Бихевиоризм основоположники: Бихевиоризм | Блог 4brain

Содержание

Бихевиоризм в психологии – что такое кратко и понятно

Бихевиоризм – это психологическая теория, основанная на поведении человека, которое является совокупностью реакций на различные стимулы извне. Датой рождения концепции считается 1913 год, когда ее основоположник, Дж. Уолтер, опубликовал первую статью о психологии с точки зрения бихевиориста. Представители теории трактуют научение как основу развития человека, а предметом психологии рассматривают поведение человека и животных. Они проводили множество экспериментов, которые показывали возможность научения той или иной стратегии поведения. При этом, многие из них проводились на животных, а выводы распространялись и на людей. Так как бихевиористы не выделяли особых различий между поведением животных и человека.

Определение понятия

Теория бихевиоризма – это, если говорить кратко и понятно, направление в психологии, представители которого в качестве предмета психологии рассматривали поведение человека. Главной мыслью его основателей было предположение о том, что человек с рождения представляет собой «чистый лист», а свои психические особенности приобретает в течение жизни в результате различных реакций на те или иные стимулы из внешней среды.

Основатель бихевиористического подхода

Дж. Уотсон

Основателем бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Своей целью он называл переустройство психологии как науки в более точную и объективную, в которой дается качественная и количественная оценка свойств психики. Также он создал основополагающую схему усвоения поведения, которое является предметом изучения в бихевиоризме: стимул вызывает реакцию. То есть, он говорил о том, что поведение любого человека зависит только от того, с какими стимулами он сталкивается и каким образом на них реагирует. Кроме того, он был уверен, что из любого младенца с помощью данной схемы можно вырастить такого человека, который будет наиболее востребован в обществе.

Исследования Павлова и Торндайка

И.П. Павлова, можно сказать, был предшественником теории бихевиоризма, так как на основе его теории о рефлексах и создана концепция о поведении. Он работал с животными и выяснил, что у них есть определенные безусловные рефлексы, заложенные в форме инстинктов и определяющие поведение существа. Также он выявил возможность искусственного развития условных рефлексов, на базе которых выстраивается и поведение животного в целом.

Э. Торндайк

Э. Торндайк считал, что исходная точка формирования реакции – это не просто внешний стимул, а проблемная ситуация, которая вызывает у человека дискомфорт или удовольствие. Она заставляет его двигаться в нужном направлении и выполнять необходимые действия для избавления от дискомфорта или получения приятных ощущений. Если же стимул не вызывает у индивида ни позитивных, ни негативных эмоций, то реакция может и не последовать. Взгляды Торндайка значительно дополнили теорию бихевиоризма, но из классической концепции его идеи были исключены, так как ее основоположники не могли допустить, чтобы при исследовании человека ученые брали во внимание субъективные и физиологические особенности личности.

Суть подхода

Суть бихевиористического подхода заключается в изучении и формировании поведения человека посредством различных стимулов. Они могут быть обусловлены средой – пример из жизни – пережитое «голодное» время делает человека чрезмерно запасливым; или быть искусственными – например, эксперимент с маленьким Альбертом, которого искусственно заставили бояться всего белого и пушистого. Кроме того, стимулы могут быть как ощутимыми физически – сильная жара или мороз, физические наказания, частые объятия; так и словесными, исходящими от окружения – порицание или похвала. Субъективные переживания – эмоции, чувства, состояния, в бихевиоризме не отрицаются, но считается, что они лишь зависят от внешних воздействий, а не определяются ими.

Основные положения бихевиористического подхода

память человека

К основным положениям теории можно отнести следующие тезисы:

  • Предметом теории бихевиоризма является изучение поведенческих реакций животных и людей на различные стимулы и поведение в целом.
  • Изучение поведения и поведенческих реакций производится путем наблюдения.
  • Все субъективные аспекты человека со стороны физиологии и психики определяются только его поведением.
  • Поведение человека или животного – это совокупность реакций на внешние раздражители.
  • Если известен характер предъявляемого стимула, то возможно практически точно предсказать реакцию, которая на него последует. Это основная задача бихевиоризма.
  • Поведение живых существ успешно поддается внешнему регулированию и контролю.
  • Поведение или передается по наследству в виде безусловных рефлексов, либо приобретается – в виде условных.
  • Поведение является результатом обучения за счет многократного повторения стимулов и закрепления реакции.
  • Навык – результат формирования условных рефлексов. Мышление и речь в бихевиоризме также считаются навыком, а память – механизмом, позволяющим удерживать уже приобретенные навыки.
  • Психические реакции формируются на протяжении всей жизни, то есть, обучение можно начинать в любом возрасте и продолжать неограниченное количество времени.
  • Эмоции – это также реакции на внешние стимулы.

Мотивы возникновения

Теория бихевиоризма как науки о поведении формировалась на фоне критики наиболее распространенного в XIX веке предшествующего ему метода интроспекции, основанного на самодиагностике и самоанализе. Сомнения в точности такой науки вызывал низкий уровень объективности измерений и сильная разрозненность в получаемых сведениях. Дж. Уотсон хотел создать такое направление психологии, данные в котором можно было бы точно измерять и объективно исследовать. Философской основой бихевиоризма была теория Дж. Локка, который считал, что человек рождается с чистым сознанием, а в течение жизни получает весь необходимый опыт, определяющий его состояние.

Направления бихевиоризма

Изначально существовал только классический бихевиоризм, рассматривающий поведение как совокупность стимулов и реакций. Но со временем стало понятно, что этого недостаточно для создания полноценного направления психологии. В результате возникли разные направления, уточняющие и дополняющие основную схему бихевиоризма. Основные теории можно рассмотреть в таблице.

НаправлениеОписание
Целевой бихевиоризмЕго представителем является Э. Толмен, который включил в схему недостающее звено, в результате чего получилось следующее выражение: стимул – мыслительная деятельность – реакция. Так, в лабиринтах мыши добирались до цели не тем путем, которым их учили, а просто бежали к ней произвольными путями. Значит, цель для них была более приоритетной, чем выученный путь, они бежали той дорогой, которая казалась им наиболее удобной для достижения цели, а значит – перед тем, как действовать, успевали на примитивном уровне обдумать свою траекторию.
Социальный бихевиоризмНаиболее известное лицо в этом направлении бихевиоризма – А. Бандура. Здесь в формуле «стимул-реакция» стали браться во внимание социальный опыт и индивидуально-психологические особенности, которые реакцию на стимул. А. Бандура проводил эксперименты с тремя группами детей, которым в разных условиях показывали видеозапись «издевательств» другого ребенка над тряпичной куклой. В результате те, кому показывали последующее наказание за агрессию, к кукле не прикасались. А те, кто видел, что такие действия не порицаются или поощряются, проявили к ней агрессию так же, как и ребенок на представленном им видео.
Необихевиоризм (Радикальный бихевиоризм)Основателями этого направления стали Б. Скиннер – автор концепции оперативного бихевиоризма, и К. Халл. Здесь схема «стимул-реакция» расширяется за счет включения разных промежуточных переменных, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения. Например, такими переменными можно считать поощрение, игнорирование и наказание за ту или иную реакцию.

Плюсы и минусы бихевиоризма

внешние проявления человека

Преимущества бихевиористического подхода заключаются в том, что для своего времени он был новым и очень прогрессивным течением в психологии. В его эпоху было сделано большое количество новых открытий и проведено много значимых для развития науки экспериментов. На базе бихевиоризма и с использованием некоторых его идей возникли другие направления психологии и психотерапии, также некоторые тезисы бихевиоризма используются в педагогике.

При этом рассмотрение человека в бихевиоризме было однобоким: он делает упор только на изучение внешних проявлений. Представители этого направления отрицали влияние на поведение субъективных данных – особенностей психики, эмоционального состояния, собственных желаний и стремлений, а также – влияние общества и социальных установок. Также они утверждали, что могут влиять на поведение любого человека, нужно лишь найти подходящие стимулы и закрепить реакцию. Кроме того, критика бихевиоризма была в том, что он не видел особой разницы между поведением человека и животных.

Заключение

Бихевиоризм – это основное направление психологии в XIX веке, которое возникло, когда возникли сомнения в интроспекции. Его основоположником был Дж. Уолтер – американский психолог. Главной категорией бихевиоризма является поведение человека. Центральной идеей теории в психологии является утверждение о том, что поведение любого человека можно регулировать внешними стимулами. Основная формула бихевиоризма – «стимул-реакция», предполагает, что поведение представляет собой совокупность раздражителей и ответных реакций на них. Плюсы теории заключаются в том, что она дала начало другим течениям психологии, подтвердив многие идеи экспериментами. Главный минус – в том, что бихевиористы рассматривают только внешние проявления, не принимая во внимание внутренние аспекты и влияние социума на человека.

Анастасия Аникиева

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование”. Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

Основоположник бихевиоризма

Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко
известно в узких кругах. Выдающийся ученый ХХ века, сыгравший исключительную
роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких
историко-научных трудах, известных лишь немногим профессионалам-психологам. Его
книги, переведенные на русский язык много лет назад, пылятся невостребованными
на полках научных библиотек. Наверное, сегодня следует восполнить этот пробел в
нашей эрудиции и подробно рассмотреть научную биографию этого ученого. Тем
более, что это небезынтересно и в практическом плане.

Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в городке
Гринвилл, штат Южная Каролина. Его мать была строгой и религиозной женщиной,
отец — напротив, человеком несерьезным и  неверующим. Старший Уотсон много
пил и увлекался другими женщинами. Кончилось тем, что, когда Джону было 13 лет,
отец покинул семью. Через много лет, когда Джон Уотсон стал человеком известным
и состоятельным, отец объявился, чтобы напомнить о себе. Сын выставил его
вон.

По слухам, которые не опровергал и сам  Уотсон, он в
детстве и ранней юности не отличался покладистым нравом и склонностью к наукам.
В учебе он выполнял ровно столько, сколько требовалось для перехода в следующий
класс. Педагоги характеризовали его как нерадивого ученика. Подростком он часто
ввязывался в драки и даже  заработал два привода в полицию.

Тем не менее в возрасте 16 лет он поступил в баптистский
университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником (!), как
когда-то обещал матери. В 1900 г. он  получил магистерскую степень. Но в
том же году скончалась его мать, фактически освободив сына от давнего обета,
которым он уже тяготился. Вместо Принстонской теологической семинарии, куда он
ранее намеревался поступать, Уотсон отправился в Чикагский университет. В ту
пору, по воспоминаниям современников, он был “крайне честолюбивым юношей,
озабоченным своим социальным статусом, стремящимся оставить свой след в науке,
но совершенно не имеющим понятия о выборе профессии и отчаянно страдавшим от
неуверенности из-за недостатка средств и умения вести себя в обществе” (в
Чикаго Уотсон появился, имея за душой 50 долларов, и в годы обучения брался
ради заработка за любую работу, побывав и официантом, и уборщиком).

В Чикагском университете в ту пору сформировалась
оригинальная научная школа во главе с Джоном Дьюи и Джеймсом Энджелом. Дьюи,
крупнейший американский философ, более известен у нас как теоретик школьного
дела, поскольку именно интерес к проблемам народного образования привел его в
20-е годы в Советскую Россию. (Позитивные отзывы о молодой советской педагогике
не спасли, однако, американского гостя от последующей жесткой критики со
стороны идеологически “подкованных” теоретиков советской школы). Мало кому
известно, что Дьюи являлся и крупным психологом; им, в частности, написан
первый в США учебник психологии. Но не эта книга определила его роль в мировой
психологической науке, а небольшая статья “Понятие о рефлекторном акте в
психологии” (1896). До той поры главным исследовательским методов психологии
являлась интроспекция — изощренное самонаблюдение немногочисленных экспертов,
стремившихся выявить содержание состояний сознания. С чисто американским
прагматизмом Дьюи призвал сменить цели и методы психологии: в центре внимания
должно стоять не содержание, но акт, не состояние, но функция.

Ознакомившись с трудами Дьюи и Энджела, Уотсон увлекся
психологией и занялся ее изучением. В 1903 г. он окончил  университет,
получив докторскую степень и став таким образом самым молодым доктором
Чикагского университета. В том же году, чуть позже, он женился на своей
студентке, девятнадцатилетней Мэри Икес. Однажды в качестве экзаменационной
работы Мэри представила  Уотсону длинное любовное послание в стихах.
Неизвестно, какую оценку она получила на том экзамене, но своего она добилась.
Правда, обаятельный преподаватель нравился не только ей, более того — многим
молодым особам отвечал взаимностью, заводя бесчисленные интрижки. Терпения жены
хватило на 16 лет.

Уотсон работал в Чикаго до 1908 г. в качестве преподавателя
и ассистента Энджела. Здесь он опубликовал свой первый заметный научный труд,
посвященный поведению белых  крыс (дрессировкой крыс он увлекался еще в
юности). “Я никогда не хотел проводить опыты на людях, — писал Уотсон. — Мне
самому всегда претило быть подопытным. Мне никогда не нравились тупые,
искусственные инструкции, которые даются испытуемым. В таких случаях я всегда
ощущал неловкость и действовал неестественно. Зато работая с животными, я
чувствовал себя в своей тарелке. Изучая животных, я стоял обеими ногами на
земле. Постепенно у меня сформировалась мысль о том, что, наблюдая за
поведением животных, я смогу выяснить все то, что другие ученые открывают,
используя подопытных людей”.

Воспитанный в недрах Чикагской школы, Уотсон крепко впитал
недоверие к интроспективной психологии и, следуя идеям прагматизма, наметил
свой собственный путь в науке, на котором возможно было бы преобразование
психологии в достаточно точную и практически полезную отрасль знания.

В 1908-1920 гг. Уотсон возглавлял лабораторию, а затем -
кафедру экспериментальной сравнительной психологии в университете Дж. Хопкинса
в Балтиморе, где широкий размах приобрели исследования поведения животных.
Кстати, именно тот факт, что феномены поведения животных послужили Уотсону
основой общепсихологических обобщений, стал краеугольным камнем критики его
идей в советской науке (как будто учение Павлова не выросло из собачьих
рефлексов!).

В университете Джонса Хопкинса Уотсон пользовался огромной
популярностью среди студентов. Они посвятили ему выпускной альбом и объявили
самым красивым профессором, что несомненно является уникальным в истории
психологии знаком отличия.

В 1913 г. появилась первая программная работа Уотсона
“Психология с точки зрения бихевиориста”, которая положила начало целому
научному направлению, ставшему на многие годы доминирующим в психологии. В ней
автор призвал отказаться от рассуждений о внутреннем мире человека, поскольку
тот практически недоступен для наблюдения и изучения. Означало ли это конец
психологии как науки о человеке? Вовсе нет. Если нельзя наблюдать “сознание”,
“переживание”, и т.д., и т.п., то вполне возможно и необходимо наблюдать и
изучать весь широчайший спектр человеческого поведения. Тем более, что именно
поведение и представляет главный практический интерес во всех прикладных
аспектах.

Так родился бихевиоризм — наука о поведении. Впоследствии
его влияние распространилось на широкий круг наук о человеке — педагогику,
социологию, антропологию и др., которые в англоязычной литературе с тех пор
называют бихевиоральными (поведенческими) науками.

Центральным понятием новой психологии стало поведение.
Которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы среды.
Согласно идее Уотсона, наблюдая определенную реакцию, мы можем судить о
вызвавшем ее стимуле и наоборот, зная характер стимула, можем предвидеть
последующую реакцию. А это открывает широкие возможности не только для
объяснения человеческих поступков, но и для управления ими. Манипулируя так
называемым подкреплением (поощряя желательные реакции и наказывая за
нежелательные), можно направлять поведение человека в нужное русло.

Практическое значение идей Уотсона было оценено весьма
высоко. В 1915 году он был избран президентом Американской Психологической
Ассоциации. Интерес к его деятельности проявился и в России. В 1927 году статья
о созданном им научном направлении для первого издания Большой Советской
Энциклопедии была заказана лично ему — пример в практике БСЭ
исключительный.

Совершенно очевидно, что важнейшим прикладным аспектом
бихевиоризма явилась педагогическая практика. Педагогическому воздействию на
формирующуюся личность Уотсон придавал исключительное значение. Он писал:

Дайте мне дюжину здоровых младенцев и, создав для них
соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу
кем угодно, по выбору — врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если
угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей,
призвания или расовой принадлежности его предков.

Даже современникам такая декларация казалась сильным
преувеличением. И сегодня, наверное, следует согласиться с такой оценкой. Хотя
нельзя не признать, что на протяжении десятилетий отечественная педагогическая
мысль исходила из подобной посылки. Долгие годы считалось, что из любого
ребенка можно воспитать Спинозу. А если это в большинстве случаев не удается,
виной тому — недостаток приложенных воспитателем усилий. Отдельные педагоги,
считающие себя большими гуманистами, настаивают на этой точке зрения и поныне.
При этом имя одного из главных теоретиков такого подхода, увы, не
упоминается.

Что же касается  пресловутой дюжины младенцев, то злые
языки утверждали, что столько испытуемых Уотсон никогда не имел и все свои
теоретические выводы строил на основе опытов над одним-единственным младенцем -
внебрачным сыном своей аспирантки Розалии Рейнер. А самые злые языки
поговаривали, что отцом этого универсального испытуемого и является сам
профессор Уотсон. Так оно и оказалось! Пятнадцать любовных писем Уотсона к
Рейнер были перехвачены его женой, более того — с ее согласия опубликованы в
газете “Балтимор Сан”. Забавно, что даже в этих страстных посланиях легко
угадывается  позиция бихевиориста. “Каждая клетка моего тела принадлежит
тебе, индивидуально и в совокупности… — писал Уотсон. — Моя общая реакция на
тебя только положительна. Соответственно положительна и реакция моего
сердца”.

Шумный бракоразводный процесс, который за этим последовал,
скверно сказался на репутации Уотсона, и ему пришлось оставить научную и
преподавательскую деятельность. (Сегодня в такое трудно поверить, однако
давление общественной морали тех лет действительно было настолько серьезным.)
Несмотря на то, что Уотсон женился на Розалии Рейнер, он так никогда больше не
смог получить академической должности — ни один университет не осмеливался
пригласить его из-за его репутации.

Следующий шаг Уотсона легко поймет любой современный
гуманитарий: вынужденный оставить науку, ученый занялся рекламным бизнесом. В
1921 г. он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона на годовой оклад
в 25 тысяч долларов, что вчетверо превышало его прежние академические
заработки. Работая со свойственной ему энергией и одаренностью, он через три
года стал вице-президентом фирмы. В 1936 г. он перешел в другое агентство, где
и работал до ухода в отставку в 1945 г.

Приложенные к такой специфической сфере деятельности, как
реклама, его идеи об управлении поведением оказались удивительно эффективны.
Уотсон настаивал, что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на
содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться  произвести
впечатление средствами оригинальных образов. “Для того, чтобы управлять
потребителем, необходимо лишь поставить перед ним эмоциональный стимул…”
Согласитесь, ведь действует!

После 1920 г. контакты Уотсона с миром науки стали лишь
косвенными. Он уделял много времени и сил популяризации своих идей, читал
публичные лекции, выступал на радио, печатался в популярных журналах — таких,
например, как “Космополитэн”. Это, несомненно, способствовало расширению его
известности, хотя в научном мире авторитета не прибавляло.

Единственным официальным контактом Уотсона с академической
наукой явилась серия лекций, прочитанная им в нью-йоркской Новой школе
социальных исследований. Эти лекции  послужили основой его будущей книги
“Бихевиоризм” (1930), в которой он изложил свою программу оздоровления
общества.

В 1928 г. Уотсон совместно с Рейнер опубликовал книгу
“Психологический уход за ребенком”. Книга была с энтузиазмом воспринята
родителями, жаждавшими научных рекомендаций по воспитанию. Хотя характер этих
рекомендаций надо признать довольно спорным. В частности, по мнению Уотсона,
родителям не следует демонстрировать детям своей привязанности и нежных чувств,
дабы не сформировать у них болезненную зависимость. Надо сказать, что двое
детей Уотсона от второго брака  воспитывались именно по этой модели. Один
из них впоследствии покончил с собой, другой долгие годы был пациентом
психоаналитиков.

Жизнь Уотсона круто изменилась в 1935 году, когда умерла его
жена. Будучи на 20 лет старше ее, он был  психологически не готов к такому
событию и оказался совершенно сломлен. Он изолировал себя от всяких
общественных контактов, стал затворником, уединившись в деревянном фермерском
домике, который напоминал ему дом его детства. Он продолжал писать, но уже
ничего не публиковал. Содержание этих рукописей не известно никому: незадолго
до своей смерти в 1958 году Уотсон сжег все  свои записи.

 


Источник:

«Век психологии: имена и судьбы»

Бихевиорист — это… Что такое Бихевиорист?

Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение», ещё один вариант произношения: «би-хэ́й-вио-ри́зм» с двумя ударениями) — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.

Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

Методы

Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотри, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

В СССР

В СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А.Н.Леонтьев. В основном критика сводилась к тому, что бихевиоризм отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.

В то же время к бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920—1930-е гг. «объективная психология» П.П.Блонского и «рефлексология» В.М.Бехтерева.

Развитие

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

См. также

Ссылки

Примечания

Формула Бихевиоризма : S -> R {S-стимул, R-реакция}.

Wikimedia Foundation.
2010.

история становления, основатели и предмет изучения.

Бихевиоризм
( от англ. bеhаviоr — поведение) — революционное
течение определившее облик американской
психологии в XX столетии, радикально
преобразоваловсю систему представлений
о психике.

Одним
из пионеров бихевиористского движения
был Эдвард Торндайк (1874-1949), Работы
Торндайка открыли первую главу в
летописи бихевиоризма. Свои выводы
Торндайк изложил в 1898 году в докторской
диссертации »Интеллект животных.
Экспериментальное исследование
ассоциативных процессов у животных».
Он наполнил старые термины «интеллект»,
«ассоциативные процессы» новым
содержанием.

Опытами
Торндайка было показано, что природа
интеллекта и его функция могут быть
изучены и оценены без обращения к
явлениям сознания. Ассоциация означала
уже связь не между идеями или между
идеями и движениями, как в предшествующих
ассоциативных теориях, а между движениями
и ситуациями.

Торндайк
разработал теорию научения, применив
оригинальную методику проб и ошибок к
поведению животных.

На
основе своих исследований Торндайк
вывел несколько законов научения:

1. Закон
упражнения (пропорциональная связь
между ситуацией и реакцией на нее
относительно частоты их повторения).

2. Закон
готовности (изменение готовности
организма к проведению нервных импульсов
связано с упражнениями)

3. Закон
ассоциативного сдвига (при реакции на
один определенный раздражитель из
нескольких, действующих одновременно,
другие раздражители, участвовавшие в
данной ситуации, в дальнейшем вызывают
такую же реакцию)

4. Закон
эффекта. Последний, четвертый, закон
вызвал множество споров, поскольку
включал в себя фактор мотивации
(фактор чисто

психологической
направленности). Закон эффекта говорил
о том, что любое действие, вызывающее
удовольствие в определенной ситуации,
ассоциируется с ней и в дальнейшем
повышает вероятность повторения данного
действия в подобной ситуации,
неудовольствие же (или дискомфорт) при
действии, ассоциируемое с определенной
ситуацией, приводит к снижению вероятности
совершения этого акта в похожей ситуации.

Радикальный
переворот в представлениях о предмете
и методе психологии был совершен Джоном
Уотсоном (1878-1958) в 1913 г. с изданием статьи
«Психология с точки зрения бихевиориста».
(Эксперимент с Альбертом и крысой,
взгляды на воспитание: 10 детей- сделает
их кем захочет, независимо от способностей,
расы и наследственности)

Бихевиористы
отвергают метод интроспекции и
отказваются от сознания как предмета
психологии а также предполагают, что
любые психологические структуры и
процессы, не «наблюдаемые объективными
методами не существуют, либо недоступны
для научного исследования. Так, основным
методом исследований в бихевиоризме
считается поведенческий эксперимент.

Предмет
с точки зрения бихевиоризма — поведение,
понимаемое как совокупность двигательных
реакций в ответ на внешние воздействия
-стимулы (S). Поведение является результатом
обучения, когда удачные реакции в
результате многократного повторения
автоматизируются и закрепляются и в
будущем имеют тенденцию к воспроизведению,
т. е. происходит формирование навыков
через формирование условного рефлекса

Задача
психологии с точки зрения бихевиоризма
состоит в том, чтобы выявить закономерности
связей между стимулами и реакциями
(схема стимул — реакция (S-R), а цель — уметь
правильно предугадать поведение
человека и научиться управлять им, т.е.
зная характер стимула, можно предсказать
реакцию, или поведение. Бихевиористы
подчеркивают, что все реакции человека
имеют либо приобретенную, внешнюю
природу и называются условными
рефлексами, либо внутреннее происхождение,
т. е. наследственны, и называется
безусловными рефлексами.

Бихевиоризм
дал психологии множество полезных идей
и методик и оказал сильнейшее влияние
как на американские психологические
и психотерапевтические школы, так и на
всю науку психологию в целом.

8. Бихевиоризм и необихевиоризм (Дж.Уотсон, э.Толмен, б.Скиннер и др.)

Бихевиоризм,
определивший облик американской
психологии в XX столетии, радикально пре
образовал всю систему представлений о
психике. Его кредо выражала формула,
согласно которой предметом психологии
является поведение, а не со знание.
(Отсюда и название – от англ. behavior,
поведение.) Поскольку тогда было принято
ставить знак равенства между психикой
и сознанием (психическими считались
процессы, которые начинаются и кончаются
в сознании), возникла версия, будто,
устраняя сознание, бихевиоризм тем
самым ликвидирует психику.

Одним из пионеров
бихевиористского движения был Эдвард
Торндайк

(1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом,
а «коннексионистом» (от англ.
«коннексия» – связь).

Свои выводы Торндайк
изложил в 1898 году в докторской диссертации
«Интеллект животных. Экспериментальное
исследование ассоциативных процессов
у животных».* Термины Торндайк
употреблял традиционные – «интеллект»,
«ассоциативные процессы», но
содержанием они наполнялись новым.

* Эту работу
И.П.Павлов считал пионерской в объективных
исследованиях поведения. После защиты
диссертации Торндайк на протяжении 50
лет работал преподавателем учительского
колледжа. Он опубликовал 507 работ по
различным проблемам психологии.

То, что интеллект
имеет ассоциативную природу, было
известно со времен Гоббса. То, что
интеллект обеспечивает успешное
приспособление животного к среде, стало
общепринятым после Спенсера. Но впервые
именно опытами Торндайка было показано,
что природа
интеллекта и его функция могут быть
изучены и оценены без обращения к идеям
или другим явлениям сознания
.
Ассоциация означала уже связь не между
идеями или между идеями и движениями,
как в предшествующих ассоциативных
теориях, а между
движениями и ситуациями.

Весь процесс
научения описывался в объективных
терминах. Торндайк использовал идею
Вена о «пробах
и ошибках»

как регулирующем начале по ведения.
Выбор этого начала имел глубокие
методологические основания. Он ознаменовал
переориентацию психологической мысли
на новый способ детерминистского
объяснения своих объектов.

Принцип «проб,
ошибок и случайного успеха» объясняет,
согласно Торндайку, приобретение живыми
существами новых форм поведения на всех
уровнях развития. Преимущество этого
принципа достаточно очевидно при его
сопоставлении с традиционной (механической)
рефлекторной схемой. Рефлекс (в его
досеченовском понимании) означал
фиксированное действие, ход которого
определяется так же строго фиксированными
в нервной системе путями. Невозможно
было объяснить этим понятием адаптивность
реакций организма и его обучаемость.

Торндайк
принимал за исходный момент двигательного
акта
не
внешний импульс, запускающий в ход
телесную машину с предуготованными
способами реагирования, а проблемную
ситуацию
,
т.е. такие внешние условия, для
приспособления к которым организм не
имеет готовой формулы двигательного
ответа, а вынужден ее построить
собственными усилиями. Итак, связь
«ситуация – реакция» в отличие от
рефлекса (в его единственно известной
Торндайку механистической трактовке)
характеризовалась следующими признаками:
1) исходный пункт – проблемная ситуация;
2) организм противостоит ей как целое;
3) он активно действует в поисках выбора
и 4) выучивается путем упражнения

Прогрессивность
подхода Торндайка по сравнению с подходом
Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо
сознательное стремление к цели принималось
ими не за феномен, который нуждается в
объяснении, а за причинное начало. Но
Торндайк, устранив сознательное
стремление к цели, удержал идею об
активных действиях организма, смысл
которых состоит в решении проблемы с
целью адаптации к среде.

По Торндайку,
коннексия – связь между реакцией и
ситуацией. Очевидно, что это новый
элемент. Говоря языком последующей
психологии, коннексия – элемент
поведения. Правда, термином «поведение»
Торндайк не пользовался.

Он говорил об интеллекте, о научении.

Торндайк больше
чем кто бы то ни было подготовил
возникновение бихевиоризма. Вместе с
тем, как отмечалось, он себя бихевиористом
не считал; в своих объяснениях процессов
научения он пользовался понятиями,
которые возникший позднее бихевиоризм
потребовал изгнать из психологии. Это
были понятия, относящиеся, во-первых, к
сфере психического в ее традиционном
понимании (в частности, понятия об
испытываемых организмом состояниях
удовлетворенности и дискомфорта при
образовании связей между двигательными
реакциями и внешними ситуациями),
во-вторых, к нейрофизиологии (в частности,
«закон готовности», который, согласно
Торндайку, предполагает изменение
способности проводить импульсы).
Бихевиористская
теория запретила исследователю поведения
обращаться и к тому, что испытывает
субъект, и к физиологическим факторам.

Теоретическим
лидером бихевиоризма стал Джон
Браадус Уотсон

(1878-1958). Его научная биография поучительна
в том плане, что показывает, как в
становлении отдельного исследователя
отражаются влияния, определившие
развитие основных идей направления в
целом.

После защиты
диссертации по психологии в университете
Чикаго Уотсон стал профессором
университета Джона Гопкинса в Балтиморе
(с 1908 года), где заведовал кафедрой и
лабораторией экспериментальной
психологии. В 1913 году он публикует статью
«Психология
с точки зрения бихевиориста»
,
оцениваемую как манифест нового
направления. Вслед за тем он публикует
книгу «Поведение:
введение в сравнительную психологию»
,
в которой впервые в истории психологии
был решительно опровергнут постулат о
том, что предметом этой науки является
сознание.

Девизом
бихевиоризма стало понятие о поведении
как объективно наблюдаемой системе
реакций организма на внешние и внутренние
стимулы
.

Это принципиально
новое воззрение отвечало потребностям
времени. Старая субъективная психология
повсеместно обнажала свою несостоятельность.
Это ярко продемонстрировали опыты над
животными, которые были главным объектом
исследований психологов США. Рассуждения
о том, что происходит в сознании животных
при исполнении ими раз личных
экспериментальных заданий, оказывались
бесплодными. Уотсон пришел к убеждению,
что наблюдения за состояниями сознания
так же мало нужны психологу, как физику.
Только
отказавшись от этих внутренних наблюдений,
настаивал он, психология станет точной
и объективной наукой
.

Общая тенденция
перехода от сознания к поведению, от
субъективного метода анализа психики
к объективному наблюдалась на различных
участках научного фронта. Прочитав (в
немецком и французском переводе) книгу
Бехтерева «Объективная психология»,
Уотсон
окончательно утвердился во мнении, что
условный рефлекс (Бехтерев называл его
сочетательным) должен стать главной
единицей анализа поведения.

Знакомство с учением Павлова вселило
в Уотсона уверенность, что именно
условный
рефлекс является ключом к выработке
навыков, по строению сложных движений
из простых, а также к любым формам
научения, в том числе носящим аффективный
характер
.

Находясь под
влиянием позитивизма, Уотсон доказывал,
будто реально лишь то, что можно
непосредственно наблюдать. Поэтому, по
его плану, все поведение должно быть
объяснено из отношений между непосредственно
наблюдаемыми воздействиями физических
раздражителей на организм и его так же
непосредственно наблюдаемыми ответами
(реакциями). Отсюда
и главная формула Уотсона, воспринятая
бихевиоризмом: «стимул – реакция»
(S-R).
Из
этого явствовало, что процессы, которые
происходят между членами этой формулы
– будь то физиологические (нервные),
будь то психические, психология должна
устранить из своих гипотез и объяснений.
Поскольку единственно реальными
в поведении признавались различные
формы телесных реакций
,
Уотсон заменил все традиционные
представления о психических явлениях
их двигательными эквивалентами.

Зависимость
различных психических функций от
двигательной активности была в те годы
прочно установлена экспериментальной
психоло
гией.
Это касалось, например, зависимости
зрительного восприятия от движений
глазных мышц, эмоций – от телесных
изменений, мышления – от речевого
аппарата и т. д.

Эти факты Уотсон
использовал в качестве доказательства
того, что объективные мышечные процессы
могут быть достойной заменой субъективных
психических актов. Исходя из такой
посылки, он объяснял развитие умственной
активности. Утверждалось, что человек
мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает
из неупорядоченных звуков. Когда взрослые
соединяют с каким-нибудь звуком
определенный объект, этот объект
становится значением слова. Постепенно
у ребенка внешняя речь переходит в
шепот, а за тем он начинает произносить
слово про себя. Такая внутренняя речь
(неслышная вокализация) есть не что
иное, как мышление.

Всеми реакциями,
как интеллектуальными, так и эмоциональными,
можно, по мнению Уотсона, управлять.
Психическое развитие сводится к учению,
т. е. к любому приобретению знаний,
умений, навыков – не только специально
формируемых, но и возникающих стихийно.
С этой точки зрения, научение – более
широкое понятие, чем обучение, так как
включает в себя и целенаправленно
сформированные при обучении знания.
Таким образом,
исследования развития психики сводятся
к исследованию формирования поведения,
связей между стимулами и возникающими
на их основе реакциями (S-R).

Исходя из такого
взгляда на психику, бихевиористы делали
вывод, что ее развитие происходит при
жизни ребенка и зависит в основном от
социального окружения, от условий жизни,
т.е. от стимулов, поставляемых средой.
Поэтому они отвергали идею возрастной
периодизации, так как считали, что не
существует единых для всех детей
закономерностей развития в данный
возрастной период. Доказательством
служили и их исследования научения у
детей разного возраста, когда при
целенаправленном обучении уже
двух-трехлетние дети научались не только
читать, но и писать, и даже печатать на
машинке. Таким образом, бихевиористы
делали вывод, что какова среда, таковы
и закономерности развития ребенка.

Однако невозможность
возрастной периодизации не исключала,
с их точки зрения, необходимости со
здания функциональной периодизации,
которая позволила бы установить этапы
научения, формирования определенного
навыка. С этой точки зрения, этапы
развития игры, обучения чтению или
плаванью являются функциональной
периодизацией. (Точно так же функциональной
периодизацией являются и этапы
формирования умственных действий,
разработанные в России П.Я.Гальпериным.)

Доказательства
прижизненного формирования основных
психических процессов были даны Уотсоном
в его экспериментах по формированию
эмоций.

Казалось бы,
гипотеза Джемса о первичности те лесных
изменений, вторичности эмоциональных
со стояний должна была устроить Уотсона.
Но он решительно ее отверг на том
основании, что само представление о
субъективном, переживаемом должно быть
изъято из научной психологии. В эмоции,
по Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных
(висцеральных) изменений и внешних
выражений. Но главное он усматривал в
другом – в возможности управлять по
заданной программе эмоциональным
поведением.

Уотсон экспериментально
доказывал, что можно сформировать
реакцию страха на нейтральный стимул.
В его опытах детям показывали кролика,
которого они брали в руки и хотели
погладить, но в этот момент получали
разряд электрического тока. Принцип
управления поведением получил в
американской психологии после работ
Уотсона широкую популярность. Концепцию
Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали
называть «психологией без психики».

Эта оценка базировалась на мнении, будто
к психическим явлениям относятся только
свидетельства самого субъекта о том,
что он считает происходящим в его
сознании при «внутреннем наблюдении».
Однако область психики значительно
шире и глубже непосредственно
осознаваемого. Она включает также и
действия человека, его поведенческие
акты, его поступки. Заслуга
Уотсона в том, что он расширил сферу
психического, включив в него те лесные
действия животных и человека.

Но он добился этого дорогой ценой,
отвергнув как предмет науки огромные
богатства психики, несводимые к внешне
наблюдаемому поведению.

Уотсон стал наиболее
популярным лидером бихевиористского
движения. Но один исследователь, сколь
бы ярким он ни был, бессилен создать
научное направление.

Среди сподвижников
Уотсона по крестовому походу против
сознания выделялись крупные экспериментаторы
У.Хантер
(1886-1954) и К.Лешли (1890-1958).

Первый изобрел в 1914 году экспериментальную
схему для изучения реакции, которую он
назвал отсроченной.

Обезьяне, например, давали возможность
увидеть, в какой из двух ящиков положен
банан. Затем между ней и ящиками ставили
ширму, которую через несколько секунд
убирали. Она успешно решала эту задачу,
доказав, что уже животные способны к
отсроченной, а не только непосредственной
реакции на стимул.

Учеником Уотсона
был Карл Лешли, работавший в Чикагском
и Гарвардском университетах, а затем в
лаборатории Иеркса по изучению приматов.
Он, как и другие бихевиористы, считал,
что сознание безостаточно сводится к
телесной деятельности организма.
Известные опыты Лешли по изучению
мозговых механизмов поведения строились
по следующей схеме: у животного
вырабатывался какой-либо навык, а за
тем удалялись различные части мозга с
целью выяснить, зависит ли от них этот
навык. В итоге Лешли
пришел к выводу, что мозг функционирует
как целое и его различные участки
эквипотенциальны, т. е. равноценны, и
потому с успехом могут заменять друг
друга.

Фактор мотивации
либо вообще отвергался, либо выступал
в виде нескольких примитивных аффектов
(типа страха), к которым Уотсон вынужден
был обращаться, чтобы объяснить
условно-рефлекторную регуляцию
эмоционального поведения. Попытки
включить категории образа, мотива и
психосоциального отношения в исходную
бихевиористскую программу привели к
ее новому варианту – необихевиоризму.

Необихевиоризм.

Возглавили это
движение американские психологи Э.Толмен
и К.Халд.

Эдвард Толмен
(1886-1959)
свои
основные идеи изложил в книге «Целевое
поведение у животных и человека»
(1932).
Как и
другие бихевиористы, экспериментальную
работу он вел в основном на животных
(белых крысах), считая, что законы
поведения являются общими для всех
живых существ, а наиболее четко и
досконально могут быть прослежены на
более элементарных уровнях поведения.

Подобно своим
предшественникам, «классическим
бихевиористам», Толмен отстаивал
положение, что исследование поведения
должно вестись строго объективным
методом, без всяких произвольных
допущений о недоступном этому методу
внутреннем ми ре сознания. Однако Толмен
возражал против того, чтобы ограничиваться
в анализе поведения только формулой
«стимул – реакция» и игнорировать
фак торы, которые играют незаменимую
роль в промежутке между ними. Эти факторы
он назвал «промежуточными переменными».

Раньше считалось,
что эти факторы являются чисто внутренними,
открытыми только для индивидуального
субъекта, способного наблюдать за своим
сознанием. Толмен
доказывал, что и внутренние процессы
можно «вывести наружу» и придать
их исследованию такую же точность, как
исследованию любых физических вещей
.
Для этого поведение
следует рассматривать не как цепочку
отдельных реакций, а с точки зрения его
целостной организации
.
Такое целостное поведение Толмен
описывал как систему, связанную со своим
окружением сетью
познавательных отношений
.
Организм ориентируется в ситуациях, к
которым приспосабливается, благодаря
тому, что выделяет определенные признаки,
позволяющие различать «что ведет к
чему». Он не просто сталкивается со
средой, а как бы идет навстречу ей со
своими ожиданиями, строя гипотезы и
даже проявляя изобретательность в
поисках оптимального выхода из проблемной
ситуации.

В отличие от других
бихевиористов, Толмен
настаивал на том, что поведение не
сводится к выработке двигательных
навыков.
По
его экспериментальным данным, организм,
постепенно осваивая обстановку, строит
познавательную
(«когнитивную
«)
карту того пути, которому нужно следовать
для решения задачи. (В качестве главной
задачи испытуемые животные в опытах
Толмена должны были найти выход из
лабиринта, чтобы получить подкормку и
тем самым удовлетворить потребность в
пище.) Уделяя большое внимание вопросам
научения, Толмен
выделил особый тип научения, которое
было названо латентным (скрытым).

Это скрытое, ненаблюдаемое научение
играет роль, когда подкрепление
отсутствует. И тем не менее оно способно
изменять поведение.

Теория Толмена
побудила пересмотреть прежние взгляды
бихевиористов на факторы, которые
регулируют адаптацию организма к среде.
Среди этих факторов особо следует
выделить целевую
регуляцию действий живых существ, их
способность к активной познавательной
работе даже в тех случаях, когда речь
идет о выработке двигательных навыков.

Кларк Халд
(1884-1953)

стремился придать психологической
теории стройность и точность, свойственные
физико-математическим
наукам
.
Исходя из этого, он считал, что в
психологии следует выдвинуть несколько
общих теорем
(подобно
геометрии Эвклида или механике Ньютона),
подвергнуть их экспериментальной
проверке и в случае, если они опытом не
подтвердятся, преобразовать их в более
адекватные положения. Такой подход
получил название гипотетико-дедуктивного
метода
.

Халд опирался в
основном на учение И.Л.Павлова об условных
рефлексах, считая, что важнейшую роль
при использовании этого понятия следует
придать силе
навыка
. Для
того чтобы эта сила проявилась, необходимы
определенные физиологические потребности.
Из всех факторов решающее влияние на
силу навыка оказывает редукция
потребности
.
Чем чаще она редуцируется, тем больше
сила навыка. Величина редукции потребности
определяется количеством и качеством
подкреплений. Кроме того, сила навыка
зависит от интервала между реакцией и
ее подкреплением, а также от интервала
между условным раздражителем и реакцией.
Халд разделил
первичное и вторичное подкрепление
.
Первичным подкреплением является,
например, пища для голодного организма
или удар электрическим током, вызывающий
прыжок у крысы. Потребность соединена
с раздражителями, реакция на которые,
в свою очередь, играет роль подкрепления,
но уже вторичного.

Халд полагал, что
можно строго научно объяснить поведение
организма без обращения к психическим
образам, понятиям и другим интеллектуальным
компонентам. По его мнению, для различения
объектов достаточно такого образования,
как потребность.
Если в одном из коридоров лабиринта
животное может найти пищу, а в другом –
воду, то характер его движений однозначно
определяется потребностью и больше
ничем.

Халд создал большую
школу, стимулировавшую разработку
применительно к теории поведения
физико-математических методов,
использование аппарата математической
логики и построение моделей, на которых
проверялись гипотезы о различных
способах приобретения навыков.

Новый импульс
развитию этого направления дала теория
Б.Ф.Скиннера, разработавшего концепцию
«оперантного
бихевиоризма».

Берхауз Фредерик
Скиннер (1904-1990)

окончил Гарвардский университет, защитив
в 1931 году докторскую диссертацию. В
течение последующих пяти лет Скиннер
работал в Гарвардской медицинской
школе, занимаясь исследованием нервной
системы животных. Большое влияние на
его научные интересы оказали исследования
Уотсона и работы Павлова по формированию
и изучению условных рефлексов. После
нескольких лет работы в Миннесотском
университете и в университете Индианы
Скиннер становится профессором
Гарвардского университета, где оставался
до конца жизни. Он становится членом
национальной академии наук, его работы
приобретают всемирную известность.
Однако первоначальное стремление стать
писателем приводит Скиннера к идее
связать две его основные потребности
– в науке и в искусстве, что реализуется
в написанном им в 1949 году романе
«Уолден-2». Здесь он описывал
утопическое общество, основанное на
разработанных им принципах обучения.

Стремясь переработать
классический бихевиоризм, Скиннер
исходил прежде всего из необходимости
систематического
подхода к пониманию человеческого
поведения
.

От констатации
Скиннер переходит
к разработке методов целенаправленного
обучения и управления поведением
.
А потому в психологию он вошел в первую
очередь как теоретик обучения,
разработавший различные программы
обучения и коррекции поведения.

Исходя из
представления о том, что не только
умения, но и знания представляют собой
вариации по ведения, Скиннер разрабатывает
его особый вид оперантное
поведение
.
В принципе он исходил из того, что психика
человека основана на рефлексах разного
рода и разной степени сложности.

В противовес этому
подходу, при оперантном обучении
подкрепляется
только поведение, операции, которые
совершает субъект в данный момент
.
Большое значение имеет и тот факт, что
сложная
реакция разбивается на ряд простых,
следующих друг за другом и приводящих
к нужной цели
.
Так, при обучении голубя сложной реакции
– выходу из клетки с помощью нажатия
клювом на рычаг Скиннер подкреплял
каждое движение голубя в нужном
направлении, добиваясь того, что в конце
концов он безошибочно выполнял эту
сложную операцию. Такой подход к
формированию нужной реакции имел большие
преимущества по сравнению с традиционным.
Прежде всего, это поведение было намного
устойчивее, оно очень медленно угасало
даже при отсутствии подкрепления.
Скиннер обратил внимание на то, что даже
одноразовое подкрепление может иметь
значительный эффект, так как устанавливается
хотя бы случайная связь между реакцией
и появлением стимула. Если
стимул был значимым для индивида, он
будет пытаться повторить реакцию,
которая принесла ему успех
.
Такое поведение Скиннер называл
«суеверным», указывая на его большую
распространенность.

Не меньшее
значение имеет и тот факт, что обучение
при оперантном обусловливании идет
быстрее и проще
.
Это связано с тем, что экспериментатор
имеет возможность наблюдать не только
за конечным результатом (продуктом), но
и за процессом выполнения действия
(ведь оно разложено на составляющие,
реализуемые в заданной последовательности).
Фактически происходит экстериоризация,
«вынесение вовне» не только
исполнения, но и ориентировки и контроля
за действием. Что особенно важно, такой
подход возможен при обучении не только
определенным навыкам, но и знаниям.

Разработанный
Скиннером метод программированного
обучения давал возможность оптимизировать
учебный процесс, разработать корректирующие
программы для неуспевающих и умственно
отсталых детей.

Если программы
обучения детей, разработанные Скиннером,
были встречены с энтузиазмом и получили
повсеместное распространение, то его
под ход к программированию поведения
и так называемые программы, которые
были разработаны с целью коррекции
отклоняющегося поведения (у малолетних
преступников, психически больных людей),
подверглись обоснованной критике.
Прежде всего речь шла о недопустимости
тотального контроля за поведением (без
которого невозможно применение этих
программ), так как речь идет о постоянном
положительном подкреплении желательного
поведения и отрицательном подкреплении
нежелательного
.
Кроме того, возникал вопрос и о
правомерности награды за определенное
количество набранных жетонов, и о
наказании за их недостаточное количество,
ибо при этом не должны быть нарушены
основные права детей.

Несмотря на эти
недостатки подход Скиннера дал реальную
возможность корректировать и направлять
процесс обучения, процесс формирования
новых форм проведения. Он оказал огромное
влияние на психологию. В современной
американской науке Скиннер является
одним из наиболее влиятельных авторитетов,
превзойдя по количеству цитирования и
сторонников даже Фрейда. При этом
наибольшее влияние его теория оперантного
поведения оказала на практику, дав
возможность пересмотреть процесс
научения и разработать новые подходы
к обучению и новые программы.

Социальный
бихевиоризм.

Кроме процесса
обучения, бихевиористы изучали и
социализацию детей, приобретение ими
социального опыта и норм поведения того
круга, к которому они принадлежат.

Американский
ученый Джордж
Мид (1863-1931),

работавший в Чикагском университете,
попытался учесть своеобразие
обусловленности человеческого поведения
в своей концепции
,
названной социальным бихевиоризмом.

Исследования
этапов вхождения ребенка в мир взрослых
привели Д. Мида к мысли о том, что личность
ребенка формируется в процессе его
взаимодействия с другими. При этом в
общении с разными людьми ребенок играет
разные «роли».

Таким образом, его личность является
как бы объединением раз личных ролей,
которые он на себя принимает. Большое
значение как в формировании, так и в
осознании этих ролей имеет игра, в
которой дети впервые учатся принимать
на себя различные роли и соблюдать
определенные правила.

Теория Мида
называется также и теорией
ожидания
,
так как, по его мнению, дети проигрывают
свои роли в зависимости от ожиданий
взрослого. Именно в зависимости от
ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения
за родителями, знакомыми) дети по-разному
играют одни и те же роли. Так, роль ученика
ребенок, от которого родители ожидают
только отличных отметок, играет
по-другому, чем ребенок, которого «сдали»
в школу только по тому, что это надо и
чтобы он хотя бы полдня не путался дома
под ногами.

Мид различает игры
сюжетные и игры с правилами.

Большой интерес
представляют и исследования асоциального
(агрессивного) и просоциального поведения,
предпринятые психологами этого
направления. Так, Д.Доллард
разработал
теорию фрустрации

(фрустрация – дезорганизация поведения,
вызванная невозможностью справиться
с трудностями). Теория Долларда утверждает,
что сдерживание
слабых проявлений агрессивности (которые
явились результатом прошедших фрустраций)
может привести к их сложению и создать
очень мощную агрессивность
.
Согласно этому мнению, возможно, что
все фрустрации, которые переживаются
в детском возрасте, могут привести к
агрессивности в зрелом возрасте.

Большое значение
имеют и работы Ф.Петермана,
А.Бандуры
и
других ученых, посвященные коррекции
отклоняющегося поведения.

Исследования
процесса социализации детей привели
бихевиористов и к открытию таких важных
феноменов, как конформизм
и
негативизм
.
Необходимо отметить, что исследования
ученых этой школы открыли многие законы
и механизмы обучения и тем самым
способствовали оптимизации процесса
обучения и воспитания детей.

Бихевиоризм — Википедия

Behaviorismul [1] (din engl. бихевиоризм , behavior = comportament; fr. béhaviorisme ) este un curent înölécésésélésihologie, curent în. fără a se recurge la mecanismele cerebrale ale conștiinței sau la procsele mentale interne. În limba română se folosește uneori și sinonimul comportamentism [2] .

Прекурсоры [изменение | modificare sursă]

Psihologia fuse Definită de William James ca «tiință a vieții mentale».Dar la începutul anilor 1900, un număr din ce în ce mai mare de psihologi au crisat abordarea studiului procselor mentale conștiente și inconștiente de pînă atunci. Aceste crisi făceau referire la fidelitatea i utilitatea metodei introspecției, în care subiectul era rugat să descrie propriile sale method mentale pe parcursul mai multor sarcini. О альтернативном представлении теории Фрейда despre motivele inconștiente. N încercarea unui demers metodologic mult mai științific ii mai riguros, s-a trecut gradat de la cercetarea procselor mentale invizibile, la studiul comportamentelor ce puteau fi observate direct.Această abordare, cunoscută sub denumirea de бихевиоризм, революция știința psihologiei și a rămas curentul dominant pentru următorii 50 de ani.

La începutul secolului XX o serie de psihologi, nemulțumiți de lipsa caracterului Practic și evolutiv al tiinței psihologice europene, au in America reacii critice la adresa psihologaleiei tradios. Primele criti au venit din partea filozofilor, în special James i Dewey, care susțineau că nu este adevărat ceea ce corespunde realității, căci gândirea nu отражать реалистичную информацию, ci doar elaborează Reguli sau Instrumentea de la Praça de la de la de la partea, aaccée, ae subiectivitatea umană.Al doilea atac al introspecționismului a venit din partea zoopsihologilor, care explicau comportamentul prin ideea că organis este o mașină chimică pusă в mișcare de for dee externe, extinzând teoria tropismelor de la plante la animale. (1859-1924) (1859-1924). Zoopsihologii Recomandă metode obiective pentru studierea comportamentului, ca: tehnica labirinturilor, tehnica reflexelor condiționate, и т. Д. Nervoși superiori, ci în periferia organului, adică în modificările ce au loc в организме.

Эдвард Ли Торндайк

Печать первых фондов с поведением на плоском уровне — это психолог американца Эдварда Ли Торндайка. В 1898 году Торндайк реализовал серию экспериментов с vizau modul de envățare al animalelor. Într-unul din studii, acesta a pus o pisică într-o cușcă, iar în afara cuștii, o bucata de hrană. Apoi a măsurat timpul în care animalul învață și reușește să deschidă ușa cutiei pentru a ajunge la hrană. Supunînd pisica aceleiași acțiuni de mai multe ori, a văzut că aceasta repetă comportamentele care au dus la success și, în încercări последовательное, scapă din ce în ce mai Repede și mai ușor din cușcă.В эксперименте urma acestui Торндайк a propus o «lege» соответствует căreia comportamentele urmate de o întărire pozitiva (вознаграждение) se vor repeta, iar cele urmate de o întărire negativă ori fără întărire nu seor.

И.М.Сеченов

Иван Петрович Павлов

În 1906 psihologul rus Иван Петрович Павлов, уход cîștigase cu doi ani în urmă premiul Nobel, formulează unul dintre Principiile celei mai importante ale învățării. Acesta исследует процедуру пищеварительного процесса, содержащуюся в пищеварительном тракте, слюну, секретируемую в мгновение ока, и заботу о ней, как о пищеварительном тракте, или о букете, хранящейся в организме.După măsurători повторять, Павлов descoperit că animalele salivau chiar la expectarea primirii hranei. Mai mult, dacă primirea hranei ar fi fost asociată cu un clopoel, atunci secretția salivei s-ar fi declanșat doar la simpleul auz al acestui clopoel. Acesta este o formă de baza a ceea ce în psihologie se numește condiționare clasică (sau pavloviană), в уходе за организмом asociază un стимулом cu un altul. Ca urmare a acestei asocieri, acesta va reacționa la al doilea стимул, cel asociat, într-un mod, аналогичный cu reacția față de primul стимул.Cercetările ulterioare au arătat că acest processing poate fi baza formarii unor seekințe sau a structurării unor temeri, chiar fobii.

Традиционное поведение [изменение | modificare sursă]

Deși Thorndike și Pavlov sunt cei care au pus «в сценарии» бихевиоризма, абиа в 1913 году viziunea psihologiei бихевиорист с-разъяснением. В частности, Джон Бродус Ватсон опубликовал в lucrarea «Психологию с точки зрения бихевиористов». Scopul acesteia nu era altceva decît o completetă переопределяет психологию ca «ramură pur экспериментальная și obiectivă a tiinței naturale».Scopul teoretic al acestei științe este predicția și controlul comportamentului. Noua Strategie propusă presupunea variaia optimului din mediu, observarea reacției organisului la această schimbare. Argumentele decisive împotriva introspecționismului le-a formulat zoopsihologul John B. Watson, care a susținut că, dacă psihologia vrea să devină știință, trebuie să își schimbe obiectul tiină, sup, sup, sup Apoi, Susține Watson, psihologia trebuie să îi schimbe metoda, înlăturând introspecția și folosind metode independente de subiectul cunoscător, obiective.Aln al treilea rând, susținea J.B. Watson, psihologia ar trebui să-i schimbe scopul, să nu se mulțumească doar cu descrieri și explicații asupra realității psihice, ci să formulezeamenttea de la de la acentrules, pénéte de la de la de la de la de la de la de la de la de la de la de la de la de la de la de Soéé laéé время которое формула-формулезеaмeaментea, poccumuea, alee, alee.

Neobehaviorismul [изменение | modificare sursă]

Макс Майер: физиологический бихевиоризм

A. P. Weiss: bvehaviorism biosocial

К. Халл,

Э. Гатри

F. Ch. Толмен

Burrhus Фредерик Скиннер

Б.Ф. Скиннер (википедия)

Cel mai puternic lider al behaviorismului a fost Burrhus Фредерик Скиннер, un psiholog american care a început studiul învățării la animale в anii 1930. Skinner împămîntenit termenul de «întăriinner» i folosită pentru testarea animalelor. Avînd la bază Experimente Realizate pe cobai și porumbei, эль-идентификация alte Principii de bază ale învățării. Skinner susținea că Principiile învățării explică nu doar comportamentul animalelor de labrator, ci și pe cel al oamenilor care asimilează sau își modică comportamentul.О альтернативном завершении эпохи может быть применимо toate comportamentele sunt modelate de patternuri complex de întăriri venite din partea mediului, un process ce poartă numele de condiționare operantă. Această perspectivă l-a făcut pe Skinner cel mai controversat, dar în același timp i cel mai Influent și mai marcant psiholog al secolului XX, соответствует опубликованному анкетеру в Американский психолог .

Бихевиоризм телелологический [изменение | modificare sursă]

Este cel mai недавний опытный бихевиорист в психологии.

Influența behaviorismului în tiințele sociale [изменение | modificare sursă]

Cu toate că științele sociale nu au fost influenate niciodată de behaviorismul clasic, anumite aspecte izvorâte din sfera doctrinelor behavioriste au Penetrat câmpul teoretic al acestora [3] . Așa cum a fost dezvoltat de Watson i Skinner, bevaviorismul respingea teoretizarea, Favorizând o psihologie experimentală, care avea în vedere reacții de tip стимул-рэпунс [4] . Эмиль Дюркгейм, Самоубийство, (1897), репринт The Free Press 1997

  • Mânzat Ion: Istoria psihologiei Universale , Editura Univers Enciclopedic, București, 2007, ISBN 978-973-637-148-6
  • Zlate Mielu: Introducere în psihologie , ediția III-a, Editura Polirom, București, 2000, ISBN 973-683-412-3
  • Эдвард Э. Смит, Сьюзен Нолен-Хуксема, Барбара Л. Фредриксон, Джеффри Р. Лофтус: Введение в психологию , ediția a XIV-a, Editura Tehnică, București, 2005, ISBN 973-31-2253-X

Wikicitat

Wikţionar

,

Бихевиоризм — Википедия

Behaviorism är en vetenskaplig Psykologisk inriktning med fokus på beteende och inlärning. Варианты лансеров от Джона Ватсона 1913 года.

Behaviorismen har flera olika ursprung, och nedan listas fem av de vanligaste. Alla har rötterna i det tidiga 1900 -ales filosofiska / vetenskapliga strömningar. [1]

  • utvecklingsbiologi, där människan raknas som en djurart.
  • материалов на основе философского подхода.Där Betraktas medvetandet och psyket som elektrofysiologiska processor и alla djurs (inklusive människans) nervsystem.
  • позитивизм и эмпиризм — теория и практика на всех ветандах и поисках ска-ха-бас и наблюдателей и матнингаров, а также атт де ска кунна квантифиерас.
  • statistiken såsom en vetenskap / vetenskaplig metod. Denna ska kunna fungera som ett hjälpmedel i hanteringen av fenomen och förlopp som sker med en viss frekvens (sannolikhet).
  • «scientifiering» av hela samhället, både i näringslivet och det offentliga.Denna strömning var särskilt framträdande under perioden 1950–80, och då var målet att skapa ett idealsamhälle, där forskningen och utvecklingen (FoU) var politiskt styrd.

Enligt behaviorismen bör psykologin vara en «beteendelära». Fram till mitten av 1900-талет innebar det allt yttre, Observerbart. Senare räknade man också med «beteenden» av olika slag, inlusive tänkande, сиде, лисснанде, луктанде, таланде. Dessa räknades antingen som bifenomen till processing i nervsystemet eller som viktiga faktorer for känslomässiga reaktioner och personers beslutsfattande. [1]

Behaviorismen or sprungen ur den komparativa psykologin, from Ivan Pavlovs [1] utveckling для классических ставок и B.F. Skinners mer radikala [1] forskning для оперативных ставок. Enligt behaviorismen är psykologins mål inte en beskrivning av människan, utan prediktion och kontroll av beteende. Psykologi ses som en gren av naturvetenskapen och ska därför ägna sig åt det som är objektivt mätbart. Således är endast Observerbara Beteenden, det vill säga biologiska och fysiologiska Responser, föremål för studier.

I USA slog behaviorismen igenom först i samband med John B. Watsons uppsats «Psykologin som en Beviorist ser den» (publicerade 1913 i Psychological Review ). [1] Watson отвечает на запросы пользователей по методу ветенскаплиги. Хан фанн дет omotiverat att бескрива människans själsliv utan att beakta det som påverkas av och utövar påverkan på detta; människans biologi och omgivning. Детта вар вид 1900-талантов början en mycket kontroversiell syn, som dels var en reaktion på förhärskande psykologiska teorier som tillämpade самоанализ для атт бескрива хур människan fungerar.Det finns dock en riktning inom behaviorismen som menar att människans tankar och känslor kan cabinras, om än indirekt.

Седан 1970-х годов с полным набором функций для классического бихевиоризма, мы говорим о бихевиористском подходе, чтобы узнать больше о поведении и психологии. Den välbelagda behavioristiska grundforskningen рычаг док-станция kvar i den växande psykoterapeutiska inriktningen kognitiv beteendeterapi och i beteendeanalysen.[ a b c d e ] «бихевиоризм». Arkiverad 4 марта 2016 года после Wayback Machine. psykologiguiden.se. Läst 1 августа 2015.

  • Уотсон, Джон Б. (1913). «Психология с точки зрения бихевиористов». Психологический обзор 20: сид. 158-177.

,

Wikipedia bahasa Indonesia, ensiklopedia bebas

Behaviorisme atau Aliran Perilaku (juga disbut Perspektif Belajar) adalah filosofi dalam psikologi yang berdasar padaisimeilakanua, dilaprasan, padaisi, dilapasan, dilapasan, padaisi, dilapasan, dilapasan, padaisi, dilaprasin, dilapasan, padaisi, dilapasan, dilapasan perilaku. Алиран ini berpendapat bahwa perilaku demikian dapat digambarkan secara ilmiah tanpa melihat peristiwa fisiologis internal atau konstrak hipotetis seperti pikiran.Behaviorisme beranggapan bahwa semua teori harus memiliki dasar yang bisa diamati tetapi tidak ada perbedaan antara proses yang dapat diamati secara publik (seperti tindakan) dengan proses yang diamati secara pribadi (seperti pribadi) (seperti pribadi).

Tokoh-tokoh terkenal tentang masalah ini diantaranya adalah:

  • Baum, W.M. (2005) Понимание бихевиоризма: поведение, культура и эволюция . Blackwell.
  • Ферстер, К. Б. и Скиннер, Б. Ф. (1957). Графики армирования . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
  • Mills, John A., Control: A History of Behavioral Psychology , издание в мягкой обложке, New York University Press 2000.
  • Латтал, К.А. И Чейз П. (2003) «Теория поведения и философия». Plenum.
  • Плотник, Род. (2005) Введение в психологию . Томсон-Уодсворт (ISBN 0-534-63407-9).
  • Рахлин, Х. (1991) Введение в современный бихевиоризм. (3-е издание) Нью-Йорк: Freeman.
  • Скиннер, Б.Ф. За пределами свободы и достоинства , Hackett Publishing Co, Inc 2002.
  • Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
  • Скиннер, Б.Ф. (1945). «Оперативный анализ психологических терминов». Психологический обзор . 52 (270–7): 290–4.
  • Скиннер, Б.Ф. (1953). Наука и поведение человека (ISBN 0-02-929040-6) Онлайн-версия.
  • Скиннер, Б.Ф. (1957). Вербальное поведение . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  • Скиннер, Б.Ф. (1969). Непредвиденные обстоятельства, связанные с армированием: теоретический анализ . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
  • Скиннер, Б.Ф. (31 июля 1981 г.). «Отбор по последствиям» (PDF). Наука . 213 (4507): 501–4. DOI: 10.1126 / science.7244649. PMID 7244649. Diakses tanggal 14 августа 2010 г.
  • Стаддон, Дж. (2001) Новый бихевиоризм: разум, механизм и общество. Филадельфия, Пенсильвания: Psychology Press. С. xiii, 1–211.
  • Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиориста. Психологический обзор , 20, 158–177. (онлайн).
  • Уотсон, Дж. Б. (1919). Психология с точки зрения бихевиориста .
  • Уотсон, Дж. Б. (1924). Бихевиоризм .
  • Zuriff, G.E. (1985). Бихевиоризм: концептуальная реконструкция , Columbia University Press.
  • Леклер, Дж. И Рушин, Дж.П. (2010) Поведенческая аналитика для чайников. Wiley. (ISBN 978-0-470-58727-0).

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *