Бихевиоральное направление: Бихевиоризм в психологии — теория, направления, представители

Содержание

Бихевиоральное направление — Психологос

Бихевиоральное направление в практической психологии реализует принципы бихевиоризма. Это направление работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривает человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом.

«Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объек­тивная, экспериментальная область естественной науки, которая нужда­ется в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физика» (Хрестоматия «Общая психология» под общей редакцией В.В. Петухова. Т.1., М., 1997. с. 118). Дж. Утсон. Психология с точки зрения бихевиориста.

«При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека…» (Хрестоматия по истории психологии под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980. С. 35) Дж. Уотсон. Бихевиоризм.

Бихевиоральное направление находится полностью в поведенческой парадигме и ставит в первую очередь задачи изменения поведения.

Методы изменения поведения

Бихевиоральное направление основывается на теориях И. П. Павлова и Б. Скиннера и состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения (см.→) Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий психолог или терапевт отвечает на 4 вопроса:

  1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
  2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
  3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
  4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

Терапия в бихевиоральном подходе

Изначально в бихевиоральной терапии использовалось исключительно обусловливание: классическое (по Павлову) и оперантное. В настоящее время терапия в бихевиоральном подходе та же, что и в когнитивно-бихевиоральном. См.→

Бихевиоральный и поведенческий подход

Нередко понятия «бихевиоральное направление» и «поведенческий подход» используются как синонимы, однако в сложившейся практике между этими подходами есть существенная разница. См.→

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Бихевиоральное направление: миссия, видение, методы, терапия, эффективность

Бихевиоральное направление в практической психологии реализует принципы бихевиоризма: классического бихевиоризма и необихевиоризма.

Видение человек в бихевиоральном подходе

Бихевиоральное направление рассматривает человека:

Для бихевиориста человек есть просто – организм. Слова «человек» и «организм» используются как синонимы. Человеческое поведение для бихевиориста – это рефлексы его организма. «Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме. Однако чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир» — пишет Беррес Скиннер в книге «Оперантное поведение».

  • как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом,
  • работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и его реакциями.

«Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объек­тивная, экспериментальная область естественной науки, которая нужда­ется в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физика» (Хрестоматия «Общая психология» под общей редакцией В.В.Петухова. Т.1., М., 1997. с. 118.. Дж. Утсон. Психология с точки зрения бихевиориста).

«При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека.. (Хрестоматия по истории психологии под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980. С. 35.).» Дж. Уотсон.

Бихевиоральное направление находится полностью в поведенческой парадигме и ставит в первую очередь задачи изменения поведения.

Миссия бихевиоризма

Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.

Как писал Скиннер об истории бихевиоризма, «Учёные, стоявшие у истоков бихевиоризма, тратили массу времени на борьбу с интроспективной методикой исследования духовной жизни, из-за чего центральное значение основного предмета их исследования было отодвинуто на второй план..» (Б. Скиннер ЧТО ТАКОЕ БИХЕВИОРИЗМ? Перевод с нем. © Головин Н. А. 1999, по изданию: Skinner B. Was ist Behaviorismus? Reinbek bei Hamburg: Rohwolt, 1978. S. 9-11. http://intellectus.su/lib/00034.htm#top).

Методы изменения поведения

Бихевиоральное направление основывается на теориях И. П. Павлова и Б. Скиннера и состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения (см.→). Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дезадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий психолог или терапевт отвечает на 4 вопроса:

  1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
  2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
  3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
  4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?

Коллеги-психологи, обратите внимание — в таком подходе изначально содержится предпосылка, что настоящим источником поведения являтся только внешние события (изменения в среде). Среда управляет человеком, а не человек средой. Чтобы изменить человека, не нужно обращаться за этим к человеку — бесполезно… Бихевиорист не верит, что человек может сам, серьезным образом менять свое поведение.

Бихевиоральный подход эффективно работает и в психотерапии, и в направлении развития личности. См.→

Терапия в бихевиоральном подходе

Изначально в бихевиоральной терапии использовалось исключительно обусловливание: классическое (по Павлову) и оперантное. В настоящее время терапия в бихевиоральном подходе та же, что и в когнитивно-бихевиоральном. См.→

Эффективность

Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. См.→

Бихевиоральный и поведенческий подход

Нередко понятия «бихевиоральное направление» и «поведенческий подход» используются как синонимы, однако в сложившейся практике между этими подходами есть существенная разница. См.→

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Бихевиоральное направление

Противоположную позицию в дискуссии о природе девиантности заняло большинство американских психологов, на которых сильнейшее влияние оказал бихевиоризм Скиннера. Профессор Скиннер долгое время являлся общепризнанным лидером академической психологии в США.

Бихевиоральное направление

Любые психологические теории, имеющие дело с такими категориями, как «намерение», «подсознание» и т.п. он трактовал, как «донаучные». Он сосредоточил внимание на воздействии стимулов окружающей среды на поведение индивида. Обобщенным выражением бихевиористского подхода к пониманию поведения стала его знаменитая схема S — R (стимул — реакция). Скиннер и его единомышленники разработали и проверили целый набор операциональных приемов в сотнях экспериментов.

Они доказали, что с помощью правильно подобранных стимулов можно в невероятной степени менять поведение как животного, так и человека. Доказав это Скиннер подтвердил мнение тех антропологов, которые отдавали предпочтение роли социокультурных факторов в формировании девиантного поведения.

В целом, позицию психологов бихевиористской ориентации выражает тезис о том, что поведение является реакцией человека на соответствующие стимулы во внешней среде. Изменение внешних условий определенным образом соответственно способно либо устранить, либо наоборот — активизировать проявления девиантности. Коротко рассмотрим теорию Скиннера.

Наука, утверждал Скиннер, должна изучать то, что относится к области фактов. Идеи и домыслы, — это предмет философского анализа. Факты должны быть фиксируемыми и измеряемыми, иначе научное изучение невозможно. Для психолога, единственным реальным фактом может быть только человеческое поведение — то, что поддается измерениям и анализу. Поведение всегда имеет под собой причину. Этой причиной является стимул — то, что извне подталкивает человека к действию.

Сами действия осуществляются по схеме «стимул-реакция», такое поведение Скиннер называл респондентным. Однако человек, благодаря своим мыслительным способностям способен и к оперантному поведению. В этом случае реакция (поведение) предшествует стимулу. Например, если мы экономим на мороженом, что бы купить торт, это именно оперантное поведение. Стимул (торт) следует за реакцией (экономия). Все человеческое поведение — это более или менее сложный набор различных устойчивых или кратковременных реакций.

В целом человек стремится к получению положительных и избежанию негативных стимулов. На этом основан механизм научения — закрепления в сознании типичных реакций на типичные стимулы. Поведение, получающее подкрепление, закрепляется и становится «естественным».

С этих позиций, девиантность — результат научения, связанный с различным набором стимулов в окружении каждого человека. Если ваши родители окружили вас в детстве заботой и лаской; если они дали вам хорошее образование и воспитывали в вас уважение к людям, то вы, вероятно, вырастете добропорядочным членом общества.

Если же вы росли в неблагополучной семье, ваши родители не имели работы, но имели склонность к алкоголизму, а основным инструментом воспитания были ругань и побои, то весьма вероятно, что вы пополните ряды малолетних преступников.

Разумеется, из приведенных случаев бывают исключения, но в целом, картина будет именно такой. Исключения же можно рассматривать, как результат воздействия скрытых, вторичных стимулов. Другими словами, девиантному поведению, так же, как и «нормальному» обучаются.

В целом, бихевиористы достаточно оптимистично смотрят на проблему поведенческих отклонений. Ведь все эти отклонения — результат «неразумного» устройства общества, которое можно улучшить. Однако же подробный анализ их концепций не оставляет особых оснований для оптимизма. В самом деле, как полагают сторонники этих теорий, если убрать провоцирующие девиантность и агрессию стимулы из окружения индивида, то проблема будет решена. Но ведь тотальное устранение всех негативных средовых воздействий нереально, следовательно, оснований подобного оптимизма не существует.

К числу основных недостатков теорий бихевиористского толка следует отнести то, что в них практически не остается места учету индивидуально-психологических качеств. Игнорируется индивид, особенности его личности и специфика познавательных процессов. Это в значительной степени затуманивает проблему. Наблюдая за поведением с точки зрения стимульного воздействия не всегда можно уловить, неизбежно присутствующий, индивидуальный контекст действия.

Точнее всего по этому поводу высказался замечательный американский психолог-гуманист Эрих Фромм, приведя пример с двумя отцами, подвергающими своих сыновей физическим наказаниям. С точки зрения поведения и стимулов оба отца действуют одинаково — бьют своих сыновей за непослушание. Но в то же время глубинные мотивы их действий могут быть совершенно различными. Одним движет любовь к сыну и желание «сделать из него человека». Другой же, может скрывать за заботой о воспитании сына свои садистские побуждения. Соответственно, эмоциональная реакция сыновей на наказания может существенно различаться.

Фактически сам действующий человек, собственно личность выпадает из поля зрения бихевиористов. Однако, поведение человека (в том числе и девиантное) можно понять до конца лишь в том случае, если мы будем знать осознанные и неосознанные мотивы, лежащие в основе его действий. Одни и те же стимулы среды способны вызывать у различных индивидов самые разнообразные реакции, в зависимости от их характерологических особенностей.

Бихевиоризм, это, конечно же, тоже философия. Интересно, что философские основания бихевиоризма, лежат в основе и другого направления социального знания — экономической теории. Обе этих теории описывают человека, как рациональное существо, стремящееся к максимуму пользы, при минимуме издержек.

Бихевиоризм, бихевиоральное направление, бихевиоральный подход

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, изучающее поведение человека и животных как объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды.

Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер, К. Л. Халл.

Бихевиоризм (бихевиоральный подход) — разновидность, одно из направлений поведенческого подхода, см.→. О всем разнообразии направлений внутри поведенческого подхода см.→

Виды бихевиоризма

В бихевиоризме различают классический бихевиоризм и необихевиоризм. Классический бихевиоризм исследует только внешне наблюдаемое поведение и не делает различий между поведением человека и других животных. Необихевиоризм, кроме исследования внешне наблюдаемого поведения, признает «промежуточные переменные» — внутренние факторы организма, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. См.→

Бихевиоральное направление: миссия, видение, методы, терапия, эффективность

Бихевиоризм родился как протест против интроспекции. Бихевиоральное направление рассматривает человека как организм, как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Основные методы — классическое и оперантное обусловливание. А какова эффективность? См.→

Мифы о бихевиоризме

О бихевиоризме говорят, что он:

  • игнорирует наличие категории сознания, чувственных состояний и душевных переживаний;
  • видит в человеке только автомат и описывает человека как робота, марионетку и машину;
  • не пытается учесть когнитивные процессы, не изучает намерения или цели человека;
  • не может объяснить творческие достижения в изобразительном искусстве, музыке, литературе или точных науках;
  • не отводит место индивидуальному ядру личности или его самочувствию;
  • по необходимости является поверхностным, не в состоянии обращаться к глубинным слоям души или индивидуальности;
  • «дегуманизирует» человека, релятивирует его ценности и разрушает человека как человека;
  • по необходимости антидемократичен, поскольку испытуемые подвергаются манипуляции со стороны исследователя, поэтому его результаты могли бы быть использованы скорее диктатором, чем благонамеренными государственными деятелями;
  • безразлично относится к теплу и многообразию человеческой жизни, несовместим с творческой радостью в изобразительном искусстве, музыке и литературе, а также с истинной любовью к ближнему.

Возможно, это правда про какой-то этап в истории бихевиоризма, возможно такое можно сказать про некоторых исследователей. В целом же, это — мифы. См.→

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Бихевиоральное направление и его применение в психологическом консультировании

Бихевиоральное направление в практической психологии

Определение 1

Бихевиоризм – это направление в психологии, которое начало формироваться в начале ХХ века и представляет собой теоретическую основу поведенческой (бихевиоральной) психотерапии.

Определение 2

Бихевиоральный подход – это поведенческий подход, в котором человек рассматривается не как самостоятельная личность со своими целями, а только как организм, управляемый внешними обстоятельствами.

В основу бихевиорального направления психологии заложена теория научения, где основной причиной проблем и трудностей человечества являются разнообразные негативные условия среды, оказывающие отрицательное влияние на формирование поведения человека и приносит страдание не только самому человеку, но и окружающим его людям.

Психотерапевты, использующие в своей практике бихевиоральное направление, используют специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Замечание 1

Целью бихевиоральной терапии является минимизация или полное устранение негативного поведения у человека и обучение его адаптивным приемам поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Бихевиоральное направление в психологической терапии используется с целью овладения человеком навыков взаимодействия с окружающими (чаще с противоположным полом) и устранения негативных поведенческих качеств личности (агрессивность, капризность). Основной упор в работе делается на работе, направленной на выработку конкретных навыков.

Замечание 2

Ведущими принципами бихевиорального направления являются принципы бихевиоризма. В соответствии с данными принципами практическая деятельность в психологическом консультировании направлена на внешнее поведение человека.

Составляющие и процедуры бихевиорального направления в психологическом консультировании

Бихевиоральное направление в психологическом консультировании заключается в том, чтобы научить клиента владеть своим действиями и поведением. При этом в рамках данного консультирования делается акцент на то, что особое влияние на личность человека оказывает окружающая среда. Задача психолога попытаться совместно с клиентом вникнуть в его жизненные условия и изменить их в нужное направление. В этой связи бихевиоральное направление в психологическом консультировании опирается на ряде составляющих.

Основные составляющие бихевиорального направления в психологическом консультировании:

  1. Постоянно поощрять активность клиента.
  2. Четко определить и лаконично сформулировать проблему клиенту посредством операционализации его поведения (наблюдения за поведением, речью, мимикой, жестами и т.д.)
  3. Понимание контекста выявленной проблемы, посредством функционального анализа (установление причинно-следственных связей).
  4. Выявление и установление всех социально значимых для клиента целей (составление конкретного плана действий).

Помимо этого психологом используются следующие процедуры:

  1. Упражнения, ролевые игры и тренинги на преодоление беспомощности и неадекватности. Формирование настойчивости в поведении.
  2. Целенаправленная работа по уменьшению тревожности, посредством использования упражнений на релаксацию.
  3. Моделирование требуемой модели поведения, поощрение клиента за проявление желаемого поведения. Ведение записей.
  4. Использование различных способов и приемов по поощрению желаемой модели поведения, а также за осуществление самоконтроля за ним.

Важным в бихевиоральном направлении психологического консультирования является предотвращение рецидивов. С этой целью психологом используются следующие приемы:

  • предвидение возможных сложных поведенческих ситуаций
  • регулирование чувств и мыслей клиента;
  • выявление дополнительных навыков, которые могут быть использованы в выстраивании благоприятных последовательностей.

Отличительные особенности бихевиорального направления

Замечание 3

Бихевиоральное направление в психологическом консультировании имеет ряд отличительных особенностей, сильных и уникальных сторон.

Отличительные особенности бихевиорального направления в психологическом консультировании:

  1. Непосредственное обращение психолога к симптомам клиента – большинство психологических проблем, с которыми обращаются клиенты, требуют немедленного обращения именно к симптомам, так как только в этом случае можно оказать необходимую и своевременную помощь.
  2. Сосредоточение на основных событиях, которые происходят непосредственно «здесь и сейчас» — психолог не должен обращаться к прошлому клиента, его задача оказать ему помощь в настоящем.
  3. Использование широкого спектра методов консультирования – с момента появления бихевиорального направления (1969 г.), количество методов работы в психологическом консультировании увеличилось практически вдвое. В настоящее время также вырабатываются и внедряются новые методы консультирования.
  4. В основе психологического консультирования заложена теория научения, которая направлена на овладение клиентом новыми формами поведения, кардинально отличающимися от тех, что у него сформированы (противоречащих нормам).
  5. Поддержание Ассоциации совершенствования бихевиорального направления в психологическом консультировании и терапии – подразумевает развитие практических методов консультирования, с целью защиты клиентов от недобросовестных специалистов.
  6. Подкрепление каждого бихевиорального метода психологического консультирования достоверными практическими исследования – начинающие консультанты могут опираться на практический опыт предыдущих исследований, консультанты имеющие собственную обширную практику могут опираться и на собственный опыт работы в консультировании.
  7. Объективность в определении и разрешении проблем. Таким образом, процесс консультирования демистифицируется, а клиенты и независимые «оценщики» получают возможность определить степень своей ответственности

Замечание 4

Таким образом, бихевиоральное направление находится полностью в поведенческой парадигме и ставит в первую очередь задачи изменения поведения.

Когнитивно-бихевиоральное направление — Психологос

Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение.

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение.

Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладения с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.

Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении

Сторонники когнитивно-бихевиорального направления исходят из того, что:

Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление — от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэфективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда — ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.

Если человек привык видеть себя жертвой, он ведет себя как жертва. Научившись видеть себя автором своей жизни, он начинает вести себя более активно и ответственно. См.→

Психотерапевтические подходы внутри когнитивно-поведенческого направления

Основными подходами в когнитивно-поведенческом направлении являются:

  • Когнитивная терапия Аарона Бека
  • консультирование по жизненным умениям Ричарда Нельсон-Джоунса
  • мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса
  • психолингвистический метод Геннадия Шичко
  • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса
  • социально-когнитивный подход Альберта Бандуры
  • терапия поведением Михаила Покрасса

Смотри →

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Бихевиоральное направление — Студопедия

Бихевиоральное направление в практической психологии реализует принципы бихевиоризма. Это направление работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривает человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Бихевиоральное направление основывается на теориях И. П. Павлова и Б. Скиннера и состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения (см.→) Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача состоит в их ликвидации или модификации. Изначально в бихевиоральной терапии использовалось исключительно обусловливание: классическое (по Павлову) и оперантное. В настоящее время терапия в бихевиоральном подходе та же, что и в когнитивно-бихевиоральном. Задача терапевта бихевиорального (когнитивно-бихевиорального) направления изменить неустраивающее человека поведение. Психотерапия начинается с детального анализа поведения. Цель анализа — получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т. д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.



42. Бих.направление: теория подражания (Н. Миллер, Дж. Доллард) научение через моделирование.Важным сюжетом теоретических построений Миллера и Долларда является проблема подражания, или имитации. Проблема подражания принадлежит к кругу первых проблем в зарождавшейся социальной психологии на рубеже.Изначальный повышенный интерес психологов к данной проблеме не случаен: подражание является важнейшим механизмом взаимодействия, причастным к рождению целого ряда феноменов, характеризующих, в частности, социализацию, конформность. Миллер и Доллард в работе «Социальное научение и подражание» отказываются от старой традиции определять подражание как инстинкт, от подхода к нему как к унитарному процессу. Они рассматривают подражание как объект инструментального научения и объясняют его соответствующими законами. По мнению А.Бандуры, для приобретения новых реакций на основе подражания не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели; но подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подражанию. А. Бандура и Р. Уолтерс установили, что процедура визуального научения (то есть тренировка при отсутствии подкрепления или наличии косвенного подкрепления только одной модели) особенно эффективна для усвоения нового социального опыта. Научение посредством наблюдения важно, по мнению Бандуры, потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам. Бандура провел немало лабораторных и полевых исследований, посвященных детской и юношеской агрессивности. Детям показывали фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевши различные последствия (вознаграждение или наказание). В фильм показывали, например, как взрослый агрессивно обращается игрушками. После просмотра фильма дети оставались одни игра с игрушками, похожими на те, которые они видели в фильме.результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, был больше и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших фильм. Если в фильме агрессивное поведение взрослых получало вознаграждение, агрессивность в поведении детей возрастала. У другой группы детей, которые смотрели фильм, где агрессивное поведение взрослых было наказуемо, она уменьшалась. В то время как ряд американских ученых рассматривают теории социального научения Бандуры как концепцию, состоящую и умных гипотез о процессе социализации.


43. Когнитивистские теории личности: теория личностных конструктов Дж. Келли.Джордж Келли применил когнитивный подход к психологии личности, показал, что личность развивается на основе когнитивных процессов. Концепция личностных конструктов: 1) Человек – исследователь мира, он выстраивает гипотезы с помощью конструктов (например, “плохой — злой”) 2) Принцип конструктивного альтернативизма — реакция зависит от способа интерпретации. Здоровый человек это понимает, следовательно он хорошо адаптирован к изменяющейся реальности. 3) Личностные конструкты – это схемы, с помощью которых субъект интерпретирует реальность и предсказывает будущие события.

Хорошо адаптированная личность способна сделать предметом исследования собственные конструкты. Конструкты:

советов по борьбе с расстройством эмоционального поведения в классах

Учащимся, страдающим эмоциональными и поведенческими расстройствами, или EBD, часто очень трудно контролировать свое поведение и сосредоточиться на работе в классе. Студентам EBD также часто не хватает контроля над импульсами и эмоционального баланса, которые необходимы для эффективного социального взаимодействия с другими студентами.

Это может быть сложной задачей для вас как учителя, особенно в инклюзивном классе, где только часть студентов имеет EBD, но есть — это способов помочь всем учащимся в вашем классе почувствовать себя желанными и готовыми к учебе. Поведение студентов EBD можно контролировать путем внедрения плана управления классом, специально разработанного для удовлетворения конкретных потребностей этих студентов.

Вот пять эффективных стратегий, которые вы можете использовать, чтобы помочь детям из EBD хорошо учиться в инклюзивном классе.

1. Соблюдайте простоту и ясность правил и занятий в классе

Ваши студенты EBD (а также некоторые из ваших более целенаправленных студентов), скорее всего, будут бороться, если вы наложите длинный список сложных правил и требований. Постарайтесь, чтобы ваши инструкции в классе были простыми и широкими — не более 3–5 основных правил. Расскажите ученикам о них в первый день занятий, а также разместите их в классе. Пример списка может быть:

  • Быть вовремя
  • Старайтесь как можно лучше
  • Будьте вежливы
  • Уважать друг друга

Наряду с простыми и понятными правилами должны быть простые и понятные учебные задания.Использование упражнений, не содержащих сложных инструкций, позволяет учащимся с EBD следить за происходящим и взаимодействовать с остальным классом. Вот некоторые примеры действий:

  • Адаптивные карты
  • Кликеры
  • Хоровой ответ (Унисонный ответ)
  • Ведомости

Включив четкие задания в класс, ваши ученики будут взаимодействовать с планом урока и взаимодействовать с ним, гарантируя, что они учатся вместе с другими учениками.

2. Поощряйте позитивное поведение

Хотя иногда вам придется наказывать детей за неправильное поведение, помните, что поощрение за положительное поведение в конечном итоге намного эффективнее в долгосрочной перспективе. Многие студенты с эмоциональным и поведенческим расстройством склонны воспринимать любую дисциплину как личную атаку, и из-за этого они часто очень мало учатся на ней.

Постарайтесь больше отмечать успехи этих учеников, чем ругать или наказывать их ошибки.Когда они получают положительные отзывы и награды, они начинают понимать, что хорошее поведение приносит положительную пользу. Тогда они начнут видеть в вас больше союзника, чем противника, и это, в свою очередь, побудит их захотеть, чтобы вел себя хорошо и хорошо учился в классе.

Who

3. Разрешить небольшие перерывы

Многим детям из EBD не хватает эмоционального равновесия и зрелости, необходимых для того, чтобы оставаться сосредоточенными и выполнять задачу в течение длительного времени. Вместо того, чтобы ругать этих учеников за их промахи, предусмотрите короткие периоды отдыха или небольшие перерывы в учебный день.

Выделяйте время, чтобы периодически прекращать преподавание и позволять учащимся наверстать упущенное, если это необходимо. Дайте им время закончить задание, а тем, кто закончил, дайте возможность потянуться, встать со своих мест и немного пошевелиться. Это позволит им сжечь лишнюю энергию, которая могла возникнуть в результате длительного сидения без движения. (И тебе тоже самое время потянуться!)

4. Справедливое отношение ко всем

Студенты с эмоциональными и поведенческими расстройствами также часто не очень хорошо реагируют на ситуации, которые им кажутся несправедливыми.Это может вызвать каскад отрицательных эмоций и отыгрывание.

Чтобы гарантировать, что вы относитесь ко всем своим ученикам неизменно справедливо, не нарушайте установленные вами правила в отношении любого ученика. Обеспечивайте ожидаемые последствия каждый раз, с каждым учеником. Разрешение исключений подвергнет вас обвинениям в несправедливости.

5. Используйте мотивационные стратегии

К сожалению, учащиеся с эмоциональными и поведенческими расстройствами, как правило, пережили много негативного опыта в школе.Поэтому им часто не хватает желания или мотивации, чтобы попытаться добиться успеха.

Во избежание деструктивного поведения или отвлекающего маневра примите дополнительные меры, чтобы мотивировать этих учащихся. Предложите им стимулы для академических успехов, больших и малых. Отмечайте их упорный труд и постоянно хвалите их добрые усилия. Это может иметь большое значение для того, чтобы у этих студентов была мотивация преуспеть в вашем классе.

Хотя присутствие детей из EBD в классе на первый взгляд может показаться сложным, это проверенные способы помочь развить и сохранить гармоничный дух обучения.Еще одна хорошая новость: многие из этих стратегий успеха могут помочь и вашим студентам, не имеющим права EBD.

Присоединяйтесь к Resilient Educator

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать контент, доставляемый в ваш почтовый ящик. Щелкните или коснитесь кнопки ниже.

Who

Присоединяйтесь к Resilient Educator

Who

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать контент, доставляемый в ваш почтовый ящик.Щелкните или коснитесь кнопки ниже.

Присоединиться

Возможно, вы прочитаете

Теги: Предотвращение издевательств и издевательств, Специальное образование
,

Педиатрия развития и поведения (DDBP)

Если вы беспокоитесь о развитии своего ребенка, наши специалисты всегда готовы помочь. Мы работаем с вами, чтобы понять сильные стороны и потребности вашего ребенка, а также определить поддержку и ресурсы, которые помогут вашему ребенку реализовать свой потенциал. Благодаря междисциплинарному подходу ваш ребенок может получить доступ к комплексным оценкам и планам лечения для решения ваших приоритетных задач. Наши программы обслуживают детей от младенчества до юношеского возраста.

Отделение педиатрии развития и поведенческой педиатрии (DDBP) имеет программы для конкретных потребностей развития, включая расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, Spina Bifida,
Синдром Рубинштейна Тайби, переходная клиника, а также общие трудности в развитии и обучении.

Мы также сотрудничаем с младшими специалистами в области детской психиатрии, детской неврологии и педиатрии.
гастроэнтерологии, чтобы обеспечить детям качественную скоординированную помощь со специалистами, имеющими опыт наблюдения за детьми с разными профилями развития.

Мы стремимся быть лидером в улучшении здоровья, качества жизни и результатов у детей и подростков с отклонениями в развитии посредством:

  • Уход, ориентированный на семью, при переходе к взрослой жизни или к уходу за взрослыми
  • Превосходная клиническая помощь, основанная на доказательствах, в междисциплинарной модели
  • Тренинг по развитию лидерских качеств и потенциала в области нарушений развития
  • Вклад в научно обоснованную практику посредством инновационных исследований в ответ на
    продемонстрированная потребность
  • Адвокация с и от имени лиц с нарушениями развития и их
    семьи
  • Сотрудничество с семьями, поставщиками первичной медицинской помощи, связанными программами в Cincinnati Children’s, образовательными системами и общественными агентствами

Потому что мы ценим и верим:

  • Мы ценим людей с ограниченными возможностями и их семьи
  • Мы считаем, что все люди должны иметь возможность полноценно участвовать в жизни общества и жить
    здоровый, безопасный, самостоятельный и продуктивный образ жизни
  • Мы ценим важность междисциплинарной помощи как фундаментальной философии для удовлетворения
    наше видение и миссия

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *