2.История диалектики.
Диалектика как теория и метод познания
в своем историческом развитии прошла
несколько этапов.
Основные исторические формы диалектики:
1. Наивная, или стихийная диалектика
античности.
Получила наиболее яркое выражение в
философии Гераклита. Он впервые
попытался показать мир в его непрерывном
изменении, обусловленном борьбой
противоположных начал. Он считал, что
все существующее постоянно переходит
из одного состояния в другое («Все течет,
все изменяется»). Единый общий закон
развития, по Гераклиту, — борьба
противоположностей (*холодное – теплое,
сухое – влажное, бытие – небытие). В то
же время он утверждал, что все «изменяясь,
покоится», что привело его к выводу о
единстве изменчивости и устойчивости
мира, что обусловливает его целостность.
Диалектику античности принято
характеризовать какнаивную, или
стихийную, т.к. ее положения и выводы
не являются научно обоснованными, а
имеют созерцательный характер, опираются
на непосредственные наблюдения за
стихийными явлениями.
2. умозрительная
диалектика Средних веков.
В философии Августина Аврелия диалектика
была основана на представлении о единстве
двух противоположных миров – небесного,
божественного (вечного и неизменного)
и земного, природного (изменчивого и
преходящего). вСредневековой схоластике (Ф.Аквинский)
диалектика понималась как способ
мышления, основанный на единстве двух
противоположных способов познания –
веры и разума, при котором средствами
разума обосновываются идеи, принятые
на веру.
3.Диалектика эпохи Возрождениякак учение о противоположностях.
Представлена в философии Н.КузанскогоиДж.Бруно. Развивая принциппантеизма,Н.Кузанскийутверждал единство Бога и мира: все
бесконечное многообразие природного
и человеческого мира представляет собой
божественное проявление. На основании
этого Кузанский пришел к мысли о том,
что Бог представляет собой единство
противоположностей: абсолютного
максимума и минимума (конкретной вещи),
причины и следствия (творящего и
сотворенного), бесконечного и конечного.
Принцип единства противоположностей
он распространил на реальный природный
мир. Природный мир рассматривался живой
организм, все части которого находятся
в общей взаимосвязи и существуют в
постоянном движении, развитии.
Дж.Бруноутверждал
существование единой Божественной
субстанции, которая является источником
множества разнообразных вещей и причиной
единства противоположностей. В Боге
совпадают телесное и духовное, целое и
часть, материя и форма, объективное и
субъективное и т.д. При этом одна
противоположность всегда есть начало
другой: уничтожение – начало возникновения,
возникновение – уничтожения, любовь –
начало ненависти и наоборот, яды могут
служить лекарством, а лекарства – ядом
и т.д.
4. Идеалистическая диалектика г.Гегеля (немецкая классическая философия).
Г.Гегельвыступил систематизатором
диалектических взглядов, разработал
диалектику как универсальную теорию и
всеобщий метод познания, противопоставил
диалектический подход метафизическому,
сформулировал основные принципы,
категории и законы диалектики. В системе
Гегеля весь материальный и духовный
мир был представлен в виде процесса,
т.е. в непрерывном движении, изменении
и развитии, внутренней причиной которого
является борьба противоположных начал.
Однако Гегель объяснял диалектику с
позицийобъективного идеализма:
развитие мира рассматривалось им как
ступени саморазвития духовного начала
– абсолютной идеи.
5. Материалистическая диалектика
(марксизм).
К.Маркс и Ф.Энгельс увидели в философии
Г.Гегеля противоречие между диалектическим
методом и идеалистической системой и
разработали материалистическую
диалектику. Диалектика становится
наукой, изучающей наиболее общие законы
развития природы, общества и человеческого
мышления.
учение Г.Гегеля
послужило важнейшим теоретическим
источником материалистической диалектики.
Естественнонаучным основанием
диалектико-материалистического
осмыслении мира явились величайшие
научные открытияXIXв.:
закон сохранения и превращения энергии
(Майер, Ломоносов) свидетельствовал о
взаимосвязи и взаимопереходе различных
форм движения материи; открытие клеточного
строения живых организмов (Шлейден и
Шванн) указывало на единство органического
мира; эволюционная теория (Дарвин)
обосновывала, что мир находится в
состоянии непрерывного изменения и
развития.
Диалектика как философское учение
Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания.
Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития даёт возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.
Основные законы диалектики
В марксистской философии выделяют три закона развития (их также называют законами диалектики):
1. закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон указывает на источник, импульс развития;
2. закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон описывает механизм возникновения новых качеств;
3. закон отрицания отрицания, закон диалектического синтеза. Он описывает характер и форму прогрессивно направленных изменений.
Важнейшие категории философии
Каждая область знания имеет свои особые категории. Конкретные науки изучают особые связи явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Примером таких общих связей являются причинные связи.
Явление, непосредственно предшествующее другому явлению и обусловливающееего возникновение, называют причиной. Возникшее в этом случае явление, котороеследует за исходным, называют следствием.
Отличительными признакам причинно-следственной связи, по которым ее можновыделить из других обусловливающих связей, являются необходимость, однозначность иопределенность, последовательность во времени, а также свойство порождать другиеявления.
Необходимость — это такая философская категория, которая — обозначает связь, посредством которой реализуется единственная реально существующая возможность.
Случайность — это философская категория, обозначающая такую связь, при которой реализуется лишь одна из нескольких реально существующих возможностей.
С категориями «необходимость» и «случайность» непосредственным образом связано понимание динамических и статистических законов. Термином «закон» обозначают необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определённый порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.
Статистические (вероятностные) законы — это законы, выражающие некоторую тенденцию, сложившуюся в совокупности явлений во взаимодействии множества случайных факторов.
Динамические законы характеризуют поведение отдельного объекта или системы, включающей небольшое число элементов, и раскрывают необходимую связь между состояниями этого объекта или системы. Они дают возможность вполне определенно предсказать будущее состояние объекта, если известно его настоящее состояние.
Кроме вышеперечисленных причинно-следственной, закономерной, необходимой и случайной, выделяют и другие формы связи: пространственные, временные, генетические, существенные и несущественные, непосредственные и опосредованные и др.
Другие философские категории — единичное и общее — выражают взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.
Конечно, с одной стороны, нет двух одинаковых вещей, но с другой стороны, нет двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Общее — объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Существуют также категории целое и часть. Они выражают такую связь между предметами, когда один предмет как некое сложное целое является объединением других предметов и образован из них как из своих частей.
Следующие философские категории — форма, содержание, структура. Содержание — это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т. е. структура. Структура — это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, способ расположения элементов объекта в пространстве, строение определённого процесса во времени, это определённая последовательность и ритм изменения процесса. Структура представляет собой единство содержания и формы. Форма — это способ выражения и существования содержания.
Ещё одна пара категорий — сущность и явление. Сущность — это внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление — это внешнее обнаружение сущности, форма её проявления.
И, наконец, возможность, действительность и вероятность. Действительность — это конкретное бытие отдельного объекта в определённое время, в определённых условиях. Действительность — это творческий итог действия всех реальных сил мира; это то, что уже возникло, осуществилось, что живёт и действует. Возможность — это предпосылки возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Возможность всегда предшествует действительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Вероятность — это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности.
Основные принципы философии.
Как система принципов и категорий, философия является всеобщей методологией познания. Любой учёный и специалист, имеющий дело с теми или иными объектами познания в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:
1. принцип объективности;
2. принцип системности;
3. принцип противоречивости познания;
4. принцип историзма;
5. принцип восхождения от абстрактного к конкретному.
Тема 14. Теория познания (2 часа)
План
1. Работа с понятиями.
2. Проблема познаваемости мира в истории философии.
3. Основные виды познания.
4. Познавательные способности человека.
5. Учение об истине. Диалектика относительной и абсолютной истин.
6. Познание и практика.
Цель занятия: сформировать понятие о познании и основных подходах к проблеме познаваемости мира в истории философии. Знакомство с понятиями «истина», «практика» и их ролью в процессе познания.
Задачи:
1. рассмотреть основные понятия;
2. дать общую панораму основных философских подходов к проблеме познаваемости мира;
3. познакомиться с основными видами познания;
4. познакомиться с основными познавательными способностями человека;
5. дать представление об истине и её связи с процессом познания;
6. познакомить с понятием «практика», основными формами практики и её ролью в процессе познания;
Работа с понятиями:
Агностицизм— направление в теории познания, отрицающее познаваемость мира.
Скептицизм— философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.
Познание— это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование; это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.
Знание— объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.
Интуиция— способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
Истина— это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящий предмет так как он существует вне и не зависимо от сознания человека.
Относительная истина— это неполное знание о предмете
Абсолютная истина —этополное, счерпывающее знание о предмете; абсолютная истинане может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Заблуждение — искажённое отражение объекта познающим субъектом, возникающее как абсолютизация результата познания отдельных сторон объекта изучения.
Ложь— преднамеренное искажение истины.
Практика— чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека по преобразованию материальных систем;совокупная деятельность человечества, от всего человечества в его историческом развитии.
Наука— сфера человеческой деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется знания о действительности, допускающие доказательство и эмпирическую проверку.
Проблема познаваемости мира и философский скептицизм
Проблемы познаваемости мира имеет два варианта решения:
1) мир познаваем таким, какой он есть на самом деле. Эта позиция называется гносеологическим оптимизмом. Её разделяли все философы-рационалисты Нового времени (Р. Декарт, Г. Гегель) и сторонники марксистской философии.
2) достоверное познание предметов, их сущности невозможно. Сторонники данной парадигмы делятся на агностиков (Д. Юм, И. Кант), отрицающих саму возможность получения объективно истинного знания, и скептиков, ставящих под сомнение достоверность результатов процесса познания.
Агностицизм – это гипертрофированная форма скептицизма. Скептик признаёт принципиальную возможность познания, но выражает сомнение в достоверности знания. Агностик же утверждает: «Я не знаю, что это такое и никогда не узнаю».
Агностицизм опровергается практикой: учёные создают теории, эти теории подтверждаются опытами, на основе этих теорий инженеры строят успешно работающие механизмы, машины и проч.
Основные виды познания
Все виды знания можно разделить на две группы: рациональные (житейское, научное и практическое) и иррациональные (художественное и религиозное).
1. Житейское познание. Оно основано на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными представлениями. Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и природой.
2. Научное познание. Оно предполагает не только констатацию и описание фактов, но также их объяснение. Научное знание не терпит бездоказательности. Научное знание – это объяснительное знание.
3. Практическое познание. Этот вид познания тесно связан с предыдущим. Здесь главной фигурой является инженер. Если учёные открывают законы, то инженеры создают новые вещи (приборы, устройства, компьютерные программы, промышленные технологии и т. д.) на основе уже известных законов (принципов).
4. Художественное познание. Оно обладает определённой спецификой. Его отличительные черты: образность, целостность и отсутствие разделения на субъект и объект. Механизм художественного познания заключается в самоотождествлении субъекта с изучаемым объектом. Это – иррациональное познание
5. Религиозное познание также специфично. Истины веры открываются только глубоко верующему человеку. Их постижение возможно лишь в изменённом состоянии сознания, достигаемом при помощи медитации.
Познавательные способности человека
Научное познание имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Первый уровень базируется на способности человека получать информацию при помощи органов чувств, второй – на способности человека к абстрактному мышлению.
Познание начинается с ощущений. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств. Из отдельных ощущений складывается целостный образ предмета, именуемый восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.
Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя «следы» в мозге, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека. Память играет очень важную роль в процессе познания. Она объединяет прошлое и настоящее в одно органическое целое. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления.
Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозге связям. Здесь сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Представление – это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением.
Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление подчиняется законам логики, которые представляют собой обобщённое отражение объективных вещей на основе практики. Выделяют практическое и теоретическое мышление. Практическое мышление направлено на решение частных, конкретных задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей.
Если эмпирическое познание констатирует, как протекает событие, то теоретическое познание отвечает на вопрос, почему оно протекает именно таким образом и какие законы лежат в его основе. В итоге теоретическое познание отождествляется с теоретическим мышлением. Основные формы мышления – это понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями.
Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определённой связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чём-либо, выявлять определённые связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.
Суждение – это форма мышления, которая посредством связи понятий утверждает (или отрицает) что-либо о чём-либо. Например: «Клён – растение», «человек смертен» и т. п.
Понятия и суждения – это звенья в цепи рассуждений. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание, в обыденной практике рассуждения обычно заканчиваются выводом.
К числу познавательных способностей человека также относят интуицию. Существенная особенность интуиции состоит в том, что она не разделяет мыслимый объект на части и не рассматривает их порознь, чтобы затем перейти к синтезу, а как бы в одно мгновение схватывает целое в его сущности, Выделяют две разновидности интуиции: чувственную и интеллектуальную.
Учение об истине. Диалектика относительной и абсолютной истин
Ценность любого знания определяется мерой его истинности. Истина есть то, что подтверждено опытом; истина – это некое соглашение, конвенция.
Кроме истины выделяют также заблуждение и ложь. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждения возникают вследствие абсолютизации результатов познания отдельных сторон изучаемого объекта. Иногда на основе заблуждений возникают т. н. псевдонауки – например, астрология. Если заблуждение — это непреднамеренное искажение истины, то ложью можно назвать как раз иное: лгущий искажает известную ему истину с какой-либо определённой целью. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть также и логически неправильное мышление.
В повседневной действительности заблуждению соответствует ошибка, а лжи – обман.
Познание – это бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного знания ко всё более глубокому и всеобъемлющему постижению сути вещей. Поэтому истина есть единство результата и процесса. Истина исторична. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, конкретно-историческими обстоятельствами и проч. Объект же познания неисчерпаем. Научное знание всегда относительно. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере.
Конкретность истины – один из основных принципов диалектического подхода к познанию – предполагает точный учёт всех условий, в которых находится объект познания.
Познание и практика
Практика имеет три атрибута: это чувственно-предметная деятельность; это целеполагающая деятельность; и это деятельность, направленная на преобразование материальных систем.
Если какой-либо из признаков отсутствует, то деятельность становится предметно-манипулятивной.
По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний и в этом смысле она – цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания.
Выделяют следующие формы практики:
1. общественно-производственную;
2. социально-политическую;
3. научно-экспериментаторскую, связанную с намеренным изменением объекта исследования;
4. врачебную или медицинскую;
5. семейно-бытовую, повседневную, хозяйственную.
Перечисленные формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека.
Тема 15. Учение об обществе. Социальная философия ХХ века (4 часа)
Диалектика
История диалектики. Общие положения.
— 03.03.08 г. —
А. История диалектики – достаточно объемный и многоплановый вопрос, более того, в концептуальном плане уже достаточно искаженный материалистическими представлениями. К тому же следует учитывать следующее.
Если говорится о собственно диалектике, то в этом смысле придется говорить и об онтологии мира.
Если говорится о диалектической философии – о диалектической философии Гегеля и о современной диалектической философии, то затрагиваются не только их гносеологические вопросы и содержания, но и те исторические мистерии, которые связаны с указанными системами знаний. Эти вопросы исследуются в истории диалектической философии, а также обозначаются в соответствующих Разделах сайта – «Диалектическая философия», «Философия Гегеля» и «Современная диалектическая философия».
Если говорится о диалектической теории познания, то тут вопрос искрит неизбежным противоречием. Дело в том, что диалектика как теория познания есть гносеология только диалектической философии – теперь всеобщая гносеология, которая на современном этапе развития диалектического познания представлена рядом направлений. При этом теория познания диалектического материализма, несправедливо называемая диалектикой, не только не отражает диалектических принципов познания, но и противна им, значительно исказила их, что до сих пор не признается (замалчивается) философскими науками. (Вопросы этого обозначены также в отдельных статьях «Диалектика в СССР» и «Диалектика в устаревающей философии».)
Таким образом, говоря об истории диалектики, следует, во-первых, видеть указанные различия, и, во-вторых, все же говорить об истории и о развитии диалектических принципов познания (понимая, что они нашли свое реальное и системное отражение только в диалектической философии – в философии Гегеля и в современной диалектической философии).
В настоящей статье речь пойдет об общих вопросах истории диалектики – об общей истории актуализации и использования диалектических принципов познания.
Б. До актуализации философии Гегеля под диалектикой, несмотря на учение Платона, в основном понималось то некоторое, что из нее следует, хотя элементы диалектического развития мира и диалектического познания были присущи разным системам познания и учениям. Но не диалектика (как гносеология)!
До появления философии Гегеля диалектика в науках понималась в субъективном смысле в основном двояко
— диалог,
— путь познания, поиск истины людьми,
и, понятно, что в силу различных толкований своего существа и путей реализации познания, диалектика была эклектична и имела относительное значение.
Истинный смысл диалектики и демонстрация превосходства диалектического познания над научным были явлены в великой философии Гегеля, так до сих пор и не понятой до конца (на то – много причин).
В. Обычно диалектикой называют умение вести беседу и достигать истины путем раскрытия противоречий, в первую очередь, в аргументах противника. Этот, как считается, диалектический способ мышления был применен к познанию явлений природы, как результатов развития противоречий в ней и взаимодействия противоположных сил.
Многие, в силу диалогов Платона, диалектику как умение вести беседу и находить смыслы, истину, приписывают Сократу, кто-то — самому Платону.
Но диалектика — это совсем не диалог или умение его вести, хотя диалог — это одна из форм диалектического познания, в своем простом виде известная издавна.
Еще Зенон Элейский защищал аргументы Парменида путем нахождения противоречий в доводах собеседников, и именно его Аристотель назвал родоначальником диалектики. Это значительно повлияло на понимание диалектики в неверном смысле.
Другие зарождение диалектики обычно связывают с Сократом.
Термин «диалектика» в смысле метода философствования, когда в ходе беседы находятся и снимаются ложные представления, в результате чего доказательно устанавливаются искомые понятия, впервые, как часто говорят, применил Сократ. Диалектикой стал называться, по сути, метод, которым пользовался Сократ для определения понятий. Но это всего лишь метод, а не диалектика.
Первая диалектика (учение) – это диалектика Платона (хотя диалектика зародилась задолго до него, можно говорить о том же Гераклите, но на самом деле диалектика зародилась еще раньше, но это уже отдельный, наднаучный вопрос).
Диалектика Платона в смысле познания определяется уже точно и однозначно – как знание (т.е. учение) о различении по родам (Софист, 253 с-е), предназначенное для достижения сущности каждой вещи (Государство, VII, 534 b), т.е. для постижения понятия, нахождения общего определения. Но все же это — диалектика лишь в смысле познания, а не она сама как таковая.
Кант, по словам Гегеля, уже в Новое время освободил диалектику от видимости произвола, отвел диалектике более высокое место, и эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам [1. Т. 5. С. 35]. По Канту, диалектика – способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях.
Гегель дал всеобщее понимание диалектики, в частности, определил ее как высшее разумное движение, которое, несомненно, может преобразоваться в субъективном духе в истинное познание – в диалектическое познание, что наглядно доказано наличием философии Гегеля, или даже в отдельный элемент — диалог.
Затем прошел временной отрезок диалектического материализма.
И настала эра современной диалектической философии.
Г. Еще в глубокой древности мыслители исходили из таких представлений о мире, как противоположности, противоположности покоящегося и изменяющегося, покой и непрерывные процессы изменения и становления. Поэтому справедливо считается, что в своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности. Известны примеры рассуждений, например, Лао-цзы, который учил, что мир состоит из мельчайших частиц и подчинен естественному закону (Дао). Известны и ближневосточные представления о противоположностях, движущих мир, и о вечном изменении мира (например, учение Заратустры).
Но к первым стихийным диалектикам часто относят Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита и Эпикура, хотя не все они таковыми были. Однако следует сказать, что Анаксимандр осмыслил отношение одного и многого, представлял, что вещи возникают из единого первоначала (апейрон) в силу имеющихся в нем противоположностей.
Гераклит, который считается первым диалектиком (но это не так), указал на взаимодействие противоположностей (хотя это положение было известно и до него, например, у Заратустры) и всеобщую смену явлений, которыми он объяснял все изменения в природе. Гераклит утвердил принцип всеобщности и неотвратимости изменения всего, это пояснял известным примером о том, что в одну и ту же воду реки нельзя войти дважды. Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом (законом). Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно; хотя и эти преобразования были известны до Гераклита), движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового. Отсюда и появилось утверждение о тождестве противоположностей, вплоть до того, что добро и зло – одно и то же.
Первое методологическое понимание диалектики было в методе философствования Сократа, основанном на вскрытии противоречий в мышлении, которые ведут к ложным следствиям и которые, соответственно, необходимо исключить во избежание ложных выводов. Для Сократа целью познания было понимание, в первую очередь, идеи добра, которое он понимал как красоту и истину (при этом красота, по Сократу, есть добро и истина). Сократ гениально предвосхитил утверждение о движении познания, более того, определил, что поиск истины на поле философских изысканий связан с нравственным и эстетическим идеалами.
По существу, диалектика Сократа (которую можно понимать и как знание, учение) призвана разделять предметы по родам и устанавливать свое общее в каждом роде различенных предметах – находить общие определения (групп) предметов. Это достигается в ходе беседы за счет использования вопросов и ответов для получения рассогласования (мнений) – противоречий – при выяснении общего. (Тут следует отметить, что противоречие является существом отрицательной диалектики, а вот составление определения образует существо положительной диалектики.)
Однако это все диалектика в виде познания, но не сама диалектика.
Первая диалектика – это диалектика Платона.
Платон определил исключительную, нерациональную форму мышления, в которой самодвижение мысли организуется себя-тождественными и взаимно определенными идеями. Главное в таком мышлении – это движение вслед за истиной (до Гегеля это было непревзойденным достижением, при этом оставшимся обсуждаемым, но недостижимым для рациональных или экзистенциальных современных философских наук).
Диалектику Платон представлял как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Платон определяет диалектику в ряде своих диалогов («Софист», «Парменид» и «Государство»), как искусство сочетания родов и как очищенную от образов мысль.
В диалектике Платона различаются положительный и отрицательный моменты. А так как Платон понимает диалектику как положительную, то его метод становится двухстадийным: сначала происходит восхождение от низших понятий к высшим, нахождение идеи за счет подведения под нее разных вещей, а потом осуществляется нисхождение к низшим понятиям, определение видов, что Платон связывает с проверкой гипотез. Диалектический метод, согласно Платону, возводит предположения к самому началу для того, чтобы потом утвердить их.
Заслугой Платона, по мнению Аристотеля, было установление того, что общие определения имеют своим предметом не постоянно изменяющиеся чувственные вещи, а нечто другое – идеи, в приобщении к которым существует все множество вещей. Но все это – все же лишь различия диалектики в субъективной идее. Более того, надо помнить, что основные моменты диалектической гносеологии, а также понятие борьбы противоположностей, были сформулированы Гераклитом Эфесским, жившим раньше Платона.
Диалектика Платона в смысле позннаия – это субъективная диалектическая гносеология представлений, восходящих, правда, во всеобщность, и которая имеет диалектические принципы. Как определил Гегель, диалектика Платона – это (всего лишь) логическая философия, так как идеализованное стало единственной реальностью, более того, не было выявлено движение чистых понятий.
И хотя диалектикой Платона была обоснована необходимость и достаточность категорий для построения общей картины мироздания, но эти категории надо (было) еще раскрыть, выстроить в систему, позволяющую не только увидеть картину мира, но и понять его. (Вот где необходима объективность диалектики, что есть только у Гегеля.)
Диалектика Платона – это преамбула истинностной диалектики (Гегеля): познанная в чистых понятиях абсолютная сущность и изображение этих понятий, хотя еще не самодвижение понятий и не в себе деятельность самого себя мышления.
Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития, т.е. диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей. По Аристотелю, развитие есть такое изменение, в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему (! – вот что навеки было потеряно в последующих философских исследованиях, но было восстановлено Гегелем), но при этом утверждалось, что развитие порождается активностью присущей вещам формы. Однако методом познания философии Аристотеля была аподиктика.
В Новом времени диалектические моменты познания в своей наивной форме стали появляться в рассуждениях многих мыслителей.
Еще в начале XV в. Н. Кузанский говорил о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной, о том, что все в природе находится в вечном движении. Дж. Бруно говорил о том, что если требуется познать тайны природы, то необходимо в ней рассматривать минимумы и максимумы противоречий и противоположностей.
Диалектические моменты воззрений были в исследованиях Коперника, Декарта, Лейбница, Спинозы, Дидро, Руссо и других мыслителей, но которые сводятся, в основном, к признанию движения и изменения материи и единства некоторых противоположностей. Стоит отметить следующие моменты. Декарт утверждал самостоятельность развития природы, обозначил переменные величины для математики. Лейбниц обозначил принцип самодеятельности и связь единичного и всеобщего, учил о непрерывности развития и о появлении нового, как единства противоположностей. Спиноза обозначил положения единства свободы и необходимости, а также конечного и бесконечного. Хотя самым главным было, пожалуй, то, что Руссо и Вольтер развили идеи развития общества, максимально подойдя к его диалектическим принципам.
Но для познания и отыскивания истины все более принималась формальная логика, которая противопоставлялась простой риторике, диалогу, что было большим достижением познания в средние века, однако, с другой стороны, формализация познания уводила от его диалектических принципов.
Вопрос о зачинании диалектического познания поставил Кант. Как указал Гегель, Кант отвел диалектике более высокое место, и эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам; Кант он освободил диалектику от видимости произвола (в частности, понимания как диалога)… [1. Т. 5. С. 35]. Именно в этом главная философская заслуга Канта, а не в тех теоретических положениях, о которых обычно пишут. (Кстати, антиномии означают совсем не то, что обсуждают философские науки.) В философии Канта диалектика относится уже не объектам и к предметам, а к познанию.
Развернутую систему диалектики создал Гегель.
С философии Гегеля начинается диалектическая философия. (История диалектической философии составляет особый предмет теории диалектической философии, исследуемый в отдельном разделе современной диалектической философии.)
Относительно диалектики в философии Гегеля в данной статье отметим, пожалуй, только то, что он определил самоконструирующий себя путь познания, указал на универсальные связи мира, познания и мышления, определил категории мышления, создал систему понятий диалектики…
Но следует учитывать, что Гегелю обычно приписывают абсолютно несвойственные его философии положения, главными из которых являются следующие: якобы мышление является творцом действительности, якобы субъектом развития является только идея, якобы существуют «законы диалектики», якобы диалектика не распространяется на природу, и еще был сделан преднамеренно неверный вывод, значимо действующий на приступающих к изучению философии, о том, что якобы система Гегеля имеет противоречие с его методом! Для нападок на философию Гегеля у оккультистов, материалистов и атеистов имелось слишком много причин…
Главное, Гегель дал объективное понимание диалектики, определил ее так таковую (что, кстати, понял В.И.Ленин, см. ниже).
В России диалектические воззрения был присуще не собственно философским изысканиям, а естественнонаучным и социальным исследованиям. Так Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, указал на взаимную связь явлений природы, сделал попытку объяснения эволюционного изменения земной поверхности. Менделеев открыл критическую температуру, что имело значение для понимания изменения агрегатных состояний веществ, открыл периодическую систему элементов и др. Белинский, Герцен, Добролюбов и Чернышевский говорили о вечном развитии, о переходе от низших форм к более совершенным, о возникновении нового как отрицании старого, что позволило сделать выводы о неизбежной гибели крепостнического строя и о развитии новых общественных отношений.
Однако особое значение как для мистификации диалектического познания, так и, одновременно, для богатого его развития в рациональной плоскости имела диалектика в исследованиях Маркса, которая была сведена к рациональности диалектики и возможности ее материалистического представления, а также к ее использованию для решения конкретных задач. Это привело к созданию К. Марксом принципов и основ диалектического материализма. Одними из главных достижений К. Маркса на основе рационализации диалектики были 1) формирование материалистического метода на основе учета историчности событий и их логической интерпретации, 2) понимание закономерности развития природы и общества и 3) раскрытие диалектики буржуазного общества, изложенной в непревзойденном до сих пор труде «Капитал».
Необходимо отметить, что диалектика К. Марксом не понималась в собственном смысле, объективно, более того, признавалась единственность рационально-материалистического представления диалектики. Поэтому диалектика К. Марксом понималась как материалистическая теория познания, каковой и осталась в понимании материалистов.
Особо нужно отметить, что К. Маркс не только усекал и обезображивал диалектику, но и хотел перевернуть ее [2. Т. 23. С. 21], т.е. окончательно выхолостить духовную основу ее познания, свести диалектику к служению атеизму (но, в конце концов… загнил советский диалектический материализм, что не случайно).
Объективное понимание диалектики было в трудах В.И. Ленина.
В.И. Ленин однозначно указал на то, что «диалектика не в рассудке человека, а в «идее», т.е. в объективной действительности» [3. Т. 29. С. 181], причем было зафиксировано то, что идея отлична от сознания. (Эти положения были искажены и сняты у К. Маркса, что и привело к только рационально-материалистическому пониманию диалектики и последующему искажению диалектического материализма в СССР.)
С другой стороны, В.И. Ленин абсолютизировал а) «борьбу» противоположностей, хотя умолчал о том, что она не всегда выражается в противоборстве классов, и б) скачки социального развития – революции. Однако если принять его размышления как целевые гносеологические частные применения диалектики к решению конкретных задач, то следует признать, что эти выводы 1) для некоторых условий имеют колоссальные значения и составляют особое поле исследований, 2) были реализованы в построении первого в мире социалистического государства, угробленного безграмотной элитой ЦК КПСС.
Интересным фактом является развитие ленинских диалектических воззрений в трудах Сталина, который, в частности, явно противопоставил диалектическое познание метафизике и указал на необходимость преодоления конфликта производительных сил и производственных отношений при социализме путем регулирования производственных отношений (последнего в СССР сделано не было).
Диалектические положения трудов К. Маркса и В.И. Ленина в СССР с течением времени были искажены и выхолощены (см.: «»Диалектика» в СССР»), рассуждения о диалектике и диалектической логике были сведены к формальной логике. Из-за отсутствия исполнения указаний основателей учения, диалектический материализм был догматизирован и канул в Лету. В конъектурным противостоянии многих ученых, гнавшихся за регалиями, была утерена наука, и образовался советский диалектический материализм, похоронивший возможность осмысления развития социалистического государства; и СССР без понимания развития был обречен…
За рубежом осмысление диалектики в ХХ в. проводилось, в основном, в двух направлениях. Первое было сведено, фактически, к левогегельянству, к бездумному восхвалению заслуг философии Гегеля, но не имело никаких собственных развивающих положений. Второе сводилось к попыткам понять диалектику в рамках тогда существовавших рационалистических парадигм, что, очевидно, имело в своей основе методологическую ошибку. Даже такие выдающиеся умы, как Хайдеггер и Сартр, зачастую недопонимали гегелевские категории и рассуждения, выдавали свое собственное их понимание за гегелевское и… приходили к негативным выводам. Например, Сартр в своей книге «Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии» пишет, что Гегель «в «Логике» он как раз исследует отношения бытия и небытия и называет эту логику «системой чистых определений мышления»»; явно были спутаны категории «ничто», осмысленное Гегелем, и «небытие», по недоразумению обсужденное Сартром, что не могло не привести к неверным выводам относительно философии Гегеля.
Вообще, искажение моментов диалектической философии, как преднамеренное, так и в силу непонимания часто присутствует как в критических трудах, так и, тем более, в атеистических (материалистических) трудах.
В начале XXI в. диалектика за рубежом практически не исследуется, а состояние не только диалектики, но всей системы философских наук в современной России таково, что сейчас многие видят фактический бег на месте современной российской философии. Наиболее пагубным является то, что в современных Вузах вопросы, касающегося диалектического познания преподают, в основном, те, кто ранее пропагандировал научный коммунизм и диалектический материализм…
Остается добавить, что каких только представлений о диалектике и о ее методах нет в современных философских науках: и искусство диалога, и учение о развитии, и учение о борьбе противоположностей, и метод «тезис-антитезис-синтез», и метод отрицания отрицания… Много чего было придумано (в т.ч. для обоснования деградирующего диалектического материализма, для диссертаций и т.д.), ибо не было понимания диалектики, и была произведена подмена диалектики на метафизические «законы», атеистическое понимание и формальную логику (см. «Диалектика в устаревающей философии»)*…
Но теперь диалектическая философия, когда опять появилась острая необходимость в ней, со всей неизбежностью актуализируется сызнова: 1) но уже на новом, более высоком уровне – на уровне феноменологий идеи, 2) как всегда, в исторических перипетиях и, главное, 3) в борьбе за право людей быть в духе и получить (теперь даже рассудочную, аналитическую) возможность понять, что есть спасение: сегодня актуализируется современная диалектическая философия, и свою миссию диалектическая философия будет выполнять…
Но самое главное то, что в диалектической философии имеется понимание самой диалектики, а диалог, познание, учение и т.п. — это все ее производные в субъективном духе (не в науках).
ЛИТЕРАТУРА.
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М;Л.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — М.
3. Ленин В.И. Полн. Собр.Соч. — 5-е изд. — М.
Продолжение: « «Диалектика» в СССР»
См. «Диалектика», «Диалектика: резюмирующие положения»,
«Диалектика в устаревающей философии», «Диалектика в Новейшей философии»
[«История диалектической философии»]
См. дополнительно:
«Диалектика в исследованиях Маркса»
«Советский диалектический материализм»
«Пролог современной диалектической философии»
«Высшая диалектика»
«Исключительное познание современной диалектической философии».
31.Диалектика как философская теория развития; исторические формы диалектики
Диалектика
–
наука
«о
всеобщих
законах
движения
и
развития
природы,
человеческого
общества
и
мышления».
Диалектика
есть
всеобщая
теория
бытия
и
метод
его
познания,
основанный
на
принципах
развития
и
взаимосвязи.
Диалектика
исходит
из
того,
что
в
познании
мира,
во-первых,
вещи
надо
рассматривать
во
взаимосвязи
их
друг
с
другом,
не
брать
изолированно;
и,
во-вторых,
вещи
надо
рассматривать
в
их
изменении
и
развитии.
В
соответствии
с
диалектической
методологией
сущность
вещи
может
быть
полностью
понята
только
тогда,
когда
известна
история
становления
этой
вещи,
отражено
развитие
этой
вещи.
В
истории
философии
выделяются
следующие
исторические
формы
диалектики:
1. Стихийная,
наивная
диалектика
античности
(Гераклит).
2. Идеалистическая
диалектика
немецкой
классической
философии
18–1пол19в.
(Кант,
Шеллинг,
Гегель).
3.Диалектика
революционных
демократов
19в.
(Герцен,
Чернышевский).
4. Материалистическая
диалектика
(Маркс,
Энгельс
и
Ленин).
32. Основные принципы диалектики
1)
Принцип
объективности
и
всеобщности.
Сознание
не
только
отражает
мир.
С
помощью
сознания
человек
создает
гипотезы
и
образно
мыслит.
Но
в
ходе
деятельности
он
сначала
должен
сконцентрировать
внимание
на
бытии
самого
предмета,
процесса,
раскрыть
объективные
законы
движения
и
развития.
При
этом
нельзя
забывать
о
единстве
противоположностей
—
материи
и
сознания.
Требование
всеобщности
и
универсальности
связано
с
единством
природы,
общества
и
мышления.
2)
Принцип
всесторонности.
Диалектика
исходит
из
того,
что
каждая
вещь,
явление
— это
множество
связей
и
отношений.
Принцип
всесторонности
предостерегает
нас
от
попытки
превращения
относительных
знаний
в
абсолют.
Т.е.
в
мире
нет
явлений
и
процессов,
которые
не
были
бы
связаны
друг
с
другом,
причем
эта
связь
может
носить
различный
характер.
3)
Принцип
развития.
Это
главный
принцип
диалектики,
т.к.
ее
можно
определить
как
науку
о
развитии.
Принцип
развития
синтезирует,
объединяет
все
остальные
принципы
диалектики.
Развитие
—
это
движение
и
изменение,
но
таких
признаков
для
определения
термина
недостаточно,
потому
что
движения
и
изменения
могут
быть
не
связанны
с
качественными
изменениями,
а
выражаться
только
в
количественных.
Значит
развитие
—
это
направленные,
необратимые
качественные
изменения
системы,
обусловленные
противоречиями.
33. Диалектика и синергетика
Диалектика
включает
в
себя
принципы,
законы
и
категории.
Принципы
отражают
фундаментальные
основания
бытия
и
познания,
лежат
в
основе
законов
и
категорий
диалектики,
придают
знанию
системность
и
целостность.
Наиболее
значимы
два
принципа
диалектики:
развития
и
связи.
Законы:
1)Закон
взаимного
перехода
количественных
и
качественных
изменений
показывает,
как
осуществляются
связи
и
происходит
развитие,
каков
их
механизм.
2)
Закон
единства
и
борьбы
противоположностей
выявляет
источники
развития
и
связей
всех
прир.,
соц.
и
дух.
объектов.
3)
Закон
отрицания
отрицания
характеризует
направление
и
форму
развития,
возникновение
нового
и
относительной
повторяемости
определённых
сторон
старого.
Категории
диалектики:
часть-целое;
система;
структура;
форма
и
содержание;
причина
и
следствие;
необходимость
и
случайность;
возможность
и
действительность;
сущность
и
явление.
Позиции
диалектики
усилились
в
связи
с
развитием
синергетики,
которая
вобрала
в
себя
основные
наработки
не
только
диалектики,
но
и
текстологии,
общей
теории
систем,
кибернетики
и
т.д.
Синергетика
–
учение
о
взаимодействии,
теория
сложности,
теория
самоорганизации.
Отличие
синергетического
взгляда
от
традиционного
состоит
в
переходе
от
исследования
простых
систем
к
сложным,
от
закрытых
к
открытым,
от
линейности
к
нелинейности.
Эти
системы
подвержены
внутренним
и
внешним
колебаниям,
могут
стать
нестабильными.
31. Исторические формы диалектики
В истории
философии выделяются следующие исторические
формы диалектики:
1.
Стихийная, наивная диалектика античности
(наиболее яркий представитель –
Гераклит).
2.
Идеалистическая диалектика
немецкой
классической философии XVIII – первой
половины XIX в.
(И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
3.
Диалектика революционных демократов
XIX в.
(А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский,
Н.А. Добролюбов и др.).
4.
Материалистическая диалектика
(К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).
1) Аристотель:
трактует диалектику не только как метод
умозрительного познания, но и исследования
единичных вещей и предметов. Диалектика
у Аристотеля дедуктивно-аксиоматическому
размышлению, имеющего в качестве образца
геометрическое доказательство. Благодаря
Аристотелю диалектика стала основным
методом философствования в средневековой
европейской культуре, где она включала
в себя логику и силлогистику как составные
части философского метода.
Гераклит
(наиболее яркий представитель):
учения о мире — представление о преходящем,
изменчивом характере всего существующего.
Все существующие вещи возникли из
материального первоначала. Однако
первовещь — это огонь. Мир находится в
постоянном процессе изменения, а из
всех природных вещей наиболее подвижен,
изменчив огонь. Причина вечного изменения
— борьба противоположностей. Диалектика
– источник развития. А развитие – это
взаимоотношение противоположных сфер.
Платон: бытие
заключает в себе противоречие – оно
едино и множественно, вечно и приходящее,
неизменно и изменчиво, покоится и
движется. Противоречие – необходимое
условие для побуждения души к размышлению.
Это искусство – искусство диалектики.
Эпоха
Возрождения: идеи
совпадения противоположности – Ник.
Кузанский и Дж. Бруно; концепции конечного
и бесконечного, единого и многого.
2) Действительность
– не только предмет познания, но и
предмет деятельности.
Кант: ввел
идею развития в познание природы.
Диалектика разума – иллюзия, и она
устраняется, как только мысль возвращается
в свои пределы, ограничивается познанием
одних явлений. Наш мир – это продукт
происхождения/развития из к-л простой
субстанции. Принцип развития – исходный
принцип познания.
Гегель: впервые
представил весь природный, исторический
и духовный мир в виде процесса, т.е. в
беспрерывном движении, изменении,
преобразовании и развитии, и сделал
попытку раскрыть внутреннюю связь этого
движения и развития; сформулировал
законы и категории диалектики. Категории
качества и количества. Качество это то,
без чего объект существовать не может.
Количество безразлично к объекту, но
до определенного предела. Количество
плюс качество есть мера. Три
закона диалектики (суть истории развития).
1.
Закон перехода количественных отношений
в качественные (при изменении количественных
отношений после определенной стадии
происходит изменение качества из-за
неразрушения меры).
2.
Закон направления развития (отрицание
отрицания). Голое отрицание — нечто
идущее после данного объекта, полностью
его уничтожающее. Диалектическое
отрицание: сохраняется нечто от первого
объекта — воспроизведение этого объекта,
но в другом качестве. Вода — лед. Смолотить
зерно — голое отрицание, посадить зерно
— диалектическое отрицание. Развитие
происходи по спирали.
3.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Противоречие между формой и содержанием,
возможностью и реальностью. Борьба
ведет к трем исходам: взаимное уничтожение,
иллюминация одной из сторон или
компромисс. Диалектика основывается
на идее беспрерывного движения, изменения
и развития бытия, сущности и понятия,
а также идее противоречия как единства
взаимоисключающих и одновременно
предполагающих друг друга противоположностей.
Немецкая
философия – диалектика духа.
3) Западники-материалисты
являлись не только философами-теоретиками,
но и идеологами революционной демократии.
Герцен.
Основоположник народничества. Единство
бытия и мышления, природа существует
независимо от человека, а законы мышления
есть отражение законов бытия. Личность
создается средой и событиями, а последние
несут на себе ее отпечаток.
Белинский. Идеи
необходимости прогресса, буржуазные
порядки более прогрессивны, поэтому об
отмене патриархата на Руси.
Чернышевский.. Человек
— природное существо, его организм един,
а сознание есть проявление материальной
субстанции. Антропологический принцип
4) Маркс
и Энгельс создали
материальную диалектику на основе
материалистического понимания
исторического процесса и развитии
познания, обобщении реальных процессов,
происходящих в природе, обществе и
мышлении.
Энгельс:
д-ка – наука о наиболее общих законах
движения природы и общества
Ленин: д-ка
– учение о развитии, самое богатое,
содержательное и всесторонне учение о
развитии
Материалистическая
д-ка. — метод изучения различных явлений,
раскрытия закономерностей, тенденций
развития и преобразования действительности.
Материалистическая диалектика
представляется в виде целостной системы,
в которой каждый закон, каждая категория
занимают строго определённое место и
находятся во взаимосвязи с другими
законами и категориями. Знание такой
системы позволяет наиболее полно
раскрыть содержание всеобщих свойств
и связей действительности, всеобщих
форм бытия, диалектических закономерностей
движения и развития.
История философии
Платон и Аристотель,
Вверх и вниз
Рафаэлло Санцио (урожденный Санти) из Урбино (1483–1520) написал «Афинскую школу» между 1509 и 1511 годами для Папы Юлия II. Папские апартаменты, которые он декорировал, называются Stanze di Raffaello . Частично мотивация Юлия заключалась в том, что он не хотел жить в комнатах, которые были украшены для Папы Александра VI Борджиа, который был личным врагом.
У Рафаэля есть Платон, изображение которого, очевидно, основано на Леонардо да Винчи (1452-1519), который указывает вверх, а Аристотель показывает вниз, чтобы указать на различие в их метафизике. Для Платона истинное существование находится в Мире форм, по отношению к которому этот мир (Становления) является своего рода тенью или образом высшей реальности. Аристотель, с другой стороны, рассматривает отдельные объекты в этом мире как «первичную субстанцию» и отвергает существование Платоновских форм, за исключением Бога, который для Аристотеля является чистой формой, чистой действительностью (ἐνέργεια) без дела.
Однако, когда дело касается этики и политики, жесты должны быть обратными. Платон, как и Сократ, считал, что для того, чтобы делать добро без ошибок, нужно знать, что такое добро. Таким образом, мы получаем драматический момент в республике , где Платон говорит, что философы, которые сбежали из пещеры и пришли к пониманию высшей реальности, должны быть принуждены вернуться в этот мир и править, чтобы их мудрость может принести пользу государству. Аристотель, с другой стороны, говорит, что «добро» — это просто цель различных конкретных действий без единого смысла в смысле Платона.Особые виды деятельности в большинстве человеческих дел включают phrónêsis (φρόνησις, prudentia ), «практическую мудрость». Это не sophía (σοφία, sapientia ), истинная мудрость, которая для Аристотеля включает теоретическое (θεωρητική) знание высших вещей — он говорит, что σοφία имеет отношение к τὰ πρῶτα αἴτια καὶ αἱ, ἀρχχα καὶ αἱ, ρχχα первопричины и принципы »[ Metaphysics 981b29, Loeb, Vol. 1, стр.8; см. первые принципы] — i.е. вечные истины, боги, небеса и Бог. Таким образом, для философии Аристотель должен указывать на и представлять созерцательное отношение, которое, безусловно, было более близким по духу религиозным взглядам в средние века.
Таким образом, Аристотель говорит:
Вот почему люди говорят, что такие люди, как Анаксагор и Фалес, «могут быть мудрыми [ sophoùs , σοφοὺς], но не благоразумны [ phronímous , φρονίμους], когда видят, как они демонстрируют незнание собственных интересов… [ Никомахова этика , VI, vii, 5, перевод Х. Рэкхема, модифицированный, Классическая библиотека Лёба, Издательство Гарвардского университета, 1926, 1982, стр. 345]
Подобную осторожность следует проявлять при рассмотрении вклада Аристотеля в то, что мы теперь называем наукой. Этому серьезно мешало его отсутствие интереса к математике. Хотя Аристотель в целом придерживался более эмпирических и экспериментальных взглядов, чем Платон, современная наука не стала самостоятельной до тех пор, пока Кеплер, Галилей и Ньютон не вернули Пифагорову уверенность Платона в математической природе мира .Например, Аристотель, опираясь на теорию противоположностей, которая сейчас представляет только исторический интерес, отверг попытку Платона сопоставить Платоновы тела с элементами — в то время как ожидания Платона теперь фактически реализованы в минералогии и кристаллографии, где Платоновы тела встречаются. естественно. Можно утверждать, что взгляд Аристотеля на математику и его индуктивная теория «научного» метода не только тормозили развитие науки в средние века, но и продолжали сбивать с толку философов и ученых, по крайней мере, до Карла Поппера.
Следовательно, следует с осторожностью сравнивать значение метафизики Платона и Аристотеля с ее значением для их отношения к этике, политике и науке. В самом деле, если противоположностью мудрости (σοφία) является не невежество (ἀμαθία), а глупость (μωρία), то Сократ и Платон, безусловно, начали с лучшего понимания.
Традиционный стереотип об отношениях между Платоном и Аристотелем теперь усиливается в книгах Пещера и свет: Платон против Аристотеля, и Борьба за душу западной цивилизации Артура Германа [Random House, 2013].Согласно Герману, мы обнаруживаем, что Платон был оторван от реальности и, таким образом, в конечном итоге способствовал фанатизму нацистов и террористов, в то время как Аристотель был эмпирическим и прагматичным. Мысль Платона была ретроспективной, а мысль Аристотеля — прогрессивной. Вся история западной цивилизации представляла собой перетягивание каната между этими двумя точками зрения, причем подход Аристотеля был явно более благоприятным и благотворным.
Хотя Герман ранее отвечал за прекрасную книгу Как шотландцы изобрели современный мир [2001], приведенных выше предостережений должно быть достаточно, чтобы опровергнуть его тезис о Платоне и Аристотеле.Мы можем даже усомниться в серьезности эмпиризма Аристотеля, если вспомним, что он никогда не проверял свою теорию о падающих телах, которую оставили Иоанну Филопону, а затем Галилею, чтобы опровергнуть. Что может быть хуже поверхностной карикатуры Германа на древних философов, так это искажение истории философии из-за пренебрежения тем, как неоплатонизм объединил Платона и Аристотеля в единую мощную, прочную и влиятельную систему. Неоплатонический подход, согласно которому между Платоном и Аристотелем не было реальной разницы, определенно озадачил бы Германа; но его объяснение потребовалось бы при любом всеобъемлющем рассмотрении этих двух на протяжении длительного периода, который Герман берется охватить, включая всю историю философии в средневековом иудаизме и исламе.Поскольку неоплатонизм веками культивировался в Константинополе и вернулся в результате последнего взрыва влияния в эпоху Возрождения, у Германа нет оправдания, чтобы не отвести ему центральную роль в истории философии. Но, разумеется, это усложняет поверхностный дуализм, на который опирается повествование Германа.
«Афинская школа», Scuola di Atene , 24 сентября 2019 г .; Внизу видно флагов туристических групп. |
---|
Вернуться к началу страницы
Благоразумие, доброта и мудрость
Шопенгауэр об английских священнослужителях
Хотя Шопенгауэр был прав в отношении отсутствия воздействия английского христианского евангелизма на Индию, он не смог вспомнить или, возможно, в то время не знал, что большая часть населения Индии, около 25%, уже обратилась в христианство. до Ислама , что, в свою очередь, привело к исчезновению буддизма на земле, где он родился.Исламу, так же как иудаизму и протестантскому христианству, не хватало ключевого ингредиента настоящей религии для Шопенгауэра: Монашество . Что еще хуже, Ислам обещал Спасенным в раю явные обещания земных удовольствий. Это не вызвало у Шопенгауэра ничего, кроме презрения. Христианская евангелизация, конечно же, вскоре, после Великого восстания 1857–1858 годов, была отвергнута как часть официальной британской политики в Индии.
Вернуться к цитате Шопенгауэра
.
Философия истории — по отраслям / доктрине
Введение | Древняя эпоха | Современная эпоха
Философия истории (или Историософия ) — это область философии, касающаяся возможного значения, если таковое имеется, истории человечества , и спрашивает, существует ли какой-либо проект , цель , принцип , директивный принцип , или окончательность в процессах истории человечества.
Он задает вопроса , таких как: «Существуют ли какие-либо общие закономерности или циклы в прогрессе в истории человечества?», «Если действительно можно сказать, что история прогрессирует, каково ее окончательное направление?», «Что является движущей силой. прогресса в истории человечества? »,« Какой цели служит запись истории? »
В Древней Греции историография (процессы, посредством которых исторические знания получаются и передаются) считалась больше для хороших примеров , чем для фактической точности (т.е. Предполагалось, что морально улучшит читателя), и любые плохие примеры можно было просто игнорировать . Уважаемые историки, такие как Геродот и Плутарх , свободно придумывали речи для своих исторических личностей, а выборочно выбирали своих субъектов.
История (в современном понимании западной мысли) имеет тенденцию следовать предположению о линейной прогрессии , хотя многие древние культуры считали, что история циклическая с чередованием Темных и Золотых веков.В XIV веке араб-мусульманин Ибн Халдун (1332 — 1406), считающийся одним из отцов философии истории, подробно обсуждал свою философию истории и общества в своей книге «Мукаддима» , предлагая Циклическая теория истории . В эпоху Просвещения история стала рассматриваться как линейных и необратимых , хотя по мере того, как империи приходили и уходили с большой регулярностью в Европе, идея истории, следующей за циклами , также регулярно повторялась.
Те, кто создал теодицеев (попытки примирить сосуществование зла и Бога), в том числе святой Августин, святой Фома Аквинский и Готфрид Лейбниц, утверждали, что история имеет прогрессивное направление , ведущее к эсхатологическому концу ( конец света или человечества), такие как Апокалипсис .
Только в 19 веке идея представления объективных исторических фактов стала преобладающей.Гегель, через свою теорию диалектики ( тезиса , за которым следует противопоставление антитезиса ), рассматривал негативные исторические события, такие как войны и т. Д., Как двигатель истории . Позитивистская концепция истории Огюста Конта (что знание может быть получено только в результате положительного подтверждения теорий с помощью строгого научного метода ) была одной из самых влиятельных доктрин прогресса в XIX веке.
Дарвинизм и социальный дарвинизм , которые он породил, утверждали, что общества начинаются с примитивного состояния и постепенно становятся более цивилизованными со временем, таким образом приравнивая культуру и технологии западной цивилизации к прогрессу. Эрнст Геккель (1884-1919), сформулировавший свою теорию повторения в 1867 году, заявил, что эволюция каждой особи (от эмбриона к ребенку к взрослому) воспроизводит эволюцию видов ‘(от примитивного к современному обществу). ).
Историк 19 века Томас Карлайл (1795 — 1881), вторя Гегелю до него, утверждал, что история — это биография нескольких центральных индивидуумов или героев . Гегель также отстаивал идею историзма (что существует органической последовательности событий, и что местных условий и особенностей влияют на результаты решающим образом ).
Только в конце 19 века концепция Маркса о материалистической истории (см. Разделы, посвященные материализму и марксизму), основанной на классовой борьбе , привлекла внимание к важности социальных факторов , таких как экономики в разворачивание истории.
Совсем недавно Мишель Фуко утверждал, что победители социальной борьбы используют свое политическое господство для подавления версии исторических событий побежденного противника в пользу своей собственной пропаганды , которая может доходить до исторического ревизионизма , как в случаях нацизма и сталинизма .
.
Краткая история философии — Общее
Досократическая философия | Классическая философия | Другие античные философские школы | Средневековая философия | Ранняя современная философия | Философия XIX века | Философия ХХ века
Для младших читателей и тех, у кого коротких интервалов внимания , вот моя собственная сокращенная и упрощенная история западной философии, все на одной (длинной) странице. Объяснения обязательно должны быть упрощенными, и недостаточно подробными, и для получения дополнительной информации следует использовать ссылки .
Западная философия — под которой мы обычно подразумеваем все, кроме восточной философии Китая, Индии, Японии, Персии и т. Д. — действительно зародилась в Древней Греции примерно в 6 веке до нашей эры. Фалес Милетский обычно считается первым настоящим философом, хотя его интересовали как естественная философия, (то, что мы теперь называем наукой, ), так и философия, какой мы ее знаем.
Фалес и большинство других философов-досократов (т.е. те, кто жил до Сократа) ограничились в основном метафизикой (исследование природы существования , — , а мир — ). Они были материалистами (они считали, что все вещи состоят из материала и ничего другого) и были в основном озабочены попытками установить единственной основной субстанции , из которой состоит мир (своего рода монизм), не прибегая к . сверхъестественное или мифологические объяснения.Например, Фалес думал, что вся вселенная состоит из различных форм воды ; Анаксимен пришел к выводу, что он состоит из воздуха ; Гераклит думал, что это пожар ; а Анаксимандр — некое необъяснимое вещество, обычно переводимое как « бесконечное » или « безграничное ».
Другой проблемой, с которой боролись досократики, была так называемая проблема изменения , как кажется, что вещи меняются от одной формы к другой. В крайнем случае, Гераклит верил в непрерывный процесс вечных изменений , постоянное взаимодействие противоположностей ; Парменид, с другой стороны, используя сложный дедуктивный аргумент, отрицал , что вообще существует такая вещь, как изменение, и утверждал, что все, что существует, — это постоянное , нерушимое и неизменное .Это могло бы показаться маловероятным, но вызов Парменида был хорошо аргументирован и был важен для поощрения других философов придумать убедительные контраргументы . Зенон Элейский был учеником Парменида и наиболее известен своими знаменитыми парадоксами движения (наиболее известным из которых является парадокс Ахиллеса и Зайца ), которые помогли заложить основы для изучения логики. . Однако основная цель Зенона заключалась в том, чтобы показать, как Парменид до него, что вся вера в множественности и изменение ошибочна, и в частности, что движение есть не что иное, как иллюзия .
Хотя эти идеи могут показаться нам упрощенными, и неубедительными сегодня, мы должны иметь в виду, что в то время на самом деле не было никаких научных знаний вообще, и даже самые обычные явления (например, молния, замерзание воды до лед и тд) появилось бы чудо . Поэтому их попытки были важными первыми шагами в развитии философской мысли. Они также подготовили почву для двух других важных философов-досократов: Эмпедокла, который объединил свои идеи в теорию четырех классических элементов (земля, воздух, огонь и вода), которая стала стандартной догмой для большей части следующих две тысячи лет; и Демокрит, который разработал чрезвычайно влиятельную идею атомизма (что вся реальность на самом деле состоит из крошечных , неделимых и неразрушимых строительных блоков, известных как атомов , которые образуют различные комбинации и формы в окружающей пустоте. ).
Еще одним ранним и очень влиятельным греческим философом был Пифагор, который возглавлял причудливую религиозную секту и, по сути, считал, что вся реальность управляется числами , и что его суть может быть раскрыта путем изучения математики .
Философия действительно стала популярной с Сократом и Платоном в V — IV веках до нашей эры. (часто называемый классическим или сократовским периодом философии).В отличие от большинства философов-досократов до него, Сократ был больше озабочен тем, как люди должны вести себя , и поэтому, возможно, был первым крупным философом этики. Он разработал систему критических рассуждений , чтобы понять, как жить правильно, и отличить правильных от неправильных . Его система, иногда называемая методом Сократа , должна была разбить проблемы на серий вопросов , ответы на которые постепенно вывели бы на решение.Хотя он старался утверждать, что сам не знает всех ответов, его постоянные допросы сделали его множеством врагов среди властей Афин, которые в конечном итоге казнили его .
Сам Сократ никогда ничего не записывал, и то, что мы знаем о его взглядах, исходит из «Диалогов» его ученика Платона, возможно, наиболее известных , наиболее широко изученных и наиболее влиятельных философов из всех время.В своих трудах Платон объединил этику, метафизику, политическую философию и эпистемологию (теорию знания и то, как мы можем его получить) в взаимосвязанных и систематических философий . Он представил первую реальную оппозицию материализму досократиков и разработал такие доктрины, как платонический реализм, эссенциализм и идеализм, в том числе свою важную и знаменитую теорию форм и универсалий (он считал, что мир, который мы воспринимаем, вокруг нас состоит из простых репрезентаций или экземпляров чистых идеальных Форм, которые имели собственного существования ( в другом месте), идея, известная как платонический реализм).Платон считал, что добродетели было своего рода знанием (знанием добра и зла), которое нам нужно, чтобы достичь высшего добра , которое является целью всех человеческих желаний и действий (теория, известная как эвдемонизм). ). Политическая философия Платона была разработана в основном в его знаменитой «Республике» , где он описывает идеальное (хотя и довольно мрачное и антидемократическое) общество, состоящее из Рабочих и Воинов , которыми управляют мудрые Короли-философы .
Третьим в главной тройке философов-классиков был ученик Платона Аристотель. Он создал еще более всеобъемлющую систему философии , чем Платон, охватывающую этику, эстетику, политику, метафизику, логику и науку , и его работа повлияла почти на все более поздние философские размышления, особенно в период Средневековья. Система дедуктивной логики Аристотеля с ее акцентом на силлогизме (где вывод или синтез выводится из двух других посылок, тезиса и антитезиса ) оставалась доминирующей формой логики до 19 века. Века.В отличие от Платона, Аристотель считал, что Форма и Материя неотделимы и не могут существовать отдельно друг от друга. Хотя он тоже верил в своего рода эвдемонизм, Аристотель осознавал, что этика — это комплексная концепция и что мы не всегда можем контролировать нашу собственную моральную среду . Он считал, что счастья лучше всего можно достичь, прожив сбалансированной жизни и , избегая лишних , преследуя золотую середину во всем (аналогично его формуле политической стабильности , управляя средним курсом между тиранией и демократия ).
В философском котле Древней Греции,
.