Этапы социальной психологии андреева: Г. Андреева «Социальная психология»

Содержание

Этапы развития социальной психологии

Различные авторы сходятся во мнении, что в развитии социальной психологии можно выделить несколько основных этапов.

Первым этапом обычно считают период построения социально-психологических теорий, таких как «психология народов» Г. Лебона (1841-1921), «психология толп» С. Сигеле (1868-1913) и Г. Тарда (1843-1904), теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла (1871-1938), а также публикацию трудов В. Вундта (1832-1920). В то время социальная психология развивалась преимущественно в русле европейской традиции социальной и психологической мысли, и «география» ее отражает эту особенность.

Французские исследователи Густав Лебон и Габриэль Тард жили во времена Парижской коммуны (1871), поэтому избранная ими тема не случайна. Эти ученые впервые выделили особый предмет исследования — большую человеческую группу, а также создали основы понятийного аппарата социальной психологии. Вместе с тем сегодня работы этих ученых строго научными в привычном смысле слова назвать трудно. В этих работах нет так называемого научного метода, отсутствуют какие-либо измерения. Они носят описательный характер и основаны на здравом смысле и наблюдательности авторов.

Центральная проблема в исследованиях Г. Лебона — соотношение личности и толпы. Он считал, что всем достижениям народы обязаны деятельности вождей — представителей социальной элиты. Вожди масс создают ту или иную ситуацию, формируя идеи у толпы с помощью убеждения, красноречия, повторения. Толпа руководствуется не разумом, а эмоциями. В толпе индивид превращается в подверженное влиянию крайних эмоциональных порывов и примитивных влечений существо. Лебон полагал, что психика детерминирована биологически; в основе биологического (и психического) различия групп людей лежит неравноценность рас (национальностей), следовательно, их духовные возможности неодинаковы. История для Лебона — это смена культурного доминирования рас; движущая сила революций — толпа, движимая общим эмоциональным настроем, способная и на разрушение, и на героизм.

Г. Тард считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний, осуществлявшегося посредством общения людей. Решающая роль в эволюции общества принадлежит творчеству, благодаря которому одни люди создают новые элементы культуры, а другие воспринимают изобретения путем подражания. Основное внимание в своих исследованиях Тард уделял процессу возникновения и распространения общественного мнения, а также общению между людьми. Он выделял два типа больших социальных групп — толпу и публику. Публика, в отличие от толпы, позволяет своим представителям сохранять индивидуальные различия, несмотря на несходство идей, убеждений и мнений. Тард ввел в практику социально-психологических исследований статистические методы и методы анализа исторических документов, положив начало научным методам изучения в социальной психологии.

В. Вундт, немецкий философ, лингвист, психофизиолог, известен в истории психологии как создатель первой в мире экспериментально-психологической лаборатории и современного научного метода в психологии. Вычленяя «сенсорную мозаику» сознания ощущения, простые чувства, элементарные мысли, подлежащие, по его мнению, изучению с помощью измерения, он понимал, что высшие психические функции следует изучать совершенно иначе. К их изучению следует подходить культурно-исторически, анализируя ритуалы, мифы, легенды, религию, лингвистические конструкции и т. п. «Психология народов» Вундта оказала огромное влияние на развитие европейской, в том числе и российской, социальной психологии.

Теория «инстинктов социального поведения», впоследствии получившая широкое распространение в американской социальной психологии, была создана англичанином У. Мак-Дугаллом, объяснявшим поведение людей с позиции генетически заложенных целевых инстинктов и стремившимся доказать, что представители нордической расы имеют превосходство над представителями других рас.

Начало второго этапа развития социальной психологии принято относить к 1908 г., когда были изданы и получили признание два первых систематических руководства по социальной психологии — У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология». Мак-Дугалл выполнил работу в европейской традиции, а Росс выступил в качестве представителя американской линии в социальной психологии. Дальнейшее развитие социальная психология получила после Первой мировой войны (1914-1918), когда в работах Ф. Олпорта и В. Меде была сформулирована программа превращения этой науки в экспериментальную дисциплину. В тот период социальная психология, как и другие области обществознания, оказалась вовлеченной в решение ряда социальных проблем. В связи с бурным развитием экономики в Европе и в США перед этой областью исследований ставится решение ряда специфических задач, связанных с необходимостью повышения производительности труда рабочих, развитием средств массовой коммуникации, усилением значения пропаганды и агитации, а также с разработкой в самом широком плане способов и методов управления. Социальная психология претендовала на свой собственный подход в решении проблем в каждой из этих сфер.

Третий этап развития социальной психологии на Западе совпадает с периодом, наступившим после Второй мировой войны (1939-1945) и продолжающимся до настоящего времени. Для этого периода характерна попытка социальной психологии дать ответ на насущные вопросы интенсивно развивающегося производства: поиск психологических средств оптимизации управления и труда в профессиональных группах, психологические проблемы отбора и обучения персонала, формирования команд, стимулирования труда и т. д.

Социальная психология традиционно подразделялась на «школы». Существовало несколько различных принципов выделения научных школ, например по отношению научной школы к определенной теории или группировке вокруг имени одного определенного ученого, выступавшего в роли руководителя школы и ее главного теоретика. Разные ученые предлагают различное число таких принципов, но два из них присутствуют практически у всех — природа человека и преобладающая проблематика. Используя эти принципы как различающие теоретические направления в социальной психологии, таких направлений можно выделить четыре — психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, ролевая теория.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ — Студопедия

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г. в связи с появлением работ У. МакДугалла и Э. Росса.

Некоторые вопросы социальной психологии были по­ставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социаль­но-психологических научных проблем началось в X I X в., когда социологи, психологи, философы, литературове­ды, этнографы, медики стали анализировать психологи­ческие феномены больших социальных групп и особен­ности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Постав­ленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интегра­ция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология — общество.

Основные этапы развития социальной пси­хологии как науки

Первый этап -становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопро­сам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различ­ного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. Большинство ра­бот по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.



Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характери-\/зуется появлением научных социально-психологиче-Л»

3. СПОРЫО ПРЕДМЕТЕ НАУКИ

Предмет социальной психологи определяется во­просом: «Что изучает данная наука как самостоятель­ная, независимая отрасль знания?» Психология и социология — «материнские» дисциплины по отно­шению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология — это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изу­чен только в рамках какой-либо одной науки. Сущест­вуют несколько точек зрения на то, что является пред­метом исследования социальной психологии.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психи­ческие процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в про­цессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т. д. Особое внимание уде­ляется положению личности в группе, коллективе.


Социальная психология изучает социальные груп­пы в обществе. Это прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д. Социальная группа рассматривает-\/ся как функциональная единица, имеющая интеграль-

ные психологические характеристики, такие как груп* повой разум, групповая воля, групповое решение и др. Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критери­ев для анализа. Группа1 рассматривается как уникаль-ная целостность, которая не может быть понята толь­ко на основании изучения субъектов, ее составляющих. Группа есть нечто большее, чем совокупность чле­нов. Она имеет собственные характеристики, сущест­вующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.

Социальная психология изучает социальную психи­ку, или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые дейст­вия и групповые эмоциональные состояния. Изучает­ся социально-психологический аспект традиций, мо­рали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создавае­мых человечеством на протяжении веков.

Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и лич­ность, и группы, и социальную психику, но в опреде­ленном контексте. Социальный психолог Г. М. Анд­реева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики са-мих этих групп.

ских школ, ориентированных как на разработку фунда­ментальной теории, так и на прикладные аспекты ис­следования. Один из наиболее влиятельных социаль­ных психологов этого периода — 1С. Левин, создатель теории групповой динамики. Исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, ли­дерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и од­новременно разрабатывались фундаментальные те­ории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с-решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психоло­гия продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популяр­ность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных пред­метов изучения для специалистов различных профи­лей. Такое пристальное внимание к социально-пси­хологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратифика­ции. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социаль­но-психологические особенности руководства детс­кой группой, психология бизнеса, психология рекла­мы, психология формирования общественного мнения и др.

Во-первых, тем, что в истории существования совет­ской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 1950 — начале 1960-х гг. Во-вторых, тем, что социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социаль­ным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными обще­ственными силами.

Для социальной психологии актуально одновремен­ное решение двух задач: выработка практических ре­комендаций, полученных в ходе прикладных исследо­ваний, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научно­го знания с уточнением своего предмета, разработ­кой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, необходимо очер- фтить круг проблем социальной психологии, чтобы бо­лее строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Необходимо выделение из психологической проблематики во­просов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предме­та исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельно­сти людей, обусловленных включением их в социаль­ные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

средством проб и ошибок. Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон го­товности и закон ассоциативного сдвига.
Психоаналитическое направлениесвязано с именем 3. Фрейда. Исследовал проблемы бессоз­нательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Полагал, что центральной движу­щей силой человека выступает совокупность влече­ний. Некоторые из аспектов данного направления \/ получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. ч/ деятельности

andreeva_i_v_social_psi_konspekt_lekciy

COGITO, ERGO SUM

СОЦИАЛЬНАЯПСИХОЛОГИЯ

Конспект лекций

Книгу подготовила Ирина Владимировна Андреева, доктор экономических наук, профессор кафедры управления социальнъши и трудовыми процессами Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

УДК 316.6 ББК 88.5

С69

Серия «Университетская библиотека»

Социальная психология : конспект лекций / сост. С69 И.В. Андреева. — М: ACT; СПб.: Сова, 2005. —

94, [2] с. — (Университетская библиотека).

ISBN 5-17-028754-2

В Конспекте лекций рассматриваются основные вопросы социальной психологии: эволюция социальной психологии, социально-психологические проблемы общения, проблемы больших и малых групп.

Основная цель — ознакомить студентов с основными теоретическими проблемами отечественной и зарубежной социальной психологии. Конспект лекций предназначен для студентов, изучающих психологические, экономические и управленческие специальности.

Может быть интересен широкому кругу читателей, участвующих в решении психологических, социально-эконо- мических и управленческих проблем.

ВБК88.5

ООО «Сова», 2005

Оглавление

Тема 1

 

Предмет, структура, основные этапы

 

развития и современное состояние

 

социальной психологии

5

Предмет и структура социальной психологии

5

Основные этапы развития и современное

 

состояние социальной психологии за рубежом

8

Основные этапы развития и современное

 

состояние социальной психологии в России

32

Тема 2

Социально-психологические проблемы общения … 37

Коммуникативная сторона общения

37

Интерактивная сторона общения

45

Перцептивная сторона общения

49

Тема З

 

Социальная психология личности

54

Социально-психологический подход

 

к исследованию личности. Социализация

54

Теоретические подходы к личности

 

в социальной психологии

58

Виды и функции социальных установок

62

 

Оглавление

Тема 4

 

Социально-психологические проблемы

 

малых и больших групп

65

Понятие малой группы

65

Классификация малых групп

68

Групповая динамика

71

Руководство, лидерство и власть

80

Социально-психологические проблемы

 

больших групп

87

Особенности общения в условиях

 

массовой коммуникации

88

Три стороны общения в массовой коммуникации …. 90

Тема 1

Предмет, структура, основные этапы развития и современное состояние социальной психологии

Предмет и структура социальной психологии

Социальную психологию обычно рассматривают как отрасль психологической науки. Вспомним, что изучается в общей психологии и как ее предмет соотносится с предметами ее дочерних направлений, в том числе с социальной психологией.

Общая психология представляет собой теоретическую и экспериментальную области исследований, направленных на выявление наиболее общих психологических закономерностей, теоретических принципов и методов психологии, ее основных понятий и категориального строя. Обнаружить и описать общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки можно, лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных ее отраслях. Общая психология характеризует такие понятия, как психические процессы, состояния и свойства. К психическим процессам относят познавательные (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление), волевые (стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства). К психическим состояниям принадлежат проявления психических процессов в их относительном

Тема 1

постоянстве (например, сомнение). Понятие «психическое свойство» связано с устойчивостью, повторяемостью и закреплением в структуре личности исследуемого явления. Общая психология — это фундаментальная основа всех отраслей психологической науки.

При обращении к любой проблеме исследователь сталкивается с индивидуальными вариациями психического качества. Сначала эти вариации рассматривались как источник ошибок для обобщения. Затем из самого источника ошибок возникла проблема, которая впоследствии была положена в основу современной дифференциальной психологии, где изучаются психологические различия между индивидами и группами людей. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего, они не могли учитывать бесконечное разнообразие в проявлении психических начал у разных людей, народов, сословий, полов, типов и т. д.

О смысле и значении такого подхода в психологии писал российский психолог Г. Г. Шпет (1879-1937): «Понятие типичного… собирается, составляется из признаков, черт; это не совокупность сходств, так как различия тоже могут быть типическими. Общая психология не может справиться; нужна особая описательная психология с особыми методами типических, структурных и прочих построений. Как бы индивидуально ни были люди различны, есть типическое, общее в их переживаниях как «откликах» на происходящее перед их глазами, умами и сердцами. Такие отклики, «душевное эхо», существуют не только на природные, социальные и исторические раздражения, но выражают душевные отношения к понятиям и идеям, которые представляются индивидам и группам как

Предмет, структура, основные этапы развития…

объективное, от них не зависящее… Это объект социальной психологии» (Шпет Г. Г., 1996. С. 90-94).

Следовательно, некоторые психические качества («отклики» на происходящее), общие для группы людей и порожденные причастностью к этой группе, должны изучаться самостоятельной наукой. Ответ на вопрос о том, в чем состоит суть этих порожденных группой качеств, общих для членов этой группы, дают ученые различных психологических школ. Так, для представителей бихевиористского направления эти качества — в основном те или иные особенности поведенческих реакций, для представителей когнитивной школы — особенности познавательных процессов и т. д.

В самом общем виде социальную психологию можно понимать как отрасль психологии, где изучаются психические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям, а также психологические характеристики этих общностей.

Современные отечественные авторы отмечают, что в структуру социальной психологии входят три круга проблем (Общая психология, 2001).

Во-первых, это социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (On Line, телевидение, пресса и т. д.), включая все стороны их воздействия на различные аудитории; закономерности распространения моды, слухов, обрядов, предубеждений, общественных настроений; проблемы психологии наций и психологии религий.

Во-вторых, это социально-психологические явления в малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы взаимодействия людей в группах различного уровня организованности; психологического климата группы и его влияния на эффективность совместной деятельнос-

Тема1

ти людей; лидерства и руководства, соотношения формальных и неформальных групп, восприятия человека человеком в группе; проблемы межличностной совместимости в замкнутых и изолированных группах и т. д.

В-третьих, это проблемы социальной психологии личности: социализации личности и соответствия ее особенностей ожиданиям группы; конформности, ценностных ориентаций,формирования установок личности и их динамики и т. д.

Социальная психология является научным направлением прикладного характера. Она представлена рядом учений, каждое из которых по-своему дает ответ на вопрос о том, какие именно психические качества порождаются группой и являются для групп характерными. Основу социальной психологии составляют общая, дифференциальная психология и психология личности. В качестве ее относительно самостоятельных направлений можно рассматривать психологию управления, экономическую психологию, этническую и др.

Основные этапы развития и современное состояние социальной психологии за рубежом

Различные авторы сходятся во мнении, что в развитии социальной психологии можно выделить несколько основных этапов.

Первым этапом обычно считают период построения социально-психологических теорий, таких как «психология народов» Г. Лебона (1841-1921), «психология толп» С. Сигеле (1868-1913) и Г. Тарда (1843-1904), теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугалла (1871-1938), а также публикацию трудов В. Вундта (1832-1920). В то время социальная психология развивалась преимущественно в русле европейской традиции

Предмет, структура, основные этапы развития…

социальной и психологической мысли, и «география» ее отражает эту особенность.

ФранцузскиеисследователиГуставЛебониГабриэль Тард жили во времена Парижской коммуны (1871), поэтому избранная ими тема не случайна. Эти ученые впервые выделили особый предмет исследования — большую человеческую группу, а также создали основы понятийного аппарата социальной психологии. Вместе с тем сегодня работы этих ученых строго научными в привычном смысле слова назвать трудно. В этих работах нет так называемого научного метода, отсутствуют какие-либо измерения. Они носят описательный характер и основаны на здравом смысле и наблюдательности авторов.

Центральная проблема в исследованиях Г. Лебона — соотношение личности и толпы. Он считал, что всем достижениям народы обязаны деятельности вождей — представителей социальной элиты. Вожди масс создают ту или иную ситуацию, формируя идеи у толпы с помощью убеждения, красноречия, повторения. Толпа руководствуется не разумом,аэмоциями. Втолпеиндивидпревращаетсяв подверженное влиянию крайних эмоциональных порывов и примитивных влечений существо. Лебон полагал, что психика детерминирована биологически; в основе биологического (и психического) различия групп людей лежит неравноценность рас (национальностей), следовательно, их духовные возможности неодинаковы. История для Лебона — это смена культурного доминирования рас; движущая силареволюций—толпа,движимаяобщимэмоциональным настроем, способная и на разрушение, и на героизм.

Г. Тард считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний, осуществлявшегося посредством общения людей. Решающая роль в эволюции общества принадлежит творчеству, благодаря которому одни люди создают новые элементы культуры, а другие

Тема 1

воспринимают изобретения путем подражания. Основное внимание в своих исследованиях Тард уделял процессу возникновения и распространения общественного мнения, а также общению между людьми. Он выделял два типа больших социальных групп — толпу и публику. Публика, в отличие от толпы, позволяет своим представителям сохранять индивидуальные различия, несмотря на несходство идей, убеждений и мнений. Тард ввел в практику социально-психологических исследований статистические методы и методы анализа исторических документов, положив начало научным методам изучения в социальной психологии.

В. Вундт, немецкий философ, лингвист, психофизиолог, известен в истории психологии как создатель первой в мире экспериментально-психологической лаборатории и современного научного метода в психологии. Вычленяя «сенсорную мозаику» сознания ощущения, простые чувства, элементарные мысли, подлежащие, по его мнению, изучению с помощью измерения, он понимал, что высшие психические функции следует изучать совершенно иначе. К их изучению следует подходить культурно-исторически, анализируя ритуалы, мифы, легенды, религию, лингвистические конструкции и т. п. «Психология народов» Вундта оказала огромное влияние на развитие европейской, в том числе и российской, социальной психологии.

Теория «инстинктов социального поведения», впоследствии получившая широкое распространение в американской социальной психологии, была создана англичанином У. Мак-Дугаллом, объяснявшим поведение людей с позиции генетически заложенных целевых инстинктов и стремившимся доказать, что представители нордической расы имеют превосходство над представителями других рас.

Стадии процесса социализации (по г.М. Андреевой)

В
отечественной социальной психологии
сделан акцент на то, что социализация
предполагает усвоение социального
опыта прежде
всего в ходе трудовой деятельности.

Поэтому основанием для классификации
стадий служит отношение к трудовой
деятельности. Если принять этот принцип,
то можно выделить три
основные стадии
:


дотрудовую,


трудовую


ипослетрудовую

(Андреенкова,
1970; Гилинский, 1971).

1.
Дотрудовая

стадия
социализации охватывает весь период
жизни человека до начала трудовой
деятельности. В свою очередь эта стадия
разделяется на два более или менее
самостоятельных периода:

а)
ранняя социализация, охватывающая время
от рождения ребенка до поступления его
в школу, т.е. тот период, который в
возрастной психологии именуется периодом
раннего детства;

б)
стадия обучения, включающая весь период
юности в широком понимании этого термина.
К этому этапу относится, безусловно,
все время обучения в школе.

Относительно
периода обучения в вузе или техникуме
существуют различные точки зрения. Если
в качестве критерия для выделения стадий
принято отношение к трудовой деятельности,
то вуз, техникум и прочие формы образования
не могут быть отнесены к следующей
стадии. С другой стороны, специфика
обучения в учебных заведениях подобного
рода довольно значительна по сравнению
со средней школой, в частности в свете
все более последовательного проведения
принципа соединения обучения с трудом,
и поэтому эти периоды в жизни человека
трудно рассмотреть по той же самой
схеме, что и время обучения в школе.

2.
Трудовая стадия

социализации охватывает период зрелости
человека, хотя демографические границы
«зрелого» возраста условны; фиксация
такой стадии не представляет затруднений
– это весь период трудовой деятельности
человека. Вопреки мысли о том, что
социализация заканчивается вместе с
завершением образования, большинство
исследователей выдвигают идею продолжения
социализации в период трудовой
деятельности. Более того, акцент на том,
что личность не только усваивает
социальный опыт, но и воспроизводит
его, придает особое значение этой стадии.
Признание
трудовой стадии социализации логически
следует из признания ведущего значения
трудовой деятельности для развития
личности.

3.
Послетрудовая стадия
социализации
рассматривает пожилой возраст, как
возраст вносящий вклад в процессы
производства и передачи его другому
поколению.

Выделение
стадий социализации с точки зрения
отношения к трудовой деятельности имеет
большое значение. Для становления
личности небезразлично, через какие
социальные группы она входит в социальную
среду, как с точки зрения содержания их
деятельности, так и с точки зрения уровня
их развития..

Институты социализации

На
всех стадиях социализации воздействие
общества на личность осуществляется
или непосредственно, или через группу.
Те конкретные группы, в которых личность
приобщается к системам норм и ценностей
и которые выступают своеобразными
трансляторами социального опыта,
получили название институтов
социализации
.

К
ним относятся:

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы социальной психологии

3.1. Этапы социально-психологического исследования

Начинать социально-психологическое исследование необходимо с составления его программы, включая и соответствующий план работы. Первый шаг на данном пути состоит в выборе темы исследования.

Желательно определить тему предстоящей работы как можно более четко. Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом исследователя или его контактами с коллегами, а также чтением специальной литературы. Порой исследователь задумывается над какой-либо теорией, которая, как ему кажется, недостаточно объясняет определенные факты, и принимает решение внести большую ясность.

Теория — это система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления связаны между собой. Как отмечает американский психолог С. Франзой, самый главный вопрос для исследователя состоит здесь в том, насколько точно данная теория может предсказать поведение. Во-вторых, необходима «внутренняя согласованность» теории, т.е. не должно быть никаких логических несоответствий или необъясненных странностей среди теоретических идей. Третья черта хорошей теории заключается в том, что она должна быть экономичной, иначе говоря, содержать только те принципы или положения, которые необходимы для объяснения рассматриваемого феномена, но не более. Наконец, четвертым и самым важным свойством хорошей теории является ее фертильность (плодородие) — способность захватывать воображение ученых в такой степени, что идеи этой теории находят проверку и распространение при объяснении широкого разнообразия социального поведения (Franzoi, 1996).

Следующий этап работы исследователя — поиск соответствующей научной литературы и ее анализ. Это делается для того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего исследования. Во многих случаях первый и второй этапы исследовательской работы трудно отделить друг от друга. Так, порой психолог не может точно сформулировать тему своего исследования, пока не осуществит соответствующий литературный поиск.

Когда информация, относящаяся к изучаемой проблематике, освоена исследователем в достаточной степени, он обращается к формулированию гипотез. Под гипотезой имеется в виду вытекающее из теории предположение для предварительного объяснения каких-либо явлений. Гипотезы являются логическими следствиями определенной теории. Исследователю необходимо формулировать такие гипотезы, которые затем можно проверить эмпирически.

Следующий этап — выбор исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа исследований, используемых в социальной психологии, — корреляционный и экспериментальный. Они различаются по характеру организации исследования. Корреляционное исследование направлено на выявление взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента исследователь собирает данные с целью проверки своих гипотез в условиях, которые им контролируются. Таким образом, он имеет возможность манипулировать некоторыми факторами этой ситуации.

Выбор между корреляционным и экспериментальным планом зависит от того, где исследователь намерен проводить сбор информации: в обстановке естественной среды (в «поле») или в лаборатории, где окружающая среда контролируется. Большая часть лабораторных исследований проводится с помощью экспериментального метода. Большая же часть полевых исследований — корреляционные. По данным американских авторов, эксперимент сейчас используется примерно в 75% социально-психологических исследований. Подавляющая часть оставшихся 25% исследований приходится на долю корреляционного метода. Заметим, что в отечественной социальной психологии, по сравнению с американской, соотношение между экспериментальными и корреляционными исследованиями выглядит на сегодняшний день, скорее всего, противоположным образом.

Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору первичной информации. Есть три основных метода сбора данных. Это наблюдение, опросы и анализ различного рода документации (контент-анализ). Прямое наблюдение за различными поведенческими реакциями людей широко используется в экспериментальных исследованиях. Применение корреляционного метода обычно основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также документальной информации, содержащейся, например, в газетных и журнальных статьях, материалах судебных дел, переписей населения.

После того как собраны первичные данные, исследователь обращается к их обработке и анализу. В современной социальной психологии этот этап требует от исследователя знания статистических процедур и компьютерных программ. Итогом всей указанной выше работы является научный отчет.

История социальной психологии

Социальная психология — это научное исследование поведения человека в социальных группах. Он изучает, как на поведение, мысли и чувства человека влияют другие. Он пытается понять природу и причины человеческого поведения в социальных ситуациях.

Социальная психология возникла как новая дисциплина в 19 веке. Теория социальной психологии является продуктом схоластического вклада психологов и социологов.Это причина того, что социальная психология рассматривается как субдисциплина психологии и социологии. Психологи всегда были сосредоточены на понимании основных психологических факторов человеческого поведения, таких как воспоминания, обучение, уникальный опыт, эмоции, познания, отношения и чувства. Социологи всегда были сосредоточены на понимании социальных факторов человеческого поведения, таких как социальный опыт, нормы, ценности, обычаи, социальная динамика, социальные взаимодействия, социальное влияние других и окружающая среда.Следовательно, растущее внимание социологов к пониманию социально-психологических аспектов в рамках единой дисциплины привело к появлению социальной психологии.

Историю социальной психологии можно объяснить следующими периодами:

  1. Рассвет социальной психологии (1964-1934)
  2. Ранний этап социальной психологии (1935-1945)
  3. Этап развития социальной психологии (1946 — 1984)
  4. Современный этап социальной психологии (с 1985 г. по настоящее время)

РАССВЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1962-1934)

Немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1921) считается основателем психологии.Он был первым психологом, который в 1862 году предложил, чтобы одной из ветвей психологии была социальная психология. Он опубликовал множество статей под названием «Социальная психология», чтобы объяснить, что помимо психических процессов и психологических факторов существуют также социальные факторы, которые определяют поведение человека. Несмотря на его широко признанные усилия по созданию дисциплины социальной психологии, его идеи оказали небольшое влияние на американского социального мыслителя, поскольку его литературные произведения не переводились на английский язык.

1898: Норман Триплет провел первый лабораторный эксперимент, чтобы понять взаимное влияние действий отдельных людей, и опубликовал результаты, которые позже были известны как социальная помощь.

1900: Вильгельм Вундт опубликовал первый том, объясняющий социальное поведение, которое впоследствии стало важной теорией социальной психологии (Volkerpsychologie).

1908: Учебники социальной психологии были опубликованы психологом Уильямом Макдугалом и социологом Эдвардом Россом.

1920: Первый Институт социальной психологии был основан Вилли Хеллпахом в Германии, который позже закрылся в 1933 году во время правления Гитлера.

1924: Флойд Олпорт опубликовал третий том «Социальной психологии», который охватывает важные области современной социальной психологии.

1925: Шкала социальной дистанции была разработана Эдвардом Богардусом для измерения отношения индивида или группы к другой этнической группе.Эта шкала была развита Луи Терстоуном в 1928 году и Ренсисом Лайкертом в 1932 году.

1934: Г. Х. Мид опубликовал известную книгу «Разум, Я и общество», в которой основное внимание уделялось взаимодействию «я» и других.

РАННИЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1935-1945)

Этот ранний этап социальной психологии объясняется следующим образом:

1936: «Психология социальных норм» была опубликована Музаффаром Шерифом.

1938: Гипотеза фрустрации-агрессии была введена Джоном Доллардом для понимания природы фрустрации, ведущей к агрессии в социальных взаимодействиях.

1941–1945: Правительство США наняло многих социальных психологов, чтобы помочь жертвам мировой войны и понять социально-психологические факторы, ведущие к войнам и контролирующие их.

СТУПЕНЬ РАСШИРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1946 — 1984)

Эта стадия расширения социальной психологии объясняется следующим образом:

1949: Эксперимент по изменению отношения и убеждению, важным областям социальной психологии, был проведен, и его результаты были опубликованы Кар Ховландом.

1954: Предрассудки — важная тема социальной психологии, которая была исследована и опубликована Гордоном Олпортом.

1957: Теория когнитивного диссонанса была опубликована Леоном Фестингером. Теория когнитивного диссонанса — важная область предмета социальной психологии.

1958: «Психология межличностных отношений» как основа теории атрибуции была опубликована Фрицем Хайдером.

1963: Стэнли Милгрэм опубликовал результаты исследования «феномена послушания авторитетным людям».

1965: Основано «Общество экспериментальной социальной психологии».

1966: Основана «Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии».

1968: Бибб Латейн и Джон Дарли представили «Модель вмешательства стороннего наблюдателя», чтобы объяснить, почему человек может не помочь в чрезвычайной ситуации.

1968: Основано «Общество личности и социальной психологии» (SPSP).

1981: Исследование под названием «Метаанализ гендерного неравенства в поведении» было проведено Элис Игли и ее сотрудниками.

1985: Шелли Тейлор и Сьюзан Фиск опубликовали «Теорию социального познания», в которой подробно изложили когнитивные перспективы социальной психологии.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1985 г. — г.в.)

Этот современный этап социальной психологии объясняется следующим образом:

1986: Теория «Коммуникация и убеждение — центральные и периферийные маршруты» была опубликована Джоном Качиоппо и Ричардом Петти.Это объясняет два измерения убеждения для изменения отношения в социальной психологии.

1989: Бренда и Дженнифер Крокер опубликовали статью под названием «Социальная стигма и самоуважение». Он фокусируется на том, как человек реагирует на стигматизацию и дискриминацию.

1991: Синобу Китайма и Хейзел Маркус опубликовали статью о важной области социальной психологии «Как культура формирует личность».

1995: Джошуа Аронсон и Клод Стил опубликовали статью под названием «Стереотипные угрозы и интеллектуальные результаты тестов». Он объясняет, как отрицательный стереотип влияет на интеллектуальную деятельность и идентичность.

,

Восемь стадий психосоциального развития Эриксона

Stages of psychosocial development.
(Последнее обновление: 1 февраля 2018 г.)

Теория психосоциального развития Эриксона — это теория из восьми этапов, которая описывает, как личность развивается и изменяется на протяжении всей жизни. Это одна из основных теорий развития ребенка, которая повлияла на наше понимание того, как дети развиваются в детстве и в дальнейшей жизни.

По мере того, как каждый человек продвигается по жизни, от младенчества до смерти, он сталкивается с различными проблемами, с которыми можно справиться или которые могут привести к трудностям.Хотя каждый этап основан на опыте предыдущих этапов, Эриксон не считал, что овладение каждым этапом необходимо для перехода к следующему. Как и другие теоретики стадии, Эриксон считал, что эти стадии происходят в заранее определенном порядке, концепция известна как эпигенетический принцип.

Теория Эриксона имеет некоторое сходство с теорией психосексуальной стадии Фрейда, но с некоторыми ключевыми отличиями. Фрейд сосредоточился на влиянии Ид, а Эриксон сосредоточился на эго.Фрейд считал, что личность в значительной степени формируется к тому времени, когда ребенок достигает пяти лет, в то время как теория Эриксона охватывает всю продолжительность жизни.

Еще одно важное отличие состоит в том, что в то время как Фрейд подчеркивал важность детских переживаний и бессознательных желаний, Эриксон уделял большее внимание роли социальных и культурных влияний.

Есть три ключевых компонента теории Эриксона:

  • Идентичность эго: Наше постоянно меняющееся самоощущение, которое возникает из-за нашего социального взаимодействия и опыта.
  • Сила эго: Он развивается, когда люди успешно осваивают каждый этап развития.
  • Конфликт: На каждом этапе развития люди сталкиваются с конфликтом определенного типа, который служит поворотным моментом в процессе развития.

Краткий обзор и психосоциальные этапы

Этап

Возраст

Основной вопрос

Добродетель

Доверие против недоверия 0 — 2 года «Могу ли я доверять миру?» Надежда
Автономия против стыда и сомнения 2–4 года «Могу ли я делать что-то сам или полагаться на других?» Уилл
Инициатива против вины 4-5 лет «Могу ли я что-то делать?» Назначение
Промышленность против неполноценности 5 — 12 лет «Как я могу быть хорошим?» Компетенция
Идентичность и смешение ролей 13-19 лет «Кто я?» Верность
Близость против изоляции 20-40 лет «Могу ли я любить и быть любимым?» Любовь
Генеративность против стагнации 40-65 лет «Что я могу сделать для мира?» Уход
Целостность против отчаяния 65 — Смерть «Была ли моя жизнь хорошей?» мудрость

(Загрузите PDF-версию этой сводной психосоциальной таблицы).

Этап 1: Доверие против недоверия

Является ли мир безопасным и предсказуемым или опасным и хаотичным? Эриксон считал, что первая стадия психосоциального развития сосредоточена на ответе на этот важный вопрос.

Младенец входит в мир совершенно беспомощным и зависит от тех, кто о нем заботится. Эриксон считал, что в течение этих первых двух критических лет жизни младенцу очень важно понять, что опекунам можно доверить удовлетворение этих потребностей.Когда о ребенке заботятся и его потребности должным образом удовлетворяются, у ребенка развивается чувство, что миру можно доверять.

Что произойдет, если ребенком пренебрегают или его потребности не удовлетворяются с какой-либо реальной последовательностью? При таком сценарии у ребенка может развиться чувство недоверия к миру. Мир может казаться непредсказуемым местом, и люди, которым следует любить ребенка и заботиться о нем, могут оказаться ненадежными.

Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии доверия и недоверия:

  • Если этот этап завершится успешно, ребенок появится с силой надежды .
  • Даже когда возникают проблемы, человек с таким качеством будет чувствовать, что он может обратиться к близким за поддержкой и заботой.
  • Те, кому не удастся достичь этой добродетели, испытают страх. Когда случается кризис, они могут чувствовать себя безнадежными, тревожными и неуверенными.

Этап 2: Автономия против стыда и сомнения

По мере того, как дети достигают раннего возраста, они становятся все более независимыми. Они не только сами начинают ходить, но и начинают самостоятельно выполнять ряд действий.Дети часто хотят делать больший выбор в отношении вещей, которые влияют на их жизнь, например, выбирать, какие продукты есть и какую одежду надеть.

Эти действия не только играют важную роль в становлении более независимым человеком, они также помогают определить, развиваются ли у детей чувство автономии или чувство сомнения в своих способностях. Те, кто успешно преодолевает этот этап психосоциального развития, проявляют силу или чувство, что они могут предпринимать значимые действия, которые повлияют на то, что с ними происходит.

Дети, развивающие эту автономию, будут чувствовать себя уверенно и комфортно, будучи самими собой. Воспитатели могут помочь обеспечить успех детей на этом этапе, поощряя выбор, позволяя детям принимать решения и поддерживая эту возросшую независимость.

Какие действия могут привести к сбою на данном этапе? Родители, которые чрезмерно критичны, не позволяют своим детям делать выбор или слишком властны, могут способствовать стыду и сомнениям. Эти дети могут выйти из этой стадии без чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах, и они могут стать чрезмерно зависимыми от других.

Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии автономии против стыда и сомнений:

  • Этот этап помогает установить курс на дальнейшее развитие.
  • Дети, добившиеся успеха на этом этапе, будут лучше чувствовать свою независимость.
  • Те, кто борются, могут чувствовать стыд за свои усилия и способности.

Этап 3: Инициатива против вины

Третий этап психосоциального развития ориентирован на развитие у детей чувства инициативы.С этого момента сверстники становятся более важными, поскольку дети начинают больше взаимодействовать с детьми в своем районе или в классе. Дети начинают больше участвовать в ролевых и социальных играх, часто придумывая игры и планируя занятия с другими детьми.

На этом этапе детям важно выносить суждения и планировать свои действия. Дети также начинают утверждать больше власти и контроля над миром вокруг них. На этом этапе родители и опекуны должны побуждать детей не только исследовать, но и принимать соответствующие решения.

Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии инициативы и вины:

  • Дети, успешно освоившие этот этап, проявляют инициативу, а те, кто не справляется, могут испытывать чувство вины.
  • Добродетель в центре этой стадии — цель, или чувство, что у них есть контроль и власть в мире.

Этап 4: Промышленность против неполноценности

В течение школьных лет, предшествующих подростковому возрасту, дети входят в психосоциальную стадию, которую Эриксон назвал трудолюбием против неполноценности.На этом этапе дети сосредоточены на развитии чувства компетентности. Неудивительно, что школа играет важную роль на этом этапе развития.

По мере взросления дети становятся все более способными решать все более сложные задачи. Они также заинтересованы в том, чтобы стать более мастерскими и успешными в различных делах, а также проявляют интерес к изучению новых навыков и решению проблем. В идеале дети должны получать поощрение и похвалу за выполнение различных вещей, таких как рисование, чтение и письмо.Получая это положительное внимание и подкрепление, дети начинают укреплять уверенность в себе, необходимую им для успеха в жизни.

Так что же произойдет, если дети не получат похвалы и внимания от других за овладение новыми навыками? Эриксон считал, что неспособность справиться с этой стадией развития в конечном итоге приведет к чувству неполноценности и неуверенности в собственных силах. Основная добродетель, возникающая в результате успешного прохождения этого психосоциального этапа, известна как компетенция .

Несколько важных моментов, которые следует помнить о стадии психосоциального развития между отраслью и неполноценностью:

  • Поддержка и поощрение детей помогает им осваивать новые навыки, приобретая при этом чувство компетентности.
  • Дети, которые борются на этом этапе, могут испытывать проблемы с уверенностью в себе по мере взросления.

Стадия 5: идентификация и смешение ролей

Любой, кто помнит часто бурные подростковые годы, вероятно, мгновенно поймет, что такое личность Эриксона в сравнении с стадией развития, связанной с путаницей ролей.На этом этапе подростки начинают задумываться над основным вопросом: «Кто я?» Подростки сосредоточены на развитии самоощущения, на выяснении того, во что они верят, кем они являются и кем хотят стать.

Эриксон считал, что формирование личности — один из важнейших этапов жизни. Развитие сильного самоощущения служит своего рода компасом, который помогает каждому человеку на протяжении всей его или ее жизни. Итак, что нужно для развития хорошей идентичности? Во-первых, это способность исследовать с поддержкой и любовью.Дети часто проходят разные фазы и исследуют разные способы самовыражения.

Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии идентификации и замешательства:

  • Те, кому позволено пройти это личное исследование и успешно преодолеть этот этап, появляются с сильным чувством независимости, личной свободы воли и чувством собственного достоинства.
  • Те, кому не удается пройти этот этап, часто вступают во взрослую жизнь, не понимая, кто они на самом деле и чего хотят от жизни.
  • Основная добродетель, возникающая в результате успешного завершения этого этапа, известна как верность .

Стадия 6: близость против изоляции

Любовь и романтика — одни из главных забот многих молодых людей, поэтому неудивительно, что шестой этап психосоциального развития Эриксона сосредоточен именно на этой теме. Этот этап начинается примерно в возрасте 18-19 лет и продолжается примерно до 40 лет. Центральная тема этого этапа сосредоточена на формировании любовных, длительных и поддерживающих отношений с другими людьми.Эриксон считал, что чувство собственного достоинства, которое (надеюсь) установилось во время стадии смешения идентичности и ролевой смешения, играет жизненно важную роль в создании прочных и любящих отношений.

Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии близости и изоляции в психосоциальном развитии:

  • Успех на этом этапе развития ведет к прочным связям с другими, а неудача может привести к чувству изоляции и одиночества.
  • Основная добродетель, развивающаяся на этом этапе, — это любовь .

Этап 7: Генеративность против стагнации

Поздние годы взрослой жизни отмечены необходимостью создать что-то, что будет продолжаться после того, как мы уйдем. По сути, мы начинаем чувствовать потребность оставить какой-то прочный след в мире. Это может включать воспитание детей, заботу о других или оказание некоторого положительного влияния на других людей. Карьера, семья, церковные группы, общественные организации и другие вещи могут способствовать возникновению этого чувства выполненного долга и гордости.

Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии генерации и стагнации психосоциального развития:

  • Те, кто справляется с этой стадией развития, приходят с чувством, что они оказали значительное и ценное влияние на окружающий их мир, и развивают базовую добродетель, которую Эриксон назвал заботой .
  • Люди, которые не справляются с этой задачей эффективно, могут чувствовать себя не вовлеченными, непродуктивными и даже отрезанными от мира.

Этап 8: Целостность против отчаяния

Заключительный этап психосоциальной теории Эриксона длится примерно с 65 лет до конца жизни человека.Хотя это может быть последний этап жизни, он все же важен. Именно в это время люди начинают вспоминать о своей жизни и спрашивать: «Хорошо ли я прожил?» Люди, которые вспоминают свою жизнь с чувством гордости, будут чувствовать себя удовлетворенными, а те, кто оглядываться назад с сожалением, испытают горечь или даже отчаяние.

Несколько ключевых моментов, которые следует помнить о стадии психосоциального развития: целостность и отчаяние:

  • Люди, преодолевшие заключительный этап жизни, появляются с чувством мудрости и чувствуют, что они прожили стоящую и значимую жизнь, даже несмотря на то, что столкнулись с мрачным призраком смерти.
  • Те, кто считает, что их жизнь потрачена впустую или бессмысленны, испытают печаль, гнев и сожаление.

Подведение итогов психосоциального развития

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона знаменует собой существенное отличие от многих более ранних теорий, поскольку она сосредоточена на развитии на протяжении всей жизни. Сегодня многие психологи предпочитают теории, которые в меньшей степени сосредоточены на наборе заранее определенных этапов и признают, что индивидуальные различия и различный опыт часто означают, что развитие может заметно отличаться от одного человека к другому.

Некоторые часто критикуют теорию Эриксона за то, что в ней мало говорится об основных причинах каждого кризиса развития. Он также имеет тенденцию быть несколько расплывчатым в отношении различий опыта и событий, которые отмечают разницу между успехом и неудачей на каждом этапе. Кроме того, в теории отсутствует какой-либо объектный способ определить, «прошел» человек или «провалил» конкретную стадию развития.

Учебные вопросы о психосоциальном развитии:

  • Чем теория психосоциального развития Эриксона отличается от психосексуальной теории Зигмунда Фрейда?
  • Что такое эпигенетический принцип?
  • Каковы сильные и слабые стороны теории Эриксона?
  • Какие три ключевых элемента составляют психосоциальную теорию?

Артикул:

Эриксон, Э.Х. (1950). Детство и общество. Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1959) Идентичность и жизненный цикл. Нью-Йорк: Пресса международных университетов.

Эриксон, Э. Х. (1968). Идентичность: молодость и кризис. Нью-Йорк: Нортон.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.