Белла ахатовна ахмадулина: Белла Ахмадулина — биография и личная жизнь поэтессы

Биография

Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве в семье  Надежды Макаровны Лазаревой и Ахата Валеевича Ахмадулина. В поэме «Моя родословная» она, восстанавливая историю своей семьи, пишет: «Девичья фамилия моей бабушки по материнской линии – Стопани – была привнесена в Россию итальянским шарманщиком, который положил начало роду, ставшему впоследствии совершенно русским, но все же прочно, во многих поколениях украшенному яркой чернотой волос и глубокой, выпуклой теменью глаз». Несмотря на смешение итальянской, татарской и русской кровей, своей родиной Ахмадулина, безусловно, ощущала и осознавала только Россию: «Я русская – по чувству и устройству, по матери, по бабушке, по паспорту… Мой  отец – казанский татарин, ко времени моего рождения обрусевший под влиянием среды и отсутствия соплеменников и собеседников».
Выросла Ахмадулина под чутким присмотром русской бабушки – Надежды Митрофановны Барамовой, человека редкой душевной доброты и бескорыстия. Бабушка много читала, и именно с ее голоса, бормочущего «Буря мглою небо кроет…», начался для маленькой Беллы Пушкин.
Раннее, довоенное детство Ахмадулиной проходило в центре старой Москвы: Маросейка, Покровка, Чистые пруды. Ученические годы – в школах Колпачного, а потом Лялина переулков. Стихи она начала писать рано, уже в детстве сочиняла «поэмы и повести, романы, драмы, комедии и мемуары», – как вспоминала позже. Среди прочих творений было и собственное продолжение «Горя от ума», но все свои детские опыты она называла «жуткими» и «чудовищными». «Все дальнейшее, к чему я постоянно стремилась, так это страсть к сочинительству: в школе, во дворце пионеров, в литературных студиях и кружках. Здесь уместно сказать: несмотря на то, что сочиняла я просто ужасно, но уже оттуда, из дальней туманной поры, человечество я знаю с лучшей стороны – люди относились к моим занятиям милостиво и благосклонно».
Окончив школу, Ахмадулина, не поступившая на журфак МГУ, год работала внештатным корреспондентом многотиражной газеты «Метростроевец». Печататься начала в 1955 году, еще до поступления в Литературный институт. Она занималась в литературном объединении, под руководством Евгения Винокурова, при автозаводе им. Лихачева. В мае 1955 года в «Комсомольской правде» появилась подборка стихов участников Литобъединения, в которую вошло и стихотворение Ахмадулиной «Родина». Именно с этого момента начинается отсчет ее поэтических публикаций.
О своем первом поэтическом учителе она отзывалась с особой теплотой и нежностью: «Я стала руководима его легкой рукой, водима по началу жизни, которое из-за Винокурова, лишь по причине его поощрения – весьма счастливо сложилось. Не к моим достоинствам, но к таланту Винокурова отношу я его доброе и сильное участие к моим бедным детским стихотворениям, которые он – впервые и лишь собственным усилием – напечатал со своим предисловием, и других людей пригласил к интересу к моей фамилии».

В 1955 году Ахмадулина подала документы в Литературный институт им. А.М. Горького. Поступление ее было сопровождено восторженным отзывом И. Сельвинского, который рецензировал ее стихи и обратился к абитуриентке с личным письмом: «Я совершенно потрясен огромной чистотой Вашей души, которая объясняется не только Вашей юностью, могучим, совершенно мужским дарованием, пронизанным женственностью и даже детскостью, остротой ума и яркостью поэтического, да и просто человеческого чувства! … чтобы в Вашей жизни не произошло, помните, что у Вас дарование с чертами гениальности и не жертвуйте им никому и ничему!».
Вхождение Ахмадулиной в литературу совпало с годами «оттепели», когда поэзия пользовалась необыкновенной популярностью. Ахмадулина в эти годы печаталась в газетах и журналах, выступала на поэтических вечерах, участвовала в жарких спорах и дискуссиях в аудиториях и общежитии Литературного института. Ее стихи быстро сделали имя известным.

Вместе с Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Р. Рождественским и Б. Окуджавой она оказалась на гребне поэтической волны в конце 1950-х – начале 60-х годов. Молодые поэты, «эстрадное поколение», как их назвали позже, обозначая таким образом не столько поэтический строй, сколько способ общения с читателем, были максималистами, не признавали полутонов, осуждали неискренность в литературе и жизни. Ахмадулина гордо провозглашала: «…мне не пришлось сказать ни слова, / ни слова маленького лжи». И она имела право на такие слова. Ее юная жизнь складывалась не только счастливо и беспечно. Причиной тому были и отрицательные, порой грубые оценки ее творчества, идеологическое одергивание и исключение из Литературного института в 1959 году, в связи с тем, что она отказалась участвовать в травле Б. Пастернака после присуждения ему Нобелевской премии. В тот трудный год Ахмадулиной помог главный редактор «Литературной газеты» С.С. Смирнов, предложивший ей стать внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Сибири.
Но все же это было время «оттепели» и вскоре Ахмадулина была восстановлена в институте, где защитила дипломную работу «Стихи и переводы». С тех пор она неоднократно обращалась к переводческой деятельности, сделав великолепные поэтические переводы с грузинского, армянского, абхазского, балкарского, чешского, польского, сербского, хорватского, французского, итальянского языков.

В 1962 году в издательстве «Советский писатель» вышел первый поэтический сборник Б. Ахмадулиной «Струна», редактором которого стал П. Антокольский, человек, сыгравший значительную роль в ее судьбе. Появились многочисленные персонально адресованные отклики и рецензии, большинство из которых было положительным. Тогда же, после выхода первого сборника, Ахмадулину приняли в Союз писателей.
Ахмадулина приняла участие в съемках фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1962), где читала свои стихи в сцене поэтического вечера в Большой аудитории Политехнического музея. В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. Кино впоследствии еще не раз всплывет в ее жизни, например, в виде песен на ее стихи («Достояние республики», «Ирония судьбы или с легким паром!», «Служебный роман», «Жестокий романс» и др.). Ахмадулина читала свои стихи за кадром в фильмах «Чистые пруды» (1965), «Спорт, спорт, спорт» (1970), «Венок сонетов» (1976).Высокое признание, которое снискала себе лирика Ахмадулиной в 1960-е годы, привело к включению нескольких ее стихотворений в самиздатовский журнал «Синтаксис» и к выходу ее сборника «Озноб» в эмигрантском издательстве «Посев» (1968). Контакт с «Посевом», естественно, не мог не остаться безнаказанным, и последующие книги Ахмадулиной, которые печатались на родине, привлекали особое внимание цензуры.
Второй отечественный сборник Ахмадулиной «Уроки музыки» появился в 1969 году и получил гораздо меньше откликов в прессе, чем первый, хотя явился значительным событием в ее творческой жизни и свидетельствовал о развитии поэтического дара.
В 1970-е годы вышло еще несколько книг Ахмадулиной: «Стихи» (1975), «Свеча» (1977) и «Метель» (1977). Это были годы окончательного становления, когда произошло то, что позволяет говорить об эволюции лирического «я» Ахмадулиной, о совершенствовании ее индивидуального стиля. Единственный большой однотомник ее стихов (до 1988 года, когда, наконец, вышло «Избранное») был издан в Грузии («Сны о Грузии», 1977, 2-е издание – 1979), горячо любимом ею крае, где у нее было много друзей и знакомых, поддерживавших ее в трудные годы. Она неоднократно бывала и Тбилиси, многие ее произведения посвящены Грузии и ее людям.

