Бихевиористский (поведенческий) подход
В бихевиористстком (поведенческом) подходе фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств. Личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т.е. приобретает навыки поведения в среде, а также определенные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами.
«Я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором-карманником — независимо от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», — писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Дж. Уотсон.
Он был уверен, что такой тотальный контроль за поведением человека позволит воспитать в нем личность, на которую всегда будет запрос со стороны семьи и общества. Этот подход к исследованию и формированию личности мало чем отличался от стратегии научения животных в виде жесткой дрессировки. Чего стоят лишь советы автора родителям, основанные на идеях бихевиоризма: детей нельзя обнимать, целовать, сажать к себе на колени, допускать сентиментальность в обращении с ними. Самое большее, что допускается, — это погладить ребенка по головке, если тому удалось выполнить выданное ранее задание.
Появлению бихевиоризма способствовали учение И. Павлова об условных рефлексах, законы научения Э. Торндайка, открытие В. Бехтеревым сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии. Кроме того, бихевиоризм был продиктован самими социальными условиями: жизнь требовала выхода результатов теоретических исследований в психологии за пороги университетских городков. «Психолог. Принимает круглосуточно» — на эти привлекательные дверные вывески работал прагматический механизм бихевиоризма.
понятие, суть, особенности и представители
В качестве самостоятельной науки психология начала развиваться сравнительно недавно. Но за короткий промежуток времени — чуть больше века — удалось достичь многого. В частности, был исследован и успешно применен в теории и на практике поведенческий подход. Что это за явление такое и как оно проявляется в нашей жизни? В каких сферах применим поведенческий подход и каковы его дополнительные критерии? Будем разбираться.
Словарное толкование
Прежде всего нам нужно четко сформулировать суть поведенческого подхода, его значение. Итак, данным термином именуется область в психологии, изучающая поведение людей как вида и животных. Предполагается, что все поступки основаны на рефлексах, а также на различных реакциях на те или иные факторы, поступающие из окружающей среды. Немаловажным критерием поведения индивида является его личная история, то есть жизненный опыт. В нем чередуется поощрения и наказания, мотивации и разочарования — они определяют дальнейшую реакцию на конкретные события. Нередко поведенческий подход в психологии именуется бихевиоризмом — термин происходит от английского слова Behavior — «поведение». Стоит отметить, что бихевиористы — ученые, которые занимаются данной областью психологии, — понимают, что на поведение индивида влиять может и наследственный фактор. Но при этом они возлагают большую «ответственность» за те или иные поступки именно на окружающую среду.
Основатели
Изучая историю данной области психологии, параллельно мы будем знакомиться с ее представителями. Поведенческий подход начал зарождаться во второй половине XIX столетия, после того как стали широко известными такие области науки, как глубинная психология, и закон эффекта (последний объясняет, как меняется поведения за счет поощрения). «Отцом» этого термина и его сущности стал американский ученый Джон Бродес Уотсон. Его методологический бихевиоризм предполагал, что стоит обращаться внимание исключительно на сигналы, поступающие в сознание человека из внешней среды. При этом его мысли и чувства можно игнорировать, так как они не влияют на поведение. Вскорости эту теорию начал оспаривать Беррес Фредерик Скиннер, который уяснил, что чувства и помыслы контролируются теми же областями мозга, что и внешние раздражители, следовательно, они также являются толчками для тех или иных реакций. Его версия стала назваться радикальным бихевиоризмом и получила более широкое распространение.
Интересно знать, что Уотсона в его суждениях поддерживал наш ученый Иван Петрович Павлов — мы все знаем про его собак и их реакцию на «звоночек».
Множество версий
Первоначальная теория поведенческого подхода к изучению реакций живых существ на те или иные факторы стала настоящим резонансом в мире психологии. Исследованием данной тематики занимались, как бы это пошло ни звучало, все кому не лень, и потому выдвигались порою самые нелепые суждения. Но среди них время от времени всплывали и весьма стоящие мысли, которые после превращались в полноценные виды поведенческого подхода, ну или разновидности. По сути, каждый из них говорит правду — это как сравнивать суждение Уотсона и Скиннера. Поэтому каждый современный психолог сам решает, какая именно теория ему ближе, и руководствуется ею. Предлагаем поочередно ознакомиться с каждой из них.
Методологический бихевиоризм
О нем мы уже кратко узнали — это поведенческий подход в первоначальном виде, который был предложен Джоном Уотсоном. Суть его в том, что наблюдениям могут быть подвержены лишь публичные действия индивида (то есть его внешнее поведение), при этом его мысли и ощущения намеренно упускаются из виду. Также ученый активно изучал поведение людей и животных, создавая для них те или иные внешние факторы (раздражители), которые могли быть положительными или отрицательными.
Радикальный бихевиоризм
Вторая и куда более значимая теория поведенческого подхода, предложенная также американцем по фамилии Скиннер. Скорее всего, выигрышной она стала именно благодаря своей многогранности и эдакому «психологическому космополитизму». Иными словами, Скиннер считал, что во внимание стоит принимать не только раздражители из окружающей среды, которые «задевают» личность, но и его чувства, мысли, которые одолевают в конкретный момент времени. Не менее важным является опыт — как негативный, так и позитивный. В расчет был принят и наследственный фактор, ведь на генетическом уровне представители тех или иных видов живых организмов (в том числе и люди — тут различать приходилось по расам и культурам) также имеют конкретные убеждения, влияющие на поведение. Такой поведенческий подход стал универсальным и, наверное, до сих пор самым распространенным и верным в психологии.
Психологический бихевиоризм
Впервые под влиянием ученого по имени Артур В. Стаатс поведенческий подход становится не просто теорией, подкрепленной малым количеством опытов, причем преимущественно поставленных на животных, а наполовину практической областью знаний. В плане теории Стаатс разработал эдакую систему тайм-аутов, то есть отдыха от тех или иных факторов/мыслей, которые могли бы влиять на поведение человека, а также систему жетонов — вознаграждений. Эксперименты уже проводились на людях, преимущественно на детях с психическими расстройствами. Данный опыт позволил достичь новых высот в области образования, культурного и социального развития, а также профилактики многих нервных отклонений.
От изучения к применению
После того как Стаатс продемонстрировал миру свои опыты, основы поведенческого подхода сразу же стали базой для корректировки поведения различных групп индивидов. По сути, теорию превратили в практику — и не более. В ходе подобных манипуляция появилась новая область практических знаний — прикладной анализ поведения. В ее основе лежат принципы радикального бихевиоризма, с помощью которых корректируются реакции на те или иные раздражители у конкретного человека или же у группы людей. Это так называемые техники поведенческого подхода, коих несчетное множество. Давайте перечислим некоторые из них. Итак, применяя радикальный бихевиоризм, можно контролировать и менять:
- Расстройства аутистического спектра.
- Сохранение природных ресурсов.
- Физическую культуру и здоровый образ жизни.
- Изучение языков.
- Медицину.
- Воспитание детей.
- Борьбу с наркотиками.
- Отношение к животным.
- Лидерство и управленческую сферу.
Одним словом, технику радикального бихевиоризма можно применять абсолютно везде, причем влияние можно оказывать как на конкретную личность, так и на группу людей.
Методология
Также данный раздел носит название поведенческой терапии и очень часто применяется в практической психологии для коррекции тех или иных реакций и привычек человека. В основе терапии лежит обусловливание и научение. Следуя определенным методам поведенческого подхода, можно полностью изменить карту собственных действий и поступков, стать иной личностью. За счет этих техник избавляются от вредных привычек, приобретают новые навыки и склонности, начинают по-новому смотреть на мир и иначе взаимодействовать с ним. Впервые методология успешно была применена на практике учениками Уотсона в конце 19 столетия. Они отучали детей бояться животных. В данном процессе были задействованы следующие приемы, которые остаются актуальными по сей день.
Научение и усвоение
Незыблемая основа основ, которая позволяет максимально изменить поведение или избавиться от вредной привычки. В основе метода лежит образец — в его роли может выступать кумир, фигурка или символ, фильм, рассказ, действие или разыгранный спектакль. Тип наглядного примера выбирается в зависимости от того, с кем именно работает психолог. Допустим, ребенок начал курить, но при этом увлекается творчеством конкретных музыкантов, а они, в свою очередь, поддерживают здоровый образ жизни. Психолог напоминает подростку, что даже его кумиры этого не делают, и тот, подражая образцу, отучается от дурной привычки. Аналогично можно и приучить к чему-либо человека, например, больше учиться или изучать иностранный язык.
Важно отметить, что в данной работе обязательно стоит применять систему вознаграждений. В стандартном варианте для детей это конфеты, для взрослых — стоящие вещи или же деньги.
Отучивание
Куда более жесткий метод в поведенческой терапии, который основывается на явном избежании того или иного фактора, от которого следует избавиться. Пользуясь той же системой вознаграждений за положительные поступки и системой наказаний и штрафов за негативные, человек постепенно начинает отвыкать делать то, что ему не следует делать. Самое интересное, что методика отучивания может быть действенной не только на ментальном или психологическом уровне, но и на физическом. Наглядный пример из первой области — алкоголизм. Когда человек начинает употреблять спиртные напитки, процесс должен сопровождать крайне неприятный запах, вызывающий рвоту. Постепенно алкоголь начнет ассоциироваться именно с такими негативными ощущениями. Пример из физиологии — энурез. На больного крепится специальный аппарат, который реагирует на появление мочи. В этот же момент больной пробуждается и понимает, что он мочится.
Устранение
Весьма эффективный метод, который стал широко известным под названием систематическая десенсибилизация. Его суть в том, что страх или фобия подавляются состоянием релакса. Допустим, человек сильно боится высоты и, находясь на крыше небоскреба, начинает испытывать не только осознанную тревогу. Его организм начинает реагировать на страх: сжимаются мышцы, учащается пульс, поднимается давление. Так организм и сознание объединяются в состоянии ужаса, и человек оказывается полностью парализованным перед своей фобией. Если разорвать эту связь, страх иссякнет, а сделать это можно, либо научив свое сознание не замечать высоту (что почти нереально, ведь это оно решило бояться данного явления), либо расслабиться телесно. Второй вариант более прост в исполнении. Поэтому человека намеренно помещают в ту среду, где он ощущает наибольшую тревогу, и при этом с помощью медикаментов или определенных психологических манипуляций расслабляют его мышечный корсет и снижают кардиологические показатели. Постепенно страх полностью проходит.
Становимся другим человеком
Прочитав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что свое поведение, свой характер и привычки можно в корне изменить. Любой человек может избавиться от пагубного влияния табака и алкоголя, от своих страхов, от болезней и прочих вещей, которые могут беспокоить и доставлять дискомфорт. Методика универсальная, и применять могут как люди с теми или иными проблемами, так и просто желающие что-то изменить в своей жизни и стать лучше. Наиболее интересный сегмент — применение поведенческого подхода в управлении обществом, организацией, финансами и проч. Иными словами, это развитие лидерских качеств, усиление себя как личности.
Работы Макгрегора
Первым из ученых, кто сумел внедрить бихевиоризм в область менеджмента, был Дуглас Макгрегор. По его толкованию, поведенческий подход к лидерству — это не что иное, как внимательно изучение повадок и действий конкретного «начальника» и подражание им. Существуют некие специфические черты в поведении каждого лидера, которые объединяют данную категорию людей:
- Высокий интеллект.
- Уверенность в себе.
- Определенный социально-экономический статус.
- Ответственность.
- Коммуникабельность.
- Объективность.
Во всем остальном качества лидера определяются той организацией или группой людей, которой он «обладает». Не менее важным фактором является среда обитания — например, лидер сельскохозяйственной общины будет знать многое о земледелии, но при этом не сможет припомнить ни одного из президентов Америки, а лидер финансовой организации отлично будет ориентироваться в экономической сфере, в социологической, в банковской и даже в юридической, но при этом вряд ли сможет грамотно вырастить арбуз или картофель. То есть на каждый горшок — свой вершок.
Виды главарей
В поведенческом подходе к лидерству Макгрегор выделил две теории — Х и Y. Они словно два типа главаря, при этом каждая из теорий применима во всех сферах деятельности: и в сельскохозяйственной, и в экономической.
- Теория Х — авторитаризм и деспотия. Подразумевается, что люди изначально не хотят работать и всячески отлынивают. Они не нуждаются в актах честолюбия, а жаждут защищенности. Чтобы такой народ трудился, необходим жесткий контроль, система наказаний и угроз.
- Теория Y — демократия и интеграция. Труд — основа жизнедеятельности каждого человека, в нем он самореализуется. При благоприятных условиях каждый из сотрудников сможет на себя принять часть ответственности и самостоятельно стремиться к успеху. Приобщение людей к простым и понятным правилам и общим целям дает возможность каждому из них контролировать себя. В результате лидер лишь объединяет все наработки сотрудников и исправляет помарки. Коллектив работает целостно, и результат превосходит все ожидания.
Какая теория правдивее?
На этот вопрос вообще нет и не может быть правильного ответа. Обе теории одинаково верны, и правильность той или иной зависит от менталитета людей, их способностей и навыков, от опыта и от рода деятельности. В действительности до сих пор есть такие организации, в которых практикуется авторитарная система лидерства. Многие сотрудники действительно элементарно не приучены к порядку и самоконтролю, они всячески отказываются работать, поэтому за подобные промахи их нужно штрафовать и подвергать взысканиям. Как правило, так ведут себя люди с низким уровнем интеллекта, и встречается такое явление по большей степени в малоразвитых странах. Более прогрессивное общество чаще всего работает по схеме Y — то есть начальник является частью коллектива, связующим звеном, а не цербером. Каждый из сотрудников прекрасно понимает, что успех компании в любом случае отразится на его успехе, поэтому не ленится, а трудится и прилагает к этому все силы, задействует творчество и практические навыки.
Бихевиоральный подход в социальной работе.
В целом для всех видов бихевиоральной психотерапии, начиная с теории Скиннера, включая модели Бандуры, Бека, Эллиса, Лазаруса и др., общими являются следующие характеристики:
— ее цель – помочь человеку стать способным реагировать на жизненные ситуации так, как он хотел бы реагировать; это осуществляется путем увеличения объема желаемого поведения и уменьшения или исключения нежелательных поведения, мыслей, чувств;
— позитивные терапевтические отношения в процессе психотерапии являются необходимым, но не достаточным условием эффективности психотерапии;
— предполагается, что большинство проблем возникают из неполного или ошибочного процесса социального научения;
— взаимоотношения между терапевтом и клиентом – скорее отношения типа «тренер – тренируемый», чем «доктор, лечащий пациента»;
— перенос научения (генерализация) из терапевтического процесса в повседневную жизнь клиента считается не автоматическим, а целенаправленным процессом, который осуществляется посредством выполнения закономерной последовательности заданий, в том числе и домашних;
— терапевты склонны избегать языка фиксированных диагностических категорий, черт и глобальных описаний в пользу поведенческих и операциональных описаний;
— жалобы и симптомы пациента принимаются как реальность и объект психотерапии, а не как репрезентаторы скрытых проблем и внутриличностных конфликтов пациента;
— соблюдается принцип «психотерапевтического контракта», когда психотерапевт и пациент в процессе начальной стадии работы приходят к единому мнению относительно конкретных целей психотерапии и к договоренности относительно объективных (поведенческих) критериев того, что цель достигнута.
Таким образом, основными идеями и ценностями когнитивно-бихевиорального подхода, оказавшими влияние на формирование социальной работы данной ориентации (cognitive-behavioural social work), являются следующие:
— рациональность – иррациональность человеческого поведения;
— возможность управления поведением;
— принцип взаимного детерминизма внутренних и внешних факторов поведения;
— возможность и важность самоконтроля, саморегуляции, самоподкрепления, самооценивания, самоосознания поведения;
— самоэффективность поведения;
— возможность прогнозирования будущего поведения;
— психическое здоровье;
— конструктивный альтернативизм, готовность к инкорпорированию нового опыта, интерес к самому себе, общественный интерес, фрустрационная устойчивость, гибкость, принятие неопределенности, ориентация на творческие планы;
— рациональное, реалистичное, «научное» мышление;
— принятие самого себя;
— ответственность за свои эмоциональные проявления.
Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер.
М. А. Гулина.
2008.
бихевиористский подход — с русского на все языки
система
Группа взаимодействующих объектов, выполняющих общую функциональную задачу. В ее основе лежит некоторый механизм связи.
[ ГОСТ Р МЭК 61850-5-2011]
система
Набор элементов, которые взаимодействуют в соответствии с проектом, в котором элементом системы может быть другая система, называемая подсистемой; система может быть управляющей системой или управляемой системой и включать аппаратные средства, программное обеспечение и взаимодействие с человеком.
Примечания
1 Человек может быть частью системы. Например, человек может получать информацию от программируемого электронного устройства и выполнять действие, связанное с безопасностью, основываясь на этой информации, либо выполнять действие с помощью программируемого электронного устройства.
2 Это определение отличается от приведенного в МЭС 351-01-01.
[ ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007]
система
Множество (совокупность) материальных объектов (элементов) любой, в том числе различной физической природы, а также информационных объектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой для достижения общей цели.
[ ГОСТ Р 43.0.2-2006]
система
Совокупность элементов, объединенная связями между ними и обладающая определенной целостностью.
[ ГОСТ 34.003-90]
система
Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
[ ГОСТ Р ИСО 9000-2008]
система
—
[IEV number 151-11-27]
система
Набор связанных элементов, работающих совместно для достижения общей Цели. Например: • Компьютерная система, состоящая из аппаратного обеспечения, программного обеспечения и приложений. • Система управления, состоящая из множества процессов, которые планируются и управляются совместно. Например, система менеджмента качества. • Система управления базами данных или операционная система, состоящая из множества программных модулей, разработанных для выполнения набора связанных функций.
[Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля 2011 г.]
система
Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Следует отметить, что это определение (взятое нами из Большой Советской Энциклопедии) не является ни единственным, ни общепризнанным. Есть десятки определений понятия “С.”, которые с некоторой условностью можно поделить на три группы. Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают С. как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующий объективно, независимо от наблюдателя. Его задача состоит в том, чтобы выделить эту С. из окружающей среды, т.е. как минимум определить ее входы и выходы (тогда она рассматривается как “черный ящик”), а как максимум — подвергнуть анализу ее структуру (произвести структуризацию), выяснить механизм функционирования и, исходя из этого, воздействовать на нее в нужном направлении. Здесь С. — объект исследования и управления. Определения второй группы рассматривают С. как инструмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюдатель, имея перед собой некоторую цель, конструирует (синтезирует) С. как некоторое абстрактное отображение реальных объектов. При этом С. (“абстрактная система”) понимается как совокупность взаимосвязанных переменных, представляющих те или иные свойства, характеристики объектов, которые рассматриваются в данной С. В этой трактовке понятие С. практически смыкается с понятием модели, и в некоторых работах эти два термина вообще употребляются как взаимозаменяемые. Говоря о синтезе С., в таких случаях имеют в виду формирование макромодели, анализ же С. совпадает в этой трактовке с микромоделированием отдельных элементов и процессов. Третья группа определений представляет собой некий компромисс между двумя первыми. С. здесь — искусственно создаваемый комплекс элементов (например, коллективов людей, технических средств, научных теорий и т.д.), предназначенный для решения сложной организационной, экономической, технической задачи. Следовательно, здесь наблюдатель не только выделяет из среды С. (и ее отдельные части), но и создает, синтезирует ее. С. является реальным объектом и одновременно — абстрактным отображением связей действительности. Именно в этом смысле понимает С. наука системотехника. Между этими группами определений нет непроходимых границ. Во всех случаях термин “С.” включает понятие о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависимых частей, причем свойства этих частей зависят от С. в целом, свойства С. — от свойств ее частей. Во всех случаях имеется в виду наличие среды, в которой С. существует и функционирует. Для исследуемой С. среда может рассматриваться как надсистема, соответственно, ее части — как подсистемы, а также элементы С., если их внутренняя структура не является предметом рассмотрения. С. делятся на материальные и нематериальные. К первым относятся, например, железная дорога, народное хозяйство, ко вторым — С. уравнений в математике, математика как наука, далее — С. наук. Автоматизированная система управления включает как материальные элементы (ЭВМ, документация, люди), так и нематериальные — математические модели, знания людей. Разделение это тоже неоднозначно: железную дорогу можно рассматривать не только как материальную С., но и как нематериальную С. взаимосвязей, соотношений, потоков информации и т.д. Закономерности функционирования систем изучаются общей теорией систем, оперирующей понятием абстрактной С. Наибольшее значение среди абстрактных С. имеют кибернетические С. Есть два понятия, близкие понятию С.: комплекс, совокупность (множество объектов). Они, однако, не тождественны ему, как нередко утверждают. Их можно рассматривать как усеченные, неполные понятия по отношению к С.: комплекс включает части, не обязательно обладающие системными свойствами (в том смысле, как это указано выше), но эти части сами могут быть системами, и элементы последних такими свойствами по отношению к ним способны обладать. Совокупность же есть множество элементов, не обязательно находящихся в системных отношениях и связях друг с другом. В данном словаре мы стремимся по возможности последовательно различать понятия С. и модели, рассматривая С. как некий объект (реальной действительности или воображаемый — безразлично), который подвергается наблюдению и изучению, а модель — как средство этого наблюдения и изучения. Разумеется, и модель, если она сама оказывается объектом наблюдения и изучения, в свою очередь рассматривается как С. (в частности, как моделируемая С.) — и так до бесконечности. Все это означает, что такие, например, понятия, как переменная или параметр, мы (в отличие от многих авторов) относим не к С., а к ее описанию, т.е. к модели (см. Параметры модели, Переменная модели), численные же их значения, характеризующие С., — к С. (например, координаты С.). • Системы математически описываются различными способами. Каждая переменная модели, выражающая определенную характеристику С., может быть задана множеством конкретных значений, которые эта переменная может принимать. Состояние С. описывается вектором (или кортежем, если учитываются также величины, не имеющие численных значений), каждая компонента которого соответствует конкретному значению определенной переменной. С. в целом может быть описана соответственно множеством ее состояний. Например, если x = (1, 2, … m) — вектор существенных переменных модели, каждая из которых может принять y значений (y = 1, 2, …, n), то матрица S = [ Sxy ] размерностью m ? n представляет собой описание данной С. Широко применяется описание динамической С. с помощью понятий, связанных с ее функционированием в среде. При этом С. определяется как три множества: входов X, выходов Y и отношений между ними R. Полученный “портрет системы” может записываться так: XRY или Y = ®X. Аналитическое описание С. представляет собой систему уравнений, характеризующих преобразования, выполняемые ее элементами и С. в целом в процессе ее функционирования: в непрерывном случае применяется аппарат дифференциальных уравнений, в дискретном — аппарат разностных уравнений. Графическое описание С. чаще всего состоит в построении графа, вершины которого соответствуют элементам С., а дуги — их связям. Существует ряд классификаций систем. Наиболее известны три: 1) Ст. Бир делит все С. (в природе и обществе), с одной стороны, на простые, сложные и очень сложные, с другой — на детерминированные и вероятностные; 2) Н.Винер исходит из особенностей поведения С. (бихевиористский подход) и строит дихотомическую схему: С., характеризующиеся пассивным и активным поведением; среди последних — нецеленаправленным (случайным) и целенаправленным; в свою очередь последние подразделяются на С. без обратной связи и с обратной связью и т.д.; 3) К.Боулдинг выделяет восемь уровней иерархии С., начиная с простых статических (например, карта земли) и простых кибернетических (механизм часов), продолжая разного уровня сложности кибернетическими С., вплоть до самых сложных — социальных организаций. Предложены также классификации по другим основаниям, в том числе более частные, например, ряд классификаций С. управления. См. также: Абстрактная система, Адаптирующиеся, адаптивные системы, Большая система, Вероятностная система, Выделение системы, Входы и выходы системы, Детерминированная система, Динамическая система, Дискретная система, Диффузная система, Замкнутая (закрытая) система, Иерархическая структура, Имитационная система, Информационная система, Информационно-развивающаяся система, Кибернетическая система, Координаты системы, Надсистема, Нелинейная система, Непрерывная система, Открытая система, Относительно обособленная система, Память системы, Подсистема, Портрет системы, Разомкнутая система, Рефлексная система, Решающая система, Самонастраивающаяся система, Самообучающаяся система, Самоорганизующаяся система, Сложная система, Состояние системы, Статическая система, Стохастическая система, Структура системы, Структуризация системы, Управляющая система, Устойчивость системы, Целенаправленная система, Экономическая система, Функционирование экономической системы..
[ http://slovar-lopatnikov.ru/]
EN
system
set of interrelated elements considered in a defined context as a whole and separated from their environment
NOTE 1 – A system is generally defined with the view of achieving a given objective, e.g. by performing a definite function.
NOTE 2 – Elements of a system may be natural or man-made material objects, as well as modes of thinking and the results thereof (e.g. forms of organisation, mathematical methods, programming languages).
NOTE 3 – The system is considered to be separated from the environment and the other external systems by an imaginary surface, which cuts the links between them and the system.
NOTE 4 – The term «system» should be qualified when it is not clear from the context to what it refers, e.g. control system, colorimetric system, system of units, transmission system.
Source: 351-01-01 MOD
[IEV number 151-11-27]
system
A number of related things that work together to achieve an overall objective. For example: • A computer system including hardware, software and applications • A management system, including the framework of policy, processes, functions, standards, guidelines and tools that are planned and managed together – for example, a quality management system • A database management system or operating system that includes many software modules which are designed to perform a set of related functions.
[Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля 2011 г.]
FR
système, m
ensemble d’éléments reliés entre eux, considéré comme un tout dans un contexte défini et séparé de son environnement
NOTE 1 – Un système est en général défini en vue d’atteindre un objectif déterminé, par exemple en réalisant une certaine fonction.
NOTE 2 – Les éléments d’un système peuvent être aussi bien des objets matériels, naturels ou artificiels, que des modes de pensée et les résultats de ceux-ci (par exemple des formes d’organisation, des méthodes mathématiques, des langages de programmation).
NOTE 3 – Le système est considéré comme séparé de l’environnement et des autres systèmes extérieurs par une surface imaginaire qui coupe les liaisons entre eux et le système.
NOTE 4 – Il convient de qualifier le terme «système» lorsque le concept ne résulte pas clairement du contexte, par exemple système de commande, système colorimétrique, système d’unités, système de transmission.
Source: 351-01-01 MOD
[IEV number 151-11-27]
Тематики
EN
DE
FR
Поведенческий подход к психологии: обзор бихевиоризма
Автор: Тиффани Бейли
Обновлено 19 мая 2020 г.
Существует довольно много разных подходов к психологии и тому, как работает и развивается разум, что влияет на человеческое поведение, и различные факторы, влияющие на его мысли и эмоции. Есть пять основных точек зрения, и поведенческий подход — одна из них.
Хотите узнать больше о поведенческом подходе?
Чат с сертифицированным экспертом по психологии онлайн сегодня!
Источник: publicdomainpictures.net
Пять подходов к психологии человека
Существует множество областей психологии, от основ до идей, касающихся поведения и развития различных состояний. Вот пять основных подходов к психологии:
- Биологический подход — это подход к психологии, который фокусируется на биологических факторах тела человека и на том, как они влияют на разум, мысли человека и его эмоции.Это в первую очередь относится к изучению генетики человека, уровня гормонов и нервной системы, чтобы прийти к заключению относительно его физического состояния, желаний и потребностей, являющихся прямой связью между телом и разумом. Сторонники этой идеи считают, что различные факторы конкретного тела человека и общего состояния здоровья являются первопричинами его психики и психологического состояния, и что эти физические компоненты влияют на каждое решение, которое может принять человек. Этот подход наиболее важен, когда речь идет об изучении лекарств и генетики, а также о том, как и то, и другое может физически влиять на структуру психического и физического строения человека.
- Психодинамический подход — Это фрейдистская концепция, согласно которой каждое побуждение человека проистекает из полового влечения. Психодинамический подход настаивает на том, что все импульсы, побуждения и бессознательные факторы человека связаны с его переживаниями в детстве и что эти факторы лежат в основе поведения человека в дальнейшей жизни. Этот подход считает, что все поведение определяется бессознательным, и многие люди слышали о концепциях поведения и импульсов, на которые влияют Ид, эго и суперэго.
- Поведенческий подход — это подход к психологии, который фокусируется на том, как окружающая среда и как внешние стимулы влияют на психическое состояние и развитие человека, и как эти факторы специально «тренируют» человека тому поведению, которое они будут проявлять позже. Некоторые, кто поддерживает этот подход, не верят, что концепция свободы воли существует и что все формы поведения просто усваиваются на основе личного опыта каждого человека путем проб и ошибок, получая наказания и последствия за определенные мысли и действия, а также подкрепление и положительные выгоды от другие.
Источник: pexels.com
- Гуманистический подход — Гуманистический подход в психологии настаивает на том, что каждый человек имеет свободную волю, по своей природе «добр» по своей природе, и что нас естественным образом мотивирует желание улучшить себя. Это также поддерживает идею о том, что все мы нуждаемся в значительном улучшении себя и окружающего нас мира. Этот подход подчеркивает уникальность каждого человека и очень специфические желания и потребности, когда речь идет о том, чего каждый из нас желает в отношении чувства удовлетворения, что дает нам чувство удовлетворения в нашей жизни и психологический рост каждого человека.Субъективный опыт (который относится только к отдельному человеку, а не к массам) подчеркивается из-за его важности в роли психологии, а не объективной реальности. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на каких-либо научных факторах, касающихся поведения и психических состояний, гуманистический подход поддерживает использование качественной информации, полученной с помощью бесед и вопросов один на один, а также самодокументирования от человека, чтобы лучше понять их особый образ мышления и точка зрения на самих себя, свой опыт и окружающий мир.
Гуманистический подход также отвергает исследования и эксперименты с участием любых других животных (например, в случаях, когда лабораторные крысы или другие животные используются для определенных поведенческих исследований), потому что сторонники этого подхода считают, что люди относятся к гораздо более значительному уровню. познания и что человеческие способности рассуждать, думать и общаться не похожи на способности любых других живых существ в царстве животных.
- Когнитивный подход — Когнитивный подход к психологии рассматривает разум как «процессор информации», и поэтому поведение и взгляды человека основаны на уже имеющихся знаниях, а также на его прошлом опыте.Этот подход устраняет идеи психоаналитического мышления и обусловленного поведения и фокусируется на свободе воли с решениями, определяемыми памятью и их способностью обрабатывать эту информацию для формирования выбора, который они сделают сейчас и позже. Акцент делается больше на методы обработки и способности человека и отношения, которые развиваются между человеком и определенными стимулами, а не только на причину и следствие.
Основные идеи, лежащие в основе поведенческого подхода к психологии
Хотите узнать больше о поведенческом подходе?
Чат с сертифицированным экспертом по психологии онлайн сегодня!
Источник: rawpixel.com
В рамках поведенческого подхода психология анализируется и изучается с использованием исключительно объективных и научных методов наблюдения и оценки человеческого разума. В то время как некоторые подходы к психологии включают в себя учет собственных субъективных и уникальных взглядов человека на свой разум, свои чувства и эмоции, а также их опыт, бихевиоризм игнорирует эти данные и строго фокусируется на данных, полученных путем «тщательного и контролируемого наблюдения и измерения поведения, «с его основными целями — контроль и прогнозирование поведения.
Бихевиоризм отвергает внутренние концепции, такие как мысли и эмоции, и, как следует из названия, сосредотачивается строго на наблюдаемом поведении. Те, кто поддерживает этот подход, не отрицают существования человека, использующего свой разум, ощущая или обрабатывая стимулы вокруг себя, но это рассматривается как не имеющее отношения к их основным интересам при изучении психологии, поскольку эти внутренние факторы нельзя наблюдать внешне, кроме как полагаться на них. собственное личное толкование и выражение этих факторов человеком.При попытке сохранить объективность и научность своей области, насколько это возможно, это не позволяет допускать данные, которые могут быть искажены мнением человека или уникальными точками зрения относительно того, что он может чувствовать или делать и почему. Этот подход решительно поддерживает идеи редукционизма (сокращение всего человеческого поведения на более мелкие компоненты, чтобы упростить и понять его более легко), а также номотетический подход (установление обобщений, применимых ко всем людям) к психологии.
В отличие от тех, кто предпочитает гуманистический подход к психологии, те, кто верит в бихевиоризм, решительно поддерживают контролируемые эксперименты с использованием других живых организмов, таких как голуби и лабораторные крысы, при изучении причин и следствий в отношении поведения из-за того, насколько строго окружающая среда и условия могут регулироваться и изучаться. Бихевиористы часто не видят разницы между поведенческими паттернами, которые могут быть усвоены или обусловлены как у людей, так и у животных, поэтому эксперименты с субъектами, не являющимися людьми, являются отличной отправной точкой, когда дело доходит до проверки гипотез, связанных с поведением, в более контролируемой ситуации по сравнению с строго работать с другими людьми, эмоции и субъективное восприятие которых могут повлиять на окончательные результаты тестирования.
Наконец, корень бихевиористского подхода к психологии можно свести к убеждению, что любое поведение, независимо от его сложности, может быть обусловлено и предсказано на основе «ассоциации стимула и реакции». Это означает, что реакцию можно предсказать в ответ на конкретный стимул, а также определить потенциальный стимул на основе предсказанных и ожидаемых реакций, которые можно наблюдать у человека.
Типы бихевиоризма
Хотя бихевиоризм сам по себе является подходом, он также имеет два конкретных подмножества: методологический бихевиоризм и радикальный бихевиоризм.
Источник: commons.wikimedia.org
- Методологический бихевиоризм был впервые представлен Джоном Ватсоном и является основой поведенческого подхода к психологии и состоит из убеждений, что люди ничем не отличаются от других существующих живых животных и что объективный подход к изучению поведения и усвоения Условия и реакции — наиболее эффективный метод понимания общей психологии и поведенческих реакций.Методологический бихевиоризм также поддерживает веру в то, что живые существа рождаются с разумом как «чистым листом» и с этого момента начинают изучать свои реакции на окружающий мир.
- Радикальный бихевиоризм согласуется с идеями, выраженными в методологическом бихевиоризме, но основывается на них, включая идеи о том, что все живые существа рождаются с присущими им поведением и чертами, а не являются «чистыми листами» при рождении, а также включает принятие роли, которые биологические факторы и специфическая генетика также играют роль в поведении организма.Б. Ф. Скиннер, человек, ответственный за создание концепции радикального бихевиоризма, также согласился с Уотсоном в отношении наличия внутренних психологических процессов, таких как мысли и эмоции, и их роли в отношении поведения (но не использовал их для полного объяснения реакций на стимулы в человек), но действительно пришел к выводу, что они должны быть проанализированы и объяснены в отношении любого представленного поведения.
Несмотря на очень незначительные различия между двумя школами поведенческой мысли, обе точки зрения по-прежнему согласны с идеей, что целью самой психологии должна быть способность предсказывать и контролировать поведение в живом организме.
Исследования, связанные с поведением
Эксперимент с собаками Павлова был обусловлен выделением слюны при прослушивании определенного звука в ожидании приема пищи — это яркий пример исследования, связанного с бихевиоризмом. Однако есть немало других, имеющих отношение к этому психологическому подходу.
Собаки Павлова — Начнем с того, что это наиболее известное поведенческое исследование относительно обусловленности в отношении бихевиоризма. В 1890-х годах физиолог Иван Павлов изучал уровень слюноотделения своих собак в ответ на кормление.Он обнаружил, что вскоре у них начиналось выделение слюны при любых раздражителях, которые они ассоциировали со знанием того, что их скоро накормят, таких как приближение его помощника, а затем звук метронома. В итоге он посвятил всю свою будущую работу изучению этой концепции и определил, что если условный раздражитель (то, на что они будут обучены реагировать) и безусловный раздражитель (что-то, что естественно возникает в организме) возникают в течение достаточно короткого времени. кадра, эти два будут связаны, и человек или животное будут обучены реагировать соответствующим образом.
Эксперимент с куклой Бобо — Это было исследование обусловленности у маленьких детей, которое показало, что они имитируют и учатся социальному поведению (особенно агрессии) посредством наблюдения за взрослыми в их присутствии, что называется наблюдательным обучением. Детей разделили на группы для экспериментов и показали куклу «Бобо», которую они должны были стать свидетелями физического и словесного насилия со стороны взрослого. После этого детям были предоставлены игрушки, которые вскоре унесли, чтобы спровоцировать агрессию, соответствующую их возрасту (3-6 лет).Увидев, как взрослые проявляют оскорбительное поведение по отношению к куклам Бобо, дети проявляют такое же агрессивное поведение, когда им предлагают смесь обычных и « агрессивных » игрушек (таких как молотки и дротики), показывая, что с тех пор они научились путем наблюдения проявлять агрессивное поведение, когда его провоцируют.
Коробка Скиннера — Коробка Скиннера была экспериментом, подтверждающим и поддерживающим идею оперантного обусловливания, который показывает, что вознаграждаемое поведение будет иметь тенденцию повторяться, а наказуемое будет удерживать человека или организм от повторения их снова в будущем. .Эксперимент заключался в помещении лабораторной крысы в коробку («ящик Скиннера»), и, будучи голодным, она узнала, что прикосновение к маленькому рычагу выдаст гранулу пищи, поэтому она научилась повторять действие для положительного ответа (это называется положительным подкреплением). Что касается отрицательного подкрепления, крыс также помещали в ящик, который иногда давал им небольшой шок, но с рычагом, который предотвращал бы возникновение шока. Они очень быстро научились нажимать на рычаг, чтобы не допустить сотрясения.Подкрепление любой природы поощряет повторную реакцию на определенные стимулы или ситуации, тогда как наказание имеет цель ослабить импульс или действие или полностью предотвратить его в дальнейшем. Так обычно действуют дисциплинарные взыскания в отношении детей. Если ребенок крадет игрушку или совершает какое-либо другое поведение, которое родитель или опекун считает неуместным, его накажут либо бранью, либо шлепанием, либо каким-либо другим видом дисциплины. В большинстве случаев это негативное последствие их действий остается с ними достаточно долго, чтобы научиться не повторять поведение, которое изначально привело их к неприятностям.
Эксперимент Маленького Альберта — Хотя с этической точки зрения это весьма сомнительно, был проведен эксперимент, чтобы выяснить, применимы ли условные рефлексы, доказанные в эксперименте Павлова с собаками, к людям. В этом эксперименте участвовал 9-месячный мальчик, которому были представлены различные предметы, включая обезьяну, кролика и белую крысу. Как и большинство детей, у него не было отрицательной реакции на предметы, представленные ему, но он вздрагивал и начинал плакать каждый раз, когда участники эксперимента ударяли молотком по стальному пруту позади него.В течение нескольких недель участники эксперимента начали бить молотком по стальному стержню каждый раз, когда маленький мальчик получал белую крысу, и в конечном итоге этого звука даже не потребовалось, чтобы вызвать у него истерику при виде белую крысу, потому что он научился связывать их.
Это неприятное исследование показало связь между поведением, обусловливанием и развитием фобий. У него временно возникла такая же реакция даже в ответ на любые предметы или стимулы, которые отдаленно напоминали ему крысу, но в конечном итоге симптомы фобии исчезли, что называется «угасанием».«Они повторили процесс кондиционирования снова и показали, что он все еще может быть переобучен, чтобы снова и снова иметь такую сильную реакцию на белую крысу и все связанные с ней стимулы.
Как поведенческие методы используются в лечебных учреждениях?
Идеи, поддерживаемые бихевиоризмом, могут также применяться в терапевтических целях и в целях модификации поведения.
Когнитивно-поведенческая терапия — отличный пример применения этих концепций в качестве формы лечения.КПТ фокусируется на когнитивных факторах и мыслях, лежащих в основе определенного поведения, и помогает человеку осознать их и их эффекты в попытке изменить мыслительные процессы в ответ на определенные стимулы и ситуации, что позволяет им вносить изменения в свое поведение в обработать.
Прикладной анализ поведения использует поведенческие методы с использованием положительного подкрепления для поощрения замены поведения человека на более желаемое. Он сосредоточен строго на аспекте модификации поведения, а не на какой-либо терапии разговоров, такой как КПТ, чтобы понять, как и почему связано с поведением человека.
Теория социального обучения — это концепция, демонстрируемая в таких случаях, как эксперимент с куклой Бобо: многие формы поведения изучаются путем наблюдения в социальных ситуациях, а затем имитируются. В условиях лечения это часто применяется к тем, кто борется с зависимостью, и в ситуациях социальной работы. Он часто включает окружение тех, у кого есть стимулы и наблюдаемые отрицательные факторы в их жизни, положительными образцами для подражания и системами поддержки, чтобы поощрять более желательное поведение и привычки и снижать вероятность действий и реакций, от которых хочется избавиться.
Экспозиционная терапия также использует поведенческие методы, заставляя людей с фобиями и сильными негативными реакциями на стимулы (например, связанные с травмой и связанными с ней эффектами) все меньше и меньше подвергаться негативному влиянию определенных триггеров в их жизни за счет стратегических и безопасных действий. они взаимодействуют с этими триггерами и снижают их чувствительность к целевым стимулам.
Дополнительная информация
Источник: en.wikipedia.org
Для получения дополнительной информации о бихевиоризме, поведенческих техниках в отношении психологии или для получения совета относительно использования поведенческих методов в качестве части лечения, BetterHelp предлагает множество статей и ресурсов, которые помогут вам в обучении по этим темам, а также ресурсы онлайн-терапии, если вы считают, что поведенческий подход к решению любых проблем с психическим здоровьем может быть для вас правильным вариантом.
.
Этот веб-сайт был создан для использования |
Человеческое поведение изучено, таким образом, можно отучить любое поведение и научиться новому.
на своем месте. Бихевиоризм в первую очередь касается наблюдаемых и измеримых аспектов.
человеческого поведения.Поэтому, когда поведение становится неприемлемым, его можно отучить.
Бихевиоризм рассматривает развитие как непрерывный процесс, в котором дети играют относительно
пассивная роль. Это также общий подход, который используется в различных условиях, включая
как клинические, так и образовательные.
Бихевиористы предполагают, что единственное, что реально (или, по крайней мере, заслуживает изучения), — это
то, что мы можем видеть и наблюдать. Мы не можем видеть ум, ид или бессознательное, но
мы можем видеть, как люди действуют, реагируют и ведут себя.Из поведения мы можем сделать
выводы о разуме и мозге, но они не являются основным предметом
расследование. То, что люди делают , а не то, что, по их мнению, или чувствуют , является
объект исследования. Точно так же бихевиорист не смотрит на разум или мозг, чтобы
понять причины ненормального поведения. Он предполагает, что поведение представляет собой определенную
усвоил привычки, и он пытается определить, как они усваиваются.
Изучаемый материал — это всегда поведение.Потому что бихевиористы не интересуются
в уме или его более редких эквивалентах, таких как психе и душа, выводы о
условия, которые поддерживают и усиливают человеческое поведение, могут быть получены из исследования животных
поведение. Исследования на животных предоставили очень важную основу для поведенческих
подходить. Исследователь поведения заинтересован в понимании механизмов
лежащих в основе поведения как нормальных людей, так и людей с проблемами, которые могут
именуется «психическим заболеванием».Когда поведенческая модель применяется к основным
болезнь, он, как правило, используется для решения самых разных проблем. Пожалуй, самый
эффективен при лечении поведенческих расстройств и нарушений контроля над импульсами, таких как чрезмерное употребление алкоголя, , ожирение или сексуальные проблемы.
Поведенческие подходы могут быть весьма полезными при лечении тревоги и иногда
был полезен при лечении более тяжелых психических расстройств, таких как шизофрения .
Ранние теоретики:
Павлов (1849-1936)
Иван П.Павлов — самый известный ученый России. Он впервые получил большое признание за свою
исследования по физиологии пищеварительной системы. Павловен столкнулся с методическим
проблема, которая в конечном итоге оказалась более важной и интересной, чем его
физиологические исследования. Он открыл «обусловленность».
Для Павлова все поведение было рефлексивным. Но чем такое поведение отличается от
поведение обычно называют «инстинктивным»? Иногда говорят об инстинктивном поведении
быть мотивированным.Животное должно быть голодным, сексуально возбужденным или иметь
гормоны, создающие гнездо, до того, как появятся эти виды инстинктивного поведения. Но Павлов
пришли к выводу, что, по-видимому, нет оснований для различения рефлексов и того, что
обычно считается нерефлексивным поведением. Как психолог Павлов был обеспокоен
с нервной системой, и в частности с корой головного мозга, а не с какими-либо законами, которые
он может найти в поведении.
На более абстрактном уровне Павлов думал, что все обучение, будь то желаемое
реакции у животных или высоко концептуальные модели поведения у людей из-за механизмов
классического кондиционирования.Теперь мы считаем, что это неправильно, но, тем не менее, это одна из
великие идеи нашей культуры. (Боллс)
Уотсон (1878-1958)
Джон Б. Уотсон был одной из самых ярких личностей в истории психологии.
Хотя он не изобрел бихевиоризм, он стал широко известен как его главный представитель и
главный герой.
Watson был воспитан в господствующей традиции: механизм объясняет поведение. В
широко используемый учебник (Watson, 1914), он сказал, что изучение психики является прерогативой
философия; это царство домыслов и бесконечных словесных игр.Уму нет места в
психология. Психологическая наука должна основываться на объективных явлениях и конечном счете.
объяснение должно быть найдено в центральной нервной системе.
Именно Уотсон больше, чем Павлов или кто-либо другой, убедил психологов
что реальное объяснение поведения лежит в нервной системе и что как только мы
понимал мозг немного лучше, большинство загадок исчезнет. И это было
в основном из-за Уотсона, который так много психологов пришел к выводу, что то, что они назвали
кондиционирование было так важно.(Боллс)
Скиннер (1904-1990)
Многие авторитеты считают, что Б. Ф. Скиннер был величайшим специалистом по поведению.
психолог всех времен.
Раньше бихевиоризм интересовался связями «стимул-реакция». Скиннер
смотрели на процесс обучения с другой стороны, исследуя, как это повлияло на обучение
стимулами, предъявляемыми после совершения действия. Он обнаружил, что определенные стимулы вызывают
организм повторять действие чаще.Он называл стимулы с этим эффектом
«подкрепления». Уотсон обнаружил, что систематическое подкрепление
можно было формировать поведение в желаемом направлении. Ссылка на оперант
Учителя извлекли наибольшую пользу из фундаментальной работы Скиннера по укреплению в качестве
средства контроля и мотивации поведения студентов. Его различные приложения в классе
практики обычно называют «модификацией поведения» — техникой, которую многие
учителя считают одним из самых ценных инструментов для улучшения как обучения, так и
поведение своих учеников.(Чарльз)
Типы обучения
Классическое кондиционирование демонстрируется, когда
нейтральный раздражитель приобретает возбуждающие свойства безусловного раздражителя через
сочетание безусловного стимула с нейтральным стимулом. Поведение контролируется
путем ассоциации.
Оперантное кондиционирование демонстрируется, когда
усиление последствий сразу после ответа увеличивает его будущее
вероятность; неприятные последствия сразу после реакции, чтобы уменьшить ее
вероятность будущего.
В поисках более прямого и эффективного объяснения развития детского
социального поведения, психологи спровоцировали появление наблюдательного обучения (или социального
Теория обучения). Альберт Бандура продемонстрировал, что моделирует или
обучение — основа разнообразия поведения детей. Он заявил, что дети
получить много положительных и отрицательных отзывов, просто наблюдая и слушая других
вокруг них.Ребенок, который пинает других детей, увидев это, происходит у няни.
дома, студента, который бреет волосы, потому что это сделали ее друзья, и мальчика, который всегда
опаздывает на занятия, потому что другие опаздывают, все демонстрируют результаты наблюдательных
обучение.
Другие примеры обучения с наблюдением: моделирование, имитация, заместительная
обучение, идентификация, копирование, социальная помощь, заражение и ролевые игры.
При изучении поведения животных термин , импринтинг , был введен Лоренцем.Под импринтингом понимается проявление сложного поведения, по-видимому, в результате воздействия
к соответствующему объекту в критическое время. Это демонстрируется недавно вылупившимися
утята, которые будут следовать за первым движущимся объектом, с которым они столкнутся, и привяжутся к
это (обычно мать).
Методы оценки:
Поведенчески ориентированный клиницист интересуется самим шаблоном реакции и
конкретные ситуации, в которых это происходит.Он использует методы, которые позволяют
определение функциональной взаимосвязи между дезадаптивным поведением и
раздражители окружающей среды, которые влияют на него. Врач пытается собрать информацию
что позволит ему / ей определить:
- Какое поведение требует изменения?
- Какие факторы окружающей среды поддерживают такое поведение?
- Какие положительные подкрепления или наказания можно использовать для изменения индивидуального поведения?
Приложения
Обычно бихевиористы используют следующие приложения: положительное подкрепление , отрицательное подкрепление , наказание, жетон
экономика , самоуправление , вымирание , формирование , контракты , тайм-аут, и систематическая десенсибилизация .
Список литературы
Это руководство было создано: Лизой Бустаманте, Дебби Хоу-Теннант,
и Кристина Рамо в 1996 году.
.
Поведенческий подход к менеджменту
Поведенческий подход к менеджменту развился в основном потому, что практикующие менеджеры обнаружили, что принятие идей классического подхода не привело к полной эффективности и гармонии на рабочем месте. Поведенческий подход к управлению высветил то, что упускали из виду классические защитники, — человеческий аспект. Классические теоретики смотрели на организацию с производственной точки зрения, сторонники поведения рассматривали ее с точки зрения индивида.Поведенческий подход к менеджменту выдвинул на первый план индивидуальное поведение и групповые процессы, и признал важность поведенческих процессов на работе. Исследования Хоторна в конце 1920 — начале 1930 годов помогли подтвердить достоверность поведенческого подхода.
Некоторые из основных исследователей поведения, которые внесли значительный вклад в развитие поведенческого подхода к менеджменту : Мэри Паркер Фоллетт, Дуглас МакГрегор, Курт Левин, Честер Барнард, Абрахам Маслоу, Джордж Романс и т. Д.
Разделы поведенческого подхода к менеджменту
Поведенческий подход разделен на две части: подход человеческих отношений и подход науки о поведении. При подходе к человеческим отношениям менеджеры должны знать, почему их подчиненные ведут себя так, как они, и какие психологические и социальные факторы влияют на них. Сторонники этого подхода пытаются показать, как на процесс и функции управления влияют различия в индивидуальном поведении и влияние групп в офисе.
Подход к человеческим отношениям
Термин человеческие отношения означает способ, которым менеджеры связываются с подчиненными. Менеджеры сталкиваются с множеством трудностей, потому что сотрудники обычно не придерживаются заранее определенных и сбалансированных моделей поведения. Сторонники подхода человеческих отношений считают, что руководство должно осознавать потребность сотрудников в признании и общественном принятии. Руководству следует рассматривать рабочую группу как позитивную силу, которую можно продуктивно использовать. Таким образом, менеджеры должны обладать не только техническими навыками, но и навыками человеческих отношений.Первоначальное поощрение к движению пришло из экспериментов Хоторна:
1. Эксперименты по освещению
2. Комната для испытаний сборки реле
3. Программа интервью
4. Комната для проверки проводки банка
Подход к поведенческой науке
Подход к поведенческой науке фактически расширение подхода человеческих отношений. Это придало значение отношениям, поведению и производительности людей и групп внутри организаций. Сторонники подхода науки о поведении считают, что люди намного сложнее, чем описание экономического человека классического подхода и описание социального человека подхода человеческих отношений.Этот подход фокусируется на характере работы и степени, в которой она удовлетворит потребность человека в демонстрации навыков и опыта.
Для повышения производительности сотрудников в этом подходе интегрированы коммуникация, мотивация, совместное управление, лидерство и групповая динамика. Поведенческий подход признает качество лидерства как главный элемент успеха в управлении. Он концентрируется на групповых отношениях и признает роль индивидуального мышления и группового поведения в эффективности организации.
Абрахам Маслоу, Фредрик Херцберг, Дуглас МакГрегор, Виктор Врум, Джеймс Марч, Герберт Саймон, Честар Барнард и др. Внесли значительный вклад в развитие подхода на основе поведенческой науки.
Вклад поведенческого подхода
- Улучшение использования команд для достижения целей организации.
- Акцент на обучение и развитие персонала
- Использование инновационных методов поощрения и поощрения.
- Кроме того, основной упор на современную теорию управления привел к расширению прав и возможностей сотрудников через обмен информацией.
Ограничения поведенческого подхода к управлению
Вызовы для менеджеров в сложных ситуациях и реальность сложного человеческого поведения. Это усложняло проблему для менеджеров, пытающихся использовать идеи из поведенческих наук, которые регулярно менялись, когда разные бихевиористы предлагали различные альтернативы.
.
Подход к менеджменту на основе поведенческой науки
Подход к менеджменту на основе поведенческой науки фокусируется на психологических и социологических процессах (отношение, мотивация, групповая динамика), которые влияют на производительность сотрудников. В то время как классический подход фокусируется на работе рабочих, поведенческий подход фокусируется на рабочих, выполняющих эти рабочие места. Рабочие отказались от формального и безличного подхода классических писателей. Поведенческий подход появился в 1930 году.
Это дало начало поведенческому подходу к управлению.Две ветви внесли свой вклад в поведенческий подход.
- Движение в сфере человеческих отношений: Движение за человеческие отношения относится к подходу к управлению и производительности труда, который учитывает мотивацию, удовлетворенность и отношения человека с другими на рабочем месте. Движение за человеческие отношения выросло из исследований Хоторна.
- Развитие организационного поведения: Пионеры движения за человеческие отношения подчеркивали межличностные отношения и пренебрегали моделями группового поведения.Это привело к развитию области организационного поведения . Он уважает больше. Междисциплинарный и многомерный подход к организационному поведению работников включает в себя изучение установок, моделей поведения и показателей отдельных лиц и групп в организационной среде. В нем говорится, что:
- Человек не социальная личность, это сложная личность.
- Роль и вклад организационного поведения в рабочих.
- В нем обсуждались психологические переменные, такие как мотивация, лидерство и т. Д.
- Человек — самореализующееся существо.
Классификация человеческих потребностей по Маслоу:
- Физиологические потребности: эти потребности связаны с выживанием и поддержанием жизни. К ним относятся еда, одежда, убежище и т. Д.
- Потребности в безопасности: они состоят из защиты от убийства, пожара, несчастного случая, защиты от безработицы и т. Д.
- Социальные потребности: эти потребности включают потребность в любви, привязанности, принадлежности или общение с семьей, друзьями и другими социальными группами.
- Эго или потребности в уважении: это потребности, вытекающие из статуса признания, достижений, власти, престижа и т. Д.
- Я — выполнение: это потребность выполнять то, что человек считает своей настоящей миссией жизни.
.