Материал по теме: Психолого-педагогическая характеристика группы.
Психолого-педагогическая характеристика группы.
Количество учащихся первого курса математического факультета группы 2.2 – восемь человек. Из них двое юношей и шесть девушек. Возраст студентов – семнадцать-восемнадцать лет. Ребята знают друг друга недолго, так как учатся вместе один месяц, кроме того, все приехали из разных городов. Поэтому устоявшиеся традиции пока в группе выражены слабо.
Группа довольно активна, полна творческой энергии. Преобладают положительные духовные запросы, стремление к учебе. Все члены группы стремятся сотрудничать и помогать друг другу. Вместе с тем, у некоторых наблюдается потребность в самоутверждении и самореализации, стремление выделится. Более всего уважают коллективистов, делающих все ради группы, как, например, старосту.
Большинство студентов группы живут в общежитие, что сильнее сближает их, они стремятся постоянно общаться друг с другом, а также поддерживают дружеские отношения со студентами других групп.
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.
В группе имеются органы самоуправления в лице старосты, который поддерживает связь с деканатом математического факультета и ставит в известность всех членов группы о требованиях деканата. Староста активен, легко сходится с людьми, не испытывает трудностей в общении. Также все члены группы помогают старосте и поддерживают его. Он пользуется доверием и авторитетом у своих одногруппников.
Студенты могут сами выбрать своих представителей по различным видам деятельности, например, деятельности профсоюза, организации праздников: «Первокурсник» и т. п.
Группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится.
Учащиеся легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласуют свои действия. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.
Способные организаторы группы являются ее авторитетными и полномочными представителями. Группа умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместной деятельности.
Студенты заинтересованы своей будущей профессией. Никто не сожалеет о сделанном выборе, все очень рады, что учатся на математическом факультете в ВГУ. На вопрос, «на какой факультет вы бы сейчас хотели поступить?», все ответили, что снова выбрали бы математический факультет.
Чтобы выявить структуру межличностных отношений в группе, основанную на симпатиях и эмоциональных связях, я провела социометрическое исследование.
Первый вопрос: с кем бы вы пошли на день города?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. | Белых Ольга | 2 | 3 | 1 | |||||
2. | Куприн Георгий | 2 | 1 | 3 | |||||
3. | Малеева Юлия | 1 | 2 | 3 | |||||
4. | Никитина Дарья | 2 | 1 | 3 | |||||
5. | Попова Юлия | 1 | 2 | 3 | |||||
6. | Соболева Ирина | 1 | 2 | ||||||
7. | Трухачев Сергей | 1 | 2 | ||||||
8. | Швецова Наталья | 2 | 1 | 3 | |||||
Количество выборов | 5 | 1 | 1 | 3 | 4 | 0 | 3 | 5 |
Второй вопрос: с кем бы вы готовились к контрольной работе по математическому анализу?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. | Белых Ольга | 1 | 2 | ||||||
2. | Куприн Георгий | 1 | |||||||
3. | Малеева Юлия | 1 | 2 | 3 | |||||
4. | Никитина Дарья | 2 | 3 | 1 | |||||
5. | Попова Юлия | 1 | 2 | 3 | |||||
6. | Соболева Ирина | 1 | |||||||
7. | Трухачев Сергей | 1 | |||||||
8. | Швецова Наталья | 2 | 1 | 3 | |||||
Количество выборов | 1 | 4 | 0 | 4 | 4 | 0 | 4 | 0 |
— 5 и более баллов – лидеры;
— 3-4 баллов – «предпочтительны»;
— 1-2 балла – «пренебрегаемые»;
— 0 баллов – «изолированные».
По первому вопросу определилось два лидера, один человек оказался «изолированным». Я думаю, это связано с тем, что девочка очень застенчива и стеснительна. Но, тем не менее, она стремится общаться с одногруппниками, Один из лидеров – староста группы.
По второму вопросу лидеров не оказалось, так как практически у всех ребят одинаковые способности к математике. Все заинтересованы в получении знаний и стремятся разобраться с новым материалом. Те, кто оказался в группе «изолированных» просто не успели проявить себя.
Из моих наблюдений за группой можно сделать вывод, что характер общего «эмоционального климата» в коллективе бодрый, жизнерадостный. Группа очень дисциплинирована.
Для студентов первого курса очень важно постараться как можно быстрее привыкнуть, втянуться в студенческую жизнь и учебу. Поэтому им следует как можно больше общаться друг с другом, проводить экскурсии в природу.
Материал (9 класс) на тему: Характеристика группы
Характеристика XIII группы
В XIII группе 11 человек. Все воспитанники обучаются по специальной коррекционной программе VII вида. В группе 3 девочки и 8 мальчиков. Пять человек воспитываются в полных семьях, один человек (Степан Ж.) находится под опекой, один человек (Андрей К.) инвалид–детства. Роман П., Александр Р., Алексей Т., Людмила Т., Андрей К. воспитываются одной матерью. Трое воспитанников из многодетной семьи (Алексей Т., Людмила Т., Сергей Л.).
Возрастной состав группы неоднороден: 1 воспитанник – 1997г.р., 1 воспитанник – 1998 г.р., 2 воспитанника – 1999г.р., 6 воспитанников – 2000г.р., 1 воспитанник – 2001г.р.
100 % воспитанников охвачены дополнительным образованием. 8 воспитанников посещают спортивные секции и 3 воспитанника кружки художественно-эстетического направления.
По результатам наблюдений и анкетирования воспитанников, изолированных и замкнутых в себя нет. Все принятые. Неформально в группе ярко выражены следующие группы воспитанников:
1. Клюева А, Батурова Е., Тишина Л..
2. Медведев Д., Тишин А., Пархотюк Р., Кузнецов А..
3. Лазарев С., Жабин С. Ракомса А., Бирюков А..
В группе имеются 2 лидера: 1) Клюева Анна – положительный лидер. Всем пример, правая рука воспитателя. Большинство ребят стараются быть на неё похожими, подражают ей, прислушиваются к её мнению, уважают и слушают её.
2) Тишин Алексей – отрицательный лидер. Может склонить отдельных ребят к хулиганству, непослушанию, обману, к совершению отрицательного действия или плохого поступка.
Несмотря на формальное объединение ребят в группы, коллектив сплочённый, идёт процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе развивается не только критика, но и самокритика. Ценят в группах познавательную активность, дружелюбие.
Обучающиеся становятся самостоятельными, сами выбирают, как им поступать в определённых ситуациях, стараются следовать правилам поведения обучающихся и нормам поведения в коллективе, обществе.
Коллектив группы самый активный участник всех общешкольных мероприятий, во многих конкурсах, соревнованиях воспитанники занимают призовые места. Вместе радуются успехам и переживают неудачи, которые случаются очень редко. В таких ситуациях группа осознает себя единым целым.
На классных собраниях и воспитательных мероприятиях ребята анализируют свои поступки и поступки своих одноклассников, делают выводы и учатся на конкретных ситуациях, а также принимают участие в разборе различных ситуаций и отношений.
У ребят хорошо развиты чувства товарищества: взаимопомощь и взаимовыручка. Не понял, не выполнил, забыл, не принёс – обратись к однокласснику, тебя выручат! Взаимоотношения между мальчиками и девочками доверительные. Ребята общительные, добрые, отзывчивые. Внеурочное время часто проводят вместе (гуляют в одном районе, справляют праздники, зимой ходят на каток).
В группе есть дети, которые обладают артистическими данными. Они реализуют свои данные на сцене. Принимают активное участие в общешкольных и областных мероприятиях. Это: Анна К., Елена Б., Людмила Т..
Есть ребята, которые хорошо рисуют. Для них в классе проводится персональная выставка «Юный художник». Это: Александр Р., Роман П., Сергей Л., Степан Ж., Людмила Т.
Елена Б., Людмила Т., Алексей Т., Дмитрий М., Роман П. и Сергей Л. любят спорт. Они участвуют не только в школьных, но и областных соревнованиях, где занимают призовые места. Летом наши девочки защищали честь школы – интерната на Всероссийских соревнованиях.
Андрей Б. с легкостью и огромным желанием заучивает стихотворения, выразительно их читает. Поэтому стараюсь как можно чаще привлекать его к участию в праздниках, утренниках, фестивалях. В школьном фестивале детского творчества, посвященный 70-летию победы в Великой Отечетственной войне, в номинации «Литературное чтение» занял I место. Так же участвовал в областном конкурсе стихов «Стихи для солдата».
Степан Ж. принял участие в Ассамблее актива «Школы интересных каникул», где овладел навыками самостоятельной работы по повышению уровня своих организаторских способностей и получил сертификат об успешном окончании обучения в школе лидеров «Юбилейная регата».
Таким образом, для каждого ученика подобрано такое дело, в котором он показывает себя с лучшей стороны.
Все ребята группы из благополучных семей, они всегда опрятно одеты. У детей в достаточной степени сформировано чувство долга и ответственности. Ребята трудолюбивые и отзывчивые. Нарушения дисциплины по сравнению с прошлым годом уменьшились, дети стали более осознанно и ответственно относиться к учебному процессу. Пропуски уроков допускаются по уважительным причинам. В общественных местах некоторые воспитанники группы могут допустить употребление нецензурных выражений. Это Андрей Б., Сергей Л., Алексей Т., Роман П.. Причина плохого поведения – недостаточно сформированные понятия культуры поведения, духовно-нравственные ценности и правила общения, недостаточный контроль со стороны родителей. Этим воспитанникам уделяется большое внимание на воспитательских занятиях, во внеурочное время, в индивидуальных беседах. Каждый из них имеет общественное поручение, за которое несет ответственность, и через определенный промежуток времени отчитывается. В целом же воспитанники стараются во всем и всегда быть справедливыми, говорить только правду, учатся выполнять правила культурного поведения.
В моей группе нет детей, стоящих на учете в школе и в КДН.
Родители воспитанников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с воспитателем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей.
Неблагополучных семей нет. Отношения в семьях учеников доверительные, родители заинтересованы в успехах своих детей, проявляют заботу и внимание к жизни в школе и группе. Большинство родителей выполняют просьбы воспитателя, помогают в организации и проведении мероприятий, с удовольствием участвуют в общественной жизни группы.
При работе с воспитанниками моей группы возникли следующие проблемы:
- Низкая познавательная активность воспитанников.
- Конфликтность.
- Повышенная агрессивность воспитанников.
Учитывая особенности данной группы воспитанников необходимо решить следующие задачи:
- Классный коллектив находится на завершающей стадии формирования, поэтому необходимы мероприятия по сплочению классного коллектива.
- Способствовать формированию мотивации к учению каждого воспитанника, развития познавательных интересов.
- Помочь в развитии индивидуальных и творческих способностей воспитанников.
- Воспитывать ответственность, культуру поведения и общения
- Необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.
- Оказывать помощь в профессиональном самоопределении.
- Добиваться активного участия родителей в учебно — воспитательном процессе группы.
Характеристики группы — Студопедия
Стадии развития групп
Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий.
1.Формирование — стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).
2.Бурление — для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы. Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия. Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.
3.Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.
4.Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.
5.Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы. Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных черт, характеристик, которые в конечном итоге влияют на эффективность ее деятельности.
Различают основные и ситуационные характеристики группы. Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы. Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.
Структура группы — это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе. Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.
Статус — положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).
Роли. Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли — определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой.
Роли могут быть: предполагаемыми (ожидаемыми) — это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой; воспринимаемыми — модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность; предписанными — фактическая модель поведения члена группы.
Нормы — общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими. Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т. п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации.
Характеристики и структура группы — Студопедия
Тема 3. Группа: групповое поведение.
Любая организация представляет собой сочетание различных профессиональных групп. Работники организации включены в определенную систему межличностных отношений в составе групп. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов — от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять следующим признакам: наличие общей цели у всех ее членов, психологическое признание членами группы друг друга, отождествление себя с группой. Кроме того, признаком коллектива можно также считать наличие определенной культуры, выраженной в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов.
Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии. Интерес к группе обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой стороны, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.
То естьгруппа — это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.
Рассмотрим основные параметры, с помощью которых возможен социально-психологический анализ группы. Вся совокупность этих параметров может быть разделена на собственные характеристики группы и характеристики, определяющие положение человека в группе.
К первым относятся: композиция группы, структура и групповые процессы.
Композиция группы, или ее состав, – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы и так далее.
Таких характеристик множество, выбор наиболее значимых производится с учетом конкретных задач, которые ставятся исследователем. Так, если ставится цель проанализировать определенную студенческую группу как малую группу, среди особенностей композиции должны быть указаны: соотношение студентов различного пола, социальные различия между студентами, успешность обучения членов группы и т.д.
Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), власти и коммуникаций.
Кгрупповым процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.
Ко второй совокупности показателей относятся система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы. Положение личности в системе групповых отношений характеризуется, прежде всего, ее статусом и выполняемыми ролями.
Статус (или позиция) — это сумма, или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, то есть различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе.
По отношению к каждому члену у группы естьсистема ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее — наказывается группой. То есть система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.
Обратимся к классификации групп. В самом общем виде реальные группы, изучением которых занимается социальная психология, могут быть разделены на большие и малые.
К большим по численности группам относятся, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой стороны – длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.
Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.
Социометрическая структура – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Свое название структура получила в соответствии с основным методом ее диагностирования – социометрической и аутосоциометрической методиками.
Отметим важнейшие характеристики, описывающие систему внутригрупповых предпочтений. Во-первых, это социометрические статусы членов группы. В соответствии с результатами социометрии, статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный «вес» в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех членов группы задает статусную иерархию, в которой выделяются:
– социометрические «звезды» – наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;
— высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений;
— изолированные — члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные;
— пренебрегаемые – члены группы, имеющие большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;
— отверженные («изгои») — члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.
Однако знания величины социометрического статуса недостаточно для точного представления о системе эмоциональных отношений в группе. Вторая характеристика системы — это взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Так, у студента в группе может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, данный студент будет чувствовать себя в группе значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько одногруппников, но он сам ориентирован на других, не замечающих или, что еще хуже, отвергающих его. Также и для «звезды» важно не просто иметь большое число выборов, но значительное число взаимных выборов, обеспечивающих устойчивость ее положения в группе и комфортное состояние.
Третья характеристика социометрической структуры — наличие устойчивых групп межличностного предпочтения. Важно проанализировать не только само наличие — отсутствие таких мини-групп, но и исследовать взаимоотношения между ними, понять, по какому принципу они образовывались. Имеет значение, на какие группы ориентированы отверженные и изолированные члены группы, как соотносятся в этих группах люди с различными статусами. Возникающие в группе мини-объединения могут быть очень различны по своему внутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь внутри себя членов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы.
Наконец, четвертая характеристика структуры – система отвержений в группе. Социометрическая матрица дает возможность понять, как распределяются отверження в группе. Например, в группе могут быть «козлы отпущения», которых не любит почти вся группа, или наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не преобладают значительно над предпочтениями, или девочки все отвержения пересылают мальчикам и наоборот.
Говоря о социометрической структуре, важно подчеркнуть, что социометрический статус члена группы — величина достаточно устойчивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу.
Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, — создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей различного перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации различных личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы возможность найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к ним других участников группового общения.
Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Владение информацией – важный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые «привилегии». В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют «коммуникативным лидером», насколько близки его возможности к лидерским. С другой стороны, информация адресуется обычно именно высокостатусным членам группы, то есть обладание информацией связано с величиной статуса индивида. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более доброжелательный характер придается передаваемой информации. При анализе информационных групповых связей часто используют термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованного и децентрализованного типа.
Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в них один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Существуют различные варианты централизованной сети: фронтальная, радиальная, иерархическая.
Фронтальная структура специфична тем, что ее участники, не вступая в контакт друг с другом, все же находятся рядом, видят друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия.
Радиальный вариант отличается тем, что здесь вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Это затрудняет получение обратной связи от партнеров, которых нельзя увидеть или услышать, но зато обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно, до конца реализуя свою собственную позицию.
В иерархической структуре имеется два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — нет.
Общие характеристики группы — Студопедия
4.2.
Классификация групп
Объединение людей в группы. Классификация групп
4.1.
Тезисы
Формирование группового поведения
Лекция №4.
Причины объединения людей в группы. Классификация групп. Стадии развития групп. Групповая динамика. Условия, влияющие на эффективность работы групп. Структура группы: лидерство, роли, нормы, статус, размер, состав. Факторы, определяющие сплоченность группы.
Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результативностью их совместной деятельности. Человек выполняет свои трудовые обязанности во взаимодействии с другими, являясь членом группы, в рамках которой он работает. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой.
Однако для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач.
Участвуя в работе группы, человек может существенно изменить свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.
Группа — относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Признак классификации | Виды групп |
Размер группы | Большие Малые |
Сфера совместной деятельности | Управленческие Производственные |
Уровень развития | Высокоразвитые Слаборазвитые |
Реальности существования | Реальные Условные |
Степень формализации (принцип создания) | Формальные Неформальные |
Цели существования | Целевые (проектные) Функциональные По интересам Дружеские |
Период функционирования | Постоянные Временные |
Характер вхождения индивида в группу | Референтные Нереферентные (группы принадлежности) |
Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий.
Формирование — стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).
Бурление — для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.
Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.
Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.
Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.
Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.
Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.
Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных черт, характеристик, которые в конечном итоге влияют на эффективность ее деятельности.
Структура группы — это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.
Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.
Статус — положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).
Роли. Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли — определенный набор действий, поведение индивида, определяющиеся работой. Роли могут быть:
§ предполагаемыми (ожидаемыми) — это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой;
§ воспринимаемыми — модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;
§ предписанными — фактическая модель поведения члена группы.
Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое, как правило, всеми ее членами.
Человек, таким образом, играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.
Люди исполняют неформальные роли группового поведения в соответствии со своими личностными способностями и внутренним призванием.
Эффективность работы группы зависит от ее состава и от баланса ролей.
Исследования показали, что особенно высоких показателей добились группы, в которых были:
§ способный руководитель;
§ сильный генератор идей;
§ интеллектуал, стимулирующий генератора идей;
§ «математик, способный вовремя «просчитать» недостатки обсуждаемых предложений.
Анализ подходов к пониманию ролевых функций в группе позволяет сделать ряд выводов.
- Для эффективной групповой деятельности нужны не только идеи, инициатива, конкретные предложения, обоснованные решения и четкое исполнение принятых решений, но и эмоциональная поддержка, добрые отношения, юмор и хорошая морально-психологическая атмосфера в коллективе.
- Чем более полная и разнообразная ролевая структура группы, тем динамичнее процесс формирования и эффективнее деятельность этой группы.
- Состав группы должен отражать специфику задания. Полный набор ролей особенно важен в условиях быстрого изменения содержания работы.
Нормы — общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.
Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т.п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.
Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это обусловлено тем, что соблюдая нормы человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.
Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации.
Группы могут иметь разнообразные нормы.
- Нормы деятельности:
§ отношение к работе в позднее время, к сверхурочной работе, заменам;
§ интенсивность работы;
§ отношение к браку, ошибкам в работе, нарушению исполнительской дисциплины и т.п.
- Нормы, регламентирующие форму одежды.
- Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы.
Лидерство — способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации.
В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.
В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.
Лидер всегда должен быть открытым, побуждая членов группы к участию в ее целях, и авторитарным, вмешиваясь, когда это необходимо, в работу для достижения поставленных целей группы.
Групповые процессы — процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку.
Конфликтность — различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.
Характеристика групп и их эффективность — Студопедия
Характеристики группы включают ее размер, состав, статус и роли членов группы.
Размер группы. Много теоретиков управления посвятили внимание определению идеального размера группы. Суммируя их, можно сказать, что такой группой будет группа 5—12 человек. Объяснение этому заключается в том, что в группах меньшего размера меньше возможности для реализации преимуществ группового принятия решений, извлечения выгод из различия мнений. Кроме того, члены группы могут быть обеспокоены слишком большой персональной ответственностью за результаты работы, принимаемые решения.
В группах большего размера затрудняется общение между членами, более трудным становится достижение согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы. Может возникнуть затруднение, робость в высказывании своего мнения перед большим количеством людей. Ограничивается участие каждого в обсуждении решаемых вопросов.
Состав группы. Под составом понимается степень сходства личностей, точек зрения, подходов при решении проблем. Группа должна состоять из непохожих личностей, с разными знаниями, способностями, навыками, образом мышления, чтобы работать с большей эффективностью.
Статус членов группы – это положение, позиция человека в группе. Он может определяться рядом факторов: должностью, расположением кабинета, образованием, социальными талантами, информированностью, накопленным опытом, моральными качествами. Эти факторы могут способствовать как повышению, так и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо исключить доминирующее влияние членов с более высоким статусом.
Роли членов группы. Роль – это набор правил поведения, ожидаемых от индивида в определенной ситуации. Выделяют две основные направленности ролей для создания эффективной группы: целевые роли, которые направлены на отбор и постановку групповых задач и их выполнение, а также поддерживающие (социальные) роли, которые способствуют активизации деятельности группы. Большинство американских управляющих выполняют целевые роли, японские – целевые и поддерживающие.
Целевые роли:
1) инициирование деятельности, т. е. предложение новых решений, идей, поиск новых подходов к их решению;
2) поиск информации, необходимой для решения поставленных задач, для разъяснения выдвинутых предложений;
3) сбор мнений членов группы, выяснение их отношения к обсуждаемым вопросам. Уяснение их идей, ценностей;
4) обобщение, т. е. увязка различных идей, предложений на решение проблемы и обобщение их в окончательном решении;
5) проработка – разъяснение решения, прогнозирование его судьбы, если оно будет принято;
6) побуждение – стимулирование действий группы, когда интересы и мотивы ее участников угасают. Поддерживающие роли:
1) поощрение – это похвала за высказанные идеи, положительная оценка их вклада в решение проблемы, поддержание дружелюбной атмосферы;
2) гармонизация, заключающаяся в сокращении эмоциональной напряженности, улаживании конфликтов, уменьшении несогласия и достижении соглашений;
3) обеспечение участия – создание атмосферы доверия, открытости, свободы общения, чтобы каждый член группы мог и хотел вносить свои идеи, предложения;
4) преданность, поддержка – это умение слышать и соглашаться с другими идеями, идти вместе с группой;
5) готовность к компромиссу – способность изменить собственное мнение, чтобы поддержать гармонию в команде. Если большинство членов группы выполняет социальные роли, команда становится социально-ориентированной. Ее члены не конфликтуют друг с другом, не навязывают другим свое мнение и не особо стремятся к выполнению задач команды, потому что главное для них – сохранить команду сплоченной и счастливой, гармонизировать взаимоотношения. Участники таких команд могут получать высокое индивидуальное удовлетворение, но, как правило, за счет снижения производительности.
Другая крайность – команда, состоящая преимущественно из «специалистов». В ней все подчинено одной цели – результату. Такая команда будет эффективной в краткосрочный период времени, но в долгосрочной перспективе степень удовлетворенности, а значит, и мотивации ее членов снижается, так как игнорируются социальные и эмоциональные потребности ее участников.
Некоторые члены команды играют двойную роль. Эти люди нацелены и на задачи, и на эмоциональные потребности других участников. Эти люди могут стать лидерами команды, потому что на них, удовлетворяющих оба типа потребностей, равняются все члены группы. Наконец, есть еще одна роль – роль стороннего наблюдателя, который не перетруждается ни в решении командных задач, ни в удовлетворении социальных потребностей. Такие члены команды не пользуются уважением ее участников.
Менеджерам важно помнить, что эффективные команды должны быть хорошо сбалансированы, иметь людей, выполняющих обе направленности ролей: и на достижение целей, решение производственных проблем, и на создание социального единства.
Понятие группы, основные характеристики групп и их классификация.
Группа (итал.
узел, связь) – ограниченная размером
общность людей, выделяющаяся или
выделяемая из социального целого по
определенным признакам: социальной или
классовой принадлежности, структуре,
композиции, уровню развития и пр.
Группа
— это «определенное число лиц включенных
в типичные для них виды деятельности и
связанных с системой отношений,
регулируемых некоторыми общими нормами
и ценностями» (Коломинский
Я.Л., 2000).
Детальный анализ
социально-психологических представлений
о природе социальной группы, сложившихся
в русле различных теоретических
ориентации, к числу главных отличительных
признаков социальной группы позволяет
отнести следующие:
1) включенность
человеческой общности в более широкий
социальный контекст, систему общественных
отношений, определяющих возможность
возникновения, смысл и пределы
существования группы и задающих (прямо
или от противного) модели, нормы или
правила межиндивидуального и коллективного
поведения и межгрупповых отношений;
2) наличие у членов
группы значимого основания (причины)
сообща находиться в ней, отвечающего
интересам всех ее участников и
способствующего реализации потребностей
каждого;
3) сходство участи
состоящих в группе людей, которые
разделяют условия, события жизни и их
последствия и в силу этого обладают
общностью впечатлений и переживаний;
4) длительность
существования, достаточная для
возникновения не только специфического
языка и каналов внутригрупповых
коммуникаций, но и коллективных истории
(традиций, воспоминаний, ритуалов) и
культуры (представлений, ценностей,
символов, памятников), оказывающих
унифицирующее воздействие на мироощущение
членов группы и тем самым сближающих
их;
5) разделение и
дифференциация функциональных ролей
(позиций) между членами группы или ее
подгруппами, обусловленные характером
общих целей и задач, условий и средств
их реализации, составом, уровнем
квалификации и склонностями образующих
группу лиц;
6) наличие органов
(инстанций) планирования, координации,
контроля групповой жизнедеятельности
и индивидуального поведения, которые
персонифицированы в лице одного из
членов группы, наделенного особым
статусом (вождя, монарха, лидера,
руководителя и т.п.), представлены
подгруппой, обладающей специальными
полномочиями (парламент, политбюро,
дирекция, ректорат и т.п.), либо распределены
между членами группы и обеспечивают
целенаправленность, упорядоченность
и стабильность ее существования;
7) осознание
участниками своей принадлежности к
группе, самокатегоризация в качестве
ее представителей, более сходных друг
с другом, чем с членами иных объединений,
возникновение на этой основе чувства
«Мы» («Свои») и «Они» («Чужие») с тенденцией
переоценивать достоинства первых и
недостатки вторых, особенно в ситуации
межгруппового конфликта, стимулирующего
рост внутригрупповой солидарности за
счет частичной деперсонификации
самовосприятия членов группы,
рассматривающих себя в ситуации угрозы
извне как ее равнозначньгх защитников,
а не изолированных обладателей уникальных
особенностей;
8) признание данной
человеческой общности как группы ее
социальным окружением, обусловленное
участием группы в процессе межгрупповой
дифференциации, способствующей
становлению и обособлению отдельных
общественных объединений и позволяющей
со стороны различать их в сложной
структуре социального целого и
идентифицировать их представителей на
основе разделяемых сообществом критериев
(Донцов А.И.).
Граница группы
воспринимается как граница этой
психической общности. Главной, чисто
психологической характеристикой группы
является наличие так называемого
«мы-чувства». Это означает, что
универсальным принципом психического
оформления общности является различение
для индивидов, входящих в группу,
некоторого образования «мы» в отличие
от другого образования — «они».
