Характерологические особенности личности учителя | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»
Характерологические особенности личности учителя
Учительская профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к творческим сторонам личности, по сложности психического напряжения близка к деятельности ученого, писателя, артиста. Особенность труда учителя состоит еще и в том, что объектом и продуктом его является самый «уникальный по своей ценности материал» — человек. И не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире. В современных условиях нельзя правильно и эффективно решать вопросы обучения и воспитания, не овладев педагогическим мастерством, обширными знаниями по психологии и педагогике, не научившись критически и творчески применять их в работе с детьми. Кроме того, никакое, даже отличное знание принципов и правил обучения, никакие лекции и доклады о работе, о мастерстве учителя не помогут, не принесут пользы, не приведут к успеху, если сам учитель не будет к этому стремиться, если он не будет гореть постоянным и страстным желанием стать лучше, стать грамотнее, квалифицированнее, стать необыкновенным в глазах детей. Надо, чтобы учитель всегда проявлял душевное беспокойство за свое дело, за учащихся, чтобы оно стало нормой и основой воспитательной деятельности. Иначе говоря, ни грамма равнодушия и безразличия к объекту обучения и воспитания, ни минуты в труде без осознания того, что ты учитель, ты обязан, это твое святое дело вести детей к совершенству. Только в таком случае можно добиться влияния на детей, обрести педагогическое мастерство.
От личных характерологических особенностей учителя во многом зависят и процесс, и успех воспитания. Учителя по призванию прежде всего отличает педагогическая целенаправленность — такая черта характера, которая не позволяет ему отвлечься от главной цели своего труда — управлять формированием личности школьника. Управлять — значит планировать, проектировать. Следовательно, настоящий учитель как бы наперед видит своего воспитанника, подходит к нему с оптимистической гипотезой. Целенаправленность требует последовательности и систематичности в педагогическом деле, способности остро, точно и критически оценивать результаты своего труда. Настойчиво следуя по пути осуществления своих учебно-воспитательных целей, учитель должен верить в возможность творческого развития детей. И если бы педагог не обладал оптимизмом, его труд был бы бессмысленным, потерял бы всякое значение; он неизбежно столкнулся бы с вопросом: ради чего планировать свою деятельность, ради чего заглядывать вперед, проектировать личность учащегося? Один из лучших педагогов рекомендовал искать в человеке не худшие стороны, а лучшие, с них начинать воспитание.
Чтобы быть оптимистом, надо быть одновременно и гуманистом. Если попытаться простым перечислением некоторых признаков дать представление о гуманизме, то получится следующее: поощрение всего доброго, что проявляется в человеке; любовь к детям; отсутствие оскорблений и унижений; недопустимость унижающей критики, сарказма, иронии, грубых оценочных суждений и т. д. Показателем этого ценнейшего качества учительской личности является претворение в практику своей деятельности принципа, сформулированного А. С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему»[3].
Очень важной, с точки зрения проявления в педагогической практике, является такая черта характера учителя, как уравновешенность, играющая исключительную роль в формировании как правильных взаимоотношений с учащимися, так и стиля руководства ученическим коллективом. Учитель должен быть сдержанным в ситуациях; проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности, отличаться ровностью в динамике чувств. Учитель должен быть всегда объективным в своей деятельности.
Следующее, очень важное качество личности учителя — требовательность. Требовательность происходит из сознания долга и ответственности. В меру разумная к самому себе, как и к другому человеку (учащемуся), она формирует нравственные начала, нормы правильного социалистического общежития, подчинение личных интересов общественным.
Требовательность педагога к себе означает следование требованиям морали, добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей по отношению к детям, к обществу. При этом надо отдавать себе ясный отчет в том, что требовательность — явление не абстрактное, а конкретное. А это значит, что предъявление требований к учащемуся должно опосредоваться учетом его индивидуальных особенностей, типа высшей нервной деятельности, психического состояния в данный момент. Педагогическая требовательность не должна подавлять и угнетать личность воспитуемого. Напротив, ее цель — вызвать и укрепить доверие к действиям педагога, а значит, вести к раскованности в отношениях, формированию свободы поведения и деятельности.
Отношение учащихся к учению во многом определяется авторитетом воспитателя. Смысл понятия «авторитет» раскрывается так: общепризнанное значение, влияние, сила воспитательного воздействия учителя на учащегося.
Глубокие и широкие специальные знания, владение детской и педагогической психологией, профессиональными умениями, высокая общая культура — вот те слагаемые, которые обеспечивают непререкаемый авторитет нашего современного учителя.
Профессиограмма — это идеальная модель будущего учителя, содержащая необходимые единицы измерения, в соответствии с которыми должны производиться профотбор в педагогические учебные заведения, определяться содержание обучения в них, воспитание и самовоспитание. Профессиограмма, таким образом, должна дать ясное представление о том, какими качествами должен обладать исходный и конечный «продукт» педагогических учебных заведений. Ясное понимание этой модели необходимо как преподавателю, так и студенту вуза. Преподавателю она помогает проектировать учебный процесс и целенаправленно формировать совокупность профессионально необходимых качеств у будущего учителя. Студенту же профессиограмма дает ясное представление об учителе как мастере, об учителе как идеале, к которому он сам должен стремиться в процессе самовоспитания.
Разные ученые нашей страны сходятся во мнении, что профессиограмма должна давать представление о психологических, физиологических и профессиональных требованиях к специалисту.
Значение профессиограммы не вызывает сомнений. Она как бы замещает для преподавателя и студента такой объект, как их представление о выпускнике пединститута. Вместе с тем она позволяет конкретизировать задачи педагогических учебных заведений, разрабатывать вопросы диагностики профпригодности и методики профессионального отбора молодежи в вуз.
На основе целого комплекса исследовательских методик (анкетирование, карта-схема, состоящая из опросных листов, и т. д.) В. А. Сластенин предлагает профессиограмму, состоящую из четырех разделов [6].
1. Свойства и характеристики личности учителя. Сюда входят: а) социальная направленность. Учитель — это прежде всего гражданин, носитель и пропагандист научного материалистического миропонимания; б) профессионально-педагогическая направленность. Учитель — это человек, не мыслящий своей деятельности без стремления познать детей, понять и научить их, человек, по призванию воспитывающий детей; в) познавательная направленность. Учитель — это человек, для которого образование и самообразование, постоянное повышение своей квалификации — непреходящие потребности.
2. Требования к психолого-педагогической подготовке учителя. К ним относятся: а) знания; б) умения и т. д.
3. Объем и состав специальной подготовки.
Этот раздел профессиограммы определяет тот объем общенаучной подготовки будущего учителя, который потом даст ему возможность работать на уровне мастера, а также тех четких, ясных знаний, умений и представлений, которые складываются у выпускника на основе специальной подготовки.
4. Содержание методической подготовки по специальности.
Структура этого раздела профессиограммы тоже состоит из общеметодических требований к учителю вообще и специально-методических требований к учителю конкретной специальности. Помочь выпускнику осознать эти требования — задача специальных кафедр.
Видимо, нет такого учителя, работающего по призванию, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели настоящего учителя, не мечтал достичь того высокого уровня в учебно-воспитательном процессе, который называется педагогическим мастерством.
Литература:
-
Ковалев А. Г. «Психология личности». — М.: просвещение, 1970. — с 60. -
Кондаков Н. И. «Логический словарь-справочник». М.: Наука, 1975. — с 158. -
Макаренко А. С. «Проблемы школьного воспитания», Педагогические сочинения.: — В 8 т.— Т. 4.— 1985, С. 150. -
Насырова З. М. «Методика проведения занятий по социальной педагогике», методические указания. — Ташкент, -2011. -
Под ред. А. В. Петровского. «Общая психология» — М.: Просвещение, 1976. — с 113. -
Сластенин В. А. «Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки».— М.: Просвещение, 1976.— С. 28. -
www.pedagog.uz
Основные термины (генерируются автоматически): учитель, будущий учитель, педагогическое мастерство, деятельность, ребенок, специальная подготовка, требование, учащийся, ясное представление.
Какими чертами характера должен обладать учитель? | Новости
Объективный, с чувством юмора, умеющий убеждать и понятно объяснять материал — такими качествами должен обладать педагог по мнению участников большого исследования. Проект “Портрет учителя в зеркале портрета ученика” в течение трёх лет готовили специалисты Санкт-Петербургского государственного университета. В опросе, который проводили в рамках проекта, участвовало около более семисот старшеклассников из разных регионов страны.
Педагоги вуза рассказали, что целью исследования было “составить представление о том, какие образовательные потребности есть у современного поколения школьников”.
Старшеклассников попросили дать ответы на вопросы о том, каким должен быть идеальный педагог. По мнению респондентов, учитель должен “уметь убеждать и понятно объяснять материал” — так ответили 91 процент опрошенных, “справедливо относиться ко всем ученикам, объективно оценивать их результаты и аргументировать оценки без эмоций” — 66 процентов. Столько же — 66 процентов — набрал ответ “у него должно быть чувство юмора”.
Несколько лет назад подобное исследование проводили специалисты портала Учёба.ру. О том, каким должен быть идеальный учитель, они спрашивали у родителей и учеников. На вопрос, какими чертами характера должен обладать учитель в первую очередь, родители чаще всего отвечали “активностью и умением вдохновлять” (43 процента), а школьники — “любовью к детям и отзывчивостью” (39,6 процента).
Мы решили узнать, каким видят идеального учителя красноярцы.
— Идеальный учитель — это тот, кто не говорит, что это самый худший класс, а лучше мотивирует нас, детей, к достижениям, — считает пятиклассница Алёна. — Он должен быть требовательным всю четверть, а не подгонять в конце, когда уже нужно выставлять итоговые оценки. И ещё — он сначала хорошо объясняет материал, а потом проводит контрольные работы.
Директор гимназии № 2 Ирина Штейнберг считает, что такие качества, как чувство юмора и коммуникативность, конечно, нужны педагогу, но гораздо важнее другое — предметные знания, то, чему он может научить ребят. По её словам, старшеклассники учреждения и их родители больше всего ценят именно это.
— Ребята понимают, что им предстоит сдача ЕГЭ, поэтому они ценят учителей, которые действительно дают знания, — говорит Ирина Геннадьевна. — Когда мы принимаем в коллектив нового педагога, перед тем как решить, подходит он нам или нет, просим его провести несколько пробных уроков. И смотрим его предметные знания, то, как он работает с детьми. Отмечу, что в последнее время к нам приходят очень хорошо подготовленные выпускники педагогического университета. В этом учебном году работу начнут три молодых специалиста, нам очень понравилось, как они провели пробные уроки.
ОТ АВТОРА
— Если говорить о личных качествах идеального учителя, на мой взгляд, он не должен быть паникёром и излишне мнительным человеком. Дети чувствуют его неуверенность в себе и нервозность, такое поведение не внушает доверия. А если учитель ещё и часто срывается на крик — контакта с детьми точно не получится. Рассудительность, спокойствие помогут педагогу в работе.
рекомендации домашней онлайн школы Фоксфорд
1. Порядок
Нелюбовь к детям и творческий подход, а именно порядок — основа профессионализма учителя начальных классов. И школа, и ребята, и родители много требуют от педагога. Чтобы справляться с нагрузкой, учительница должна чётко расставлять приоритеты, следить за выполнением правил в классе и поддерживать порядок на рабочем месте. Если у учителя начальных классов на столе завал, в классе грязно, а на шкафу нагромождение барахла — скорее всего, она не справляется с работой.
Порядок в кабинете отражает порядок в голове. Сумбурного, непоследовательного человека видно сразу. Для классного руководства он не годится и вряд ли надолго задержится в школе. Первоклассникам нужен учитель с твёрдыми принципами и сформированным характером — рядом с таким человеком они будут чувствовать себя защищёнными и смогут сосредоточиться на учёбе.
2. Профессионализм
Учитель не только сопровождает ребят на протяжении первых четырёх лет школьной жизни, но и даёт базовые знания. Как понять, что вы выбрали «сильного» педагога, который способен научить ребёнка основным понятиям и подготовить к дальнейшему образованию? Спросите завуча о результатах выпускников этого учителя, но учитывайте контингент учащихся. В рабочем районе на окраине города неплохо, если в классе присутствуют хорошисты и отличники. В элитарной школе, куда берут не всех, тройки должны насторожить.
Расспросите родителей нынешних учеников педагога:
- Как учатся ребята, менялась ли успеваемость год от года и почему?
- Дружны ли ученики в этом классе?
- Проводит ли учитель внеклассные мероприятия, праздники, выезды?
- Как складывались отношения ребёнка и родителей с педагогом?
- Какие конфликтные ситуации возникали за время учёбы и как они разрешились?
- Как часто и на что собирают деньги в классе, рассчитывает ли учитель на дорогие подарки?
3. Любовь к профессии
Должен ли учитель любить детей или это обязанность родителей — вопрос спорный, но педагогу точно следует любить своё дело. Когда учитель горит на работе, он вовлекает детей в проектную деятельность, готовит их к олимпиадам, школьным и районным конкурсам. На сайте школы или администрации района должны быть заметки о таких событиях, а в портфолио учителя — дипломы, грамоты, сертификаты и, конечно, фотографии.
Любящий свою профессию учитель организует яркие внеурочные мероприятия — экскурсии, поездки, творческие вечера. Об этом можно расспросить выпускников учителя и их родителей, заглянуть на страничку учителя в социальных сетях.
Три качества: умение поддерживать порядок, профессионал
12 признаков хорошего учителя | Мел
Хороший учитель — это, пожалуй, главный признак, по которому мы определяем школу. Но каким должен быть хороший учитель, порой непросто ответить даже самому себе. Хороший учитель может быть разным: и пожилой дамой с добрым сердцем, и вертлявым выпускником университета, но он должен быть человеком на своём месте. Компетентным, душевно адекватным и способным передавать знания ученику. «Мел» собрал 12 признаков, как нам кажется, хорошего учителя. Не то чтобы все они были обязательными, но обычно хороший учитель на практике умеет всё это или почти всё.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
1. Хороший учитель часто задаёт вопросы и умеет слушать ответы
Это абсолютно универсальное умение, которое высвечивает нам сразу много сторон учительской деятельности. Хороший учитель не задаёт ученикам дурацкие вопросы, на которые не нужны ответы («Петров, ты почему под партой? Тебя выдрать, что ли?»). Он не задаёт устрашающе трудных или формальных вопросов, от которых кровь стынет в жилах (вместо таких вопросов он может пользоваться просьбами. Например: «Докажите гипотезу Римана». Смайл).
Хороший учитель задаёт вопросы часто, можно сказать, они его главный инструмент. И его вопросы всегда вызывают больший или меньший интерес хотя бы у части учеников. Это могут быть слегка наводящие вопросы или такие вопросы, которые как бы открывают перед учениками вид на дальнейшую учебную «дорогу». Его вопросы просто не могут остаться без попытки ответа, хотя бы мысленного.
Принято считать, что хорошие вопросы задают хорошие ученики. Вопрос: где они этому научатся, если не у хорошего учителя?
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
2. Все ученики в классе хорошего учителя — люди
Лишним будет напоминать, что хороший учитель не унижает учеников физическими наказаниями, издевательствами, бранью, не троллит их, не науськивает одну часть класса на другую. Это азы. Но подлинный такой педагог ещё и умеет нормально относиться к тем, кто по каким-то причинам не любит его предмет. И умеет дать достойный отпор ученикам, которые пытаются бороться с ним за власть в классе или издеваться над ним самим.
Даже если ученик — реальный враг, цель которого подавить и унизить учителя, хороший учитель не будет пользоваться в борьбе с ним его методами. Потому что где, опять же, такой ученик-психопат научится иным методам взаимодействия, если пример не даст ему учитель?
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
3. Хороший учитель использует свойства своего темперамента на пользу дела
Мы знаем, что он может быть человеком со стальными нервами и ледяным взглядом. И может быть вертлявым живчиком и едким остряком. И может быть степенной дамой с небыстрым умом и добрым сердцем. Или молодой краснеющей девушкой. Рассеянным профессором-аутистом, бодрым массовиком-затейником… Кем угодно.
Важно одно. Каков бы ни был хороший учитель по своей психофизиологии, он всегда попадает в свою тарелку. Он делает для себя такой мир, в котором он выглядит уместно и естественно и где спектр его нормальных реакций и эмоций срабатывает в плюс. В классе такого учителя ученики настраиваются на «его» атмосферу. Они успокаиваются, но не тормозят, а лучше усваивают материал, он их «будит» и даже смешит, но они не шалят и опять же лучше усваивают материал. Тишина? Лучшая концентрация. Бурные споры? Поиск истины.
Не очень хорошему учителю его темперамент может мешать, и он легко выгорает. Характер такого учителя всегда чуть-чуть «цепляется», задевает за учебный процесс. Напротив, характер хорошего учителя всегда чётко вписан в работу, он служит ей смазкой, поэтому хороший учитель выгорает не так быстро. А всё потому, что он реалистично относится к себе и не пытается выглядеть лучше или переделать школьников.
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
4. Хороший учитель — это честный, благородный человек
Ну с детьми и особенно подростками иначе никак. Надо сказать, что в современной российской школе остаться честным и благородным иногда бывает нелегко. Но, как показывает практика, это возможно. И такие люди в наших школах есть. Пожалуйста, дышите, уважаемые учителя!
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
5. Хороший учитель имеет какую-то жизнь, кроме школьно-предметной
Например, обожает современное артхаусное кино или преподаёт в университете… Или всё это сразу. Конечно, бывают среди хороших учителей те, кто живут исключительно школой. Но посмотрим на дело с другой стороны: такие учителя, как правило, устраивают себе разнообразную и сложную жизнь в самой школе. Ведут какой-нибудь кружок или театр. Ходят с учениками в лыжные походы. То есть школа для них — не только школа, и это годный вариант всё того же «иметь другую жизнь, кроме предмета и класса».
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
6. Хороший учитель обладает чувством юмора
Нет, мы не о том, чтобы хохмить и балагурить, травить байки и подлизываться к детям. Юмор — это синоним понятия «адекватность состоянию окружающей среды». То есть чувство юмора в широком смысле — это умение управлять ситуацией или гибко приспособиться к ней, смотреть на неё широко, извлекать неожиданные смыслы. Иногда, почему бы и нет, эти смыслы бывают смешными.
Известно, что танец лучше всего предотвращает маразм, так как в танце требуется множество срочных маленьких движений, дабы подстроиться к партнёру. Мозг работает в результате очень интенсивно. Работа хорошего учителя в классе — тоже такой танец, только партнёров у него пара десятков или больше.
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
7. Хороший учитель — взрослый человек
Какой угодно, но взрослый, уже созревший. Хороший учитель не равен своим ученикам, даже если разница в возрасте у них несколько лет. Он качественно взрослее. Это проявляется в его умении взять ответственность за сиюминутную ситуацию в классе, а в случае начальной школы — и за долгосрочную атмосферу в нём.
Он может разозлиться, даже сорваться, может не сдержать смеха или иных «неподобающих» проявлений. Но вот чего точно никогда не случается, так это ситуаций его бессилия. Он сам выбирает свои реакции, а не ученики провоцируют его на них. В присутствии хорошего учителя не существует никаких неформальных лидеров класса, есть только один лидер — он сам.
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
8. Хороший учитель умеет передавать знания вместе с эмоциями
Подразумевается, что эти знания и эти эмоции у него есть, то есть хороший учитель знает и любит свой предмет. Информация сама по себе не имеет особой цены и не запоминается. Физику придётся сначала полюбить, а уж потом выучить. Чтобы уметь передавать эмоции, нужно иметь эмпатию, уметь эту информацию выдать «на языке» слушателя.
В общем, наверное, этот пункт самый важный. Это суть того, что делает на уроках хороший учитель: влюбляет в свой предмет. Конечно, не всех, хотя бывает и так, что в итоге весь класс валом валит поступать на биофак и в мед. Уж больно велик контраст между увлечённостью одного учителя и скучным отбыванием урока у других. И уж во всяком случае даже те, кто «не любит биологию», в случае, если биолог хороший учитель, с удовольствием слушают его, а значит, хоть что-то усвоят.
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
9. Хороший учитель — выживальщик в школьной среде
Школа — такое место, где все делается медленно и неправильно. КПД преподавания и обучения в школе низок, учитель завален грудой бумаг, детки, коллеги и начальство достают, оплата труда невысокая — вроде как не до идеалов. Наш мифический герой умеет лавировать между всеми этими подводными камнями, добиваясь какой-никакой эффективности своих уроков. Он не отчаивается и не считает, что ничего не может сделать. Он не сливает границы, пользуется дипломатией, бережёт своё пространство и время. Он знает на опыте: даже из такого сора, как современная школа, может вырасти что-то хорошее. И растит как умеет.
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
10. Хороший учитель — не выгоревший
Опасность выгорания есть у всех, но главный персонаж этого текста обладает инстинктом самосохранения, который при всей преданности профессии не даст ему истереться до полного нуля. Бывает, что хороший учитель на какое-то время входит в первую и даже вторую стадию выгорания (усталость, апатия, опустошенность), но всегда находит способ пополнить силы и не дойти до страшной необратимой стадии номер три, на которой все ученики навеки покажутся идиотами, сволочами и врагами. А пополнить силы хорошему учителю помогает пункт пять — про другую жизнь вне школы. Ну и пункт девятый — умение лавировать и давать себе передышку. Иначе ему не выжить.
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
11. Хороший учитель — в каком-то смысле неглуп
Важно, что в каком-то смысле. Он необязательно должен быть интеллектуалом. Он даже может быть интеллектуально ниже своих учеников. Наверное, важно не быть ограниченным, то есть понимать при любом количестве ума, что за пределами понимания учителя остаётся ещё очень и очень многое. И желательно хотеть туда идти вместе со своими учениками. Или хотя бы не мешать им проделать этот путь самим.
Бывают хорошие учителя очень скромных способностей, которые абсолютно не хватают с неба звёзд и прекрасно осознают это. Звёзды хватают их ученики.
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
12. Хороший учитель не мыслит только школьными категориями
Хороший учитель не будет считать, что три года жизни подростка должны быть полностью посвящены подготовке к ЕГЭ. Он спокойно относится к формальностям, которых так много в школьной жизни. Он понимает, что у нежелания учиться может быть множество причин. И не все они подлежат немедленному искоренению. Принимает, что не все ученики должны обязательно любить школу, его предмет и его лично.
Он отличает злостный бардак от рабочего беспорядка, мешающий шум от рабочего гула. В общем, он многое спускает на тормозах, иначе ему не продержаться и не сосредоточиться на главном. Он не дёргает детей по мелочам и сам по ним не дёргается.
Кадр из фильма «Зачётный препод», 2013 год
Основные черты педагога — Студопедия
Высокое гуманистическое назначение профессия педагога издавна признавалось прогрессивным человечеством.
Великий чешский педагог Я.-А.Коменский (1592-1670) находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая под солнцем».
Хороший учитель, подчеркивал немецкий педагог Ф.-А.Дистервег (1790 — 1866), твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от своих требований, он проводит культурно-воспитательную работу среди населения.
Известный русский педагог К.Д.Ушинский (1824 -1870) писал, что личность учителя — это «плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно», «личность воспитателя значит все в деле воспитания».
Выдающийся писатель Л.Н.Толстой (1828 — 1910) считал основным качеством народного учителя любовь к педагогическому труду и к детям, а также педагогический талант.
Талантливый украинский педагог В.А.Сухомлинский (1918 — 1970) подчеркивал: «Учитель — это не только человек, передающий своим ученикам определенную сумму знаний и умений. Учитель является для учеников путеводным огоньком, светочем, искрой, от которой в сердцах детей разгорается пламя любви к науке, стремление к знанию, к развитию личных способностей, дарований, талантов».
Современные требования к педагогу Украины сформулированы в законе «Об общем среднем образовании»
(1999 г.). В законе подчеркивается: «Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, которое имеет соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивает результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которой позволяет выполнять профессиональные обязанности в заведениях среднего образования».
Настоящий педагог должен работать на будущее, опережать свое время. Государство м общество доверяют педагогам обучение, воспитание молодежи — свою надежду и свое будущее.
Главной фигурой учебно-воспитательного процесса в вузе является личность преподавателя. Его личный пример — могучий фактор влияния на студентов. Общаясь со студентами, он воспитывает их и обучает, развивает способности и профессиональные качества.
Личность преподавателя — это сочетание универсальных и необыкновенных свойств, которые создают ему авторитет среди студентов.
К основным свойствам личности . преподавателя можно отнести: педагогическую направленность, особенности темперамента, характер, педагогическое мастерство.
Наиболее полно внутренний и внешний потенциал личности преподавателя характеризуется педагогической направленностью. Она определяется убежденностью в социальной значимости профессии педагога, научным мировоззрением, высокими ценностными ориентациями, гражданской ответственностью преподавателя.
В основе педагогической направленности преподавателя лежат потребности в педагогической деятельности, интерес и увлеченность педагогической работой, уважение к студентам, потребность в постоянном совершенствовании методики воспитания и обучения студентов.
Педагогическая деятельность предъявляет определенные требования к типу высшей нервной деятельности и темпераменту преподавателя. Это обусловлено тем, что ему нужно быть трудоспособным, активным, энергичным человеком. Он должен быстро восстанавливать свои силы, легко переключаться с одного вида деятельности на другой, выдерживать большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, сдерживать свои эмоциональные порывы в общении со студентами. Преподавателю работается всегда легче, если он обладает сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой.
Характер преподавателя отражают его моральные, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества, его отношения к людям, своей работе и самому себе.
Исследователи пытаются определить идеальный характер преподавателя. Среди наиболее значимых черт личности чаще всего называют (в алфавитном порядке): вдумчивость, вежливость, внимательность, воспитанность, выдержанность, гибкость поведения, гражданственность, гуманизм, дисциплинированность, доброжелательность, добросовестность, инициативность, коллективизм, критичность ума, логичность мышления, наблюдательность, настойчивость, организованность, ответственность, патриотизм, педагогическая эрудиция, порядочность, правдивость, принципиальность, решительность, самостоятельность, скромность, смелость, сообразительность, стремление к самоусовершенствованию, тактичность, требовательность, чувство нового, чувство собственного достоинства, щедрость души, эмоциональность и др.
Естественно, характер преподавателя постоянно совершенствуется. Он должен быть весьма восприимчивым и динамичным, готовым принять позицию студента и играть ту роль, которая лучшим образом соответствует учебно-воспитательной цели.
В целом роль преподавателя однозначна, но она содержит в себе множество ролевых оттенков, и в зависимости от возраста,
индивидуальных особенностей студентов, учебно-воспитательной цели и других факторов, преподаватель выступает в качестве: агитатора, артиста, воспитателя, героя, диктатора, докладчика, друга, инициатора, инструктора, информатора, исполнителя, исследователя, консультанта, контролера, критика, лидера, мастера, мыслителя, наблюдателя, наставника, образца для подражания, обвинителя, оратора, организатора, писателя, проповедника, просветителя, психолога, психотерапевта, рассказчика, редактора, романтика, руководителя, советника, слушателя, собеседника, специалиста, судьи, товарища, тренера, ученого, экзаменатора, эксперта, экспериментатора и т.п.
Положительные качества характера способствуют формированию педагогического мастерства преподавателя.
5 признаков действительно хорошего педагога
Каким должен быть настоящий, профессиональный учитель? У каждого на этот счет будет собственное мнение. Но большинство из нас назовут 5 главных черт педагога «с большой буквы». Вот эти качества настоящего учителя.
Можно сколько угодно выбирать престижную и пользующуюся хорошей репутацией школу для ребенка. Но качество знаний не всегда зависит от учебного заведения. Человеческий фактор никто не отменял, и персона учителя по-прежнему играет ключевую роль в получении образования. Как правильно выбрать будущего наставника для ребенка? На что в первую очередь следует обратить внимание?
5 признаков учителя — профессионала
Играет ли роль возраст педагога?
Мамы и папы зачастую уверены, что зрелый возраст учителя является ключевым фактором. Но они заблуждаются. Ведь в реальности молодой, полный свежих идей и энтузиазма учитель сможет привить школьникам любовь к знаниям, зажечь в них интерес к учению не хуже старших коллег.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Если педагогу по плечу задача мотивировать детей за партами на изучение конкретного предмета, то никакого значения не имеет, сколько ему лет – 24 или 58.
Еще одно заблуждение: перешагнув 60-летний рубеж, учитель уже не в состоянии полноценно давать знания, которые потребуются в современной жизни. Однако, многие педагоги в данном возрасте активны и энергичны, обучаемы сами и открыты для получения новой информации.
Ключевым фактором в этом вопросе выступают личностные, а не возрастные качества педагога. В каждом возрастном этапе при желании можно отыскать и позитивные, и негативные моменты. Так что ориентироваться лишь на возраст учителя будет ошибкой.
Награды и регалии: хорошо или не очень?
Для многих родителей немаловажным индикатором профессионализма являются свидетельства об участии и победах педагога во всевозможных конкурсах. Но на сегодняшний день подобные мероприятия для учителей нередко становятся чем-то наподобие постановочных шоу, рассчитанных на аудиторию. Последние по большому счету не привязаны к реальному образовательному процессу.
Если у педагога запредельное количество всяческих грамот и наград, то, возможно, надо задуматься? С такой любовью учителя к публичности очень возможно, что вместо получения необходимых знаний ваш сын или дочь станет без конца готовиться к «открытым» урокам.
Быть блистательным теоретиком – одно, но работа с детьми – это ежедневный, кропотливый труд, требующий практического опыта и душевной теплоты.
Главные критерии выбора
Отметить уровень профессионализма педагога можно, посетив урок или два урока. Однако, немаловажно, чтобы вы пришли на «будничное» занятие в рамках расписания, а не посетили постановочный вариант.
Учитель с опытом ставит акцент на трех аспектах:
- Методические основы. Как сделать так, чтобы ребята лучше поняли новый материал и запомнили его? Для детей важны наглядности, визуальное восприятие. Сегодня учитель вооружен как современными средствами обучения (мультимедийная презентация), так и хрестоматийными.
- Эмоциональный климат в классе. Дети должны учиться с удовольствием, потому что хороший учитель не вызывает страха, а является ключевой фигурой, участвующей в процессе передачи знаний. Он не карает, а поощряет и стимулирует.
- Атмосфера на занятиях. Хороший учитель использует индивидуальный подход, готовит задания соответственно уровню способностей разных детей. Он поощряет творчество и не загоняет учеников в рамки страниц учебника.
5 отличительных черт учителя-профессионала
Хороший педагог немыслим без отзывчивости, внимательности, справедливости и доброты. Он умеет внести разрядку, пошутить, чтобы снять напряжение в классе. Но профессиональные навыки, пожалуй, стоят на первом месте в глазах родителей. Какие личностные качества должны быть присущи специалисту высокого уровня?
Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!
1. Способность заинтересовать своим предметом
Если учитель проводит урок, не опираясь на конспект, с энтузиазмом, подключая интересный дополнительный материал, – это настоящий профессионал своего дела.
Подобные педагоги умело используют игровые моменты, проводят мини-конкурсы и соревнования в пределах класса, готовят детям демократичные призы (ручки, календарики, закладки). Школьники с удовольствием идут на такие уроки!
2. Создание благоприятного микроклимата для обучения.
Хороший педагог знает, как мотивировать учеников. У него нет любимчиков и так называемого «черного списка». Независимо от интеллектуальных возможностей ученика этот учитель отыщет свой подход, который поможет ребенку разобраться в учебном материале.
3. Талант выстраивать доверительные отношения
Дети нуждаются в том, чтобы с кем-то поделиться своими (серьезными и не очень) проблемами. Умение спокойно, не торопясь, выслушать, высказать свое мнение без нотаций, стать настоящим авторитетом для маленького человека – отличительное качество хорошего педагога.
Можно заметить, что хорошего учителя дети буквально окружают на перемене, после урока, чтобы что-то спросить, рассказать, обсудить, поделиться. Это дорогого стоит.
4. Стремление учиться
Хороший педагог неустанно развивается. Он отыскивает новую информацию по своему предмету, проходит курсы повышения квалификации, не останавливается на достигнутом.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
5. Ответственность
Хороший учитель ответственен не только за учебный процесс. Он интересуется личными обстоятельствами учеников, которые могут благотворно влиять на учебу и наоборот. Настоящий педагог всегда определит причину, почему ребенок не подготовил домашнее задание, опоздал, не выспался. Но, вместе с тем, учитель требователен и строг, он не признает панибратских отношений.
Кто имеет право выбора
Желательно, чтобы ваш ребенок лично поприсутствовал на встрече с учителем. Поинтересуйтесь у него, каково его мнение. Дети быстро осознают, насколько им понравился педагог, хотят ли они у него учиться.
Вы знаете своего ребенка как никто другой. Его пристрастия, личные потребности и склонности. И установление эмоциональной связи с учителем – один из первых и важных шагов в налаживании контакта. Поэтому, если педагог вызывает симпатию у ребенка, он будет ходить в школу с удовольствием.опубликовано econet.ru.
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Характер учителя. Лекция Йоги Бхаджана
Йог не подвластен влиянию полярностей. Он не становится счастливым от того, что кто-то хвалит его, и не расстраивается, если его обижают. Йог живёт в состоянии
счастья, мира и удовлетворённости. Вашим приоритетом в жизни должно быть качество характера. Вы сможете воспитать в своём ученике силу характера лишь в той мере, в какой обладаете ею
сами.
Низкосортные учителя и низкосортные ученики делают низкосортные вещи – это пустая трата времени и энергии. Кто кого будет вдохновлять, настраивать и помогать расти? Если ваше
прикосновение имеет силу, даже если вы ничего не говорите, люди почувствуют вибрации и влияние.
Учитель – не тот, кто говорит цитатами. Некоторые люди произносят заученные фразы, чтобы произвести впечатление, но в жизни нужно не это. Будьте смиренными, милостивыми и щедрыми,
проявляйте сострадание. Учитель обучает, используя свой характер, и формирует характер ученика. Учителя, которые эмоционально зависимы, попадают в ловушку внешнего эффекта и престижа.
Такие учителя долго не продержатся.
Глубина и сострадание
Для чего вы пришли сюда? Вы пришли, чтобы найти себя. Ваша сущность – самое могущественное и самое священное из того, что вам дал Бог в этой бесценной
жизни. Больше у вас ничего нет! Ваша сущность, как завёрнутый подарок, – вам хочется открыть его, и как бы далеко вы ни ушли от него, вы чувствуете его аромат и притягательность.
Настало такое время, когда мы можем помочь друг другу в простых вещах, мы можем помочь людям стать лучше. Это потребует от вас глубины и сострадания. Наряду с чувственной и сексуальной
связью существует также коммуникационная связь, когда от вас непрерывно исходит сострадание. Люди видят это и чувствуют. Они верят вам и доверяют. Это уровень всеобъемлющей и
созидающей любви.
Когда вы обращаетесь с людьми сострадательно, они могут и отвернуться от вас, но вы сами остаётесь позитивными и сочувствующими. Даже если случаются неудачи, ваше сострадание
неизменно проявляется через слова, взгляды и присутствие, неся исцеление.
Путь от головы к сердцу
Сикхская Дхарма буквально означает «Путь ученика». Путь к своей сущности. Это путь, который ведёт от головы к сердцу. Как только вы сможете пройти его, у вас всё
будет, как в сказке. Мир сам придёт к вам, а вы будете смеяться над этим. В вашей жизни появится абсолютно всё, а вы будете улыбаться.
У тех, кто наполнен, не так уж много нужд. Когда вы получили наслаждение от обильного обеда, вам хочется отдохнуть, расслабиться. У вас не возникает желания пойти в другой ресторан и есть
снова. Именно так действует Кундалини Йога.
Это единственная йога, которая не требует, чтобы человек вёл отшельнический образ жизни, он может быть домохозяином. Наконец для человека нашёлся способ быть одновременно семьянином,
йогом и источником света для других. Поэтому крийи Кундалини Йоги быстро дают результаты, для их достижения не требуются месяцы и годы тренировок.
В жизни ученика есть два учителя. Один из них – человек, а другой – время. То, чего не может сделать человек, сделает время. Тех, кто не учится у Мастера, научит
время. Дайте вашим ученикам возможность порассуждать и пострадать немного. Медленно, постепенно они научатся. Если у них нет достаточной глубины, веры и открытости, чтобы воспринять
Учение, то их естественным образом научит время. Никто не сможет избежать действия закона причины и следствия! Мы имеем право стать причиной тех или иных обстоятельств, но мы не вправе
избежать их последствий.
Из книги «Летние классы с Мастером»
Каковы хорошие качества характера учителя?
Лучшие учителя часто обладают определенными характеристиками. Хотя любой человек с надлежащим образованием может стать учителем, некоторые люди обладают личностями, более подходящими для этого типа работы. Человек, который определяет в себе эти черты, должен понимать, что стать учителем может быть очень мудрым карьерным шагом.
Приспосабливаемый
Упрямый, негибкий и неспособный адаптироваться к изменениям окружающей среды человек не подходит для карьеры учителя.С другой стороны, тот, кто может освоить новую учебную программу, новую группу студентов с личными проблемами и всем остальным, что может быть брошено ему, и легко адаптироваться к ситуации, будет преуспевать в этой области. Каждый класс, каждый год и даже каждый день может ставить новые задачи в классе.
Организованный
Организованные люди, которые любят порядок, обычно становятся хорошими учителями. Наличие системы и возможность ее использовать, а не разрозненность и несфокусированность — это преимущество.Хорошие учителя также должны уметь хорошо планировать. Правильное планирование значительно увеличивает эффективность учебной аудитории и является важной характеристикой для создания эффективных планов уроков.
Творческий и юмористический
Лучшие учителя убеждают учеников по-настоящему увлекаться материалом, который они преподают. Это удерживает учащихся от учебы, улучшает их оценки и вдохновляет их. Юмор не дает скучать даже самым сухим материалам. Креативность позволяет учителю решать задачи, когда становится ясно, что ученики не интересуются определенными темами.
Сочувствующий
Боб Пианта, декан Педагогической школы Карри Университета Вирджинии, признан экспертом в том, что делает лучших учителей. Пианта утверждает, что учитель должен играть роль социального работника: учитель должен уметь сопереживать детям и поддерживать с ними связь. Детям нужно не просто обучение; им также нужна поддержка, которая позволит им эмоционально развиваться и вырасти в функциональных взрослых. Развитие ценностей так же важно, как и накопление знаний, и чуткий учитель, который это понимает, скорее всего, станет хорошим учителем.
Источник: http: //www.ehow.com
.
планов уроков, распечаток и рабочих листов для учителей по классам или предметам
Перейти к основному содержанию
- Войти в систему
- Зарегистрироваться
- Предметы
- Искусство
- Здоровье и безопасность
- Языковые искусства и письмо
- Языки
- Математика
- Музыка
- Физическая культура
- Библиотека
- Чтение и литература
- География
- Наука
- Правительство
- Социальные науки и история
- 21st Century Skills-SEL
- Оценки
- Раннее обучение
- Pre-K
- Детский сад
- 1 класс
- 2-й класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5-й класс
- 6 класс
- 7-й класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10-й класс
- 11 класс
- 12 класс
- Планирование
- Основы для дома
- Награды и сертификаты
- Штаб-квартира Back-to-School
- Доска объявлений
- Классная деятельность
- Формы для занятий
- Классные пропуска и заметки
- Игры
- Графические организаторы
- Графики и диаграммы
- Планы урока
- Литературные справочники
- Мини-уроки
- Проектное обучение
- Рубрики
- Тематические пакеты
- Видео и мероприятия
- Рабочие листы
- Календарь педагога
- Разминка: математика
- Разминка: чтение
- Стратегии обучения
- Оценка
- Управление поведением
- Классное руководство
- Организация Класса
- Образовательные технологии
- Изучающие английский язык
- Знакомство со своими учениками
.