Диктант весенний день: Контрольный диктант по теме » Глагол» ( 6 класс)

Содержание

Диктант за 3 класс | Учимся дома 1-11 классы

Нашла тексты, по которым мы с Манюней готовились к итоговому диктанту за 3 класс. К каждому есть грамматическое задание.

Я боялась, что диктант Манюня напишет плохо, так как есть у неё проблемы. То буквы отзеркалит, то ошибок наделает там, где их ну никак не должно быть. Поэтому я собрала все диктанты на весеннюю тему (у нас учитель к сезонности тяготеет) и мы их все написали. В целом, подготовка прошла успешно. Манюня сделала ошибок гораздо меньше, чем могла бы.

А вот и сами диктанты

1.Весеннее утро

На небе засияло весеннее солнышко. Природа повеселела. Солнечные лучи побежали по земле и разбудили нежные цветы. Капельки росы игриво засияли, заиграли на каждой травинке.
Но вот прилетела тучка. Она закрыла солнце. И сразу стало грустно. От резкого ветра поднялся столб пыли. Деревья зашумели. Крупные капли дождя застучали по земле, пригнули молодую травку. Послышались грозные раскаты грома.
Но весенняя гроза быстро закончилась. Тучка унеслась дальше. Тихо в лесу. Только слышно, как дятел стучит по коре дерева.

1. Подбери проверочные слова, вставьте пропущенные буквы, определите род, число, падеж имён существительных:
….. – в л…су (род, число, падеж)
…. – д..р…вца
….. – у зв…рька
…. – по тр….пинке
….. – до прос…ки
….. – скв…рцы

2. Разбери слова по составу: надводный, дошкольник,  полюшко.

3. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.

2. Весна в городе

Наступила весна. Всё вокруг ожило, пришло в движение. Толстые сосульки с каждым днем становятся все тоньше и стройнее. По земле бегут звонкие ручейки. Это тает последний снег, который еще хмуро горбится на обочинах дорог. Снег не хочет понять, что прошло его время. Весна идет, весне – дорогу!
Наконец можно скинуть теплую шубу и сапоги. Не закружит больше злая вьюга, не засыплет снегом глаза. Так приятно шлепать по теплым лужам и пускать кораблики.
1. Спиши, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению.
Побежали по оврагам ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На поляне раскрылись подснежники. Слышны весёлые голоса птиц. Как чудесно весной!
2. Выполни синтаксический разбор предложения. Выпиши словосочетания.
Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
3. Выполни морфологический разбор имени существительного: на опушке

3. Весенние каникулы

Наступили весенние каникулы. Мы поехали в деревню к бабушке. Мама и папа помогали бабушке в саду. А я отправился гулять в лес.
Хорошо в лесу! Тихо, светит яркое солнце, а воздух наполнен ароматами цветов. Вдруг я увидел маленькую белочку. Она сидела на ветке дерева. Ее пушистый хвостик задорно торчал, а маленькие глазки внимательно следили за моими движениями. Я протянул к ней руку, но белочка быстро перепрыгнула на другую ветку.

1. Обозначь падеж имен существительных в третьем предложении.
2. Укажите восклицательное предложение.
3. Сделай синтаксический разбор 2 предложения.
4. Выполни морфологический разбор имени существительного: над кустом

4. Лесная поляна

Красиво в лесу весной. Природа пробуждается от долгого зимнего сна. Деревья радостно примеряют новые наряды. Березка украшает свои ветви пушистыми сережками. А могучий клен радостно шелестит молодой листвой.
На лесной поляне тихо. Старый пень лениво греется в лучах весеннего солнца. В зеленой травке прячутся ящерицы и жуки. Вот в траве мелькнула серая тень. Это заяц спешит к ручью.

1. Расставьте ударение в словах последнего предложения.
2. Сделайте фонетический разбор слов «ящерицы», «радостно», «солнце»
3. Разделите слова для переноса: шелестит, мелькнула, деревья.

5. Поздней весной в саду

Поздняя весна – красивая пора. Дни стоят теплые. Лучи солнца ласково пригревают землю. В конце мая часто идут дожди. После весенней грозы в саду так сладко пахнет цветами.
Отшумел теплый ливень. Капельки воды сверкают на листьях и траве. Вновь защебетали притихшие воробьи и сороки. Шустрые синички радостно прыгают с ветки на ветку.
Мы вышли в сад. Свежий воздух кружит голову. Все рады весне!

1. Сделайте синтаксический разбор 7 предложения.
2. Разберите по составу слова: поздняя, защебетали, отшумел, весенней.
3. Найдите в тексте слова, где звуков меньше, чем букв.

6. Весна в лесу

Вот и весна. Летят из далёких краёв грачи, стрижи, чижи, скворцы.
В лесу зазвенела капель. Капельки блестят и переливаются под яркими лучами. Лёгкий ветерок качает молодые деревца. У ствола могучего дуба вдруг поднялась листва. Показался колючий ёжик. Какой он худой! Зима у зверька весь жирок вытянула. Малыш побежал по узкой тропинке к рядам молодого сосняка. Длинные ряды тянулись до далёкой просеки. Мы не стали следить за зверьком. Пора было идти домой.

1. Выполните синтаксический разбор предложения(выделить грамматическую основу предложения, изученные второстепенные члены; над каждым словом обозначить часть речи)
Лёгкий ветерок качает молодые деревца.
2. Разберите по составу слова: тропинка, голодные, зацветёт, подснежник.

7. Весна

Прошли ненастные деньки. Отшумели вьюги и метели. Пришла весна. Яркое солнце слепит глаза, согревает землю. Мы пошли на экскурсию в лес. На деревьях набухли и потемнели почки. Тонкие ветки берёз качались от ветра. В лесу ожили муравьи. Они ползают вокруг муравейника. Дороги и тропки уже просохли. Из земли пробивается зелёная травка. Красив лес весной!

1. Подчеркните в предложении грамматическую основу, укажите
все части речи, выпишите словосочетания в пятом предложении.
2. Разберите слова по составу: перелётные, рассадник, солнышко.

8. Весенний лес

Как красив весенний лес! Вон стоит на опушке грозный сторож. Это старый дуб. Он будто спит. Рядом с его крепким стволом робко жмётся молодой побег. Это подрастает маленький сынишка. Его макушка уже покрыта мягкими листочками. А вот гибкая берёзка, словно царевна из сказки. На гладкой коре липкий след. Это сладкий берёзовый сок. Не плачь, подружка. Скоро лето.

1. В 9-ом предложении определить части речи.
2. Произвести морфемный анализ слов: весенний, сторож, подружка, листочками.
3. Выписать 3 слова с безударной гласной. Подобрать к ним проверочные слова.

9. Весна в лесу

Уже давно не трещат морозы. Звонко поют птицы. Солнце не устаёт печь. Ему нужно согреть землю. А голосистые ручьи не устают течь и звенеть. Смолой пахнут душистые почки. Не успеваю замечать шаги весны. Вот и зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянах зацвели голубые подснежники. Скоро запоют соловьи. Они не станут беречь свои голоса. Для птиц приход весны – главный праздник!

1. Выполните синтаксический разбор предложения(выделить грамматическую основу предложения, изученные второстепенные члены; над каждым словом обозначить часть речи)
Длинные ряды тянулись до далёкой просеки.
2. Разберите по составу слова: молоденькая, гнёздышко, прокормит, перелётные.
3. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы, определите род, число, падеж имён существительных:
….. – из кр…ёв (род, число, падеж)
…. – у ств…ла
….. – к р….дам
…. – ж…рок
….. – стр…жи
….. – за зв….рьком

10. Ранняя весна

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной!

1. Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
2. Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи.
3. Разобрать по составу слова: голубенький, дерево, деревце.
11. Весна
Наступила поздняя весна. Погода стоит чудная. Яркие лучи солнца ласкают землю. Тепло. Зажурчали быстрые  ручьи. Из земли показалась молодая травка. Появились первые подснежники. На берёзах и тополях набухли смолистые почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зелёные язычки.
Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады весне!

1. Разобрать 3 предложение по членам и указать части речи.
2. Разобрать по составу: смолистые, подснежники, березовым , подорожник.
3. Указать падеж существительных: на березе, лесом, из земли, соком.

12. Ранняя весна

Пришла весна. Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Теплый ветерок пробегал в высоких вершинах. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. Лесная мышь прошуршала в зеленой траве. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз горькую кору осины. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Весёлый и радостный лес весной.

1. Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить части речи, выписать слова, связанные между собой по смыслу, по вопросам в шестом предложении.
2.Спиши предложение, у имен существительных выдели окончание, определи род, число, падеж. Коля повесил на берёзе скворечник.
3.Разбери слова по составу: полоска, почта, пограничники, приветливый, природа, пригородный.

13. Ранняя весна

С земли сошел последний снег. Наступает радостное время года. Земля холодная. Ласковое весеннее солнце согревает все вокруг. Синее небо высокое. По небу плывет легкое облачко. Крепкий лед на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серенькие барашки. На земле лежит прошлогодняя листва. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время.

1. Выделите окончания прил и сущ в 4 предложении, обозначьте их падеж.
2. Предпоследнее предложение разберите по членам предложения.
3. Разберите слова «счастливое», «снег», «плывёт» как части речи.

14. Весна

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

1. Выпиши из текста 2 слова с безударными гласными. Рядом напиши проверочные слова.
2. Разбери второе предложение по членам.
3. Разбери по составу: утро, соловушка, зимний, радостно.

15. Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

1. Разберите 7 предложение по членам.
2. Разберите слова по составу: засветило, утренний, берёзки, развесили, весёлый, местечко.
Определите время, число, лицо глаголов: побежал, взглянешь, принесу.

16.  Весна

Наступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю.
Воздух тёплый. Затрещал на реке синий лёд. Зажурчал в овраге говорливый ручеёк. Выглянула нежная травка. Появились клейкие листочки
на берёзках. Уже прилетели шумные грачи. Они поправили гнёзда на
деревьях. Детвора радостно встречает пернатых друзей. Ребята мастерят
птичьи домики. Скоро в них запоют весёлые скворцы.

1. Подчеркни в предложении подлежащее и сказуемое, укажите все части речи:
в предложении «Детвора радостно встречает пернатых друзей»
2. Разберите слова по составу: надводный, выглянула, солнышко, появились.
3. Спишите слова, раскрывая скобки. Выделите приставки, подчеркните предлоги.
(От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге.

 

Диктанты 4 класс | Учимся дома 1-11 классы

Обнаружила в своих запасах диктанты для 4 класса на разные темы. Мне кажется, чаще всего попадаются итоговые диктанты на тему «Весна», поэтому я решила их выложить. Все диктанты взяты из открытых источников. К каждому имеется грамматическое задание. Думаю, эти диктанты нужно использовать во время учёбы в 4 классе заранее, в течение года, для подготовки к итоговой аттестации.

Весна. Диктанты для 4 класса

Целых 23 штуки!!!

Диктант № 1: «Последние денечки» (76 слов)

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматическое задание:

  1. подчеркните главные члены в третьем предложении, над каждым именем существительным укажите падеж;
  2. разберите по составу слова: побежал, берёзки.

 

Диктант № 2: «Весеннее утро» (68 слов)

Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки.
В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

Грамматическое задание:

  1. разберите по составу глагол «высвистывает»;
  2. найдите в тексте глаголы II спряжения и выделите в них окончания;
  3. образуйте от глагола «покачивает» глагол женского рода в прошедшем времени.

 

Диктант № 3: «Весеннее солнце» (91 слово)

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

Грамматическое задание:

  1. подчеркните главные члены четвёртого предложения, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: загрустила, полетел.

 

Диктант № 4: «Весна пришла» (75 слов)

Хрупкими хрустальными слезинками заплакали ледяные сосульки. Весёлые солнечные лучи ласково разбудили спящую зимой крепким сном природу. В овражках зажурчали, зазвенели, запели озорные ручейки. На берегу тёмной реки появились первые робкие, но яркие и весёлые первоцветы – мать-и-мачеха. Выбрался из укромного зимнего жилья в корнях старого дуба колючий ёжик. Потянулись к солнышку веточки пушистой вербы. В зарослях сухого валежника проснулся в своей тёплой берлоге косолапый хозяин леса — медведь. Запрыгали по лесной лужайке шустрые зайчишки. Все весне рады!

Грамматическое задание:

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните синтаксический разбор первого предложения;
  3. выполните фонетический разбор слов: сосульки, первые.

 

Диктант № 5: «Весна в лесу» (88 слов)

Наступила радостная, шумная весна. Тёплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями весёлые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ёжик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
Все рады весне!

Грамматическое задание:

  1. подчеркните главные члены во втором предложении, над каждым именем существительным укажите падеж;
  2. разберите по составу слова: пробежала, побегут.

 

Диктант № 6: «Цветёт черёмуха» (64 слова)

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.

Грамматическое задание:

  1. укажите время большинства использованных в тексте глаголов;
  2. выпишите из текста глагол из последнего предложения, выполните его морфологический разбор.

 

Диктант № 7: «Чудесный май» (93 слова)

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и земляника. На вершину высокой ели забралась шустрая белочка.
Спешат домой перелётные птицы. Лес встречает своих певцов. С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С полей и лесов несутся весенние звуки.
Май – самый нарядный и звонкий месяц года.

Грамматическое задание:

  1. подчеркните главные члены в девятом предложении, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: майский, нарядный.

 

Диктант № 8: «Весенний звон» (76 слов)

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.
Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

Грамматическое задание:

  1. разберите по членам первое предложение;
  2. в девятом предложении определите склонение, падеж и число имён существительных.
  3. выпишите глаголы настоящего времени, определите их спряжение.

 

Диктант № 9: «Лягушка» (99 слов)

Весенняя вода разбудила маленькую лягушку. Она выползла из своего укрытия и отправилась в путь.
Ночью шел снег. Следы лягушки легко можно было разобрать на чистом снегу. Мы пошли по следу. В начале пути след был прямой. Он привел нас к болотцу. Потом след начал сбиваться. И вдруг мы увидели лягушку. Она лежала на снегу без признаков жизни.
Мы взяли лягушку и стали отогревать своим дыханием. Но она не оживала. Мы принесли ее домой, налили тёплой воды в кастрюльку и пустили туда малышку. Через час лягушка ожила.
Скоро настали теплые дни. Мы отнесли лягушку к реке и выпустили в воду.

Грамматическое задание:

  1. разберите по членам второе предложение;
  2. в предложении «Мы принесли ее домой, налили теплой воды в кастрюльку и пустили туда малышку» определите склонение, падеж и число имён существительных;
  3. разберите по составу слова: увидели, принесли.

 

Диктант № 10: «Майское чудо» (83 слова)

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк.
Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки!

Грамматическое задание:

  1. сделайте синтаксический разбор второго предложения;
  2. сделайте морфологический разбор глаголов «бежишь, видишь»;
  3. разберите по составу слова: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый, пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.

 

Диктант № 11: «Скворцы» (83 слова)

Весна. Светит солнце. В саду раздаётся задорная птичья песенка. Это вернулся из далёких стран весёлый скворец. Зимовал он далеко на юге, за тёплым морем. А вернулся в родной домик. Сделали ему скворечник школьники и прикрепили на дереве. Звонкая песня скворца далеко слышна вокруг.
Скворец хорошо подражает разным звукам. В его песне услышишь мальчишеский свист, деревенскую трещотку, кваканье лягушек. Не песня, а целый птичий разговор! Скворец не только распевает песни, но помогает скворчихе строить гнездо. Вот появились скворчата. Родители кормят птенцов червячками и гусеницами.

Грамматическое задание:

  1. подчеркните главные члены в восьмом предложении, над каждым именем существительным укажите падеж.
  2. разберите по составу слова: сделали, появились.

 

Диктант № 12: «Наступление весны» (61 слово)

Весна – самое чарующее время года. Зима еще пытается заявить о себе, сковывая редкие лужи тонким ледком, бросаясь охапками снежинок. Но все явственнее слышится дыхание весны.
Дни становятся длиннее, и солнце все дольше задерживается на небосводе. Пригретые теплом солнечных лучей, набухают на ветках деревьев почки. Молодая травка робко пробивается сквозь сугробы.
Вернулись грачи. Они – первые вестники весны. Весело звучит их радостная песня.

Грамматическое задание:

  1. во втором предложении укажите род, число и падеж имен существительных;
  2. найдите в тексте глагол в неопределенной форме;
  3. разберите слова по составу: редкие, набухают, вестники.

 

Диктант № 13: «Чудесный май» (92 слова)

Майскую весну торжественно встречают залпы гроз и тёплые ливни. Чудесная погода
стоит в этом месяце. После грозового дождя ярче светит солнце. На голубом небе расцветает радуга. Первые листочки на сирени, берёзе, тополе сверкают, переливаются на солнышке. Ты подходишь к ручью и видишь, как он торопливо прокладывает себе дорогу.
Воздух наполнен могучим запахом весны. Войдите в майский лес. Он весь в зелёном убранстве. Радуют сердце яркие краски весенних цветов. А сколько звуков ты услышишь в весеннем лесу! С раннего утра до позднего вечера распевает пернатое царство. Звонкими голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды.

Грамматическое задание:

  1. в первом предложении укажите род, число и падеж имен существительных;
  2. сделайте фонетический разбор слов: сколько, сверкают;
  3. разберите слова по составу слова: подходишь, расцветает.

 

Диктант № 14: «Ласточки» (71 слово)

Прошли ненастные и хмурые дни. Деревья и кусты освободились от снежного плена. Зазвенела капель. В воздухе чувствуется приближение весны.
Над парком закружилась стайка ласточек. Ласточки – удивительные птицы. Они пьют и охотятся на мошек на лету. Их слабенькие лапки мало приспособлены для хождения по земле.
Ласточки – превосходные пилоты. Длинные остроконечные крылья ласточки похожи на крылья первоклассного истребителя. А их хвост напоминает вилку. Такое строение хвоста помогает ласточке в воздухе выписывать головокружительные виражи.

Грамматическое задание:

  1. укажите в тексте все падежи слова: ласточка;
  2. сделайте фонетический разбор слов: слабенькие, пьют;
  3. проведите грамматический разбор последнего предложения.

 

Диктант № 15: «Птичье расписание» (77 слов)

Открывает птичье весеннее расписание месяц март. В полях еще лежит снег, но уже появились первые проталины. В это время мы встречаем грачей.
Пришёл апрель. Треснул на речке лед. Это весенний салют в честь прилёта трясогузки. Речка освободилась от ледяного плена. Весело журчит вода. Над ней шумят птичьи крылья. Белые лебеди, серые гуси, дикие утки возвращаются домой из тёплых краёв.
В лесу пылят серёжки осины. Лезет из влажной земли молодая трава. В это время можно услышать голос кукушки.

Грамматическое задание:

  1. укажите в тексте падежи слов в первом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: салют, ледяного;
  3. определите главные члены в 10 предложении.

 

Диктант № 16: «Сирень» (90 слов)

Под моим окном расцвёл куст сирени. Тёплый майский ветер ворвался в окно и наполнил комнату чарующим ароматом распустившихся цветов. Его порывы – словно сообщение: весна, весна на улице!
Сирень – удивительное растение. Маленькие цветочки, словно завитушки у модницы, нанизаны на тонкий стебелёк и образуют пышные кисти. Если приглядеться, то можно среди россыпи сиреневых цветков обнаружить тот заветный цветочек с пятью лепестками. Такой цветок по народным поверьям сулит исполнение желаний.
Осторожно-осторожно я склонил ветку сирени и вытянул лапчатый цветок. На моей ладони вспыхнула ярким фиолетовым цветом пятиконечная звёздочка. Теперь надо быстро загадать желание.

Грамматическое задание:

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните синтаксический разбор первого предложения;
  3. выполните фонетический разбор слов: поверьям, заветный.

 

Диктант № 17: «Начало весны» (88 слов)

Снег заметно стаял. В полной лесной тишине словно сама собой шевелится еловая веточка. А как раз под той ёлкой прикрылся широкими еловыми ветками и спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается. Не может же веточка сама собой шевелиться!
Заяц метнулся, побежал, присел столбиком и слушает. Откуда беда? Куда бежать? Замер заяц на месте, прислушивается к тишине. А перед его носом как выпрямится, как закачается целая берёзка! Как махнет рядом ветка ёлки! И пошло, и пошло. Везде прыгают ветки. Вырываются они из снежного плена. Весь лес кругом шевелится.

Грамматическое задание:

  1. укажите падежи слов во втором предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: тишине, берёзка;
  3. проведите морфемный разбор слов четвёртого предложения.

 

Диктант № 18: «Весенняя капель» (105 слов)

Весенняя капель – это первые звуки весны. Еще снежные сугробы толпятся на обочине дороги. Еще подёргиваются тонким ледком лужи. Но уже чувствуется приближение весны.
Яркое солнце появилось на синем небе. Его лучи ласково и нежно обнимают природу. Вот солнечный лучик заиграл на снежной шапке, которая всю зиму безмятежно пролежала на крыше дома. Снег не рад теплу. Тонкие ручейки воды, словно зимние слезы, потянулись к краю крыши. Капли звонко ударяются о землю и разбиваются тысячью брызг.
С каждым днём сосульки становятся все короче и короче. Скоро от них не останется и следа. Затихнет звук капели. Природа, освободившись от снежного плена, зацветет яркими красками. Весна шагает по планете.

Грамматическое задание:

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор первого предложения по частям речи;
  3. выполните фонетический разбор слов: солнечный, ледком.

 

Диктант № 19: «Приход весны» (79 слов)

На улице весна. Все вокруг радуется её приходу. Горячее ласковое солнце удивительно приятно печёт, но не парит. Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат. Неужели это черёмуха? Маленькие бутончики цветов черёмухи только начинают лопаться. Но как пахнет кругом!
Уже на второй день вся черёмуха в цвету. Пчёлы спешат к душистой красавице, запасаются сладким нектаром. Через несколько дней она осыпается. Её мелкие белоснежные лепестки метёт по воде ветер. Он устилает траву нежной белой накидкой. И становится черёмуха незаметной среди деревьев и кустарников.

Грамматическое задание:

  1. укажите падежи слов в шестом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: черёмуха, несколько;
  3. проведите морфемный разбор слов четвёртого предложения.

 

Диктант № 20: «Весеннее расписание» (73 слова)

Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины.
Важно по проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лед. Прилетела трясогузка. В шутку говорят, что она разбила лед своим длинным хвостом. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой.
А в мае лес развешивает зелёные флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звёзды освещают его посадочную площадку.

Грамматическое задание:

  1. укажите в тексте падежи слов в первом предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: флажки, ночью;
  3. определите главные члены в последнем предложении.

 

Диктант № 21: «Весна» (68 слов)

Трудятся на родной земле люди. Нужно успеть выполнить все полевые работы. И тогда зелёными всходами от края до края покроется широкое пшеничное поле. Колокольчиком звенит и льётся с неба звонкая песня жаворонка. Цветёт за окном школьный сад.
Среди зелёных ветвей устроили гнездышко певчие птички. Сразу не заметишь его в густой листве! Скоро появятся птенчики. Птицы накормят их мошками и жирными гусеницами. Много вредных насекомых съедят за лето птенцы.

Грамматическое задание:

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор первого предложения по членам;
  3. выполните фонетический разбор слов: льётся, пшеничным.

 

Диктант № 22: «Весна в лесу» (94 слова)

Наступила самая мягкая и светлая пора. Весна. Особенно красиво сейчас в лесу, где в каждом шорохе листвы, в каждом дуновении ветра чувствуется пробуждение природы.
Вот сорвалась с листа и звонко ударилась о землю капелька росы. Молодая травка робко пробивается сквозь пласты прошлогодней опавшей хвои. Но уже совсем скоро зелёный ковер покроет всю землю.
Деревья спешат примерить весенние наряды. Стройная сосна выпустила новые иголочки, которые ярко выделяются на фоне старой хвои. На её ветках появляются маленькие душистые шишки.
Над рекой склонилась ива. Её гибкие ветки украшены забавными серёжками. А узкие листочки трепетно шелестят над водой.

Грамматическое задание:

  1. укажите в тексте падежи слов в 4 предложении;
  2. сделайте фонетический разбор слов: выделяются, гибкие;
  3. сделайте морфемный разбор слов в первом предложении.

 

Диктант № 23 «Весенний первоцвет» (84 слова)

Ещё в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные сугробы пробиваются первые весенние цветы. Такие цветы называют первоцветами.
Ранней весной расцветает удивительный цветок. Он похож на маленькое солнышко. Его жёлтые лепесточки, словно тонкие лучики солнца, тянутся к свету. Странное название имеет этот цветок. В народе его окрестили мать-и-мачеха.
Название связано со строением листа. Одна сторона листа мягкая, глянцевая, шелковистая. Приложишь листок этой стороной к щеке, и почувствуешь лёгкую прохладу.
А с другой стороны листа поверхность тёплая на ощупь, словно руки родной матери.

Грамматическое задание:

  1. выполните морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола по своему выбору;
  2. выполните разбор второго предложения по членам;
  3. выполните фонетический разбор слов: глянцевая, строением.

Контрольный диктант в 8 классе № 12 | Сборник диктантов по Русскому языку в 8 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 8 классе № 12