у старшей сестры сестер и старшего брата братьев. Они оба привыкли быть старшими, обладать непререкаемым авторитетом, и никто из них не имел опыта отношений «на равных». Конфликты на тему «кто в доме хозяин?» неизбежны. Но, зная об этом, такие конфликты легче контролировать.

Старшие дети

Старший ребенок, как правило, во многом похож на родителя – этакий маленький папа или маленькая мама. Они нередко и берут на себя функции воспитателя, принимают ответственность и стремятся к лидерству. Больше половины президентов США были старшими сыновьями, 21 из 23 американских астронавтов были первыми или единственными сыновьями в семье. Старшие ориентирован на высокие достижения, вплоть до маниакальности (Гитлер, к примеру, тоже был старшим ребенком в семье).

Для развития личности старшего ребенка имеет значение, кто родился после него – братья, сестры или те и другие. Например, если у мальчика есть младший брат и сестра, то в его характере будут сочетаться черты старшего брата братьев и старшего брата сестер.

Старшая сестра сестер

Обычно это яркая, сильная и независимая личность, которая способна проявить заботу и о себе, и о других. По любому поводу у нее есть свое мнение, и она с трудом принимает помощь и советы других людей. Чем больше у нее сестер, тем меньше у нее шансов на удачный брак: она стремится устраивать сначала чужую жизнь, так что на свою собственную порой ни времени, ни сил не остается.

Идеальный партнер: младший брат сестер, привыкший находиться рядом с сильной женщиной. Может признать ее лидерство и младший брат братьев, а также единственный сын, который не настроен на равноправное общение и воспринимает ее в роли матери.

Сложные взаимоотношения: со старшим братом братьев. Оба стремятся к лидерству и постоянно делят власть.

Лучшие подруги: обычно это младшие и средние сестры. Со старшей сестрой они наверняка найдут много общего, но это лишь до того момента, пока им нечего будет делить.

Старшая сестра братьев

Мужчина для нее – это «любимая игрушка». Она способна пожертвовать собственной работой, чтобы позаботиться о муже. Такая жена нередко заменяет мужчине мать – настолько, что собственно супружеские отношения отходят на второй план.

Идеальный партнер: младший брат сестер. Все довольны: ей есть, кого воспитывать, ему есть на кого возложить ответственность.

Сложные взаимоотношения: со старшим братом братьев. Кстати, когда в такой семье появляются дети, они нередко снимают напряжение в супружеской борьбе за лидерство. Ведь обоим родителям нравится, когда есть младшие.

Лучшие подруги: как и в предыдущем случае, это младшие и средние сестры. Неплохо складываются отношения и с единственными дочерьми.

Старший брат братьев

Из таких мальчиков обычно получаются шефы, политические деятели, астронавты и даже президенты. Им нравится быть первым во всем, к своей персоне они обычно относятся очень педантично и всячески стремятся к совершенству. Обычно старший брат бывает успешным, но очень редко «открывает душу». Много ожидает от жены – гораздо больше, чем получает в реальности.

Идеальный партнер: младшая сестра братьев, которые были для нее авторитетом.

Сложные взаимоотношения: со старшей сестрой сестер. Возможны сексуальные конфликты и постоянная борьба за власть.

Старший брат сестер

По сравнению со старшим братом братьев, с этим типом мужчины гораздо легче общаться, обычно он очень предупредителен с женщинами и внимателен к ним. С мужчинами он тоже неплохо ладит, но все-таки в мужской компании он чувствует себя менее комфортно. Любит быть лидером, но не авторитарен.

Идеальный партнер: младшая сестра братьев. Она создает в их общении именно такие ситуации, к которым он привык.

Сложные взаимоотношения: со старшей сестрой сестер. Причина все также – конфликты из-за лидерства. Однако привычка постоянно общаться с женщинами, возможно, сгладит эти сложности.

Младшие дети

Рядом с младшим ребенком всегда находился кто-то старший и мудрый, который брал на себя заботу о нем. Поэтому у младших детей часто возникают сложности с самодисциплиной, им труднее принять решение. Это отношение к жизни младшие дети переносят и на семейную жизнь. Им хочется, чтобы супруг решили за него те или иные проблемы. Однако возможна и другая крайность: устав от постоянной опеки, младший ребенок становится «бунтарем». В этом случае он отвергает любую помощь, стремится разрушить «старый мир» любым, даже авантюрным способом. Кстати, авантюристов среди младших детей тоже немало.

И все-таки младший ребенок в семье чаще бывает ведомым, чем ведущим, даже если он бунтует против правил.

Младшая сестра сестер

Обычно это легкомысленная, веселая женщина, что не мешает ей порой быть капризной или неорганизованной. В любом возрасте она обожает приключения. Ей очень нравится подчеркивать свою женскую роль – в отношениях и с мужчинами, и с сестрами (например, она может «утереть им нос», раньше всех выйдя замуж, как это сделала Лидия, героиня романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение»).

Идеальный партнер: старший брат сестер. Он легко справляется с ней, поскольку насквозь видит ее хитрости.

Сложные взаимоотношения: с младшим братом братьев. Ни один из них не хочет брать на себя ведущую роль, и при этом у каждого партнера было в детстве мало опыта общения с противоположным полом. Чем больше у такой женщины сестер (или чем теснее они связаны), тем больше она тянется к подругам, чем к мужчинам, хотя при этом стремится быть привлекательной.

Лучшие подруги: старшие сестры сестер

Младшая сестра братьев

В семье такая девочка занимает особое положение, и ей нравится сохранять его в течение всей жизни. Это, как правило, оптимистичная, симпатичная и увлекающаяся женщина. Характер у нее бывает самым разным: порой она бывает этакой «пацанкой»-сорванцом, порой слишком покорной, а иногда – слишком эгоистичной. Но главное – она чувствует себя среди мужчин комфортно и безопасно.

Идеальный партнер: старший брат сестер. Оба они хорошо знают, как вести себя с противоположным полом, и при этом удачно дополняют друг друга.

Сложные взаимоотношения: с младшим братом братьев. Как и в предыдущем случае, оба партнера надеются на то, что другой будет о них заботиться.

Лучшие подруги: как ни странно, обычно это мужчины (приятели или наставники). Женщины часто относятся к младшей сестре братьев с ревностью.

Младший брат братьев

Непредсказуем, не любит долгосрочных планов, живет под влиянием своих мгновенных желаний. Если дела складываются плохо, он обычно просто уходит, потому что не любит потерь. Вещи привык получать легко и часто, поэтому нередко становится транжирой. Общителен, но женщин ему понять трудно.

Идеальный партнер: старшая сестра братьев, особенно если она похожа на его мать. Он готов согласиться с ее контролем, правда, у него должна оставаться хотя бы иллюзия свободы.

Сложные взаимоотношения: с младшей сестрой сестер. Никто из этой пары не хочет брать на себя ответственность за детей и домашнее хозяйство.

Младший брат сестер

Такой мужчина обычно всю свою жизнь находится под женской опекой. Всеобщий любимец и баловень (нередко родители считают, что в семье должен быть хотя бы один «наследник», и продолжают попытки до тех пор, пока этот наследник, наконец, не появится, как, например, Мафиози в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»). Благодаря своей особой позиции, «наследнику престола» обычно не нужно много трудиться, чтобы выделиться. В полной мере его таланты проявляются, когда рядом есть женщина, взявшая на себя заботу о нем.

Идеальный партнер: старшая сестра братьев. Она как раз с удовольствием берет на себя заботу о «великом человеке», независимо от степени его «величия».

Сложные взаимоотношения: с младшей сестрой сестер. Оба партнера боятся ответственности за детей, поэтому такие пары нередко остаются бездетными.

Средние дети

Этот тип описать сложнее всего. Ведь эти дети одновременно являются и старшими, и младшими, поэтому типологические черты могут переплетаться в их характере самым причудливым образом. Он соревнуется всю жизнь – со старшим, более умелым и сильным, и с младшим, беспомощным и более зависимым. Средний ребенок лишен прав старшего и привилегий младшего, он особенно чувствителен к несправедливостям жизни. Однако именно средние дети лучше всего приспосабливаются в обществе, они обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся к дружеским взаимоотношениям. Из средних детей часто получаются отличные дипломаты, секретари, парикмахеры.

Если по возрасту средний ребенок ближе к старшему, он будет больше похож на старшего. И наоборот – чем ближе к младшему, тем больше они похожи.

Единственный ребенок

Такой ребенок одновременно является и самым старшим, и самым младшим. У него достаточно высокая самооценка, и он довольно много требует от жизни. Обычно единственный ребенок удачлив, по большинству тестов на проверку знаний и «логических способностей» он имеет самые высокие показатели.

Но при этом он не привык к тесному общению с другими детьми и часто просто не знает, как вести себя в близких отношениях.

Единственный сын

Как правило, это любимец родителей, предмет их гордости и обожания. Если остальной мир относится к нему с таким же восторгом, он воспринимает это как должное, если же окружающие воспринимают его иначе, для него это величайшая несправедливость. Наедине с самим собой он чувствует себя наиболее комфортно.

У единственного сына часто бывает несколько браков – привыкнув к родительской заботе, он пытается найти такую жену, которая облегчила бы ему жизнь, ничего не требуя взамен.

Идеальный партнер: старшая сестра братьев. Однако ей придется смириться с тем, что всю жизнь она будет для мужа скорее матерью, чем женой.

Сложные взаимоотношения: с единственной дочерью. Оба они не привыкли к близким и при этом равным отношениям, оба хотят оказаться в роли ребенка.

Единственная дочь

Одновременно слишком взросла и слишком ребячлива. Во многом похожа на единственного сына, поэтому ей трудно с ним ужиться.

Идеальный партнер: старший брат сестер (если она по типу ближе к младшей дочери) или младший брат сестер (если она сильна и авторитарна).

Сложные взаимоотношения: с единственным сыном. Впрочем, многие конфликты сглаживаются, если пара имеет общее увлечение или профессию. Часто по взаимному согласию они решают не иметь детей.

Лучшие подруги: старшие или младшие сестры сестер. Единственная дочь обычно сильнее, чем единственный сын стремится к общению.

Близнецы

Если в семье нет других детей, то близнецы объединяют в себе черты младших и старших детей. Однако, если родители подчеркивают, что один из них родился раньше другого, то этот близнец может взять на себя функции старшего и общаться с другим, как с младшим.

Близнецы меньше всего стремятся завоевать внимание учителя. Братья, сестры или одноклассники очень мало влияют на них, ведь близнецы изначально являются маленькой командой. Обычно близнецы бывают необычайно близки друг к другу, поэтому им трудно разлучиться даже для устройства своей личной жизни.

Разумеется, мы ни в коей мере не призываем вас менять партнера лишь потому, что он вам не подошел «порядком рождения»! Мы предлагаем лишь по-новому взглянуть на ваши взаимоотношения и понять, почему они складываются так, а не иначе.

Инесса Смык

Старший, средний, младший: как на ребенка влияет порядок его появления в семье — Статьи — Семья

Журнал The Reader’s Digest собрал мнения экспертов и результаты недавних научных исследований, посвященных этой теме.

Кадр из фильма «Лемони Сникет: 33 несчастья»

1. Старшие дети – прирожденные лидеры

«Первенцы, пока на свет не появились младшие дети, получают максимум родительского внимания, – объясняет детский и семейный психолог Мэри Уоллас. – Это позволяет им вырасти уверенными в себе, сильными личностями».

Первенцы часто занимают лидерские позиции, они любят, чтобы все придерживались правил и заведенного порядка, и очень упорны в достижении поставленных целей. Не стоит также забывать, что родители часто просят старших детей помочь им присматривать за младшими и поручают им домашние дела. Это тоже развивает чувство ответственности и укрепляет лидерские качества.

2. Старшие дети – самые умные

Множество исследований, включая самое недавнее (его результаты были опубликованы в 2017 году в журнале Journal of Human Resources) демонстрируют, что у первенцев в среднем более высокий IQ, чем у следующих по старшинству детей.

У родителей больше возможностей стимулировать развитие интеллекта старших детей.

У пап и мам просто больше времени и сил, чтобы поговорить с одним ребенком, почитать ему, что-то объяснить. «У первенцев обычно более широкий набор слов, они рано учатся думать, как взрослые, поэтому они так ответственны», — объясняет психолог из Университета штата Джорджия и ведущий специалист по этому вопросу Линда Кэмпбелл.

Однако у такого дополнительного родительского внимания есть и обратная сторона – от старших детей требуют больше, чем от младших, и они ощущают это давление. «Первенцы могут стать перфекционистами, их может снедать беспокойство, что, если они с чем-то не справляются, их не будут ценить и любить», – пояснила Уоллас.

3. Старшие дети подвержены пищевым аллергиям и сенной лихорадке

Одно из самых вероятных объяснений этого феномена – родители слишком тщательно защищают первенцев от микробов. В то время как младшие дети с рождения сталкиваются с вирусами и бактериями, которые приносят из школы или детского сада старшие.

Кроме того, к моменту рождения младших родители уже более расслабленно и спокойно относятся к грязи, и не бросаются каждый раз дезинфицировать упавшую на пол или на землю соску, как это было с первенцем. Вот почему их иммунная система развивается нормально и риск аномальных реакций на продукты, пыльцу или другие аллергены ниже.

4. Средним детям приходится быть креативными

Обычно родители слишком заняты проблемами старшего ребенка и заботой о младшем ребенке, поэтому средний часто оказывается вне сферы родительского внимания и чувствует себя потерянным. Он, с одной стороны, идет по стопам старшего, а с другой – не понимает, кто он такой на самом деле, то есть испытывает проблемы с самоидентификацией.

Среднему ребенку приходится искать свою нишу, пытаться привлечь к себе внимание, и это пробуждает его креативность. Кроме того, на него не так давят родительские ожидания, как на старшего. Вот почему среди художников, артистов и рок-музыкантов много средних детей.

Кадр из фильма «Лемони Сникет: 33 несчастья»

5. Средние дети – хорошие дипломаты

Ведь им часто приходится улаживать ссоры между старшими и младшими братьями и сестрами. «Средние дети знают, как обращаться с людьми, искать компромиссы, налаживать отношения, разрешать конфликты, потому что именно этим им часто приходится заниматься в семье. Они способны видеть вещи под разными углами, и ценят честность и справедливость», – пояснила Уоллас.

Возможно, поэтому из средних детей получаются хорошие политики и дипломаты. Кроме того, способность к компромиссам помогает средним детям во взрослой семейной жизни. 

У средних детей часто бывают более счастливые браки, чем у старших и младших.

6. Средние дети больше подвержены депрессии

Возможно, это связано с более низкой самооценкой, чем у старших и младших детей, а также с недостатком внимания со стороны родителей.

7. Многодетность сильнее всего отражается на средних детях

Чем больше детей в семье, тем хуже средним детям, тем ярче проявляются у них проблемы с самоидентификацией и дефицитом внимания родителей. При этом на самых старших и самых младших наличие большого числа братьев и сестер в этом смысле влияния практически не оказывает, они в той же мере остаются в фокусе родительского внимания.

8. Младшие дети часто становятся предпринимателями

Хотя младшенькие занимают особое место в сердцах родителей, в семье их часто не принимают всерьез. Старшие братья и сестры далеко не всегда относятся к ним с умилением, ревнуют их к родителям, не принимают их в свои игры, прогоняют их из своих комнат и так далее. В результате младшие чувствуют себя отвергнутыми и униженными.

Зачастую младшим детям приходится прибегать к не совсем честным способам, чтобы к их мнению прислушались, и вообще относились к ним с уважением.

Когда они вырастают, то стараются идти своим собственным путем и нередко добиваются успехов в бизнесе.

9. Младшие дети – более веселые и раскованные, чем старшие

Кадр из фильма «Лемони Сникет: 33 несчастья»

Когда рождается первенец, родители еще неопытны, и поэтому слишком напряжены и чересчур беспокоятся о нем. Но с каждым следующим ребенком это напряжение и тревожность постепенно спадают, мамы и папы становятся более спокойными и расслабленными, и это отражается на характере младших детей – они более уживчивые, веселые, любят хохотать, «ходить на голове», «бегать по потолку» и вообще привлекать к себе внимание.

10. Младшие дети склонны к развитию зависимостей

Половое созревание у младших детей в семье наступает в среднем на три месяца раньше, чем у старших братьев и сестер. Возможно, поэтому младшие дети в большей степени склонны к рискованному поведению, они раньше начинают заниматься сексом, курить, пробовать алкоголь и наркотики.

11. Единственные дети сочетают в себе свойства старших и младших

Один ребенок в семье на всю жизнь получает все внимание родителей, и у этого обстоятельства есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, у единственного ребенка есть все шансы многого добиться в жизни, так как именно ему отданы все родительские ресурсы и на него возлагаются все надежды. С другой стороны, для родителей он всегда останется малышом, которого можно баловать, но не принимать всерьез.

Отсутствие братьев и сестер, с одной стороны, положительно влияет на психологическое состояние, так как нет ревности и соперничества за родительскую любовь. А с другой стороны, у единственных детей снижены социальные навыки, во всяком случае ко времени, когда им пора идти в детский сад или школу.

Исследования доказывают: быть единственным ребенком все же весьма неплохо.

Такие дети, вопреки популярным представлениям, вовсе не чувствуют себя одинокими. Они в среднем более счастливые, успешные и уверенные в себе, чем дети из многодетных семей. А что касается навыков общения, то уже к пятому классу единственные дети ничем в этом смысле не отличаются от сверстников.

Читайте также: 

Почему первенцы умнее младших братьев и сестер

Детские ссоры: чего не стоит делать родителям

Старшая сестра — это диагноз

Психологическая характеристика детей. Братья и сестры Автор: Черников А.

Многочисленные наблюдения показывают, что психологические характеристики детей во многом определяются тем, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Оказывается, что порядок рождения задает для нас определенную колею, по которой осуществляется наше развитие. Австралийским психологом Уолтером Тоуменом было проведено в начале семидесятых годов классическое исследование на эту тему. Он изучил тысячи семей и неизменно обнаруживал, что, несмотря на большие различия в ценностях, образовательном уровне или материальном достатке этих семей, люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют очень похожие характеристики.

Есть две группы факторов, которые определяют становление психологических характеристик детей с разным порядковым номером. Во-первых, одни и те же родители склонны по-разному реагировать на появление первого и последующего ребенка и иметь по отношению к ним совершенно различные ожидания. Во-вторых, на формирование различий между детьми сильно влияет их место среди братьев и сестер. Оно во многом и предопределяет характер складывающихся между детьми отношений.

Первые дети — это нечто новое, непознанное и интересное для родителей, поэтому психологические характеристики детей с номером «один» сильно выделяются. Они зачастую оказываются для них «подопытными кроликами». В отличие от других, эти дети с самого начала получают громадную заботу и внимание со стороны взрослых. Их самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Родители с энтузиазмом берутся воспитывать ребенка, но им еще не хватает практики общения с детьми. Как правило, родители много ожидают от своих первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают их строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и их ожидания более реалистичны.

Первенцы, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект, чаще получают высшее образование. Они также охотнее подчиняются просьбам родителей и других взрослых. Говоря о психологических характеристиках детей, родившимся позже, необходимо отметить, что им приходится больше стараться, чтобы наладить отношения со старшими сиблингами. Может быть поэтому, они более популярны среди сверстников и восприимчивы к новизне.

Порядок рождения серьезно влияет на выбор карьеры и партнера по браку. Тоумен считает, что для стабильного супружества большое значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер.

