Гуманистическая направленность профессии учителя что это значит: Гуманистическая направленность профессии учителя. — Мегаобучалка

Содержание

«В чем состоит социально-профессиональная, познавательная и гуманистическая направленность личности педагога.»

Эссе на тему:

В чем состоит социально-профессиональная, познавательная и гуманистическая направленность личности педагога.

Прочитав, изучив файл «Введение в педагогическую деятельность Мижериков В.А, Ермоленко», пункт 2.1.1 требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики, могу сказать, что еще с древнейших времен общество вручало свое будущее — детей — самым опытным, мудрым, высоконравственным людям. Я думаю, учитель должен обладать личностными качествами, такими как: ответственностью, добросовестностью, трудолюбием и прежде всего — это любовь к детям. Любовь к детям, по моему мнению, не определяет успешности педагогической деятельности. Как будущий педагог , я бы посоветовала , будущим коллегам чтобы быть хорошим учителем , надо прежде всего любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Ведь дети — это цветы, их красота, изящество, великолепие зависит от нашего чутко, бережного отношения. Они как лакмусовая бумажка впитывают в себя любовь и доброту, чувствуют неискренность.

Я считаю, учитель ценен и велик тем, что он формирует природу самого человека. Учителю необходимы: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность (человечность, доброта, отзывчивость, уважение к людям). Высокое предназначение учителя предъявляет к нему столь же высокие требования. Это понимали выдающиеся педагоги прошлого:

«Знать психологию детей, интересоваться внутренним миром, изучать их индивидуальные способности…»,

«Учитель учит до тех пор, пока учится сам».

«Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Прав был К.Д.Ушинский, когда утверждал, что » в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности…» Я думаю, чтобы стать педагогом — мыслителем, исследователем необходимо использовать активное стремление знать сегодня больше, чем вчера. А также важно и необходимо поддерживать интерес к учебе. 
Социальная позиция педагога базируется на системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, сформированных у выпускника общеобразовательной школы, намеревающегося посвятить себя учительской профессии. Педагогическая направленность личности учителя характеризуется наличием у учителя интереса к самим учащимся, творческим подходом к решению разнообразных педагогических задач, заинтересованностью самой педагогической профессией, склонностью ею заниматься, уровнем профессионального самосознания. Учитель с ярко выраженной педагогической направленностью активно включается в процесс профессионального самосознания. Этот процесс связан с осознанием учителем норм, правил, модели педагогического поведения, с формированием педагогического кредо, с осознанием и принятием неких профессиональных эталонов, образцов и соотнесением себя с ними на основе самооценки и оценки другими участниками педагогического процесса своих педагогических способностей, характера и эффективности своей деятельности.
Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у такого тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала бы возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. Таким образом, гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).

Будущему учителю, разумеется, следует стремиться стать таким учителем, который характеризуется высокой творческой направленностью своих профессиональных интересов, установки которого «пропущены» через профессиональную позицию. Ориентация на творческую педагогическую деятельность обеспечивает определенное внутреннее единство, глубокое проникновение в смысл профессии, когда педагог остается воспитателем (в высшем смысле этого слова), находясь за пределами узкофункциональной сферы деятельности.

Гуманистическая функция педагогической профессии — Студопедия

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («челове-кообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.
С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

А. Дистервег (1790 — 1866) — немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци. Основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросо-образность, самодеятельность. Автор двадцати учебников по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Основной труд — «Руководство к образованию немецких учителей».

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям»‘. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.



Л.Н. Толстой (1828 — 1910) — всемирно известный художник слова, внесший крупный вклад в развитие отечественной педагогической культуры. Разрабатывал идеи свободного воспитания. Автор «Азбуки», «Книг для чтения», методических руководств.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель».
Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлинно гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как «дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик». Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.



В.А.Сухомлинский (1918 — 1970) — отечественный педагог. Труды по теории и методике воспитания детей: «Воспитание личности в советской школе», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «О воспитании».

В 50 — 60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлин-ский — директор Павлышской средней школы на Полтавщи-не. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. «Век математики — хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека»‘.
Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.
Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства»2.
История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.

К. Роджерс (1902 — 1987) — американский психолог; видный представитель гуманистической психологии, автор центрированной на клиенте психотерапии.

Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников современного гуманистического направления в западной педагогике и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано с потребностями промышленности, армии, неспособностью и, главное, нежеланием многих, начиная от рядового учителя и кончая руководителями высшего ранга, расставаться со своей, пусть маленькой, но властью. «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью. Путь, представленный нами, — это вызов. Он предполагает не простое принятие на себя обстоятельств демократического идеала»‘.
Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения как самого себя, так и общества.
Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность.Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Вот почему И.Г. Песталоцци, отмечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. «Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания» которые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям»‘.
Речь собственно идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встречаются учителя сверхактивные в своем стремлении «воспитывать», брать на себя право поучать, лишенные способности оценивать свои действия со стороны. Выступая субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право быть субъектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.

Гуманистическая функция педагогической профессии — Студопедия

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлени­ем учащегося, воспитанника к конкретным требованиям совре­менной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с раз­витием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанни­ков к нуждам данного момента, к определенной социальной си­туации, к конкретным запросам общества. Но, с другой сторо­ны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником куль­туры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой куль­туры, учитель работает на будущее.

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общече­ловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый

план, стремление служить будущему характеризовали прогрессив­ных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, вы­двигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом ин­дивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманно­стью: это стремление к благо­родным общечеловеческим це­лям».* В реализации этой цели, считал он, особая роль принад­лежит учителю, который явля­ется живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.



* Дистервег А. Избр. пед. соч. — М., 1956. — С. 237.

А.Дистервег (1790 — 1866) — не­мецкий педагог-демократ, после­дователь Песталоцци. Основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросо-образность, самодеятельность. Ав­тор двадцати учебников по матема­тике, немецкому языку, естество­знанию, географии, астрономии. Основной труд — «Руководство к образованию немецких учителей».

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Тол­стой, — он будет хороший учи­тель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учи­теля, который прочел все кни­ги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершен­ный учитель».*


* Толстой Л.Н. Пед. соч. — М., 1956. — С. 362.

Л.Н.Толстой (1828 — 1910) — все­мирно известный художник слова, внесший крупный вклад в разви­тие отечественной педагогической культуры. Разрабатывал идеи сво­бодного воспитания. Автор «Азбу­ки», «Книг для чтения», методи­ческих руководств.

Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обу­чения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлин­но гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как «дисциплинированную роту солдат, которой нынче коман­дует один, завтра другой поручик». Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему при­нуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.

В.А.Сухомлинский (1918 — 1970) — отечественный педагог. Труды по теории и методике воспитания де­тей: «Воспитание личности в со­ветской школе», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «О воспитании».

В 50 — 60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский — директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственно­сти и человечности в педагоги­ке оказались созвучны нашей современности. «Век математики — хорошее крылатое выраже­ние, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека».*

* Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. — М., 1981. — С. 123 — 124.

Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практи­ческая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.

Основой успеха учителя, считал он, является духовное богат­ство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уро­вень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поста­вить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально пол­нокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, вы­пестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».*

* Сухомлинский В.А. Избр. произв.: В 5 т. Т. 5. — Киев, 1980. — С. 102.

История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, соци­альной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряжен­нее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.

К.Роджерс (1902 — 1987) — амери­канский психолог; видный пред­ставитель гуманистической психо­логии, автор центрированной на клиенте психотерапии.

Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников со­временного гуманистического направления в западной педагоги­ке и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано с потребностями про­мышленности, армии, неспо­собностью и, главное, нежела­нием многих, начиная от рядо­вого учителя и кончая руково­дителями высшего ранга, рас­ставаться со своей, пусть маленькой, но властью. «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответ­ственностью. Путь, представленный нами, — это вызов. Он пред­полагает не простое принятие на себя обстоятельств демократи­ческого идеала».*

* Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. — Toronto; London; Sydney, 1983. — P. 307.

Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближай­шем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая учени­ка, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправ­ленного изменения как самого себя, так и общества.

Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя край­не негативно сказывается и на нем самом, так как он постепен­но теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способ­ности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащего­ся, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общест­ва стремление передовых педагогов противопоставить миру на­силия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзыва­ется в сердцах воспитанников. Вот почему И.Г.Песталоцци, от­мечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. «Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания» кото­рые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям».*

* Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. — М., 1981. — С. 68.

Речь собственно идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение сво­ей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманисти­ческое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встре­чаются учителя сверхактивные в своем стремлении «воспиты­вать», брать на себя право поучать, лишенные способности оце­нивать свои действия со стороны. Выступая субъектом образова­тельного процесса, учитель должен признавать право быть субъ­ектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способ­ным довести их до уровня самоуправления в условиях доверитель­ного общения и сотрудничества.

Своеобразие педагогической профессии — Мегаобучалка

Как мы уже отметили, учительская профессия– одна из самых древних в мире. Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность. Кроме того, профессия учителя при многообразии специальностей – начало начал всех профессий. Причем ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие.

Так как существует огромное множество профессий, то для удобства работы их можно классифицировать: Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. В основу классификации всегда должен быть положен тот или иной классификационный признак или признаки. Однако разные авторы за основу (признак) классификации могут брать и разные признаки (основания), поэтому и классификаций может быть несколько. С данным явлением вы встретитесь и в дальнейшем при изучении курсов теоретической и практической педагогики. Вернемся к рассмотрению наиболее известных классификаций профессий. Если за основу классификации взять предмет труда, то все профессии можно разделить на 5 типов. Предметом труда могут быть: техника, человек, природа, знаковая система, художественный образ.

По цели труда все профессии можно разделить на такие классы профессий как: познавательные (когда главное – узнать), преобразующие и изыскательные: П; Пр; И;

По орудиям труда профессии делят на отделы: ручные Р, машинные М, автоматизированные А, функциональные средства организма человека Ф;

По условиям труда выделяют следующие группы профессий: обычные бытовые условия б, условия открытого воздуха — о, необычные условия — н, повышенной моральной ответственности — м.

Запишем формулу профессии учителя с учетом приведенных классификаций – Ч Пр Ф м. Из нее следует, что профессия педагога имеет ряд специфических требований:

— По условиям работы педагогическая профессия требует повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей.

— По степени квалификации требует высококвалифицированного труда и длительной подготовки.

— По критерию пригодности не требует абсолютной пригодности, но большую значимость имеет предрасположенность к педагогическому труду.

— Требует проявления высокого уровня активности и ответственности личности.

— Требует высокого уровня проявления удовлетворенности своей профессией (мотивы, которые побуждают работать в этой сфере).

Эта формула подтверждает мысль о том, что ни одна профессия не имеет такого важного общественного предназначения, и ни к одной из них не предъявляются такие высокие требования как профессия учителя.

Но, несмотря на высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия. О чем свидетельствует массовый характер учительской профессии? Очевидно, данный факт говорит о ее значимости для общества. Потребность общества в учителях не снижается; наоборот, в ряде регионов наблюдается недостаток педагогических кадров.

О значимости профессии учителя можно судить также по высказываниям мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей. Вот, например, древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Следовательно, профессия учителя древняя, массовая и значимая для общества. А что можно сказать о престижности нашей профессии?

Во-первых, это трудная, сложная профессия, она требует большого напряжения физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных сил; высокие требования к профессии со стороны общества, родителей, детей.

Во-вторых, никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жилье, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и т. д.).

В свое время Ян Амос Коменский(1592–1670 гг.) находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Я. А. Коменский к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его.

Таким образом, несмотря на ее недостаточную престижность, это уникальная (неповторимая, особенная) профессия.

Почему же мы с вами, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии учителя?

Да, очевидно выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями (любовь к детям; стремление жить активно, в вечном движении; тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия) и пр.).

Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание (склонность к тому или иному делу, профессии) или ремесло?».

Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение, служение детям, прежде всего…

Остановимся еще на одной особенности труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя. Обратимся к ролям-функциям учителя – это автор, творец урока, Классный руководитель, руководитель кружка, организатор работы с родителями и пр.; а также к схеме ролей учителя, которую предлагает психолог Владимир Леви.

Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.

Предлагается задание на дом: выяснить, как определяет специфику труда учителя известный педагог, гуманист В.А. Сухомлинский. Для этого будет нужно обратимся к статье В.А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя» (фрагмент книги «Сто советов учителю»).

 

1.3. Гуманистическая направленность профессии учителя.

Слово гуманизм произошло от латинской основы humanus, что означает «человеческий, человечный». Рассматривая понятие гуманизма, можно отметить его двуединство: во-первых, оно трактуется как общественное движение, направление общественной мысли; во-вторых, как мировоззренческий принцип, отражающийся в системе ценностных ориентаций, представлений, установок. Согласно гуманистическим идеалам, человек – высшая ценность бытия.

В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, как культурное движение в Западной Европе. Провозглашение человека главной ценностью способствовало поиску новых путей воспитания и образования. Педагогическая мысль разрабатывала способы физического и духовного развития детей, стремилась обеспечить разностороннее формирование личности.

Отношение к детству является одной из ценностных характеристик педагогической профессии. Оно проявляется в понимании человеком, избравшим профессию детского педагога, сущности и ценности детства, сущности отношений «взрослый-ребенок». «Деятельность педагога, способствующая не только обучению, но и развитию, есть гуманная деятельность».

Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества. От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение». Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка. А любой учебный предмет служит средством для достижения этих целей.

В современной образовательной ситуации технологизации образовательного процесса, повышенный интерес к технологиям обучения должны быть тесно связаны с неослабевающим вниманием к гуманитарной сущности педагогической деятельности, всегда ориентированной прежде всего на человека. Профессиональное бытие человека, педагогическая деятельность диалогичны по своей сути – они отражают неразрывную связь учителя и ученика.

Гуманистически ориентированный учитель обладает безусловным позитивным отношением к ученику, принимает ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств с учетом общего положительного отношения к целостной личности, спо­собствует становлению в каждом ребенке чувства собственного дос­тоинства, стремится обеспечить условия для его полноценного раз­вития.

Профессионально действующие учителя последовательны в своих установках, справедливы, уважают личность обучаемого.

Ш.А. Амонашвили, выступая перед студентами, предложил им усвоить такие заповеди:

«- Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога, — любите ребенка;

— очеловечивайте окружающую среду, делайте ее доброй, чуткой, отзывчивой, оптимистичной;

— проживите в ребенке свое детство».

 

2.1.3. Социально-профессиональная направленность личности педагога

В процессе
профессиональной подготовки на базе
ценностных ориентации формируется
мотивационно-ценностное отношение к
педагогической профессии, целям и
средствам педагогической деятельности.
Мотивационно-ценностное отношение к
педагогической деятельности в самом
широком её понимании в конечном итоге
выражается в направленности, составляющей
ядро личности учителя. Остановимся на
рассмотрении понятий «личность» и
«направленность».

С одной стороны,
личность есть общественная сущность
человека, сформированная в определенной
системе отношений. С другой стороны, —
это конкретный человек (педагог,
например), представитель определенной
социальной общности (нация, класс,
коллектив и др.), занимающийся определенным
видом деятельности (преподаванием),
осознавший свое отношение к окружающей
среде и имеющий свои индивидуальные
особенности (Конюхов Н.И. Словарь-справочник
по психологии. М., 1996. С. 64).

Под направленностью
личности мы понимаем мотивационную
обусловленность действий, поступков,
всего поведения человека конкретными
жизненными целями, источниками которых
являются потребности, общественные
требования и пр. (Психолого-педагогический
словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений.
Автор-сост. В.А. Мижериков. — Ростов
н/Д.: Феникс, 1988.) Самоопределение учителя,
содержащее смысл его жизни, обусловлено
ориентацией личности в первую очередь
на ценности педагогической деятельности,
на широкую гамму гуманистических
социально-профессиональных установок:
на избранную профессию как образ жизни
и способ ее полноценного и творческого
проживания; на человека как на цель, а
не на средство; на развитие рефлексии,
эмпатии и социальных способностей,
обеспечивающих продуктивность общения
и успешность взаимодействия с людьми,
прежде всего с детьми.

Педагогическая
направленность личности учителя
характеризуется наличием у учителя
интереса к самим учащимся, творческим
подходом к решению разнообразных
педагогических задач, заинтересованностью
самой педагогической профессией,
склонностью ею заниматься, уровнем
профессионального самосознания. Учитель
с ярко выраженной педагогической
направленностью активно включается в
процесс профессионального самосознания.
Этот процесс связан с осознанием учителем
норм, правил, модели педагогического
поведения, с формированием педагогического
кредо, с осознанием и принятием неких
профессиональных эталонов, образцов и
соотнесением себя с ними на основе
самооценки и оценки другими участниками
педагогического процесса своих
педагогических способностей, характера
и эффективности своей деятельности, а
также профессионально значимых личностных
качеств. Н.В. Кузьмина выделяет три
основных типа направленности, определяющих
характер педагогической деятельности
учителя: истинно
педагогическую, формально педологическую
и
ложнопедагогическую,
причем,
истинно педагогическая направленность
личности состоит в устойчивой мотивации
на формирование личности учащегося
средствами преподаваемого предмета.

2.1.4. Гуманистическая направленность личности учителя

Необходимо отметить,
что педагогическая направленность
личности учителя может проявляться
по-разному. Он может быть ориентирован
на профессиональное самоутверждение,
на средства педагогического воздействия,
на ученика, на ученический коллектив,
на цели педагогической деятельности.
И только направленность на достижение
главной цели педагогической деятельности
— создание условий для всестороннего,
гармонического развития личности
будущего взрослого — может быть признана
гуманистической.

Сначала
проясним и уточним понятия «гуманизм»,
«гуманность». В самом широком смысле
гуманизм (от латинского humanus

человеческий, человечный) означает
признание ценности человека как личности,
его права на свободное развитие и
проявление своих способностей. Тогда
утверждение блага человека должно стать
критерием оценки уровня развития
общества. Гуманистические идеи,
зародившиеся в эпоху античности, нашли
свое развитие в трудах многих мыслителей.
Во времена эпохи Возрождения гуманизм
являлся определенным вольномыслием,
которое противостояло средневековой
схоластике и духовному, догматическому
господству церкви. Идеи признания
человека высшей ценностью, уважение к
личности человека, идеи Духовности
являются неотъемлемой частью культуры
любого народа. Гуманность понимается
как человечность, человеколюбие, уважение
к достоинству человека. А гуманное
отношение к человеку подразумевает не
только
восприятие и оценку его положительных
качеств, но и комплексное восприятие
его личности такой, какой она есть. В
этом смысле гуманное отношение к людям
направлено на укрепление веры человека
в самого себя, его творческое развитие
и самосовершенствование.

Гуманизм, как
представляется, это не абсолютизированное
всепрощение и скорбная покорность в
отношении несовершенства человека, а
активное позитивно-конструктивное
отношение к нему как свободно реализовать
свои творческие потенции во благо себе
и окружению. Данное понимание имеет
прямое отношение к деятельности педагога,
задачей которого можно считать оказание
влияния на поведение другого с целью
его последующего изменения, то есть
осуществить педагогическое воздействие
гуманистического, а не авторитарного
характера.

Педагогическая
деятельность должна иметь гуманистическую
направленность. Это означает, что все
действия педагога подчинены реальным
интересам личности ребенка, учащегося,
взрослого человека. В отличие от
психотерапевта, действующего с клиентом
только в случае возникновения у такого
тревожных состояний по мироощущению и
по инициативе клиента, педагог должен
организовать такую деятельность, которая
бы не только просвещала и обучала другого
человека, но и в известной мере
предвосхищала бы возникновение тех
самых конфликтов и несогласий с окружающим
миром и внутри самого человека. В этом
смысле гуманистическая направленность
полностью отвечает основным задачам
личностно-ориентированной педагогики
— оказать содействие человеку в
определении отношения к самому себе,
другим людям, окружающему миру и к своей
профессиональной деятельности. Но любая
практическая деятельность человека
есть отображение деятельности его
интеллектуальной, эмоционально-волевой
сфер (внутреннее поведение), вырабатывающих
некую житейскую и профессиональную
идеологию, сложившуюся на основе
определенных принципов-программ.
Следовательно, каковы принципы, таковы
и взгляды, суждения, убеждения, потребности,
таково и будет содержание его практической
деятельности, ее средства, методы и
способы (Белухин Д.А. Основы
личностно-ориентированной педагогики.
Курс лекций. Ч. 1. М., 1996. С. 292—294).

Таким образом,
гуманистическая направленность личности
учителя является ведущим типом
направленности, она предопределяет
гуманистический характер профессиональной
деятельности, выражающейся в осознании,
разработке и реализации задач по оказанию
педагогической помощи воспитанникам
в их индивидуально-личностном развитии
и становлении. Гуманистическая
направленность личности формируется
на базе общечеловеческих ценностей
(специфических социальных определений
объектов окружающего мира, выявляющих
их положительное или отрицательное
значение на человека и общество: благо,
добро, зло, прекрасное, безобразное). В
современной педагогической культуре,
являющейся частью культуры общечеловеческой,
достойное место занимают прогрессивные
концепции, утверждающие необходимость
уважительного отношения к личности
ребенка, признание и защиту его прав на
свободу и развитие, гуманистические и
демократические принципы его воспитания
и образования. Будущему учителю необходимо
с самых первых шагов в овладении
профессией активно включаться в процесс
профессионального самоосознания с
целью формирования гуманистической
направленности собственной личности,
поскольку она является одним из важнейших
факторов успешности профессиональной
деятельности.

8.3. Социально-профессиональная направленность личности педагога

В процессе профессиональной
подготовки на базе ценностных ориентации
формируется мотивационно-ценностное
отношение к педагогической профессии,
целям и средствам педагогической
деятельности. Мотивационно-ценностное
отношение к педагогической де­ятельности
в самом широком её понимании в конеч­ном
итоге выражается в направленности,
составляющей ядро личности учителя.
Остановимся на рассмотрении понятий
«личность» и «направленность».

С одной стороны, личность
есть общественная сущ­ность человека,
сформированная в определенной сис­теме
отношений. С другой стороны, — это
конкретный человек (педагог, например),
представитель определен­ной социальной
общности (нация, класс, коллектив и др.),
занимающийся определенным видом
деятельности (преподаванием), осознавший
свое отношение к
окружающей среде и
имеющий свои индивидуальные особенности
(Н.И.Конюхов, 1996).

Под направленностью личности мы понимаем
мотивационную обусловленность действий,
поступков, всего поведения человека
конкретными жизненными целями, источниками
которых являются потребности, общественные
требования и пр.

Самоопределение учите­ля, содержащее
смысл его жизни, обусловлено ориен­тацией
личности в первую очередь на ценности
педа­гогической деятельности, на
широкую гамму гуманис­тических
социально-профессиональных установок:
на избранную профессию как образ жизни
и способ ее полноценного и творческого
проживания; на человека как на цель, а
не на средство; на развитие рефлексии,
эмпатии и социальных способностей,
обеспечивающих продуктивность общения
и успешность взаимодействия с людьми,
прежде всего с детьми.

Педагогическая направленность
личности учителя характеризуется
наличием у учителя интереса к самим
учащимся, творческим подходом к решению
разнооб­разных педагогических задач,
заинтересованностью са­мой педагогической
профессией, склонностью ею за­ниматься,
уровнем профессионального самосознания.
Учитель с ярко выраженной педагогической
направлен­ностью активно включается
в процесс профессиональ­ного
самосознания. Этот процесс связан с
осознанием учителем норм, правил, модели
педагогического пове­дения, с
осо­знанием к принятием неких
профессиональных этало­нов, образцов
и соотнесением себя с ними на основе
самооценки и оценки окружающими своих
педагогических способностей, характера
и эффективности своей деятельности, а
так­же профессионально значимых
личностных качеств. Н.В.Кузьмина выделяет
три основных типа направлен­ности,
определяющих характер педагогической
деятель­ности учителя: истинно
педагогическую, формально педагогическую
и ложнопедагогическую.
Истинно педагогическая
направленность личности состоит в
ус­тойчивой мотивации
на формирование личности уча­щегося
средствами преподаваемого предмета.

8.4.Гуманистическая направленность личности учителя

Необходимо отметить, что педагогическая
направ­ленность личности учителя
может проявляться по-раз­ному. Он
может быть ориентирован на профессиональ­ное
самоутверждение, на средства педагогического
воз­действия, на ученика, на ученический
коллектив, на цели педагогической
деятельности. И только направлен­ность
на достижение главной цели педагогической
де­ятельности — создание условий для
всестороннего, гар­монического
развития личности будущего взрослого
— может быть признана гуманистической.

Сначала проясним и уточним
понятия «гуманизм», «гуманность». В
самом широком смысле гуманизм (от
латинского humanus
— человеческий, человечный) оз­начает
признание ценности человека как личности,
его права на свободное развитие и
проявление своих спо­собностей. Тогда
утверждение блага человека должно стать
критерием оценки уровня развития
общества.

Гу­манистические идеи, зародившиеся
в эпоху античнос­ти, нашли свое развитие
в трудах многих мыслителей. Во времена
эпохи Возрождения гуманизм являлся
оп­ределенным вольномыслием, которое
противостояло средневековой схоластике
и духовному, догматическо­му господству
церкви. Идеи признания человека выс­шей
ценностью, уважение к личности человека,
идеи духовности являются неотъемлемой
частью культуры любого народа.

Гуманность понимается как человеч­ность,
человеколюбие, уважение к достоинству
чело­века. А гуманное отношение к
человеку подразумевает не только
восприятие и оценку его положительных
ка­честв, но и комплексное восприятие
его личности та­кой, какой она есть.
В этом смысле гуманное отноше­ние к
людям направлено на укрепление веры
человека в самого себя, его творческое
развитие и самосовер­шенствование.

Часть 1 Общая характеристика педагогической профессии

1.1. Возникновение и становление профессии учителя

Профессия учителя
является одной из (если не самой)
древнейших. Ведь все другие профессии
осваиваются только в ходе специально
организованной целенаправленной
педагогической деятельности! Необходимость
передачи общественного опыта новым
поколениям, подготовки этих поколений
к жизни и труду привела к тому, что
обучение и воспитание очень рано
выделились в самостоятельную общественную
функцию. Первые школы возникли в странах
древнего Востока в период формирования
рабовладельческого общества (Египет,
Вавилон, Ассирия, Финикия). Земледельческое
хозяйство в этих странах было основано
на искусственном орошении. Это потребовало
наблюдения за периодическими разливами
рек (Нила, Тигра, Евфрата), построения
плотин.

Постепенно из этих
наблюдений и в процессе строительства
городов и гидротехнических сооружений
накапливался опыт общественно-полезной
деятельности, связанной с использованием
научных знаний об окружающем мире,
появились зачатки наук — арифметики,
геометрии, астрономии, медицины. Все
эти сведения были недоступны подавляющему
большинству населения и хранились
жрецами в большой тайне, передавались
из поколения в поколение лишь небольшому
кругу лиц, предназначенных к будущей
жреческой деятельности. В касте жрецов
знания передавались от родителей к
детям, но существовали и жреческие школы
при храмах и больших городах. Таким
образом, в странах древнего Востока
учителями были главным образом жрецы,
составляющие привилегированную касту.

Возникновение
школы как социального института связано
с дальнейшим развитием культуры, с
появлением письменности и зарождением
науки. Первое упоминание о школе
встречается в египетских источниках,
датированных за 2500 лет до н.э. Это была
дворцовая школа для детей царских
сановников. Чуть позже возникло даже
особое учебно-научное учреждение
«Рамессеум», где получали подготовку
не только жрецы, но и воины, архитекторы,
врачи. В Древней Греции первоначально
появились школы грамматистов и школы
кифаристов, в которых обучались мальчики
примерно с 7 до 14 лет. Девочки же получали
исключительно семейное воспитание. В
школе грамматиста мальчиков обучали
чтению, письму и счету. В школе кифариста,
которую посещали одновременно с
грамматической или после нее, мальчики
учились музыке, пению и декламации
стихов, например, отрывков из греческого
эпоса — «Иллиада», «Одиссея» и др. Та и
другая разновидность школ были частными
и платными. Учителя в таких школах
назывались дидаскалами (от греческого
«дидаско» — учу). Идущего в школу и из
школы мальчика сопровождал раб,
именовавшийся «педагогом» (буквальный
перевод с греческого — детоводитель).
В возрасте 13 лет мальчики переходили в
палестру (буквально «школу борьбы»),
где в течение двух-трех лет занимались
гимнастикой под руководством педотриба:
учились бороться, бегать, прыгать, метать
диск и копье, плавать. В Спарте педономами
называли руководителей государственного
воспитательного учреждения, которые
назначались старейшинами из числа
знатных аристократов. В обязанности
педонома входило наблюдение за
нравственным поведением и военно-физическими
упражнениями воспитанников, а также
наказания их за те или иные проступки.

В первой половине
2 в. до н.э. Рим завоевывает и подчиняет
своему влиянию ряд государств
Средиземноморья. В это время резко
возрастает роль культуры, науки и
искусства в жизни общества. Происходят
изменения и в воспитании. Возникают
грамматические школы. В эти школы
принимались мальчики 11—12 лет, научившиеся
читать и писать дома, иногда в начальной
школе. В большинстве это были дети знати
и богачей. Обучение продолжалось примерно
до 15 лет. Школы ставили задачу — дать
подростку достаточно широкое по тем
временам гуманитарное образование и
на этой основе подготовить его к
дальнейшей деятельности в качестве
политического и судебного оратора.
Преподаватели этих школ («грамматики»
или «литераты»), как правило, были
широкообразованными людьми. Вышедшие
главным образом из социальных низов,
грамматики принимали активное участие
в общественной жизни; многие из них
добивались значительной известности.

В условиях
напряженной общественной борьбы в
последние десятилетия существования
Римской республики (начало и середина
1 в. до н.э.) приобретает огромное значение
политическое и судебное красноречие.
Создаются риторские школы, открывающие
доступ к политической карьере значительному
кругу лиц. В риторских школах учились
подростки и юноши в возрасте от 13—14 до
16—19 лет. Риторские школы давали широкое
общегуманитарное образование, знакомили
с произведениями выдающихся историков,
ораторов, поэтов, с философией и правом.

В период империи
Римское государство стремилось взять
под свой контроль все стороны жизни
общества, в том числе воспитание и
образование. Юлий Цезарь дал всем
учителям права на римское гражданство.
Император Веспасиан (70—99) назначил
риторам ежегодный выплачиваемый
государством гонорар. Постепенно
грамматики и риторы, а позже и учителя
начальных школ, становятся государственными
служащими. Антоний Пий (император в
138—161) установил число риторов и
грамматиков, полагавшихся каждому
городу в зависимости от числа его
жителей, а для учителей — ряд льгот и
привилегий. При императоре Диоклетиане
(285—305) был введен обязательный состав
учителей для каждого типа школ, определен
круг их обязанностей и суммы гонорара.

В период раннего
средневековья в области просвещения
безраздельно господствовала церковь.
В этот период имелись школы трех типов:
монастырская, соборная (называвшаяся
также кафедральной или епископской),
приходская (см. табл. 1). Монастырские
школы вначале были школами для обучения
мальчиков, которых родители с самого
раннего детства обрекали на будущее
монашество. С течением времени монастырская
школа разделилась на внутреннюю и
внешнюю, для приходящих учеников.

Таблица
I

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ФЕОДАЛЬНОМ
ОБЩЕСТВЕ

Продолжение
таблицы 1

В условиях
распада государств Западной Европы на
множество враждебных феодальных
владений военная подготовка имела
важнейшее практическое значение

Окончание таблицы
1

Педагогическая
мысль, как и вся практика воспитания и
обучения в эпоху средневекового
феодализма, была пронизана духом
религиозной идеологии

В некоторых
монастырских школах наряду с чтением,
письмом, законом божьим и пением были
введены курсы грамматики, риторики,
диалектики, а позже арифметики, геометрии,
астрономии и теории музыки. Во всех
типах школ учителями обычно назначались
монахи, имевшие склонность к педагогической
профессии. Будучи занятыми только
школьным обучением, они приобретали в
процессе этой работы педагогический
опыт. Уроков — коллективной работы
всего класса с учителем — в средневековой
школе не было. Хотя ученики занимались
в школе одновременно, но каждый из
учеников читал и писал разное: одни лишь
начинали заучивание азбуки, другие
заучивали слоги, третьи уже начинали
читать и т.д. Учитель подзывал к себе
учеников по очереди и занимался с ними
индивидуально.

С
развитием
ремесленного производства и торговли,
с ростом городов прежние церковные
школы не могли удовлетворять растущие
потребности городского населения в
грамотности и элементарных знаниях. В
городах по инициативе объединений
ремесленников возникают цеховые школы,
а по инициативе купечества — гильдейские
школы. Несколько позже те и другие
сливаются в городские (магистратские)
школы, содержащиеся городским
самоуправлением. Цеховые и гильдейские
школы были платными. Цехи, гильдии, а
также городское самоуправление несли
расходы по постройке школьных зданий,
хозяйственные нужды, главная же часть
платы учителям поступала от родителей
учеников. Назначение учителей, заведующих
школами производилось цехами, гильдиями
и городским самоуправлением (в зависимости
от того, какой была школа).

В XVI
веке
создается педагогическая система
иезуитов. Иезуитское воспитание ставило
себе целью укрепление влияния католической
церкви, но осуществляло эту цель новыми
средствами: физическое воспитание,
хорошее оборудование школ, применение
принципа наглядности, мягкая (внешне)
дисциплина, довольно широкий круг
общеобразовательных знаний. С целью
полного подчинения себе учащихся,
устранения каких бы то ни было посторонних
влияний, иезуиты свои учебные заведения
делали закрытыми — интернатами (отсюда
и их название «коллегиум»). В число
учащихся этих коллегиумов принимались
лишь дети господствующих классов.

Для осуществления
поставленных иезуитами целей воспитания
требовались искусные учителя, умеющие
проводить эту задачу настойчиво, но
тонко. Иезуиты уделяли вопросу о
подготовке учителей большое внимание.
Они впервые осуществили систематическую
подготовку учителей. Учителями были
исключительно члены ордена. По окончании
образования в иезуитских коллегиумах
наиболее надежные студенты допускались
к преподаванию в младших классах
коллегиумов, ведя педагогические
дневники. Уроки этих преподавателей и
их дневники разбирались на собраниях
всех учителей более опытными
преподавателями, которые нередко
присутствовали на уроках. После нескольких
лет такого пробного преподавания молодые
учителя заканчивали свою богословскую
подготовку и становились преподавателями
в старших классах.

В эпоху
капитализма в связи с развитием школьного
дела профессия учителя становится
массовой. Учителя занимают штатные
должности в многочисленных школах и
училищах различных типов. Наряду с этим
в XVIII—XIX
веках
в дворянских и буржуазных семьях получило
распространение воспитание и начальное
обучение детей с помощью домашних
наставников, домашних учителей
(гувернеров). Первоначально лица,
выполнявшие учительские обязанности,
не имели никакой специальной подготовки.
С возникновением и развитием педагогического
образования (в России в конце XVIII
в.)
определяются государственные требования
к профессиональной подготовке учителя,
законодательно оформляется их правовое
положение в зависимости от образования.

В 1779
г. при Московском университете была
открыта учительская семинария —
педагогическое учебное заведение,
готовившее учителей для начальных школ;
она готовила небольшое число учителей
для Московской к Казанской гимназий и
некоторых пансионов. В 1803 г. е
Петербурге
открылась учительская гимназия,
готовившая учителей для городских
училищ. В 1804 г. она был£ преобразована
в педагогический институт. В начале XIX
в,
в России создаются первые учительские
институты, готовившие учителей для
средних классов общеобразовательных
школ.

В целом
в дореволюционной России преобладала
подготовка учителей для начальной
школы. Основным типом подготовки учителей
для начальной школы были учительские
семинарии с 4-летним сроком обучения,
подведомственные Министерству народного
просвещения. На начало 1917 г. в России
была 171 учительская семинария. В семинариях
преподавали закон божий, русский и
церковнославянский языки, литературу,
арифметику с начальными сведениями из
алгебры и геометрии, естествознание,
физику, историю, географию, рисование,
пение, а также педагогику, методику
первоначального обучения русскому
языку и арифметике. По выбору совета
семинарии учащиеся обучались ремёслам.
Учителей начальной школы готовили также
педагогические классы 913 женских
гимназий, 50 женских епархиальных училищ
и женский педагогический институт в
Петербурге. В XIX
веке
для церковноприходских школ учителей
готовили церковно-учительские школы,
а также второклассные учительские
школы, подведомственные Синоду. Многие
учителя, особенно на окраинах России,
не имели педагогического образования
и получали звание учителя после сдачи
специальных экзаменов.

Учителями
средних учебных заведений назначались,
как правило, лица, окончившие университеты
и некоторые высшие учебные заведения
непедагогического профиля, а также
духовные академии. В 60—70-х гг.
XIX
века
были открыты Высшие женские курсы
университетского типа, готовившие
учителей главным образом для женских
средних учебных заведений и младших
классов мужских средних школ. После
Октября 1917 г. начались поиски новой
системы педагогического образования,
создавались новые типы высших и средних
профессиональных педагогических учебных
заведений. Так, Учительские семинарии
были преобразованы в 3-летние педагогические
курсы, затем в педагогические техникумы,
а бывшие учительские институты
преобразовались в пединституты или
институты народного образования для
подготовки учителей по отдельным учебным
предметам для старших классов средней
школы.

Сеть педагогических
институтов в Советском Союзе в основном
сложилась к 30-м годам. В этот же период
стало широко развиваться среднее и
высшее вечернее и заочное педагогическое
образование (заочные курсы, факультеты
и отделения при пединститутах,
университетах). С середины 80-х годов в
педвузах страны стали широко вводиться
различные дополнительные специализации.
Современными стандартами высшего
педагогического образования предусмотрена
подготовка не только учителей-предметников,
но и учителей, имеющих вторую педагогическую
специальность: информатика, иностранный
язык и др. В частности, в Московском
педагогическом университете будущие
учителя истории получают право преподавать
политологию, иностранный язык, юридические
дисциплины, а будущие учителя русского
языка и физики получают дополнительную
специализацию по иностранному языку.

В 90-е
годы XX
века
с переходом России к процессу демократизации
общественной жизни, в частности
гуманизации и демократизации системы
образования, значительные перемены
произошли и в процессе подготовки
учителей: часть педагогических институтов
была преобразована в педуниверситеты,
появились новые типы средних педагогических
учебных заведений. Все это сопровождается
качественными сдвигами в подготовке
педагогических кадров.

В настоящее время
в России подготовка учительских кадров
ведется по 41 специальности. Переход к
рыночной экономике вызвал необходимость
существенно модернизировать содержание
педагогического образования. Возникла
потребность в расширении состава
специальностей. В последние годы в ряде
педагогических университетов и
пединститутов развернута подготовка
экономистов, юристов, менеджеров,
маркетологов, психологов для нужд сферы
образования. С этой целью открываются
специальные факультеты: юридические,
экономические, психолого-дефектологические.
Получает развитие подготовка учителей
экологии, политологии, социологии,
культурологии, социальной педагогики,
андрагогики, безопасности жизнедеятельности
и т.д.

Таким образом,
древнейшая профессия учителя в настоящее
время получает новое развитие, отражающее
потребности современной школы на пути
её гуманизации и демократизации.

Что такое профессия учителя ▷ Legit.ng

Профессия учителя всегда была одной из самых уважаемых во всем мире. В Нигерии эта профессия была очень почетной, особенно во времена британской колонизации. В то время профессии учителя в обществе уделялось особое внимание. А что теперь?

Кто учитель?

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе и самоотдачи.

Сегодня профессия учителя — это не только и не столько хранитель знаний или модель поведения. Педагог — это мастер, умеющий научить находить нужные знания в безбрежном океане современной науки и получать опыт самообразования.

Конечно, настоящий педагог должен иметь профессиональные педагогические навыки, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания. Немаловажную роль играют личные качества школьного учителя: образовательная позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям в целом.Все эти профессиональные навыки и характеристики педагог приобретает с многолетним опытом.

Что такое профессия учителя?

What is teaching profession all

Профессия учителя уникальна. Как известно, практически во все времена существования человечества учителя были необходимы. Сегодня эта профессия востребована, пожалуй, больше, чем когда-либо. Раньше это ассоциировалось только со школой. В наше время ситуация в корне изменилась. Учителя становятся все более востребованными в самых разных сферах нашей жизни.

Много лет назад те, кто был старше, автоматически становились учителями в силу возраста и жизненного опыта. Со временем профессия стала более дифференцированной, появилась узкая направленность и специализация. Так, например, в старших классах каждый предмет ведет отдельный учитель, что позволяет учителю более профессионально подготовиться к урокам и максимально использовать материал в учебном процессе.

Например, учитель нигерийского языка должен не только объяснять важность определенных правил и учить их, как выражать свои мысли устно или письменно.Но также побудите ученика увидеть красоту языка и осознать необходимость его правильного использования в повседневной жизни.

На уроках литературы учителю нужно будет не только представить работы по школьной программе, но и сформировать собственное мнение о них, поразмышлять над действиями героев и т. Д. Для достижения этих целей чистая передача знаний не является достаточно. Сегодня практически любой учитель преподает как профессиональное образование, так и нравственное поведение.

Характеристики профессии учителя

What is teaching prof

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Обращение ко всем родителям — Насколько вы вовлечены в образование вашего ребенка?

Рабочий процесс учителя включает:

  • Накопление, обновление и структурирование полученных знаний; разработка методического обеспечения, позволяющего сделать способ их передачи максимально эффективным.
  • Осознание и осознание социальной роли студентов, помощь студентам в адаптации к внутренним и внешним условиям, а также к определенным ограничениям, налагаемым обществом.
  • Поддержание постоянного общения с родителями для предотвращения проблем, устранения их возможных негативных последствий, лучшего понимания среды, в которой воспитывается ребенок.
  • Повышение квалификации путем самообразования.
  • Принятие оперативных решений, связанных с образовательной составляющей учебного процесса.Особое внимание уделяется развитию системы мотивации студентов, их активному привлечению к участию во внеклассной работе, конкурсах талантов и навыков.
  • Обеспечение соблюдения норм поведения, установленных «корпоративным кодексом» конкретной школы, колледжа или университета.

Профессия учителя в Нигерии

What is teaching

Даже на заре зарождения профессии учителя в Нигерии это была престижная и уважаемая должность.Именно учителя занимались не только воспитанием ребенка, но и обучением нравственным и этическим качествам общества.

Большинство родителей сами просили учителя, помимо знаний, приучать детей к ответственности и дисциплине. Если раньше учителя могли физически воздействовать на ребенка, чтобы наказать его / ее, то теперь применение силы стало неприемлемым.

Если учитель перейдет эту черту и родители ребенка оставят на него жалобу, то они могут быстро его уволить.Педагогическое образование в Нигерии — несколько сложный и тернистый путь. Уровень образования в начальной школе падает, а уважение к учителю оставляет желать лучшего. Хотя общество понимает важность этой профессии, она не играет никакой роли ни для самих учителей, ни для их заработной платы.

Вклад учителя в уровень и качество образования в Нигерии очень велик. Именно учителя определяют набор навыков и перечень знаний, которые должен получить каждый ученик.Сами ученики перенимают важные качества учителя и применяют их в будущем. Таким образом, именно профессионализм каждого учителя является важнейшим качеством, влияющим на развитие общества в целом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Только около 20% нигерийских детей могут читать после начальной школы — Всемирный банк

.

обучение | Определение, история и факты

Преподавание , профессия преподавателей, особенно в начальной, средней школе или университете.

Класс обучения взрослых. Министерство образования США

По количеству сотрудников преподавание является крупнейшей профессией в мире. В конце 20 века было подсчитано, что во всем мире насчитывалось 30 миллионов учителей. Хотя их роли и функции различаются от страны к стране, различия среди учителей внутри страны обычно больше, чем между странами.Поскольку характер деятельности, составляющей обучение, больше зависит от возраста обучаемых, чем от чего-либо другого, полезно выделить три подгруппы учителей: учителя начальной или начальной школы; учителя средней школы; и преподаватели университетов. Учителя начальных школ являются наиболее многочисленными в мире, составляя почти половину всех учителей в некоторых развитых странах и три четверти или более в развивающихся странах. Учителя на университетском уровне — самая маленькая группа.

Весь педагогический корпус, где бы ни находились его члены, разделяет большинство критериев профессии, а именно (1) процесс формального обучения, (2) совокупность специальных знаний, (3) процедуру сертификации, или подтверждение членства в профессии, и (4) набор стандартов деятельности — интеллектуальных, практических и этических, — которые определяются и соблюдаются членами профессии. Обучение маленьких детей и даже подростков вряд ли можно было назвать профессией где-либо в мире до ХХ века.Напротив, это было искусство или ремесло, в котором относительно молодые и необученные женщины и мужчины, занимавшие большинство преподавательских должностей, «продолжали учебу» или «слушали уроки», потому что сами были учениками лучше среднего. Они научились этому искусству, наблюдая за своими учителями и подражая им. Только профессора университетов и, возможно, несколько учителей элитных средних школ заслуживали называться представителями профессии в том смысле, что врачи, юристы или священники были профессионалами; в некоторых странах даже сегодня учителей начальных школ можно точно назвать полупрофессиональными.Разделительная линия неточная. Поэтому полезно рассмотреть следующие вопросы: (1) Каков статус профессии? (2) Какие работы выполняются? (3) Как организована профессия?

Статус учителя

Преподавание имеет средний или высокий статус, частично в зависимости от объема обучения, необходимого для подготовки к трудоустройству. Поскольку этот период колеблется от относительно короткого промежутка времени до многих лет, уровни социального и экономического статуса охватывают широкий диапазон.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Экономическое положение

Заработная плата учителей начальной и средней школы в целом была относительно низкой, особенно до 1955 года, когда в некоторых странах она резко выросла. В промышленно развитых странах в начале 20 века учителям этой группы платили чуть больше, чем зарплату полуквалифицированных рабочих. В Европе в эти годы они жили относительно лучше, чем в Соединенных Штатах, отчасти потому, что многие учителя начальных школ в Европе были мужчинами, и им нужно было поддерживать семьи.В целом учителя начальных школ, которые являются женщинами и имеют относительно небольшую академическую подготовку для своей работы, как правило, получают низкую заработную плату. В Бразилии в 1957 году, например, средняя годовая зарплата учителя — обычно женщины — в официальной государственной системе начальной школы составляла около 850 долларов. В муниципальных школах, финансируемых из местных источников, она была еще меньше — всего 231 доллар. Учителя могут и, как правило, должны одновременно выполнять другую работу или присматривать за своими семьями и домами. В беднейших странах зарплаты учителей начальной школы по-прежнему относительно низкие.В Индии, например, плохо подготовленным учителям в сельских школах платят лишь в десять раз меньше, чем учителям в избранных городских школах. Даже в коммерчески процветающей Японии учителям начальной школы платят примерно столько, сколько платят банковскому служащему, офисному работнику или продавцу, работающему в универмаге.

Когда зарплата слишком низкая, чтобы обеспечить то, что учителя считают необходимым, они добавляют другие рабочие места. Мужчины делают это чаще, чем женщины. В 1965–66 годах учителя-мужчины в муниципальных школах США получали 84% своего общего дохода от заработной платы учителей; 7 процентов от летней работы; и 6 процентов от «подработки» или работы на второй работе в течение учебного года.Работа на второй работе намного чаще встречается в странах, в которых учебный день составляет менее семи часов или учебная нагрузка (для учителей средней школы) менее 25 уроков в неделю. Например, в Бразилии и других странах Латинской Америки, где средняя учебная нагрузка учителя средней школы составляет около 12 уроков в неделю, многие учителя занимают две должности преподавателей на полную ставку, а некоторые вынуждены выходить за рамки этого, чтобы заработать живые.

Заработная плата преподавателей университетов и других лиц, преподающих в высших учебных заведениях, традиционно была значительно выше, чем у учителей средней школы.Это отражает тот факт, что университетские профессора, как правило, тратили больше лет на подготовку к своей работе и их выбирали более тщательно. Но за последние годы зарплаты в университетах выросли не так сильно, как у других преподавателей. Хотя зарплаты в университетах Северной Америки являются одними из самых высоких в мире, они ниже среднего дохода врачей, дантистов, юристов и инженеров. Заработная плата в высших учебных заведениях в России выше по сравнению с другими сопоставимыми профессиями, чем в США.Например, учителю в российском педагогическом институте (который готовит учителей) платят чуть больше, чем инженеру, окончившему университетский курс.

.

PPT — EDF 1005 Введение в преподавательскую профессию Презентация PowerPoint

  • EDF 1005 Введение в преподавательскую профессию

  • Награды и проблемы в преподавании • Награды в обучении • Внутренние награды • Вознаграждения, которые исходят от вас личное удовлетворение по эмоциональным или интеллектуальным причинам • Внешние награды • Вознаграждения извне, такие как гарантия работы и каникулы

  • Награды и проблемы в обучении • Сложность классных комнат • Классные комнаты многомерны • Вы можете играть роль учитель, друг, коллега • Классные мероприятия проходят одновременно • Классные мероприятия проводятся незамедлительно • Классы открыты для всех

  • Награды и трудности в обучении • Множественные роли преподавания • Создание продуктивной среды обучения • Работа с родителями и другими опекунами • Сотрудничество с коллегой es

  • Награды и проблемы в обучении • Каковы, по вашему мнению, основные награды в обучении? • Каковы, по вашему мнению, основные проблемы? • Определите наиболее часто упоминаемые причины, по которым люди идут на обучение.

  • Профессия учителя • Характеристики профессионализма • Специализированная совокупность знаний • Знание содержания • Знание педагогического содержания • Общие педагогические знания • Знания учащихся и обучения • Автономия • Способность контролировать свою профессиональную жизнь • Акцент на принятие решений и размышления • Этические стандарты поведения

  • Взгляд на профессионализм учителей • Каковы основные характеристики профессионализма? • Каковы основные аргументы в пользу того, что преподавание — это не профессия?

  • Движение за современные реформы в образовании • Стандарты • Разработаны, чтобы четко определить, что все учащиеся должны знать и уметь • Государственные стандарты нового поколения Sunshine (NGSSS — наука, социальные исследования и специальные области) • Common Core (CC — языковое искусство, чтение, математика) • Подотчетность на основе тестов • Использование тестов для определения того, овладели ли учащиеся базовыми знаниями и навыками, а также основание продвижения по службе и выпуска на основе результатов теста • Выбор • Попытки предоставить родителям альтернативы обычным государственным школам через устав школы и ваучеры

  • Движение за современные реформы в образовании • Изменения в подготовке учителей • Повышение стандартов приема на программы подготовки учителей • Требование от учителей проходить более строгие курсы, чем в прошлом • Требование более высоких стандартов для лицензирования, включая компетентность учителей тесты • Расширение программ подготовки учителей с 4 до 5 лет • Re Требование опытных учителей для прохождения более строгих курсов повышения квалификации • Ни один ребенок не останется без внимания • Соответствующий годовой прогресс (AYP)

  • Движение за современные реформы в образовании • Реформа образования: будущее направление • Закон о восстановлении и реинвестировании Америки • Предоставлено 81 миллиард долларов в образование • Средства предназначались для оказания краткосрочной помощи осажденным штатам и округам, испытывающим финансовые затруднения • Первое важное выступление президента Обамы об образовании • Вознаграждение хороших учителей • Поощрение чартерных школ • Увеличение школьного дня и учебного года • Первое крупное бюджетное предложение президента Обамы • Программы улучшения школ, нацеленные на отстающие школы • Гранты на повышение квалификации учителей школьным округам для разработки программ оплаты труда • Федеральные фонды для поощрения округов к разработке программ Pre-K

  • Движение за современные реформы в образовании • Праксис: комплексное тестирование учителей • Праксис I: Академ ic Оценка навыков • Тесты, предназначенные для измерения базовых навыков чтения, письма и математики • Праксис II: предметные оценки • Предметные оценки, предназначенные для измерения знаний учителей по предметам, которые они будут преподавать • Праксис III: оценка успеваемости в классе • Тесты, используемые при наблюдении в классе и образцы работ для оценки способности начинающих учителей планировать, инструктировать, управлять и понимать профессиональные обязанности

  • Философия образования: интеллектуальные основы американского образования Авторы: Дон Каучак и Пол Эгген

  • Философия и философия of Education • Что такое философия и что означает «философия образования»? • Философия — это поиск мудрости; изучение теорий познания, истины, существования и морали — вопросов правильного и неправильного • Философия образования помогает будущим учителям понять мышление прошлых экспертов; она направляет то, что мы делаем в классе, и обеспечивает основу для размышлений об образовательных проблемах

  • Взаимосвязь между философией и теорией • Теория — это набор взаимосвязанных принципов, которые основаны на наблюдении и используются для объяснения окружающего мира нам • «Объяснять» важно — основная функция теорий состоит в том, чтобы помочь объяснить события, которые мы наблюдаем в нашей повседневной жизни • Философии частично основаны на теориях, но выходят за их рамки • Предоставлять описания того, как что-то должно быть- например, как должны практиковать преподаватели, врачи или другие специалисты • Нормативная философия

  • Отрасли философии • Эпистемология • Изучает вопросы о том, как мы узнаем то, что мы знаем • Существуют различные способы познания • Научные метод • Эпистемология важна, потому что наши представления о том, как учащиеся получают знания и понимание, влияют на наш выбор методов обучения • Метафизика или онтология • Учитывает то, что мы знаем • Рассматривает вопросы реальности и, в конечном итоге, пытается ответить на вопрос «Что реально?»

  • Разделы философии • Аксиология • Учитывает ценности и этику • Учителя исследуют свои ценности, чтобы решить, что лучше для их учеников • Логика • Изучает процессы получения обоснованных выводов из основных принципов • Дедуктивное рассуждение — начинается с предпосылки или предложение • Индуктивное рассуждение — начинается с конкретных фактов или наблюдений и заканчивается выводом, объединяющим факты

  • Многолетний период • Предполагая, что природа, включая человеческую природу, является постоянной • Верьте в строгую учебную программу, которая является постоянной для всех учащихся • Подготовка к будущей жизни и степень, в которой учащиеся находят учебу актуальной для своей жизни во время учебы в школе, хотя и ценны, но не критичны • «Интеллект человека должен быть целью обучения: математика, естественные науки , а в учебную программу должна входить отличная литература, а учителя должны вести занятия, которые включают обсуждение Ион освященных веками тем »

  • Эссенциализм •« Назад к основам »• Предполагает наличие критических знаний и навыков, которыми должны владеть все люди • Целью обучения является продвижение общества, учебная программа должна включать необходимые навыки чтобы эффективно функционировать в обществе, и учителя должны играть центральную роль в руководстве классами, чтобы помочь учащимся приобрести эти навыки

  • Прогрессивизм • Делает упор на решение реальных проблем и индивидуальное развитие • Цель обучения состоит в том, чтобы развивать учащихся настолько полно, насколько возможно — физически, интеллектуально, социально и эмоционально • Учебная программа должна состоять из опыта, отражающего сегодняшний мир, и с педагогической точки зрения учителя должны направлять учащихся в процессе развития • Навыки 21 века

  • Социальный реконструкционизм • Утверждает, что школы , учителя и ученики должны возглавить социальные проблемы и улучшение общества • «Какова цель обучения?» • Школу следует использовать для устранения социального неравенства путем создания нового и более справедливого общества. • Учебная программа включает темы, отражающие социальные проблемы, и обсуждение будет основным методом обучения.

  • Поведенчество • Поведение людей определяется, прежде всего, влиянием в среде окружающая среда • Усиление • Положительное подкрепление • Негативное подкрепление • Наказано

  • Конструктивизм • Альтернативный взгляд на учащихся и обучение, который предполагает, что для осмысления своего опыта учащиеся активно строят собственное понимание тем, которые они изучают, вместо того, чтобы иметь это понимание, переданное им кем-то другим, например учителем • Когнитивная психология • Рассматривайте учащихся как мыслящих существ, которые мысленно активны в попытках собрать информацию, систематизировать ее, чтобы понять ее и сохранить в памяти для будущего использования • Гуманистическая психология • Подчеркивает рост и потребности «всего человека». n ”, физическое, социальное, эмоциональное, мыслящее и эстетическое

  • Развитие вашей философии образования • Определите, какова цель обучения? • Должна ли моя роль как учителя передавать знания ученикам, или я должен направлять их, когда они учатся самостоятельно? • Является ли мотивация студентов частью моей работы, или мотивация должна исходить от самих студентов? • Как лучше всего учатся студенты? Стоит ли мне подтолкнуть их или оставить их в основном сами по себе?

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.