Диалектический подход: Диалектический подход | Понятия и категории

Диалектический подход | Понятия и категории

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД — способ научного познания, основанный на использовании принципов диалектики (др.-греч. …) — искусство вести беседу, спор) как учения о наиболее общих закономерностях становления и развития реальности, внутренний источник которого определяется как единство и борьба противоположностей. Диалектический подход опирается на представление об объектах и предметах окружающего мира как закономерно меняющихся.

Понятие «диалектика» встречается в «Диалогах» Платона, использовалось Аристотелем и другими философами древности. Но высшей ступени диалектика как наука достигает в философии Гегеля (1770-1831), который сформулировал три основных закона развития: принцип единства и борьбы противоположностей; закон перерастания количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса принципы диалектики легли в основу теории диалектического и исторического материализма.

Реализация принципов диалектики в историческом исследовании предполагает постановку и решение следующих задач: 1) выявление и анализ внутренних источников и механизмов развития, связанных со структурно-функциональными особенностями объекта и определением внутренних оппозиций; 2) оценка количественных и качественных изменений и диагностика переходных состояний (скачков), приводящих к появлению нового качества; 3) изучение преемственности, связи нового со старым, повторяемости на новых стадиях развития некоторых свойств предшествующих состояний, которые оцениваются в контексте философского понимания изменений как отрицание (закон отрицания отрицания). В диалектическом подходе отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого.

Л. Н. Мазур

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 89.

Литература:

Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010; Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987; Оруджев 3. М. Диалектика как система. М., 1973; Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1.С. 118-138.

Лекция 8. Диалектический подход к исследованию. Исследование систем управления: конспект лекций

Лекция 8. Диалектический подход к исследованию

Методология – совокупность методов изучения объектов, состоящая из исследовательских процедур, техники приема, сбора и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия информации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий:

• материалистическая – основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание мира;

• теологическая – понимание мира обусловлено наличием божественного начала во всех явлениях;

• агностицизма – реальная действительность не может быть познана;

• дуалистическая – в явлении предполагается наличие двух сущностей;

• позитивизма – осуществляется изучение полезности исследуемого объекта и оценка данной пользы;

• экзистенциализма – изучение объекта происходит на преувеличении значения фактов.

На основе выбранной методологии осуществляется выбор применяемого подхода к исследованию, который определяет взаимосвязи как в исследуемом объекте, так и между различными явлениями. Выделяют следующие подходы к исследованию:

• механистический – объект изучается только с точки зрения существующих в нем причинно-следственных связей;

• метафизический – изучаются связи движения, которые осуществляются в виде превращения одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному;

• биологический – изучаются функциональные связи, осуществляемые в живых организмах;

• диалектический – объекты изучаются с точки зрения законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), которые служат для выражения отдельных теоретических принципов.

Диалектический подход – подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания:

• единства и борьбы противоположностей: объекты в процессе своего развития, осуществляемого с помощью взаимодействия и противоречия между объектами и различными сторонами внутри объектов, переходят из состояния несущественного различия составляющих объекта к существенным различиям составляющих и к противоположностям, которые вступают в борьбу противоречий, которая является основой развития данного объекта. Любой объект состоит из взаимоисключающих противоположностей, благодаря постоянно происходящей борьбе противоположностей и происходит развитие объекта. Понятие «единство противоположностей» объясняется тем обстоятельством, что борющиеся противоположности присущи одному объекту;

• перехода количественных изменений в качественные: развитие – непрерывный процесс, движение от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. Но развитие в количественном отношении объекта будет происходить до тех пор, пока данный объект изменяется количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенном этапе развития, при существовании определенных условий объект теряет свое прежнее качество и становится новым объектом;

• отрицания отрицания: развитие – непрерывный направленный процесс, при котором каждый объект переходит в другой объект, который может являться полной противоположностью первого и быть его отрицанием. Но вновь возникший объект переходит в иное качество, и таким образом возникает новый объект, который является отрицанием отрицания. Тогда процесс развития представляется как процесс отрицания отрицания, переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Закон отрицания отрицания формулирует характер развития, основой которого является воспроизведение черт старого качества в новом качестве на более высоком уровне. Каждая высшая ступень развития осуществляет синтез всего предшествующего явления.

Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:

• движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;

• преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений;

• противоречивости: борьба противоположных сторон объекта – важнейшая составляющая процесса развития;

• научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного.

Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;

• объективности и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены;

• взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи и различные многовариантности;

• относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования;

• исторической определенности: главным в объекте при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые произошли с ним с течением времени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Диалектический подход — Студопедия

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов − динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом − принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.



Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:

— непрерывного движения и развития всех явлений;

— научности, требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;

— взаимодействия, предполагающего использование разнообразных связей, многовариантности, целостности отображения и исследования явлений;

— объективности и достоверности;

— противоречивости;

— преемственности;

— относительности;

— исторической определенности.

Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является:

1) основным методологическим инструментом исследования;

2) движущей силой исследования, так как определяет то, что может быть для неё актуальным;


3) важнейшим потребителем результатов исследования;

4) основным критерием истинности результатов исследования.

Существенную значимость при использовании диалектического подхода приобретают исторический и логический методы познания истины.

Диалектический подход к исследованию в связи с его положениями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.

Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.

Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:

— движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;

— преемственности, вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений;

— противоречивости: борьба противоположных сторон объекта – важнейшая составляющая процесса развития;

— научности: для достижения наиболее эффективного исследования необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивного.

Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;

— объективности и достоверности: результаты исследований должны быть достоверны и должны быть оценены;

— взаимодействия: диалектический подход к исследованию применяет разнообразные связи и различные многовариантности;

— относительности: определяет критерии обора и оценки результатов исследования;

— исторической определенности: главным в объекте при его исследовании является основа его происхождения, изменения, которые произошли с ним с течением времени.

Диалектический подход к исследованию — Энциклопедия по экономике








Диалектический подход к исследованию Процессный подход к исследованию Ситуационный подход к исследованию Функциональный подход к исследованию Рефлексивный подход к исследованию Системный подход к исследованию  [c.94]










Диалектический подход к исследованию  [c.94]

Диалектический подход к исследованию определяет практика, которая является  [c.96]

Диалектический подход к исследованию в связи с его положениями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой.  [c.96]

Что позволяет диалектический подход к исследованию 1. Учитывать человеческий фактор. 2. Найти связанные между собой противоречия. 3. Отрицать использование других подходов к исследованию. 4. Давать количественные оценки.  [c.507]

Диалектический подход к исследованию системы экономических отношений основывается на философском учении немецкого философа Георга В. Ф. Гегеля (1770-1831 гг.). Гегелевскую диалектику, как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления применил К. Маркс в исследовании социально-экономических противоречий капиталистической системы. Диалектический метод базируется на двух основных принципах принципе всеобщей связи и принципе развития. Они отражают действие объективных законов диалектики единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и закона «отрицания отрицания». Помимо этого, диалектический подход использует творческий потенциал парных категорий диалектики сущности и явления, содержания и формы, общего и особенного, возможности и действительности, причины и следствия, необходимости и случайности.  [c.65]

Любая наука, в том числе и экономический анализ, в своих исследованиях базируется на диалектическом методе познания. Использование этого всеобщего метода в анализе коммерческой деятельности организаций предусматривает изучение явлений и процессов в движении, развитии и изменении, предполагает исследование как положительных, так и отрицательных их сторон, а также внутренних противоречий, выявление и изучение причинно-следственных взаимосвязей. Диалектический подход к изучаемым объектам означает рассмотрение их в качестве сложных систем, требующих в процессе познания как детализации причин и факторов развития, так и обобщения результатов анализа. Достигается это с помощью разработки системы показателей для комплексного исследования причинно-следственных связей явлений и процессов.  [c.20]

Изучение тенденции развития и состояния объекта планирования производится диалектическим методом исследования, который требует системного, комплексного подхода к исследованию финансовых явлений, учета связей и зависимостей, существующих между этими явлениями. Такой подход позволяет выявить и изучить причины (факторы), вызвавшие изменение финансовых показателей, установить пути и возможности укрепления финансовых отношений, финансового состояния хозяйствующего субъекта. Изучение должно производиться с учетом реальных условий, в которых функционирует данный хозяйствующий субъект.  [c.104]

Метод диалектического материализма требует изучения изменений себестоимости перевозок промышленного транспорта в тесной связи с теми условиями, в которых оно возникло, развилось и существует. При этом необходимо уделять особое внимание противоречиям (главным причинам), которые породили данное явление. Если оно отрицательно (рост себестоимости перевозок), то выявление противоречий имеет целью в последующем- устранить или хотя бы смягчить их действие. Наоборот, если явление положительное (снижение себестоимости), то выявление главных причин направлено на последующее стимулирование их действия для повышения темпов снижения показателя. Таким образом, диалектический метод дает основное — верный методологический подход к исследованию конкретного явления в экономике промышленного транспорта, как и в любой другой области знаний. Для выявления всех факторов, изучения связи конкретного явления с породившими его причинами, оценки и учета количественных зависимостей, как правило, используются другие, частные методы. В экономике к ним относят приемы сравнения, группировку и сводку, способы элиминирования, парный и многофакторный корреляционно-регрессионный анализ и др.  [c.21]

Важной особенностью взаимодействия исторического и комплексного подходов к исследованию организационных отношений является диалектический аспект их применения. Он обусловлен уже рассмотренной в главе 1 сущностью организации, проявляющейся в двойственности ее возникновения, осуществления и представления. Концептуально эта двойственность представлена в предложенной модели проявлений организации (см. рис. 1.1.1), но ее реальные выражения выходят далеко за рамки приведенных примеров, обусловливая необходимость применения самого широкого, развернутого и постоянно модернизируемого инструментария исследований.  [c.42]

Выбор методологического подхода к исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов — динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.  [c.95]

В чем сущность диалектического методологического подхода к исследованию СУ  [c.112]

Мир экономических явлений многообразен и динамичен, он характеризуется внутренним единством составляющих его элементов, что объективно предопределяет необходимость использования системной методологии исследования усложняющихся хозяйственных проблем. В учебнике реализован принцип единства структурно-генетического и функционального подходов к исследованию экономических явлений. В частности, при выявлении сущности собственности, рынка, а также других социально-экономических явлений используется диалектический метод, нацеливающий на поиск внутренних противоречий, обусловливающих развитие хозяйственных процессов. Анализ же поведения потребителя и производителя основывался на субъективистской и позитивистской методологии исследования и т. д. В результате применения системного метода при рассмотрении социально-экономических явлений личность предстает как «свернувшееся общество», а общество видится как «развернутая личность».  [c.14]

Методы исследований науки Организация производства основаны на диалектическом подходе к изучаемым процессам, применении индукции и дедукции, а также специальных методах экономических исследований. К специальным методам относятся монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, экспериментальный, расчётно-конструктивный, метод математического моделирования.  [c.4]

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания. Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии. Здесь исток одной из характерных черт метода АХД — необходимость постоянных сравнений. Сравнения очень широко применяются в АХД фактические результаты деятельности сравниваются с результатами прошлых лет, достижениями других предприятий, плановыми показателями и т.д.  [c.22]

Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философская проблема количества и качества. В основе количественного подхода к познанию, мышлению, анализу лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность не целостность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для исследования количества характерны счет и мера. Количество как философскую категорию определяют внешним, формальным взаимоотношением предметов и их частей, свойств и связей, выражающихся числом, величиной, объемом, множеством других измерителей степени проявления того или иного свойства.  [c.13]

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания.  [c.31]

Под методом в широком смысле слова понимается подход к изучению реальной действительности, способ исследования явлений природы и общества. Всеобщим по своему характеру, вскрывающим общие законы развития материального мира, является диалектический метод познания. Основные его особенности состоят в том, что изучаемые явления берутся в их взаимосвязи и взаимообусловленности, движении, изменении и развитии. При этом, развитие понимается как борьба противоположностей, отражающая объективные законы материального мира.  [c.86]

Использование диалектического метода в АХД означает, что каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одним из направлений методологии исследования.  [c.34]

Системный анализ предполагает четкое вычленение системы управления и определение ее границ, входов и выходов. Более полно его методология вытекает из диалектического подхода, а исходными методологическими посылками его разработки по признаний) многих ученых послужили теория сложных систем и системный подход. К этому можно добавить также ситуационный подход. Вместе с тем в прикладном плане метод системного анализа впитал в себя методологические средства ряда прикладных дисциплин (исследования операций, теории очередей, методов экономического и других видов анализа, экспертных оценок и т.п.). Обеспечивающими средствами системного анализа выступают современные достижения микроэлектроники и информационные системы.  [c.226]

Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации.  [c.152]

Надо подчеркнуть, что понимание отличия целого от простой суммы составляющих его частей является одной из важнейших сторон диалектического метода. Поэтому положения системного подхода являются в значительной степени повторением, развитием или конкретизацией идей материалистической диалектики. Большое внимание к проблемам построения принципов изучения систем как единого целого в настоящее время связано с обращением к объектам исследования, в которых механическое объединение составляющих элементов не приводит к успеху,— к биологическим, экономическим, социальным и другим явлениям. Особое значение системный подход приобретает в связи о расширением междисциплинарных исследований.  [c.289]

Методология экономического анализа опирается на марксистско-ленинскую философию, диалектический метод, являясь его дальнейшей конкретизацией применительно к предмету и объектам исследования. На этой основе создан особый метод экономического анализа, который характеризуется изучением и оценкой процесса на основе системного подхода, определением влияния внешних и внутренних факторов, обусловивших достигнутые технико-экономические показатели и темпы развития производства. Управление, основанное на концепции систем, предполагает достижение заданной конечной цели наиболее рациональным образом. Системный подход позволяет расчленить, обособить проблему, установить в ней внутренние части — элементы.  [c.9]

Исследование экономической пары надежность — долговечность с целью использования ее для практических целей (в частности, определение целесообразного срока службы, норм амортизационных отчислений и т. д.) невозможно традиционными методами, ибо к этому вопросу необходимо подходить с точки зрения объективно существующих диалектических законов. Именно поэтому излагаемые ниже положения исходят из того, что анализ пары и вытекающие из него решения должны рассматриваться с точки зрения процесса движения, развития, которое является революционным, скачкообразным и обусловливается законами диалектики.  [c.99]

Итак, методология экономического анализа отражает диалектический подход к исследованию хозяйственных процессов, обеспечивающий системное, комплексное, органически взаимосвязанное изучение экономической, социальной и другой деятельности предприятий, их подразделений, других субъектов хозяйствования с целью объективной оценки результатов работы, выявления и мобилизации резервов повышения эффективности их функционирования, обеспечения необходимой информацией для принятия обоснованных управленческих решений3.  [c.21]

Системология организации — это организационная наука, ведущим методом которой является диалектический, системный подход к исследованию различных видов организаций — технических, биологических, общественных, экономических, социальных, социально-экономических, политических, культурных, религиозных и т.д.  [c.28]

Методология экономического анализа определяется содержанием и особенностями изучаемого предмета, а также конкретными целями, задачами и требованиями, которые ставятся перед ним. Экономический анализ связан с производственной, маркетинговой, финансово-хозяйственной и другой экономической деятельностью предприятий. Он предполагает диалектический подход к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии2, т. е. исследование соответствующих процессов, учет связей и взаимозависимостей между ними. Анализируемое предприятие рассматривается как сложная система, имеющая внутренние и внешние связи, что позволяет принимать во внимание многие факторы, выделять из них самые существенные, находить пути эффективного воздействия на выполнение планов, динамику хозяйственной деятельности предприятия.  [c.20]

Закон циклического развития, а также другие законы развития систем, имеющие глобальный характер, особо отчетливо проявляющие себя на макроуровне, сказываются на взаимодействии различных экономических составляющих, проявляясь на микроуровневых структурах. Влияние законов развития систем на финансово-хозяйственную деятельность (ФХД) предприятий и их ассоциаций и должен улавливать экономический анализ, нейтрализуя возможные негативные последствия, доступными ему способами и приемами. Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философская проблема количества и качества. В основе количественного подхода к познанию, анализу лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность не целостность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для исследования количества характерны счет и мера.  [c.8]

Подлинно научный подход к изучению труда глубоко и всесторонне разработали и обосновали К. Маркс и Ф. Энгельс, которые первыми использовали научные принципы при исследовании трудовой деятельности. Применив метод диалектического материализма к изучению различных форм общественного производства, они показали классовый характер труда, раскрыли основное антагонистическое противоречие между трудом и капиталом в буржуазном обществе, опровергли возможность установления абстрактных, надыстори-ческих законов в области труда. В истории развития труда К. Маркс и Ф. Энгельс нашли ключ к объяснению всей истории общества.  [c.150]

1. Диалектический подход.

Исходит из того, что бытие претерпевает
всевозможные изменения, т.е. с точки
зрения диалектики, среди всевозможных
изменений основными являются изменения,
которые обозначают развитие — качественные
изменения. Поэтому диалектику называют
учением о развитии.

Диалектические законы раскрывают то,
что собой представляет развитие.

«Закон единства и борьбы
противоположностей»
— раскрывает
источник развития. Согласно этому
закону, внутреннее противоречие является
истинным развитием, что позволяет
говорить о саморазвитии.

«Закон взаимоперехода количественных
и качественных изменений»

раскрывает механизм развития: развитие
осуществляется в результате нарушения
мер, т.е. таких состояний, когда изменение
количества не приводит к изменению
качества. Но как только мера разрушается,
изменение количества приводит к
возникновению нового качества.

«Закон отрицание отрицания»
— указывает на направление развития.
Суть диалектического отрицания
заключается в том, что прежнее отрицание
отрицается не полностью, отказываясь
от тех моментов, которые перестают быть
актуальными в настоящее время. Поэтому
развитие, с точки зрения закона
диалектического отрицания, осуществляется
по спирали. Т.е. новое состояние повторяет
старое, но на более высоком уровне. При
этом следует учитывать, что изменение
качественного состояния может идти в
2-х направлениях: как от низшего к высшему,
так и наоборот. Поэтому развитие
осуществляется в 2-х формах:
прогресс
и
регресс.

2. Метафизический подход.

С точки зрения метафизики, для всего
сущего характерны лишь циклические
изменения, связанные с количественными
изменениями.

Понятие «бытие» конкретизируется
также в таких онтологических категориях,
как
материя и сознание.

Категория материя – фундаментальная
категория для метафизической философии,
т.к. материя рассматривается как основа
всего сущего. На протяжении многих веков
материю сводили к веществу, к тому, что
может быть описано физическими свойствами.
И только на рубеже 19 – 20 веков, когда
были сделаны такие открытия в
естествознании, как открытие
радиоактивности, электромагнитных
полей, были разрушены представления о
материи, как о веществе. Это время вошло
в историю научных открытий как кризис
естествознания. Философы стали утверждать,
что материи не существует, что материя
– это выдумка материалистов. И раз
материи не существует, то исчезает
предмет естествознания. Чтобы выйти из
кризиса, Ленин в своем единственном
философском произведении «Материализм
и империя критицизма» пришел к выводу
о том, что материи давали не философское
определение, а рассматривали только ее
физическое строение. Для философского
определения нужно было выделить
универсальный признак.

Философское определение материи:

Материя – это
философская категория для обозначения
объективной реальности, данной нам в
ощущениях, которая копируется, отображается
нашим сознанием, существуя независимо
от него.

Дав философское определение материи,
философы, разрабатывая категорию
материя, опираются на современные данные
философских наук и
различают:

  1. материю, как философскую категорию,

  2. материю, как основу всего сущего от
    различных материальных преобразований
    – материя вечна!

Выделяют 3 основные метафизические
системы
:

    1. органический мир

    2. неорганический мир

    3. человеческое общество.

Материя описывается посредством таких
категорий, как
движение,
пространство и время.

С точки зрения диалектического
материализма
, движение
– это способ существования материи,
что означает, что материя не может
существовать без движения, а движение
без материи.

С точки зрения метафизики,
материя может существовать без движения,
т.е. основой всего является пассивная,
неподвижная материя, которая нуждается
во внешнем толчке для дальнейших своих
изменений.

Если рассматривать движение как способ
существования материи, то выделяют
основные формы движения материи
(основанием для каждой из таких
форм является уровень организации
материи):

  1. механическая

  2. физическая

  3. химическая

  4. биологическая

  5. социальная.

Эта классификация была дана в 19 веке
Энгельсом. В настоящее время
эта классификация дополняется, но
остается актуальной и по сей день.

Эти формы движения материи связаны
между собой. И эта взаимосвязь определяется
следующим законом:
высшие формы
движения материи, основываясь на низших,
не сводятся к ним, а развиваются по своим
собственным законам
.

Этот закон позволяет проследить
эволюцию материального мира и указать
специфику различных материальных
образований.

Нарушение этого закона приводит
к
редукционизму
– сведение высших форм движения материи
к низшим. Наиболее ярким проявлением
редукционизма является
механицизм.
Суть заключается в том, что любые сложные
материальные образования пытались
определить законами механики. Даже
человека рассматривали как некую машину.

С другой стороны, нарушение этого
закона
ведет к отрыву высших форм
движения материи от низших. Тогда
становится непонятным, как возникают
высшие формы материи.

От естественных причин объяснения
возникновения материи переходят к
развитию идеалистических и религиозных
концепций.

Материя характеризуется пространством
и
временем.

С точки зрения идеалистического
материализма
, нет ничего движущегося
в пространстве, кроме материи.

С точки зрения метафизического
материализма
, пространство и
время рассматриваются в отрыве от
материи, как самостоятельно существующие.

С точки зрения объективного
материализма
, пространство и
время не обладают объективным
существованием.

Если рассматривать концепции,
согласно которым пространство и время
существуют, то все многообразие концепций
можно свести к
двум основным:

  1. субстанциональная концепция
    пространства и времени

  2. реляционная концепция пространства
    и времени.

Обе концепции своими корнями уходят
в древность. Свое обоснование
субстанциональная концепция получила,
благодаря законам Ньютона, а реляционная
концепция — благодаря теории относительности
(20 век).

Субстанциональная концепция
пространства и времени названа так
потому, что пространство и время
рассматривались, как самостоятельные,
объективные, независимые от вещественного
начала бытия.

Реляционная концепция
рассматривает пространство и время как
неотъемлемые внутренние аспекты материи,
как всеобщие формы существования всех
предметов, явлений, процессов.

Движение – способ существования
материи.

Время, пространство – атрибуты.

Последняя онтологическая категория
сознание.

С точки зрения религиозной
концепции
, сознание есть результат
божественного творения.

С точки зрения идеалистической
философии
, сознание – это основа
всего сущего, поэтому оно не рождается,
а существует всегда.

В материалистической философии
появляется
проблема возникновения
материи
.

С древности появляется концепция
геозализма — природа
изначально наделена сознанием и обладает
способностью к ощущениям.

В рамках диалектического
материализма
Лениным
была разработана
теория отражения.
Материи присуще свойство, сходное с
ощущением – отражение. Т.е. Ленин говорит
о том, что отражение является всеобщим
свойством материи. Но на разных уровнях
организации материи отражение приобретает
разные формы.

Отражение в неорганическом
мире
– это способность тела
воспроизводить в своих структурах
особенности взаимодействующих с ним
других тел. В неорганическом мире
отражение выступает в
механической,
физической и химической
форме.

Примеры: деформация тел в
результате их столкновения; эхо в горах;
фотография – соответствие.

Более сложной формой отражения является
биологическая форма.
Простейшей формой является
раздражимость
– способность растений и одноклеточных
животных реагировать на внешние
раздражители. Более сложной формой
является
чувствительность
– способность организма реагировать
на внешние раздражители, которые не
являются биологически важными, но
сигнализируют о биологически важном.

В рамках биологической формы выделяют
психическую форму, возникновение
которой связано с формированием головного
мозга.

Животные, опираясь не только на
врожденные, но и на приобретенные
инстинкты, наиболее адекватно реагируют
на условия изменения окружающей среды.

Самая высшая форма отражения в
действительности –
сознание.

Таким образом, теория отражения
позволяет увидеть эволюцию развития
живых организмов вплоть до возникновения
человеческого сознания. Теория отражения
утверждает, что для возникновения
человеческого сознания необходимы
биологические и социальные предпосылки.

Сознание есть функция высокоорганизованной
материи головного мозга. Носителем
сознания является высокоорганизованная
материя, при этом сознание идеально,
т.е. отражает мир в идеальных образах.
Идеальное сознание исключает любые
физические характеристики.

Сознание – это субъективный
образ объективного мира. (Эта точка
зрения присуща большинству материалистов).

Так называемые «вульгарные» материалисты
считали, что сознание по своей сути
материально. Сознание – это сложное
образование по своей структуре. Основным
элементом является знание, кроме того,
эмоции и воля. А ядро сознания составляет
самосознание. Причем самосознание
вырабатывается в чел-ке не сразу, в
период от 2 до 3 лет ребенок узнает себя
в зеркале, т.е. отличает себя от других
людей. Самосознание определяется чрез
самоконтроль и самооценку.

Лекция № 7.
24.05.2006.

Диалектический метод — Энциклопедия по экономике








Решению указанных задач помогают технико-экономические расчеты, которые основываются на использовании марксистско-ленинского диалектического метода. Разработанные на этой основе методики и методические указания утверждают директивные органы. Расчеты по этим методикам ведут путем сопоставления и анализа принятых комплексных критериев эффективности, по которым выбирают наиболее оптимальные варианты.  [c.78]










Данная дисциплина использует марксистско-ленинский диалектический метод изучения экономических явлений в капитальном строительстве, который позволяет рассматривать все стороны деятельности строительно-монтажных организаций в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости.  [c.6]

В процессе экономического анализа применяется ряд специфических способов и приемов, в которых на основе всеобщего диалектического метода познания раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, синтетический характер. Системность в экономическом анализе предопределяется природой самих хозяйственных процессов их исключительным разнообразием, внутренне сложным единством, состоящим из многих взаимосвязанных сторон и элементов. В ходе системного исследования выявляются и изучаются связи между сторонами и элементами, устанавливается, каким образом эти связи в результате взаимодействия приводят к единству изучаемого процесса в его целостности. Системность экономического анализа как науки проявляется в объединении всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смежных наук (математики, бухгалтерского учета, планирования, управления и др.), что обогащает арсенал аналитических инструментов в исследовании хозяйственных процессов.  [c.14]

Методом отраслевой экономики является марксистский диалектический метод, который предусматривает исторический и политический подход при изучении общественно-экономических явлений.  [c.18]

Изучение экономических явлений основано на диалектическом методе и положениях исторического материализма. Его конкретное использование при изучении экономики химической промышленности выражается в следующем  [c.5]

Теоретической базой научных разработок в области формирования структуры предприятий, приспособленной к задачам организации производства новой продукции, являются положения марксистско-ленинского диалектического метода о содержании и форме явлений. Система подготовки. производства, как всякое общественно-экономическое явление, имеет содержание и форму. Ее содержанием является целенаправленная деятельность коллективов трудящихся по созданию новой продукции или процессы, протекающие в системе при взаимодействии ее элементов. Но взаимодействие элементов системы и осуществление целенаправленных процессов возможны лишь при условии, что они организованы, имеют определенную форму или структуру. В качестве формы в системе подготовки производства выступает ее структура, которая обеспечивает упорядочение элементов и устанавливает отношения между ними. Структура создает как бы конструкцию системы, которая является основой для -формирования подразделений предприятия и выявляет определенные взаимосвязи между ними.  [c.24]

Качество продукции — это степень соответствия каждого продукта основному его назначению в потреблении. При оценке качественных характеристик производства в социалистическом обществе используют марксистско-ленинский диалектический метод познания, предусматривающий изучение общих закономерностей развития производительных сил и производственных отношений, а также особенностей различных отраслей, предприятий и технологических процессов. Общность производительных сил и производственных отношений определяет взаимосвязь техники и экономики, которые неразрывно связаны между собой и выражаются в производстве системой технико-экономических показателей.  [c.185]

Экономика комплектно-блочного строительства является составной частью общей экономики капитального строительства. Методология экономики комплектно-блочного строительства формируется на основе диалектического метода и позволяет выявлять закономерности развития комплектно-блочного метода сооружения предприятий и объектов, эффективность его применения на разных этапах инвестиционного процесса, определяет факторы и условия, влияющие на уровень народнохозяйственной и отраслевой эффективности. При этом предусматривается при-  [c.6]

Надо подчеркнуть, что понимание отличия целого от простой суммы составляющих его частей является одной из важнейших сторон диалектического метода. Поэтому положения системного подхода являются в значительной степени повторением, развитием или конкретизацией идей материалистической диалектики. Большое внимание к проблемам построения принципов изучения систем как единого целого в настоящее время связано с обращением к объектам исследования, в которых механическое объединение составляющих элементов не приводит к успеху,— к биологическим, экономическим, социальным и другим явлениям. Особое значение системный подход приобретает в связи о расширением междисциплинарных исследований.  [c.289]

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания. Диалектический метод познания исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии. Здесь исток одной из характерных черт метода АХД — необходимость постоянных сравнений. Сравнения очень широко применяются в АХД фактические результаты деятельности сравниваются с результатами прошлых лет, достижениями других предприятий, плановыми показателями и т.д.  [c.22]

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Это также одна из методологических черт метода АХД.  [c.22]

Использование диалектического метода в АХД означает, что каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одной его характерной чертой.  [c.23]

Любая наука, в том числе и экономический анализ, в своих исследованиях базируется на диалектическом методе познания. Использование этого всеобщего метода в анализе коммерческой деятельности организаций предусматривает изучение явлений и процессов в движении, развитии и изменении, предполагает исследование как положительных, так и отрицательных их сторон, а также внутренних противоречий, выявление и изучение причинно-следственных взаимосвязей. Диалектический подход к изучаемым объектам означает рассмотрение их в качестве сложных систем, требующих в процессе познания как детализации причин и факторов развития, так и обобщения результатов анализа. Достигается это с помощью разработки системы показателей для комплексного исследования причинно-следственных связей явлений и процессов.  [c.20]

Можно выделить несколько значимых отличительных особенностей диалектического метода познания в экономическом анализе. Прежде всего использование системы, именно системы, показателей для характеристики разных сторон хозяйственной деятельности организации. Такая система формируется под воздействием объективных условий и процессов. Причем показатели все время изменяются, поскольку коммерческая деятельность не является застывшей формой. Исследование причин и направленности таких изменений безусловно представляет научный интерес.  [c.20]

Каковы характерные черты метода экономического анализа, вытекающие из всеобщего диалектического метода познания  [c.49]

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания.  [c.31]

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий должно проводиться с учетом, всех взаимосвязей. Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими. Например, изучая влияние внедрения новой техники на уровень себестоимости продукции, надо учитывать не только непосредственную, но и косвенную связь. Известно, что с внедрением новой техники увеличиваются издержки производства, а значит и себестоимость продукции. Но при этом растет производительность труда, что в свою очередь способствует экономии заработной платы и снижению себестоимости продукции. Отсюда следует, что если темпы роста производительности труда будут большими, чем темпы роста издержек на содержание и эксплуатацию новой техники, тогда себестоимость продукции будет снижаться, и наоборот. Значит, чтобы понять и правильно оценить то или другое экономическое явление, необходимо изучить все взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями. Это одна из методологических черт метода АХД.  [c.32]

Общей научно-методической основой бухгалтерского учета, как и всех других экономических наук, является диалектический метод познания.  [c.48]

Научное содержание диалектического метода познания в бухгалтерском учете проявляется его общим подходом к явлениям хозяйственной жизни, к их познанию путем отражения и обобщения информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных процессах в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.  [c.48]

В общем виде метод — это способ исследования явлений, систем, процессов, созданных человеком. Основой исследования сложных систем является диалектический метод, в пределах кото-  [c.160]

Диалектический метод — определяющий метод познания экономических явлений и основа научного мышления во всех областях экономической науки.  [c.51]

Такая методология план-факт анализа есть не что иное, как применение в прикладной экономике диалектического метода познания по триаде Гегеля тезис — антитезис — синтез , более известной как закон отрицания отрицания . Данная методология при проведении анализа исполнения сводного бюджета является сквозной например, анализ операционного бюджета (второй этап), в свою очередь, распадается на три стадии вначале формальное изучение (вертикальный анализ), затем переход к рассмотрению содержательной основы исследуемых отклонений (горизонтальный анализ) и, наконец, формулировка выводов на основе синтеза результатов вертикального анализа (формы) и горизонтального анализа (содержания).  [c.296]

Методологической и методической основой исследования явились научные теории, гипотезы и концепции интеграции финансового и промышленного капитала, диалектический метод познания и современные методы анализа.  [c.6]

Марксистский диалектический метод позволяет проанализировать и сложное взаимодействие функций организации производства, планирования и управления промышленным производством, а также уяснить влияние на них многих внутренних и внешних факторов, в том числе изменения спроса и объема выпуска различных видов энергооборудования.  [c.9]

Методология экономического анализа опирается на марксистско-ленинскую философию, диалектический метод, являясь его дальнейшей конкретизацией применительно к предмету и объектам исследования. На этой основе создан особый метод экономического анализа, который характеризуется изучением и оценкой процесса на основе системного подхода, определением влияния внешних и внутренних факторов, обусловивших достигнутые технико-экономические показатели и темпы развития производства. Управление, основанное на концепции систем, предполагает достижение заданной конечной цели наиболее рациональным образом. Системный подход позволяет расчленить, обособить проблему, установить в ней внутренние части — элементы.  [c.9]

Диалектический метод отражает не только противоречия, но также неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять в целое, казалось бы, несоединимые стороны явления.  [c.55]

Диалектический метод лег в основу функционального метода,  [c.11]

В общем виде метод — это способ исследования явлений, систем, процессов, созданных человеком. Основой исследования сложных систем является диалектический метод, в пределах которого существуют дедуктивный и индуктивный методы. В первом случае объект сначала изучают, исходя из общих положений, интересов системы высшего уровня, и лишь после этого приступают к изучению его свойств и других характеристик, определяющих место объекта в целостной системе, его сложность, цели функционирования, состояние, другие особенности. Следовательно, дедукция — это методический приём, позволяющий делать выводы, постепенно переходя от общих законов, положений и понятий к частным, даже единичным.  [c.138]

Научные методы ° всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например метафизический и диалектический методы, общенаучные — исторический, логический, математический и др. и специфические — для каждой отрасли науки.  [c.44]

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок). В последующих темах мы сможем научиться соединять, скажем, такие противоположности, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночный и государственный регуляторы экономики.  [c.45]

Изучение тенденции развития и состояния объекта планирования производится диалектическим методом исследования, который требует системного, комплексного подхода к исследованию финансовых явлений, учета связей и зависимостей, существующих между этими явлениями. Такой подход позволяет выявить и изучить причины (факторы), вызвавшие изменение финансовых показателей, установить пути и возможности укрепления финансовых отношений, финансового состояния хозяйствующего субъекта. Изучение должно производиться с учетом реальных условий, в которых функционирует данный хозяйствующий субъект.  [c.104]

Дедуктивный метод 15 Денежный поток 175 Диаграмма 21-23 Диалектический метод 104 Дисконтирование 158 Дисперсия 25  [c.201]

Основу системного подхода составляет диалектический метод. Диалектикой в Древней Греции называлось искусство вести спор и добиваться истины путем  [c.59]

В настоящее время диалектический метод предполагает  [c.59]

Системный подход — это ограниченный какими-либо рамками диалектический метод исследования, например, географическими рамками, рамками одной организации или подразделения (рис. 2.1).  [c.59]










Как соотносятся между собой системный подход и диалектический метод  [c.102]

Приверженцы третьего подхода утверждают, что новые атрибуты должны идентифицироваться с использованием диалектического метода. Новатору не пристало следовать за толпой, скорее, он должен идти в прямо противоположном направлении. Скажем, голубые джинсы, к которым некогда относились как к недорогой рабочей одежде, со временем приобрели совершенно иную славу и стали куда дороже. Впрочем, названное движение против течения несет в себе семена собственной гибели, ведь цены на джинсы могут вновь упасть, когда некий производитель выйдет на рынок с другим, более дешевым материалом и т. д.  [c.340]

Он изучал философию в университетах Бонна, Берлина и Иены, находясь под сильным влиянием учения Гегеля. Отвергая консервативную политическую философию Гегеля, он развил и широко использовал его диалектический метод. Маркс предложил триаду, состоящую из тезиса — буржуазного общества, антитезиса — пролетариата и синтеза — коммунизма.  [c.315]

Формально-логические, общенаучные и специфические методы исследования используются в неразрывной связи с диалектическим методом.  [c.48]

Эта наука базируется на марксистско-ленинском диалектическом методе, что обеспечивает изучение организации и планирования производства во взаимосвязи, взаимообусловленности и непрерывном развитии. Так, вопросы организации и планирования отдельных предприятий изучаются во взаимосвязи с проблемами расширенного социалистического воспроизводства в свете решения политических и хозяйственных задач, поставленных Коммунистической партией и Советским правительством по созданию материально-технической базы коммунизма.  [c.8]

Теоретические основания промышленная статистика получает в общей теории статистики, используя ее методы в конкретном применении при изучении главнейшей отрасли народного хозяйства — промышленности.. Познание закономерностей и причинных связей в развитии социалистической промышленности основывается на применении диалектического метода, поэтому идеологическим фундаментом промышленной статистики является материалистическая философия — диалектический и исторический материализм и марксистско-ленинская политическая экономия. Организация социалистического хозяйства, основанного на общественной собственности на средства производства, невозможна без хорошо организованных статистики и учета. Статистика необходима как орудие планового руководства народным хозяйством для изучения ресурсов страны, для научно обоснованного планирования производства, для анализа выполнения планов, для изучения закономерностей в развитии хозяйства и для обобщения отдельных достижений в области хозяйственной практики..  [c.19]

Данная наука базируется на марксистско-ленинском диалектическом методе. Это обеспечивает изучение организации и планирования производства во взаимосвязи, взаимообусловленности и в непрерывном развитии. Так, вопросы организации и планиро вания отдельных предприятий изучаются во взаимосвязи с проблемами расширенного социалистического воспроизводства в све-  [c.9]

Значение словосочетания ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Что такое ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД?

ДИАЛЕКТИ́ЧЕСКИЙ, —ая, —ое. Основанный на диалектике (в 1 знач.). Диалектическое мышление. Диалектический метод. Диалектический материализм.

Все значения слова «диалектический»

ПОДХО́Д, -а, м. 1. Действие по глаг. подходить (в 1 и 3 знач.).

Все значения слова «подход»


  • Применение диалектического подхода позволяет рассматривать каждый процесс и явление в единстве и борьбе противоположностей, а также изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятий проводится на основе совокупности всех взаимосвязей.


  • Квантовая теория является, таким образом, ещё одним свидетельством и аргументом в пользу всеобщности применения диалектического подхода в разных науках, изучающих законы природы и общества.


  • Во-первых, это элементы диалектического подхода к миру, предложенные философом в его работах докритического периода.

  • (все предложения)

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВНУТРЕННЕМУ ЕДИНСТВУ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВНУТРЕННИМ ЕДИНСТВЕ

Избранные произведения Мао Цзэ-дуна

18 ноября 1957 г.

[Отрывки из выступления на Московском Совещании представителей коммунистов.
и рабочие партии.]


Что касается вопроса о единстве, я хотел бы сказать кое-что о
подходить. Я думаю, что наше отношение должно быть единым по отношению к каждому товарищу,
независимо от того, кто он, при условии, что он не является враждебным элементом или саботажником.Нам следует
принять к нему диалектический, а не метафизический подход. Что подразумевается
диалектическим подходом? Это значит аналитически относиться ко всему,
признание того, что все люди совершают ошибки, и не отрицание личности
полностью только потому, что он сделал ошибки. Ленин однажды сказал, что там
Нет ни одного человека в мире, который бы не ошибался. Все
нужна поддержка. Способному парню нужна помощь трех человек, забор
нужна поддержка трех кольев. При всей своей красоте лотос нуждается в
зелень его листьев, чтобы выделить его.Это китайские пословицы. Еще один
Китайская пословица гласит, что три сапожника с их смекалкой равны Чуке
Лян главный ум. Сам по себе Чуке Лян никогда не может быть идеальным, он
его ограничения. Посмотрите на это заявление наших двенадцати стран. У нас есть
прошли первый, второй, третий и четвертый черновики и еще не закончили
полировать его. Я думаю, что было бы самонадеянно утверждать, что Богоподобный
всеведение и всемогущество. Итак, какое отношение мы должны занять к товарищу
кто наделал ошибок? Мы должны быть аналитическими и придерживаться диалектического, скорее,
чем метафизический подход.Наша партия когда-то погрязла в метафизике,
в догматизме, который полностью уничтожил никого не по нраву. Позже мы
отказался от догматизма и начал изучать диалектику. Единство
противоположностей — фундаментальное понятие диалектики. В соответствии с
эта концепция, что нам делать с товарищем, который сделал ошибки? Мы
сначала должен вести борьбу, чтобы избавить его от его ложных идей. Во-вторых, мы должны
также помогите ему. Первый пункт — борьба, второй пункт — помощь. Мы должны продолжить
из добрых намерений помочь ему исправить свои ошибки, чтобы он
Выход.

Однако с людьми другого типа дело обстоит иначе. К людям
как Троцкий и как Чэнь Ту-сю, Чанг Го-дао и Као Кан в Китае,
невозможно было занять полезную позицию, потому что они неисправимы.
И были такие личности, как Гитлер, Чан Кайши и царь, которые
были также неисправимы и должны были быть свергнуты, потому что мы и они были
абсолютно исключают друг друга. В этом смысле есть только один аспект.
своей природе, а не двое. В конечном итоге это верно и для
империалистические и капиталистические системы, которые неизбежно будут заменены в
конец социалистической системе.То же самое и с идеологией, идеализм будет
заменить материализм и теизм атеизмом. Здесь мы говорим о
стратегическая цель. Но с тактическими этапами дело обстоит иначе,
где могут быть достигнуты компромиссы. Разве мы не пошли на компромисс с американцами по
38-я параллель в Корее? Не было компромисса с французами в
Вьетнам?

На каждом тактическом этапе необходимо уметь идти на компромиссы.
а также при ведении борьбы. Вернемся к соотношению
товарищи.Я бы посоветовал товарищам вести переговоры там, где есть
между ними было какое-то недоразумение. Некоторые думают, что однажды в
Коммунистическая партия, люди все становятся святыми без различий или
недопонимания, и что партия не подлежит анализу, то есть
Можно сказать, он монолитный и единообразный, поэтому в разговорах нет необходимости. Это
кажется, что люди должны быть на 100% марксистами, оказавшись в
Партия. На самом деле есть марксисты всех степеней, те, кто по 100 человек.
процентов, 90, 80, 70, 60 или 50 процентов марксистов, а некоторые, которым всего 10 или
20 процентов марксистов.Разве двое или более из нас не могут поговорить вместе в небольшом
комната? Разве нельзя исходить из стремления к единству и вести переговоры в духе
помогать друг другу? Конечно, я имею в виду переговоры внутри коммунистов.
рядов, а не к переговорам с империалистами (хотя мы ведем переговоры с
их тоже). Приведу пример. Разве наши двенадцать стран не держат
разговаривает по настоящему случаю? Разве не более шестидесяти сторон
тоже разговаривает? На самом деле они есть. Другими словами, при условии, что нет
Принципам марксизма-ленинизма нанесен ущерб, который мы принимаем от других.
определенные взгляды, которые являются приемлемыми, и отказываются от некоторых наших собственных взглядов, которые
можно отказаться.Таким образом, у нас есть две руки, чтобы иметь дело с товарищем, который сделал
ошибки, одна рука борется с ним, а другая объединяется с ним.
Цель борьбы — отстаивать принципы марксизма, что означает
принципиальны; это одна рука. Другая рука — объединиться с ним. Цель
единства — дать ему выход, пойти на компромисс с ним, что
означает быть гибким. Интеграция принципа с гибкостью — это
Марксистско-ленинский принцип, и это единство противоположностей.

Любой мир, и, конечно, классовое общество в частности, изобилует
противоречия.Некоторые говорят, что в социалистическом обществе можно «найти» противоречия.
общества, но я думаю, что это неправильная формулировка. Дело не в
что есть противоречия, которые можно найти, но что они изобилуют противоречиями.
Нет места, где бы не было противоречий, и нет человека
кого невозможно проанализировать. Думать, что он не может быть метафизическим. Вы
видите, атом — это совокупность единств противоположностей. Есть единство
две противоположности, ядро ​​и электроны. В ядре снова есть
единство противоположностей, протонов и нейтронов.Говоря о протоне,
есть протоны и антипротоны, а что касается нейтрона, есть нейтроны
и антинейтроны. Словом, единство противоположностей присутствует везде.
Концепция единства противоположностей, диалектика, должна получить широкое распространение.
Я говорю, что диалектика должна перейти от узкого круга философов к
широкие массы народа. Предлагаю обсудить этот вопрос на
заседаниях политических бюро и пленарных заседаниях центральных
комитетов различных партий, а также на заседаниях их партийных комитетов
на всех уровнях.На самом деле секретари наших партийных отделений
понимают диалектику, потому что когда они готовят отчеты к собраниям филиалов,
они обычно записывают в свои тетради два пункта, во-первых, достижения
и, во-вторых, недостатки. Одно делится на два — это универсальный
явление, и это диалектика.


Транскрипция Маоистского проекта документации.
HTML, пересмотренный в 2004 г. Marxists.org

Избранные произведения Мао Цзэ-дуна

,

Что такое диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)? — Behavioral Tech

Добро пожаловать в мировое сообщество DBT! Обучение в качестве терапевта DBT — это обучение спасению и изменению жизней. Это не для слабонервных, И это меняет жизнь как клиента, так и терапевта. В этих десяти коротких видео вы отправитесь в путешествие по миру DBT и узнайте, подходит ли вам стать терапевтом DBT.

Тем, кто ищет терапию или поддержку, пожалуйста, знайте, что эта страница предназначена для терапевтов, но она также будет информативной для вас.И, наконец, у нас есть ресурсы специально для вас.

Компоненты DBT

DBT имеет четыре основных режима лечения. Это отличается от многих других психотерапевтических методов, которые состоят только из одного режима или аспекта лечения, таких как индивидуальная терапия. Из этого видео вы узнаете, как каждый режим лечения предназначен для выполнения определенной функции.

Узнайте больше о каждом режиме DBT:

  1. Индивидуальная психотерапия
  2. Обучение навыкам DBT
  3. Телефонный инструктаж по телефону
  4. Консультации терапевтов по DBT

Что такое «D» в DBT?

Буква «D» означает «диалектический.«Диалектика — это синтез или интеграция противоположностей. В DBT диалектические стратегии помогают и терапевту, и клиенту отвлечься от крайних позиций. Из этого видео вы узнаете, как диалектические стратегии поддерживают баланс терапии и помогают клиентам как можно быстрее достичь своих конечных целей.

Здесь вы можете глубже погрузиться в одну из ключевых диалектик DBT: уравновешивание принятия и изменения.

Что такое «B» в DBT?

Буква «B» означает «поведенческий».«DBT требует поведенческого подхода. Это означает, что мы оцениваем ситуации и целевое поведение, которые имеют отношение к целям наших клиентов, чтобы понять, как решить проблемы в их жизни. Узнайте, как DBT дает вам возможность добиться изменений, в которых так отчаянно нуждаются ваши клиенты.

Узнайте, как разделить и перестроить поведение, чтобы помочь клиентам достичь своих целей, в нашем онлайн-курсе DBT Chain Analysis.

Новичок в принципах поведенческой терапии? Изучите основы у Марши Линехан.

Какая наука стоит за DBT?

DBT — это терапия, основанная на доказательствах. Узнайте больше о том, как научная позиция способствует развитию области DBT и как она может способствовать взаимодействию с клиентами.

Узнайте больше об основных исследованиях, лежащих в основе DBT, и новых исследованиях в нашем разделе исследований DBT.

Основные допущения DBT

DBT делает ряд предположений, которые лежат в основе всех компонентов лечения. Эти предположения позволяют терапевтам DBT видеть клиентов в лучшем свете.Узнайте об этих предположениях и почему они так важны.

Стать терапевтом DBT

А теперь познакомьтесь с терапевтами DBT, которые рассказывают, как они узнали о DBT. Узнайте, чего вы можете ожидать, начиная свое путешествие.

DBT преобразит вас и вашу практику. В этом видео терапевты рассказывают об уникальных особенностях ДПТ.

Теперь узнайте больше о том, как команда консультантов DBT станет семейным сообществом профессионалов, которые поддержат вас в предоставлении жизненно необходимого лечения.

На этом этапе вы познакомились с сообществом DBT и познакомились с тем, что значит быть терапевтом DBT. Вы понимаете влияние DBT на жизнь как для ваших клиентов, так и для вас самих. В заключение мы подведем итоги того, чему вы научились, и подбодрите вас, когда вы обдумываете свои следующие шаги.

Готовы ли вы погрузиться в обучение DBT? У нас есть несколько способов, как онлайн, так и лично, чтобы помочь вам удовлетворить ваши конкретные потребности в DBT.

Ресурсы по программе DBT для семей и пациентов

Для семей и пациентов, нуждающихся в информации или лечении DBT, у нас есть ресурсы, специально предназначенные для семей и клиентов.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *