Атрибуция это в психологии: Атрибуция в психологии, виды атрибуций

Содержание

Атрибуция (психология) — это… Что такое Атрибуция (психология)?

Атрибуция (лат. attributio — приписывание) — психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.

В частности, это может быть приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Атрибуция и является основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации.

Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

Этапы:

  1. Наблюдение за поведением человека
  2. Логический вывод о намерениях человека
  3. Приписывание человеку мотивов поведения

Стили атрибуции:

  • Внутренняя (диспозитивная) атрибуция — связывание поведения человека с его характеристиками.
  • Внешняя атрибуция — связывание поведения человека с ситуацией.

Факторы, определяющие стиль атрибуции: [1]

  • Консенсус — поведению, присущему многим чаще приписываются ситуационные мотивы, а нестандартному — личные.
  • Преднамеренность — обдуманному поведению чаще приписываются личные мотивы, а необычному — ситуационные.
  • Последовательность — последовательному поведению чаще приписываются личные мотивы, а единичному — ситуационные.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции — склонность объяснять поведение диспозиционными (личностными) причинами в ущерб ситуационных.

Человек склонен объяснять свои успехи диспозиционно, а неудачи — ситуационно, для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот.

Для деятеля фигурой является ситуация, а для наблюдателя ситуация — фон, а фигура — деятель. Поэтому деятель менее склонен к фундаментальной ошибке атрибуции, а наблюдатель — более.

Б. Вайнер предложил три измерения локуса (сосредоточение) причинности:

  • внутреннее — внешнее
  • стабильное — нестабильное
  • контролируемое — неконтролируемое

Восемь моделей, составленных различными сочетаниями этих измерений, позволяют мотивированно оценить событие.

Примечания

это что такое? Примеры атрибуции в психологии :: BusinessMan.ru

Понятие атрибуции состоит в том, чтобы понимать и правильно воспринимать собственное поведение. Также в него входит то, как проявляют себя другие люди. Характеризуемые этим понятием качества личности не выделяются явным образом. В поле восприятия их нет. То есть атрибуция — это черты, которые приписываются людям на основании логических умозаключений и интуиции. Понятие указывает и на результат, который вполне может не соответствовать действительности. Также всегда имеется вероятность того, что анализ будет неправильным.

Что такое атрибуция

Всё началось со стремления людей объяснять мотивы собственного поведения и поведения других людей. Очень скоро термин был расширен, в результате чего удалось выйти за начальные рамки.

Атрибуция — это приписывание разных психологических свойств человеку на основании наблюдения за ним. Здесь могут иметь место даже неосознанные умозаключения о ком-либо, а также рассматриваться причины поведения.

Сейчас атрибуция — это не только определение особенностей чьего-либо поведения. Она представляет собой ряд психологических характеристик, которые могут быть направлены на прочие объекты. В любом случае атрибуция является основным механизмом социального восприятия.

атрибуция это

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, которое возникло от попыток объяснения мотивов собственного и чужого поведения. Но в скором времени термин был расширен. Современная психология направлена на выявление причин поведения, которому сопутствует приписывание разного рода особенностей.

Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, введенное психологом Ф. Хайдером. Бывает нужно спрогнозировать чьё-либо поведение, но для этого не хватает данных. Поэтому мотивы и качества личности часто додумываются. Также характеристики разного рода (не представленные в поле восприятия) могут приписываться социальной общности и группе.

Кроме того, каузальная атрибуция — это в психологии пример объяснения поступков, мыслей, чувств другого человека. Таким образом, происходит поиск причин, объясняющих поведение индивидуума. Как показали исследования, каждый человек предпочитает ряд схем причинности. То есть он объясняет чужое поведение, руководствуясь привычными схемами. Кроме того, у каждого человека имеется собственный ряд систем и вариантов. Также действуют определённые личные методики причинности, объясняющие чужое поведение.

каузальная атрибуция это в психологии

Необходимость атрибуции

Информация, которую можно получить посредством наблюдения, является недостаточной. Её не хватает для полноценного взаимодействия человека с происходящим. Поэтому подобные сведения нужно «достраивать».

Всё происходит для прогнозирования действий интересующего индивидуума в будущем. Для осуществления атрибуции может использоваться коллектив или отдельный человек.

Бывает сложно понять чьё-либо поведение. Для этого не хватает чувствительности, знаний в психологии или просто информации. В результате чужое поведение подвергается домысливанию.

атрибуция в психологии это

Виды атрибуции

Люди, у которых развита личностная атрибуция, ориентированы на нахождение виновника того, что произошло. Если приписывать причину ситуации определённому человеку, то проявляется личностная атрибуция в психологии. Примеры не являются сложными: «Мы не успели приехать вовремя, потому что ты опоздал на поезд».

Если у человека развита обстоятельная атрибуция, то он часто обвиняет внешние факторы. Поиски конкретного лица его не интересуют.

Стимульная атрибуция состоит в обвинении предмета. Стакан упал и разбился, так как находился на краю стола. Также причина может состоять в том, что сам пострадавший виноват.

каузальная атрибуция это в психологии пример

Ошибки восприятия

Изучение каузальной атрибуции привело к выявлению разных закономерностей, которые приводят к ошибкам восприятия. Примечательно, что успешность посторонних и личные неудачи люди объясняют, используя ситуативную атрибуцию. Обычно мы стараемся к себе относиться мягче и лояльнее, чем к посторонним. А вот для анализа собственных успехов и неудач других используется личностная атрибуция в психологии. В этом состоит особенность человеческой психики.

Также интересен факт того, что причина успеха обычно связывается с собственными заслугами. А вот в неудачах обвиняют обстоятельства. Человек полагает, что он успешен, потому что является трудолюбивым и умным. А неудача у него произошла исключительно по вине внешних факторов.

Но вот если речь заходит о другом человеке, то атрибуция в психологии общения проявляется противоположно. Пример: ему повезло, он проныра и подхалим, у этого человека отношения с руководителем не являются формальными. Или же его неудачи связаны с ленью, недостаточным количеством ума.

атрибуция в психологии общения

Атрибуция при оценивании подчинённых

В любой организации типичными являются конфликтующие предубеждения в отношении атрибуции. Это в основном касается разных ситуаций, а именно действующих предубеждений.

Если руководителей попросить рассказать о причинах неэффективности работы подчинённых, то они в основном приводят в качестве причин внутренние факторы. Они состоят в недостатке усилий и способностей. При этом внешние факторы, такие как недостаточная поддержка, ими указываются гораздо реже. Таким образом, происходит переоценка влияния индивидуальных факторов в поведении других людей. Эти результаты свидетельствуют о склонности к недооцениванию влияния ситуационных и преувеличению воздействия индивидуальных факторов.

атрибуция в психологии примеры

Атрибуция для руководителей

Если к руководителям обратиться с просьбой определения их неэффективности, то большинство выбирает недостаток поддержки, то есть внешний ситуационный фактор. Это связано со склонностью начальников разного уровня отрицать свою ответственность в ситуации. Подобный подход также примечателен принятием ответственности за успех. Атрибуция в психологии — это характеристика, которая проявляется в оценивании собственной деятельности менеджерами.

Было отмечено увеличение эффективности их труда при улучшении уровня поддержки. Они не считали, что их способности, а также желание трудиться усердно являются значимыми факторами. Но в отношении подчинённых настаивали на значимости этих аспектов.

А вот люди с развитым чувством эмпатии быстро понимают ощущения других. Кроме того, им свойственно рассматривать подобное поведение, как своё.

То есть атрибуция — это домысливание чьего-либо поведения при отсутствии дополнительной информации. Все мы стараемся получить как можно большее представление о собеседнике или коллективе на основании каких-то данных. Но вот при их недостаточном количестве возникает атрибуция, которая может соответствовать реальности или ей противоречить. Подобные моменты следует учитывать.

Атрибуция — это… Что такое Атрибуция?

– приписывание характеристик социальным объектам. Ср. стереотипизация.


* * *
— приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

* * *
(лат. atributum — данное, приписанное) — наделение себя или другого человека характеристикой, какой в действительности может не быть.


* * *
[от англ. attribute — приписывание] — приписывание воспринимаемому и оцениваемому социальному объекту характеристик, свойств, качеств, которые в отчетливом непосредственно воспринимаемом плане не представлены в актуальной ситуации взаимодействия и не проявились в достаточной мере в предшествующих случаях контакта. Таким образом, атрибуция обусловлена необходимостью «достраивания» образов, так как та информация, которая доступна субъекту восприятия, оказывается недостаточной. Понятие «атрибуция» и уже с 70-х годов прошлого века сложившееся направление социально-психологических исследований атрибутивных процессов связаны, прежде всего, с именем Ф.Хайдера. При этом, если в самом начале атрибуция рассматривалась как некий феномен, ограничивающийся процессами лишь межличностного восприятия и потому связанный с приписыванием каких-либо мотивов активности другого (каузальная атрибуция), то сегодня с помощью этого термина описывается существенно более широкая психологическая реальность, с одной стороны, касающаяся не только каузальной атрибуции, а с другой — выходящая далеко за пределы межличностных отношений и затрагивающая не только взаимодействующих индивидов, но и многие другие социальные объекты.


Атрибуция в современной социальной психологии расценивается как один из основополагающих механизмов восприятия, реализация которого как раз и позволяет впервые воспринимаемую реальность содержательно и системно увязать с личностным опытом конкретного человека и системой его смысловых и ценностных установок. В то же время, несмотря на то, что понятие «атрибуция» в современной социальной психологии не сводится к понятию «каузальная атрибуция», так как их соотношение представляет собой вариант соотнесенности «родового» и «видового» терминов, проблематика именно каузальной атрибуции (объяснение личностью при восприятии поведенческой активности другого мотивов и причин этих проявлений) является ведущей и содержательно ключевой в рамках исследования атрибутивных процессов в целом. Сам факт пристального внимания психологов-экспериментаторов и психологов-практиков к изучению каузальной атрибуции в решающей степени обусловлен тем, что, как правило, наблюдение не позволяет получить информацию, достаточную для смысловой интерпретации мотивационных причин поведения другого, и потому заставляет «додумывать» и «достраивать» объяснение этой активности, в том числе и путем приписывания активному объекту восприятия более или менее конкретных свойств и качеств. Помимо этого, крайне важным обстоятельством здесь является и то, что те интерпретационные выводы, к которым приходит субъект восприятия, нередко решающим образом влияют на характеристики его собственной активности. Понятно, что атрибуция представляет собой важный механизм, сложившийся в ходе исторического развития человечества и позволяющий существенно ускорить и упростить процесс социального взаимодействия. Проблема, однако, заключается в том, что у большинства людей атрибуция подвержена сильному влиянию проекций и переносов, в результате чего высок риск существенного искажения в субъективном восприятии индивида истинных мотивов партнера по взаимодействию и общению. Кроме того, большую роль при интерпретации поведения играет так называемая фундаментальная ошибка атрибуции, суть которой заключается в склонности при поиске причин поведенческого акта к переоценке диспозиционных факторов и недооценке ситуационных. В результате отношение к конкретному поступку переносится на личность в целом. Тем самым нередко создается стереотип восприятия, препятствующий адекватной оценке партнера по социальному взаимодействию и пониманию его истинных побудительных мотивов.

Как известно, и это отмечал в рамках своей гипотезы Ф. Хайдер, человеку присуща потребность верить в то, что окружающая среда подконтрольна и предсказуема. Диспозиционная атрибуция объясняет тот или иной поведенческий акт внутренними причинами (личностными особенностями, установками, убеждениями и т. д.). Ситуативная атрибуция исходит из предположения, что поведение детерминировано факторами внешней среды.

Американские социальные психологи Ф. Зимбардо и М. Ляйппе иллюстрируют различия между диспозиционными и ситуативными атрибуциями следующим примером: «предположим, некий Джо Кандидат произносит речь, выступая за введение в качестве меры по предотвращению выпадения кислотных дождей более строгих норм, определяющих предельно допустимое содержание загрязняющих воздух веществ в выбросах фабрик, работающих на каменном угле. Одна из его слушательниц, Джоан, одобряет его взгляды на защиту окружающей среды: «Я могу голосовать за этого парня, у него правильные представления о том как надо решать проблему кислотных дождей». Подруга Джоан, Мэри, которая вместе с ней слушает речь, морщится и удивленно смотрит на Джоан: «Послушай, Джоан, этот парень просто хочет понравиться слушателям. Он обещает ввести эти нормы, чтобы завоевать голоса всех защитников окружающей среды из нашего колледжа. Но не думай, что он предпримет какие-нибудь реальные действия». Мэри пришла к ситуативной атрибуции: он делает это, чтобы завоевать аудиторию. Джоан выбрала диспозиционную атрибуцию: содержание речи кандидата объясняется его правильными с экологической точки зрения установками; поэтому она заключила, что в дальнейшем его позиция по другим экологическим проблемам будет столь же правильной»1.

Данный пример отчетливо иллюстрирует не только различия между ситуативными и диспозиционными атрибуциями, но и механизм влияния проекций и переносов на атрибутивные процессы. В самом деле, убежденность Джоан в том, что требования Джо Кандидата ужесточить контроль за содержанием промышленных выбросов в атмосферу обусловлены его заботой об экологии, является чистой воды проекцией — такого рода побуждениями руководствовалась бы и она сама. Между тем, реальным мотивом Джо в его стремлении осложнить жизнь владельцам фабрик, работающих на каменном угле, вполне может быть лоббирование интересов газовых компаний. Вывод же о том, что позиция Джо Кандидата по другим экологическим проблемам будет столь же правильной, как и по вопросу о кислотных дождях, представляет собой классический перенос. Джоан автоматически распространяет — переносит мнение оратора, высказанное по одному конкретному вопросу на всю многомерную совокупность экологических проблем.

На этом же примере можно заметить, что наиболее мощное влияние на восприятие проекций и переносов в контексте атрибутивного процесса происходит на уровне диспозиционных атрибуций. Между тем, как уже отмечалось выше, большинство людей предрасположено к переоценке именно диспозиционных атрибуций и недооценке ситуативных.

Как отмечают Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, «фундаментальная ошибка атрибуции многократно продемонстрирована в научных исследованиях, показавших, насколько редко “виновной” в том или ином поведении признают ситуацию. В ходе исследования, предметом которого были суждения студентов о своем собственном и о чужом интеллекте, испытуемые участвовали в специальной викторине: один человек задавал вопросы, а другой пытался на них ответить. Исследователи случайным образом распределили между студентами роли “ведущих” и “конкурсантов”. Студентов, назначенных на роли ведущих, просили придумать десять самых трудных вопросов на любую тему с тем лишь условием, что они должны были знать правильные ответы на эти вопросы. Таким образом, конкурсанты явно попадали в крайне невыгодное положение. Вряд ли можно было ожидать, что они хорошо осведомлены о том, чем интересуются ведущие или в чем они сведущи. Поэтому раунд за раундом конкурсантам приходилось тусклым голосом признаваться, что они не знают ответов на многие вопросы, и раунд за раундом студенты, наблюдавшие эти взаимодействия, приписывали ведущему больше ума и эрудиции, отказывая в этих качествах конкурсанту, хотя до сведения студентов были доведены правила игры, и они отлично знали, кто выбирает темы вопросов. Наблюдатели явно совершали фундаментальную ошибку атрибуции. Они не учитывали, той значительной форы, которую получали ведущие.

Главный вывод, который следует из результатов этого и многих других экспериментов, заключается в том, что мы часто не учитываем в должной мере влияния ситуационных переменных на наблюдаемое нами поведение других людей, даже если мы все-таки признаем, что ситуация сыграла некоторую роль. Этот вывод подтверждается на примере феномена «переноса вины на потерпевшего», когда человека считают виновным в том, что он бездомный, безработный или стал жертвой насилия, а влияние социальных и политических факторов признается только на словах»1.

Данный феномен отчетливо проявляется, например, в комментариях многих военных относительно случаев армейской «дедовщины». В них, как правило, полностью или частично отвергаются системные и ситуационные причины данного явления, связанные со спецификой армейской среды, и выдвигаются обвинения в адрес жертв «дедовщины» в малодушии, трусости, слабости, желании уклониться от исполнения своих обязанностей и т. п.


Еще одним интересным проявлением феномена атрибуции являются деструктивные психологические игры, описанные, в частности, американским психологом Э. Берном. Классическим примером такого рода является характерная для мужеско-женских отношений игра «Динамо». Типичный ее сценарий выглядит следующим образом: «Женщина демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только он показал свое небезразличное отношение к ней, можно считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне искренне скажет ему: «Мне очень приятны ваши комплементы. Большое спасибо» и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то может просто бросить его и исчезнуть»1. В наиболее жестком варианте данной игры, известном также под названием «Насилие», сценарий предполагает, что женщина склоняет мужчину к интимной близости и затем выдвигает обвинение в изнасиловании. Как отмечает Э. Берн, «Насилие» — «это жестокая игра, которая может иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства»2. Вполне понятно, что чем в большей степени мужчина в подобных ситуациях руководствуется атрибуциями в своих действиях, тем выше его шансы стать жертвой игры. По словам Э. Берна, «способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличать выражение истинных чувств от хода в игре»3 — т. е., по сути дела, от способности исключить или, по крайней мере, минимизировать влияния атрибуции на собственные умозаключения об истинных мотивах поведения женщины.

Выявленные закономерности и зависимости, раскрывающие психологическую и социально-психологическую суть атрибуции в целом и казуальной атрибуции, в частности, позволяют практическому социальному психологу проектировать программы психологического воздействия и прогнозировать их последствия на уровне взаимоотношений и взаимовлияний членов различных групп и организаций, что, в свою очередь, дает возможность научно грамотно и выверенно выстраивать как коррекционную, так и просто поддерживающую программу сопровождения жизнедеятельности сообщества и конкретных его членов.


* * *
(от англ. attribute – приписывать, наделять) – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Это актуально для условий конфликта, где присутствует дефицит информации и А. является ведущим механизмом в восприятии поведения оппонента. Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является А. Выделяют диспозиционную и ситуационную А.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

Атрибуция — это… Социальная атрибуция. Психология

атрибуция этоДень ото дня мы встречаем большое количество людей, наблюдаем за их поведением, думаем о них, пытаемся понять то, о чем они говорят. Нам может показаться, что мы видим не только то, низкий или высокий человек, полный или худощавый, какого цвета у него глаза или волосы, но и то, глупый он или умный, солидный или нет, весело ему или грустно…

Какой смысл мы вкладываем в те или иные события? Как мы объясняем свое поведение или поведение близких? Например, почему человек сердится, злится, может, что-то произошло? Все это объясняет такое понятие, как атрибуция. Что это такое и как этим пользоваться? Давайте попытаемся разобраться с этими вопросами вместе.

Определение

С научной точки зрения атрибуция – это процесс, при котором люди используют определенную информацию, чтобы сделать выводы о причинах происходящих событий или поведении других людей. В течение дня человеку свойственно делать многочисленные выводы о своем собственном поведении, а также мышлении окружающих. Проще говоря, атрибуция – это все те наши обыкновенные мысли и действия, совершенные без осознания глубинных процессов и предубеждений, которые приводят к тем или иным выводам.

 ошибка атрибуции

Как это работает

Есть 2 вида атрибуции для объяснения поведения других людей. Во-первых, мы можем объяснить поступок одной личности по отношению к другой. Во-вторых, поведение по отношению к ситуации. Например, если студент в первый день обучения ведет себя тихо и скромно, мы можем сделать вывод, что застенчивость является причиной такого поведения человека. Это диспозиционная атрибуция (по отношению к человеку). Или же мы можем предположить, что причиной застенчивости является недосыпание или личные проблемы студента (ситуационная). Итак, атрибуция в психологии – это выводы, которые люди делают о причинах событий и поступках других личностей. Люди делают их, чтобы понять и объяснить те или иные процессы. А эти выводы, в свою очередь, влияют на взаимодействие с другими.

Примеры

психология человекаК примеру, вы сдаете экзамен, и у вас неплохо выходит, а вот ваш друг его провалил. Можно сделать вывод, что вы – умный, так как справились с заданием, но в то же время легко предположить, что вашему другу это не удалось, потому что всю ночь он провел в каком-то клубе и просто не в состоянии сдать материал. Психология человека устроена таким образом, что он припишет вам определенное свойство в результате успешной сдачи экзамена, а вашему другу наоборот.

Типы атрибуции

  1. Межличностные отношения. Когда вы рассказываете историю группе друзей или знакомых, вы, вероятно, стремитесь к тому, чтобы поведать ее так интересно и увлекательно, как только это возможно. Зачем? Чтобы ваши друзья сделали положительный вывод о вас.
  2. Прогнозирования. Если ваш автомобиль был разрушен, вы можете связать преступление с тем, что машина находилась не в том месте. В результате этого события вы не будете оставлять машину на той самой стоянке, чтобы избежать дальнейшего вандализма.
  3. Атрибуция причины (так называемая пояснительная) помогает нам разобраться в окружающем мире. Некоторые люди имеют склонность к оптимистическому объяснению событий, а другие, как правило, более пессимистичны.психологические термины

Теория атрибуции

Она пытается объяснить, как и почему обычные люди делают определенные выводы, а также как они объясняют события и их причины.

1. Фриц Хайдер (1958 год) считал, что люди — наивные психологи, пытающиеся разобраться в социальном мире, они склонны видеть причинно-следственные связи даже там, где их нет. Однако тем не менее ученый выдвинул две основные теории появления атрибуции:

  • когда мы объясняем поведение других, то пытаемся отталкиваться от внутренних атрибуций, таких как черты личности, например, мы связываем поведение человека с его наивностью или надежностью;
  • когда мы пытаемся объяснить наше собственное поведение, мы склонны отталкиваться от внешних (ситуационных) атрибуций.

2. Эдвард Джонс и Кит Дэвис (1965 год) считали, что люди уделяют особое внимание преднамеренному поведению (в отличие от случайного или бездумного). Эта теория объясняет процесс создания внутренней атрибуции. То есть в их понимании атрибуция – это совершение тех или иных действий вследствие связи между мотивом поведения человека и самим поведением.

3. Модель ковариации Гарольда Келли (1967 год) является наиболее известной теорией атрибуции. Он разработал логическую модель для оценки того или иного действия, которое следует отнести к одной характеристике: человека — к внутренней, окружающую среду — к внешней. Термин «ковариация» означает, что у человека есть информация из нескольких источников, которую он получил в разное время и в различных ситуациях, вследствие чего делает вывод о наблюдаемом событии и его причинах. Келли считает, что существуют три типа причинной информации, оказавшие влияние на наши суждения:

  • консенсус;
  • отличительность;
  • последовательность.

Итак, мы видим, что два события происходят одновременно, и поэтому считаем, что одно вызывает другое. Такое объяснение причин событий и называется не иначе, как социальная атрибуция. Данное явление каждый из нас может наблюдать в повседневной жизни.

социальная атрибуция

Ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка является распространенным типом когнитивной предвзятости в социальной психологии. По сути, это акцентирование внимания на внутренних личностных характеристиках для объяснения поведения в определенной ситуации, а не на внешних ситуационных факторах. Оборотной стороной этой ошибки является то, что люди, как правило, недооценивают роль ситуации в их поведении и подчеркивают свою собственную роль. Это, в свою очередь, иллюстрирует несколько видов когнитивных отклонений. Например, человек идет и несет полные сумки продуктов, которые, возможно, мешают проходить другим людям. Если проезжающий мимо велосипедист столкнется с этим человеком, тот может подумать, что водитель крайне невоспитан и не имеет ни капли уважения к проходящим мимо. В этом случае человек не в состоянии рассмотреть ситуационные факторы, такие как то, что его сумки занимают больше места, чем он думает, тем самым вынуждая людей сталкиваться с ним. Чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, человек должен поставить себя на место другого и подумать о том, что он может сделать в такой же ситуации.

теория атрибуции

Оборонительная атрибуция

Оборонительная гипотеза атрибуции является социально-психологическим термином, относящимся к набору убеждений, принадлежащих личности с функцией защиты себя от беспокойства. Как правило, оборонительные атрибуции имеют место в том случае, если человек был свидетелем той или иной катастрофы. В таких ситуациях приписывание ответственности и создание собственных выводов будут зависеть от тяжести итогов неудачи и уровней личностного и ситуативного сходства между человеком и жертвой. Примером оборонительной атрибуции является всем известная гипотеза «хорошие вещи случаются с хорошими людьми, а плохие вещи случаются с плохими людьми». Все верят в это, потому что чувствуют себя уязвимыми в тех ситуациях, которые не могут контролировать. В то же время это приводит к обвинению жертвы даже в трагической ситуации. Ведь когда люди слышат, что кто-то умер в результате автомобильной аварии, они решают, что водитель был пьян в момент катастрофы, и пытаются себя убедить в том, что несчастный случай никогда не случится с ними. Однако, как ни странно, некоторые люди верят, что положительные события происходят с ними чаще, чем с другими, а негативные, соответственно, реже. Например, курильщик считает, что имеет меньше шансов получить рак легких, чем другие курильщики.

Применение

атрибуция в психологии это

Все вышеописанные психологические термины и теории мы применяем в реальной жизни. Например, чувство беспомощности, «дописывание» истории, образа человека, критика и самокритика – это все следствие того или иного вида атрибуции. Итак, подведем итог. Атрибуция – это процесс выведения причины событий или поведения вследствие человеческого любопытства или в попытке избежать неудобных, а порой опасных ситуаций.

Каузальная атрибуция — Психологос

Каузальная атрибуция — то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

Каузальная — причинная, вследствие той или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.

Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или особенности»). Самая распространенная ошибка («фундаментальная ошибка атрибуции») — объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией.

«Ты нарочно!» — «Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация…» — «Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!»

Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач — всё прямо наоборот.

Аналогично, наши симпатии обычно на стороне тех, с кем мы больше прожили, и с кем больше провели времени, кто нам — свои↑.

Спокойствие как способ диагностики состояния другого человека

Спокойствие — обязательное условие качественной диагностики состояния других людей. Когда вы абсолютно спокойны — вы как зеркало, люди смотрятся в вас и видят в вас себя.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Каузальная атрибуция это (в психологии), теория атрибуции

Каждый день мы сталкиваемся со множеством людей. Мы не просто проходим мимо, а начинаем думать о них: что они говорят, как они выглядят, наблюдаем за их поведением.

И часто нам кажется, что мы не просто видим, как человек выглядит — толстый он или худой, высокий или низкий, какого цвета у него глаза, волосы, как он одет, — но и такие вещи, как умный он или глупый, солидный или нет.

Мы даже подсознательно определяем его настроение, социальный статус и предполагаем, что уже составили характеристику человека. Однако это не так. Все эти наши действия имеют свое название, и в психологии данный феномен называется атрибуция.

Значение

Давайте разберемся: что такое атрибуция? Атрибуция – это процесс, когда люди, имея небольшое количество информации, делают выводы о причинах поведения человека или произошедших событий. Но это не всегда касается других людей. Чаще всего атрибуция направлена на самого себя, когда человек пытается оправдать или объяснить свои действия, ссылаясь на различные факторы.

Понятие и сущность атрибуции состоит в том, чтобы принимать личные действия. Те качества индивида, которые характеризуются, исключены из пределов восприятия – по сути, их даже как будто и нет. То есть можно дать еще одно определение атрибуции – это та характеристика, которую пытаются создать путем интуиции и некоторых умозаключений. И, как правило, приписывание некоторых качеств тому или иному индивиду не всегда оказывается правильным.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Каузальная атрибуция направлена на объяснение мотивов поведения – как собственного, так и чужого. Случается, что нужно провести анализ и дать прогноз поведения какого-то человека, однако данных для этого недостаточно. Поэтому причины и мотивы, которыми мог бы руководствоваться объект внимания, часто додумываются.

Рекомендуем: Что значит: антропоморфизм?

Такой подход применим и к социальным группам, когда их характеризуют, но явных мотивов их поведения в поле восприятия нет. Этот случай психологи называют групповая атрибуция. Групповая атрибуция также проявляется, когда группа индивидов пытается объяснить свои положительные стороны внутренними факторами, а для чужой группы в качестве причины указывают внешние. И наоборот, свои негативные моменты списывают на внешние факторы, в чужой группе же указывают причиной отрицательных моментов внутренние факторы.

Теория атрибуции утверждает, что человек анализирует поведение других людей в зависимости от причин, которые он сам интуитивно выявил. Согласно теории, каузальная атрибуция подразделяется на два типа:

  • Экстернальный.
  • Интернальный.

Экстернальный тип атрибуции – это поиск причин поведения среди факторов, не зависящих от человека, то есть внешних факторов. А интернальная (внутренняя) – это объяснение причин поведения, исходя из собственного психологического состояния.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Теория атрибуции подразумевает определенный порядок действий человека:

  • Наблюдение за объектом и его поведением в определенной ситуации.
  • На основе оценок и личного восприятия сделать вывод из наблюдения за объектом.
  • Используя данный вывод и поведение объекта, приписать ему психологические шаблоны поведения.

Понятие и сущность атрибуции подразумевает домысливание причин поведения людей, однако это не всегда соответствует действительности. Если быть точнее, то чаще теория каузальной атрибуции не бывает верна.

Разновидности

Атрибуция в психологии разделена на три вида. Стоит более детально рассмотреть виды атрибуции.

  • Личностная атрибуция – означает, что личность ищет виновника той или иной ситуации. Чаще причиной служит конкретный человек.
  • Обстоятельная – человека в данном случае не интересуют конкретные виновники, он ищет причины происходящего во внешних факторах.
  • Стимульная – человек обвиняет неодушевленный предмет. Чаще так происходит, если виноват он сам. Например: стакан разбился, потому что стоял на самом краю стола.

Эффект каузальной атрибуции помог выявить некоторые факты. Если индивиду приходится объяснять удачу постороннего человека или свои личные проблемы, то используется стимульная атрибуция.

А вот если возникает необходимость проанализировать успешность самого индивида и неудачу постороннего человека, то используется личностная атрибуция. Это указывает на особенность психологии любого человека – к себе мы относимся намного лояльнее, чем к остальным. Такие примеры атрибуции очень ярко доказывают подобный факт.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Также вызывает интерес то обстоятельство, что обычно, рассказывая об успехе, человек указывает основной причиной себя. А вот в неуспешных делах всегда виноваты обстоятельства. Индивид полагает, что достиг всего потому, что он очень умен и трудолюбив, а если произошла какая-либо неудача, то причиной тому стали факторы, не зависящие от индивида.

Рекомендуем: Аккомодация в психологии

Однако если человек рассказывает об успехах другого человека, то тут все противоположно. Другому повезло потому, что он подлиза, проныра, что с начальством он на короткой ноге. А не везет ему, потому что он ленивый и недостаточно умный.

Социальная каузальная атрибуция очень хорошо прослеживается у руководителей организаций, когда им нужно дать характеристики подчиненным. Тут действуют устоявшиеся предубеждения, и часто они являются шаблонными. Если руководство попросить рассказать о причине малоэффективного результата, то причинный фактор у них всегда будет внутренний. Всегда и везде в упадке производства будут виноваты рядовые работники.

И мало кто укажет, что причиной спада производства было недостаточное финансирование или неправильная организация труда. В таких случаях проявляется склонность недооценивать ситуационные факторы и очень сильно переоценивать возможности индивидуальных.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Также можно отметить и то, что руководители чаще всего не берут на себя ответственности за какие-либо неудачи. На вопрос, почему они так неэффективны на своем месте, они укажут в качестве причины малую финансовую поддержку, но никак не собственную оплошность. Однако если речь идет об успехе, то это достижение руководство, как правило, полностью приписывает себе.

Ошибочное суждение

При суждении человек очень часто ошибается. Это связано с тем, что он обычно недооценивает внешние факторы, влияние ситуации, но переоценивает личностные возможности другого индивида.

Подобный случай назвали фундаментальной ошибкой атрибуции. Это происходит тогда, когда причины одинаковы как для внутренних факторов, так и для внешних. Индивид не может определиться в решении, и происходит фундаментальная ошибка.

Рекомендуем: Что изучает акмеология?

Указывая следствия и причины, мы делаем разные выводы. Также наши выводы и объяснения причин будут разными в зависимости от того, нравится нам другой человек или же нет.

  • Если индивид пришел к успеху, то причиной он укажет собственные качества.
  • В неудаче индивида виновата будет ситуация.

Явление каузальной атрибуции прослеживается и в анализе поведения симпатичного человека и не очень. Существенную ошибку совершает человек, когда он находит причины там, где он их искал. Это означает, что если человек уже настроился на определенный результат, то он его найдет везде. Если мы намерены оправдать действия человека, то всегда найдем причины для его оправдания.

И наоборот, если мы решили кого-то осудить, то обязательно осудим, найдя соответствующую причину. При этом атрибуция ответственности будет только у людей с развитым чувством эмпатии. Им свойственно представлять себя на месте других, понимать ощущения посторонних и примерять на себя чужие шаблоны поведения.

Рекомендуем: Альтруизм — это

Атрибуция – это домысливание при анализе чьих-либо действий, когда ощущается нехватка информации. Другими словами, мы хотим получить данные о своих коллегах, собеседниках или просто о группе людей на основании некоторых данных, которые имеем. Если этих данных недостаточно, то возникает такое психологическое явление, как атрибуция. Она может и отражать действительность, и искажать её. Это очень важно учитывать.

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

каузальная атрибуция — это… Что такое каузальная атрибуция?

   КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (с. 297) (от лат. causa — причина + attribuo — придаю, наделяю) — феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Переводя труднопроизносимый термин на родной язык, суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам — внешним или внутренним. Так, если один человек ударил другого, причина этого может видеться нам в том, что сам он по натуре своей человек злой и агрессивный (то есть действие продиктовано его внутренними качествами), либо в том, что вынужден защищаться или отстаивать таким способом свои интересы (то есть обстоятельства вынудили его пойти на этот шаг). Такого рода суждения не всегда опираются на логику или на объективно наблюдаемую действительность, они скорее продиктованы нашей склонностью трактовать источники поведения. Такие трактовки во многом индивидуальны, но имеют и общие особенности.

   Исследователи каузальной атрибуции исходили из следующих положений: 1) люди в процессе межличностного восприятия и познания не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств наблюдаемого человека; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения, соответствующие черты личности и приписывает их наблюдаемому человеку; 3.) такая причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

   Теории атрибуции были разработаны на основе обобщения фактов социальной перцепции (межличностного восприятия), однако их авторы в дальнейшем стали распространять свои объяснительные принципы и терминологию на другие области, например, мотивацию.

   В чем сущность теорий атрибуции? «Атрибутивные теории в широком смысле этого термина, — пишет Л.Д.Росс, — рассматривают попытки рядового человека понять причины и следствия событий, свидетелем которых он является; иначе говоря, изучают наивную психологию «человека с улицы» — как он интерпретирует свое поведение и поведение других». Такие широкие цели изучения явились следствием иного представления о человеке, чем это имело место в бихевиоризме или фрейдизме. Исследователями каузальной атрибуции каждый человек рассматривается как интуитивный психолог, равный по статусу психологу-исследователю. Цель профессионального психолога — познать способы восприятия и понимания событий и людей, которые использует интуитивный психолог. Эти способы, как выяснилось, страдают рядом недостатков, связанных с: 1) ошибками при кодировании, воспроизведении, анализе интерпретируемых данных; 2) хроническим дефицитом времени, требуемого для оценивания; 3) действием отвлекающей мотивации.

   Основоположником исследований атрибутивных процессов считается Ф. Хайдер. Суть предложенной им концепции такова. Человек стремится к формированию непротиворечивой и связной картины мира. В этом процессе у него вырабатывается, по выражению Хайдера, «житейская психология» как результат попыток объяснить для себя причины поведения другого человека и прежде всего вызвавшие его мотивы. Хайдер подчеркивает важность того, объясняем ли мы то или иное явление факторами, локализованными внутри человека или вне его, например, мы можем объяснить ошибку человека его низкими способностями (внутренняя причина) либо трудностью задачи (внешняя причина). Характер объяснения в каждом отдельном случае определяется не только уровнем развития субъекта, его собственными побуждениями, но также необходимостью сохранить когнитивный баланс. Например, если человек считает, что другой человек относится к нему хорошо, то любой негативный его акт будет «выпадать» из общей картины, в действие вступят психологические силы, стремящиеся восстановить равновесие.

   Многие положения концепции Хайдера были проверены и подтверждены экспериментально. Сам Хайдер ссылается на эксперимент М.Циллига, проведенный еще в 1928 г. В этом эксперименте две группы детей — популярных и непопулярных — выступали перед своими одноклассниками с гимнастическими упражнениями. Хотя «популярные» специально делали ошибки, а «непопулярные» выступали безошибочно, зрители впоследствии говорили об обратном. Хайдер указывает на этот факт как на пример приписывания (атрибуции) «плохих» качеств «плохим» людям.

   В своих исследованиях того, как мы интерпретируем окружающий мир, социальные психологи обнаружили обобщенную тенденцию, которую назвали фундаментальной ошибкой атрибуции. Она состоит в преувеличении значения личностных (диспозиционных) факторов в ущерб ситуативным, или «средовым» влияниям. Как наблюдатели мы часто упускаем из виду тот факт, что каждый человек играет множество социальных ролей, а мы часто являемся свидетелями лишь одной из них. Поэтому влияние социальных ролей при объяснении человеческого поведения легко упустить из виду. Это, в частности, хорошо иллюстрирует остроумный эксперимент Л.Росса, Т.Амбайл и Д.Стейнмец. Эксперимент проводился в форме викторины — наподобие популярных телевизионных конкурсов эрудитов. Испытуемым поручалось исполнить одну из двух ролей — ведущего, в задачу которого входит задавать трудные вопросы, и участника викторины, которому нужно было на них отвечать; распределение ролей производилось в случайном порядке. Наблюдатель, информированный о порядке организации викторины, смотрел на это разыгранное шоу, а затем оценивал общую эрудицию ведущего и участника, отвечавшего на вопросы. Любому из нас легко представить себя в роли такого наблюдателя, припомнив, какие чувства мы испытываем при виде того, как на телеэкране ведущие испытывают эрудицию «человека с улицы», жаждущего денежного приза. Впечатление в большинстве случаев таково: перед нами предстает с одной стороны человек умный, искушенный, много знающий, с другой — человек неловкий и недалекий. Всего лишь задавая хитрые вопросы, ведущий производит впечатление умницы, а участник викторины сталкивается с необходимостью отвечать на них (и наверняка перед многими пасует), поэтому выштадит глуповато. Именно это и обнаружили Росс и его коллеги: наблюдателям ведущие кажутся гораздо более знающими, чем участники. Хотя на самом деле в высшей степени маловероятно, чтобы ведущие были более эрудированными, чем участники, так как каждый получил свою роль благодаря случайному распределению. И что самое интересное: это было известно и наблюдателям! И все равно, вынося свои суждения об исполнителях разыгранной викторины, наблюдатели оказались не в состоянии учесть влияния социальных ролей и попали в ловушку, приписав увиденное личностным качествам.

   Если бы фундаментальная ошибка атрибуции была ограничена суждениями в подобных игровых ситуациях, ей вряд ли следовало бы уделять внимание. Однако ее последствия простираются чрезвычайно широко. Э.Аронсон в своей известной книге «Общественное животное» приводит пример, типичный для Америки, а с недавних пор хорошо понятный и нам. Наблюдая человека, который, скажем, подбирает на улице пустые бутылки, мы скорее всего брезгливо поморщимся: «Ничтожество! Бездельник! Если б он в самом деле захотел найти достойную работу, то давно нашел бы!» Такая оценка в каком-то случае может точно соответствовать действительности, но не исключено и то, что оно представляет собой проявление фундаментальной ошибки атрибуции. Известно ли нам, какие обстоятельства вынудили человека так пасть? Вряд ли! А характеристика ему уже готова.

   Один из существенных результатов экспериментального исследования каузальной атрибуции заключается в установлении систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей. Собственные промахи и даже недостойные поступки мы склонны интерпретировать как вынужденные, продиктованные неблагоприятными обстоятельствами, тогда как успехи и достижения скорее истолкуем как естественное следствие наших высоких достоинств. В отношении других людей чаще действует обратная закономерность — их удачи скорее расцениваются как следствие «везения», благоприятного стечения обстоятельств, чьего-то покровительства и т.п., зато промахи и неловкости скорее расцениваются как следствие негативных личностных особенностей. Самооправдание типа «А что еще мне остается делать — жизнь нынче такая!», завистливое «Везет же некоторым!» (в смысле — явно незаслуженно), брезгливое «А чего еще ждать от такого никчемного человека?!» — все это повседневные примеры данной закономерности. Стоит задуматься, не слишком ли часто и всегда ли оправданно прибегаем мы к этим формулам…

   Важная закономерность, обнаруженная во многих экспериментах, состоит в преувеличении человеком собственной роли в той ситуации, в которую он оказался вовлечен — пускай даже в пассивной роли. Сам факт участия в каком-то событии заставляет нас почувствовать (часто безосновательно) свою способность влиять на его ход и результаты. Э.Лэнджер в несложном эксперименте продемонстрировала такую «иллюзию контроля». Исследование состояло в том, что испытуемые покупали лотерейные билеты. Важным моментом было то, что некоторые из них получали право выбрать, какой билет им купить, тогда как другие должны были брать тот билет, который им предлагал экспериментатор. После этого испытуемым была предложена возможность продать свой билет обратно экспериментатору. Лэнджер обнаружила следующую закономерность: те испытуемые, которые сами выбирали билеты, заламывали за них цену, иногда вчетверо превышавшую цену, назначенную испытуемыми, которым билеты достались по разнарядке. Видимо, у испытуемых возникла иллюзия, что их действия по выбору билета могли повлиять на результат, они считали тот билет, который выбрали сами, «более счастливым», хотя совершенно очевидно, что выигрыш определялся случайностью и ни у одного из билетов не было большей вероятности оказаться выигрышным. Однако иллюзия контроля, порожденная эгоцентрическим мышлением, очень сильна. Поэтому неудивительно, что во многих ситуациях, предопределяемых либо простой случайностью, либо чьим-то не зависящим от нас выбором, нам любезно предоставляется иллюзорная возможность самим «вытянуть счастливый билетик».

   Очень важно, что знание закономерностей и ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее более эффективным орудием для налаживания взаимодействия. Так, знание о существовании «фундаментальной ошибки атрибуции» может направить наше восприятие по более правильному пути учета различных ситуационных воздействий на человека. Очень важно и осознание собственного стиля атрибуции, который присутствует в любом общении. Очень полезно ответить себе на вопрос: кто я — «ситуационист», пытающийся все всегда выводить из обстоятельств, или субъективист, объясняющий все усилиями и желаниями человека? Опыт психологов, занимающихся «атрибутивной психотерапией», показывает, что во многих ситуациях осознание и смена стиля приписывания причин приводят к увеличению успешности общения.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.

Теория атрибуции в социальной психологии

Определение теории атрибуции

Теория атрибуции — или, скорее, семейство теорий атрибуции — занимается вопросом о том, как обычные люди объясняют человеческое поведение. Один из типов теории атрибуции подчеркивает использование людьми народной психологии для обнаружения и понимания внутренних состояний, таких как цели, желания или намерения. Затем люди используют эти предполагаемые состояния для объяснения наблюдаемого поведения. Другой тип теории атрибуции предполагает, что люди наблюдают закономерности и различия в поведении, чтобы узнать о диспозициях (например,g., личностные черты, установки), которые характерны для них самих или других. Теории атрибуции бросают вызов академическим усилиям по объяснению поведения, которое либо не может объяснить индивидуальное поведение отдельных людей, либо отрицает полезность народных психологических (или менталистских) концепций. Теории атрибуции дополняются тем, что иногда называют теориями атрибуции. Эти теории обращаются к последствиям определенных атрибутов эмоций (например, гнев vs.жалость), суждения (например, вина против невиновности) и поведение (например, агрессия против помощи).

Атрибуция как восприятие

В 1958 году Фриц Хайдер представил раннюю версию теории атрибуции в то время, когда в академической психологии преобладали бихевиористские теории обучения и памяти и психоаналитические теории бессознательной мотивации. Эти теории мало пригодились для наивного объяснения поведения. Напротив, Хайдер подчеркнул важность изучения повседневных атрибутов, потому что они влияют на то, что люди чувствуют и что они делают.Attribution Theory

Хайдер сделал два важных различия. Первое различие заключалось в том, рассматривается ли поведение как намеренное или непреднамеренное; второе различие заключалось в том, считается ли поведение вызванным чем-то в человеке или чем-то в ситуации. Эти два различия связаны между собой, поскольку намеренное поведение больше говорит о человеке, чем о ситуации. Хайдер ожидал, что люди считают личные приписывания наиболее важными. Индивидуалистические культуры, в частности, поощряют тенденцию рассматривать людей как автономных агентов, которые в некоторой степени контролируют свое собственное поведение.Установив личную атрибуцию, люди могут более уверенно прогнозировать будущее поведение человека. Предположим, Ринго вовремя погашает ссуду у Пола. Если Пол придет к выводу, что Ринго заслуживает доверия, он может снова помочь ему, когда возникнет необходимость, или будет чувствовать себя комфортно, доверяя Ринго другими способами, например, когда он поделится сплетнями о Джордже.

Выплата ссуды, вероятно, рассматривается как преднамеренное действие, особенно если нет никаких признаков того, что это лицо было принуждено. Хайдер предположил, что атрибуция интенциональности может быть сделана без особых размышлений, так же как визуальное восприятие объектов в значительной степени автоматическое.В социальном восприятии человек и поведение образуют единицу восприятия и, таким образом, предполагают причинную связь. Эксперименты показали, что наблюдение за поведением, которое подразумевает определенную личную черту (например, своевременное погашение ссуды предполагает надежность), делает эту черту психологически доступной. Если, например, люди читают о возвращенной ссуде и о множестве других форм поведения, то, увидев слово «заслуживающий доверия» позже, они смогут вспомнить конкретное поведение, которое его подсказало.

В то время как единица «личность-поведение» фигуральна в социальном восприятии, ситуация обычно является фоном. По сравнению с человеком, ситуация обычно плохо организована в восприятии. Это может быть присутствие других людей, текущее настроение, погода или время суток. Только когда особый аспект ситуации привлекает внимание, такой как угроза штрафов в примере ссуды, ситуативная атрибуция может стать более заметной.

Приписывание преднамеренной и, следовательно, личной причинно-следственной связи продолжается, если субъект прилагает усилия.Если мы узнаем, что Ринго недавно устроился на вторую работу, мы более уверены в его намерении выплатить ссуду. В общем, если кажется, что человек делает все возможное, чтобы произвести желаемый эффект, люди связывают его поведение с сознательной целью. Третий и, возможно, самый сильный намек на интенциональность — это то, что Хейдер назвал эквифинальностью. Равнофинальность может быть выявлена ​​только несколькими поведениями, которые приводят к одному и тому же конечному результату. Примером может служить ухаживающее поведение. Поклонник, который посылает цветы, открытки и шоколадные конфеты, а также поет серенаду объекту своего желания, кажется, действительно имеет в виду это.Обратите внимание, что эти реплики не являются независимыми. Тот, кто ищет множество средств для достижения той же цели, часто может сделать это, только приложив больше усилий, чем тот, кто более беспечен.

Атрибуция как вывод

В 1965 году Эдвард Джонс и Кейт Дэвис предложили более формальную теорию соответствующих выводов. Они подчеркнули, что приписывание преднамеренности зависит от впечатления, что актер свободно выбирает, что делать. Должны быть альтернативные варианты, а также отсутствие ситуативного давления, такого как принуждение со стороны других.Выбранный вариант наиболее информативен, если его альтернативы различаются по своим последствиям, и если человек мог их предвидеть. Например, мы можем узнать о намерениях Ринго из того, что он сделал с взятыми взаймы деньгами. Предположим, у него есть возможность купить газонокосилку, новый компьютер или круиз для своей жены. Выбор последнего варианта наиболее информативен, потому что он имеет уникальное последствие — подтверждение важных личных отношений.

Вопрос о свободном выборе стал водоразделом для всех теорий атрибуции, поскольку он наиболее четко отделяет личные причины от ситуационных.Первоначально Джонс и его коллеги считали, что люди не будут принимать во внимание личные объяснения, если поведение будет ограничено извне. Однако в известном эксперименте 1967 года Джонс и Виктор Харрис обнаружили, что люди думали, что человек, который в соответствии с просьбой экспериментатора написал эссе, восхваляющий Фиделя Кастро, в частном порядке придерживался прокастровских взглядов. Тенденция делать выводы о человеке, даже когда ситуация могла полностью объяснить поведение, отныне называлась предвзятостью соответствия, или, что более выразительно, фундаментальной ошибкой атрибуции.Короче говоря, теория соответствующих выводов предполагала, что путь от поведения к диспозиционным атрибуциям тернист из-за множества соображений, которые предположительно необходимы. Напротив, свидетельства быстрых и потенциально необъективных выводов предполагают, что люди используют ярлыки восприятия, как и подозревал Хайдер.

Некоторые из этих ярлыков являются корыстными. Люди охотно приписывают успехи и другие положительные события своим собственным усилиям или стойким качествам, а неудачи или другие неудачи — случаю или особенностям ситуации (например,г., «Испытание было несправедливым!»). Хотя корыстные предубеждения подозрительны с нормативной точки зрения, они имеют адаптивные преимущества. Люди, которые связывают успехи с собственными способностями, а неудачи с неудачей, с меньшей вероятностью впадают в депрессию и с большей вероятностью будут настойчивыми после неудач. Эти предубеждения действительно корыстны только в том случае, если они уникальны для собственной точки зрения, то есть, если благоприятный объяснительный паттерн не влияет на объяснения поведения или результатов других.

Более общее предубеждение — это эффект «субъект-наблюдатель», который относится к тенденции делать меньше диспозициональных или более ситуативных приписываний своему собственному поведению, чем поведению других.Этот эффект оказывается довольно слабым. Бертрам Малле предположил, что главное различие между точкой зрения «я» и точки зрения наблюдателя состоит в том, что первая в значительной степени полагается на причины как на объяснения, тогда как вторая полагается на причины. Причины проистекают из намерений, которые люди находят доступными в их собственном сознании, но могут делать выводы только из поведения или других; Причины включают в себя все ситуативные источники поведения, а также личные предрасположенности, лежащие за пределами области преднамеренных действий (например,г., привычки, принуждения, автоматизмы).

Атрибуция как индукция

Восприятие и умозаключения относительно преднамеренности и причинности могут включать изрядное количество догадок. Их качество зависит от способности воспринимающего делать разумные предположения, чтобы восполнить недостающую информацию. Гарольд Келли предположил, что атрибуции — это своего рода индуктивный вывод. То есть люди предполагают вероятную причину из доступной информации. Следуя британским эмпирикам, и в особенности совместному методу согласия и разногласий Джона Стюарта Милля, Келли предположил, что событие (e.g., поведение) приписывается любой потенциальной причине, которая присутствует, когда событие присутствует, и которая отсутствует, когда событие отсутствует.

В схеме Келли есть три источника изменчивости. Вариабельность участников называется консенсусом. Консенсус низок, если только Ринго, но никто другой, погашает ссуду. Это предполагает, что Ринго, а не Пол, следует считать источником поведения Ринго. Вариабельность стимулов называется различимостью. Отличительность высока, если Ринго платит только Полу, но не Джорджу, что говорит о том, что Пол имеет некоторый контроль над поведением Ринго.Наконец, изменчивость во времени называется согласованностью. Последовательность высока, если поведение повторяется неоднократно, как, например, когда Ринго всегда выплачивает свои ссуды. Само по себе последовательное поведение мало что говорит о его вероятной причине. Если, однако, консенсус или информация об отличительности уже предполагает конкретную атрибуцию, высокая согласованность делает эту атрибуцию более достоверной.

Полный набор информации, касающейся консенсуса, различий и согласованности, называется конфигурацией.На основе такой конфигурации социальный воспринимающий может решить, приписывать ли поведение человеку, стимулу, конкретным отношениям между ними или обстоятельствам, преобладающим в данный момент. Поскольку каждый из трех типов информации является высоким или низким, возможны восемь различных конфигураций. Конфигурация с низким консенсусом, низкой отличительностью и высокой согласованностью дает самую сильную атрибуцию личности; конфигурация высокого консенсуса, высокой отличительности и высокой последовательности обеспечивает наиболее сильную атрибуцию стимула.За прошедшие годы в модель Келли были внесены многочисленные усовершенствования. Цель этих усилий состояла в том, чтобы определить уникальные прогнозы для каждой возможной конфигурации и подтвердить эти прогнозы с помощью эмпирических данных о том, как социальные воспринимающие фактически делают атрибуции.

Модель вероятностного контраста Патрисии Ченг и Лауры Новик развивает эти идеи, признавая неопределенность многих причинных атрибутов. В их модели аспект мира (например, человек или ситуация) воспринимается как причина, если событие (например,g., поведение) более вероятно, когда этот аспект присутствует, чем когда он отсутствует. То есть причинность выводится из разницы между вероятностями. Эта теория может объяснить сложное взаимодействие причин. Предположим, что вероятность того, что Ринго погасит ссуду, больше, если Пол является кредитором, чем если Джордж является кредитором, тогда как вероятность того, что Джон вернет ссуду, мала, независимо от кредитора. Статистически этот паттерн представляет собой взаимодействие; он показывает уникальные отношения между Ринго и Полом как наиболее вероятную причину.Тем не менее, теория Келли приводит к такому же выводу, потому что модель ковариации кодируется как модель с низким консенсусом, высокой отличительной чертой и высокой согласованностью. Итак, что было достигнуто? Обратите внимание, что модель Келли игнорирует вероятность того, что другой участник (Джон) выплатит другому кредитору (Джорджу). Если бы эта вероятность была высока, поведение Ринго больше не было бы необычным, и, следовательно, приписывание его поведения отношениям с Полом также было бы ослаблено.

Атрибуция как конструкция

Модель вероятностного контраста концептуально элегантна, математически точна и эмпирически хорошо подтверждена.Однако цена точности модели — отсутствие реализма. Модель Ченга и Новика, как и другие теории индуктивного вывода, сталкивается с несколькими критическими проблемами, которые определяют повестку дня для текущих и будущих усовершенствований теории атрибуции.

Первая проблема заключается в том, что обычные социальные восприятия редко имеют достаточно информации для

.

Социальная психология: Атрибуция | SparkNotes

Атрибуция — это выводы, которые люди делают о причинах
события и поведение. Люди делают атрибуцию, чтобы понять их
опыт. Атрибуции сильно влияют на то, как люди взаимодействуют с другими.

Типы атрибуции

Исследователи классифицируют атрибуцию по двум параметрам: внутренняя и внутренняя.
внешнее и стабильное vs. нестабильное. Объединив эти два измерения
атрибуты, исследователи могут классифицировать конкретную атрибуцию как
внутренняя-стабильная, внутренняя-нестабильная, внешняя-стабильная или внешняя-нестабильная.

Внутреннее и внешнее

Теория атрибуции предполагает, что атрибуции,
события и поведение можно классифицировать как внутренние или внешние. В
внутреннее , или диспозиционное, присвоение ,
люди делают вывод, что событие или поведение человека связано с личными факторами
такие как черты характера, способности или чувства. Во внешнем , или
ситуационный, атрибуция , люди делают вывод, что поведение человека
происходит из-за ситуационных факторов.

Пример: Автомобиль Марии сломался на автостраде. Если она
считает, что поломка произошла из-за ее незнания
насчет машин она делает внутреннюю атрибуцию. Если она
считает, что поломка произошла из-за того, что ее машина старая,
она делает внешнюю атрибуцию.

Стабильный против нестабильного

Исследователи также различают стабильные и нестабильные атрибуции.
Когда люди делают стабильную атрибуцию , они делают вывод, что событие
или поведение обусловлено стабильными, неизменными факторами.При создании
нестабильная атрибуция , они предполагают, что событие или поведение
возникает из-за нестабильных временных факторов.

Пример: Ли получил D за курсовую работу по социологии. Если он
приписывает оценку тому, что у него всегда плохо
удачи, он делает стабильную атрибуцию. Если он приписывает
оценку к тому, что у него не было много времени учиться
на этой неделе он делает нестабильный
атрибуции.

,

Что такое фундаментальная ошибка атрибуции в социальной психологии?

Фундаментальная ошибка атрибуции — распространенный тип когнитивного искажения в социальной психологии. По сути, это предполагает уделение особого внимания внутренним характеристикам личности для объяснения чьего-либо поведения в данной ситуации, а не размышлениям о внешних ситуационных факторах. Обратной стороной этой ошибки является предвзятость «актер-наблюдатель», при которой люди склонны переоценивать роль ситуации в своем поведении и недооценивать роль собственной личности.

A driver getting mad at the driver directly in front of her might be making a fundamental attribution error.
Водитель, который злится на водителя прямо перед ней, может совершать фундаментальную ошибку атрибуции.

Некоторые люди считают эту когнитивную предвзятость одним из основных принципов социальной психологии. Он иллюстрирует несколько интересных вещей о когнитивных предубеждениях, например, тот факт, что люди склонны рассматривать свое поведение в ином свете, чем поведение других.Это также иллюстрирует искреннее желание мозга логическим образом понять ситуацию и поведение, которое произошло в этой ситуации. Фундаментальная ошибка атрибуции может также привести к другим когнитивным искажениям.

В качестве примера ошибки этого типа на работе человек может представить себя идущим по переполненному тротуару, неся загруженные сумки из магазинов.Если кто-то столкнется с ним, он, вероятно, подумает: «Какой идиот! Этот человек не уважает других, он ясно видел меня! » При такой оценке поведения другого человека человек не принимает во внимание ситуационные факторы, например, когда кто-то другой сталкивается с этим человеком, или неспособность первого человека понять, что его сумки занимают больше места, чем он думает, что заставляет людей натыкаться на них. в него, когда они пытаются обойти его.

Многие люди хотят понять причины человеческого поведения из естественного любопытства и в попытке избежать неприятных ситуаций.Когнитивные искажения — это один из способов, которым мозг обрабатывает человеческое поведение; Хотя когнитивная предвзятость часто ошибочна, она может предоставить быструю информацию о ситуации, которая позволит человеку быстро принять решение. Однако людям следует быть осторожными, чтобы знать о когнитивных искажениях, чтобы они могли подумать, что поведение может иметь более одного объяснения.

Чтобы избежать фундаментальной ошибки атрибуции, одно из лучших действий человека — это «поставить себя на место другого человека», как говорится в старой поговорке.Думая о том, что он мог бы сделать в той же ситуации, человек мог бы придумать некоторые ситуативные факторы для поведения, которое могло бы пролить больше света на предмет. Осведомленность об этой распространенной когнитивной предвзятости может помочь человеку искать скрытые поведенческие факторы, делая его лучшим наблюдателем и способным лучше понимать людей и ситуации. Когда человек пытается объяснить свое собственное поведение, ему следует избегать эффекта «актер-наблюдатель» и отдавать должное своей личности.

,

Список книг и статей по Атрибуции (Психология)

Атрибуция — это теория, используемая в психологии для объяснения того, как люди приписывают и объясняют причины поведения и результатов. Изучение атрибуции касается не фактических причин поведения, а, скорее, представлений людей о причинах такого поведения.

Фриц Хайдер впервые предложил теорию атрибуции в 1958 году. Будучи студентом, Хайдер пережил напряженный период, когда люди вокруг него злились друг на друга.Он заметил, что не раз к нему приходили двое друзей по отдельности, чтобы выразить свое недовольство друг другу. Хайдер счел позицию каждого друга правдоподобной. Затем ему нужно было сопоставить обе точки зрения, чтобы объективно воссоздать ситуацию.

Этот опыт побудил Хайдера изучить причины, по которым каждый друг по-разному рассматривал одну и ту же ситуацию. Он предположил, что точка зрения каждого друга основана на атрибуции, которую они сделали для своего поведения и поведения другого участника спора.Атрибуционный подход предполагает, что люди фундаментально заинтересованы в понимании причин своего поведения и поведения людей в окружающем их мире.

Люди могут объяснять свое поведение предрасположенными или ситуативными причинами. Факторы предрасположенности основаны на внутренней личности или чертах характера, например, врожденной тенденции к лени и мотивации, которые могут повлиять на успех человека в тесте. Ситуационные факторы находятся вне сферы контроля человека.Например, на успех человека на экзамене может повлиять способность учителя делиться информацией или сложность экзамена.

Когда люди приписывают событие или результат, они должны сначала решить, какая информация имеет отношение к делу. Эта информация может исходить из самой ситуации или из представлений, с которыми человек ранее сталкивался. Поскольку опыт каждого человека уникален, информация, используемая для создания суждений и атрибуции, уникальна.

Самоатрибуция — это выводы, которые люди делают о собственном поведении.Некоторые исследователи считают, что определенные самоатрибуции созданы, чтобы помочь человеку сохранить чувство контроля над жизненными событиями. Следовательно, люди могут приписать определенное событие диспозиционным причинам, даже если сторонние наблюдатели могут ясно видеть, что событие было вызвано ситуативными факторами.

Исследования показывают, что приписывание событий внутренним, контролируемым факторам позволяет людям лучше справляться с данной ситуацией. Перед лицом нежелательного результата, связанного с контролируемыми факторами, человек будет прилагать активные усилия для решения проблемы.Однако последствия, приписываемые силам, находящимся вне контроля человека, могут вызвать психологический стресс и реакции бегства от реальности, которые затем могут привести к ухудшению состояния и болезни.

Большинство исследователей согласны с тем, что люди заинтересованы в поддержании собственной самооценки и чувства собственного достоинства и поэтому склонны связывать свои положительные действия с предрасположенными причинами, а отрицательные — с окружающими факторами, которые находятся вне их контроля. Большинство людей гордятся своей успешной карьерой, приписывая свои достижения своей врожденной изобретательности, сообразительности и способности управлять своими сотрудниками.С другой стороны, те же самые люди будут приписывать распад своего брака внешним факторам, таким как отказ супруга идти на компромисс и нежелательное вмешательство родственников.

Люди склонны снимать с себя вину за неприятные последствия, которые могут быть связаны с предрасположенными факторами. Они будут винить в потере работы общую экономическую среду, не считая, что их могли уволить из-за непродуктивности. Как правило, люди не прощают своих друзей и соседей таким же образом.Вместо этого они считают, что кто-то другой, потерявший работу, был ленив и некомпетентен.

Атрибуции являются личными и уникальными для каждого человека. Один человек может приписать крупное благотворительное пожертвование щедрости жертвователя, в то время как другой человек может связать это же пожертвование с неблагородной потребностью жертвователя выставлять напоказ свое богатство. Более того, эти атрибуции обычно основаны на том, как человек, выносящий суждение, ранее смотрел на человека, которого оценивают. Один будет приписывать положительные причины поведению друга, а отрицательные — поведению врага.

Было проведено много исследований относительно взаимосвязи между атрибуцией и поведением. Имеют ли люди, интерпретирующие события и результаты на основе диспозиционных причин, более высокий уровень успеха, чем те, кто делает ситуативные атрибуции?

Теоретики самосогласования считают, что люди мотивированы поддерживать свою когнитивную самооценку. Те, у кого высокая самооценка, делают атрибуции, которые подтверждают их удовлетворенность собственными действиями.Те, у кого низкая самооценка, с большей вероятностью приписывают успех ситуативным факторам, отрицая возможность того, что их собственные черты характера привели к их успеху.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.