Гомеостаз в биологии: Гомеостаз — Биология

Содержание

Лекция № 15

Министерство
здравоохранения Республики Беларусь

УО «Гомельский
государственный медицинский университет»

Кафедра медицинской
биологии и генетики

Обсуждено на
заседании кафедры

Протокол № ____ от
«___»_________________20___ года

по медицинской
биологии и генетике

для студентов 1
курса

лечебного,
медико-профилактического и
медико-диагностического

факультетов

Тема:
«Онтогенетический
гомеостаз».

Время — 90 мин.

Учебные и
воспитательные цели:

  1. Ознакомить с
    общими закономерностями гомеостаза.

  2. Разобрать генные,
    клеточные и системные механизмы
    гомеостаза.

  3. Указать на нарушения
    механизмов гомеостаза при старении.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бекиш
    О.-Я. Л. Медицинская биология. Курс лекций
    для студентов мед. ВУЗов. — Витебск, 2000
    с. 255.

  2. Биология
    /Под ред.В.Н. Ярыгина/ 1-я книга — М.:
    Вш.,1997. с. 181-186, 387-396.

  3. О.-Я.
    Л. Бекиш, Л.А. Храмцова. Практикум по
    мед. биологии. — Изд. «Белый Ветер», 2000
    — с. 121-126.

РАСЧЕТ
УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

п/п

Содержание

Расчет
рабочего времени

1.

Понятие
о гомеостазе.

5

2.

Общие
(кибернетические) закономерности
гомеостаза живых систем.

10

3.

Генетические,
клеточные и системные механизмы
гомеостаза.

45

4.

Роль
нервной и эндокринной систем в
обеспечении гомеостаза.

10

5.

Биологические
ритмы. Медицинское значение хронобиологии.

10

6.

Гомеостатические
механизмы организма в разные возрастные
периоды.

10

Всего:

90

Вопрос 1

Гомеостаз

свойство живого организма сохранять
относительное динамическое постоянство
внутренней среды. Гомеостаз выражается
в относительном постоянстве химического
состава, осмотическом давлении,
устойчивости основных физиологических
функций. Гомеостаз специфичен и обусловлен
генотипом.

Болезнь
человека является следствием нарушения
гомеостаза и путей его восстановления.

Живой
организм — открытая система, имеющая
связь с окружающей средой посредством
нервной, пищеварительной, дыхательной,
выделительной систем и др.

В
процессе обмена веществ с пищей, водой,
при газообмене в организм поступают
разнообразные химические соединения,
которые в организме подвергаются
изменениям, входят в структуру организма,
но не остаются постоянно. Усвоенные
вещества распадаются, выделяют энергию,
продукты распада удаляются во внешнюю
среду. Разрушенная молекула заменяется
новой и т.д.

Целостность
структуры полипептидов клетками не
нарушается. Организм — открытая, динамичная
система. В условиях непрерывно меняющейся
среды организм поддерживает устойчивое
состояние в течение определенного
времени.

Греческое
homoios — означает, подобный и stasis — состояние
— относительное динамическое постоянство
состава и внутренней среды организма.
Это явление выработано эволюционно,
как адаптационное свойство организма
к условиям окружающей среды.

Вопрос 2

Сохранение
целостности индивидуальных свойств
организма один из наиболее общих
биологических законов. Этот закон
обеспечивается в вертикальном ряду
поколений механизмами воспроизведения,
а на протяжении жизни индивидуума —
механизмами гомеостаза.

Явление
гомеостаза представляет собой эволюционно
выработанное, наследственно-закрепленное
адаптационное свойство организма к
обычным условиям окружающей среды.
Однако эти условия могут кратковременно
или длительно выходить за пределы нормы.
В таких случаях явления адаптации
характеризуются не только восстановлением
обычных свойств внутренней среды, но и
кратковременными изменениями функции
(например, учащение ритма сердечной
деятельности и увеличение частоты
дыхательных движений при усиленной
мышечной работе). Реакции гомеостаза
могут быть направлены на:

    1. поддержание
      известных уровней стационарного
      состояния;

    2. устранение
      или ограничение действия вредностных
      факторов;

    3. выработку
      или сохранение оптимальных форм
      взаимодействия организма и среды в
      изменившихся условиях его существования.
      Все эти процессы и определяют адаптацию.

Поэтому
понятие гомеостаза означает не только
известное постоянство различных
физиологических констант организма,
но и включает процессы адаптации и
координации физиологических процессов,
обеспечивающих единство организма не
только в норме, но и при изменяющихся
условиях его существования.

Основные
компоненты гомеостаза были определены
К. Бернаром их можно разделить на три
группы:

А..
Материалы, обеспечивающие клеточные
потребности:

  • Вещества,
    необходимые для образования энергии,
    для роста и восстановления — глюкоза,
    белки, жиры.

  • Вода.

  • NaCl,
    Ca и другие неорганические вещества.

  • Кислород.

  • Внутренняя
    секреция.

Б.
Окружающие факторы, влияющие на клеточную
активность:

В.
Механизмы, обеспечивающие структурное
и функциональное единство:

Принцип
биологического регулирования обеспечивает
внутреннее состояние организма (его
содержание), а также взаимосвязь этапов
онтогенеза и филогенеза. Этот принцип
оказался широкораспространненым. При
его изучении возникла кибернетика —
наука о целенаправленном и оптимальном
управлении сложными процессами в живой
природе, в человеческом обществе,
промышленности (Берг И. А. 1962).

Живой
организм представляет сложную управляемую
систему, где происходит взаимодействие
многих переменных внешней и внутренней
среды. Общим для всех систем является
наличие входных
переменных, которые в зависимости от
свойств и законов поведения системы
преобразуются в выходные
переменные.

Выходные
переменные зависят от входных и законов
поведения системы.

Влияние
выходного сигнала на управляющую часть
системы называется обратной
связью
,
которая имеет большое значение в
саморегуляции (гомеостатической
реакции). Различают отрицательную
и
положительную

обратную связь.

Отрицательная
обратная
связь уменьшает влияние входного сигнала
на величину выходного по принципу: «чем
больше (на выходе), тем меньше (на входе)».
Она способствует восстановлению
гомеостаза системы.

При
положительной
обратной
связи величина входного сигнала
увеличивается по принципу: чем больше
(на выходе), тем больше (на входе). Она
усиливает возникшее отклонение от
исходного состояния, что приводит к
нарушению гомеостаза.

Однако
все виды саморегуляции действуют по
одному принципу: самоотклонение от
исходного состояния, что служит стимулом
для включения механизмов коррекции.
Так в норме рН крови составляет 7,32 —
7,45. Сдвиг рН на 0,1 приводит к нарушению
сердечной деятельности. Этот принцип
был описан Анохиным П. К. в 1935 г. и назван
принципом обратной связи, который служит
для осуществления приспособительных
реакций.

Общий
принцип гомеостатической реакции

(Анохин: «Теория функциональных систем»):

отклонение
от исходного уровня ──> сигнал ──>
включение регуляторных механизмов по
принципу обратной связи ──> коррекция
изменения (нормализация).

Так,
при физической работе СО2
в крови увеличивается ──> рН сдвигается
в кислую сторону ──> сигнал в
продолговатый мозг в дыхательный центр
──> центробежные нервы импульс и
межреберным мышцам дыхание усугубляется
──> снижение СО2
в крови, рН восстанавливается.

Конспект урока по биологии для 9 класса на тему «Механизмы поддержания гомеостаза»).

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрoчного плaна:

9. 2С Координация биофизика и регуляция

ГУ «Первомайская срeдняя шкoлa»

Дaтa:

ФИO учитeля: Гом Владислава Владиславовна

КЛАСС: 9

Кoличествo присутствующих:

Кoличествo отсутствующих:

Темa урoка

Механизмы поддержания гомеостаза

Цели oбучения, которые необходимо достичь на дaнном уроке

( 9.1.7.5) Oбъяснять мехaнизмы поддержания пoстоянства внутренней среды oрганизма

Цели урока

Все учащиеся смогут:

Определить основные элементы внутренней среды oрганизмa;

Бoльшинствo учащихся смогут:

Объяснить взаимосвязь между кровью, лимфoй и тканевой жидкостью;

Некоторые учащиеся смогут:

Объяснить механизмы пoстоянства внутренней среды

Уровень мыслительной деятельнoсти

Знaние, пoнимание, примeнениe.

Критерии оценивания

  1. Oпределяет основные элементы внутренней среды организма;.

  2. Oбъясняет взаимосвязь между кровью, лимфой и тканевой жидкостью.

  3. Oбъясняет механизмы постоянства внутренней среды

Привитие ценностей:

Реализация идей мәңгілік ел. №7 «Национальная безопасность и участие страны в решении всемирных. Региональных проблем с глобальной точки зрения»

Формирование грамотной личности, способной применить свои полученные знания по биологии при решении жизненных проблем.

Толерантность,умение работать в группах. Oбучение на прoтяжении всей жизни.

Языковые цели:

Учащиеся могут:

Учащиеся смогут посредством навыков говорения определить основные элементы внутреннeй среды организмa,посредством навыка письма находит взаимосвязь между кровью лимфой и тканевой жидкостью.

Ключевые слова и фразы:

К основным элементам внутренней среды организма относится: Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Полезные фразы для диалога/письмa:

Кровь, лимфa, тканевая жидкoсть, гoмеoстаз, внутренняя среда организма

Межпредметные связи

Химия.

Предвaрительные знaния

Данный урoк оснoвывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках. Биология 7 и 8 класса в разделе «Транспорт веществ».

План

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1.Oрганизация класса. (Приветствие)

Активные методы обучения

Стратегия «Поэтические минутки»

2. Психoлогический настрoй

Нaчинаем рoвно в срок

Нaш сегодняшний урок.

Дружно за руки вoзьмитесь

И друг дружке улыбнитесь,

Пусть сегoдня для нас всех

На урок придёт успех.

Поприветствуем друзей

С ними нaм вдвойне теплей!

aнный прием направлен на сoздание и поддержание доброжелательной атмoсферы на уроке)

Дифференциация по уровню oбученности, группирование. Объединение в смешaнные группы по цвету.

Актуализация знаний. Учащиеся рaботают в группе

  1. Вызов

Активные метoды обучения

Стратегия «Диалoг с великим»

В организме человека aнтиген группы крови и aнтитела к нему никогда не сосуществуют.
К. Лaндштейнер

  1. Как вы думаете, о чем говорится в эпиграфе?

  2. Назовите ключевые слова данного высказывания?

  3. Какие предшествующие знaния вас связывают с сегодняшним началом урока

  4. Что вызвaлo у вас интерес?

( выход на тему урока)

Дескриптор

  1. Рaскрывают суть эпиграфа

  2. Назывaет ключевые слова по данному высказыванию

  3. Объясняют ранее полученные знaния по данной теме

  4. Выскaзывают свое мнение

ФО — «Oт кулака до пяти пaльцев»

(ученики в группах oценивают друг другa, если поднимают пять пальцев, то им все понятно, насколько группa подробно объяснилa тему, если не очень, то три, если группе не понятно, тo кулак)

https://kopilkaurokov. ru/psihologu/planirovanie/priiemo-orghanizatsii-psikhologhichieskogho-nastroia-na-urok

Цветные ладошки разных цветов

http://www.aphorisme.ru/by-authors/landshteyner/?q=6065

Середина урока

Сoздание прoблемной ситуации.

Дифференциaция по способу восприятия, по уровню обученности учеников. Зaдание, oценивание. Диалог и пoддержка учителя.

1. Просмoтривают видео

2. Определяют основную идею

3. Делают вывoды

Просмотр видеоролика «Внутренняя срeдa организма — Гoмеостaз»

Активные методы обучения.

Стрaтегия «Мешoчек с вопросами»

1.Какие элементы вхoдят в сoстав внутренней срeды oрганизмa?

2. Перечислите фoрменные элементы крoви?

3. Как называется жидкая часть крови?

4. В каких органах человекa образуются и разрушаются фoрменные элементы крoви?

5. Дoкажите почему лимфa и кровь относятся к тканям человеческого организма? Привeдите не менее 2 дoказательств.

6. Перечислите причины вызывaющие забoлевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение.

7. Объясните роль иммунитетa в пoстоянстве внутреннeй среды организма?

8. Почему специфический иммунитет считают более эффективнымчем неспецифический? Обоснуйте свой ответ

Дескрипторы:

  1. Называет элементы, входящие во внутреннюю среду организма

  2. Перечисляет фoрменныe элементы крoви

  3. Называет жидкую часть крови

  4. Определяют основные органы образования и разрушения форменных элементов

  5. Приводят два доказательства, почему

  6. кровь и лимфа относится к тканям организма

  7. Перечисляют причины и мeры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

  8. Объясняют роль иммунитета в пoстоянствe внутренней среды организма

  9. Обоснуют свой ответ почему специфический иммунитет считается более эффективным чем неспецифический

ФО – «Светофор» Оценивание в группах. Достигли 1 цель урока.

Дифференциация – оценивание по стилю обучения. Диалог и поддержка. Продукт таблица. Учащимся с высокой учебной мотивацией выполняют задание самостоятельно. Учащиеся с низкой учебной мотивацией заполняют таблицу с опорой на конспект.

Активные методы обучения

Стратегия «Концептуальная таблица»

Задание 2 заполни таблицу «Внутрeнняя средa организмa» форма работы парная.

Дескрипторы:

  1. Определяет основной состав крoви, лимфы, ткaневой жидкoсти

  2. Описывает их местонахождение

  3. Определяет источник и место их образования

  4. Определяет основные функции

  5. Обсуждает в группах взаимосвязь между кровью лимфой тканевой жидкостью.

ФО: «2 звезды 1 пожелание». Оценивание в паре. Достигли 2 цель урока

(данный прием оценивания помогает учащимся в парах проверить работу друг друга в виде коментария,а именно дать два положительных момента и один момент пожелание).

Активные методы обучения.

Динамическая пауза. (Помогает ученикам отвлечься, отдохнуть и перестроиться на следующий этап работы)

Активные методы обучения

Дифференциация – оценивание по стилю обучения. Диалог и поддержка.

Задание № 3 работа с текстом. Учaщиеся прoслушивают текст и выполняют задания

Стратегия « Кубик Блума»

  1. Почему должно поддерживаться постоянство внутренней среды?

  2. Объясни как внешняя среда влияет на организм? (через изменение внутренней среды)

  3. Нaзови кaк взaимосвязаны друг с другом компонeнты внутрeнней среды организма?

  4. Предложи пути пoддeржaния постоянствa внутрeнней среды организмa?

  5. Придумай два примера влияния иммунитета на внутрeннюю среду организмa?

  6. Поделись что произойдет по твоему мнению с организмом если вдруг один из механизмов будет нарушен?

Дескриптор:

  1. Определяет почему должно поддерживаться пoстoянствo внутреннeй срeды

  2. Объясняет влияние внешней среды на организм

  3. Называет взaимосвязь компонентов внутренней срeды организмa друг с другом

  4. Предлагает пути поддeржания постоянствa внутреннeй среды организмa

  5. Предлагает два примера влияния иммунитета на внутреннюю среду организма

  6. Делает вывод что произойдет с оргaнизмом если вдруг будет нарушен один из механизмов внутренней среды организмa

ФО «Комментарий учителя» Оценивание учащихся индивидуально. Достигли 3 цель урока

Зaкрепление мaтериалa

Дифференциация обмен мнениями учащихся. Работа в парах

Активные методы обучения.

Стрaтегия «Синквeйн»

(Г) Опираясь на просмотренный видеоролик, составьте синквейн

Работа в паре.

  1. (гомеостаз)

  2. Два прилагательных

  3. Три глагола

  4. Предложение

  5. Презентовать свой материал.

Дескрипторы:

  1. Сoставляет синквейн.

  2. Презентует свой матeриал.

ФО «Карусель»

(учащиеся взaимооценивают ответы друг друга)

Раздаточный материал

Музыкальный тематический видеоролик

http://pedsovet. su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke

Дифференциация

Рабочие тетради

Конец урока

Рефлексия.

«Лaдошка»

На листe бумаги учaщиеся обвoдят свою лaдошку, каждый пaлeц ладошки это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение и записать его.

бoльшой — для мeня это вaжно…./ неважно…

кaзатeльный — я получил конкретные рекoмендации…/ я не узнaл для себя ничего нового…

срeдний-мне былo интересно, легко../ скучно, интереснo, трудно…

безымянный – моя оценка психoлогической aтмосферы…

мизинец – хoчу для сeбя выяснить…

Домашнее задание: Стратегия «Идеальное задание»

Школьникам предлагается выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из видов заданий:

  1. Изучить параграф и составить открытые либо закрытые вопросы

  2. Составить кроссворд по теме.

  3. Мини — эссе «механизм постоянства внутренней среды-Гомеомтаз»

Цветные ладошки.

Дневник

Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
поддержка

Дифференциация по способу восприятия, по уровню обученности учеников. Достижение 1 цели урока.

Оценивание по стилю обучения. Диалог и поддержка. Продукт таблица.

Достижение 2 цели урока.

Проблемная ситуация,оценивание по уровню обученности учеников. Диалог и поддержка

Достигли 3 цель урока

Домашнее задание

  • ФО:

  • «От кулака до пяти пальцев» оценивание в группах

  • «Светофор» оценивание в группах

  • «2 звезды 1 пожелание» оценивание в парах

  • «Комментарий учителя» оценивание индивидуально комментарий учителя

  • «Карусель» оценивание в парах

  • Биология 7 и 8 классов.

  • Динамическая пауза.

  • Духовно – нравственные качества.

Рефлексия

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.

Концепция саморегуляции живых систем. Гомеостаз : Farmf

КОНЦЕПЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ

Концепции современного естествознания. Биология. – Анисимов А.П.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ГОМЕОСТАЗ

Саморегуляция в системе – это внутреннее регулирование процессов с подчинением их единому стабильному порядку. При этом даже в меняющихся условиях среды живая система сохраняет относительное внутреннее постоянство своего состава и свойств – гомеостаз (от греческих homoios – подобный, одинаковый и stasis – состояние).

Действительно, окружающая среда очень переменчива. Изменяются температура, освещенность, влажность. Для животных, да и для растений не регулярна доступность пищи. Донимают паразиты, хищники и просто конкуренты за среду обитания. Тем не менее, животные и растения выносят эти колебания среды, живут, растут, размножаются. Экологические сообщества долгое время сохраняют некий средний состав.

Человек как высший представитель животного царства также поддерживает свой внутренний гомеостаз – благодаря работе многочисленных управляющих механизмов. Так, несмотря на смену дня и ночи, зимы и лета, температура нашего тела поддерживается на одном и том же уровне – около 37 градусов (под мышкой 36,6 градуса). Кровяное давление варьирует в ограниченных пределах, так как регулируется благодаря иннервации стенок сосудов. Солевой состав крови и межклеточных жидкостей, содержание сахаров и других осмотически активных веществ (способных вызвать нежелательное перераспределение воды между структурами организма) также поддерживаются на оптимальных уровнях. Даже простое и, казалось бы, самопроизвольное стояние на двух ногах требует ежесекундной согласованной работы вестибулярного аппарата и многих мышц тела.

Основоположник идеи о физиологическом гомеостазе Клод Бернар (вторая половина XIX века) рассматривал стабильность физико-химических условий во внутренней среде как основу свободы и независимости живых организмов в непрерывно меняющейся внешней среде.

Саморегуляция происходит на всех уровнях организации биологических систем – от молекулярно-генетического до биосферного. Поэтому проблема гомеостаза в биологии носит междисциплинарный характер. Внутриклеточный гомеостаз изучают цитология и молекулярная биология, организменный – физиология животных и физиология растений, экосистемный – экология. Конкретные проявления этих механизмов мы рассмотрим ниже. Здесь же отметим, что для поддержания гомеостаза во всех системах используются кибернетические принципы саморегулирующихся систем. Кибернетика – наука об управлении – объясняет принцип саморегуляции системы на основе прямых и обратных связей между ее элементами. Вспомним, что система – это совокупность взаимодействующих элементов. Прямая связь между двумя элементами означает передачу информации от первого ко второму в одну сторону, обратная связь – передача ответной информации от второго элемента к первому. Суть в том, что информационный сигнал – прямой или обратный – изменяет состояние системы, принимающей сигнал. И тут принципиально важно, какой по знаку будет ответный сигнал – положительный или отрицательный. Соответственно и обратная связь будет положительной или отрицательной.

В случае обратной положительной связи первый элемент сигнализирует второму о некоторых изменениях своего состояния, а в ответ получает команду на закрепление этого нового состояния и даже его дальнейшее изменение. Цикл за циклом первый элемент с помощью второго (контрольного) элемента накапливает одни и те же изменения, его состояние стабильно изменяется в одну сторону (рис. 18 а). Эта ситуация характеризуется как самоорганизация, развитие, эволюция, и ни о какой стабильности системы говорить не приходится. Это может быть любой рост (клетки, организма, популяции), изменение видового состава в сообществе организмов, изменение концентрации мутаций в генофонде популяции, ведущее через отбор к эволюции видов. Естественно, что обратные положительные связи не только не поддерживают, но, напротив, разрушают гомеостаз.

Рис. 18

Обратная отрицательная связь стимулирует изменения в регулируемой системе с противоположным знаком относительно тех первичных изменений, которые породили прямую связь. Первоначальные сдвиги параметров системы устраняются, и она приходит в исходное состояние. Цикличное сочетание прямых положительных и обратных отрицательных связей может быть, теоретически, бесконечно долгим, так как система колеблется около некоторого равновесного состояния (рис. 18б). Таким образом, для поддержания гомеостаза системы используется принцип отрицательной обратной связи. Этот принцип широко применяется в автоматике. Так регулируется температура в утюге или холодильнике – с помощью термореле, уровень давления пара в автоклаве – с помощью выпускного клапана, положение судна, самолета, космического корабля в пространстве – с помощью гироскопов. В живых системах универсальный принцип обратной отрицательной связи работает во всех случаях, когда сохраняется гомеостаз.

Далее на конкретных примерах покажем саморегуляцию биологических систем разного уровня сложности.

ВНУТРИКЛЕТОЧНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

В клетке для поддержания гомеостаза используются в основном химические (молекулярные) механизмы регуляции. Наиболее важна регуляция генов, от которых зависит производство белков, в том числе многочисленных и разнообразных ферментов.

Самая простая модель для демонстрации генного гомеостаза – регуляция выработки фермента для расщепления пищевого сахара у кишечной палочки. Эта бактерия является типичным гетеротрофом и поглощает из внешней среды несложные органические вещества, в том числе молочный сахар лактозу. Для расщепления и усвоения лактозы с определенного структурного гена, входящего в состав лактозного оперона (ген вместе с регуляторной областью) синтезируется информационная РНК и, далее, фермент. Если сахар в среде отсутствует, фермент не вырабатывается, а при добавлении сахара активируется ген и идет синтез фермента. Но как только весь сахар будет клеткой использован, ген перестает работать. Как клетка узнает о присутствии сахара и его расходовании? Как оберегает свои гены от бесполезной работы и траты энергии? Регуляция генов у бактерий, как у всех прокариот, в целом организована гораздо проще, чем в эукариотных клетках. Оказывается, лактозный оперон у кишечной палочки работает по принципу отрицательной обратной связи, где в роли регуляторного «клапана» выступает особый участок оперона – оператор, а в роли регулятора сам пищевой субстрат – лактоза (рис. 19). Лактоза, поступившая в клетку, сама раскрывает структурный ген, используя для этого в качестве ключика операторный участок. Исчезновение лактозы автоматически приводит к закрытию гена.

Рис. 19

Лактозный оперон – участок молекулы ДНК – состоит из трех частей: промотора, оператора и структурного гена. Промотор – стартовый участок гена, сюда садится фермент РНК-полимераза, ведущий транскрипцию. Оператор – пусковой барьер, в отсутствие лактозы закрытый специальным белком-репрессором. Структурный ген (точнее – здесь находится цепочка, семейство генов) – основной участок ДНК, кодирующий и производящий через иРНК нужный белок-фермент. Пока оператор связан с белком-репрессором, полимераза не может стартовать и структурный ген не работает, синтез фермента отсутствует (см. рис. 19 а). Когда в клетку попадает лактоза, одна ее молекула связывается с репрессором и отнимает его от оператора. Теперь путь полимеразе открыт, идет синтез иРНК (транскрипция) и, далее, синтез соответствующего белка-фермента (трансляция) (рис. 19 б). Ферменты расщепляют поступивший в клетку сахар и в последнюю очередь ту его молекулу, которая связана с репрессором. Но когда будет переварена и эта последняя молекула, белок-репрессор освобождается и вновь блокирует оператор. Производство иРНК и фермента прекращается до поступления новой порции сахара. По своей простоте система регуляции гена концентрацией субстрата похожа на простые технические регуляторы. Напомним, однако, что у эукариот регуляция генной активности более сложная. Она включает возбуждение клеточных рецепторов гормонами или другими биологически активными веществами, запуск каскада реакций вторичных мессенджеров, которые поступают в ядро и избирательно активируют гены.

Другой пример простых саморегулирующихся систем, использующих обратную отрицательную связь, представляют ферментативные цепи, ингибируемые конечным продуктом (рис. 20). Такие цепи обычно локализуются на поверхности внутриклеточных или наружных мембран и проводят комплексную переработку сложного субстрата в простой продукт. Суть регуляции состоит в том, что конечный продукт имеет стереохимическое сродство с первым ферментом. Связываясь с ферментом, продукт ингибирует (подавляет) его активность, так как полностью искажает его третичную структуру. Работает следующий регуляторный цикл. При повышении концентрации конечного продукта выше необходимого уровня его избыток ингибирует ферментную цепь (для этого достаточно остановить самый первый фермент). Ферментация прекращается, а свободный продукт расходуется на нужды клетки. Через некоторое время возникает дефицит продукта, блок с ферментов снимается, цепь активируется, и производство продукта снова растет.

Рис. 20

Третий пример- поддержание внутриклеточного осмотического гомеостаза. В сегменте 19 мы говорили о механизме возникновения нервных импульсов и отмечали важную роль ионов натрия, концентрация которых снаружи клетки должна поддерживаться на более высоком уровне, чем внутри. Благодаря натриевым насосам, встроенным в мембрану клетки, удерживается нужный градиент ионов. Как только клетка получает избыток натрия, активируется натриевый насос (его фермент, расщепляющий АТФ и дающий энергию). Натрий выкачивается, его концентрация в клетке падает, что служит сигналом для отключения насоса.

Аналогично в клетках растений с помощью плазмалеммы (наружной мембраны) и вакуолей регулируется состав солей и питательных веществ. Плазмалемма обеспечивает приток в клетку необходимых ионов и воды из внешней среды и выделение балластных и избыточных ионов водорода, натрия, кальция. Мембрана вакуоли регулирует поступление в протоплазму запасных субстратов из вакуоли при их недостатке и удаление в вакуоль – при избытке.

Во всех рассмотренных случаях действует один и тот же принцип – саморегуляция системы на основе обратной отрицательной связи. Заметим, однако, что регулируемые параметры – концентрация солей, питательных веществ, конечного продукта ферментации или продукта генной активности – не бывают абсолютно постоянными, они поддерживаются в допустимых границах. В каждом случае это свои физиологические границы, позволяющие нормально осуществлять клеточные функции. Аналогичный принцип мы увидим и на организменном уровне.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ МНОГОКЛЕТОЧНОГО ОРГАНИЗМА

Как мы только что видели, уже на клеточном уровне возникает необходимость поддержания специфических физико-химических условий, отличающихся от условий окружающей среды. У многоклеточных организмов появляется внутренняя среда, в которой находятся клетки различных органов и тканей, происходит усложнение и совершенствование механизмов гомеостаза. В ходе эволюции формируются специализированные органы кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и др., участвующие в поддержании гомеостаза.

У морских беспозвоночных имеются механизмы стабилизации объема, ионного состава и рН жидкостей внутренней среды. Для животных, перешедших к жизни в пресных водах и на суше, а также у позвоночных, мигрировавших из пресных вод в море, сформированы механизмы осморегуляции, обеспечивающие постоянство концентрации солей внутри организма.

Наиболее совершенен гомеостаз у млекопитающих, что способствует расширению возможностей их приспособления к окружающей среде. В частности, обеспечивается постоянство объема крови и других внеклеточных жидкостей, концентрации в них ионов, осмотически активных веществ, постоянство рН крови, состава в ней белков, липидов и углеводов. У млекопитающих, а также у птиц, в узких пределах регулируется температура тела – их называют теплокровными животными.

Основную роль в поддержании гомеостаза организма играют нервная и гормональная системы регуляции (см. рис. 17 г).

Наиболее важную интегрирующую функцию выполняет центральная нервная система, особенно кора головного мозга. Большое значение имеет и вегетативная нервная система, в частности ее симпатический отдел – система ганглиев (скоплений нервных клеток), расположенных по бокам позвоночника, в брыжейке и других частях тела (например, солнечное сплетение). Чувствительные нервные волокна охватывают сетью все внутренние органы, кровеносные сосуды, обеспечивая рефлекторную взаимосвязь между ними.

Гормональная регуляция обеспечивается системой эндокринных желез (от греческих endon – внутрь и krino – выделяю) – желез внутренней секреции. Центральная эндокринная железа – гипофиз – находится в голове и имеет прямую связь с головным мозгом (через посредство гипоталамуса), а ее гормоны через кровь воздействуют на все местные эндокринные железы- такие как щитовидная, паращитовидная, надпочечники, а также скопления эндокринных клеток в поджелудочной и слюнной железах, семенниках, яичниках, тимусе, плаценте и даже в сердце, желудке, кишечнике, почках. Выделяемые эндокринными железами гормоны с током крови (гуморально) распространяются ко всем органам-мишеням и участвуют в регуляции их роста и функционирования. Таким образом, фактически благодаря связи нервной и эндокринной систем осуществляется единая нейрогормональная саморегуляция организма.

В рамках данного пособия придется ограничиться лишь некоторыми примерами, демонстрирующими нейрогормональную регуляцию, без какой-либо претензии на комплексное освещение вопроса.

Примером сложной гомеостатической системы является система обеспечения оптимального артериального давления. Изменение давления крови воспринимается барорецепторами сосудов – чувствительными нервными окончаниями, реагирующими на растяжение стенок сосудов при изменении внутреннего давления. Сигнал передается в сосудистые нервные центры, которые обратным сигналом изменяют тонус сосудов и сердечную деятельность. Одновременно включается система нейрогормональной регуляции и кровяное давление возвращается к норме.

Интересна и показательна регуляция пищевого поведения у позвоночных животных и человека (рис. 21). В гипоталамусе – отделе головного мозга, ответственном за регуляцию вегетативных функций и связующем нервную и эндокринную системы (см. выше) – находятся центры голода и насыщения. В крови голодного животного (или человека) возникает недостаток глюкозы – простейшего сахара (углевода), который всасывается всеми клетками и расходуется для получения энергии. Низкая концентрация глюкозы в крови приводит к раздражению центра голода. По нервным связям отдаются команды в мозг, на мышцы, и организуется поиск пищи. Когда пища найдена, включаются механизмы питания, пищеварения и всасывания продуктов в кровь. При этом белки перевариваются (расщепляются) до аминокислот, липиды до жирных кислот, а сложные углеводы до простых сахаров, в том числе глюкозы. Концентрация глюкозы в крови растет, что приводит к раздражению центра насыщения, далее к подавлению аппетита и прекращению питания. Когда глюкоза расходуется, ее концентрация в крови вновь понижается, отчего раздражается центр голода. Цикл повторяется. Поскольку гипоталамус связан и с нервными центрами, и со всей эндокринной системой, цикл пищевого поведения синхронизирован также с нервно-рефлекторной и гуморальной регуляцией желез пищеварительного тракта: выделяется слюна, желудочный сок, ферменты поджелудочной железы и кишечника, мобилизуется перистальтика.

Рис. 21

На основе процессов саморегуляции происходит морфологическая и функциональная гипертрофия органов в ответ на усиление нагрузки, на инфекцию, стрессовое воздействие. В результате постоянных тренировок увеличиваются мышцы спортсмена, легкие ныряльщика. Увеличение нагрузки по прокачиванию крови ведет к гипертрофии сердца у тучного человека. Увеличивается и печень у больного человека. Характерная функциональная реакция развивается в ответ на гипоксию (недостаток кислорода): учащение пульса и увеличение числа эритроцитов, приводящие вместе к более быстрому обороту газов через организм. Или – реакция испуга, страха: выброс в кровь стрессового гормона адреналина ведет к повышению потребления кислорода, повышению концентрации глюкозы в крови, учащению пульса и мобилизации мышечной системы – все для мобилизации организма на оборону или избежание опасности. Другие системы при этом угнетаются – пропадают пищевые реакции, половые рефлексы и др. После исчезновения опасности все системы возвращаются в норму.

Механизм обратной отрицательной связи вовлечен в поддержание постоянства числа клеток в обновляющихся тканях, таких как кровь, кишечный или кожный эпителий (рис. 22). В этих тканях имеется резерв недифференцированных клеток (например, красный костный мозг для крови), которые многократно делятся, дифференцируются, работают, стареют и отмирают. Считают, что зрелые клетки выделяют вещества, ингибирующие молодые делящиеся клетки. Выстраивается цепь взаимозависимых реакций: при избытке зрелых клеток продукция ингибитора высока и размножение клеток подавляется; уменьшение числа зрелых клеток в результате их естественной гибели сопровождается снижением концентрации ингибитора в среде; блок клеточных делений снимается; размножение молодых клеток усиливается; число зрелых клеток восстанавливается. Далее вновь возрастает продукция ингибитора и цикл повторяется. Общее число зрелых клеток в ткани колеблется около некоторого среднего уровня, резко не снижается и не повышается. По механизму передачи сигнала здесь мы имеем гуморальную систему, ингибитор работает как внутритканевой «гормон».

Рис. 22

К числу регуляторных систем, обеспечивающих внутреннее постоянство организма, кроме нервной и эндокринной, следует отнести иммунную систему, которая отслеживает и поддерживает генетическую чистоту внутренней среды и тканей организма, устраняя проникшие вирусы, микробы или собственные мутантные клетки. Состав и принципы функционирования иммунной защиты были рассмотрены в сегменте 18. Теперь можно добавить, что сложный цикл выработки неспецифических и специфических защитных факторов (различных белков, в том числе антител), их взаимодействие с разнообразными чужеродными агентами (антигенами) и восстановление нормальной внутренней среды организма представляют звенья саморегулирующегося механизма. Это очень сложный, многокомпонентный механизм, в котором не сразу видны отдельные узлы саморегуляции, так как над ними или параллельно с ними работают другие управляющие механизмы.

Как и в случае с внутриклеточной регуляцией, мы должны заметить, что гомеостаз организма не бывает абсолютным. Любые параметры: температура тела, артериальное давление, пищевое поведение, частота сердечных сокращений, число клеток в ткани и многие другие – находятся в колебательном режиме. Это вытекает из самой природы механизма регуляции – прямая и обратная связи замкнуты в цикл, на оборот которого требуется определенное время. За это время регулируемая система успевает измениться в ту или иную сторону, что и выражается в колебании ее параметров. Но средний уровень параметра должен соответствовать норме, а коридор его колебаний не должен выходить за физиологические пределы. Если это все же происходит, говорят о патологических (болезненных) отклонениях в состоянии организма.

Нормальные колебания функциональных характеристик организма происходят постоянно и называются биоритмами. Скорость синтеза белков в клетке колеблется в околочасовом (1,5 – 2 часа) ритме, большинство организменных ритмов имеют околосуточную периодичность, есть месячные, годичные и даже многолетние ритмы. Внутренний механизм, управляющий ритмами, принято называть биологическими часами, что подчеркивает связь биоритмов с астрономическим временем. Но заметим, что подавляющее большинство биоритмов являются наведенными, они сформированы под действием абиотических (небиологических) ритмов внешней среды. Это очевидно связанные с вращением Земли околосуточные ритмы, связанные с лунным циклом месячные ритмы и т. д. Поэтому биоритмы могут перестраиваться, и это происходит, например, когда мы перелетаем с востока на запад и наоборот. Но для этого требуется время, так как в один и тот же цикл (особенно суточный) бывают включены и жестко связаны друг с другом многие частные ритмы. И вообще колебательное состояние системы является наиболее устойчивым. Именно поэтому колебательное состояние внутренней среды организма выступает как важный фактор поддержания гомеостаза.

 

Зачем организму гомеостаз | Учитель биологии Ольга Коновалова

Представьте себе, что все привычные вам продукты начали постоянно случайным образом менять вкус. Покупаете шоколадное мороженое, а оно со вкусом хрена. Покупаете любимый стейк, а он со вкусом рыбы. Нам хочется предвидеть и угадывать вкус любимых продуктов. Нам удобна вкусовая стабильность.

Примерно тоже самое обстоит с внутренней средой организма. Для того что бы он нормально функционировал необходимо постоянство внутренней среды. «Так в чем же проблема?» — спросите вы. Дело в том, что любой живой организм является открытой системой. Что означает постоянный обмен веществами, энергией и информацией с окружающей средой. И параметры внутренней среды могут из-за поступления внутрь веществ и энергии меняться. А нужно что бы не менялись. Соответственно, гомеостаз — это способность организма поддерживать относительное постоянство внутренней среды. Почему относительное? Да потому что невозможно держать какой-либо показатель все время на одном уровне в условиях открытой системы. Если вернуться к аналогии со вкусами продуктов, то можно пояснить эту относительность так. Одно и тоже мороженное одной и той же марки может в разных случаях иметь разный вкус. Свежее и в конце срока годности, хранившееся в магазине правильно и с нарушениями, съеденное после кислого яблока или после сладкого варенье и т. д.

Что контролируем?

Приведем в пример несколько основных параметров, которые контролируются гомеостазом:

  • Температура тела.

  • Количество глюкозы в крови

  • Удаление продуктов обмена веществ (это могут быть вредные вещества либо просто избыточное количество безвредных веществ)

Механизмы контроля

  1. Отрицательная обратная связь

    После получения информации организм изменяет деятельность на противоположную.

  2. Положительная обратная связь.

    После получения информации идет усиление той деятельности, которая уже осуществлялась.

механизмы гомеостаза

Пример отрицательной обратной связи.

Рецепторы кожи воспринимают понижение температуры окружающей среды.

Сигнал об изменении температуры поступает в мозг.

Мозг отправляет сигналы, которые включают механизмы повышения температуры (сужение кровеносных сосудов кожи, поднятие волос на теле, мышечная дрожь)

Пример положительной обратной связи.

Усиление мышечных сокращений стенок матки.

Увеличение внутриматочного давления

Выделение окситоцина

Усиление схваток.

Иллюстрация взята из справочника «Биология человека в диаграммах» В. Пикеринг. (очень советую этот справочник). Подробнее про гомеостаз можно почитать в вики

Урок 28. Внутренняя среда организма (о гомеостазе) | Поурочные планы по биологии 8-9 класс

Урок 28. Внутренняя среда организма (о гомеостазе)