Материал по психологии на тему: Социометрия
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых
к менее)
Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,
то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых
к менее)
Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,
то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых
к менее)
Фамилия,Имя__________________________________________—-Дата _______________Класс________________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,
то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых
к менее)
Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,
то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых
к менее)
Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,
то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________
3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________
4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________
Материал (8 класс) на тему: Социометрия
Методика социометрического изучения
межличностных отношений в детском коллективе
Метод Дж. Морено
Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.
Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3.
Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.
Обработка полученных результатов
Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.
Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.
Интерпретация полученных результатов
Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:
- «Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
- «Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
- «Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;
«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.
Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.
Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.
Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.
Анкета
Фамилия, имя
Класс
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.
- Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?
- Кого бы ты никогда не выбрал командиром?
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам
- Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?
- Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?
3.У тебя день рождения.
- Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?
- Кого бы ты не стал приглашать?
Спасибо!
Анкета
Фамилия, имя
Класс
Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.
1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.
- Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?
- Кого бы ты никогда не выбрал командиром?
2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам
- Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?
- Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?
3.У тебя день рождения.
- Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?
- Кого бы ты не стал приглашать?
Спасибо!
Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж.Морено)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||
1 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||||
Интерпретация полученных результатов:
«Звезды»________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Предпочитаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________
«Пренебрегаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________
«Отвергаемые»_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Внизу есть список похожих материалов, составленный роботом. Посмотреть
Для студентов, проходящих педпрактику.
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)
1. а) кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости помочь Вам в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительное путешествие?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в путешествие?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изучения личных отношений. (Задание: выбрать один из трех вариантов.)
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
Полученные ответы обрабатывают математически и представляют в виде таблицы – социоматрицы.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже).
Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях по горизонтали цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Лидером в группе является тот, кто набрал наибольшую сумму баллов.
Предпочитаемые члены группы – набравшие также большое количество баллов, но меньшее, чем у лидера.
Пренебрегаемые члены группы – набравшие минимальное количество баллов (1-2).
Изолированные – получившие только отрицательные выборы.
По количеству отрицательных выборов можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии.
На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.
Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы на основе их статуса (популярности). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже.
Социограмма состоит из нескольких окружностей, обычно равных количесву выборов. В центре социограммы размещаются лидеры, в следующих окружностях – остальные члены группы, по мере уменьшения количества выборов, полученных ими.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:
На основе полученных данных требуется описать результаты исследования, дать рекомендации по улучшению психологического климата в классе.
Источник: psyfactor.org
Робот определил, что со статьёй «Социометрия: исследование межличностных отношений в группе» тематически связаны:
Для ссылки:
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/18-1-0-261 (дата обращения: 13.07.2020).
Социометрия для школьников 🍋 образец методики
Автор Таня Хохлова в . Опубликовано Психология
Вконтакте
Одноклассники
Обучение в школе – важнейший этап становления личности: для ребенка становятся доступным получение новых знаний, изучение основных нюансов чтения и письма, выполнение математических вычислений, взаимодействие со сверстниками, формирование коллектива и знакомство с социальной жизнью.
В первые школьные годы происходит формирование интересов, поиск друзей, обучение общению, как с другими школьниками, так и с взрослыми.
Для изучения школьного коллектива многие психологи используют метод социометрии.
Что такое социометрия
Под термином социометрия понимается социально-психологическое тестирование, устанавливающие специфику взаимодействия участников группы, класса. Эта методика была предложен Дж.Морено, придерживавшегося идеи о том, что существует зависимость между благополучием личности и формированием отношения с окружающими.
На данный момент социометрическое исследование широко используется как для тестирования взрослых, так и при работе с детьми.
Анализируя место человека в социальной группе, возможно найти решение межличностных и внутриличностных проблем. Основной целью исследования является:
- проведение количественного измерения уровня близости в коллективе, как психологического, так и эмоционального;
- выявление и изучение наличия малых групп в коллективе;
- выявление лидеров.
Данная методика широко распространена на всех стадиях образовательного процесса. Школьники должны для себя решить непростую задачу, осуществить сознательный выбор в пользу одного или нескольких участников группы.
Для обучающихся в младших классах эта задача кажется наиболее сложной, ведь они только во время уроков находятся вместе, на этом этапе у них ещё плохо развита совместная деятельность.
Процесс общения у школьников младших классов наиболее часто ситуативен, имеются трудности при нахождении лидера класса.
Обучающиеся младшей школы делают свой выбор, основываясь на многих критериях. Зачастую к лидирующим позициям в коллективе относят тех, у кого хорошие отметки, развитые интеллектуальные способности, либо получивших наибольшее число поощрений от учителя.
Это говорит, что дети в этом возрасте выражают не свои симпатии и мнения, а основываются на точке зрения учителя и повторяют её. Именно поэтому данная методика особенно полезна учителю в корректировке своего отношения к классному коллективу, не выделяя «любимчиков».
Виды социометрии для школьников
Существуют различные способы проведения социометрии:
- Анкетирование
Это наиболее простой для восприятия школьника, но могут возникнуть трудности, если ребенок ещё не обладает навыком чтения и письма. Поэтому необходимо учитывать возраст и способности группы. Быстр в проведении, занимает около 15 минут.
В этом варианте социометрического исследования рекомендуется использовать фотографии обучающихся класса, ведь на начальных этапах обучения ребёнок может и не знать всех фамилий одноклассников.
Проведение исследования этим способом требует большого количества времени для сбора подробной информации.
- Проективный цветовой вариант социометрии
Предназначен для индивидуального обследования, требует определенно подготовленных фишек разных цветов и доски.
- Упрощенный вариант проективной цветовой методики
Школьники должны соотнести определенный цвет с каждым из участников группы. Интерпретируются данные на основе интерпретации цветовых выборов.
- Цветовая непроективная социометрия
Для испытуемых подготавливаются бланки, в которых указан перечень одноклассников, и пустое поле напротив каждого. Пустое поле ребенок закрашивает определенным цветом, на основе которого интерпретируются данные.
Этапы проведения социометрического исследования
1. Подготовительный этап
Для правильного выполнения задания необходимо мотивировать учеников. У них должно возникнуть четкое понимание того, что от них требуют и для чего.
Для этого необходима четкая формулировка цели исследования, к примеру, цель может иметь такую формулировку: выявление лидеров класса и составление «рейтинга» учеников. В этом случае в исследовании используются вопросы типа «Кого ты выбираешь» («С кем бы ты предпочел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел выполнять трудное задание?»).
Если целью исследования выступает выявление партнерских отношений и психологического климата классного коллектива, то используются двойные критерии оценки.
В этом случая вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Кого бы ты позвал на свой день рождения? А кого не пригласил?». Данный тип исследования помогает в выявлении «изгоев» в классе, основываясь на его результатах можно проводить коррекционную работу.
Ещё в подготовительном этапе исследования необходимо определить количество выборов: возможен выбор одного варианта или количество вариантов может быть неограниченно (все члены коллектива).
Следующим шагом на данном этапе исследования является разработка анкеты.
Могут быть выбраны различные формы исследования:
При организации устного социометрического исследования нужно установить доверительный контакт с ребенком.
Удобна для быстрого тестирования целого класса. Дает ребенку возможность открыто отвечать на вопросы, ведь его ответы никто не сможет подслушать.
При выборе устной формы исследования основной целью психолога становится не только четкая фиксация ответов, но и установление доверительных отношений, близкого эмоционального контакта.
При использовании письменного вопросника важна правильная формулировка, вопросы должны быть понятны для целевого возраста.
2. Анкетирование
Основные требования к процедуре анкетирования: использование однозначность, доступность и простота формулировок, свободный выбор вариантов, ограниченное количество вопросов.
Важное место занимает гарантия анонимности ответов, ребёнок должен быть уверен в том, что его ответы не будут известны ни для кого.
Во время проведения процедуры анкетирования особенно важны вступительные слова психолога, мотивирующие учеников на честность и открытость.
Для проведения анкетирования разрабатываются бланки, для удобства используют таблицу с несколькими столбцами. В первом столбце размещается вопрос, вторая остается свободной. В неё дети будут должны вписать свои ответы.
Перед началом исследования для экономии времени можно подписать бланки именами учеников.
Обработка результатов социометрии
Результаты тестирования заносятся в таблицу, в которой в горизонтальных ячейках указан перечень детей, участвующих в тестировании, в вертикальных — школьников, перечисленных в ответах.
Колонка результатов заполняется в центре таблицы, располагается на пересечениях горизонтальных и вертикальных ячеек. Ответы детей можно разделить на односторонние и взаимные. После подсчета выборов внизу таблицы рассчитывается итог: общее число выборов и число взаимных выборов.
Социометрическое исследование вычисляет статус каждого школьника в коллективе, для подсчета данного показателя необходимо поделить сумму положительных ответов полученных от других детей на общее количество класса, уменьшенное на 1.
Для дальнейшего анализа результатов создается социограмма «мишень», в которой области разделены следующим образом:
- Внутренний круг – располагается в самом центре «мишени», школьники набравшие самое большое количество положительных выборов. Это любимцы класса, имеющие высокую популярность.
- Следующий круг – зона принимаемых, к ней относятся обучающиеся входящие в коллектив, но не обладающие большой популярностью.
- Следующий круг – зона игнорируемых, школьников, с кем по каким – либо причинам желают контактировать не все, взаимодействие с ними в классе ограничено.
- Последний круг – одиночки. Такие дети дистанцируются от группы, у них могут наблюдаться трудности в установлении контакта.
Эти данные дают психологу возможность выявить социометрический статус ребенка, особое внимание стоит обратить на одиночек. Для них необходимо провести коррекционно-развивающую работу навыков общения и коммуникации. Для чистоты исследования необходимо повторять анкетирование несколько раз в году.
Чтобы рассчитать благополучие класса необходимо рассчитать коэффициент взаимности выбора – поделить количество взаимных выборов на общее число выборов.
Особенности проведения социометрии
Для объективности тестирования необходимо учесть характер коллектива: важно, чтобы дети находились в длительном контакте друг с другом минимум в течение полугода.
Участвовать в анкетировании должны только ученики одного класса.
Во время тестирования очень важно акцентировать внимание на важности каждого мнения, не допускать списывания.
Особенно важно для психолога установить доверительные отношения с детьми, этому могут способствовать индивидуальные беседы с ребенком. Ученики с особой неохотой идут на контакт с посторонними людьми и не смогут доверить своих секретов, от чего могут исказиться результаты исследования.
Социометрическое исследование активный инструмент в работе школьного психолога, позволяющий выявить рейтинг каждого из учеников класса, найти изгоев и детей с трудностями в общении в коллективе и спланировать коррекционную работу по включению их в группу.
Вконтакте
Одноклассники
Первые годы школьной жизни – важный период в становлении личности ребенка: он не просто получает начальные знания, постигает тонкости чтения, письма, делает свои первые математические операции, но и начинает знакомство с жизнью как таковой. Младший школьник определяется со своими интересами, находит друзей и, конечно, учится общению со взрослыми и ровесниками. Очень важно помочь ему в этом непростом деле, поэтому многие школы активно используют основы социометрии.
Что это такое
Социометрия для школьников представляет собой тесты социальной психологии, направленные на установление специфики взаимоотношений членов коллектива (класса). Основу методики положил Дж. Морено, которому принадлежит идея о зависимости благополучия конкретной личности от неформальных отношений в ее ближайшем окружении. Сейчас методика, применяемая как в отношении взрослых, так и в отношении детей, сводится к тому, чтобы путем анализа места конкретного человека в группе помочь ему в решении проблем. Благодаря социометрии становится возможным следующее:
- Провести количественное измерение уровня психологической и эмоциональной близости между отдельными членами группы.
- Выявить наличие мини-групп (референтных).
- Рассчитать уровень сплоченности в коллективе.
- Выявить лидеров.
Методика социометрии нашла широкое распространение в образовательном процессе на всех его этапах. Перед школьниками ставится непростая задача сделать осознанный выбор в пользу того или иного члена группы или коллектива в целом. Особенно непростым задание окажется для детей младших классов: они вместе только находятся на уроках, какая-либо иная совместная деятельность у них отсутствует. Общение чаще всего обусловлено конкретными обстоятельствами, а выбор лидера весьма затруднителен.
Однако по нескольким параметрам ученики младших классов могут определиться с выбором. Наиболее часто в лидеры они записывают тех, кто получает лучшие оценки, показывает большую способность к усвоению материала, получает больше похвалы от учителя. В этом возрасте нередко можно услышать такие фразы: «Он больше нравится нашему учителю», «Учитель хвалит его / ее часто», «Он всегда хорошо делает уроки». Таким образом, дети высказывают не собственные симпатии и антипатии, а копирую позицию учителя. Вот почему методика полезна прежде всего педагогу – поможет скорректировать собственное отношение к школьникам, не выделять «любимчиков».
Разновидности
Социометрия может проводиться несколькими способами:
- Анкета. Самый простой и доступный для младших школьников метод.
- Устный опрос. Для большей наглядности рекомендуется использовать фотокарточки учеников, ведь младшие школьники могут забыть фамилии одноклассников. Методика позволяет получить подробную информацию, но проведение требует длительного времени.
- Цветовая проективная. Вариант для индивидуального проведения исследования, представляет собой выбор того или иного цвета на специальной цветовой доске и разноцветных фишек. Для младших классов используют упрощенный вариант исследования.
- Упрощенная цветовая проективная методика. Ученикам предлагается соотнести определенные цвета с каждым из своих одноклассников. Значение потом толкуются исходя из психологической интерпретации цвета.
- Цветовая непроективная социометрия. Ученику даются таблицы с двумя графами: фамилия и имя одноклассников и пустая графа. Чистую ячейку ребенок должен раскрасить цветным карандашом, потом полученные результаты интерпретируются.
Если принято решение использовать цветовая социометрию для младших классов, то следует учесть значения цветов:
- Желтый – стремление походить на этого ученика, признание его явного лидерства.
- Синий – удаленный интерес, стремление к мирному взаимодействию. Уважение, но отсутствие явного стремления к общению.
- Зеленый – этот ученик кажется идеальным собеседником, рядом с ним легко и спокойно.
- Черный – нередко черным окрашивают тех, кого считают своей противоположностью. Ученик привлекает своей таинственностью, загадочностью, непонятностью.
- Серый – спорный цвет. Заслуги ученика признаются, но и его недостатки налицо: занудливость, навязчивость.
- Коричневый – полное равнодушие.
- Фиолетовый – абсолютное отсутствие интереса к человеку, игнорирование.
- Розовый – интерес, стремление к общению.
Оранжевый – сложное неоднозначное отношение, ученик привлекает, но кажется несколько непонятным.
Этапы исследования
Подготовительный
Прежде всего, следует дать ученикам задачу, мотивацию. Они должны четко понимать, что от них требуется и зачем. Цель исследования может быть сформулирована так:
Выявить лидера в классе и составить «рейтинг» учащихся. В этом случае задаются вопросы типа «Кого ты выберешь» («Кого ты выберешь главным в классе», «Кого ты выберешь в качестве соседа по парте», «С кем бы ты хотел выполнять сложное задание»). Критерий ответа в этом случае одинарен. Такая формулировка вопросов будет полезна при назначении старосты.
Определение партнерских взаимоотношений и психологического благополучия класса в целом. Используется двойной критерий оценки, вопросы выглядят так: «С кем бы ты хотел пойти погулять после уроков? А с кем бы не хотел?». Такое исследование поможет выявить детей, которые по каким-либо причинам становятся «изгоями» в коллективе и скорректировать проблему, пока не стало поздно.
Также на данном этапе следует определиться с количеством выборов: это может быть один вариант или же неограниченное количество (вплоть до всего класса).
Следующий шаг подготовительного этапа – разработка анкеты. Исследование может быть проведено в двух основных формах:
- Устная (проще для ребенка, но не каждому школьнику удается пойти на контакт со взрослым, доверять ему свои секреты).
- Письменная (более сложна для ребенка, но позволяет быть максимально честным, не боясь, что кто-то услышит. Удобна для школы, поскольку позволяет сразу опросить весь класс, существенно сэкономив время).
Если выбирается устная работа, то задача школьного психолога (а именно он будет проводить исследование) не только четко фиксировать ответы школьников, но войти к ним в доверие, установить эмоциональный контакт. Только в этом случае можно надеяться на объективные результаты и честные ответы.
При использовании письменной формы важно понять, что дети разобрались с тем, чего от них требуется, вопросы обязательно должны быть сформулированы в доступной для ребят форме, а бланки ответов детям следует обязательно подписать.
Анкетирование
Наиболее часто социометрическое исследование проводится методом анкетирования. Так можно в кратчайшие сроки узнать время всего класса и сделать определенные выводы.
Требования к анкете таковы:
- Простота.
- Доступность.
- Однозначность вопросов.
- Полная свобода выбора.
- Небольшое число вопросов, чтобы не затруднять восприятие ребенка.
- Гарантия анонимности (психолог должен дать детям обещание, что данные, ими указанные, не станут известны более никому).
Предваряет анкетирование вступительное слово психолога, оно должно мотивировать детей давать честные ответы. Образец вступительного слова таков:
«Ребята, сегодня важный день в нашей жизни. Ваш класс – это большой корабль, совершающий увлекательное плавание в волшебный мир открытий и знаний. Но чтобы корабль этот плавно плыл по волнам, не попадал в бури, необходимо, чтобы на нем царила дисциплина, правили мир и порядок. И сегодняшний тест поможет нам наладить отношения в команде. Но очень важна честность, ведь неправильные ответы совершенно бесполезны. Поэтому смело отвечайте честно, ведь ваше мнение навсегда останется между мной и вами. Удачи!»
Образец анкеты:
- С кем бы ты хотел отмечать свой день рождения? А с кем бы не хотел?
- С кем бы ты пошел в кафе? А с кем бы не пошел?
- С кем бы ты хотел сидеть за одной партой целый год? А с кем бы не хотел?
- Кто, по твоему мнению, был бы самым лучшим капитаном класса? А самым худшим?
Для удобства школьников вопросы следует разместить в таблицу из двух граф: первая графа – сам вопрос, а вторая – свободная, в ней следует вписать ответ.
Бланки подписываются и сдаются после заполнения.
Возможен и иной образец анкеты. Пример приведен ниже:
- Представь, что ты переезжаешь в другой город и можешь взять с собой пять одноклассников? Кто это будет? (ниже размещаются пять строчек, чтобы ребенок вписал фамилии и имена)
- А кого из своих одноклассников ты не стал бы брать в свою новую школу? (также пять вариантов)
- Как ты думаешь, кто из твоих одноклассников позвал бы тебя в свой новый класс?
- А кто не позвал бы?
- Кого из одноклассников ты пригласил бы на футбольный матч или на театральное выступление?
- А кого не пригласил бы?
Обработка результатов
Для удобства обработки составляется матрица – таблица следующего содержания:
- Список детей – отвечающих на вопросы – по горизонтали.
- Список детей, указанных в ответах других – по вертикали.
- Результаты – в центральной части, на пересечении данных горизонтали и вертикали.
Ответы школьников могут быть односторонними (как положительными, так и отрицательными) или взаимными (также положительными и отрицательными). В нижней части таблицы подводится цифровой итог: количество выборов всего и число взаимных выборов. Исследование позволяет вычислить и социометрический статус отдельного ученика, для этого следует разделить общее число полученных учеником положительных выборов на общее число школьников, уменьшенное на единицу.
Далее для анализа формируется социограмма типа «мишень» со следующими областями:
- Внутренний круг – наиболее популярные в коллективе дети, лидеры, «звезды».
- Следующий круг – предпочитаемые, принятые (особой популярности у них нет, но с ними хотят общаться, это «нормальные» дети).
- Следующий круг – игнорируемые, общение с ними не распространено.
- Внешний круг – одиночки.
Лидеров 1–3, предпочитаемые или принятые составляют большую половину класса. Одиночки довольно немногочисленны.
Проведенный анализ позволит разделить школьников по группам, выявить, кто из детей является изгоем и скорректировать поведение класса. Для наиболее точных результатов исследование следует проводить не реже 2–3 раз в год.
Чтобы понять, насколько класс благополучен в целом, следует провести расчет коэффициента взаимного выбора, для этого число взаимных выборов следует разделить на общую численность выборов.
Важно учесть
Чтобы результаты исследования носили объективный характер, необходимо, чтобы члены коллектива находились во взаимодействии не менее полугода. При этом никто другой (кроме самих учеников класса) в анкетировании принимать участие не должен.
Важно, чтобы дети доверяли психологу, поэтому перед проведением социометрического исследования необходимо познакомиться с каждым ребенком, побеседовать с ним, вызвать симпатию, желание поделиться своими переживаниям. Крайне неохотно ученики младшего класса пойдут на контакт с незнакомым, а уж тем более не станут доверять ему свои секреты.
При вступительной речи психолог должен подчеркнуть, что важно мнение каждого ученика, которое не станет известно ни родителям, ни учителям, ни тем более одноклассникам. Следует акцентировать внимание на честности ответов, на недопустимости списывания.
При проведении исследования могут возникнуть и некоторые трудности:
- Не все дети готовы отвечать честно, из стеснения или страха могут писать не те имена, которые хотели бы назвать.
- Некоторые могут не понять вопроса и написать противоположный ответ.
- Если психолог не смог завоевать доверие, то и ответы вряд ли будут честными.
Несмотря на подобные сложности, исследование по методики социометрии помогает выявить рейтинги учеников в классе, обнаружить изгоев и своевременно включить их в работу коллектива. Вот почему подобные анкетирования полезно проводить в младших классах, пока еще не стало слишком поздно.
Социометрия (социальное измерение) – это метод
разработанный Дж.Морено. Он является разновидностью метода опроса, позволяющий исследовать
эмоционально-непосредственные отношения внутри группы за счет получения данных
об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.
Цель: диагностика межличностных отношений.
Социометрия является групповым методом,
основанном на выборах детей. В коллективе детей от 25 до 35 человек каждый
ребёнок должен сделать 4-5 выборов. С детьми дошкольного возраста исследование
проводится в игровой форме. Я для этого использую игру «Подари подарок». Перед
проведением социометрического опроса психологу необходимо провести
предварительную работу.
Предварительная
работа:
- Подготовить вырезанные из бумаги цветочки,
сердечки или какие-нибудь другие предметы (их должно быть большое количество). Важно! Все предметы должны быть
одинаковыми. - Психолог при себе должен иметь распечатанный
список детей с фамилиями и именами, а также список детей на шкафчики.
Процедура
проведения:
Перед началом обследования психолог сообщает
детям, что сейчас они будут играть в игру, где нужно будет дарить друг другу
подарки, но только так, чтобы об этом никто не знал. После этого психолог
предлагает детям по очереди выходить в раздевалку (регулировать этот процесс
может воспитатель).
Психолог даёт ребёнку 5 вырезанных предметов и
предлагает их подарить ребятам из группы, положив ему в шкафчик (если ребёнок
не знает, где находится шкафчик того или иного ребёнка, то психолог помогает
ему его найти). При этом психолог фиксирует выборы ребёнка, отмечая их в виде
номера шкафчики в списке детей.
ВАЖНО! В конце исследования психологу необходимо
проверить все шкафчики на наличие подарков и при отсутствие их в каком-либо
шкафчике положить его самому.
Обработка
результатов:
Обработка результатов проводится в несколько
этапов.
1 ЭТАП:
Заполнение социометрической матрицы. Психологу необходимо перенести выборы детей в социометрическую матрицу.
Социометрическая матрица составляется следующим образом:
- По
вертикали прописываем порядковый номер и фамилии и имена детей (это те, кто
выбирает), а по горизонтали прописываем только порядковый номер (это те, кого
выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в
которых выбирающий мог бы отметить себя. - В
рядах отмечаются выборы, сделанные детьми, какими-либо обозначениями:
крестиками, галочками и т.п. - Внизу
каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных участником коллектива. - Далее
в социометрической матрице отмечаются взаимные выборы (например, когда
испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему
взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на
социометрической матрице можно выделять кружками. Затем взаимные выборы
подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов»
внизу каждого столбца.
2 ЭТАП: Составление социограммы. Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей.
В центре которой помещаются обозначения членов коллектива, набравших половину возможных выборов, которая рассчитывается по формуле:
n — – количество членов коллектива.
Во втором круге от центра размещаются условные обозначения членов
коллектива, набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.
В третьем круге от центра размещаются условные обозначения членов
коллектива набравших 1-2 выбора.
В четвертом круге размещаются условные обозначения членов
коллектива, не получивших ни одного выбора.
Мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри
треугольника или кружка пишут порядковый номер, обозначающую испытуемого.
На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать
предварительные выводы о групповой сплоченности коллектива. Если большинство
значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о
сплоченности данного коллектива, если большинство значков расположились на
периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного коллектива.
Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно
сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности коллектива или
о том, что в целом разобщенном коллектива имеется сплоченное «ядро».
3 ЭТАП: Математические
расчёты.
- Подсчитываем
коэффициент групповой сплоченности по формуле:
Коэффициент взаимности (КВ) =число взаимных выборов разделить на число общих выборов и умножить 100%
Выводы:
По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех
уровней взаимности:
- I –
15-20% — низкий уровень - II –
21-30% — средний уровень - III –
31-40% — высокий уровень - IV –
40% и выше — сверхвысокий уровень.
К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он
может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы, но
может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные
группировки.
- Подсчитываем
коэффициент удовлетворённости по формуле:
Коэффициент удовлетворенности (КУ) = Выбрали его (взаимно) разделить на выбрал он сам и умножить на 100%
Чем с большим числом детей связывает ребёнка взаимная симпатия,
тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его
эмоциональное состояние.
Так как максимальное количество выборов ограничено 5, то и
взаимных выборов может быть тоже только 5, следовательно КУ может быть высоким
– 100%, средним – 67%, низким – 22% или ребёнок может быть неудовлетворен
взаимностью выборов при 0%.
- Подсчитываем
социометрический статус по формуле:
Число выборов, полученных каждым членом коллектива, характеризует
его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.
Социометрический статус (СС) = сумма выборов, полученных ребёнком разделить на количество членов группы минус 1 и умножить на 100%
По социометрическому статусу сотрудники могут быть отнесены
к одной из четырех статусных категорий:
- «популярные»,
- «предпочитаемые»,
- «принятые»,
- «изолированные».
Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и
четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько
благоприятен статус каждого в группе, то есть насколько желанен ребёнок в
системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об
эмоциональном климате группы для каждого ребёнка.
- Подсчитываем
индекс изолированности.
Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы,
оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней
нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс
изолированности равен 15-25%.
4 ЭТАП: Написание выводов
(пример).
На основании полученных результатов, можно сделать следующие
выводы:
1. КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать …
(сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным,
разобщенным)
2. Радиальная социограмма показывает, что в целом, коллектив детей:
- имеет
сплоченное «ядро», - частично
сплочен, - частично
разобщен, - половина
коллектива сплочена, половина разобщена, - в
коллективе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами
(микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.
3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных
ребёнка, это № 1 и № 5
№ 1 получил максимальное количество выборов равное =
№ 5 получил количество выборов равное =
КУ № 1=100%, СС=…% — следовательно, данный ребёнок имеет
достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим
положением, все его выборы оказались взаимными.
Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это
номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную
группировку).
4. Самые популярные дети состоят в одной группировке, это
позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром
коллектива, его активом. (Самые популярные дети состоят в двух разных
группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в
коллективе имеются два ядра, два актива).
5. Полученная социоматрица показывает так же, что в коллективе имеется … изолированных, непопулярных детей с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.
Автор: Марина Королёва
Педагог-психолог высшей квалификационной категории. Стаж работы педагогом-психологом — 13 лет.
Поделиться с друзьями:
Колганцева Галина Романовна-классный руководитель 6 класса
МКОУ Перелешинская СОШ
Панинский муниципальный район
Воронежская область
Социометрия
Цель: выяснение межличностных отношений и выявление лидеров в классе.
Метод социометрии заключается в следующем: на карточке в правом углу записывается фамилия опрашиваемого, затем в пункте 1,2,3 он записывает фамилии учащихся группы по вопросам:
Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? (эмоциональный лидер)
С кем бы из ребят ты пошёл в трудный поход? (универсальный лидер)
С кем бы ты хотел работать, готовиться к чему-либо в паре? (деловой лидер)
Обработка результатов представляет собой матрицу, где по вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии, по горизонтали — только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1,2,3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, и 3-ю очередь (в соответствии с вопросами 1,2, 3). Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Взаимный выбор обводится кружком.
На основе социоматрицы идёт построение социограммы — карты социометрических выборов. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые получили 6 и более выборов), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих 3 — 5 выборов), в третий — «пренебрегаемых» (1-2 выбора), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Номера формальных лидеров (командира, старосты и т. п.) заштриховывают. Следовательно, чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус и наоборот.
Табл.1 Социометрическое обследование учащихся 6а класса
МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район
Воронежская область
№ п/п | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||||||||||||||
1 | Адерихин Игорь | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
2 | Быханова Алёна | 2 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||||
3 | Владимирова Таня | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | Гамзаева Нина | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
5 | Матюнин Миша | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
6 | Марченко Даниил | 2 | 1 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
7 | Пегарькова Катя | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
8 | Перов Коля | 3 | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
9 | Попов Кирилл | 1 | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||||||
10 | Свиридова Александра | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||
11 | Семенихина Дарья | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||
12 | Тертычная Анна | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||
13 | Хрущёв Максим | 3 | 2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||
14 | Черных Даниил | 2 | 3 | 1 | |||||||||||||||||||||||||
Количество выборов | 6 | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | 1 | 6 | 5 | 4 | |||||||||||||||
Количество взаимных выборов | 2 | — | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | — | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 |
Рис.1
9
11
8
6
5
7
2
14
13
4
3
1
12
10
Таким образом, в социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях:
«Звезда» — член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, «звезд» в группе немного -1-2, реже — 3-4 человека.
«Предпочитаемый» — член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.
«Оттесненный» — термин, обозначающий члена группы, получающего менее
половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).
«Изолированный» — лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.
В дальнейшем следует выяснить следующее:
Какие качества личности «Звезды», «Предпочитаемого» наиболее ценимы
членами группы?
2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?
Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом бстоятельств. Так, «Звезда» умеет устанавливать контакт с одноклассниками. «Популярные» часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.
Причин непопулярности также может быть немало.
В одних случаях — это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих
одноклассников. В других — бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.
Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два — три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
Социометрия
Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
Методика: Социометрический метод — это метод опроса, направляемых на
выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социаметрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учёбы).
Испытуемые: было опрошено 14 школьников шестиклассников 11-12 лет МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области.
Процедура: каждому давался заранее приготовленный листы с вопросами, давалась инструкция. После сбора анкет ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже)
Обработка результатов.
Взаимный выбор.
Число взаимных выборов 26.
Адерихин Игорь (3)-Хрущёв Максим (1)
Адерихин Игорь (2)- Черных Даниил(2)
Владимирова Таня(1)- Пегарькова Катя (2)
Владимирова Таня(3)- Тертычная Анна(3)
Владимирова Таня(1)- Свиридова Александра(1)
Гамзаева Нина(2)- Тертычная Анна(3)
Гамзаева Нина(3)- Семенихина Дарья(2)
Гамзаева Нина(2)- Свиридова Александра(1)
Матюнин Миша(2)- Хрущёв Максим (2)
Матюнин Миша(3)- Черных Даниил(3)
Марченко Даниил(3)- Попов Кирилл(1)
Пегарькова Катя(2)-Владимирова Таня(1)
Попов Кирилл(1)- Марченко Даниил(3)
Свиридова Александра(1)- Владимирова Таня(1)
Свиридова Александра(1)- Гамзаева Нина(2)
Свиридова Александра(1)- Тертычная Анна(3)
Семенихина Дарья(2)- Гамзаева Нина(3)
Тертычная Анна(3)- Владимирова Таня (3)
Тертычная Анна(3)- Гамзаева Нина(2)
Тертычная Анна(3)- Свиридова Александра(1)
Хрущёв Максим(1)- Адерихин Игорь(3)
Хрущёв Максим(2)- Матюнин Миша(2)
Хрущёв Максим(1)- Черных Даниил(1)
Черных Даниил(2)- Адерихин Игорь(2)
Черных Даниил(3)- Матюнин Миша(3)
Черных Даниил(1)- Хрущёв Максим(1)
Рис.2Выбор лидера
Выбор лидера:
Свиридовой Александры (лидера)
Адерихина Игоря (лидера)
Тертычной Анны (лидера)
Рис.3 Социометрические группы
(6-7)Лидеры группы: Свиридова Александра, Адерихин Игорь, Тертычная Анна
(3-5)Популярные члены группы: Владимирова Таня, Гамзаева Нина, Хрущёв Максим, Черных Даниил
(1-2) Пренебрегаемые : Быхонова Алёна, Матюнин Миша, Марченко Даниил, Пегарькова Катя, Перов Коля, Попов Кирилл, Семенихина Дарья.
Изолированные: отсутствуют.
Выводы:
Социометрия, проведённая в 6а классе МКОУ Перелешинской СОШ Панинский муниципальный район Воронежская область выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеют более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании таблицы 1, рис.1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщённости группы на отдельные группировки по половому признаку: у девочек лидер Свиридова Александра, у мальчиков –Адерихин Игорь. В основе выбора у девочек и мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявление интереса к совместной деятельности с выбираемым одноклассником. В данной группе положение как девочек так и мальчиков благоприятно в равной степени.
Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия.
Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Владимирова Таня, Гамзаева Нина, Хрущёв Максим, Черных Даниил
Нельзя оставить без внимания непопулярных учащихся: Быхонова Алёна, Матюнин Миша, Марченко Даниил, Пегарькова Катя, Перов Коля, Попов Кирилл, Семенихина Дарья. Следует отметить на отсутствие взаимных выборов у Перова Николая и Быхановой Алёны среди одноклассников. Следует выявить и развивать у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо классному руководителю пересмотреть своё личное отношение к этим детям.
90000 Sociometric chart, Sociometric table, Sociomatrix (table) 90001
90002 Sociometric card 90003
90004 With the purpose of studying the moral and psychological climate in the team, students are asked to fill out a sociometric card. If respondents are at a loss or do not want to give direct answers, you can use the cipher: give your answers by putting the order numbers (or symbols pre-registered) corresponding to the names of the selected candidates, and guided by the attached list. 90005
90006
90007
90008
90004 No.90005
90004 п / п 90005
90013
90008
90004 Criteria questions 90005
90013
90008
90004 Answers (the names of the selected candidates) 90005
90013
90022
90007
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 Who would you most like to work with in the same group? 90005
90013
90008
90013
90022
90007
90008
90004 2 90005
90013
90008
90004 Who would you most like to work with in the same group? 90005
90013
90008
90013
90022
90007
90008
90004 3 90005
90013
90008
90004 Which of the members of your team would you most like to spend your vacation with? and others 90005
90013
90008
90013
90022
90059
90004 The number of names for each criterion and question can be limited or not limited.Most often sociometry with restriction of elections is used in groups with a considerable number of members (usually from 15 to 50 or more people), as well as in inter-group surveys. At the same time, experts believe that the size of the restriction should allow choosing at least 20-30% of the names of the members of the group. So, for a group of 25 people this restriction must be at least five. If a restriction is introduced, this is stipulated in a specially prepared instruction for filling sociometric cards.90005
90004 A sociometric survey can be conducted 90063 90064 front, 90065 90066 when all subjects fill in the cards simultaneously (in the workplace), or 90063 90064 individually, 90065 90066 when each interviewee chooses the most convenient place for himself. In all cases, the card is filled exclusively by itself, without any clue from the outside. It is advisable that a sociometric survey be accompanied by a specialist: a psychologist, a sociologist, an educator. 90005
90002 Sociometric table 90003
90004 Processing of sociometric survey data is carried out for each criterion separately.As an illustration, we can cite a table (sociomatrix), for example, by the criterion: «With whom would you most like to work together?», Let’s assume that the poll was conducted in a group of six people. Sociometry without restriction of elections. The number of elections received is the degree and nature of the development of the need for communication with the members of the group. An example of an encrypted sociometric table. 90005
90006
90007
90078
90004 No. 90005
90004 п / п 90005
90013
90078
90004 Who chooses 90005
90013
90088
90004 Number of selectable 90005
90013
90092
90004 Number of elections given 90005
90013
90022
90007
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90008
90004 3 90005
90013
90008
90004 4 90005
90013
90008
90004 5 90005
90013
90008
90004 6 90005
90013
90008
90004 + 90005
90013
90008
90004 — 90005
90013
90008
90004 Total 90005
90013
90022
90007
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 A 90005
90013
90008
90004 X 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 + 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 + 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90022
90007
90008
90004 2 90005
90013
90008
90004 In 90005
90013
90008
90004 — 90005
90013
90008
90004 X 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 — 90005
90013
90008
90004 + 90005
90013
90008
90004 — 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 3 90005
90013
90008
90004 4 90005
90013
90022
90007
90008
90004 3 90005
90013
90008
90004 P 90005
90013
90008
90004 + 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 X 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 + 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90022
90007
90008
90004 4 90005
90013
90008
90004 C 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 — 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 X 90005
90013
90008
90004 + 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90022
90007
90008
90004 5 90005
90013
90008
90004 T 90005
90013
90008
90004 + 90005
90013
90008
90004 + 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 X 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90022
90007
90008
90004 6 90005
90013
90008
90004 X 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 X 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90022
90007
90078
90004 Number 90005
90004 sex 90005
90004 cated 90005
90004 election 90005
90013
90008
90004 + 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 4 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 8 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90022
90007
90008
90004 — 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 0 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90013
90008
90004 4 90005
90013
90008
90013
90022
90007
90008
90004 Total: 90005
90013
90008
90013
90008
90004 3 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 4 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90004 12 90005
90013
90022
90059
90004 90063 90064 Legend: 90065 90066 90005
90004 + — positive status; 90005
90004 — — negative status; 90005
90004 0 — zero selection (indifference).90005
90004 In this table, the greatest personal attraction is No. 5 — «informal» leader by the criterion of joint work, and zero attraction for number 6 — isolated member of the group. 90005
90002 Sociomatrix (table) 90003
90004 Studying the relationship in a pedagogical collective or in a learning group, you first need to build a simple sociomatrix. An example of an open sociometric table is given below. The results of the elections are broadcast on the matrix using conventional symbols.The results tables are filled in the first place, individually for business and personal relationships. 90005
90006
90007
90008
90004 No. 90005
90013
90008
90004 Last name 90005
90013
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 2 90005
90013
90008
90004 3 90005
90013
90008
90004 4 90005
90013
90008
90004 5 90005
90013
90008
90004 6 90005
90013
90008
90004 7 90005
90013
90008
90004 8 90005
90013
90008
90004 9 90005
90013
90008
90004 10 90005
90013
90022
90007
90008
90004 1 90005
90013
90008
90004 Ivanov 90005
90013
90008
90013
90008
90004 + 1 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90004 +2 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90004 +3 90005
90013
90008
90013
90008
90004 -1 90005
90013
90022
90007
90008
90004 2 90005
90013
90008
90004 Petrov 90005
90013
90008
90004 + 1 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90004 +3 90005
90013
90008
90004 +2 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90022
90007
90008
90004 3 90005
90013
90008
90004 Sidorov 90005
90013
90008
90004 -1 90005
90013
90008
90004 +1 90005
90013
90008
90013
90008
90004 +2 90005
90013
90008
90004 +3 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90022
90007
90008
90004 4 90005
90013
90008
90004 Danilov 90005
90013
90008
90013
90008
90004 +2 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90004 +1 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90004 +3 90005
90013
90008
90013
90022
90007
90008
90004 5 90005
90013
90008
90004 Alexandrova 90005
90013
90008
90004 +2 90005
90013
90008
90004 +1 90005
90013
90008
90013
90008
90004 +3 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90004 -3 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90004 -2 90005
90013
90022
90007
90008
90004 6 90005
90013
90008
90004 Adamenko 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90022
90007
90008
90004 7 90005
90013
90008
90004 Petrenko 90005
90013
90008
90004 + 1 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90004 +3 90005
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90008
90013
90022
90007
90008
90004 8 90005
90013
90008
90004 Kozachenko 90005
90013
90008
90004 + 1 90005
90013
90008
90013
90008
90004 +3 90005
90013 90022 90059.90000 Sociometry — the beneficial method or …? 90001
90002 All, perhaps, heard about this technique. It is not just a tool of the psychologist, sociometry should be possessed by all teachers, because such simple, popular technique will help to build the relationships with pupils. 90003
90002 90005 90005 90003
90002 90009 90010 Everything by stage 90011 90012 90003
90002 In order you were not misinformed with various statements on the forums and notes of unknown origin, you should grasp the essence of this technique and to understand its purpose by yourself.90010 Sociometry 90011, developed by J. Moreno, was used for diagnosis of intergroup and interpersonal relations. This diagnosis is for further reorganization and improvement of relationships. This technique helps to study the typology of people’s behavior in a group activity; it contributes to the study of social and psychological compatibility of members of certain groups. 90003
90018 90010 The most common objectives of this technique are: 90011 90003
90002 — Determining the degree of cohesion / fragmentation in the group; 90003
90002 — Identification of so-called «sociometric position» that means correlative authority of the group’s members.The main features are: sympathy / antipathy, extreme poles are occupied by «leader» and «rejected»; 90003
90002 — Finding intra subsystems that informal leaders can manage. 90003
90002 90009 90010 Pros of techniques 90011 90012 90003
90002 The main advantage of sociometry is that it requires no special time-consuming. The procedure itself is performed for about 15 minutes, processing and interpretation of the results, of course, is a little longer, but it is clear and feasible for everyone.Sociometry can identify informal leaders, using this knowledge, you can redirect the relations in the team towards constructive and comfort for all. 90003
90002 Easy to use and opened field of activity after completion of the procedure make this method attractive. But it is worth noting that sociometry does not solve deep misunderstandings in the group, because they are based not just on dislike, but on more serious problems. 90003
90002 90009 90010 What is the procedure itself? 90011 90012 90003
90002 The procedure for the technique is simple, but requires consistency and fidelity to regulations.90003
90046
90047 Initially, the experimenter sets specific objectives of the study and selects the object of measurement. 90048
90047 Next, the experimenter formulates basic hypotheses and provisions related to the criteria of the members ‘groups’ inquiry. 90048
90047 Sociometry can not take place in conditions of complete anonymity! This will not lead to the desired result. So experimenter correctly explains to members of the group why they should in this case write about their likes / dislikes, that it pursues positive goals and will help them.Adequate positive attitude of the experimenter will allow avoiding the reluctance of some members of the group to participate in the procedure. Naturally, the experimenter guarantees strictly confidential results. 90048
90047 Thus, the experimenter picked up the questions that are the evaluation criteria of relationships in a group; he puts them in a card and asks members of groups like during the interview. 90048
90047 By agreeing to participate in the procedure, the testees must comply with its conditions.They have to answer the questions, choosing certain members of the group about their preference to others (sympathy / antipathy, trust / distrust). 90048
90047 To the validity of research results experimenter can hold technique twice, changing the questions. 90048
90059
90002 90010 Nonparametric procedure 90011 90003
90002 This is the kind of sociometry, which suggests testee’s answers to the questions from the test card without limiting the number of testee’s selections. This means that if in a group, for example, ten people are calculated, each respondent could select nine persons (excluding him / her-self).This procedure makes it possible to cut the variety of interpersonal relationships in the group, helps to identify the emotional exuberance of each group member. The disadvantage is that if the number of group members is from twelve to sixteen people, there are too many relationships; this requires extra help of computing. In addition, there is a high probability of a random choice. The testee can write in the questionnaire: «Choose all». In this case, the testee is likely to give misleading answer, expressing his formal loyalty both to the members of the group and the experimenter.90003
90002 90010 Parametric technique 90011 reduces such testees ‘opportunities and simplifies the system processing of results. 90003
90002 90009 90010 Who can be the testee? 90011 90012 90003
90002 Any group of persons, starting from pre-school children (in this case, of course, the written responses to the questions are excluded), can be the subject of research. The questions are made correlatively to the group’s peculiarities. It is good when sociometry is held not by the new to the group person.That is, for example, the class teacher knows his team, sees some problems, but wants to make sure his guess and find answers to questions. 90003
90002 Of course, the questions of ready technique samples should not be copied. Try to think about the questions, the most overlapping with the situation in the team. Available questions may not apply in your case. We could not ask students of the fifth grade: «With whom of your classmates will you go to a business trip?» This is, of course, exaggerated, but you need to give simple questions.90003
90002 Thus, you have found that your team has the informal leader, have you? How does he / she impact on the team? Who are close to social exclusion? By answering these questions, you can see a new picture of the group. Some results may surprise you. Calmly analyze the situation and make a plan that you will assist members of the group to build new constructive relationships. 90003
90002 Successful research! 90003
.90000 What is Sociometry | Toronto Centre for Psychodrama & Sociometry 90001 90002 Sociometry is a branch of the social sciences based on the work of Jacob L. Moreno, M.D. (1890-1974) which studies
the formation and construction
of groups and which features methods to describe and account for the interpersonal relations in groups. The degree of
acceptance and rejection for
others in specific roles is obtained, measured, and depicted in ways to facilitate open discussing of the individual’s
impact on the group’s structure
and cohesion, and the group’s construction as it impacts the individual.Persons trained in sociometric methods focus
on groups or team building, social
networks, community, leadership, isolation, mutuality, incongruity, status, motivation and sociometric perception. 90003 90004 The Underlying Philosophy 90005 90002 Moreno’s sociometric principles and approach are set forth in the editions of 90007 Who Shall Survive? Foundations of
Sociometry, Group Psychotherapy
and Sociodrama 90008 (1934, 1953, 1978). He states that he «suffered» from an 90007 idee fixe 90008 that each person
inherits a primordial nature which is
immortal and is sacred.And, it is from this nature that rises the capacity for creativity, a creativity which must be
directed toward preserving life,
that all may survive. To organize a universe of varied cultures, beliefs, and ways of interacting for this supreme
task requires a system of sufficient
complexity to investigate existing interrelating, and sufficient heart to motivate persons to value one another,
actively., 90003 90002 Sociometric methods result in heightened consciousness; perceptions are identified, corrected and eventually
sharpened.Group members may then make
informed choices with an awareness of collective choice making and the role his or her choices has on the group as a
whole. 90003 90004 The Methods 90005 90016 The Social Atom 90017 90002 The student of sociometry becomes both participant and observer of his / her own life, exploring on paper and in action
that
nucleus of persons to whom he / she is connected. What is observed and measured is the nearness and distance which
exists (or is desired) and accounting
for inclusion in or exclusion from one’s circle.The group explored may be a public group or a private circle of
friends. 90003 90016 The Sociometric Test 90017 90002 A group explores the collective impact of their choices upon one another and upon the whole. A criterion on which to
base choices is selected, and group members identify on paper or in action the range of choices (to choose, to not
choose, to remain neutral) and the
degree of positive and negative feeling underlying their choices. At times, group members may make perceptual guesses
about the choices others may have
made for him or her.Following disclosure in pairs, the results are depicted in a sociogram. which is drawn or enacted
in ways to highlight several
factors: nearness and distance, level of choice (highly overchosen to highly underchosen), level of reciprocity,
existence of subgroups. The group
then discusses the results and ways to enhance its construction in order to sustain its purposes and goals. 90003 90016 The Role Diagram 90017 90002 Pairs, triads and small groups may investigate their responses to one another by identifying the roles in which they
interact and the feeling
responses they have toward one another in the role.A list of role names is charted and a system of notation employed
for use in identifying feelings,
or changes in feelings. 90003 90016 The Encounter 90017 90002 Essential to the sociometrist is the capacity to facilitate exploration of the results of the investigations,
principally through the reciprocal process
of role reversal. Persons engaged in sociometric procedures will be unable to accurately reveal to themselves or
another their true choices if they are
unable to rely upon skilled treatment or differences as they arise.The sociometrist facilitates conflicts, impasses,
and the meeting of persons who are
beginning to know one another. 90003 90016 Group Building 90017 90002 Sociometry also includes a large number of exercises and activities designed to enhance belonging, cooperation,
cohesion, openness and access to roles.
Every structured warm up activity is a sociometric event. Each time a leader asks group members to pick a partner, a
sociometric event is taking place.
The study of sociometry gives attention to the design and underlying principles of those activities.90003 90004 Applications of Sociometry 90005 90002 Sociometric methods have been applied in: 90003 90040 90041 Family therapy 90042 90041 Counselling psychotherapy patients 90042 90041 Education, in classrooms and the training of teachers 90042 90041 Town planning and community building 90042 90041 Political campaigns 90042 90041 Business and industry, particularly in organization development 90042 90041 Children’s camps 90042 90041 Military services 90042 90041 Congregation revitalization 90042 90059 90002 Further information about national training centres, ongoing training and regional workshops can be obtained by
contacting: 90003 90002 TORONTO CENTRE FOR PSYCHODRAMA AND SOCIOMETRY 90003 90002 5752 Hinchinbrooke Rd, Hartington, ON K0H 1W0 90003 90002 Tel: (416) 724-3385 90003 90002 Additional Sources In Sociometry 90003 90070 Rethinking Sociometry: Toward the Reunification of Theory, Philosophy, Methodology and Praxis.90003 90070 Mendelsson, Peter Dean, PhD., Dissertation, St. Louis, Washington University, 1976. 90003 90070 Who Shall Survive? Foundations of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociometry. 90003 90070 Moreno, Jacob L., Beacon, NY, Beacon House, 1953,1978. 90003 90070 Conducting Clinical Sociometric Explorations.Hale, Ann E., Roanoke, VA, Royal Publishing Company,
1985. 90003.90000 Sociometry research system download | SourceForge.net 90001
90002
Full Name
90003
90002
Phone Number
90003
90002
Job Title
90003
90002
Industry
90003
90002
Company
90003
90002
Company Size
Company Size:
1 — 25
26 — 99
100 — 499
500 — 999
1,000 — 4,999
5,000 — 9,999
10,000 — 19,999
20,000 or More
90003
Get notifications on updates for this project.Get the SourceForge newsletter.
Get newsletters and notices that include site news, special offers and exclusive discounts about IT products & services.
90002
90015
Yes, also send me special offers about products & services regarding:
90016
Business Software
Open Source Software
Information Technology
Programming
Hardware
90003
90002
90015
You can contact me via:
90016
Email (required)
Phone
SMS
90003
I agree to receive these communications from SourceForge.net. I understand that I can withdraw my consent at anytime. Please refer to our Terms of Use and Privacy Policy or Contact Us for more details.
I agree to receive these communications from SourceForge.net via the means indicated above. I understand that I can withdraw my consent at anytime. Please refer to our Terms of Use and Privacy Policy or Contact Us for more details.
90002 JavaScript is required for this form. 90003
Subscribe
90002 You seem to have CSS turned off.Please do not fill out this field. 90003 90002 You seem to have CSS turned off.
Please do not fill out this field. 90003.