Бихевиоризм основные идеи таблица: Основные идеи бихевиоризма и их развитие в социальной практике

Содержание

Основная идея бихевиоризма — Kratkoe.com

Автор J.G. На чтение 3 мин.

Основные идеи бихевиоризма кратко изложенные в этой статье.

Основная идея бихевиоризма

В ХХ веке облик новой американской психологии определил бихевиоризм. Данное течение основал Джон Уотсон (1878-1958), сформулировал кредо направления следующим образом – «Предметом психологии является поведение».  Даже сам термин «бихевиоризм» обозначает поведение или поведенческая психология.

Бихевиоризм: представители и основные идеи

Анализ поведения носит строго объективный характер, ограничиваясь наблюдаемыми внешне реакциями. Все то, что нельзя объективно регистрировать, изучению не подлежит. То есть, сознание и мысли человека рассматривать нельзя, так как они не поддаются измерению. Также процессы, происходящие внутри человеческого организма, невозможно изучить. Из этого следует, что личность – это своеобразный «черный ящик» в бихевиоризме. Только внешние действия человека, ситуации и стимулы, которые их обуславливают, являются объективными. Поэтому задача психологии – определить по реакции вероятный стимул, а по нему предсказать определенную реакцию.

С точки зрения бихевиоризма личность – это группа поведенческих реакций, которые присущи отдельному человеку. Представители данного направления создали формулу «стимул—реакция» или S—R, являющееся главной в бихевиоризме. Ученый Торндайк в своем законе эффекта уточнил, что связь «стимул—реакция» усиливается при подкреплении. Подкрепление бывает:

  • Положительным — материальное вознаграждение, получение желаемого результата, похвала.
  • Отрицательным — наказание, неудача, боль, критическое замечание.

Человеческое поведение преимущественно вытекает из ожидания положительного подкрепления, реже из стремления избежать боли или наказания.

Другими словами, личность – это то, чем индивид обладает: сознательно регулируемые инстинкты, навыки, социализованные эмоции, пластичность.  Перечисленные качества помогают образовать новые навыки, удержать и сохранить их с целью приспособления к среде. Личность является организованной и относительно устойчивой системой навыков.

Бихевиористы понимают человека как действующее, реагирующее, обучающееся существо, которое запрограммированное на определенные реакции, поведение и действие.

Психолог Толмен немного расширил схему S—R, введя в нее новую переменную – I. Она обозначает психические процессы индивида, зависящие от его прошлого опыта, наследственности, физиологического состояния и природы стимула. Выглядит она так: S— I—R.

Еще один представитель данного направления, Скиннер, развил идею, что каждое живое существо обладает тенденцией к повторению определенного поведенческого акта. Индивид зависит от обстоятельств.

Но особо важная роль в становлении идей бихевиоризма принадлежит В. Бехтереву. Он создал концепцию «коллективной рефлексологии», которая изучала поведенческие реакции групп и индивидуумов, условия зарождения и специфику деятельности коллективов.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основополагающие идеи бихевиоризма.

Основные идеи современного бихевиоризма.

Основные понятия современного бихевиоризма.

107

сутствия более глубоких объяснительных теорий. Сегодня процесс научения во многом строится на принципах подкрепления, впрочем, как и процесс воздействия, представленныйврекламе, пропагандеит.п.

Представленный обзор основных понятий бихевиористской социальной психологии, конечно же, не отражает всего богатства ее категориального аппарата, но все же дает возможность разобраться в сути разрабатываемых им теоретических построений. Обладание культурой бихевиористской психологической ментальности создает предпосылки для конструктивногоиспользованиядостиженийданнойтрадициивпределахразвитиядругих психологическихпостроений.

Рассмотримидеи, лежащиевоснованиисоциальногоповедениячеловека.

1.Человеческий организм динамичен в социальном взаимодействии – положение, являющееся центральным для понимания современной бихевиористской социальной психологии. В отличие от ортодоксального бихевиоризма Уотсона, рассматривающего первичность стимулов по отношению к реакциям, современный бихевиоризм предполагает первичность реакций по отношению к стимулам, т.е. человек воспринимается не как пассивнореагирующийнавоздействующиеизвнестимулы, акакдинамичноактивнывсвоем отношениикнимикизменениямвокружающемегосоциальноммире.

2.Оперантыпродуцируютстимульныесобытия, создаваявозможностьихбудущего повторения. Социальные действия, совершаемые людьми, рассматриваются как способные влиять на окружение, вызывать позитивные, негативные или нейтральные последствия, которые, в свою очередь, увеличивают, уменьшают или вовсе не оказывают никакого влияния на будущую актуализацию определенных поведенческих действий. Без этого не только трудно объяснить формирование поведения, но и обсуждать вопрос о сохранении поведенияилиснижениивозможностейегопроявления.

3.Поддержание активного поведенческого репертуара является функцией подкрепления, обретенное поведение будет актуализироваться только при соответствующих стимульных условиях. Несмотря на достаточную гибкость обсуждаемого положения, оно все женедаетответанавопрос, почемучеловекприопределенныхобстоятельствахсовершает определенные действия. Разве что подкрепление увеличивает вероятность актуализации операнта, илиутверждениеофункциональныхотношениях, окотороммыскажемниже.

4.Повторяемость активности всходных обстоятельствах. В своей работе «Поведенческая модель человека: предположения и применение» Кюнкель и Нагасава приходят к выводу, что стимулы не только генерализуются, но и, будучи представленными в ситуации, могут сигнализировать о возможном проявлении определенной активности (закон дискриминациистимулов), примеромчемуявляетсяповедениетех жестудентов ваудитории, сигнализирующее о необходимости следования определенным социальным нормам. Короче, «если активность следует за подкреплением, вполне вероятно, что она будет повторновоспроизведенаприсходныхобстоятельствах» (с. 534).

5.Депривация (лишение). Если человек какое-то время лишен желаемого объекта, этот объект начинает со временем проявлять тенденцию к обладанию. потенциалом подкрепления; если человек не лишен объекта, он не обладает подкрепляющей силой. Это

Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии

108

положение является существенным для бихевиоризма прежде всего потому, что депривация проявляется в поведении человека значительно более эффективно, нежели принцип подкрепления. Реальная практика социальной жизни демонстрирует достаточно большое число примеров «сладости запретного плода». Однако не вызывает сомнений, что данное положениеноситотнюдьнеуниверсальныйхарактер.

Эффективность подкрепления остается предметом дискуссии и сегодня. Так, устанавливают, что «свойства подкрепления многих стимулов (не всех) зависят от их пригодностиилиприемлемостинадостаточнодлительныйпериод» (1978, с. 26–27).

6. Моделирование и научение. Актуальным для современной бихевиористской со- циальнойпсихологииявляетсяиположениеомоделировании–процессенаучения, вкотороминдивид актуализирует реакции, полученные посредством наблюдения задействиями и их последствиями со стороны других людей. Продолжающаяся актуализация определенного поведения в данной логике рассуждений является производной от того, в какой степени наблюдаемое поведение подкреплено (Kunkel и Nagasawa, с. 534). Общий вывод сводитсякследующему– еслиактивностиможнонаучитьчерезмоделирование, товполне вероятно, что она будет воспроизведена наблюдающим в сходных обстоятельствах (при условии, чтоповедениенаблюдаемогобылоподкреплено).

Особый вклад в разработку научения через моделирование внес А. Бандура. Автор утверждает, что результаты наблюдения за действиями других помогают определить природу и возможную эффективность непосредственно воспринимаемых действий, делать оценкипоследствийнаблюдаемыхдействий– пригодных, полезных, илинаоборот.

Конечно, когнитивная революция впсихологии немогла неоказать влияния на теоретические построения бихевиористов. Игнорирование таких категорий, как мышление, сознание, самость, социальный опыт, внутренняя активность и т.п., не могло не сказаться здесь. Поэтому в современных теоретических построениях бихевиористов все больше представлены элементы внутренней активности человека. В то же время, вполне естественно, отказ от фундаментальных постулатов происходит не так легко, как хотелось бы. В 90-ые годы обозначились кризисные тенденции и в когнитивной, и в гуманистической со- циально-психологических традициях. Наблюдается интерес ко многим наработкам в рамках бихевиористской и психодинамической традиций, возврат к анализу поведения человеканаметатеоретическомуровне.

Специфика бихевиористского подхода к рассмотрению социальнопсихологической феноменологии

В соответствии с логикой рассуждений Биджоу и Байера, анализ поведения должен строиться на следующих основополагающих представлениях: 1) детерминизме окружающей среды, включающем взаимодействие между организмами (в том числе генетическую одаренность) иихсоциальным окружением; 2) принципеэволюционности, всоответствии с которым поведение осуществляется на основе соответствующих механизмов в процессе эволюции; 3) объективном наблюдения как инструменте познания действительности; 4) функциональностианализавзаимодействийиобъяснений.

Специфика бихевиористского подхода в социальной психологии.

109

Отличительной особенностью анализа поведения является подчеркивание влияния окружения, среды на человеческий организм, генетических данных организма, чувствительностикподкреплениювсоответствиисегорольюдлявыживания.

Биджоу и Байер определяют анализ поведения человека, как его психологическое развитие, включающее прогрессивные изменения в ходе взаимодействия с событиями и фактами реальной жизни. Пытаясь оставаться в рамках естественнонаучного подхода, авторы пытаются избежать включения ненаблюдаемых гипотетических построений – причин поведения – и, наоборот, придерживаются идеи о том, что человеческое поведение представляет собой некоторую функцию специфических характеристик биологического созреванияорганизмавеговзаимодействиисокружающиммиром.

Поведение разграничивается на две категории – респондентное и оперантное. Расширение значения понятия «реакция» достигается за счет введения понятия «класс реакций», основывающегося на суждении о том, что реакции человека изменчивы во времени. Класс реакций относится к тем варьирующимся формам реагирования, которые выполняют сходную функцию. Одни представители класса реакций сходны, другие весьма отличны, и лишь одно остается неизменным – влияние на окружение или одинаковое реагированиенасходныесобытиявокружении.

Человек рассматривается не только как источник респондентных и оперантных реакций, но и как источник стимулов, как своего рода окружение внутри собственной самости. Представленность окружения в индивиде может измеряться по косвенным проявлениям: либочерезпредшествующиенаблюдавшиесявзаимодействия, генерируемыебиологическими структурами и их функционированием (например, желудочная боль от перенасыщения), либо собственно поведением (например, речью, мускульным напряжением и т.д.). Таким образом, индивид может быть источником стимулов, которые обусловливают респондентное поведение, источником стимулов усиливающих, ослабляющих, либо не оказывающих никакого влияния на существующие условия. Именно по этой причине анализ поведения рассматривает индивида как «группу взаимосвязанного оперантного и респондентного поведения и как источник стимулов, приобретающих специфические функциональные качества для этого поведения». Большинство же стимулов, влияющих на поведение человека обладают внешними источниками, и каждый должен быть измерен с помощьюинструментовилипосредствомизмененийвповедениииндивида.

Окружениеиндивидавключаетдвакомпонента: «специфическиестимульныесобытия», интегрирующие физические объекты (дома, машины и т.д.), химические объекты (аромат цветов, пищи, парфюмерии и т.д.), организмы и социальные объекты (действия и взаимодействия других), «обрамляющие объекты», или контекст, в котором происходит стимульно-реактивное взаимодействие. Обрамляющие объекты включают в свою очередь физическиеихимическиеобрамления(земля– вода, чистыйвоздух– загрязненныйвоздух и т.д.), организмические (насыщенное, ограниченное, опасное поведение, присутствие наркотиков в организме, физиологический цикл и т.д.), социальные (культура, дом, церковь, присутствиезначимыхдругихит.п.)

Специфические стимульные события, как компоненты окружения, могут анализироваться в характеристиках их физических измерений и \ или функциональных аспектов. Когда они описываются в характеристиках их физических атрибутов (красный автомобиль, высокий голос и т.п.), конкретизируются физические характеристики стимулов.

Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии

110

Стимулы могут измеряться изменениями в поведении индивида, и это составляет их функциональный аспект (функция стимулов). Если поведение показывает наличие значимой связи между стимулом и реакцией, для анализа становится значимой и функция стимула. Понятие стимульной функции позволяет организовать многообразие стимульных событийинаэтойосновеизбежатьсубъективизмапонятий.

Класс стимулов позволяет систематизировать сходные стимулы, проявляющиеся в разных обстоятельствах. В рамках одного класса они могут существенно различаться физически или быть схожими, однако их эффект по отношению к поведению должен быть одинаков ( так, сцена из телепередачи, картина, запах из кухни могут приводить к одному итомужеэффекту– желаниюпоесть).

Обрамляющие факторы раскрывают характеристики конкретных стимулов функции реакции в их взаимодействии. Природа обрамляющих факторов может быть физической, химической, органической или биологической, социальной или культурной, а в повседневной жизни они могут представать в различных комбинациях, что повышает вероятностьактуализацииповедениячеловека, усиливаетегостимульно-реактивныефункции.

Наконец, в качестве решающих аспектов анализа поведения выступает продолжительностьвзаимодействиямеждуиндивидомиокружением.

Поведенческий анализ устанавливает, что утверждение функциональных отношенийадекватноотвечаетнавопрос«почему?» иякобыгипотетическиотрицаетобъяснение, таккакононарушаетсоответствиемеждутеоретическойиэмпирическойдеятельностьюв науке. В любом случае система современного анализа поведения рассматривает стимульные условия, предшествующие или следующие, не как причину реакций, а как один из факторов множественного поля, и строится она на понимании всевозможных взаимодействийчеловеческогоповеденияиокружения.

К числу заслуг бихевиористского направления в социальной психологии следует отнести привнесение аспектов научности, строгости теоретических построений, их обязательного подтверждения в эксперименте, детальной проработки вопросов формирования, проявленияиизмененияповедения.

Следуеттакжеотметитьвсебольшуюегоконвергенциюскогнитивнойтрадициейв социальной психологии, однако после кризиса когнитивизма начала 80-х годов стала очевидной необходимость новой спирали в построении интегративной социальной психологии, вкоторойрольбихевиористскойтрадициибудетпо-прежнемурасти.

Глоссарий

Вероятность подкрепления – условия проявления определенных оперантных действий в соответствующих обстоятельствах. Обстоятельства проявления определенных оперантов часто определяются как схемы подкрепления.

Генерализация стимулов – имеет место тогда, когда стимул (стимулы) в силу их повторных ассоциаций с подкреплением становятся подкрепляющими и \ или дискриминантными стимулами, а другие стимулы, имеющие сходство сними также приобретают подкрепляющие и \ или дискриминантные свойства.

Депривация – состояние лишенности желаемого объекта, выражающееся в обретении со временем объектом тенденции обладания потенциалом подкрепления, становление «запретного плода» сладким.

Основные отличия психодинамического подхода.

111

Дискриминантные стимулы – индикаторы проявления определенных оперантов, сигнализирующие об обстоятельствах вызывания стимула. Дифференциальное подкрепление – имеет место в тех социальных ситуациях, в которых человеку предстоит выбор между двумя или несколькими альтернативными линиями поведения, приводящими к одному и тому же результату. Затухание – процесс возвращения операнта в свое исходное состояние при неподкреплении условий проявления операнта.

Моделирование – процесс научения в котором индивид (индивиды) актуализирует реакции, наученные посредством наблюдения за действиями и их последствиями со стороны других людей.

Негативное наказание – сокращение или устранение событий, последствий или изменений в окружении, приводящее к сокращению проявлений нежелательного поведения.

Негативное подкрепление – стимулы, способствующие устранению проявления определенных оперантов. В случае негативного подкрепления речь идет о сокращении окружения, способствующем прекращению проявлений нежелательного поведения.

Нейтральные подкрепления – события и последствия, следующие за некоторым оперантом и не оказывающие влияния на вероятность его проявления в будущем.

Оперант – поведение (реакция) личности вызывающая изменение в его окружении.

Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т.д., т.е. любые измеряемые реакции. Позитивное наказание –сокращение или устранение событий, последствий или изменений в окружении индивида, приводящее в случае применения после их проявления к повышению вероятности будущих проявлений желательного поведения. Позитивное подкрепление – события, последствия или изменения в окружении индивида обусловленные некоторым оперантом, повышающим вероятность его проявления.

Респондент – реакция организма на определенного рода стимуляцию. Основное различие между оперантом и респондентом заключается в отношении поведения к стимулу. Операнты контролируются своими последствиями (стимулами, следующими за ними), в то время как респонденты контролируются стимулами, предшествующими им.

Стимул – события, последствия или изменения в окружении индивида, оказывающие воздействие на его поведение.

Вопросы для обсуждения

1.В чем своеобразие бихевиористского подхода к анализу социальнопсихологической феноменологии?

2.В чем причины избрания естественнонаучного подхода (позитивистского) как ведущей методологии исследования?

3.Каковы основные тенденции развития современного бихевиоризма в соци-

Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии

112

альной психологии?

4.Почему бихевиористы избегают рассмотрения внутренней активности личности как детерминанты поведения?

Для дополнительного чтения

1.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000.

2.Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2004.

Основной источник

Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-

та, 1984.

Основные идеи современного бихевиоризма.

Основные понятия современного бихевиоризма.

107

сутствия более глубоких объяснительных теорий. Сегодня процесс научения во многом строится на принципах подкрепления, впрочем, как и процесс воздействия, представленныйврекламе, пропагандеит.п.

Представленный обзор основных понятий бихевиористской социальной психологии, конечно же, не отражает всего богатства ее категориального аппарата, но все же дает возможность разобраться в сути разрабатываемых им теоретических построений. Обладание культурой бихевиористской психологической ментальности создает предпосылки для конструктивногоиспользованиядостиженийданнойтрадициивпределахразвитиядругих психологическихпостроений.

Рассмотримидеи, лежащиевоснованиисоциальногоповедениячеловека.

1.Человеческий организм динамичен в социальном взаимодействии – положение, являющееся центральным для понимания современной бихевиористской социальной психологии. В отличие от ортодоксального бихевиоризма Уотсона, рассматривающего первичность стимулов по отношению к реакциям, современный бихевиоризм предполагает первичность реакций по отношению к стимулам, т.е. человек воспринимается не как пассивнореагирующийнавоздействующиеизвнестимулы, акакдинамичноактивнывсвоем отношениикнимикизменениямвокружающемегосоциальноммире.

2.Оперантыпродуцируютстимульныесобытия, создаваявозможностьихбудущего повторения. Социальные действия, совершаемые людьми, рассматриваются как способные влиять на окружение, вызывать позитивные, негативные или нейтральные последствия, которые, в свою очередь, увеличивают, уменьшают или вовсе не оказывают никакого влияния на будущую актуализацию определенных поведенческих действий. Без этого не только трудно объяснить формирование поведения, но и обсуждать вопрос о сохранении поведенияилиснижениивозможностейегопроявления.

3.Поддержание активного поведенческого репертуара является функцией подкрепления, обретенное поведение будет актуализироваться только при соответствующих стимульных условиях. Несмотря на достаточную гибкость обсуждаемого положения, оно все женедаетответанавопрос, почемучеловекприопределенныхобстоятельствахсовершает определенные действия. Разве что подкрепление увеличивает вероятность актуализации операнта, илиутверждениеофункциональныхотношениях, окотороммыскажемниже.

