Характеристика психологических явлений: Психологические явления, свойства и состояния — Студопедия

Характеристика психических явлений — Психология Дома Солнца

Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту — первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов; на них обычно лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему.

Не подлежит сомнению, что так, как нам бывает дано нечто в непосредственном переживании, оно никаким иным способом дано нам быть не может. Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучаний так, как если бы он их непосредственно воспринял; никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил. Мне мои переживания даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. Переживания, мысли, чувства субъекта — это его мысли, его чувства, это его переживания — кусок его собственной жизни, в плоти и крови его.

Если принадлежность индивиду, субъекту является первым существенным признаком психического, то отношение его к независимому от психики, от сознания объекту — другая не менее существенная черта психического. Всякое психическое явление дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему. Психика, сознание отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; сознание — это осознанное бытие.

Но было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражать действительность, само не существовало в действительности. Всякий психический факт — это и кусок реальной действительности и отражение действительности – не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением — единством реального и идеального.

С двойной соотнесенностью психического, присущего индивиду и отражающего объект, связано сложное, двойственное, противоречивое внутреннее строение психического факта, наличие в нем самом двух аспектов: всякое психическое явление — это, с одной стороны, продукт и зависимый компонент органической жизни индивида и, с другой, отражение окружающего его внешнего мира. Эти два аспекта, в тех или иных формах представленные даже в совсем элементарных психических образованиях, все более отчетливо дифференцируются и принимают специфические формы на более высоких ступенях развития — у человека, по мере того как с развитием общественной практики он становится субъектом в подлинном смысле слова, сознательно выделяющим себя из окружающего и соотносящегося с ним.

Эти два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание. Моментом знания в сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру, который отражается в психике. Переживание это первично, прежде всего — психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер.

Переживанием психическое образование является, поскольку оно определяется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь целей и мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. В переживании на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни — то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешились задачи, которые передо мной встали, и преодолены трудности, с которыми я столкнулся. Переживание определяется личностным контекстом, как знание (см. дальше) — предметным; точнее, оно является переживанием, поскольку определяется первым, и знанием, поскольку оно определяется вторым. Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно значимым для него.

С этим связано положительное содержание термина переживание, которое обычно вкладывается в него, когда говорят, что человек что-то пережил, что то или иное событие стало для него переживанием. Когда мы говорим, что какое-нибудь психическое явление было или стало переживанием человека, это означает, что оно в своей, поэтому неповторимой, индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль. Переживание не является, таким образом, чем-то чисто субъективным, поскольку оно, во-первых, обычно является переживанием чего-то и поскольку, во-вторых, его специфический личностный аспект означает не выпадение его из объективного плана, а включение его в определенный объективный план, соотнесенный с личностью как реальным субъектом.

Два психических явления могут быть отражением одного и того же внешнего явления или факта. Как отражение одного и того же, они эквивалентны, равнозначны. Они — знание или осознание данного факта. Но одно из них — например, то, в котором данный факт был впервые осознан во всем своем значении, — могло сыграть в силу тех или иных причин определенную роль в индивидуальной жизни данной личности. То особое место, которое оно заняло в истории развития данной личности, выделяет его, придает ему неповторимость, делающую его переживанием в специфическом, подчеркнутом смысле слова. Если событием назвать такое явление, которое заняло определенное место в каком-то историческом ряду и в силу этого приобрело определенную специфичность, как бы неповторимость и значительность, то как переживание в специфическом, подчеркнутом смысле слова можно будет обозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности.

Декарт до конца дней своих помнил особое чувство, охватившее его в то утро, когда, лежа в постели, он впервые представил себе основные очертания развитой им впоследствии концепции. Это было значительное переживание в его жизни. Каждый человек, живущий сколько-нибудь значительной внутренней жизнью, оглядываясь на свой жизненный путь, всегда находит воспоминания о таких моментах особенно напряженной внутренней жизни, озаренных особо ярким светом, которые, в своей неповторимой индивидуальности глубоко входя в его жизнь, стали для него переживаниями. Художники, изображая психологию своего героя, недаром склонны бывают особенно осветить его переживания, т. е. особо значительные моменты его внутренней жизни, характеризующие индивидуальный путь его развития, как бы поворотные пункты его. Переживания человека — это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности.

Таким образом, понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в ней более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом — знанием, особенно существенным для сознания.

Вместе с тем мы выделяем переживание и как особое специфическое образование. Но и в этом последнем случае переживание является переживанием чего-то и, значит, знанием о чем-то. Оно выступает как переживание не потому, что другой аспект — знания — в нем вовсе отсутствует, а потому, что витальный, или личностный, аспект в нем является господствующим. Таким образом, всякое переживание включает в себя как нечто подчиненное и аспект знания. Вместе с тем знание — даже самое абстрактное — может стать глубочайшим личностным переживанием.

В первичной зачаточной форме момент знания в сознании заключается в каждом психическом явлении, поскольку всякий психический процесс является отражением объективной реальности, но знанием в подлинном, специфическом смысле слова — познанием, все более глубоким активным познавательным проникновением в действительность оно становится лишь у человека по мере того, как он в своей общественной практике начинает изменять и, изменяя, все глубже познавать действительность. Знание — существенное качество сознания; недаром в ряде языков понятие знания включается в качестве основного компонента в самый термин сознания (con-science). Однако сознание и знание не только едины, но и различны.

Различие это выражается двояко: 1) в сознании отдельного индивида знание обычно представлено в некоторой специфической для него ограниченности, 2) оно в сознании индивида обрамлено и пронизано рядом дополнительных мотивационных компонентов, от которых знание, как оно представлено в системе науки, обычно отвлекается.

В сознании отдельного индивида, поскольку он остается в рамках своей индивидуальной ограниченности, знание объективной реальности часто выступает в специфически ограниченных, более или менее субъективных формах, обусловленных зависимостью их не только от объекта, но и от познающего субъекта. Знание, представленное в сознании индивида, является единством объективного и субъективного.

Высших ступеней объективности, поднимающей знание до уровня научного познания, оно достигает лишь как общественное познание, как система научных знаний, развивающихся на основе общественной практики. Развитие научного знания — продукт общественно-исторического развития. Лишь в меру того, как индивид включается в ход общественно-исторического развития научного познания, он может, опираясь на него, и сам собственной своей познавательной научной деятельностью продвинуть научное познание на дальнейшую, высшую ступень. Таким образом, индивидуальное познание, как оно совершается в сознании индивида, всегда совершается как движение, отправляющееся от общественного развития познания и снова возвращающееся к нему; оно вытекает из общественного познания и снова вливается в него. Но процесс развития познания мира индивидом, совершаясь внутри общественного развития познания, все же отличается от него; мысли, к которым приходит индивид, даже те, которые, продвигая на высшую ступень общественное познание, переходят в систему или историю самой науки, в индивидуальном сознании и в системе научного знания иногда могут быть даны в разных контекстах и потому отчасти в различном содержании.

Мысли ученого, мыслителя, писателя имеют, с одной стороны, то или иное объективное значение, поскольку они более или менее адекватно, полно и совершенно отражают объективную действительность, а с другой — тот или иной психологический смысл, который они приобретают для их автора в зависимости от условий их возникновения в ходе его индивидуальной истории. В некоторых случаях ограниченность горизонтов личного сознания автора, обусловленная индивидуальным ходом его развития и историческими условиями, в которых оно совершалось, бывает такова, что вся полнота объективного содержания мыслей, которые запечатлены в его книгах, произведениях, трудах, раскрываются лишь в дальнейшем историческом развитии научного познания. Поэтому автора иногда можно понять лучше, чем он сам себя понимал. Для тех, кто затем рассматривает мысли какого-нибудь автора в связи с той общественной ситуацией, в которой они возникли, с тем объективным контекстом исторического развития научного познания, в который они вошли, они в этих новых связях раскрываются и в новом содержании. В системе знания, в историческом контексте общественного познания раскрывается их значение для познания действительности и выделяется их объективное содержание; в индивидуальном сознании, в зависимости от конкретного пути развития данного индивида, его установок, замыслов, намерений, они наполняются иным конкретным содержанием и приобретают иное конкретное значение: те же самые положения, формулы и т. д. имеют в одном и другом случае то же и не то же самое значение, или, сохраняя одно и то же объективное предметное значение, они приобретают у разных субъектов в зависимости от их мотивов и целей различный смысл. Сознание конкретного реального индивида — это единство переживания и знания.

В сознании индивида знание не представлено обычно в «чистом», т.е. абстрактном, виде, а лишь как момент, как сторона многообразных действенных, мотивационных, личностных моментов, отражающихся в переживании.

Сознание конкретной живой личности — сознание в психологическом, а не в идеологическом смысле слова — всегда как бы погружено в динамическое, не вполне осознанное переживание, которое образует более или менее смутно освещенный, изменчивый, неопределенный в своих контурах фон, из которого сознание выступает, никогда, однако, не отрываясь от него. Каждый акт сознания сопровождается более или менее гулким резонансом, который он вызывает в менее осознанных переживаниях, — так же как часто более смутная, но очень интенсивная жизнь не вполне осознанных переживаний резонирует в сознании.

Всякое переживание дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то. Внутренняя природа его выявляется в его отношении к внешнему. Осознание переживания — это всегда выяснение его объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано. Осознание переживания, таким образом, всегда и неизбежно — не замыкание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром.

Для того чтобы осознать свое влечение, я должен осознать предмет, на который оно направлено. Человек может испытывать неопределенное чувство неприятного беспокойства, истинной природы которого он сам не осознает. Он обнаруживает нервозность; с меньшим, чем обычно, вниманием следит за работой, от времени до времени, ничего специально как будто не ожидая, поглядывает на часы. Но вот работа окончена. Его зовут обедать; он садится за стол и с несвойственной ему поспешностью начинает есть. Неопределенное чувство, о котором первоначально трудно сказать, что оно собственно собой представляет, впервые определяется из этого объективного контекста как ощущение голода. Утверждение, что я ощущаю голод или жажду, есть выражение моего переживания. Никакое описание или опосредованная характеристика переживания не сравнится с самим переживанием. Но определение этого переживания как переживания голода или жажды включает утверждение о состоянии моего организма и о тех действиях, посредством которых это состояние может быть устранено. Вне отношения к этим фактам, лежащим вне внутренней сферы сознания, переживание не может быть определено; вне отношения к этим фактам невозможно определить, что мы испытываем. Установление «непосредственных данных» моего сознания предполагает данные, устанавливаемые науками о внешнем, предметном мире, и опосредовано ими. Собственное переживание познается и осознается человеком лишь через посредство его отношения к внешнему миру, к объекту. Сознание субъекта несводимо к голой субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание — единство субъективного и объективного. Отсюда понятным становится истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного, разрешающее парадокс бессознательной психики.

Навряд ли у человека какое-либо психическое явление может быть вовсе вне сознания. Однако возможно неосознанное, «бессознательное» переживание. Это, конечно, не переживание, которое мы не испытываем или о котором мы не знаем, что мы его испытываем; это переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Неосознанным является собственно не самое переживание, а его связь с тем, к чему оно относится, или, точнее, переживание является неосознанным, поскольку не осознано, к чему оно относится; пока не осознано, переживанием чего является то, что я переживаю, я не знаю, что я переживаю. Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через посредство того, переживанием чего оно является.

Бессознательным часто бывает молодое, только что зарождающееся чувство, в особенности у юного, неопытного существа. Неосознанность чувства объясняется тем, что осознать свое чувство значит не просто испытать его как переживание, а и соотнести его с тем предметом или лицом, которое его вызывает и на которое оно направляется. Чувство основывается на выходящих за пределы сознания отношениях личности к миру, которые могут быть осознаны с различной мерой полноты и адекватности. Поэтому можно очень сильно переживать какое-нибудь чувство и не осознавать его — возможно бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Бессознательное или неосознанное чувство — это, само собой разумеется, не чувство, не испытанное или не пережитое (что было бы противоречиво и бессмысленно), а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Аналогично настроение часто создается вне контроля сознания — бессознательно; но это не означает, конечно, что человек не осознает того, что и как он осознает; это означает лишь, что человек часто не осознает именно этой зависимости, и неосознанность его переживания заключается именно в том, что она как раз не попадает в поле его сознания.

Точно так же, когда говорят, что человек поступает несознательно или что он несознательный, это означает, что человек не сознает не свой поступок, а последствия, которые его поступок должен повлечь, или, точнее, он не осознает свой поступок, поскольку он не осознает вытекающих из него последствий; он не осознает, что он сделал, пока не осознал, что означает его поступок в той реальной обстановке, в которой он его совершает. Таким образом, и здесь «механизм» или процесс осознания во всех этих случаях в принципе один и тот же: осознание совершается через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи, его определяющие. Но совершенно очевидно, что число этих связей принципиально бесконечно; поэтому не существует неограниченной, исчерпывающей осознанности. Ни одно переживание не выступает вне всяких связей и ни одно не выступает в сознании сразу во всех своих предметных связях, в отношении ко всем сторонам бытия, с которыми оно объективно связано. Поэтому сознание, реальное сознание конкретного индивида никогда не является «чистой», т. е. абстрактной, сознательностью; оно всегда — единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного, взаимопереплетенных и взаимосвязанных множеством взаимопереходов. Поскольку, однако, человек как существо мыслящее выделяет существенные связи, ведущим в этом единстве оказывается у человека его сознательность. Мера этой сознательности бывает все же различной. При этом осознанное и неосознанное отличается не тем, что одно лежит целиком в «сфере» сознания, а другое вовсе вне его, и не только количественной мерой степени интенсивности или ясности осознания. Осознанный или неосознанный, сознательный или несознательный характер какого-нибудь акта существенно определяется тем, что именно в нем осознается. Так, я могу совершенно не осознавать автоматизированного способа, которым я осуществил то или иное действие, значит, самого процесса его осуществления, и тем не менее никто не назовет из-за этого такое действие несознательным, если осознана цель этого действия.

Но действие назовут несознательным, если не осознано было существенное последствие или результат этого действия, который при данных обстоятельствах закономерно из него вытекает и который можно было предвидеть. Когда мы требуем сознательного усвоения знаний, мы не предполагаем, что знания, усвоенные — пусть несознательно, находятся вне сознания так или иначе освоившего их индивида. Смысл, который мы вкладываем при этом в понятие сознательности, иной: то или иное положение усвоено сознательно, если оно осознано в системе тех связей, которые делают его обоснованным; не сознательно, механически усвоенные знания — это прежде всего знания, закрепленные в сознании вне этих связей; не осознано не само по себе положение, которое мы знаем, а обосновывающие его связи или, точнее: то или иное положение знания не осознано, или усвоено несознательно, если не осознаны объективные связи, которые делают его обоснованным. Его осознание совершается через осознание того предметного контекста, к которому он объективно относится. Для того чтобы осознать, или сознательно усвоить, то или иное положение, надо осознать те связи, которые его обосновывают. Это первое. И второе: когда мы говорим о сознательном усвоении знаний, мы имеем в виду такое усвоение знаний, при котором именно результат усвоения является сознательной целью индивида, в отличие от тех случаев, когда усвоение знаний происходит в результате деятельности, исходящей из посторонних мотивов, как-то: получение какой-либо награды и т. п., так что усвоение знаний, будучи результатом деятельности индивида, не осознается им как ее цель. Поскольку данный личностно-мотивационный план не затрагивает непосредственно предметно-смыслового содержания знаний, можно, пожалуй, сказать, что здесь решающим является то, как нечто осознается, хотя и в данном случае в конечном счете речь идет все же о том, что именно оказывается осознанным.

Недаром сознательным в специфическом смысле слова называют человека, способного осознать объективную, общественную значимость своих целей и мотивов и руководствоваться именно ею.

Мы наметили, таким образом, «механизм» осознания. Бессознательное влечение переходит в осознанное, когда осознан объект, на который оно направляется. Осознание влечения происходит, таким образом, опосредованно через связь с предметом влечения. Точно так же осознать свое чувство значит не просто испытать связанное с ним волнение, неизвестно чем вызванное и что означающее, а соотнести его надлежащим образом с тем предметом или лицом, на которое оно направляется. Таким образом, наши собственные переживания познаются и осознаются опосредованно через отношение их к объекту. Этим объясняется и то, что данные интроцепции (см. дальше) остаются обычно «подсознательными». Но осознание одного и неосознание другого содержания имеет обычно за собой те или иные мотивы, а не объясняется только неопытностью, незнанием и т. п. негативными основаниями. Неосознание (или неадекватное осознание) именно данного влечения, чувства, поступка и т.п. обусловлено обычно тем, что его осознанию противодействуют динамические тенденции, силы, исходящие из того, что оказывается значимым для индивида, включая нормы идеологии и общественные оценки, которыми руководствуется индивид. Заключенные в переживаниях тенденции, зависящие от того, что оказывается значимым для личности, контролируют таким образом в той или иной мере избирательный процесс их осознания.

Психические явления, их сущность и классификация. Психологические явления, свойства и состояния Что такое явление в психологии

Следует различать психические явления и механизмы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Под Психическими Явлениями
понимают разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения.

В психологию термин «явление» пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно воспринимаемое (т.е. — через ощущения). Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата. Так же и в психологии. То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям.

Остальное, сокрытое, считается Психическими Механизмами.
Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая. Однако термин «психические явления» необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.
Психические явления можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные психические явления
доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния).

Субъективные
психические явления
доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю — речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести суждения, идеалы или ценности. Доступ стороннего наблюдателя к этой сфере весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно «читаются» сторонними наблюдателями. С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться. Тем более, что человек, часто прячет свои
.

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три класса:

  1. Психические процессы
    (память, внимание, восприятие и др.),
  2. Психические состояния
    (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),
  3. Психические свойства
    (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Ниже каждый класс расшифровывается и сопровождается примерами

Психические процесс

это компонент целостной психической деятельности, имеющий свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция — обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Они имеют определенное начало, течение и ко­нец, т. е. обладают определенными динамическими характеристикам

Психические явления

Психика проявляется в психических явлениях и представляет собой системное свойство высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в активном отражении субъектом объективного мира.

Ряд ученых отмечают, что психика это есть функция мозга, а его изучением занимаются различные науки. Так, например, анатомия исследует его строение, а сложную деятельность мозга изучают нейрофизиология, биофизика, биохимия, медицина, нейрокибернетика.

Психология занимается изучением того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении материальной действительности, в результате чего формируются идеальные (психические) образы этой действительности. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. У разных людей эти образы возникают по-разному и зависят от опыта прошлого, знаний, потребностей, психического состояния, интересов и др.

Данное определение позволяет выделить ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики:

  • Психика является свойством только высокоорганизованной живой материи. Это значит, что не всякая живая материя наделена этим свойством, а только та, которая обладает специфическими органами, обуславливающими возможность её существования;
  • Способность отражать объективный мир является главной особенностью психики. Это означает, что обладающая психикой высокоорганизованная живая материя располагает способностью получения информации об окружающем её мире. С другой стороны получение самой информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей субъективного по своей природе и идеалистического по своей сути образа;
  • Информация об окружающем мире, которую получает живое существо служит основой для регуляции внутренней среды живого организма. Она формирует его поведение и в постоянно меняющихся условиях среды обитания определяет возможность длительного существования этого организма. Это значит, что обладающая психикой живая материя способна реагировать на изменение внешней среды.

Как отражательная способность психика есть и у животных, но высшей её формой является сознание, возникшее в процессе общественно-трудовой практики и неразрывно связанное с языком и речью. Человек, благодаря сознанию может произвольно регулировать свое поведение, но понятие «психика», включающее в себя сферу подсознания и надсознания («сверх-Я»), значительно шире.

Таким образом, психика есть субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых происходит регулирование взаимодействий человека с внешней средой обитания.

Понятие «психический образ»

Понятие психического образа является основным понятием психологии и представляет собой целостное, интегративное отражение самостоятельной, дискретной части действительности. Говоря другими словами, это есть информационная модель действительности, которая используется человеком и высшими животными для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы имеют свои свойства, а наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности. Всеобщая их функция – регуляция деятельности. Психические образы могут быть:

  • Первичные, к ним относятся образы ощущений, восприятия, в них
    представлена совокупность качеств, присущих отражаемому объекту – форма, цвет, фактура и др.
  • Вторичные психические образы – образы памяти, мышления, воображения.
    Психические образы пластичны и, как реальные объекты, дают возможность совершать определенные действия, т.е. «проигрывать» варианты возможного развития действительности. Имея большую информационную емкость, психический образ сам по себе может служить источником разнообразной информации, обеспечивая достижение определенных целей.

Мир в сознании человека представлен общезначимыми, идеальными формами, поэтому психические образы идеальны. От психической активности и психической организации человека зависит то, что находится перед ним, что он воспринимает. Многие элементы объекта отражения могут отсутствовать в психическом образе и, наоборот, могут быть те элементы, которых нет в конкретном отражаемом объекте.

Моделируя различные отношения между объектами, что происходит благодаря способности действовать в уме, человек может предвидеть результаты своих действий, осуществлять психическую саморегуляцию поведения.

Основные виды психических явлений

Психическими явлениями называют все психические процессы, которые происходят в психике человека.

Они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга:

  1. Мотивационные состояния, проявляющиеся в желаниях, стремлениях, в интересах, влечениях и др.
  2. Эмоциональные состояния. К ним можно отнести стресс, конфликт, эмоциональный отклик на какие-либо явления действительности и др.
  3. Волевые состояния, проявляющиеся в целеустремленности, решительности, инициативности. Их классификация связана со структурой сложного волевого действия.
  • Психические свойства личности или особенности психики конкретного данного человека.
  • Как правило, эти особенности сопровождают его на протяжении всей жизни или достаточно длительный период. Данные психические свойства включают:

    1. Направленность или иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения,
      стремление человека к чему-либо;
    2. Характер – обобщенный способ поведения и тип адаптации к среде, а также темперамент человека;
    3. Способности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности.
  • Психические образования, являющиеся результатом работы психики человека – приобретенные знания, умения, навыки, взгляды, убеждения и др.
    • В сжатом варианте психические явления показаны на схеме «Виды психических явлений».

      Виды психических явлений

    Общая характеристика социально-психологических явлений и процессов

    Общественные отношения классифицируются по основным критериям:

    1. По форме проявления (правовые, политические, моральные, религиозные, этические и др.) 2.С точки зрения принадлежности субъектов (национальные, конфликтные, классовые) 3.На основе анализов связи между людьми. 4)По реглам-ту общих отношений (официальные и не официальные).

    Разница между общими и психологическими отношениями заключается в следующем:

    Общественное всегда материальное и является следствием распределения социальных ролей. Психологические отношения всегда субъективны.

    Психологические отношения насыщены эмоциями, чувствами, носят личностный характер и представляют собой систему ориентации, ожиданий через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

    Психология взаимоотношения- это процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимной связи отношений, совместных переживаниям и совместной деятельностью.

    Механизм проявления соц.-псих. явлений и процессов:

    1. Механизм подражания .

    А) Подражание отдельному человеку Б) КонгруэнцияВ) Референтность

    2. Заражение — неосознанная передача эмоционального состояния от одного человека к другому в условиях непосредственного конфликта.

    3. Идентификация- позволяет сравнивать, сопоставлять внутреннее состояние партнёра

    с учётом психологических характеристик.

    4. Конформизм – проявляются тенденции членов группы так изменить своё поведение, ценности, мнение, что бы они не противоречили точкам зрения окружающих.

     

    Межличностные и межгрупповые отношения в социальной психологии.

    Взаимодействие— процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность.

    Процесс взаимодействия: Физический контакт, Перемещение в пространстве.Вербальный или не вербальный контакт.Совместная, групповая деятельность.

    Межличностные действия – случайное, частное или публичное, длительное или коротковременное, вербальные или не вербальные контакты 2-х или более человек вызванные изменением в поведении, в отношении к деятельности или переживаниях.

    Межгрупповые взаимодействия– процесс непосредовенного или опосредованного воздействия множества субъектов (объектов) друг на друга порождающий характер отношений.

    Взаимодействие 3 уровня развития: Низший уровень ( первичные контакты людей), Средний уровень (продукт совместной деятельности). Строятся на основе сотрудничества. Высший уровень – полное взаимопонимание.

    Взаимодействие имеет 3 варианта : Воздействие,Содействие, Противодействие.

    Стили взаимодействия:

    1. Продуктивный (контакты партнёров способствуют установлению и проявлению отношений взаимного доверия)

    2. Не продуктивный (контакт партнёров блокирует реализация личностного потенциала и достижение результатов деятельности)

    Межличностные отношения- Субъективная связь, возникшая в результате фактического взаимодействия и в сопровождении различного эмоционального состояния.

    Виды: Знакомство, Приятельские. Дружеские. Любовные. Родственные. Деструктивные

    Сущность социальной перцепции.

    Сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.

    Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

    Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

    Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

    Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

    Социальная психология межличностного познания

    Своеобразие взаимодействия людей в социальной психологии

    Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь.

    Вопрос 4. Явления, изучаемые в психологии

    Основные типы явлений,
    изучаемых в психологии, – это свойства,
    процессы и состояния. Психические
    свойства – это устойчивые особенности
    психики человека. Психические процессы
    – это элементарные (простейшие)
    психические явления, включенные в более
    сложные виды психической деятельности;
    они кратковременны. Психические состояния
    сложны и длительны, могут быть несколько
    часов, дней, недель и более. Всего
    Р.С.Немов выделяет 12 групп явлений,
    изучаемых психологией.

    1. Процессы индивидуальные, внутренние
    (психические): воображение, восприятие,
    мышление, память, рефлексия, речь,
    творчество и многие другие.

    2.
    Состояния индивидуальные, внутренние
    (психические): адаптация, аффект, внимание,
    интерес, любовь, настроение, страсть,
    стресс, стыд, эмоция и т.д.

    3. Свойства индивидуальные,
    внутренние (психические): задатки,
    индивидуальность, работоспособность,
    решительность, упрямство и другие.

    4.
    Процессы индивидуальные, внешние
    (поведенческие): деятельность, игра,
    мимика, подражание и т.д.

    5.Состояния
    индивидуальные, внешние (поведенческие):
    готовность, интерес, установка.

    6.
    Свойства индивидуальные, внешние
    (поведенческие): авторитетность,
    внушаемость, гениальность, настойчивость,
    эгоизм и т.д.

    7.
    Процессы групповые, внутренние:
    коммуникация, общение, межличностные
    отношения и другие.

    8. Состояния групповые,
    внутренние: конфликт, сплоченность,
    психологический климат и т.д.

    9.
    Свойства групповые, внутренние:
    совместимость, соперничество, стиль
    лидерства и т.д.

    10. Процессы групповые,
    внешние: межгрупповые отношения.

    11. Состояния групповые,
    внешние: паника, открытость или закрытость
    группы.

    12. Свойства групповые,
    внешние: организованность.

    Вопрос 5. Методы современной психологии

    Проводится
    обсуждение со слушателями следующих
    вопросов:

    А. Общее понятие о
    научном методе.

    Б. Различные
    классификации психологических методов.

    В. Характеристика
    отдельных методов (требования к каждому
    методу, правила применения, виды,
    достоинства и недостатки):

    а) неэкспериментальные
    методы: наблюдение; беседа, интервью,
    опрос; анкетирование; анализ продуктов
    деятельности;

    б)
    экспериментальные методы: лабораторный
    эксперимент; естественный эксперимент;
    другие виды;

    в)
    диагностические методы: тестирование;
    шкалирование.

    Контрольные
    вопросы

    1.
    Дайте определения понятий «психология»,
    «психика», «субъект».

    2.
    Назовите основные задачи науки психологии.

    3.
    Какова структура психологической науки?

    4.
    Охарактеризуйте явления, изучаемые в
    психологической науке.

    5.
    Охарактеризуйте методы науки психологии.

    Тема 2. Общая характеристика психических познавательных процессов

    Познавательная
    деятельность человека складывается из
    серии познавательных психических
    процессов. Психические процессы
    – это процессы, происходящие в голове
    человека, это элементарные (простейшие)
    психические явления, включённые в более
    сложные виды психической деятельности.
    Психические процессы, с помощью которых
    человек познаёт окружающий мир, себя и
    других людей, называют познавательными
    процессами.

    К
    психическим познавательным процессам
    относятся ощущения, восприятие,
    представление, память, мышление,
    воображение. Познавательная деятельность
    осуществляется также с помощью внимания
    и речи. Процесс познания окружающего
    мира осуществляется на двух уровнях:
    чувственного познания,
    включающего в себя ощущения, восприятия
    и представления, и логического
    познания, осуществляемого
    посредством понятий, суждений и
    умозаключений (мышление).

    Психические
    познавательные процессы выступают как
    важнейшие компоненты любой человеческой
    деятельности, они обеспечивают её
    эффективность. Для того чтобы удовлетворять
    свои потребности, общаться, играть,
    учиться, трудиться (это виды деятельности),человек должен
    воспринимать мир, представлять то, что
    ему нужно делать, запоминать, обдумывать,
    высказывать. То есть без участия
    психических процессов человеческая
    деятельность невозможна. Более того,
    психические процессы не просто участвуют
    в деятельности, а они в ней развиваются.

    Чем
    лучше развиты познавательные процессы,
    тем более способным является человек.
    Лёгкость и эффективность учения зависят
    от уровня развития познавательных
    процессов. Человек рождается с задатками
    познавательной деятельности. Новорожденный
    осуществляет познавательную деятельность
    инстинктивно. Затем в процессе
    жизнедеятельности человек развивает
    свои познавательные возможности и
    учится ими управлять.

    В
    целом уровень развития познавательных
    процессов зависит от имеющихся при
    рождении задатков, от характера воспитания
    ребёнка в семье и школе, от его собственной
    активной деятельности по развитию своих
    познавательных процессов.

    Контрольные
    вопросы

    1. Дайте
      определение понятия «психические
      познавательные процессы».

    2. Перечислите
      познавательные процессы.

    3. Назовите
      функции познавательных процессов.

    4. Дайте
      характеристику уровням процесса
      познания окружающего мира.

    5. Какие
      виды деятельности человека вы знаете?
      Охарактеризуйте их.

    6. От
      каких факторов зависит уровень развития
      познавательных процессов?

    Структура психических явлений

    Высшие
    психические функции (ВПФ)
    — теоретическое понятие, введенное
    Л.С.Выготским, обозначающее сложные
    психические процессы, социальные по
    своему формированию, которые опосредствованы
    и за счет этого произвольны. По его
    представлениям, психические явления
    могут быть натуральными, детерминированными
    преимущественно генетическим фактором,
    и культурными, надстроенными над первыми,
    собственно высшими психическими
    функциями, которые всецело формируется
    под влиянием социальных воздействий.
    Основным признаком высших психических
    функций является их опосредствованность
    определенными психологическими орудиями,
    знаками, возникшими в результате
    длительного общественно-исторического
    развития человечества, к которым
    относится прежде всего речь. Первоначально
    высшая психическая функция реализуется
    как форма взаимодействия между людьми,
    между взрослым и ребенком, как
    интерпсихологический процесс, и лишь
    затем — как внутренний, интрапсихологический.
    При этом внешние средства, опосредствующие
    это взаимодействие, переходят во
    внутренние, т.е. происходит их
    интериоризация. Если на первых этапах
    формирования высшей психической функции
    она представляет собой развернутую
    форму предметной деятельности, опирается
    на относительно простые сенсорные и
    моторные процессы, то в дальнейшем
    действия свертываются, становясь
    автоматизированными умственными
    действиями. Психофизиологическим
    коррелятом формирования высших
    психических функций выступают сложные
    функциональные системы, имеющие
    вертикальную (корково-подкорковую) и
    горизонтальную (корково-корковую)
    организацию. Но каждая высшая психическая
    функция жестко не привязана к какому-либо
    одному мозговому центру, а является
    результатом системной деятельности
    мозга, в которой различные мозговые
    структуры делают более или менее
    специфический вклад в построении данной
    функции. Считается, что они возникают
    на основе натуральных психических
    функций, за счёт опосредствования их
    психологическими орудиями, например,
    знаками. К высшим психическим функциям
    относят: восприятие, произвольное
    внимание, память, мышление, речь.

    1. Становление
      сознания как высшей формы психического
      отражения. Структура, функции,
      характеристика сознания

    Сознание
    — это высший уровень психического
    отражения объективной реальности, а
    также высший уровень саморегуляции,
    присущий только человеку как социальному
    существу.

    Сознание
    связано с понятием отражение.

    Отражение
    — всеобщее свойство материи, заключающееся
    в воспроизведении
    в ходе взаимодействия особенностей
    отражаемого объекта или процесса.
    Свойство отражения, характер его
    проявления зависят от уровня организации
    материи. Выделяется три основных уровня:
    отражение в
    неживой природе, на биологическом уровне
    и социальное.

    В
    неживой природе
    отражение проявляется виде физико­химических
    взаимодействий (нагревание проводника,
    химические реакции). В
    живой природе
    оно выступает в формах раздражимости,
    чувствительности, восприятия представлений.
    У высокоразвитых животных появляется
    нервная
    система, которая
    регулирует и контролирует все функции
    организма в его постоянном взаимодействии
    с внешней средой. Появляются рефлексы
    — ответные приспособительные реакции
    организма на внешние воздействия —
    безусловные и условные (инстинкты —
    половой, пищевой, оборонный и т.д.).
    Системы условно­рефлекторных связей,
    формирующихся в коре больших полушарий
    головного мозга при поступлении в нее
    импульсов от внешних и внутренних
    раздражителей, образует первую сигнальную
    систему (сами предметы) и вторую —
    слова-понятия (это уже возникновение
    сознания).

    Высшая
    форма отражения — социальная (сознание).
    Важнейшими свойствами сознания являются
    активность
    и способность
    к целеполагающей деятельности
    (а не просто приспособительные реакции
    каку животных). Активность
    сознания
    проявляется в том, что оно:

    1) 
    отражает мир целенаправленно и
    избирательно;

    2) 
    конструирует теоретические модели,
    объясняющие закономерности окружающего
    мира;

    3) 
    разрабатывает прогнозы развития
    природных и социальных явлений и
    процессов;

    4) 
    служит основой преобразовательной
    деятельности человека.

    (воображение,
    интуиция.

    Происхождение
    сознания

      
    Становление
    человека в процессе эволюции сопровождалось
    разложением инстинктивной (животной)
    основы психики и формированием механизмов
    сознательной деятельности. Сознание
    могло возникнуть лишь как функция
    высокоорганизованного мозга, который
    сформировался под влиянием труда и
    речи.

      
    Благодаря
    тому, что труд является сложной
    целенаправленной деятельностью, он и
    сослужил свою решающую роль в формировании
    и становлении сознания. Каждая трудовая
    деятельность сопровождается критическим
    осмыслением ситуации, своих возможностей,
    возможностей окружающих людей. Человек
    синтезирует желаемый результат трудовой
    деятельности — цель. Он ищет пути наиболее
    качественного и эффективного достижения
    цели, анализирует результаты своего
    труда, осознает свои ошибки и находки.

      
    Необходимость
    совершения данных умственных операций
    получила свое материальное фиксированное
    выражение в том, что мозг как орган
    сознания развивался одновременно с
    развитием руки как органа труда.

    В
    процессе развития трудовой деятельности
    уточнялись и обогащались осязательные
    ощущения. Логика практических действий
    фиксировалась в голове и превращалась
    в логику мышления: человек учился думать.
    Постепенно развивалось воображение:
    человек мог заранее представить результат
    деятельности, варианты развития событий.

      
    Параллельно
    с развитием труда и сознания формировался
    сам человек, развивались отношения с
    другими людьми, развивалось в целом
    человеческое общество. Начало проявляться
    распределение обязанностей и социальных
    ролей. Коллективный труд предполагал
    сотрудничество людей и тем самым хотя
    бы элементарное разделение трудовых
    действий между его участниками.

      

    Основными
    характеристиками
    сознания являются:

    • отражение
      окружающего мира с помощью познавательных
      процессов (ощущение, восприятие, память,
      мышление, воображение). Нарушение любого
      из познавательных процессов приводит
      к расстройству сознания;

    • различение
      субъекта и объекта (т.е. того, что
      принадлежит «Я» и «не Я»),
      которое происходит в процессе формирования
      самосознания человека. Человек —
      единственное живое существо, способное
      к самопознанию ;

    • самооценки
      своих поступков и себя в целом. По
      выражению Гегеля, «человек есть
      животное, но он уже не животное, потому
      что знает, что он животное. Самосознание
      проявляется в: познавательной
      (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ,
      самокритика), эмоциональной (самочувствие,
      самолюбие, скромность, гордость, чувство
      собственного достоинства) и волевой
      (сдержанность, самоконтроль, самообладание,
      дисциплина) формах;

    • обеспечение
      целеустремлённой деятельности человека.
      Благодаря опережающему отображению
      человек раскрывает причинно-следственные
      связи, предусматривает будущее, ставит
      перед собой цель, учитывает мотивы и
      принимает волевые решения, вносит
      необходимые коррективы, преодолевает
      трудности. Своей деятельностью он
      активно влияет на окружающий мир;

    • наличие
      эмоционально-оценочных отношений ко
      всему, что происходит вокруг, к другим
      людям и к самому себе. Эта характеристика
      сознания проявляется наиболее отчетливо
      в таких нравственных чувствах, как
      чувство долга, патриотизм, интернационализм
      и др. Переживания усиливают четкость
      осознания себя и окружающего мира, а
      потому является важным стимулом для
      активизации сознания.

    В
    целом сознание характеризуется

    1.
    Активностью (избирательностью),

    2.
    интенциональностью (направленностью
    на предмет),

    3.
    мотивационно-ценностным характером.

    4.
    Различными уровнями ясности.

    К
    неотъемлемым признакам сознания
    относятся: речь, мышление и способность
    создавать обобщенную модель окружающего
    мира в виде совокупности образов и
    понятий.

    В
    структуру
    сознания входят ряд элементов, каждый
    из которых отвечает за определенную
    функцию сознания:

    1. Познавательные
    процессы (ощущение,
    восприятие, мышление, память). На их
    основе формируется совокупность знаний
    об окружающем мире.

    2. Различение
    субъекта и объекта
    (противопоставление себя окружающему
    миру, различение «Я» и «не Я»).
    Сюда входят самосознание, самопознание
    и самооценка.

    3. Отношения
    человеку к себе и окружающему миру
    (его чувства, эмоции, переживания).

    4.
    Креативная
    (творческая) составляющая
    (сознание формирует новые образы и
    понятия, которых ранее не было в нем с
    помощью воображения, мышления и интуиции).

    5.
    Формирование
    временной картины мира
    (память хранит образы прошлого, воображение
    формирует модели будущего).

    6. Формирование
    целей деятельности
    (исходя из потребностей человека,
    сознание формирует цели деятельности
    и направляет человека на их достижение).

    Структура
    сознания по А.Н. Леонтьеву. Составляющие
    сознания:

    а)
    Чувственная ткань — чувственные
    составляющие конкретных образов
    реальности, актуально воспринимаемой
    или всплывающей в памяти, относимой к
    будущему или даже только воображаемой.
    Особая функция чувственных образов
    сознания состоит в том, что они придают
    реальность сознательной картине мира,
    открывающейся субъекту, т.е. мир выступает
    для субъекта как существующий не в
    сознании, а вне его сознания — как
    объективное поле и объект его деятельности.
    Развитие чувственного содержания
    сознания происходит в процессе развития
    человеческих форм деятельности. У
    человека чувственные образы приобретают
    новое качество, а именно, означенность.

    б)
    Значение — обобщенный опыт человечества,
    знания, выраженный в языке. Носителями
    значений является язык, но за языковыми
    значениями скрываются общественно-выработанные
    способы действия, в процессе которых
    люди изменяют и познают объективную
    реальность

    в)
    Личностный смысл — значение для меня.
    Функция личностного смысла — пристрастность
    сознания (субъективность мышления).

    Структура
    сознания включает
    в себя следующие компоненты:

    1) 
    телесно-перцептивные
    способности и получаемые на их основе
    первичные знания об окружающем мире и
    о самом себе;

    2) 
    логико-понятийные
    способности и знания, получаемые на их
    основе; они дают возможность выйти за
    пределы непосредственно чувственно
    данного, достичь сущностного
    понимания объектов, закономерностей
    связей между ними;

    3) 
    эмоциональные
    составляющие сознания, они не связаны
    непосредственным образом с внешним
    миром; это сфера личностных
    переживаний, воспоминаний, предчувствий
    и т.п.;

    4) 
    ценностно-смысловые
    составляющие содержат в себе высшие
    мотивы
    деятельности
    ,
    ее духовные идеалы, способности к их
    формированию и пониманию

    1. Понятие
      и сущность деятельности. Структура
      деятельности: мотив, цель, действия,
      операция, движение

    Деятельность
    — это динамическая система взаимодействия
    субъекта с миром. В процессе этого
    взаимодействия происходит возникновение
    психического образа и его воплощение
    в объекте, а также реализация субъектом
    своих отношений с окружающей реальностью.
    Любой простейший акт деятельности
    является формой проявления активности
    субъекта, а это означает, что любая
    деятельность имеет побудительные
    причины и направлена на достижение
    определенных результатов.

    Побудительными
    причинами деятельности человека являются
    мотивы —
    совокупность
    внешних и внутренних условий, вызывающих
    активность субъекта и определяющих
    направленность деятельности. Именно
    мотив, побуждая к деятельности, определяет
    ее направленность, т. е. определяет ее
    цели и
    задачи.

    Цель
    — это осознанный образ предвосхищенного
    результата, на достижение которого
    направлено действие человека. Целью
    может быть какой-либо предмет, явление
    или определенное действие. Задача —
    это заданная в определенных условиях
    (например, в проблемной ситуации) цель
    деятельности, которая должна быть
    достигнута путем преобразования этих
    условий согласно определенной процедуре.
    Любая задача всегда включает в себя
    следующее: требования, или цель, которой
    надо достичь; условия, т. е. известный
    компонент постановки задачи; искомое
    — неизвестное, которое надо найти, чтобы
    достигнуть цели. Задачей может быть
    конкретная цель, которой надо достичь.
    Однако в сложных видах деятельности
    чаще всего задачи выступают как частные
    цели, без достижения которых нельзя
    достичь главной цели.

    Основными
    видами деятельности являются игра,
    учение и труд.

    7 основных психологических явлений в UX-дизайне | Карлос Хан

    Не будьте злыми и не злоупотребляйте ими, чтобы манипулировать конечными пользователями

    Carlos Han Почему хороший пользовательский интерфейс не всегда работает так, как должен? Может быть, потому что у него плохой UX ¯ \ _ (ツ) _ / ¯

    Когда я впервые увидел этот мем, он показался мне слегка забавным, а затем я провел небольшой мысленный эксперимент — почему кошки так себя ведут и что мог сделать хозяин чтобы решить эту забавную неразбериху? У него простой и понятный пользовательский интерфейс, каждый может понять, что это такое, когда увидит его.Но как насчет его пользовательского опыта?

    Задача : Все чаши выглядят одинаково, и все три из них помещены в одну деревянную подставку с тремя отверстиями одинакового размера. Итак, когда появляются три кошки, как они должны знать, какую миску взять?

    Простое решение (i) для этого — разместить две маленькие панели между двумя мисками, чтобы имитировать кабину, поскольку это даст кошкам подсознательное ощущение пространства. Лучшее решение (ii) — направить кошек в предназначенную им миску, это, конечно, потребует практики и обучения.Наконец, самое идеальное решение (iii) — это выяснить предпочтения трех кошек и убедиться, что каждое предпочтение уникально, а затем поставить любимую миску каждой кошки с ее любимой едой внутри.

    (i) интервенционный дизайн . Он намеренно устанавливает стены и баррикады, чтобы изолировать работу одного пользователя. Мы уже видели это сто раз — банкоматы, ванные комнаты, телефонные будки, спальни и т. Д.

    (ii) — это направленный дизайн .Он использует ориентировочные метки и выделение, чтобы помочь пользователям ориентироваться и определять местонахождение. Такие вещи, как указатели на станциях, карты города и лестницы, направляют пользователей через сложные системы и достигают места назначения.

    (iii) проактивное проектирование . Вместо того, чтобы сгребать все, что вы набросили пользователю в глотку, он изучает его поведенческий паттерн и использует эту информацию для обслуживания. Вот почему мы начинаем видеть в Netflix новую функцию «Потому что вы смотрели…», а Google Maps пытается найти для вас классное кафе на основе ваших недавних действий.

    https://www.youtube.com/watch?v=wbkslm52xog

    С (i) до (iii) мы видим, что решение становится все более личным и интеллектуальным. Мы, homo sapiens, — социальные и разумные животные, мы не можем отделить свои эмоции от поведения. Чувство выполненного долга, когда мы добиваемся успеха, и чувство разочарования, когда мы терпим неудачу, — вот побудительные мотивы, которые мы развиваем. Представьте себе, если бы дизайнеры инфраструктуры и разработчики корпоративных продуктов не обращали никакого внимания на наше поведение, познания и взаимодействия, мы будем сеять хаос в этом мире, как эти три кота.

    .

    Парапсихологический феномен | Britannica

    Парапсихологический феномен , также называемый феноменом PSI , любой из нескольких типов событий, которые не могут быть объяснены законами природы или знаниями, явно приобретенными с помощью иных, чем обычные сенсорные способности. Дисциплина, связанная с исследованием таких явлений, называется парапсихологией.

    Описаны парапсихологические явления двух типов. Они могут быть когнитивными, как в случае ясновидения, телепатии или предвидения.Здесь считается, что один человек получил знания о фактах, мыслях других людей или о будущих событиях без использования обычных сенсорных каналов — отсюда термин экстрасенсорное восприятие (ESP), часто используемый для обозначения этих явлений. С другой стороны, парапсихологические явления могут иметь физический характер: считается, что на падение игральных костей или раздачу карт влияет «желание» человека упасть определенным образом; или объекты перемещаются, часто с применением силы, полтергейстами ( см. полтергейст ).В этой связи часто используется термин психокинез. Общий термин «пси» стал использоваться для обозначения всех видов парапсихологических явлений.

    Научный интерес к этому предмету возник сравнительно недавно, но вера в реальность таких явлений широко распространена с самых ранних зарегистрированных времен. До появления современной науки причинно-следственные связи всех сложных физических явлений были очень плохо изучены, и поэтому апелляции к нематериальным факторам (призракам, колдунам, демонам, мифологическим существам) заняли место причинного научного объяснения.Несмотря на это, были широко распространены споры о реальности явлений, которые явно выходили за рамки повседневных событий, таких как достоверные пророчества, как в Дельфийском оракуле, или воскрешение мертвых.

    Существование парапсихологических феноменов продолжает оставаться предметом споров, хотя общества по изучению психических явлений, состоящие из выдающихся ученых и неспециалистов, существуют уже более века. В 1882 году в Лондоне было основано Общество психических исследований, а шесть лет спустя было основано подобное общество в Соединенных Штатах, отчасти благодаря усилиям психолога Уильяма Джеймса.Такие общества были созданы позже в большинстве европейских стран, и активная работа ведется, особенно в Нидерландах, Франции, Италии, России и Японии. Университеты медленнее признают психологические исследования в качестве серьезного предмета для изучения. Значительный интерес вызвала деятельность парапсихологической лаборатории Университета Дьюка, Дарем, Северная Каролина, под руководством американского парапсихолога Дж. Б. Рейна с 1930-х по 1960-е годы. Позже в Утрехтском университете был открыт отдел психических исследований под руководством В.H.C. Tenhaeff.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
    Подпишитесь сегодня

    Одной из причин интереса к психическим исследованиям во второй половине 19 века был подъем спиритического движения, которое выросло из признания духовного общения как реального и использования его в качестве основы новой религии. Некоторые из первых исследователей психики также были спиритуалистами, как, например, британский спиритуалист Ф.В.Х. Майерс и британский физик сэр Оливер Лодж.Другие исследователи психики (например, французский физиолог Шарль Рише) принимали паранормальную активность как реальную, но отвергали спиритуалистическое объяснение, в то время как другие не придерживались какой-либо точки зрения.

    Дискуссия о парапсихологических явлениях иногда принимает эмоциональный оттенок, неподходящий для научной дисциплины, и по-прежнему часто высказываются откровенные, но противоречивые мнения. Верующие и неверующие в пси могут основывать свою веру или неверие на том, что они считают научным свидетельством, на своем личном опыте или на какой-то более широкой системе взглядов и ценностей, в которую ESP подходит или не подходит.Когда такие крайние и противоречивые взгляды широко распространены, почти наверняка доказательства неубедительны в любом случае и что уверенные выводы вряд ли будут подтверждены обзором всех известных фактов.

    .

    % PDF-1.4
    %
    216 0 объект>
    endobj

    Xref
    216 114
    0000000016 00000 н.
    0000003338 00000 н.
    0000003541 00000 н.
    0000003567 00000 н.
    0000003615 00000 н.
    0000003650 00000 н.
    0000003953 00000 н.
    0000004062 00000 н.
    0000004172 00000 п.
    0000004281 00000 п.
    0000004390 00000 н.
    0000004531 00000 н.
    0000004610 00000 н.
    0000004689 00000 п.
    0000004767 00000 н.
    0000004845 00000 н.
    0000004923 00000 н.
    0000005001 00000 н.
    0000005080 00000 н.
    0000005159 00000 н.
    0000005235 00000 п.
    0000005313 00000 н.
    0000005391 00000 п.
    0000005468 00000 н.
    0000005545 00000 н.
    0000005622 00000 н.
    0000005700 00000 н.
    0000005778 00000 н.
    0000005855 00000 н.
    0000005932 00000 н.
    0000006008 00000 н.
    0000006087 00000 н.
    0000006166 00000 п.
    0000006422 00000 н.
    0000007121 00000 н.
    0000007715 00000 н.
    0000008077 00000 н.
    0000008509 00000 н.
    0000008898 00000 н.
    0000009207 00000 н.
    0000009774 00000 п.
    0000009851 00000 н.
    0000011874 00000 п.
    0000012158 00000 п.
    0000012319 00000 п.
    0000018977 00000 п.
    0000019349 00000 п.
    0000019732 00000 п.
    0000020172 00000 п.
    0000026838 00000 п.
    0000027991 00000 н.
    0000028136 00000 п.
    0000028692 00000 п.
    0000028862 00000 п.
    0000039209 00000 п.
    0000039597 00000 п.
    0000039991 00000 н.
    0000040216 00000 п.
    0000040502 00000 п.
    0000040568 00000 п.
    0000040807 00000 п.
    0000041091 00000 п.
    0000042248 00000 п.
    0000043380 00000 п.
    0000044564 00000 п.
    0000045542 00000 п.
    0000046351 00000 п.
    0000046630 00000 п.
    0000046972 00000 п.
    0000047185 00000 п.
    0000047417 00000 п.
    0000047930 00000 п.
    0000048768 00000 п.
    0000049757 00000 п.
    0000050394 00000 п.
    0000067582 00000 п.
    0000067891 00000 п.
    0000068106 00000 п.
    0000068161 00000 п.
    0000070157 00000 п.
    0000070415 00000 п.
    0000070756 00000 п.
    0000070877 00000 п.
    0000072156 00000 п.
    0000072390 00000 п.
    0000073864 00000 п.
    0000074113 00000 п.
    0000074463 00000 п.
    0000074585 00000 п.
    0000075068 00000 п.
    0000075184 00000 п.
    0000075260 00000 п.
    0000075317 00000 п.
    0000075463 00000 п.
    0000075565 00000 п.
    0000075665 00000 п.
    0000075779 00000 п.
    0000075926 00000 п.
    0000076036 00000 п.
    0000076156 00000 п.
    0000076265 00000 п.
    0000076408 00000 п.
    0000076556 00000 п.
    0000076727 00000 н.
    0000076828 00000 п.
    0000076926 00000 п.
    0000077037 00000 п.
    0000077138 00000 п.
    0000077236 00000 п.
    0000077347 00000 п.
    0000077467 00000 п.
    0000077578 00000 п.
    0000077692 00000 п.
    0000002576 00000 н.
    прицеп
    ] >>
    startxref
    0
    %% EOF

    329 0 obj> поток
    xb«a` Ȁ

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.