В связи с этим можно выделить комплиментарный, некомплиментарный и частично комлиментарный браки.Комплиментарный брак — это ситуация, когда старший ребенок из одной семьи женится или выходит замуж за младшего ребенка из другой семьи. Некомлиментарный — это брак двух старших или двух младших детей. Частично комлиментарный брак — это супружество среднего и единственного ребенка со старшими или младшими детьми. Тоумен полагает, что в комлиментарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга, так как они воспроизводят свой опыт взаимоотношений с братьями и сестрами. Они играют в браке комлиментарные, то есть дополнительные, роли — один заботится, другой принимает заботу, один планирует, другой осуществляет эти планы и т.д. Их связи тем прочнее и продолжительные, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей. В некомплиментарных браках двое старших детей могут бороться за власть, а двое младших — перекладывать друг на друга ответственность. Для брака двух младших детей может наступить особенно трудное время после рождения их собственного ребенка, когда возникнет необходимость в длительном проявлении заботы и распределении обязанностей. При прочих равных условиях в некомлиментарном браке требуется больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласованно.

Попробуем коротко описать психологические характеристики детей, с разным порядковым номером рождения. Эти описания конечно же не утверждают, что ребенок всегда должен быть именно таким. Это вероятностные описания и они лишь сообщают, что обычно люди бывают именно такими, так как находятся в той или иной характерообразующей ситуации.

Итак, старшему ребенку в семье обычно больше других детей свойственны ответственность, добросовестность, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни и потери родителей. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций и часто развивает в себе лидерские качества. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. Старшие дети, особенно мальчики, чаще других наследуют профессию отца и деда, и с ними семья в большей степени связывает успехи в карьере. Акцент на высокие достижения делает старшего ребенка более серьезным, стремящимся к совершенству и менее склонным к играм, чем другие. Поэтому, довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать чьи-либо ожидания. Им бывает трудно расслабиться и получать удовольствие от жизни.

Некоторые вариации в психологической характеристике детей с номером один, возникают в связи с его полом и наличием у него только братьев или только сестер. Так, например, старший брат братьев не так легок в общении, как старший брат сестер, и больше предпочитает мужскую компанию, в которой ему нарвится быть лидером. Обычно он становится строгим и консервативным отцом. Старший брат братьев редко бывает с кем-то в близких отношениях. Он не признает этого и не просит об этом, но ему нравится, когда женщины заботятся о нем. Лучшей парой для него может быть младшая сестра братьев, которая очень любит мужчин. Хуже всего, если он выберет старшую сестру сестер. Между ними могут возникнуть сексуальные конфликты и столкновения из-за старшинства. Так как каждый из них не имел опыта взаимоотношения с сиблингами противоположного пола в родительской семье, они могут плохо понимать потребности друг друга. Наиболее реализованным он чувствует себя, занимая ответственный и важный пост, будучи политическим деятелем, законодателем, президентом компании, летчиком-испытателем или профессиональным военным.

Старший брат сестер очень предупредителен с женщинами и неизменно внимателен к ним. Он легче, чем старший брат братьев, приспосабливается к некомлиментарному браку. Обычно жена для него оказывается более важной, чем дети, хотя он хороший отец — внимательный и не слишком строгий. Чем больше у него сестер, тем сложнее ему завязывать дружбу с мужчинами или оставаться с одной женщиной на протяжении всей жизни. Обычно он бывает хорошим работником, особенно, если его окружают женщины: в театре, церкви, педиатрии, гинекологии, рекламе или общественных отношениях. Он любит быть лидером, но не авторитарен, легок в обращении, стремится, чтобы работа была выполнена, но не в ущерб отношениям. Старшая сестра сестер обычно бывает яркой, независимой и сильной личностью. Она склонна быть хорошо организованной, доминирующей и с трудом принимает советы или помощь от других. Обычно она старается угодить своим родителям хорошим поведением и аккуратностью. Чем больше у нее сестер, тем меньше шансы на удачный брак или даже на брак, как таковой. Ее лучшим партнером будет младший брат сестер, который привык к присутствию в своей жизни сильных женщин. Она может заботиться о нем, не встречая с его стороны серьезных возражений. Единственный сын может оказаться для нее иногда хорошей парой, так как не привык к общению на равных и принимает ее в роли матери. Когда у старшей сестры сестер появляются дети, она часто теряет интерес к мужу. Ее ближайшими подругами бывают обычно младшие и средние сестры. Так как старшие сестры обычно имеют много схожего, то они хорошо понимают друг друга и прекрасно ладят до тех пор, пока не займутся каким-нибудь общим делом, где у них обязательно возникнет силовая борьба.

Старшая сестра братьев гораздо больше, чем старшая сестра сестер ориентирована на взаимоотношения с мужчинами. Если у нее было много братьев, то ей бывает непросто остановиться на одном мужчине. Даже выйдя замуж, она предпочитает иметь много друзей мужчин и устанавливать над ними опекунство. Она может с радостью бросить собственную работу, чтобы позаботиться о муже: она ставит ему жизненные цели, она ведет хозяйство и заботится о его детях. Старшая сестра братьев обычно хочет иметь детей. Они становятся для нее второй после мужа «любимой игрушкой», а если это мальчики, то иногда даже первой. На работе старшая сестра братьев может прекрасно действовать как посредник при разрешении конфликтов и оказывать тонкое влияние на своего шефа -мужчину. Если она занимает руководящее положение, она обычно выполняет свои обязанности с большим вниманием и тактом, распределяя работу между сотрудниками так, чтобы высвободить себе личное время.

Для младшего ребенка гораздо больше свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так навсегда и остаться малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. Как писал один основателей психоанализа Альфред Адлер: «Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком…Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи».

У младшего ребенка могут возникнуть проблемы с самодисциплиной и трудности в принятии решений, поскольку рядом всегда был кто-то старший и мудрый, чтобы позаботиться о его делах. Так как он привык быть в семье самым маленьким, то он знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает обходные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то он может оказаться бунтарем и, выбирая партнером по браку старшего ребенка, бороться впоследствии против его контроля. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в обращении и популярен среди друзей.

Больше других младших детей, роль бунтаря склонен играть младший брат братьев. Многие знаменитые авантюристы и бандиты были младшими сыновьями. Если вспомнить традиции средневековья, то земельный надел и замок доставались старшему сыну, а младшие уходили искать приключений в крестовые походы. Неслучайно также, что библейский блудный сын был младшим ребенком в семье.

Младший брат братьев очень общителен, но обычно резок с женщинами, которых слегка побаивается. Старшая сестра братьев или средняя сестра, имеющая младшего брата является для него лучшей парой. Труднее всего ему ужиться с младшей сестрой сестер. Ни один из них не привык к противоположному полу и не хочет брать на себя ответственность за детей и домашнее хозяйство. Однако, он может стать своим детям хорошим товарищем, особенно, если это мальчики, поскольку ему легко играть с ними на равных. Друзья для него важнее, чем жена и дети. Он часто бывает непредсказуем: в один момент он может быть в хорошем настроении, а в следующий — придти в ярость. Обычно он не строит долгосрочных планов, живя под влиянием момента и своих мгновенных желаний. Поскольку он не может соперничать в интеллекте со старшими братьями до достижения зрелого возраста, он часто обращается к физической активности, такой как спорт или танцы, или же к творчеству — живописи, театру. Он лучше работает, соревнуясь с другими или имея руководителя, внимательного к его потребностям.

Младший брат сестер часто находится в привилегированном положении и всю жизнь находится под опекой женщин. Исследования показывают, что многие родители хотели бы иметь хотя бы одного мальчика и будут продолжать попытки, пока он не появится. Поэтому, зачастую он единственный ребенок мужского пола, желанный для родителей. Благодаря своей особой позиции ему обычно не надо много трудиться, чтобы выделиться. Он лучше работает в тех областях, где работа строго регламентирована и не требует самостоятельности. Чем больше у него сестер, тем ему труднее выбрать единственную спутницу жизни. Лучшей парой будет для него старшая сестра братьев, которая умеет заботиться о мужчинах и мечтает стать женой великого человека, независимо от того, сделал ли он что-нибудь великое или нет. Детям он часто навязывает свое мнение. Намного легче младший брат сестер строит отношения с дочерьми, чем с сыновьями, так как воспринимает их как соперников. Иногда он вообще предпочитает не иметь детей, особенно если находится в браке с другим младшем ребенком.

Младшая сестра сестер склонна быть спонтанной, легкомысленной, веселой и любящей приключения, независимо от возраста. Она может быть капризной, неорганизованной и временами даже взбалмошной. Она любит соревноваться с мужчинами, но обычно флиртует и играет исключительно женскую роль. Часто она пытается превзойти старших сестер в привлекательности и в том, кто раньше выйдет замуж. Однако, она не склонна сильно обременять себя заботой о детях, ожидая от них самих помощи. У нее легкий стиль общения с детьми, который им очень нравится. Ее лучшими подругами часто бывают старшие сестры сестер. Несмотря на то, что она упорно стремится быть привлекательной для мужчин, младшая сестра сестер устанавливает с женщинами более близкие взаимоотношения. Иногда она может быть творческой личностью, но слишком неустойчива и непредсказуема. Гораздо лучше ей удается направить свои способности, если есть более опытный человек, который может ей помочь. Она может быть хорошим исполнителем, если занимается автоматической работой, требующей, однако, высокого качества, например, занимая должность секретаря или диктора телевиденья.

Младшая сестра братьев, так же как и младший брат сестер часто занимает привилегированное положение в своей родительской семье, что отличает психологиечкую характеристику детей этого типа. Она является оптимистичной, привлекательной и увлекающейся женщиной. Обычно она удачно выходит замуж и воспринимает мужа, как некий ценный приз. Иногда она бывает слишком покорной, хотя также может быть эгоистичной. Младшая сестра братьев чувствует себя среди мужчин в полной безопасности и оказывается хорошей супругой. Иногда она конкурирует с мужчинами и вызывает у них раздражение, но всегда может смягчить ситуацию юмором и ласковой улыбкой. Она может иметь детей лишь для того, чтобы угодить своему мужу, но обычно становится хорошей матерью. Настолько хорошей, что сыновья оказываются чересчур привязанными к ней. Подруги не играют важной роли в ее жизни, и женщины часто относятся к ней как к сопернице. Она редко бывает увлечена карьерой. Когда она работает, ей лучше всего быть под руководством старшего мужчины.

Единственный ребенок оказывается одновременно и самым старшим и самым младшим в семье. В результате такие дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранять в себе детские качества до зрелого возраста. Более, чем какой либо другой, единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола. Например, девочка, мать которой была младшей сестрой братьев, окажется более непостоянной и склонной к флирту, чем та, у которой мать была старшей сестрой сестер. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в последующих областях приложения сил, стремясь к лидерским позициям. Будучи исключительным фокусом внимания, единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей своей жизни и испытывают большие трудности в обретении независимости. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок уже в детстве может походить на маленького взрослого. Кроме того, он достаточно комфортно будет чувствовать себя в одиночестве. Так как у единственного ребенка меньше опыта разрешения конфликтов с другими детьми, то, занимая руководящую должность, он склонен быть авторитарным. Единственный ребенок плохо приспособлен к равным взаимоотношениям. В своей семье они часто ощущают себя маленьким принцем или принцессой. Наиболее статистически неблагоприятный прогноз в браке двух единственных детей. Каждый из них не привык к противоположному полу и оба хотят, чтобы другой играл роль родителя. Они часто склонны перекладывать на партнера по браку заботу о детях. Важно отметить, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем выраженнее типичные характеристики старших и младших детей в силу их острой конкуренции и попыток найти свою «экологическую нишу» в семейной системе. Если разница в возрасте более пяти-шести лет, то каждый из детей по своим характеристикам будет приближаться к единственному ребенку, хотя к ним будут добавляться некоторые качества той позиции, к которой он ближе всего. Например, старшая сестра брата, которая на восемь лет старше его, будет скорее единственной дочерью, каковой она и была на протяжении восьми лет, но в ее поведении будут заметны и черты старшей сестры братьев.

Средний ребенок может демонстрировать психологические характеристики детей как младшего, так и старшего или их комбинации. Если семья многодетная, то черты средних детей во многом зависят от того, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших и какова разница в возрасте между ними. Промежуточная позиция средних детей стимулирует развитие у них социальных навыков. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Однако, часто средний ребенок, если он только не является единственным мальчиком или единственной девочкой в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Если все дети одного пола, то средний ребенок находится в самом проигрышном положении. Он получит меньше всего внимания и будет наиболее тревожным и самокритичным. Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности и сам будучи вторым сыном в большой семье, писал: «Средний ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон — борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший.»

