Диктант черемуховые холода: Входной диктант по русскому языку

Содержание

Картотека 3 класс. Подготовка к диктанту «Черемуховые холода»

Подбери проверочное слово

1.Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Зацвела__________________________________________холод____________________________________________колечком_________________________________________с лесной__________________________________________ поляны___________________________________________оно_________________ в лесу_______________________ молчат___________________________________________кричит________________своё_______________________

2.Парный звонкий глухой согласный на конце слова.

Холод___________________________________________ замёрз___________________________________________лёг______________________________________________

Вставь нужную букву

1.Выбор написания ци/цы: птиц…

2.Буквосочетание ча-ща: молч…т

3.Буквосочетание чк: колеч…ом

Подбери проверочное слово

1.Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Зацвела__________________________________________холод____________________________________________колечком_________________________________________с лесной__________________________________________ поляны___________________________________________оно_________________ в лесу_______________________ молчат___________________________________________кричит________________своё_______________________

2.Парный звонкий глухой согласный на конце слова.

Холод___________________________________________ замёрз___________________________________________лёг______________________________________________

Вставь нужную букву

1.Выбор написания ци/цы: птиц…

2.Буквосочетание ча-ща: молч…т

3.Буквосочетание чк: колеч…ом

Рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему: КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по русскому языку для 7 класса

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Составила Кремнева Татьяна Ивановна

учитель   русского языка и литературы

Средне-лопатинской школы

Русский язык . 7 класс.

                                     Контрольная работа № 1 по теме «Речь».

                                                        Изложение.

                                          Лёнька, любимец ребят.

          Это случилось в далёком  эвенкийском посёлке. В сеть вместе  с рыбой попала  белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза.

         Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном  лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.

        К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог.

       — Доброе утро, Лёня! – приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.

         По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё теплую  воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил  вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку  из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал.

  Но вот наступила  весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся почернела, лоснилась на солнце.  

       Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу.

       Лёнька встревожено оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел.  Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука… И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят.

       Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них – трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.                              

Контрольная работа № 2

по теме «Словообразование и  фонетика».

  1.Приведите примеры слов, образованных суффиксальным способом, приставочным  

      способом  словообразования  ( по два слова.)

  2. Запишите три слова, образованные суффиксально – приставочным способом.

       Покажите, как образованы эти слова.

  3. Выпишите  слова, в которых суффикс –тель  имеет значение «человек, который…».

      Разберите их по составу.

      Нагреватель, следователь, наблюдатель, книгоиздатель, обрызгиватель, мучитель, доброжелатель, выключатель, миноискатель, смеситель.

  4.  Запишите предложения, в которых слова учительская, столовая, больной выступали бы как имена прилагательные и как имена существительные.

   5.  Дайте характеристику звукам: Ⅰ-вариант – ф  в   г,

                                                             

                                                             Ⅱ-вариант – с   ж   к

  6. Поставьте правильно ударение в словах:

                                   

       Ⅰвариант-  лапоть, набекрень, добела, безмятежный, отчасти.

          Ⅱ вариант – уцепиться, подняв, второпях, дотла, сновидение.

Контрольная работа № 3

                                                        по теме «Повторение».

                                                               Диктант.

                                                       Глухариная песня.

     Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.

     Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льётся. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Чёрный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а чёрная бородка топорщится и трясётся.

    Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинание .Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимает охотника с постели, ведёт в чёрный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведённый, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена.

   ( 119 слов.)

                                                Задания к диктанту.

  1. Озаглавьте текст.

 2.Подчеркните причастия как член предложения, обозначьте их  суффиксы.

 3. Выпишите три слова с орфограммой в корне, обозначьте корень.                                        

                         

Контрольная работа № 4

                                                        по теме «Повторение».

                                                               Диктант.

                 Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв тёмно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нём Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то чёрный, как цыган, незнакомый глядел на него. Щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределённого тёмного цвета; запавшие глаза обвело чёрным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съёжившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул её в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастёрку стянул с плеч.

          Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освежённым.

          Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь вдали едва рокотал неумолкающий гул канонады.  

                                                                                  (133 сл.)  ( По Г.Бакланову.)

                                                    Задания к диктанту:

  1. Подчеркните грамматическую основу любого сложного предложения.
  2. Подберите проверочные слова к любым трём глаголам с орфограммой в корне, включая причастия.

                                                   

                 

Контрольная работа №5 по теме «Наречие»

(Разряды, степени сравнения и словообразование).

    1. В каком  ряду оба слова являются наречием?

        1). вдалеке, сейчас, завтра

        2) назло, на земле, нарочно

        3) сдуру, с дуба, сослепу

   2. В каком предложении есть наречие?

      1) Со всех сторон колыхалась степь.

      2) В тарелке лежали яблоки с вырезанными сердцевинами.

      3) Развешенное на улице бельё быстро сохнет.

  3. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?

      1) После дождя солнце светило ярче.

      2) Медленно выплывало из-за леса солнце.

      3) На море в полдень солнце светит очень ярко.

  4. В каком ряду оба слова являются наречиями времени?

    1) неожиданно, чудом, быстро

    2) беспомощно, лихо, везде

    3) утром, сегодня, давно

 5.В каком варианте ответа указаны все наречия причины?

   А. Сгоряча                                В. Нарочно

   Б. Сослепу                                 Г. Вместе

   1) А, Б          2) В, Г       3) Б          4)А, В

 6. Определите разряд и степень сравнения выделенного наречия в предложении.

    И лес шумит дружней, когда деревьев много.

   1) наречие меры, простая превосходная степень

   2) наречие места, составная сравнительная степень

   3) наречие образа действия, простая сравнительная степень

 7.Укажите ряд, в котором все слова являются наречиями меры и степени.

   1) по-весеннему, умышленно, кое-где

   2) немного, вдоволь, чуть-чуть

   3) быстро, вдвое, вдруг

 8. В каком предложении нет наречия в сравнительной степени?

   1) Домой и кони веселей бегут.

   2) Старый друг лучше новых двух.

   3) Где песня льётся, там легче живётся.

 

 9. Определите разряд наречия, употреблённого в предложении: Ешь досыта, а работай до пота.

   1) меры и степени

   2) причины

   3) цели

   4) образа действия

10. Укажите верное утверждение:

   1) Наречие изменяется так же как и прилагательное.

   2) Наречие не изменяется.

   3) Наречие сочетается только с глаголами.

11. В каком предложении употреблено наречие времени?

    1) Утром ещё держался лёгкий мороз.

    2) Зря, попусту не хотелось тратить время.

    3) Кое-где на деревьях листья пожелтели.

12. В каком ряду все наречия образованы приставочным  способом?

    1) быстро, досуха, никуда

    2) нехорошо, назавтра, невдалеке

    3) еле-еле, сбоку, нигде

13. В каком ряду все наречия образованы суффиксальным способом?

    1) мало-помалу, во-вторых, досуха

    2) где-нибудь, полушутя, смело

    3) куда-то, быстро, искренне

14. В каком ряду все наречия образованы приставочно-суффиксальным способом?

   1)досуха, засветло, сбоку

   2) вдвоём, искренне, глубоко

   3) безграмотно, издалека, широко

15. В каком ряду на  конце наречий пишется одна и та же буква?

   1) смел.., вдогонк.., впроголод…

   2) наотмаш.., туман.., жгуч…

  3) давн.., быстр..,далек..

                                                                        КЛЮЧ

 1.   1)                                              8.   2)

2.   3)                                               9.   1)

3.  1)                                               10.   2)

4.  3)                                               11.   1)

 

5.  1)                                               12.   2)

6.  3)                                               13.   3)

7.  2)                                              14.    1)

                                                     

                                                       15.   3)  

                                     Контрольная работа № 6  по теме «Речь».

                                                          Сочинение

                                                     «Хочу»  и  «надо».

       «Хочу» и «надо» — этими двумя словами по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совершенно противоположные слова.

       С самого утра уже возникает противоречие: вставать или ещё немного полежать? Звенит звонок будильника, нет сил встать, хочется ещё полежать, но надо , надо вставать и идти в школу.

        Прихожу из школы, хочется упасть на кровать и уснуть, но надо делать уроки, чтобы завтра получить хорошую оценку. Шесть часов вечера. Уроки сделаны, вои теперь можно почитать книгу. Усаживаюсь поудобнее, вот я уже погружена в чтение. Вдруг в комнату заглядывает  мама и просит сходить в магазин. Хочется посидеть, почитать и узнать, что ожидает меня в столь загадочном сюжете. Но надо помочь маме, а иначе она обидится за мой отказ и пойдёт в магазин сама.

        Снова утро. Иду в школу с подругой, болтаем о том, о сём. И вдруг подруга нелепо выразилась. Хочется упрекнуть её в этом, но надо молчать, а иначе дружба порвана.

        Сижу на уроке. Учитель объясняет новую тему. Эта тема оказывается для меня трудной. Тогда учитель начинает  объяснять мне отдельно. Я снова ничего не понимаю. Хочется всё бросить и уйти. Но опять  — надо, надо сидеть и разбираться, чтобы получить знания.

           Как же бороться со своим внутренним «я», которое то и дело шепчет: «Делай всё, что хочешь. Делай всё, что хочешь!» И в самом деле, хочется слушать его, но надо собрать всю свою силу воли и сказать: «Нет!»

                                                                                   ( Изразова Дарья.)

                                         

Контрольная работа № 7

по теме «Наречие».

Диктант.

Парусный флот.

        Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

        Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблём.

        Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века.

 О великих открытиях русских мореходов того времени  рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители  фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

        Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько – нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждёт тебя впереди.

        Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но всё-таки тысячи миль

оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

         Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

                                                                                      ( 123 сл.)

                                     

Контрольная работа  № 8 по теме  «Наречие».

Диктант.

Вариант 1.

  Немного о культуре речи и поведении.

                Ты , наверное, обращал внимание на то, что по речи человека складывается                                                                                                        общее    впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неверно  поставил,  употребил  жаргонное словечко, и сразу думается: « Не очень он культурен!»

          Услышал от него грубое слово, думаешь: «Какой  же он злой!»  Речь иногда

          свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.

           Старайся всегда говорить просто и правильно, никогда не употребляй в разговоре   грубых слов  и выражений. ..

           Невежливо самому завладеть разговором и говорить только о себе.

           Нельзя долго разговаривать по телефону, звонить друг другу  по пустякам.

           Никогда не вмешивайтесь в разговор других людей.

           Если ты собрался в театр, на концерт, оденься особенно опрятно, аккуратно, нарядно.

           Вовремя выходи из дому, чтобы не опоздать в кино, театр или в гости.

                                                                                                               (124 сл.

                                                                 Вариант 2.

                                                   Тайны крымской земли.

                  Вот уже несколько лет учащиеся города Керчи ведут поиск безвестных

         героев минувшей войны.

               Как-то на школьном вечере наметили следопыты план поисков в

          Аджимушкайских  каменоломнях…

               Подземелье. Звенящая тишина. Воздух сырой и тяжёлый. Следопыты шли цепочкой. Впереди – десятиклассник Валерий  Лукьянченко. Нечаянно он задел один из камней. Камень куда-то провалился. Ребята понемногу расширили отверстие. Валерий первый отважился спуститься в кромешную тьму. За ним остальные.

      …Полевая сумка командира. Списки и адреса десятков людей. Партийный билет Захария  Владимировича Табунца. Удостоверение личности лейтенанта Андрея Сергеевича Остапишина, красноармейская  Ивана Егоровича  Ярофеева…

Свои находки следопыты отдали Керченскому краеведческому музею…

Ещё много тайн хранят, по-видимому, горы, леса, подземелья крымской земли. Юные следопыты города-героя Керчи раскрывают их .   (110 слов.)

                                                                                                                                                                                                                                                                             

                             

Контрольная работа № 9 по теме «Речь».

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова

«Опять двойка».

     Перед нами картина художника Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

Главным персонажем картины является мальчик, получивший опять двойку.  Он поздно вернулся домой . В руке у него портфель . Застёжка на нём поломана, поэтому портфель перевязан шнурком .Вместо книг из него торчат коньки. Вероятно, мальчик после школы ходил на каток. Волосы на его голове взъерошены, пальто расстёгнуто. Он стоит посреди комнаты, виновато опустив голову.  Возвращению мальчика очень рада собака. Она весь день ждала его домой, чтобы поиграть со своим другом.

   Мама и сестра сразу поняли, что их сын и брат получил опять двойку. Мама сидит на стуле, опустив на колени руки. Её печальный взгляд обращён на сына. Ведь она так надеялась, что сегодня он не получит плохую оценку. Рядом с мамой  младший братишка. Он сидит на велосипеде и улыбается, глядя на старшего брата. Ему не нужно учить уроков, он ещё маленький. Старшая сестра давно пришла домой , сделала уже домашние задания. Она с укоризной смотрит на брата . Ей стыдно за него.  Она хорошо учится. Все школьные принадлежности у неё в порядке. Она опрятно одета, в косы вплетены бантики, на шее повязан пионерский галстук.

      В доме тепло и уютно. На полу лежит красный с рисунком палас. На столе белая скатерть. На стене висят календарь и часы. Во второй комнате  стоит цветок на подоконнике, а на стене висит географическая карта. У мальчика есть все условия для того, чтобы хорошо учиться. Нет, наверное. только желания.

     Мне эта картина очень понравилась. Тема картины актуальна и в наше время.

Контрольная работа № 10

по теме «Предлог».

Диктант.

      В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые сильные камни.

    Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы  попадает семя, то оно разрастается и, постепенно  утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

                                                                                           (128 слов,)

                                                                               

                                         

Контрольная работа № 11  по теме «Речь».

Изложение публицистического стиля

Поговорим о бабушках.

     Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках.

     Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах.  Кутает, когда все во дворе давно  раздетые бегают. А то придёт в школу в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

       Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей, Нет, не за то, что   она тебе «жизнь отдаёт».  Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное,  у неё позади – забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, её последняя радость, её постоянная  тревога, её  основной жизненный интерес, её тайная надежда.

        А потом у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у  стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца,  если он кричит.  Это его возрастная особенность.

         Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся.

                                                                                   

                                                                                                   ( 124 сл.)  

                                                                                ( По И.Медведевой.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                     Контрольная работа № 12

                                             по теме «Союз».

                                                    Диктант

  Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка,  ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то, озарённого светом, храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей.  И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь в каком-то чаду раздумья.

            Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой  родине.

                                                                                                                ( 119 слов).

                                                               

Контрольная работа № 13

по теме «Частица».

Диктант.

Перед грозой.

        Ночь на исходе. По-прежнему кругом тишь. Стелются и как будто дремлют травы. Лепечет ветерок, шумит невдалеке речонка. Появляется желание искупаться. Не хватает сил сдерживать себя.

        Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. Сердце, замирая при одной мысли  о холодной воде, стучит неровно.

        Ни ветерочка, ни шороха. Вдруг откуда ни  возьмись  надвигается какой-то шум, появляется скопление чёрных туч. Кажется, что ничто не сможет разогнать и развеять их. Но вот внезапно налетает резкий ветрище. Вот-вот разразится гроза. Опалённые поля жаждут влаги. Распускающиеся утренние цветы, радостно тянутся навстречу первым каплям дождя, а раскаты грома слышатся уж где-то  вдалеке, и гроза проходит стороной.

                                                                                            ( 103 сл.)

                                       Контрольная работа  №  14

                                  по теме « Служебные части речи».

                                                         Диктант.

                                        Земли  родное  дыхание.

       Отцветает душистая черёмуха, осыпается черёмуховый цвет и застилает траву белой накидкой. Лёгкий, по-летнему тёплый ветерок ласкает землю. За город отправляются любители цветов. Они идут прямо на знакомые места, а другие не спеша исследуют прозрачные старые боры, выискивая никем не заложенные плантации самых красивых весенних цветов.

       Вот и они. Два-три широких ланцетовидных листа, из пазухи горделиво поднимается ножка-цветонос, увенчанная маленькими белоснежными и необыкновенно ароматными колокольчиками.

      Майский ландыш. Кто не признает в нём  жемчужину весеннего леса? Что за прелесть этот скромный неяркий цветок! А какую удивительную силу таит он в себе! Где бы ни был человек, а увидит ландыш, обязательно вспомнит весенний лес, его тенистые уголки, голубое небо в вышине и почувствует вдруг дыхание родной земли.

                                                                   ( 119 слов)

                                     Контрольная работа № 15  по теме «Речь».

                                             Сжатое  изложение.

                                                   « О Чехове».

     Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне , и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.

     Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу…

    И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.

     Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними…

     Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у  себя в Таганроге небольшой  виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном  Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки  елями,  клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами – и Мелихово зазеленело.

     А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.

     Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями…

    Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы  люди зажили умнее и счастливее.      

                                                                                            ( К.И. Чуковский )                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                 

                               Итоговая контрольная работа № 16

Диктант.

Летом и зимой.

      Это был обычный лес. Мимо него по блестящему асфальту навстречу друг другу шли автомашины. Люди спешили: у каждого дела.

      Деревья и подлесок были в виде зелёной стены. В глубине леса сумрак сгущался до черноты.

      Сколько раз в течение последних месяцев приходилось мне проезжать мимо этого леса! Быстро мчится машина вдоль зелёной стены. Глазу не проникнуть  дальше первого ряда деревьев. Они раскинули ветви, плотно сошлись кронами, из-за них не заглянуть в глубь леса.

      Лес вроде зелёной преграды.

   …И снова я в пути. Только время не для зелени: январь. По привычке поворачиваю голову влево, чтобы увидеть знакомый лес.

       Весь белый, кружевной от инея, он виден со стороны дороги насквозь. Белые веточки тонко вырисовываются каждым своим изгибом, касаются одна другой, переплетаются.

       Безотрывно гляжу на белый зимний лес.

                                                                         ( 116 сл.)  (По М.Усову )

Промежуточная аттестация

по русскому языку в 7 классе

Диктант.

Летом и зимой.

      Это был обычный лес. Мимо него по блестящему асфальту навстречу друг другу шли автомашины. Люди спешили: у каждого дела.

      Деревья и подлесок были в виде зелёной стены. В глубине леса сумрак сгущался до черноты.

      Сколько раз в течение последних месяцев приходилось мне проезжать мимо этого леса! Быстро мчится машина вдоль зелёной стены. Глазу не проникнуть  дальше первого ряда деревьев. Они раскинули ветви, плотно сошлись кронами, из-за них не заглянуть в глубь леса.

      Лес вроде зелёной преграды.

   …И снова я в пути. Только время не для зелени: январь. По привычке поворачиваю голову влево, чтобы увидеть знакомый лес.

       Весь белый, кружевной от инея, он виден со стороны дороги насквозь. Белые веточки тонко вырисовываются каждым своим изгибом, касаются одна другой, переплетаются.

       Безотрывно гляжу на белый зимний лес.

                                                                         ( 116 сл.)  (По М.Усову )

Дидактический материал «Диктанты повышенной сложности»

Пастух и повариха.

(Проверяемые безударные гласные в корне.)

Пастух Николай влюбился в повариху Варвару. Однажды, проходя мимо деревенской столовой, он увидал, как, отворив окно, какая-то женщина выставила на подоконник картошку, которую только что отварила. Николая очень удивило, что он, местный старожил, который даже когда-то сторожил эту столовую, раньше не замечал этой девицы. Немного стесняясь, он заглянул в окно и рассмотрел симпатичное лицо, две пшеничные косы, красивое полотняное платье с тисненым рисунком и обнаженные по локоть руки, орудовавшие ножами. В этот момент незнакомка навсегда пленила его сердце.

На следующий день Николай нарядился, тщательно причесал свои редеющие волосы и пошел знакомиться. Он застал Варвару среди только что вычищенных сковородок, нагроможденных на цветастой клеенке. Она одновременно готовила жаркое, солила селедку и пыталась ощипать, выпотрошить и опалить несколько тетеревов. Николай вызвался помочь. Когда он наколол дров и сложил их возле раскаленной плиты, Варвара неожиданно залилась румянцем и угостила его пирожками и парным молоком. Ободренный, Николай стал жевать и рассказывать поварихе о том, как однажды ему удалось укротить упрямую пятнистую козу. Варвара смеялась. «Варюша!» — расхрабрившись, прошептал Николай и назначил ей свидание за околицей у плотины.

Вечерело. Солнце катилось к западу. Николай с букетом увядающих колокольчиков сидел на берегу и смотрел на пестреющую долину. Невдалеке на скрипучих мостках, наскоро скрепленных старыми досками, какая-то женщина полоскала белье, а ее маленькая дочка поласкала котенка. Ничто не предвещало появления Варвары.

Стемнело. На небе показалась первая звезда. В обрамлении белых облаков светился месяц. Николай был разочарован. Вначале он был так раздражен неудачей, что даже дрожал от гнева и намеревался покарать обманщицу. Но потом понял, что он настолько покорен Варварой, что никакой ее поступок не сможет умалить его чувства. Николай решил умолять Варвару не оставлять его.

С развевающимися от ветра волосами он шел домой и думал, что их отношения все-таки будут развиваться. Освещаемый луной, Николай сочинял стихотворение, посвященное возлюбленной.

НЕ с разными частями речи. Диктант.

Гроза в лесу.

Несмотря на то что синоптики предсказали непогоду, наша группа, состоящая из юных, неопытных путешественников, отправились в края, никем из наших приятелей еще не изведанные. Не успели мы выйти из не большой, а маленькой деревни, как почти неподвижная, на наш взгляд, туча нависла над лиственным негостеприимным лесом.

Неожиданно блеснула огненная нить, раздался неприятный, оглушительный гром, который казался торжествующим, а не угрожающим. И тут же по лиственницам забарабанили далеко не мелкие капли дождя.

Мы никогда раньше не встречались с грозой в лесу, поэтому не подозревали даже о том, что это незабываемое, неприятное зрелище. Ливень хлынул неукротимыми потоками, невообразимый по силе гром сотрясал всю округу, а молнии, не перестававшие вспыхивать, слепили наши не подготовленные для такого зрелища глаза. Лишь на какую-то долю секунды можно было увидеть почти непроходимые заросли можжевельника, едва не затопленные водой, и крупные листья осин, обвешанные совершенно не легкими каплями.

Наша экспедиция оказалась абсолютно не защищенной от дождя. Командир предложил ждать, ничего не предпринимая и не останавливаясь под огромными деревьями, в которые могла угодить опасная для жизни молния.

Но вот не спеша свинцовые тучи поползли по небу в сторону города, а мы продолжили путь по малоезженому асфальтированному шоссе. А вот и желанная цель – обещанная нам еще в начале похода избушка лесника.

Лесник с несвойственной ему торопливостью преподносит нам диковинные яства: топленое молоко, печеную в золе картошку, копчености, перченые и соленые огурчики-малютки. Мы же дари ему недавно купленный, ни разу не надеванный тулупчик, а сами ждем, когда просохнет развешенная у огня наша одежонка.

(242 слова / 30 с орфограммой).

НЕ с разными частями речи. Диктант.

Невзирая на холод, я вышел из нетопленого не каменного дома и отправился не спеша к небездарному приятелю. Не водить дружбу с ним я не мог.

Его невысокий не то серый, не то черный дом невозмутимо стоял невдалеке. Прохожих на улице было не много, а, скорее всего, мало. Не взирая ни на ког, я следовал по еще не забытому маршруту.

Сегодня предстоял нелегкий разговор, я мечтал уговорить юного художника подготовить вернисаж.

Постучав в дверь и не медля ни минуты, я вошел в небольшую, но уютную мастерскую, задал несколько незначительных вопросов. Иван на них ответил, не глядя на меня, и недвусмысленно дал понять, что не готов к выставке.

Я заметил: «Иван, я невправе судить тебя, но не для кого и не для чего афишировать своей недисциплинированностью. Ты же обещал! Твои работы, как и недвижимость, сегодня стоят не малых, а очень, очень больших денег!»

Он то ли недовольно,то ли недоверчиво посмотрел на меня, а затем, не медля ни минуты, сорвал покрывало с, видимо, еще не дописанной картины. На холсте с беспечной непринужденностью красовались цветы в не белой небьющейся вазе. Художнику было, думаю, невдомек, что, изображенные не ахти как на картоне масляными красками, они не теряли всю свою неповторимую особенность. Приятель не умел иначе. Знал он об этом или нет – неизвестно. Его совсем не интересовали сами одуванчики, которые не вечным забвением возникали в его сознании, а всего лишь ярким контрастом. Иван боялся, что не хватит времени, и он не доделает, не дорисует свои картины, однако настоящий художник не должен торопиться.

(248 слов / 47 с орфограммой).

Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Диктант

Именинник бешено вопил, исступленно размахивая над головой рваным башмаком, стащенным второпях с ноги насмерть перепуганного соседа. Изумленные гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масленых вареников, пущенных в их сторону взбешенным именинником, вынужденно отступили к отворенным дверям. «Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую гроша ломаного никто не давал!» — отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленным подранной клеенкой. « Она невоспитанна, необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же вовсе без приданого!» — кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на корыто стриженую, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся к двери. Та, раненная в голову колбасой, картинно взмахнув обнаженными по локоть руками и сдавленно пискнув, повалилась в квашню с замешенным тестом, увлекая за собой рождественскую елку, увешанную слюдяными игрушками, посеребренными сосульками и с золоченой звездой на самой макушке. Восхищенный произведенным эффектом, именинник упоенно пританцовывал на выкрашенном масляной краской комоде, инкрустированном тисненой кожей, куда он перебрался с сундука непосредственно после падения дамы для лучшего обзора кутерьмы, вызванной его экзальтированным поступком.

Вояж менеджера.

(Непроверяемые безударные гласные в корне)

Сын провинциальных инженеров, Максим Меридианов не желал жить на периферии. Переехав в столицу, он окончил бакалавриат и магистратуру и стал работать менеджером в инвестиционной компании. Работа в компании давала Максиму многочисленные привилегии, а купленные им акции приносили не плохие дивиденды. Скромная жизнь на студенческую стипендию была давно забыта, он открыл депозит в банке, приобрел весьма солидную комплекцию и начал посещать престижный тренажерный зал.

Однажды фирма командировала его в небольшой итальянский городок на конференцию, посвященную приоритетным направлениям глобализации валютного рынка. Максим был поражен тем, насколько этот город не похож на привычные ему мегаполисы. В нем не было широких проспектов, эстакад и тоннелей, и жители передвигались по узким средневековым улочкам только пешком или на мотоциклах и велосипедах.

Завороженно разглядывая витрины магазинов, в которых проходила кампания по сезонной распродажи товаров, Максим споткнулся о бордюр мозаичного тротуара и неловко упал у вестибюля какого-то ресторана. Побагровев от стыда из-за этого неприятного инцидента, он внезапно услышал чьи-то аплодисменты. Что за наваждения! Перед ним стоял его давний знакомый Артем Дефицитов, с котором они когда-то учились в гимназии. С детских лет Артем был меломаном, играл на виолончели и мечтал стать композитором, а все учителя пели ему дифирамбы. Максим всегда симпатизировал Артему, который импонировал ему гармонией личности, интеллигентностью и легкой сентиментальностью. Как оказалось, теперь Артем стал музыкантом – виртуозом, лауреатом многих конкурсов и был приглашен в Италию на гастроли.

Окутанные ореолом романтики, друзья решили вместе окунуться в калейдоскоп впечатлений. Их удивляли жалюзи в мезонинах и мансардах, палисадники с декоративным папоротником, оранжевыми гладиолусами и фиолетовыми гиацинтами, античные статуи из малахита и гранита и ротонды с мраморными перилами.

Апофеозом прогулки стал визит в ресторанчик «Президент», где друзьям подали лягушачьи лапки в маринаде, кальмары с сельдереем и оригинальный апельсиновый десерт с ванилью. Здесь друзья сдвинули бокалы и предались ностальгическим воспоминаниям о молодости.

Орфограммы в окончаниях. Диктант.

« Тихая моя Родина…».

1

Иногда предпочитаещь дальнему путешествию или экскурсии по экзотическим местам прогулки по родным окрестностям. Просто-напросто идешь по дорогам и бездорожью, смотришь направо и налево, и в поле зрения попадают поля, леса, река – словом, вся природа, предстающая перед твоим взором, распахнута настежь. Проходя вдоль пастбищ, отметишь про себя пожухлую и потоптанную зелень на берегу мелеющего пруда. На ветру колышутся прибрежные кусты, и камыш как будто нашептывает что-то близкое, приходящее на память из раннего детства. Над водой стелется туман, и, странное дело, на стоячем, неподвижном пруду вдруг от ветра появляются и стремительно плещутся гребешки волн, на них колеблются желтые чашечки каких-то цветов. А возьмешь вправо а попадешь в лес.

2

Вдруг вдалеке слышишь стук топора. Опять хозяйничают порубщики.

Сколько с ними ни борются, но они нежданно-негаданно появляются то там, то здесь. Хочется крикнуть невидимым недругам природы: «НЕ мучьте, не увечьте лес, не режьте по живому! Ему бы помочь расти, уберечь бы. Ведь лес – легкие природы. Увеличьте, умножьте леса, а не сводите на нет!» Но снова стук: разрушается жизнь.

Выходишь на тропу и шагаешь напрямик к селу. Вот люди строят дом: тешут бревна, подвозят кирпич, а древесные отходы рубят и колют на дрова.

Не раз идешь этой дорогой, но всегда испытываешь волнение исследователя земли, исхоженной вдоль и поперек, неброской, скромной нашей природы и хочешь, взглянув вокруг, сказать: «Тихая моя Родина…»

Орфограммы в суффиксах слов

Диктант. «Предновогодняя ночь».

Двор, освещаемый неярким светом, был покрыт тающим снегом. Еще не так давно в деревне колющий мороз румянил девчонкам и мальчишкам щеки, а сегодня стелющийся туман, не развеваемый ветерком, прятал пилящих дрова юных лесорубов, любящих зимнюю пору.

Девчушки, обсуждающие план новогодних каникул и требующие по этой причине тишины, листали до утра книгу, рекомендованную им уважаемой престарелой тетушкой. Костюмы, изображенные на иллюстрациях, радовали глаз.

Наутро дежуривший в предновогоднюю ночь милиционер, обожаемый и лелеемый родителями, зашел в не деревянный, а каменный дом, отодвинув чугунный засов, кованный местным кузнецом. В это время чуть брезжащий рассвет оповестил деревенских петухов о том, что наступило тридцать первое декабря.

Дремлющий на печи старичок вскочил и начал собираться в аэропорт, куда через полчаса должен был прилететь ожидаемый самолет. На его борту пребывали надеявшиеся на приличный гонорар артисты и немного состарившийся Дед Мороз.

Управляемая пилотом машина приземлилась, и привлекающие внимание пассажиров городские артисты, готовящие концерт, спустились по трапу.

Старичок-проводник, как и жители таежных деревень, с нетерпением ожидал карнавальную ночь. (162 слово/22 с орфограммой).

Контрольный диктант в 9 классе № 6 | Сборник диктантов по Русскому языку в 9 классе с русским языком обучения

Контрольный диктант в 9 классе № 6



,,
:

1. Я отдыхал не очень (хорошо,
хорошо) вчера вечером. 2. Это не (хорошо, хорошо)
чтобы вы курили. 3. I
был (зол, сердито) на то, что он сказал. 4. Он
заговорил (сердито, сердито).5. Ничего (плохо, плохо).
6. He
написал свой диктант (плохо, плохо). 7. Он действовал
очень (смело, отважно). 8. Он (храбрый, храбрый)
человек. 9. Это вполне (ясно, понятно). 10.
Это (ясно, ясно) показывает разницу.
11. Она получила
ему (холодно, холодно), 12.Холодная погода,
холодно) сегодня. 13. Это (удобный,
удобно) стул. 14. Ездили (комфортно,
удобно). 15. Он (опасно, опасно)
больной. 16. Лед (опасно, опасно).
17. Мое мнение об этой книге (другое, иначе)
от твоего.
18. Обе сестры были одеты (разные,
по-другому). 19. Ваше описание
не совсем (точно, точно). 20. Не знаю
(точно, точно) когда он придет.