Социальные геронтологические стереотипы.
Позитивный стереотип: ценности жизненного опыта и мудрости старых людей, потребность в уважении к ним и соответствующей опеке. Негативный – на старого смотрят как на ненужного, лишнего, опыт расценивают как устаревший.
Геронтологич соц стереотипы:
1. геронтофилия (любовь к старым) – почитание стариков, предост-ие им привилегий.
2. геронтофобия (боязнь старости) – неприятие старых людей, и собственной старости в частности.
3. агглютинативные модели поведения – геронтократия власти и её почитание, добровольное или принудительное жестокое отношение к простым, не им соц статуса, людям.
4. рефлексия старости как социокультурной ценности – признание высоких статусных характеристик старого чел, одобрение его наставнических ф-ий.
Среди распространенных мифов и представлений о старости и людях пожилого возраста в нашей стране и за рубежом можно выделить следующие:
Старый человек – это существо болезненное, слабое, без средств, к существованию, которое не может работать и нуждается в постоянной помощи и опеке;
Старый человек — это существо, заброшенное и одинокое, консервативное, нередко страдающее нарушениями мозговой деятельности;
Старый человек с возрастом утрачивает умение принимать правильные решения, его развитие затормаживается, он не способен к дальнейшему обучению, постепенно утрачивает память и сексуальные функции.
23. Пути оптимизации статуса пожилого человека в социуме.
Факторы, определяющие семейные отношения пожилого человека.
Начиная с фазы «пустого гнезда», происходит постепенное утрачивание некоторых функций: потеря социализирующей функции (с уходом из семьи детей), редуцирование функции передачи культурного опыта и знаний.
Приоритетной становитсяподдерживающая функция пожилой семьи, когда супруги оказывают взаимопомощь в хозяйственных делах, обеспечивают психологическую компенсацию всевозможных нагрузок. Посредством защитной функции семья выступает барьером для непосредственного вторжения других социальных институтов (в частности государства) в ее частную жизнь. Посредническая функция реализуется в том, что семья пожилого человека нередко является своего рода мостиком между родственниками, связующим звеном в межличностных отношениях, хранителем истории семьи, традиций, семейных альбомов и воспоминаний о «семейном дворе».
Режим существования пожилых семей зачастую проблематичен (бедность, конфликт между поколениями). По экономическим показателям пожилые семьи могут быть дифференцированы на две группы. Для одной, относящейся к социально уязвимым группам, основным источником дохода является государственная пенсия, социальное страхование, пособия, дотации, субсидии, практики выживания, характеризуемые постоянным режимом экономии. Другая когорта внутри старшей генерации располагает богатством, властью и престижем в гораздо большей степени.
25. Трансформация семейных функций и ролей в пожилом возрасте.
26. Виды отношения в диаде «прародители – взрослые дети».
Отношения в диаде «прародители-внуки», типы бабушек (дедушек).
А.С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: «бабушка-жертва» и «бабушка-соперница».
§ гармоничные – сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;
§ далекие – имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;
§ символические – имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений! с внуками;
§ индивидуальные – акцентированы личностные аспекты поведения.
Брак в пожилом возрасте. Типы супружеских отношений.
Семья в пожилом возрасте становится основным местом удовлетворения человеческих потребностей, сферой, в которой протекает основная жизнедеятельность пожилых
Для пожилых людей новая семья, дающая возможность общения, взаимной поддержки может стать спасением на склоне дней и дать жизненный стимул
Новые семьи создаются пожилыми людьми преимущественно в первое десятилетие после выхода на пенсию. В этот период еще сохраняется физическая и социальная активность. Поиск партнера в более позднем возрасте обусловлен скорее необходимостью ежедневного ухода
Особую группу образуют семьи, созданные в стенах дома престарелых.
Супружеские отношения по типу мать – сын.
Партнерские отношения или сотрудничество – это идеальный вариант организации брачного союза.
Диктат или классический вариант патриархальной (матриархальной семьи) проявляется доминирующим положением одного из супругов.
Третий тип семейных отношений – конкурентные. От партнерских отношений их отличает большое количество конфликтов по самым разным поводам – из-за невозможности выделить кого-то из супругов в качестве доминанты и неумения находить компромисс, муж и жена не могут научиться договариваться.
Выход на пенсию как социальная проблема.
Выход на пенсию — наиболее важное изменение статуса в период старости. Профессиональная деятельность организует жизнь человека, определяет ежедневный распорядок. Трудовая активность способствует распределению социальных ролей и функций, поддерживая личностная идентичность.
Прекращение работы на производстве и выход на пенсию объективно влекут за собой изменение социального статуса и связанного с ним образа жизни, а также потенциальную возможность изменения ритма и условий жизни. Поэтому эти вопросы относятся не только к области исследований медико-социальных наук, но и социальной психологии, так как изменение положения в социальной микросреде обусловливает определенную перестройку сознания и поведения пожилого человека, активного поиска новых видов деятельности и включения его в новые сферы социальной жизни.
Выделяют следующие стадии пенсионного процесса в пожилом возрасте (Эшли):
1) Предпенсионная фаза
Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений.
2) Фаза «Медового месяца» (сразу после выхода на пенсию)
Эйфория от вновь обретенной свободы.
3) Фаза разочарования, освобождение от иллюзий.
Разочарование может быть вызвано несбыточными «предпенсионными» мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.
4) Фаза переориентации
Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив.
5) Фаза стабильности
Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.
6) Завершающая фаза
Болезнь или индивидуальность затрудняет выполнение домашней работы и уход за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.
Фазы не соответствуют определенному календарному возрасту, сменяются не в строго определенном порядке
Подготовка к выходу на пенсию: этапы, формы.
Отмечено, что приспособление к выходу на пенсию происходит легче, если человек был заранее готов к этой перемене в своей жизни. Существует мнение, что подготовка к выходу на пенсию состоит из трех элементов.
— Уменьшение количества обязанностей. По мере старения люди начинают сокращать количество служебных обязанностей или постепенно выпускают их из-под контроля для того, чтобы после выхода на пенсию избежать внезапного прекращения деятельности.
— Планирование деятельности на пенсии. Люди особым образом планируют жизнь, которую они будут вести после выхода на пенсию.
— Жизнь после выхода на пенсию. Люди справляются с беспокойством по поводу прекращения работы и задумываются о том, какова может быть жизнь человека на пенсии.
31. Основные виды активности в пенсионный период.
Стереотипы пожилых и отношение к ним
Среди распространенных мифов и представлений о старости и людях пожилого возраста в нашей стране и за рубежом можно выделить следующие: старый человек – это существо болезненное, слабое, без средств к существованию, которое не может работать и нуждается в постоянной помощи и опеке; это существо заброшенное и одинокое, консервативное, нередко страдающее нарушениями мозговой деятельности; с возрастом человек утрачивает умение принимать правильные решения, его развитие затормаживается, он не способен к дальнейшему обучению, постепенно утрачивает память и сексуальные функции.
Как отмечает С. Collette-Pratl (1976), позитивное отношение к жизни коррелирует с удовлетворенностью, которая представляется тремя факторами: продолжением социальных связей, финансовой независимостью и хорошим здоровьем. В старости именно эти факторы становятся негативными: появляются или возможны социальная изоляция, финансовая беспомощность и плохое здоровье. Они могут влиять на негативное отношение к пожилым.
Другое объяснение девальвации старого возраста – невозможность для пожилого человека быть продуктивным, ориентированным на достижение. Для индустриальных западных обществ характерна высокая оценка таких качеств, как вера в собственные силы, автономность. При этом зависимость считается признаком слабости. К важным ценностям современной западной цивилизации можно отнести также социальную этику активности и продуктивности (в противоположность пассивности и потребительству), которая отдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной, старомодной старости. Все эти ценности передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интернализацией новых ролевых функций.
Таким образом, понятие «стереотип» в геронтологической литературе традиционно применяется для выражения негативного отношения к пожилым. М. Кермис (1984) суммировала стереотипы пожилых в современной западной культуре:
- Все пожилые одинаковы.
- Старые люди бедные.
- Все пожилые нездоровы.
- Все пожилые подвержены депрессии.
- Пожилые – обуза для других.
- Пожилые не могут функционировать в обществе.
- Все старые люди одиноки.
- Все старые люди становятся слабоумными.
В то же время достаточно много исследований не подтвердили очевидность негативного стереотипизирования пожилых людей (Braithwaite, 1986). Они оцениваются более негативно чем молодые только в том случае, если они физически недееспособны или умственно отсталы.
В нашей стране много лет подспудно формировалось негативное отношение к старости. Появился общественный стереотип пассивного пожилого человека, нуждающегося в постоянном уходе, являющегося лишь дополнительной ненужной нагрузкой для здоровых людей, что способствует появлению у пожилых людей чувства вины. Негативные стереотипы пожилых и аттитюды к ним говорят о том, что общество пока не смогло найти адекватные формы взаимодействия с ними.
Социальный стереотип (в нашем случае стереотип пожилых) включает в себя оценку определенного объекта (пожилых людей) и ее эмоциональную окраску (отношение к ним), т.е. когнитивный и аффективный элементы в сумме с поведенческим дают особый аттитюд (установку на пожилых). Установки в отношении лиц преклонного возраста не являются универсальными и зависят от специфического стереотипа, сформировавшегося у индивида.
Поэтому при изучении стереотипов и ожиданий пожилых, проведенном в Москве в 1996 г. нами обнаружено следующее. Почти во всех половозрастных группах присутствуют такие представления о пожилых, как их социальная изоляция (одиночество), низкий материальный уровень, плохое здоровье. Однако проведенное выше разделение понятий стереотипа и аттитюда дает основание полагать, что к пожилым людям не всегда относятся в действительности негативно. Знание особенностей, сопутствующих поздней жизни, еще не означает плохого отношения к пожилым людям в целом. Более того, в молодых группах оказались значимыми представления о том, что «старших нужно уважать», «пожилые вызывают жалость и сострадание», «необходима социальная защита для пожилых». Оказались незначимыми или вообще не встретились такие мнения, как: пожилые все одинаковы, подвержены депрессии, не могут функционировать в обществе, становятся слабоумными.
В содержании стереотипа российских пожилых наряду с негативными характеристиками (консерватизм, критичное отношение к молодежи, занудство, ворчливость) присутствуют и позитивные (забота о семье, доброта, наличие большого опыта, мудрость, духовная значимость пожилых для молодежи, пожилые прожили достойную жизнь). В группе пожилых присутствуют все выделенные характеристики, однако удельный вес негативных показателей значимо уменьшается, а позитивных соответственно увеличивается. Это указывает на высокую степень совпадения авто- и гетеростереотипов пожилых в нашем обществе. Таким образом, наличие «негативного имиджа» у пожилых в представлениях различных групп нашего общества, включая группу пожилых, не обнаружено.
Исследуемые ожидания отражали представление о том, что должны делать пожилые люди на пенсии, об их ролевом поведении. Обнаружены две основные группы этих представлений. Первая – занятие собой, которое включает следующие подкатегории: пожилые люди должны отдыхать, развлекаться, вести активный образ жизни, общаться, жить для себя. Вторая – помощь семье: пожилые должны воспитывать внуков, помогать семье и детям, выполнять домашнюю работу.
При этом группа пожилых людей имеет представления о своем ролевом поведении, сходные с представлениями других половозрастных групп. Однако за выполнение основных своих функций и социальных ролей, которые приписываются пожилым людям в нашем обществе, пожилые несут ответственность только перед собой и своей семьей. Это свидетельствует о ролевой неопределенности пожилых людей, о том, что в обществе не сложились представления о тех ролях людей позднего возраста, которые бы имели общественную значимость, т.е. налицо недооценка социального значения общественных форм поведения людей старшего возраста.
Из книги: Краснова О. В. Стереотипы пожилых и отношение к ним // Психология зрелости и старения, весна. 1998 (1). М.: Центр Геронтолог. С. 10-18
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Возрастная психология:
4.6. Стереотип старости в обществе. Проблема “отцов и детей”
Если представить
жизнь человека с момента рождения и до
самой смерти в виде дуги, то в начале
этой жизненной дуги находятся дети, а
на ее конце — старики. Восхождение по
жизненной дуге, а затем постепенное
схождение есть ничто иное как достижение
зрелости, а потом — старости и в конце
концов — завершение жизни ‑ смерть.
С позиций молодых,
взгляды на жизнь, жизненная дуга имеют
оптимистический заряд: у этой группы
населения вся жизнь впереди или они
находятся на самой сердцевине дуги, а
следовательно, и жизни. Отсюда возникает
обращенность в будущее — оно открыто,
полно надежд и ожиданий, его можно
формировать, большая часть дуги еще
впереди, конец не предвиден или о нем
подозревают, но с большой дистанции.
Совершенно иначе
интерпретируется перспектива жизненной
дуги с точки зрения старого человека:
конец стал реальным и приблизился, до
него остается небольшой отрезок пути
и спустя немного времени наступит
умирание, придет смерть. Перспективой
становится прожитая жизнь, взгляд назад,
все ориентировано на прошлое, на
воспоминания. Будущего нет, оно несет
лишь “конец”. Весь жизненный путь
окрашен тонами прошлого, сегодняшний
день определяется лишь воспоминаниями,
а завтрашнего дня, возможно, и вовсе не
будет. Пессимистический взгляд на свою
жизнь свойствен старым людям. В этом
разном подходе и устремлении жизненного
пути и заключается проблема между
старыми и молодыми, между детьми и
отцами. Никогда никто не помнит, что
сегодняшние старики- это вчерашняя
молодежь, а завтрашние старики- это
сегодняшняя молодежь. Очень поэтично
и верно определение отношений между
поколениями немецкого поэта Курта
Тухольского: “… в различном возрасте
люди считают себя как бы разными расами.
Молодежь не постигает того, что
когда-нибудь станет стариками, а старики
никогда не помнят себя молодыми”. Старые
и молодые во все века и времена как бы
противопоставляли себя друг другу и
это часто являлось предметом неразрешимых
конфликтов, и в конечном счете каждое
поколение приобретает свой жизненный
опыт, которым никогда не пользуется
последующее поколение. Пословица “если
бы молодость знала, если бы старость
могла” — самый четкий ответ на проблему
взаимоотношений поколений. Однако
каждое общество в целом создает свой
стереотип старого человека, опирающийся
на крайние группы, черты которых
экстраполирует затем на всю категорию
пожилого и старческого населения.
Стереотип
старости, сформировавшийся в том или
ином обществе, является отражением
положения старых людей, которые в этом
обществе живут.
Позитивный
стереотип
— в основе лежит ценность жизненного
опыта и мудрости старых людей, потребность
уважения к ним и соответствующей опеки.
Негативный
стереотип
— на старого человека смотрят как на
ненужного, лишнего, бесполезного,
“нахлебника”, а его опыт расценивают
как устаревший и неприменимый в настоящий
момент.
Общественное
отношение к старости- позитивное и
негативное- не является изобретением
наших дней, оно было свойственно
человечеству с давних времен. Представление
о старости и отношение к ней зависит от
многих факторов, одним из важнейших при
этом является возраст людей, для которых
старость в различные периоды их жизни
обозначает что-то другое и далекое.
Для самых маленьких
детей до 6-летнего возраста старый
человек отождествляется с конкретными
образами — бабушки и дедушки. Эти дети
воспринимают лишь внешние проявления
старости. У
10-летних детей
появляется уже качественная оценка
старости, для них это прежде всего
физическое состояние, стиль жизни,
отличающийся от молодежи. Интересно,
что городские дети дают более позитивную
оценку старости, “старый человек все
умеет делать и очень умный”. Менее
позитивная оценка у сельских детей, они
оценивают старых людей только в качестве
их возможностей работать в хозяйстве.
Для подростков
15-19 лет
старость связана с выходом на пенсию,
это скорее психическое, чем физическое
состояние, определяющее общий уровень
социального положения. Для
молодежи старше 19 лет
это в основном специфическое мировоззрение
и специфическое отношение к жизни и
людям, независимо от календарного
возраста. Эта молодежь указывает на
относительность понятия старости и
различает биологическую, психологическую
и социальную старость.
Дети в описании
старости подчеркивают недостатки
старого человека, старшая молодежь
склонна признавать за старыми людьми
в определенных отношениях превосходство
над собою, при этом подчеркивается как
положительное — жизненный опыт и
приобретенная мудрость. Молодежь уже
обращает внимание на конфликты между
поколениями, при этом дети и 15-летние
подростки только отмечают их, а в более
старшем возрасте уже обнаруживаются
попытки понять и оправдать эти конфликты.
По мнению молодежи, старый человек не
виновен в том,
что он ощущает и понимает мир иначе. По
их мнению, это не результат старости, а
условий, в которых он жил и воспитывался.
“Мир, в котором старый человек
воспитывался, давно не существует, а он
все еще находится в нем”.
Лица в возрасте
от 25 до 35 лет
отмечают неопределенность, относительность
возраста, в котором начинается старость.
“Старость начинается тогда, когда
человек ощущает себя ненужным, перестает
интересоваться жизнью и сексом”.
Подчеркивается, что на процесс старения
оказывает большое значение физическое
здоровье.
Границы старости
перемещаются вместе с возрастом, более
условно определяют границы старости
люди высокообразованные; лица, менее
образованные, приводят более жесткие
границы старости и связывают ее
наступление с возрастом выхода на
пенсию. В целом стереотип старости
вместе с собственным возрастом изменяется
на более позитивный, более частыми
становятся размышления о собственной
старости.
Понятия
“геронтофилия” и “геронтофобия”
существуют, вероятно, с начала сотворения
мира. Геронтофилия- Gerontos—
старец, phileo
— любить. Любовь к старым людям в большей
или меньшей степени прослеживается во
все века. Благотворительность,
попечительство, призрение старых людей
— все это различные формы проявления
геронтофилии. Геронтофобия —
Gerontos — старец,
phobos — боязнь.
Это боязнь старости, враждебное чувство
к старости и страх собственной старости
пришло из далекого прошлого, когда
старому человеку не было места в роду
или племени, когда его выбрасывали
собственные дети, у которых удушенье,
утопление или закапывание живьем старого
родственника не вызывало внутреннего
протеста и считалось за благодеяние.
Геронтологи
описывают несколько геронтологических
социальных стереотипов:
Геронтофилия
— особое почитание стариков, предоставление
им исключительных привилегий.Геронтофобия
— неприятие старых людей вообще и
собственной старости в частности.Агглютивные
модели поведения
— геронтократия власти и ее почитание,
добровольное или принудительное, и
неприязненное, жестокое
отношение к простым, не имеющим
социального статуса, старым людям.Рефлексия
старости
как социокультурной ценности- признание
высоких статусных характеристик старого
человека как опытного, мудрого, одобрение
его наставнических функций.
К сожалению, нашу
цивилизацию, по мнению большинства
ученых, занимающихся различными аспектами
старости, можно считать геронтофобической.
А. Сови видит в
геронтофобии явление в высшей степени
небезопасное. Он считает, что в определенных
условиях, которые сейчас трудно
предугадать, молодежь может счесть
старых людей балластом и настаивать на
их физическом уничтожении. По его мнению,
история 2-й мировой войны учит, что в
условиях упадка морали любые преступления
возможны. Эти опасения не беспочвенны
в свете происходящих в настоящее время
социальных катаклизмов во всем мире и
особенно в странах бывшего СССР и
социалистических странах.
По мнению де C.
Бовуар, старые люди вызывают смех,
отвращение или презрительную жалость
прежде всего из-за характерологических
особенностей. Она считает, что одной из
немногих страстей, которые не только
угасают, но даже гипертрофируются в
старости, являются честолюбие и
властолюбие. “Утратив свой образ, не
понимая, во что они превратились, старики
стремятся казаться значительными и
потому страстно желают наград, почестей,
титулов. Властолюбивые наклонности
стариков проявляются и на бытовом уровне
в стремлении к тирании, преследованию
окружающих или постоянном самоуничижении,
внешнем умалении своей роли в семье с
тем, чтобы добиться опровержения. В ряде
случаев эти наклонности приобретают
патологический характер, сопровождаются
агрессивными и маниакальными состояниями
и переходят в психические заболевания”.
Но властолюбие
должно быть обязательно подкреплено
престижем и определенным весом в семье.
Чаще же старики сами оказываются в
положении преследуемых, высмеиваемых,
третируемых. Даже если к ним относятся
более корректно, их воспринимают как
объекты, а не субъекты: с ними не
советуются, не интересуются их мнением.
Последствием такого отношения может
быть феномен, названный американским
геронтологом Капланом “старческой
преступностью”, которая как и детская
преступность, возникает от сознания
своей ненужности, попыток обратить на
себя внимание и проявляется не в
насильственных актах, а в антисоциальном
поведении.
Польский социолог
Я. Щепаньский пишет, что “нормальное”
общество отгораживается барьером
помощи, уделяемой через институты
социальной помощи, чтобы снять таким
образом грех с души за то, что отторгает
людей преклонного возраста, за то, что
у него отсутствует чувство сострадания.
Анализируя источники этого явления,
ученый утверждает, что жизненные поступки
всех людей находятся между двумя
полюсами. Одним из них является
сопереживание, готовность оказать
всяческую помощь, а другим — холодное
безразличие, отсутствие понимания,
неспособность прочувствовать положение
страдающих. Он взывает к искоренению
существующих плохих обычаев, по его
мнению, необходимо “раскачать”
общественное мнение, изменить отношение,
сломать безразличие, ликвидировать
проявление общественного недоброжелательства
к старым людям.
Е.Ф. Молевич
привлекает внимание к тому, что во всех
цивилизованных странах к старым людям
относятся плохо, а во всех традиционных
аграрных доиндустриальных обществах
к ним относятся положительно. Он делает
вывод что в доиндустриальном обществе
старики концентрируют в своих руках
собственность, а молодые смотрят как
бы из их рук. Автор подчеркивает, что мы
живем в условиях, когда отношения младших
поколений к старшим претерпевают
революцию. Это, к сожалению, плохо
понимают и молодые и старые: старшие
по-прежнему думают, что они могут строить
свои отношения с младшими на началах
иерархии. Но, по всей вероятности,
приходит время строить партнерские
отношения. Тысячелетиями существовавшая
система отношений сегодня рушится.
Возрастные стереотипы: понятие и сущность
Ярычев Бадрудин Увайсович, ассистент кафедры теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет
Стереотип старости — образ старости и отражение положения пожилых людей в общественном сознании: в обыденных представлениях людей, в средствах массовой информации и т.д. Стереотип старости может быть позитивным или негативным. При позитивном стереотипе подчеркиваются жизненный опыт и мудрость пожилых людей, необходимость уважения к ним и соответствующей поддержки. При негативном стереотипе пожилой человек характеризуется как дряхлый, склонный к болезням, легко поддающийся усталости, консервативный, постоянно пытающийся навязать свой устаревший опыт. Стереотипы играют большую роль в жизни общества и оказывают значительное влияние на самих пенсионеров по возрасту, во многом определяя их активность и отношение к своей жизни на пенсии, к своим возможностям и способностям, правам и обязанностям. [1,с.169]
Среди распространенных мифов и представлений о старости и людях пожилого возраста в нашей стране и за рубежом можно выделить следующие: старый человек – это существо болезненное, слабое, без средств к существованию, которое не может работать и нуждается в постоянной помощи и опеке; это существо заброшенное и одинокое, консервативное, нередко страдающее нарушениями мозговой деятельности; с возрастом человек утрачивает умение принимать правильные решения, его развитие затормаживается, он не способен к дальнейшему обучению, постепенно утрачивает память и сексуальные функции.
Позитивное отношение к жизни коррелирует с удовлетворенностью, которая представляется тремя факторами: продолжением социальных связей, финансовой независимостью и хорошим здоровьем. В старости именно эти факторы становятся негативными: появляются или возможны социальная изоляция, финансовая беспомощность и плохое здоровье. Они могут влиять на негативное отношение к пожилым. [2,с.19]
Другое объяснение девальвации старого возраста – невозможность для пожилого человека быть продуктивным, ориентированным на достижение. Для индустриальных западных обществ характерна высокая оценка таких качеств, как вера в собственные силы, автономность. При этом зависимость считается признаком слабости. К важным ценностям современной западной цивилизации можно отнести также социальную этику активности и продуктивности (в противоположность пассивности и потребительству), которая отдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной, старомодной старости. Все эти ценности передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интернализацией новых ролевых функций.
Таким образом, понятие «стереотип» в геронтологической литературе традиционно применяется для выражения негативного отношения к пожилым. Основные стереотипы пожилых в современной западной культуре:
1. Все пожилые одинаковы.
2. Старые люди бедные.
3. Все пожилые нездоровы.
4. Все пожилые подвержены депрессии.
5. Пожилые – обуза для других.
6. Пожилые не могут функционировать в обществе.
7. Все старые люди одиноки.
8. Все старые люди становятся слабоумными.
В то же время достаточно много исследований не подтвердили очевидность негативного стереотипизирования пожилых людей. Они оцениваются более негативно, чем молодые только в том случае, если они физически недееспособны или умственно отсталы.
В нашей стране много лет подспудно формировалось негативное отношение к старости. Появился общественный стереотип пассивного пожилого человека, нуждающегося в постоянном уходе, являющегося лишь дополнительной ненужной нагрузкой для здоровых людей, что способствует появлению у пожилых людей чувства вины. Негативные стереотипы пожилых и аттитюды к ним говорят о том, что общество пока не смогло найти адекватные формы взаимодействия с ними.
Социальный стереотип (в нашем случае стереотип пожилых) включает в себя оценку определенного объекта (пожилых людей) и ее эмоциональную окраску (отношение к ним), т.е. когнитивный и аффективный элементы в сумме с поведенческим дают особый аттитюд (установку на пожилых). Установки в отношении лиц преклонного возраста не являются универсальными и зависят от специфического стереотипа, сформировавшегося у индивида. [3,с.31]
Поэтому при изучении стереотипов и ожиданий пожилых, нами обнаружено следующее. Почти во всех половозрастных группах присутствуют такие представления о пожилых, как их социальная изоляция (одиночество), низкий материальный уровень, плохое здоровье. Однако проведенное выше разделение понятий стереотипа и аттитюда дает основание полагать, что к пожилым людям не всегда относятся в действительности негативно. Знание особенностей, сопутствующих поздней жизни, еще не означает плохого отношения к пожилым людям в целом. Более того, в молодых группах оказались значимыми представления о том, что «старших нужно уважать», «пожилые вызывают жалость и сострадание», «необходима социальная защита пожилых». Оказались незначимыми или вообще не встретились такие мнения, как: пожилые все одинаковы, подвержены депрессии, не могут функционировать в обществе, становятся слабоумными. [3,с.32]
В содержании стереотипа российских пожилых наряду с негативными характеристиками (консерватизм, критичное отношение к молодежи, занудство, ворчливость) присутствуют и позитивные (забота о семье, доброта, наличие большого опыта, мудрость, духовная значимость пожилых для молодежи, пожилые прожили достойную жизнь). В группе пожилых присутствуют все выделенные характеристики, однако удельный вес негативных показателей значимо уменьшается, а позитивных соответственно увеличивается. Это указывает на высокую степень совпадения авто- и гетеростереотипов пожилых в нашем обществе. Таким образом, наличие «негативного имиджа» у пожилых в представлениях различных групп нашего общества, включая группу пожилых, не обнаружено.
Исследуемые ожидания отражали представление о том, что должны делать пожилые люди на пенсии, об их ролевом поведении. Обнаружены две основные группы этих представлений. Первая – занятие собой, которое включает следующие подкатегории: пожилые люди должны отдыхать, развлекаться, вести активный образ жизни, общаться, жить для себя. Вторая – помощь семье: пожилые должны воспитывать внуков, помогать семье и детям, выполнять домашнюю работу.
При этом группа пожилых людей имеет представления о своем ролевом поведении, сходные с представлениями других половозрастных групп. Однако за выполнение основных своих функций и социальных ролей, которые приписываются пожилым людям в нашем обществе, пожилые несут ответственность только перед собой и своей семьей. Это свидетельствует о ролевой неопределенности пожилых людей, о том, что в обществе не сложились представления о тех ролях людей позднего возраста, которые бы имели общественную значимость, т.е. налицо недооценка социального значения общественных форм поведения людей старшего возраста.
Литература:
1. Ярычев Н.У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор
// Молодой ученый. 2009. № 3. — С. 168-171.
2. Ярычев Н.У. Стереотип пожилого человека как элемент влияния на взаимодействие поколений
//Нана. 2006. № 7. — С. 18-22.
3. Ярычев Н.У. Культурная модернизация и изменение стереотипов старшего поколения в системе межпоколенческого взаимодействия
//Нана. 2006. № 5. — С. 30-35.
гендерные, межэтнические, геронтологические — Першина Татьяна Олеговна
Занятие № 12 (2/24)
Рассматриваемые вопросы:
- Гендерные аспекты социальной работы
- Этнологические аспекты социальной работы
- Геронтологические аспекты социальной работы
1. Гендерные аспекты теории СР
Доминанты пола играют определенную роль для выбора стратегий поддерживающей терапии клиента. Мужские и женские стереотипы, ролевое поведение в социуме, в семье, на производстве, специфика психосоциальных проблем, особенность требований окружающей среды к мужчинам и женщинам поднимает целый пласт специфических проблем.
Мужчины. Представление о маскулинности разные народы связываю с различными стереотипами. Культурные нормы, гендерные концепции, ролевые обязательства формируют определенные ограничения для проявления маскулинности в современном обществе. В процессе социализации мужчины находятся под давлением общественных установок, которые заставляют их усваивать и принимать определенные ролевые обязательства:
- запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение:
- равнодушие к своему здоровью;
- одержимость достижениями и успехами;
- регламентация сексуального поведения;
- стремление к власти и соперничество;
- гомофобия (отвращение к однополой любви).
Эти соц. нормы и стереотипы вызывают к жизни специфические проблемы, с которыми сталкиваются мужчины в процессе жизнедеятельности. Кризис маскулинности – проблема нашего века. Он связан с разрушением поло-ролевых установок, сформированных в процессе социализации, что приводит к определенным последствиям: агрессии, насилию, суицидам. Агрессивность рассматривается зарубежными исследователями как производная мужской социализации. Агрессия является инструментом, к которому прибегают мужчины для получения соц. и материального вознаграждения. Однако часто агрессивность проявляется в сфере семейно-брачных отношений, в процессе воспитания детей, что приводит к психотравмирующим последствиям не только для объектов, но и для самих субъектов агрессии. Согласно отечественным исследованиям мужскую суицидальную активность можно рассматривать как устойчивую тенденцию. По данным Всемирной организации здравоохранения мужчины к тому же чаще чем женщины страдают алкоголизмом. Поло-ролевые стереотипы и соц. установки накладывают определенный отпечаток на формирование у мужчин алкогольной зависимости: стрессы, дезадаптивные факторы, семейные конфликты, финансовые проблемы, неурядицы на работе, разводы. Соц.-психологические предпосылки роста алкоголизма вообще, и мужского в частности, исследователи объясняют трудностями адаптации к различным стрессогенным факторам. Алкогольная предрасположенность связана с индивидуальными психофизиологическими особенностями личности и условиями воспитания. Выделяют четыре типа личности, имеющие предрасположенность к алкоголизму:
- лица с завышенной самооценкой, ставящие себя вне критики;
- агрессивные, асоциальнык, жестокие люди, с легко возникающим чувством ненависти;
- неприспособленные, беспомощные, склонные к невротическим реакциям;
- странные, с чертами депрессивности и параноидальности.
Эрих Фромм пришел к выводу, что в основе мужского сексуального влечения лежит явление несексуального происхождения – тщеславие. Феномен этого тщеславия имеет сложную психосоциальная обусловленность. Он связан с мужскими стереотипами относительно сексуальной жизни, которые могут провоцировать различные психосексуальные расстройства, приводить к депрессивным состояниям либо вызывать различные формы агрессии в отношении женщин, толкать к алкоголизму и противоправным действиям. В сексуальной мифологии заключаются многие причины дисгармонии в брачно-семейных отношениях. Проблемы клиента-мужчины в контексте брачно-семейных отношений и психосексуальных конфликтов являются важной составной частью с.р.
Женщины. Феномен женщины – как самостоятельного социокультурного явления сегодня рассматривается различными направлениями научной мысли: социологией, политологией, феминологией, психологией, антропологией. Свою роль в определении подхода к женщине-клиентке в с.р. сыграли феминиситкие идей, психолого-антропологические концепции, психологические теории поло-ролевой идентичности, социологические теории стереотипов. Основные темы, рассматриваемые этими направлениями, — проблемы свободы и независимости женщины, истоки ее подчинения в культуре и обществе, биосоциальный феномен равенства полов, своеобразие поло-ролевой идентификации.
Феминистские теории. Им свойственен соц.-исторический подход к пониманию личности на основе детерминант пола. Современный феминизм представлен следующими направлениями:
- либеральный феминизм считает, возможным достижение равенства между мужчиной и женщиной без изменения патриархальной системы общества;
- радикальный феминизм борется за новый общественный порядок, утверждает, что сама гетеросексуальность и репродуктивная функция обуславливают насилие над женщиной, поэтому необходимо разрушение института семьи полная трансформация общественных отношений;
- марксистский феминизм объясняет подчиненное положение женщин в общем русле эксплуатации, свойственной частнособственническому обществу, ограничение их свободы связывает с капиталистическими производственными отношениями, которые ограничивают свободу и доступ женщин к распределению и перераспределению материальных благ;
- социалистический феминизм исследует исторические причины сохранения патриархального общества, которое извлекает выгоду, подавляя женщину в социуме, на производстве и в сфере семьи.
Психолого-антропологические теории. В них выделяются наиболее существенные интегральные характеристики, позволяющие обозначить феномен феминности, зависимой от мужской идеологии. По мнению представителей этой теории нравственное развитие женщины проходит три уровня развития:
- самоозабоченность. Женщину интересуют субъекты, удовлетворяющие ее потребности. Но постепенно в случае принятия решений она начинает учитывать и интересы других людей.
- самопожертвование. Женщина переходит к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребностей других.
- Женщина осознает, что только она способна сделать выбор, касающийся ее жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с ней семейными и соц. узами.
Психологические теории поло-ролевой идентичности. В основе этих теорий лежат представления о различных механизмах психосексуальной дифференциации пола.
- Теория моделирования. Ее положения, основанные на учении Фрейда, утверждают, что ребенок ориентируется на взрослых своего пола, таким образом, усваивая полоролевые механизмы поведения.
- Познавательная теория утверждает, что ребенок сначала воспринимает себя как представителя пола, а затем узнает о необходимых стереотипах поведения, чтобы вести себя соответственно.
- Теория соц. научения определяет, что основу идентификации составляют механизмы поощрения или наказания за проявления или непроявление маскулинности или феминности.
- Стадиальная теория подчеркивает закономерности развития половой дифференциации в процессе индивидуального развития, которое проходит определенные стадии.
Социологические концепции социальных стереотипов. Социологические исследования половой дифференциации выявляют персонификацию объектов на основе соц. взаимоотношений и различиях общественного восприятия. По мнению Смелзнера у мужчин и женщин есть характерные черты, позволяющие дифференцировать половые различия с позиций общественного самоанализа. В с.р. проблемы женщин-клиенток рассматриваются как самостоятельная область знания.
В с.р. проблемы дискриминации по признаку пола являются одним из направлений антидискриминационной политики. Инситуциональные и индивидуальные установки и ориентации по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта, называются сексизмом. Несмотря на то, что сексизм как система установок распространяется и на мужчин, и на женщин, дискриминации по признаку пола в общественной практике подвергаются женщины. Источниками сексизма являются соц.-биологические и культурно-исторические детерминанты.
Специфика антидискриминационной практики с.р. заключается в системе идеологических установок. Главная их них – изменение системы мировоззрения и ценностного отношения соц. среды обитания клиента. В частности феминистские подходы направлены на переформулирование сложившихся идей, осмысление места женщины в современном обществе, определение ее роли. С.р. направлена на изменение внешней среды, где формируются сексистские действия. Такие принципы вмешательства носят часто характер политических и соц. акций.
Соц. работник не использует отдельных техник при оказании помощи мужчинам и женщинам, за исключением нонсексистской с.р., хотя некоторые элементы с.р. требуют учета поло-ролевой доминантности. В практике с.р. есть ряд гендерных подходов к индивидуальной проблеме клиента. Такие подходы направлены на понимание соц. истории клиента.
2. Этнологические аспекты теории СР
Под этноцентризмом понимается такая система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей. Предубеждение и абсолютизация социокультурной идентичности одной этнической группой над другой вызывают к жизни определенные стереотипы поведения людей.
- Беспристрастный недискриминатор – человек, не причиняющий ущерба лицам других этнических групп.
- Беспристрастный дискриминатор – человек, не понесший ущерба со стороны других этнических групп, но проявляющий дискриминацию по отношению к другим группам, так как ему социально и материально выгодно так поступать.
- Потерпевший недискриминатор – человек, понесший ущерб от других этнических групп и испытывающий враждебность по отношению к ним, однако признающий закон, соц. нормы и ценности, что не позволяют ему распространять на них агрессию.
- Потерпевший дискриминатор – человек, понесший ущерб от других этнических групп и не верящий в идеалы свободы и равенства; последовательно осуществляет дискриминацию других этнических групп.
Причины этнической дискриминации связаны со следующими основными факторами.
Модели энкультурации. Человек в процессе энкультурации усваивает определенные культурные стереотипы. Иногда воспитанный в определенном этносе субъект в силу определенной организации психики неадекватно воспринимает незнакомые индивидуальные и групповые поведенческие и социокультурные проявления.
Модели социализации. Индивид в процессе вхождения в общество усваивает определенные нормы поведения, осваивает систему коммуникаций, познает систему общественных связей и отношений. Важную роль в процессе социализации играют этнические модели соц. научения. Фактором различных видов соц. давления является культурная принадлежность клиента.
Этническая агрессия и предрассудки. Ситуационные факторы, такие, как анонимность и раздражение, играют более значимую роль в проявлениях этнической агрессии. Люди имеют большую склонность к дискриминации, когда они оскорблены и ощущают угрозу и / или свободны от общественного осуждения. Независимо от расы, люди, имеющие предрассудки в отношении других этнических групп, более агрессивны, чем люди без предрассудков.
Этнические проекции. Этнические проекции в плане дискриминации связаны с культурным шоком и с индивидуальными проекциями. Культурный шок часто связан с миграцией, когда этнические группы добровольно либо по принуждению меняют свою среду обитания. Культурный шок как последствие миграции связан с новым для мигранта разнообразием «вербальных и невербальных символов», которые дезориенитуют его в повседневной жизни, приводят к стрессовым ситуациям. При этом наблюдается чувство беспомощности, страх быть обманутым или оскорбленным. Таким образом, явления, сопровождающие культурный шок, могут провоцировать негативные установки для возникновения агрессии. В основе индивидуальных проекций нередко лежит феномен «негативных качеств личности». Некоторые люди имеют негативные качества, от которых они подсознательно хотели бы избавиться. До конца их не осознавая, а потому и не имея возможности и упорства это сделать, они «проецируют» эти свои качества на чужие этнические группы, освобождаясь таким образом от отрицательных эмоций в отношении себя и направляя их вовне.
Традиционализм. В этом случае господствуют групповые установки, когда дискриминация другой, «не своей» группы позволяет снимать ощущение «неуверенности и подчиненного положения». Такая позиция выражается в оценке чужой культуры на основе традиционных для данной культуры символов, ценностей и стереотипов как абсолютно ценных.
Экономический фактор. Конкуренция на рынке труда предъявляет определенные требования к работающим. Социокультурные теории рассматривают дискриминацию как последствие этой конкуренции, когда этническое большинство стремится сохранить свое общественное влияние и упрочить свои экономические позиции. Именно экономические отношения определяют существование различных форм эксплуатации, использующих расистские настроения.
Практика с.р. с этночувствительными группами клиентов предполагает наличие определенных знаний у с.р-ка, таких, как знание культуры клиента, особенности соц. ценностей и ориентаций, стереотипы поведения и специфику взаимоотношений в различных референтных группах. В процессе взаимодействия с такими клиентами с.р-к должен придерживаться следующих принципов:
- осуществлять поддержку на основе понимания социокультурного своеобразия клиента;
- оказывать помощь клиентам без предубеждений по отношению к ним;
- планировать совместно с клиентами решение их проблем, чему должна способствовать система административных действий;
- сотрудники соц. агенства, работающие с этническими меньшинствами, должны иметь соответствующую квалификацию;
- этническим меньшинствам должны быть предоставлены возможности для специального профессионального обучения.
- В зарубежной практике с.р. с этническими группами широко используется концепция стратегии полномочий. В ее основе лежит устранение негативных влияний и отрицательных оценок, которые обычно имеют этническое меньшинство.
Этнические меньшинства страдают не столько от материальной недостаточности, сколько от невозможности использовать механизм власти. Цели стратегии полномочий включают:
- обнаружение реальных проблем клиента;
- предоставление с.р-ком специфических знаний для использования клиентом в решении своих проблем;
- использование структур власти для изменения ситуации клиента.
Эта модель относится не только к уровню власти, но и к уровню семьи, которая является мощным социокультурным фактором.
Работа с этническими группами выдвигает ряд специфических требований к роли и компетенции с.р-ка. В практике взаимодействия с этночувствительными группами с.р-к выступает в следующих основных ролях: как консультант, к-й предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, способы улучшения самочувствия клиента; как тренер учитель, обучающий клиента умениям решений задач.
3. Геронтологические аспекты теории социальной работы
Наибольшую актуальность в практике с.р. занимают проблемы людей пожилого возраста. В теории с.р. с целью успешного осуществления практики применяются различные соц.-геронтологические концепции.
Теория разъединения. В основе – принцип необходимого равновесия между молодым и пожилым поколением. Процесс межпоколенного отчуждения, в ходе которого люди пожилого возраста освобождаются от соц. ролей, связанных с трудовой деятельностью, обусловлен соц. контекстом. Этот процесс рассматривается как фатальная неизбежность и носит объективный характер.
Теория активности. Для сохранения психологического равновесия, самооценки и самосознания, нарушение которых происходит в силу утраты пожилыми людьми социальных ролей, им необходимы новые виды деятельности и новые соц. роли, соответствующие их потребностям и активности.
Теория субкультуры. Пожилые люди рассматриваются как носители системы особых ценностей, норм и стереотипов, которые позволяют им адаптироваться к новым условиям, формировать новые связи, перестраивать свои психологические установки.
Теория возрастной стратификации. Общество разделено на возрастные страты. Каждое поколение обладает уникальным опытом, к-й невозможно повторить, однако отдельные его элементы могут использовать последующие поколения.
Теория интенциональности. Человек в своем развитии проходит несколько фаз жизни, основой которого выступает интенция как выбор осознаваемых или неосознаваемых целей. В последней фазе люди престают преследовать цели, которые ставили в юности. В этот период человек пытается осознать смысл своего существования, воспринимая жизнь как целое. В зависимости от достижения цели человек получает удовлетворение или разочарование.
Эпигенетическая теория. Проблемы людей старшего возраста рассматриваются как определяемый возрастом психосоц кризис. Он возникает из-за того, что люди, не реализовавшие себя, сожалеют о невозможности пережить свою жизнь заново либо отрицают свои недостатки с перенесением их на окружающий мир.
Особенность пожилого человека заключается в том, что он чаще выступает как объект насилия со стороны соц. окружения. В научной литературе можно выделить три подхода к проблеме насилия над людьми пожилого возраста.
Ситуативная модель. Причинами насилия являются структурные и ситуативные факторы, наиболее значимые из которых связаны с деформацией личности пожилого человека и с личностью опекуна, с моделью поведения, которая была сформирована в процессе воспитания в семье.
Теория социальных изменений. В связи с тем, что пожилые люди более беспомощны, они имеют меньше вариантов и моделей взаимодействия, что провоцирует опекунов на агрессию.
Модель символического взаимодействия. Насилие провоцируется несовпадением образов человека в его прошлом и настоящем.
В то же время пожилым людям свойственны проблемы, связанные с физиологическими аспектами старения, с одиночеством, кризисом семейных отношений, с алкоголем, психической неуравновешенностью. Физиологические аспекты старости связаны с ослаблением ряда функций. Могут наблюдаться процессы обеднения эмоциональной жизни или, наоборот, эмоциональные перегрузки. В первом случае это может привести к нарушению коммуникативных связей и деградации человека, а во втором – к нарушениям в мозговом кровообращении (расстройство речи, паралич). Физические заболевания, как и психические расстройства, могут приводить к тому, что обычно спокойные люди становятся беспокойными, агрессивными. Психические расстройства имеют комплекс причин, связанных с биологическими и соц. факторами. Слабость к алкоголю у людей престарелого возраста во многом объясняется тем, что ограничения, связанные с работой, заботой о семье, важностью мнения о себе окружающих, сняты. К тому у пожилых людей существует определенная мифология, вызванная психосоматическими реакциями и психологическими установками.
http://demoscope.ru/weekly/2008/0357/analit02.php Пожилые люди: стереотипный образ и Смирнова Т.В.1 В современном российском обществе, В жизни человека, в процессах познания Социально-демографическая группа Увеличение средней продолжительности Результаты исследования свидетельствуют Негативные стереотипы распространяются Исходя из результатов исследования Одним из последствий укоренившихся В ходе исследования респондентам Распределение ответов на вопрос
Наибольшая дистанция наблюдается Картина социальной дистанции по Для дальнейшего анализа целесообразно В ходе исследования выявлен важный Увеличение социальной дистанции Итак, социальная дистанция между
1 |
Глава 2. Социальная геронтология
В последние 50 лет
нашего столетия процесс старения
населения мира развивается с такой
стремительностью и последовательностью,
что всякое игнорирование его значения
связано с отрицательными последствиями
в социальной политике любого государства.
В настоящее время пожилые и старые люди
стали третьей значимой категорией
населения, что породило такие большие
экономические, социальные, медицинские
проблемы, о которых в прошлом человечество
не могло даже предполагать. В первую
очередь возникла необходимость расширения
служб социальной помощи старым людям,
медицинского обслуживания, обеспечения
условий и средств содержания. Перед
органами здравоохранения и социального
обеспечения многих индустриально
развитых стран уже к концу 40-х годов
возникло множество проблем, к встрече
с которыми они оказались неподготовленными
и которые требовали своего незамедлительного
решения. Но первое место заняли
экономические проблемы старения
населения, способствовавшие в большой
степени выделению и оформлению
самостоятельной академической
дисциплины — СОЦИАЛЬНОЙ ГЕРОНТОЛОГИИ
— со специальной подготовкой научных и
практических кадров в таких странах,
как США, Япония, Англия, Канада и в
западноевропейских странах.
Социальная
геронтология
— это общественная дисциплина (область,
раздел геронтологии), призванная решать
демографические и социально-экономические
проблемы старения населения. Биология,
экология и социология составляют
треугольник, в рамках которого изучается
жизнь здорового и больного человека,
его старость, долголетие и смерть.
“Биологические закономерности лежат
в основе жизни, ее возрастных периодах,
включая старение. Но проблема геронтологии
и гериатрии потеряла бы в своем научном
и практическом значении, если бы во
внимание не принимался бы факт, что
человек — открытая система до конца
своих дней, что вокруг него природа и
что он сам — часть природы и часть
человеческого общества”. (И.В. Давыдовский).
Социальная геронтология изучает
биологические процессы старения человека
с целью найти социальные меры и возможности
сохранить телесную и духовную значимость,
свойственную пожилому и старческому
возрасту. Проблема условий и образ жизни
старого человека выходят здесь на первый
план. Социальная геронтология неотделима
от широких проблем социологии, социальной
психологии, философии, статистики,
индустрии, экономики, социальной и
индивидуальной гигиены. Социальная
геронтология тесно связана с вопросами
общей культуры, являясь в определенной
степени ее мерилом, если иметь в виду
степень заботы государства, общества
и семьи о старом человеке, его соматическом
и психическом благополучии. Интегрируя
различные аспекты изучения процесса
старения, социальная геронтология как
мультидисциплинарная наука заняла
прочно свои позиции в системе дисциплин,
исследующих человечество и общество.
Термин “социальная
геронтология” был впервые употреблен
американским ученым Э. Стиглицем в конце
40-х годов. Сегодня этот термин является
общепризнанным, однако вопрос о том,
что же именно он обозначает, долгое
время оставался дискуссионным. Смысл
дискуссии был в том, считать ли социальную
геронтологию целостным междисциплинарным
комплексом знаний или мультидисциплинарной
совокупностью данных, накопленных
другими социальными науками, которые
так или иначе исследуют процессы
старения. Этот спор разрешился в начале
60-х годов, когда социальная геронтология
получила свое окончательное признание
на самостоятельность и стала научной
дисциплиной, располагающей собственным
категориальным аппаратом, принципами
сбора и анализа данных, методами их
обобщения и интерпретации.
Научные исследования
в социальной геронтологии ведутся в
трех направлениях:
Изучаются социальные
детерминанты биологического и
психического старения индивида.
Исследуется влияние процесса старения
на личность на завершающих этапах
жизненного цикла человека — изменение
его социальных потребностей, установок,
ценностных ориентаций, интересов,
мотиваций, структуры деятельности и
поведения, активности, т.е. всего образа
жизни. В целом это направление
концентрирует внимание на индивидуальной,
личностной стороне старения и старости.Изучаются различные
социальные группы и общности пожилых
и старых людей, а также группы и общности,
в которые они входят в качестве членов
— семья, родственники, круг знакомых,
соседи и т.д. Задача и роль социальных
геронтологов в данном случае определить
место, роли и функции людей пожилого и
старческого возраста в этих группах,
их взаимоотношения с группой в целом
и ее отдельными членами; исследовать
влияние, оказываемое ближайшим социальным
окружением на процесс старения.Изучается положение
пожилых и старых людей как особой
социальной и возрастной группы,
являющейся важным элементом социальной
и демографической структуры общества,
оказывающей влияние на различные
социальные процессы. Это направление
изучает цели, структуру и функции
институтов и организаций, занимающихся
социальным обеспечением, защитой и
обслуживанием старых людей.
Таким образом,
изучение старости в социальном аспекте
включает в себя:
изучение
индивидуальных переживаний старых
людей;изучение места и
положения старых людей в обществе;изучение социальной
политики в отношении старых людей.
В центре внимания
социальной геронтологии оказываются
и причины раннего профессионального
старения, предпенсионный и пенсионный
периоды жизни, трудоспособность,
профессиональная и социальная активность
старых людей.
Социальная
геронтология имеет еще один важнейший
аспект своей деятельности — социальную
работу, цель
которой состоит в:
оказании практической
помощи пожилым и старым людям, семьям
и группам лиц старческого возраста с
низким уровнем благосостояния и
нарушенными социальными контактами;социальной
реабилитации пожилых и старых людей,
создании условий, повышающих их
социальную активность;формировании
политики социальной защиты в отношении
пожилых и старых людей;разработке
превентивных программ по устранению
отрицательных последствий старения и
старости;проведении
социальных экспериментов с целью
получения
объек-тивно
подтвержденных результатов для создания
банка данных по
улучшению жизненных условий и
материального благополучия старых
людей.
Социальная
геронтология одной из наиболее важных
своих задач считает изучение закономерностей
демографических сдвигов в стране,
социальных и экономических последствий
старения населения, причин относительно
низкой продолжительности жизни и высокой
смертности у людей предпенсионного и
пенсионного возрастов.
Социальная
геронтология занимается проблемой
качества жизни старых людей, распределением
части национального дохода в их пользу,
развитием для них служб здоровья,
изменением пенсионного законодательства,
предоставлением пенсионерам возможности
трудиться, создание такого уклада
семейной и общественной жизни, чтобы в
нем нашлось достойное место для старых
людей.
Что такое социальные работники-геронтологи?
Социальные работники-геронтологи являются экспертами в удовлетворении биопсихосоциальных потребностей пожилых людей. Часть работы связывает пожилых людей с ресурсами сообщества. Социальные работники координируют уход за людьми, которые нуждаются в ряде услуг и которым в течение месяцев, лет, а иногда и десятилетий потребуется помощь на разных уровнях. Они помогают пожилым людям и их семьям изучить их потребности и определить, как им будут платить.Они помогают им подавать заявки на необходимые услуги и решать проблемы по мере их возникновения. Они могут помочь пожилым людям заполнить различные другие виды документов, включая предварительные распоряжения.
Социальным работникам-геронтологам может потребоваться оценка функциональных возможностей клиентов. Они обладают определенным опытом в распознавании разницы между нормальными и аномальными процессами старения и при необходимости направляют клиентов к медицинским работникам.
Гериатрические социальные работники часто занимаются планированием выписки, следя за тем, чтобы услуги на уровне сообщества были доступны, когда пожилые люди переходят из стационара в менее интенсивную терапию.Клинические социальные работники предлагают терапию пожилым людям, страдающим депрессией или тревогой.
Но дело не только в потере функции. Социальные работники также помогают пожилым людям, ведущим очень активный образ жизни, например тем, кого вернули к родительским обязанностям: они заботятся о своих внуках.
Условия работы разнообразны и могут включать в себя справочные центры, реабилитационные центры, долгосрочное лечение, амбулаторные медицинские услуги, службы защиты взрослых, государственные учреждения, религиозные учреждения и частную практику.Социальные работники наняты районными центрами по проблемам старения, которые предоставляют прямые услуги и защиту.
Как стать геронтологическим социальным работником: образование и обучение
Социальные работники-геронтологи могут приступить к работе на уровне бакалавра или магистра. Объем практики может быть разным в зависимости от профессионального образования и уровня лицензирования.
Высшая школа социальной работы
Fordham University предлагает онлайн-программу MSW, которая готовит студентов к соответствующей интегрированной практике со всеми группами населения.Баллы GRE не требуются. Запросите информацию сегодня.
Университет Капеллы теперь предлагает онлайн-магистратуру по социальной работе со статусом кандидата CSWE. Программа MSW помогает подготовить студентов к работе в общей или клинической практике (в большинстве штатов). Capella также предлагает онлайн-доктора социальной работы. Щелкните здесь, чтобы связаться с университетом Capella по поводу их программы магистра социальной работы или доктора социальной работы.
Программы социальной работы включают основные курсы, которые подходят для различных групп населения и условий.Тем не менее, можно сделать концентрацию по геронтологии уже в бакалавриате. Также есть возможность специализироваться позже — есть варианты, понятные до уровня PhD. (На этом уровне работа, скорее всего, будет включать политику и исследования.)
Непрерывное образование важно для того, чтобы оставаться на связи, и профессиональная связь также может быть полезна. Инициатива гериатрических социальных работников предлагает множество ресурсов, чтобы помочь гериатрическим социальным работникам развивать свои знания и оставаться на связи.Национальный центр гериатрического образования в области социальной работы, хотя в основном ориентирован на тех, кто обучает социальных работников, имеет раздел с ресурсами для студентов.
Лицензирование и сертификация
Лицензирование относится к широкой категории. Социальные работники со степенью бакалавра, как правило, имеют одинаковую лицензию (если государство действительно дает лицензию на этом уровне). Для социальных работников магистратуры может быть несколько лицензий, но специализация все равно определяется широко. Наивысший уровень практики — независимое лицензирование — требует периода контролируемой практики после магистратуры.
Некоторые социальные работники проходят добровольную сертификацию по специальности через Национальную ассоциацию социальных работников. Социальный работник в области геронтологии — квалификация SWG соответствует уровню бакалавра. Кандидаты должны либо получить концентрацию по геронтологии, либо пройти 20 часов соответствующего непрерывного образования. Они получают право на участие после трех лет (4500 часов) работы под присмотром пожилых людей.
Геронтологические социальные работники уровня магистра могут получить квалификацию «Продвинутый социальный работник в геронтологии» (ASW-G).Требования включают двухлетний опыт работы и завершение соответствующего непрерывного образования. Социальные работники любого уровня соблюдают Стандарты NASW в отношении услуг социальной работы в учреждениях долгосрочного ухода.
Работа Outlook
По мере того как американское население стареет, возрастает потребность в медицинских работниках, разбирающихся в процессе старения. BLS прогнозирует рост рабочих мест для социальных работников на 25% в десятилетие с 2010 по 2020 год. Наибольший рост (34%) ожидался в сфере здравоохранения; старение поколения бумеров было названо одним из факторов.
.
Руководство по геронтологической социальной работе
{"admissionsEmail": "[email protected]", "degreeOffering": "usc-msw", "fields": [{"hidden": false, "label": "Что лучше всего описывает вас?", " mountPoint ": 1," name ":" which_best_describes_you "," required ": true," type ": 3," value ": {" defaultOption ":" "," options ": [{" label ":" Я начиная свою карьеру "," value ":" Я начинаю свою карьеру "}, {" label ":" Я хочу продвинуться в своей карьере "," value ":" Я хочу продвинуться в своей карьере "}]}}, { "hidden": true, "label": "", "name": "no_klondike_gdpr_only_consent", "required": true, "type": 9, "value": {"gdprOnly": "false"}}], " grouping ":" usc-msw "," id ": 472," inferredFields ": {" country ":" country_name "}," published ":" 2020-04-17T02: 04: 17.781Z "," screen ": [{" allFields ": [0, 1]," conditional ": {}," out ": {" 0 ": [" $ next ", [{" data ":" $ valid "}]]}}]," версия ":" 1.0.1 "}
{"admissionsEmail": "[email protected]", "degreeOffering": "usc-msw", "fields": [{"hidden": false, "label": "Вы военнослужащий? "," mountPoint ": 1," name ":" military_affiliated "," required ": true," type ": 2," value ": {" defaultOption ":" "," options ": [{" label ": "Да", "значение": "истина"}, {"ярлык": "Нет", "значение": "ложь"}]}}, {"скрытый": ложь, "ярлык": "Какой у вас самый высокий уровень образования завершен? "," mountPoint ": 1," name ":" level_of_education "," required ": true," type ": 3," value ": {" defaultOption ":" "," options ": [ {"label": "High School", "value": "High School"}, {"label": "Associate \ u0027s", "value": "Associates"}, {"label": "Bachelor \ u0027s in progress "," value ":" Степень бакалавра "}, {" label ":" Bachelor \ u0027s "," value ":" Bachelors "}, {" label ":" Master \ u0027s in progress "," value " : "Магистр в процессе"}, {"label": "Магистр \ u0027s", "value": "Masters"}, {"label": "Doctorate", "value": "Doctorate"}]}}, { "hidden": false, "label": "У вас есть BSW или вы зарегистрирован в программе BSW? "," mountPoint ": 1," name ":" bsw "," required ": true," type ": 3," value ": {" defaultOption ":" "," options ": [{"label": "Да", "value": "Да"}, {"label": "Нет", "value": "Нет"}]}}, {"hidden": false, "label" : "Какой у вас был средний балл в бакалавриате?", "MountPoint": 1, "name": "указанный_gpa_range", "required": true, "type": 3, "value": {"defaultOption": "", "options ": [{" label ":" 4.00 и выше "," value ":" 4.00 и выше "}, {" label ":" 3.99 - 3.50 "," value ":" 3.99 - 3.50 "}, {" label ":" 3.49 - 3.00 "," value ":" 3.49 - 3.00 "}, {" label ":" 2.99 - 2.50 "," value ":" 2.99 - 2.50 "}, {" label ":" 2.49 и ниже "," value ":" 2.49 и ниже "}]}}, {" hidden ": true," label ":" Degree Interest "," mountPoint ": 1," name ":" degree "," required ": false," type ": 3," value ": {" defaultOption ":" MSW "," options ": [{" label ":" DSW "," value ":" DSW "}, {" label ":" MSW "," value ":" MSW "}]}}, {" hidden ": false," label ":" State "," mountPoint ": 1," name ":" state "," required ": true," type ": 5," value " : {}}, {"hidden": true, "label": "Страна проживания", "mountPoint": 1, "name": "country", "required": false, "type": 6, "value ": {}}, {" hidden ": false," label ":" Zip "," mountPoint ": 1," name ":" zip_code "," required ": true," type ": 0," value " : {"text": ""}}, {"conditionallyRendered": true, "hidden": false, "label": "Телефон", "mountPoint": 1, "name": "phone", "required": истина, "тип": 0, "значение": {"текст": ""}}, {"conditionallyRendered": true, "hidden": false, "label": "Маркетинговое согласие США \ u00f0 \ u009f \ u0087 \ u00ba \ u00f0 \ u009f \ u0087 \ u00b8", "mountPoint": 1, "name": " lead_share_opt_in "," required ": true," type ": 11," value ": {" checkboxText ":" Свяжитесь со мной по поводу этих образовательных программ."," defaultChecked ": true," defaultRadio ":" none "," disclaimer ":" Технологический партнер Школы социальной работы Сюзанны Дворак-Пек USC, [--link: https: //2u.com target: blank ] 2U, Inc., [Ссылка--] и его группа компаний работают с несколькими университетами, чтобы предложить образовательные программы в области социальной работы и других областях. "," Format ":" checkbox "," optInValue ":" USC Marketing " , "smsHiddenConsent": false}}, {"conditionallyRendered": true, "hidden": false, "label": "Маркетинговое согласие GDPR \ u00f0 \ u009f \ u0087 \ u00aa \ u00f0 \ u009f \ u0087 \ u00ba", "mountPoint ": 1," name ":" lead_share_opt_in "," required ": true," type ": 8," value ": {" disclaimer ":" Эти личные данные собираются и обрабатываются [--link: https: / / 2u.com target: blank] 2U, Inc., [ссылка--] Технологический партнер Школы социальной работы Сюзанны Дворак-Пек USC. "," leadShareOptIn ": {" email ":" Пожалуйста, напишите мне об этих образовательных программах. " , "leadShareValue": "Маркетинг USC", "phone": "", "sms": "", "text": "Технологический партнер школы социальной работы Сюзанны Дворак-Пек USC, [--link: https: //2u.com target: blank] 2U, Inc. и ее группа компаний [ссылка--] работают с несколькими университетами, предлагая образовательные программы в области социальной работы и других областях."}," retailOptIn ": {" email ":" Email: "," phone ":" Phone: "," sms ":" "," text ":" Да, я хочу получать дополнительную информацию о USC Suzanne Dworak -Peck School of Social Work. Пожалуйста, свяжитесь со мной через: "}}}, {" hidden ": false," label ":" Фамилия "," mountPoint ": 1," name ":" last_name "," required ": true," type ": 0, "value": {"text": ""}}, {"hidden": false, "label": "Имя", "mountPoint": 1, "name": "first_name", "required": true, "type": 0, "value": {"text": ""}}, {"hidden": false, "label": "Электронная почта", "mountPoint": 1, "name": "email" , "required": true, "type": 0, "value": {"text": ""}}, {"hidden": false, "label": "Что лучше всего описывает вас?", "mountPoint": 1, "name": "which_best_describes_you", "required": true, "type": 3, "value": {"defaultOption": "", "options": [{"label": "Я начинаю свою карьеру "," value ":" Я начинаю свою карьеру "}, {" label ":" Я хочу продвинуться в своей карьере "," value ":" Я хочу продвинуться в своей карьере "}]}}, {" hidden " : true, "label": "leadource", "mountPoint": 1, "name": "lead_source", "required": false, "type": 3, "value": {"defaultOption": "OnlineMSWProgramsSite", "options": [{"label": "OnlineMSWProgramsSite", "value": "OnlineMSWProgramsSite"}]}} , {"hidden": true, "label": "", "name": "no_klondike_gdpr_only_consent", "required": true, "type": 9, "value": {"gdprOnly": "false"}}] , "grouping": "usc-msw", "id": 472, "inferredFields": {"country": "country_name"}, "published": "2020-04-17T02: 04: 17.781Z "," screen ": [{" allFields ": [14, 16]," conditional ": {}," out ": {" 1 ": [" $ next ", [{" data ":" $ valid "}]]}}, {" allFields ": [1, 3, 2, 0]," условный ": {}," out ": {" 3 ": [" $ next ", [{" data ": "$ valid"}]]}}, {"allFields": [5, 7, 6, 8, 4, 15, 9, 10], "условный": {"10": [1, "", [{ "data": "state.no_klondike_gdpr_only_consent"}, {"data": "true"}, {"op": 0}, {"data": "state.no_klondike_carmen_sandiego_region"}, {"data": "eu"} , {"op": 0}, {"op": 8}]], "8": [3, "", [{"data": "state.no_klondike_carmen_sandiego_region"}, {"data": "eu" }, {"op": 0}]], "9": [1, "", [{"data": "состояние.no_klondike_gdpr_only_consent "}, {" data ":" true "}, {" op ": 1}, {" data ":" state.no_klondike_carmen_sandiego_region "}, {" data ":" eu "}, {" op ": 1 }, {"op": 7}]]}, "out": {"-1": ["$ next", [{"data": "$ valid"}]]}}, {"allFields": [12, 11, 13], "условный": {}, "out": {"2": ["$ next", [{"data": "$ valid"}]]}}], "version" : "1.0.1"}
.
Геронтологическая социальная работа: удовлетворение потребностей стареющего населения
{"admissionsEmail": "[email protected]", "degreeOffering": "sc-msw", "fields": [{"hidden": true, "label": "Degree Interests", "mountPoint": 1, «имя»: «степень», «требуется»: ложь, «тип»: 3, «значение»: {«defaultOption»: «MSW», «параметры»: [{«метка»: «DSW», « value ":" DSW "}, {" label ":" MSW "," value ":" MSW "}]}}, {" hidden ": false," label ":" Какой у вас законченный самый высокий уровень образования? "," mountPoint ": 1," name ":" level_of_education "," required ": true," type ": 3," value ": {" defaultOption ":" "," options ": [{" label ": "High School", "value": "High School"}, {"label": "Associate \ u0027s", "value": "Associates"}, {"label": "Bachelor \ u0027s в процессе", "value ":" Bachelors In Progress "}, {" label ":" Bachelor \ u0027s "," value ":" Bachelors "}, {" label ":" Master \ u0027s in progress "," value ":" Masters In Progress "}, {" label ":" Магистр \ u0027s "," value ":" Masters "}, {" label ":" Doctorate "," value ":" Doctorate "}]}}, {" hidden ": true , "label": "", "name": "no_klondike_gdpr_only_consent", "req uired ": true," type ": 9," value ": {" gdprOnly ":" false "}}, {" hidden ": false," mountPoint ": 2," name ":" "," type ": 7, "value": {"text": "Ваши личные данные будут использоваться, как описано в нашей [--link: https: // социальной работе.simmons.edu/legal/privacy-policy/ visibleполитика конфиденциальности [ссылка -]. Вы можете отказаться от получения сообщений в любое время. "}}]," Grouping ":" sc-msw "," id ": 488," inferredFields ": {}," screen ": [{" allFields ": [ 0, 1, 2], "условный": {}, "out": {"0": ["$ next", [{"data": "$ valid"}]]}}], "version": "1.0.1"}
{"admissionsEmail": "[email protected]", "degreeOffering": "sc-msw", "fields": [{"hidden": false, "label": "У вас есть BSW или вы зарегистрирован в программе BSW? "," mountPoint ": 1," name ":" bsw "," required ": true," type ": 2," value ": {" adminType ":" dropdown "," defaultOption " : "", "options": [{"label": "Yes", "value": "Yes"}, {"label": "No", "value": "No"}], "stacked": true}}, {"hidden": false, "label": "Имя", "mountPoint": 1, "name": "first_name", "required": true, "type": 0, "value": {"text": ""}}, {"hidden": false, "label": "Электронная почта", "mountPoint": 1, "name": "email", "required": true, "type": 0 , "value": {"text": ""}}, {"conditionallyRendered": true, "hidden": false, "label": "Телефон", "mountPoint": 1, "name": "phone", "required": true, "type": 0, "value": {"text": ""}}, {"hidden": false, "label": "Last Name", "mountPoint": 1, "name ":" last_name "," required ": true," type ": 0," value ": {" text ":" "}}, {" hidden ": false," label ":" Zip "," mountPoint " : 1, «имя»: «зи p_code "," required ": true," type ": 0," value ": {" text ":" "}}, {" conditionallyRendered ": true," hidden ": false," label ":" Маркетинговое согласие в США \ u00f0 \ u009f \ u0087 \ u00ba \ u00f0 \ u009f \ u0087 \ u00b8 "," mountPoint ": 1," name ":" lead_share_opt_in "," required ": true," type ": 11," value ": {" checkboxText ":" Свяжитесь со мной по поводу этих образовательных программ."," defaultChecked ": true," defaultRadio ":" none "," disclaimer ":" Технологический партнер SocialWork @ Simmons \ u0027, 2U, Inc., и ее семейство компаний, работают с несколькими университетами, предлагая образовательные программы в социальных сетях. work и другие поля. "," format ":" checkbox "," optInValue ":" Simmons Marketing "," smsHiddenConsent ": false}}, {" conditionallyRendered ": true," hidden ": false," label ":" Маркетинговое согласие GDPR \ u00f0 \ u009f \ u0087 \ u00aa \ u00f0 \ u009f \ u0087 \ u00ba "," mountPoint ": 1," name ":" lead_share_opt_in "," required ": true," type ": 8," value " : {"отказ от ответственности": "Эти личные данные собираются и обрабатываются [--link: https: // 2u.ru / target: blank] 2U, Inc. [ссылка--], SocialWork @ Simmons \ u0027, технологический партнер. "," leadShareOptIn ": {" email ":" Напишите мне об этих образовательных программах. "," leadShareValue ": "Simmons Marketing", "phone": "", "sms": "", "text": "SocialWork @ Simmons \ u0027, технологический партнер, [--link: https: //2u.com/] 2U, Inc. , и его группа компаний [ссылка--], работают с несколькими университетами, предлагая образовательные программы в области социальной работы и других областях. "}," retailOptIn ": {" email ":" Электронная почта "," phone ":" Телефон " , "sms": "", "text": "Да, я хочу получать дополнительную информацию о SocialWork @ Simmons.Свяжитесь со мной через: "}}}, {" hidden ": true," label ":" Degree Interests "," mountPoint ": 1," name ":" degree "," required ": false," type ": 3, «значение»: {«defaultOption»: «MSW», «параметры»: [{«метка»: «DSW», «значение»: «DSW»}, {«метка»: «MSW», «значение» : "MSW"}]}}, {"hidden": false, "label": "Какое у вас законченное образование?", "MountPoint": 1, "name": "level_of_education", "required": true, "type": 3, "value": {"defaultOption": "", "options": [{"label": "High School", "value": "High School"}, {"label": "Associate \ u0027s", "value": "Associates"}, {"label": "Bachelor \ u0027s in progress", "value": "Bachelors In Progress"}, {"label": "Bachelor \ u0027s", "value": "Бакалавр"}, {"label": "Магистр \ u0027s в процессе", "value": "Masters In Progress"}, {"label": "Master \ u0027s", "value": "Masters "}, {" label ":" Doctorate "," value ":" Doctorate "}]}}, {" hidden ": true," label ":" "," name ":" no_klondike_gdpr_only_consent "," required ": true, "type": 9, "value": {"gdprOnly": "false"}}, {"hidden": false, "mountPoint": 2, "name": "", "type": 7, "value": {"text": "Ваши личные данные будут использоваться, как описано в нашем [--link: https: // социальная работа.simmons.edu/legal/privacy-policy/ visibleполитика конфиденциальности [ссылка -]. Вы можете отказаться от получения сообщений в любое время. "}}]," Grouping ":" sc-msw "," id ": 488," inferredFields ": {}," screen ": [{" allFields ": [ 8, 9, 10], "условный": {}, "out": {"1": ["$ next", [{"data": "$ valid"}]]}}, {"allFields": [0], "conditional": {}, "out": {"2": ["$ next", [{"data": "$ valid"}]]}}, {"allFields": [1, 4, 2, 3, 5, 6, 7, 11], "условный": {"3": [3, "", [{"data": "state.no_klondike_carmen_sandiego_region"}, {"data": "eu "}, {" op ": 0}]]," 6 ": [1," ", [{" data ":" состояние.no_klondike_gdpr_only_consent "}, {" data ":" true "}, {" op ": 1}, {" data ":" state.no_klondike_carmen_sandiego_region "}, {" data ":" eu "}, {" op ": 1 }, {"op": 7}]], "7": [1, "", [{"data": "state.no_klondike_gdpr_only_consent"}, {"data": "true"}, {"op": 0}, {"data": "state.no_klondike_carmen_sandiego_region"}, {"data": "eu"}, {"op": 0}, {"op": 8}]]}, "out": {" -1 ": [" $ next ", [{" data ":" $ valid "}]]}}]," version ":" 1.0.1 "}
.
Преодоление социальных стереотипов в общении
Одним из самых серьезных препятствий на пути к подлинному сочувствию людям является формирование социальных стереотипов. Социальные стереотипы — это процесс приписывания определенных поведенческих или установочных черт (хотя они также могут часто включать и физические черты) отдельным людям на основе их очевидной связи или принадлежности к группе или классу. Это может быть или не быть реалистичным или основываться на каких-либо личных доказательствах, но все же действует как мысленный «фильтр», через который затем быстро выносятся суждения (часто без дополнительных доказательств, чтобы обогатить восприятие или основать его на каких-либо фактах о человеке).
В общих чертах, стереотипы обычно используются как кратковременный или экономящий время способ «удобно» категоризировать людей и / или «упростить» индивидуальные реакции или помочь определить, как «мир» работает в целом. Современные нейробиологи предполагают, что в рамках усилий по выживанию в мире человеческий мозг был «запрограммирован» много тысяч лет назад, чтобы делать быстрые интуитивные суждения, подобные этому, по крайней мере сначала, а затем добавлять к этим предварительным данным, если и когда было время.Теоретически, возможно, в наше время у нас есть больше возможностей размышлять о других людях. Однако на практике это раннее отнесение людей к стереотипным группам все еще может преобладать в течение многих лет, если мы не будем осторожны.
В положительном конце спектра некоторые стереотипы могут быть полезными и удобными обобщениями, которые помогают определить, как люди определенного типа или класса могут думать или действовать, например, «человек со степенью часто способен усваивать довольно сложные данные» . Однако бывает также и то, что стереотипы могут применяться менее чем полезным и даже негативным или дискриминационным способом.Типичным примером здесь может быть что-то вроде «Люди, которые учат других, не могут получить настоящую работу» или «Женщины-менеджеры не выдерживают большого давления». Даже эти довольно безобидные и широко нацеленные стереотипные мнения часто приводят не только к необоснованному и, возможно, несправедливому отношению воспринимающего при общении с людьми из этого класса, но и могут причинить вред или страдания лицам, к которым применяется стереотип (особенно когда он персонализирован).
Социальные стереотипы часто формируются вокруг групп или классов людей.Сюда могут входить такие группы, как:
- Мужчины или женщины (Мужчины сильные, Женщины нежные и т. Д.)
- Группы людей с определенной географией (страна, регион, область и т. Д.)
- Группы людей с определенными физическими характеристиками (светловолосые, полные, в очках и т. Д.)
- Расовые группы (курды …, черные люди …, азиаты … и т. Д.)
- Религиозные группы (растафари …, мусульмане … христианское право … и т. Д.)
- И многие другие…
Хотя многие из очень широких стереотипов применяются в организационной жизни, рабочее место также имеет свои собственные конкретные примеры стереотипов, такие как:
- Группы людей определенной профессии (бухгалтеры, инженеры, библиотекари и т. Д.))
- Группы людей из определенного отдела (продажи, юридический, HR и т. Д.)
- Классы людей (Старшие менеджеры .., Правление .., Стажеры .. и т.д.)
- Классы людей с осознанным отношением к работе (амбициозные, любители начальников и т. Д.)
- Группы поколений (Подростки…, Бумеры…, Пожилые… и т. Д.)
- И многие другие…
Как мы все легко можем видеть, мы легко можем сделать обобщение на основе очень небольшого количества информации, чтобы сформировать то, что может быть довольно сильным мнением, основанным на принадлежности к конкретной группе или членстве, которое мы имеем в виду.Другими словами, мы мысленно делаем вывод, что целая группа людей может обладать определенной характеристикой или поведением, даже если мы также знаем, что это огромное обобщение.
Хотя над социальными стереотипами легко посмеяться, они быстро становятся опасными, когда используются в качестве основы для принятия решений. В этих обстоятельствах стереотип может все больше придерживаться мнения о человеке, независимо от того, сколько противоречивых доказательств представлено. В этих случаях отношение или поведение целевого человека предопределено и часто приводит к тому, что их вклад минимизируется или даже игнорируется.Когда это происходит, общение с целыми группами людей может нарушиться, раздражение может усилиться, а производительность труда резко упасть. Все это влечет за собой то, что мы должны постоянно подвергать сомнению наши собственные отношения и предположения о любых группах людей и всегда обеспечивать, чтобы наши коммуникации были открытыми, искренними и непредвзятыми, насколько это возможно. Чем больше мы открываем реальные факты и открыты для реального опыта о человеке, тем меньше вероятность того, что групповой стереотип, который мы, возможно, применяем, сломается или станет плохой заменой нашему опыту (и поэтому его можно игнорировать).
Сводка
Стереотипы не обязательно являются проблемой сами по себе, поскольку они часто помогают нам резюмировать информацию в нашем сознании как форму краткой записи, чтобы мы могли быстрее реагировать или принимать решения в аналогичных обстоятельствах (особенно когда у нас может не быть время сделать более детальную оценку). Однако проблема возникает, когда мы забываем основу обобщающего стереотипа или применяем модель слишком жестко и расширяем ее далеко за пределы ее полезной цели — до возможного догматизма и даже несправедливой дискриминации.В некоторых случаях мы можем даже намеренно начать использовать стереотип в уничижительно-негативной манере. Когда мы делаем это, мы можем не только серьезно ограничить нашу способность понимать или ценить точку зрения другого человека (как отдельного человека, а не как часть группы, к которой мы могли их отнести), но и в то же время причинять им чрезмерные страдания. Поэтому нам следует очень осторожно бросить вызов стереотипному мышлению, которое мы можем использовать во всех наших взаимодействиях.
Связанные ресурсы
.