Большое значение также имеют установки родителей относительно пола ребенка. В большинстве культур оказывают предпочтение сыновьям. Старшая сестра в семье может нести ответственность за воспитание младших детей и принимать на себя родительские функции, в то время как следующий за ней брат будет получать славу и высокие родительские ожидания. Для близнецов параметры старший/младший ребенок также будут иметь значения и проявляться в зависимости о того, в группе каких детей они родились. Например, близнецы, имеющие старшую сестру или брата, будут действовать как младшие дети. Если родители подчеркивают, что один из них появился на свет раньше другого, то роли старшего и младшего могут быть поделены ими между собой. Близнецы показывают самые низкие результаты в тестах на интеллект, по сравнению с детьми, занимающими другую позицию в порядке рождения. Возможно, что это связано с тем, что они функционируют как отдельная команда и меньше других ориентируются на взрослых и сверстников. Братья, сестры или одноклассники очень мало способны влиять на них. Все близнецы необычайно близки друг к другу и часто действуют как один человек, совершая похожие жизненные выборы. Во взрослой жизни они испытывают трудности в разделении и обретении собственной идентичности, особенно если они одного пола.

Приведем несколько примеров известных людей для иллюстрации представленных здесь характерологических стереотипов порядка рождения. Очевидно, что напористые Борис Ельцин и Раиса Горбачева — в своих семьях старшие дети. А вот мастер политических компромиссов Михаил Горбачев — средний ребенок. Неустанно трудящийся над выстраиванием вертикали власти Владимир Путин — единственный сын. Ну, а Максим Галкин, пародирующий их всех с замечательным юмором, естественно — младший ребенок.

Бывают ли исключения из правил, когда характер ребенка не соответствует типичному стереотипу? Конечно, и таких отклонений немало. Однако, во-первых, многие черты все равно повторяются, несмотря на видоизменение ряда других характеристик. А, во-вторых, за подобными исключениями всегда стоят определенные обстоятельства, понимание которых помогает глубоко осмыслить индивидуальный путь каждой конкретной семьи. Например, в одной московской семье было двое сыновей: 8 и 4 лет. В этот момент родители развелись и очень скоро у мамы родился в новом браке еще один ребенок. Старший сын не принял отчима, стал плохо учиться, ухудшилось поведение. Он не закончил школу, пошел в армию, где совершил правонарушение и попал в дисбат. Проблемы продолжились и после армии. Постоянные конфликты с милицией приходилось решать его среднему брату, который взял на себя роль ответственного старшего ребенка в семье. В настоящий момент средний сын — глава семейного бизнеса. Он материально поддерживает родителей и на его деньги получает образование младший сын от второго брака матери. В этой семье, в силу определенных семейных событий, типичные роли старшего и среднего ребенка претерпели существенные изменения. Очевидно, однако, что правила для того и нужны, чтобы лучше понимать исключения.

Автор: Черников А., практикующий психотерапевт, кандидат психологических наук, Член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Руководитель обучающих программ по семейной психотерапии Института семейной и групповой терапии, Преподаватель Академии практической психологии МГУ, профессор Института практической психологии и психоанализа»

Глава из книги: «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания»

Старшие и младшие дети: как воспитать

Старшие и младшие дети: как воспитать? В психологии выделяют особенности в развитии детей в зависимости от их порядка рождения, которые необходимо знать каждому любящему родителю.

Начнем со старшего ребенка. Известный австрийский психолог, психоаналитик Альфред Адлер называл его «низложенным монархом». До рождения младшего, он получает безграничную любовь, поддержку и внимание взрослых. Однако, с появлением второго ребенка родители вынуждены делить все ресурсы, включая внимание, время, материальные блага уже между двумя. Старший часто воспринимает такие перемены очень болезненно, он думает, что родители больше его не любят. В эти моменты он может испытывать ревность, чувствовать себя покинутым и одиноким. Для того, чтобы вернуть любовь взрослых, ребенок может пробовать разные способы.

Одни дети начинают капризничать и не слушаться, нарушать правила, чтобы почувствовать себя в центре внимания. Другие начинают чаще болеть, потому что только тогда родители переключаются с младшего на него и снова начинают заботиться и баловать, а он вновь чувствует себя любимым и нужным. Но чаще всего старшие дети начинают стремиться к совершенству и успеху, берут на себя взрослые функции и роли (например, ухаживание за младшим), потому что кажется, что если они достигнут высот, будут хорошими и послушными, мама с папой снова их полюбят и оценят. Несмотря на то, что эти стремления способствуют развитию таких важных качеств, как ответственность, целеустремленность, трудолюбие, они могут привести к негативным последствиям. Это способствует развитию тревожности, завышенных требований к себе и другим. Кроме того, у ребенка формируются представления об условной любви, условном принятии, которое заключается в убеждение о том, что его можно любить только за что-то. За определенное поведение, проявление качеств, достижение каких-то результатов. Однако для развития гармоничной, здоровой, а главное, счастливой личности, необходимо транслировать идею безусловной любви и принятия, чтобы ребенок знал, что его любят и ценят просто за то, что он есть.

Младший ребенок, в отличие от старшего, не испытывает шока от лишения трона. О нем Альфред Адлер говорил как о «борющемся» ребенке.  Он с момента рождения оказывается в амбивалентной среде.

С одной стороны, он окружен всеобщей заботой и вниманием не только родителей, но и старших братьев и сестер. Благодаря этому он хорошо умеет принимать помощь и поддержку от окружающих, получает богатый опыт построения отношений с людьми. Однако, окруженные заботой, они не учатся оценивать опасности, подстерегающие их на каждом шагу. Зная, что их в любой момент подстрахуют, подхватят, младшие начинают искать для себя экстремальные способы получения эмоций.

С другой стороны,  эта среда изначально является конкурентной. Ему с самого раннего возраста приходится соревноваться с другими детьми за внимание. Он стремится соответствовать брату или сестре, поэтому иногда младшие дети быстрее развиваются. Они учатся налаживать отношения с друзьями и знакомыми старшего, пробуют приобщаться к его увлечениям. К сожалению, родители часто приводят в пример достижения старшего в учебе и других сферах жизни, не учитывая индивидуальные особенности ребенка. Например, старший брат учится в престижном лицее на одни пятерки, а младший никак не может выучить таблицу умножения. Родители автоматически начинают сравнивать детей и такое сравнение чаще всего демотивирует малыша. Он не выдерживает неравной конкуренции и отступает, теряет всякое желание пробовать вновь и вновь.

Средние дети часто испытывают самые серьезные трудности. Представьте, до появления третьего малыша, он был младшим любимым ребенком, боролся за внимание со старшим, отстаивая свое место под солнцем. Преодолевая трудности положения младшего ребенка, он все же имел и его преимущества: заботу, внимание. Однако, с появлением брата или сестры, он практически полностью их утрачивает, сталкиваясь с ответственностью и обязанностями старшего ребенка. В этой позиции малыш нуждается в особом внимании и заботе взрослых.

Как мы видим, каждый ребенок сталкивается с уникальными, иногда неразрешимыми для него проблемами. Они, в свою очередь, становятся причиной охлаждения отношений в семье, трудностей в адаптации к социуму, неуспеваемости в школе.

9 секретов воспитания старших и младших детей в семье


  1. Подготовьте старших детей к рождению малыша

  2. Ожидая появления на свет малыша, родители усиленно готовятся, продумывают все до мелочей: от покупки коляски до организации ухода за ребенком. Но по каким-то причинам не многие уделяют внимание подготовке к этому знаменательному событию старшего ребенка. Однако это является важным этапом для его адаптации к новым условиям жизни. Рождения братика или сестрички для многих становится поворотным моментом. Расскажите ему о том, как и когда это произойдет (конечно, учитывая возраст ребенка). Опишите, что будет происходить в ближайшие месяцы: когда малыш начнет ползать, когда и как можно будет с ним играть.

    Во многом от успешности прохождения этого этапа зависит дальнейшее отношение ребенка к младшему. Видя, как Вы ждете родов, он может начать испытывать ревность, страх быть разлюбленным родителями. Эти чувства естественны и закономерны. Поэтому бывает полезно рассказать ему, как сильно Вы ждали его рождения, как радовались его первой улыбке, первому шагу. Важно подарить уверенность в том, что Вы его любите и эта любовь останется несмотря на появление брата (сестры).


  3. Помните, старший ребенок остается ребенком

  4. Частой ошибкой в воспитании старшего ребенка бывает возложение на него взрослых функций и обязанностей. Естественно приобщать его к домашним делам: приготовлению пищи, уборке, походам за покупками. Можно просить его посидеть с малышом, помочь в прогулке или кормлении. Однако он не должен стать няней для младшего.

    Старшие дети часто берут на себя родительские функции и ответственность для того, чтобы заслужить, вернуть любовь мамы и папы. Здесь важно придерживаться золотой середины. Просите его о помощи по мере необходимости, обязательно благодарите за нее и уважайте право старшего отказаться от каких-либо обязанностей. Позвольте ребенку быть прежде всего ребенком.


  5. Поддерживайте самостоятельность младшего ребенка

  6. В окружении заботы многочисленных взрослых, малыш часто лишается необходимой для развития свободы действий и выбора. С одной стороны, его часто балуют, но с другой – он чувствует, что его старшим братьям и сестрам позволено намного больше. Поэтому он может больше капризничать, сопротивляться и отстаивать свои права. Позволяйте ему брать на себя больше ответственности, поощряйте самостоятельность.


  7. Не сравнивайте детей

  8. Не стоит сравнивать детей по способностям и качествам. Помните, что каждый ребенок уникален и одарен по своему. Один хорошо танцует, другой – решает задачи; один может быть твердым и целеустремленным, а другой – мягким и заботливым. Подчеркивайте их индивидуальные достижения, каждый талант может быть развит.


  9. Старайтесь распределять ресурсы равномерно

  10. Этот пункт довольно сложный для выполнения. Несмотря на разницу возраста, пола, индивидуальных особенностей детей, важно равномерно распределять внимание, время, подарки. Дело в том, что эти ресурсы часто воспринимаются детьми как знаки и доказательства любви родителей. Поэтому, в случае если один получает больше или меньше других, возникает почва для ревности и конкуренции между детьми. Если равномерное распределение невозможно, следует поговорить об этом с ребенком, объяснить причины и обязательно сказать, что Вы его любите.


  11. Организуйте личное пространство для каждого

  12. В многодетной семье часто возникают сложности с организацией личного пространства. Если нет возможности предоставить комнату для каждого ребенка, необходимо выделить хотя бы небольшое пространство, которое будет принадлежать только одному человеку. Так дети учатся отстаивать свои границы и уважать чужие.


  13. Прививайте семейные ценности

  14. На собственном примере учите поддерживать друг друга в трудной ситуации, радоваться достижениям другого и сочувствовать в случае неудачи. Транслируйте те ценности, которые важны для Вас.

    Важно, чтобы эти ценности были согласованы между мамой и папой. Они не должны противоречить друг другу, иначе детям будет сложно на них ориентироваться. В таком случае ребенок предпочитает ту позицию, которая более выгодна. Однако позиции родителей могут и должны дополнять друг друга, создавая целостную непротиворечивую картину.


  15. Научитесь и научите детей принимать те чувства, которые они испытывают

  16. Все мы хотим, чтобы в семье царили мир и спокойствие. Но между старшим и младшим ребенком неизбежно возникают конфликты – скрытые или открытые. Братья и сестры не обязаны любить друг друга, учитывая особенности их положения в семье, о которых мы уже поговорили, у них возникает целый спектр неприятных эмоций по отношению друг к другу: ревность, зависть, злость, обида и другие. Дайте детям возможность и право им испытывать эти чувства и научите грамотно их выражать.


  17. Уделяйте время себе

Часто родители настолько стараются сделать все возможное для счастья семьи, что забывают про себя, свои мечты и стремления и посвящают свою жизнь воспитанию и заботе о детях. Однако такая самоотверженность не может быть полезна ни для Вас, ни для супружеских отношений, ни, тем более, для самих детей. Для них будет важно знать, что у Вас есть свои увлечения, представления о жизни, грандиозные планы, которые вскоре будут претворены в жизнь. Многому в этой жизни дети учатся на примерах, а главный пример для ребенка – его любимые и любящие родители.

Мария Борисова, психолог Центра Тренинга и Консультирования «12 коллегий».

Старшие и младшие дети: как воспитать?

Что означают первокурсник, второкурсник, младший и старший?

Карьера студента бакалавриата в колледже обычно делится на четыре академических уровня: первокурсник, второкурсник, младший и старший. Эти различные классификации студентов зависят от текущего уровня студента и количества кредитных часов, заработанных для получения степени.

Степень бакалавра обычно предназначена для завершения в течение 4-летнего курса, если вы являетесь студентом дневной формы обучения, то есть студентом, который набирает минимум кредитов, ожидаемых университетом. Большинство колледжей рекомендуют брать 15 кредитов каждый семестр, чтобы получить высшее образование за четыре года. Тем не менее, мы обнаружили, что многие люди учатся по совместительству, в то время как другие превышают ожидаемое количество кредитных часов и заканчивают обучение менее чем за четыре года. Когда имеют место эти сценарии, классификация студентов отличается от ожидаемых «четырех лет», и поэтому ступень студента определяется количеством взятых кредитов. Не все следуют стандартной четырехлетней программе по нескольким причинам, и некоторые специальности могут занять больше или меньше времени, чем другие.

Теперь мы собираемся дать определение каждому из этих терминов, а также объяснить различия между первокурсником, второкурсником, младшим и старшим.

