Психологические особенности старости (часть2)
_2_
Но, есть и отрицательные типы развития в старости
Например, к таковым могут отнесены ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями.
Другой вариант негативного проявления старости — разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными.
После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. Психологическая неудовлетворённость своим положением нередко влечёт за собой быстрое наступление физического одряхления, сопровождающегося иногда психическим расстройством. Как правило, одинокие старики живут в худших экономических и бытовых условиях, чем семейные.
И у мужчин, и у женщин достаточно высок социальный риск в случае утраты одного из супругов или другого родственника. Перенести смерть близкого человека, пережить её — самый мощный стрессовый фактор жизни.
Семья становится основным фактором, в ней должно строиться отношения на основе личной ответственности за благополучие всех и каждого, стремления облегчить положение лиц старшего возраста. Характерно, что пожилые люди склонны очень высоко оценивать свои семейные отношения и качество помощи, получаемой ими от семьи. Необходимо, однако, иметь в виду, что сам по себе уход со стороны близких людей вызывает естественную благодарность у беспомощного человека, поддерживая его уверенность в том, что он занимает в семье надлежащее ему место и пользуется любовью и уважением.
Жизнь в старости наверняка нелегка, но она должна отходить от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это — стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и своё психическое развитие, о котором никогда
не следует забывать.
Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении новые ценности и качества. В этом старого человека должны поддерживать окружающие его люди, которые могут помочь ему сделать его старость более счастливой. Творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта.
Подводя итог, можно выделить следующее:
1. Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60 -65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни.
2. Старость — явление в большей степени социального, чем физического порядка, психологическое развитие продолжается и в старости.
3. Э.Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.
4. На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком, так как она приводит к сенсибилизации включённых в неё функций и тем самым способствует их сохранности.
5. Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлечённостью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным “вымыванием” возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.
6. После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимости социальной поддержки старости.
7. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надёжности.
8. Как правило, старики не строят долгосрочных планов — это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее.
9. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).
Народная мудрость
утверждает, что “старость — не радость”. Категоричность афоризма делает его уязвимым, ибо он не учитывает всей сложности и многогранности явления.
Это скорее мнение, и как таковому ему может быть противопоставлено иное мнение. Старость только начинает осмысливаться человечеством как возраст, таящий в себе большие резервы и возможности. Творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта. Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых людей есть одно, которого нет и не может быть у других.
Это — мудрость жизни, знаний, ценностей.
[Встроенная картинка не переводится] …в начало
Тема 4.6 Старение и старость /2ч./. — Студопедия
Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60-65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни. Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).
Старость — явление в большей степени социального, чем физиологического порядка, психологически развитие продолжается и в старости. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием.
На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком так как она приводит к сенсибилизации включенных в нее функций и тем самым способствует их сохранности.
Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлеченностью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.
После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера, ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности. Как правило, старики не строят долгосрочных планов — это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее. «Вечно молодыми» хотят остаться только нереализовавшиеся и незрелые пожилые люди, с неустоявшейся самооценкой, депривированные и фрустрированные жизнью, а для большинства стариков более ценным оказывается чувство «реализованности» возраста. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).
Рекомендуемая литература.
Основная литература.
1. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2011
2. Петровский, А. В. Психология [Текст]: [учебник для вузов] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2008.
3. Сидоренков, А.В., Захарченко, Н.А., Ситдикова, С.Н. Методики изучения доверия детей к незнакомым взрослым: учебно-методическое пособие/ А. В. Сидоренков, Н.А. Зхарченко, С.Н. Ситдикова. – Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. – 70с.
Дополнительная литература.
1. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.П. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ.высш.учеб.заведений/ В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
3. Психология развития: Учебник для с туд. Высш. Психол.учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 568 с.
4. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
5. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349с.
6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 (эл. ресурс)
7. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия: для сткдентов высш. пед. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М. прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. М.: академия, 2008. – 367с.
8. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] : тесты: учеб. Пособие для вузов/ Е.В. Гурова. – М.: аспект Пресс, 2005. – 174 с.
9. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций – Москва: А- Приор, 2010. (электронный ресурс)
10. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов – Москва: ВЛАДОС, 2008 (эл. ресурс)
11. Куттер П., Мюллер Т. Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. – М.: Когито-Центр, 2011 (эл. ресурс)
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов – М: ЮРАЙТ, 2011 (Эл. Ресурс)
13. Поляков А.М. психология развития: учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей учерждений, обеспечивающих получение высшего образования, 2-е издание. – Минск: ТетраСистемс, 2009. (Эл. ресурс)
14. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст]: учеб. Пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта; Рос. акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – 4-е изд., испр. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2005. – 320с.
15. Психология личности [Текст]: хрестоматия. Т. 1 / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2006. — 512 с. Бачинин, В. А.
Психология [Текст]: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — 272 с. — Библиогр.: с. 266
16. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] = Personality theories: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2007. — 607 с.
17. Диалог в контексте возрастной психологии [Электронный ресурс]/ Режим доступа — http://elibrary.ru/item.asp?id=12535439
18. Проблемы возратсной и педагогической психологии в древнее время и средние века (по материалам Ирана и Азербайджана [Электронный ресурс]/ Режим доступа — http://elibrary.ru/item.asp?id=16753432
Порхачева, Л.В., Джус К.Я. Основные направления развития личности в период ранней взрослости [Электронный ресурс]/ Режим доступа — — http://elibrary.ru/item.asp?id=13979159
Перечень всех учебных материалов
|
4.4.2. Изменение структуры социальной активности в старости
Хотя старение — неизбежный биологический факт, тем не менее социально-культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него свое влияние. Душевное здоровье современного человека на любой фазе жизни во многом определяется его вовлеченностью в общение. Чем старше становится человек, тем больше в силу объективных причин сужаются его социальные связи и снижается социальная активность. Это обусловлено, во-первых, прекращением обязательной профессиональной деятельности, естественным образом влекущей за собой установление и обновление системы социальных связей и обязательств; очень немногие старики продолжают активно участвовать в деловой жизни.
|
Роль семьи в старости — Студопедия
По мере старения роль семьи в жизни пожилого человека возрастает: прекращение работы при достижении пенсионного возраста, часто наступающее в этот период ухудшение здоровья и усиливающее снижение мобильности ограничивает интересы и виды деятельности пожилых людей, всё внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты.
Ослабление здоровья, возрастающее с годами, физическое одряхление ставят пожилого человека всё в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их помощи и опеке. Находясь в семье, пожилые и старые люди могут надеяться на безопасность и независимость от трудностей, с которыми им приходится сталкиваться.
В то же время, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам семьи в ведении домашнего хозяйства и в уходе за детьми, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помогает ему в определённой мере адаптироваться к периоду старости.
Место пожилого человека в семье, так же как и в обществе в целом, определяется общим социально-экономическим культурным развитием, материальным и хозяйственными взаимоотношениями, личностными, в частности, национальными обычаями.
В настоящее время процесс расчленения сложной семьи прогрессирует, и это приводит к тому, что всё чаще мы встречаем семьи, состоящие из одной пожилой супружеской пары, которая через определённое время может в результате смерти одного из супругов, перейти в категорию одиночек. Семейная жизнь у стариков продолжается, приближаясь к своей золотой свадьбе, они, нормальные живые люди, трогательнее и трепетнее относятся друг к другу. Знаков внимания становится больше, в них и скрытая просьба, и намёк, и юмор, и не растраченное чувство. Нормальные семьи в старости приобретают совершенно фантастическое качество – супруги становятся внешне похожими друг на друга.
Сейчас молодые способны материально обеспечить себя сами, а старшее поколение получает пенсию и другие виды социальной помощи. Всё это способствует относительной материальной независимости поколений друг от друга. В связи с этим уменьшается необходимость кооперации, и тем самым разрушается семейная солидарность, взаимная зависимость. В современном обществе ответственность за пожилых становится формальной, ритуальной и деперсональной. Рассматривая современную семью в нашем обществе, Александрова указывает на то, что старики – отцы семейства не играют прежней роли, что молодое поколение не нуждается в поддержке стариков, а старики и вовсе отходят от семьи, не выполняя роли дедушек и бабушек.
Большинство пожилых людей состоит в сложных, разнообразных отношениях с семьёй, друзьями и соседями. Между тем идеал существования пожилых – это тесные социальные связи при достаточно высоком уровне независимости, то есть рациональное сочетание семейной заботы и личностной автономии.
Одиночество связано с усугублением чувства изоляции в обществе. После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. Психологическая неудовлетворённость своим положением нередко влечёт за собой быстрое наступление физического одряхления, сопровождающегося иногда психическим расстройством. Как правило, одинокие старики живут в худших экономических и бытовых условиях, чем семейные.
Довольно часто одиночество приводит к суицидальным поступкам. И у мужчин, и у женщин достаточно высок социальный риск в случае утраты одного из супругов или другого родственника. Перенести смерть близкого человека, пережить её – самый мощный стрессовый фактор жизни. В целом 25% суицидов связаны с необратимой утратой: смертью или гибелью близкого человека.
Семья становится основным фактором, сдерживающим суицидное поведение пожилого человека. В ней должно строиться отношения на основе личной ответственности за благополучие всех и каждого, стремления облегчить положение лиц старшего возраста.
Характерно, что пожилые люди склонны очень высоко оценивать свои семейные отношения и качество помощи, получаемой ими от семьи. Необходимо, однако, иметь в виду, что сам по себе уход со стороны близких людей вызывает естественную благодарность у беспомощного человека, поддерживая его уверенность в том, что он занимает в семье надлежащее ему место и пользуется любовью и уважением. Однако из средств массовой информации, а чаще всего из практики, мы узнаём и о случаях отказа семьи от ухода за стариками.
Усилия семьи по уходу за своими больными и немощными стариками измеряются не только категориями медицинских и эмоциональных ценностей, они экономят государству значительные средства, которые необходимо было бы тратить на дома-интернаты, больницы, пансионаты. Трудно представить себе ситуацию в масштабе всего общества, если бы не существовало такого семейного ухода.
Приняв во внимание широкий спектр услуг, оказываемых старым людям членами семьи, нереальной кажется, идея переложить оказание этих услуг на плечи администрации служб здравоохранения и социальных учреждений. Точно так же нереально полагать, что семья может взять на себя ещё какие-либо дополнительные усилия. Таким образом, с одной стороны, семья выполняет особую функцию, которая заключается в ликвидации пробелов в деятельности органов здравоохранения и социальной защиты, а с другой стороны – у семьи весьма ограниченные возможности в тех случаях, где нужны профессиональные знания, умения, навыки.
Подводя итог, можно выделить следующее:
1. Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60
-65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни.
2. Старость – явление в большей степени социального, чем физического порядка, психологически развитие продолжается и в старости.
3. Э.Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность– целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.
4. На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком, так как она приводит к сенсибилизации включённых в неё функций и тем самым способствует их сохранности.
5. Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлечённостью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным “вымыванием” возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.
6. После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимости социальной поддержки старости.
7. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надёжности.
8. Как правило, старики не строят долгосрочных планов – это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее.
9. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).
Тема 4.6 Старение и старость /2ч./. — КиберПедия
Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60-65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни. Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).
Старость — явление в большей степени социального, чем физиологического порядка, психологически развитие продолжается и в старости. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием.
На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком так как она приводит к сенсибилизации включенных в нее функций и тем самым способствует их сохранности.
Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлеченностью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.
После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера, ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности. Как правило, старики не строят долгосрочных планов — это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее. «Вечно молодыми» хотят остаться только нереализовавшиеся и незрелые пожилые люди, с неустоявшейся самооценкой, депривированные и фрустрированные жизнью, а для большинства стариков более ценным оказывается чувство «реализованности» возраста. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).
Рекомендуемая литература.
Основная литература.
1. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2011
2. Петровский, А. В. Психология [Текст]: [учебник для вузов] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2008.
3. Сидоренков, А.В., Захарченко, Н.А., Ситдикова, С.Н. Методики изучения доверия детей к незнакомым взрослым: учебно-методическое пособие/ А. В. Сидоренков, Н.А. Зхарченко, С.Н. Ситдикова. – Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. – 70с.
Дополнительная литература.
1. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.П. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ.высш.учеб.заведений/ В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
3. Психология развития: Учебник для с туд. Высш. Психол.учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 568 с.
4. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
5. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349с.
6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 (эл. ресурс)
7. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия: для сткдентов высш. пед. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М. прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. М.: академия, 2008. – 367с.
8. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] : тесты: учеб. Пособие для вузов/ Е.В. Гурова. – М.: аспект Пресс, 2005. – 174 с.
9. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций – Москва: А- Приор, 2010. (электронный ресурс)
10. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов – Москва: ВЛАДОС, 2008 (эл. ресурс)
11. Куттер П., Мюллер Т. Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. – М.: Когито-Центр, 2011 (эл. ресурс)
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов – М: ЮРАЙТ, 2011 (Эл. Ресурс)
13. Поляков А.М. психология развития: учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей учерждений, обеспечивающих получение высшего образования, 2-е издание. – Минск: ТетраСистемс, 2009. (Эл. ресурс)
14. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст]: учеб. Пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта; Рос. акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – 4-е изд., испр. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2005. – 320с.
15. Психология личности [Текст]: хрестоматия. Т. 1 / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2006. — 512 с. Бачинин, В. А.
Психология [Текст]: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — 272 с. — Библиогр.: с. 266
16. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] = Personality theories: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2007. — 607 с.
17. Диалог в контексте возрастной психологии [Электронный ресурс]/ Режим доступа — http://elibrary.ru/item.asp?id=12535439
18. Проблемы возратсной и педагогической психологии в древнее время и средние века (по материалам Ирана и Азербайджана [Электронный ресурс]/ Режим доступа — http://elibrary.ru/item.asp?id=16753432
Порхачева, Л.В., Джус К.Я. Основные направления развития личности в период ранней взрослости [Электронный ресурс]/ Режим доступа — — http://elibrary.ru/item.asp?id=13979159
Принцип доступности данного вида деятельности для пожилого человека.
Принцип вовлеченности пожилого человека в выполняемую деятельность.
3. Принцип одобрения социальным окружением выполнения пожилым человеком избранной деятельности. Этот принцип является наиболее важным, т. к. социальная изоляция пожилых людей приводит к повышению у них ориентировки на социальное окружение и большая степень зависимости от него.
Одиночество пожилых людей – наиболее важная социально-психологическая проблема. В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отделяются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят и опасение одиночества, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.
Таким образом, проблема кризисных состояний пожилых людей является чрезвычайно актуальной на современном этапе развития общества. Старость также следует проживать с пользой для себя и других. Конечно, некоторые условия изменились. Одни дела и проблемы исчезли, другие возникли. Необходимо приспособиться и перестроиться. Приспособление – это настойчивость, разумная оценка ситуации, отказ от некоторых дел, отход от определенной деятельности, адаптация своих действий к возможностям организма. Перестройка – это развитие новых возможностей, интересов, включенность в новую деятельность. Именно в этом сочетании приспособления и перестройки жизни заключается искусство старения, главные элементы и условия которого — физическое и психическое здоровье.
Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.
Кризис, как и любой процесс, имеет стадии развития.
на первой наблюдается первичный рост напряжения, который инициирует привычные паттерны решения проблемы;
на второй стадии напряжение растет, при условии, что способы решения проблемы не принесли желаемого результата;
третья стадия характеризуется увеличением напряжения, которое, в свою очередь, мобилизует внутренние и внешние ресурсы человека;
четвертая стадия наступает при условии, что предыдущие три не привели к разрешению проблемы и приводит к повышению тревожности и депрессии, чувству безнадежности и беспомощности, дезорганизации личности.
Кризисы бывают не только в детском и подростковом возрасте, они сопровождают и взрослую жизнь человека. Кризисы возрастного развития зрелых периодов жизни и старости изучены намного меньше кризисов детства. В значительной мере это связано с недостаточной разработанностью проблемы периодизации онтогенеза за пределами детства и юности.
Демографический кризис который переживает Россия, проявляется и увеличением в возрастной структуре населения доли пожилых людей. Это обстоятельство выводит на первый план проблемы пожилых людей. Выход на пенсию, смена социальных, экономических условий проживания пожилых людей приводят к тому, что у них развиваются возрастные кризисы. В зависимости от того, как пожилой человек сумеет преодолеть этот кризис, будет зависеть процесс его личностной самореализации и возможность активной полноценной жизни.
Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлечённостью в общение. Постепенно приходит осознание социального отчуждения от последующих поколений, которое переживается болезненно. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надёжности. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).
Психическое здоровье пожилых людей
\ n
Проблема
\ n
\ n Население мира быстро стареет. По оценкам, в период с 2015 по 2050 год доля пожилых людей в мире почти удвоится — с 12% до 22%. В абсолютном выражении это ожидаемое увеличение с 900 миллионов до 2 миллиардов человек в возрасте старше 60 лет. Пожилые люди сталкиваются с особыми проблемами физического и психического здоровья, которые необходимо признать.
\ n
\ nБолее 20% взрослых в возрасте 60 лет и старше страдают психическими или неврологическими расстройствами (за исключением головных болей) и 6.6% всех случаев инвалидности (лет жизни с поправкой на инвалидность — DALY) среди людей старше 60 лет связано с психическими и неврологическими расстройствами. Эти расстройства у пожилых людей составляют 17,4% лет, прожитых с инвалидностью (YLD). Наиболее распространенными психическими и неврологическими расстройствами в этой возрастной группе являются слабоумие и депрессия, от которых страдают примерно 5% и 7% пожилого населения мира соответственно. Тревожные расстройства затрагивают 3,8% пожилого населения, проблемы с употреблением психоактивных веществ затрагивают почти 1%, а около четверти смертей от членовредительства приходится на людей в возрасте 60 лет и старше.Проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами среди пожилых людей часто игнорируются или неправильно диагностируются.
\ n
\ n Проблемы с психическим здоровьем недооцениваются медицинскими работниками и самими пожилыми людьми, и стигма, окружающая эти состояния, заставляет людей неохотно обращаться за помощью.
\ n
Факторы риска проблем психического здоровья среди пожилых людей
\ n
\ nВ любой момент жизни может быть несколько факторов риска проблем психического здоровья. Пожилые люди могут испытывать жизненные стрессоры, общие для всех людей, но также и факторы стресса, которые чаще встречаются в более позднем возрасте, такие как значительная постоянная потеря способностей и снижение функциональных способностей.Например, пожилые люди могут испытывать ограниченную подвижность, хроническую боль, слабость или другие проблемы со здоровьем, для решения которых им требуется какая-либо форма длительного ухода. Кроме того, пожилые люди с большей вероятностью переживут такие события, как тяжелая утрата или падение социально-экономического статуса после выхода на пенсию. Все эти факторы стресса могут привести к изоляции, одиночеству или психологическому стрессу у пожилых людей, в связи с чем им может потребоваться длительный уход.
\ n
\ n Психическое здоровье влияет на физическое здоровье и наоборот.Например, пожилые люди с физическими заболеваниями, такими как болезни сердца, чаще страдают депрессией, чем здоровые. Кроме того, невылеченная депрессия у пожилого человека с сердечным заболеванием может негативно повлиять на ее исход.
\ n
\ n Пожилые люди также уязвимы перед лицом жестокого обращения с пожилыми людьми, включая физическое, словесное, психологическое, финансовое и сексуальное насилие; оставление; халатное отношение; и серьезная утрата достоинства и уважения. Текущие данные показывают, что каждый шестой пожилой человек подвергается жестокому обращению с пожилыми людьми.Жестокое обращение с пожилыми людьми может привести не только к физическим травмам, но и к серьезным, иногда долгосрочным психологическим последствиям, включая депрессию и тревогу.
\ n
Деменция и депрессия среди пожилых людей как проблемы общественного здравоохранения
\ n
Деменция
\ n
\ n Деменция — это синдром, обычно хронического или прогрессирующего характера, при котором наблюдается ухудшение памяти, мышления, поведения и способность выполнять повседневную деятельность. В основном это поражает пожилых людей, хотя это не нормальный процесс старения.
\ n
\ nПо оценкам, 50 миллионов человек во всем мире живут с деменцией, причем почти 60% из них живут в странах с низким и средним уровнем дохода. Общее количество людей с деменцией, по прогнозам, увеличится до 82 миллионов в 2030 году и до 152 миллионов в 2050 году.
\ n
\ nСуществуют серьезные социальные и экономические проблемы с точки зрения прямых затрат на медицинское, социальное и неформальное лечение, связанное с деменцией. , Кроме того, физическое, эмоциональное и экономическое давление может вызвать большой стресс у семей и лиц, осуществляющих уход.Необходима поддержка со стороны системы здравоохранения, социальной, финансовой и правовой систем как людям с деменцией, так и лицам, осуществляющим за ними уход.
\ n
Депрессия
\ n
\ nДепрессия может причинить большие страдания и привести к нарушению функционирования в повседневной жизни. Униполярная депрессия встречается у 7% пожилого населения в целом и составляет 5,7% YLD среди людей старше 60 лет. В учреждениях первичной медико-санитарной помощи депрессия не диагностируется и не лечатся. Симптомы часто упускаются из виду и не лечатся, потому что они сочетаются с другими проблемами, с которыми сталкиваются пожилые люди.
\ n
\ n Пожилые люди с депрессивными симптомами хуже функционируют по сравнению с людьми с хроническими заболеваниями, такими как заболевания легких, гипертония или диабет. Депрессия также увеличивает восприятие плохого здоровья, использование медицинских услуг и затрат.
\ n
Стратегии лечения и ухода для удовлетворения потребностей пожилых людей в области психического здоровья
\ n
\ nВажно подготовить поставщиков медицинских услуг и общества к удовлетворению особых потребностей пожилых людей, в том числе:
\ n
- \ n
- обучение для медицинские работники по уходу за пожилыми людьми;
- профилактика и лечение возрастных хронических заболеваний, включая психические, неврологические расстройства и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ;
- разработка устойчивой политики в отношении долгосрочной и паллиативной помощи; и
- разработка услуг и настроек для пожилых людей.
\ n
\ n
\ n
\ n
\ n
Укрепление здоровья
\ n
\ nПсихологическое здоровье пожилых людей можно улучшить, содействуя активному и здоровому старению. Укрепление здоровья пожилых людей с точки зрения психического здоровья включает создание условий жизни и среды, способствующих благополучию и позволяющих людям вести здоровый образ жизни. Укрепление психического здоровья во многом зависит от стратегий, обеспечивающих наличие у пожилых людей необходимых ресурсов для удовлетворения своих потребностей, таких как:
\ n
- \ n
- , обеспечивающие безопасность и свободу;
- Достаточное жилище через поддерживающую жилищную политику;
- социальная поддержка пожилых людей и их опекунов;
- медицинские и социальные программы, ориентированные на уязвимые группы, такие как одинокие и сельские жители или страдающие хроническими или рецидивирующими психическими или физическими заболеваниями;
- программ по предотвращению жестокого обращения с пожилыми людьми и борьбе с ними; и
- программ развития сообщества.
\ n
\ n
\ n
\ n
\ n
\ n
\ n
Вмешательства
\ n
\ nСрочное распознавание и лечение психических, неврологических расстройств и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, у пожилых людей имеют важное значение. Рекомендуются как психосоциальные вмешательства, так и лекарства.
\ n
\ nВ настоящее время нет доступных лекарств для лечения деменции, но многое можно сделать для поддержки и улучшения жизни людей с деменцией, их опекунов и семей, например:
\ n
- \ n
- ранняя диагностика по порядку способствовать раннему и оптимальному управлению;
- оптимизация физического и психического здоровья, функциональных возможностей и благополучия;
- выявление и лечение сопутствующих соматических заболеваний;
- обнаружение проблемного поведения и управление им; и
- предоставление информации и долгосрочной поддержки лицам, осуществляющим уход.
\ n
\ n
\ n
\ n
\ n
\ n
Психиатрическая помощь в обществе
\ n
\ nХорошая общая медицинская и социальная помощь важна для укрепления здоровья пожилых людей, профилактики заболеваний и ведения хронических заболеваний. Поэтому важно обучить всех медицинских работников работе с проблемами и расстройствами, связанными со старением. Решающее значение имеет эффективная первичная психиатрическая помощь пожилым людям на уровне общины. Не менее важно сосредоточить внимание на долгосрочном уходе за пожилыми людьми, страдающими психическими расстройствами, а также на предоставлении воспитателям образования, обучения и поддержки.
\ n
\ nДля обеспечения наивысшего качества услуг людям с психическими заболеваниями и их опекунам требуется соответствующая и благоприятная законодательная среда, основанная на международно признанных стандартах прав человека.
\ n
Ответные меры ВОЗ
\ n
\ nВОЗ поддерживает правительства в целях укрепления и укрепления психического здоровья пожилых людей и интеграции эффективных стратегий в политику и планы. Глобальная стратегия и план действий по проблемам старения и здоровья были приняты Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2016 г.Одна из целей этой глобальной стратегии — привести системы здравоохранения в соответствие с потребностями пожилого населения в области психического и физического здоровья. Ключевые действия включают: ориентацию систем здравоохранения на внутреннюю способность и функциональные возможности, разработку и обеспечение доступного доступа к качественной комплексной клинической помощи, ориентированной на пожилых людей, а также обеспечение устойчивых и надлежащим образом обученных, развернутых и управляемых кадров здравоохранения.
\ n
\ nКомплексный план действий в области психического здоровья на 2013-2020 гг. — это обязательство всех государств-членов ВОЗ предпринять конкретные действия по укреплению психического благополучия, профилактике психических расстройств, оказанию помощи, ускорению выздоровления, продвижению прав человека и сокращению смертность, заболеваемость и инвалидность лиц с психическими расстройствами, в том числе пожилых людей.Он фокусируется на 4 ключевых задачах:
\ n
- \ n
- укреплять эффективное руководство и управление в области психического здоровья;
- предоставлять комплексные, интегрированные и оперативные услуги в области психического здоровья и социальной помощи в условиях местного сообщества;
- реализовать стратегии по продвижению и профилактике психического здоровья; и
- укрепить информационные системы, данные и исследования в области психического здоровья.
\ n
\ n
\ n
\ n
\ n
\ nДепрессия, психозы, самоубийства, эпилепсия, деменция и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, включены в Программу действий ВОЗ по устранению пробелов в психическом здоровье (mhGAP), которая направлена на улучшение помощи при психических, неврологических расстройствах и расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ, посредством предоставления рекомендаций и инструменты для развития служб здравоохранения в районах с ограниченными ресурсами.Пакет mhGAP состоит из мероприятий по профилактике и лечению каждого из этих приоритетных состояний в неспециализированных медицинских учреждениях, в том числе для пожилых людей.
\ n
\ nВОЗ считает деменцию проблемой общественного здравоохранения и опубликовала отчет Деменция: приоритет общественного здравоохранения , призванный призвать к действиям на международном и национальном уровнях. ВОЗ организовала первую министерскую конференцию по глобальным действиям против деменции в марте 2015 года, которая способствовала повышению осведомленности о проблемах общественного здравоохранения и экономических проблемах, связанных с деменцией, лучшему пониманию ролей и обязанностей государств-членов и заинтересованных сторон, а также привела к «Призыву к Акция », поддержанная участниками конференции.
\ n
\ nВ мае 2017 года Всемирная ассамблея здравоохранения одобрила Глобальный план действий общественного здравоохранения по мерам реагирования на деменцию на 2017-2025 годы . План представляет собой комплексный план действий — для политиков, международных, региональных и национальных партнеров и ВОЗ — в таких областях, как повышение осведомленности о деменции и создание инициатив, благоприятствующих деменции; снижение риска деменции; диагностика, лечение и уход; исследования и инновации; и поддержка лиц, ухаживающих за деменцией.Он направлен на улучшение жизни людей с деменцией, лиц, осуществляющих уход за ними, и семей, при одновременном уменьшении воздействия деменции на отдельных лиц, сообщества и страны. В рамках усилий по реализации Плана была создана международная платформа наблюдения, Глобальная обсерватория деменции, для политиков и исследователей, чтобы облегчить мониторинг и обмен информацией о политике в отношении деменции, предоставлении услуг, эпидемиологии и исследованиях.
«,» datePublished «:» 2017-12-12T15: 49: 00.0000000 + 00: 00″ , «образ»: «https://www.who.int/images/default-source/imported/elderly-hard-of-hearing-jpg.jpg?sfvrsn=77db95b4_0», «издатель» : {«@ type»: «Organization», «name»: «Всемирная организация здравоохранения: ВОЗ», «logo»: {«@type»: «ImageObject», «url»: «http: //www.who. INT / изображения / SchemaOrg / schemaOrgLogo.jpg » «ширина»: 250, «высота»: 60}}, «dateModified»: «2017-12-12T15: 49: 00,0000000 + 00: 00», «mainEntityOfPage»:» https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-of-older-adults»,»@context»:»http://schema.org»,»@type» :»Статья»};
,
Что такое психическое здоровье? | MentalHealth.gov
Психическое здоровье включает в себя наше эмоциональное, психологическое и социальное благополучие. Это влияет на то, как мы думаем, чувствуем и действуем. Это также помогает определить, как мы справляемся со стрессом, относимся к другим и делаем выбор. Психическое здоровье важно на всех этапах жизни, от детства и юношества до взрослой жизни.
Если на протяжении жизни вы испытываете проблемы с психическим здоровьем, это может повлиять на ваше мышление, настроение и поведение. Многие факторы способствуют возникновению проблем с психическим здоровьем, в том числе:
- Биологические факторы, такие как гены или химический состав мозга
- Жизненный опыт, например травма или жестокое обращение
- Семейный анамнез проблем психического здоровья
Проблемы с психическим здоровьем распространены, но помощь доступна.Люди с проблемами психического здоровья могут поправиться, а многие полностью выздороветь.
Знаки раннего предупреждения
Не уверены, что у вас или у кого-то из ваших знакомых есть проблемы с психическим здоровьем? Ранним признаком проблемы может быть одно или несколько из следующих чувств или поведения:
- Слишком много или слишком мало еды или сна
- Отстранение от людей и обычных занятий
- Низкое энергопотребление или его отсутствие
- Чувство онемения или ничего не значит
- Наличие болей и болей необъяснимой природы
- Чувство беспомощности или безнадежности
- Курение, употребление алкоголя или наркотиков более обычного
- Чувство необычайной растерянности, забывчивости, раздражения, злости, расстройства, беспокойства или страха
- Кричать или драться с семьей и друзьями
- Испытывает сильные перепады настроения, которые вызывают проблемы в отношениях
- Имея стойкие мысли и воспоминания, невозможно выбросить из головы
- Слышать голоса или верить в неправду
- Думая о причинении вреда себе или другим
- Неспособность выполнять повседневные задачи, например, заботиться о своих детях, добираться до работы или учебы
Узнайте больше о конкретных проблемах психического здоровья и о том, куда обратиться за помощью.
Психическое здоровье и благополучие
Положительное психическое здоровье позволяет людям:
- Реализовать весь свой потенциал
- Справиться со стрессами жизни
- Работать продуктивно
- Вносят значительный вклад в развитие своих сообществ
Способы поддержания положительного психического здоровья включают:
- Получение профессиональной помощи, если она вам нужна
- Общение с другими
- Сохранять позитивный настрой
- Физическая активность
- Помогая другим
- Высыпание
- Развитие навыков совладания
Подробнее о психическом здоровье
,
Когнитивное здоровье и пожилые люди
Когнитивное здоровье — способность ясно мыслить, учиться и запоминать — является важным компонентом здоровья мозга. Другие включают:
- Двигательная функция — насколько хорошо вы совершаете движения и контролируете их
- Эмоциональная функция — насколько хорошо вы интерпретируете эмоции и реагируете на них
- Сенсорная функция — насколько хорошо вы чувствуете прикосновения и реагируете на них, включая давление, боль и температуру.
В этом руководстве основное внимание уделяется когнитивному здоровью и тому, что вы можете сделать для его поддержания.Следующие шаги помогут вам функционировать каждый день и оставаться независимыми — и они также связаны с когнитивным здоровьем.
Позаботьтесь о своем физическом здоровье
Забота о своем физическом здоровье может улучшить ваше когнитивное здоровье. Ты можешь:
Ешьте здоровую пищу
Здоровая диета может помочь снизить риск многих хронических заболеваний, таких как болезни сердца или диабет. Это также может помочь сохранить здоровье вашего мозга.
Как правило, здоровая диета состоит из фруктов и овощей; цельнозерновые; нежирное мясо, рыба и птица; и нежирные или обезжиренные молочные продукты.Вам также следует ограничить употребление твердых жиров, сахара и соли. Обязательно контролируйте размер порций и пейте достаточно воды и других жидкостей.
Исследователи изучают, может ли здоровая диета помочь сохранить когнитивные функции или снизить риск болезни Альцгеймера. Например, есть некоторые свидетельства того, что люди, которые придерживаются «средиземноморской диеты», имеют более низкий риск развития легких когнитивных нарушений.
Исследователи разработали и тестируют другую диету, названную MIND, которая представляет собой комбинацию средиземноморской диеты и диет DASH (диетические подходы к остановке гипертонии).Одно исследование предполагает, что РАЗУМ может влиять на риск болезни Альцгеймера.
Получите дополнительную информацию о здоровом питании для пожилых людей.
Будьте физически активными
Физическая активность — регулярные упражнения, работа по дому или другие занятия — имеет много преимуществ. Это может помочь вам:
- Сохраняйте и улучшайте свои силы
- Получите больше энергии
- Пополните свой баланс
- Предотвратить или отсрочить болезни сердца, диабет и другие болезни
- Поднять настроение и уменьшить депрессию
Исследования связывают постоянную физическую активность с пользой для мозга.В одном исследовании упражнения стимулировали способность человеческого мозга поддерживать старые сетевые соединения и создавать новые, жизненно важные для когнитивного здоровья. Другие исследования показали, что упражнения увеличивают размер структуры мозга, важной для памяти и обучения, улучшая пространственную память.
Считается, что аэробные упражнения, такие как быстрая ходьба, более полезны для когнитивного здоровья, чем неаэробные упражнения на растяжку и тонизирование. Исследования продолжаются.
Федеральные правила рекомендуют всем взрослым заниматься физическими упражнениями не менее 150 минут в неделю.Старайтесь двигаться около 30 минут в большинстве дней. Прогулка — хорошее начало. Вы также можете присоединиться к программам, которые учат вас безопасно передвигаться и предотвращать падения, которые могут привести к травмам мозга и другим травмам. Проконсультируйтесь со своим врачом, если вы не были активны и хотите начать интенсивную программу упражнений.
Сохраняйте ум активным
Интеллектуальная активность может принести пользу мозгу. Люди, которые занимаются значимой деятельностью, например волонтерством или хобби, говорят, что чувствуют себя счастливее и здоровее.Изучение новых навыков также может улучшить ваши мыслительные способности. Например, одно исследование показало, что у пожилых людей, которые научились квилтингу или цифровой фотографии, улучшилась память в большей степени, чем у тех, кто только общался или занимался менее сложной познавательной деятельностью.
Множество занятий может поддерживать ваш ум активным. Например, читайте книги и журналы. Играйте в игры. Возьмите или проведите урок. Изучите новый навык или хобби. Работа или волонтерство. Доказано, что эти типы умственно стимулирующих действий не предотвращают серьезных когнитивных нарушений или болезни Альцгеймера, но они могут быть интересными!
Ученые считают, что такая деятельность может защитить мозг, создав «когнитивный резерв».«Они могут помочь мозгу стать более адаптивным в некоторых психических функциях, чтобы компенсировать возрастные изменения мозга и состояния здоровья, которые влияют на мозг.
Формальная когнитивная тренировка, кажется, тоже имеет свои преимущества. В испытании «Продвинутая когнитивная тренировка для независимых и жизнеспособных пожилых людей» (ACTIVE) здоровые взрослые в возрасте 65 лет и старше приняли участие в 10 сеансах тренировки памяти, тренировки мышления или тренировки скорости обработки. Сессии улучшили умственные навыки участников в той области, в которой они проходили обучение.Большинство этих улучшений сохранялось через 10 лет после завершения обучения.
С осторожностью относитесь к заявлениям о том, что определенные компьютерные и онлайн-игры могут улучшить вашу память и другие типы мышления. Свидетельства, подтверждающие такие утверждения, постоянно появляются. NIA и другие поддерживают исследования, чтобы определить, имеют ли различные типы когнитивной тренировки длительный эффект.
Для получения дополнительной информации см. Участие в занятиях, которые вам нравятся.
Оставайтесь на связи с помощью социальной активности
Общение с другими людьми посредством социальной активности и общественных программ может поддерживать ваш мозг в активном состоянии и помочь вам чувствовать себя менее изолированным и более вовлеченным в мир вокруг вас.Участие в общественной деятельности может снизить риск некоторых проблем со здоровьем и улучшить самочувствие.
Итак, посетите с семьей и друзьями. Присоединяйтесь к программам через ваше региональное агентство по проблемам старения, центр для пожилых людей или другие общественные организации.
Мы еще не знаем наверняка, может ли какое-либо из этих действий предотвратить или отсрочить болезнь Альцгеймера и возрастное снижение когнитивных функций. Но некоторые из них были связаны со снижением риска когнитивных нарушений и деменции.
Снижение рисков для когнитивного здоровья
Считается, что генетические факторы, факторы окружающей среды и образ жизни влияют на когнитивное здоровье.Некоторые из этих факторов могут способствовать снижению навыков мышления и способности выполнять повседневные задачи, такие как вождение, оплата счетов, прием лекарств и приготовление пищи.
Генетические факторы передаются (наследуются) от родителя к ребенку и не могут контролироваться. Но факторы окружающей среды и образа жизни можно изменить, особенно те, которые вы можете контролировать самостоятельно. Эти факторы включают:
- Проблемы со здоровьем, такие как болезни сердца, диабет, инсульт и депрессия
- Травмы головного мозга
- Некоторые лекарства или их неправильное использование
- Недостаток физической активности
- Плохое питание
- Курение
- Слишком много алкоголя
- Проблемы со сном
- Низкая социальная активность и большую часть времени одиночество
Проблемы со здоровьем
Многие состояния здоровья влияют на мозг и представляют опасность для когнитивных функций.Эти условия включают:
- Болезнь сердца и высокое кровяное давление — могут привести к инсульту и изменениям кровеносных сосудов, связанным с деменцией
- Диабет — повреждает кровеносные сосуды по всему телу, включая мозг; увеличивает риск инсульта и сердечного приступа; связан с повышенным риском болезни Альцгеймера
- Болезнь Альцгеймера — вызывает накопление вредных белков и другие изменения в мозге, которые приводят к потере памяти и другим проблемам с мышлением.
- Инсульт — может повредить кровеносные сосуды головного мозга и увеличить риск сосудистой деменции.
- Депрессия — может привести к замешательству или проблемам с вниманием; также был связан с деменцией
- Делирий — проявляется как состояние острого замешательства, часто во время пребывания в больнице, и связано с последующим снижением когнитивных функций.
Очень важно предотвратить эти проблемы со здоровьем или обратиться за лечением.Они влияют на ваш мозг так же, как и на ваше тело!
Травмы головного мозга
Пожилые люди подвергаются более высокому риску падений, автомобильных аварий и других аварий, которые могут вызвать травмы головного мозга. Алкоголь и некоторые лекарства могут повлиять на способность человека безопасно управлять автомобилем и повысить риск несчастных случаев и травм головного мозга. Узнайте о рисках падений и справьтесь с ними, а также участвуйте в программах предотвращения падений. Надевайте шлемы и ремни безопасности, чтобы предотвратить травмы головы.
Лекарства
Некоторые лекарства и их комбинации могут влиять на мышление человека и работу мозга.Например, некоторые лекарства могут вызывать спутанность сознания, потерю памяти, галлюцинации и бред у пожилых людей.
Лекарства также могут взаимодействовать с пищей, биологически активными добавками, алкоголем и другими веществами. Некоторые из этих взаимодействий могут повлиять на работу вашего мозга. К лекарствам, которые могут нанести вред познанию пожилых людей, относятся:
- Антигистаминные препараты для снятия аллергии
- Лекарства от тревоги и депрессии
- Снотворные
- Нейролептики
- Миорелаксанты
- Некоторые препараты для лечения недержания мочи
- Лекарства для снятия спазмов в желудке, кишечнике и мочевом пузыре
Недостаток физической активности
Недостаток упражнений и других физических нагрузок может увеличить риск диабета, сердечных заболеваний, депрессии и инсульта — все это может нанести вред мозгу.В некоторых исследованиях физическая активность была связана с улучшением когнитивных функций и снижением риска болезни Альцгеймера. Однако необходимы дополнительные исследования в этой области.
Плохая диета
Ряд исследований связывает употребление определенных продуктов в пищу с поддержанием здоровья мозга и предполагает, что другие продукты могут увеличить риск для здоровья. Например, продукты с высоким содержанием жира и натрия могут привести к проблемам со здоровьем, таким как болезни сердца и диабет, которые наносят вред мозгу.
Курение
Курение вредит вашему телу и мозгу.Это повышает риск сердечного приступа, инсульта и заболеваний легких. Отказ от курения в любом возрасте может улучшить ваше здоровье.
Алкоголь
Чрезмерное употребление алкоголя влияет на мозг, замедляя или нарушая связь между клетками мозга. Это может привести к невнятной речи, нечеткой памяти, сонливости и головокружению. Долгосрочные эффекты могут включать изменения баланса, памяти, эмоций, координации и температуры тела. Воздержание от алкоголя может обратить вспять некоторые из этих изменений.
С возрастом люди могут стать более чувствительными к воздействию алкоголя.Одно и то же количество алкоголя может оказать большее влияние на пожилого человека, чем на более молодого человека. Также некоторые лекарства могут быть опасными при смешивании с алкоголем. За дополнительной информацией обратитесь к своему врачу или фармацевту.
Проблемы со сном
В любом возрасте хороший ночной сон поддерживает здоровье мозга. Проблемы со сном — недосыпание, плохой сон и нарушения сна — могут привести к нарушению памяти, концентрации и других когнитивных функций.
Апноэ во сне — это нарушение сна, вызывающее короткие паузы в дыхании, когда человек спит.Это может привести к высокому кровяному давлению, инсульту или потере памяти. Лечение апноэ во сне начинается с изменения образа жизни, например отказа от алкоголя, снижения веса и отказа от курения. Также может помочь использование специального устройства, назначенного врачом.
Социальная изоляция и одиночество
Социальная изоляция и чувство одиночества могут плохо сказаться на здоровье мозга. Одиночество связывают с более высоким риском развития деменции, а меньшая социальная активность — с ухудшением когнитивных функций.
Для получения дополнительной информации о когнитивном здоровье
NIA Центр по обучению и обращению по вопросам болезни Альцгеймера и связанных с ней деменций (ADEAR)
800-438-4380 (бесплатно)
adear @ nia.nih.gov
www.nia.nih.gov/alzheimers
Центр ADEAR Национального института старения предлагает информацию и бесплатные печатные публикации о болезни Альцгеймера и связанных с ней деменциях для семей, лиц, осуществляющих уход, и медицинских работников. Персонал центра ADEAR отвечает на телефонные звонки, электронную почту и письменные запросы, а также направляет специалистов в местные и национальные ресурсы.
Этот контент предоставлен Национальным институтом старения (NIA), входящим в состав Национальных институтов здравоохранения. Ученые NIA и другие эксперты проверяют этот контент, чтобы гарантировать его точность, достоверность и актуальность.
Дата проверки: 17 мая 2017 г.
,
Как поддержать человека с проблемами психического здоровья
Все мы переживаем трудные времена, и люди помогают нам в них. В других случаях мы беспокоились о психическом здоровье других людей. Будь то друг, член семьи или коллега, есть много способов поддержать близкого человека.
Каждый шестой человек за последнюю неделю испытал общую проблему психического здоровья, такую как тревога или депрессия.
Что такое психическое здоровье и благополучие?
Какие проблемы с психическим здоровьем?
Как мне узнать, есть ли у кого-то проблемы с психическим здоровьем?
Иногда это кажется очевидным, когда кто-то переживает трудные времена, но нет простого способа узнать, есть ли у него проблемы с психическим здоровьем.Иногда вам и не нужно знать. Гораздо важнее чутко отреагировать на человека, который кажется обеспокоенным, чем выяснять, есть ли у него диагноз.
Хотя определенные симптомы являются общими для конкретных проблем психического здоровья, нет двух людей, которые ведут себя одинаково, когда они нездоровы. Если вы хорошо знаете этого человека, вы можете заметить изменения в его поведении или настроении.
Ниже приведены некоторые признаки распространенных проблем с психическим здоровьем. В разделе «Психическое здоровье» содержится информация о ряде проблем психического здоровья, которые здесь не рассматриваются.
Признаки депрессии
Люди в депрессии могут:
- имеют низкое доверие
- теряют интерес к занятиям, которыми они обычно наслаждаются
- теряют аппетит
- легко устаю
- быть слезливым, нервным или раздражительным.
В худшем случае они могут склоняться к самоубийству.
Признаки тревоги
Люди, испытывающие беспокойство, могут:
- Проблемы с концентрацией внимания
- быть раздражительным
- старайтесь избегать определенных ситуаций
- выглядят бледными и напряженными
- легко напугать повседневные звуки.
Панические атаки
Панические атаки обычно являются признаком беспокойства. Человек, испытывающий паническую атаку, испытывает внезапное и сильное чувство страха. Они могут быстро дышать, потеть, чувствовать себя очень жарко или холодно, чувствовать тошноту или слабость.
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
ОКР — распространенная форма беспокойства, связанная с повторяющимися тревожными мыслями. Компульсии — это действия, которые, по мнению людей, они должны повторять, чтобы уменьшить беспокойство или избавиться от навязчивых мыслей.
Некоторые люди, находящиеся в бедственном положении, намеренно причиняют вред своему телу, обычно тайно, используя членовредительство как способ справиться с сильной эмоциональной болью. Они могут порезаться, обжечься, ошпарить или поцарапаться, пораниться, выдернуть волосы или проглотить ядовитые вещества.
Некоторые люди страдают серьезными проблемами психического здоровья, такими как биполярное расстройство или шизофрения. У них могут быть периоды, когда они переживают свою или иную реальность. Они могут слышать голоса, видеть вещи, которые никто не видит, придерживаться необычных убеждений, чувствовать себя исключительно самоуверенными или вкладывать определенные значения в повседневные события.
Чем могу помочь?
Есть несколько способов помочь другу, родственнику или коллеге, у которого проблемы с психическим здоровьем:
Разговор о психическом здоровье
Если вы беспокоитесь о ком-то, может быть сложно понять, что делать. Когда вы знаете, что есть проблема, важно не ждать. Ожидание и надежда на то, что они придут к вам за помощью, может потерять драгоценное время на получение поддержки.
Разговор с кем-то часто является первым шагом, когда вы знаете, что он переживает трудные времена.Таким образом, вы сможете узнать, что их беспокоит и чем вы можете помочь.
Восемь советов о психическом здоровье
1. Отложите время, не отвлекаясь.
Важно обеспечить открытое и непредвзятое пространство, не отвлекающее.
2. Позвольте им делиться столько или меньше, сколько они хотят
Позвольте им вести обсуждение в своем собственном темпе. Не заставляйте их говорить вам то, о чем они не готовы говорить. Разговор может потребовать много доверия и смелости.Возможно, вы первый, с кем они смогли поговорить об этом.
3. Не пытайтесь ставить диагноз или переоценивать их чувства
Вы, вероятно, не являетесь медицинским экспертом и, хотя вы можете быть счастливы поговорить и предложить поддержку, вы не являетесь квалифицированным консультантом. Старайтесь не делать предположений о том, что не так, и не спешить со своим собственным диагнозом или решениями.
4. Оставляйте вопросы открытыми
Скажите: «Почему бы тебе не рассказать мне, как ты себя чувствуешь?» а не «Я вижу, ты очень плохо себя чувствуешь».Старайтесь сохранять нейтральный язык. Дайте человеку время ответить и постарайтесь не задавать ему слишком много вопросов.
5. Разговор о благополучии
Физические упражнения, здоровое питание и перерыв могут помочь защитить психическое здоровье и поддерживать хорошее самочувствие. Поговорите о способах снятия стресса и спросите, могут ли они помочь.
6. Внимательно слушайте то, что вам говорят
Повторите то, что они сказали им, чтобы убедиться, что вы это поняли. Вам не обязательно соглашаться с тем, что они говорят, но, показывая, что вы понимаете, что они чувствуют, вы даете им понять, что уважаете их чувства.
7. Предложите им помощь в поиске профессиональной поддержки и предоставьте информацию о том, как это сделать.
Вы можете предложить пойти с ними к терапевту или помочь им поговорить с другом или членом семьи. Старайтесь не брать на себя управление и позволяйте им принимать решения.
8. Знай свои пределы
Обратитесь за помощью или указателем, если проблема серьезна. Если вы считаете, что они находятся в непосредственной опасности или у них есть травмы, требующие медицинской помощи, вам необходимо принять меры, чтобы убедиться, что они в безопасности.Более подробную информацию о том, как действовать в кризисной ситуации, можно найти ниже.
Если вас беспокоит член семьи или близкий друг, они могут не захотеть с вами разговаривать. Постарайтесь не принимать это на свой счет: разговаривать с любимым человеком может быть сложно, так как он может беспокоиться, что причиняет вам боль. Важно оставаться открытыми и честными и говорить им, что вам не все равно. Также может быть полезно предоставить им информацию об организациях или людях, с которыми они могут связаться. Список можно найти ниже.
Как мне реагировать в кризисной ситуации?
Люди с проблемами психического здоровья иногда переживают кризис, например, слезы, приступ паники, суицидальные настроения или переживание собственной или иной реальности.
Вы тоже можете почувствовать кризис, но очень важно сохранять спокойствие.
Есть несколько общих стратегий, которые вы можете использовать, чтобы помочь:
- Слушайте, не делая суждений, и сосредоточьтесь на их потребностях в этот момент.
- Спросите их, что им поможет.
- Уверенность и указатель на практическую информацию или ресурсы.
- Избегайте конфронтации.
- Спросите, есть ли кто-нибудь, с кем они хотели бы, чтобы вы связались.
- Поощряйте их искать соответствующую профессию
.