Групповая динамика: Что такое групповая динамика

Содержание

Групповая динамика — Википедия

Групповая динамика — процессы взаимодействия членов малой группы, а также изучающее эти процессы научное направление; его основателем считается Курт Левин, который и ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе. Групповая динамика, по его мнению, должна рассматривать вопросы, связанные с природой групп, закономерностях их развития и совершенствования, взаимодействия групп с индивидами, другими группами и институциональными образованиями. В 1945 году Левин основал «Исследовательский центр групповой динамики» в Массачусетском технологическом институте.

Это научное направление связано с психологией, социологией, теорией коммуникаций; изучает в первую очередь поведение небольших групп.

Процессы

Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов[1][2]:

  • образование подгрупп по интересам;
  • возникновение лидеров и их уход в тень;
  • принятие групповых решений;
  • сплочение и конфликты в группе;
  • изменение ролей членов группы;
  • воздействие на поведение;
  • потребность в присоединённости;
  • распад группы.

Причины образования групп

Существует два вида малых групп: формальные и неформальные. Причины их образования бывают разными. Формальные группы образовываются под влиянием внешних факторов, которые задают систему предписаний, распределение ролей и статусов и даже постановку групповых целей. Внешние факторы не являются психологическими механизмами.[3]

Основой же неформальной группы является желание человека принадлежать к группе. Это в первую очередь объясняется потребностью человека в общении, а малая группа становится средой для ее удовлетворения. К числу источников, с помощью которых может быть удовлетворена потребность в общении, американский психолог М. Шоу относит так же межличностную аттракцию и групповое членство, считая последнее возможностью удовлетворения аффилиативной потребности — потребности принадлежать к группе и находиться с другими.[3]

Механизмы групповой динамики

Механизмы групповой динамики — это процессы, за счет которых идет становление группы (см. этапность развития малой группы).

  1. Разрешение внутригрупповых противоречий. Группе необходимо пройти через некоторое количество конфликтов для выработки своих «групповых норм», которые будут одинаковыми для всех членов группы. Преодоление конфликтов приведет к стабилизации групповой структуры.[3] Можно выделить нескольких типов внутригрупповых противоречий:
    • противоречие между увеличивающимися потенциальными возможностями группы и ее нынешней деятельностью
    • противоречие между увеличивающимся стремлением индивида к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой
    • противоречие возникающие из-за несоответствия действий лидера с тем, что ожидают от него другие члены группы.[3]
  2. «Идиосинкразический кредит» — группа дает право на поведение, выходящее за рамки «групповых норм», высокостатусному члену группы (послаблений тем больше, чем выше был вклад в достижение групповых целей в прошлом). Идиосинкразический кредит вносит в жизнь группы инновацию, это стимулирует переход группы на новый уровень развития. Это является причиной, почему идиосинкразический кредит относится к механизмам группового развития.[3]
  3. Психологический обмен. — группа присваивает более высокий психологический статус члену группы за более высокий вклад в ее жизнь.[4] Существует два уровня психологического обмена: Диадный уровень является более характерным на начальных этапах развития группы, пока она еще не является целостным образованием. Обмен осуществляется между любыми двумя членами группы, а в конечном счете происходит внутри множества диад. Итогом такого обмена является приписывание определенного статуса друг другу.[3]Собственно групповой уровень — в большей степени характерен для уже сложившейся группы. Психологический обмен выходит за рамки диад: одной из сторон обмена является группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнь группы.[3]

Этапность развития малой группы

Становление группы — это процесс, относящийся к групповой динамике, заключающийся в поэтапном развитии группы за счет смены этапов (или стадий). Одной из моделей, демонстрирующих смену стадий, является модель Б. Такмена. Эта модель является распространенной, так как Такмен выделяет две сферы жизнедеятельности группы: деловой (инструментальной, которая посвящена решению групповых задач) и эмоциональной (экспрессивной, нацеленной на межличностные отношения). Для каждый сферы были созданы свои модели.[3]

В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся:[3]

  • стадия «проверки и зависимости» — ориентировочное поведение и поиск взаимоприемлемого поведения членами группы;
  • стадия «внутреннего конфликта» — обострение противоречий в группе;
  • стадия «развития групповой сплоченности» — увеличения сплоченности за счет разрешения конфликтов;
  • стадия «функционально-ролевой соотнесенности» — образование ролевых структур.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:[3]

  • стадию «ориентировки в задаче»— поиск членами группы наилучшей возможности решить задачу;
  • стадию «эмоционального ответа на требования задачи» —противодействие членами группы вследствие несовпадения личных интересов с условиями, необходимыми для выполнения задачи;
  • стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями» —информационный обмен между членами группы;
  • стадию «принятия решений» — конструктивные попытки решить задачу.

Лидерство

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Лидерство — это сугубо групповой феномен, который не может быть реализован в рамках одного человека. Именно поэтому этот феномен относится к динамическим процессам.[5]

У лидера более выражен уровень активности, при решении групповых задач. Лидер берет на себя конкретные функции в определенный момент времени. Остальные же члены группы принимают за ним право выполнять эти функции. Отношения выстраиваются так, что лидер является ведущим, остальные «идут за ним». Но эти отношения могут быть несимметричными: уровень притязаний лидера может быть намного выше готовности остальных принять его ведущую роль.[5]

Процесс принятия группового решения

Групповое решение — это решение членами группы проблемы, стоящей перед ними. В функции лидера входит процесс организации группы для принятия группового решения, что является весьма сложной задачей. Есть многочисленные свидетельства и подтверждения тому, что во многих случаях групповое решение является эффективней, чем индивидуальное. Наиболее распространенной формой принятия группового решения является групповая дискуссия. Частным случаем групповой дискуссии является мозговой штурм.[5]

Групповая сплоченность

Сплоченность — это динамическая характеристика группы, которая характеризует степень общности, единства группы, устойчивость межличностных взаимоотношений, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Групповая сплоченность широко изучалась в различных психологических направлениях. Прежде всего изучение этого феномена опирается на понимание группы в первую очередь как систему межличностных отношений, базирующихся на эмоциональной основе.[4]

Первые исследования этого феномена начались в школе групповой динамики. Групповая сплоченность измерялась на основе эмоциональной оценки привлекательности группы со стороны ее членов. В исследованиях, проводимых Л.Фестингером, сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе.[5] Отличается подход к групповой сплоченности в социометрическом направлении Д. Морено. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе.[4]

Применение

Знания, полученные при изучении групповой динамики, применяются при проведении бизнес-тренингов, групповой терапии.

См. также

Ссылки

Примечания

Групповая динамика

Я давно обучаю тренеров и сама регулярно учусь, и вижу, как даже самые компетентные в своей теме ведущие  порой совершают ошибки, в результате которых участников захлестывают эмоции, возникает конкуренция, грубость и насмешки.  Я вижу, как часто учителя совершают ошибки, не зная законов развития группы, и, порой, сами способствуют развитию травли в классе. Многие коллеги-психологи упоминают, что их обучение было небезопасным, а иногда и травматичным, что тренер позволял себе унижать участников или предлагал вместо ролевых игр  и других обучающих инструментов вдруг упражнения, которые были бы уместнее  в терапевтической группе. Я также вижу коллег, которым сложно  справляться с яркими эмоциями в группе, с недоверием участников или откровенными провокациями. Мне бы хотелось, чтобы тренинги были более безопасными для участников и мне кажется важным  рассказывать как ведущим, так и широкой аудитории  о том, что такое хороший тренинг. Мы  делаем это на вебинарах и курсах в Психологическом центре “Форсайт”, выступаем на конференциях, делаем совместные проекты с коллегами и пишем статьи.

 

Наиболее эффективным обучением я считаю интерактивные форматы и упражнения, когда участники могут самостоятельно сделать выводы, опираясь на полученный опыт. Поэтому и в статье  я буду задавать вам вопросы и приглашать к мысленным экспериментам.

 

Итак. В обучении есть 2 важных аспекта: собственно содержание обучения — тема занятия или курса и  атмосфера в группе, отношения внутри нее, ценности, цели, групповые нормы, стадии развития группы, симпатии и антипатии, конкуренция, сплоченность группы, правила принятия решений и все взаимодействие, которое происходит между членами группы и ведущим. Все это и есть  — групповая динамика. Описать все стадии группы, все позиции ведущего, все сложные ситуации в одной статье не получится, поэтому сегодня я сосредоточусь на действиях ведущего, которые могут запускать различные групповые процессы, поднимать тревогу и напряжение и, в целом, негативно сказываться на общем чувстве безопасности в группе и на эффективности обучения. В следующих статьях я планирую коснуться сложных ситуаций в группе, провокаций участников  и  способах поддержания дисциплины — уважительных и ненасильственных.

История изучения групповой динамики

Начало изучения Групповой динамики

Французский социальный психолог Густав Лебон первым начал изучать поведение больших групп.

Г. Лебон исследовал примитивное поведение людей в больших группах. Он предположил, что люди, становясь частью толпы, начинают испытывать на себе гипнотическое воздействие. Их поведение изменяется, становится непредсказуемым и плохо управляемым. Люди в толпе утрачивают чувство ответственности за свои поступки, их поведением начинает руководить «групповое сознание».

В 1910-1920-е годы — В.М. Бехтерев, М.В. Ланге (Россия), В. Мёде (Германия), Ф. Ол-порт (США) пришли к сходным выводам. Когда люди находятся в ограниченном пространстве и общаются между собой, это изменяет  результаты деятельности каждого из них.

Важные выводы Хоторнского эксперимента

Психолог Элтон Мэйо в 1924-1936 г.г. провел свои знаменитые Хоторнские эксперименты. В ходе них был сделан ряд важных открытий.

Во-первых, оказалось, что люди обладают неким «особым чувством» — чувством потребности принадлежать к группе.

Во-вторых, он доказал, что кроме формальной структуры в организации, существует и неформальная. Она оказывает большее влияние на членов группы, чем формальные регламенты поведения.

В-третьих, он открыл, что каждая группа вырабатывает свои, внутригрупповые нормы поведения и свою внутригрупповую мораль. Мораль и нормы, формируемые внутри неформальной группы, диктуют человеку, как ему поступать по отношению к другим членам группы. А также к тем людям, которые в его группу не входят.

Сейчас все это кажется очевидным, но в то время это был огромный прорыв в изучении группы и групповых процессов.

Введение термина «групповая динамика»

В 1936 г. знаменитый американский психолог, Курт Левин, ввел в психологию и психотерапию понятие «групповая динамика».  Под этим термином он подразумевал  взаимодействие социальных и психологических причин, которые воздействуют на поведение людей в группе.

По определению К. Левина, «групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе».

К. Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни. Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др.

К. Левин писал, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности» (Rosenbaum & Berger, 1975, р. 16). Левин и его коллеги уделяли большое внимание изучению проблем поведения малых групп.

Курт Левин считал, что для того, чтобы изменить какую-либо группу людей, нужно ее провести через три стадии: «размораживание», «изменение» и «новая заморозка». Под «размораживанием» подразумевалось разрушение существующей системы ценностей и жизненных ориентиров членов группы. На стадии «изменения» группу следовало поставить в условия создания новой системы ценностей и мотиваций, а затем группу следовало снова «заморозить» уже в новом состоянии.

Системные исследования групповой динамики

В 1945 г. при Массачусетском технологическом институте был создан центр по исследованию групповой динамики. Основными задачами Центра были изучение закономерностей групповой динамики, их теоретическое обобщение. А также развитие методов изменения жизни групп.

В начале 1947 года К. Левин при поддержке правительства основал Национальные тренинговые лаборатории в Бетеле (штат Мэн) — организацию, которая, как планировал ученый, должна была заниматься переобучением лидеров государства.

В 1948 г. был создан центр по изучению групповой динамики в Мичиганском университете.

Взаимосвязь групповой динамики и продуктивности

В 1940 – 1960-е г.г. английский психоаналитик, один из виднейших теоретиков психологии групп и групповой психотерапии Байон (Bion W. R.), изучил влияние групп на продуктивность людей.

Он описал поведение людей на одном из этапов групповой динамики. Но сделал общие выводы о группе в целом, не учитывая особенности поведения людей на разных этапах групповой динамики.

Он писал, что в группах у людей проявляется нерациональность поведения, интеллектуальная скудость в разговоре, неспособность к критическим суждениям. И такое поведение было  совершенно нехарактерным для индивидуального поведения этих же людей.

Выделение этапов групповой динамики

В 1965 г. Б. Такмен (Tuckman) предложил двухмерную или двухфакторную модель. Она явилась результатом анализа пятидесяти зарубежных публикаций, посвященных изучению стадий временного развития терапевтических, тренинговых, естественных профессиональных и лабораторных групп.

Б. Такмен описал динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа. А именно: наличие двух сфер, или измерений, групповой активности— деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры). А также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).

В сфере межличностной активности к ним относятся стадии:
  • «проверки и зависимости» — это ориентация членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;
  • «внутреннего конфликта» — это нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;
  • «развития групповой сплоченности» — достигается посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;
  • «функциональноролевой соотнесенности» — связана с образованием ролевой структуры группы.
В сфере деловой активности Б. Такмен выделял:
  • стадию «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;
  • стадию «эмоционального ответа на требования задачи». Это противодействие членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи  из-за несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;
  • стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями».  Это этап групповой жизни с максимальным информационным обменом, позволяющим партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;
  • стадию «принятия решений», характеризующуюся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Но Б. Такмен не раскрывает связь этих двух сфер, как они влияют друг на друга. Какая из них первична, а какая вторична на каждом из этапов групповой динамики не понятно. Он пишет только, что их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой. Но как реально соотносятся обе сферы, какая из них генетически является первичной, основной? Ответ на этот вопрос у Б. Такмена отсутствует.

В 1977 г. Б. Такмен с М. Йенсеном (Tuckman & Jensen) продолжил анализ исследований группового развития. Он пришел к заключению о справедливости предложенной ранее схемы, дополнив ее еще одной (пятой по счету) стадией, получившей название — прекращение деятельности. Речь идет о свертывании отношений в обеих сферах групповой активности, расформировании самой группы.

Т.Ю. Базаров, используя модель Б. Такмена, выделил следующие стадии группового развития:
  1. Адаптация. Этап взаимного информирования и анализа задач. На данном этапе происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. Межличностные взаимодействия осторожны и ведут к образованию диад, поиска взаимоприемлемого поведения в группе. Члены команды собираются вместе с чувством настороженности и принужденности. Результативность группы на данном этапе низка, так как члены ее еще не знакомы и не уверены друг в друге.
  2. Группирование. Этот этап характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи. Выявляется несовпадение личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп.
Происходит объединение всех членов подгруппы вокруг ее лидера. Это может послужить причиной некритичного восприятия лидера со стороны отдельных членов группы.
  1. Кооперация. На данной стадии происходит осознание желания работать над решением задачи. Она характеризуется более открытым и конструктивным общением, чем на предыдущих этапах, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности. Здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «МЫ». Ведущей на этом этапе становится инструментальная деятельность, имеется хорошая подготовленность членов группы к ее осуществлению, развито организационное единство. Однако в такой группе отсутствуют достаточно выраженные психологические связи.
  2. Нормирование деятельности. На данной стадии разрабатываются принципы группового взаимодействия. Доминирующей становится сфера эмоциональной активности, резко возрастает значение отношений «Я—ТЫ», личные взаимоотношения становятся особенно тесными. Одной из характерных черт данной стадии развития группы является отсутствие интергрупповой активности. Процесс обособления сплоченной, хорошо подготовленной, единой в организационном и психологическом отношениях группе, может превратить ее в групповую автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.
  3. Функционирование. Это стадия принятия решений, характеризующаяся конструктивными попытками успешного решения задачи. Стадия функциональной и ролевой соотнесенности, связанной с образованием ролевой структуры команды. Группа является открытой для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры.
В 1974 г. Г. Стенфорда и А. Роарка (Standford & Roark), опираясь на концепцию Б. Такмена, изучали развитие школьного класса. Ими выделялись следующие семь стадий группообразования.
  1. Формируются представления учащихся о классе и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны и ведут к образованию диад. Учитель воспринимается как основной авторитет в классе.
  2. Период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания. На данной стадии возможно неравномерное развитие группы в деловой и эмоциональной сферах.
  3. «Стадия конфликта», когда наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремления решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.
  4. Стадия перехода от состояния конфликта к состоянию сбалансированности в отношениях между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым, чем на предыдущих этапах, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.
  5. Впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «МЫ». В группе проявляется забота всех учащихся о классе, интерес к нему и сплочение. На этой стадии заметна тенденция к интеграции групповой и индивидуальной целей и ведущими становятся учебные цели. В плане соотношения развития сфер групповой активности отмечается значительное преобладание деловой сферы. Считается, что это наиболее удобный для учителя этап функционирования класса.
  6. На следующей, шестой, стадии картина меняется: доминирующую роль теперь играет сфера эмоциональной активности. Резко возрастает значение отношений типа «Я—ТЫ». Личные взаимодействия становятся особенно тесными. Поэтому происходит переоценка групповых норм. Группа на этой стадии напоминает очень удачную семью.
  7. Стадия актуализации — высший этап групповой зрелости.  Уровни развития обеих сфер выровнены и степень сплочения группы весьма высока. Группа является открытой для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие индивидуальных учебных стилей. Единодушие становится единственным признаваемым путем принятия решений. Расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему.

Г. Стенфорд и А. Роарк гораздо детальнее и содержательнее, чем Б. Такмен, раскрывают динамику развития группы, показывая «неравномерность складывания основных» сфер ее активности и останавливаясь на поэтапных характеристиках отдельных групповых феноменов и процессов.

Подробнее можете узнать на нашем тренинге «Управление групповой динамикой для бизнес-тренеров»

Групповая динамика — Википедия. Что такое Групповая динамика

Групповая динамика — процессы взаимодействия членов малой группы, а также изучающее эти процессы научное направление; его основателем считается Курт Левин, который и ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе. Групповая динамика, по его мнению, должна рассматривать вопросы, связанные с природой групп, закономерностях их развития и совершенствования, взаимодействия групп с индивидами, другими группами и институциональными образованиями. В 1945 году Левин основал «Исследовательский центр групповой динамики» в Массачусетском технологическом институте.

Это научное направление связано с психологией, социологией, теорией коммуникаций; изучает в первую очередь поведение небольших групп.

Процессы

Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов[1][2]:

  • образование подгрупп по интересам;
  • возникновение лидеров и их уход в тень;
  • принятие групповых решений;
  • сплочение и конфликты в группе;
  • изменение ролей членов группы;
  • воздействие на поведение;
  • потребность в присоединённости;
  • распад группы.

Причины образования групп

Существует два вида малых групп: формальные и неформальные. Причины их образования бывают разными. Формальные группы образовываются под влиянием внешних факторов, которые задают систему предписаний, распределение ролей и статусов и даже постановку групповых целей. Внешние факторы не являются психологическими механизмами.[3]

Основой же неформальной группы является желание человека принадлежать к группе. Это в первую очередь объясняется потребностью человека в общении, а малая группа становится средой для ее удовлетворения. К числу источников, с помощью которых может быть удовлетворена потребность в общении, американский психолог М. Шоу относит так же межличностную аттракцию и групповое членство, считая последнее возможностью удовлетворения аффилиативной потребности — потребности принадлежать к группе и находиться с другими.[3]

Механизмы групповой динамики

Механизмы групповой динамики — это процессы, за счет которых идет становление группы (см. этапность развития малой группы).

  1. Разрешение внутригрупповых противоречий. Группе необходимо пройти через некоторое количество конфликтов для выработки своих «групповых норм», которые будут одинаковыми для всех членов группы. Преодоление конфликтов приведет к стабилизации групповой структуры.[3] Можно выделить нескольких типов внутригрупповых противоречий:
    • противоречие между увеличивающимися потенциальными возможностями группы и ее нынешней деятельностью
    • противоречие между увеличивающимся стремлением индивида к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой
    • противоречие возникающие из-за несоответствия действий лидера с тем, что ожидают от него другие члены группы.[3]
  2. «Идиосинкразический кредит» — группа дает право на поведение, выходящее за рамки «групповых норм», высокостатусному члену группы (послаблений тем больше, чем выше был вклад в достижение групповых целей в прошлом). Идиосинкразический кредит вносит в жизнь группы инновацию, это стимулирует переход группы на новый уровень развития. Это является причиной, почему идиосинкразический кредит относится к механизмам группового развития.[3]
  3. Психологический обмен. — группа присваивает более высокий психологический статус члену группы за более высокий вклад в ее жизнь.[4] Существует два уровня психологического обмена: Диадный уровень является более характерным на начальных этапах развития группы, пока она еще не является целостным образованием. Обмен осуществляется между любыми двумя членами группы, а в конечном счете происходит внутри множества диад. Итогом такого обмена является приписывание определенного статуса друг другу.[3]Собственно групповой уровень — в большей степени характерен для уже сложившейся группы. Психологический обмен выходит за рамки диад: одной из сторон обмена является группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнь группы.[3]

Этапность развития малой группы

Становление группы — это процесс, относящийся к групповой динамике, заключающийся в поэтапном развитии группы за счет смены этапов (или стадий). Одной из моделей, демонстрирующих смену стадий, является модель Б. Такмена. Эта модель является распространенной, так как Такмен выделяет две сферы жизнедеятельности группы: деловой (инструментальной, которая посвящена решению групповых задач) и эмоциональной (экспрессивной, нацеленной на межличностные отношения). Для каждый сферы были созданы свои модели.[3]

В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся:[3]

  • стадия «проверки и зависимости» — ориентировочное поведение и поиск взаимоприемлемого поведения членами группы;
  • стадия «внутреннего конфликта» — обострение противоречий в группе;
  • стадия «развития групповой сплоченности» — увеличения сплоченности за счет разрешения конфликтов;
  • стадия «функционально-ролевой соотнесенности» — образование ролевых структур.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:[3]

  • стадию «ориентировки в задаче»— поиск членами группы наилучшей возможности решить задачу;
  • стадию «эмоционального ответа на требования задачи» —противодействие членами группы вследствие несовпадения личных интересов с условиями, необходимыми для выполнения задачи;
  • стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями» —информационный обмен между членами группы;
  • стадию «принятия решений» — конструктивные попытки решить задачу.

Лидерство

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Лидерство — это сугубо групповой феномен, который не может быть реализован в рамках одного человека. Именно поэтому этот феномен относится к динамическим процессам.[5]

У лидера более выражен уровень активности, при решении групповых задач. Лидер берет на себя конкретные функции в определенный момент времени. Остальные же члены группы принимают за ним право выполнять эти функции. Отношения выстраиваются так, что лидер является ведущим, остальные «идут за ним». Но эти отношения могут быть несимметричными: уровень притязаний лидера может быть намного выше готовности остальных принять его ведущую роль.[5]

Процесс принятия группового решения

Групповое решение — это решение членами группы проблемы, стоящей перед ними. В функции лидера входит процесс организации группы для принятия группового решения, что является весьма сложной задачей. Есть многочисленные свидетельства и подтверждения тому, что во многих случаях групповое решение является эффективней, чем индивидуальное. Наиболее распространенной формой принятия группового решения является групповая дискуссия. Частным случаем групповой дискуссии является мозговой штурм.[5]

Групповая сплоченность

Сплоченность — это динамическая характеристика группы, которая характеризует степень общности, единства группы, устойчивость межличностных взаимоотношений, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Групповая сплоченность широко изучалась в различных психологических направлениях. Прежде всего изучение этого феномена опирается на понимание группы в первую очередь как систему межличностных отношений, базирующихся на эмоциональной основе.[4]

Первые исследования этого феномена начались в школе групповой динамики. Групповая сплоченность измерялась на основе эмоциональной оценки привлекательности группы со стороны ее членов. В исследованиях, проводимых Л.Фестингером, сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе.[5] Отличается подход к групповой сплоченности в социометрическом направлении Д. Морено. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе.[4]

Применение

Знания, полученные при изучении групповой динамики, применяются при проведении бизнес-тренингов, групповой терапии.

См. также

Ссылки

Примечания

Групповая динамика в тренинге — Использование групповой динамики в тренинге

В статье кратко и емко описываются методы управления групповой динамикой во время работы с группами. В виде доступных графиков представлены 7 этапов групповой динамики, которые можно узнать в развитии любой группы. Графики помогают визуально понять последовательность этапов. А соотношение вклада тренера и группы дает возможность понять, как происходит увеличения потенциала и группа перерастает в команду. В статье дается уникальная классификация групповых конфликтов. Вид конфликта соотносится с каждым этапом групповой динамики.

Групповая динамика используется в создании команд и в длительной работе с учебными группами. Групповая динамика в тренингах также необходима, если они краткосрочные. Тренер может остановить ее развитие или ускорить в зависимости от целей, которых ему нужно достичь в обучении.

Краткое описание этапов групповой динамики

Основной механизм создания команды – это последовательное развитие группы по  этапам групповой динамики. Нами выделено и описано 7 этапов групповой динамики, которые отражены в Графике №1.

График 1 «Этапы групповой динамики» ©, 2016, Все права защищены

Метод управления групповой динамикой включает в себя две составляющие:

  1. Осознанное управление этапами групповой динамики.
  2. Перераспределение усилий группы и ее руководителя на каждом из этапов групповой динамики.

Соотношение усилий между руководителем и группой показано на Графике № 2.

В роли руководителя группы может выступать любой человек, который берет на себя ответственность за развитие группы. Это может быть менеджер, бизнес-тренер, спортивный тренер и т.п.

График №2 «Соотношение Руководитель – группа», ©, 2016, Все права защищены

Соотношение усилий, прилагаемых для достижения целей, между руководителем и группой, показывает ее потенциал. Чем больше процент вкладываемых усилий со стороны группы,  тем меньше времени и усилий тратит руководитель на организацию ее работы.

Этап «Объединение». 90%  усилий по организации работы группы ложится на руководителя и только 10% отдается группе. Этот этап присутствует всегда, когда люди объединяются в группы, даже если перед ними не стоят командные задачи. Важно создать у членов группы четкое понимание: каков их функционал, кто за что отвечает, какова мотивация и что является результатом их совместной деятельности. На этом этапе преобладают приемы менеджмента: подбор, организация, мотивация, постановка целей, распределение функционала, контроль.

Если рассматривать это с позиции тренера, то начало работы с группой должно быть четким и структурированным. Основная цель тренера – это уменьшение тревоги участников и выработка их доверия к его квалификации, знанию и опыту.

Этап «Работа». Соотношение усилий на этом этапе может достигать 60% Х 40%. 60% — усилия руководителя, 40% — группы. Почему усилия группы не превышают 40%? Члены группы еще не могут самоорганизовываться. Присутствует частичное делегирование. У руководителя преобладают собственные решения, которые опускаются на членов группы. Он продолжает организовывать их работу.

Это происходит, когда тренер берет на себя ответственность за поведение членов группы. Он «тащит» группу на себе, развлекая, вовлекая и организовывая. Такой подход приемлем в краткосрочных тренингах (4-8 ак.ч.), когда нужно быстро дать нужный материал и его отработать.

Но в длительных тренингах, а особенно, в тренингах креативных и командообразования такой подход делает участников пассивными потребителями знаний, снижает их активность, уменьшает мотивацию внедрения полученных навыков после тренинга,

Члены группы узнают, что и как им нужно делать, что будет результатом от тренера. Ощущение группы проявляется только во время эмоциональных играх. Но самостоятельно обсуждать и выбирать более эффективные способы деятельности, нести общегрупповую ответственность за результат, члены группы на этом этапе не могут.

Этап «Согласование». Снижается потенциал группы, повышается ответственность руководителя. Соотношение усилий со стороны руководителя увеличивается до 70%. На этот этап группа переходит, когда ее членам нужно взаимодействовать между собой для решения общих задач.

! Не все задачи следует решать командными технологиями. На этап «Согласования» группа переходит для решения общих для всех ее участников задач. И когда работа группы длительная. Если таких задач нет, то мы рекомендуем останавливать групповую динамику на этапе «Работа». Остановить можно двумя способами – тренер всю инициативу берет на себя и директивно управляет работой группы. Или делит группы на малые подгруппы и дает задания для них.

Почему не стоит запускать групповую динамику в любой группе?

Объединение членов группы на следующих этапах групповой динамики происходит вокруг общегрупповых целей и задач. Если таковых нет, то нет и базы, на основе которой будут происходить эти процессы.

На этапе «Согласование» членам группы передается решение командных задач. Руководитель перестает говорить, как делать, но контролирует движение по заданным целям и задачам, т.е. оставляет за собой удержание группы в рамках «что делать». Из-за этого увеличивается усилие руководителя на этом этапе.

Так как большинство групп, в принципе, не продвигается далее второго этапа, у тренеров нет опыта управления на следующих этапах. Этому они должны обучаться. Без прохождения этих этапов создание команд невозможно.

Как только члены группы получают свободу выбора решений, их взаимодействие становится более активным. Они самостоятельно перераспределяют роли внутри группы — идет внутренняя борьба за власть, проявляются амбиции. Все это происходит на фоне решения общегрупповой задачи. В этот момент особенно ценной становится роль руководителя, который должен знать, что происходит в группе и какие действия могут ее продвинуть далее или отбросить назад.

Этап «Согласование» критичен и сложен для руководителя, так как нужно выдержать конфликты в группе, сложности в общей деятельности, постоянные выяснения отношений и разногласия в отношении поставленных задач. Часто руководители предпочитают вернуться к привычному руководству, на этап «Работы», прекратив так называемое «выяснение отношений». И это легко происходит, как только руководитель «берет власть в свои руки» и начинает давать указания сотрудникам, как делать.

На этом этапе у руководителей развиваются навыки управления групповыми конфликтами, культуры принятия коллективных решений.

Виды групповых конфликтов

На Графике №3 «Виды конфликтов» показано, как изменяются групповые конфликты в зависимости от этапов групповой динамики.

На этапах «Объединение» и «Работа» преобладают конфликты группового эффекта «мы-они». Это тяготение группы к объединению «против кого-либо». Члены группы переносят ответственность за свою неэффективность на кого-либо. Как правило, это один из группы, который отличается в поведении. Или другая группа, на которую можно «свалить ответственность за неуспех в чем-то».

На этапах «Согласование и «Перераспределение» преобладает личностный конфликт. Обостряется внутригрупповая конкуренция, проявляются амбиции, перераспределяются внутригрупповые роли.

На этапах «Командная настройка» и «Повышение потенциала» преобладает спор. Члены команды в споре выбирают лучшее решение. Амбиции уже проработаны на предыдущих этапах и не влияют на выбор.

График №3 «Виды конфликтов», ©, 2016, Все права защищены

Этап «Перераспределение». Группа постепенно переходит от внутригрупповой борьбы к осознанию своего неэффективного поведения. Вырабатывает внутригрупповые правила, отличные от тех, которые на первых двух этапах спускались «сверху». Приобретает опыт узнавания своего неэффективного поведения и регулирования его. Коррекция поведения происходит внутри группы, а не «сверху» от руководителя. Перераспределение усилий начинает постепенно переходить в сторону группы и доходит до уровня 50% Х 50%.

Руководитель поддерживает опыт саморегуляции и самоорганизации, который приобретают члены группы.

Основным признаком команды является наличие в группе саморегуляции своего поведения.

Группа может регулировать собственное поведение только тогда, когда начинает узнавать свое неэффективное поведение. Следовательно, третий этап «Согласование» является ключевым для перехода к командной работе. А выход на четвертый этап «Перераспределение» дает возможность группе по-другому начать взаимодействовать. Члены группы и руководитель получают опыт качественной совместной работы другого уровня, появляется культура коллаборации.

Этап «Командная настройка». Члены группы осознанно подходят к выполнению командных задач. Они уже знают, когда нужно подключить ресурсы руководителя или привлечь внешние ресурсы. Команда – это открытая система, которая делится своими наработками, передает опыт, привлекает при необходимости других людей.

На этом этапе увеличивается вклад группы и уменьшается вклад руководителя. Это поступательный и постепенный процесс, который зависит от поставленных задач и необходимости повышения потенциала группы для их выполнения.

Этап «Повышение потенциала». Команда вырабатывает навыки и приемы сокращения времени обсуждений и исполнений принятых решений. Выработанные командой правила дают возможность достаточно быстро и качественно находить лучшие пути решений командных задач. Процент участия руководителя в командной работе уменьшается ровно настолько, насколько команда обладает необходимыми ресурсами для достижения командной задачи. Группа может достигнуть 80% вклада в решение командных задач. На этом этапе эффективно реализуется культура принятия коллективных решений, культура коллаборации, использование командных технологий.

Этап «Распада». Наступает, когда собранная под командную задачу группа ее достигает. Заканчивается существование этой команды. Этап «Распад» может быть полным – члены группы расходятся, если это была проектная работа. Может быть частичным – ядро команды остается, но дополняется новыми членами группы с навыками и умениями, необходимыми для выполнения новых командных задач. В этом случае все этапы развития группа проходит намного быстрее, так как часть членов группы и руководитель (ядро команды) уже обладают необходимым опытом. Они знают, что и как будет происходить, и более качественно вовлекают новичков в командное взаимодействие.

!Предлагаемый нами механизм перераспределения вклада в командную эффективность позволяет собрать группу под выполнение командной задачи из людей, которые не знают друг друга. Главное, чтобы их профессиональные навыки и умения были подходящими для достижения поставленных задач.

Прохождение всех этапов групповой динамики сформирует у членов группы навыки успешной коммуникации, выработки креативных решений и осознанной исполнительской дисциплины. У руководителя этой группы и затем команды появятся дополнительные навыки вовлекающего лидерства и командного менеджмента.

Выводы

  1. Групповая динамика в тренинге позволяет создать команду с потенциалом на постоянное улучшение своей работы.
  2. Основа управления групповой динамикой – это перераспределение вклада руководителя и группы в достижение командных задач.
  3. Группа, созданная по технологии управления групповой динамикой, обладает навыками самоорганизации и самоуправления, узнает и корректирует свое неэффективное поведение.
  4. Руководитель в процессе прохождения этапов групповой динамики развивает навыки вовлечения членов группы в совместную деятельность, приемы модерации, самоконтроля.
  5. «Командный дух» и командные взаимоотношения могут возникать, только начиная с пятого этапа групповой динамики. Отвлеченные от рабочих задач тим-билдинговые мероприятия приводят к улучшению общения, но работающие команды не создают.
  6. Использование групповой динамики в тренинге дает возможность тренеру понимать, что происходит в группе и управлять и прогнозировать ее поведение.
  7. В построении команды тренеру необходимо знание групповой динамики. Восприятие команды, как статичного и устойчивого образования – это распространенная ошибка бизнес-тренеров.

 

Подробнее можно узнать на тренинге для тренеров «Управление групповой динамикой»

Групповая динамика в менеджменте

Понятие групп и их классификация в менеджменте

Термин «группа» имеет однозначное и довольно простое толкование во всех науках. Как правило, под ней принято понимать ограниченную общность людей, которые объединены каким-либо из следующих признаков:

  • демографические или экономические характеристики;
  • род деятельности;
  • преследуемые цели и пр.

Группа – это всегда совокупность каких-либо элементов. В менеджменте под такими элементами понимаются люди, которые связаны общими интересами, целями и вкусами. Группы могут существовать в любом коллективе и, так или иначе, присутствуют в каждой организации. Собственно, из групп и формируются организации, поэтому они столь важны. Участники групп постоянно взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на другое и испытывает на себе его влияние.

В настоящее время группы поддаются множественной классификации по различным основаниям. Их основные виды представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Виды групп. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

В зависимости от размера выделяют большие и малые группы. Малые группы немногочисленны по своему составу и включают в себя людей, непосредственно объединенных совместной деятельностью и находящихся в личном общении. Большие группы образуют социальные общности, состоящие из большого числа людей, объединенных на основе нескольких признаков или социальных связей. При этом наличие обязательных личных контактов не предполагается.

В зависимости от сферы деятельности группы могут быть управленческими и производственными. Первые состоят из работников, выполняющих функции управления, а вторые – сформированы из работников, непосредственно занятых в производственной деятельности и/или совместно выполняющих какое-либо производственное задание.

По периодичности функционирования выделяют постоянные и временные группы. Первые существуют длительный период времени, а вторые формируются для решения разовых, краткосрочных задач.

Наконец, в зависимости от общественного статуса группы могут иметь формальный и неформальный характер.

Формальные группы создаются для решения конкретных задач и отличаются определенной, нормативно закрепленной организационной структурой. Права и обязанности ее членов закреплены юридически, а руководство осуществляется избранным либо назначенным человеком.

Неформальные группы возникают спонтанно за счет межличностных отношений и не имеют юридически фиксированного статуса. Их характерными чертами считаются наличие неформальных лидеров, сопротивление переменам и социальный контроль. Как правило, неформальные группы в наивысшей степени способствуют реализации социальных потребностей людей (потребности в защите, общении, принадлежности, взаимопомощи).

Функционирование и развитие групп определяется их динамикой. Рассмотрим ее более подробно.

Сущность и особенности групповой динамики в менеджменте

Впервые термин «групповая динамика» был использован немецко-американским психологом К. Левиным. Сегодня он получил более широкое распространение, в том числе и в сфере менеджмента.

Замечание 1

Под групповой динамикой в широком смысле принято понимать совокупность внутригрупповых явлений и процессов, то есть развитие группы. В более узком смысле она представляет собой процесс взаимодействия членов группы в целях удовлетворения групповых и личных потребностей. Подобное взаимодействие, как правило, осуществляется на основе взаимовлияния и взаимозависимости.

Основными процессами групповой динамики считаются лидерство и руководство, выработка групповых правил, мнений и ценностей, принятие групповых решений и т.п.

Групповая динамика неизменно включает в себя этапы формирования и жизнедеятельности группы. В настоящее время единого подхода к их определению не существует. Согласно классическому подходу выделяется пять базовых этапов:

  • формирование;
  • бурление;
  • становление норм поведения в группе;
  • выполнение работы;
  • реформирование.

Первичным этапом выступает формирование группы, в процессе которого происходит отбор членов группы согласно их функциональному или техническому опыту либо на основе иных признаков.

Далее наступает стадия бурления. Она характеризуется возникновением конфликтов и проявлением конфронтации между членами группы. Некоторые группы на данном этапе распадаются, другие, напротив, приспосабливаются к противоречиям. Предопределяющая роль в прохождении данного этапа отводится лидеру группы.

На третьем этапе происходит становление групповых норм поведения. Приспосабливаясь к различиям во взглядах, члены группы начинают сотрудничать друг с другом. На данном этапе формируется чувство товарищества и групповая сплоченность. Сотрудники начинают все больше идентифицировать себя с группой.

Далее следует непосредственно выполнение работы, ради которой и создавалась группа. Члены группы эффективно работают в соответствие с поставленной целью и распределением задач, которые были согласованы на предыдущей стадии.

Наконец пятым, завершающим этапом служит расформирование группы. Выполнив свою задачу, группа распадается. Как правило, прохождение подобного этапа наиболее характерно для временных групп, которые были созданы с целью выполнение конкретных, разовых проектов и задач. Постоянные группы достигают данной стадии лишь после реализации всех групповых целей.

Механизмы групповой динамики

Групповая динамика характеризуется наличием определенных механизмов. В общем виде они представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Механизмы групповой динамики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ученые, занимающиеся проблематикой групповой динамики, отмечают наличие нескольких типов противоречий в группах. Они могут формироваться как между актуальной деятельностью группы и ее потенциальными возможностями, так и между усилением интеграции личности в группу и растущим стремлением ее членов к самоутверждению и самореализации.

Идиосинкразический кредит проявляется в росте ориентированности членов группы на ее нормы и ценности в зависимости от статуса человека в группе. Чем выше его статус, тем более последователен человек в реализации групповых ценностей и норм. Ненормативное поведение наказывается снижением статуса.

Психологический ценностный обмен предполагает обоюдное удовлетворение членами группы потребностей друг друга на основе взаимного предоставления одной стороной соответствующих ценностей другой стороне.

Характеристика содержания понятия «групповая динамика» — Студопедия

Естественной задачей социальной психологии является изучение происходящих в жизни группы процессов. Здесь необходимо показать:

— как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются в малой группе;

— каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности систему общественных влияний, таких как содержание ценностей, норм, установок;

— каким образом личность в группе реализует усвоенные влиянии осуществляет определенную отдачу;

— как развивается группа, какие этапы она проходит в своемразвитии;

— как модифицируются на каждом из этапов различные групповыепроцессы.

Сам термин групповая динамика употребляется в трех различных значениях:

— во-первых, этим термином обозначают определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школуЛевина;

— во-вторых, этим термином обозначают определенные методики, которыми пользуются при исследовании характеристик малых групп в рамках психологических экспериментов;

— в-третьих, этим термином обозначают собственно динамикумалых групп как таковую, т.е. совокупность тех динамических процессов, которые происходят в группе, изменяя ее характеристики от стадии к стадии и тем самым предопределяя ее развитие.

В современном представлении групповая динамика — это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы, а также внешним воздействием на группу.



Групповая динамика — это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Групповая динамика — это процесс взаимодействия членов груп-пы на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Важнейшие процессы групповой динамики:

— образование малых групп;

— руководство и лидерство;

— нормообразование: выработка групповых мнений, правил и ценностей;

— формирование функционально-ролевой структуры группы;

— сплочение;

— конфликты;

— групповое давление;

— конформизм;

— принятие групповых решений и др.

Жизнь группы не бывает неподвижной, под влиянием внешнихк или внутренних причин в группе возникают изменения. Они могут быть небольшими, не способными поставить под угрозу существование группы в целом. Значительные изменения ведут к нарушению равновесия и, в к• Психологический обмен, или, по мнению иных авторов, ценностный обмен, представляет собой такой механизм групповой динамики, при котором имеет место обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

Основная сущность групп и как они развиваются

Разделы этой темы включают

Собираете ли вы группу или команду?
Этапы жизни команды
Некоторые типы команд, которые вы можете использовать

Также обратите внимание на
Связанные темы библиотеки

Узнайте больше в блогах библиотеки, связанных с групповой динамикой

В дополнение к статьям на этой текущей странице, посетите следующие блоги, которые
есть сообщения, связанные с Group Dynamics.Просмотрите страницу блога, чтобы увидеть различные
сообщения. Также см. Раздел «Последние сообщения в блоге» на боковой панели
блог или щелкните «Далее» в нижней части сообщения в блоге.

Библиотеки
Блог руководства
Библиотеки
Блог надзора
Библиотеки
Блог о производительности команды


Собираете ли вы группу или команду?

© Авторские права Картер Макнамара,
MBA, PhD

Это может показаться глупым вопросом, но это не так. Собрание менее
Консультанты по организационному развитию считают 10-12 человек
небольшая группа.Информация в этом разделе наиболее полезна для формирования и облегчения
небольшие группы от 10 до 12 человек.

Группы, превышающие этот диапазон, обычно имеют другой уровень сложности
не проявляется в небольших группах. Например, характер и потребности больших групп.
часто похожи на таковые у всех действующих организаций. У них есть свои
владеть различными субкультурами, отдельными подсистемами (или кликами), разнообразием лидерства
стили и уровни общения. Хотя некоторые структуры часто полезны
в небольших группах они абсолютно необходимы на постоянной основе в больших
группы.Например, у больших групп должна быть четко поставленная цель.
о котором постоянно сообщается, а также формальные планы и политики в отношении текущих
лидерство, принятие решений, решение проблем и общение.

Этапы жизни команды

© Авторские права Картер Макнамара,
MBA, PhD

При развитии команды очень помогает иметь базовое представление о
этапы, через которые проходит типичная команда, превращаясь в высокопроизводительную
команда. Осведомленность о каждом этапе помогает лидерам понять причины, по которым члены
поведение на этом этапе, и направлять участников к поведению, необходимому для развития
команда в следующий этап.

1. Формовка

Участника впервые собираются вместе на этом этапе. Индивидуально они рассматривают
такие вопросы, как «Зачем я здесь?», «Кто еще здесь?»
и «С кем мне комфортно?» Для участников важно
взаимодействовать друг с другом, в том числе представляться друг другу.
На этом этапе от руководителя группы требуется четкое и сильное руководство.
чтобы члены группы чувствовали ясность и комфорт, необходимые для развития
к следующему этапу.

2. Штурм

На этом этапе участники начинают озвучивать свои индивидуальные различия,
присоединиться к другим, разделяющим те же убеждения, и бороться за положение в
группа. Поэтому важно, чтобы участники продолжали активно участвовать.
друг с другом, в том числе высказывать любые опасения, чтобы чувствовать себя представленными
и понял. Руководитель группы должен помогать участникам высказать свои взгляды, и
для достижения консенсуса (или общности взглядов) относительно их целей и приоритетов.

3. Норма

На этом этапе участники начинают разделять общую приверженность цели
группы, включая ее общие цели и то, как каждая из целей может быть
достигнуто. Руководитель группы должен сосредоточиться на продолжении разъяснения ролей
каждого члена, а также четкую и работоспособную структуру и процесс для группы
достичь своих целей.

4. Выполнение

На этом этапе команда эффективно и результативно работает над достижением
его цели.На этом этапе стиль лидерства становится более косвенным.
по мере того, как участники принимают более активное участие и вовлечение в групповой процесс.
В идеале, стиль включает помощь участникам в размышлениях о своем опыте.
и учиться у них.

5. Закрытие и празднование

На данном этапе членам и их организации ясно, что команда
достиг своей цели (или важной вехой на пути к цели).
Очень важно признать этот момент в жизни команды, чтобы члены
чувствовать неудовлетворенность и скептически относиться к будущим усилиям команды.

Знаменитый
Модели развития группы
Пять этапов развития команды
RE: Подключение

Некоторые типы команд, которые можно использовать

© Авторские права Картер Макнамара,
MBA, PhD

Есть много типов команд, которые можно использовать на рабочем месте. Типа вы
Выбор во многом зависит от характера результатов, которых должна достичь команда.

1. Формальные и неформальные команды

Обычно это небольшие группы сотрудников, которые собираются вместе для решения некоторых
конкретная цель или потребность.Руководство назначает формальные команды, то есть команды, которые
намеренно организованы и обеспечены ресурсами для решения конкретных и важных
цель или потребность. Неформальные команды обычно представляют собой слабо организованные группы людей.
которые собрались вместе, чтобы решить некритическую краткосрочную цель.

формальный
и неформальные команды

Разница
Между формальными и неформальными группами

Что
Формальная команда и типы официальных команд

формальный
и неформальные рабочие группы

2.Комитеты

Комитеты организованы для решения основных текущих функций или задач в
организации, и членство в комитетах часто основывается на официальных
положение каждого из членов, например, комитетов в советах директоров.

3. Команды, решающие проблемы

Эти группы сформированы для решения конкретной серьезной проблемы, с которой сейчас сталкиваются
организацией. Часто их общая цель — предоставить письменный отчет.
который включает рекомендации по решению проблемы.Членство часто состоит из
людей, которые осознают и / или испытывают проблему, а также тех, кто может
что-нибудь с этим делать.

4. Самостоятельные и самоуправляемые команды

Эти типы команд все чаще используются там, где а) работают члены команды
для решения сложной задачи в быстро меняющейся среде, и б)
сильная собственность и участие членов чрезвычайно важны. Эти
типы обеспечивают большую свободу в том, как участники достигают общих результатов, чтобы быть
достигнуты командами.Роль лидера в команде может измениться во время
деятельность команды в зависимости от того, на какой стадии развития находится команда (см.
ниже) и / или достижение результатов.


Для категории фасилитации и команд:

Чтобы расширить свои знания по этой теме библиотеки, вы можете
хотите просмотреть некоторые связанные темы, доступные по ссылке ниже.
Каждая из связанных тем включает бесплатные онлайн-ресурсы.

Также отсканируйте рекомендованные книги, перечисленные ниже.Они были
выбраны за их актуальность и весьма практичный характер.

Связанные темы библиотеки

Рекомендуемые книги

.

Group Dynamics — Понятие, определения и типы — Краткие описания

Групповая динамика

Термин групповая динамика содержит два термина: группа и динамика.

Группа

— это в основном группа из двух или более человек. Динамика происходит от греческого слова, означающего сила.

Таким образом, Групповая динамика относится к взаимодействию сил между членами группы в социальной ситуации.

Групповая динамика охватывает динамику паттернов взаимодействия внутри группы, тонкое и неуловимое давление со стороны членов группы, способ принятия решений в группе, то, как выполняется работа и как удовлетворяются потребности участников.Понимание всего этого позволит менеджерам эффективно управлять группами, повышая эффективность организации.

Концепция группы

Group — это компонент для изучения организационного поведения. Группы существуют в каждой организации, большой или маленькой, и эффективно влияют на индивидуальное и организационное развитие. Поэтому очень важно знать, что такое группы, как они формируются и как они влияют на функционирование организации.

Определения

1.По Стивену Роббинсу

Группа определяется как два или более человека, взаимодействующих и взаимозависимых, которые объединились для достижения определенных целей.

2. По словам Дэвида Хортона Смита

Группа — это самый большой набор из двух или более индивидов, которые совместно характеризуются сетью соответствующих коммуникаций, общим чувством коллективной идентичности, готовностью или несколькими общими предрасположенностями с соответствующей нормативной силой.

3.Согласно Homans

Это количество людей, которые общаются друг с другом лицом к лицу в течение определенного периода времени

4. Согласно Schein

Группа — это любое количество людей, которые взаимодействуют друг с другом, психологически осознают друг друга и воспринимают себя как группу.

5. По данным Нельсона и Куика

Группа — это два или более человека, имеющих общие интересы, цели и продолжающееся взаимодействие.

6. Согласно Роберту Крейтнеру

Группа состоит из двух или более свободно взаимодействующих индивидов, которые разделяют коллективные нормы и цели и имеют общую идентичность.

Почему люди присоединяются к группам?

Организация — это совокупность групп, которые ориентированы на достижение общей цели достижения успеха для компании. Таким образом, люди объединяются в группы для удовлетворения своих общих интересов.

1. Безопасность

Группы обеспечивают безопасность членов и защиту от общего врага.Когда люди являются частью группы, люди чувствуют себя сильнее, у них меньше сомнений в себе и они более устойчивы к угрозам.

2. Статус

Включение в группу, которую другие считают важной, обеспечивает признание и статус для ее членов.

3. Самоуважение

Группы

могут дать людям чувство собственного достоинства. То есть, помимо передачи статуса тем, кто не входит в группу, членство также может повысить чувство значимости у самих членов группы.

4. Принадлежность

Группы могут удовлетворить социальные потребности. Людям нравится регулярное взаимодействие, связанное с членством в группах. Для многих людей эти взаимодействия на рабочем месте являются их основным источником удовлетворения их потребностей в членстве.

5. Мощность

То, чего нельзя достичь индивидуально, часто становится возможным благодаря групповым действиям. В числах есть сила.

6. Достижение цели

Бывают случаи, когда для выполнения конкретной задачи требуется более одного человека — необходимо объединить таланты, знания или силы, чтобы завершить работу.В таких случаях руководство будет полагаться на использование формальной группы.

7. Социальные потребности

График помогает удовлетворить основную потребность людей быть с другими. Это помогает им относиться к другим людям с точки зрения мышления, чувств и поведения.

Страниц: 1 2
.

Динамика группового взаимодействия

Группа — это два или более человека, которые взаимодействуют с одним
другой таким образом, что каждый человек влияет и находится под влиянием каждого
другое лицо (Shaw 1971) [1] .

Чтобы совокупность людей определялась как группа, участники
должен:

  • взаимодействуют друг с другом
  • испытывать социальное влечение друг к другу
  • разделяют цели или задачи
  • имеют общую идентичность, которая отличает их от других
    группы

Социальное смешение спортивного клуба называется « Социальное
Сплоченность
«, и группа с формальными общими целями, которые в целом успешны.
как группа (например,грамм. восемь гребцов в лодочной гонке) упоминается как «Задача .
Сплоченность
«.

Развитие группы

Развитие группы обычно проходит через следующие
этапы (Tuckman 1965) [3] :

  • Формирование — группа собирается, и уровень
    формальность обычна
  • Storming — повышенное напряжение, связанное с конкуренцией
    за статус и влияние
  • Нормирование — правила и нормы поведения
    согласен
  • Выполнение — группа созревает до точки, когда она может работать вместе как команда

В группе существует множество различных форм взаимодействия.У нас есть
социальное взаимодействие (формирование друзей) и взаимодействие задач (способ
члены сотрудничают для достижения целей)

Сплоченность

Это степень, в которой члены группы проявляют желание
достичь общих целей и групповой идентичности. Исследование (Townsend 1968) [5] имеет тенденцию поддерживать эту точку зрения.
что командам с высоким уровнем взаимодействия требуется высокая сплоченность задач, чтобы
успешным, тогда как при умеренном или низком взаимодействии сплоченность команд меньше
критически важен для успеха.Опять же, у нас есть социальная сплоченность, степень, в которой члены
группы ладят друг с другом, и сплоченность задач, степень, в которой
участники сотрудничают для достижения целей группы. Следующие факторы влияют на
сплоченность:

  • Стабильность — Сплоченность развивается, чем дольше группа
    вместе с теми же участниками
  • Сходство — Сплоченность развивается, когда
    члены группы с точки зрения возраста, пола, навыков и отношения
  • Размер — Сплоченность развивается быстрее в небольших
    группы
  • Поддержка — Сплоченные команды, как правило, имеют менеджеров и
    тренеры, которые поддерживают членов команды и побуждают их поддерживать
    еще
  • Удовлетворение — Сплоченность связана со степенью
    какие члены команды довольны работой, поведением и
    соответствие нормам команды

Каррон (1980) [2] определил сплоченную группу как имеющую следующие
характеристики:

  • коллективная идентичность
  • чувство общей цели
  • структурированных шаблонов общения

Буханка

Бездельничанье — это склонность людей уменьшать свои усилия
когда они являются частью группы — также известный как эффект Рингельмана (Kravitz 1986) [4] .Причины
бездельничанья в коллективе приписано физлицам:

  • ощущение, что другие работают менее усердно, чем они сами
    тем самым давая им повод приложить меньше усилий
  • полагая, что их усилия мало повлияют на
    исход
  • не любит тяжелую работу и полагает, что недостаток усилий
    не замечать
  • чувствует себя не в форме и верит, что товарищи по команде прикрывают
    их отсутствие усилий

Производительность

Для того, чтобы группа работала на самом высоком уровне, необходимо применять методы и стратегии, которые улучшат производительность группы и уменьшат бездельничанье.Последующий эффект будет заключаться в улучшении сплоченности и развитии позитивной групповой динамики.


Ссылки

  1. SHAW, M.E. (1971) Групповая динамика: Психология поведения малых групп. Лондон: McGraw Hill Publishing
  2. CARRON, A. (1980) Социальная психология спорта . Публикации движения
  3. TUCKMAN, B.W. (1965) Последовательность развития в малых группах. Психологический бюллетень , 63 (6), стр.384-399
  4. КРАВИЦ Д.А. и МАРТИН, Б. (1986) Рингельманн заново открыл: оригинальная статья. Журнал личности и социальной психологии , 50 (5), стр. 936-941
  5. ТАУНСЕНД, A. et al. (1968) Виртуальные команды: технологии и рабочее место будущего. Академия Управления Исполнительного , 12 (3), стр. 17-29

Ссылки по теме

Следующие ссылки предоставляют дополнительную информацию по этой теме:

  • КОРИЧНЕВЫЙ, Р.(1988) Групповые процессы: динамика внутри и между группами . Бэзил Блэквелл.
  • FORSYTH, D. (2009) Групповая динамика . Cengage Learning.
  • LUFT, J. (1970) Групповые процессы: Введение в групповую динамику.

Ссылка на страницу

Если вы цитируете информацию с этой страницы в своей работе, то ссылка на эту страницу:

  • MACKENZIE, B. (2004) Group Dynamics [WWW] Доступно по адресу: https: // www.brianmac.co.uk/group.htm [дата обращения:

Связанные страницы

Следующие страницы Sports Coach предоставляют дополнительную информацию по этой теме:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.