Что такое FRESHMAN?

Первокурсник колледжа также известен как первокурсник. Это первый год обучения в колледже и новый этап в их жизни. Первокурсникам, которые поступают в колледж сразу после окончания средней школы, обычно 18 или 19 лет. С другой стороны, вы также можете найти студентов всех возрастов.Некоторые подростки рано заканчивают среднюю школу, тогда как многие студенты могут поступить в колледж позже. Вы всегда можете продолжить обучение, независимо от вашего возраста! Никогда не поздно начать карьеру или вернуться в школу, чтобы получить больше дипломов.

На первом курсе студентов обычно проходят некоторые изменения, потому что они переживают новый опыт, знакомятся с новыми людьми и могут впервые оказаться вдали от дома. Перед началом занятий студенты проходят ориентацию, которая готовит их к переходу из средней школы в новый университет.Во время ориентации учащиеся начинают знакомиться с кампусом, посещать информационные встречи, изучают правила школы, а также это прекрасная возможность начать знакомиться с новыми людьми. Кроме того, студенты могут узнать о нескольких организациях в кампусе и начать думать, заинтересованы ли они в чем-либо и хотели бы присоединиться.

Многие университеты требуют резидентства на первом году обучения, что означает, что студент должен проживать в кампусе в течение первого года обучения. Большинство первокурсников живут в общежитиях, и это может помочь студентам значительно адаптироваться, потому что они больше связаны и вовлечены в жизнь кампуса.Это также помогает первокурсникам, чтобы они могли сблизиться со своими соседями по комнате и научиться быть независимыми и жить в сообществе. Наконец, проживание в кампусе также облегчает жизнь из-за близости классов и ресурсов.

Что такое СОФОМОР?

Второкурсник обычно называют второкурсником. Однако, чтобы считаться второкурсником, студенты, как правило, должны завершить как минимум 30 кредитных часов.Каждая школа индивидуальна, и количество кредитных часов может варьироваться в зависимости от их требований. Типичному второкурснику от 19 до 20 лет.

На второй год обучения в колледже студенты могут выбирать между проживанием в общежитии или решением покинуть общежитие и начать жить за пределами кампуса самостоятельно. После первого года обучения в колледже второкурсники обычно более подготовлены и уже подружились в общежитиях, на уроках или во время других занятий.Поэтому некоторые из них хотят выбраться из общежитий и поделиться квартирами с более близкими друзьями и людьми, с которыми им было бы комфортнее жить. Еще одним преимуществом проживания за пределами кампуса является то, что обычно апартаменты более просторны, и вам, возможно, не придется делить комнату с другими людьми.

На этом этапе классов начинают усложняться, потому что вводных классов не так много, как в первый год. Второкурсники обычно начинают брать больше классов своей специализации, и сложность увеличивается.Если студенты еще не заявили о своей специальности, это год для принятия окончательного решения! Это также хороший момент, чтобы подумать, если вы хотите закончить второстепенное и посмотреть на свои академические возможности, это отличный год для формирования вашей образовательной карьеры.

Что такое ЮНИОР?

Младший также известен как студент третьего курса. Для того, чтобы считаться младшим, студенты должны завершить как минимум 60 кредитных часов (как мы уже говорили ранее, они могут варьироваться в зависимости от школы).Младшие ученики считаются старшеклассниками, потому что они уже учились в колледже в течение двух лет, что помогло им повзрослеть и получить опыт во время их путешествия в колледж. Еще год до того, как стать старшим!

В младших классах уроки определенно становятся тяжелее, и нагрузка тоже увеличивается. Профессора обычно назначают больше проектов, особенно групповых проектов, которые дают ценный опыт совместной работы с большим количеством людей, и, возможно, студенты могут развить новые навыки, такие как командная работа и лидерство.

Если студенты еще этого не сделали, младший год — это время для работы над резюме и поиска возможностей, которые помогут им получить больше опыта в выбранной ими области. юниорам рекомендуется подавать заявки на стажировку, чтобы они могли получить практический опыт, который принесет новые вызовы и навыки.

Что такое СТАРШИЙ?

Старший обычно имеет в виду старшего ученика. Если учащиеся посещали дневные занятия, это обычно — четвертый и последний год обучения в колледже. Чтобы считаться старшим, общее правило состоит в том, что студенты должны закончить как минимум 90 кредитных часов. Это последняя ступень колледжа; Студенты следят за тем, чтобы они соответствовали всем требованиям и заканчивают все занятия, чтобы получить степень и окончить колледж!

Это период, когда можно совмещать учебу в школе с поиском новых возможностей трудоустройства, подачей заявления в аспирантуру или других желаемых приключений. К счастью, в большинстве университетов есть центры карьеры, где студенты могут подготовиться к тому, как справиться с такими ситуациями. Например, центры карьеры помогают студентам подготовиться к собеседованию, обучая их тому, как подготовиться к вопросам, а также правильно одеться. Кроме того, они также дают несколько советов студентам, чтобы составить отличное резюме и сопроводительное письмо. Университеты также предоставляют другие ресурсы, которые поддерживают студентов в процессе поступления в аспирантуру. Наконец, школы также создают несколько профильных агентств, где учащиеся могут общаться с работодателями и узнавать об открытых вакансиях!

Выпускной год — время завершить карьеру в колледже и получить все необходимые квалификации, необходимые студенту для получения степени.Это хорошая возможность насладиться прошедшим годом в качестве студента, готовясь к следующим шагам своей жизни. Студенты выросли и развились в предыдущие годы, и теперь они готовы начать новую главу.

Надеюсь, вы лучше понимаете разные этапы обучения студента в университете. Мы рекомендуем вам ознакомиться с другими публикациями на сайте Mooxye, чтобы узнать больше о колледжах, степенях и стипендиях.Мы также рекомендуем вам создать профиль в Mooxye и начать открывать для вас новые возможности.

,

Младший старший — Википедия, свободная энциклопедия

Википедия todavía no tiene una página llamada «Младший старший».


Busca Junior Senior en otros proyectos hermanos de Wikipedia:

Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (обучающие / руководства)
Wikiquote Викицитатник (цитаты)
Wikiviajes Wikisource (biblioteca)
Wikinoticias Викинотики (noticias)
Wikiversidad Wikiversidad (Contenido académico)
Commons Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Викиданные (данные)
Wikiespecies Викивиды (особые)
  • Comprueba Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Busca «Junior Senior» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Nuvola apps fonts.png Проконсультируйтесь по списку произведений искусства на тему «Младший старший».
  • Enlaces Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «младших-старших».
  • ¿Borrada? Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • Aviso En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые не используются в веб-сайтах, и не предусмотрены специальные условия.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *