Бихевиоризм достоинства и недостатки таблица: Достоинства и недостатки бихевиоризма как направления, возникшего в психологии.

Содержание

Достоинства и недостатки бихевиоризма как направления, возникшего в психологии.

Достоинства и недостатки бихевиоризма как направления, возникшего в психологии.

1. Предпосылки возникновения бихевиоризма.

Введение

        Предпосылкой возникновения бихевиоризма стало учение И. П. Павлова об условных рефлексах, которое он сам расценивал как физиологическую основу психологической науки, именно оно оказало большое влияние на развитие американской психологии.

        В конце XIX в. американский психолог Э. Торндайк начал исследовать поведение животных, применяя методы, позволяющие проследить, как вырабатываются новые навыки животных в лабиринте. Эти исследования легли в основу нового направления в психологии, названного американским психологом Дж. Уотсоном бихевиоризмом (наукой о поведении).

        В нем он видел естественно-научную форму психологической науки, которая должна заменить психологию. Исходя из положения, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, представители американского бихевиоризма предложили сделать предметом научного исследования лишь внешнее поведение животного, которое, по их предположениям, является результатом его биологических влечений (потребностей) и надстроенных над ними условных рефлексов. Так создалось новое направление в науке, которое отбрасывало всякое изучение субъективного мира и ограничивалось описанием внешних форм поведения, законы которого трактовались как механически образованная система навыков, полностью подлежащих естественнонаучному рассмотрению. Попытка заменить психологию изучением внешнего поведения и законов выработки сложных навыков была отражением борьбы за психологию как объективную науку и в свое время имела прогрессивное значение.

        Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название – от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.

2.Э.Торндайк. Эксперементальное изучение поведения животных.

        Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «коннексия» – связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

        Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Термины Торндайк употреблял традиционные – «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым. Эту работу И.П. Павлов считал пионерской в объективных исследованиях поведения. После защиты диссертации Торндайк на протяжении 50 лет работал преподавателем учительского колледжа. Он опубликовал 507 работ по различным проблемам психологии. То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

        Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале по ведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роль «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.

        Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе путями. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.

        Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация – реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходный пункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) он активно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения.

        Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде. И так, Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что психолога за этими пределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в «тайниках души». Торндайк решительно изменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются между феноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала, что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц. Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, что это новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия – элемент поведения. Правда, термином «поведение» Торндайк не пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении. Но ведь и Декарт не называл открытый им рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучи родоначальником ассоциативного направления, еще не употребил словосочетание «ассоциация идей», изобретенное через полстолетия после него Локком. Понятие созревает раньше термина.

        Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчетливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представляли Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие законы научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма. Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.

        Торндайк, больше чем кто бы то ни было, подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.

3. Д.Уотсон. Поведение как предмет психологии, задачи психологии.

        Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

        После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 года), где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.

        Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М.Сеченова, И.Л.Павлова и В.М.Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание объединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включенности в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский путь изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление».

        Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований психологов США. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими различных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой.

        Общая тенденция перехода от сознания к поведению, от субъективного метода анализа психики к объективному наблюдалась на различных участках научного фронта. Прочитав (в немецком и французском переводе) книгу Бехтерева «Объективная психология», Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс (Бехтерев называл его сочетательным) должен стать главной единицей анализа поведения. Знакомство с учением Павлова вселило в Уотсона уверенность, что именно условный рефлекс является ключом к выработке навыков, по строению сложных движений из простых, а также к любым формам научения, в том числе носящим аффективный характер.         Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул – реакция» (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы – будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций – от телесных изменений, мышления – от речевого аппарата и т. д.

        Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а затем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, т. е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение – более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).

        Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, когда при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети научались не только читать, но и писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и закономерности развития ребенка.

        Однако невозможность возрастной периодизации не исключала, с их точки зрения, необходимости создания функциональной периодизации, которая позволила бы установить этапы научения, формирования определенного навыка. С этой точки зрения, этапы развития игры, обучения чтению или плаванью являются функциональной периодизацией. (Точно так же функциональной периодизацией являются и этапы формирования умственных действий, разработанные в России П.Я.Гальпериным.)

        Доказательства прижизненного формирования основных психических процессов были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций. Казалось бы, гипотеза Джемса о первичности телесных изменений, вторичности эмоциональных состояний, должна была устроить Уотсона. Но он решительно ее отверг на том основании, что само представление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной психологии. В эмоции, по Уотсону, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом – в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением.

        Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвертый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе и ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.

        Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики». Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при «внутреннем наблюдении». Однако область психики значительно шире и глубже непосредственно осознаваемого. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.         В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Бихевиоризм выступил как антипод субъективной (интроспективной) концепции, сводившей психическую жизнь к «фактам сознания» и полагавшей, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир. Критики бихевиоризма в дальнейшем обвиняли его сторонников в том, что в своих выступлениях против интроспективной психологии они сами находились под влиянием созданной ею версии о сознании. Приняв эту версию за незыблемую, они полагали, что ее можно либо принять, либо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того, чтобы взглянуть на сознание по-новому, они предпочли вообще с ним разделаться.

        Эта критика справедлива, но недостаточна для понимания гносеологических корней бихевиоризма. Если даже вернуть сознанию его предметно-образное содержание, превратившееся в интроспекционизме в призрачные «субъективные явления», то и тогда нельзя объяснить ни структуру реального действия, ни его детерминацию. Как бы тесно ни были связаны между собой действие и образ, они не могут быть сведены одно к другому. Несводимость действия к его предметно-образным компонентам и была той реальной особенностью поведения, которая гипертрофированно предстала в бихевиористской схеме.

        Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Но один исследователь, скольбы ярким он ни был, бессилен создать научное направление.

        Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы У.Хантер (1886-1954) и К.Лешли (1890-1958). Первый изобрел в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул. Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а затем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришел к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, т. е. равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.

        Всех бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником – интроспективной концепцией – утрачивалось при решении конкретных научных проблем. И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма.

        Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости ее категориального «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться приредукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведенным до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к ее новому варианту – необихевиоризму.

Заключение

        Возникнув в начале 20-го столетия, бихевиоризм стал ведущим направлением в американской психологии того времени. В качестве предмета психологии в данном направлении выступили поведение и поведенческие реакции, потому что именно эти явления могут быть объективно изучены опытным путем. Исследованием поведения занимались многие ученые, однако наиболее популярными являются взгляды Д. Уотсона и Э. Торндайка.

        На основании проведенного анализа можно выделить некоторые достоинства и недостатки бихевиоризма как направления, возникшего в психологии.

        Во-первых, бихевиоризм обозначил историческую потребность в том, чтобы расширить предмет изучения психологической науки и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований. Однако при этом потребность в расширении предмета трактовалась бихевиористами крайне неадекватно, так как игнорировалось сознание, как объективная сущность.

        Следующим положительным моментом является проведение исследований поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Однако понимание поведения бихевиористами сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются те физиологические и психические процессы, которые невозможно наблюдать.

        Не менее важной заслугой бихевиоризма является обозначение задачи управления поведением человека, а также нацеленности научных исследований, которые проводились в рамках данного направления, на связь с практическими задачами. Однако из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо.

        Однако, несмотря на все существующие недостатки, бихевиоризм сыграл огромную роль в истории психологии, дал ей большое количество полезных идей и методик. Была создана целая наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологической науке.

Список литературы

1. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. — М.: Прайм-Еврознак, 2003г.

2. Выготский Л.С. Психология. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000г.

3. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982г.

4. Константинов В.В. История психологии: учебное пособие. — Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2007г.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. — Мн.: Нар. асвета, 1996г.

6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПБ: Питер, 2008г.

7. Марцинковская Т.Д. История психологии. — М.: Академия, 2004г.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2000г.

9. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. — М.: АСТ-ЛТД, 1998г.

10. Фрейджер Р. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007г.

12. Холл С.К., Линдсей Г. Теории личности. — М.: «КСП+», 1997г.                      13. Ярошевский М.Г. Бихевиоризм

11. Основные характеристики бихевиоризма

14. Принципы гуманистической

психологии

 

Гуманистическая психология

Принцип

Личность является целостным образованием, не сводимым к своим

составляющим. То, что происходит в любой части целого, затрагивает всю

целостности

личность. Цельность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого

 

человека. Именно поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы,

 

самоотношение, самовосприятие личности

Принцип

Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем акцент переносится на

изучение здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными

позитивности

внутренними ресурсами их решения. Жесткому внешнему детерминизму

 

противопоставлены самодетерминация и самодостаточность

 

Этот принцип призван объяснить наличие внутренних потенций. Как любое

 

существо, человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию и

 

реализации. К. Роджерс приводит такую аналогию: зерно, брошенное в землю,

 

растет, развивается и в итоге дает плоды (результаты). Точно также и каждый

Принцип

человек: природа дает силы для роста, развития и саморегуляции, т. е. для

позитивности

выбора своего единственного, неповторимого пути, который приведет к

 

приумножению добра в. этом мире. Следовательно, самое главное — это

 

«актуализация человеческого потенциала». Развитие не имеет предела.

 

Человек обладает огромным творческим потенциалом, но, для того чтобы он

 

был реализован, человек должен быть активен

18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.

Введение.
Мы переходим к следующему крупному
этапу в раз­витии психологии. Он
ознаменовался тем, что в психо­логию
были введены совершенно новые факты —
факты
поведения.
Что
же имеют в виду, когда говорят о фактах
пове­дения, и чем они отличаются от
уже известных нам явлений сознания? В
каком смысле можно говорить, что это
разные области фактов (а некоторыми
психологами они даже противопоставлялись)?

По
сложившейся в психологии традиции под
поведе­нием понимают внешние
проявления
психической
дея­тельности человека. И в этом
отношении поведение про­тивопоставляется
сознанию как совокупности внутрен­них,
субъективно
переживаемых процессов. Иными сло­вами,
факты поведения и факты сознания разводят
по
методу их выявления.
Поведение
происходит во внешнем мире и обнаруживается
путем внешнего наблюдения, а процессы
сознания протекают внутри субъекта и
обна­руживаются путем самонаблюдения.

Итак, ответим на
один из поставленных ранее вопро­сов:
что такое факты поведения?

Это,
во-первых,
все
внешние
проявления физиологических процессов,
связанных
с состоянием, деятельнос­тью, общением
людей, — поза, мимика, интонации, взгля­ды,
блеск глаз, покраснение, побледнение,
дрожь, пре­рывистое или сдерживаемое
дыхание, мышечное напря­жение и др.;
во-вторых,
отдельные
движения
и
жесты,
такие
как поклон, кивок, подталкивание, сжимание
руки, стук кулаком и т. п.; в-третьих,
действия
как
более крупные акты поведения, имеющие
определенный смысл,
Наконец,
это
поступки
еще
более крупные акты поведения, которые
имеют, как правило, общественное, или
социальное, звучание и связаны с нормами
поведения, отношениями, самооценкой и
т. д.

Дж.
Уотсон
Во
втором десятилетии нашего века в
психологии произошло очень важное
событие, названное «револю­цией в
психологии». Оно было соизмеримо с
началом той самой новой психологии В.
Вундта. В научной печати выступил
американский психолог Дж. Уотсон, который
заявил, что нужно пересмотреть вопрос
о предмете психологии. Психология должна
за­ниматься не явлениями сознания, а
поведением.
Направ­ление
получило название «бихевиоризм» (от
англ, be­haviour
— поведение). Публикация Дж. Уотсона
«Пси­хология с точки зрения бихевиориста»
относится к 1913 г., этим годом и датируется
начало новой эпохи в психологии. Вопрос
о методе был одним из главных для нового
направления, я бы сказала даже основным:
именно из-за несостоятельности метода
интроспекции отвергалась идея изучения
сознания
вообще. Предметом науки может быть
только то, что доступно внешнему
наблюдению, т. е. факты поведения. Их
можно наблюдать из внешней по­зиции,
по поводу них можно добиться согласия
несколь­ких наблюдателей. В то же
время факты сознания до­ступны только
самому переживающему субъекту, и
до­казать их достоверность невозможно.
Таким образом, Дж. Уотсон отрицал
существование со­знания как представитель
научной
психологии.
Он
ут­верждал, что сознание не существует
для психологии.

Теоретическая
программа бихевиористов.
Дж.
Уотсон отвечает на него в научных
понятиях:
«Зто
система
реакций».
Таким
образом, он вводит очень важное по­нятие
«реакция». Далее, нет ни одного действия»
человека, за которым не стояла бы причина
в виде внешнего агента. Для обозначения
последнего он исполь­зует понятие
стимула
и
предлагает следующую знаме­нитую
формулу: S
R
(стимул
— реакция). Затем он делает следующий
шаг: объявляет отноше­ние S
R
единицей
поведения
и
ставит перед психоло­гией следующие
ближайшие задачи: — выявить и описать
типы реакций; — исследовать процесс их
образования; — изучить законы их
комбинаций, т. е. образования сложного
поведения.

В
качестве общих окончательных задач
психологии
он
намечает следующие две: прийти к тому,
чтобы по
ситуации (стимулу) предсказывать
поведение
(реак­цию)
человека и, наоборот, по
реакции заключать о вызвавшем ее стимуле,
т.
е. по 5 предсказывать R,
а
по R
заключать
об S.
Рассмотрим
сначала, как реализовалась
программа
в
ее теоретической
части.
Дж.
Уотсон начинает с описания типов
реакций.
Он выделяет прежде всего реакции
врожденные
и
приобре­тенные.

Обращаясь
к изучению новорожденных детей, Уотсон
составляет список врожденных реакций.
Среди них такие, как чихание, икание,
сосание, улыбка, плач, движения туловища,
конечностей, головы и разные другие.
Как же расширяется поток активности,
по каким за­конам приобретаются новые,
не врожденные реакции? Здесь Уотсон
обращается к работам И. П. Павлова и Б.
М. Бехтерева, как раз незадолго до того
опублико­ванным. В них содержалось
описание механизмов воз­никновения
условных, или, как они назывались в то
время, «сочетательных», рефлексов. Дж.
Уотсон прини­мает концепцию условных
рефлексов в качестве
есте­ственнонаучной базы психологической
теории.
Он
го­ворит, что все новые реакции
приобретаются путем
обу­словливания.

Вспомним
схему образования условного рефлекса.
Безусловный стимул (5б) вызывает
безусловную ре­акцию (7?б). Если
безусловному стимулу предшествует
действие нейтрального условного стимула
(5У),
то через некоторое количество сочетаний
нейтрального и безус­ловного стимулов
действие безусловного стимула оказы­вается
ненужным: безусловную реакцию начинает
вызы­вать условный стимул (рис. 1).

Например, мать
гладит ребенка, и у него на лице появляется
улыбка. Прикосновение к коже — безуслов­ный
стимул, улыбка на прикосновение —
безусловная реакция. Каждый раз перед
прикосновением появляется лицо матери.
Теперь достаточно одного вида матери,
чтобы последовала улыбка ребенка.

А как
же образуются сложные реакции? По
Уотсо-ну ~ путем образования
комплексов
безусловных
ре­акций. Предположим, имеется такая
ситуация: первый без­условный стимул
вызвал первую безусловную реакцию,
второй — вторую, третий — третью. А
потом все безус­ловные стимулы заменили
на один условный стимул (А). В результате
условный стимул вызывает сложный
ком­плекс реакций (рис. 2).

Все
человеческие действия и есть, по мнению
Дж. Уот­сона, сложные цепи, или комплексы,
реакций. Если вду­маться в это его
утверждение, то станет ясно, что оно
абсолютно неверно. В действительности
из приведенной схемы невозможно понять,
как появляются новые
действия
человека: ведь организм по концепции
Дж. Уотсона располагает только арсеналом
безусловных реакций.

Надо сказать, что
бихевиористы экспериментировали в
основном на животных. Они это делали не
потому, что их интересовали животные
сами по себе, а потому, что животные, с
их точки зрения, обладают большим
преимуществом: они «чистые» объекты,
так как к их поведению не примешивается
сознание. Получаемые же результаты они
смело переносили на человека. Например,
обсуждая проблемы полового воспитания
ребенка, Дж. Уотсон обращается к
экспериментам на крысах.

Эти
эксперименты состояли в следующем.
Брался длинный ящик; в один конец
отсаживался самец, в другой — самка, а
посередине на полу были протянуты
провода с током. Чтобы попасть к самке,
самец должен был пробежать по проводам.
В экспериментах мерили, какую силу тока
он выдержит и побежит, а перед какой
отступит. А потом сделали наоборот:
отсадили самку и стали смотреть, какую
силу тока преодолеет она. Оказалось,
что самки бежали при токе большей
силы.
На основе этого маленького «урока
биологии» Дж. Уотсон предосте­регает
матерей от ошибочного мнения, что их
девочки не интересуются мальчиками.

Скажу
несколько слов о дальнейшем
развитии би­хевиоризма.
Довольно
скоро стала обнаруживаться чрез­вычайная
ограниченность схемы S
R
для
объяснения поведения: как правило, «S»
и «Л» находятся в таких сложных и
многообразных отношениях, что
непосредст­венную связь между ними
проследить не удается. Один из
представителей позднего бихевиоризма
3. Толмен
ввел
в эту схему существенную поправку. Он
предложил по­местить между S
и
R
среднее
звено, или «промежуточные
переменные»
(V),
в результате чего схема приобрела вид:
S
V
R.
Под
«промежуточными переменными» Э. Толмен
понимал внутренние процессы, которые
опос­редствуют действие стимула, т.
е. влияют на внешнее поведение. К ним
отнес такие образования, как «цели»,
«намерения», «гипотезы», «познавательные
карты» (об­разы ситуаций) и т. п. Хотя
промежуточные переменные были
функциональными эквивалентами сознания,
вводи­лись они как «конструкты», о
которых следует судить исключительно
по свойствам поведения. Например, о
наличии цели у животного, согласно Э.
Толмену, можно говорить в том случае,
если животное: во-первых, обнаруживает
поисковую активность, пока не получит
определенный объект; во-вторых, при
получении объекта прекращает активность;
в-третьих, при повтор­ных пробах
находит к объекту путь быстрее. Итак,
по перечисленным признакам можно
сказать, что получение данного объекта
составляло намерение, или цель, живот­ного.
Признаки же эти есть не что иное, как
свойстваповедения,
а
к сознанию обращаться нет никакой
необ­ходимости.

Новый
шаг в развитии бихевиоризма составили
ис­следования особого типа условных
реакций (наряду с «классическими», т.
е. павловскими), которые получили название
инструментальных
(Э.
Торндайк, 1898) или оперантных
(Б.
Скиннер, 1938). Явление инструментального,
или оперантного, обу­словливания
состоит в том, что если подкрепляется
какое-либо действие индивида, то оно
фиксируется и затем воспроизводится с
большими легкостью и постоянством.
Например, если лай собаки регулярно
подкреплять кусочком колбасы, то очень
скоро она начинает лаять, «выпрашивая»
колбасу.

Прием этот давно
знаком дрессировщикам, а также практически.
освоен воспитателями. В необихевиоризме
же он впервые стал предметом
экспериментально-теоре­тических
исследований. Согласно теории бихевиоризма,
классическое и оперантное обусловливания
являются уни­версальными механизмами
научения, общими для живот­ных и
человека. При этом процесс научения
представ­лялся как происходящий
вполне автоматически: подкреп­ление
приводит буквально к «закреплению» в
нервной системе связей и успешных
реакций независимо от воли, желания или
какой-либо другой активности субъекта.
Отсюда бихевиористы делали далеко
идущие выводы о том, что с помощью
стимулов и подкреплений можно «лепить»
любое поведение человека, «манипулировать»
им, что поведение человека жестко
детерминировано, что он в какой-то мере
раб внешних обстоятельств и собст­венного
прошлого опыта.

Все эти выводы в
конечном счете были следствиями
игнорирования сознания. «Неприкасаемость»
к сознанию оставалась основным требованием
бихевиоризма на всех этапах его развития.
Надо сказать, что это требование рухнуло
под влия­нием жизни. Даже в американской
психологии, т. е. на родине бихевиоризма,
в последние десятилетия была понята
необходимость возвращения к сознанию,
и это возвращение состоялось.

Несколько
заключительных слов о бихевиоризме.
Важными заслугами
бихевиоризма
явились следую­щие. Во-первых, он внес
в психологию сильный мате­риалистический
дух, благодаря ему психология была
повернута на естественнонаучный путь
развития. Во-вто­рых, он ввел объективный
метод — метод, основанный на регистрации
и анализе внешне наблюдаемых фактов,
процессов, событий. Благодаря этому
нововведению в психологии получили
бурное развитие инструментальные приемы
исследования психических процессов.
Далее, чрезвычайно расширился класс
исследуемых объектов; стало интенсивно
изучаться поведение животных, доре-чевых
младенцев и т. п. Наконец, в работах
бихевио-ристкого направления были
значительно продвинуты от­дельные
разделы психологии, в частности проблемы
на­учения, образования навыков и др.
Но основной недостаток
бихевиоризма,
как я уже подчеркивала, состоял в
недоучете сложности психичес­кой
деятельности человека, сближении психики
живот­ных и человека, игнорировании
процессов сознания, выс­ших форм
научения, творчества, самоопределения
лич­ности и т. п.

Закономерности
поведения:

Торндайк:
по нему за исходный момент двигательного
акта принимался не внешний импульс, а
проблемная ситуация. Тогда связь S-R
характеризовалась следующими признаками:
1) исходный пункт – проблемная ситуация;
2) организм противостоит ей как целое;
3) он активно действует в поисках выбора
и 4) выучивается путем упражнений.

Торндайк следовал
детерминизму, однако не механистическому,
а вероятностному, выраженному в формуле
: «пробы, ошибки и случайный успех».
Основания своего подхода он сформулировал
в нескольких законах: 1. Законы упражнений,
согласно которому при прочих равных
условиях реакция на ситуацию связывается
с ней пропорционально частоте повторений
связей и их силе. 2. Закон готовности:
упражнения изменяют готовность организма
к проведению нервных импульсов. 3. Закон
ассоциативного сдвига: если при
одновременном действии раздражителей
один из них вызывает реакцию, то другие
приобретают способность вызывать ту
же реакцию.

Торндайк сделал
шаг от биологического длетерминизма к
биопсихическому. Этот шаг отразил «закон
эффекта»: если частота, сила и смежность
являлись механическими детерминантами,
то под эффектами понимались особые
состояния, присущие биопсихическому
уровню детерминации поведения. Закон
эффекта гласил: «любой акт, вызывающий
в данной ситуации удовлетворение,
ассоциируется с ней, так, что если она
вновь появляется, то более вероятным,
чем прежде, становится и появление этого
акта. Напротив, любой акт, вызывающий в
данной ситуации дискомфорт, отщепляется
от нее, так, что когда она вновь возникает,
появление этого акта становится менее
вероятным. Из этого следовало, что
результат действия оценивается организмом
и в зависимости от этой оценки, связи
между S
и R
закрепляются или иллиминируются.

реферат, курсовая работа, диплом, 2017


Реферат


по дисциплине «История психологии»


на тему:


«Бихевиоризм: становление, развитие, практика»


2015

 



На рубеже 20 века многие исследователи в психологии пришли к выводу о несостотельности доминировавшей в то время интроспективной теории сознания. Кроме того, капиталистическое производство в странах Запада требовало от психологии «разработки эффективных методов контроля над поведением» наёмных рабочих и управления ими [5]. В этой идейно-теоретической ситуации зародилось новое направление в психологической науке, отрицавшее сознание как предмет изучения и сводившее психику к различным формам поведения. Новое направление, предлагавшее в качестве предмета психологии поведение (англ. «behaviour»), – получило название «бихевиоризм».


Пионером бихевиоризма считается Эдвард Торндайк, который в 1898 году, наблюдая за поведением животных, пришёл к выводу, что при выполнении экспериментальных заданий животные действуют методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. 


На развитие бихевиоризма также оказали влияние работы русских учёных И.П. Павлова и В.М. Бехтерева по экспериментальному объективному изучению поведения животных и человека. При этом, западные бихевиористы истолковали работы наших учёных крайне механистично.


Теоретическим лидером бихевиорзима стал американский учёный Джон Уотсон. Свои идеи о новом направлении в психологии, его предмете и методе Уотсон изложил в статье «Психология, какой её видит бихевиорист», опубликованной в 1913 г. Уотсон предлагал все прежние представления о психических процессах перевести на новый язык бихевиоризма, т. е. свести все внутренние процессы психической жизни к внешне наблюдаемым стимул-реактивным отношениям. В качестве основного метода исследования Уотсон предлагал наблюдение и описание реакций организма в ответ на предъявляемый стимул. Так появилась известная формула бихевиоризма: S – R (стимул – реакция).


Вначале Уотсон проводил эксперименты над животными, но вскоре занялся исследованием поведения людей, полагая, что оно подчинено тем же законам, что и поведение животных, и поэтому человека можно считать стимул-реактивной машиной.


Идеи Уотсона получили широкое распространение среди психологов, особенно в США. При этом в 20-х г.г. XX века в связи с методологическими ошибками исходной концепции бихевиоризм начал распадаться на ряд направлений. Многие исследователи, воспитанные на принципах бихевиоризма, приходили к выводу об их несостоятельности и предпринимали попытки «включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятие образа, внутреннего плана сознания» [5], мотива и психосоциального отношения. Эти попытки привели к появлению нового варианта бихевиоризма – необихевиризма.


В новом направлении в психологии в наибольшей мерезначимыми исследователями были американские ученые Эдвард Толмен и Кларк Халл. 


Толмен предложил включить в концепцию классического бихевиоризма «S-R» т. н. промежуточные переменные, под которыми он понимал «совокупность познавательных и побудительных факторов, действующих между непосредственными стимулами и ответным поведением» [6, с. 380]. 


Толмен также пересмотрел два главных закона бихевиоризма: закон упражнения и закон эффекта. Он полагал, что смысл упражнения состоит не в упрочнении связи между стимулом и ответной реакцией, а в образовании познавательных структур. Толменом было введено понятие латентного, – скрытого, ненаблюдаемого, – научения, опровергающего универсальность закона эффекта, согласно которому научение не может происходить без подкрепления.


Кларк Халл, так же, как и Толмен, искал «промежуточные переменные». Халл ввёл в формулу S-R такие «внутрипсихические» факторы, доступные объективному контролю, как сила навыка, «драйв» (потребность), подкрепление.


Представителем нео-необихевиоризма, или социального бихевиоризма, был Б. Скиннер, разработавший концепцию «оперантного поведения». Скиннер стремился понять причины поведения (как животных, так и людей) и научиться им управлять. 


Полагая, что поведение есть совокупность реакций организма на внешние раздражители, Скиннер предложил свой метод образования условных рефлексов, отличный от павловского. В экспериментах Скиннера подкрепления давались животным только после того, как они произведут нужную реакцию. Разбивая сложные реакции на ряд простых и подкрепляя последовательно какждую из них, Скиннер добивался от подопытных животных нужного поведения. Этот метод образования условных рефлексов был назван оперантным обусловливанием.


На основе оперантного обусловливания Скиннером был разработан метод программного обучения детей, получивший широкое распространение, а также методы программного обучения  малолетних преступников и психически больных людей.


Ещё одним представителем социального бихевиоризма был А. Бандура, полагавший, что человек научается новым формам поведения путём копирования поведения тех людей, которые, по его мнению, добиваются успеха. 


 



Бихевиоризм в начале своего существования являлся прогрессивным направлением в психологии, поскольку критиковал господствоваший в то время интроспекционизм и предлагал заменить его объективным методом исследования – наблюдением. Кроме того бихевиоризм предложил новый предмет психологии – поведение, что значительно расширяло возможности исследователей. 


Бихевиоризм противопоставился одной крайности в психологии – субъективизму, но сам впал в другую крайность, исключив из области психологического исследования всё, кроме внешне наблюдаемого поведения. Таким образом, бихевиоризм избавился и от психики как предмета психологии, вследствие чего его стали называть «психологией без психики».


Кроме того бихевиоризм сводил всё многообразие поведения живых существ только к внешне наблюдаемым реакциям на стимулы внешней среды, а различие между поведением человека и животных «рассматривал только с точки зрения степени сложности» [5, с. 36].


Бихевиоризм внёс вклад в разработку методов экспериментального исследования поведения живых существ, в постановку новых психологических проблем, связанных с научением, с приобретением живыми существами новых форм поведения. Бихевиористами была выдвинута задача управления человеком своим поведением, но она не была решена, а переродилась в реакционную теорию социального бихевиоризма, отрицавшего понятия свободы и достоинства человека.


Методы программного обучения, разработанный Б. Скиннером, позволяли в короткие сроки приобретать необходимые знания и навыки, а также корректировать нежелательное поведение. Но, несмотря на широкое распространение этих методов, их подвергали обоснованной критике. Во-первых, они не развивали у обучающихся внутренней познавательной активности, а во-вторых, требовали тотального контроля над их поведением, без которого применение методов было невозможным.


 



На основе трудов И.П. Павлова, Б. Скиннера, а также экспериментов, проводимых бихевиористами на животных и людях, в западной психологии были разработаны методы т. н. бихевиоральной терапии. Её суть состоит в изменении поведения человека через отучение его от нежелательных реакций и научение желательному поведению. Для этих целей используется метод оперантного научения и классический метод образования условных рефлексов. Оба метода применяются с положительными и отрицательными подкреплениями.


Таким образом, изменение поведения человека осуществляется через дрессировку, точно таким же способом, как дрессируют собак, лошадей и других животных.


Бихевиориальная терапия имеет очень ограниченные возможности в помощи людям. Она оказывается эффективной только в простых случаях психотерапевтической практики: избавления от лёгких фобий, нежелательных привычек, формирования желательного поведения. Но помощь людям даже в этих простых случаях с использованием бихевиориальной терапии оказывается поверхностной, а результат её – временным, поскольку человек избавляется только от симптома какого-либо расстройства, причина же расстройства остаётся нетронутой. 


Бихевиористы сводили всё многообразие психической жизни человека к стимул-реактивным отношениям и потому полагали, что, контролируя стимулы внешней среды, возможно управлять поведением человека. При этом человеческая психика устроена намного сложнее, чем представляли себе бихевиористы. Человек не биологический автомат, который бездумно и безвольно реагирует на стимулы внешней среды. Эти положения были доказаны в советской психологии такими учёными, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и другими. Поэтому сторонникам бихевиоризма так и не удалось разработать методы предсказания и создания любого необходимого им поведения у человека.


 


 


Литература:


1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 4-е изд., расшир. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.


2. История психологии в схемах и таблицах: пособие / [авт.-сост. Н. В. Кухтова; в авторской ред.]; М-во образования РБ, УО «ВГУ им. П. М. Машерова», Ин-т повышения квалификации и переподготовки кадров. – Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. – 95 с.


3. Козлов, Н.И. Методы бихевиоральной терапии и их эффективность / Н.И. Козлов // Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://__/articles/view/metody_bihevioralnoy_terapii_i_ih_effektivnost. – Дата доступа: 05.01.2015 г.


4. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.


5. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научн.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.


6. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – 2-е перераб. изд. – М.: «Мысль», 1976. – 463 с.


7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. / М.Г. Ярошевский // PSYLIB [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://___/books/yaros01/index.htm. – Дата доступа: 07.01.2014 г.

Шаблон списка плюсов и минусов

Создание списка за и против может быть полезным способом помочь вам проанализировать решение. Этот инструмент используется в основном, когда вы принимаете решение типа «стоит ли», например, соглашаться ли вам на новую работу в другом городе. Я использовал список за и против во многих разных случаях (например, когда я решил полностью изменить карьеру). Вместо простого списка я люблю оценивать ценность или важность каждого элемента, поэтому я настроил этот шаблон именно так.Помимо перечисления плюсов и минусов, вы можете ввести значение от 0 до 10, чтобы указать, насколько важным может быть каждый фактор.

Объявление

Хотя список «за» и «против» может только помочь обосновать уже принятое вами решение, он предоставляет организованный способ изложить свои мысли на бумаге. Сам по себе этот процесс может снять стресс для некоторых людей. Вы также можете попросить кого-нибудь еще просмотреть ваш список, чтобы высказать свое мнение, потому что иногда мы можем быть слишком эмоционально вовлечены, чтобы принять объективное решение самостоятельно.Например, друг может помочь вам понять, что пункт А может быть не так важен, как вы думаете.

Список плюсов и минусов

для Excel или Google Таблиц

Описание

Этот шаблон списка плюсов и минусов помогает вам анализировать и сравнивать каждый из элементов вашего списка. Смысл этого упражнения в том, чтобы понять, что некоторые вещи, которые вы перечисляете в разделе «За» и «против», не имеют большого значения, в то время как другие могут быть для вас чрезвычайно важны.

В столбцах «Значение» введите число по шкале от 0 до 10, чтобы указать вес или важность каждого фактора (10 означает наивысшую важность). В электронной таблице используется условное форматирование для отображения гистограмм в ячейках, что упрощает визуальное сравнение различных факторов. Вы можете создать так называемую «диаграмму торнадо», отсортировав таблицу по значению от наибольшего к наименьшему.

Оценочная шкала довольно проста и не предназначена для чрезмерного анализа. Рейтинг наверху — это просто сумма индивидуальных оценок.Дело не в том, чтобы принимать решение, основываясь исключительно на счете наверху. Целью является процесс создания и анализа списка. Многие люди делают это упражнение и в конечном итоге принимают решение, основываясь на своей интуиции, вдохновении или потребностях … независимо от результата. Поэтому не нужно усложнять рейтинг и счет.

Ссылки и ресурсы

Связанное содержимое

.

Mighty Pros & Cons — плагин для WordPress

Mighty Pros and Cons — это блок Gutenberg , который позволяет вам создавать очень отзывчивую и привлекательную таблицу за и против в вашем сообщении или на странице блога WordPress.
Для использования этого подключаемого модуля вам не нужно иметь навыки программирования или каких-либо специальных технических навыков. Его простой и понятный пользовательский интерфейс позволяет легко создавать адаптивные таблицы. Вам просто нужно добавить значения, и все готово.

Особенности:

  • Очень отзывчивый.
  • Три предопределенных шаблона
  • Возможность показать или скрыть заголовок и кнопку.
  • Возможность выбора типа границы, цвета границы или даже размера границы.
  • Возможность изменить цвет фона.
  • Возможность выбора тега HTML для заголовка таблицы, чтобы сделать его более удобным для SEO.
  • Option для Открыть ссылку в новой вкладке и добавить тег NoFollow в ссылку Button.
  • Легковесный, он не добавляет лишний бесполезный код на ваш сайт.
  • Вы можете создать закругленную, квадратную или круглую кнопку призыва к действию.

Плюсы и минусы классического редактора

Мы также разработали этот плагин для классического редактора. Вы можете посмотреть плагин WP Pros & Cons.

Развитие

  1. Открыть терминал
  2. Перейдите в корневой каталог плагина
  3. npm установить
  4. н / мин начало

Медиа-лицензии

Font Awesome Бесплатно

FontAwesome Free — это бесплатная программа с открытым исходным кодом и GPL.
* Лицензия: https://fontawesome.com/license/free (значки: CC BY 4.0, шрифты: SIL OFL 1.1, код: лицензия MIT)
* Источник: https://fontawesome.com

Этот плагин предоставляет 1 блок.

mightythemes / block-prosandcons
Могущественные плюсы и минусы

Way 1:
1. Загрузите mighty-pros-cons.zip в каталог / wp-content / plugins /
2. Распакуйте zip-файл.
3. Активируйте плагин со страницы плагинов wordpress.
4. Теперь перейдите к вашему редактору, выберите блок Mighty Pros & Cons и начните добавлять контент.

Way 2:
1. Перейдите на страницу плагинов в админке.
2. Нажмите кнопку «Добавить».
3. Выполните поиск по запросу «Могущественные за и против».
4. Нажмите «Установить» на Mighty Pros & Cons.
5. Активируйте плагин.
6. Теперь перейдите к своему редактору, выберите блок Mighty Pros & Cons и начните добавлять контент.

Как использовать этот плагин?

См. Описание.

Могу ли я использовать этот блок с любой темой WordPress?

Да, вы можете использовать этот блок Гутенберга с любой темой. Он полностью совместим практически со всеми темами. Тем не менее, если у вас возникнут проблемы, напишите нам.

Нужен ли мне Гутенберг для использования Mighty Pro & Cons?

Да, конечно. Это блок Гутенберга, и вам нужно будет активировать редактор Гутенберга, чтобы использовать этот плагин.

Как я могу использовать эту функцию с классическим редактором?

К сожалению, вы не можете использовать этот плагин для классического редактора, но у нас есть другой такой же плагин, который разработан для классического редактора.Вы можете посмотреть плагин WP Pros & Cons.

Хотя это аккуратный небольшой плагин и очень полезен, его стабильность является реальной проблемой. Они еще не довели его до совершенства, поскольку он действительно не очень хорошо работает с Гутенбергом.

Прежде всего, если вы нажмете на сообщение, вернетесь на панель инструментов, а затем вернетесь к публикации — блок попросит вас «преобразовать в HTML» или «Попытаться восстановить». Он снова работает после «попытки восстановления», но вам придется менять стили КАЖДЫЙ РАЗ.Это невероятно трудоемко и не очень удобно для пользователей.

Я обратился к разработчикам по этому поводу, но они, похоже, не особо хотели это исправить и были вполне довольны этим «обходным решением».

Поэтому я рекомендую не скачивать по крайней мере следующие несколько версий.

Я установил его и могу получить доступ к настройкам, но нет возможности добавить его в записи (ни классический редактор, ни редактор блоков). Все проверил и ничего не нашел, чтобы добавить таблицу за и против.Потерянное время 🙁

Если вы ищете действительно простой плагин, который выглядит круто, это действительно хороший выбор.
Я впечатлен тем, как он выглядит, и вы можете выбирать между тремя разными стилями. К тому же дизайнеры помогут, если что-то пойдет не так.

Спасибо за это,
Серги

Этот плагин просто сэкономил мне время. работают отлично. но я бы хотел, чтобы он мог писать текст вроде окончательного вердикта или итоговой строки, это просто отзыв, спасибо

Я искал плагин за и против для одного из своих сайтов и наткнулся на Mighty Pros & Cons.Выглядит очень многообещающе.

Очень чистый вид на сайте после его внедрения.

Этот плагин за и против действительно потрясающий. Он выглядит великолепно, просто, но делает ваш контент более привлекательным.

И, безусловно, это идеально подходит и для партнерского сайта. В обзорных статьях необходимо добавлять ценные моменты, и этот плагин поможет вам сделать это лучше …

Спасибо разработчику

Посмотреть все 6 отзывов

«Mighty Pros & Cons» — программное обеспечение с открытым исходным кодом.Следующие люди внесли свой вклад в этот плагин.

авторов

1,2,5
  • Исправлено: проблемы с выравниванием значков
1.2.4
  • Добавлено: Контроль размера иконок
  • Добавлено: Элементы управления текстом вердикта
  • Исправлено: нередактируемые плюсы и минусы
  • Исправлено: значки галочки и времени выровнены с текстом
  • Исправлено: подчеркнутый текст кнопки
1.2.3
1.2.2
  • Обновлено: удален FontAwesome CDN
  • .

1.2,1
  • Добавлено: уведомление для более старой версии WordPress без Gutenberg
1.2.0
  • Добавлено: возможность выбора заголовка для тега содержимого
1.1.0
  • Исправлены проблемы с новой строкой при использовании абзаца
  • Еще несколько исправлений ошибок и улучшений.
1.0.0

Это новый плагин. Так что вам пока не нужно обновлять это.

.

Плюсы и минусы нормализации базы данных

При использовании реляционной базы данных нормализация может помочь сохранить данные без ошибок, а также может помочь гарантировать, что размер базы данных не станет большим из-за дублирования данных. В то же время некоторые типы операций могут выполняться медленнее в нормализованной среде. Итак, когда вам следует нормализовать, а когда лучше продолжать без нормализации?

Что такое нормализация?

Нормализация базы данных — это процесс организации данных в базе данных наиболее эффективным способом.Например, вы, вероятно, не хотите, чтобы имя пользователя сохранялось в нескольких разных таблицах в вашей базе данных, когда вы могли бы сохранить его в одном месте и вместо этого указывать на этого пользователя через идентификатор.

Сохраняя неизменный идентификатор пользователя в различных таблицах, которые нужны пользователю, вы всегда можете указать его обратно в соответствующую таблицу, чтобы получить текущее имя пользователя, которое хранится только в одном месте. Любые обновления имени пользователя происходят только в этом месте, что делает данные более надежными.

Пример использования первой нормальной формы.Источник: .NET от ChatterBox.

Чем хороша нормализация базы данных?

Нормализованная база данных полезна, когда операции требуют интенсивной записи или когда требуется соответствие ACID. Некоторые преимущества включают:

  1. Обновления выполняются быстро из-за отсутствия дублирования данных в нескольких местах.
  2. Вставки выполняются быстро , поскольку для фрагмента данных существует только одна точка вставки и дублирование не требуется.
  3. Таблицы обычно на меньше, чем таблицы в ненормализованных базах данных. Обычно это позволяет таблицам помещаться в буфер, что обеспечивает более высокую производительность.
  4. Целостность и согласованность данных абсолютно необходимы. , если база данных должна быть совместимой с ACID. Нормализованная база данных очень помогает в этом деле.

Каковы недостатки нормализации базы данных?

Нормализованная база данных не так удобна в условиях, когда приложение интенсивно читает.Вот некоторые из недостатков нормализации:

  1. Поскольку данные не дублируются, требуется объединение таблиц . Это усложняет запросы и, следовательно, снижает время чтения.
  2. Поскольку требуется объединение, индексация работает не так эффективно . Опять же, это замедляет время чтения, потому что объединения обычно плохо работают с индексированием.

Что делать, если приложение требует интенсивного чтения и записи?

В некоторых случаях не совсем ясно, следует ли использовать одну стратегию вместо другой.Очевидно, что некоторым приложениям действительно нужны как нормализованные, так и ненормализованные данные, чтобы работать максимально эффективно.

В таких случаях компании часто используют более одной базы данных: реляционные данные, такие как MySQL для совместимых с ACID и операций с интенсивной записью, и базу данных NoSQL, такую ​​как MongoDB, для операций с интенсивным чтением данных, где дублирование не так велико. вопрос.

Что хорошо умеют базы данных NoSQL и SQL. Источник: SlideShare.

.

Плюсы и минусы нормализации базы данных

Нормализовать или не нормализовать? Узнайте, когда нормализация базы данных полезна, а когда нет.

TL; DR: при использовании реляционной базы данных нормализация может помочь сохранить данные без ошибок, а также может помочь гарантировать, что размер базы данных не увеличится из-за дублирования данных. В то же время некоторые типы операций могут выполняться медленнее в нормализованной среде. Итак, когда вам следует нормализовать, а когда лучше продолжать без нормализации?

Что такое нормализация?

Нормализация базы данных — это процесс организации данных в базе данных наиболее эффективным способом.Например, вы, вероятно, не хотите, чтобы имя пользователя сохранялось в нескольких разных таблицах в вашей базе данных, когда вы могли бы сохранить его в одном месте и вместо этого указывать на этого пользователя через идентификатор.

Сохраняя неизменный идентификатор пользователя в различных таблицах, которые нужны пользователю, вы всегда можете указать его обратно в соответствующую таблицу, чтобы получить текущее имя пользователя, которое хранится только в одном месте. Любые обновления имени пользователя происходят только в этом месте, что делает данные более надежными.

Пример использования первой нормальной формы.Источник: .NET ChatterBox.

Чем хороша нормализация базы данных?

Нормализованная база данных полезна, когда операции требуют интенсивной записи или когда требуется соответствие ACID. Некоторые преимущества включают:

  1. Обновления выполняются быстро, так как данные не дублируются в нескольких местах.
  2. Вставки выполняются быстро, поскольку для фрагмента данных существует только одна точка вставки и дублирование не требуется.
  3. Таблицы обычно меньше, чем таблицы в ненормализованных базах данных.Обычно это позволяет таблицам помещаться в буфер, что обеспечивает более высокую производительность.
  4. Целостность и согласованность данных являются абсолютной необходимостью, если база данных должна быть совместимой с ACID. Нормализованная база данных очень помогает в этом деле.

Каковы недостатки нормализации базы данных?

Нормализованная база данных не так удобна в условиях, когда приложение интенсивно читает. Вот некоторые из недостатков нормализации:

  1. Поскольку данные не дублируются, требуется объединение таблиц.Это усложняет запросы и, следовательно, снижает время чтения.
  2. Поскольку требуется объединение, индексация работает не так эффективно. Опять же, это снижает время чтения, потому что объединения обычно плохо работают с индексированием.

Что делать, если приложение требует интенсивного чтения и записи?

В некоторых случаях не так ясно, следует ли использовать одну стратегию вместо другой. Очевидно, что некоторым приложениям действительно нужны как нормализованные, так и ненормализованные данные, чтобы работать максимально эффективно.

В таких случаях компании часто используют более одной базы данных: реляционные данные, такие как MySQL для совместимых с ACID и операций с интенсивной записью, и базу данных NoSQL, такую ​​как MongoDB, для операций с интенсивным чтением данных, где дублирование не так велико. вопрос.

Что хорошо умеют базы данных NoSQL и SQL. Источник: SlideShare.

Получите собственную размещенную базу данных

Будет ли ваша база данных нормализована или нет, или вы решите, что вам нужно несколько баз данных, Morpheus Virtual Appliance — это инструмент, который позволяет вам управлять разнородными базами данных на единой информационной панели.С Morpheus у вас есть поддержка SQL, NoSQL и баз данных в памяти, таких как Redis, в общедоступных, частных и гибридных облаках. Итак, посетите сайт Morpheus, чтобы получить информацию о ценах или создать бесплатную учетную запись сегодня!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *