понятие, особенности, этапы развития, игры и упражнения
Существует большое количество различных классификаций памяти в психологии. Разнообразные виды вносят тот или иной существенный вклад в нормальное развитие человека в процессе онтогенеза. Однако, в отличие от прочих, двигательной памяти психологи уделяют куда меньше внимания, чем всем остальным. А между тем, она считается важнейшей для развития, а ее нарушения влекут непоправимые последствия.
Виды памяти
Психологи различают несколько основных классификаций. Многие знают, что по продолжительности хранения информации в памяти различают долговременную, кратковременную и оперативную. Принцип здесь тот же, что и в компьютере.
Память же, которая определяет ту или иную область деятельности человека, принято подразделять на:
- двигательную;
- эмоциональную;
- словесно-логическую;
- образную.
Каждый из этих видов играет важную роль в нормальном функционировании организма человека.
Понятие двигательной памяти
Этот вид, согласно определениям психологических словарей, отвечает за запоминания различного рода движений обширной степени сложности и воспроизведения их в автономном режиме или по желанию.
Вид двигательной памяти влияет на формирования таких важнейших качеств человека, как способность осваивать различные физические системы (ходьба, письмо, трудовые навыки).
Характеристика других видов
В отличие от двигательной памяти, эмоциональная память имеет более глубокое психологическое значение. Она сохраняет определенные события в виде их эмоциональной окраски и определят дальнейшие действия человека, исходя из приобретенного эмоционального опыта.
Словесно-логическая память имеет очень важное значение в развитии мышления человека. В каком-то смысле можно сказать, что именно она и является мышлением непосредственно. Ее основная функция состоит в том, чтобы запоминать возникшие мысли и воспроизводить их с помощью языковых структур.
Образная память черпает информацию из наших чувственных анализаторов. Она обрабатывает и хранит те знания, что были получены благодаря органам слуха, зрения, обоняния осязания.
Особенности двигательной памяти
Этот вид отвечает за все двигательные процессы, начиная от элементарного передвижения в пространстве и заканчивая сложными физическими упражнениями.
Как и все остальные виды памяти, двигательная зависит от многих факторов и склонна к забыванию. Однако, процесс забывания движений протекает медленно, и при повторении память быстро восстанавливается. Например, если человек выучил танец и несколько месяцев его не воспроизводил, то он забудет многие движения, а если пару раз повторит, то вспомнит.
Также двигательная память способна существовать в автономном режиме. Например, научившись ходить, есть столовыми приборами и совершать многие другие действия, человек осуществляет их, уже не задумываясь.
Существуют несколько критериев, определяющих ее качество:
- Точность — критерий, который показывает, насколько ловки движения в пространстве.
- Объем — определенное количество запоминаемых, хранимых и воспроизводимых движений.
- Устойчивость — критерий, который показывает безошибочность определенных совершаемых действий.
- Прочность.
Именно эти критерии легли в основу системы оценок выступлений спортсменов на различных соревнованиях.
Этапы развития
Развитие этого типа памяти начинает осуществляться очень рано. Еще в первые месяцы жизни ребенок воспроизводит различные движения, основанные на условных рефлексах. Многие из них утрачиваются в процессе взросления.
Процессы развития двигательной памяти у детей в дальнейшем связаны с осознанным запоминанием и воспроизведением различных движений. Уже в возрасте от девяти месяцев многие дети начинают осваивать ходьбу.
К году двигательная память сформирована на достаточном уровне для того, чтобы ребенок начал овладевать речевыми процессами.
Постепенно приобретенный опыт накапливается, и к пяти годам ребенок может приступать к овладению таким важным двигательным навыком, как письмо.
Двигательная память способна развиваться всю жизнь. Она также зависит от генетической предрасположенности, возраста и рода деятельности человека. Так, у спортсменов и людей, занимающихся физическим трудом, эта память развита лучше, чем у других.
Нарушения рассматриваемого типа памяти
Недоразвитие или нарушение двигательной памяти — это серьезная проблема, которая во многом может сказаться на качестве жизни человека.
При тяжелых нарушениях у человека могут возникнуть проблемы с перемещением в пространстве и самообслуживанием. Ему будут тяжело даваться спортивные нагрузки, освоение танцевальных движений.
Как правило, некоторые нарушения двигательной памяти способные повлиять не только на автономные движения, но и на качество письма и чтения. Человеку с этой проблемой сложнее дается обучение. Он часто совершает элементарные грамматические ошибки, путает слова при чтении.
Чаще всего это приводит к такому специфическому и очень неприятному нарушению, как дисграфия. А в более тяжелых случаях — к аграфии, то есть полной неспособности овладеть принципами письменной речи.
Причины нарушений
Причин нарушений двигательной памяти очень много. Чаще всего это следствие каких-либо повреждений участков головного мозга из-за травм, проблем с кровообращением, опухолей и иных патологических процессов.
Дети и взрослые с подобного рода нарушениями должны в обязательном порядке наблюдаться у невролога и дефектолога.
Упражнения для тренировки
Двигательная память, как и любая другая, тренируется посредством специальных упражнений. Рассмотрим некоторые из них:
- Необходимо сесть на стул возле стены, где прикреплен чистый лист бумаги с точкой посередине. Закрыв глаза, нужно досчитать до пяти и поставить точку карандашом в том месте, где, как вам кажется, находится середина листа. Это упражнение необходимо повторять периодически, но регулярно. Таким способом, в процессе тренировки двигательной памяти расстояние от середины листа будет сокращаться. В процессе улучшения результатов необходимо постепенно увеличивать количество точек и время пауз между рисованием.
- Необходимо с закрытыми глазами рисовать линии, одинаковые по длине. Далее измерять их длину и пытаться повторить, если линии сильно отличались. Рисовать их необходимо в различные стороны.
Такие упражнения достаточно простые, но при регулярных тренировках они в состоянии сделать двигательную память более гибкой. Это может помочь в овладении новыми физическими навыками, в приобретении более точной координации в пространстве и даже повлиять на обучаемость.
Развивающие игры
Существует множество игр, способных развить двигательную память у детей.
Например, игра «Повторяй за мной», которая основана на том, что ребенок должен быстро повторять движения за ведущим. Желательно под музыку.
Или хорошо развивает процессы этого типа памяти игра «Запрещенное движение». Суть игры заключается в том, чтобы также повторять за ведущим движения, кроме одного запрещенного. Это движение заранее показывается ребенку, чтобы он его запомнил.
Также многие играли в «Съедобное-несъедобное», когда на названия съедобных продуктов ребенок должен ловить мяч, а при упоминании чего-то несъедобного — отбивать его рукой. Эта игра, помимо рефлексов и реакции, развивает знания ребенка о предметах. Также хорошо развивают память игры на повторение рисунка, что в дальнейшем может стать основной для освоения письма.
Кроме того, ничто так хорошо не развивает двигательную память, как занятия спортивной деятельностью. Гимнастика, теннис, футбол и другие подвижные спортивные дисциплины способны развивать и корректировать представленный тип памяти.
Именно поэтому так важно не пренебрегать физической активностью, больше времени проводить в движении и на свежем воздухе, что полезно не только для двигательных процессов, но и для здоровья организма в целом.
Двигательная память. Развитие двигательной памяти. » Битрейника
Двигательная (моторная) память представляет собой психологический процесс запоминания, хранения и воспроизведения различных движений, которые как бы запрограммированы и в случае необходимости выполняются человеком всегда одинаково.
Двигательная память способствует формированию как общих (письмо, ходьба, плавание), так и специальных навыков. Уровень развития двигательной памяти чрезвычайно важен для специалистов различных профессий, работа которых связана с повторяющимися быстрыми, точными и сложными движениями: для ювелиров, хирургов, часовщиков и др. Не менее важна развитая моторная память в быту и при управлении транспортным средством. Если, например, на скользкой дороге автомобиль начинает заносить, водитель автоматически, не задумываясь, выкручивает руль в нужную сторону. Это возможно именно благодаря двигательной памяти!
Благодаря данному виду памяти мозг оптимизирует процесс мышления, высвобождая тем самым ресурсы для решения новых задач. При этом он устанавливает последовательность движений для выполнения стандартных повторяющихся задач и направляет её к исполнительным органам – рукам и ногам. То, как мы ходим, едим за столом, надеваем одежду, набираем текст на клавиатуре и т. д. – заслуга двигательной памяти. Но возникает вопрос: если моторная память в нас развита с детства, то зачем же нам в зрелом возрасте развивать двигательную память? Дело в том, что в современном, быстро меняющемся мире довольно часто приходится осваивать новые навыки, связанные либо с работой, либо с хобби. Умение быстро учиться любому делу является очень важной для жизни способностью.
Итак, как развить двигательную память? Вот пять простых упражнений:
- Если Вам необходимо освоить какой-то двигательный навык, повторяйте его как можно чаще и большее число раз .
- Присядьте на стул напротив стены. На уровне глаз прикрепите к стене чистый листок бумаги формата А4. Закройте глаза и нарисуйте точку карандашом в любом месте листа. После этого опустите руку на колено, посчитайте до пяти и попытайтесь попасть карандашом в ранее нарисованную точку. Чем будет меньше расстояние между двумя точками, тем лучше у Вас развита двигательная память. При регулярных тренировках точность попадания будет улучшаться. Далее постепенно можно усложнять задачу путем рисования 2, 3, 4 точек. При этом, чтобы понять, насколько повтор соответствует изначальному варианту, для нанесения исходных и повторных точек желательно применять карандаши разного цвета. Кроме того, в процессе регулярных тренировок можно постепенно увеличивать временной промежуток между первым и вторым нанесением точек, от пяти секунд до нескольких минут.
- Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Закройте глаза и нарисуйте линию. Положите руку на колено, после чего постарайтесь нарисовать линию такой же длины. После этого замерьте длину обеих линий. Цель упражнения – нарисовать линии, максимально одинаковые по длине. В процессе тренировок упражнение усложняется за счет одновременной прорисовки двух, трех и более линий, которые нужно выполнять по-разному (горизонтальные, вертикальные и под углом), „помех” (между первой и второй прорисовкой машем и встряхиваем и рукой) и увеличения временного интервала между прорисовками.
- Развивайте кисти рук. Другими словами, старайтесь как можно больше работать руками. В свободное время можно заняться лепкой, резьбой по дереву, рисованием или просто на кухне каждый день готовить несколько разнообразных блюд.
- Повторяйте по образцу. Для данной тренировки двигательной памяти Вам нужен партнер. Суть упражнения в том, что Вы по очереди должны показывать друг другу определенную последовательность движений, которую необходимо в точности повторить. Начинать нужно с нескольких движений, постепенно увеличивая их количество.
Кроме того, способствуют развитию двигательной памяти занятия музыкой и танцами, езда на велосипеде и спортивные игры, такие как настольный теннис, волейбол, баскетбол и др.
Успехов Вам в развитии двигательной памяти и самосовершенствовании!
Фото:
Двигательная память: классификация, особенности, развитие
Встаньте и пройдитесь из одного угла квартиры в другой. Наверняка это произошло быстро и вы для этого не приложили особых усилий. К тому же, скорее всего, вы думали в этот момент о том, что происходит и зачем это делать. Или просто представляли в мыслях предстоящий ужин с семьей.
Мы не осознаем многих процессов, которые происходят в нашем организме и сознании. Ведь они просто есть. Этого ли мало?
Мы дышим по инерции. Мы запоминаем дорогу домой по инерции. Мы ходим и бегаем по инерции. Мы знаем, как выглядят наши друзья и родственники, мы помним их имена. Во всех этих процессах активно работает память. Но обычно мы вспоминаем и непосредственно взаимодействуем с ней во время сессии и в других ситуациях, когда в короткий срок нужно запомнить большой объем информации.
Однако если задуматься более глубоко и основательно, то можно прийти к выводу, что без памяти мы бы мало чем отличались от камня на дороге. Представьте, если каждый день после пробуждения вам предстоит заново учиться ходить, учить язык, знакомиться с родственниками, и каждый день снова и снова изучать свои должностные обязанности. Звучит удручающе.
Но это не фантастика. Именно так проходила бы наша жизнь, если бы не способность мозга хранить информацию.
Память — это умение удерживать и воспроизводить в сознании запас знаний, опыта и впечатлений. Она действует во всех сферах нашей жизни. Без ее участия ничего не происходит.
Виды памяти
- Эмоциональная — умение удерживать и воспроизводить любые наши ощущения и чувства. Мы помним те события, которые вызвали у нас яркие эмоции, как отрицательные, так и положительные.
- Образная — способность запомнить и воссоздать образы предметов и явлений. Этот вид работает при помощи наших органов чувств (обоняние, осязание, слух, зрение).
- Двигательная (моторная) память — умение человека фиксировать и воспроизводить движения и системы действий, формируя навыки.
- Словесно-логическая — способность запоминать и передавать мысли, суждения и умозаключения. Эта способность характерна только для человека и отличает его от животных.
В Интернете можно найти много описаний и способов, как развить образную и словесно-логическую память. Эмоциональную изучают на актерских курсах, а вот про двигательную память мало пишут и редко говорят.
Моторная память
На данный момент мнения исследователей разнятся. Двигательная память в психологии хоть и значится, но четкого и закрепленного определения не имеет. В специализированной литературе присутствует несогласованность в использовании терминов. А это приводит к искажению информации, которое может повлечь неверные выводы.
Каждый автор проводил исследование двигательной памяти, исходя из своих убеждений и в силу своего понимания. Одни связывают ее с запоминанием движений, другие относят к наглядно-образной и сопоставляют с заучиванием движений и запоминанием моторных ощущений. Третьи считают, что она функционирует за счет остальных видов памяти. Каждое из этих мнений имеет свое зерно истины, и пока мы не можем точно сказать, кто прав, а кто нет.
Двигательная активность
Зона ответственности моторной памяти очень велика: от простого ручного труда и перемещения тела в пространстве до ювелирной работы пальцами хирурга в процессе операции. Двигательная активность строится на взаимодействии двух направлений. Первое направление включает в мышцах, суставных сумках и сухожильных органах рецепторы, которые передают сигнал через спинной мозг вверх к разным отделам головного мозга.
Второй поток работает от мозга к мышцам и дает сигнал на совершение действий. Сигналы от этих участков формируют особый тип восприимчивости, благодаря которому мозг понимает, в каком положении пребывают мышцы и суставы. Так образуется схема или образ тела. Без этого состояния человек не смог бы выполнить ни одного действия.
Психофизиология двигательной памяти базируется на образовании энграмм и проходит три этапа. Энграмма — это след воспоминаний или физическая привычка, образующиеся в результате обучения:
- На основе работы анализаторов возникает кратковременный след, который формирует сверхкратковременную память.
- Сведения из кратковременной памяти поступают в высшие отделы головного мозга, где анализируются, сортируются и проходят обработку, чтобы выявить новую для организма информацию.
- Новая информация поступает в долговременную память.
Формы хранения информации
Одни действия мы помним всю жизнь, а другие забываем на следующий день. Память бывает кратковременной и долговременной, непроизвольной и произвольной:
- Кратковременная двигательная память – движения запоминаются на короткий срок. Например, танцуя, вы изучаете новые движения, они поступают в отдел временного хранения, и если их не повторять время от времени, то они и вовсе забудутся, а если повторять, то перейдут в долговременную память.
- Долговременная – действия сохраняются надолго, либо на всю жизнь. Например, умение ходить, прыгать, бегать.
- Произвольная память – усвоение происходит с помощью намеренного усилия.
- Непроизвольная – автоматическое запоминание.
Роль памяти в жизни человека
Каково основное назначение двигательной памяти? В чем ее необходимость:
- Формирование базовых навыков человека: письмо, хождение, плавание, которые мы усваиваем в детстве.
- Она важна в профессиях, где требуется точность и быстрота движений: хирург, ювелир и т. д.
- Спортсменам, танцорам, водителям и музыкантам очень важно развивать моторную память, чтобы выполнять действия автоматически.
- Дает возможность концентрироваться не на действиях, а на информации. Например, при печати текста на компьютере, человек сосредотачивается не на клавишах, а на информации.
- Используется для улучшения процессов мышления, она высвобождает пространство для свежих задач.
Ключевые характеристики двигательной памяти
- точность – правильное повторение действий;
- объем – число движений, которое вы можете усвоить и воссоздать;
- устойчивость – насколько ухудшается заучивание и повторение при влиянии отвлекающих факторов;
- прочность – насколько долго вы помните движение и можете его произвести.
Специальные упражнения для двигательной памяти направлены на развитие и улучшение этих показателей.
Зачем тренировать память
Мы непрерывно постигаем какие-либо навыки и ставим перед моторной памятью все новые и новые задачи. Когда вы будете осваивать новое хобби, мозг будет запоминать повторяющиеся действия, и с каждым повторением движения будут получаться все лучше. Чтобы этот процесс пошел быстрей, и освоение нового навыка происходило эффективней, стоит выделять время для специальных тренировок.
Развивать моторную память можно как с помощью специальных упражнений, так и непосредственно в повседневной жизни. Эти методы работают и по отдельности, и в совокупности.
Общее развитие двигательной памяти
- Высыпайтесь по ночам. Во сне мозг восстанавливается.
- Занимайтесь спортом или танцами. Физическая активность насыщает мозг кислородом, а также развивает моторную память.
- Питайтесь разнообразно и сбалансировано. С пищей в мозг поступают необходимые микроэлементы и вещества, которые необходимы для его работы.
- Если вы осваиваете какой-либо навык, то оттачивайте его регулярно. Это поможет закрепить эффект и укрепит механизмы запоминания.
Упражнение на развитие памяти направления
- Присядьте на стул и закрепите напротив лица лист бумаги.
- Закройте глаза и поставьте карандашом точку на бумаге.
- На секунды три уберите руки от листа.
- Попробуйте вновь попасть в то же место на бумаге.
- Откройте глаза, и сравните результаты: две точки должны быть в одном месте.
Тренировка прочности памяти
- Выполните пункты 1 и 2 из упражнения на развитие памяти направления.
- Уберите руки, сделайте круговые махи руками, покрутите и встряхните кисти рук.
- Выполните пункты 4 и 5 из предыдущего. При регулярном выполнении ваши жесты станут четче и точней.
Упражнение на запоминание расстояний
- Закрепите лист на поверхности стола, чтобы он не двигался.
- Зажмурьте глаза и прочертите слева направо линию.
- Уберите руки на пару секунд.
- Проведите вблизи другую такую же черту, как и первая.
- Откройте глаза, измерьте линии и проанализируйте разницу. Они должны быть одной длины.
Упражнение для объемного пространственного мышления
- Начертите три линии разной длины друг под другом.
- Спустя пару секунд повторите действие в том же порядке.
- Проверьте, насколько они совпадают.
Упражнение на устойчивость памяти
- Начертите линии первой партии, как в упражнении для пространственного мышления.
- Подвигайте руками и повысьте время между черчением.
- Сделайте вторую партию линий. Сравните.
Упражнение для меткости и точности жестов
- Закрепите лист либо на столе, либо на стене.
- Упритесь локтем в лист, затем опустите предплечье и кисть.
- Закройте глаза.
- Не поднимая локоть, и не используя запястье, сделайте круговое движение предплечьем и нарисуйте на бумаге дугу.
- Верните руки в начальное положение и нарисуйте еще одну дугу. Они должны совпадать.
Двигательная память в нашей жизни играет не последнюю роль, а может даже одну из главных. С ее помощью все наши действия носят осмысленный характер. Когда вы будете кататься на роликах в парке с друзьями, печатать комментарий к этой статье или мчаться по трассе – помните, что всем этим вы обязаны всего лишь одной маленькой функции нашего умного организма, который добросовестно выполняет свои обязанности. Если вы хотите прожить осмысленную жизнь и до самой старости сохранить бодрость и активность, помогайте своему телу и сознанию! Делайте все, что в ваших силах, чтобы сохранить его работоспособность как можно дольше!
что это? Примеры моторной памяти и упражнения на её развитие
Ежедневно люди пользуются двигательными навыками. Каждый человек обладает своими стилем и темпом при ходьбе, письме, игре, труде.
Характеристика
В психологии запоминание, удержание и воспроизведение различных движений и систем с помощью кожно-мышечного, вестибулярного и моторного анализаторов называют двигательной (моторной) памятью. Это высшая психическая функция. Она оптимизирует процессы мышления. Даже при выполнении самых простых действий в мозговых структурах выстраивается чёткий алгоритм.
Это позволяет сэкономить время и ресурсы организма, высвободить пространство для выполнения новых задач. Действия выполняются автоматически.
В течение дня каждый человек совершает большое количество различных двигательных манипуляций. Приступая к любому действию, будь то работа на конвейере, плавание или езда на велосипеде, индивид должен вначале ему научиться. На бессознательном уровне он фиксирует в памяти амплитуду, направление, скорость, длительность движения. Без запоминания нужно было бы каждый раз снова им обучаться, осваивать с чистого листа.
Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость, сноровка в труде. Так, игра на музыкальном инструменте отпечатывает в памяти когда-то выученные произведения. Спустя несколько лет, после длительной паузы музыкант берёт в руки инструмент и без помарок исполняет музыкальную пьесу. Он и сам искренне удивлён тому, что руки помнят мельчайшие детали этой композиции.
Механизм
В психофизиологии подробно описан весь процесс запоминания и воспроизведения движений. В его основе лежит деятельность центральной нервной системы. Для выполнения различных действий срабатывает активирующая ретикулярная система (АРС) в совокупности с моторными анализаторами.
При желании человека освоить движение сигнал мгновенно поступает в АРС, напоминающую сеточку и охватывающую все стволовые структуры мозга. Там происходит обработка информации, которая может быть заблокирована либо отправлена в кору больших полушарий. Допустим, при просмотре гимнастических упражнений человеку захотелось повторить их, но лень подняться с кресла. Не особо сильная мотивация тормозит сигнал.
Возможна и другая ситуация. Человек заранее облачился в спортивный костюм, приготовился выполнить и запомнить все упражнения. АРС сразу отмечает важность событий, отправляет сигнал в мозг.
Дальше включается моторный анализатор, расположенный в лобной части головного мозга. Сохранение информации происходит при непосредственном задействовании гиппокампа, находящегося в медиальных височных отделах. Сразу начинают действовать мышечная система и вестибулярный аппарат.
За время выполнения упражнений происходит частичное их запоминание. При многократном повторении движений в будущем действия выполняются автоматически с любой скоростью, так как поступивший сигнал мгновенно включает те же отделы головного мозга.
Функции
Двигательная память обеспечивает человека полноценным существованием, способствует развитию координации движений, снимает нервное напряжение и тонизирует мускулатуру. Основные её функции прослеживаются в быту, обучении и профессиональной деятельности.
- Бытовые навыки человек совершенствует на протяжении всей жизни. Их освоение начинается с младенчества. Чёткие и согласованные действия помогают малышу обслуживать себя, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами. Процесс овладевания движениями постоянен. Иной раз взрослому надо научиться пользоваться бытовым прибором: посудомоечной машиной, кофеваркой и т.д.
Если новая техника напоминает предыдущую, то действуют старые нейронные связи, и человек автоматически воспроизводит нужные движения. Незнакомая модель корректирует моторную память, приводит её в соответствие с новой инструкцией.
При болезни Альцгеймера теряются ранее установленные нейронные связи. Моторная память перестаёт работать, и человек больше не может обслуживать себя.
- Данный вид памяти важен для процесса обучения. Двигательные и речевые анализаторы находятся рядом. Для хорошего освоения речи и письма необходимо развивать мелкую моторику рук у детей. Двигательная память активизируется при вышивании, шитье мягких игрушек, изготовлении поделок из природных материалов, макаронных аппликаций, картин из круп и т.п. Комплексы физических упражнений, правила командных игр способствуют формированию двигательной памяти.
Детская центральная нервная система пластична, поэтому ребёнку легче, чем взрослому овладевать движениями.
- Невозможно освоение многих профессий без использования двигательной памяти. Некоторые специальности требуют выполнения точных, тонких и сложных действий. Электрики, акробаты, каскадёры, танцоры обязаны постоянно совершенствовать двигательную память, иначе достичь значительных успехов в профессиональной деятельности невозможно. От неверного движения рук иных специалистов зависит жизнь человека. Страшно представить хирурга, сапёра, машиниста поезда или лётчика с плохой моторной памятью.
Развитие
Развивать моторную память крайне важно. Нередко двигательные навыки помогают сохранить здоровье и жизнь человеку, умеющему правильно сгруппироваться при падении. В гололедицу он безопасно приземляется, тем самым уберегает себя от серьёзных травм.
Психологи приводят в пример случаи выживания автомобилистов, попавших в экстремальную ситуацию на дороге. Там нет времени на обдумывание плана действий. Водитель машинально выворачивает руль в нужном направлении при виде мчащегося по встречной полосе автомобиля.
Уделять внимание двигательной памяти нужно с раннего возраста. Ребёнку крайне важно развить правильную моторику. Есть множество игр на её развитие. Дошкольникам предлагают повторять простые движения за взрослыми. Можно завязать малышу глаза и провести его по простому маршруту, а потом предложить пройти тем же путём без повязки. Очень хорошо приобщать детей к играм с конкретными правилами: «Найди себе пару», «Ручеёк», «У медведя во бору».
В качестве гимнастики для рук неплохо использовать вязание, вышивание, рисование, лепку, резьбу по дереву. Можно играть с членами семьи в показ и воспроизведение движений. Вначале один демонстрирует какие-то действия, а партнёр воспроизводит их в точности. Потом тот добавляет к изображённому новые движения, которые в совокупности с первоначальными действиями должен показать первый игрок, добавив очередное движение. Проигрывает сбившийся с правильного воспроизведения и забывший последовательность действий.
Для закрепления в памяти каких-то определённых движений нужно неоднократно производить одно и то же действие. Желательно повторять его не менее 100 раз. Правильное его выполнение доводится до автоматизма. Это же относится и к заданиям на смену положения.
- Упражнение «гриб – поляна» выполняется кистями и пальцами рук. Плечами двигать не стоит. Задействуют только предплечья. Одну руку, которая символизирует гриб, сжимают в кулак и выставляют вперёд. Она направлена вверх. Раскрытая ладонь другой руки означает полянку, которую следует поместить непосредственно под грибок. Затем быстро прямую ладонь переводят в положение над сжатым кулаком. Во время смены одного символа другим темп постепенно ускоряется.
- При выполнении следующего упражнения предлагается вообразить два огромных колеса. Нужно вытянуть руки и начать вращать воображаемые колёса в разных направлениях. Одной рукой представляемый обруч двигают на себя, второй рукой – по направлению от себя. Затем человек выполняет обороты в противоположную сторону.
Чем быстрее происходит смена направления, тем лучше.
Моторная память: что такое и как натренировать
Моторная память: что такое и как натренировать
Многие люди, особенно с течением лет, сталкивались с неприятной ситуацией, когда крайне важная информация просто исчезала из головы. Оправдывать это можно по-разному: подростковые изменения, старческий склероз, плохая память от природы – однако есть в человеческом мозгу особые методы запоминания, не подверженные влиянию времени. К таким относится моторная (или двигательная) память.
Развитая моторная память крайне важна для спортсменов и танцоров, но также актуальна и для запоминания информации. За формирование этой памяти в человеческом мозгу отвечает область, носящая название «ретикулярная активирующая система». Яркий пример развитой двигательной памяти – секретарь, быстро набирающий текст на клавиатуре. Кстати, любопытно, что во время «слепой» печати такой секретарь обычно концентрирует свое внимание именно на информации, а не на клавишах, на которые нажимает. К тому же ученые утверждают, а опыт подтверждает, что когда мы записываем лекции, то чаще всего стараемся перефразировать материал, т.е. вовлекаемся в учебный процесс больше и глубже, а двигательная память работает сама по себе… Мистика, верно?
Что такое моторная (двигательная) память
Несмотря на достижения техники и 21 век, до сих пор до конца непонятно, почему человек обладает той или иной способностью. К таким чудесам относится моторная, или двигательная память, которая дает возможность запоминать и воспроизводить различные движения или их комбинации. Этот вид запоминания помогает, например, танцорам, наборщикам электронного текста, работникам конвейера и даже любителям велопрогулок и автомобилей. Без моторной памяти человеку каждый раз, приступая к уже знакомому делу, пришлось бы осваивать его «с нуля».
Моторная память особенно важна для людей, чья работа связана с выполнением точных, тонких и сложных движений. К таким людям можно отнести хирургов, акробатов и многих других. Чтобы добиться успехов в своем деле, эти люди развивают двигательную память.
Моторной памятью хорошо владеют люди, которые профессионально играют на любом музыкальном инструменте. Знакомая ситуация: человек, который давно не брал в руки любимый инструмент и долго не повторяющий ранее выученные произведения, играет сразу и без единой помарки. «Руки помнят» — счастливо оправдывается он. Но мы уже образованные люди и знаем, что за так называемую память рук отвечает моторная память.
Человек с хорошо развитой двигательной памятью легко усваивает самые сложные движения в спорте, музыке, танцах. С информацией сложнее – чтобы «добавить» ее в моторную память, нужно вначале всесторонне сознательно осмыслить и интерпретировать. Именно поэтому для запоминания лекции требуется ее либо записать, либо проговорить вслух — можно негромко.
Как натренировать
Итак, в мозгу возникло осознание, что моторная память – очень важно даже в повседневной жизни. Как освоить нужные навыки? Этот вид памяти довольно тяжело развить. Потребуется терпение и усердие.
Моторная память – навык приобретаемый с практикой. Чтобы закрепить ее, не требуется изощренных упражнений. Если вы хотите приобрести определённый навык — следует монотонно повторять одно и то же действие, стараясь, чтобы каждый раз он выполнялся одинаково правильно. При этом, отрабатывая навык, следует концентрироваться на информации или самом действии.
Также существуют общие упражнения для тренировки двигательной памяти. Возникает вопрос — для чего она нужна в повседневной жизни? Как оказалось, упражнения на двигательную память являются отличным спасением для тех, кто постоянно «витает в облаках» и пропускает мимо ушей важную информацию. При этом данные тренировки не занимают много времени и могут быть даже интересны.
1. Упражнение «гриб-поляна». Исходное положение: одна рука,
символизирующая гриб, выставлена вперёд и смотрит вверх, сжата в кулак.
Вторая рука — поляна, ладонь полностью прямая и находится прямо
под»грибом», то есть локтем второй руки. А далее следует резко поменять
руки — «поляна» становится «грибом», а «гриб» — «поляной». Плечи при
этом остаются в прежнем положении, работают только предплечья, кисти и
пальцы. Для лучшего результата темп упражнения можно ускорить.
2. Выставите руки на уровне лица и, словно держась за ручки двух больших колёс, начинайте вращать их в разные стороны по кругу — одно «колесо» на себя, второе — от себя. Поняв, что приноровились, следует поменять направления. Чем скорее научитесь менять их — тем лучше.
Существуют и другие способы развития двигательной памяти. Например, интересные упражнения даёт автор данного видео:
Следует учитывать, что двигательная память полностью связана с тем, что ощущает человек при выполнении движения. Помните: развитие моторной памяти напрямую зависит от умения учиться на своих ошибках. Ведь, как известно, кто не делает ошибок – тот ничего и не делает.
Читайте также:
Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память — Студопедия
Виды памяти
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.
В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.
При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии стремя основными критериями:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную. образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.
В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки».
Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастья, — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».
Эмоциональная память в известном смысле может оказываться сильнее других видов памяти. Каждый по своему опыту знает, как иногда от давно прошедших и основательно забытых событий, книг, кинофильмов остается только впечатление, чувство. Однако и такое чувство не беспредметно. Именно поэтому оно может выступать в качестве первого узелка в развертывании цепочки ассоциаций.
Образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности. Поразительно высокого уровня они могут достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например у слепых, глухих и т. д. Образная память особенно развита у людей «художественных» профессий.
Иногда встречаются люди, обладающие так называемой эйдетической памятью. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти, — это результат возбуждения органов чувств внешними раздражителями. Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализированной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному представлению. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, «переводя взгляд» с детали на деталь, как это обычно можно сделать при восприятии.
Можно предположить, что по аналогии с эйдетической зрительной памятью встречается такая же яркая слуховая, может быть, даже и осязательная память, и cодержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — это… Что такое ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ?
- ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
- ДАУНА БОЛЕЗНЬ
- ДВИГАТЕЛЬНЫЙ (КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЙ) АНАЛИЗАТОР
Смотреть что такое «ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ» в других словарях:
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. То же, что моторная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
двигательная память — запоминание и воспроизведение движений. Находит свою выражение в выработке двигательных навыков, при овладении ручными трудовыми операциями, в занятиях спортом, выполнении строевых приемов, правил стрельбы, др. видов воинской деятельности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого индивидуального опыта; одно из осн. свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и… … Биологический энциклопедический словарь
память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти. Так, возраст 18 25 лет отличается высоким… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
ПАМЯТЬ — ПАМЯТЬ. В деятельности памяти обычно различаются три момента: запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение. Воспроизведение имеет несколько видов. 1. В о с поминани е наиболее часто проявляющаяся форма воспроизведения. Примером может… … Большая медицинская энциклопедия
ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ — ПАМЯТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ. См. двиагтельная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия
Память двигательная — – память на движения, действия. Термин не распространяется на память двигательных навыков и умений * * * вид памяти, в котором определяющую роль играют психомоторные акты … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПАМЯТЬ — – в психоанализе: одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений. Становление и развитие классического психоанализа было связано с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Память — психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.… … Педагогический терминологический словарь
Психология памяти Классные заметки
Введение
С момента рождения мы учимся. Однако обучение было бы бесполезным, если бы у нас не было способа сохранить всю информацию, которую мы изучаем, а затем получить к ней доступ позже. К счастью, об этом позаботится память — память позволяет нам обрабатывать информацию, хранить информацию, а затем обращаться к ней позже, когда она нам понадобится.
Это может показаться очень простым, но на самом деле это довольно сложно. Но не бойтесь, мы разобьем это для вас, чтобы это не было слишком сложно.
Вы можете думать о человеческой памяти как о библиотеке. Цель библиотеки — хранить книги, журналы, музыку и другие материалы. В библиотеке есть система хранения и категоризации материалов, чтобы их можно было найти позже. Если книги изнашиваются в результате чрезмерного использования или теряются, их необходимо заменить. Библиотеки ежегодно получают новые книги и материалы, которые также необходимо заносить в файлы и классифицировать. Если определенные книги редко используются или никогда не восстанавливаются, они удаляются, чтобы освободить место для новых.
Мы не знаем точно, как работает этот процесс или где хранится память, однако исследователи полагают, что части мозга, которые используются в этом процессе, — это гиппокамп, таламус и миндалевидное тело. Люди, у которых есть повреждение одной или всех этих областей, не могут хранить или извлекать информацию эффективно или даже вообще.
Гиппокамп
Гиппокамп находится в височной доле мозга, которая расположена чуть выше ушей.Одна из его функций включает пространственную память, то есть способность человека перемещаться по окружающей среде и знать, где он находится. Это позволяет нам путешествовать по знакомым городам или местам, где мы живем, и помнить, где находятся вещи. Также считается, что гиппокамп жизненно важен для долговременной памяти. Когда происходит повреждение гиппокампа, способность хранить новую информацию теряется, однако человек все еще может помнить вещи, которые были до того, как произошло повреждение.
Таламус
Таламус расположен над стволом головного мозга, недалеко от центра мозга.Это похоже на ретрансляционную станцию, которая принимает сигналы от наших органов чувств, а затем передает их в соответствующую область коры головного мозга. Таламус получает сигналы от всех наших органов чувств, кроме запаха. Таламус также отвечает за моторный контроль и состояния сознания, такие как бдительность и сон. Таламус важен для восстановления памяти, как «библиотекарь» мозга. Он не только отправляет сигналы в нужные области мозга, но и является ретрансляционной станцией для последующего получения информации.
Миндалевидное тело
Миндалевидное тело также находится в височной доле. Он отвечает за наше эмоциональное восприятие событий. Это важно для памяти, потому что она связывает сигналы с последствиями. Когда мы вспоминаем, как мы себя чувствовали, когда что-то произошло в прошлом, значит, работает миндалевидное тело. Он также используется для укрепления долговременной памяти. Исследователи обнаружили, что уровень эмоционального возбуждения, возникающего у человека при изучении чего-либо, влияет на его силу в долговременной памяти.Чем сильнее эмоциональное возбуждение у человека, тем сильнее будет память.
Кратковременная память
Кратковременная память позволяет человеку вспомнить что-то через короткий промежуток времени, не практикуясь или не репетируя. Джордж Миллер написал статью о краткосрочной памяти под названием «Магическое число 7 +/- 2». На основании своих экспериментов он пришел к выводу, что мы можем сохранить от 5 до 9 элементов нашей краткосрочной памяти без репетиций.Сумма может быть увеличена, если предметы разделены на части. Большинство людей запоминают телефонные номера, разделенные на три части, код города, первые три цифры и последние четыре цифры. По прошествии короткого периода времени эта информация ухудшается и теряется, если ее не повторить или не отрепетировать.
Долговременная память
Долговременная память означает сохранение информации в течение длительного времени от нескольких дней до лет.Существует 2 типа долговременной памяти: декларативная и процедурная. Декларативная память касается исторических событий и знаний внешнего мира. Процедурная память касается запоминания того, как использовать предметы и двигать нашим телом. Например, езда на велосипеде будет считаться процедурной памятью. Воспоминание о том, что произошло в детстве, будет декларативной памятью. Еще одно различие между этими двумя типами долговременной памяти заключается в том, что процедурная память не требует сознательного вспоминания, в то время как декларативная память требует.
Долговременная память хранится во многих разных частях мозга. Некоторые теоретики даже считают, что некоторые воспоминания хранятся в других частях тела, например, в сердце. Когда память сохраняется, она имеет тенденцию группироваться, как библиотекарь в нашем примере классифицирует книги. Информация связана со связанными предметами, которые имеют значение и имеют отношение друг к другу. Способы подключения информации уникальны для каждого человека и опыта, который у него был.Например, кокосы напоминают мне мою семью. Эти две темы могут показаться не связанными друг с другом, поэтому давайте проследим мои мысли, чтобы увидеть, как они связаны. Если я думаю о кокосах, я вижу, как кокосовый орех выглядит снаружи и внутри, я знаю, где он выращен, и я помню, каков его вкус. Когда я вспоминаю эту информацию, я думаю о кокосовом крем-пироге. Кокосовый кремовый пирог — мой любимый. Потом я помню, как ел его в свой день рождения с семьей, потому что я не люблю торт. Это воспоминание, в свою очередь, вызывает другую информацию о моей семье и так далее.
Нет предела тому, сколько информации человек может хранить в долговременной памяти, хотя различные нарушения и повреждения мозга могут предотвратить или замедлить этот процесс. Многие методы могут помочь и повысить вероятность того, что информация будет храниться в течение длительного времени. В следующем разделе будут показаны различные способы запоминания и закрепления информации, а также описаны некоторые причины, по которым мы можем что-то забыть.
Методы памяти
Наиболее важным фактором, определяющим переход от кратковременной памяти к долговременной, является репетиция.Рассмотрим фразу: «Практика приводит к совершенству». Эта фраза в основном означает, что наши способности улучшаются в зависимости от количества репетиций, которые мы проводим. Люди используют это утверждение так, как будто практика всегда приводит к положительному улучшению. Однако, если мы что-то репетируем неправильно, мы поправимся …. делать это неправильно! Таким образом, важно не торопиться и правильно учить вещи с первого раза. Труднее изменить неточную информацию или поведение, если они были сохранены в долговременной памяти, например.грамм. привычки.
Еще один важный фактор, который следует учитывать при рассмотрении практики, — это временные рамки, в которых она происходит. Небольшие периоды практики со временем сильнее, чем «зубрежка» за одну ночь. Любой, кто пробовал этот метод сдачи тестов, знает это на собственном горьком опыте.
Как уже говорилось, эмоции, связанные с воспоминаниями, также усиливают удержание. Воспоминания о травмах очень сильны из-за связанных с ними эмоций.Однако это не означает, что эти воспоминания всегда являются полностью точными представлениями о том, что произошло, потому что восприятие и другие факторы влияют на нашу память и могут медленно меняться с течением времени. Вы когда-нибудь слышали о том, чтобы кто-то ловил рыбу, и рыба почему-то становится больше каждый раз, когда рассказывается история?
Другие методы улучшения памяти состоят в использовании более чем одного из наших органов чувств для репетиции информации. Например, чтение списка слов вслух укрепит удержание слов больше, чем чтение списка на бумаге.Объединение информации воедино осмысленным образом, например стихами, группами, музыкой или даже ритмами, также улучшает удержание, а также поиск информации позже. Это объясняет, почему запоминание списка бессмысленных слов труднее, чем запоминание слов, имеющих значение.
Память также укрепляется за счет установления связей и ассоциаций между новой информацией и ранее усвоенной информацией. Чем больше ассоциаций создается, тем легче запоминать информацию и получать к ней доступ.Возвращаясь к нашей библиотечной аналогии, книги легче найти, если они относятся к более чем одной категории. Следовательно, если мы изучим концепцию, а затем соединим ее с похожими вещами, которые мы уже знаем, и отличим ее от противоположностей, мы сможем лучше ее запомнить.
Не забудьте про
Когда мы что-то забываем, часто возникает проблема с кодированием. Возможно, мы отвлекались, пытаясь узнать информацию или когда что-то делали.Например, сколько раз вы теряли ключи или теряли пульт дистанционного управления? Возможно, вы думали о другом, когда кладете ключи. Отвлечение снижает эффективность кодирования, в то время как память требует сознательного внимания. Таким образом, отвлечение внимания объясняет, почему вы положили ключи в холодильник, а пульт дистанционного управления выбросили в мусорное ведро.
Возможно, вы не отвлекались, но и не создавали достаточно ассоциаций, чтобы усилить память о том, куда вы положили ключи.Это приводит к невозможности восстановить память о том, где вы их оставили. Вы можете представить себе несколько возможных мест, где они могут находиться, но не можете вспомнить, в каких именно. Распространенное решение — «повторить свои шаги». По сути, «повторение ваших шагов» проходит через все связанные места в вашем уме, пока вы не найдете правильное, связанное с местоположением ключей.
Нарушения, влияющие на память
Болезнь Альцгеймера: болезнь Альцгеймера — это болезнь пожилых людей (обычно наблюдается у пациентов в возрасте 65 лет и старше), при которой мозг медленно дегенерирует.Симптомами являются спутанность сознания, потеря памяти, проблемы с вербальным выражением, эмоциональная ответственность (означает, что они часто меняют настроение) и прогрессирующая потеря контроля над телом, которая приводит к смерти. На поздних стадиях болезни Альцгеймера пациенты неспособны узнавать значимых других, они могут бесцельно блуждать и не могут заботиться о себе.
Деменция: Деменция определяется как потеря прежних когнитивных способностей и функций.Это скорее название симптома, чем фактическое заболевание. Например, болезнь Альцгеймера — это болезнь, симптомом которой является слабоумие. Люди с деменцией могут иметь повреждение долговременной памяти, кратковременной памяти или того и другого.
Болезнь Хантингтона: Болезнь Хантингтона — дегенеративное заболевание, которое влияет на координацию мышц, а также на когнитивные нарушения. Обычно его диагностируют в возрасте от 35 до 44 лет. Симптомы включают резкие движения или неправильную позу, изменения личности, деменцию, общую физическую нестабильность, проблемы со сном и судороги.
Болезнь Паркинсона: Болезнь Паркинсона — дегенеративное заболевание центральной нервной системы (системы, отвечающей за координацию движений). Симптомы — скованность, тремор и замедление движений. Пациенты могут испытывать или не испытывать потерю когнитивных способностей, таких как память. Многие люди испытывают замедление когнитивных функций, а другие прогрессируют до деменции.
Шизофрения: Шизофрения — это заболевание, наиболее известное из-за симптомов зрительных и слуховых галлюцинаций, однако оно также связано со многими другими когнитивными нарушениями.Некоторые из этих симптомов — заблуждение, неспособность получать удовольствие, проблемы с памятью, речью и решением проблем, и это лишь некоторые из них. Люди, страдающие шизофренией, так сильно верят в свои иллюзии и / или галлюцинации, потому что они не могут отличить истинные воспоминания и реальность от своих симптомов нереальности. Если у вас когда-нибудь кто-то пытался сказать вам, что что-то, что вы помните, на самом деле не произошло, вы немного ближе к пониманию того, что чувствует шизофрения.
.
Процедурная память: определение и примеры
Процедурная память — это часть долговременной памяти, которая отвечает за умение делать вещи, также известная как двигательные навыки. Как следует из названия, процедурная память хранит информацию о том, как выполнять определенные процедуры, такие как ходьба, разговор и езда на велосипеде. Углубление во что-то в своей процедурной памяти не требует сознательного мышления.
Процедурная память — это подмножество неявной памяти, иногда называемой бессознательной или автоматической памятью.Неявная память использует прошлый опыт, чтобы запоминать вещи, не думая о них. Он отличается от декларативной памяти или явной памяти, которая состоит из фактов и событий, которые могут быть явно сохранены и сознательно вызваны или «объявлены».
Примеры процедурной памяти
Говорят, что музыканты и профессиональные спортсмены выделяются отчасти из-за их превосходной способности формировать процедурные воспоминания. Процедурная память также важна для развития языка, поскольку позволяет человеку говорить, не задумываясь о правильной грамматике и синтаксисе.
Некоторые примеры задач, зависящих от процедурной памяти:
- Игра на фортепиано
- Катание на лыжах
- Катание на коньках
- Игра в бейсбол
- Плавание
- Вождение автомобиля
- Езда на велосипеде
- Подъем по лестнице
Декларативная память vs процедурная память
Одним из примеров различий между процедурной и декларативной памятью является то, что процедурная память позволяет вам помнить, как ездить на велосипеде, даже если вы не делали этого годами, в то время как вам нужно полагаться на декларативную память, чтобы вспомнить маршрут до ближайшего парка и обратно домой.
Хотя декларативная память может быть объяснена, большинству людей трудно вербализовать процедурную память. Дать кому-то дорогу до магазина, что задействует декларативную память, легче передать, чем управлять автомобилем.
Некоторые примеры декларативной памяти:
- Зная свой адрес
- Вспоминая, что Трентон — столица Нью-Джерси
- Запомнив номер своего служебного телефона
Мозг и процедурная память
В головном мозге, префронтальной коре, теменная кора и мозжечок участвуют в обучении моторике на раннем этапе.Мозжечок особенно важен, поскольку он необходим для координации потока движений, необходимых для умелого движения и определения времени движений.
Хотя у нас есть все нейроны, которые нам нужны для жизни, когда мы рождаемся, их нужно запрограммировать с помощью опыта для выполнения таких задач, как зрение и слух, а затем ходьба и разговор.
Процедурная память формируется, когда повторяющиеся сигналы усиливают синапсы. Хотя процедурная память может быть такой же базовой, как формирование связи между двумя нервными клетками на кончике пальца, другие процедурные воспоминания более сложны и требуют больше времени для формирования.
Психология процедурной памяти
Исследователи, изучающие процедурную память, говорят, что она формирует характер человека. Основа теории состоит в том, что обучение определенному поведению или эмоциональным реакциям заставляет их становиться автоматическими реакциями на определенные ситуации. Это может укрепить хорошие привычки, но также затруднить избавление от вредных, поскольку требуется много усилий, чтобы заменить положительное поведение отрицательным.
Повреждение определенных областей мозга, таких как мозжечок и базальные ганглии, может повлиять на процесс обучения.В исследованиях людей с травмами головного мозга исследователи продемонстрировали, что формирование процедурной и декларативной памяти, по-видимому, контролируется различными частями мозга. Кроме того, эти системы памяти могут работать независимо.
В исследовании 1997 года пациентов с болезнью Альцгеймера было обнаружено, что процедурная память функционирует лучше, чем декларативная память, потому что процедурная память меньше зависит от пораженных участков мозга, таких как базальные ганглии и мозжечок.По мере снижения когнитивной функции декларативная и эпизодическая память ухудшается быстрее, чем процедурная.
Связанные :
.