Философия дуализм: ДУАЛИЗМ — Новая философская энциклопедия

Содержание

что это такое, какие есть виды, основные постулаты

Дуализм в философииФилософия просочилась в сознание широких масс в конце прошлого столетия. Тогда стали упоминаться первые сообщения о множественности миров, реальности существования микромира и его разветвленности. Дуальность в познании вопроса породила, как ни странно, квантовая физика. На протяжении своего существования философы старались избавиться от двойственности. В философии правил монизм, отрицающий наличие двух противоположных субстанций. Поэтому сторонники Декарта и он сам критиковались за приверженность двойственности мира. Постоянно делались попытки соединения монизма с диалектикой, что приводило к множеству парадоксов в философии.

В последнее время современными философами делаются попытки соединения диалектики и дуальности. Впервые в 90-х годах 20 века появилось понятие диалектического дуализма. Что же из себя представляет дуализм и что это такое?

Что такое дуализм

Дуализм представляет собой философское течение, согласно которому два класса вещей взаимно влияют друг на друга, не меняя своей структуры. То есть материальное и духовное начала одинаково сосуществуют в этом течении. Термин дуализм произошёл от латинского «двойственность». Именно двойственность данного течения в философии и привела к такому названию. Если взять, к примеру, монизм, то в философии он будет явной противоположностью.

Христиан ВольфПервым философом, употребившим термин дуализм, стал X. Вольф. Он считал, что все те, кто признаёт существование материального и нематериального мира, и являются дуалистами. В числе ведущих представителей этого течения считают французского философа Декарта и немецкого Канта. Первый из них выделял духовную и телесную субстанции, которые нашли своё подтверждение в самом человеке: душа и тело. Второй же разделил две сущности дуализма на человеческое сознание и объективная основа явлений. Основа явлений, по его мнению, является непознанной.

Это философское течение появилось задолго до самих основоположников. Оно существовало ещё в древности. В Средние века до определения самого понятия было принято считать о вечной борьбе двух начал: Добра и Зла. В марксистско-ленинский философии саму идею существования дуализма принято полностью отвергать, так как, по её мнению, материальное есть основа для возникновения и существования духовного (психического) и никак по-другому.

Таким образом, это философское значение напрямую связано с извечным законом философии о единстве и борьбе противоположностей. Философский закон прямо говорит, что не существует единства без противоположности и противоположность не может существовать без единства. Любой из выбранных объектов имеет свою прямую противоположность. Такое существование ведёт к неизбежному противоречию, в результате которого один из известных объектов исчезает полностью и появляется другой в новом состоянии. И, так до бесконечности.

Виды дуализма

Исторически дуализм имеет две свои разновидности — это картезианство и окказионализм.

Рассматривая философское течение в контексте исторического материализма и диалектического материализма нужно учитывать другой не менее важный вопрос философии: «Что первично: материя или сознание?».

Дуализм в теологии (религиозный) подразумевает наличие двух противоположных сил (богов). В теологии это течение обозначается как дитеизм (битеизм). Противоположность учения представляет дитеизм (битеизм) как моральный дуализм, который одновременно не предполагает всяких «теизмов». То есть дитеизм (битеизм) предполагает, что религия может быть и двойственной, и монотеистической, но обязательно должен быть верховный бог. В качестве примера по данному виду служит древняя христианская ересь — маркионизм. Маркионизм утверждал:

  • что нет единого верховного бога;Иммануил Кант
  • Старый Завет и Новый написаны разными соперничающими богами;
  • каждый из богов был так называемым Первым Принципом и, объединившись, эти два Принципа создали монотеизм в религии.

Дуализм в философии направлен на признание равноправия материального и идеального, но вот их относительность друг к другу отрицает. В западной философии по примеру Декарта приравнивались разум и самосознание на основе человеческой души и тела. В восточной же философии связали материю и сознание, так что материя стала включать в себя тело и сознание.

Дуализм и философия сознания

  • В философии сознания это взаимное дополнение сознания и материи. Сознание и материя здесь равны по значимости. Такой вид философского учения принято называть картезианством. Материальное и духовное отличны в своих свойствах: материальное имеет форму, положение в пространстве, обладает массой тела; духовное — субъективно и целенаправленно.
  • Вторая форма, помимо картезианства, — это дуализм качеств или свойств. Духовной субстанции нет, но есть нечто материальное (мозг), обладающее свойствами, порождающими психические феномены.
  • Эпифеноменализм рассматривает мотивы и желания, как побочные процессы, происходящих в мозгу казуальных событий. Отрицается роль воздействия психических сущностей на физические процессы.
  • Предикативность — это очередная форма дуализма. Означает описание предмета суждения. Для восприятия мира по этому учению философии требуется множество описаний — предикатов.
  • Символический физикализм (пропетивный дуализм) представляет сознание как группу свойств, независимых друг от друга. Сознание не является отдельной субстанцией, так как мозг выделяет эти независимые свойства. Когда материя подобна человеческому телу, тогда и появляются свойства.

В физике дуализм выступает основой для колебательных процессов. Если рассматривать его в квантовой механике, то дуализмом тут будет двойственность корпускул и волн, а точнее, двойственная природа этих частиц. Как компромисс эта двойственность в квантовой механике стала описываться волновой функцией частицы.

Основные постулаты дуалистического закона в жизни

Рене ДекартУстройство всего во Вселенной зависит от Закона дуализма, утверждающего наличие множественности миров. Развитие всего сущего происходит благодаря переходу вещества из одного состояния в другое. Даже в нашем мире мы всегда можем встретиться с двойственностью, хотя бы в магните. Плюс и минус — две противоположные составляющие вещества и одновременно делающие вещество единым целым.

Постулатами закона о дуальности мира выделяются некоторые моменты, без которых невозможно существование:

  1. Любое явление имеет свою положительную и отрицательную направленность.
  2. Каждое из противоположностей имеет в себе частичку антипода. Хорошее объяснение дают китайцы энергиям Инь и Янь. В каждом из них есть что-то от другого.
  3. Вспоминая о единстве и борьбе противоположностей, можно сказать, что только в борьбе будут созданы гармония и единство.
  4. Только постоянный конфликт может быть движущей силой в развитии. Благодаря конфликту процесс развития Вселенной не останавливается ни на минуту.

Используя дуалистический закон на практике, каждый из нас может изменить своё мировоззрение по отношению к происходящим процессам. Даже в негативной ситуации можно найти частичку положительного. Философское отношение ко всему происходящему позволит легче переносить удары судьбы и жизнь станет намного проще.

Дуализм (философия) — Википедия

Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные.

Дуализм противопоставляется монизму — воззрению, согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции, а также плюрализму, в соответствии с которым существует множество сил, принципов и начал.

Типы дуализма

Онтологический дуализм

Онтологический дуализм делает двойные (гетерогенные) утверждения о природе существования сознания и материи. Он может быть разделен на три различных типа[1]:

  1. Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism) утверждает, что сознание и материя (тело) — принципиально различные субстанции, существующие независимо друг от друга.
  2. Пропетивный дуализм (англ. property dualism) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
  3. Предикатный дуализм (англ. predicate dualism) говорит о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.

Гносеологический дуализм

Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как репрезентационизм — философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира[2].

Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum) и вещи[что?].

Антропологический дуализм

Теория, подчёркивающая противоположность души и тела. Не сводится к дуализму сознания и тела.

Метафизический дуализм

Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то её широкий аспект[3][4].

Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма[3].

Религиозный дуализм

См. дуализм в религии.

Этический дуализм

Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла.
Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Дуализм, проблема разума и тела

Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром[5].

В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах. Состояние состоит из совокупности всех свойств, которые изучаются. Таким образом, каждое состояние описывает только один отрезок времени.

Исторические формы пропетивного дуализма:

Интеракционизм или интеракционистский дуализм

Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей: каково направление причинной связи, обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или, наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна. Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов.

Исторический обзор

Философскому дуализму предшествуют представления, выраженные в дуалистических мифах[6].

Египет и Месопотамия

Античная Греция и эллинистический мир

Платон и Аристотель

От неоплатонизма до схоластики

Декарт и его ученики

Дуализм в философии

Западные дуалистические философские традиции (на примере Декарта) приравнивают разум к самосознанию и теоретизируют на основе дуализма разума и тела. Напротив, некоторые восточные философские системы провели метафизическую линию между сознанием и материей, где материя включает в себя и тело, и сознание.

В философии науки дуализм часто ссылается на дихотомию между «субъектом» (наблюдателем) и «объектом» (наблюдаемым). Дуализм в философии науки К. Поппера относится к «гипотезе» и «опровержению» (например, экспериментальное опровержение). Это понятие также относится к политической философии Поппера[7].

Дуализм в философии сознания

В философии сознания дуализм охватывает набор представлений о взаимосвязи между сознанием и материей, между субъектом и объектом, и противопоставляется другим положениям, таким как физикализм и энактивизм, проблема разума и тела[8].

Субстанциальный или картезианский дуализм

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.[9]

Эпифеноменализм

Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются.[10]

Предикатный дуализм

Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.

Пропетивный дуализм

Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.

Дуализм в религии

Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях[11].

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[12]. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

Дуализм в восточной мистике

Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».

Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.

Дуализм в физике

Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны.

См. также

Примечания

  1. ↑ Hart, W.D. (1996) «Dualism», in A Companion to the Philosophy of Mind, ed. Samuel Guttenplan, Oxford: Blackwell, pp. 265-7.
  2. ↑ Lehar, Steve. Representationalism Архивировано 5 сентября 2012 года.
  3. 1 2 Попов, 2010.
  4. ↑ Fr. John Hardon’s Modern Catholic Dictionary, Eternal Life.
  5. ↑ Philosophy. The Mind-Body Problem.
  6. Иванов В. В. Дуалистические мифы // Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 337—338.
  7. ↑ Popper, Karl. 1945/1966. The Open Society and Its Enemies, Vol. 1, Fifth Edition. Princeton: Princeton University Press.
  8. ↑ Crane, Tim; Patterson, Sarah (2001). «Introduction». History of the Mind-Body Problem. pp. 1—2. the assumption that mind and body are distinct (essentially, dualism).
  9. ↑ Armstrong, D. M. (1968). A materialist theory of the mind. London: Routledge & Kegan Paul.
  10. ↑ Walter, Sven. (2007) «Epiphenomenalism, » The Internet Encyclopedia of Philosophy, James Fieser and Bradley Dowden (eds.). Текст в онлайне
  11. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997
  12. ↑ Zoroastrianism// Encyclopædia Britannica

Литература

Дуализм (философия) — Википедия

Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные.

Дуализм противопоставляется монизму — воззрению, согласно которому разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции, а также плюрализму, в соответствии с которым существует множество сил, принципов и начал.

Типы дуализма

Онтологический дуализм

Онтологический дуализм делает двойные (гетерогенные) утверждения о природе существования сознания и материи. Он может быть разделен на три различных типа[1]:

  1. Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism) утверждает, что сознание и материя (тело) — принципиально различные субстанции, существующие независимо друг от друга.
  2. Пропетивный дуализм (англ. property dualism) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
  3. Предикатный дуализм (англ. predicate dualism) говорит о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.

Гносеологический дуализм

Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как репрезентационизм — философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира[2].

Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum) и вещи[что?].

Антропологический дуализм

Теория, подчёркивающая противоположность души и тела. Не сводится к дуализму сознания и тела.

Метафизический дуализм

Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то её широкий аспект[3][4].

Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма[3].

Религиозный дуализм

См. дуализм в религии.

Этический дуализм

Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла.
Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Дуализм, проблема разума и тела

Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром[5].

В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах. Состояние состоит из совокупности всех свойств, которые изучаются. Таким образом, каждое состояние описывает только один отрезок времени.

Исторические формы пропетивного дуализма:

Интеракционизм или интеракционистский дуализм

Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей: каково направление причинной связи, обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или, наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна. Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов.

Исторический обзор

Философскому дуализму предшествуют представления, выраженные в дуалистических мифах[6].

Египет и Месопотамия

Античная Греция и эллинистический мир

Платон и Аристотель

От неоплатонизма до схоластики

Декарт и его ученики

Дуализм в философии

Западные дуалистические философские традиции (на примере Декарта) приравнивают разум к самосознанию и теоретизируют на основе дуализма разума и тела. Напротив, некоторые восточные философские системы провели метафизическую линию между сознанием и материей, где материя включает в себя и тело, и сознание.

В философии науки дуализм часто ссылается на дихотомию между «субъектом» (наблюдателем) и «объектом» (наблюдаемым). Дуализм в философии науки К. Поппера относится к «гипотезе» и «опровержению» (например, экспериментальное опровержение). Это понятие также относится к политической философии Поппера[7].

Дуализм в философии сознания

В философии сознания дуализм охватывает набор представлений о взаимосвязи между сознанием и материей, между субъектом и объектом, и противопоставляется другим положениям, таким как физикализм и энактивизм, проблема разума и тела[8].

Субстанциальный или картезианский дуализм

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.[9]

Эпифеноменализм

Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются.[10]

Предикатный дуализм

Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.

Пропетивный дуализм

Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.

Дуализм в религии

Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях[11].

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[12]. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

Дуализм в восточной мистике

Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».

Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.

Дуализм в физике

Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны.

См. также

Примечания

  1. ↑ Hart, W.D. (1996) «Dualism», in A Companion to the Philosophy of Mind, ed. Samuel Guttenplan, Oxford: Blackwell, pp. 265-7.
  2. ↑ Lehar, Steve. Representationalism Архивировано 5 сентября 2012 года.
  3. 1 2 Попов, 2010.
  4. ↑ Fr. John Hardon’s Modern Catholic Dictionary, Eternal Life.
  5. ↑ Philosophy. The Mind-Body Problem.
  6. Иванов В. В. Дуалистические мифы // Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 337—338.
  7. ↑ Popper, Karl. 1945/1966. The Open Society and Its Enemies, Vol. 1, Fifth Edition. Princeton: Princeton University Press.
  8. ↑ Crane, Tim; Patterson, Sarah (2001). «Introduction». History of the Mind-Body Problem. pp. 1—2. the assumption that mind and body are distinct (essentially, dualism).
  9. ↑ Armstrong, D. M. (1968). A materialist theory of the mind. London: Routledge & Kegan Paul.
  10. ↑ Walter, Sven. (2007) «Epiphenomenalism, » The Internet Encyclopedia of Philosophy, James Fieser and Bradley Dowden (eds.). Текст в онлайне
  11. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997
  12. ↑ Zoroastrianism// Encyclopædia Britannica

Литература

3. Дуализм. Популярная философия. Учебное пособие

Материализм и идеализм – это противоположные друг другу философские воззрения. Все, что утверждает материализм, отрицается идеализмом и наоборот. Неудивительно, что в философии часто звучал вопрос – возможно ли как-то примирить эти две крайности, найти какое-то среднее, компромиссное решение проблемы. Вспомним, материализм объявляет первопричиной мира материю, а идеализм – Сознание. А нельзя ли утверждать, что и материя и Сознание являются одновременно двумя равноценными первоначалами, что мироздание имеет как бы двойственную природу – одна его часть материальна, а другая идеальна?

Такое воззрение называется дуализмом (от греческого слова дуо – два) и говорит о том, что и материя, и Сознание существуют вечно и параллельно друг другу, то есть – ни одно из них не может быть причиной или следствием другого. Каждое представляет собой полноценное мировое начало. Остается только выяснить, как они взаимодействуют. Чаще всего, дуализм представлял себе это взаимодействие в качестве контакта идеального с материальным, в результате которого появляются все видимые нами предметы мира. Материя – это грандиозное строительное вещество, лишенное каких-либо очертаний, качеств или свойств, а идеальное из этого бесформенного материала создает конкретные вещи со всеми их свойствами. По учению греческого философа Аристотеля, идеальные сущности, которые он называет формами, являются как бы образцами или эталонами и попадая в какой-нибудь бесформенный кусок материи, превращают его в некую определенную вещь. Любой предмет мира, говорит Аристотель, – это единство материи и формы, это часть материи, приведенная с помощью идеальной формы в нормальное состояние. Например, цветок, – это кусок материи преобразованный в нормальную видимую нами вещь идеальной сущностью – формой или образцом цветка, а лошадь – это часть материи, ставшая реальным животным благодаря вселившейся в нее форме лошади. В учении Аристотеля материю можно уподобить пластилину, из которого по различным образам или представлениям нашего сознания (которые не материальны, а идеальны) мы способны вылепить (создать) какие угодно предметы. Весь вопрос заключается в том, кто занимается этой мировой лепкой, кто или что разумно преобразует материю в многообразие конкретных вещей. Это делает, говорит Аристотель, мировой божественный Ум. Получается, что без него идеальные сущности – формы никогда не совместились бы со строительным материалом – материей, и нынешнего гармоничного, упорядоченного мироздания не было бы. Следовательно, в учении Аристотеля Ум занимает все же более высокое место и играет более важную роль, чем материя и формы. Но ведь он является абсолютно идеальным объектом: формой всех форм называет его Аристотель, а это значит, что аристотелевский дуализм очень близок к идеалистическому воззрению.

В философии был и другой вариант дуализма, предложенный французским философом XVII века Декартом, который утверждал, что одновременно существуют два равноценных мировых начала – духовное и материальное. Основным свойством первого является мышление, а второго – протяженность. В мире есть и то, и другое, причем существуют эти два начала вечно, и ни одно из них не возвышается над другим. Однако на вопрос о том, откуда взялись эти две субстанции, Декарт отвечает, что они созданы Богом, а это значит, что его дуализм отчасти также приближается к идеализму.

Как видим, основной проблемой дуализма, утверждающего равноценность и параллельность противоположных мировых начал – материального и идеального, был и остается вопрос об их происхождении. Если этих начал два, значит они порождены или созданы неким третьим. Что оно собой представляет? Если – нечто материальное, тогда дуализм превратится в материализм, а если – нечто идеальное, тогда он станет идеализмом, а если же – не то и не другое, тогда – что? Не отвечать на этот вопрос нельзя, а ответить на него довольно сложно, потому что не вполне понятно, что еще может быть кроме материального и идеального. Таким образом, дуализм, существующий как одно из философских объяснений мира, не лишен противоречий и возражений. Также не лишены серьезных вопросов и проблем материализм и идеализм, о чем пойдет речь в следующем параграфе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

плохо это или хорошо?» – Яндекс.Кью

Дуализм в истории философии – это направление, основывающееся на признании двух субстанций, материальной и идеальной. Эта фраза означает следующее: дуалисты признают реальное и самостоятельное существование материи; они также признают реальное и самостоятельное, независимое от материального носителя, существование сознания.

Классическим примером дуализма в истории философии считается Декарт, хотя этот пример не совсем корректен, поскольку Декарт всё же признавал Бога как единственную исходную субстанцию, первичную по отношению к сознанию и материи.  Тем не менее, дуалистическая тендеция в философии Декарта ясно очерчена, поскольку в пределах сотворённого мира, по Декарту, всё работает именно дуалистически.

Дуализм порождает большую философскую проблему – проблему взаимосвязи сознания и тела. Эмпирически мы знаем, что сознание и тело друг с другом взаимодействуют, но, если философский дуализм истинен, сознание и тело должны быть субстанциально различны, что исключает их взаимодействие.

Сам Декарт и его последователи пытались по-разному эту проблему решить. 

Декарт использовал гипотезу «животных духов» – полуматериальных носителей информации, передающих информацию от сознания к телу и наоборот. Это, по сути, было воспроизведением ренессансной модели с тремя уровнями реальности. Проблема в том, что в дуалистической онтологии таким духам, по идее, места быть не должно, так как они не относятся ни к сознанию, ни к материи (а дуализм признаёт только две субстанции).

Мальбранш вернулся к идее Бога как единственной субстанции и утверждал, что тело и сознание действуют автономно, а параллелизм между ними объясняется прямым божественным вмешательством (т.е., очень огрубляя, Вы подумали, что хотите встать со стула, Бог услышал Вашу мысль и заставил Ваше тело встать со стула).

Спиноза постулировал, что никакого дуализма нет, а сознание и материя являются двумя модусами (формами существования, аспектами) единой субстанции, которая тождественна Богу. Тем самым, он принимал пантеистическую позицию, т.е. отождествлял Бога и природу (поскольку материя/природа для него есть форма проявления единой субстанции/Бога).

В работе «Древо гнозиса» Йоан Кулиану утверждал, что философский дуализм есть, по сути, лишь вариант более общей религиозной дуалистической установки. 

В контексте истории религии слово «дуализм» обычно используется по отношению к учениям, которые признают существование двух соразмерных по силе божественных сущностей – например, зороастризм и гностицизм.

Логика Кулиану при этом была следующей: хотя религиозный дуализм имеет собственную специфику, в нём, особенно в гностицизме, этические/теологические категории (добый бог/злой бог) часто совпадают с онтологическими (духовное/материальное). Поэтому благой бог есть владыка царства духа, а злой – владыка материи.

Дуализм — Википедия. Что такое Дуализм

Дуали́зм (от лат. dualis «двойственный») — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. В теологии, к примеру, дуалист – это тот, кто считает, что Добро и Зло – или Бог и Дьявол – являют собой независимые и более или менее равные мировые силы. Дуализм противопоставляется монизму, теории, согласно которой существует только один фундаментальный вид, одна категория вещей или один принцип; а также, хоть и не так часто, плюрализму, воззрению, в соответствии с которым существует множество видов или категорий. В философии сознания дуализм – это теория, в которой в определенном смысле утверждается радикальное видовое различие ментального и физического – или сознания и тела (сознания и мозга). Поскольку здравый смысл говорит нам о существовании физических тел, и в силу интеллектуальной потребности принимать унифицированную картину мира, можно сказать, что материалистический монизм является «позицией по умолчанию». Поэтому обсуждение дуализма обычно начинается с допущения реальности физического мира, а продолжается рассмотрением аргументов, объясняющих, почему сознание не может трактоваться просто в качестве одной из частей этого мира.[1][2].

Типы дуализма

Онтологический дуализм

Онтологический дуализм берёт на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи; может быть разделен на три различных типа[3]:

  1. Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism) утверждает, что сознание и материя (тело) — принципиально различные субстанции с независимым существованием.
  2. Пропетивный дуализм (англ. property dualism) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
  3. Предикатный дуализм (англ. predicate dualism) заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.

Гносеологический дуализм

Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как наивный реализм или репрезентационизм — философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира[4].

Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum) и вещи[что?].

Антропологический дуализм

Метафизический дуализм

Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то его широкий аспект[5].

Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма.

Религиозный дуализм

См. дуализм в религии.

Этический дуализм

Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла.
Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Дуализм, проблема разума и тела

Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром[6].

В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах. Состояние состоит из совокупности всех свойств, которые изучаются. Таким образом, каждое состояние описывает только один отрезок времени.

Исторические формы пропетивного дуализма:

Интеракционизм или интеракционистский дуализм

Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей: каково направление причинной связи, обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или, наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна. Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов.

Исторический обзор

Египет и Месопотамия

Античная Греция и эллинистический мир

Платон и Аристотель

От неоплатонизма до схоластики

Декарт и его ученики

Дуализм в философии

Западные дуалистические философские традиции (на примере Декарта) приравнивают разум с самосознанием и теоретизируют на основе дуализма разума и тела. Напротив, некоторые восточные философские системы провели метафизическую линию между сознанием и материей, где материя включает в себя и тело, и сознание.

В философии науки дуализм часто ссылается на дихотомию между «субъектом» (наблюдателем) и «объектом» (наблюдаемым). Дуализм в философии науки К. Поппера относится к «гипотезе» и «опровержению» (например, экспериментальное опровержение). Это понятие также относится к политической философии Поппера[7].

Дуализм в философии сознания

В философии сознания дуализм охватывает набор представлений о взаимосвязи между сознанием и материей, между субъектом и объектом, и противопоставляется другим положениям, таким как физикализм и энактивизм, проблема разума и тела[8].

Субстанциальный или картезианский дуализм

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.[9]

Эпифеноменализм

Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются.[10]

Предикатный дуализм

Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.

Пропетивный дуализм

Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.

Дуализм в религии

Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях[11].

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[12]. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

Дуализм в восточной мистике

Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».

Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.

Дуализм в физике

Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны. (см. Корпускулярно-волновой дуализм).

См. также

Примечания

  1. ↑ Стэнфордская энциклопедия философии
  2. ↑ Дуализм (философский словарь)
  3. ↑ Hart, W.D. (1996) «Dualism», in A Companion to the Philosophy of Mind, ed. Samuel Guttenplan, Oxford: Blackwell, pp. 265-7.
  4. ↑ Lehar, Steve. Representationalism Архивировано 5 сентября 2012 года.
  5. ↑ Fr. John Hardon’s Modern Catholic Dictionary, Eternal Life.
  6. ↑ Philosophy. The Mind-Body Problem.
  7. ↑ Popper, Karl. 1945/1966. The Open Society and Its Enemies, Vol. 1, Fifth Edition. Princeton: Princeton University Press.
  8. ↑ Crane, Tim; Patterson, Sarah (2001). «Introduction». History of the Mind-Body Problem. pp. 1—2. the assumption that mind and body are distinct (essentially, dualism).
  9. ↑ Armstrong, D. M. (1968). A materialist theory of the mind. London: Routledge & Kegan Paul.
  10. ↑ Walter, Sven. (2007) «Epiphenomenalism, » The Internet Encyclopedia of Philosophy, James Fieser and Bradley Dowden (eds.). Текст в онлайне
  11. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997
  12. ↑ Zoroastrianism// Encyclopædia Britannica

Литература

  • Любимов А.А. Дуализм // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00023-3.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1994. — Т. 2. — 633 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00217-1.
  • Попов И.Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. — Барнаул: Азбука, 2010. — 290 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-93957-396-2.
  • Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. — М.: АСТ, 2005. — 1007 с. — 5100 экз. — ISBN 985-13-5049-4.
  • Riparelli E. Il volto del Cristo dualista. Da Marcione ai catari. — Bern; Berlin; Bruxelles; Frankfurt am Main; New York; Oxford; Wien: Peter Lang, 2008. — 368 с. — ISBN 978-3-03911-490-0.
  • Contemporary Dualism: A Defense / Edited by Andrea Lavazza and Howard Robinson. — New York: Routledge, 2014. — viii + 292 p. — (Routledge Studies in Contemporary Philosophy). — ISBN 978-0-415-81882-7.

Дуализм (философия) — Википедия

Дуали́зм (от лат. dualis «двойственный») — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. В теологии, к примеру, дуалист – это тот, кто считает, что Добро и Зло – или Бог и Дьявол – являют собой независимые и более или менее равные мировые силы. Дуализм противопоставляется монизму, теории, согласно которой существует только один фундаментальный вид, одна категория вещей или один принцип; а также, хоть и не так часто, плюрализму, воззрению, в соответствии с которым существует множество видов или категорий. В философии сознания дуализм – это теория, в которой в определенном смысле утверждается радикальное видовое различие ментального и физического – или сознания и тела (сознания и мозга). Поскольку здравый смысл говорит нам о существовании физических тел, и в силу интеллектуальной потребности принимать унифицированную картину мира, можно сказать, что материалистический монизм является «позицией по умолчанию». Поэтому обсуждение дуализма обычно начинается с допущения реальности физического мира, а продолжается рассмотрением аргументов, объясняющих, почему сознание не может трактоваться просто в качестве одной из частей этого мира.[1][2].

Типы дуализма

Онтологический дуализм

Онтологический дуализм берёт на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи; может быть разделен на три различных типа[3]:

  1. Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism) утверждает, что сознание и материя (тело) — принципиально различные субстанции с независимым существованием.
  2. Пропетивный дуализм (англ. property dualism) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
  3. Предикатный дуализм (англ. predicate dualism) заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.

Гносеологический дуализм

Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как наивный реализм или репрезентационизм — философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира[4].

Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum) и вещи[что?].

Антропологический дуализм

Метафизический дуализм

Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то его широкий аспект[5].

Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма.

Религиозный дуализм

См. дуализм в религии.

Этический дуализм

Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла.
Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Дуализм, проблема разума и тела

Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром[6].

В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах. Состояние состоит из совокупности всех свойств, которые изучаются. Таким образом, каждое состояние описывает только один отрезок времени.

Исторические формы пропетивного дуализма:

Интеракционизм или интеракционистский дуализм

Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей: каково направление причинной связи, обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или, наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна. Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов.

Исторический обзор

Египет и Месопотамия

Античная Греция и эллинистический мир

Платон и Аристотель

От неоплатонизма до схоластики

Декарт и его ученики

Дуализм в философии

Западные дуалистические философские традиции (на примере Декарта) приравнивают разум с самосознанием и теоретизируют на основе дуализма разума и тела. Напротив, некоторые восточные философские системы провели метафизическую линию между сознанием и материей, где материя включает в себя и тело, и сознание.

В философии науки дуализм часто ссылается на дихотомию между «субъектом» (наблюдателем) и «объектом» (наблюдаемым). Дуализм в философии науки К. Поппера относится к «гипотезе» и «опровержению» (например, экспериментальное опровержение). Это понятие также относится к политической философии Поппера[7].

Дуализм в философии сознания

В философии сознания дуализм охватывает набор представлений о взаимосвязи между сознанием и материей, между субъектом и объектом, и противопоставляется другим положениям, таким как физикализм и энактивизм, проблема разума и тела[8].

Субстанциальный или картезианский дуализм

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.[9]

Эпифеноменализм

Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются.[10]

Предикатный дуализм

Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.

Пропетивный дуализм

Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.

Дуализм в религии

Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях[11].

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[12]. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

Дуализм в восточной мистике

Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».

Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.

Дуализм в физике

Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны. (см. Корпускулярно-волновой дуализм).

См. также

Примечания

  1. ↑ Стэнфордская энциклопедия философии
  2. ↑ Дуализм (философский словарь)
  3. ↑ Hart, W.D. (1996) «Dualism», in A Companion to the Philosophy of Mind, ed. Samuel Guttenplan, Oxford: Blackwell, pp. 265-7.
  4. ↑ Lehar, Steve. Representationalism Архивировано 5 сентября 2012 года.
  5. ↑ Fr. John Hardon’s Modern Catholic Dictionary, Eternal Life.
  6. ↑ Philosophy. The Mind-Body Problem.
  7. ↑ Popper, Karl. 1945/1966. The Open Society and Its Enemies, Vol. 1, Fifth Edition. Princeton: Princeton University Press.
  8. ↑ Crane, Tim; Patterson, Sarah (2001). «Introduction». History of the Mind-Body Problem. pp. 1—2. the assumption that mind and body are distinct (essentially, dualism).
  9. ↑ Armstrong, D. M. (1968). A materialist theory of the mind. London: Routledge & Kegan Paul.
  10. ↑ Walter, Sven. (2007) «Epiphenomenalism, » The Internet Encyclopedia of Philosophy, James Fieser and Bradley Dowden (eds.). Текст в онлайне
  11. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997
  12. ↑ Zoroastrianism// Encyclopædia Britannica

Литература

  • Любимов А.А. Дуализм // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00023-3.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1994. — Т. 2. — 633 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00217-1.
  • Попов И.Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. — Барнаул: Азбука, 2010. — 290 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-93957-396-2.
  • Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. — М.: АСТ, 2005. — 1007 с. — 5100 экз. — ISBN 985-13-5049-4.
  • Riparelli E. Il volto del Cristo dualista. Da Marcione ai catari. — Bern; Berlin; Bruxelles; Frankfurt am Main; New York; Oxford; Wien: Peter Lang, 2008. — 368 с. — ISBN 978-3-03911-490-0.
  • Contemporary Dualism: A Defense / Edited by Andrea Lavazza and Howard Robinson. — New York: Routledge, 2014. — viii + 292 p. — (Routledge Studies in Contemporary Philosophy). — ISBN 978-0-415-81882-7.

Философский словарь разума


Подробности:

Введение

Дуализм — это освященная веками философская позиция, примером которой является:

  1. Различие между внешним видом и реальностью досократика
  2. Формы Платона / мировое различие
  3. Различие между фактом и ценностью Юма
  4. Различие между эмпирическими феноменами Канта и трансцендентальным ноуменом
  5. Различие между бытием и временем Хайдеггера
  6. Различие между существованием и существованием Рассела
  7. Различие между разумом и материей Декарта

Это, конечно, последнее из них. наиболее непосредственный интерес для философов разума.В последнее время наблюдается возрождение интереса к теме картезианского дуализма среди современных философов разума и ученых-когнитивистов. Аргументы против дуализма приводятся как на основе эмпирических данных, так и на философских основаниях, и ясно выражают преобладающую точку зрения (Деннет, Дамасио, Черчленд). Однако ряд современных философов разума, хотя и в меньшинстве, встали на защиту дуализма (например, Харт). Вопрос о дуализме представляет не только исторический интерес, он также имеет важное значение для научной деятельности.Если удастся сформулировать убедительный отказ от дуализма, классическая проблема разума и тела будет решена, поскольку она станет не проблемой, и материалистический подход современной науки будет подтвержден (или, точнее, некоторая форма монизма (материализм — это наиболее правдоподобно) будут подтверждены). Если, наоборот, можно убедительно отстаивать дуализм, вовсе не очевидно, что эмпирических данных будет достаточно для полного понимания разума — другими словами, понимания мозга может быть недостаточно для понимания разума.

Декарт

Различие между разумом и материей Декарта можно найти в его «Размышлениях» и представляет собой особый вид субстанциального дуализма, точнее всего называемого декартовским интеракционистским дуализмом. Часто термин «картезианский дуализм» используется для обозначения общего класса теорий субстанциального дуализма. Субстанциальные дуалисты считают, что разум и материя — это разные субстанции. Декартовский интеракционистский дуализм — это особый вид субстанциального дуализма, поддерживаемого Декартом, в котором эти два различных вида субстанции могут причинно взаимодействовать.Таким образом, разумная субстанция может вызывать действие материальной субстанции (т. Е. Тела), а материальная субстанция (т. Е. Тела) может вызывать определенные « ощущения » у субстанции разума, чаще всего сама по себе, на которую действуют другие материальные объекты. Для Декарта

.

Проблема разума и тела, часть 1: субстанциальный дуализм

У вас есть разум и есть тело. Какая связь между ними? Все мы осознаем свое физическое существо — наши тела — и мы также непосредственно переживаем наши психические состояния — наши мысли, эмоции и ощущения, — но выяснить связь между ними было нелегко.

Самое старое и самое популярное объяснение взаимосвязи между разумом и телом называется субстанциальным дуализмом .Давайте разберемся с этим термином, начав с понятия «субстанция». Философы используют термин «субстанция» иначе, чем в обычной речи. В просторечии вещества — это такие вещи, как зубная паста или оливковое масло, но на философском жаргоне вещества — это всего лишь вещей . Ваша левая нога, планета Нептун и волосы Дональда Трампа — вещества в этом техническом, философском смысле.

Термин «дуализм» относится к видам веществ. Если вы дуалист по субстанциям, вы думаете, что есть два типа вещей.Есть вещи физические, а есть нефизические. Представьте, что вы проводите инвентаризацию всего во всей вселенной. Вы держите буфер обмена с листом бумаги, разделенным на две колонки. Первый столбец помечен как «физический», а второй столбец — как «нефизический». Если вы — субстанциальный дуалист, вы думаете, что одни вещи принадлежат первой колонке (например, ваше тело, Нептун и волосы Трампа), а другие — второй колонке (например, Бог, души и умы).В качестве альтернативы, если вы являетесь физикалистом — кем-то, кто верит, что все является физическим, — тогда вы верите, что все принадлежит первой колонке и ничто не принадлежит второй колонке (мы будем исследовать физикализм в одной из следующих статей этого блога).

Конечно, часть вашего тела, которая имеет наибольшее значение для этого обсуждения, — это мягкий кусок материи, застрявший между вашими ушами, — ваш мозг. Если вы дуалист по субстанциям, вы полагаете, что ваш разум и ваш мозг — это не одно и то же.Ваш мозг — это физическая вещь, грубо говоря, это кусок мяса, в то время как ваш разум, средоточие ваших сознательных переживаний, вовсе не физический объект.

Существуют веские причины, по которым субстанциальный дуализм так долго привлекал стольких людей. Многим (вероятно, большинству) людей такая точка зрения кажется очевидной. Подумай об этом. У вашего тела есть характеристики, которых, кажется, нет у вашего разума. Это ощутимо. Он протянут в космосе. У него есть поверхности, масса и объем.Вы можете потрогать его, взвесить и измерить. Но разум, который вы используете сейчас, чтобы думать о своем теле, кажется совершенно другим.

Разве не странно попросить кого-нибудь взвесить ваши мысли или измерить размер одной из ваших мыслей? Сделать такой запрос было бы странно по нескольким причинам. Во-первых, ментальные вещи не обладают такими свойствами, как вес и размер. Точно так же кажется, что ментальные вещи обладают характеристиками, не принадлежащими объектам, населяющим физический мир.У вас может быть иррациональная мысль, но было бы очень странно сказать, что у вас есть иррациональный электрохимический импульс, проходящий через вашу префронтальную кору.

Другая причина, по которой такие вопросы кажутся странными, связана с доступом . Ваше тело и все, что в нем происходит, доступно (по крайней мере, в принципе) другим. На самом деле, иногда другие люди имеют гораздо лучший доступ к тому, что происходит внутри вас, чем вы. Например, врач может сказать вам, что происходит в вашей поджелудочной железе прямо сейчас, даже если вы не понимаете, что там происходит.

Но мы, кажется, особым образом связаны с нашим собственным разумом. Кажется, что у нас есть прямой и привилегированный доступ к нашей собственной психической жизни — нашим мыслям, фантазиям, чувствам и воспоминаниям. И эта сфера полностью закрыта и недоступна для других, если только мы не решим сообщить им о своих ментальных состояниях.

Эти утверждения о разнице между психическим и физическим состояниями легко приводят к дуалистическим выводам. Вот как рассуждают. Если ваш ум обладает характеристиками, которых нет у вашего тела, и наоборот, тогда ваш ум должен быть чем-то отдельным и отличным от вашего тела — следовательно, субстанциальный дуализм должен быть истинным.

Этот образец рассуждений можно сформулировать более четко, опираясь на удобный философский принцип, известный как «Закон Лейбница», названный в честь философа-математика-физика 17-18 веков и всестороннего гения Готфрида Вильгельма Лейбница, который первым сформулировал это. Закон Лейбница — это все об условиях, при которых мы можем сказать, что две или более вещи (или, точнее, то, что кажется двумя или более вещами) идентичны.

Когда философы говорят об идентичности двух вещей, они обычно не имеют в виду «идентичные» в том смысле, что однояйцевые близнецы идентичны.Однояйцевые близнецы качественно идентичны, что означает, что они настолько похожи друг на друга, что их трудно отличить друг от друга. Но философов обычно больше интересует так называемая числовая идентичность . Сказать, что две вещи численно идентичны, значит сказать, что на самом деле это одно и то же. Брюс Уэйн и Бэтмен численно идентичны, потому что — это один и тот же парень .

Согласно закону Лейбница, две вещи численно идентичны только в том случае, если они имеют совершенно одинаковые свойства.Итак, причина того, что Брюс Уэйн идентичен Бэтмену, заключается в том, что Брюс и Бэтмен имеют точно такие же черты. Все, что верно для одного, верно для другого, и наоборот, потому что Бэтмен — это Брюс Уэйн.

Моих студентов часто сбивают с толку стандартные описания закона Лейбница, потому что идея о том, что две вещи на самом деле являются одним, не имеет смысла. Они правы. — это бессмысленно говорить, что две вещи на самом деле одно. Итак, давайте выразим закон Лейбница по-другому — тот, который фокусируется на названиях вещей, а не на самих вещах.Два имени (например, «Бэтмен» и «Брюс Уэйн») являются именами одного и того же объекта, только если вещи, которые они называют, имеют точно такие же свойства. Бэтмен равен Брюсу Уэйну, потому что имя «Бэтмен» означает человека, который имеет точно такие же характеристики, что и человек по имени «Брюс Уэйн». Если Брюс находится в Готэм-сити, то Бэтмен не может быть где-либо еще, а если Бэтмен борется с преступностью в 4:30 дня во вторник, тогда Брюс не сможет не бороться с преступностью в этот момент.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о субстанциальном дуализме. Если верно, что ментальные состояния обладают свойствами, отличными от состояний мозга, и у нас есть привилегированный доступ к нашему разуму, но не к нашему телу, то похоже, что закон Лейбница говорит нам, что наш разум численно не идентичен нашему телу. Из этого следует, что мы состоим из соединения двух различных видов веществ. Мы физические тела, привязанные к нефизическому разуму.

Это кажется удовлетворительным выводом, но так ли это? Любой, кто защищает субстанциальный дуализм, должен объяснить нам, как он работает.Как мы увидим в следующей части, именно здесь начинаются проблемы с дуализмом.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.