«Мы-чувство» выражает потребность
отдифференцировать одну общность от
другой и явятся своеобразным индикатором
осознания принадлежности личности к
некоторой группе, т.е. социальной
идентичности.
Основные
характеристики групп.
К
элементарным параметрам любой группы
относятся: композиция
группы (или
ее состав), структура
группы,
групповые
процессы,
групповые
нормы и ценности,
система
санкций.
Каждый из этих параметров может
приобретать совершенно различное
значение в зависимости от типа изучаемой
группы. Так, например, состав группы
может быть описан по-разному в зависимости
от того, значимы ли в каждом конкретном
случае, например, возрастные,
профессиональные или социальные
характеристики членов группы. Не может
быть дан единый рецепт описания состава
группы в связи с многообразием реальных
групп; в каждом конкретном случае
начинать надо с того, какая реальная
группа выбирается в качестве объекта
исследования: школьный класс, спортивная
команда или производственная бригада.
Мы сразу задаем
некоторый набор параметров для
характеристики состава группы в
зависимости от типа деятельности, с
которым данная группа связана. Естественно,
что особенно сильно различаются
характеристики больших и малых социальных
групп, и они должны быть изучены по
отдельности.
То же можно сказать
и относительно структуры
группы. Существует несколько достаточно
формальных признаков структуры группы,
которые, правда, выявлены в основном
при изучении малых групп: структура
предпочтений, структура «власти»,
структура коммуникаций.
Однако если
последовательно рассматривать группу
как субъект деятельности, то и к ее
структуре нужно подойти соответственно.
По-видимому, в данном случае самое
главное — это анализ структуры
групповой деятельности,
что включает в себя описание функций
каждого члена группы в этой совместной
деятельности. Вместе с тем весьма
значимой характеристикой является
эмоциональная
структура группы —
структура межличностных отношений, а
также ее связь с функциональной структурой
групповой деятельности. В социальной
психологии соотношение этих двух
структур часто рассматривается как
соотношение «неформальных» и «формальных»
отношений.
Таким образом,
композиция (состав), структура группы
и динамика групповой жизни (групповые
процессы) — обязательные параметры
описания группы в социальной психологии.
Другая часть
понятийной схемы, которая используется
в исследованиях групп, касается положения
индивида в группе в качестве ее члена.
Первым из понятий, употребляемых здесь,
является понятие «статус»
или «позиция»,
обозначающее место индивида в системе
групповой жизни. Самое широкое применение
понятие «статус» находит при описании
структуры межличностных отношений, для
чего более всего приспособлена
социометрическая методика.
Вторая характеристика
индивида в группе — это «роль».
Обычно роль определяют как динамический
аспект статуса, что раскрывается через
перечень тех реальных функций, которые
заданы личности группой, содержанием
групповой деятельности. Нельзя
представлять роль как что-то неизменное:
динамизм ее в том, что при сохранении
статуса набор функций, ему соответствующих,
может сильно варьировать в различных
однотипных группах, а главное в ходе
развития как самой группы, так и более
широкой социальной структуры, в которую
она включена.
Важным компонентом
характеристики положения индивида в
группе является система «групповых
ожиданий».
Этот термин обозначает тот простой
факт, что всякий член группы не просто
выполняет в ней свои функции, но и
обязательно воспринимается, оценивается
другими. В частности, это относится к
тому, что от каждой позиции, а также от
каждой роли ожидается выполнение
некоторых функций, и не только простой
перечень их, но и качество выполнения
этих функций. Группа через систему
ожидаемых образцов поведения,
соответствующих каждой роли, определенным
образом контролирует деятельность
своих членов. В ряде случаев может
возникать рассогласование между
ожиданиями, которые имеет группа
относительно какого-либо ее члена, и
его реальным поведением, реальным
способом выполнения им своей роли. Для
того чтобы эта система ожиданий была
как-то определена, в группе существуют
еще два чрезвычайно важных образования:
групповые нормы и групповые санкции.
Все групповые
нормы являются
социальными нормами, т.е. представляют
собой «установления, модели, эталоны
должного, с точки зрения общества в
целом и социальных групп и их членов,
поведения».
В более узком
смысле групповые нормы — это определенные
правила, которые выработаны группой,
приняты ею и которым должно подчиняться
поведение ее членов, чтобы их совместная
деятельность была возможна. Нормы
выполняют, таким образом, регулятивную
функцию по отношению к этой деятельности.
Нормы группы связаны с ценностями, так
как любые правила могут быть сформулированы
только на основании принятия или
отвержения каких-то социально значимых
явлений. Ценности каждой группы
складываются на основании выработки
определенного отношения к социальным
явлениям, продиктованного местом данной
группы в системе общественных отношений,
ее опытом в организации определенной
деятельности.
Одна из функций
социальных (и в том числе групповых)
норм состоит именно в том, что при их
посредстве требования общества адресуются
и предъявляются человеку как личности
и члену той или иной группы, общности,
общества.
При этом необходим
анализ санкций
— механизмов, посредством которых
группа «возвращает» своего члена на
путь соблюдения норм. Санкции могут
быть двух типов: поощрительные
и запретительные,
позитивные и негативные. Система санкций
предназначена не для того, чтобы
компенсировать несоблюдение норм, но
для того, чтобы обеспечить соблюдение
норм. Исследование санкций имеет смысл
лишь при условии анализа конкретных
групп, так как содержание санкций
соотнесено с содержанием норм, а последние
обусловлены свойствами группы.
Классификация
групп. Прежде
всего, для социальной психологии значимо
разделение групп на условные
и реальные.
Она сосредоточивает свое исследование
на реальных группах.
Но среди этих
реальных существуют такие, которые
преимущественно фигурируют в
общепсихологических исследованиях —
реальные лабораторные
группы. В отличие от них существуют
реальные естественные
группы.
В свою очередь эти
естественные группы подразделяются на
так называемые «большие»
и «малые»
группы. Малые группы — обжитое поле
социальной психологии. Что же касается
больших групп, то вопрос об их исследовании
значительно сложнее и требует особого
рассмотрения. Важно подчеркнуть, что
эти большие группы также представлены
в социальной психологии неравноценно:
одни из них имеют солидную традицию
исследования (это по преимуществу
большие, неорганизованные, стихийно
возникшие группы, сам термин «группа»
по отношению к которым весьма условен),
другие же — организованные, длительно
существующие группы, — подобно классам,
нациям, значительно слабее представлены
в социальной психологии в качестве
объекта исследования.
Точно так же малые
группы могут быть подразделены на две
разновидности: становящиеся
группы, уже заданные внешними социальными
требованиями, но еще не сплоченные
совместной деятельностью в полном
смысле этого слова, и группы более
высокого уровня развития, уже сложившиеся.
Все, начиная с
рубрики «реальные естественные группы»
является объектом исследования социальной
психологии. Проанализированные выше
общие закономерности общения и
взаимодействия людей должны быть теперь
рассмотрены в контексте тех реальных
групп, где эти закономерности приобретают
свое особое содержание.
Что такое группа? определение, характеристики, виды и причины образования группы
Определение : Группа — это, по сути, совокупность людей. Его можно понимать как совокупность людей (двух или более), которые собираются вместе и взаимодействуют друг с другом для достижения целей организации. Это основа организации.
Характеристики групп
- Размер : Чтобы сформировать группу, она должна состоять как минимум из двух участников.Практически количество членов группы колеблется от 15 до 20. Чем больше членов в группе, тем сложнее ею управлять.
- Цели: У каждой группы есть определенные цели, которые и являются причинами ее существования.
- Нормы : У группы есть определенные правила для взаимодействия с членами группы.
- Структура : У нее есть структура, основанная на ролях и должностях, занимаемых участниками.
- Роли : Каждый член группы имеет определенные роли и обязанности, которые назначаются лидером группы.
- Взаимодействие : Взаимодействие между членами группы может происходить несколькими способами, например, лицом к лицу, по телефону, письменно или любым другим способом.
- Коллективная идентичность : Группа — это совокупность людей, которые по отдельности называются членами, а вместе — группой.
Кроме того, групповой климат — это эмоциональная среда в группе, которая опирается на дух участия, координацию, доверие и связь между членами, открытое общение и другие подобные факторы.
- Формальные группы : Группы, которые сознательно формируются руководством с целью обслуживания организационной цели. Они также классифицируются как:
- Самостоятельные команды : Группа сотрудников, которые уполномочены принимать решения самостоятельно, поскольку она является независимой и самоуправляемой по своей природе.
- Круги качества : Количество сотрудников, объединенных в один класс, принадлежащих к одной области, которые встречаются каждую неделю в течение часа, чтобы обсудить свои проблемы, выявить причины и найти решения, чтобы предпринять необходимые шаги в этом отношении.
- Комитеты : объединение людей, созданное руководством для решения различных вопросов, чтобы определить и обсудить проблемы компании и прийти к заключению. Может быть:
- Постоянный комитет
- Консультативный комитет
- Комитет по аудиту
- Комитет по рассмотрению жалоб
- Специальный комитет
- Целевая группа : Это временный комитет, в котором люди, принадлежащие к разным областям, сгруппированы вместе для выполнения задачи.
- Неформальные группы : Социальные и психологические переменные, действующие на рабочем месте, приводят к формированию неформальных групп. Создание этих групп происходит спонтанно из-за общих интересов, социальных потребностей, физической близости и взаимного влечения.
Помимо двух широких классификаций групп, они также делятся на первичные группы, вторичные группы, группы членства, контрольные группы и группы интересов.
Причины образования группы
- Личные характеристики : Люди со схожими убеждениями, взглядами и ценностями с большей вероятностью объединяются в группы.
- Возможность взаимодействия : Если сотрудникам организации предоставляется возможность взаимодействовать друг с другом, они обнаруживают, что у них много общего, что также создает группу.
- Интересы и цели : Когда люди разделяют общие интересы и цели, для их достижения требуется сотрудничество и координация, что также приводит к формированию групп.
- Влияние и сила : И последнее, но не менее важное: группа имеет большее влияние и власть по сравнению с индивидуумом, что также способствует ее формированию.
Как правило, группы создаются для удовлетворения индивидуальных потребностей, которые могут быть личными, социальными или экономическими. Это означает, что членам необходимо присоединиться к группе, чтобы удовлетворить свои основные потребности.
,
характеристик группы — что такое группа?
Характеристики / характеристики группы
Что такое группа? Организационное поведение | Характеристики команды
Примечания к руководству
Характеристики группы:
Группа — это совокупность двух или более чем двух человек, работающих вместе, взаимодействующих и взаимозависимых, преследующих общую цель. В нашей повседневной жизни группа была центральной частью. Одна из социальных характеристик группы заключается в том, что в повседневной жизни мы принадлежим к разным типам групп, таким как семья, друзья, школы, офисы и т. Д.Если говорить о социальных совокупностях, то они представляют собой совокупность людей, ситуативно вместе, но не имеющих общих интересов. Свойства группы включают замкнутость, ассоциативность, идентичность и т. Д.
Есть некоторые особенности группы, а именно:
Характеристики группы
1. Группа двух или более человек:
Группы — это совокупность двух или больших групп людей. Группы состоят из двух или более человек, находящихся в социальном взаимодействии.Один плюс один создает группу, а группы и группы образуют организацию. Один человек не может образовать группу, поскольку для формирования группы требуется как минимум два человека.
2. Общая цель или интересы:
В группе каждый участник разделяет общие интересы или цели. Например, члены отдела маркетинга составляют группу, поддерживаемую обоюдными интересами участников. Общая цель определяет и указывает, что все члены группы имеют общие цели.
3. Взаимодействие и взаимозависимость:
В любой группе существует взаимодействие и взаимозависимость между членами группы физически или виртуально для достижения групповой цели.
Например, сотрудники могут работать бок о бок над связанными задачами в одном подразделении.
4. Коллективная идентичность:
Группы имеют коллективную идентичность, а не сумму отдельных членов. Возможно, именно осознание друг друга наиболее четко отличает группу от скопления людей.Группы состоят из
человек, которые признают друг друга как членов своей группы и могут отличить этих людей от тех, кто не является ее членами.
5. Стабильная структура:
Группы имеют определенную структуру, которая устанавливает отношения, которые удерживают членов группы вместе с стабильным функционированием как единицы. Он разъясняет роли, полномочия и ответственность каждого члена группы, что важно для достижения целей группы.
Аналогично
Связанные должности
.
Гражданские службы | Право на государственную службу | Советы по сдаче экзаменов на государственную службу в Индии | Экзамен по государственной службе
- войти
- |
- зарегистрироваться
- О государственных службах
- О государственных службах
- О государственных службах
- Порядок подачи заявления
- Право на получение государственных услуг
- Перспективы работы и вознаграждение
- Prelims, Mains, интервью
- Часто задаваемые вопросы о государственных услугах
- Отрезные метки
- Детали экзамена UPSC
- Уведомление об экзамене UPSC
- Дата экзамена UPSC
- Ограничение возраста UPSC
- Шаблон экзамена UPSC
- Результаты UPSC
- УПСК Учебный план
- Программа электроснабжения UPSC
- Предварительная программа UPSC
- Вопросы по УПСК
- Предмет электросети
- Советы и стратегия
- Советы и стратегия
- Советы и стратегия
- Стратегия IAS
- Как подготовиться к отборочным
- Стратегия отборочных турниров
- Как выбрать тему?
- Как выбрать госслужбу
- Как учиться
- Как справиться со стрессом экзамена IAS
- Как заполнить форму заявки UPSC
- Управление временем
- Как подготовиться к отборочным
- Как подготовить заметки
- Книги
- Бесплатные книги NCERT
- Руководство по подготовке к МСФО
- Очерки модели
- GS Банк вопросов
- Книги по МСФО
- Новости и текущие новости
Дела - Новости
- Ежедневный тест
- Текущие новости за неделю
- в месяц
Журнал текущих событий
- Заметки
- Банкноты
- Бесплатные заметки для общих исследований UPSC
- Бесплатные заметки по социологии для UPSC
- Учебные материалы по управлению для UPSC
- История Примечания к предварительным заявкам UPSC
- Материалы для изучения истории (IAS Mains)
- Учебный материал UPSC по политологии
- Учебный материал UPSC по антропологии
- IAS Коучинг
- IAS Коучинг
- IAS Коучинг в Дели
- IAS Коучинг в Мумбаи
- IAS Коучинг в
Ченнаи - IAS Коучинг в
Бангалор - IAS Коучинг в Хайдарабаде
Приготовьтесь к экзамену IAS
Сосредоточьтесь на предварительных отборах
Ресурсы IAS
Объяснение проверки сети
Ресурсы IASСъемка для интервью
Окончательные результаты UPSC 2019
Новый
Ежедневные новости
,
Характеристики корпораций — AccountingTools
Корпорации обладают определенными характеристиками, уникальными для этой формы организации. Эти характеристики следующие:
Приобретение капитала . Корпорации может быть проще приобрести заемные средства и акции, поскольку они не ограничены финансовыми ресурсами нескольких владельцев. Корпорация может продавать акции новым инвесторам, а более крупные компании могут выпускать облигации для получения значительного объема долгового финансирования.
Дивиденды . Корпорация платит своим инвесторам, выплачивая им дивиденды. Это отличается от распределения, осуществляемого в рамках партнерства или индивидуального предпринимательства для выплаты своим владельцам.
Двойное налогообложение . Корпорация платит подоходный налог со своей прибыли. Если он также выплачивает дивиденды своим инвесторам, инвесторы должны платить подоходный налог с полученных дивидендов. Это представляет собой двойное налогообложение доходов юридического лица.
Срок службы . Корпорация теоретически может работать вечно, переживая своих владельцев. И наоборот, владельцы могут принять решение о прекращении деятельности корпорации в любое время.
Ограниченная ответственность . Любые обязательства, взятые на себя корпорацией, также не передаются ее акционерам. Вместо этого любой, кто пытается добиться исполнения обязательства, может преследовать юридическое лицо только для удовлетворения.
Собственность .Право собственности в корпорации зависит от количества принадлежащих ей акций. Покупка или продажа этих акций передает право собственности на корпорацию другому инвестору. Публичная компания, акции которой торгуются на активной фондовой бирже, может иметь тысячи или миллионы владельцев.
Профессиональный менеджмент . Во многих случаях инвесторы, владеющие компанией, не принимают активного участия в ее управлении. Вместо этого они нанимают профессиональных менеджеров, которые осуществляют надзор за бизнесом от их имени.
Обособленное лицо . Корпорация считается полностью отдельным действующим и юридическим лицом. Он действует отдельно от своих владельцев и имеет многие права и обязанности человека.
.