4.Повторяемость активности всходных обстоятельствах. В своей работе «Поведенческая модель человека: предположения и применение» Кюнкель и Нагасава приходят к выводу, что стимулы не только генерализуются, но и, будучи представленными в ситуации, могут сигнализировать о возможном проявлении определенной активности (закон дискриминациистимулов), примеромчемуявляетсяповедениетех жестудентов ваудитории, сигнализирующее о необходимости следования определенным социальным нормам. Короче, «если активность следует за подкреплением, вполне вероятно, что она будет повторновоспроизведенаприсходныхобстоятельствах» (с. 534).

5.Депривация (лишение). Если человек какое-то время лишен желаемого объекта, этот объект начинает со временем проявлять тенденцию к обладанию. потенциалом подкрепления; если человек не лишен объекта, он не обладает подкрепляющей силой. Это

Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии

108

положение является существенным для бихевиоризма прежде всего потому, что депривация проявляется в поведении человека значительно более эффективно, нежели принцип подкрепления. Реальная практика социальной жизни демонстрирует достаточно большое число примеров «сладости запретного плода». Однако не вызывает сомнений, что данное положениеноситотнюдьнеуниверсальныйхарактер.

Эффективность подкрепления остается предметом дискуссии и сегодня. Так, устанавливают, что «свойства подкрепления многих стимулов (не всех) зависят от их пригодностиилиприемлемостинадостаточнодлительныйпериод» (1978, с. 26–27).

6. Моделирование и научение. Актуальным для современной бихевиористской со- циальнойпсихологииявляетсяиположениеомоделировании–процессенаучения, вкотороминдивид актуализирует реакции, полученные посредством наблюдения задействиями и их последствиями со стороны других людей. Продолжающаяся актуализация определенного поведения в данной логике рассуждений является производной от того, в какой степени наблюдаемое поведение подкреплено (Kunkel и Nagasawa, с. 534). Общий вывод сводитсякследующему– еслиактивностиможнонаучитьчерезмоделирование, товполне вероятно, что она будет воспроизведена наблюдающим в сходных обстоятельствах (при условии, чтоповедениенаблюдаемогобылоподкреплено).

Особый вклад в разработку научения через моделирование внес А. Бандура. Автор утверждает, что результаты наблюдения за действиями других помогают определить природу и возможную эффективность непосредственно воспринимаемых действий, делать оценкипоследствийнаблюдаемыхдействий– пригодных, полезных, илинаоборот.

Конечно, когнитивная революция впсихологии немогла неоказать влияния на теоретические построения бихевиористов. Игнорирование таких категорий, как мышление, сознание, самость, социальный опыт, внутренняя активность и т.п., не могло не сказаться здесь. Поэтому в современных теоретических построениях бихевиористов все больше представлены элементы внутренней активности человека. В то же время, вполне естественно, отказ от фундаментальных постулатов происходит не так легко, как хотелось бы. В 90-ые годы обозначились кризисные тенденции и в когнитивной, и в гуманистической со- циально-психологических традициях. Наблюдается интерес ко многим наработкам в рамках бихевиористской и психодинамической традиций, возврат к анализу поведения человеканаметатеоретическомуровне.

Специфика бихевиористского подхода к рассмотрению социальнопсихологической феноменологии

В соответствии с логикой рассуждений Биджоу и Байера, анализ поведения должен строиться на следующих основополагающих представлениях: 1) детерминизме окружающей среды, включающем взаимодействие между организмами (в том числе генетическую одаренность) иихсоциальным окружением; 2) принципеэволюционности, всоответствии с которым поведение осуществляется на основе соответствующих механизмов в процессе эволюции; 3) объективном наблюдения как инструменте познания действительности; 4) функциональностианализавзаимодействийиобъяснений.

Специфика бихевиористского подхода в социальной психологии.

109

Отличительной особенностью анализа поведения является подчеркивание влияния окружения, среды на человеческий организм, генетических данных организма, чувствительностикподкреплениювсоответствиисегорольюдлявыживания.

Биджоу и Байер определяют анализ поведения человека, как его психологическое развитие, включающее прогрессивные изменения в ходе взаимодействия с событиями и фактами реальной жизни. Пытаясь оставаться в рамках естественнонаучного подхода, авторы пытаются избежать включения ненаблюдаемых гипотетических построений – причин поведения – и, наоборот, придерживаются идеи о том, что человеческое поведение представляет собой некоторую функцию специфических характеристик биологического созреванияорганизмавеговзаимодействиисокружающиммиром.

Поведение разграничивается на две категории – респондентное и оперантное. Расширение значения понятия «реакция» достигается за счет введения понятия «класс реакций», основывающегося на суждении о том, что реакции человека изменчивы во времени. Класс реакций относится к тем варьирующимся формам реагирования, которые выполняют сходную функцию. Одни представители класса реакций сходны, другие весьма отличны, и лишь одно остается неизменным – влияние на окружение или одинаковое реагированиенасходныесобытиявокружении.

Человек рассматривается не только как источник респондентных и оперантных реакций, но и как источник стимулов, как своего рода окружение внутри собственной самости. Представленность окружения в индивиде может измеряться по косвенным проявлениям: либочерезпредшествующиенаблюдавшиесявзаимодействия, генерируемыебиологическими структурами и их функционированием (например, желудочная боль от перенасыщения), либо собственно поведением (например, речью, мускульным напряжением и т.д.). Таким образом, индивид может быть источником стимулов, которые обусловливают респондентное поведение, источником стимулов усиливающих, ослабляющих, либо не оказывающих никакого влияния на существующие условия. Именно по этой причине анализ поведения рассматривает индивида как «группу взаимосвязанного оперантного и респондентного поведения и как источник стимулов, приобретающих специфические функциональные качества для этого поведения». Большинство же стимулов, влияющих на поведение человека обладают внешними источниками, и каждый должен быть измерен с помощьюинструментовилипосредствомизмененийвповедениииндивида.

Окружениеиндивидавключаетдвакомпонента: «специфическиестимульныесобытия», интегрирующие физические объекты (дома, машины и т.д.), химические объекты (аромат цветов, пищи, парфюмерии и т.д.), организмы и социальные объекты (действия и взаимодействия других), «обрамляющие объекты», или контекст, в котором происходит стимульно-реактивное взаимодействие. Обрамляющие объекты включают в свою очередь физическиеихимическиеобрамления(земля– вода, чистыйвоздух– загрязненныйвоздух и т.д.), организмические (насыщенное, ограниченное, опасное поведение, присутствие наркотиков в организме, физиологический цикл и т.д.), социальные (культура, дом, церковь, присутствиезначимыхдругихит.п.)

Специфические стимульные события, как компоненты окружения, могут анализироваться в характеристиках их физических измерений и \ или функциональных аспектов. Когда они описываются в характеристиках их физических атрибутов (красный автомобиль, высокий голос и т.п.), конкретизируются физические характеристики стимулов.

Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии

110

Стимулы могут измеряться изменениями в поведении индивида, и это составляет их функциональный аспект (функция стимулов). Если поведение показывает наличие значимой связи между стимулом и реакцией, для анализа становится значимой и функция стимула. Понятие стимульной функции позволяет организовать многообразие стимульных событийинаэтойосновеизбежатьсубъективизмапонятий.

Класс стимулов позволяет систематизировать сходные стимулы, проявляющиеся в разных обстоятельствах. В рамках одного класса они могут существенно различаться физически или быть схожими, однако их эффект по отношению к поведению должен быть одинаков ( так, сцена из телепередачи, картина, запах из кухни могут приводить к одному итомужеэффекту– желаниюпоесть).

Обрамляющие факторы раскрывают характеристики конкретных стимулов функции реакции в их взаимодействии. Природа обрамляющих факторов может быть физической, химической, органической или биологической, социальной или культурной, а в повседневной жизни они могут представать в различных комбинациях, что повышает вероятностьактуализацииповедениячеловека, усиливаетегостимульно-реактивныефункции.

Наконец, в качестве решающих аспектов анализа поведения выступает продолжительностьвзаимодействиямеждуиндивидомиокружением.

Поведенческий анализ устанавливает, что утверждение функциональных отношенийадекватноотвечаетнавопрос«почему?» иякобыгипотетическиотрицаетобъяснение, таккакононарушаетсоответствиемеждутеоретическойиэмпирическойдеятельностьюв науке. В любом случае система современного анализа поведения рассматривает стимульные условия, предшествующие или следующие, не как причину реакций, а как один из факторов множественного поля, и строится она на понимании всевозможных взаимодействийчеловеческогоповеденияиокружения.

К числу заслуг бихевиористского направления в социальной психологии следует отнести привнесение аспектов научности, строгости теоретических построений, их обязательного подтверждения в эксперименте, детальной проработки вопросов формирования, проявленияиизмененияповедения.

Следуеттакжеотметитьвсебольшуюегоконвергенциюскогнитивнойтрадициейв социальной психологии, однако после кризиса когнитивизма начала 80-х годов стала очевидной необходимость новой спирали в построении интегративной социальной психологии, вкоторойрольбихевиористскойтрадициибудетпо-прежнемурасти.

Глоссарий

Вероятность подкрепления – условия проявления определенных оперантных действий в соответствующих обстоятельствах. Обстоятельства проявления определенных оперантов часто определяются как схемы подкрепления.

Генерализация стимулов – имеет место тогда, когда стимул (стимулы) в силу их повторных ассоциаций с подкреплением становятся подкрепляющими и \ или дискриминантными стимулами, а другие стимулы, имеющие сходство сними также приобретают подкрепляющие и \ или дискриминантные свойства.

Депривация – состояние лишенности желаемого объекта, выражающееся в обретении со временем объектом тенденции обладания потенциалом подкрепления, становление «запретного плода» сладким.

Основные отличия психодинамического подхода.

111

Дискриминантные стимулы – индикаторы проявления определенных оперантов, сигнализирующие об обстоятельствах вызывания стимула. Дифференциальное подкрепление – имеет место в тех социальных ситуациях, в которых человеку предстоит выбор между двумя или несколькими альтернативными линиями поведения, приводящими к одному и тому же результату. Затухание – процесс возвращения операнта в свое исходное состояние при неподкреплении условий проявления операнта.

Моделирование – процесс научения в котором индивид (индивиды) актуализирует реакции, наученные посредством наблюдения за действиями и их последствиями со стороны других людей.

Негативное наказание – сокращение или устранение событий, последствий или изменений в окружении, приводящее к сокращению проявлений нежелательного поведения.

Негативное подкрепление – стимулы, способствующие устранению проявления определенных оперантов. В случае негативного подкрепления речь идет о сокращении окружения, способствующем прекращению проявлений нежелательного поведения.

Нейтральные подкрепления – события и последствия, следующие за некоторым оперантом и не оказывающие влияния на вероятность его проявления в будущем.

Оперант – поведение (реакция) личности вызывающая изменение в его окружении.

Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т.д., т.е. любые измеряемые реакции. Позитивное наказание –сокращение или устранение событий, последствий или изменений в окружении индивида, приводящее в случае применения после их проявления к повышению вероятности будущих проявлений желательного поведения. Позитивное подкрепление – события, последствия или изменения в окружении индивида обусловленные некоторым оперантом, повышающим вероятность его проявления.

Респондент – реакция организма на определенного рода стимуляцию. Основное различие между оперантом и респондентом заключается в отношении поведения к стимулу. Операнты контролируются своими последствиями (стимулами, следующими за ними), в то время как респонденты контролируются стимулами, предшествующими им.

Стимул – события, последствия или изменения в окружении индивида, оказывающие воздействие на его поведение.

Вопросы для обсуждения

1.В чем своеобразие бихевиористского подхода к анализу социальнопсихологической феноменологии?

2.В чем причины избрания естественнонаучного подхода (позитивистского) как ведущей методологии исследования?

3.Каковы основные тенденции развития современного бихевиоризма в соци-

Многообразие парадигмальных координат современной социальной психологии

112

альной психологии?

4.Почему бихевиористы избегают рассмотрения внутренней активности личности как детерминанты поведения?

Для дополнительного чтения

1.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000.

2.Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2004.

Основной источник

Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-

та, 1984.

36. Основные идеи бихевиоризма и необихевиоризма (Дж.Уотсон, э.Толмен).

Бихевиоризм:
Дж. Уотсон (США) выдвинул тезис: сознание
нельзя наблюдать извне, сознания нет
для науки. То, что можно наблюдать извне,
— поведение. Сознание принадлежит
исследователю, у изучаемого объекта
сознания быть не должно. Поведение —
двигательная активность человека и
животных. Опирается на учение И. Павлова
о безусловных рефлексах. Новые,
сформированные при жизни субъекта
реакции — условные (обусловленные)
реакции. В основе обуславливания —
ассоциация. поведение — совокупность
двигательных реакций, возникающих в
ответ на воздействие стимула. Стимул —
воздействие — реакция (единица поведения).
Абсолютно надежны врожденные реакции
— безусловные рефлексы. Задачи: 1)
установление связей между стимулом и
реакцией; 2) управление поведением
(моделирование таких стимулов, которые
позволяют получить определенную реакцию)

Необихевиоризм:
Э. Толмен (США): субъект активен. Скрытое
(латентное) обучение — научение без
подкрепления. Эксперимент: 1) группа
крыс — сразу же подкреплялась; 2) не
подкреплялась; 3) сначала — нет, подкрепление
— на 11 день. 3 группа научалась быстрее,
чем 1. Между стимулом и реакцией есть
дополнительная промежуточная переменная,
которая влияет на научение.

37. Культурно-историчечкая теория.

Культурно-историческая
теория — концепция психического развития
человека,
разработанная в 20–30-е гг. Л.
С. Выготским

при участии его учеников А.
Н. Леонтьева

и А.
Р. Лурия
.
Согласно
К.-и. т., главная закономерность онтогенеза
психики состоит в интериоризации
(процесс преобразования внешних действий
и операций во внутренние умственные
действия и операции)

ребенком структуры его внешней,
социально-символической (т. е. совместной
со взрослым и опосредствованной знаками)
деятельности.
Интериоризация выступает и как
социализация:
психические функции становятся
«культурными», приобретают осознанность
и произвольность. В ходе интериоризации
структура внешней деятельности
трансформируется и «сворачивается», с
тем чтобы вновь трансформироваться и
«развернуться» в процессе экстериоризации,
когда на основе психической функции
строится «внешняя» социальная
деятельность. В качестве универсального
орудия, изменяющего психические функции,
выступает языковой знак — слово.

38. Методы психологического исследования.

Сергей
Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в «Основах
общей психологии» в качестве главных
психологических методов выделил
наблюдение и эксперимент. Первое
подразделялось на «внешнее» и
«внутреннее» (самонаблюдение),
эксперимент — на лабораторный, естественный
и психолого-педагогический плюс
вспомогательный метод — физиологический
эксперимент в его основной модификации
(метод условных рефлексов). Кроме того,
он выделил приемы изучения продуктов
деятельности, беседу (в частности,
клиническую беседу в генетической
психологии Жан Пиаже (1896-1980)) и анкету.
Наблюдение
— целенаправленное, организованное
восприятие и регистрация объекта (также
выделяется самонаблюдение). Различают
несистематическое (когда важно создание
общей картины поведения индивида) и
систематическое (проводимое по
определенному плану, тщательная фиксация
результатов) наблюдение. Эксперимент
предполагает организацию специальных
условий деятельности, влияющих на
исследуемые психологические особенности
испытуемых и изменение этих условий в
ходе исследования, т.е. возможность
активного вмешательства исследователя
в деятельность испытуемого. Другие
методы

(диагностические): тест
— стандартизированное задание, результат
выполнения которого позволяет измерить
психологические характеристики
испытуемого,
анкетирование

– испытуемый заполняет анкету, состоящую
из списка различных вопросов; Беседа

диалог между двумя людьми, в ходе которого
один человек выявляет психологические
особенности другого и др.

Цели этой недели: Установить две задачи SMART на основе формальных отзывов об оценке и достигнутых результатов. Понять основные идеи, касающиеся каждой ключевой теории.

Презентация на тему: «Цели на этой неделе: установить две задачи SMART на основе формальных отзывов об оценке и достигнутого прогресса. Чтобы понять основные идеи, касающиеся каждой ключевой теории». — Стенограмма презентации:

1

Цели на этой неделе: установить две цели SMART на основе формальных отзывов об оценке и достигнутом прогрессе Понять основные идеи, касающиеся каждой ключевой теории в модуле материализма. Объяснить логический бихевиоризм.

This week’s aims: To set two SMART targets based on formal assessment feedback and progress so far To understand basic ideas concerning each key theory in the materialism unit To explain logical behaviourism To attend the ALP Philosophy of Mind conference in London

2

Какова ваша минимальная целевая оценка (MTG)? Какова ваша текущая оценка эффективности (CPG)? Тема обзора

What is your minimum target grade (MTG). What is your current performance grade (CPG).

3

Я воспользуюсь своим бесплатным периодом (например,грамм. в блоке C или в среду утром) для повторения в течение двух часов каждую неделю. Я буду практиковаться в написании временных ответов на два вопроса для сочинения каждую неделю. Я буду проводить два часа в неделю, делая заметки из своего буклета и учебника по каждому ключевому философу и теории. Я буду посещать тематическую поддержку (укажите день и время) каждую неделю, чтобы получить дополнительную помощь при редактировании. Я выполню все просроченные домашние задания… .. используя свой буклет и тематическую поддержку, чтобы помочь мне. К концу этого семестра я изготовлю двусторонние карточки для всех философов и теорий, которые мы изучили.Примеры целей

I will use my free period (e.g.

4

Домашнее задание и оценки… Краткое изложение проблемы разума и тела, дуализма субстанции и дуализма свойств из 300 слов Две карты разума — неделимость и представимость Две карты разума — философские зомби и знания / Мэри Глоссарий ключевых терминов Две карты разума — каузальный интеракционизм и эпифеноменализм Практическое написание ответы на вопросы о дуализме с 3, 5 и 12 баллами. Перечитайте с.6-35 в вашем буклете. Перечитайте стр.197-225 и стр.266-302 в учебнике Ласвинга. Две карты разума — материализм и бихевиоризм. Оцените утверждение о том, что разум отличается от тела (25)

Homework and assessments so far… 300-word summary of the mind-body problem, substance dualism and property dualism Two mindmaps – indivisibility and conceivability Two mindmaps – philosophical zombies and knowledge/Mary Glossary of key terms Two mindmaps – causal interactionism and epiphenomenalism Practice writing answers to 3-mark, 5-mark and 12-mark questions on dualism Re-read p.6-35 in your booklet Re-read p and p in the Lacewing textbook Two mindmaps – materialism and behaviourism Evaluate the claim that the mind is distinct from the body (25)

5

Работа, которую необходимо выполнить во время тематических обзоров: 1. Заполните обе стороны листа обзора темы 2. Ответьте на вопросы в раздаточном материале  Вы можете делать заметки, карточки или плакаты, чтобы отвечать на вопросы  Вы можете слушать iPod, пока делаете работайте, если это поможет вам сконцентрироваться  Не теряйте зря время!

Work to be completed during subject reviews: 1. Fill in both sides of the subject review sheet 2.

6

Материализм — стр.36-37 Материализм утверждает, что разум онтологически неотличим от физического. Что это значит? Каким образом научные объяснения могут подтвердить и описать то, что мы переживаем? Каким образом наука может на самом деле показать, что наши чувства в значительной степени ошибочны? Основываясь на этой идее, как вы думаете, может ли наука доказать правоту материализма? Что такое редукционизм? Что такое супервентность? Как материализм может быть поддержан:  современной физикой?  Неврология?  Биология? Может ли наука успешно показать, что «разум» избыточен?

Materialism – p Materialism argues that the mind is not ontologically distinct from the physical.

8

Ключевые термины Вам выдали карточку, содержащую вопрос и ответ на него. Объединитесь с кем-нибудь, у кого есть вопрос, отличный от вашего. Задайте своему партнеру свой вопрос и сообщите ему ответ. Поменяйте карты, а затем найдите новых партнеров, чтобы задать вопрос / ответить. знать ответы на все вопросы, не сказав

9

Ключевые термины Материализм Логический бихевиоризм Аналитический бихевиоризм Теория идентичности типа «мозг-мозг» Функционализм Элиминативный материализм

10

Бихевиоризм — стр.38 Бихевиоризм утверждает, что приписывать «ум» чему-то означает приписывать этому предмету определенные поведенческие предрасположенности. Если вещь демонстрирует соответствующее поведение, которое мы приписываем уму, значит, у этой вещи действительно есть разум. Например, испытывать боль — это не что иное, как склонность проявлять такие поступки, как стоны, морщинки, плач или слова «Ой!», Когда чье-то тело было повреждено. Верить в то, что на улице идет дождь, — значит быть склонным искать зонтик, когда прогноз погоды предсказывает дождь.Чувствовать страх — значит иметь тенденцию дрожать и убегать в присутствии диких животных или незнакомцев с ножами в темных переулках.

11

Бихевиоризм — с.38 В общем, иметь какое-либо психическое состояние — это просто иметь тенденцию производить определенные типы поведенческих выходов в ответ на данные воздействия окружающей среды. Итак, если чисто физическая система (например, человеческое тело) способна проявлять поведение, связанное с разумом, тогда разум, очевидно, является физическим.

12

Задание — 10 минут Что такое логический бихевиоризм? Это правдоподобно? Что такое аналитический бихевиоризм?

.

BCBA Master Study Guide Flashcards

Нам не удалось определить язык звукового сопровождения на ваших карточках. Пожалуйста, выберите правильный язык ниже.

Фронт
Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiPāliQuechuaRomanianRomanshRussianSanskritSerbianSindhiSinhaleseSlovakSlovenianSpanishSundaneseSwahiliSwedishTaga logТаджикскийТамильскийТатарскийТелугуТайскийТибетскийТигриньяTohono O’odhamТонгаТурецкийУйгурскийУкраинскийУрдуУзбекскийВьетнамский Валлийский Западно-фризскийИдишЙоруба

аудио еще не доступно для этого языка

Назад
Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiPāliQuechuaRomanianRomanshRussianSanskritSerbianSindhiSinhaleseSlovakSlovenianSpanishSundaneseSwahiliSwedishTaga logТаджикскийТамильскийТатарскийТелугуТайскийТибетскийТигриньяTohono O’odhamТонгаТурецкийУйгурскийУкраинскийУрдуУзбекскийВьетнамский Валлийский Западно-фризскийИдишЙоруба

аудио еще не доступно для этого языка

.

Флэш-карточки для изучения экзамена CPLP

Нам не удалось определить язык звукового сопровождения на ваших карточках. Пожалуйста, выберите правильный язык ниже.

Фронт
Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiPāliQuechuaRomanianRomanshRussianSanskritSerbianSindhiSinhaleseSlovakSlovenianSpanishSundaneseSwahiliSwedishTaga logТаджикскийТамильскийТатарскийТелугуТайскийТибетскийТигриньяTohono O’odhamТонгаТурецкийУйгурскийУкраинскийУрдуУзбекскийВьетнамский Валлийский Западно-фризскийИдишЙоруба

аудио еще не доступно для этого языка

Назад
Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiPāliQuechuaRomanianRomanshRussianSanskritSerbianSindhiSinhaleseSlovakSlovenianSpanishSundaneseSwahiliSwedishTaga logТаджикскийТамильскийТатарскийТелугуТайскийТибетскийТигриньяTohono O’odhamТонгаТурецкийУйгурскийУкраинскийУрдуУзбекскийВьетнамский Валлийский Западно-фризскийИдишЙоруба

аудио еще не доступно для этого языка

.

25 идей центральной части обеденного стола

Хотите знать, что поставить в центр всего этого? Выбор центрального элемента для обеденного стола может быть немного сложным… Как выбрать сцену для мебели или, в некоторых случаях, для всей комнаты? Вы не поверите, но чем больше мы исследовали этот вопрос, тем яснее становилось, что иногда лучше меньше, да лучше.

Удивительные идеи дизайна обеденного стола

Конечно, мы продемонстрировали несколько ярких украшений в стиле ва-ва-вум.Но удивительно большое количество ярких центральных элементов обеденного стола просты, элегантны и легко воспроизводятся. Это хорошая новость для тех из нас, у кого ограничен бюджет или кто просто часто меняет свое мнение и хочет гибкости, позволяя менять один центральный элемент на другой по прихоти. Ознакомьтесь с разнообразным набором идей ниже:

Групповая динамика

Начнем с подкрепления любимой мантры украшения: сила в числах. Фактически, мы недавно отметили это в нашей статье Decoist о стильной демонстрации коллекций.Ниже мы видим группу ваз на черновом обеденном столе из CB2:

.
Дизайн обеденного стола: центральный элемент, объединяющий вазы

Для создания явно сказочного образа сгруппируйте несколько прозрачных стеклянных ваз и наполните их тропическими листьями и другими интересными стеблями, как показано на поверхности обеденного стола Emerson от West Elm:

Центральное место в вазе из прозрачного стекла на массивном деревянном обеденном столе

Кому нужны цветы, когда бутылки такие прекрасные? Современная стеклянная посуда в оттенках синего и зеленого создает многослойный сервиз, оживляя обеденный стол Terra. [от West Elm]

Идеи для столовой из стеклянных бутылок

Пусть ваш центральный элемент освещает путь! Стол Twist Bistro Table от CB2 освещен целой армией причудливых подсвечников и белых конических свечей на следующем изображении:

Красочная столовая со свечой в центре стола

Если капающий воск вызывает беспокойство, попробуйте свечи для чая в прозрачных держателях с имитацией художественного стекла, как показано на расширяемом обеденном столе Парсонса ниже. [от West Elm]

Подсвечник центральная часть обеденного стола

Say It With Flowers

Нет ничего лучше свежих цветов! Придумывать фантазии — это весело, но иногда самые простые идеи дают грандиозный эффект.Внизу прозрачная ваза с высокими каллами — именно то, что нужно этому современному обеденному серверу, чтобы задать тон вкусной трапезе. [от Дома Электронной Мебели]

Цветочная центральная часть лилии каллы в традиционном обеденном столе

Подобно лилии каллы, тюльпаны могут нести всю комнату сами по себе, особенно если их поместить в низкий контейнер, например, в круглую чашу с золотой рыбкой. [из «Дома повседневного»]

Центральным элементом обеденного стола служит ваза с тюльпанами.

Если ваша игра — это разнообразие, попробуйте сгруппировать цветы одной цветовой гаммы.Ниже коллекция желтых цветов образует однотонный пучок. Не говоря уже о том, что эти георгины, нарциссы и шары-билли расположены не на традиционной вертикальной экспозиции, а наклонно для элемента интриги. [от The Byrd Collective через сеть DIY]

Современная желтая цветочная композиция для классического обеденного стола

Добавьте в эту смесь нотки сочности. Свежие и зеленые, эти растения полны стиля, сохраняя при этом стильный вид.Ниже суккуленты и белые георгины положительно элегантны в винтажной серебряной чаше. [от COCOCOZY]

Центральная часть обеденного стола с цветами и суккулентами

Точно так же, как серебряная чаша наверху делает центральную часть по-настоящему особенной, современная ваза внизу является ключевым элементом цветочной композиции, которая состоит из одного или двух цветущих стеблей на обеденном столе Blox от CB2:

Необычный обеденный стол с желтой цветочной композицией

Eat Your Fruits and Veggies!

Вы все равно покупаете продукты в продуктовом магазине — почему бы не позволить ему выполнять двойную функцию в качестве центрального элемента вашего обеденного стола? На самом деле, когда вы развлекаетесь и ваш стол забит едой, иногда большая цветочная композиция просто нецелесообразна.Сделайте его стильным, добавив в него фрукты или овощи. Например, гроздь ярких апельсинов в хрустящей белой миске — идеальное дополнение к обеденному столу Odyssey White из CB2:

Центральное место в обеденном столе с мандариновыми фруктами

Фактически, апельсин может быть именно тем цветом, который нужен комнате. На этом следующем изображении корзина апельсиновых цитрусовых на столе с расширяемыми ножками от West Elm — яркая глазурь на торте в комнате с синими и желтыми акцентами:

Корзина с продуктами: элегантный центральный элемент обеденного стола

Если говорить о синем и желтом, то какой потрясающий лимонный центральный элемент в голубой миске! Обеденный стол Industrial от West Elm является фоном для этой простой, но незабываемой композиции:

Простая обеденная установка с лимоном в качестве центральной части стола

Иногда продукты также могут быть цветочными! Ниже изображен пурпурный артишок насыщенного оттенка, сочетающийся с нежными цветами. [из Bellissima Vita через Casa Sugar]

Фиолетовый артишок как центральное украшение обеденного стола

Бывают моменты, когда лучшие центральные украшения находятся в наименьшей степени. Хотя редис может не сразу прийти вам в голову, когда вы представляете идеальный столовый топпер, возможно, следующее изображение из The White Petal побудит вас пересмотреть:

Обеденный стол в стиле кантри с большим количеством овощей

Pendant Light Power

Одна из набирающих популярность тенденций в дизайне — использование смелых подвесных светильников в качестве идеального оформления столовой.Фактически, когда свет висит достаточно низко, иногда он становится заменой центральной части. Какие безделушки на столе могли бы конкурировать с подвесным светильником с круглым мотивом, показанным Боналду над обеденным столом Mille? [от Ultra Modern]

Современный подвесной светильник для идеального украшения обеденного стола

Точно так же низкая чаша — это все, что нужно на столе, который стоит под следующим ярким подвесным светильником. [от Decorpad]

Столовая в африканском стиле с натуральным подвесным светильником. Дизайн интерьера

Minimal — это слово в следующей обеденной зоне, в которой скульптурная подвесная лампа освещает полностью белую комнату. [от Minimalisti]

Ультрасовременная столовая с современным обеденным столом pendant light.jpg

На этих подвесных светильниках на самом деле есть подвески! Эй, если вам нужно ожерелье для вашего следующего официального мероприятия … Если серьезно, то с такими мощными предметами беседы неудивительно, что в таблице ниже отсутствует центральный элемент. [от Али Экспресс]

Хромированный подвесной светильник как центральный элемент современного дизайна столовой

Чтобы добиться максимального текстурного освещения, обратите внимание на подвеску Луизы Кэмпбелл, которая достаточно прочна, чтобы служить источником света и центральным элементом столовой вашей мечты. [от Scandinavia Design]

Современное подвесное освещение для столовой

Say What ?!

Наша последняя коллекция центральных украшений настолько уникальна, что нам пришлось создать совершенно другую категорию для их дебюта. Зачем ставить Swimmy и Flipper в детскую комнату, если они могут стать звездой вашей столовой? Центральная часть чаши для золотой рыбки ниже является воплощением «живого устройства». [фото с сайта She-N-He Photography and Design через сеть DIY]

Чаша с золотой рыбкой как центральный элемент обеденного стола: только не ешьте их 🙂

Говоря о центральных элементах жизни, посмотрите, сможете ли вы найти обеденный стол со встроенной садовой грядкой, и позволить растениям говорить на всем протяжении ужин! [из The Cracked Pot Gardener]

Обеденный стол в саду

И снова поход в продуктовый магазин может закончиться самым эффектным украшением интерьера! Центральный элемент из грибов и подушечного мха, представленный ниже, можно создать с помощью полного урока от MarthaStewart.com:

Woodland…

Если вы надеетесь на хитрость, попробуйте создать скульптурный центральный элемент с помощью гигантского воздушного растения, также известного как тилландсия. Добавьте другие свежие или засохшие цветы и позвольте своему воображению указать путь. [из GRN Events]

Обеденный стол с воздушным растением

Мы закончим группировкой скульптурных центральных элементов, которые вполне могут быть в музее. Ой, подождите, они есть! Приведенные ниже цветочные композиции из книг и папиросной бумаги были созданы Марленой Павич для мероприятия в Музее книжного искусства Эрика Карла. [фото Сэнди Содерберг]

Обеденный стол в азиатском стиле со скульптурой в виде цветка из папиросной бумаги

Когда дело доходит до центральных предметов, многие энтузиасты дизайна с удовольствием меняют аранжировки с каждым новым сезоном. Например, почему бы в предстоящие летние месяцы не пойти в тропики? Доступные и привлекательные варианты всегда готовы к выбору из множества удивительных центральных идей. Испытайте новый дизайн и насладитесь плодами своего труда!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.