Методическая разработка: Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей …
Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)
Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс) предназначена для учителей — логопедов СОШ. Основная задача логопеда состоит в том, чтоб…
Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников
Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников…
Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников
В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии….
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм…
Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, уча…
Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников
Цель: познакомить учителей начальных классов упражнениями по коррекции дисграфии (из опыта работы)Задачи:Рассказать о видах дисграфии и причинах возникновения.Познакомить с видами уп…
3 | Гласные и согласные звуки | Цель: Дифференциация гласных и согласных звуков. 1.Составить из данных слогов слова: та, во, ро -……… ты, бе, ге -……. Ве, ка, шал — ………. лод, хо-…………. Ту, ар, тро-……. Ле,ви, чок,со — ……… мо, гра, та- ……… би, рать,за-……. Пи,кра,ва-…………… чик, бор,за-……… до,про,во,вод-…… лен,дарь,ка-…………. 2. Запишите слова, обозначающие название картинок в 3 столбика: В 1 столбик слова, в которых 1 слог, во второй слова, в которых 2 слога, и в 3 столбик, слова, состоящие из 3 слогов. |
//.Основной этап работы | ||
4 | Дифференциация гласных А — Я | Цель: Дифференциация гласных букв А — Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласнымиА — Я. Объясните выбор гласных. ШЛ_ПАЛ_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ К_МЕНЬМ_ТАТ_ЩИТК_ША Т_ НЕТКР_ СИТЬГЛ_ 3СТ_ РЫЙ 2.Работа с шаблонами элементов письменных букв.(А-Я) (приложение №2) |
5 | Дифференциация гласных У — Ю | Цель: Дифференциация гласных букв У — Ю словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие логического мышления. 1. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю Кат…ша кормит к…р. К…ры кл…ют зерна. Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку. Л…ба и Л…ша г…ля…т. Я вста… рано …тром. Ил…ша рис…ет ваз… . Закончи предложения словом, которое начинается со звука [у]. Я увидел в зоопарке … Папа купил… В пруду плавает… По траве ползёт… |
6 | Дифференциация гласных 0 — Ё | Цель: Дифференциация гласных букв 0 — Ё в словах. Пройди по дорожкам — составь и запиши слова (следи за стрелками). Сравни пары получившихся слов по звучанию, написанию и значению. |
7 | Дифференциация гласных Ы — И | Цель: Дифференциация гласных букв Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. 1.Вставьте пропущенную букву ы или и . Запишите слова. Прочитайте их. р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л… 2.Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы] В январе ударили сильные… В цирке выступают … Папа принес…Мы засолили на зиму … 3. Работа с шаблонами элементов письменных букв. (приложение №2) |
8 | Мягкий знак | Цель: Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Отгадайте кроссворд, спишите слова и укажите и них место и роль мягкого знака. I. Снежная буря (вьюга). 2. Домики для пчел (ульи). 3. Мама, папа, я — … (семья). 4 Животное, которое имеет восемь ног (осьминог). Ягоды, сваренные с сахаром (варенье). 2. Назови картинки. Определи место и роль мягкого знака в каждом слове. Распредели слова на три группы и запиши их под каждой схемой. |
9 | Звуки Б — Б’, П — П’ | Цель: Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.«Подружи» буквы П — Б со словами. _удка _о__елка хло__ок та_очки зу_ы _робко за_ор _о_лавок 2.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его. Приблудный Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный. |
10 | Звуки В — В’, Ф — Ф’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. 1.Вставьте в слова пропущенные буквы.(на карточках) а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор. б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка. в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает 2.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы. В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу. …аря надела шар… и …арежки. У …анюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ая …уражка. |
11 | Звуки Г — Г’,К — К’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Соедини слова с буквами Г — К так, чтобы получилась пары слов. Запиши слова парами, сравни слова по произношению, написанию и значению. КОРА ГОЛОС КОЛОС КАЛЬКА КРОТ ГОРА ГАЛЬКА ГОД КУБКИ ГОЛ ГРОТ КОЛ КОРА КУСТЫ ГУБКИ ГУСТЫ 2.Выпишите слова с буквами г , к. Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле. 3.Работа с шаблонами элементов письменных букв. (приложение №2) |
12 | Звуки Д — Д’ | Цель: Дифференциация звуков в словах. 1.Составьте из слов цепочку так, чтобы в каждом последующем слове было на одну букву меньше, чем в предыдущем. Слова (записана на карточках): дочки, удочки, дудочки, очки, почки, ночки, кружочки. Какие слова лишние? Почему? 2.Образуйте слова при помощи суффиксов -ОК-, -ИК-, -ЧИК-, -ЁК-. Образец: завод — заводик. ДРУГ-… ДУБ-… ДОМ-… ДЕНЬ-… ЛЁД-… ХОЛОД-… |
13 | Звуки Д — Д’,Т — Т’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. 1.Закончите слова, добавив слог да или та бе……бунгоро… приро… коф……таворо… порося… во……койборо… свобо… ва……рыгуся… добро… ро……ютутя… полно… 2.Рассмотри элементы букв и обведи только те, которые подходят для букв Д — Т. |
14 | Звуки Д — Д’,Т — Т’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Прочитай текст, заменяя символы буквами Д — Т. Запиши текст и укажи наличие звуков. 2.Собери половинки фруктов и запиши слова. |
15 | Звуки З — З’,С — С’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. 1.Прочитай слоги, которые записаны в каплях дождя, и запиши их в два столбика. 2.Вставьте пропущенную букву з или с. Зима. На…тупила …има. Были …ильные морозы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на … анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а. |
16 | Звуки Ж-Ш | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Мише нравится звук Ш, а Жене — Ж. Помоги ребятам поделить картинки: проведи цветные линии от картинок к каждому ребенку. Запиши названия картинок и выделибуквы Ж и Ш. 2.Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках. Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить ) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем. |
17 | Лабиализованые гласные. Звуки О-У | Цель: Учить дифференцировать звуки в слогах и в словах; развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание и кооординацию движений. 1.Запиши рядом каждым предметом ту букву, на которую он похож. Придумай по2слова на каждую букву. |
18 | Лабиализованые гласные. Звуки Ё-Ю | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Записать под диктовку слоги: Ёт-ютмё-мю Юм-ём тю-тё Юн-ёнтю-тё Лё-люёс-юс 2.Записать слова в 2 столбик . В первый слова, в которых есть звук « ё», во второй- слова с «ю» Ёлка, южный, юла, ёжик, юбка, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, бельё, приют, уютный, юный, ружьё, съёжился, съёмный. 3. Составить предложения используя словосочетания из разных столбиков. А)На землюлетит самолёт Над землёйприземлился самолёт Б)Всё полезатянуло льдом Всю речкузамело снегом В)Всё море покрыто синей гладью Всю дорогуон пел песню Г)Всю сметанусъел котик Всё молоковыпила Юля 4 Работа с шаблонами элементов письменных букв. (приложение №2) |
19 | Звуки Р — Р’,Л — Л’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Заполните клетки кроссворда, тогда вы узнаете, что приготовила мама на десерт. Часть окна. (Рама) Выпуклая часть стены дома, там, где хозяйки развешивают белье. (Балкон) Он бывает воздушным. (Шарик) Плывут по небу, разные по форме и размеру. (Облака) Плоды дуба. (Желуди) Бытовой прибор. (Телевизор) Небесное светило, видное очень хорошо ночью. (Луна) Детеныш лисы. (Лисенок) Детеныш коровы и быка. (Теленок) Слово по вертикали: мороженое. 2.Прочитай предложения. Найди и исправь ошибки. Запиши предложения верно. Выдели буквы Р — Л. Лошадка причёсывает русого мальчика. Малыши веселят грустного клоуна. Больной ставит градусник доктору. Много карасей, лещей и окуней поймали удачливого рыбака. Всадник скачет за лошадью через барьер. |
Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников
Министерство образования Омской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Омский педагогический колледж №1»
Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников
Выполнил:
студент 32НК группы
специальность 050146
Преподавание в начальных классах
Белый Павел Александрович
Проверила:
Полякова Алла Леонидовна
__________ _________
Оценка Подпись
Омск, 2017
Упражнения, направленные на устранение артикуляторно-акустической дисграфии
1. Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)
2. Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л]: моряк, улитка, кулёк, мыло, корыто, рак, поролон, прыгун, кенгуру, лиса, луна, лес, розетка, озеро.
Упражнения, направленные на устранение акустической дисграфии
1. Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки – запиши слова правильно:
Мяшиня
Зебря
Скямейкя
Нана
Кяпюшон
Тетряди
Гразно
Слакоть
Зяметкя
Клакся
2. Прочитай рассказ. Найди в тексте слова с гласными У, Ю и выдели эти буквы. Объясни написание слов.
Осень.
Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и опадают листья. Улетают в тёплые края птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро наступит холодная и суровая зима.
Упражнения на почве нарушения языкового синтеза и анализа
1. Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.
Птица летит над небом. На столе лежит красная яблоко. На дереве выросли сладкие слива. И Аллы зацвел роза. Учитель пишет в доске. Паша рисует за альбомом. Анна вяжет теплое шарф. В небе светила яркая солнце. На клену распустились разноцветные листва. Мама поднимается вниз по ступеням. По улице шел сильная дождь. И детей красивые машинка. Света надевает теплое шубку и длинная шарф. Ваня бежал лесу по. Руслан над первым классе. У зоопарка живут редкие животные. Кот гулял за крыше. Шишки падают по землю. Собака Жучка лает в кота. Игорь катается с велосипедом. Инна с папой катаются на лодке в реке. На телевизоре сегодня показывают интересные фильмы. Кошка вошла из дома. Белые снег лежит на полях и деревьях.
2. Словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…
Упражнения, направленные на устранение аграмматической дисграфии
1. Придумай предложения с данными словосочетаниями.
гроздья калины скакал галопом
мешок картошки громко говорил
загадал загадку кисть винограда
кормила голубей копал грядки
2. Напиши рассказ.
Петя был дежурным в живом уголке. Он открыл дверь, вошёл в комнату и увидел, что в нет . Мальчик стал искать её. Он искал зверька везде: под (стол) ,за (шкаф). . Вдруг ему на голову упала (шишка). посмотрел наверх и увидел белку. Она сидела на (шкаф).
Упражнения, направленные на устранение оптической дисграфии
1. Дорисуйте недостающие элементы букв.
2. Назови предметы, изображенные пунктиром.
.
3 | Гласные и согласные звуки | Цель: Дифференциация гласных и согласных звуков. 1.Составить из данных слогов слова: та, во, ро -……… ты, бе, ге -……. Ве, ка, шал — ………. лод, хо-…………. Ту, ар, тро-……. Ле,ви, чок,со — ……… мо, гра, та- ……… би, рать,за-……. Пи,кра,ва-…………… чик, бор,за-……… до,про,во,вод-…… лен,дарь,ка-…………. 2. Запишите слова, обозначающие название картинок в 3 столбика: В 1 столбик слова, в которых 1 слог, во второй слова, в которых 2 слога, и в 3 столбик, слова, состоящие из 3 слогов.
|
//. Основной этап работы | ||
4 | Дифференциация гласных А — Я | Цель: Дифференциация гласных букв А — Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.
ШЛ_ПА Л_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ К_МЕНЬ М_ТА Т_ЩИТ К_ША Т_ НЕТ КР_ СИТЬ ГЛ_ 3 СТ_ РЫЙ 2.Работа с шаблонами элементов письменных букв.(А-Я) (приложение №2) |
5 | Дифференциация гласных У — Ю | Цель: Дифференциация гласных букв У — Ю словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие логического мышления. 1. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю Кат…ша кормит к…р. К…ры кл…ют зерна. Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку. Л…ба и Л…ша г…ля…т. Я вста… рано …тром. Ил…ша рис…ет ваз… .
Я увидел в зоопарке … Папа купил… В пруду плавает… По траве ползёт… |
6 | Дифференциация гласных 0 — Ё | Цель: Дифференциация гласных букв 0 — Ё в словах.
|
7 | Дифференциация гласных Ы — И | Цель: Дифференциация гласных букв Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. 1.Вставьте пропущенную букву ы или и . Запишите слова. Прочитайте их. р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л… 2.Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы] В январе ударили сильные… В цирке выступают … Папа принес… Мы засолили на зиму …
3. Работа с шаблонами элементов письменных букв. (приложение №2)
|
8 | Мягкий знак | Цель: Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.
I. Снежная буря (вьюга). 2. Домики для пчел (ульи). 3. Мама, папа, я — … (семья). 4 Животное, которое имеет восемь ног (осьминог).
2. Назови картинки. Определи место и роль мягкого знака в каждом слове. Распредели слова на три группы и запиши их под каждой схемой. |
9 | Звуки Б — Б’, П — П’ | Цель: Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.«Подружи» буквы П — Б со словами. _удка _о__елка хло__ок та_очки зу_ы _робко за_ор _о_лавок 2.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его. Приблудный Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный. |
10 | Звуки В — В’, Ф — Ф’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. 1.Вставьте в слова пропущенные буквы.(на карточках) а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор. б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка. в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает 2.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы. В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу. …аря надела шар… и …арежки. У …анюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ая …уражка. |
11 | Звуки Г — Г’,К — К’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Соедини слова с буквами Г — К так, чтобы получилась пары слов. Запиши слова парами, сравни слова по произношению, написанию и значению. КОРА ГОЛОС КОЛОС КАЛЬКА КРОТ ГОРА ГАЛЬКА ГОД КУБКИ ГОЛ ГРОТ КОЛ КОРА КУСТЫ ГУБКИ ГУСТЫ 2.Выпишите слова с буквами г , к. Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле. 3.Работа с шаблонами элементов письменных букв. (приложение №2) |
12 | Звуки Д — Д’ | Цель: Дифференциация звуков в словах. 1.Составьте из слов цепочку так, чтобы в каждом последующем слове было на одну букву меньше, чем в предыдущем. Слова (записана на карточках): дочки, удочки, дудочки, очки, почки, ночки, кружочки. Какие слова лишние? Почему? 2.Образуйте слова при помощи суффиксов -ОК-, -ИК-, -ЧИК-, -ЁК-. Образец: завод — заводик. ДРУГ-… ДУБ-… ДОМ-… ДЕНЬ-… ЛЁД-… ХОЛОД-… |
13 | Звуки Д — Д’,Т — Т’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. 1.Закончите слова, добавив слог да или та бе… …бун горо… приро… коф… …та воро… порося… во… …кой боро… свобо… ва… …ры гуся… добро… ро… …ют утя… полно… 2.Рассмотри элементы букв и обведи только те, которые подходят для букв Д — Т. |
14 | Звуки Д — Д’,Т — Т’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Прочитай текст, заменяя символы буквами Д — Т. Запиши текст и укажи наличие звуков. 2.Собери половинки фруктов и запиши слова. |
15 | Звуки З — З’,С — С’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия. 1.Прочитай слоги, которые записаны в каплях дождя, и запиши их в два столбика. 2.Вставьте пропущенную букву з или с. Зима. На…тупила …има. Были …ильные морозы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на … анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а. |
16 | Звуки Ж-Ш | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Мише нравится звук Ш, а Жене — Ж. Помоги ребятам поделить картинки: проведи цветные линии от картинок к каждому ребенку. Запиши названия картинок и выдели 2.Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках. Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить ) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем. |
17 | Лабиализованые гласные. Звуки О-У | Цель: Учить дифференцировать звуки в слогах и в словах; развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание и кооординацию движений. 1.Запиши рядом каждым предметом ту букву, на которую он похож. Придумай по2 слова на каждую букву.
|
18 | Лабиализованые гласные. Звуки Ё-Ю | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Записать под диктовку слоги: Ёт-ют мё-мю Юм-ём тю-тё Юн-ён тю-тё Лё-лю ёс-юс 2.Записать слова в 2 столбик . В первый слова, в которых есть звук « ё», во второй- слова с «ю» Ёлка, южный, юла, ёжик, юбка, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, бельё, приют, уютный, юный, ружьё, съёжился, съёмный. 3. Составить предложения используя словосочетания из разных столбиков. А) На землю летит самолёт Над землёй приземлился самолёт Б) Всё поле затянуло льдом Всю речку замело снегом В) Всё море покрыто синей гладью Всю дорогу он пел песню Г) Всю сметану съел котик Всё молоко выпила Юля 4 Работа с шаблонами элементов письменных букв. (приложение №2) |
19 | Звуки Р — Р’,Л — Л’ | Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 1.Заполните клетки кроссворда, тогда вы узнаете, что приготовила мама на десерт.
2.Прочитай предложения. Найди и исправь ошибки. Запиши предложения верно. Выдели буквы Р — Л. Лошадка причёсывает русого мальчика. Малыши веселят грустного клоуна. Больной ставит градусник доктору. Много карасей, лещей и окуней поймали удачливого рыбака. Всадник скачет за лошадью через барьер. |
III Заключительный этап | ||
20 | Развитие связной речи | 1.Прочитай рассказ. Волчонок Жили мать-волчица и волчонок. Ушла волчица на охоту. А волчонка поймал человек. Понёс человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, он и вылез. А навстречу ему кот. Волчонок назад побежал. А мешок как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его кот не тронет. Потом ушёл, а дверь закрыл неплотно. Вылез волчонок из коробки тихонечко. Подошёл и открыл дверь. Побежал прочь по дороге к лесу, а там его уже волчица ждёт. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес. 2.Письменно ответь на вопросы по прочитанному рассказу. Отметь в словах буквы Ч — Ш. Кто жил в лесу? Куда ушла волчица? Что случилось с волчонком? Что сделал человек? Кого волчонок встретил в доме? Кто помог волчонку? Что произошло потом? Что он сделал? Куда побежал волчонок? Чем закончилась эта история?__________________________ |
Учебно-методический материал по логопедии (2 класс) на тему: Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений
“Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредством использования развивающих игр и упражнений”
В последние годы увеличилось число детей, допускающих стойкие специфические ошибки. Это частичное нарушение письменной речи называется дисграфией. Одной из форм дисграфии является оптическая дисграфия, которая проявляется в в заменах и искажениях графически сходных рукописных букв; пропусках и написании лишних элементов при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное письмо.
Специфические дисграфические ошибки приводят к трудностям в обучении в средней школе. Неуспешность в обучении сказывается на формировании личности ребенка.
По результатам тестирования учащихся 2 — 4 классов МКОУ «СОШ №2»
г. Шелехова с оптической дисграфией были определены следующие трудности:
-ориентировка на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание строки,
— концентрации и переключения зрительного внимания,
— трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,
— нарушения зрительной памяти,
— недостаточная сформированность способности ориентироваться в
пространстве,
— нарушение зрительно-моторной координации
В связи с этим возникает необходимость в создании особых условий для коррекции оптической дисграфии детей, внедрение развивающих игр в учебно-воспитательный процесс, направленных на коррекцию оптической дисграфии.
Виды развивающих игр:
— Развивающие игры на развитие зрительной памяти.
— Развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.
— Развивающие игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.
— Развивающие игры на формирование буквенного гнозиса.
— Развивающие игры на развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв.
— Развивающие игры на развитие тактильных ощущений.
Развивающих игр и упражнений по развитию зрительного восприятия у учащихся младших классов:
- Имитационная игра “Приключения зайчонка Кузи”
Жил-был зайчонок Кузя. Это был очень славный зайчонок: умный, добрый. Но вот беда. Кузя очень плохо писал. Узнала о беде Кузи Сова. Прилетела она к зайчонку и говорит:
Не расстраивайся малыш, я тебе обязательно помогу.
-Правда? Обрадовался зайчонок. -А как?
-Сейчас мы с тобой будем играть, а вы играйте, ребята, вместе с нами.
Выполним нелегкие задания,
Научим зайчонка правильному написанию.
- “Чего не стало” (здесь одновременно происходит работа над развитием зрительной памяти и идет активное речевое развитие).
- “Угадай тень” (предлагаются разные предметы и их тени (силуэты)).
Задание: Догадайся, где чья тень.
- “Фотограф”(запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги).
4 “Назови предметы”
Пошли зайчонок и Сова в сад и вдруг они увидели там ежика Колючку, который никак не мог назвать предметы, которые наложены друг на друга
Например: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема “Фрукты”)
5. “Назови меня”
Задание: назвать предметы по их контурам.
Зайчонок Кузя и Сова пришли на очень красивую лужайку
6“Цветные лужайки”
Предлагаю каждому из вас по цветному фону красного, зеленого, желтого, синего и т.д. цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета арбуза, огурца, листа, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники.
Задание: положить картинку на свою “лужайку”
7“Буквоед” По дороге домой они встретили Буквоеда
Задание: дорисовать недостающие элементы букв.
«Логопедическое упражнение: «Допиши недостающие элементы букв.» |
8 “Назови буквы”
Задание: назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
«Логопедическое упражнение ‘Узнай букву’.» |
9 “Домик”
Кузя и Сова вернулись с прогулки домой, но где же ключик от дома? Выполнив последнее задание, ты узнаешь, где он лежит.
Задание: дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Слева от домика речка. Над речкой облака. Перед речкой зеленая трава. Справа от домика забор.
10 “День рождения у буквы” А дома зайчонка Кузю ждала любимая его буква «А». А у нее сегодня день рожденье.
Задание: Раскрась букву. Напиши рядов гостей (буквы).
Сова: Молодец, Кузя ты хорошо справился с заданиями теперь ты можешь правильно и красиво писать.
Включение в коррекционно — образовательный процесс развивающих игр и упражнений повышает уровень зрительного восприятия у учащихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия происходит положительная динамика в развитии письменной речи.
Упражнения по коррекции дислексии у школьников
Дислексия наиболее ярко начинает проявляться в младшей школе. В возрасте 7-8 лет ребенок не может справиться с освоением навыков чтения. Он путает слоги, медленно составляет слова и, даже если справляется с прочтением предложения, не может понять смысл озвученного. При этом, школьник отличается нормальным уровнем умственного развития и богатым воображением.
Специалисты утверждают, что раннее начало коррекции дислексии позволяет устранить патологию или, как минимум, помогает ребенку успешно справляться с ее проявлениями. Лечением заболевания занимается логопед или дефектолог узкой специализации, но терапевтический процесс обязательно должен проходить в тесном сотрудничестве с родителями малыша.
Если ваш младший школьник испытывает явные сложности в освоении навыков чтения или находится в группе повышенного риска развития данного отклонения, то представленные ниже задачи и упражнения подойдут вам как нельзя лучше. Они помогут развивать у школьника логическое мышление и абстрактные представления, сформируют навыки чтения и восприятия информации, а также повысят концентрацию внимания.
Читайте также: Известные актеры с дислексией
1. Артикуляционная гимнастика
Начинать занятия следует с разминочных упражнений:
- вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
- вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
- делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.
После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:
- муха летит по комнате «з-з-з»;
- собака рычит на кошку «р-р-р»;
- змея ползет в траве «ш-ш-ш»;
- шмель садится на цветок «ж-ж-ж»;
- лошадка бежит по полю «цок-цок-цок» и др
Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:
- КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
- ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
- ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
- ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.
Прочитать чистоговорки медленно и внятно:
- ру-ру-ру – убежала кегуру;
- ты-ты-ты – замяукали коты;
- чи-чи-чи – покатились все мячи.
Прочитать шепотом в умеренном темпе:
- арна – арла;
- аржа – арка;
- арла – арма;
- арба – арфа.
Прочитать громко и как можно быстрее:
- жечь – печь – лечь;
- дверь – червь – зверь;
- мел – кол – ил;
- жарь – парь – гарь.
Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:
- каково волокно, таково и полотно;
- полили ли лилию, видели ли Лидию;
- корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
- на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
- наш дуда и туда, и сюда.
2. Игра «Что в сундучке?»
Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:
- Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
- В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.
3. Работа с мячиком
Для реализации данного задания понадобится резиновый мячик, который легко сжимается, и любая детская книга с легким текстом. Ребенку необходимо читать слова по слогам, сопровождая озвучивание каждого слога стискиванием мяча двумя руками или поочередно правой и левой.
4. Игра «лесенка»
Ребенку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки:
ЁЖ
РАК
СВОЙ
КОМОК
ЛОШАДЬ
ДЕВОЧКА
ПРЕЗИДЕНТ
ШЕСТЕРЕНКА
ШЕЛКОВИСТЫЙ
При этом, школьнику необходимо выполнить несколько заданий:
- прочитать слова, расположенные в «лесенке», сверху вниз;
- если встречается непонятное слово, следует узнать, что оно означает, и прочитать его несколько раз;
- если слово сложно прочесть целиком, необходимо поделить его на слоги или буквы, а потом соединить в одно целое;
- прочитать «лесенку» с низу вверх.
Читайте также: Семантическая дислексия: сущность и причины
5. Запоминание графического выражения слов
На каждой звездочке написан определенный слог. Необходимо составить слова и обвести их разноцветными карандашами (например, ворона, учебник, ковер, алфавит, учитель и др.).
Второй вариант упражнения, или игра «Остров сокровищ». Ребенку необходимо добраться до сундука с драгоценностями, составив слова из слогов, написанных под маленькими островками. Составленные слова следует закрасить разными цветами (например, джунгли, острова и др.).
С целью улучшения восприятия и дополнения ассоциативного ряда, можно дополнять задание карточками с изображением слов, которые составляет ребенок.
6. Игра «морской бой»
Упражнение направлено на улучшение навыков анализа и синтеза слогов, а также формирование словарного запаса школьника. Ребенку предоставляется игровое поле с изображением кораблей. На каждом нарисованном кораблике написаны слоги. Взрослому необходимо называть координаты морского судна на поле, а школьнику – находить нужную клетку и выписывать обозначенный в ней слог. Отыскивая кораблики в правильном порядке, учащийся сможет составлять слова из выписанных слогов.
Например:
- (Е5, Б6) бух – та: бухта;
- (Д3, И8) бук – сир: буксир;
- (Б2, Г10) па – ром: паром;
- (Г2, Ж7, З3) ко – раб – ли: корабли;
- (Д7, А9, Е1) ка – пи – тан: капитан.
7. Чтение слов с одинаковым корнем
Упражнение позволяет улучшать навыки чтения, а также восполнять упущения в развитии лексического словарного запаса. Ребенку выдаются карточки, с написанными на них схожими по звучанию и значению словами. Их необходимо распределить на два столбика, соответственно смысловой нагрузке:
- карточки первой группы: гора, горка, горушка, горный, гористый, пригорок;
- карточки второй группы: горе, горько, горевать, горюшко, пригорюнился, горемычный.
8. Работа над установкой правильного порядка слов
Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой. Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение. При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно.
Девочка катается.
_______ _______ на _______.
_______ _______ на _______ в_______.
_______ _______ на _______ в_______ и ________.
Систематическое проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения. Дислексики существенно улучшают технику и качество чтения, совершенствуют навыки работы с текстовым материалом, а также повышают самооценку и уверенность в себе. При этом, важно помнить, что правильно скорректировать дислексию может только специалист, который подберет наиболее подходящие для конкретной формы заболевания виды работ и упражнений.
Консультация для педагогов и родителей по коррекции дисграфии у младших школьников.
Что такое дисграфия и что делать?
Рекомендации для учителей и родителей, подготовила учитель-логопед Матросова Светлана Евгеньевна.
Каждый родитель желает чтобы его ребенок был успешным в школе. Но практика показывает обратное. Не все дети успешо овладевают знаниями по русскому языку и причина кроется зачастую в «специфических» ошибках, которые допускают младшеклассники при письме. Попробуем разобраться –что же такое дисграфия и как можно помочь детям справиться с этой проблемой.
Коррекционно- воспитательная работа с первоклассниками осуществляется по двум направлениям:
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
2. восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Содержание коррекционно- воспитательной работы включает в себя следующие этапы:
формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
формирование полноценных учебных умений;
формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Коррекционно- воспитательная работа с учениками II –III классов осуществляется в три этапа:
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
3. восполнение пробелов в формировании связной речи.
Занятия предполагают использование подвижных игр, занимательных упражнений. Создание проблемных ситуаций, путешествия в сказку помогают повысить интерес школьников к изучаемому материалу.
Как помочь ребенку с дисграфией
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких «умненьких», но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к логопеду. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, при котором возникают ошибки при письме независимо от знания или незнания правил русского языка. Часто родители считают, что их ребенок просто невнимательный, раз допускает такие «глупые» ошибки.
Речевая симптоматика дисграфии.
При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.
Неречевая симптоматика дисграфии.
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.
Выделяют пять форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки: пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»; повторение букв и (или) слогов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у…
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.
Профилактика дисграфии.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то — месяцы. Суть уроков — тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Почерк дисграфика — выражение всех его трудностей. Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама.
В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям «из-под палки», результатов может не быть. Объем текста должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель — не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!
Несколько упражнений для преодоления дисграфии
1) Упражнение «Корректурная правка».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика.
2) Упражнение «Пишем вслух».
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания .
3) «Вглядись и разберись» (пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы — сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.
4) «Пропущенные буквы».
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например, это могут быть отдельные слова, а могут быть предложения. М_р_з, з_мл_, ит.д.
5) Лабиринты. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
Дискография младших школьников: коррекция, упражнения, профилактика, причины
Дети младшего школьного возраста часто страдают логопедическим заболеванием — дисграфией. Для него характерны некоторые виды нарушения буквы: дети пишут как говорится, пропускают буквы, меняют окончания. На самом деле это очень серьезная проблема. Если не обратить внимание на ее решение, у ребенка может развиться комплекс неполноценности. Сверстники в школе будут издеваться над ним, что приведет к потере уверенности в своих силах.Поэтому дискография младших школьников (коррекция, упражнения и профилактика будут представлены ниже) должна стать важной темой для обсуждения среди родителей.
Причины появления
Ученые до сих пор не выявили точных причин, из-за чего возникает это заболевание. Этот вопрос еще полностью не изучен, но большинство специалистов сходятся во мнении, что в основе развития болезни лежит наследственность. Причины дискографии младших школьников:
- Наследственность.Как уже было отмечено, это основная причина появления болезни. Дети берут у родителей незрелость мозга в определенных отделах. Из-за этого происходит задержка развития некоторых функций.
- Функциональные источники. Имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине происходит нарушение психоречевого развития, а также ребенок теряет способность читать и писать. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена в первую очередь на устранение причин возникновения заболевания.
- Недоразвитие головного мозга. Любая травма или повреждение могут стать причиной дискографии. Причем повреждение головного мозга могло произойти в результате патологий во время беременности, асфиксии или воздействия инфекции.
- Социально-психологическое влияние. Конечно, нельзя забывать об этом факторе. Это заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, недостатка общения, а также невнимания к письму и чтению ребенка со стороны родителей.
Виды дисграфии у младших школьников
Выделение форм заболевания поможет родителям правильно применять упражнения, рекомендованные логопедам.Необходимо знать, что существует три основных типа этого недуга:
- Акустический. Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребенок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает буква, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Подобные звуки смешиваются и часто путаются, например б-н, с-ж, с-ш и другие. Акустическая дисография влияет на мягкость согласных в письме ( любит — любит ).Также ребенок часто пропускает буквы. Коррекция акустической дисграфии у младших школьников проводится с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства.
- Мотор. Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. В этом случае ребенок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительных и звуковых образов обычно является причиной возникновения двигательной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников данного типа направлена на полное излечение от этого недуга.В результате ребенок сможет правильно писать и сопоставлять изображения.
- Оптика. Дисграфия этого типа проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно вывести буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании разных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка одинаковых букв ( mn ). Проявление этого заболевания — зеркальная буква слева направо у левшей с определенными нарушениями работы мозга. Оптическая дискография у младших школьников (коррекция, упражнения, рассматриваемые в статье) — актуальная проблема в современном мире.Нарушения зрения не редкость. Поэтому стоит уделить этому вопросу особое внимание. Виды дисграфии у младших школьников позволяют уточнить лечение в той или иной ситуации.
Как определить дисграфию?
Если родители подозревают возможность развития данного заболевания, необходимо пройти обследование у невролога или окулиста. Уровень развития речи проверяет логопед. Главное — правильно определить, есть ли у ребенка дисграфия или это просто банальное незнание орфографических норм.
Обследование детей на наличие дисграфии включает:
- Проверка устной речи. Особое внимание стоит уделить этому аспекту, особенностям произношения звуков, лексике, правильности построения предложений.
- Оценка письменной речи. После первого этапа нужно проверить письмо. Для этого ребенку предлагается выполнить определенные задания. Чаще всего это переписывание текста, проведение диктанта и чтение по буквам и слогам.По результатам этих упражнений определяется степень развития письменной речи.
- Исследование слуха и зрения ребенка. А также наблюдение за состоянием ручной и речевой моторики.
Профилактика дисграфии у детей младшего возраста очень важна для школьников. Задачи по выявлению этого заболевания могут быть разными. Чаще всего используется метод определения фонематических способностей. Такие упражнения позволяют ребенку продемонстрировать свои умения:
- различать тот или иной звук в словах;
- выбрать изображения, название которых начинается с того же звука;
- повторять несколько слогов подряд для учителя;
- , чтобы слышать неправильное произношение и указывать на ошибки.
Если ребенок очень маленький и еще не ходит в школу, у него также может развиться дисграфия. Проверить это можно по рисункам малышки. Дети, которые любят рисовать и часто этим занимаются, практически не подвержены этому заболеванию. Если ребенку это делать не нравится, и все его картинки состоят из прерывистых или дрожащих линий, велика вероятность развития дисграфии.
Способы вылечить недуг
Дискография у младших школьников (коррекция, упражнения и лечение помогут справиться с проблемой) актуальна.Как только проблема будет выявлена, необходимо немедленно приступить к занятиям. В случае развития болезни у ребенка следует потренироваться логопедом и психологом.
Программа коррекции дисграфии у младшего возраста в зависимости от формы заболевания. Родители должны серьезно отнестись к этой проблеме и следовать рекомендациям специалистов. Отличный вариант — перевести ребенка в логопедическую школу, но не в каждом городе она есть. Чаще всего родителям приходится заниматься с детьми самим.
Коррекция дисграфии у младших школьников проводится следующими способами:
- проведение занятий по улучшению памяти;
- увеличение словарного запаса;
- запоминание орфографических норм;
- письменных заданий разного характера;
- реабилитация в виде массажа, при необходимости прием успокаивающих средств.
Этапы терапии
Устранение дискографии у младших школьников проводится в четыре этапа:
- Диагностика.Здесь часто необходимо проводить различные диктанты для проверки имеющегося уровня грамматики. Полученные результаты необходимо проанализировать и сделать первые выводы.
- Подготовка. Здесь уделяют внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. Очень важно определить понимание пространственных отношений.
- Поправка. С этого этапа начинается лечение имеющихся патологий. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический.Цель — исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения.
- Оценка. Финальный шаг, где все
.
Обучение письму для студентов с дислексией
Дислексия известна как нарушение чтения, но она также влияет на способность писать. Давайте посмотрим, как мы можем научить письму ученика с дислексией .
Прежде чем мы рассмотрим, как найти хорошую учебную программу по письму для учащегося с дислексией, нам необходимо определить области письма, на которые дислексия больше всего влияет.
Дислексия известна как нарушение чтения, но она также влияет на способность писать.Часто существует огромная разница между тем, что студент-дислексик хочет сказать, и тем, что он или она на самом деле пишет.
Помимо орфографических ошибок, о которых мы поговорим, я расскажу здесь, другие области, подверженные дислексии:
Грамматика: Не забывайте писать с заглавных букв и использовать знаки препинания во время письма.
Организация: Дислектикам часто трудно организовать свои мысли, и их последовательность часто нарушается.
Dysgraphia: Физический акт письма может быть трудным.Почерк может быть плохим или неразборчивым.
Преодоление трудностей с письмом
Как и в случае с чтением, люди с дислексией могут тратить столько времени и усилий на написание слов, что их смысл и организация могут быть потеряны.
Советы по написанию:
- Грамматика должна преподаваться студентам с дислексией одно или два правила, которые могут помочь. И, как и в случае с правилами чтения, правила грамматики следует практиковать, применять на практике. Также может быть полезно оценивать работы учащегося с дислексией по содержанию и давать больше свободы в грамматике, пока эти области не будут освоены.
- Использование компьютерных программ со средствами проверки орфографии может быть полезным, однако многие средства проверки орфографии не могут расшифровать фонетическое правописание писателей с дислексией. Наши рекомендации по написанию и написанию приложений, которые особенно полезны для людей с дислексией, см. На нашей странице ресурсов.
- Может быть очень полезно научить детей организовывать свои мысли перед тем, как писать их. Некоторым детям хорошо удается составить карту разума, где основная идея заключена в пузырек в центре страницы, а вспомогательные детали написаны вокруг него в их собственных пузырях или кружочках. .Это визуальное представление их идей действительно помогает им запоминать и упорядочивать свои мысли.
- Позволяя использовать простой магнитофон, записывающее приложение или, что еще лучше, приложение преобразования речи в текст может помочь дислектикам выражать свои мысли, не запоминая орфографические и грамматические правила. Это также очень помогает при дисграфии, когда почерк может быть болезненно медленным и неточным.
- Учителя могут позволить своим ученикам написать свой первый черновик или небрежный текст, не заботясь о пунктуации и грамматике.Может быть полезно позволить ученику с дислексией сосредоточиться только на содержании. После того, как этот первый черновик будет готов, вы можете сесть с ребенком и вместе просматривать лист, редактируя и систематизируя его по мере необходимости.
Исследования показали, что у студентов с дислексией много проблем с подготовительной стадией. Систематический план действий по написанию поможет им преодолеть это препятствие.
Написание: шаг за шагом
1. Обсудите письменное задание с родителем или учителем.Убедитесь, что суть задания ясна, и начинайте размышлять по этому поводу.
2. Mindmap свои мысли.
3. Сделайте набросок своей статьи.
4. Напишите первый черновик, не заботясь о грамматике, орфографии и пунктуации. (Кстати, это может быть сложно для ученика-перфекциониста!)
5. Сядьте с учителем / мамой и прочтите лист за строчкой по грамматике, орфографии, пунктуации и систематизации идей.
6.Перепишите задание с исправлениями.
Предложения по учебной программе
Начальная
Когда мои дети с дислексией были маленькими и все еще учились читать, я много копировал, когда они копировали отрывок из хорошей книги, стих или что-нибудь еще, что им нравилось писать. Это помогает улучшить координацию глаз и рук и почерк в целом. Постепенно мы перешли к диктовке, когда я читал отрывок, а они писали в меру своих возможностей.Во время обучения истории и естествознания мы также практиковались в повествовании, которое, как считается, предшествовало хорошему использованию грамматики. Повествование — это когда ученик рассказывает о том, что только что прочитал или изучил. Чтобы узнать больше об использовании копировальной работы, диктовки и повествования, прочтите «Компаньон Шарлотты Мейсон» Карен Андреола.
Когда наши дети читали в третьем классе и могли самостоятельно писать предложения без слез разочарования, мы перешли на формальную программу письма. Многие практические занятия действительно помогают детям вспомнить, что они изучают.
Write Shop Junior Write Shop Junior написано для 3–5 классов и включает предварительных письменных работ (организация), навыки письма с помощью инструкций. Формат каждого урока является систематическим и накопительным: абсолютно одинаковый для каждой затронутой темы.
Средняя школа и средняя школа
Write Shop 1 & 2 Like Write Shop Junior, Write Shop 1 и 2 пошагово обучают навыкам композиции.Учащиеся изучают мозговой штурм, написание, редактирование и исправление на увлекательных уроках. Это «неклассифицированная» программа, и ее можно использовать в своем собственном темпе. Требуется изрядное количество панорамирования и систематизации со стороны родителей, и это в некоторой степени интенсивно учителем.
Fortuigence Essay Rock Star Онлайн-курс для школьников. Студенты изучают 5 шагов, чтобы научиться писать документальную литературу. Каждый из 4 типов эссе, «Личное утверждение», «Убедительное эссе», «Разъяснительное эссе» и «Текстовый анализ», заполняются в вашем собственном темпе.Уроки проходят в мультимедийном формате. Студенты могут прочитать урок или послушать и посмотреть инструкцию курса в видео. (Нашим детям понравился этот аспект!) Задания разбиваются на очень удобные, небольшие части и отправляются (отправляются по электронной почте) учителю, который оценивает задание и возвращает его ученику для исправления или с инструкциями по переходу к следующему уроку. Обязательно пройдите их БЕСПЛАТНЫЙ учебный курс для родителей, чтобы обрести уверенность в том, что они научатся учить своих детей письму.Для получения дополнительной информации о Fortuigence: Essay Rock Star Composition Course прочтите мой полный обзор здесь.
Приложения для письма и правописания при дислексии
Часть обучения детей с дислексией заключается в том, чтобы научить их приспосабливаться к своим слабостям в чтении, письме и правописании. Мы живем в эпоху удивительных технических достижений, которые позволяют дислектикам получать необходимую им помощь, когда и где бы они ни находились. Ниже приведены некоторые из наших любимых приложений для письма и правописания.
Web Reader HD Приложение для преобразования текста в речь, которое может читать содержимое веб-страниц. Очень проста в использовании и в основном эффективна.
Dragon Go! (БЕСПЛАТНО) Позволяет озвучивать то, что вы ищете в Интернете, поэтому по умолчанию используются Google, Википедия и YouTube.
Dragon Dictation (БЕСПЛАТНО) Это приложение для распознавания голоса, которое позволяет пользователю видеть текст, сгенерированный при разговоре, а не на клавиатуре. Может использоваться с некоторыми популярными сайтами социальных сетей.
Soundnote (4 доллара.99) Приложение для создания заметок, которое по сути превращает ваш iPad в ручку Livescribe. (См. Выше в разделе «Техника компенсации»). Записывает лекции, а затем синхронизирует звук с тем, что вы печатаете или набрасываете. Аудиозапись привязана по времени к вашему набору и рисованию. Вы можете использовать клавиатуру или стилус, чтобы это приложение было более функциональным.
PaperDesk (2,99 доллара США) Еще одно приложение для создания заметок, такое как Soundnote, но в котором есть больше возможностей, таких как вставка фотографий, импорт файлов PDF, организация страниц в записные книжки и возможность экспорта.Более сложный в использовании, чем Soundnote.
American Wordspeller (4,99 долл. США) Позволяет вводить слово фонетически (в зависимости от того, как оно звучит), и выявляет фактическое написание слова. Он также содержит определения, которые помогут вам понять значение этого слова.
Тренер по чтению (1,99 $) Помогает улучшить скорость чтения с помощью забавных упражнений.
Idea Sketch (БЕСПЛАТНО) позволяет нарисовать диаграмму (интеллектуальную карту, концептуальную карту или блок-схему), преобразовать ее в текстовую схему и наоборот / ее можно использовать для мозгового штурма идей, иллюстрировать концепции, составлять списки и схемы и т. Д. .Отлично подходит для визуальных мыслителей.
ModMath: разработан для людей с дислексией и дисграфией, для которых механика решения математических задач создает препятствия. ModMath позаботится о построении, например, задачи деления в столбик. После этого решение этой проблемы зависит от вас.
VoiceDream: преобразование текста в речь для облегчения чтения. Это приложение также позволяет настраивать и выделять экран, шрифт и размер текста. Он имеет встроенный словарь и работает с текстом из множества источников (PDF, электронные книги, электронная почта).Если вы изучали приложения для преобразования текста в речь, вы согласитесь, что по сравнению с этим возможности VoiceDream действительно кажутся фантастическими.
Notability: Делает «рукописные» заметки в документах, чтобы можно было добавлять эскизы в PDF или графику или редактировать работы учащихся (!!). Notability также имеет функцию аудиозаписи для слушателей, возможность фото и координируется с платформами обмена, такими как Google Drive и Dropbox.
StoryVisualizer: создает сборники рассказов для учащихся, используя их слова и изображения.Из Lego Education.
UsTyme: позволяет двум людям вместе удаленно читать историю, сочетая программное обеспечение, подобное FaceTime, с функцией чтения. Подойдет для путешествующих родителей или дальних родственников. Я подумываю использовать это в качестве формирующего экзамена для проверки учеников, которые используют iPad для чтения в классе или для выполнения домашних заданий.
DyslexiaQuest: серия игр, предназначенных для «оценки рабочей памяти, фонологической осведомленности, скорости обработки данных, зрительной памяти, слуховой памяти и навыков последовательности».«Геймерам рекомендуется продолжать практиковаться, чтобы овладеть навыками.
Read2Go (iOS) или Go Read (Android): делает книги доступными для людей с ограниченными возможностями восприятия печатной информации. Разработано Bookshare.
Co: Writer: Программное обеспечение для предсказания слов помогает писать в режиме реального времени или позже при редактировании. Функция преобразования текста в речь читает буквы, слова, предложения, документы, и это здорово, потому что немногие имеют такой тщательный уровень чтения вслух. Произведено Доном Джонстоном и включает грамматически грамотное предсказание слов, которым славится его компания.Выберите SOLO Suite и получите Co: Writer; Читать вслух; Напишите: Outloud и Draft: Builder.
Получите образование
Если вы хотите получить информацию о дислексии и о том, как обучать, поощрять и расширять возможности своих детей с дислексией, вы попали в нужное место.
Для получения дополнительной информации о том, как начать домашнее обучение вашего ребенка с дислексией, загрузите мою бесплатную электронную книгу «Домашнее обучение с дислексией 101», в которой рассказывается о таких вещах, как понимание стилей обучения и методов обучения, как создать благоприятную учебную среду и расписание или как установить цели и достичь их. все сделано.
Для получения дополнительной информации о конкретных стратегиях обучения вашего ребенка с дислексией так, как он или она учится, рассмотрите возможность посещения одного из наших классов по дислексии для родителей. Сейчас доступны классы:
Общие сведения о дислексии
Учим их, как они учатся
Обучение чтению: эффективные методы
Обучение правописанию
Развитие беглости речи и понимания
Или купите все 5 классов из нашего Базового набора и получите бесплатную загрузку моей книги «Дислексия 101: правда, мифы и то, что действительно работает».
Этот пост: Обучение письму для ученика с дислексией является частью 5-дневной серии по Поиск учебной программы для ученика, обучающегося на дому с дислексией . Чтобы прочитать серию с начала, нажмите здесь.
Для получения дополнительной информации об обучении детей с дисграфией письму см. Наш родительский класс:
Найдите помощь вашему ребенку при дисграфии
Как помочь вашему ребенку стать грамотным писателем:
- , чтобы понять, что такое дисграфия
- узнать, что вызывает дисграфию
- Изучите проверенные методы обучения и овладения почерком
Вы найдете все это в онлайн-курсе Обучение письму для детей с дисграфией .
Посетите страницу наших курсов, чтобы получить информацию о других наших родительских классах или здесь, чтобы получить полную информацию о нашем новом классе дисграфии: Обучение письму для детей с дисграфией .
Связанные
.
уроков преподавания и науки Вирджинии У. Бернингер
Как учителя могут эффективно обучать грамоте учащихся с различиями в обучении, удовлетворяя потребности всех учащихся в классе?
Наконец, один доступный учебник отвечает на этот вопрос для каждого преподавателя до 12 лет. Единственный учебник для учителей, охватывающий три проблемы с обучаемостью, требующие дифференцированного обучения — дисграфия, дислексия и ора
Как учителя могут обеспечить эффективное обучение грамоте учащихся с различиями в обучении — при этом удовлетворяя потребности всех учащихся в классе?
Наконец, один доступный учебник отвечает на этот вопрос для каждого преподавателя до 12 лет.Единственный учебник для учителей, охватывающий три проблемы с обучаемостью, требующие дифференцированного обучения — дисграфию, дислексию и нарушение устной и письменной речи (OWL LD) — эта книга готовит преподавателей к обучению учащихся с различиями в обучении в явном, рефлексивном и интеллектуальном плане. способами.
Джинджер Бернингер, опытный исследователь и бывший учитель, сотрудничает с 40-летним учителем и ветераном-наставником учителей Беверли Вольф над уникальным текстом, который дает читателям лучшее из обоих миров: критические выводы из научных исследований и уроков узнали из реального опыта преподавания.Педагоги получат основанные на исследованиях рекомендации, которые им понадобятся для организации своих классов, распорядка и планов уроков посредством дифференцированного обучения для удовлетворения учебных потребностей учащихся с различиями в обучении, а их сверстники улучшают все аспекты грамотности учащихся, включая чтение, письмо и т. Д. навыки аудирования и разговорной речи, обеспечивая как устное, так и письменное обучение языку
, создавать позитивную среду обучения, которая способствует интеллектуальному взаимодействию, применять особую структуру для обучения, которая помогает учащимся преодолеть неэффективность рабочей памяти и проблемы с беглостью речи. готовить учителей к дифференцированному обучению в общем образовании.
На протяжении всей книги соответствующие результаты исследований в различных областях, включая генетику, нейробиологию, когнитивную науку, лингвистику и образование, показывают учителям, почему и как. А подробные инструкции по обучению, применимые в школьных условиях и в конкретных учебных программах, предлагают новаторские подходы к практике, которые помогут учителям успешно удовлетворить потребности отдельных учащихся. Этот текст является неотъемлемой частью подготовки каждого учителя и гарантирует, что преподаватели готовы проводить эффективные, индивидуально адаптированные инструкции для учащихся с дисграфией, дислексией, а также нарушениями устной и письменной речи.
.
Упражнения по исправлению ошибок CAE 11
Посмотрите, сможете ли вы исправить эти ошибки (решения приведены ниже)
Ошибки
Большую часть из них я читал до
Один из самых известных фильмов с ним
Я сделал каждое упражнение
По вечерам стараюсь не есть
Лучшие наши команды
Они не так хороши в этом году
Решения
Я прочитал большинство из них до
Один из самых известных фильмов с ним
Я сделал по каждое упражнение
стараюсь не на есть по вечерам
Утром, днем, вечером
Лучшие из наших команд
Они это не так хороши сейчас / эти года / theeee z /
Ошибки
Другая часть коллег побежит 8 сентября
Нам дали 2 варианта
В мае у нас благотворительный марафон
Это просто инициатива паркового бега
Я видел во сне экзамен по английскому
Чувствую себя очень хорошо
Чтобы подготовиться к этому марафону
Мне нужно быть быстрее на 2 минуты
После того, как сойдет снег
Я начал их слушать
Они делают лекарства, которые помогают людям
Решения
Одна секция моих / других коллег будет работать 8 сентября
Нам дали эти 2 варианта — / theeee z /
В Май у нас благотворительный марафон
Это — это , просто инициатива парковки
Я сдал экзамен по английскому во сне
Чувствую себя хорошо хорошо
Чтобы подготовиться к этому марафону
Приготовьтесь для что-то
Мне нужно быть быстрее на 2 минуты или Мне нужно быть на 2 минуты быстрее
После таяния снега
Я начал слушать ing до их
Производят лекарства, которые помогают человек
Ошибки
Вам не очень хорошо
Я жил в США
Они были из Великобритании
Может поэтому и выиграли у нас
Решения
Вы, , плохо себя чувствуете хорошо
Я жил в США
Они были от до UK
Может поэтому они выиграли или , может поэтому победили нас
Ошибки
Слушал двоих из них
Один из них был про историю любви
Он влюбился в девушку
Это про молодого студента
Год делится на 5 разных сроков
Решения
Слушал до , двое из них
Один из них был около история любви
Он влюбился в девушку
Падение, упало, упало
Наощупь, войлок, войлок
Этот был про молодого студента
Год делится на 5 разных сроков
Дополнительные упражнения по исправлению ошибок CAE можно найти здесь.
Посетите нашу онлайн-страницу подготовки к CAE, чтобы получить дополнительную информацию об экзамене.
.