Диагностическая функция педагогики предполагает: Функции педагогической диагностики — Студопедия.Нет

Содержание

«Сущность и функции педагогической диагностики»

Сущность и функции педагогической диагностики

Автор: Хомутинникова Анастасия Андреевна — учитель начальных классов МОУ СОШ №18, г. Новокузнецка

В любой отрасли профессиональной деятельности особая роль принадлежит диагностике состояния и качества производимой продукции и производственного процесса. Не составляет исключения и профессионально-педагогическая деятельность учителя, педагогического коллектива школы. Обычно считается, что изучение учащегося, воспитуемого — функция психологии, а не педагогики. Каждый учитель проверяет результативность обучения и воспитания, выясняет причины слабой успеваемости, однако эти аналитические действия не соотносят с диагностикой. Руководитель школы посещает уроки, анализирует их, оценивает — это называется внутришкольным контролем, но никак не диагностикой состояния учебного процесса. Критерии качества деятельности школы также обычно не связываются с диагностикой состояния определенного звена системы образования и разрабатываются вне ее принципов и процедур.

Педагогическая диагностика присутствует в любом педагогическом процессе, начиная с взаимодействия учителя и ученика на уроке и заканчивая управлением системой национального образования в целом. Она проявляется и в форме контрольных работ, и в любой характеристике, как ученика, так и учителя, без нее не может быть состоятельным экспериментальное исследование, не обходится ни одна инспекторская проверка. Многие перечисленные педагогические явления не тождественны педагогической диагностике, они богаче ее и имеют право на самостоятельность. Настала пора выявить, что в них и во многих других педагогических объектах относится к понятию «педагогическая диагностика».

В понятии «педагогическая диагностика» прилагательное «педагогическая» характеризует следующие особенности данной диагностики:

— во-первых, диагностика осуществляется для педагогических целей, т. е. она ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации результатов получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности ученика;

— во-вторых, и это главное, она дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя;

— в-третьих, она осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя; в-четвертых, с помощью педагогической диагностики усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя; в-пятых, даже некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика занимается конструированием современного и надежного прибора для фиксации состояний существенных признаков, разработкой алгоритмов и процедур принятия решений, подготовкой соответствующих методических рекомендаций для всех участников педагогического процесса. Педагогическая диагностика в школе – практика выявления качества учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов или неудач, а также совершенствования этой практики.

В современных условиях постепенного перехода к разнообразию в обучении и воспитании, к демократизации воспитательных взаимодействий все большее значение приобретает точная, сопоставимая информация о сильных и слабых сторонах явлений и процессов, происходящих в школе. Такую информацию может предоставить педагогическая диагностика, потому что ее назначение в школе выражается в следующих основных функциях: обратной связи, оценочной, управленческой.

В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса. Существующая в настоящее время система оценки учебно-воспитательной работы школы обладает некоторыми преимуществами, однако не соответствует такому пониманию, как самоуправляющая система. К примеру, деятельность участников процесса обучения в педагогической теории рассматривается с наибольшей полнотой, на практике же многие современные школьники учатся не в полную силу, поэтому потенциал учебного процесса не используется. Основная причина здесь – неполноценность информации о результатах обучения и воспитания, доступной для учителя и учащихся.

Создание возможностей получения каждым школьником и учителем необходимой информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для своевременной его корректировки – важнейшая задача педагогической диагностики.

Оценочная функция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через педагогическую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.

Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда она совпадает с реальным развитием и поведением ученика. Как только воспитанник осознает объективность оценки, он начинает развивать свои положительные стороны или преодолевать недостатки. Измерительный характер педагогической оценки тоже оказывает влияние на ученика тем, что она побуждает к самообразованию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других и тем самым устанавливает свой социальный статус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе.

Управленческая функция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый — когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся; второй — когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом; третий — когда коллектив и педагог уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

Педагогу, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, ему обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности. Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

Текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

Реферат на тему: «Диагностическая деятельность педагога: сущность, функции, методы»

Инфоурок

Иностранные языки
›Другие методич. материалы›Реферат на тему: «Диагностическая деятельность педагога: сущность, функции, методы»

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель английского языка

Курс профессиональной переподготовки

Учитель немецкого языка

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

370107

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

4. Технологического

9

Критерием
сформированности методологической
культуры педагога является…

1. владение
 педагогическими технологиями

2. знание предмета

3. сформированность
общеучебных умений

4. осознание
системы принципов, способов организации
деятельности

10 (Ответов — 3)

Теоретическими
методами исследования являются …

1. моделирование

2. Тестирование

3. беседа

4. Анализ

5. сравнение

11 (Ответов — 3)

Характерными
признаками наблюдения являются …

1. наличие
стандартизированных заданий

2. разработка
программы наблюдения

3. подбор литературы

4. фиксация и
обработка результатов

5. определение
задач, объекта

12 (Ответов — 3)

К количественным
методам педагогического исследования
относятся…

1. эксперимент

2. интервьюирование

3. ранжирование

4. шкалирование

5. Тестирование

13 (Ответов — 3)

Уровнями реализации
теоретической функции педагогики
являются …

1. диагностический

2. общешкольный

3. прогностический

4. объяснительный

5. стихийный

14 (Ответов — 3)

Диагностическая
функция педагогики предполагает …

1. Изучение эффективности деятельности педагога и учащихся

2. установление
условий оптимальности педагогической
деятельности

3. Выявление состояния педагогических явлений

4. поурочное
планирование

5. внедрение
достижений науки

15 (Ответов — 3)

Целостный
педагогический процесс характеризуется

1. совместной
деятельностью педагогов и обучающихся

2. авторитарным
стилем педагогического обучения

3. низким уровнем
развития материально-технической базы
школы

4. преобладанием
субъект-субъектных отношений

5. взаимосвязью
воспитания и обучения

16

Понятие «педагогическая
антропология» впервые ввёл …

1. Я.А. Коменский

2. К.Д. Ушинский

3. А.С. Макаренко

4. Сократ

17
из способов постижения истины является
обучение пониманию –  сущность ___
принципа.

1. культурологического

2. герменевтического

3. синергетического

4. Антропологического

18

Связь становления
личностного в человеке с усвоением
системы гуманистических ценностей,
составляющих основу его гуманитарной
культуры, является характеристикой
 ___ принципа воспитания.

1. аксиологического

2. синергетического

3. Антропологического

4. герменевтического

19

Цель воспитания
– создание условий для самореализации
личности – характерна для ___ подхода.

1. прагматического

2. авторитарного

3. гуманистического

4. аксиологического

20

Приоритет
общечеловеческих ценностей в отношениях
учащихся между собой и с педагогами
декларирует принцип …

1. эмпатии

2. рефлексии

3. терпимости

4. гуманизации

21

Воспитание,
основанное на общечеловеческих ценностях
культуры, национальных культур,
учитывающее национальные особенности,
– характеристика принципа ___ воспитания.

1. вариативности

2. регионализации

3. культуросообразности

4. коллективности

22

Субъект отношений
и сознательной деятельности, способный
к самопознанию и саморазвитию, называется

1. индивидом

2. индивидуальностью

3. личностью

4. человеком

23

К основным факторам
развития личности не
относится

1. среда

2. конфликт

3. наследственность

4. воспитание

24

Представители
____ направления считают, что развитие
ребёнка как личности определяется его
социальным происхождением.

1. натуралистического

2. бихевиористского

3. биологизаторского

4. социлогизаторского

1 (Ответов — 3)

К постоянным
задачам педагогической науки относятся

1. прогнозирование
образования

2. выявление
межличностных отношений в коллективе

3. материальное
обеспечение процесса обучения

4. вскрытие
закономерностей обучения и воспитания

5. обобщение
практического опыта

2 (Ответов — 3)

Воспитанием
называется …

1. процесс и
результат воспитательной работы

2. результат
усвоения профессиональных знаний,
умений и навыков

3. целенаправленная
деятельность по формированию у детей
качеств личности

4. воздействие
на личность общества в целом

5. ограничение
 свободы ребенка

3 (Ответов — 3)

Диагностическая
функция педагогики предполагает …

1. планирование
деятельности учителей и школьников

2. выявление
состояния педагогических явлений

3. изучение условий
оптимальности педагогической деятельности

4. проектирование
воспитательной среды школы

5. изучение
эффективности деятельности педагога
и учащихся

4

Базовой научной
дисциплиной, изучающей закономерности
обучения и воспитания человека, является
___ педагогика.

1. социальная

2. общая

3. сравнительная

4. возрастная

5

Обучение и воспитание
должны осуществляться посредством
«делания» – сущность педагогики …

1. неотомизма

2. экзистенциализма

3. прагматизма

4. неопозитивизма

6

К специальной
педагогике не
относится …

1. сурдопедагогика

2. пенитенциарная
педагогика

3. олигофренопедагогика

4. тифлопедагогика

7

Знание положений
педагогической теории, умение анализировать
собственную научную деятельность входят
в состав …

1. духовной
культуры

2. методологической
культуры учителя

3. базовой культуры
личности

4. культуры
личности

8

Общие принципы
познания и категориальный строй науки
в целом составляют содержание ___ уровня
методологии.

1. субъективного

2. философского

3. экспериментального

4. технологического

9

Лаконичная
формулировка проблемы исследования
(по В.В. Краевскому) – это …

1. тема

2. структура

3. новизна

4. опытно-экспериментальная
база

10 (Ответов — 3)

Требованиями,
предъявляемыми к тестам, являются …

1. коммуникативность

2. стандартизация
результатов

3. валидность

4. надёжность

5. актуальность

11 (Ответов — 3)

Этапами
опытно-экспериментальной работы
являются…

1. теоретический

2. констатирующий

3. лабораторный

4. контрольный

5. формирующий

12 (Ответов — 3)

К количественным
методам педагогического исследования
относятся…

1. эксперимент

2. интервьюирование

3. ранжирование

4. шкалирование

5. тестирование

13 (Ответов — 3)

Уровнями реализации
теоретической функции педагогики
являются …

1. диагностический

2. общешкольный

3. прогностический

4. объяснительный

5. стихийный

14 (Ответов — 3)

Диагностическая
функция педагогики предполагает …

1. изучение
эффективности деятельности педагога
и учащихся

2. установление
условий оптимальности педагогической
деятельности

3. выявление
состояния педагогических явлений

4. поурочное
планирование

5. внедрение
достижений науки

15 (Ответов — 3)

Целостный
педагогический процесс характеризуется

1. совместной
деятельностью педагогов и обучающихся

2. авторитарным
стилем педагогического обучения

3. низким уровнем
развития материально-технической базы
школы

4. преобладанием
субъект-субъектных отношений

5. взаимосвязью
воспитания и обучения

16

Понятие «педагогическая
антропология» впервые ввёл …

1. Я.А. Коменский

2. К.Д. Ушинский

3. А.С. Макаренко

4. Сократ

17

Учение о человеке
и духовном познании мира называется …

1. антропософией

2. аксиологией

3. культорологией

4. герменевтикой

18

Связь становления
личностного в человеке с усвоением
системы гуманистических ценностей,
составляющих основу его гуманитарной
культуры, является характеристикой
 ___ принципа воспитания.

1. аксиологического

2. синергетического

3.3. Педагогические функции

Человек,
который был учеником и воспитанником,
рано или поздно становится учителем и
воспитателем для своих детей или младших
братьев и сестер, на рабочем месте –
для своих сотрудников и подчиненных, в
учебном заведении – для следующих
поколений. Потому можно сказать, что в
той или иной мере каждый из нас в той
или иной мере выполняет свою педагогическую
функцию.

Педагогическая
функция

предписанное педагогу направление
применения профессиональных знаний и
умений.
Главными
направлениями приложения педагогических
усилий являются обучение, образование,
воспитание, развитие и формирование
учащихся.

Главная
функция учителя

управление процессами обучения,
воспитания, развития и формирования.

Не учить, а направлять учение, не
воспитывать, а организовывать процесс
воспитания призван учитель. И чем он
отчетливее понимает эту главную функцию,
тем больше самостоятельности, инициативы,
свободы предоставляет своим ученикам.
Настоящий мастер своего дела остается
в учебно-воспитательном процессе как
бы «за кадром», за пределами свободно
осуществляемого учениками, а на самом
деле – управляемого педагогом выбора.

Следующие
функции также связаны с организаций
процесса обучения и воспитания.

Функция
целеполагания
направляет общие усилия учителя и его
учеников к результату обучения и
воспитания.

Диагностическая
функция
предполагает
управление процессом обучения
на основании знаний об уровне
подготовленности учащихся, скорости
усвоения ими учебных предметов и моделей
поведения.

Прогностическая
функция
выражается
в умении учителя предвидеть результаты
своей деятельности в имеющихся конкретных
условиях и, исходя из этого, выстраивать
стратегию своей деятельности, оценить
возможности получения искомого уровня
количества и качества воспитанности и
образованности.

Проективная
(проектировочная)
функция
учителя заключается в конструировании
модели предстоящей деятельности, выборе
способов и средств, позволяющих в
заданных условиях и в установленное
время достичь цели, в выделении конкретных
этапов достижения цели, формулировании
для каждого из них частных задач,
определении видов и форм оценки полученных
результатов и т. д.

Диагноз,
прогноз, проект становятся основанием
для разработки плана
учебно-воспитательной
деятельности
,
составление которого завершается
подготовительный этап педагогическогопроцесса.

Диагностика,
прогнозирование, проектирование и
планирование – педагогические функции,
выполняемые учителями подготовительном
этапе каждого проекта (цикла)
учебно-воспитательной деятельности.

На
следующем этапе реализации намерений
учитель выполняет информационную,
организационную, оценочную, контрольную
и корректирующую функции.

Организационная
(организаторская)
функция

учителя связана в основном с вовлечением
учащихся в намеченную работу,
сотрудничеством с ними в достижении
намеченной цели.

Информационной
функция
заключается в отборе учебной информации
а также в построении учебной и
воспитательной коммуникации. Учитель
– не только источник учебной информации
для обучаемых, но он еще и навигатор в
море учебной литературы, большая часть
которой, к сожалению, на сегодняшний
день является скорее макулатурой, чем
литературой. От того же, как будет
построена учебная коммуникация, зависит
что и как будут читать и учить сами
ученики.

Контрольная,
оценочная и коррекционная
функции,
объединяемые иногда в одну, заключаются
в создании педагогом в создании
действенных стимулов, благодаря которым
будет развиваться процесс образования
и воспитания, и в нем будут происходить
намеченные изменения.

На
завершающем этапе любого педагогического
проекта учитель выполняет аналитическую
функцию
,
главным содержанием которой является
анализ того, какова эффективность его
образовательной и воспитательной
работы, выше она или ниже намеченной,
где и почему возникли проблемы, как
избежать этого в дальнейшем и т. д.

Задания
к семинарскому занятию

  1. Напишите небольшое
    эссе на тему: «Влияние различных видов
    воспитания на выбор профессии».

  2. Сформулируйте
    воспитательные и образовательные цели
    программы бакалавриата, по которой вы
    обучаетесь в университете. Определите,
    на преобразование
    каких личностных свойств и качеств
    направлено изучение предметов этого
    семестра.

  3. Проанализируйте
    уровень нововведений во ВГУЭС.
    Аргументируйте свои выводы.

  4. Проанализируйте
    на примере любого учебного заведения
    распределение педагогических функций
    между административными и учебными
    подразделениями учебного заведения.

Тест: Педагогический мониторинг

1. Педагогический мониторинг – это:

A) длительное слежение за какими-либо объектами и явлениями пед. действительности;

Б) процесс реализации педагогических задач;

В) система функционирования педагогического процесса;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные

Ответ: А

2. Что лежит в основании классификации мониторинга на педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический?

A) цели мониторинга;

Б) область применения;

В) иерархия систем управления;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

Ответ: В

3. Педагогическая диагностика является частью:

А) педагогического процесса;

Б) педагогического мониторинга;

В) педагогической деятельности;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

Ответ: В

4. Функция мониторинга, дающая возможность получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь, – это:

А) информационная функция;

Б) аналитическая функция;

В) коррекционная функция;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

Ответ: Б

5. Этап мониторинга, характеризующийся сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов и выработкой рекомендаций, прогнозированием перспектив изменения исследуемой области – это:

А) нормативно-установочный этап;

Б) коррекционно-деятельностный этап;

В) диагностико-прогностический;

Г) нет правильного ответа;

Д) все ответы правильные.

Ответ: В

6. К какому этапу мониторинга относится определение объекта, предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга?

A) к нормативно-установочному;

Б) к диагностико-прогностическому;

В) к коррекционно-деятельностному;

Г) к итогово-диагностическому;

Д) нет правильного ответа.

Ответ: А

Раскрыть специфику педагогической деятельности. Какие функции выполняет,какие компоненты содержит?

Педагогическая деятельность — воспитывающее и обучающее воздействие педагога на обучающегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

В педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий, диагностирующий.

Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания учебного материала.

Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать интерес к усвоению информации.

Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся.

Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь. Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности.

В педагогической системе, описанной Н.В.Кузьминой, выделено пять элементов: цель, содержание, средства, обучающийся и педагог. Все связаны между собой (каждый с каждым). Им поставлены в соответствие пять фундаментальных компонентов деятельности педагога с той же структурой связей. Н. В. Кузьмина определила в структуре педагогических способностей пять функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Проектировочный компонент «включает действия, связанные с предвосхищением, «забеганием вперед» — предвидением возможных последствий от решения системы педагогических задач в течение всего обозримого времени, на которое ведется планирование.
Конструктивный компонент «включает действия, связанные с композиционным построением предстоящего занятия, мероприятия, проигрыванием разных вариантов его построения в условиях системы предписаний, диктуемых программой. А также наличием наглядных пособий, временем в течение которого должна быть решена конкретная, текущая педагогическая задача».
Организаторский компонент «включает действия, связанные с организацией содержательной учебной информации в процессе ее предъявления, деятельности обучающихся, связанной с ее усвоением, собственной деятельности в процессе решения педагогической задачи».
Коммуникативный компонент «включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений (с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией) в процессе непосредственного взаимодействия с ними в ходе решения педагогических задач».
Гностический (или исследовательский) компонент «включает анализ педагогической ситуации, формирование педагогической задачи, добывание главных знаний, необходимых для продуктивного решения, анализ процессов решения задачи, результатов решения, сопоставление искомого результата с реальным.





Все перечисленные компоненты педагогические способности и функции носят системный характер.

7.Кратко раскройте педагогические умения.

Педагогическое умение это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности.

Аналитические умения. Сформированность аналитических умений — один из критериев педагогического мастерства, ибо с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений:

— находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
— правильно диагностировать педагогическое явление;
находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Прогностические умения. Управление социальными процессами, каким является и образовательный, всегда предполагает ориентацию на четко представленный в сознании субъекта управления конечный результат. В состав прогностических умений входит: выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов (или стадий) педагогического процесса, распределение времени, план во многом он предопределяется способностью к антиципации.

Проективные умения. Разработка проекта образовательно-воспитательной работы означает прежде всего перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, их максимальную конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации. Проективные умения включают: перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; определение комплекса доминирующих задач; отбор видов деятельности, планирование системы совместных творческих дел, планирование индивидуальной работы с учащимися, творческих сил и дарований, отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании.

Рефлексивные умения. Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Ее обычно связывают лишь с завершающим этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов образовательно-воспитательной деятельности.

Коммуникативные умения учителя структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.

Перцептивные умения. Необходимо знание прежде всего ценностных ориентацией другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Необходимо также и знание имеющихся у человека представлений о себе, знание того, что человеку в самом себе нравится, что он приписывает себе, против чего возражает.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учеб. – М.: Смысл; Академия, 2007.

2. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие. –М.: Академия, 2014.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения:учеб. пособие.- М. : Академия, 2005.

4. Психология для гуманитарных вузов/ под ред. В. Н. Дружинина- СПб.:Питер, 2005.

5.Гребенкина Л.К., ЖокинаН.А., Еремкина О.В. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие.- Рязань: Педагогика, 2009.

6.Педагогический терминологический словарь. — СПб: Российская национальная библиотека, 2006.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология.-М.: Логос, 2005.

8.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990.

9. Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005.

10. http://azps.ru/handbook/p/prof26.html

Контрольно-тестовый материал Раздел «Общие основы педагогики»

(Задания предполагают
несколько правильных ответов)

Вопрос № 1

Целями обучения
являются …

Варианты ответов:

1. использование
диалоговых форм

2. усвоение знаний,
умений, навыков

3. формирование
мировоззрения

4. внедрение новшеств

Вопрос № 2

Диагностическая
функция педагогики предполагает …

Варианты ответов:

1. изучение
эффективности деятельности педагога
и учащихся

2. планирование
деятельности учителей и школьников

3. проектирование
воспитательной среды школы

4. выявление
состояния педагогических явлений

Вопрос № 3

Практическая
(прикладная) функция педагогики состоит
в …

Варианты ответов:

1. совершенствовании
педагогической практики

2. теоретическом
анализе закономерностей педагогического
процесса

3. сравнительном
анализе работ известных педагогов

4. разработке новых
методов, средств, форм обучения

(Задания предполагают
1 правильный ответ)

Вопрос № 4

Сторонники
педагогики ____________ утверждали, что
обучение и воспитание должны осуществляться
посредством «делания».

Варианты ответов:

1. неотомизма

2. прагматизма

3. неопозитивизма

4. экзистенциализма

Вопрос 5

Отрасль педагогической
науки, изучающая состояние теории и
практики обучения и воспитания на разных
этапах развития человечества, – это
___ педагогика(-и).

Варианты ответов:

1. история

2. сравнительная

3. социальная

4. возрастная

Вопрос № 6

Проблемы обучения
и воспитания детей с отклонениями в
развитии изучает ___ педагогика

Варианты ответов:

1. лечебная

2. сравнительная

3. школьная

4. специальная

(Задания предполагают
1 правильный ответ)

Вопрос № 7

Системное
использование данных всех наук о человеке
и их учет при построении педагогического
процесса является сущностью ___ подхода.

Варианты ответов:

1. технологического

2. объектного

3. диалогического

4. антропологического

Вопрос № 8

Организация
деятельности, позволяющей воспитаннику
выступать субъектом познания, общения
и отношений, – сущность ___ подхода.

Варианты ответов:

1. деятельностного

2. системного

3. поликультурного

4. вероятностного

Вопрос 9

Обеспечение
внедрения результатов исследования в
практику – это ___ уровень педагогических
исследований

Варианты ответов:

1. прикладной

2. теоретический

3. инструментальный

4. методологический

Вопрос № 10

Одним из
методологических  параметров
педагогического исследования является

Варианты ответов:

1. гипотеза

2. методы воспитания

3. педагогический
факт

4. педагогическое
явление

Тема № 8. Методы
и логика педагогического исследования

(Задания предполагают
несколько правильных ответов)

Вопрос № 11

Эмпирическими
методами исследования являются …

Варианты ответов:

1. синтез

2. анализ

3. тестирование

4. наблюдение

Вопрос № 12

Методологическим
обоснованием методов педагогического
исследования в отечественной науке
являются такие подходы, как …

Варианты ответов:

1. деятельностный

2. личностный

3. этнический

4. сословный

Вопрос № 13

Моделирование в
дидактике применяется для решения таких
задач, как…

Варианты ответов:

1. управление
учебно-познавательным процессом

2. организация
взаимодействия классного руководителя
с родителями школьников

3. идивидуализация
обучения

4. оптимизация
структуры учебного материала

(Задания предполагают
1 правильный ответ)

Вопрос № 14

К методам
самовоспитания относится…

Варианты ответов:

1. создание
воспитывающей ситуации

2. авансирование
доверием

3. наказание

4. самокритика

(Задания предполагают
1 правильный ответ)

Вопрос № 15

Учение о человеке
и духовном познании мира называется …

Варианты ответов:

1. культорологией

2. аксиологией

3. антропософией

4. герменевтикой

Вопрос № 16

В соответствии с
_________ принципом одним из способов
постижения истины является обучение
пониманию.

Варианты ответов:

1. антропологическим

2. культурологическим

3. синергетическим

4. герменевтическим

Вопрос № 17

Связь становления
личностного в человеке с усвоением
системы гуманистических ценностей,
составляющих основу его гуманитарной
культуры, является характеристикой
 ___ принципа воспитания.

Варианты ответов:

Функции педагогики как науки.

Педагогика — комплексная общественная наука, объединяющая, интегрирующая и синтезирующая данные всех учений детей. Она определяет каноны формирования общественных отношений, влияющих на развитие будущего поколения.

Цели и задачи Педагогика

Педагогические аспекты действительно влияют на ребенка не только во время непосредственного воздействия, но и впоследствии отражаются в событиях его жизни.

Основная цель педагогики — способствовать полному процессу саморазвития личности и общества с помощью научного подхода, а также в разработке и внедрении эффективных способов его совершенствования.

В начале третьего тысячелетия, насыщенного важными событиями, возрастает потребность в одобрении в сознании россиян гуманистических идей. Это возможно только при условии педагогического подхода во всех сферах жизни.Только тогда можно будет прогнозировать эффективность учебно-воспитательной деятельности.

Таким образом, задачи и функции педагогики связаны с описанием, объяснением и прогнозированием событий и процессов, происходящих в сфере образования. Именно это определяет необходимость разделения задач на теоретические и практические. Задачи и функции Педагогика формулируется на основе научных принципов, а затем претворяется в жизнь.

Ниже приводится список наиболее важных теоретических проблем.

  1. Выявление основных закономерностей процесса воспитания и обучения.
  2. Анализ и обобщение опыта преподавания.
  3. Разработка и обновление методической базы; создание новых систем обучения и воспитания.
  4. Использование результатов педагогического эксперимента в педагогической практике.
  5. Определение перспектив развития образования в ближайшем и отдаленном будущем.

актуальное воплощение теории, то есть выполнение практических задач, осуществляется непосредственно в образовательных учреждениях.

объект педагогики

Задачи и функции педагогики как науки сформулированы достаточно четко, их содержание никогда не вызывает споров среди экспертов и исследователей.

В начале ХХ века Макаренко обратил внимание на специфику предмета педагогики. Он не был согласен с большинством ученых того времени. А.С.Макаренко считал их ошибочное мнение о том, что в качестве ребенка выступает объект педагогики. наука изучает аспекты деятельности, направленные на формирование социально значимых качеств личности.Следовательно, объектом педагогики является не личность по направлению его образовательного процесса, а совокупность педагогических мероприятий, определяющих развитие личности.

предметная педагогика

Проблемы образовательных процессов косвенно связаны со многими науками: философией, социологией, психологией, экономикой и др. Но ни одна из них не влияет на характер деятельности, которая определяет повседневные процессы роста и развития ребенка , а также взаимодействие преподавателей и учеников.Только педагогика изучает закономерности, тенденции и перспективы развития учебно-воспитательного процесса как фактор формирования личности человека.

Таким образом, предмет данной коллективной социальной науки включает в себя закономерности формирования процесса образования в то время, которое тесно связано с канонами общественных отношений. Также предметная, субъектно-педагогическая функция отражает совокупность особенностей и условий образования. педагогическое влияние.

Педагогика как наука

Важнейшие функции педагогики как науки связаны со знанием законов, регулирующих образование, воспитание и обучение личности, и с разработкой оптимальных средств решения основных проблем личного человеческого развития.Для уточнения

специалисты различают теоретические и технологические особенности педагогики.

Реализация каждого из них предполагает наличие трех уровней деятельности.

уровень теоретических функций:

  1. описательные или пояснительные , в которых изучается передовой и инновационный образовательный опыт.
  2. Диагностика , в которой выявляется состояние, условия и причины явлений, сопровождающих взаимодействие учителя и ребенка.
  3. прогностический , предполагающий экспериментальные исследования, позволяющие выявить педагогическую реальность и найти способы ее преобразования. Этот уровень связан с созданием теорий и моделей взаимодеятельности участников педагогических отношений, которые используются на практике.

уровень технологических характеристик:

  1. проектный , в том числе разработка соответствующего перечня методических материалов (учебных планов, программ, пособий и т. Д.).D.) Содержание которого воплощает теоретические основы педагогики.
  2. преобразовательный , связанный с внедрением научных достижений в учебный процесс с целью его совершенствования.
  3. Рефлексивная или корректирующая , предполагающая оценку влияния образовательных исследований на обучение и образовательную практику, результаты которой могут быть скорректированы с учетом взаимосвязи науки и практики.

основные категории педагогики Педагогика

функции показаны по-разному, в зависимости от категории, в которой воздействуют на ребенка.

Любая теоретическая база должна основываться на четком разграничении повседневных представлений и научных знаний. Первое фиксируется в повседневной практике обучения и обучения. Второе — это обобщенные результаты педагогического опыта, которые представлены категориями и понятиями, законами, практики и принципы организации педагогического процесса. Становление данной науки сопровождалось постепенной дифференциацией понятий, что стало предпосылкой для формирования трех категорий учителей: это образование, образование, образование.

Образование

Современная наука рассматривает понятие «образование» как социальное явление, характеризующееся передачей исторических и культурных ценностей с последующим формированием соответствующего опыта, передачей его из поколения в поколение.

функциональный педагог:

1. Передача опыта, накопленного человечеством.

2. Знакомство с культурным миром.

3. Стимулирование саморазвития и самообразования.

4.Оказание образовательной помощи в сложных жизненных ситуациях.

Результатом образовательного процесса является формирование у ребенка личных взаимоотношений для познания мира и других членов самого общества.

задач в образовании всегда признавала необходимость исторического общества в подготовке будущих поколений, способных выполнять определенные общественные функции и социальные роли. Это совокупность систем, определяющих содержание, характер и цели образовательной категории. это соответствует традиционным этнонациональным традициям, особенностям социально-исторической формации, определенной иерархии ценностей, а также политической и идеологической доктрине государства.

Образование

Следующая категория — «обучение», под которой специалисты понимают взаимодействие учителя и детей, направленное на развитие учащихся.

задания работа учителя:

1. Обучение, то есть целенаправленная передача знаний, жизненного опыта, образа жизни, основ культуры и науки.

2. Руководство по развитию знаний, формированию навыков и умений.

3. Создание условий для личностного развития студентов.

Таким образом, суть диалектического отношения «воспитание-тренировка» заключается в развитии активности и личностных качеств индивида на основе учета его интересов, приобретенных зоонских способностей.

Образование

третья педагогическая категория — образование. Это многогранный процесс, включающий в себя несколько мероприятий, в частности, формирование у учащихся ценностного отношения к обществу и себе; комплекс мероприятий по обучению и воспитанию.

Наличие различных типов образовательных учреждений составляет специализированные педагогические категории. Их классификация отражает уровень: детский сад, начальная школа, средняя школа и т. Д. D. Соответственно, предметно-методическая сторона на каждом этапе обучения специфична. Категории педагогики дошкольного возраста имеют свои особенности, связанные с тем, что основной ведущей деятельностью для ребенка 2-7 лет является игра. Воспитание для этого возраста это основа для развития.А потом, когда учеба заняла доминирующее место в жизни студента, соотношение важности обучающих категорий меняется.

Исходя из вышеизложенного, педагогику следует рассматривать как науку об основных закономерностях и методологических основах (принципах, методах и формах) обучения и воспитания личности.

Дошкольная педагогика

Объект педагогики, воздействие которого направлено на ребенка дошкольного возраста, его особенность обусловлена ​​возрастом и, как следствие, мышлением, вниманием, памятью и основными видами деятельности детей до 7 лет. лет.

задачи дошкольной отрасли науки сформулированы с учетом ее теоретической и прикладной роли, социальной и воспитательной значимости, отражая основные функции педагогики.

1. Облегчить процесс воспитания и обучения детей в соответствии с требованиями современного общества.

2. Изучение направлений и перспектив педагогической деятельности в дошкольном учреждении, как одной из основных форм развития ребенка.

3. Разработка новых концепций и технологий обучения и воспитания детей.

функции дошкольной педагогики

1. Дескриптивно-прикладное, представляющее собой научное описание действующих программ и технологий, использование которых в образовательном процессе является залогом гармоничного развития личности.

2. предсказуемость, заключающаяся в научном прогнозировании и поиске путей улучшения педагогической деятельности в дошкольных учреждениях.

3. Креатив и преобразователь, заключается в интеграции результатов исследований и создания дизайна и технологии проектирования.

предмет, задачи, функции педагогики взаимосвязаны. Их содержание определяет совокупность образовательных мероприятий, что обусловлено основной целью данной науки, заключающейся в содействии гармоничному личностному развитию личности.

.

Функция диагностики — Большая химическая энциклопедия

Ключевые слова Биосовместимая диагностика рака Функционализация Визуализация Наночастицы Модификация поверхности Направленная доставка лекарств … [Pg.233]

Другие лаборатории использовали ИК-Фурье спектроскопию для определения кинетики реакций на различных полимерных подложках39 и для подсчета факторов, регулирующих взаимодействия сайтов в различных типах подложек ( см. главу 7, стр. 219) .40 Основным слабым местом процедуры является необходимость включения диагностических функций IR или изменений в гибридизации в трансформацию, которую необходимо исследовать.Однако для олигомеров фенилацетилена абсорбция ТМС и концевого ацетилена является идеальной. [Pg.137]

Роликовый уплотнитель Fitzpatrick Co. (рис. 20) имеет два последовательно установленных подающих винта: один горизонтальный, а второй вертикальный. Данная система предназначена для перекачки порошковой массы в комплект консольных валков, расположенных в горизонтальном режиме: один неподвижен, другой плавает. Интерфейс оператора позволяет в режиме реального времени контролировать и контролировать скорость подающего винта, давление валков и зазор валков. Отображаются такие функции, как интерактивная справка и диагностические функции, экраны обслуживания и калибровки.Все функции связаны и настраиваются с помощью ПЛК для управления процессами и создания отчетов. Машины имеют возможности вакуумной деаэрации и охлаждения валков. Калибровочная установка отделена от уплотнителя и представляет собой роторную штангу или молотковую дробилку. [Pg.3174]

Профилирование лиц, ищущих работу, является важным элементом в процессе реформирования БА. Он применяется с 2005 года. Помимо функции диагностики, профилирование в … [Pg.44]

Поставщик технического обслуживания должен предоставлять процедуры и услуги для технического обслуживания. Система должна иметь встроенные функции диагностики… [Pg.226]

Приведенные ниже данные были записаны в результате серии циклических вольтамперометрических экспериментов, направленных на выяснение механизма электродной реакции, включающей восстановление определенного соединения. Сформулируйте механизм, объясняющий поведение диагностических функций, а затем кратко рационализируйте как можно больше тенденций в данных с точки зрения вашего механизма. Потенциал переключения поддерживался постоянным на уровне –1,400 В V5-. SCE. [Pg.531]

Детектор Энергия лампы Точность длины волны Измерьте фактический коэффициент чувствительности на пределе обнаружения Считайте значения энергии с помощью функции диагностики и сравните со значением недавно установленной лампы. Использование растворенных веществ с резким максимумом коэффициента ослабления, e .грамм. перхлорат тербия 218,5 нм, перхлорат эрбия 254,6 нм … [Pg.40]

Если давление изменяется, косвенная проверка скорости потока с измерением является хорошим способом точно определить причину потока или химического состава. Также диагностика должны использоваться функции современных устройств, например, датчиков утечки. [Pg.70]

Отдельные модули (насос, автосамплер, детектор) часто содержат диагностические функции, чтобы предоставить информацию об их истории и текущем состоянии, например объем подвижной фазы, доставленной с момента последней проверки технического обслуживания, энергия лампы, воздух в шприце. , и т.д.[Стр.169]

Для минимизации затрат на техническое обслуживание мощные диагностические функции, позволяющие сократить время на ремонт и короткое время для выполнения периодических проверок. [Стр.30]

Каждая инструментальная функция безопасности (SIF) в инструментальной системе безопасности должна выполнять свою функцию защиты, не должна ложно останавливать процесс и должна выполнять вспомогательные функции, такие как связь и диагностика. Однако все эти функции не обязательно должны быть включены во все виды анализа. Диагностические функции или функции связи могут или не могут считаться отказом в зависимости от цели анализа.[Стр.27]

Что делать, если определенные компоненты используются только для диагностических целей, и они не работают. Функция защиты будет продолжать работать, но функция диагностики больше не работает. Учитывается ли этот отказ при расчете вероятности отказа по запросу? Как правило, нет. Это оправдано во многих случаях, потому что функция защиты будет работать, даже если диагностика не работает. [Стр.27]

Столбец 11 является расширением стандарта, используемого для идентификации диагностики, используемой для обнаружения отказа.Должно быть указано название диагностики. Возможно, сгенерированный код ошибки или функция диагностики также могут быть перечислены. [Стр.308]

Базовая подсистема A, нулевая отказоустойчивость без функции диагностики … [Стр.254]

Базовая подсистема D, единичная отказоустойчивость с функцией диагностики, элементы с той же конструкцией. [Pg.254]

D = Диагностические функции, компонент с внутренней диагностикой … [Pg.255]

Оптоволоконные эндоскопы — это минимально инвазивные инструменты, используемые в медицинской диагностике и терапии.Оптические волокна облегчают сочетание диагностических функций малой мощности (визуализация и зондирование) с высокой мощностью для терапевтических функций (хирургия) в одном устройстве. Оптические источники с очень разными характеристиками как по длине волны, так и по пикам, и … [Pg.178]

Ширина предсердного / венцикулярного импульса Настройка диагностических функций (например, хранение ЛЭГМ) … [Pg.63]

Рисунок 1 Пример того, как небольшие молекулярные строительные блоки могут сочетаться с различными функциональными лигандами, чтобы сформировать супрамолекулярную структуру.Нагрузка часто включается в наночастицы для предоставления терапевтических или диагностических функций и может состоять из небольших молекул, белков или нуклеиновых кислот. Из этих молекулярных строительных блоков можно легко создать комбинаторную библиотеку супрамолекулярных наночастиц со структурным и функциональным разнообразием, варьируя соотношение смеси молекулярных строительных блоков, функциональных лигандов и нагрузок. Figure 1 An example of how small molecular building blocks can combine with various functional ligands to form a supramolecular stractuie. A load is often incorporated within the nanoparticle to confer therapeutic or diagnostic functionality and may consist of small molecules, proteins, or nucleic acids. From these molecular building blocks, a combinatorial library of supramolecular nanoparticles with structural and functional diversity can be easily generated by varying the mixing ratio of the molecular building blocks, the functional ligands, and the loads.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *