ассоцианизм — это… Что такое ассоцианизм?
(ассоциационизм)
— Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта — ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже — и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:
1) душа понимается как сознание — в первую очередь в его познавательном аспекте;
2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
3) эти элементы — образы ощущений — имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования — представления, мысли, чувства — вторичны;
4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;
5) условие образования ассоциаций — смежность двух процессов психических;
6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;
7) источник знаний о душе — самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.
Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е — 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:
1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;
2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего — в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (см. эксперимент ассоциативный).
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
Ассоцианизм — это… Что такое Ассоцианизм?
ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие Ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое английским философом Т. Гоббсом, было развито голландским философом Б. Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). Термин «ассоциация» употребил впервые английский философ Дж. Локк (в 1698), который, однако, обозначил им «… неверные и неестественные сочетания идей…» («Опыт о человеческом разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. В середине 18 в. английский философ Д. Гартли, опираясь на механику И. Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому естественнонаучному направлению возник идеалистический А. английских философов Дж. Беркли, Д. Юма, утверждавших, что связь между психическими элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной.
Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в начале 19 в. к прямолинейной механистической концепции английского философа Дж. Милля, согласно которой всё здание психической жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их «цемента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайность этой концепции, английские философы Дж. С. Милль и А. Бэн модернизировали её, признав, что из ощущений могут возникать качественно новые психические единицы.
Принципы А. оплодотворили прогресс психологических исследований, в частности разработку новых методов изучения памяти [механической (Г. Эббингауз — Германия) и образной (Ф. Гальтон — Англия)], эмоций (Ч. Дарвин — Англия), мотивации (З. Фрейд — Австрия, К. Юнг — Швейцария). Происходит переориентация А. Взамен устаревших механистических объяснений выдвигаются биологические (Г. Спенсер — Англия, И. М. Сеченов — Россия). Концепция А. преобразуется на новой физиологической основе в учении об условных рефлексах и Бихевиоризме. Некоторые психологические школы (Вюрцбургская школа и гештальт-психология (См. Гештальтпсихология)) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. С позиций марксистской психологии эта критика носила односторонний характер и, хотя и содержала рациональные моменты, игнорировала историческое значение А., его вклад в причинное объяснение психической деятельности.
Лит.: Ивановский В. Н., Ассоцианизм психологический -и гносеологический, Казань, 1909; его же. Учение об ассоциации идей, «Уч. зап. имп. Казанского университета», 1915, кн. 12; 1917—18, кн. 2, 7—9, 10—12; Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника, М., 1959; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 6; Warren Н. С., A history of the association psychology, [L.], 1921.
В. А. Костеловский.
АССОЦИАНИЗМ — это… Что такое АССОЦИАНИЗМ?
ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш. воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в. Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич.
жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации — универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому сстественнонауч. направлению возник идеали-стич. ассоцианизм Беркли, Юма, утверждавших, что связь между психич. элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса Милля, согласно которой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» — ощущений и связывающего их «цемента» — ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. С. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые психич. единицы. Принципы А. оплодотворили психологич. исследования, в частности разработку новых методов изучения памяти (механической — Г. Эббингауз и образной — Ф. Гальтон), эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой физиологич. основе в учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Некоторые психологич. школы (вюрцбургская школа и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология в то же время положительно оценивает вклад А. в причинное объяснение психич. деятельности.
Ивановский В.Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Казань, 1909; Ярошевский М. Г., История психологии, ?., 19762, гл. 6: W а г г e n Н. С., A history of the association psychology, [L.], 1921.
Ассоцианизм (associationism) — это… Что такое Ассоцианизм (associationism)?
Ассоц. идей — это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) нек-рым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав слово «лошадь», мы, вероятно, подумаем о «животном», «наезднике» или «скачках», но не о «тумбочке», «батарее» или «кровати». Первый набор идей хорошо ассоциируется с лошадьми, второй — нет. А. признает существование ассоц. идей и делает ее составной частью систематического описания разума и поведения.
Авторство словосочетания «ассоц. идей» принадлежит Дж. Локку. Впервые оно было представлено в четвертом издании его книги «Опыт о человеческом разуме» (An Essay concerning Human Understanding). В силу того что ассоц. вторгаются в рациональный и направленный ход мыслей, Локк рассматривал их как своего рода «помешательство».
Хотя взгляды Локка не получили полного одобрения, ряд философов XVIII в. превратил его концепцию «ассоц. идей» в А. — учение о разуме и поведении, отводящее центральное место в мышлении ассоц. и стремящееся свести все психол. законы к закону ассоц.
Ведущая роль в создании А. принадлежит философам Дэвиду Юму и Дэвиду Гартли. Юм заносчиво свел ум человека к ассоц. идей, утверждая, что ум содержит либо перцепты (ощущения и восприятия), либо их копии и идеи и что идеи связываются друг с другом в соответствии с двумя законами ассоц. — сходства и смежности.
Указанное Юмом и Гартли направление разраб. принципа ассоциативного научения было продолжено в XIX в. английскими ассоцианистами: Джеймсом Миллем, его сыном, Джоном Стюартом Миллем, и другом его сына, Александром Бэном. Джеймс Милль предложил механистическую теорию ассоц., согласно к-рой идеи скрепляются друг с другом, как детали конструктора, под действием сил сознания. Осознавая неуклюжесть такого механизма, Дж. С. Милль разраб. собственную концепцию — концепцию ментальной химии. Согласно ей, неск. идей, соединяясь в единое целое, приобретают новые свойства, так же как водород и кислород, соединяясь, образуют воду. А. Бэн подвел под теорет. конструкцию Гартли более прочное основание, соединив философию А. с новейшей для того времени физиол. и создав настоящую ассоциативную психологию.
После возникновения ассоциативной психологии оставался лишь один шаг до проведения психол. экспериментов по образованию ассоц., или научению и памяти. Томас Браун уже предложил эмпирически проверяемую форму А. в сформулированных им вторичных законах ассоц., уточнявших действие первичных законов (сходства и смежности). Напр., Т. Браун приводил доводы в пользу того, что чем чаще две идеи совместно появляются в сознании, тем сильнее будет ассоциативная связь между ними, — и такой закон частоты уже доступен для эмпирической проверки.
В XX в. под влиянием бихевиоризма понятие ассоц. идей было преобразовано в понятие ассоц. стимулов и реакций. Законы ассоц. превратились в законы научения; закон частоты — в закон постепенного роста кривой научения; закон сходства — в градиент генерализации; смежность идей — в смежность условных и безусловных раздражителей. В последнее время концепции философов XVIII в. обрели вторую жизнь вместе с развитием когн. психол., к-рая рассматривает память как ассоциативную сеть идей (см., напр., работу Андерсона и Бауэра «Ассоциативная память человека» (J. R. Anderson & G. H. Bower. Human associative memory)), встроенную в сложную систему обработки информ., — концепция, напоминающая старое представление об умственных способностях.
Время от времени теория ассоц. подвергалась сомнению; приверженцы гештальт-психологии отказались от нее целиком и полностью. Тем не менее ассоц. идей остается самой живучей из психол. концепций, сохраняя в себе всю ист. цепь идей от Платона до когнитивной науки.
См. также Обработка информации, Память, Законы научения Торндайка
Т. Г. Лихи
.
что такое в Большой психологической энциклопедии
Смотреть что такое АССОЦИАНИЗМ в других словарях:
АССОЦИАНИЗМ
Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта — ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже — и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:
1) душа понимается как сознание — в первую очередь в его познавательном аспекте;
2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
3) эти элементы — образы ощущений — имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования — представления, мысли, чувства — вторичны;
4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;
5) условие образования ассоциаций — смежность двух процессов психических;
6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;
7) источник знаний о душе — самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.
Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е — 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:
1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;
2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего — в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (=> эксперимент ассоциативный). … смотреть
АССОЦИАНИЗМ
ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие Ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психической … смотреть
АССОЦИАНИЗМ
АССОЦИАНИЗМ, ассоциативная
психология, направления в психологии, в к-рых понятие ассоциации выступало
как главный объяснительный принцип всей психич…. смотреть
АССОЦИАНИЗМ
АССОЦИАНИЗМ
ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич… смотреть
АССОЦИАНИЗМ
Понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов. Ассоцианизм скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени – общий принцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий. Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три «соотношения» элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность. Ассоцианизм в действительности имеет две исторически важные линии: философскую м научную, Философская лучше всего представлена английскими эмпиристами (Локк, Беркли, Юм, Джон Милль и Джеймс Милль и т.д.). С их сильным антинативи-стским уклоном они нуждались в мощных принципах, которыми можно былс бы объяснять сложную умственную жизнь, обращаясь только к опыту. Гоббс был первым, кто предположил, что Аристотелевские «соотношения» могут служить ассоцианистской моделью человеческого познания. Ассоцианистс-кий подход претерпел множество вариаций и дискуссий, проводившихся разными поколениями представителей эмпиризма, и достиг высшего уровня развития в работах Хартли и отца и сына Милль. Научный подход начался с первого экспериментального исследования памяти, проводившегося Эббинга-узом в 1885 г. Обращение к экспериментальным данным для того, чтобы подтвердить доктрину ассоцианизма, продолжалось в исследованиях условных рефлексов Павлова и работах Торндайка, посвященных «коннективизму» и, наконец, было положено в основу созданного Уотсоном бихевиоризма. Это направление отличалось от более раннего философского подхода по нескольким позициям. Во-первых, примитивными элементами, соотношение которых рассматривалось, стали не «идеи» или «ощущения» как раньше, но операционально определяемые стимулы и реакции. Во-вторых, если раньше в центре внимания был рационалистический анализ уже сформированных ассоциаций – вид интроспекционизма, то позже внимание было сосредоточено на том, как формируются ассоциации. Таким образом, научение стало одной из наиболее интенсивно исследуемых областей в психологии. Третье различие касается данных, которыми оперировали ученые. Если раньше это были явления сознания, доступные в основном через интроспекцию, то потом ученые обратились к объективно измеряемым поведенческим актам. В то время как не было никакой школы, которая когда-либо носила бы название ассоцианизм», этот принцип оказался одним из наиболее стойких теоретических механизмов. Основные положения ассоцианизма в последние годы были возрождены в когнитивистике и обозначались термином коннек-ционизм (2)…. смотреть
АССОЦИАНИЗМ
ассоциативная психология, направления в психологии, в к-рых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш. воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в. Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому сстественнонауч. направлению возник идеалистич. ассоцианизм Беркли, Юма, утверждавших, что связь между психич. элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса Милля, согласно к-рой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» ощущений и связывающего их «цемента» ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. С. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые психич. единицы.
Принципы А. оплодотворили психологич. исследования, в частности разработку новых методов изучения памяти (механической Г. Эббингауз и образной Ф. Гальтон), эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой физиологич. основе в учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Нек-рые психологич. школы (вюрцбургская школа и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология в то же время положительно оценивает вклад А. в причинное объяснение психич. деятельности…. смотреть
АССОЦИАНИЗМ
одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому: 1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований; 2) элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте. А. был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т.д.). … смотреть
АССОЦИАНИЗМ
ассоциани́зм
иначе ассоциативная психология — теория, сводящая психические процессы, прежде всего мышление, к ассоциации представлений.
Новый словарь … смотреть
АССОЦИАНИЗМ
1) Орфографическая запись слова: ассоцианизм2) Ударение в слове: ассоциан`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): ассоцианизм4) Фонетическая тран… смотреть
АССОЦИАНИЗМ
(лат. associatio соединение) общий принцип, разработанный в первую очередь в работах философа и работорговца Д.Локка и утверждающий, что высшие психические или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых элементов. Следует отметить, что этот принцип определённо содержит возможность упрощения или редукционизма, особенно в том, что касается психической деятельности и личности человека. Психическое, как утверждают многие исследователи, не может быть сведено к комбинации нейрофизиологических процессов, рефлексов или поведенческих реакций, как в этом были убеждены или продолжают придерживаться такой позиции даже выдающиеся учёные в области физиологии и поведения человека. Д.Локку противостоял Ж.Ж.Руссо со своей концепцией развития, утверждающей приоритет свойственных человеку внутренних тенденций развития…. смотреть
АССОЦИАНИЗМ
Син Симон Симазина Сим Сизин Сани Сан Самсон Самс Самоа Саман Сазан Саз Саами Саам Оссианизм Осман Оса Онисим Оним Оман Оазис Нос Ном Ниц Нии Низом Низ Нацизм Наци Насос Наос Намаз Наз Мисс Мис Миозин Миоз Мио Минос Мина Миасс Миаз Мацони Мацис Маца Масса Масон Мао Манси Манс Мана Ман Маис Мазница Маз Маас Исса Иса Ион Износ Изм Зосим Зона Зоман Зина Зимница Зимин Зима Засос Засим Синица Сион Сионизм Сма Сми Зао Занос Замин Снос Сноси Зам Ассиз Ассам Асс Асан Сом Сомина Аноа Сон Анисим Цинизм Аним Амон Амин Аман Азин Азан Цмин Анис Цис Цианоз Циан Сосна Сонм Аон Ассоцианизм… смотреть
АССОЦИАНИЗМ
Ударение в слове: ассоциан`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: ассоциан`изм
АССОЦИАНИЗМ
м.(одно из направлений мировой психологической мысли, объясняющей динамику психических процессов принципом ассоциации) associanism, associative chain t… смотреть
АССОЦИАНИЗМ
одно из направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций — устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформирован Аристотелем. … смотреть
АССОЦИАНИЗМ
учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при обьяснении психических явлений…. смотреть
АССОЦИАНИЗМ
ассоцианизм — иначе ассоциативная психология — теория, сводящая психические процессы, прежде всего мышление, к ассоциации представлений.
АССОЦИАНИЗМ
Начальная форма — Ассоцианизм, винительный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, мужской род, неодушевленное
АССОЦИАНИЗМ
одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.
АССОЦИАНИЗМ
деятельность психики на основе образования ассоциаций.
АССОЦИАНИЗМ (ASSOCIATIONISM)
Психологическая энциклопедия
Ассоц. идей — это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) нек-рым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав слово «лошадь», мы, вероятно, подумаем о «животном», «наезднике» или «скачках», но не о «тумбочке», «батарее» или «кровати». Первый набор идей хорошо ассоциируется с лошадьми, второй — нет. А. признает существование ассоц. идей и делает ее составной частью систематического описания разума и поведения.Авторство словосочетания «ассоц. идей» принадлежит Дж. Локку. Впервые оно было представлено в четвертом издании его книги «Опыт о человеческом разуме» (An Essay concerning Human Understanding). В силу того что ассоц. вторгаются в рациональный и направленный ход мыслей, Локк рассматривал их как своего рода «помешательство».Хотя взгляды Локка не получили полного одобрения, ряд философов XVIII в. превратил его концепцию «ассоц. идей» в А. — учение о разуме и поведении, отводящее центральное место в мышлении ассоц. и стремящееся свести все психол. законы к закону ассоц.Ведущая роль в создании А. принадлежит философам Дэвиду Юму и Дэвиду Гартли. Юм заносчиво свел ум человека к ассоц. идей, утверждая, что ум содержит либо перцепты (ощущения и восприятия), либо их копии и идеи и что идеи связываются друг с другом в соответствии с двумя законами ассоц. — сходства и смежности.Указанное Юмом и Гартли направление разраб. принципа ассоциативного научения было продолжено в XIX в. английскими ассоцианистами: Джеймсом Миллем, его сыном, Джоном Стюартом Миллем, и другом его сына, Александром Бэном. Джеймс Милль предложил механистическую теорию ассоц., согласно к-рой идеи скрепляются друг с другом, как детали конструктора, под действием сил сознания. Осознавая неуклюжесть такого механизма, Дж. С. Милль разраб. собственную концепцию — концепцию ментальной химии. Согласно ей, неск. идей, соединяясь в единое целое, приобретают новые свойства, так же как водород и кислород, соединяясь, образуют воду. А. Бэн подвел под теорет. конструкцию Гартли более прочное основание, соединив философию А. с новейшей для того времени физиол. и создав настоящую ассоциативную психологию.После возникновения ассоциативной психологии оставался лишь один шаг до проведения психол. экспериментов по образованию ассоц., или научению и памяти. Томас Браун уже предложил эмпирически проверяемую форму А. в сформулированных им вторичных законах ассоц., уточнявших действие первичных законов (сходства и смежности). Напр., Т. Браун приводил доводы в пользу того, что чем чаще две идеи совместно появляются в сознании, тем сильнее будет ассоциативная связь между ними, — и такой закон частоты уже доступен для эмпирической проверки.В XX в. под влиянием бихевиоризма понятие ассоц. идей было преобразовано в понятие ассоц. стимулов и реакций. Законы ассоц. превратились в законы научения; закон частоты — в закон постепенного роста кривой научения; закон сходства — в градиент генерализации; смежность идей — в смежность условных и безусловных раздражителей. В последнее время концепции философов XVIII в. обрели вторую жизнь вместе с развитием когн. психол., к-рая рассматривает память как ассоциативную сеть идей (см., напр., работу Андерсона и Бауэра «Ассоциативная память человека» (J. R. Anderson & G. H. Bower. Human associative memory)), встроенную в сложную систему обработки информ., — концепция, напоминающая старое представление об умственных способностях.Время от времени теория ассоц. подвергалась сомнению; приверженцы гештальт-психологии отказались от нее целиком и полностью. Тем не менее ассоц. идей остается самой живучей из психол. концепций, сохраняя в себе всю ист. цепь идей от Платона до когнитивной науки.См. также Обработка информации, Память, Законы научения ТорндайкаТ. Г. Лихи… смотреть
что такое в Прикладных аспектах современной психологии
Смотреть что такое АССОЦИАНИЗМ в других словарях:
АССОЦИАНИЗМ
Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта — ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже — и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:
1) душа понимается как сознание — в первую очередь в его познавательном аспекте;
2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
3) эти элементы — образы ощущений — имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования — представления, мысли, чувства — вторичны;
4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;
5) условие образования ассоциаций — смежность двух процессов психических;
6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;
7) источник знаний о душе — самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.
Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е — 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:
1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;
2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего — в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией (=> эксперимент ассоциативный). … смотреть
АССОЦИАНИЗМ
ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие Ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психической … смотреть
АССОЦИАНИЗМ
АССОЦИАНИЗМ, ассоциативная
психология, направления в психологии, в к-рых понятие ассоциации выступало
как главный объяснительный принцип всей психич…. смотреть
АССОЦИАНИЗМ
АССОЦИАНИЗМ
ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич… смотреть
АССОЦИАНИЗМ
Понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов. Ассоцианизм скорее не какая-то определенная научная школа, а в большей степени – общий принцип, который служит основой для развития ряда конкретных теорий. Истоки его обнаруживаются еще в гносеологии Аристотеля, который в своем сочинении о памяти выделил три «соотношения» элементов, ведущих к образованию ассоциаций: сходство, контраст и смежность. Ассоцианизм в действительности имеет две исторически важные линии: философскую м научную, Философская лучше всего представлена английскими эмпиристами (Локк, Беркли, Юм, Джон Милль и Джеймс Милль и т.д.). С их сильным антинативи-стским уклоном они нуждались в мощных принципах, которыми можно былс бы объяснять сложную умственную жизнь, обращаясь только к опыту. Гоббс был первым, кто предположил, что Аристотелевские «соотношения» могут служить ассоцианистской моделью человеческого познания. Ассоцианистс-кий подход претерпел множество вариаций и дискуссий, проводившихся разными поколениями представителей эмпиризма, и достиг высшего уровня развития в работах Хартли и отца и сына Милль. Научный подход начался с первого экспериментального исследования памяти, проводившегося Эббинга-узом в 1885 г. Обращение к экспериментальным данным для того, чтобы подтвердить доктрину ассоцианизма, продолжалось в исследованиях условных рефлексов Павлова и работах Торндайка, посвященных «коннективизму» и, наконец, было положено в основу созданного Уотсоном бихевиоризма. Это направление отличалось от более раннего философского подхода по нескольким позициям. Во-первых, примитивными элементами, соотношение которых рассматривалось, стали не «идеи» или «ощущения» как раньше, но операционально определяемые стимулы и реакции. Во-вторых, если раньше в центре внимания был рационалистический анализ уже сформированных ассоциаций – вид интроспекционизма, то позже внимание было сосредоточено на том, как формируются ассоциации. Таким образом, научение стало одной из наиболее интенсивно исследуемых областей в психологии. Третье различие касается данных, которыми оперировали ученые. Если раньше это были явления сознания, доступные в основном через интроспекцию, то потом ученые обратились к объективно измеряемым поведенческим актам. В то время как не было никакой школы, которая когда-либо носила бы название ассоцианизм», этот принцип оказался одним из наиболее стойких теоретических механизмов. Основные положения ассоцианизма в последние годы были возрождены в когнитивистике и обозначались термином коннек-ционизм (2)…. смотреть
АССОЦИАНИЗМ
ассоциативная психология, направления в психологии, в к-рых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внеш. воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физич. миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое Гоббсом, было развито Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды воздействию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). В сер. 18 в. Гартли, опираясь на механику Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психич. жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и па этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому сстественнонауч. направлению возник идеалистич. ассоцианизм Беркли, Юма, утверждавших, что связь между психич. элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в нач. 19 в. к механистич. концепции Джеймса Милля, согласно к-рой всё здание психич. жизни составлено из «кирпичей» ощущений и связывающего их «цемента» ассоциаций. Стремясь смягчить крайности этой концепции, Дж. С. Милль и А. Бэн признавали, что из ощущений могут возникать качественно новые психич. единицы.
Принципы А. оплодотворили психологич. исследования, в частности разработку новых методов изучения памяти (механической Г. Эббингауз и образной Ф. Гальтон), эмоций (Ч. Дарвин), мотивации (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Концепция А. преобразуется на новой физиологич. основе в учении об условных рефлексах и в бихевиоризме. Нек-рые психологич. школы (вюрцбургская школа и гештальтпсихология) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. Углубляя эту критику, марксистская психология в то же время положительно оценивает вклад А. в причинное объяснение психич. деятельности…. смотреть
АССОЦИАНИЗМ
— одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII веке эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII веке принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому:
1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
2) элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций;
3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов;
4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.
А.был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80–90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т. д.) (см. также ассоциативный эксперимент)…. смотреть
АССОЦИАНИЗМ
одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм предстал в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку: с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, с другой — Д. Гартли создал систему материалистического А. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно которому: 1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований; 2) элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте. А. был преобразован на новой основе благодаря успехам биологии и нейрофизиологии. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-90-е гг. XIX в. были предприняты многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций (Г. Эббингауз, Г. Мюллер и др.). Вместе с тем была показана ограниченность механистической трактовки ассоциации. Детерминистские элементы А. были восприняты в трансформированном виде учением Павлова об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций с целью выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии (в частности, проблема смысловых ассоциаций, их роль в обучении и т.д.). … смотреть
АССОЦИАНИЗМ
ассоциани́зм
иначе ассоциативная психология — теория, сводящая психические процессы, прежде всего мышление, к ассоциации представлений.
Новый словарь … смотреть
АССОЦИАНИЗМ
1) Орфографическая запись слова: ассоцианизм2) Ударение в слове: ассоциан`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): ассоцианизм4) Фонетическая тран… смотреть
АССОЦИАНИЗМ
(лат. associatio соединение) общий принцип, разработанный в первую очередь в работах философа и работорговца Д.Локка и утверждающий, что высшие психические или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых элементов. Следует отметить, что этот принцип определённо содержит возможность упрощения или редукционизма, особенно в том, что касается психической деятельности и личности человека. Психическое, как утверждают многие исследователи, не может быть сведено к комбинации нейрофизиологических процессов, рефлексов или поведенческих реакций, как в этом были убеждены или продолжают придерживаться такой позиции даже выдающиеся учёные в области физиологии и поведения человека. Д.Локку противостоял Ж.Ж.Руссо со своей концепцией развития, утверждающей приоритет свойственных человеку внутренних тенденций развития…. смотреть
АССОЦИАНИЗМ
Син Симон Симазина Сим Сизин Сани Сан Самсон Самс Самоа Саман Сазан Саз Саами Саам Оссианизм Осман Оса Онисим Оним Оман Оазис Нос Ном Ниц Нии Низом Низ Нацизм Наци Насос Наос Намаз Наз Мисс Мис Миозин Миоз Мио Минос Мина Миасс Миаз Мацони Мацис Маца Масса Масон Мао Манси Манс Мана Ман Маис Мазница Маз Маас Исса Иса Ион Износ Изм Зосим Зона Зоман Зина Зимница Зимин Зима Засос Засим Синица Сион Сионизм Сма Сми Зао Занос Замин Снос Сноси Зам Ассиз Ассам Асс Асан Сом Сомина Аноа Сон Анисим Цинизм Аним Амон Амин Аман Азин Азан Цмин Анис Цис Цианоз Циан Сосна Сонм Аон Ассоцианизм… смотреть
АССОЦИАНИЗМ
Ударение в слове: ассоциан`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: ассоциан`изм
АССОЦИАНИЗМ
м.(одно из направлений мировой психологической мысли, объясняющей динамику психических процессов принципом ассоциации) associanism, associative chain t… смотреть
АССОЦИАНИЗМ
одно из направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций — устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформирован Аристотелем. … смотреть
АССОЦИАНИЗМ
ассоцианизм — иначе ассоциативная психология — теория, сводящая психические процессы, прежде всего мышление, к ассоциации представлений.
АССОЦИАНИЗМ
Начальная форма — Ассоцианизм, винительный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, мужской род, неодушевленное
АССОЦИАНИЗМ
одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.
АССОЦИАНИЗМ
деятельность психики на основе образования ассоциаций.
АССОЦИАНИЗМ (ASSOCIATIONISM)
Психологическая энциклопедия
Ассоц. идей — это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) нек-рым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав слово «лошадь», мы, вероятно, подумаем о «животном», «наезднике» или «скачках», но не о «тумбочке», «батарее» или «кровати». Первый набор идей хорошо ассоциируется с лошадьми, второй — нет. А. признает существование ассоц. идей и делает ее составной частью систематического описания разума и поведения.Авторство словосочетания «ассоц. идей» принадлежит Дж. Локку. Впервые оно было представлено в четвертом издании его книги «Опыт о человеческом разуме» (An Essay concerning Human Understanding). В силу того что ассоц. вторгаются в рациональный и направленный ход мыслей, Локк рассматривал их как своего рода «помешательство».Хотя взгляды Локка не получили полного одобрения, ряд философов XVIII в. превратил его концепцию «ассоц. идей» в А. — учение о разуме и поведении, отводящее центральное место в мышлении ассоц. и стремящееся свести все психол. законы к закону ассоц.Ведущая роль в создании А. принадлежит философам Дэвиду Юму и Дэвиду Гартли. Юм заносчиво свел ум человека к ассоц. идей, утверждая, что ум содержит либо перцепты (ощущения и восприятия), либо их копии и идеи и что идеи связываются друг с другом в соответствии с двумя законами ассоц. — сходства и смежности.Указанное Юмом и Гартли направление разраб. принципа ассоциативного научения было продолжено в XIX в. английскими ассоцианистами: Джеймсом Миллем, его сыном, Джоном Стюартом Миллем, и другом его сына, Александром Бэном. Джеймс Милль предложил механистическую теорию ассоц., согласно к-рой идеи скрепляются друг с другом, как детали конструктора, под действием сил сознания. Осознавая неуклюжесть такого механизма, Дж. С. Милль разраб. собственную концепцию — концепцию ментальной химии. Согласно ей, неск. идей, соединяясь в единое целое, приобретают новые свойства, так же как водород и кислород, соединяясь, образуют воду. А. Бэн подвел под теорет. конструкцию Гартли более прочное основание, соединив философию А. с новейшей для того времени физиол. и создав настоящую ассоциативную психологию.После возникновения ассоциативной психологии оставался лишь один шаг до проведения психол. экспериментов по образованию ассоц., или научению и памяти. Томас Браун уже предложил эмпирически проверяемую форму А. в сформулированных им вторичных законах ассоц., уточнявших действие первичных законов (сходства и смежности). Напр., Т. Браун приводил доводы в пользу того, что чем чаще две идеи совместно появляются в сознании, тем сильнее будет ассоциативная связь между ними, — и такой закон частоты уже доступен для эмпирической проверки.В XX в. под влиянием бихевиоризма понятие ассоц. идей было преобразовано в понятие ассоц. стимулов и реакций. Законы ассоц. превратились в законы научения; закон частоты — в закон постепенного роста кривой научения; закон сходства — в градиент генерализации; смежность идей — в смежность условных и безусловных раздражителей. В последнее время концепции философов XVIII в. обрели вторую жизнь вместе с развитием когн. психол., к-рая рассматривает память как ассоциативную сеть идей (см., напр., работу Андерсона и Бауэра «Ассоциативная память человека» (J. R. Anderson & G. H. Bower. Human associative memory)), встроенную в сложную систему обработки информ., — концепция, напоминающая старое представление об умственных способностях.Время от времени теория ассоц. подвергалась сомнению; приверженцы гештальт-психологии отказались от нее целиком и полностью. Тем не менее ассоц. идей остается самой живучей из психол. концепций, сохраняя в себе всю ист. цепь идей от Платона до когнитивной науки.См. также Обработка информации, Память, Законы научения ТорндайкаТ. Г. Лихи… смотреть
ассоцианизм — это… Что такое ассоцианизм?
ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней … Большая психологическая энциклопедия
АССОЦИАНИЗМ — ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло… … Философская энциклопедия
АССОЦИАНИЗМ — Понятие, которым обычно обозначаются философское или психологическое учение, утверждающее, что высшие мыслительные или поведенческие процессы возникают из комбинации (ассоциации) более простых мыслительных или поведенческих элементов. Ассоцианизм … Толковый словарь по психологии
Ассоцианизм — ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие Ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу … Большая советская энциклопедия
Ассоцианизм — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/20 марта 2012. Дата постановки к улучшению 20 марта 2012. Ассоцианизм … Википедия
ассоцианизм — ассоциан изм, а … Русский орфографический словарь
Ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации … Словарь-справочник по педагогической психологии
Ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Ассоцианизм — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации … Словарь по педагогической психологии
АССОЦИАНИЗМ — деятельность психики на основе образования ассоциаций … Юридическая психология: словарь терминов
определение ассоцианизма по The Free Dictionary
Брисбен часто использует термин «ассоцианизм», а не «фурьеризм», чтобы описать систему Фурье, но его современники понимали «ассоцианизм» и «ассоциацию» как общие термины для ряда различных общинных схем. Однако проблема фрагментации собственности остается — проблема, которую можно решить, отдав предпочтение ассоцианизму. Но последнее — трудная задача из-за отсутствия традиций, о чем свидетельствует отсутствие реакции на призыв о финансовой поддержке, недавно выпущенный в рамках Программы развития сельских районов.Мир украинского эмиграционного ассоцианизма, казалось, не был затронут культурной революцией 1960-х годов, но, несомненно, эти молодые американцы украинского происхождения не остались невредимыми через десятилетие студенческих протестов. Хотя ссылка эссе Халлама «О сочувствии» на Макинтош Ясно, что Халлам отошел от Макинтоша, опираясь также на ассоцианизм и имитацию Хартлея. (3) Познание делает упор на пассивный ассоцианизм и раннюю современную репрезентативную эпистемологию (Декарт и Локк), где отдельные субъекты непосредственно знают только свои собственные идеи.Ассоциация. New York Daily Tribune, 4 августа, с. С него открывается панорамный вид на окрестности Сан-Херонимо; с точки зрения городского населения, населения, социально-экономического положения, социального благополучия, распределения ресурсов и оборудования и ассоциативности. Таким образом анализируются институциональные, общественные и частные действия, которые развиваются в контексте. Доктринальная тирания ассоцианизма: или что не так с механическим заучиванием. Мальро участвует в далеко идущей метафизической медитации на эфемерной судьбе (Greve, 2015) человеческого вида, используя такие приемы, как ассоциативность, аналогичные механизмы, обширный диалог, временное взаимодействие, стереоскопическое коллокации и т. Д.В то время как DC пропагандировал свое влияние через солидарность, ассоциацию и традиционные моральные и религиозные ценности, PCI требовал от женщин быть частью рабочей силы, в то же время сохраняя очень тесную приверженность традиционным семейным ценностям. Это было особенно верно для многих. Мусульмане, которые регулярно выступали против такого якобы неисламского поведения, как «смешение» религий, используя множество исламских словечек о незаконных нововведениях (арабский: бид’а), идолопоклонстве, «ассоцианизме» (арабский: ширк) и т. Д. на; это явно напоминает научные дебаты о синкретизме..
Статья об ассоциативности в The Free Dictionary
ассоциативная психология, направление в психологии, в котором понятие ассоциации выступает как главный объяснительный принцип всей психической жизни. Ас-социационизм пытается подтвердить строго причинный подход к человеческому поведению и сознанию. В основе ассоцианизма лежит представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает систему внешних воздействий на организм. Предполагается, что поскольку взаимодействие организма с физическим миром происходит по законам механики, связи идей возникают по одним и тем же законам.Это предположение было впервые выдвинуто английским философом Т. Гоббсом и развито голландским философом Б. Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело однажды подвергается одновременному действию двух или нескольких тел, то душа, когда впоследствии она представляет себе одного из них, сразу же вспомнит другие »(« Этика », в Избр. произв ., т. 1, М., 1957, с. 423). Термин «ассоциация» впервые употребил английский философ Дж. Локк в 1698 году.Однако он использовал его для обозначения «ложных и неестественных сочетаний идей» ( «Опыт о человеческом разуме», в Lzbr. Filos. Proizv ., Т. 1, Москва, 1960, с. 400) и противопоставленных связей. на основании причины этих комбинаций. В середине 18 века английский философ Д. Хартли, опираясь на механику И. Ньютона, разработал теорию, согласно которой все проявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации, который является универсальным. и неизбежное, как закон всемирного тяготения.Влияние этой теории, утверждавшей, что любую связь представлений и действий можно вывести из ощущений и следов, которые они оставляют в мозгу, было чрезвычайно велико. Он получил распространение не только в психологии, но и в этике, эстетике, биологии, педагогике и логике. Идеалистический ассоциативность английских философов Дж. Беркли и Д. Юма, утверждавших, что связь между психическими элементами осуществляется внутри сознания и носит чисто субъективный характер, возник как противовес этой естественно-научной ориентации.Характерный для ассоцианизма взгляд, согласно которому сложные процессы сознания являются продуктом сочетания элементов (ощущений или идей), привел в начале 19 века к истинно механистическим концепциям английского философа Дж. Милля, согласно которым все структуры психической жизни состоят из «кирпичей», или чувств, и «цемента», или ассоциаций, которые удерживают их вместе. Пытаясь смягчить крайность этой концепции, английские философы Дж. С. Милль и А.Бэйн модернизировал его, признав, что качественно новые психические единицы могут возникать из ощущений.
Принципы ассоциативности способствовали прогрессу психологических исследований, в частности, разработке новых методов изучения памяти (механических — Х. Эббингауз, Германия; и образных — Ф. Гальтон, Англия), эмоций (К. Дарвин, Англия) и мотивации (С. Фрейд, Австрия; К. Юнг, Швейцария). Произошла переориентация в ассоцианизме. Вместо устаревших механистических объяснений были предложены биологические объяснения (Х.Спенсер, Англия; И. М. Сеченов, Россия). Концепция ассоцианизма трансформировалась на новой физиологической основе в доктрины условных рефлексов и бихевиоризма. Некоторые психологические школы (школа Вюрцбурга и гештальт-психология) критиковали ассоцианизм как механистический, атомистический и неспособный объяснить целостность и активность сознания. С точки зрения марксистской психологии эта критика односторонняя, и хотя она действительно содержит рациональные аспекты, она игнорирует историческую ценность ассоцианизма и его вклад в причинное объяснение психической активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ивановский В.Н. Ассоцианизм психологический и гносеологический . Казань, 1909.
Ивановский В. Н. Учение об ассоциации идей. Уч. зап. имп. Казанского ун-та , 1915 г., книга 12; там же ., 1917–18, книги 2, 7–9, 10–12.
Шеварев П.А. Общие ассоциации в учебной работе школы . М., 1959.
Ярошевский М.Г. История психологии . Москва, 1966. Глава 6.
Уоррен, Х.C. История ассоциации психологии . [Лондон,] 1921.
.
Ассоциация — повторная публикация Википедии // WIKI 2
Эта статья о психологической концепции. Относительно утопической социалистической экономической теории см. Фурьеризм.
Ассоциация — это идея о том, что психические процессы действуют путем ассоциации одного психического состояния с последующими состояниями. [1] Он утверждает, что все психические процессы состоят из дискретных психологических элементов и их комбинаций, которые, как полагают, состоят из ощущений или простых чувств. [2] В философии эта идея рассматривается как результат эмпиризма и сенсуализма. [3] Концепция включает в себя психологическую теорию, а также всеобъемлющую философскую основу и научную методологию. [2]
Энциклопедия YouTube
✪ Трехминутная философия — Джон Локк
✪ Лекция Джона Милбанка: Ассоциация, плюрализм и постлиберализм:
Содержание
История
Ранняя история
Эта идея впервые зафиксирована у Платона и Аристотеля, особенно в отношении последовательности воспоминаний.В частности, эта модель восходит к аристотелевскому представлению о том, что человеческая память охватывает все психические явления, и подробно обсуждалась в работе философа Memory and Reminiscence . [4] Эта точка зрения была широко распространена до появления британского ассоцианизма, который начался с Томаса Гоббса. [4]
Джон Локк был первым, кто использовал фразу «ассоциация идей».
Школа ассоциаций
Члены «Школы ассоциаций », включая Джона Локка, Дэвида Хьюма, Дэвида Хартли, Джозефа Пристли, Джеймса Милля, Джона Стюарта Милля, Александра Бейна и Ивана Павлова, утверждали, что этот принцип применим ко всем или большинству психических процессов. [5]
Джон Локк
Фраза «ассоциация идей» впервые была использована Джоном Локком. В главе 33 своего «Эссе о человеческом понимании » под названием «Об ассоциации идей» он описывает способы, которыми идеи могут быть связаны друг с другом. [6] Он пишет: «Некоторые из наших идей имеют естественное соответствие и связь друг с другом» [7] . Хотя он считал некоторые ассоциации естественными и оправданными, он считал, что другие нелогичны, что приводит к ошибкам в суждениях.Далее он объясняет, что некоторые идеи можно связать вместе в зависимости от их образования и культуры. «Есть еще одна связь идей, полностью обусловленная случаем или обычаем» [6] [7] . Термин ассоцианизм позже стал более заметным в психологии, и психологи, которые использовали эту идею, стали известны как ассоцианисты [6] . Точка зрения Локка о том, что разум и тело являются двумя аспектами одного и того же единого явления, восходит к идеям Аристотеля по этому поводу. [8]
Дэвид Хьюм
В своей книге « Трактат о природе человека» Дэвид Юм излагает три принципа, согласно которым идеи должны быть связаны друг с другом: сходство, непрерывность во времени или месте и причина или следствие. [9] Он утверждает, что разум использует эти принципы для перехода от одной идеи к другой, а не разум [6] . Он пишет: «Следовательно, когда ум переходит от идеи или впечатления одного объекта к идее или убеждению другого, это определяется не разумом, а определенными принципами, которые объединяют идеи этих объектов и объединяют их. в воображении. [9] Эти связи формируются в уме благодаря наблюдению и опыту. Юм не считает, что какие-либо из этих ассоциаций «необходимы» в том смысле, что идеи или объект действительно связаны, вместо этого он видит их как ментальные инструменты, используемые для мышления. [6]
Поздние участники
Позднее члены школы разработали очень специфические принципы, определяющие, как работают ассоциации, и даже физиологический механизм, не имеющий ничего общего с современной нейрофизиологией. [10] Для более полного объяснения интеллектуальной истории ассоцианизма и «Ассоциативной школы» см. Association of Ideas .
Приложения
Ассоциация часто связана с ментальными процессами среднего и высокого уровня, такими как обучение. [8] Например, тезис, антитезис и синтез связаны в сознании посредством повторения, так что они становятся неразрывно связаны друг с другом. [8] Среди самых ранних экспериментов, проверявших применение ассоцианизма, были работы Германа Эббингауза.Он считался первым экспериментатором, который систематически применял ассоциативные принципы и использовал себя как субъект для изучения и количественной оценки взаимосвязи между репетицией и воспоминанием материала. [8]
Некоторые идеи школы ассоциаций также предвосхищали принципы обусловливания и их использование в поведенческой психологии [5] . И классическое обусловливание, и оперантное обусловливание используют положительные и отрицательные ассоциации в качестве средств обусловливания. а б Павлов И.П. (1927, 1960) «Условные рефлексы» Нью-Йорк, Оксфорд (1927) Дувр (1960)
Внешние ссылки
Эта страница последний раз была отредактирована 4 июня 2020 в 05:38
.
ассоцианизм — определение — английский
Примеры предложений с «ассоцианизмом», память переводов
WikiMatrixГрили сохранил свой интерес к ассоцианизму. WikiMatrix Среди самых ранних экспериментов, проверявших применение ассоцианизма, были работы Германа Эббингауза. WikiMatrix Вскоре он увлекся идеями Джона Стюарта Милля, который считал, что операции разведки можно объяснить законами ассоциативности. WikiMatrix Однако книга Беллами также имеет сходство с ранними социалистическими теоретиками или «утопическими социалистами» Этьеном Кабе, Шарлем Фурье, Робертом Оуэном и Анри Сен-Симоном, а также с «ассоциативностью» Альберта Брисбена, с которым Беллами познакомился в 1870-е гг. WikiMatrix С 1750-х гг. Преобладающей психологией образования, особенно в странах Северной Европы, был ассоцианизм; представление о том, что разум связывает или разделяет идеи посредством повторяющихся действий. LASER-wikipedia2 Для Фодора эта позиция естественным образом вытекает из его критики бихевиоризма и ассоцианизма. WikiMatrix Эразм Дарвин основывал свои теории на психологической теории ассоцианизма Дэвида Хартли. WikiMatrixAssociationalism — политический проект, в котором «человеческое благосостояние и свобода достигаются наилучшим образом, когда как можно больше дел общества управляется добровольными и демократически самоуправляющимися ассоциациями». Giga-fren Это несмотря на стремление продвигать «молодежную ассоциацию», развивать мобильность в Европе и улучшать информационное обеспечение молодых людей (см. Spain NR, pp.173-174). Europarl8Наоборот: между молодыми людьми и женщинами, в частности, существует очень сильный живой ассоциативный подход, а также замечательный дух партнерства между учреждениями. MultiUn Вне школы роль ассоциативности является фундаментальной в развитии молодежи UN-2Associationism scielo-titleImmigration and Associationism WikiMatrix Это также привело к развитию психологии и других новых дисциплин с попыткой Дэвида Хартли открыть биологический механизм. за ассоцианизм в своих наблюдениях над человеком (1749). WikiMatrix Эта политическая апатия, в свою очередь, приведет к почти неизбежному росту правительства, если ее не сдерживать ассоциативность. WikiMatrix В последние несколько месяцев 1844 года Brook Farmers предложили возможность взять на себя две вдохновленные ассоциативностью публикации: «Фалангу» Брисбена и «Социальный реформатор» Джона Аллена. Europarl8 Я отметил высокий уровень вовлеченности школ в образовательные программы с помощью ряда междисциплинарных мероприятий.И я не видел абсолютно никаких доказательств, указывающих на отсутствие ассоцианизма. Giga-fren При измерении гражданской активности сообщества следует учитывать «мосты социального капитала», другими словами, новые формы ассоциативности, выходящие за рамки традиционных форм. WikiMatrix Не каждая мысль, каждая мысль проходит безразлично. — Томас Гоббс, Левиафан, Первая часть: Человека, Глава III: О следствиях или следах воображения. Рассеянность. Ассоциация идей. Крушение ассоциаций (расстройство мышления). Внутренний монолог. Блуждающий по разуму Поток сознания. Эдвард Пармели Моррис, »Принципы и методы в латинском синтаксисе »(1901), Глава VI: Parataxis WikiMatrix Его отец, последователь Бентама и приверженец ассоцианизма, имел своей явной целью создать гениальный интеллект, который продолжил бы дело утилитаризма и его воплощения. после того, как он и Бентам умерли. WikiMatrix В 1988 году, под председательством вице-президентов и церкви Джанмарии Пьяченца Турелло Пьеро и Ремуса, команда вернула старинное название Associatione Calcio Asti, выделив цвета команды белым и красным. Giga-fren При измерении гражданской активности сообщества следует учитывать «мосты социального капитала», другими словами, новые формы ассоциативности, выходящие за рамки традиционных форм. WikiMatrixInsight впервые был изучен специалистами гештальт-психологии в начале 20-го века в ходе поиска альтернативы ассоцианизму и ассоциативному взгляду на обучение.
Показаны страницы 1. Найдено 63 предложения с фразой Associationism.Найдено за 1 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.