В 1976 году Белла Ахмадулина с мужем Борисом Мессерером по приглашению Марины Влади и Владимира Высоцкого выехала в Париж, путешествовала и выступала на юге Франции, в Италии, в Англии, затем в США. Во время этой поездки состоялось знакомство и общение со многими представителями русской культуры, эмигрировавшими из советской России, а также известными деятелями культуры и учеными-славистами посещаемых стран. Тогда же состоялась поездка в Швейцарию для встречи с В. Набоковым.
В Америке Ахмадулина была избрана почетным членом Американской академии искусств и литературы (18 мая 1977). Прошли ее поэтические выступления в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Вашингтоне и других городах.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь», в котором опубликовала сюрреалистическую прозу «Много собак и собака». Как и другие его участники (В. Аксенов, В. Ерофеев, Е. Попов, И. Лиснянская, С. Липкин и др.), подверглась резкой критике, запрету на публикации и другим ограничительным мерам.
В 1970 – 80-е годы имя Ахмадулиной мало упоминалось в критике. Усугубило ситуацию ее мужественное заявление-протест о незаконности ссылки А.Д. Сахарова. Она не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов и людей, нуждающихся в помощи (письма в защиту Г. Владимова, Л. Копелева, С. Параджанова). Её заявления публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».
Годы замалчивания почти не сказались на литературной судьбе Ахмадулиной. Она никогда не изменяла главному в себе и не подстраивалась под господствующую идеологию, под вкусы обывателей.
1980-е годы были наиболее трудными в судьбе Ахмадулиной, они отягощены для нее многими трагическими обстоятельствами. Сборники «Тайна» (1983) и «Сад» (1987) свидетельствуют о сложных переживаниях, во многом изменивших ее творчество. Жесткая цензура, уменьшение тиражей её книг, а в некоторые годы и вообще отсутствие ее произведений в печати, потеря друзей, оказавшихся в эмиграции (В. Аксенов, В. Войнович, Г. Владимов). Самые трудные свои годы она провела в Тарусе и её окрестностях. В этот городок она впервые приехала в 1975 году и с тех пор много времени проводила в этом месте, посвятив ему ряд произведений.
Годы перестройки вызвали некоторые изменения и в поэтической судьбе Ахмадулиной. Появилась возможность опубликовать задержанные цензурой стихотворения, в том числе и христианского содержания, стали чаще выходить ее поэтические сборники. В 1997 году к юбилею Ахмадулиной вышел трехтомник ее сочинений, включивший кроме стихов прозу, переводы, воспоминания, статьи и выступления, поэтические посвящения.
В последующие годы неоднократно выходили сборники ее стихов: «Созерцание стеклянного шарика» (1997), «Друзей моих прекрасные черты» (1999), «Нечаяние. Стихи. Дневник» (2000), «Пуговица в китайской чашке» (2001), «С любовью и печалью» (2003).
Белла Ахмадулина удостоена многих престижных наград, она является почетным членом Американской академии искусств и литературы (1977), лауреатом Государственной премии СССР (1989) и Государственной премии России (2004), Президентской премии России (1998), независимой премии «Триумф» (1994), международной поэтической премии «Носсиде» (Италия, 1994), Пушкинской премии (Германия, 1994), международной поэтической премии «Брианца» (Италия, 1998). Награждена орденами Дружбы народов (1984) и «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997) и II степени (2007).
Белла Ахмадулина умерла 29 ноября 2010 года, похоронена на Новодевичьем кладбище.

Т. Алешка

Ахмадулина, Белла Ахатовна — Википедия

Бе́лла (Изабе́лла) Аха́товна Ахмаду́лина (тат. Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина; 10 апреля 1937, Москва, РСФСР, СССР — 29 ноября 2010, Переделкино, Ленинский район, Московская область, Россия) — русская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Биография

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — Ахат Валеевич Ахмадулин (1902—1979), комсомольский и партийный работник, в годы Великой Отечественной войны гвардии майор, заместитель по политчасти командира 31-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, в дальнейшем крупный ответственный работник Государственного таможенного комитета СССР (начальник управления кадров, заместитель председателя). Мать Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей в органах госбезопасности и была по матери племянницей революционера Александра Стопани.

Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, свою манеру, по оценке литературоведа Д. Быкова, «нащупала лет в пятнадцать». Первым её поэтический дар отметил П. Антокольский[1].

В 1957 году подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 году. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (официально — за несданный экзамен по марксизму-ленинизму[2]), потом была восстановлена[3].

В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала одно из своих известнейших стихотворений «По улице моей который год…»[4]. В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

Белла Ахмадулина на выступлении.

В 1970-х годах посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «МетрОполь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов — Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки»[3].

Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988)[5].

В 1993 году подписала «Письмо сорока двух». В 2001 году подписала письмо в защиту телеканала НТВ[6].

Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.

28.8.2015 г. Могила Б. А. Ахмадулиной

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь, почти ничего не писала[7].

Белла Ахмадулина скончалась на 74-м году жизни, 29 ноября 2010 года, на даче в Переделкине. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза[8]. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы[9].

Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве[10]. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище[11].

Семья

Дочь Елизавета и внучка Мария (июнь 2017 года, на презентации сборника интервью о Белле Ахмадулиной в Ельцин-центре)

С 1957 по 1958 Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко[1].

С 1959 по 1 ноября 1968 года[12] — пятой женой Юрия Нагибина[13][1][12]. Этот брак разрушился, по свидетельствам самого Нагибина в его опубликованном «Дневнике» и беллетризованных мемуаров Василия Аксёнова «Таинственная страсть», из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы[14][15]. В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну[16].

От сына балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдара Кулиева (1951—2017), в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету (09.05.1973).

В 1974 году вышла замуж в четвёртый и последний раз — за театрального художника Бориса Мессерера, оставив детей со своей матерью и домработницей.

Первая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Дочь Елизавета, как и её мать, окончила Литературный институт.

В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем.

Творчество

Поэзия для Ахмадулиной — самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.

Однако, при всей своей изысканной, велеречивой устаревшей лексике, Ахмадулина была и остаётся абсолютно современным поэтом — конца XX и начала XXI веков. Каким образом она этого добивалась? Примет нового времени, аббревиатур и сленга в её стихах практически нет, просторечных слов — совсем немного, хотя они предельно выразительны (пестрядь, стыдобина, деньга, сопрут, кладби́щ), модные англицизмы — всего в нескольких стихотворениях.

И, наконец, главное: Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы, а рифма — это, безусловно, важнейшая часть формы в силлабо-тоническом стихотворении. У Ахмадулиной практически нет банальных рифм. Все рифмы — неожиданные, новые, не повторяющиеся, почти не встречающиеся у других поэтов.

Литературовед И. Снеговая, присутствовавшая в 2008 году на Ахматовском вечере с участием Ахмадулиной, отмечает её стихотворения, посвящённые Репино и Комарово, написанные в этих местах. Ощущение прошедшего времени, очарование обликом старых дач и размышления о судьбе их обитателей составляют содержание этих произведений. «Её присутствие на Ахматовском вечере было так уместно и радостно для слушателей. Прекрасная Дама современной российской поэзии, она своим изысканным обликом и слогом продолжает классическую традицию, и в её стихах, обращённых к Ахматовой, живут восхищение и спор, без которых нет преемственности»[18].

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии»[3].

Сплошную и сознательную размытость поэзии Ахмадулиной, сходную с импрессионизмом в живописи, отмечает Дмитрий Быков. Усложнённые лабиринтом ассоциативных ходов, трудно запоминающиеся стихи тем не менее оставляют у читателя «ощущение цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни — с беспомощностью, забитость — с победительностью». Сквозной темой творчества Ахмадулиной, указывает литературовед, был стыд, который «сопровождал её всю жизнь и диктовался во многом той неупорядоченной, слишком бурной жизнью, какую ей приходилось вести». В этой доминантной теме, полагает Быков, сказывался «всё тот же недостаток творческой воли, заставлявший её иногда длить стихи дальше положенного предела, вступать в лишние отношения, выпивать с ненужными людьми». По мнению биографа, Ахмадулина с присущей ей мучительной греховностью и горьким самоосуждением продолжает поэтическую традицию Бориса Пастернака: обоих лирических поэтов и в жизни, и в стихах роднила высокопарность, выспренность, многословие, учтивость, застенчивость; эти качества, удивляя окружающих в обыденности, были «человеческими чертами среди бесчеловечности, глотком тепла среди ледяного мира»[19].

9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ В. В. Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе[20].

Библиография

  • «Струна» (М., Советский писатель, 1962)
  • «Озноб» (Франкфурт, 1968)
  • «Уроки музыки» (1969)
  • «Стихи» (1975)
  • «Свеча» (1977)
  • «Сны о Грузии» (1977, 1979)
  • «Метель» (1977)
  • альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
  • «Тайна» (1983)
  • «Сад» (1987)
  • «Стихотворения» (1988)
  • «Избранное» (1988)
  • «Стихи» (1988)
  • «Побережье» (1991)
  • «Ларец и ключ» (1994)
  • «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
  • «Гряда камней» (1995)
  • «Самые мои стихи» (1995)
  • «Звук указующий» (1995)
  • «Однажды в декабре» (1996)
  • «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
  • «Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
  • «Миг бытия» (1997)
  • «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996—1999)
  • «Возле ёлки» (1999)
  • «Влечет меня старинный слог» (2000)
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
  • «Стихотворения. Эссе» (2000)
  • «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
  • «Озябший гиацинт» (2008)
  • «Пуговица в китайской чашке» (2009)
  • «Избранное» (стихотворения, поэмы, эссе, переводы, 2009)
  • «Ни слова о любви» (2010)
  • «Нечаяние» (2011)

Фильмография

Актёрские работы
Сценарист
Использование стихов
  • 1997 — «Исчерпана до дна пытливыми глазами» (из музыкального фильма «Пришла и говорю») — 10-серийный телефильм «Зал ожидания», читает героиня Инны Алексеевой
  • Награды и премии

    Память

    • В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Присуждать премию будут за стихотворения на русском и итальянском языках, а также в номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии». Уникальность премии в том, что получить её можно не за книгу стихов, а за отдельное стихотворение или поэтическое произведение. Жюри у премии будет два: русское и итальянское. Вознаграждение победителей составит 3000 евро. Церемония награждения будет проходить ежегодно в России и Италии в апреле — месяце рождения Ахмадулиной[30].
    • Памятник в городе Тарусе. Открыт в сентябре 2013 года[31]
    • Памятник в городе Москве. Открыт в ноябре 2014 года[31]

    См. также

    Примечания

    1. 1 2 3 Bella | Дмитрий Быков | Собеседник.ру. Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
    2. ↑ Борис Мессерер. Промельк Беллы «Знамя», 2011, № 9
    3. 1 2 3 Умерла Белла Ахмадулина — тонкий лирик и защитница диссидентов
    4. ↑ «По улице моей который год…» — Белла Ахмадулина
    5. ↑ Imbauan PPDKL (Pengucapan Puisi Dunia Kuala Lumpur) (1986—2002). Kuala Lumpur: DBP, 2004, p. 97-98
    6. ↑ Письмо видных деятелей науки, культуры и политики в защиту НТВ / newsru.com
    7. ↑ Поэтесса Белла Ахмадулина скончалась в возрасте 73 лет (недоступная ссылка)
    8. ↑ Умерла Белла Ахмадулина (недоступная ссылка)
    9. ↑ Соболезнования в связи со смертью Беллы Ахмадулиной. — 29 ноября 2010 года, 20:30  (недоступная ссылка)
    10. ↑ Объявлены дата и место прощания с Беллой Ахмадулиной
    11. ↑ Белла Ахмадулина похоронена на Новодевичьем кладбище/«Российская газета»
    12. 1 2 Тайна утраты личности | Номер 23 (2006) | Литературная Россия. Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
    13. 1 2 Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
    14. ↑ Нагибин Ю. М. Дневник. М., «Книжный сад», 1996. С.138—141
    15. ↑ Беллу Ахмадулину Юрий Нагибин выгнал из дома за лесбийский секс | Скандалы | Собеседник.ру. Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
    16. ↑ Собеседник. Ру: Анжелика Пахомова. История Беллы Ахмадулиной
    17. Степанов Е. В. Жанровые, стилистические и профетические особенности русской поэзии середины XX – XXI веков. Организация современного поэтического процесса. — М.: «Комментарии», 2014. — ISBN 978-5-85677-073-0 — С. 400
    18. ↑ Ахматовский вечер. «Вести Курортного района», август 2008, № 33, с. 5
    19. ↑ Bella | Дмитрий Быков | Собеседник.ру. Проверено 19 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
    20. ↑ Вести.Ru: На первом Съезде родителей пообещали построить новое гражданское общество. Проверено 13 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
    21. ↑ http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/12103/annot/, https://www.youtube.com/watch?v=M-nGWEtivys, https://www.youtube.com/watch?v=NEi5dEg-1QY, https://www.youtube.com/watch?v=6ek7NGer54o, https://www.youtube.com/watch?v=0yrP82CgQJs
    22. ↑ Указ Российской Федерации от 11 августа 2007 года № 1067 «O награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ II степени Ахмадулиной И. А.»
    23. ↑ Указ Российской Федерации от 4 апреля 1997 года № 302 «O награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Ахмадулиной И. А.»
    24. ↑ Ведомости Верховного Совета СССР. – М.: Издание Верховного Совета СССР, 1984. – № 47 (21 ноября). – 861 – 872 с. – [Статьи 831 – 847
    25. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2005 года № 614 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации 2004 года» Архивировано 6 декабря 2014 года.
    26. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 12 января 1999 года № 93 «О присуждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года»
    27. ↑ Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 2004 года № 200 «О присуждении премии имени Булата Окуджавы 2003 года»
    28. ↑ Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 27 октября 1989 года № 929 «О присуждении Государственных премий СССР 1989 года в области литературы, искусства и архитектуры»
    29. ↑ Состав РАХ Архивировано 28 января 2012 года.
    30. ↑ Учреждена литературная премия в память о поэтессе Белле Ахмадулиной — Газета. Ru | Новости культуры
    31. 1 2 Возвращение в Тарусу

    Ссылки

    Ахмадулина, Белла Ахатовна — Википедия

    Ахмадулина, Белла Ахатовна

    == Допчу намдары ==
    

    Белла Ахмадулина. 1937 чылдың апрель 10-да Москва хоорайга тѳрүттүнген. Ачазы: Ахат Валеевич Ахмадулин (1902—1979), комсомол болгаш партия ажылдакчызы. Ада-чуртуң улуг дайынынның үезинде гвардия майор эргелиг. Авазы — Надежда Макаровна Лазарева , очулдурукчу. Белла школага тургаш-ла шүлүктерни бижип эгелээн. Уругну бир дугаар П. Антокольский эскерип каан.
    1957 чылда «Комсомольской правде» солунга шүгүмчүледип турган. Литературный институтту 1960 чылда дооскан. Катап тургустунуп алган. 1959 чылда 22 харлыында Ахмадулина «По улице моей который год…» — деп шүлүүн бижээн. 1975 чылда композитор Микаэл Таривердиев ол шүлүкке хѳгжүм чогааткан. Ол ырыны Э. Рязановтуң «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — деп кинозунда дыңнап болур. 1964 чылда Василий Шукшинниң «Живёт такой парень» — деп кинозунга тыттырган. Кино енециянның кинофестивалинге «Алдын арзылаң» шаңналын алган. 1970 чылда Ахмадулина «Спорт, спорт, спорт» — деп кинога база тыттырган.Бир дугаар шүлүктер чыындызы «Струна» 1962 чылда чырыкче үнген. Дараазында «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Ахмадулинанның шүлүктери чымыштыг лиризм база шевер хевирлер, эрткен үенниң ужурлары сиңген.
    1970 чылдарда Грузияга четкен. Ол черниң чогаалчыларын очулдурган: Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе болгаш ѳскелер-даа. 1979 чылда Ахмадулина цензура чок литературлуг альманах «Метро́поль» парлаарынга киржип турган. Совет диссидентилер — Андрей Сахаров, Лев Копелев, Георгий Владимов, Владимир Войнович дээш туржуп турган кижилерниң бирээзи. Ахмадулинанның ол улусту камгалаан хамаарылгазын «Нью-Йорк Таймс», «Радио Свобода» болгаш «Голос Америки» турум парлап, чарлап турган.

    Хѳй санныг шүлүк фестивальдарынга, ол ышкаш «Международный праздник поэзии в Куала-Лумпуре» - фестивальга киржип турган (1988).
    1996 болгаш 2003 чылдарда Чечен Республикага дайынны соксадыырын негеп турган улус аразында.  
    Ахмадулина А.С.Пушкин болгаш М.Ю.ермонтов дугайында эсселерниң автору.
    

    Сѳѳлгү чылдарын аарып, караа кѳзүлбестей берген. 74 харлыында 2010 чылда, ноябрь 29-та чок болган. Москвада Новодевичье хѳѳрүнде ажааган.

    1957 чылдан 1958 чылга чедир Ахмадулина Евгений Евтушенкога барып алган турган.
    1959 года чылдан 1968 чылга чедир — Юрий Нагибин. 1968 чылда Ахмадулина Аннанны азырап алган.
    Балкар классик Кайсын Кулиевтиң оглу Эльдар Кулиевтен (1951—2017), 1973 чылда Ахмадулина уруу, Елизаветаны божуп алган. (09.05.1973).
    1974 чылда художник Бориса Мессерера ѳгленген.
    Бирги уруу — Анна, Полиграфический институт дооскан, а ийигизи — Елизавета, Литературный институт.

    Шүлүктери — сеткил-сагыш ажыдыышкыны, иштики делегейниң чаа чүүлдү (магнитофон, самолёт, светофор, свеча, дом друга) хүлээп ап турары. Символизм, бойдустуң болуушкуннары, («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина лексика, синтаксисти делгемчидип турган. Чүгле статика (турум) эвес, а динамика (шимчээшкин) шүлүктерниң ритмин углап турар.
    — Вольфганг Казак[16]

    == Библиография. ==
    

    «Струна» (М., Советский писатель, 1962)
    «Озноб» (Франкфурт, 1968)
    «Уроки музыки» (1969)
    «Стихи» (1975)
    «Свеча» (1977)
    «Сны о Грузии» (1977, 1979)
    «Метель» (1977)
    альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
    «Тайна» (1983)
    «Сад» (1987)
    «Стихотворения» (1988)
    «Избранное» (1988)
    «Стихи» (1988)
    «Побережье» (1991)
    «Ларец и ключ» (1994)
    «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
    «Гряда камней» (1995)
    «Самые мои стихи» (1995)
    «Звук указующий» (1995)
    «Однажды в декабре» (1996)
    «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
    «Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
    «Миг бытия» (1997)
    «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996—1999)
    «Возле ёлки» (1999)
    «Влечет меня старинный слог» (2000)
    «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
    «Стихотворения. Эссе» (2000)
    «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
    «Пуговица в китайской чашке» Пушкинский фонд, (2001)
    «Озябший гиацинт» (2008)
    «Пуговица в китайской чашке» Олимп, (2009)
    «Избранное» (стихотворения, поэмы, эссе, переводы, 2009)
    «Ни слова о любви» (2010)

    «Нечаяние» (2011)
    

    Артист кылдыр.
    1964 — Застава Ильича — камео
    1964 — Живёт такой парень — журналистка краевой молодёжной газеты
    1970 — Спорт, спорт, спорт — камео
    1976 — Ключ без права передачи — камео
    Сценарист кылдыр.
    1965 — Чистые пруды
    1968 — Стюардесса

    1964 — Застава Ильича
    1973 — Друзья мои… (киноальманах)[23]
    1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром!
    o«По улице моей», исполняет Надя (Алла Пугачёва)
    1976 — Ключ без права передачи — сама автор читает стихи
    1978 — Служебный роман
    o«Озноб» («О, мой застенчивый герой»), читает Светлана Немоляева
    1978 — Старомодная комедия
    1984 — Милый, дорогой, любимый, единственный
    o«Не уделяй мне много времени», песня за кадром
    1984 — Пришла и говорю
    o«Взойти на сцену» («Пришла и говорю»), исполняет Алла Пугачёва
    1984 — Жестокий романс
    o«А напоследок я скажу», исполняет Валентина Пономарёва
    o«Романс о романсе», исполняет Валентина Пономарёва
    o«Снегурочка», исполняет Валентина Пономарёва
    1997 — «Исчерпана до дна пытливыми глазами» (из музыкального фильма «Пришла и говорю») — 10-серийный телефильм «Зал ожидания», читает героиня Инны Алексеевой

    Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 года) —  «Ада-чуртуң литературазын сайзыратканы, хѳй чылдарда үре-түңелдиг ажылы дээш».
    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 года) — Ада-чуртуң литературазын сайзыратканы, хѳй чылдарда үре-түңелдиг ажылы дээш».
    Орден Дружбы народов (16 ноября 1984 года) —  Ада-чуртуң литературазын сайзыратканы, хѳй чылдарда үре-түңелдиг ажылы дээш», «Чогаалчылар Эвилелинниң 50 чылдаанынга тураскаадып».
    Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 года (6 июня 2005 года) —  Ада-чуртуң литературазын ужурларын хумагаалааны база сайзыратканы дээш».
    Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года)[28].
    Премия имени Булата Окуджавы 2003 года (14 февраля 2004 года)[29].
    Государственная премия СССР 1989 года в области литературы, искусства и архитектуры (27 октября 1989 года) — за книгу стихов «Сад»[30].
    Лауреат премии фонда «Знамя» (1993).
    Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994).
    Лауреат премии «Триумф» (1994).
    Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994).
    Лауреат журнала «Дружба народов» (2000).
    Почётный член Российской академии художеств[31].

    2012 чылда ашаа, Борис Мессерерниң кызытканы биле мѳѳрей «российско-итальянская премия «Белла», аныяк шүлүкчүлер деткиир кылдыр ажыттынган. Шанңалы — 3000 евро. Церемониязы чыл санында Россияга база Италияга болуп турар.
     Тарусе хоорайда тураскаал. 2013 чылда сентябрьда ажыткан.
    Москва хоорайда тураскаал. 2014 чылда ноябрьда ажыткан.

    == Медээ дѳстери. ==
    

    Белла Ахмадулина в «Журнальном зале».
    Белла Ахмадулина читает свои стихи.
    Произведения Беллы Ахмадулиной в Библиотеке поэзии.
    Белла Ахатовна Ахмадулина. Биография и стихотворения.
    Ахмадулина на Стихии.
    Библиография переводов на немецкий язык.
    Белла Ахмадулина, «Озноб» (1968), PDF.
    Стихи Ахмадулиной на stroki.net.
    Михаил Берг. Она была поэт.
    Анатолий Королев, писатель, член Русского Пен-Клуба. Белла Ахмадулина: свеча на ветру.
    Виталий Диксон, Иркутская история про двух дам с собачкой.
    Наташа Шарымова, Белла Ахмадулина в Нью-Йорке. История одной фотографии, RUNYweb.com — Русский Нью-Йорк онлайн.
    Е. Евтушенко, М. Берг и В. Диксон о Белле Ахмадулиной на сайте режиссёра и драматурга В. Карпа «Зеркало сцены».
    Перевод стихотворения Б. Ахмадулиной на малайский язык.

    Белла Ахмадулина — Россисйкая Поэтесса

    Русская поэтесса. Писательница. Переводчица. Член Союза российских писателей.
    Одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века.
    Почетный член Американской академии искусств и литературы.
    Лауреат Государственной премии Российской Федерации.


    Изабелла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в городе Москва. Девочка выросла в интеллигентной и состоятельной семье. Ее отец занимал пост заместителя министра, мама служила переводчицей в звании майора Комитета Государственной Безопасности. Всю свою жизнь Белла посвятила свою жизнь поэтическому творчеству. В 1953 году, во время учебы в школе, уже начала печататься, и в это же время посещала занятия литературного кружка.

         После школы Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала, в Литературный институт. Но в 1959 году, когда в СССР грянул скандал с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии, Белла отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины». За это ее отчислили из вуза. Далее, девушке удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Главный редактор, пораженный талантом Беллы, поспособствовал ее возвращению в Литературный институт, который с отличием  окончила в 1960 году.

         В начале 1960-х годов Белла Ахмадулина уже являлась известной поэтессой и выступала в университетах, а также в Политехническом музее.

         Первый ее сборник вышел в 1962 году под названием «Струна», и в нем прослеживается начало поиска тем. В середине 1960-х годов уже начал формироваться ее поэтический стиль и именно в ее творчестве впервые можно увидеть действительно высокий поэтический слог.

         О своих страданиях Белла Ахмадулина говорит в иносказательной форме. Особенно это заметно в стихах «Случилось так…», «Не плачьте обо мне! Я проживу…». Кроме этого, в сборниках стихотворений «Тайна» и «Сад» заметен герметизм, есть красивые описания прогулок, пейзажей, а также присутствует тайна, смысл которой не объясняется. Затем изданы еще несколько сборников поэтессы. Всего выпущено около тридцати ее сборников стихов. Кроме этого стихи Ахмадулиной постоянно печатались в периодических изданиях.

        Также Белла Ахатовна переводила работы грузинских поэтов, снялась в картинах «Живет такой парень» и «Спорт, спорт, спорт», участвовала во многих мировых поэтических фестивалях.

        Принимала участие в создании литературного альманаха «Метрополь», ее перу принадлежат воспоминания о поэтах-современниках и эссе о Александре Пушкине и Михаиле Лермонтове.

         Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах: «Живет такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссером которой являлся Василий Шукшин, вышла на экраны когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок. Лента награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.

        Белла Ахатовна являлась Членом Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, международной правозащитной неправительственной организации, объединяющей писателей, поэтов и журналистов, работающих в различных литературных жанрах.

         В 1993 году поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001 году Белла Ахатовна подписалась под письмом в защиту канала НТВ.

