Мир (философия) — это… Что такое Мир (философия)?
- Мир (философия)
У этого термина существуют и другие значения, см. Мир.
Мир — философская категория. Следует различать мир как:
- известную нам Вселенную, ограниченную в пространстве и времени, где мир является предметом частнонаучного знания;
- универсум или «мир в целом», где мир является предметом онтологии.
В онтологическом плане мир выступает как потенциальная бесконечность, и целостность его является открытой, а не замкнутой, поскольку в нем имеет место развитие, появляется новое, в том числе и такое, которое не следует однозначно из наличных условий, но творится hic at nunc (здесь и теперь) в определенной точке бифуркации. Актуальная бесконечность мира всегда ограничена определенным состоянием и не выступает как абсолютное всеединство.
Мир онтолога — это атрибутивная (всеобщая, категориальная) структура, задающая целостность и возможность развития совокупности сущих, которые даны и могут быть даны в нашем опыте.[1]
Примечания
Ссылки
Категории:
- Философские термины
- Философские категории
- Онтология
- Понятия метафизики
- Философия XXI века
Wikimedia Foundation.
2010.
- Мир (кинотеатр, Тверь)
- Мир (футбольный клуб)
Смотреть что такое «Мир (философия)» в других словарях:
Жизненный мир (философия) — Жизненный мир (нем. Lebenswelt) центральное понятие «поздней» философии Э. Гуссерля, смысл которого заключается в преодолении узости горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к обусловленности сознания мировыми… … Википедия
Вечный мир (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вечный мир. Вечный мир влиятельная утопическая идея Эпохи Просвещения. Автором идеи считается герцог Сюлли, предложивший якобы Генриху IV план создания «христианской республики» конфедерации … Википедия
Философия Нового времени — История западной философии Западная философия Античная философия • Средневековая философия • Философия Возрождения • Философия Нового времени XVII • XVIII • XIX век … Википедия
Философия XVIII века — История западной философии Западная философия Античная философия • Средневековая философия • Философия Возрождения • Философия Нового времени XVII • XVIII • XIX век … Википедия
Философия XVII века — История западной философии Западная философия Античная философия • Средневековая философия • Философия Возрождения • Философия Нового времени XVII • XVIII • XIX век … Википедия
Философия XIX века — История западной философии Западная философия Античная философия • Средневековая философия • Философия Возрождения • Философия Нового времени XVII • XVIII • XIX век … Википедия
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — филос. исследование принципов и общих закономерностей культуры. Может существовать как специальная теория или как аспект более широкой концепции. От Ф.к. следует отличать культурологию как специальную гуманитарную науку, не требующую… … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ — филос. интерпретация наиболее общих оснований, границ и возможностей политики, соотношения в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального. Вопрос об основаниях политики имеет ту … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ — ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ период в развитии философской мысли (17 19 вв ), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные идеи и… … Философская энциклопедия
Книги
- Философия культуры, Поздняков Эльгиз Абдулович. Автор — доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, академик Академии естественных наук РФ. Широкую известность получили его книги `Системный подход и… Подробнее Купить за 1045 грн (только Украина)
- Философия культуры, Э. А. Поздняков. Автор — доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, академик Академии естественных наук РФ. Широкую известность получили его книги «Системный подход и… Подробнее Купить за 493 руб
- Философия государства и права, Э. А. Поздняков. Автор монографии — известный ученый, доктор исторических наук, профессор, академик Академии естественных наук России. Его перу принадлежат многие труды, среди которых «Системный подход и… Подробнее Купить за 493 руб
Другие книги по запросу «Мир (философия)» >>
10 философских понятий, которые должны быть знакомы каждому
1. Теория идей Платона
Платон был первым, кто отделил «мир вещей» от «мира идей». Идея (эйдос) по Платону — это исток вещи, ее прообраз, лежащий в основе конкретного предмета. Присутствующая в нашем сознании, к примеру, «идея стола» может либо совпасть с конкретным столом в действительности, либо не совпасть, но «идея стола» и «конкретный стол» по прежнему продолжат существовать в сознании раздельно. Яркой иллюстрацией разделения мира на идейный мир и мир предметный является знаменитый платоновский миф о пещере, в которой люди видят не предметы и других людей, а только их тени на стене пещеры. Пещера для Платона является аллегорией нашего мира, где люди живут, полагая, что тени на стенах пещер — единственный способ познания реальности. Однако на деле тени — всего лишь иллюзия, но иллюзия, из-за которой человек не в состоянии отказаться из-за своей неспособности поставить критический вопрос о существовании реальности и перебороть свое «ложное сознание». Развивая платоновские идеи, философы более позднего времени дошли до концепции трансцендентного и «вещи-в-себе».
2. Интроспекция
Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — способ самопознания, в ходе которого человек наблюдает за своей внутренней реакцией на события внешнего мира. Интроспекция — это фундаментальная потребность человека, позволяющая ему тщательно изучать самого себя, объяснять себе, почему он верит в то, во что верит, и есть ли возможность того, что его вера ошибочна. Основоположником метода считается британский педагог и философ Джон Локк, который, опираясь на идеи Рене Декарта, указал, что существует лишь два прямых источника всех знаний: объекты внешнего мира и разум человека. В связи с этим все значимые психологические факты сознания открыты для изучения только самому субъекту познания — вполне может быть, что «синий цвет» для одного человека — совсем не то же самое, что «синий цвет» для другого.
Метод интроспекции помогает отслеживать стадии мышления, расчленяя чувства на элементы и предоставляя полную картину взаимосвязи мыслей и действий. Интроспекция учит мыслить абстрактнее и шире, к примеру воспринимать «большое красное яблоко», как «ощущение красного, сменяющееся впечатлением круглого, одновременно с которым возникает легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения». Но не стоит слишком углубляться в интроспекцию — чрезмерная сосредоточенность на отслеживании собственных впечатлений притупляет восприятие реальности.
3. Солипсизм
Солипсизм (от лат. solus — «единственный» и ipse — «сам») — философская концепция, по которой человек признает в качестве единственной существующей и всегда доступной для его вмешательства реальности лишь собственный разум. «Нет бога, нет вселенной, нет жизни, нет человечества, нет рая, нет ада. Все это только сон, замысловатый дурацкий сон. Нет ничего, кроме тебя. А ты только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве» — так формулирует основной посыл солипсизма Марк Твен в своем рассказе «Таинственный незнакомец». Эту же идею, в целом, иллюстрируют киноленты «Господин Никто», «Начало» и «Матрица».
Логическое обоснование солипсизма — то, что человеку доступно лишь его восприятие действительности и его мысли, тогда как весь внешний мир находится за гранью достоверности. Существование вещей для человека всегда будет лишь предметом веры, не более, так как если кто-то потребует доказательств их существования, человек не сможет их предоставить. Иначе говоря, ни один человек не может быть уверен в существовании чего-либо вне его сознания. Солипсизм — это не столько сомнение в существовании реальности, сколько признание первичности роли собственного разума. Концепт солипсизма либо необходимо усвоить таковым, какой он есть, либо принять «солипсизм наоборот», то есть дать себе рациональное объяснение относительного внешнего мира и обосновать для самого себя, почему этот внешний мир все же существует.
4. Теодицея
Если мир создан по какому-то высшему замыслу, почему в нем столько абсурда и страдания? Большинство верующих рано или поздно начинают задаваться этим вопросом. На помощь отчаявшимся приходит теодицея (от греч. θεός, «бог, божество» + греч. δίκη, «право, справедливость») — религиозно-философская концепция, согласно которой Бог безоговорочно признается абсолютным добром, с которого снимается любая ответственность за наличие зла в мире. Это учение было создано Лейбницем для того, чтобы условно «оправдать» Бога. Главный вопрос этой концепции: «почему Бог не желает избавить мир от несчастий?» Варианты ответов свелись к четырем: либо бог хочет избавить мир от зла, но не может, либо может, но не хочет, либо не может и не хочет, либо и может, и хочет. Первые три варианта не соотносятся с представлением о Боге как Абсолюте, а последний вариант не объясняет наличие зла в мире.
Проблема теодицеи возникает в любой монотеистической религии, где ответственность за зло в мире теоретически должна была бы возлагаться на Бога. На практике же возложение ответственности на Бога не представляется возможным, так как Бог признается религиями своеобразным Идеалом, имеющим право на презумпцию невиновности. Одной из основных идей теодицеи является идея, что мир, сотворенный Богом, априори есть самый лучший из всех возможных миров, а, значит, и в нем собрано лишь самое лучшее, и наличие зла в этом мире рассматривается лишь как последствие необходимости в этическом разнообразии. Признавать теодицею или нет — личное дело каждого, но изучить эту концепцию, безусловно, стоит.
5. Моральный релятивизм
Жизнь была бы гораздо проще, если бы добро и зло были фиксированными, абсолютными понятиями — но часто мы сталкиваемся с тем, что то, что является добром в одной ситуации, может оказаться злом в другой. Становясь менее категоричными относительно того, что такое хорошо и что такое плохо, мы приближаемся к моральному релятивизму — этическому принципу, отрицающему дихотомическое разделение понятий «добро» и «зло» и не признающему наличие обязательных нравственных норм и категорий. Моральный релятивизм, в отличие от морального абсолютизма, не считает, что существуют абсолютные универсальные моральные стандарты и принципы. Не мораль главенствует над ситуацией, а ситуация над моралью, то есть важен не просто факт какого-то действия, а его контекст.
Философская доктрина «вседозволенности» признает за каждым индивидом право на формирование собственной системы ценностей и собственного представления о категориях добра и зла и позволяет утверждать, что мораль, в сущности, понятие относительное. Вопрос в том, до чего додумается конкретный человек, взяв на вооружение такую концепцию, — знаменитый девиз Раскольникова, «тварь я дрожащая, или право имею?» тоже вырос из идеи морального релятивизма.
Трактовать эту идею можно по-разному — «от ничего святого» до «не стоит слепо вгонять жизнь в узкие рамки». В любом случае спектр вопросов, которые ставит моральный релятивизм, — полезное упражнение для ума и хорошая проверка любых убеждений.
6. Категорический императив
Золотое правило этики — «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» — звучит еще весомее, если сослаться на Иммануила Канта: это положение входит в его концепцию категорического императива. По этой этической концепции, человек должен поступать согласно той максиме, которая, по его мнению, могла бы стать всеобщим законом. Так же в рамках данной концепции Кант предлагает не рассматривать другого человека как средство, а относиться к нему как к конечной цели. Разумеется такой подход не избавит нас от ошибок, но решения становятся гораздо осознаннее, если думать, что каждый раз выбираешь не только за себя, но и за все человечество.
7. Детерминизм/индетерминизм
Размышляя о свободной воле, судьбе и предопределении, мы вступаем на поле детерминизма (лат. determinare — определять, ограничивать) — философского учения о предопределении, взаимосвязанности происходящего и о наличии у всего существующего единой причины. «Все предопределено. Все будет происходить по заданной схеме» — вот главный постулат детерминизма. Свободной воли, согласно этому учению, не существует, причем в разных трактовках детерминизма судьба человека зависит от различных факторов: либо она заранее определена Богом, либо обширной философски осмысляемой категорией «природа».
В рамках учения детерминизма никакие события не считаются случайными, а являются последствием заранее предрешенной, но неизвестной человеку цепочки событий. Детерминизм исключает веру в свободу воли, при которой вся ответственность за поступки ложится на самого человека, и заставляет личность целиком вверить свою судьбу причинности, закономерности и всевластию внешнего мира. Удобная, в общем-то, концепция — для тех, кто не хочет брать на себя ответственность за собственную жизнь. А тем, кому в рамках детерминизма слишком тесно, стоит изучить аргументы противоположной концепции — индетерминизма.
8. Cogito ergo sum
«Я мыслю, следовательно, я существую» — философский концепт рационалиста Рене Декарта и хорошая опора для сомневающихся во всем. Эта формула возникла при попытках найти первичную, бесспорную и абсолютную истину, на базе которой можно построить философскую концепцию абсолютного знания. Декарт ставил под сомнение все: внешний мир, свои чувства, Бога, общественное мнение. Единственное, что не удалось поставить под сомнение, — это собственное существование, так как сам процесс сомнения в собственном существовании, являлся доказательством этого существования. Отсюда появилась формула: «Я сомневаюсь, значит, мыслю; я мыслю, значит, существую», преобразившаяся в «Я мыслю, следовательно, я существую» — эта фраза стала метафизической основой философии Нового времени. Она провозгласила главенствующее положение Субъекта, вокруг которого и стало возможным выстроить достоверное познание.
9. Смерть Бога по Ницше
«Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?». Тезис «Бог мертв» Ницше провозглашал, подразумевая не смерть Бога в буквальном смысле — он имел в виду, что в традиционном обществе существование Бога было фактом, он находился в единой реальности с людьми, но в эпоху модерна он перестал быть частью внешней реальности, став скорее внутренней идеей. Это вызвало кризис системы ценностей, которая раньше базировалась на христианском мировоззрении. А значит, настало время пересмотреть эту систему — собственно, этим и занимается философия и культура постмодерна.
10. Экзистенциальный кризис
Экзистенциальный кризис стал следствием описанного выше крушения традиционной системы ценностей — он порожден мыслью о том, что человеческое существование не имеет ни заранее заданного предназначения, ни объективного смысла. Это противоречит нашей глубочайшей потребности верить в то, что человеческая жизнь имеет ценность. Но отсутствие исходного смысла не означает потери смысла вообще — согласно концепции экзистенциализма, ценность жизни проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках.
8 философских идей, которые перевернут ваше мировоззрение
Ансельм Кентерберийский: «Бог существует реально, потому что мы обладаем понятием Бога»
Доказательство существования Бога — одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.
Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование — это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.
Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.
Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.
Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»
Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в колбу учёных и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?
Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.
Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.
Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»
Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие — это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, — скажете вы, — вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.
Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению — оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.
Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то — что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.
Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей — идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.
Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона — они того стоят.
Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»
Иммануил Кант — это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».
Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.
Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.
Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».
Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.
Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.
Альбер Камю: «Человек — это абсурд»
Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?
У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.
Человек — абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле — в том, чего нет.
Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.
Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.
Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.
Карл Маркс: «Вся человеческая культура — это идеология»
В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества — это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.
Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека — мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.
Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.
У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология — это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.
Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.
Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»
Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?
Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности — это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.
Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.
Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.
25 величайших философов в мире
Философия сформировала наш мир. От науки и вплоть до политики, великие философы бросали вызов тому, как их современники видят вещи и понимают жизнь, формируя новые взгляды и новые представления о мире и жизни.
Многие наводящие на размышления цитаты произошли от известных философов. К сожалению, многие люди могут знать только цитату, но не знают, кто же высказал первым эту мудрость.
Итак, от неизвестных до известных философов, приготовьтесь к путешествию во времени, потому что сегодня — 25 величайших философов, которые когда-либо жили!
Аристотель
Изучая Платона в Древней Греции, Аристотель внес вклад в многочисленные области, включая метафизику, логику, поэзию, лингвистику и управление государством. Он один из самых известных философов в истории и к тому же он был учителем Александра Македонского.
Иммануил Кант
Родившийся в Германии, Кант известен своими представлениями о восприятии. Он утверждал, что мы не можем знать, каков мир на самом деле (ноуменальный мир). Мы можем только знать, каким мы воспринимаем мир (феноменальный мир). В принципе, мы не можем знать, является ли все одной большой матрицей. О том, что Иммануил Кант был подданным Российской империи читайте — Западный форпост России — Калининград.
Платон
Как вы уже видели, Платон был учителем Аристотеля и прославился тем, что основал Академию в Афинах. Это было первое высшее учебное заведение в Европе.
Конфуций
Китайский философ, живший около 500 г. до н. э. Он сосредоточился на отношениях и на том, насколько семья была важна и необходима обществу. Его взгляды сформировали позже китайскую мысль и привели к тому, что теперь называют конфуцианством.
Дэвид Хьюм
Шотландский философ, Юм был сильным скептиком и эмпириком. Он утверждал, что наши убеждения исходят не из нашего разума, а скорее из наших чувств и представлений о том, каким должен быть мир. На самом деле, Кант взял многие из своих идей от Юма.
Рене Декарт
Декарт, считающийся “отцом современной философии”, знаменит своим утверждением: “Я думаю, следовательно, я существую”.
Сократ
Вы уже встречали самого известного ученика Сократа — Платона, но сам Сократ был очень известным философом. Он известен Сократическим методом, в котором задается ряд вопросов, чтобы привести слушателя к выводу.
Никколо Макиавелли
Живя в эпоху итальянского Возрождения, Макиавелли известен своим вкладом в политическую философию. Его книга «принц» объясняет правителям, как они могут остаться у власти любой ценой.
Эта книга потрясла людей, потому что до того времени все думали, что правители были (или должны быть) добродетельными. Он утверждал, что «сила бывает правильной и лучше бояться, чем любить.»
Джон Локк
Английский врач, Локк известен тем, что считает, что все знания приходят от наших чувств. Его идеи повлияли на более поздних философов, таких как Юм и Кант. Он также известен тем, что использовал очень простые слова в своих письмах. Когда его спросили, как мы можем знать, что внешние объекты действительно существуют, Локк сказал, чтобы достаточно просто засунуть руку в огонь.
Диоген Синопы
Древнегреческий философ Диоген известен тем, что утверждал, будто Аристотель извратил учение Платона. Диоген верил, что Афины испортились тщеславием, и хотел вернуть добродетельную жизнь.
Он даже ходил по улицам Афин, держа в руках лампу и говоря, что “ищет честного человека».
Фома Аквинский
Объединив греческую мысль с христианским богословием, итальянский философ и теолог Аквинат известен как самый известный философ Средневековой Европы.
Лаоцзы
Китайский философ 6-го века до нашей эры, Лаоцзы основал даосизм. Эта система убеждений фокусируется на” Дао “(что означает”путь»). В основном, это включает «действие через бездействие». В некотором смысле это было противоположностью очень активной философии Конфуция. Однако идеи Лао-цзы оказали влияние на конфуцианство, буддизм и другие области китайского общества.
Готфрид Вильгкльм Лейбниц.
Вместе с Декартом, Лейбниц — известный идеалистический мыслитель. Его обучение на инженера привело его к убеждению, что разум не может быть машиной (даже очень сложной). Вместо этого он верил, что весь мир (включая разум) состоит из нематериальных сил, которые он называл монадами.
Барух Спиноза
Спиноза был еврейским философом, родившимся в Амстердаме в 1600-х годах. Он известен интеллектуализацией многих частей иудео-христианской системы верований. Например, он утверждал, что чудеса не были сверхъестественными. Многие из этих убеждений навлекли на него неприятности с властями.
Вольтер
Французский философ эпохи Просвещения, Вольтер обращал внимание на человеческие страдания, критиковал организованную религию и выступал за использование разума.
Томас Гоббс
Английский философ, Гоббс жил во время Гражданской войны в Великобритании. Это заставило его утверждать, что люди должны подчиняться власти любой ценой, пока она обеспечивает мир (потому что нет ничего хуже войны).
Августин Гиппопотама
Африканский философ, родившийся в современном Алжире, Святой Августин известен своей работой «Исповеди», где он объясняет, как стал христианином. Его наиболее заметные позиции включают справедливую войну и преодоление разрыва между свободной волей и предопределением.
Аль-Газали
Исламский философ, родившийся в Персии, Аль-Газали известен тем, что отвергает многие позиции Аристотеля (например, мир является вечным, а не созданным). Он также известен популяризацией суфизма, или исламского мистицизма.
Сиддхартха Гаутама Будда
Возможно, самый известный индийский философ. Будда пришел к выводу, что все человеческие страдания вызваны стремлением к постоянству в мире, где нет ничего постоянного. Провозглашен богом и основал одну из основных мировых религий.
Монтескье
Французский философ, вклад Монтескье в политическую философию оказал большое влияние на Конституции Соединенных Штатов и многих других стран.
Жан Жак Руссо.
Родившийся в Швейцарии, Руссо известен своим аргументом, что люди были более свободны в своем естественном состоянии, чем в обществе. Руссо стал известен тем, что выиграл соревнование. Он ответил на вопрос: «наука и искусство сделали людей более или менее нравственными? Его ответ, что это сделало людей менее нравственными, удивил людей. Он утверждал, что достижения в науке только создали больше неравенства и дали правительству больше власти.
Джордж Беркли
Беркли был ирландским философом, который хорошо известен тем, что утверждал, что материальный мир может не существовать. Он предположил, что это может быть просто куча идей в уме Бога.
Айн Рэнд
Родилась в России, но переехав в США, Айн Рэнд была убежденным сторонником разума и невмешательства в капитализм. Это означало, что она верил в форму капитализма, в которую правительство не вмешивается. Ее идеи сильно сформировали современный либертарианство и консерватизм.
Симона Бовуар
Хотя она никогда не считала себя философом, Бовуар была французским автором, которая сильно влияла на феминизм и экзистенциализм.
Сунь Цзы
Родившийся в Китае где-то
Жизненный мир (философия) — это… Что такое Жизненный мир (философия)?
Жи́зненный мир (нем. Lebenswelt) — центральное понятие «поздней» философии Э. Гуссерля, смысл которого заключается в преодолении узости горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к обусловленности сознания мировыми мотивами его конституции.
Впервые концепция жизненного мира представлена в «Картезианских размышлениях» и «Кризисе наук как выражение радикального жизненного кризиса европейского человечества», опубликованных в Германии уже после смерти Гуссерля, но известных при жизни его последователям по некоторым французским переводам и по его лекциям.
Смысл понятия
Идея жизненного мира связана с выдвижением на первый план в позднегуссерлианской феноменологии темы кризиса европейского человечества как кризиса науки, философии, привычной формы рационализма. Гуссерль полагает, что европейский рационализм Нового времени страдает односторонностью. Он вытеснил духовное, смысловое начало из области научного познания. Возможность преодоления кризиса видится Гуссерлем в создании новой науки о духе. Предметом этой науки должен выступать жизненный мир, от которого зависит научное познание как от фундаментального слоя сознательной деятельности.
Жизненный мир состоит из суммы непосредственных очевидностей, которые задают формы ориентации и человеческого поведения. Такие очевидности выступают дофилософским, донаучным, первичным в логическом плане слоем любого сознания, являясь базисом, условием возможности сознательного принятия индивидом теоретических установок. Данные условия возможности совпадают с областью общеизвестных представлений, которые обладают характером «автоматических» неосознаваемых регуляторов смыслополагания.
Проблемные моменты
Жизненный мир не тематизируется в круге повседневных или научных установок. Возможность раскрытия инвариантных структур жизненного мира Гуссерль видит в критике научных абстракций посредством проблематизации базовых черт субъективности. Такие черты, как пространство-временность, каузальность, вещность, интерсубъективность и т. д. не полагаются созданными субъектом, но видятся задающими поле самой субъективности. В границах инвариантов жизненного мира возникает нечто, что может быть отождествлено со сферой субъективного.
Учение Гуссерля о жизненном мире оказало серьёзное влияние на философию XX века, послужив питательной средой для становления экзистенциально-феноменологических исследований «раннего» М. Хайдеггера, ранних вариантов герменевтики Г.-Г. Гадамера, разработок теоретиков постмодернизма (Ж. Делез, Ж. Деррида и др.)
Литература
Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. — Мн., М., 2000. — 752 с.: ISBN 985-13-0079-9
Ссылки
Пространство для феноменологических исследований
Философское понимание мира:
бытие, материя и сознание как исходные
категории философии.
Проблема бытия является центральной
в философии. Эта проблема неразрывно
связана с вопросом существования мира.
Парменидовская постановка вопроса
состоит в рассмотрении бытия как
первоначала мира. Что значит быть,
существовать? Если мир существует, то
каковы его границы, прошлое и будущее?
Мысль о существовании мира как целого,
сопровождается тезисами либо о
преходящем, либо о непреходящем
существовании мира.
В философии проблема бытия разворачивалась
от вопроса о существовании мира здесь
и теперь к вопросу преходящего или
непреходящего существования мира. Ещё
одна проблема стороны бытия – вопрос
о единстве мира. Данный вопрос вытекает
из поисков всеобщего, формируется такой
подход к миру, как единство многообразного,
т. е. несмотря на различие все предметы,
идеи наличествуют, имеются существуют
и образуют целостное единства мира. Т.
е. существование всего есть предпосылка
единства мира. Мир как таковой в различии
и единстве является реальностью для
сознания и действия каждого человека.
Человек находится в определенном
отношении к миру как к совокупной
реальности, целостности. Эта реальность
предпослана сознанию человека. Сознание
в свою очередь – это осознанное бытие.
Сознание постигает, рефлексирует
(отражает) эту реальность. Самосознание
отражает индивидуальное бытие. Ещё одна
сторона вопроса бытия – мир и всё, что
в нем существует, есть действительность,
которая предпослана сознанию. Категория
бытия связана с глаголом «быть» или
«есть». Рассматривая проблему бытия,
философия отталкивается от существования
мира и главным становится не сам факт
наличествования, а его смысл.
Категория бытия дает возможность
осмыслить и полнее раскрыть саму
проблему. Данная категория позволит
интегрировать идеи о существовании
мира: 1) мир – это беспредельная
непреходящая целостность; 2) природная
и духовная, всё существует и существование
является предпосылкой единства мира;
3) мир образует совокупную реальность,
предзаданную сознанию конкретных
индивидов.
Философская категория бытия переводит
нашу мысль на уровень абстрагирования,
когда мы отвлекаемся от каких-либо
предметов, признаков. Потребление
понятия бытие одним из первых было у
Парменида. В общем, абстрактном значении,
Парменид изображал бытие в виде
шарообразного футляра, который можно
постичь только разумом. Бытие Демокрита
заключалось в атомах, Платон превращал
бытие в идею.
Основные формы бытия:
Бытие вещей;
Бытие человека;
Бытие духовного/идеального;
Бытие социального.
Специфика человеческого бытия
заключается во взаимодействии трех
измерений: 1) телесность; 2) разумность;
3) социально – историческое измерение
бытия.
Индивидуализированное бытие духовной
сферы включает сознание индивида. Как
существует сознание? Сознание
функционирует, существует или бытийствует?
Несмотря на тесную связь с
природно-биологическими процессами
существование сознания принципиально
к ним не сводимо.
Проблема бытия человека в экзистенциализме
связана с переживанием субъекта своего
бытия в мире. Мартин Хайдеггер говорит,
что бытие невозможно определить
однозначно. Экзистенциальное бытие –
это я сам, мое сознание. В бытии – сознании
выявляется в единстве субъекта и объекта.
Хайдеггер различает понятие бытия и
сущего, для него они противоположны.
Сущее – это различные предметы и явления.
Сущность человеческого бытия по
Хайдеггеру лежит в экзистенции и её
сущность надо искать внутри того, кто
спрашивает о бытии. Сущее существует
как «мое сущее». Мир – это мир отдельного
человека. Человек есть бытие в мире.
Всё, что рассматривается вне отношения
к человеку лишено смысла. Только
человеческое существование посредством
заинтересованности, озабоченности
возводит их из «Ничто» в ранг «Сущего».
Сартр считает, что сознание и мир даны
одновременно. Человек такое существо,
в результате появления которого и
существует мир.
Для Ясперса анализ бытия является
анализом сознания, состояние любви,
трепета, страха является априорными
характеристиками человеческого
существования.
50 самых влиятельных современных философов
Когда мы слышим слово «философ», мы склонны думать о древних греках, таких как Сократ или Платон, или, возможно, о французе Рене Декарте, или, может быть, печально известных немцах, таких как Карл Маркс или Фридрих Ницше. Таким образом, кажется, что влиятельные философы населяют прошлое. живут ли сегодня в мире важные философы?
Твитнуть!
Философия не умерла! 50 самых влиятельных ныне живущих философов.
Мы можем поблагодарить философов, как прошлых, так и настоящих, за ряд наших глубоко укоренившихся убеждений. Эти убеждения диктуют, как мы понимаем мир и вовлекаемся в него. На протяжении тысячелетий философы пытались сформировать наши убеждения, обычно за кулисами, и их влияние присутствует во многих наших существующих практиках, институтах и основных предположениях о нас самих и мире, который, как мы думаем, мы знаем.
Современные философы сейчас имеют огромное влияние. Возьмите Питера Сингера из Принстона и его работы по этике животных.То, как общество видит свою ответственность перед другими людьми, во многом обязано Зингеру. Хотя их имена обычно не называются нарицательными, современные философы радикально изменили наше представление о самых разных вещах — от природы Бога до роли расы в демократии.
Философия, одна из старейших областей интеллектуального труда, сегодня так же важна, как и раньше. С помощью AcademicInfluence.com мы создали этот список из 50 самых влиятельных философов, работающих, думающих, пишущих и преподающих в современном мире.Обратите внимание, что этот список не рейтинг — философы представлены в алфавитном порядке.
Методология
Самые влиятельные из ныне живущих философов
В алфавитном порядке
1Кваме Энтони Аппиа
Кваме Энтони Аппиа родился в Лондоне, вырос в Гане, получил докторскую степень. из Клэр-колледжа, Кембридж, и в настоящее время является профессором факультета философии Нью-Йоркского университета и юридической школы Нью-Йоркского университета.В основном он занимается политической теорией и моральной философией, и он является ведущим специалистом в области исследований расы и идентичности. Его ранние работы касались философии языка, и ее влияние распространяется на его более поздние, более важные работы по политической и моральной теории.
В своих книгах «Сознание цвета: политическая мораль расы» (1996 г.) и «Этика идентичности» (2005 г.),
Аппиа подошел к понятию «биологическая раса» как к концептуально проблематичному и утверждает, что такие представления о групповой идентичности
такие как раса, религия, пол и сексуальность, вредят человеку, чрезмерно упрощая его личность и ограничивая его свободу.В соответствии с этой линией аргументов Аппиа критически относился к тому, что он называет современным афроцентризмом, и продвигал философию космополитизма, выходящую за рамки национальности и гражданства, — сообщение, которое он распространяет через лекции, читаемые в университетах по всему миру.
Интернет-ресурс: Домашняя страница Кваме Энтони Аппиа .
2Ален Бадью
Ален Бадью учился в лицее Луи-Ле-Гран и в Высшей школе в Париже и является ключевой фигурой французской философии, марксистской и коммунистической мысли за последние полвека.Он имеет звание кафедры Рене Декарта и профессора философии в Европейской аспирантуре, является бывшим заведующим кафедрой философии Высшей школы нормального образования и основателем философского факультета Парижского университета VIII, наряду с такими крупными профессионалами. имена как Жиль Делёз, Мишель Фуко и Жан-Франсуа Лиотар. Бадью, который всегда был известен своей политической активностью и откровенностью, в молодости был вовлечен в воинствующие левые группы, такие как Союз коммунистов Франции, марксистов-ленинистов, и является одним из основателей Объединенного союза.
Социалистическая партия во Франции.Работа Бадью сочетает в себе математику, политическую теорию и онтологию, чтобы сосредоточиться на вопросах истины, бытия и субъекта. На философский подход Бадью, который учился у Луи Альтюссера, оказали влияние марксизм Альтюссера и психоанализ Жака Лакана. Его самая известная работа — «Бытие и событие» (1988), которая представляет собой отход от этих первоначальных влияний, устанавливает и объединяет многие из его ключевых идей.
Интернет-ресурс: Домашняя страница Алена Бадью .
3Саймон Блэкберн
Саймон Блэкберн получил докторскую степень. окончил Черчилль-колледж в 1970 году. Он является профессором философии в Кембридже на пенсии, но по-прежнему имеет звание заслуженного профессора-исследователя философии в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, является научным сотрудником Тринити-колледжа в Кембридже, членом профессор Нового гуманитарного колледжа. Блэкберн — бывший президент Аристотелевского общества и член Британской академии.В философии работы Блэкберна в первую очередь касаются метаэтики, аргументируя это квазиреалистическим подходом, утверждая, что этические предложения не выражают суждений, а проецируют эмоциональные отношения, как если бы они были реальными свойствами.
Эта позиция основана на его защите и применении нео-юмовских взглядов, отраженных в таких книгах, как «Очерки квази-реализма» (1993). Блэкберн был влиятельным покровителем Британской гуманистической организации и основным деятелем атеизма (хотя он называет себя «неверным») и неоднократно выступал с
.
Всемирный день философии 19 ноября
Философия — это изучение природы реальности и существования, того, что возможно знать, а также правильного и неправильного поведения. Оно происходит от греческого слова phílosophía , означающего «любовь к мудрости». Это одна из важнейших областей человеческой мысли, поскольку она стремится постичь сам смысл жизни.
Всемирный день философии был учрежден в 2002 году ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) со следующими целями:
- для возобновления национальных, субрегиональных, региональных и международных обязательств по
философия; - для содействия философскому анализу, исследованиям и изучению основных современных проблем, поэтому
чтобы более эффективно реагировать на вызовы, с которыми сегодня сталкивается человечество; - для повышения осведомленности общественности о важности философии и ее критического использования в
выбор, возникающий для многих обществ в результате глобализации или вступления в
современность; - для оценки состояния преподавания философии во всем мире с особым упором
о неравном доступе; - , чтобы подчеркнуть важность универсализации преподавания философии для будущего
поколения.
В 2005 году Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила , что Всемирный день философии будет отмечаться каждый третий четверг ноября.
Дата проведения 2019
Издание 2019 года призвано подчеркнуть важность философии в различных региональных контекстах. Цель состоит в том, чтобы получить региональный вклад в глобальные дискуссии о современных вызовах, поддерживающих социальные преобразования. Цель этого подхода — способствовать региональной динамике, стимулируя глобальное сотрудничество для решения таких серьезных проблем, как миграция, радикализация, изменение окружающей среды или искусственный интеллект.
Почему мы отмечаем Международные дни?
Международные дни — это возможность просвещать общественность по вызывающим озабоченность вопросам, мобилизовать политическую волю и ресурсы для решения глобальных проблем, а также отмечать и укреплять достижения человечества. Международные дни появились еще до создания Организации Объединенных Наций, но ООН приняла их как мощный инструмент пропаганды. Более подробная информация доступна здесь.
.
Новости философии | Что такое философия?
Философия — это изучение фундаментальной структуры Вселенной. Как тебе не похоронить свинец? На самом деле определение философии, как и определение любого сложного предмета, является сложной задачей. Это сложно отчасти потому, что оно существует так давно, но также и потому, что в нем много частей. Но многие люди пытались определить дисциплину, и я собираюсь нанести удар по ней здесь.
Некоторые вещи не поддаются определению. Судья Верховного суда Поттер Стюарт в 1964 году не может определить порнографию к чьей удовлетворению, «Но я знаю, когда я это вижу.»Он сказал в своем мнении в Jacobellis v. Ohio . Но в целом, каждый раз, когда мы используем слово для обозначения чего-либо, определение этого слова не только выделяет, что является предметом, но также подразумевает, чем предмет не является. Собака — это не кошка. Называя что-то собакой, мы подразумеваем, что в нем есть вещи, которых нет у кошек. Отчасти поэтому мы не называем это кошкой.
Итак, определяя философию, я опишу то, что я думаю, а также то, чем я думаю не является. Если вы читаете наперед, вы можете почувствовать, что у меня уже проблемы.Чтобы описать, чем философия не является, я должен предположить, что мой читатель понимает все те другие вещи, с которыми я сравниваю философию. Совершенно бесполезно говорить, что философия — это не x , если вы не знаете, что такое x .
Итак, я сразу признаю, что мое предположение состоит в том, что у вас, дорогой читатель, нет хорошего рабочего определения философии, но у вас есть некоторое понимание того, что это за другие вещи. Если это правда, то, сравнивая то, что вы не знаете, с тем, что вы знаете, вы узнаете, что то, чего вы не знаете, — это не то, что вы знаете, и это поможет вам узнать, чего вы не знаете. знать.Есть смысл?
Чем не является философия
Философия — это не наука. Философия — это своего рода наука в общем смысле этого термина (как заметил философ Бертран Рассел во введении к своей знаменитой книге A History of Western Philosophy ): есть процедуры, которым нужно следовать, гипотезы, которые нужно проверить, результаты, к которым нужно стремиться, и эксперименты для запуска. Говоря, что философия — это не наука, я имею в виду, что философия не изучает то, что изучает точные науки — химия, биология, некоторые дисциплины физики.Методология может быть в чем-то похожей, но объекты исследования разные.
Философия — это не психология. Один из профессоров моей аспирантуры часто спрашивал людей, что они думают о философии. Один из его любимых ответов был: «Психология написана неправильно». Чем больше я изучаю философию, тем больше родства я вижу между ней и психологией. Оба обычно сосредоточены на уме и на том, что он делает, оба беспокоятся о том, как разум соотносится с окружающим миром, оба заинтересованы в поведении.Но философия меньше фокусируется на том, как жить в мире мыслящей сущностью, и тратит больше энергии на то, что значит быть умом. Философия также изучает содержание ума — идеи или концепции. Психология помогает людям понять, почему что-то идет не так и как исправить это снова (и что это значит), в то время как философия занимается пониманием структуры таких вещей, как убеждения, моральное поведение и чувственный опыт.
Философия — это не лингвистика. Этот вопрос может быть немного спорным, поскольку философы много времени проводят за словами.Философия на самом деле не о структуре языка, а о содержании слов. Иными словами, философов не слишком заботит, почему должно быть согласование чисел между существительными и глаголами в английских предложениях или почему существительные в языках, основанных на латыни, имеют род. Но им все равно, что означает определение «существование» и разницу между верой в то, что «Бог существует обязательно» и «Бог обязательно существует».
Философия — это не теология. Фома Аквинский заявил, что философия — служанка богословия.Хотя я, конечно, не хотел бы пытаться скрестить интеллектуальные мечи с кем-то вроде Фомы Аквинского, я с уважением смотрю на вещи наоборот. Изучение таких вопросов, как «Есть ли бог?», «Что есть добро и зло?», «Есть ли у людей душа?» все они были изучены теологами, но теологи занимались философией. Богословие особенно озабочено природой Бога (при условии, что Бог существует — философия пытается ответить на этот вопрос) и его отношениями со вселенной. Философия, как правило, не занимается такими вопросами (хотя некоторые философы играют в этом пространстве) и озабочена тем, является ли существо, подобное Богу, идеей, которая имеет смысл, учитывая все остальное, что мы думаем, что знаем.
Что такое философия
Философия — это основа всех предметов. Когда мои дети были моложе, они кричали «сглаз!» когда один или несколько из них сказали одно и то же слово одновременно. Часто они все кричали «сглаз!» в то же время, что потребует необходимого «двойного сглаза!» Одновременное «двойное сглазание!» очевидно означало, что им нужно будет участвовать в гонке до «тройного сглаза!» «Четверное проклятие!» выходит за рамки бледного, поэтому, в конце концов, один закричит быстрее, чем другие: «Проклятье! до бесконечности! »
Философ, говоря, что философия — это основа всех других предметов, может сначала прозвучать как «проклятие! до бесконечности! » — как говорят маленькие человечки: «Моя дисциплина — самое главное!» Но утверждение, что философия лежит в основе всего остального, что мы изучаем, — это не столько гонка за вершиной, сколько наблюдение.Философия изучает концепции и отношения, которые эти понятия имеют друг с другом. Он изучает значение терминов и структуру окружающего нас мира. В этом смысле все другие дисциплины должны принять какую-то структуру, прежде чем она сможет начаться (философия, конечно, тоже, и философы изучают , что ! ). Каждый раз, когда вы начинаете задавать вопросы об основах того, что изучаете, вы попадаете в широкий мир философии. Томас Нагель однажды написал: «Мы не могли бы жить в жизни, не принимая идеи времени, знания чисел, языка, правильного и неправильного как должное большую часть времени; но в философии мы исследуем сами эти вещи.(Нагель, What Does It All Mean? ) Это общая идея.
Философия — это каркас . Это означает, что философия — это подход к вопросам, а не набор ответов на сами вопросы. Логика, раздел в философии, дает нам возможность формулировать идеи, чтобы мы говорили о вещах более упорядоченно. Например, если я сказал: «Я не голосую за этого политика». Вы можете резонно спросить, почему. Предположим, я ответил: «Я не знаю, просто не знаю.«Вы бы знали, что я, вероятно, не буду голосовать за политика, но вы бы не знали ничего другого. Вы не узнаете, было ли мое заявление обоснованным или нет, или вам не следует голосовать за этого политика. Если я хочу убедить вас в том, что что-то правда, я предлагаю причины в поддержку того, во что я хочу, чтобы вы поверили, и вы можете либо принять мои доводы, либо предложить несколько причин для другого вывода. Этот метод «аргументации» представляет собой основу для обсуждения и с незапамятных времен составляет основу рационального дискурса.Эта основа основана на философии.
Философия практична. Это может вас немного удивить, но я обнаружил, что философия чрезвычайно практична. Люди существуют в море идей и концепций. Мы живем и умираем ими. Мы их обсуждаем и работаем над проблемами, связанными с ними. Мы обмениваемся идеями на работе, дома, в отношениях и в политике. Мы постоянно пытаемся восполнить пробелы в общении, доработать идеи и уточнить их. Короче говоря, существование людей полностью зависит от идей (проклятие! До бесконечности!).Философия, как дисциплина, полностью поглощенная идеями лучшего понимания, влияет на все сферы жизни. Чем лучше мы сможем сформулировать и обсудить идеи, чем лучше и точнее наши определения, тем яснее мы сможем понять пределы наших знаний и важность (или неважность) того, во что мы верим, тем лучше мы сможем жить. . Мне это кажется довольно практичным.
Философия способствует установлению истины. Извините за технический термин (мне он нужен для поддержания моего списка «философия»).«Способствующий истине» просто означает, что философия может помочь нам приблизиться к истине о мире. Когда я говорю это людям, которые не являются профессиональными философами, я обычно поднимаю бровь и ухмыляюсь. В конце концов, разве философы до сих пор не изучают проблемы, с которыми Платон имел дело 2500 лет назад? Да, и отчасти поэтому я использовал фразу ближе к тому, что истинно. Философы пытаются изучить структуру мира, и по мере того, как мы добиваемся прогресса в решении этой задачи, мы узнаем много нового о том, как устроен мир.Например, философы изучают верования. Мы хотим знать, что такое убеждение, как оно работает, как оно соотносится с другими вещами в мире и так далее. Когда философы отказываются от этой проблемы и придумывают несколько хороших идей по ней, мы фактически открываем факты о мире, которые иначе мы бы не узнали.
Дисциплины философии
В этом разделе я описываю несколько суб-дисциплин философии, чтобы дать вам представление об областях изучения, на которых сосредоточены профессиональные философы.
- Эпистемология — это исследование объема, границ и возможностей знания. Эпистемологи борются с такими вопросами, как «что я могу знать?», «Что такое знание?», «Каковы пределы того, что я могу знать?», «Как работают убеждения?» И «как убеждения связаны с другими. вещи в мире? »
- Метафизика — метафизика приобрела в современном обществе своеобразное значение новой эпохи. Но метафизика в философии, как правило, изучает устройство мира.Например, метафизики изучают природу существования. Вы когда-нибудь задумывались, что значит существование чего-то? Могут ли существовать «квадратные круги»? Если нет, то почему? Вы понимаете, что значит существовать без тела (возможно ли это вообще)? Что такое физический объект по сравнению с другими типами объектов? Метафизика решает эти вопросы.
- Философия разума — здесь мы пытаемся понять, что значит сказать, что что-то имеет разум. Философы разума также борются с такими темами, как то, являются ли разум и тело отдельными вещами или есть ли у других животных, таких как рыба, или у «неодушевленных» вещей, таких как компьютеры.Скорее всего, у вас есть свое мнение по этим вопросам, и с точки зрения философии мышления вы создаете основу для этих мнений и можете их проверить.
- Этика — специалисты по этике изучают природу блага и то, как люди должны жить, основываясь на том, как это определяется. Поговорим о практичности.
- Философия религии — философы в этой дисциплине пытаются решать такие вопросы, как «существует ли Бог?», «Существует ли жизнь после смерти?», «Истинна ли какая-либо религия?» и «как мы можем верить в доброго Бога, когда в мире столько зла?»
- Логика — Логики изучают аргументы и взаимосвязь между идеями.
Как вы, наверное, заметили, каждая из этих дисциплин связана друг с другом и во многом пересекается. Отчасти поэтому философия может быть трудоемкой и трудной. Но я надеюсь, что вы также понимаете, что время, потраченное на эти предметы, окупается.
Для дальнейшего чтения
* Покупая книги по приведенным ниже ссылкам, вы помогаете поддерживать Philosophy News.
История философии Фредерик Коплстон, С.(1993–1994). История философии (тт. I-IX). Нью-Йорк: Имиджевые книги. |
.
Мир как воля и представление (Шопенгауэр): Резюме
Резюме и анализ работ Шопенгауэра: Мир как воля и как репрезентация
«Мир как воля и представление», опубликованное в 1819 году Артуром Шопенгауэром (немецким философом), представляет собой грандиозное произведение, собор, целью которого является синтез концепций онтологии, метафизики, морали или эстетики.
Шопенгауэр, ученик Канта, берет верх и трансформирует кантовский идеализм.Для его чтения необходимы некоторые знания кантовской философии.
«Мир как воля и представление» (опубликовано в 1818 г.) разделен на четыре книги, последовательно посвященных эпистемологии, онтологии, эстетике и, наконец, этике (Шопенгауэр разовьет свою мораль в своих Афоризмах о мудрости).
- первая книга описывает мир как идею. Мир рассматривается как объект опыта в научном смысле, основанный на принципе достаточного основания (см. Определение).
- вторая книга описывает мир как волю и то, как она проявляется в мире и управляет
- третья книга обсуждает платоновскую теорию искусства, ценности гения и музыки в центре его эстетической теории
- , четвертая книга раскрывает этические последствия утверждения или отрицания воли к жизни.
Эпистемология Шопенгауэра:
Шопенгауэр с самого начала постулирует, что мир — это идея, поскольку он является объектом в сознании субъекта.Отношение субъект / объект — это отношение «все или ничего»: если объект воспринимается, он оказывается в субъекте и, таким образом, становится идеей.
Согласно Шопенгауэру, все объекты восприятия соблюдают четырехступенчатый принцип достаточного разума: физическая форма, математическая форма, логическая форма и моральная форма. Физическая форма принципа достаточного основания — это принцип становления. Математическая форма принципа достаточного основания — это принцип бытия. Логическая форма принципа достаточного основания — принцип познания.Моральная форма принципа достаточного основания — принцип действия. Шопенгауэр объясняет в своем трактате «Четверной корень достаточного разума» (1813), что каждая форма принципа достаточного разума управляет категорией возможных объектов для субъекта. Принцип становления управляет классом представлений, которые могут составлять переживание субъекта. Принцип бытия управляет классом абстрактных представлений и концепций. Принцип познания определяет класс априорных интуиций пространства и времени.Принцип действия определяет класс объектов, которые состоят из актов воли. Следовательно, четверной принцип достаточного основания — это набор правил, управляющих всеми объектами и событиями феноменального мира. У всего есть веская причина быть, независимо от категории принадлежности.
Шопенгауэр и идеи:
Согласно Шопенгауэру, есть два типа идей. Первичные идеи — это восприятие и интуиция. Это понимание управляет этим.Вторичные идеи включают абстрактные концепции и представления, связанные с разумом. Таким образом, концепты — это «репрезентации репрезентаций». Таким образом, все представления являются объектами возможного опыта, а все объекты возможного опыта являются представлениями.
Шопенгауэр утверждает, что разум — это способность производить или сравнивать концепции, а понимание — это способность производить или сравнивать восприятия. Концепции можно думать, но не воспринимать. Только эффекты концептов, но не сами концепции, могут стать объектами возможного опыта.Эффекты концепций — это язык, действие и наука.
Идеализм Шопенгауэра, таким образом, оставляет опыт нетронутым в той мере, в какой он трансцендентален: опыт — это состояние знания, на котором основывается разум.
Согласно Шопенгауэру, мир есть воля в той мере, в какой все идеи являются проявлением воли. Воля — это не идея или представление, а вещь сама по себе. Воля — это основная реальность мира, от которой зависят все явления.Шопенгауэр утверждает, что воля никогда не является объектом для субъекта и, следовательно, объективно находится вне области знания. Воля — это та сила, которая побуждает людей действовать, независимо от того, имеют они рациональные мотивы или нет. Следовательно, воля является автономной и сдерживающей силой. Индивид осознает только свои собственные представления и идеи, но не волю воли. Таким образом, человек не может действовать так, как ему заблагорассудится, поскольку все его действия обусловлены необходимостью. Воля есть бытие в себе феноменального мира и не подчиняется принципу достаточной причины или необходимости.Следовательно, воля может быть иррациональной. Поскольку не имеет ни происхождения, ни специального назначения. Воля не зависит от времени, пространства, множественности, причинности, разума или мотива.
Шопенгауэр и эстетика:
У Платона искусство — это идея красоты. Идеализм Шопенгауэра отличается от идеализма Платона. Согласно Шопенгауэру, стол или стул — это объект восприятия, в этом он является проявлением воли, которая является высшей реальностью. Согласно Платону, стол или стул выражают идею стола или стула, и именно идея стола или стула является конечной реальностью.
Шопенгауэр также объясняет, что искусство есть прямая и адекватная объективность воли. Искусство — это способ смотреть на вещи независимо от принципа достаточного основания. С другой стороны, наука — это способ смотреть на вещи согласно принципу достаточного разума.
Шопенгауэр и этика:
Шопенгауэр описывает удовлетворение желания негативным образом, как приостановку страдания. Счастье негативно в том смысле, что оно никогда не приносит постоянного удовлетворения.По Шопенгауэру, искусство выполняет эту функцию, облегчая человеческие страдания.
Шопенгауэр утверждает, что воля направлена на собственное удовлетворение и что она проявляет себя как источник эгоизма. Эгоизм — это заинтересованность каждого человека в его воле. Иногда альтруизм может вызвать эгоизм воли, но временно. Добровольный отказ от эгоизма подразумевает отрицание воли к жизни. Таким образом, нравственность — это отрицание воли к жизни. Справедливость будет примирением воли к жизни каждого человека.
Моральный аскетизм, пропагандируемый Шопенгауэром, таким образом, состоит в уменьшении силы воли, источника постоянно неудовлетворенных желаний, на индивидууме. Это представляет собой буддийскую часть моральной теории Шопенгауэра.
Что касается самоубийства, Шопенгауэр заявляет, что оно бесполезно, потому что это отказ от страдания, отказ от жизни, а не желание жить. Самоубийство — это даже проявление воли. Волю можно отрицать, но никогда не уничтожить, потому что это вещь сама по себе.
Этика Шопенгауэра в мире как воля и репрезентация очень пессимистична, так как он представляет человеческую жизнь как жизнь, обреченную на страдания, рабство эгоизма и воли к жизни. Следовательно, нравственность должна строиться на жалости, наиболее эмпатической форме сочувствия для отрицания воли к жизни. Человек — жалкое существо, потому что им руководит воля, но он должен отрицать это, чтобы перестать быть несчастным. Но отрицать волю — значит отрицать мир и его представления. Таким образом, счастье сводится к освобождению от феноменального мира, к превращению в ничто: в этом философия Шопенгауэра заключает, что человеческая жизнь невозможна как жизнь, воплощенная в мире, здесь и сейчас.
.