Гипотеза — это форма вероятностного знания, истинностное значение которого неопределённо. В научном познании (см. Наука) гипотеза рассматривается как метод развития научного знания (см. Методы научного познания), включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку [частично обоснованных] допущений или предположений, и как структурный элемент научной теории (см. Теория). В обыденном сознании гипотеза чаще всего понимается как предположительное решение какой-либо проблемы или правдоподобное объяснение какого-либо явления. В целом, гипотетическое знание широко используется в любой сфере осмысленной человеческой деятельности.
Метод гипотез получил наибольшее развитие в науке как форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи. С точки зрения требований современной методологии науки (см. Методология науки), то или иное предположение может получить статус научной гипотезы, если оно удовлетворяет следующим требованиям:
Функционально гипотеза оформляется как предварительное объяснение некоторого явления или группы явлений. Гипотеза строится, исходя из предположения об имплицитном существовании некоторого отношения порядка, реализуемого как последовательность чередования явлений, позволяющих (при соблюдении норм и правил процедуры) делать заключения (выводы, предположения) о структуре объектов, характере и существенности фиксируемых связей объектов, признаков, параметров и так далее, детерминированности одних явлений другими.
По функциям в познавательном процессе различают гипотезы описательные и объяснительные:
История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов или явлений. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов или явлений. Последняя ступень — построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов или явлений.
По объекту исследования различают гипотезы общие и частные:
Наряду с терминами «общая» и «частная» гипотеза в науке используется термин «рабочая гипотеза», под которым понимается выдвигаемое на первых этапах исследования обоснованное предположение. Специфика рабочей гипотезы — в условном и, тем самым, временном её принятии. Она служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Из рабочей гипотеза может превратиться в устойчивую и плодотворную. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена её несовместимость с новыми фактами.
Будучи наиболее важным методом научного познания, гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами экспериментов. Поэтому любая гипотеза должна быть релевантной по отношению к таким проблемам или экспериментальным данным, которые она позволяет объяснить или предсказать. Она должна также содержать какую-то новую концептуальную информацию, обладать дополнительным (по сравнению с предшествующими или конкурирующими гипотезами, теориями) теоретическим содержанием. Но даже если это содержание не получает эмпирического подтверждения, замена такой гипотезы другой, более подходящей, не означает признание её ложности и бесполезности на определённом этапе познания, поскольку выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой гипотезы (даже в том случае, когда эти результаты были отрицательными). Таким образом, выдвижение гипотезы в конечном итоге оказывается необходимым историческим и логическим этапом становления другой, новой гипотезы. Рассмотрение истины как процесса, взятого вместе с результатом, приводит к выводу, что любой относительно завершённый этап познания, выступающий в форме относительных истин (экспериментальных законов, теорий), не может быть оторван от процесса собственного становления. Развитие теорий и построение прикладных моделей всегда требует введения ряда вспомогательных гипотез, которые образуют с исходной теорией одно целое, взаимно подкрепляя друг друга и обеспечивая прогрессирующий рост научного знания.
Логически гипотеза формулируется по схеме условно-категорического умозаключения, в котором нужно подтвердить или опровергнуть определённую посылку. В этом смысле она выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы), и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы. Метод познания, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых является неопределённым, называется гипотетико-дедуктивным (см. Метод гипотетико-дедуктивный). С точки зрения логики, это вывод по схемам условно-категорического силлогизма. Результат вывода — вероятно-истинное знание, так как дедукция переносит вероятность гипотетической посылки на заключение. В целом, гипотезы представляют собой суждения Суждение, поэтому к ним применимы все синтаксические и семантические различения, выработанные в логике (см. Логика).
В целом, разработка гипотезы любой включает три основных этапа:
Процессуально гипотеза (как переход от неизвестного, проблемного — к известному, гипотетически предполагаемому) строится как алгоритм реализации исследовательской цели. Тем самым она предзадаёт внутреннюю логику развёртывания знания. В большинстве случаев это логика обоснования какого-либо положения, иногда — логика открытия (предположение о существовании некоторого явления).
Гипотеза представляет собой такую форму нормативно-процессуальной организации знания, которая не может быть непосредственно оценена с точки зрения её истинности или ложности. Она задаёт некоторое поле неопределённости. Снятие этой неопределённости и происходит в ходе теоретического (логического) обоснования (доказательства) гипотезы и/или её опытного подтверждения или опровержения, то есть эмпирического обоснования. Поэтому гипотезы в качестве научных положений должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения). Свойство фальсифицируемости достаточно строго фиксирует предположительный характер научных гипотез. Ограничивая универсальность предыдущего знания, а также выявляя условия, при которых возможно сохранить частичную универсальность того или иного утверждения о законах, оно обеспечивает относительно прерывный характер развития научного знания. Верифицируемость позволяет установить и проверить относительное эмпирическое содержание гипотез. Свойство верифицируемости служит эмпирической основой процессов становления и развития гипотезы и других форм теоретического знания, обусловливая относительно непрерывный характер развития науки (см. Верифицируемость).
В целом, предположения, оформленные как гипотезы, всегда вероятностны (и в этом отношении в той или иной мере неопределённы), поэтому все процедуры обоснования и проверки гипотез представляют собой шаги по уменьшению этой неопределённости, в пределе — по её снятию вообще, что позволяет изменить статус знания вероятностного на статус знания достоверного (теоретического), и тем самым преодолеть нормативно-процессуальные ограничения гипотетического знания (то есть «ликвидировать» гипотезу как форму знания в данном конкретном исследовании и/или теории). Однако в современной методологии науки данная установка всё больше рассматривается как принципиально полностью не реализуемая ни в одной научной теории, которая сама трактуется как организованная совокупность гипотетических конструктов, связанных [в идеале] отношениями выводимости.
Следует отметить, что в последнее время во многих областях научного знания акцент на обоснование гипотетических положений в тех или иных теориях всё больше заменяется акцентом на дискредитацию конкурирующих теорий, а сами теории начинают пониматься как принимаемые на веру паттерны, как возможные точки зрения на определённые предметные области, то есть само научное знание начинает трактоваться как принципиально гипотетическое (содержащее в себе неустранимый момент неопределённости, разрешаемый конвенционально и/или процессуально). Подобная «гипотетизация» знания приводит к актуализации его деятельностно-технологических аспектов за счёт работы с его содержанием. Тем самым можно утверждать (с известной долей условности), что научное знание имеет дело скорее не с реальными событиями, а с анализом объективных возможностей тех или иных событий. Оно способно снимать (преодолевать) собственную проблемность, но не собственную вероятностность, что неизбежно ведёт к его новой проблематизации. Поворотной точкой к такому подходу можно считать перенесение акцентов с процедур верификации на процедуры фальсификации знания, со схем вывода, ориентированных на подтверждение гипотезы, на схемы вывода, ориентированные на опровержение гипотезы. Подтверждение следствия из гипотезы способствует лишь увеличению правдоподобности суждения, отрицание же следствия способно поставить под сомнение само основание гипотезы. Опровержение обладает большим эвристичеким потенциалом, чем подтверждение, которое всегда проблематично, — поэтому любое научное положение, пока оно не опровергнуто, может быть рассмотрено как гипотеза.
Теоретическое обоснование гипотезы предполагает её проверку на непротиворечивость, установление её принципиальной проверяемости, выявление её приложимости к исследуемому классу явлений, исследование её выводимости из более общих теоретических положений, оценку её вписываемости в теорию через возможную перестройку последней. Эмпирическое обоснование гипотезы предполагает или наблюдение явлений, описываемых гипотезой (что далеко не всегда возможно), или работу по соотнесению следствий из гипотезы с наличными и обнаруживаемыми данными опыта. Работа с процедурами обоснования гипотез выработала в научной практике установки на продуцирование возможно большего числа взаимосвязанных гипотез, с одной стороны, и на установление возможно большего числа референтов (эмпирических индикаторов) для каждой гипотезы — с другой.
В методологии науки также наработан ряд качественных параметров, которым должна удовлетворять правильно сформулированная гипотеза с точки зрения её нормативно-процессуальной организации. В частности, особо оговариваются такие процедурные требования к гипотезе как её принципиальная реализуемость на данном уровне развития знания и наличными средствами, избегание в ней оценочных суждений, отсутствие в ней непроинтерпретированных понятий, минимизация в ней различных ограничений и допущений. Процедуры специфицируются для различных классов (типов) гипотез: основных и неосновных (ориентирующихся на разные исследовательские задачи), первичных и вторичных (возникающих на базе или взамен первых), а главное — структурных (ориентированных на выявление структур, свойств, характера связей объекта), функциональных (ориентированных на определение степени тесноты связей и взаимодействий внутри определённой целостности), объяснительных (причинно-следственных). В ряде типологий к объяснительным относят и функциональные гипотезы, в других типологиях их объединяют вместе со структурными в тип (класс) описательных гипотез (в обеих типологиях структурные гипотезы квалифицируются как описательные).
|
В чем разница между фактом, гипотезой, теорией и законом
Возможно, вы слышали, как кто-то пренебрежительно отзывается об эволюции — «ведь это всего лишь теория». С другой стороны, гравитация должна быть на 100% реальной — в конце концов, это «закон». Но эти общие впечатления не совсем правильные. Слова «факт», «гипотеза», «теория» и «закон» имеют очень специфические значения в мире науки, и они не совсем соответствуют тем, которые мы используем в повседневном языке.
Вот вам различия…
Факт
«Если вы уроните карандаш, он упадет на землю».
Этот довольно простой факт, но не все так просто. В науке факт — это наблюдение, которое было подтверждено так много раз, что ученые могут, во всех смыслах, принять его как «правдивое». Но ничто с научной точки зрения не является абсолютно «истинным». Вы можете сказать, что «все лебеди белые» — это факт, но всегда есть шанс, что вы увидите черного лебедя, и факт перестанет быть истинным.
Точно так же вы могли бы сказать, что по факту, каждый раз, когда вы роняете карандаш, он падает на пол, но наука оставляет место для бесконечно малой вероятности, что этого может и не произойти (например, в условиях невесомости).
Гипотеза
«Карандаш падает, потому что сила гравитации тянет его вниз».
Гипотеза — это предварительное объяснение наблюдения, которое можно проверить. Это только отправная точка для дальнейшего расследования. Любое наблюдение обычно сопровождается множеством гипотез. Если вы заметили, что лебедь белый, ваша гипотеза может заключаться в том, что он окрашен, или его перья выцвели на солнце, или его перьям просто не хватает пигмента. Затем вы можете исследовать все эти гипотезы и найти ту, которая больше всего подтверждается доказательствами, если таковые имеются.
На протяжении всей истории было много гипотез о том, почему предметы падают, когда вы их роняете. Аристотель полагал, что это происходит потому, что материальные объекты имеют тенденцию падать по направлению к центру Вселенной, а центром Вселенной древние греки считали Землю. Ньютон рассуждал, что все связанные с Землей предметы должны притягиваться к Земле, но также все планеты должны притягиваться другими планетами, и так далее для каждого объекта во Вселенной. Его гипотеза состояла в том, что все это происходит благодаря силе притяжения, которую он назвал гравитацией.
Закон
«Каждая частица во Вселенной притягивает любую другую частицу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними».
В науке закон — это подробное описание какого-то явления естественного мира, обычно с участием математики. Закон всемирного тяготения Ньютона, приведенный выше, описывает с впечатляющей точностью, как материя ведет себя. Это позволяет легко предсказать, как поведет себя Луна, если она будет очень большой и близкой к своей планете, а не такой, какая она сейчас — очень маленькая и далекая. Закон все это описывает, но не объясняет почему.
Теория
«Масса и энергия вызывают искривление пространства-времени, сила гравитации возникает из-за искривления пространства-времени».
Теория — это объяснение каких-то явлений мира природы, которые подтверждены фактами, проверены гипотезами и законами. Выше приведенная цитата — упрощенный вариант общей теории относительности Эйнштейна. Ньютон сказал, что сила притяжения между двумя объектами зависит от их массы и расстояния между ними; Эйнштейн сказал, что притяжение происходит потому, что масса каждого объекта буквально искажает ткань Вселенной, и чем больше масса, тем больше искажение.
Теория — это дедушка всех научных утверждений, поэтому нет смысла говорить, что эволюция — это «просто теория».
Но, как уже было сказано, наука никогда не говорит ничего со 100-процентной уверенностью. Теория Эйнштейна не работает, когда вы применяете ее к квантовой механике, которая имеет дело с поведением крошечных субатомных частиц. В результате многие ученые выдвигают новые гипотезы о гравитации. Но это не значит, что Эйнштейн был неправ. Общая теория относительности объясняет подавляющее большинство наших наблюдений, и каждый раз, когда ученые пытались доказать, что она ошибочна, они терпели неудачу. В этом сила научной теории: она построена на достаточно прочном основании, так что, даже если вы обнаружите в ней несколько трещин, вы можете быть уверены, что структура в целом устоит.
[источники]источники
http://mixstuff.ru/archives/147729
Учебное пособие для юридических вузов
§ 2. Виды гипотез
Различение гипотез осуществляется по следующим основаниям:
а) по сложности исследуемого объекта б) по степени достоверности
Общая гипотеза — это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом.
Частная гипотеза — это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство исследуемого явления или события.
Так, например, в судебном исследовании предположение о преступлении в целом является общей гипотезой, а предположение, объясняющее отдельную сторону преступления, например о путях проникновения преступника в помещение, является частной гипотезой.
При этом необходимо иметь в виду, что деление гипотезы на общую и частную имеет смысл, когда мы соотносим одну гипотезу с другой. Это деление не является абсолютным, гипотеза может быть частной по отношению к одной гипотезе и общей по отношению к другим гипотезам. Так, общая гипотеза, объясняющая преступление в целом, будет являться частной при сравнении ее с гипотезой, объясняющей причины всей преступности в конкретном государстве.
Кроме общих и частных гипотез различают еще научные и рабочие гипотезы.
Научной называется гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Чтобы быть научной, гипотеза должна отвечать следующим требованиям: а) она должна быть единственным аналогом данного процесса, явления; б) она должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств; в) она должна быть способной предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась.
Рабочая гипотеза — это временное предположение или допущение, которым пользуются при построении гипотезы. Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых этапах исследования. Она непосредственно не ставит задачу выяснить действительные причины исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.
Разновидностью частной гипотезы является версия.
Версия (от лат. versio — оборот, видоизменение; франц. version — перевод, истолкование) — одно из нескольких возможных, отличительное от других, объяснение или толкование какого-либо факта, явления, события.
Версией называют гипотезу в судебном исследовании. Но термин «версия» не является специфически юридическим, им пользуются и в других областях познания.
Логическая структура версии такая же, как и логическая структура гипотезы. В этом плане версия от любого вида гипотезы не отличается. Вместе с тем версия и научная гипотеза имеют между собой некоторые различия.
1. Предметом научной гипотезы являются законы развития природы и общества. Гипотезы создаются для объяснения значительных событий и явлений, обосновываются длительным наблюдением. Предметом версий являются отдельные единичные явления и факты, порой весьма незначительные. При построении версии не ставится цель открыть ту или иную закономерность. Версия имеет более скромную познавательную задачу — объяснить отдельное, неповторимое единичное событие или единичный факт. Обосновывается версия сравнительно ограниченным кругом наблюдений.
2. Научные гипотезы могут существовать и разрабатываться длительное время, годами и даже десятилетиями. Версии выдвигаются и проверяются в сравнительно короткий период времени.
3. Научных гипотез, объясняющих какое-либо явление, может быть выдвинуто несколько или всего одна. Версия в судебно-следственном исследовании, например, одна существовать не может. По каждому уголовному делу, по каждому отдельному обстоятельству должно быть выдвинуто несколько версий; здесь нельзя ограничиваться выдвижением и доказательством какой-то одной, пусть, представляющейся и самой вероятной версии.
4. Версия в судебно-следственном исследовании отличается от научной гипотезы также тем, что при выдвижении и доказательстве версии руководствуются не только логическими законами, но и законами юридическими. Факты, на основании которых доказывается истинность какой-то одной и ложность других версий, должны быть выявлены, собраны и закреплены с соблюдением уголовно-процессуальных законов.
По содержанию различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательная гипотеза представляет собой предположение о существовании того или иного явления или связи. Так, предположение о росте общественной опасности преступлений в регионе в течение исследуемого периода является гипотезой описательной. Объяснительная гипотеза — предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Такими являются, например, гипотезы о взаимосвязи роста корыстной преступности с углублением имущественной дифференциации населения в регионе; о причинно-следственной зависимости уровня преступности, связанной с подпольным изготовлением алкогольной продукции, и изменений государственной политики в области торговли спиртными напитками.
Таким образом, использование гипотез в теории и практике имеет большое значение для юристов. Гипотеза является формой развития научных знаний. С точки зрения логической структуры она не сводится к какой-то одной форме абстрактного мышления: понятию, суждению или умозаключению, а включает в свой состав все эти формы.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
§ 2. ВИДЫ ГИПОТЕЗ. Логика: учебник для юридических вузов
§ 2. ВИДЫ ГИПОТЕЗ
В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.
1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы (1) описательные и (2) объяснительные.
(1) Описательная гипотеза — это предположение о свойствах, присущих исследуемому объекту. Такая гипотеза обычно отвечает на вопрос: «Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойствами обладает данный предмет?»
Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, объяснения его механизма или процедурных особенностей его деятельности, его функциональных характеристик.
Например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового движения. Предположение химика о компонентах и атомных цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипотеза политолога или юриста, предсказывающая ближайший или отдельный социальный эффект принятого нового пакета законоположений, относится к функциональным предположениям.
Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании объекта, которое называют экзистенциальными. Примером является предположение о некогда совместном существовании материка Западного (Америка) и Восточного (Европа и Африка) полушарий. Подобная и гипотеза о существовании Атлантиды.
(2) Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследования. Эти гипотезы обычно выясняют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»
Примеры таких предположений: гипотеза о происхождении Тунгусского метеорита; гипотезы о появлении ледниковых периодов на Земле; о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи; о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым преступления и другие.
История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале выдвигаются экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования объектов. Затем описательные гипотезы о свойствах этих объектов. Последняя ступень — построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения объектов. Эта последовательность отражает диалектику процесса познания: от простого — к сложному, от внешнего — к внутреннему, от явлений — к сущности.
2. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.
(1) Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и эмпирических регулярностях. Примерами общих гипотез являются: развитая в XVIII в. М. В. Ломоносовым гипотеза об атомистическом строении вещества; современные конкурирующие гипотезы академика О. Ю. Шмидта и академика В. Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти и другие.
Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.
(2) Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то его познание принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.
Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках. Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения обнаруженных при раскопках предметов. Историк строит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.
Частными гипотезами являются и предположения, которые выдвигаются в судебно-следственной практике, где приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным деянием.
Наряду с терминами «общая» и «частичная гипотеза» в науке используется термин «рабочая гипотеза».
Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.
Специфика рабочей гипотезы — в условном и временном ее принятии. Для исследователя важно систематизировать фактические данные в начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза выполняет в процессе исследования функцию первого этапа систематизации фактов.
Рабочая гипотеза может превратиться в частную или заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.
Версия
В историческом, социологическом или политологическом исследовании, при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств нередко выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют «версиями» (от латинского versio — «оборот», versare — «видоизменять»).
Версия в судопроизводстве — одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.
При расследовании преступлений и судебном разбирательстве строят различные версии: общие и частные.
(1) Общая версия — это предположение, объясняющее все преступления в целом как единую систему конкретных обстоятельств. Она отвечает на ряд взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоятельств дела. Важнейшими среди них: какое преступление совершено, кто его совершил, где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника?
Неизвестной причиной, по поводу которой создается версия, выступает конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается единичное преступление. Освещая все подлежащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего все преступление в целом.
(2) Частная версия — это предположение, объясняющее отдельные обстоятельства преступления. Являясь неизвестным или малоизвестный, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования, по каждому из которых создаются версии.
Примерами частных версий могут быть предположения: о местонахождении похищенных вещей или преступника; о соучастниках деяния; о способе проникновения преступника к месту совершения деяния; о мотивах совершения преступления и другие.
Частные и общие версии взаимосвязаны друг с другом в процессе расследования. Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.
Вопросы для самопроверки
1. На какие виды делятся гипотезы по функциям в познавательном процессе, по объекту исследования?
2. Что такое версия в судопроизводстве? На какие виды она делится?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
§ 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы
Гипотеза — это
закономерная форма развития знаний,
представляющая собою обоснованное
предположение, выдвигаемое с целью
выяснения свойств и причин исследуемых
явлений.
характерные черты
гипотезы:
(1) Гипотеза — это
всеобщая и необходимая для любого
познавательного процесса форма
развития знаний.
(2)
Построение гипотезы всегда сопровождается
выдвижением предположения
о
природе исследуемых явлений, которое
является логической сердцевиной гипотезы
и формулируется в виде отдельного
суждения или системы взаимосвязанных
суждений.
(3)
Возникающее при построении гипотезы
предположение рождается в результате
анализа
фактического материала,
на базе обобщения многочисленных
наблюдений. Важную роль в возникновении
плодотворной гипотезы играет интуиция,
творческие способности и фантазия
исследователя.
Виды
гипотез
В процессе
развития знаний гипотезы различаются
по своим познавательным
функциям и по объекту исследования.
1. По
функциям в познавательном
процессе различают гипотезы: (1)
описательные
и
(2)
объяснительные.
(1)
Описательная
гипотеза
—
это предположение о присущих исследуемому
объекту свойствах. Оно обычно отвечает
на вопрос:
Описательные
гипотезы могут выдвигаться с целью
выявления состава
или
структуры
объекта, раскрытия
механизма
или
процедурных
особенностей его деятельности, определения
функциональных
характеристик объекта.
(2)
Объяснительная
гипотеза — это предположение о причинах
возникновения объекта исследований.
2.
По объекту исследования различают
гипотезы: общие
и частные.
(1)
Oбщей
гипотезой называют обоснованное
предположение о закономерных связях и
об эмпирических регулярностях.
(2)
Частная гипотеза — это обоснованное
предположение о происхождении и свойствах
единичных фактов, конкретных событий
и явлений.
Если единичное обстоятельство послужило
причиной возникновения других фактов
и если оно недоступно непосредственному
восприятию, то познание его принимает
форму гипотезы о существовании или о
свойствах этого обстоятельства.
Наряду
с терминами «общая» и «частная гипотеза»
в науке используется термин
«рабочая
гипотеза».
Рабочая
гипотеза — это выдвигаемое на первых
этапах исследования предположение,
которое служит условным допущением,
позволяющим сгруппировать результаты
наблюдений и дать им первоначальное
объяснение.
§ 4. Способы доказательства гипотез
Основными
являются три способа:
дедуктивное
обоснование выраженного в гипотезе
предположения; логическое доказательство
гипотезы; непосредственное обнаружение
предположенных в гипотезе предметов.
(1)
Непосредственное обнаружение искомых
предметов.
Наиболее убедительным способом
превращения предположения в достоверное
знание является
непосредственное обнаружение в
предположенное время или в предположенном
месте искомых предметов
либо непосредственное восприятие
предположенных свойств.
(2)
Логическое доказывание версий.
Версии,
объясняющие существенные обстоятельства
расследуемых дел, превращаются в
достоверное знание путем логического
обоснования.
Логическое
доказывание гипотезы в зависимости от
способа обоснования может протекать
в форме
косвенного
или
прямого
доказывания.
Косвенное
доказывание протекает путем опровержения
и исключения всех ложных версии, на
основании чего утверждают достоверность
единственного оставшегося предположения.
Вывод протекает в
форме отрицающе-утверждающего модуса
разделительно-категорического
умозаключения.
Прямое
доказывание гипотезы протекает путем
выведения из предположения разнообразных,
но вытекающих только из данной гипотезы
следствий и подтверждения их вновь
обнаруженными фактами.
В – 26 и 27
Фигуры
и модусы категорического силлогизма
В посылках простого категорического
силлогизма средний термин может
занимать место субъекта или предиката.
В зависимости от этого различают четыре
разновидности силлогизма, которые
называют фигурами (рис. 52).
М
М
Рис.52
В первой фигуресредний термин
занимает место субъекта в большей и
место предиката в меньшей посылках.
Во
второй фигуре — место
предиката в обеих посылках. В
третьей фигуре — место
субъекта в обеих посылках. В
четвертой фигуре —
место предиката в большей и место
субъекта в меньшей посылке.
Эти
фигуры исчерпывают все возможные
комбинации терминов. Фигуры
силлогизма — это его разновидности,
различающиеся положением среднего
термина в посылках.
Посылками
силлогизма могут быть суждения, различные
по качеству и количеству:
общеутвердительные (А), общеотрицательные
(Е), частноутвердительные (I)
и частноотрицательные (О).
Разновидности
силлогизма, различающиеся количественными
и качественными характеристиками
посылок, называются модусами простого
категорического силлогизма.
Например, ббльшая
и меньшая посылки — общеутвердительные
суждения (АА), ббльшая посылка —
общеутвердительное, меньшая —
обшеотрицательное суждение (АЕ) и т.д.
Так как каждая посылка может быть любым
из четырех суждений, число возможных
комбинаций посылок в каждой фигуре
равно 24, т.е. 16:
АА ЕА IA
ОА АЕ (ЕЕ) IE(ОЕ)AIEI(II) (01) АО (ЕО) (10) (00)
Очевидно, в четырех фигурах число
комбинаций равно 64. Однако не все модусы
согласуются с общими правилами силлогизма.
Например, модусы, заключенные в скобках,
противоречат 1-му и 3-му правилам посылок,
модус
IA
не проходит по первой и второй фигурам,
так как противоречит 2-му правилу
терминов, и т.д. Поэтому, отобрав только
те модусы, которые согласуются с общими
правилами силлогизма, получим 19 модусов,
которые называются правильными . Их
принято записывать вместе с заключением:
1-я фигура: ААА, ЕАЕ, All,
ЕЮ
2-я фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО
3-я фигура: AAI,
IAI, All,
EAO, ОАО, ЕЮ
4-я фигура: AAI,
АЕЕ, IAI, EAO,
ЕЮ
Особые правила и
познавательное значение фигур силлогизма
Каждая
фигура имеет свои особые правила, которые
выводятся из общих.
Правила
1-й фигуры:
1.
Большая посылка — общее суждение.
2.
Меньшая посылка — утвердительное
суждение.
Докажем сначала 2-е правило. Если меньшая
посылка будет отрицательным суждением,
то согласно 2-му правилу посылок заключение
также будет отрицательным, в котором Р
распределен. Но тогда он будет распределен
и в большей посылке, которая также должна
быть отрицательным суждением (в
утвердительном суждении Р не распределен),
а это противоречит 1-му правилу посылок.
Если же ббльшая посылка будет утвердительным
суждением, то Р будет не распределен.
Но тогда он не будет распределен и в
заключении (согласно 3-му правилу
терминов). Заключение с нераспределенным
Р может быть только утвердительным
суждением, так как в отрицательном
суждении Р распределен. А это значит,
что и меньшая посылка — утвердительное
суждение, так как в противном случае
заключение будет отрицательным.
Теперь докажем 1-е правило. Так как
средний термин в этой фигуре занимает
место субъекта в ббльшей и место предиката
в меньшей посылке, то, согласно 2-му
правилу терминов, он должен быть
распределен хотя бы в одной из посылок.
Но меньшая посылка — утвердительное
суждение. Значит, средний термин в ней
не распределен. Но в таком случае он
должен быть распределен в большей
посылке, а для этого она должна быть
общим суждением (в частной посылке
субъект не распределен).
Исключим
сочетания посылок IA, ОА,
IE, которые противоречат
1-му правилу фигуры, и сочетания АЕ и АО,
противоречащие 2-му правилу. Остаются
четыре модуса ААА, ЕАЕ, All,
ЕЮ, которые являются правильными. Эти
модусы показывают, что 1-я фигура дает
любые заключения: общеутвердительные,
общеотрицательные, частноутвердительные
и частноотрицательные, что и определяет
ее познавательное значение и широкое
применение в рассуждениях.
1-я
фигура — наиболее типичная форма
дедуктивного умозаключения. Из общего
положения, выражающего нередко закон
науки, правовую норму, делается вывод
об отдельном факте, единичном случае,
конкретном лице. Широко применяется
эта фигура в судебной практике.
Юридическая оценка (квалификация)
правовых явлений, применение нормы
права к отдельному случаю, назначение
наказания за преступление, совершенное
конкретным лицом, и другие судебные
решения принимают логическую форму 1-й
фигуры силлогизма.
Например:
Все лица, лишенные свободы
(М), имеют право на гуманное обращение
и уважение достоинства, присущего
человеческой личности (Р) H.(S)
лишен свободы (М)
H.(S) имеет право
на гуманное обращение и уважение
достоинства, присущего человеческой
личности (Р)
Правила
2-й фигуры:
1.
Ббльшая посылка — общее суждение.
2.
Одна из посылок — отрицательное суждение.
Второе правило фигуры выводится из 2-го
правила терминов (средний термин должен
быть распределен хотя бы в одной из
посылок). Но так как средний термин
занимает место предиката в обеих
посылках, то одна из них должна быть
отрицательным суждением, т.е. суждением
с распределенным предикатом.
Если одна из посылок — отрицательное
суждение, то и заключение должно быть
отрицательным (суждение с распределенным
предикатом). Но в этом случае предикат
заключения (больший термин) должен быть
распределен и в большей посылке, где он
занимает место субъекта суждения. Такой
посылкой должно быть общее суждение, в
котором субъект распределен. Значит,
ббльшая посылка должна быть общим
суждением.
Правила 2-й фигуры исключают
сочетания посылок АА, IA,
ОА, IE, AI,
оставляя модусы ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО, которые
показывают, что эта фигура дает только
отрицательные заключения.
2-я
фигура применяется, когда необходимо
показать, что отдельный случай
(конкретное лицо, факт, явление) не может
быть подведен под общее положение.
Этот случай исключается из числа
предметов, о которых сказано в большей
посылке. В судебной практике 2-я фигура
используется для заключений об отсутствии
состава преступления в данном
конкретном случае, для опровержения
положений, противоречащих тому, о
чем говорится в посылке, выражающей
общее положение.
Например:
Подстрекателем
(Р) признается лицо, склонившее другое
лицо к совершению преступления (М) H.(S)
не признается лицом, склонившим другое
лицо к совершению преступления (М)
H.(S)
не является подстрекателем (Р)
Правила 3-й фигуры:
1. Меньшая посылка — утвердительное
суждение.
2. Заключение — частное суждение.
1-е правило
доказывается так же, как 2-е правило 1-й
фигуры. Но если меньшая посылка —
утвердительное суждение, то его предикат
(меньший термин силлогизма) не распределен.
Термин, не распределенный в посылке, не
может быть распределен в заключении.
Значит, заключение должно быть частным
суждением.
Давая только частные заключения, 3-я
фигура применяется чаще всего для
установления частичной совместимости
признаков, относящихся к одному
предмету. Например:
Осмотр места
происшествия (М) имеет одной из своих
задач
обнаружение следов
преступления (Р)
Осмотр места
происшествия (М) — следственное действие
(S)
Некоторые следственные
действия (S) имеют одной из своих задач
обнаружение следов преступления (Р)
В практике рассуждения 3-я фигура
применяется сравнительно редко.
4-я фигурасиллогизма также имеет
свои правила и модусы. Однако выведение
заключения из посылок по этой фигуре
не характерно для естественного
процесса рассуждения. Например:
Захват заложника
(Р) — преступление против общественной
безопасности (М)
Преступление против
общественной безопасности (М) —
общественно опасное деяние, предусмотренное
Особенной частью Уголовного кодекса
(S)
Некоторые общественно
опасные деяния, предусмотренные Особенной
частью Уголовного кодекса (S), являются
захватом заложника (Р)
Такой ход рассуждения представляется
в известной мере искусственным, на
практике выводы в подобных случаях
делаются обычно по 1-й фигуре:
138
Преступления против
общественной безопасности (М) —
общественно опасные деяния, предусмотренные
Особенной частью Уголовного кодекса
(Р)
Захват заложника
(S) — преступление против
общественной безопасности (М)
_____
Захват заложника
(S) — общественно опасное деяние,
предусмотренное Особенной частью
Уголовного кодекса (Р)
Так как ход рассуждения по 4-й фигуре не
типичен для процесса мышления, а
познавательная ценность заключения
невелика, правила и модусы этой фигуры
нами не рассматриваются.
Категорический
силлогизм с выделяющими суждениями
Правила силлогизма сформулированы для
силлогистических умозаключений, не
включающих в качестве посылок выделяющие
суждения. Если же такие посылки есть,
то такие силлогизмы не подчиняются
некоторым общим правилам, а также особым
правилам фигур.
Рассмотрим наиболее распространенные
случаи.
Гипотеза. Виды гипотез | Учеба-Легко.РФ
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто,
В методологии науки различают:
— теоретические гипотезы и
— гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной проверке.
Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей.
Суть: Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.
Научная гипотеза должна удовлетворять принципам:
*фальсифицируемости (если в ходе эксперимента она опровергается) и
*верифицируемости (если в ходе эксперимента она подтверждается).
Напомню, что:
— принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно.
— Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании.
Нас интересует второй тип гипотез предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории.
Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению.
1. Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для
проверки следствий конкретной теории или модели.
2. Второй тип — научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих
теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: «все подходит». Их оправдание — в интуиции исследователя: «А почему бы не так?»
3. Третий тип — эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является
афоризм Козьмы Пруткова: «Щелкни быку в нос, он махнет хвостом». После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора).
Вместе с тем основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы.
Суть: Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.
По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии:
А)явления;
Б) связи между явлениями;
В) причинной связи между явлениями.
Проверка гипотез типа А— попытка установить истину: «А был ли мальчик? Может, мальчика-то не было?» Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к рискуй при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах.
Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например:
— гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны.
Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В — о причинно-следственных связях.
В экспериментальную гипотезу включаются:
*независимая переменная,
*зависимая переменная,
*отношения между ними и уровни дополнительных переменных.
Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:
1. -— контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению; возникает автоматически;
2. — третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую; проверяется только в лабораторном эксперименте;
5. — точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте; проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;
4. — экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине
— предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение. «Негативный» процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного»; проверяется только в многоуровневом
эксперименте;
5. — экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой; проверяется в многоуровневом эксперименте;
6. — экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;
7. — комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об
отношении между определенным сочетанием (комбинацией) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой; проверяется
только в факторном эксперименте.
Исследователи различают:
*научные и
*статистические гипотезы.
— Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы.
— Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует
перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений.
В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух:
— основной и
альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации
данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия. h2 (гипотеза о различии) и Но (гипотеза о сходстве). Как правило, ученый ищет различия,
закономерности.
-Подтверждение первой гипотезы свидетельствует о верности статистического утвержденияН1,
— а второй— о принятии утверждения Но— об отсутствии различий [Гласе Дж., Стенли Дж., 1976].
Итак,
— экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента,
— а статистическая для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной — экспериментальной
гипотезы.
— Экспериментальная гипотеза — первична,
— статистическая — вторична.
Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности.
— факты,
— закономерности,
— законы.
Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя.
Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя — «генератора идей’1.
Подведем промежуточный итог.
Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами.
Они должны быть:
*содержательными,
*операциональными (потенциально опровергаемыми) и *формулироваться в виде двух альтернатив.
*Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.
Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.
Data Science Simplified Part 3: Проверка гипотез | Прадип Менон
Эдвард Теллер, известный венгерско-американский физик, однажды процитировал:
«Факт — это простое утверждение, в которое все верят. Он невиновен, если не будет признан виновным. Гипотеза — это новое предположение, в которое никто не хочет верить. Он виновен, пока не будет признан эффективным ».
Применение проверки гипотез является преобладающим в науке о данных. Совершенно необходимо упростить и разрушить его.Подобно криминальной фантастике, проверка гипотез, основанная на данных, ведет нас от нового предложения к эффективному предложению .
Концепция
Гипотеза восходит к греческой работе hupo (внизу) и диссертации (размещение). Это означает идею, основанную на ограниченных доказательствах. Это отправная точка для дальнейшего исследования.
Идея проста, но действенна. Мы интуитивно проверяем гипотезы каждый день. Это 7-этапный процесс:
- Сделайте предположения.
- Принять исходное положение.
- Определите альтернативное положение.
- Установить критерии приемки
- Провести тесты на основе фактов.
- Оцените результаты. Подтверждает ли оценка исходную позицию? Уверены ли мы, что результат не случаен?
- Сделайте один из следующих выводов: отклонить исходную позицию в пользу альтернативной позиции или не отклонить исходную позицию.
Процесс
Позвольте мне проиллюстрировать историю, чтобы объяснить концепцию проверки гипотез.Холмавик — небольшой городок в западной части Исландии. В этом городке есть своя уникальность. Он известен благодаря Музею чародейства.
Даже сейчас в Вестфьорде есть люди, которые называют себя волшебниками. Исильдур и Гэндальф такие люди. Исильдур и Гэндальф утверждают, что они волшебники. Они утверждают, что являются Ясновидящими. Статистик хочет подтвердить или опровергнуть это утверждение. Они играют в карточную игру Ясновидящий .
Правила игры следующие:
- Исильдуру и Гэндальфу показывают обратную сторону случайно выбранных десяти карт из набора игральных карт и спрашивают, какая из четырех подходит для него.
- Они должны идентифицировать масть карты.
- Этот тест повторяется по десять раз для каждого из них.
Также определено, что для нормального человека среднее количество верных прогнозов составляет около 6. Это основа, на которой мы будем выполнять проверку гипотез. Статистически определим, волшебники они или нет.
Шаг 1. Сделайте предположения
Различные виды проверки гипотез делают разные предположения.Допущения связаны с распределением данных, выборкой и линейностью. Некоторые из общих допущений:
- Распределение: Данные следуют определенному распределению. Разберитесь в основе данных. Распределение множества естественных точек данных, таких как данные фондового рынка, вес и рост людей, зарплаты людей, пьющих в баре и т. Д., Можно аппроксимировать нормальным распределением . Нормальное распределение просто означает, что множество наблюдений находится посередине.Меньшее количество наблюдений больше или меньше среднего значения. Среднее значение также называется медианой .
- Выборка: Предполагается, что данные, которые выбираются для теста, выбираются случайным образом. Без предвзятости.
Для карточной игры ясновидящего верны следующие предположения:
- В карточной игре ясновидение распределение выбранных карт будет нормальным. Это верно, поскольку карты выбираются случайным образом.Случайный выбор карты означает, что каждая из десяти карт, которые будут выбраны, с равной вероятностью будет выбрана для теста.
- Рассматриваемые карты не предвзятые.
Шаг 2. Нулевая гипотеза (Ho)
Нулевая гипотеза — это начальная позиция. Это позиция статус-кво. Это позиция, которая отвергается или не может быть отвергнута. Это позиция, которая требует подтверждения. Это позиция, которую нужно проверить.
Для карточной игры ясновидящего, НУЛЕВАЯ гипотеза следующая:
- H0: Исильдур / Гэндальф не ясновидящий.
Он просто догадывается. Он счастливчик.
Шаг 3: Альтернативная гипотеза (Ha)
Альтернативная гипотеза — это позиция, противоположная нулевой гипотезе. Если есть статистически значимые свидетельства, предполагающие, что альтернативная гипотеза верна, то гипотеза NULL отклоняется.
Для карточной игры ясновидящего альтернативная гипотеза следующая:
- Ха: Исильдур / Гэндальф — ясновидящий.
Шаг 4: Установите критерии приемлемости
Определяется NULL и альтернативная гипотеза.Статус-кво — это гипотеза НУЛЯ. Теперь нужно установить порог. Мы знаем, что среднестатистический человек, т.е. тот, кто не является волшебником, сделает это правильно шесть раз из 10. Если Исильдур и Гэндальф могут предсказать более шести правильных карт в тесте, тогда есть больше доказательств того, что они действительно могут быть волшебниками. . Метрика, называемая t-statistics , вычисляет, насколько далеко расчетное значение от предполагаемого значения. Высокая t-статистика делает альтернативную гипотезу все более правдоподобной.
Результаты проверки гипотез могут быть неверными. Есть четыре возможных сценария:
- Тест обнаруживает, что Исильдур / Гэндальф является ясновидящим. Он ясновидящий.
- Тест показывает, что Исильдур / Гэндальф не является ясновидящим. Он не ясновидящий.
- Тест показывает, что Исильдур / Гэндальф — ясновидящий. Он не ясновидящий.
- Тест показывает, что Исильдур / Гэндальф не является ясновидящим. Он ясновидящий.
Тест попадает в яблочко для результатов 1 и 2 правильно.Тест не работает для результатов 3 и 4.
- Результат 3 отклоняет гипотезу NULL, если она верна. Это ложных срабатываний. Эта ошибка также называется ошибкой типа I.
- Результат 3 принимает гипотезу NULL, когда она ложна. Это ложноотрицательный результат . Эта ошибка также называется ошибкой типа II.
Как и все статистические проверки, проверка гипотез имеет дело с неопределенностью. Он должен иметь дело с вероятностями.Абсолютов нет.
Уровень вероятности должен быть установлен таким образом, чтобы была установлена вероятность возникновения ошибки типа I. Этот уровень называется уровнем значимости . Его обозначает альфа (α) . Меньшее значение α означает, что тест очень строгий. Относительно более высокое значение α означает, что тест не такой строгий. Значение α устанавливается в зависимости от характера проверки гипотезы. Типичные значения: 0,001, 0,05 или 0,1
Что, если полученное значение случайно? Что, если это просто совпадение? Что, если им просто повезло в тот самый день, когда проводился тест? Эту неопределенность необходимо уменьшить.У проверки гипотез есть метрика, которая учитывает эту неопределенность. p-значение и есть этот показатель.
Значение p выражается как вероятность. Это означает, что его значение находится в диапазоне от 0 до 1. Значение p — это вероятность того, что t-статистика наблюдается случайно в предположении, что гипотеза NULL верна.
Для карточной игры ясновидящего было решено, что если Исильдур может угадать более 8 карт правильно, то альтернативная гипотеза правдоподобна.Он действительно может быть ясновидящим. t-статистика равна 8.
Ясновидение не опасно для жизни. Никто не в опасности. Уровень значимости был установлен на 0,05. α составляет 0,05.
Шаг 5: Проведение тестов
Действие происходит. Статистики проверяют ясновидение Исильдура и Гэндальфа. Карты показаны. Прогнозы сделаны. Отмечаются результаты. Процесс повторяется десять раз. Статистическая машина работает на собранных данных.Результат следующий:
Isildur:
- t-statistics: 8
- p-value: 0,1
-Gandalf:
- t-statistics: 9
- p-value: 0,01
Step 6: Оценка результата
Сравнение между вероятностью (p-значение) и уровнями значимости дает следующий результат:
Для Isildur:
- t-статистика равна 8. Это означает, что в среднем он предсказал восемь карт правильно.Это выше, чем может предсказать нормальный человек.
- Значение p равно 0,1. Это означает, что вероятность того, что наблюдаемая t-статистика является случайной, составляет 10%. Значение p высокое.
- Установленный уровень значимости (α) составляет 0,05. Это означает 5%.
- p-значение больше установленного уровня значимости, т.е. 10%> 5%.
Для Гэндальфа:
- t-статистика равна 9. Это означает, что в среднем он правильно предсказал девять карт. Это выше, чем может предсказать нормальный человек.
- Значение p равно 0,01. Это означает, что вероятность того, что наблюдаемая t-статистика является случайной, составляет всего 1%.
- Установленный уровень значимости (α) составляет 0,05. Это означает 5%.
- p-значение ниже установленного уровня значимости, т. Е. 1% <5%.
Шаг 7: Завершить
Испытания завершены. Метрики известны. Кто настоящий волшебник?
Для Isildur: Значение p больше установленного уровня значимости (10%> 5%).Хотя в среднем он правильно угадал восемь карт; статистически вывод следующий:
- Вывод для Исильдура: нет существенных доказательств против гипотезы NULL. Гипотеза NULL не может быть отклонена.
Для Гэндальфа: В среднем он правильно угадал девять карт. Значение p ниже установленного уровня значимости (1% <5%).
- Заключение для Гэндальфа: есть веские доказательства против гипотезы NULL.Гипотеза NULL отвергается. Принимается альтернативная гипотеза.
Исильдур опустошен. Гэндальф в приподнятом настроении. Однако Исильдур может утешиться, поскольку не доказано, что он не ясновидящий. Гипотеза NULL не может быть отклонена. Это не означает, что альтернативная гипотеза неверна. Это только означает, что недостаточно доказательств, чтобы отвергнуть гипотезу NULL. Для Исильдура преобладает статус-кво.
Заключение
Нет необходимости выполнять проверку гипотез, чтобы определить, кто является волшебником среди Исильдура и Гэндальфа.Все мы знаем, что Гэндальф — волшебник.
Проверка гипотез — одна из краеугольных концепций машинного обучения. Многие методы оценки используют проверку гипотез для оценки надежности моделей. Мы углубимся в и углубимся в его конструкции по мере прохождения этой серии.
.
hypothesis.core — Документация по гипотезе 5.29.3
# Этот файл является частью гипотезы, которую можно найти по адресу # https://github.com/HypothesisWorks/hypothesis/ # # Большая часть этой работы защищена авторскими правами (C) 2013-2020 Дэвид Р. Макивер. # ([email protected]), но он содержит материалы других авторов. Видеть # CONTRIBUTING.rst - полный список лиц, которые могут обладать авторскими правами, и # обратитесь к журналу git, если вам нужно определить, кому принадлежит физическое лицо # вклад. # # Эта форма исходного кода регулируется условиями общественной лицензии Mozilla, # v.2.0. Если копия MPL не была распространена с этим файлом, Вы можете # получить его на https://mozilla.org/MPL/2.0/. # # КОНЕЧНЫЙ ЗАГОЛОВОК "" "Этот модуль предоставляет основные примитивы гипотезы, такие как данное." "" импорт base64 импорт contextlib дата и время импорта импортная инспекция import io импортировать случайный как rnd_module import sys время импорта отслеживание импорта типы импорта предупреждения об импорте импортировать zlib от инспектировать импорт getfullargspec из io import StringIO из случайного импорта Случайно от ввода import Any, BinaryIO, Callable, Hashable, List, Optional, TypeVar, Union из unittest import TestCase import attr из гипотезы импортных стратегий как st от гипотезы._settings import ( Проверка здоровья, Фаза, Многословие, локальные настройки, настройки как Настройки, ) из hypothesis.control import BuildContext из hypothesis.errors import ( DeadlineExceeded, DidNotReproduce, FailedHealthCheck, Слоеный, Нашел, Гипотеза Гипотеза Предупреждение, Недействительным аргумент, MultipleFailures, NoSuchExample, Неудовлетворительно, Неудовлетворенное предположение, ) из hypothesis.executors импортировать new_style_executor от гипотезы.internal.compat import ( bad_django_TestCase, get_type_hints, int_from_bytes, qualname, ) from hypothesis.internal.conjecture.data import ConjectureData, StopTest из hypothesis.internal.conjecture.engine import ConjectureRunner, sort_key из hypothesis.internal.entropy importterministic_PRNG from hypothesis.internal.escalation import ( escalate_hypothesis_internal_error, get_trimmed_traceback, ) из hypothesis.internal.healthcheck import fail_health_check от гипотезы.internal.reflection import ( arg_string, convert_positional_arguments, define_function_signature, deprecated_posargs, function_digest, get_pretty_function_description, олицетворять is_mock, прокси, ) из гипотезы. отчет об импорте ( current_verbosity, отчет verbose_report, with_reporter, ) из hypothesis.statistics import describe_targets, note_statistics from hypothesis.strategies._internal.collections import TupleStrategy от гипотезы.стратегии._internal.strategies import ( Ex, MappedSearchStrategy, SearchStrategy, ) из hypothesis.utils.conventions import InferType, вывести из hypothesis.vendor.pretty import RepresentationPrinter из hypothesis.version import __version__ TestFunc = TypeVar ("TestFunc", bound = вызываемый) Работающий_под_питест
.
Определение гипотез Merriam-Webster
Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.
hy · poth · e · sis | \ hī-ˈpä-thə-səs \ множественные гипотезы \ hī- pä- thə- ˌsēz \
b : интерпретация практической ситуации или условия, взятого в качестве основания для действия
2 : предварительное предположение сделано для того, чтобы выявить и проверить его логические или эмпирические последствия
Разница между гипотезой и теорией
Гипотеза — это предположение, идея, которая предлагается ради аргумента, чтобы ее можно было проверить, чтобы увидеть, может ли она быть правда.
В научном методе гипотеза строится до того, как будет проведено какое-либо применимое исследование, помимо базового обзора. Вы задаете вопрос, читаете то, что было изучено ранее, а затем формулируете гипотезу.
Гипотеза обычно предварительная; это предположение или предположение, сделанное исключительно с целью проверки.
Теория, напротив, — это принцип, который был сформирован как попытка объяснить вещи, уже подтвержденные данными.Он используется в названиях ряда принципов, принятых в научном сообществе, таких как Теория большого взрыва . Из-за строгости экспериментов и контроля это считается более вероятным, чем гипотеза.
В ненаучном использовании, однако, гипотеза и теория часто используются взаимозаменяемо, чтобы обозначать просто идею, предположение или догадку, при этом теория является более распространенным выбором.
Поскольку такое случайное использование устраняет различия, поддерживаемые научным сообществом, гипотеза и теория склонны к неправильной интерпретации, даже когда они встречаются в научном контексте — или, по крайней мере, в контекстах, которые ссылаются на научные исследования без проведение критического различия, которое ученые используют при взвешивании гипотез и теорий.
Чаще всего теория интерпретируется, а иногда даже радостно схватывается, как нечто, имеющее меньшую ценность истинности, чем другие научные принципы. (Слово закон применяется к принципам, настолько твердо установленным, что они почти никогда не подвергаются сомнению, таким как закон всемирного тяготения.)
Эта ошибка является одной из проекций: поскольку мы используем теорию в целом для обозначения чего-то легкомысленного, тогда подразумевается, что ученые должны говорить об одном и том же уровне неопределенности, когда они используют теорию для ссылки на свои хорошо проверенные и аргументированные принципы.
Это различие выдвигалось на первый план, особенно в тех случаях, когда содержание научных программ в школах подвергалось сомнению — в частности, когда школьный совет в Джорджии наклеил на учебники наклейки, заявив, что эволюция была «теорией, а не фактом, в отношении происхождение живых существ «. Как сказал Кеннет Р. Миллер, клеточный биолог из Университета Брауна, теория «не означает догадку или предположение. Теория — это система объяснений, которая связывает воедино целый ряд фактов. Она не только объясняет их. факты, но предсказывает то, что вы должны узнать из других наблюдений и экспериментов.
Хотя теории никогда не бывают полностью безошибочными, они составляют основу научных рассуждений, потому что, как сказал Миллер, «в меру своих возможностей мы их проверили, и они подтвердились».
.
Mcq проверка гипотезы с правильными ответами — THTR
MCQ ТЕСТИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ
MCQ 13.
Утверждение о совокупности, разработанное с целью проверки, называется:
(а) Гипотеза (б) Проверка гипотез (в) Уровень значимости (г) Тест-статистика
MCQ 13.
Любая гипотеза, которая проверяется с целью отклонения в предположении, что она верна, является
называется:
(a) Нулевая гипотеза (b) Альтернативная гипотеза (c) Статистическая гипотеза (d) Составная гипотеза
MCQ 13.Утверждение о значении параметра совокупности называется:
(a) Нулевая гипотеза (b) Альтернативная гипотеза (c) Простая гипотеза (d) Составная гипотеза
MCQ 13.
Любое утверждение, достоверность которого проверяется на выборке, называется:
.
(a) Нулевая гипотеза (b) Альтернативная гипотеза (c) Статистическая гипотеза (b) Простая гипотеза
MCQ 13.
Количественное утверждение о популяции называется:
(a) Исследовательская гипотеза (b) Составная гипотеза (c) Простая гипотеза (d) Статистическая гипотеза
MCQ 13.
Утверждение, которое принимается, если данные выборки предоставляют достаточные доказательства того, что нулевая гипотеза ложна, — это
, называемое:
(a) Простая гипотеза (b) Составная гипотеза (c) Статистическая гипотеза (d) Альтернативная гипотеза
MCQ 13.
Альтернативная гипотеза также называется:
(a) Нулевая гипотеза (b) Статистическая гипотеза (c) Исследовательская гипотеза (d) Простая гипотеза
MCQ 13.
Гипотеза, которая определяет все значения параметра: называется:
(a) Простая гипотеза (b) Составная гипотеза (c) Статистическая гипотеза (d) Ни одна из вышеперечисленных
MCQ 13.
Гипотеза μ ≤ 10 имеет вид:
(a) Простая гипотеза (b) Составная гипотеза (c) Альтернативная гипотеза (d) Трудно сказать.
MCQ 13. 10
Если гипотеза определяет распределение населения, называется:
(a) Простая гипотеза (b) Составная гипотеза (c) Альтернативная гипотеза (d) Ни одна из вышеперечисленных
MCQ 13. 11
Гипотезы можно классифицировать как:
(a) Простой (b) Составной (c) Нулевой (d) Все вышеперечисленное
MCQ 13.12
Вероятность отклонения нулевой гипотезы, когда она верна, называется:
(a) Уровень достоверности (b) Уровень значимости (c) Мощность теста (d) Трудно сказать
Точка разделения между область, в которой отклонена нулевая гипотеза, и область, где она не отклонена
, называется:
(a) Критическая область (b) Критическое значение (c) Приемлемая область (d) Важная область
MCQ 13. 14
Если критическая область расположена одинаково по обеим сторонам выборочного распределения статистики, то тест
называется:
(a) Односторонний (b) Двусторонний (c) Правосторонний (d) Левый хвостовой
MCQ 13.15
Выбор одностороннего теста и двустороннего теста зависит от:
(a) Нулевая гипотеза (b) Альтернативная гипотеза (c) Ни одна из этих гипотез (d) Комбинированные гипотезы
MCQ 13. 16
Тест гипотезы Ho: μ = 50 против H 1: μ> 50 приводит к:
(a) Левосторонний тест (b) Правосторонний тест (c) Двусторонний тест (d) Трудно сказать
MCQ 13. 17
Проверка гипотезы Ho: μ = 20 против H 1: μ <20 приводит к:
(a) Правый односторонний тест (b) Левый односторонний тест (c) Двусторонний тест (d) Все вышеперечисленное
MCQ 13.18
Тестирование Ho: μ = 25 против H 1: μ ≠ 20 приводит к:
(а) Двусторонний тест (б) Левосторонний тест (в) Правосторонний тест (г) Ни (а), (б), и (в)
MCQ 13. 19
Правило или формула, которая обеспечивает основу для проверки нулевой гипотезы, называется:
(a) Тест-статистика (b) Статистика населения (c) Оба из них (d) Ни один из вышеперечисленных
MCQ 13. 20
Диапазон тестовой статистики-Z:
(a) от 0 до 1 (b) от -1 до +1 (c) от 0 до ∞ (d) от -∞ до + ∞
MCQ 13.21 год
Диапазон тестовой статистики-t:
(a) от 0 до ∞ (b) от 0 до 1 (c) от -∞ до + ∞ (d) от -1 до +
MCQ 13. 22
Если Ho истинно, и мы отклоняем, это называется:
(a) Ошибка типа I (b) Ошибка типа II (c) Стандартная ошибка (d) Ошибка выборки
MCQ 13. 23
Вероятность, связанная с совершением ошибки типа I, равна:
(а) β (б) α (в) 1 — β (г) 1 — α
MCQ 13. 24
Экзаменатор сдает неуспевающего студента, это пример:
(a) Ошибка типа I (b) Ошибка типа II (c) Беспристрастное решение (d) Трудно сказать
При проверке гипотезы α + β всегда равно:
(a) Один (b) Ноль (c) Два (d) Затрудняюсь ответить
MCQ 13.38
Уровень значимости — это риск:
(a) Отклонение Ho при правильном Ho (b) Отклонение Ho при правильном H 1
(c) Отклонение H 1, когда H 1 правильное (d) Принятие Ho, когда Ho правильное.
MCQ 13. 39
Пример двусторонней альтернативной гипотезы:
(a) H 1: μ <0 (b) H 1: μ> 0 (c) H 1: μ ≥ 0 (d) H 1: μ ≠ 0
MCQ 13. 40
Если величина расчетного значения t меньше табличного значения t и H 1 двусторонний, мы
должен:
(a) Отклонить Ho (b) Принять H 1 (c) Не отклонить Ho (d) Затрудняюсь ответить
MCQ 13.41 год
Принятие нулевой гипотезы Ho:
(a) Доказывает, что Ho истинно (b) Доказывает, что Ho ложно
(c) Подразумевает, что Ho, вероятно, истинно (d) Доказывает, что μ ≤ 0
MCQ 13. 42
Вероятность отклонения истинной гипотезы уменьшается, когда размер выборки составляет:
(a) Уменьшается (b) Увеличивается (c) Константа (d) Оба (a) и (b)
MCQ 13. 43
Условие равенства всегда появляется в:
(a) Нулевая гипотеза (b) Простая гипотеза (c) Альтернативная гипотеза (d) И (a), и (b)
MCQ 13.44
Какая гипотеза всегда имеет форму неравенства?
(a) Нулевая гипотеза (b) Альтернативная гипотеза (c) Простая гипотеза (d) Составная гипотеза
MCQ 13. 45
Что из следующего является сложной гипотезой?
(a) μ ≥ μo (b) μ ≤ μo (c) μ = μo (d) μ ≠ μo
MCQ 13. 46
P (ошибка типа I) равно:
(а) 1 — α (б) 1 — β (в) α (г) β
MCQ 13. 47
P (ошибка типа II) равно:
(а) α (б) β (в) 1 — α (г) 1 — β
MCQ 13.48
Мощность теста равна:
(а) α (б) β (в) 1 — α (г) 1 — β
Степень достоверности равна:
(а) α (б) β (в) 1 — α (г) 1 — β
MCQ 13. 50
α / 2 называется:
(a) Односторонний уровень значимости (b) Двусторонний уровень значимости
(c) Левосторонний уровень значимости (d) Правосторонний уровень значимости
MCQ 13. 51
T-критерий Стьюдента применим только тогда, когда:
(a) n≤30 и σ известно (b) n> 30 и σ неизвестно (c) n = 30 и σ известно (d) Все вышеперечисленное
MCQ 13.52
Статистика Стьюдента применима в следующих случаях:
(a) Равное количество образцов (b) Неравное количество образцов (c) Небольшие образцы (d) Все из вышеперечисленных
MCQ 13. 53
Парный t-критерий применим, когда наблюдения в двух выборках:
(a) Равные по количеству (b) Парные (c) Корреляция (d) Все вышеперечисленное
MCQ 13. 54
Степень свободы парного t-критерия, основанного на n парах наблюдений, составляет:
(а) 2n — 1 (б) n — 2 (в) 2 (n — 1) (г) n — 1
MCQ 13. 55
Тест-статистика
имеет d.f = ____ :
(а) n (б) n — 1 (в) n — 2 (г) n 1 + n 2 — 2
MCQ 13. 56
В t-тесте непарных выборок с размерами выборки n 1 = 11 и n 2 = 11, табличное значение t должно быть
, полученным для:
(а) 10 степеней свободы (б) 21 степень свободы
(в) 22 степени свободы (г) 20 степеней свободы
MCQ 13.
При анализе результатов эксперимента с семью парными выборками, табличное значение t должно быть
получено за:
(а) 13 степеней свободы (б) 6 степеней свободы
(в) 12 степеней свободы (г) 14 степеней свободы
MCQ 13.58
Средняя разница между 16 парными наблюдениями составляет 25, а стандартное отклонение различий составляет
10. Значение statistic-t:
(а) 4 (б) 10 (в) 16 (г) 25
MCQ 13. 59
Статистика-t определяется как отклонение выборочного среднего от среднего по генеральной совокупности μ, выраженное в терминах:
(а) Стандартное отклонение (б) Стандартная ошибка
(c) Коэффициент стандартного отклонения (d) Коэффициент вариации
Когда известно σ, гипотеза о среднем населении проверяется:
(а) t-тест (б) Z-тест (в) χ 2 -тест (г) F-тест
MCQ 13.69
Дано μ o = 130, = 150, σ = 25 и n = 4; какая тестовая статистика подходит?
(a) t (b) Z (c) χ 2 (d) F
MCQ 13. 70
Дано Ho: μ = μ o, H 1: μ ≠ μo, α = 0,05 и мы отвергаем Ho; абсолютное значение Z-статистики должно было равняться
или превышать какое значение?
(a) 1.96 (b) 1.65 (c) 2.58 (d) 2.
MCQ 13. 71
Если p 1 и p 2 не идентичны, то стандартная ошибка разности пропорций (p 1 — p 2) составляет:
не определеноне определенонеопределенонеопределеноне определенонеопределенонеопределенонеопределенонеопределенонеопределено
MCQ 13.72
При гипотезе Ho: p 1 = p 2 формула стандартной ошибки разности
пропорции (p 1 — p 2):
не определено не определеноне определеноне определено