        В последние годы поэтесса тяжело болела. Белла Ахмадулина скончалась 29 ноября 2010 года в Переделкино на 74-м году жизни от сердечной недостаточности. Прощание состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

    Творчество Беллы Ахмадулиной

    Библиография

    «Струна» (М., Советский писатель, 1962)
    «Озноб» (Франкфурт, 1968)
    «Уроки музыки» (1969)
    «Стихи» (1975)
    «Свеча» (1977)
    «Сны о Грузии» (1977, 1979)
    «Метель» (1977)
    альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
    «Тайна» (1983)
    «Сад» (1987)
    «Стихотворения» (1988)
    «Избранное» (1988)
    «Стихи» (1988)
    «Побережье» (1991)
    «Ларец и ключ» (1994)
    «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
    «Гряда камней» (1995)
    «Самые мои стихи» (1995)
    «Звук указующий» (1995)
    «Однажды в декабре» (1996)
    «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
    «Собрание сочинений в трех томах» (1997)
    «Миг бытия» (1997)
    «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996-1999)
    «Возле елки» (1999)
    «Влечет меня старинный слог» (2000)
    «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
    «Стихотворения. Эссе» (2000)
    «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
    «Озябший гиацинт» (2008)
    «Пуговица в китайской чашке» (2009)
    «Избранное» (стихотворения, поэмы, эссе, переводы, 2009)
    «Ни слова о любви» (2010)
    «Нечаяние» (2011)

    Фильмография

    Актерские работы

    1964 — Живет такой парень
    1970 — Спорт, спорт, спорт

    Сценарист

    1965 — Чистые пруды
    1968 — Стюардесса

    Использование стихов

    1964 — Застава Ильича
    1973 — Друзья мои… (киноальманах)
    1975 — Ирония судьбы, или С легким паром!
    «По улице моей», исполняет Надя (Алла Пугачева)
    1976 — Ключ без права передачи — сама автор читает стихи
    1978 — Служебный роман
    «Озноб» («О, мой застенчивый герой»), читает Светлана Немоляева
    1978 — Старомодная комедия
    1984 — Милый, дорогой, любимый, единственный —
    «Не уделяй мне много времени», песня за кадром
    1984 — Пришла и говорю
    «Взойти на сцену» («Пришла и говорю»), исполняет Алла Пугачева
    1984 — Жестокий романс
    «А напоследок я скажу», исполняет Валентина Пономарева
    «Романс о романсе», исполняет Валентина Пономарева
    «Снегурочка», исполняет Валентина Пономарева
    1997 — «Исчерпана до дна пытливыми глазами» (из музыкального фильма «Пришла и говорю») — 10-серийный телефильм «Зал ожидания», читает героиня Инны Алексеевой

    Награды и Премии Беллы Ахмадулиной

    Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность

    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 года) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы

    Орден Дружбы народов (16 ноября 1984 года) — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР

    Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 года (6 июня 2005 года) — за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии

    Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года)

    Премия имени Булата Окуджавы 2003 года (14 февраля 2004 года)

    Государственная премия СССР 1989 года в области литературы, искусства и архитектуры (27 октября 1989 года) — за книгу стихов «Сад»

    Лауреат премии фонда «Знамя» (1993)

    Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994)

    Лауреат премии «Триумф» (1994)

    Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994)

    Лауреат журнала «Дружба народов» (2000)

    Почетный член Российской академии художеств

    Память о Белле Ахмадулиной

    В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учетом ее итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Присуждать премию будут за стихотворения на русском и итальянском языках, а также в номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии». Уникальность премии в том, что получить ее можно не за книгу стихов, а за отдельное стихотворение или поэтическое произведение. Жюри у премии будет два: русское и итальянское. Вознаграждение победителей составит 3000 евро. Церемония награждения будет проходить ежегодно в России и Италии в апреле — месяце рождения Ахмадулиной

    Памятник в городе Тарусе. Открыт в сентябре 2013 года

    Памятник в городе Москве. Открыт в ноябре 2014 года

    Семья Беллы Ахмадулиной

    С 1957 по 1958 Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко.

    С 1959 по 1 ноября 1968 года — пятой женой Юрия Нагибина.

    В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приемную дочь Анну.

    От сына балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдара Кулиева (1951-2017), в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету (09.05.1973).

    В 1974 году вышла замуж в четвертый и последний раз — за театрального художника Бориса Мессерера, оставив детей со своей матерью и домработницей.

    Первая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Дочь Елизавета, как и ее мать, окончила Литературный институт.

    29.11.2010

    Белла Ахмадулина биография поэтессы, фото, личная жизнь и ее дочери

    Биография Беллы Ахмадулиной


    Детство и семья Беллы Ахмадулиной



    Родной город Ахмадулиной – Москва. Она родилась и жила на Варварке. Её отец занимал пост большого таможенного начальника, мама же работала переводчиком и майором КГБ. У девочки было экзотическое сочетание крови, так как в мамином роду были итальянцы, а в папином татары. В большей мере, из-за занятости родителей, Беллу воспитывала бабушка. Именно она и привила внучке любовь к животным, которую та пронесла через всю жизнь.

    Когда началась война, отец был тут же призван. Белла вместе с бабушкой отправилась в эвакуацию. Сначала они поехали в Самару, потом в Уфу и далее в Казань. Там жила вторая бабушка по линии отца, но для девочки она была совсем чужой и незнакомой. В этом городе Белла серьёзно заболела.

    Неизвестно выжила бы она или нет, ели бы не приезд в Казань матери. Это было в 1944 году. Так закончилась эвакуация. Оказавшись дома, Белла пошла в школу. Бабушка привила внучке любовь к чтению. Она читала Пушкина и Гоголя и в младших классах писала абсолютно без ошибок. Надо сказать, что в школу Ахмадулина всегда ходила с большой неохотой, часто пропускала занятия. По её воспоминаниям, за годы войны она привыкла к одиночеству, и школа ей казалась странным местом. Только спустя четыре года девочка начала привыкать.

    Первые стихи Беллы Ахмадулиной



    Будучи школьницей, Белла стала посещать Дом пионеров, где был организован литературный кружок. Первым журналом, в котором были опубликованы стихи юной поэтессы, оказался журнал «Октябрь». Это произошло в 1955 году. Эти первые стихи были по-детски целомудренными и трогательными. На её произведения тут же обратил внимание Евгений Евтушенко, он был удивлён необычными рифмами и каким-то уже своим стилем написания.



    Белла в то время посещала занятия в Литобъединении, планируя после школы стать студенткой Литературного института. Родители мечтали, что дочь поступит в МГУ на журфак. Белла сделала попытку, но провалила экзамены. Девушка устроилась в газету «Метростроевец», там она писала статьи и свои стихи. Через год Ахмадулина стала студенткой, поступив в Литературный институт. После того, как Пастернак был отмечен присуждением Нобелевской премии, его объявили предателем. Белла отказалась подписать письмо-обвинение. Это и стало действительной причиной того, что студентка оказалась исключённой из института. Случилось это в 1959 году.

    Начало литературной карьеры Беллы Ахмадулиной



    Поэтессе удалось устроиться в «Литературную газету» в должности внештатного корреспондента в Иркутске. Находясь в Сибири, она написала рассказ и назвала его «На сибирских дорогах». Его напечатали в «Литературной газете», одновременно вышло несколько её стихов. Она писала об удивительном крае и необыкновенных людях, которые там жили. Вскоре главный редактор газеты поспособствовал тому, чтобы талантливую девушку восстановили в институте. В 1960 она окончила его, при этом получила красный диплом.



    Прошло совсем немного времени, и был издан сборник стихов под названием «Струна». После того, как она выступила в Политехническом музее столицы вместе с Евтушенко, Вознесенским и Рождественским, к ней пришла самая настоящая популярность. Артистизм и проникновенная интонация определяли её манеру. Как говорила поэтесса, такие выступления давались ей тяжело, несмотря на кажущуюся лёгкость.

    Стихи Беллы Ахмадулиной, сборники



    В своём первом сборнике Ахмадулина словно искала собственные темы. В 1969 году появился сборник «Уроки музыки», через шесть лет сборник «Стихи», а в 1977 году – «Метель» и «Свеча». Периодическая печать наперебой публиковала стихи Беллы.

    Её стиль сформировался окончательно уже к середине шестидесятых годов. Необычным было то, что в современной советской поэзии она была первой, заговорившей высоким поэтическим слогом. В её произведениях присутствовала и стилизация «старинного» слога, и изысканность, и метафоричность, и возвышенность.



    Критики к творчеству Ахмадулиной относились по-разному. Были те, кто упрекал её в камерности и манерности, некоторые относились снисходительно и благосклонно.

    Поэтесса снялась в двух кинокартинах. В «Живёт такой парень» её можно видеть в роли журналистки. В этом фильме также играл Леонид Куравлев. Также она приняла участие в съёмках кинофильма «Спорт, спорт, спорт».

    Личная жизнь Беллы Ахмадулиной



    Первый муж поэтессы – Евгений Евтушенко. Они познакомились в институте. Евтушенко вспоминал, что супругами они нередко ссорились, но так же быстро мирились. Вместе пара пробыла только три года. Второй её муж – Юрий Нагибин (писатель). Они прожили вместе восемь лет. После разрыва Белла приняла в семью детдомовскую девочку Анну, которой, в надежде вернуть мужа, дала фамилию Нагибина и отчество Юрьевна. Далее последовал непродолжительный гражданский брак с Эльдаром Кулиевым. У них родилась общая дочь Елизавета.





    Через год после рождения дочери Ахмадулина вышла замуж за Бориса Мессерера. С этим человеком она прожила более тридцати лет.


    Смерть Беллы Ахмадулиной



    Последние годы Ахмадулина провела в Переделкино, где жила вместе с мужем. Она сильно болела и почти не писала. Осенью 2010-го года её госпитализировали и срочно сделали операцию.

    Несмотря на то, что операция прошла хорошо и поэтесса довольно быстро пошла на поправку, спустя лишь четыре дня после выписки она скончалась. Похороны прошли без пафоса. Присутствовали только близкие родственники и друзья.

    Редакция УзнайВсё.ру

    Редакция УзнайВсё.ру

    Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Лучшие фильмы

    • Живет такой парень 1964
    Беллу Ахмадулину муж выгнал из дома за лесбийский секс

    Не так давно у одного из самых популярных советских писателей, Юрия Нагибина, была знаменательная дата, отмечали 91 год со дня рождения. Его вдова, Алла Григорьевна Нагибина, много лет провела в Америке и лишь недавно вернулась на родину. Узнав об этом, репортер «Только звезд» встретилась с ней. Нагибина знает многих «шестидесятников», знает не понаслышке. Особенно много тайн она хранит о Белле Ахмадулиной, ведь та восемь лет была ее предшественницей.

    Чтобы увидеться со вдовой писателя Юрия Нагибина, я отправилась в писательский поселок Красная Пахра. Именно здесь Нагибин построил добротный загородный дом. Здесь он прожил последние 30 лет жизни, женившись в шестой раз – на ленинградке Алле. Даже сейчас этот дом выглядит представительно, а по тем временам он был одним из самых шикарных. До сих пор сохранились резная мебель, антиквариат и дорогие картины, которые собирал писатель. Алла Григорьевна, его вдова, все это бережно хранит. Она приглашает меня за большой деревянный стол, на котором нас ждут красная икра, вино, изысканные закуски.

    – Как жена известного писателя, я была обязана хорошо одеваться, выглядеть стильно, обеспечивать уют в доме, – говорит она. – У нас были лучшее Рождество в Москве и лучшая Пасха, на которые приезжали Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава, Аксенов и многие другие, их сейчас считают легендами. А тогда они были обычными людьми, со своими пороками, между ними часто возникали разногласия.

    Алла Нагибина начинает неторопливый рассказ о захватывающих событиях 60-х и 70-х годов…

    В 1967 году в компании тех, кого мы сейчас называем «шестидесятниками», кипели страсти. Юрий Нагибин выставил на улицу свою жену, Беллу Ахмадулину, твердо заявив: «Жить с тобой я больше не буду!»

    – Белла не хотела уходить от Юрия, – говорит Алла Нагибина. – За восемь лет совместной жизни они часто расставались, один раз перерыв в отношениях достиг года. Поэтому все считали: побесятся-побесятся и помирятся. Но Нагибин сказал: «Всё!»

    Почему Нагибин был непреклонен, становится понятно, если прочесть сцену из романа Василия Аксенова «Таинственная страсть». В ней он описал расставание Юрия Нагибина и Беллы Ахмадулиной, в романе он ее называет Аххо или Нэллой: «Он открыл своим ключом дверь, шагнул внутрь и тут же вылетел обратно на лестничную клетку… Чрезмерные духи, чрезмерный кофе, чрезмерный никотин, чрезмерный коньяк… Он достиг гостиной и игриво позвал: «Аххо!» Ответом было молчание, слегка нарушаемое волнующим женским храпцом. Он шагнул в спальню и остолбенел. На супружеской кровати в живописных позах возлежали три женских тела. Члены их переплелись. Власы их простирались по подушкам, будто разбросанные ураганом любви.

    Взревев, он понесся по спальне, с грохотом отбрасывая предметы мебели и с треском распахивая окна. «Убирайтесь из моего трудового дома, убирайтесь навсегда! Нэлка, засранка, зассыха, чесотка, развратом своим и лесбиянством ты осквернила свой великий талант. Вон из моего дома!» Он распахнул все двери и долго выбрасывал на лестничную площадку всякий одежный хлам».

    Алла Нагибина подтверждает, что прототипами героев этого эпизода из книги Аксенова стали именно Белла Ахмадулина и Юрий Нагибин. А одной из подружек, с которой писатель застал поэтессу в постели, была Галина Сокол, она стала женой Евгения Евтушенко после Беллы. Об этом написал и сам Аксенов в предисловии к своей книге.

    Ахмадулина, по словам Нагибиной, долго надеялась, что сможет вернуться к мужу, а потом стала советоваться с Галиной Сокол, что предпринять. В те годы Нагибин был не только известным советским писателем, но и богатым человеком. Он имел дачу, квартиру в Москве, машину, часто ездил за границу, хорошо одевался, много получал за киносценарии. Развестись с таким человеком Ахмадулиной казалось немыслимым.

    – Тогда Белла и Галя Сокол пошли в детский дом, – продолжает вдова писателя. – У них там была знакомая директриса. И она без всяких документов Гальке отдала мальчика, а Белке – девочку. Ахмадулина дала дочке Анне свою фамилию, а отчество – Юрьевна. Она надеялась, что с ребенком Нагибин ее примет обратно. Но этого не произошло.

    Юрий Маркович категорически не любил детей. Он не понимал, как можно работать в доме, где плачет маленький ребенок. За свою длинную жизнь писатель женился шесть раз, но ни одна из женщин, в том числе и Ахмадулина, не уговорила его завести малыша. Так что неудивительно, что история с приемной девочкой не подействовала на писателя, которому было уже почти 50 лет.

    – Белле не удалось принести в его дом этого ребенка, – вспоминает Нагибина. – Он сказал: «Даже ради него я жить с тобой не буду!» И никогда эту девочку не воспитывал. Где-то Белла с ней перекантовывалась. А потом вышла замуж за Эльдара Кулиева.

    Брак с сыном балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдаром, самый загадочный в биографии Ахмадулиной. Откуда взялся этот человек, никто в компании Беллы не понимал. Например, Нагибин пишет, что познакомился с ним в ресторане, когда того выгоняли оттуда пьяным. Писатель заступился за молодого человека. Эльдар был на 17 лет младше Беллы, но они подружились. Может, поэтому, оформив официальный развод с Ахмадулиной, Нагибин смягчился к ней и купил им с мужем квартиру.

    – Они жили в том же доме, на улице Черняховского, что и мы с Юрием, – говорит Нагибина. – Я стала следующей женой Нагибина после Беллы, и мы с Юрой счастливо прожили тридцать лет. Он как-то признался: «Мне кажется, что до тебя ничего не было!» А Кулиев с Ахмадулиной очень много пили, она не сбавила темпов, даже когда родила дочку Елизавету. Однажды часа в три ночи Белла ко мне влетает и говорит: «Он меня убивает!» Я с ней иду туда, открываю двери: Эльдар, этот «убийца», лежит на овечьей шкурке, калачиком свернулся и спит. Кулиева в нашей компании называли «горный козел», он был простоват, и Белла с ним прожила недолго.

    Следующим мужем Ахмадулиной стал художник Борис Мессерер. Считается, что к этой гавани поэтесса прибилась после долгого периода жизни с мужчинами, которые ее не понимали. Однако ради этого союза Белле Ахатовне пришлось в буквальном смысле бросить своих детей.

    – Когда Белла вышла замуж за Мессерера, она переехала к нему без детей, Аня и Лиза остались жить вместе с домработницей и ее матерью в той квартире, которую купил Юра, – рассказывает Нагибина. – Кстати, отношения с матерью у Ахмадулиной были неважные, та работала сторожем в картинной галерее. С домработницей мы встречались иногда. Она мне рассказывала: «Мы так плохо живем, на полу спим, ничего у нас нет». В общем, Белла о детях забыла. И когда Аня, уже будучи большой девочкой, узнала, что она приемная, она от матери ушла. Именно поэтому она теперь отказывается давать интервью, видимо, не хочет вспоминать прошлое.

    О том, что Белла Ахмадулина, так же как и многие ее друзья – Булат Окуджава, Юрий Галич, Евгений Евтушенко, Василий Аксенов, – любила застолье, знают все. Но до какой степени выпивка губила талант поэтессы, помнят только лишь те, кто был свидетелем этих «праздников». К счастью для Беллы, они не были запечатлены на пленку, а то бы сейчас имидж Ахмадулиной не был бы столь безупречным.

    – Помню, мы вместе ездили выступать, ехали в машине, она напилась, конечно. Юра вел машину, а Белла выбивала ногами стекла, просила остановить, – вспоминает Нагибина. – Когда мы притормозили у киоска, где выпивали мужики, она пошла и купила «мерзавчик», нас это не удивило… Потом был такой эпизод еще при их жизни с Юрой. Три дня она где-то пропадала. После чего явилась с милиционером и маленьким ребенком. И говорит: «Теперь это наш ребенок, мы будем вместе жить, а этот мужчина – мой друг!» И Юра, конечно, всех выпер. Он тоже выпивал, но все-таки следил за собой, любил чистоту, порядок в доме. Беллу быт не волновал вообще, и в этом они сошлись с Мессерером.

    После развода с Ахмадулиной Юрий Нагибин продолжал с нею общаться, это было неизбежно, ведь компания-то одна и та же, все друг друга знали. Правда, все мужчины выступали на стороне Беллы и Юрия Марковича осуждали, а его новую жену – не принимали.

    – Преподносилось все так, что Юра бедную талантливую поэтессу выгнал на улицу, – с грустью говорит Алла Григорьевна. – А что она вытворяла? Это в начале вечера, когда Белла читала стихи, все ею восхищались, смотрели ей в рот. А к пяти часам утра она начинала «разваливаться», теряла форму. И что самое противное, Мессерер в таких случаях вставал и уходил домой, он не хотел с ней возиться. Мне это всегда было горько. Я просила мужчин: «Ну помогите же ей, она же унижается!..» Вспоминаются слова матери Юры, которая говорила про них с Беллой: «Уезжают два красавца, приезжают две свиньи». А с Борисом ей было удобно, потому что он разрешал ей пить и относился равнодушно к этой ее зависимости. Почему – не знаю…

    Из дневника Юрия Нагибина

    «Рухнула Гелла, завершив наш восьмилетний союз криками: «Паршивая советская сволочь!» – это обо мне. А ведь в тебе столько недостатков. Ты распутна, в двадцать два года за тобой тянется шлейф, как за усталой шлюхой, ты куришь до одури, ты мало читаешь и совсем не умеешь работать. Как ты утомительно назойлива! Вот ты уехала, и свободно, как из плена, рванулся я в забытое торжество моего порядка! Ведь мне надо писать рассказы, сценарии, зарабатывать деньги и тратить их на дачу, квартиру, двух шоферов, двух домработниц, счета, еду и мало ли еще на что. А Б. Ахмадулина недобра, коварна, мстительна и совсем не сентиментальна, хотя великолепно умеет играть беззащитную растроганность».

    Справка

    Белла Ахмадулина родилась в 1937 году. Окончила Литературный институт в 1960-м. Ее стихи начали издавать с 1962 года. В 1964-м она снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень», после чего стала известна широкой публике. Первым мужем Ахмадулиной был Евгений Евтушенко, вторым – Юрий Нагибин, потом она была замужем за Эльдаром Кулиевым, а последним ее мужем стал Борис Мессерер.

    В 1968 году, разводясь с Юрием Нагибиным, Белла взяла на воспитание дочь Анну. А в 1973 году родила от Кулиева дочь Елизавету.

    Юрий Нагибин родился в 1920 году. Вернувшись с фронта, он закончил ВГИК, стал писателем. Среди наиболее известных произведений Нагибина – «Моя золотая теща», «Срочно требуются седые человеческие волосы», сценарии к фильмам «Председатель», «Бабье царство», «Гардемарины, вперед!».

    У Нагибина было шесть браков, Ахмадулина – его пятая жена. Аллу Нагибину писатель привез из Ленинграда, они жили вместе с 1968-го по 1994 год.

     

    Аборт и пьянство. Что разрушило любовь Ахмадулиной и Евтушенко

    10 апреля поэтессе Белле Ахмадулиной исполнилось бы 80 лет. В этот же день в подмосковном Переделкине отпели её первого мужа, Евгения Евтушенко. В далёких 1950-х пара прожила вместе всего два года, но их семью разрушил ребёнок. Вернее, решение молодого супруга отказаться от него.

    Ей было 18 лет, а ему — 23. Они познакомились в 1954 году в московской квартире, где молодые литераторы собрались за бутылкой сидра и кабачковой икрой. Читали стихи и спорили. И вдруг одна из студенток голосом шестидесятилетней чревовещательницы сказала: «Революция сдохла, и труп её смердит», — вспоминал Евтушенко. На эти слова вдруг горячо откликнулась другая девушка. И своей реакцией восхитила юного поэта.

    И тогда поднялась другая восемнадцатилетняя девушка с круглым детским лицом, толстой рыжей косой и, сверкая раскосыми татарскими глазами, крикнула:

    — Как тебе не стыдно! Революция не умерла. Революция больна. Революции надо помочь.

    Эту девушку звали Белла Ахмадулина. Она вскоре стала моей женой

    Евгений Евтушенко, мемуары «Волчий паспорт»

    Ахмадулина и Евтушенко поженились в 1955 году. Поначалу были счастливы — супруги ночами напролёт гуляли по московским улицам, держась за руки. Евтушенко на ходу записывал свои стихотворные посвящения любимой и развешивал их на деревьях. Он отвёз её в Абхазию, где Белла впервые увидела море. Спустя много лет он вспоминал об этой поездке как об одном из самых волнительных романтических моментов своей жизни.

    Фото © Wikimedia Commons

    Мы передавали вино друг другу губами. Боже, как мы любили!

    Свобода вместо любви

    Вскоре Белла забеременела. Но Евтушенко этому вовсе не обрадовался: он испугался. Молодой поэт побоялся, что пищащий малыш отнимет у него свободу, которой так дорожат творческие люди. Он заставил супругу сделать аборт, и этот поступок стал началом конца для молодой пары. Белла не могла простить Евгению того, что он не принял их дитя, и вскоре её любовь стала неумолимо гаснуть. Он осознал это значительно позже.

    Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в её чреве, то он убивает её любовь к себе

    Евгений Евтушенко

    Фото © Wikimedia Commons

    Поначалу Ахмадулина стала более холодна к Евтушенко, перестала встречать его вечерами, как прежде, за накрытым столом.

    Евгений Евтушенко. «Глубокий снег», 1956 г.

    Однажды, как вспоминал Евтушенко, он очень поздно возвращался домой, и, заметив Беллу в соседнем такси, подъехавшем к дому, он почуял неладное. В конце концов, вернувшись один раз посреди ночи, он и вовсе не застал жены. Она появилась лишь под утро и в нетрезвом состоянии.

    Совсем другая женщина

    Белла сделала последнюю попытку спасти любовь в 1957 году. Когда Евтушенко собрался в поездку по Сибири, она попросилась поехать вместе с ним. Но тот отказал ей, посчитав, что это будет слишком обременительно для него. Вернувшись спустя несколько месяцев, в своей квартире в Москве он увидел уже совсем другую женщину. Вместо «короны-косы» на её голове была короткая причёска из выкрашенных в медный цвет волос. Она начала стабильно крепко пить и очень много курить. В этот период она написала стихотворение-реквием по их браку.

    Белла Ахмадулина, 1957 г.

    Не было громких ссор и битья посуды. Они просто перестали принимать друг друга. Евтушенко переселился в комнату на Тверской, а спустя какое-то время тоже предпринял своеобразную попытку спасти брак — приехал к ней ночью без предупреждения. Но Белла не открыла дверь.

    Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Борис Кауфман// Wikimedia Commons

    — Мы не поссорились. Наша любовь не умерла — она перестала быть, — вспоминал Евтушенко.

    Евтушенко потом говорил, что долго винил себя за то, что заставил Ахмадулину сделать аборт.

    Я долго мучился, думая, что из-за моей юной глупой жестокости она потеряла возможность иметь детей — так нам сказали врачи. Но через несколько лет, узнав, что она всё-таки родила дочь, я возблагодарил Бога… Но до сих пор, когда вижу её или просто слышу её голос, мне хочется плакать

    Евгений Евтушенко

    Ахмадулина действительно родила ребёнка, уже будучи в третьем браке — с Эльдаром Кулиевым. В 1973 году она родила от него дочь Елизавету. А своего первого ребёнка она взяла из детдома, будучи замужем за писателем Юрием Нагибиным. Любопытно, что девочку Аню она взяла на воспитание из одного детдома одновременно с Евтушенко и его второй женой Галиной Сокол, усыновивших сына Петю.

    Кровных детей у Евтушенко было четверо, и все — мальчики. Двоих сыновей ему родила третья жена, англичанка Джен Батлер, и ещё двоих — последняя его супруга Мария Новикова, которая была младше Евтушенко на 30 лет.

    90000 Bella Akhmadulina 90001 They have set a Christmas tree up in a hospital ward.
    90002 It clearly feels out of place in a cloister of suffering.
    90002 The moon over Leningrad comes to my window ledge
    90002 but does not stay long — many windows, much waiting.

    90005 The moon moves on to a spry, independent old woman;
    90002 outside you can hear the sussurous sound of her trying
    90002 to hide from her neighbors and from her own shallow sleep
    90002 her breaking the norm — the blunder of illegal crying.

    90009 90005 All the patients are worse; still, it is a Christmas Eve.
    90002 Tomorrow will some get news; some gifts; some, calls.
    90002 Life and death remain neighbors: the stretcher is always loaded;
    90002 through the long night the elevator squeaks as it falls.

    90009 90005 Rejoice eternally, Virgin! You bore the Child at night.
    90002 There is no other reason for hope, but that matters so much,
    90002 is so huge, so eternally endless, that it
    90002 consoles the unknown, underground anchorite.

    90009 90005 Even here in the ward where the tree makes some people cry
    90002 (did not want it; a nurse, in fact, ordered it brought)
    90002 the listening heart beats, and you hear people say, »
    90002 Hey, look! The Star of Bethlehem’s in the sky! »

    90009 90005 The only sure facts are the cattle’s lament in the shred,
    90002 the Wise Men’s haste, the inexperienced mother’s elbow
    90002 marking The Child with a miraculous spot on His brow.
    90002 All the rest is absurd, an age-old but fugitive lie.

    90009 90005 What matters more or brings more joy to sick flesh
    90002 wasted by work and by war than so simple a scene?
    90002 But they reproach you for drinking or some other fault
    90002 and stuff your brain with the bones of a system picked clean.

    90009 90005 I watched the day begin breaking some time past nine;
    90002 it was a drop, a black light shining absurdly
    90002 onto the window. People dream that they heard
    90002 a little toy bell-ringer ringing the bell on the tree.

    90009 90005 The day as it downed was week, not much of a sight.
    90002 The light was paler than pink, pastel, not harsh,
    90002 the way an amethyst shimmers on a young girl’s neck.
    90002 All looked down, once they had seen the sad, humble cross.

    90009 90005 And when they arose, reluctantly opening their eyes,
    90002 a trolley flew by through the snowstorm, gold trim inside it.
    90002 They crowded the window like children: «Hey, look at that car!
    90002 Like a perch that’s gotten away, all speckled with fire! »

    90009 90005 They sat down for breakfast; they argued, got tired, lay down.
    90002 The view from the window was such that Leningrad’s secrets
    90002 and splendors brought tears to my eyes, filled me with love.
    90002 «Is not there something you want?» «No, there’s nothing.»

    90009 90005 I have long been accused of making frivolous things.
    90002 Frivolity maker, I look at those here around me:
    90002 O Mother of God, have mercy! And beg your Son, too.
    90002 On the day of His birth, pray and weep for us each. 90009.90000 Bella Akhmadulina | Russian poet 90001 90002 90003 Bella Akhmadulina 90004, in full 90003 Izabella Akhatovna Akhmadulina 90004, (born April 10, 1937, Moscow, Russia, USSR-died Nov. 29, 2010 Peredelkino, Russia), Russian-language poet of Tatar and Italian descent, a distinctive voice in post-Stalinist Soviet literature. 90007

    90002 Britannica Quiz 90007
    90002 The ABCs of Poetry: Fact or Fiction? 90007
    90002 Lyric poems take their name from a musical instrument.90007

    90002 Akhmadulina completed her education at the Gorky Literary Institute in 1960 after which she traveled in Central Asia. She was eventually admitted to the Soviet Writers ‘Union, although her uncompromisingly individualistic work elicited official criticism and met with some difficulty in publication. Like her fellow poet Yevgeny Yevtushenko, to whom she was married during the 1950s, she drew audiences of thousands at readings of her work. 90007 90002 Her first collection, 90017 Struna 90018 ( «The Harp String»), appeared in 1962.The long poem 90017 Moya rodoslovnaya 90018 (1964; «My Family Tree»), the title of which alludes to a poem by Aleksandr Pushkin from 1830 is marked by ambitious but assured experimentation in both theme and technique. The creative act was a recurring theme in her work. Subsequent volumes include 90017 Uroki muzyki 90018 (1969; «Music Lessons»), 90017 Stikhi 90018 (1975; «Poems»), and 90017 Taina 90018 (1983; «Secret»). Akhmadulina also published translations of poetry from Georgian and other languages.In 1990 F.D. Reeve edited, translated, and introduced new and selected poetry by Akhmadulina in a book titled 90017 The Garden. 90018 90007 90002 The recipient of numerous honours, Akhmadulina received the State Prize of the Soviet Union (1989) and the State Prize of the Russian Federation (2004). 90007 90003 Akhmadulina, Bella 90004 Bella Akhmadulina. 90034 ITAR-TASS Photo Agency / Alamy 90035
    Get exclusive access to content from our тисяча сімсот шістьдесят вісім First Edition with your subscription.
    Subscribe today
    .90000 Bella akhmadulina — Wikipedia, a enciclopedia libre 90001
    90002 Na Galipedia, a Wikipedia en galego. 90003

    Saltar ata a navegación
    Saltar á procura

    90004 90005 90006 90007 Procurar «90008 Bella akhmadulina 90009» nalgún dos proxectos irmáns da Galipedia:
    90010
    90005 90006
    90013 90014 90015
    90007 Galizionario, o dicionario libre. 90015 90018
    90006
    90013 90021 90015
    90007 Galilibros, libros de texto libres. 90015 90018
    90006
    90013 90028 90015
    90007 Galicitas, citas.90015 90018
    90006
    90013 90035 90015
    90007 Galifontes, a biblioteca libre. 90015 90018
    90006
    90013 90042 90015
    90007 Commons, imaxes e outros recursos multimedia libres. 90015 90018
    90006
    90013 90049 90015
    90007 Wikiversity, recursos didácticos. 90015 90018
    90006
    90013 90056 90015
    90007 Wikinews, fonte de novas. 90015 90018
    90006
    90013 90063 90015
    90007 Wikivoyage, viaxes 90015 90018
    90006
    90013 90070 90015
    90007 Wikidata, datos 90015 90018
    90006
    90013 90077 90015
    90007 Wikispecies, especies 90015 90018
    90082 90083 90008 A Galipedia aínda non ten un artigo con este título.90009 Fai unha procura de «Bella akhmadulina» na Galipedia para comprobar se xa existe a páxina con outro título.

    90086
    90002 90008 Outros motivos polos que aparece esta mensaxe: 90009
    90003
    90091 90092 Se creou a páxina hai pouco, é posible que a Wikipedia estea a experimentar un retardo; agarde uns intres e intente limpar a memoria caché. 90093
    90092 Na Wikipedia, os títulos diferencian entre 90008 maiúsculas e minúsculas 90009, agás no primeiro carácter; teña isto en conta e considere realizar unha redirección se procede.90093
    90092 Se a páxina foi borrada, bótelle unha ollada ao 90008 rexistro de borrados 90009. 90093 90102
    90015 90018 90082 90083

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *