Марина Цветаева — биография, личная жизнь и смерть поэтессы
Марина Цветаева — биография
Большинство своих поэзий Марина Цветаева написала в периоды сильнейших душевных страданий. Потому что, несмотря на всю свою гениальность, она была женщиной, просто женщиной, которой так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была сильной и открытой, сумевшей без лишних истерик отразить в своих стихах все, что так близко женщине. Хотя некоторые из ее знакомых считали, что она надменная, неискренняя и абсолютно не женственная – то есть прямая противоположность той, которой она была в своих поэзиях. Какой она была на самом деле? Ответа на этот вопрос нет, хотя может быть он зашифрован в этой ее строчке: «Я – лунатик двух темных лун».
Имя Марины Цветаевой навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века. Не только ее стихи о любви, но и проза стали национальным достоянием. Многие ее творения положены на музыку и стали романсами.
Детство и юность
Родилась Марина Цветаева 8 октября 1892 года в Москве. В день ее рождения христиане отмечают праздник памяти апостола Иоанна Богослова. В своих стихах она не раз обращала внимание на это обстоятельство. Ее отец – Иван Цветаев, был известным искусствоведом и филологом, профессором в Московском университете. Это был его второй брак, в первом родились двое детей – сын Андрей и дочь Валерия. Мама Марины – Мария Мейн, профессиональная пианистка, наставником которой был прославленный Николай Рубинштейн. В 1894 году родилась младшая сестра Цветаевой – Анастасия. Родители девочек были творческими людьми, и эту любовь к искусству передали своим дочерям. С мамой Марина осваивала фортепиано, с отцом занималась изучением иностранных языков и читала хорошую литературу.
Марина Цветаева в детстве
Много времени девочка прожила с мамой за пределами России, поэтому в совершенстве владела не только родным языком. Она знала немецкий и французский, и когда в возрасте 6-ти лет начала сочинять первые стихотворения, то делала это на французском. Вначале Цветаеву отдали в московскую частную женскую гимназию, а после ее окончания она попала в пансион для девочек в Германии и Швейцарии. В возрасте 16 лет Марина заинтересовалась старофранцузской литературой, и даже начала посещать лекции в Сорбонне, но бросила обучение на половине пути.
Первые стихи Цветаевой вышли в издательстве под названием «Мусагет». Именно в то время у нее появились знакомые среди столичных символистов, она посещает все занятия в кружках и студиях при этом агентстве.
После начала Гражданской войны Марина не находит себе места. Все, что было когда-то родным, вдруг раскололось на две половины – стало красным и белым, и она так и не смогла смириться с этим расколом. В 1922-м ей удалось добиться разрешения на отъезд за границу. Сразу поэтесса уехала в Чехию, где на протяжении нескольких лет жил ее супруг, Сергей Эфрон. Он был офицером-белогвардейцем, поэтому был вынужден эмигрировать. В 20-х годах он стал студентом Пражского университета.
Марина Цветаева с отцом
Они прожили несколько лет в Праге, потом перебрались в Берлин, а спустя три года оказались в Париже. Ее мужа обвиняли в том, что он один из участников заговора против сына Троцкого, что он агент НКВД и занимается шпионской деятельностью. Это сильно угнетало Цветаеву, ее душа рвалась домой. Она поняла, что долго не выдержит в эмиграции, родина навсегда привязала ее к себе.
Поэзия
Творческая биография Марины Цветаевой началась в раннем детстве, с ее детских стихов, написанных в шесть лет. А первый взрослый сборник поэзий вышел в 1910-м. Поэтесса назвала его «Вечерний альбом». Он состоял из стихов, написанных во время учебы в школе. Ее творчество нашло отклик в сердцах многих известных литераторов того времени, но особый интерес она пробудила у Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва, супруга Анны Ахматовой и Валерия Брюсова, которого считали основоположником русского символизма. Окрыленная первым успехом, Цветаева села за написание прозы – статьи «Волшебство в стихах Брюсова». К слову, нужно сказать, что первые сборники Цветаева издавала исключительно за счет собственных средств.
Сборник Марины Цветаевой «Вечерний альбом»
Буквально вслед за первым, вышел и второй сборник поэзий Марины – «Волшебный фонарь», потом третий, получивший название «Из двух книг». Перед самой Октябрьской революцией Цветаева приехала в город Александров, где в тот момент жила ее сестра с мужем. Все поэзии, написанные в этот период, имели посвящение – родным, любимому городу, и этот отрезок жизни великой поэтессы специалисты потом назвали «Александровское лето Цветаевой». Этим летом датируются и ее поэзии — «Стихи о Москве» и «К Ахматовой».
В Гражданскую войну Цветаева больше сочувствовала белогвардейцам, хотя для нее было неприемлемо само разделение ее родины по цветам.
В те годы она писала стихотворения, впоследствии вошедшие в сборник «Лебединый стан». Марина стала автором поэм «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне», вышло несколько ее романтических пьес. В 20-х годах, уже за границей, Цветаева написала две крупных работы, которые назвала «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В ее творческом наследии эти поэмы занимали большое место. Очень много ее стихов, написанных в эмиграции, так и остались не напечатанными. Последней книгой, которая была опубликована, стал сборник под названием «После России», в который вошли стихи поэтессы, написанные до 1925-го. Хотя она писала, писала, писала – этот процесс был непрерывным.
Марина Цветаева в эмиграции
Иностранцам больше импонировала проза, выходившая из-под пера великой поэтессы. Она издала книги «Мать и музыка», «Мой Пушкин», «Дом у Старого Пимена», написала ряд статей о творчестве Максимилиана Волошина, Андрея Белого, Михаила Кузмина. Ее стихи не пользовались большим спросом за границей, хотя в те годы вышел цикл ее поэзий «Маяковскому». Их поэтессе навеяло самоубийство Маяковского. Его смерть стала настоящим потрясением для нежной и ранимой души Цветаевой. Читая ее стихи тех лет, остро ощущаешь это потрясение, растерянность, боль.
Личная жизнь
Своего супруга Сергея Эфрона Марина встретила в 1911-м. Их познакомил Максимилиан Волошин, когда проживал в Коктебеле в собственном доме. Спустя шесть месяцев молодые люди поженились, и вскоре после этого стали родителями дочери Ариадны. Но в личной жизни Цветаевой были и другие мужчины, которые сумели завоевать ее ранимое сердце. У Марины был роман с поэтом Борисом Пастернаком, длиною в десять лет, которому не помешала даже ее эмиграция.
Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном
Годы жизни в Праге ознаменовались новым, достаточно бурным романом. На этот раз поэтесса обратила внимание на юриста и скульптора Константина Родзевича. Их отношения длились месяцев шесть. За это время она написала «Поэму Горы», которая была посвящена ее возлюбленному, и выражала всю силу ее чувств к этому человеку. Потом оказалось, что у него есть невеста, и Марина даже помогла девушке с выбором свадебного платья. Этим была поставлена точка в этой неистово-страстной истории.
Переписка Марины Цветаевой с Пастернаком
В личной жизни великой поэтессы было место не только мужчинам. В 1914-м, еще до того, как Марина отправилась в эмиграцию, в ее жизни появилась София Парнок – поэтесса и переводчик. Они познакомились на одном из собраний литературного кружка, и быстро подружились. Однако дружеские отношения вскоре переросли в роман.
Марина Цветаева и София Парнок
Вдохновленная новыми чувствами, Цветаева пишет целый цикл поэзий, получивший название «Подруга», и посвящает их Софии. Об этой связи вскоре стало известно общественности.
Супруг тоже узнал о новом увлечении жены, ревновал страшно, закатывал Цветаевой скандалы, и после этого Марина решилась бросить его и уйти к Парнок.
Они были вместе до 1916 года, потом отношения прекратились, Марина вернулась к мужу и в 1917-м рожает еще одну дочку – Ирину. Свою необычную связь поэтесса объяснила очень просто и емко. Она сказала, что любовь между женщинами это дикость, а любить только мужчин – очень скучно. Но свои отношения с Софией назвала «первой катастрофой в жизни».
Марина Цветаева с дочкой Ариадной
На момент рождения дочери Ирины в жизни поэтессы начинается сплошная черная полоса. Грянула революция, муж эмигрировал за границу, денег нет, голод жуткий. А тут еще серьезно заболела Ариадна. И поэтесса принимает нелегкое решение отдать дочек в детский приют, расположенный в подмосковном Кунцево. Ариадна сумела выздороветь, а вот Ирина умерла от голода. Ей было всего три годика.
Марина Цветаева с мужем и детьми
В 1925 году Марина Цветаева снова стала мамой, у нее родился сын Георгий, но дома его ласкательно называли «Мур». Вскоре семья перебралась в Париж. Георгий тоже не мог похвастаться богатырским здоровьем, он был очень хрупкий и болезненный. Но это не помешало ему уйти добровольцем на фронт, откуда парень уже не вернулся. Он погиб летом 44-го и похоронен под Витебском, в братской могиле. Ни у Ариадны, и у Георгия не было детей, поэтому у поэтессы с мировой славой не осталось прямых потомков.
Смерть
В годы эмиграции семья Цветаевой оказалась на грани нищеты. Сергей на тот момент уже был болен и работать не мог, Георгий только недавно родился. Ариадна занялась вышивкой шляпок, но это не было спасением. Единственным доходом семьи стали незначительные гонорары, которые платили Марине за прозу и эссе. Цветаева понимала, что они медленно умирают от голода, и решилась на обращение в посольство СССР. Все взрослые члены семьи подавали прошение о возврате на родину.
В 1937-м разрешили вернуться Ариадне, спустя шесть месяцев сбежал из Парижа Эфрон, потому что над ним нависла угроза ареста. Его обвиняют в соучастии в политическом убийстве. Прошло немного времени, и вернулись Цветаева и Георгий. Но радость от встречи с родиной, скоро стала настоящей трагедией. Первой арестовали Ариадну, после нее Эфрона. В общей сложности Ариадна отбыла в лагерях пятнадцать лет, и была реабилитирована в 1955-м. А вот мужа поэтессы ждала иная участь – он был расстрелян в октябре 1941-го.
Но об этой трагедии Марина так и не узнала. В начале Великой Отечественной войны Цветаева и Георгий были эвакуированы в Елабугу. Нужна была временная прописка, а для этого нужно было иметь работу. 28 августа 1941-го Марина написала заявление о приеме ее на работу на место посудомойки. А через 3 дня повесилась в том доме, куда ее поселили с сыном-подростком. Цветаева написала 3 предсмертные записки. В одной из них, адресованной любимому «Муру», она просила прощения за свой поступок, говорила о своей безмерной любви к нему и о том, что так будет лучше всем. Вторая записка предназначалась эвакуированным, в ней женщина просила помочь ее сыну. Третью поэтесса написала для тех, кто будет ее хоронить.
Символично то, что когда она собирала вещи перед эвакуацией, пришел Пастернак, и принес веревку, чтобы все упаковать. Он сказал, что она такая крепкая, хоть вешайся. Именно на ней Марина и повесилась.
Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года в Елабуге, на Петропавловском кладбище. Но из-за того, что шла война, место ее последнего приюта так и осталось неизвестным. В южной стороне этого кладбища сестра Марины – Анастасия, нашла четыре неизвестных могилы, датируемых 1941 годом. Она установила между ними крест, надпись на котором гласила, что в этой стороне кладбища покоится поэтесса Цветаева. Это было в 1960 году, а спустя десять лет крест заменили гранитным надгробием. Анастасия Цветаева прожила долгую жизнь, и когда ей было за 90, она сказала, что камень установлен точно в том месте, где захоронена ее сестра, и никаких сомнений в этом быть не может.
Могила Марины Цветаевой
По православным обычаям самоубийц не отпевают, но по разрешению епископа можно провести этот обряд. В 1991-м, в день пятидесятой годовщины ее смерти, патриарх Алексий совершил обряд отпевания. Местом поведения обряда выбран московский храм Вознесения Господня у Никитских ворот.
Память о великой поэтессе живет в многочисленных музеях и памятниках, открытых в разных городах России, в постсоветских странах и за границей.
Творчество поэтессы
Сборники стихов
- 1910 — «Вечерний альбом»
- 1912 — «Волшебный фонарь»
- 1913 — «Из двух книг»
- 1913 — «Юношеские стихи»
- 1922 — «Стихи к Блоку»
- 1922 — «Конец Казановы»
- 1920 — «Царь-девица»
- 1921 — «Вёрсты»
- 1921 — «Лебединый стан»
- 1922 — «Разлука»
- 1923 — «Ремесло»
- 1923 — «Психея. Романтика»
- 1924 — «Молодец»
- 1928 — «После России»
Поэмы
- Чародей
- На Красном Коне
- Поэма Горы
- Поэма Конца
- Крысолов
- С моря
- Попытка комнаты
- Поэма Лестницы
- Новогоднее
- Поэма Воздуха
- Красный бычок
- Перекоп
- Сибирь
Проза
- «Живое о живом»
- «Пленный дух»
- «Мой Пушкин»
- «Пушкин и Пугачёв»
- «Искусство при свете совести»
- «Поэт и время»
- «Эпос и лирика современной России»
- «Мать и музыка»
- «Сказка матери»
- «История одного посвящения»
- «Дом у Старого Пимена»
- «Повесть о Сонечке»
Драма
- Червонный валет
- Метель
- Фортуна
- Приключение
- Пьеса о Мэри
- Каменный Ангел
- Феникс
- Ариадна
- Федра
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Марина Цветаева. Подробная биография
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Дочь профессора И.В. Цветаева – профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа, который стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.
Зимнее время года семья проводила в Москве, лето – в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 – весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
Писать стихи начала в детстве. Её первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) встретили сочувствующие отклики В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева. В 1913 году вышел сборник «Из двух книг». Книга «Юношеские стихи. 1912-1915» знаменует переход к зрелой романтике. В стихах 1916 (сборник «Версты», 1921) формируются важнейшие темы творчества Цветаевой – любовь, Россия, поэзия.
Зимой 1910-1911 М.А. Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 года в Коктебеле, где он жил. Там Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. В 1912 Цветаева вышла замуж за С. Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
Октябрьскую революцию М. Цветаева не приняла. Она идеализировала белогвардейское движение, придав ему черты возвышенности и святости. Это связано отчасти с тем, что ее муж С.Я. Эфрон был офицером белой армии. Одновременно Цветаева создает цикл романтических пьес («Метель», «Фортуна», «Приключение», «Каменный ангел», «Феникс» и др.) и поэму-сказку «Царь-Девица» (1922).
Весной 1922 года М. Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, в то время студенту Пражского университета. В Чехии она прожила более трёх лет и в конце 1925 года с семьей переехала в Париж. 1 февраля 1925 у М. Цветаевой родился долгожданный сын, названный Георгием (домашнее имя – Мур). В начале 20-х гг. она широко печаталась в белоэмигрантских журналах. Опубликовала книги: «Стихи к Блоку», «Разлука» (обе 1922), «Психея. Романтика», «Ремесло» (обе 1923), поэма-сказка «Молодец» (1924). Вскоре отношения Цветаевой с эмигрантскими кругами обострились, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России («Стихи к сыну», «Родина», «Тоска по родине! Давно…», «Челюскинцы» и др.). Последний прижизненный сборник стихов – «После России. 1922-1925» вышел в Париже в 1928 году. Начало Второй мировой войны встретила трагически, о чем свидетельствует последний поэтический цикл Цветаевой – «Стихи к Чехии» (1938-1939), связанный с оккупацией Чехословакии и пронизанный горячей ненавистью к фашизму.
В 1939 она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась в СССР. На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД в подмосковном Болшеве, предоставленной С. Эфрону. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы (С. Эфрон позднее был расстрелян). С этого времени ее постоянно посещали мысли о самоубийстве. После этого Цветаева была вынуждена скитаться. Занималась поэтическими переводами (И. Франко, Важа Пшавела, Ш. Бодлер, Ф. Гарсиа Лорка и др.), готовила книгу стихов.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 года Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.
Мир тем и образов творчества Цветаевой чрезвычайно богат. Она пишет о Казанове, о бюргерстве, воссоздает с отвращением детали эмигрантского быта и прославляет свой письменный стол, сталкивает любовь с прозой жизни, издевается над пошлостью, пересоздает русские сказки и греческие мифы. Внутренний смысл её творчества трагичен – столкновение поэта с окружающим миром, их несовместимость. Поэзия Цветаевой, включая «Поэму Горы» (1926) и «Поэму Конца» (1926), «лирическую сатиру» «Крысолов» (1925) и даже трагедии на античные сюжеты «Ариадна» (1924, опубликована под названием «Тезей» в 1927) и «Федра» (1927, опубликована в 1928), — всегда исповедь, непрерывный напряженнейший монолог. Стихотворный стиль Цветаевой отмечен энергией, стремительностью. Ещё в 1916-1920 гг. в ее поэзию врываются фольклорные ритмы (раешник, речитатив – заплачки, заклятья – «жестокий» романс, частушка, песня). Каждый раз – это не стилизация, а оригинальное, современное освоение ритма. После 1921 года у Марины Цветаевой появляются торжественные, «одические» ритмы и лексика (циклы «Ученик», опубликован 1922; «Отрок», опубликован 1922). К середине 20-х годов относятся наиболее формально усложненные стихи Цветаевой, нередко трудные для восприятия вследствие предельной сжатости речи («Попытка Комнаты», 1928; «Поэма воздуха», 1930, и др.). В 30-е годы Цветаева вернулась к простым и строгим формам («Стихи к Чехии»). Однако такие черты, как преобладание разговорной интонации над напевной, сложная и оригинальная инструментовка стиха, остаются общими для всего творчества Цветаевой. Её поэзия строится на контрастах, совмещая, казалось бы, несовместимые лексические и стилистические ряды: просторечие с высоким стилем, бытовые прозаизмы с библейской лексикой. Одна из основных особенностей стиля Цветаевой – выделение отдельного слова, словообразование от одного или фонетически близких корней, обыгрывание корневого слова («минута – минущая: минешь…»). Выделяя это важнейшее для себя слово и ритмически, Цветаева ломает строки фразы, часто опускает глагол, добивается особой экспрессивности обилием вопросов, восклицаний.
Цветаева часто обращалась к прозе и создала особый жанр, сочетающий философские размышления, штрихи к литературному портрету с личными воспоминаниями. Ей принадлежат также трактаты об искусстве и поэзии («Поэт о критике», 1926; «Поэт и время», 1932; «Искусство при свете совести», 1932-1933, и др.). Произведения Марины Цветаевой переведены на все европейские языки.
Биография
Произведения
Критика
Ключевые слова: Марина Цветаева,поэты серебряного века,биография Марины Цветаевой,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 века,русские поэты 20 века,жизнь и творчество Марины Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева — исторические личности Москвы
Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье, связанной с искусством и наукой. В этот день по православному церковному календарю отмечается праздник апостола Иоанна Богослова. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев был блестящим филологом и искусствоведом, основавшим Музей изящных искусств имени императора Александра III (ныне Московский музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Мать – пианистка Мария Мейн, учившаяся у А. Г. Рубинштейна. Дед ее сводных сестры и брата — историк Д. И. Иловайский.
Зимой семейство Цветаевых жило в Москве на улице Сивцев Вражек,19. Лето проводили в г. Тарусе Калужской губернии и периодически выезжали за границу в Италию, Швейцарию, Германию для лечения матери, тяжело болевшей чахоткой (туберкулезом). Она скончалась от болезни в 1906 году. Мать очень сильно повлияла на Марину, которую она хотела видеть только музыкантом – юная Марина писала стихи на русском и французском уже в 6 лет.
Дети получили отличное образование, свободно говорили на французском и немецком языках. В 1903 году Марина училась во французском интернате в Лозанне в Швейцарии. В 1904-1905 гг. – немецкий пансион во Фрейбурге в Германии. Летом 1909 г., когда юной Цветаевой исполнилось 16 лет, она поселилась в Париже и посещала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
1910 год – первая публикация стихов Марины Цветаевой, осуществленная на свои собственные средства. Сборник «Вечерний альбом» благосклонно встретили мэтры поэтического цеха Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилев. Следующие книги стихов были изданы в 1912 году, сборник «Волшебный фонарь», сборник «Из двух книг» в 1913 году и поэма «Чародей» в 1914 году. Марина Цветаева тесно общается с московскими символистами и активно участвует в деятельности при издательстве «Мусагет». Гостеприимный Максимилиан Волошин привечал Марину в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917 годах в своем знаменитом доме в Крыму.
В 1911 году Марина встречает Сергея Эфрона и в начале 1912 года выходит за него замуж. В сентябре у молодоженов рождается дочь Ариадна. В 1914 году у Марины Цветаевой завязываются сложные отношения с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, давшие толчок поэтическом циклу «Подруга» и прекратившиеся в 1916 году.
В 1917 году у Марины и Сергея родилась дочь Ирина, умершая от голода в 3 года в московском приюте.
Годы военного лихолетья 1918 – 1919 гг. Марина Цветаева была в Москве. Ее муж Сергей Эфрон воевал в Белой армии, после разгрома армии Деникина осел в Чехии. Цикл стихов «Лебединый стан» она посвятила белому движению. В это же время были написаны пьесы и поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне» (1921 г.), изданы книги «Версты» (1921-1922 гг.) и «Ремесло» в (1923 г.).
В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью Ариадной – Алей уехала в Берлин и затем переехала в Чехию в Прагу, к мужу. Там она написала «Поэму Горы» и «Поэму Конца». В 1925 году родился сын Георгий — Мур и вся семья перебралась в Париж. Но семью преследовали несчастья и нищета. Сергей Эфрон был обвинен в связях с НКВД, Марину Цветаеву печатали мало и нерегулярно. Вышел только один сборник «После России» в 1928 году, включивший стихи 1922-1925 годов. В 1930 году был написан поэтический цикл «Маяковскому» , чье самоубийство потрясло ее.
В эмиграции Марина Цветаева начинает писать прозу, которая хорошо издается: «Живое о живом» — воспоминания о Максимилиане Волошине в 1933 году, «Пленный дух» об Андрее Белом, «Дом у старого Пимена» в 1934г., «Мать и музыка»1935 г., «Мой Пушкин» в 1937 г., «Повесть о Сонечке» в 1938 г. В 1938-1939 гг. родился цикл «Стихи к Чехии» как реакция поэта на политические события в мире — захват А.Гитлером Чехословакии.
Дочь Ариадна уехала в 1937 году в СССР. Следом бежал туда ее отец Сергей Эфрон, будучи замешанным в политическом скандале. В этом же году отец и дочь были арестованы. Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году. Ариадна реабилитирована после 15 лет репрессий в 1955 году.
Цветаева с сыном остались в Париже – в 1939 году они приехали в Советскую Россию. Жилья и работы для «возвращенцев» не было – стихи не печатались, в Союзе писателей отворачивались от жены и матери «врагов народа». Марина Цветаева, чтобы выжить, начала переводить Федерико Гарсиа Лорку. В начале войны Марина Цветаева с сыном уезжает в эвакуацию в Елабугу на реке Каме.
31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге – точное место ее могилы неизвестно. С 2000-х годов по решению Союза писателей Татарстана гранитное надгробие, среди висячих цепей, именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой».
Марина Ивановна Цветаева | |
---|---|
Фото Петра Шумова; 1925 | |
Дата рождения | 26 сентября (8 октября) 1892[1][2][3] |
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 31 августа 1941(1941-08-31)[4][5][6][…](48 лет) |
Место смерти | Елабуга, Татарская АССР, РСФСР, СССР |
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | поэтесса, прозаик, переводчик |
Годы творчества | 1908—1941 |
Жанр | поэзия, поэтическая проза, мемуары |
Язык произведений | русский[5] |
Автограф | |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Произведения в Викитеке | |
Медиафайлы на Викискладе | |
Цветаева Марина Ивановна — Российская Поэтесса
Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в городе Москва. Родилась в тот же день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы.
Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн, была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Бабушка Цветаевой по материнской линии — полька Мария ЛукиничнаБернацкая.
Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны и Фрайбурга. В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.
В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом».. Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин.
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна.
Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений, а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево в возрасте 3-х лет.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В 1918 — 1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу.
В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.
В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922 — 1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…».
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», чьё самоубийство потрясло Цветаеву.
С 1930 годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова.
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево, соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.
Скончалась 31 августа 1941 года. Похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в городе Елабуге. Расположение её могилы неизвестно.
31.08.1941
Марина Цветаева. Жизнь в стихах | Персона | Культура
Для российской литературы она стала настоящим феноменом, отдельной эпохой. Её стихи всегда звучали искренне — в них она была настоящей, писала о своих самых личных чувствах и переживаниях.
И каждое событие её жизни нашло отражение в гениальных стихах.
Рождение
Родилась Марина Цветаева в Москве, 26 сентября по старому стилю (8 октября по новому) 1892 года, в день празднования памяти Иоанна Богослова — одного из 12 апостолов.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Марина Цветаева в 1924-м году. Фото: Public Domain
Детство
В семье Цветаевых, помимо будущей поэтессы, было двое детей — сестра Анастасия и сводный брат Андрей.
Он был синеглазый и рыжий,
(Как порох во время игры!)
Лукавый и ласковый. Мы же
Две маленьких русых сестры.
Смерть матери
В 1906 году, когда Марине было 14, умирает её мать. Девочка, оставшаяся на попечении отца вместе с сестрой и братом, тяжело переживает эту трагедию.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывёт по воле всех ветров!
Всё бледней лазурный остров-детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
Путешествия
В детстве Марина много путешествовала — мать болела чахоткой, поэтому при её жизни семья часто переезжала с места на место в поисках наиболее подходящего для Марии Александровны климата. Жило семейство в Италии, Швейцарии, Германии. А в 1909 году, уже после смерти матери, Марина, свободно владевшая немецким и французским, посетила Париж — там она прослушала курс лекций по старофранцузской литературе в университете Сорбонны.
Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана,
Как там, в покинутой Москве.
Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.
Первый сборник
Спустя год, в 1910 году, 18-летняя Марина выпускает свой первый сборник — «Вечерний альбом». Книга, изданная на карманные деньги Цветаевой, вышла тиражом всего в 500 экземпляров и была посвящена памяти Марии Башкирцевой — французской художницы русского происхождения, умершей в 20 с небольшим лет от туберкулёза. Тем не менее сборник сразу отметили Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов и Николай Гумилёв — как они писали, Цветаева здесь «вся на грани последних дней детства и первой юности».
Фото: АиФ / Захарченко Дмитрий
Замужество
1912 год оказался для Цветаевой судьбоносным: в январе она вышла замуж за литератора Сергея Эфрона, а в сентябре у них рождается дочь Ариадна. Тогда же поэтесса выпускает и свой второй сборник, посвящённый мужу — «Волшебный фонарь».
Самовар отшумевший заглох;
Погружается дом в полутьму.
Мне счастья не надо, — ему
Отдай моё счастье, Бог!
Зимний сумрак касается роз
На обоях и ярких углей.
Пошли ему вечер светлей,
Теплее, чем мне, Христос!
Я сдержу и улыбку и вздох,
Я с проклятием рук не сожму,
Но только — дай счастье ему,
О, дай ему счастье, Бог!
Отношения с Софией Парнок
Спустя пару лет после замужества Марина Цветаева знакомится с Софией Парнок — тоже поэтессой и переводчицей. София после развода с мужем начала строить отношения только с женщинами, вот и с Цветаевой их соединили романтические чувства. Ради новой возлюбленной Марина даже бросила своего мужа, но в 1916 году, после расставания с Софией, снова возвращается к нему.
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побеждён?
Всё передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
Годы гражданской войны
Цветаева переживает сложный период в жизни. Муж призван на службу и воюет в Добровольческой армии белых, а на Марину ложится забота о доме и о двух дочках — недавно она родила второго ребёнка.
Фото: АиФ / Захарченко Дмитрий
Смерть младшей дочери
Положение очень плачевное, денег не хватает, и, чтобы спасти детей от голода, поэтесса решается на отчаянный шаг — отдаёт их в приют. Девочки там заболевают, и мать забирает Ариадну домой. Младшая дочь, Ирина, через какое-то время умирает в приюте.
Под рокот гражданских бурь,
В лихую годину,
Даю тебе имя — мир,
В наследье — лазурь.
Отыйди, отыйди. Враг!
Храни, Триединый,
Наследницу вечных благ
Младенца Ирину!
Эмиграция
С 1922 года всё семейство — Цветаева, её муж и дочь — проживает за границей. Сергея Эфрона обвиняют в том, что он был завербован НКВД. В 1925 году рождается ещё один ребёнок — сын Георг. При этом средств к существованию становится всё меньше и меньше.
«Стихов я почти не пишу, и вот почему: я не могу ограничиться одним стихом — они у меня семьями, циклами, вроде воронки и даже водоворота, в который я попадаю, следовательно — и вопрос времени… А стихов моих, забывая, что я — поэт, нигде не берут, никто не берёт — ни строчки».
Возвращение на Родину и смерть
В 1939-м Цветаева возвращается в СССР. Муж, замешанный в политическом убийстве, приехал обратно ещё раньше. Вскоре арестовывают сначала Ариадну, а затем и Сергея Эфрона. В 1941 г. супруга поэтессы расстреливают, а дочь реабилитируют только в 1955 году.
Марина, вернувшись на родину, практически не пишет стихов, занимается переводами. Одна из последних записок поэтессы — просьба взять её посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда от 26 августа 1941 года.
Спустя несколько дней, 31 августа, Цветаева повесилась. Напоследок она оставила 3 письма, одно из которых было адресовано сыну.
Памятник Марине Цветаевой в Борисоглебском переулке Москвы. Фото: РИА Новости / Руслан Кривобок
«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
Смотрите также:
Марина Цветаева (8 октября 1892
Марина Ивановна Цветаева родилась (26 сентября) 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора–филолога Ивана Владимировича и пианистки Марии Мейн. Воспитанием девочки занималась мать. Она хотела, чтоб дочь стала музыкантом, и много времени уделяла ее творческому развитию. С шести лет Марина пишет стихи на русском, французском, немецком языках.
В 16 лет Марина отправляется в Париж на лекции по старофранцузской литературе. На формирование раннего творчества Марины оказали большое влияние Н.Некрасов, В.Брюсов, М.Волошин.
Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», посвященный памяти Марии Башкирцевой, Цветаева опубликовала в 1910 году. Спустя еще два года выходит второй сборник стихов «Волшебный фонарь».
В 1912 году Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона, позже у них рождается дочь Ариадна. В 1913 году в свет выходит еще один сборник стихов «Из двух книг». Через год Цветаева знакомится с Софией Парнок – переводчицей, которой посвящает цикл «Подруга».
В 1917 году Марина рожает вторую дочь Ирину, но в три года она умирает в приюте. В это время начинается гражданская война, и муж Сергей отправляется воевать на стороне Белой Армии. Про годы войны Цветаева напишет цикл «Лебединый стан». В 1918-1919 годах появляются «Егорушка», «На красном коне», «Царь-девица».
В 1922 году, получив весть от мужа, Марина Ивановна переезжает жить за границу. В 1925 года рожает сына и переезжает в Париж. Творчество этого периода не публикуется.
В 1939 году Марина возвращается в Россию, через два года ее дочь арестуют, а мужа расстреляют.
В этот период она занимается в основном переводами и практически не пишет стихов. А с началом Великой Отечественной войны вместе с сыном Цветаева была эвакуирована из Москвы и направлялась в Чистополь, где находились и многие другие эвакуированные литераторы. Однако до места она не доехала…
31 августа 1941 года в Елабуге Марина Ивановна Цветаева покончила с жизнью, повесившись.
При жизни должного признания Цветаева не получила. Социалистическим идеалам она была противопоказана. Но не оказалась она своей и для русской зарубежной культуры – в ней она заняла второстепенное место. Широкое ее возрождение началось в 1960-1970 годы. Но известность ее имени долгое время значительно опережала известность ее творчества. Этому способствовали многочисленные легенды, громоздящиеся вокруг ее сложной, мучительной и трагической биографии.
Сегодня Марина Цветаева по праву признана как один из великих русских поэтов двадцатого столетия.
Modern English Teacher: 31 августа 1941 г.
Марина Цветаева родилась в 1892 году в Москве, Россия. Она была известным русским поэтом, считавшимся одним из величайших и самых оригинальных поэтов Серебряного века 20-го века, хотя ее творчество не получило международной известности.
Цветаева провела свое детство и раннюю юность в Москве, где ее мать не одобряла ее ранних усилий в поэзии и хотела, чтобы Цветаева стала пианисткой. После смерти матери, в возрасте 16 лет, она поехала в Париж изучать историю литературы в Сорбонне.Ее первый сборник стихов Вечерний альбом вышел в 1910 году и привлек внимание Максимилиана Волошина, русского критика и поэта, который впоследствии стал ее наставником и другом. Именно в доме Волошина, на Черном море, она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном в возрасте 19 лет. Они поженились в 1912 году, и с тех пор у Цветаевой, как известно, было много романов, в том числе с коллегами-поэтами Осипом Мандельштамом и София Парнок, дела, которые вдохновили ее на сочинения, например, сборник Milepost (в отношении Осипа) и цикл стихов, озаглавленный сначала Подруга , а затем Ошибка (в отношении Софии).
Времена русской революции были тяжелыми для Цветаевой, ее мужа Эфрона и их двух дочерей. Ефрон ушел добровольцем на фронт в 1914 году, а после революции вступил в Белую армию. Цветаева оказалась в ловушке в Москве и на пять лет оказалась в крайней нищете. Она даже отправила одну из своих дочерей в государственный детский дом в надежде на улучшение условий жизни, но ее дочь умерла от голода. После этой трагедии она решила эмигрировать в Берлин, где опубликовала стихотворение Царь-девица и сборники Стихотворения Блоку и Разлука .Из Белина они отправились в Прагу, где снова изо всех сил пытались выжить и где у Цветаевой был роман с бывшим военным по имени Константин Роздевич, роман, о котором стало известно в эмигрантских кругах и даже от самого Эфрона, который был опустошен им. Конец этого дела, скорее всего, был ее вдохновением для «Поэма конца », одного из ее величайших произведений. После переезда в пригород у Цветаевой родился еще один ребенок, на этот раз мальчик, который оказался очень трудным ребенком.
В 1925 году, после 6 лет переездов, семья наконец поселилась в Париже, где прожила следующие 14 лет. В это время Цветаева тоже начала писать прозу, пытаясь подзаработать на своей работе, и Эфрон заболел туберкулезом. В Париже ее работы не очень хорошо принимались в эмигрантском кругу, поскольку считались недостаточно антисоветскими, несмотря на ее поддержку Белой армии во время революции. У нее были трудности с публикацией своих произведений, но она вела активную переписку с другими писателями, включая Райнера Марии Рильке, Бориса Пастернака и Александра Бахраха.В 1937 году Эфрон и их дочь вернулись в Советский Союз, так как Эфрон работал шпионом НКВД и был обвинен французской полицией в убийстве в Париже. Цветаеву допросили об убийстве, но она, похоже, не поняла, о чем идет речь, и вместо этого зачитала сбитым с толку полицейским несколько переводов своих произведений на французский язык. Казалось, она мало знала о деятельности своего мужа, но, тем не менее, была исключена из парижского эмигрантского круга и чувствовала, что у нее нет другого выбора, кроме как вернуться в Советский Союз.
Вернувшись в Советский Союз в 1939 году вместе с сыном, Цветаева познакомилась с другой страной. Больше не было места для тех, кто жил за границей, поскольку все они были подозреваемыми. Ее стихи тоже не очень понравились большевистскому режиму, и ей некуда было идти, нечего было делать, кроме нескольких переводов. В 1941 году ее мужа застрелили по обвинению в шпионаже, а дочь отправили в трудовой лагерь. В том же году, с эвакуацией из Москвы, Цветаеву отправили в Елабугу (в то время как большинство поэтов отправили в Чистополь), где она снова отчаянно искала работу до своего самоубийства 31 августа 1941 года.На похоронах никто не присутствовал, и местонахождение ее могилы неизвестно. В ее честь есть музеи в Елабуге, где можно увидеть ее предсмертную записку, и в Москве, где в 2007 году был установлен бронзовый памятник в честь ее 115-летия.
Цветаева известна тем, что соединяет два разных и противоречащих друг другу направления русской поэзии, а именно символизм и акмеизм. В то время как символизм был занят реальными изображениями повседневной жизни во имя пробуждения чувств, акмеизм (происходящий от греческого acme, означающего лучший возраст человека) был занят отделением поэзии от мистицизма, концентрируясь на ремесле и культурной преемственности.Ее стихи в основном развивались вокруг женской сексуальности и эмоций. Ее сочинения считаются очень дисциплинированными и эксцентричными в использовании языка, а ее темы — как пробуждающие ее беспокойную жизнь и личность. Она всегда датировала свои стихи и выстраивала их циклами, что облегчает изучение ее произведений. Есть 10 сборников ее лирических стихов, а ее несобранные стихи с таким же успехом могли бы заполнить еще 10 томов. Одно из ее самых известных и образцовых стихотворений — это 1922 Царь-девица , которая представляет собой длинную форму стихотворной сказки со знаменитыми строками:
Я нигде.
Я исчез на земле.
Меня никто не догоняет.
Ничто меня не вернет.
В своей поэзии Цветаева использовала совершенно разные персонажи: мифологические, библейские, фольклорные и исторические. Она стала известна своей способностью олицетворять различных персонажей в своих стихах. Цветаева постоянно использовала парадоксы, приглашая читателя на поиски неопределенностей истины.Ее стиль описывают как афористический, и в первую очередь ее считают лирическим поэтом. Ее стихи также известны как очень страстные и почти навязчивые, когда дело касалось ее возлюбленных. С 1960-х годов ее творчество начало появляться в новых изданиях, что сделало ее одним из величайших русских поэтов ХХ века. Долгие годы безвестности, казалось, уже предвидела Цветаева в своих строках:
Среди пыли книжных магазинов широко разошлись
И ни разу не покупался там никем,
Все же, похожие на драгоценные вина, мои стихи могут подождать
Придет его время.
Творчество Цветаевой приветствовали и восхищались многими поэтами ее времени, включая Райнера Мария Рильке, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и других. Одно из лучших и самых известных описаний ее творчества — это описание русско-американского поэта и публициста Иосифа Бродского:
Изображенная на графике работа Цветаевой показывала бы кривую — или, скорее, прямую линию — поднимающуюся почти под прямым углом из-за ее постоянных усилий поднять высоту звука на ноту выше, на идею выше… Она всегда доводила все, что говорила, до мыслимого и выразительного конца. И в ее стихах, и в прозе ничто не остается висящим и не оставляет чувство двойственности. Цветаева — уникальный случай, когда высший духовный опыт эпохи (для нас чувство амбивалентности, противоречивости в природе человеческого существования) служил не объектом выражения, а средством, с помощью которого он трансформировался в материал искусства.
Русский композитор Дмитрий Шостакович написал Шесть стихотворений Марины Цветаевой для фортепиано и контральто, используя стихи всей ее карьеры, подчеркивая цикличность ее творчества.В 1982 году советский астроном Людмила Георгиевна Карачкина назвала ее именем малая планета — 3511 Цветаева. Картина Цветаевой использовалась для печати в Советском Союзе с 1992 года. В 2003 году в Нью-Йорке состоялась премьера оперы, основанной на жизни и творчестве Цветаевой, в постановке Анны Богарт и на музыку Деборы Драттелл. Он назывался Марина: плененный дух .
,
Марина Ивановна Цветаева — Марина Ивановна Цветаева Стихи
Марина Ивановна Цветаева Стихи
Серые волосы
Это пепел сокровищ:
Обиды и потери.
Это пепел, перед которым
Гранит — окалина …. подробнее »
Во многом похож на меня
Как и я, вы идете вперед,
Идете с опущенными глазами.
Ну, я тоже держал свой в опущенном состоянии.
Прохожий, остановитесь, пожалуйста …. подробнее »
Маленький мир
Дети — такие страшные глаза смотрят,
Озорные ножки на деревянном полу,
Дети — солнце в мрачных мотивах,
Гипотезы счастливого мира наук …. подробнее »
От четырех до семи
Как в зеркале, в сердце тень
Мне скучно в одиночестве — и с мужчинами…
Медленно тащит свет дня
С четырех до семи !… Больше »
Дама с камелиями
Весь ваш путь с сияющим углем зла
Маргарет, они все мужественно судят.
В чем твоя вина? Тело согрешило как таковое, … подробнее »
Разговор с гением
Как горы — на этом челе
лавров хвалы.
«Я не умею петь!» … подробнее »
Демон во мне
Демон во мне не мертв,
Он жив и здоров.
В теле как в трюме,
В себе как в камере …. подробнее »
Все стихи Марины Ивановны Цветаевой »
,
Избранные стихотворения Марины Цветаевой
И меня не соблазнит
мой родной язык, его молочный зов.
Как может иметь значение, на каком языке меня
неправильно понимают
(или какие читатели, проглатывая газетную бумагу
, сжимая для сплетен?)
Все они принадлежат двадцатому веку
, а я раньше времени
ошеломлен, как
бревно оставил позади на аллее деревьев.
из «Тоска по дому», 1934
Это задача для обзора.Во-первых, со-переводчица Анджела Ливингстон (которая сделала около половины дословных переводов, которые Элейн Файнштейн превратила в
). И меня не соблазнит мысль о
, мой родной язык, его молочный зов.
Как это может иметь значение в на каком языке меня
неправильно понимает тот, кого я встречу
(или какие читатели, проглатывая газетную бумагу
, сжимая для сплетен?)
Все они принадлежат двадцатому веку
, и я раньше времени,
, ошеломлен, как бревно оставил
позади на аллее деревьев.
из «Тоска по дому», 1934
Это задача для обзора. Во-первых, со-переводчица Анджела Ливингстон (которая сделала около половины дословных переводов, которые Элейн Файнштейн превратила в английский стих) говорит вам:
[голос] Марины Цветаевой особенно трудно передать, как из-за ее последовательной приверженности рифмам и метрикам. регулярность, если бы она была скопирована в английские стихи, вероятно, ослабила бы их, и потому что очень многие лингвистические приемы, которые она активно использует (например, многоточие, изменение порядка слов, выделение флективных окончаний), просто недоступны в английском языке.В целом английские версии сознательно менее выразительны, менее громко говорят, менее жестоки, часто менее тревожны и тревожны, чем русские оригиналы.
Тогда оригинал русский должен быть довольно диком. У Цветаевой было больше безумно страстных любовных связей, чем у большинства выпускных классов средней школы вместе взятых, и они выплеснулись сюда на всеобщее обозрение. Наряду со стихами о ее пылких интеллектуальных отношениях с другими великими русскими поэтами того времени.
Однако, в отличие от большинства убитых горем бардов-подростков, Цветаева — потрясающий поэт.Мне очень наскучили любовные стихи, поэтому пять звезд за великое сочинение и ее более поздние стихи, в которых рассматривается широкий спектр тем и эмоций с большой глубиной и поразительной оригинальностью метафор и стиля. Следует поздравить Файнштейна с фотографией на английском языке. (Я полагаю, поскольку это одноязычный язык и наличие русского языка в любом случае не поможет мне судить.) Ливингстон приводит один пример дословного перевода, который она предоставила Файнштейну, вместе с транслитерированным русским языком, чтобы дать вам представление о том, что было участвует.
из «Поэмы Чехословакии»
6
Взяли быстро, взяли очень много,
забрали горы и их недра.
Они взяли наш уголь, а нашу сталь
забрали у нас, взяли также свинец и хрусталь.
….
Пули забрали у нас, забрали наши винтовки
минерала забрали, да и товарищи тоже.
Но пока в наших ртах плевать
, вся страна еще вооружена.
(1938)
из «Стихотворения конца»
…
Подождите! Это вообще правильно на сербском или
хорватском? Это слово — чешская прихоть.
Сентябрь! Разделять!
Безумие неестественно
звук, разрывающий барабанные перепонки и распространяющий
далеко за пределы самого желания.
Разделение — слова нет в русском языке
. Или язык женщин. Или мужчин.
Ни на языке Бога. Что мы — овцы?
Чтобы смотреть на нас, пока мы едим.
Разделение — на каком языке это
, когда самого смысла не существует?
или даже звук.Ну — пустой, типа
, наверное, шум пилы во сне.
…
(1924)
.
The Essential Poetry Марины Цветаевой
Марина Цветаева: The Essential Poetry включает в себя переводы Михаила М. Найдана и Славы И. Ястремского лирических стихов из всех опубликованных сборников великой русской поэтессы Марины Цветаевой из всех периодов ее жизни. В него также включен перевод двух шедевров Цветаевой в жанре длинной поэмы: «Поэма конца» и «Поэма горы». Сборник стремится представить лучшее из поэзии Цветаевой в небольшом единичном сборнике и дать репрезентативный обзор высокого искусства Цветаевой и развития различных поэтических стилей на протяжении ее творческой жизни.В том также включены вступительное слово выдающейся американской поэтессы Тесс Галлахер, введение переводчика и обширные примечания. Найдан и Ястремский ранее опубликовали хорошо принятый аннотированный перевод сборника Цветаевой «После России» с издательством Ardis Publishers. Четырнадцать опубликованных ранее переводов из сборника «После России» были переработаны для этого тома.
***
Марина Цветаева
Трагическая фигура в русской литературе, Марина Цветаева упоминается в одном ряду со своими выдающимися современниками Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом и Борисом Пастернаком.Свой первый сборник интимных лирических стихов она опубликовала за свой счет в 1910 году под названием «Вечерний альбом», который вызвал положительные отзывы нескольких выдающихся поэтов, которые случайно рецензировали его. В 1912 году она опубликовала свой второй сборник «Волшебный фонарь», а в 1913 году — сборник из первых двух сборников «Из двух книг». Оба издания ознаменовали ее первые годы в поэзии. Затем последовал ее зрелый период, который был омрачен романтическим фиаско и рождением ребенка в жизни Цветаевой, а также социальными потрясениями в старой России, которые повлияли на ее семью.Несмотря на тяжелые трудности, творческая деятельность Цветаевой росла в годы Гражданской войны в России с 1917 по 1922 год. Ее дочь Ирина умерла от недоедания в возрасте 3 лет в 1920 году, трагедия, вызвавшая серию стихов, вышедших в последующие годы. Для Цветаевой того периода характерно создание лирических дневников, которые внимательно следят за событиями ее жизни в хронологическом порядке.
Иммигрировав в Европу, Цветаева продолжала писать стихи, но постепенно перешла на творческие литературные очерки и мемуары в прозе.Еще одним важным творческим выходом для нее стала обширная переписка с крупными поэтами, такими как Борис Пастернак и Райнер Мари Рильке. Находясь в Париже, муж Цветаевой Сергей Эфрон стал сотрудником евразийской организации, которая способствовала возвращению русских эмигрантов в СССР. Эфрон, после того как он был замешан в заговоре с целью убийства перебежчика, советского агента Игнаса Рейсса, бежал сначала в Испанию, а затем обратно в СССР. Цветаева последовала за мужем обратно в Советский Союз с семьей, где Эфрон был казнен как шпион, а ее дочь Ариадна приговорена к длительному тюремному заключению в сталинском ГУЛАГе по тому же обвинению.После эвакуации в Елабугу из Москвы вместе с сыном Муром Цветаева повесилась 31 августа 1941 года. После ее смерти сын вступил в ряды Красной Армии и погиб в бою в 1944 году.
.