Асоциальное поведение и девиантное поведение: Девиантное поведение, асоциальное поведение — это… Что такое Девиантное поведение, асоциальное поведение?

Содержание

Девиантное поведение, асоциальное поведение — это… Что такое Девиантное поведение, асоциальное поведение?



Девиантное поведение, асоциальное поведение

   — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п. Д.п. наиболее часто проявляется у лиц, воспитывавшихся в неблагоприятной социальной обстановке, имеющих родителей-алкоголиков, подвергавшихся насилию в семье, и пр. Д.п. усиливается в условиях социальной напряжённости в обществе, в результате стрессовых и конфликтных ситуаций в семье, образовательном учреждении, в коллективе сверстников и пр.

   Проблема Д.п. актуальна как для России, так и для зарубежных стран. Рядом специалистов Д.п.

рассматривается как следствие негативной оценки поведения индивида со стороны общества, соответственно, осн. задачей общества считается лечение лиц с Д.п. Ряд исследований в сфере Д.п. посвящён вопросам личности девиантов, коррекции их поведения. Д.п., представляющее общественную опасность, называют делинквентным (см. также Отклоняющееся поведение).

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 60)

   — форма поведения индивида, группы или категории лиц, противоречащая принятым в обществе нравственным требованиям, предписаниям, стандартам и дезорганизующая установленный порядок взаимодействия между социальными субъектами.

   (Сапрунов А.Г. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. — М., 2001. С. 20-21)

   — система поступков или отдельные поступки челловека, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам; аморальное поведение: пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность; мотивированное поведение.

   (Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. — Магнитогорск, 2003. С. 14, 75)

   Ч421.334

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
2006.

  • Дебильность
  • Дедукция

Смотреть что такое «Девиантное поведение, асоциальное поведение» в других словарях:

  • Девиантное поведение — Девиантное поведение  это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Проблема девиантного поведения находится в… …   Википедия

  • Асоциальное поведение —    см. Девиантное поведение …   Педагогический терминологический словарь

  • ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — П. человека ( Поведение), которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер. П. как таковое представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий… …   Социология: Энциклопедия

  • Отклоняющееся поведение —     поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм. О.п. рассматривается в нескольких аспектах. С юридической точки зрения О.п. означает противоправное поведение (см. Девиантное поведение, Правонарушения, Преступность… …   Педагогический терминологический словарь

  • Социальное поведение — (англ. Social behavior)  поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально экономических факторов и господствующих норм[1][2]. Изучением социального поведения человека… …   Википедия

  • Злоупотребление правом (правовыми средствами) как вид неправомерного поведения — основанное на эгоистических побуждениях поведение управомоченного субъекта, противоречащее природе права, закрепленной в его нормах цели, либо связанное с привлечением неправовых средств для ее достижения. Злоупотребление правом это не особый тип …   Элементарные начала общей теории права

Наследование асоциального, девиантного и делинквентного по­ведения.

?

LiveJournal

  • Find more

    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • iOS & Android
  • Help

Login

  • Login
  • CREATE BLOG

    Join

  • English

    (en)

    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

что это такое, примеры, понятие

Отклоняющееся, или девиантное поведение — это единичные или системные поступки личности, не соответствующие общественным нормам. Под девиацией психологи понимают и комбинацию действий, отличающихся от поступков большинства людей и противоречащих социальным ожиданиям.

Понятие

Социальные и психологические науки под отклоняющимся поведением понимают асоциальные действия человека. Такие поступки не отвечают принятым в социуме нормам. Девиация проявляется в силу аномального формирования личности в процессе усвоения общественных норм и правил.

Основанием для понятия девиации является социальная норма, являющаяся мерой допустимых поступков человека, которые обеспечивают сохранение общественной системы. Существуют следующие варианты отклонений от норм социума:

  • позитивные — способствуют преодолению устаревших стандартов, что приводит к качественным изменениям в обществе;
  • негативные — дезорганизуют и разрушают социальную систему.

Классификация девиантного поведения основывается на различных мотивах и подходах к девиации. Негативные отклонения от общественных стандартов являются результатом неспособности личности адаптироваться к социуму. От мотивов, влияющих на формирование отклоняющихся поступков, зависит выбор стратегии коррекционной работы.

Причины

Основные формы девиантного поведения появляются из-за действия причин следующих групп:

  1. Физиологические — психические заболевания, наследственные патологии, нарушения перинатального развития, половая принадлежность, прохождение возрастных кризисов.
  2. Социальные — аномальное семейное воспитание, воздействие окружающих людей и средств массовой информации.
  3. Психологические — нарушение когнитивной и эмоциональной сферы, искажение самовосприятия.

Девиация разрушает личность: человек начинает деградировать, лишаясь социальных навыков, ценностей, положительных качеств собственного характера.

Неблагополучная среда

На личность влияние оказывает окружение. Типология девиантного поведения основывается на различных способах адаптации человека к условиям общества. Если личность подвергается постоянным упрекам и унижениям, то запускается процесс деградации. Девианты утрачивают способность верить людям, замыкаются в себе. Неблагополучное окружение активизирует защитные механизмы личности, являющиеся ответной реакцией на негативные чувства.

Несправедливое отношение и жестокость формируют девиацию, постепенно разрушающее личность. Человек, затаивший обиду и агрессивные проявления, становится неуправляемым. Одним из этапов коррекции поведенческих отклонений является смена окружающей среды.

Употребление алкоголя и наркотиков

Разновидности девиантного поведения не возникают без причин, одной из которых является действие деструктивных факторов. Негативное воздействие токсических веществ на сознание человека приводит к деградации. При употреблении наркотиков утрачивается контроль над собой, самоуважение, возникают приступы агрессии, направленные на окружающих. Люди стараются исключить контакты с подобным субъектом, чтобы избежать неприятных последствий.

Алкогольная зависимость также характеризуется вспышками бесконтрольного гнева и другими проявлениями агрессии. Такой человек теряет веру в себя, окружающих. Люди начинают употреблять вещества, вызывающие зависимость, по одной причине — невозможность собственной реализации в обществе.

Постоянная критика

Девиация формируется из-за разочарования в себе, к которому приводит постоянное недовольство родителей собственным ребенком. В результате такого отношения человек становится неуверенным в себе, чувствительным к критике, неустойчивым в психическом и эмоциональном плане.

Критика приводит к различным вариантам отклоняющегося поведения, которое мешает человеку добиться успеха в личной жизни, карьере, творческой деятельности.

Такой человек теряет веру в себя и собственные возможности, начинает искать подтверждение негативных поступков. Примерами девиантного поведения из жизни являются алкоголики, наркоманы, клептоманы, игроманы, педофилы, люди с суицидальными мыслями.

Классификация

Единой классификации девиантных нарушений не существует в связи с использованием этого термина в различных науках в разных значениях. Систематизация затруднена из-за многообразия поведенческих реакций и неопределенности нормы.

Формы девиантного поведения

В зависимости от выражения в социуме выделяются следующие типы девиантного поведения:

  1. Асоциальное поведение разрушает межличностные отношения путем нарушения морально-нравственных норм. К этой категории относится агрессия, бродяжничество, сексуальные девиации, игромания.
  2. Делинквентное поведение характеризуется нарушением закона. Такие действия угрожают благополучия окружающих и общественному порядку.
  3. Аутодеструктивное поведение угрожает нормальному существованию личности в социуме. Этот тип девиации выражается в склонности к суициду, химическим зависимостям, действиям, опасным для жизни.

Основываясь на социальных проявлениях, специалисты отмечают следующие формы девиации:

  • позитивные — гениальность, социальное творчество, альтруизм;
  • нейтральные — попрошайничество, бродяжничество;
  • негативные — различные зависимости, криминальные поступки.

Содержание поведенческих проявлений позволяет систематизировать девиации следующим образом:

  1. Зависимость. Предметом зависимости может выступать алкоголь, психоактивные и химические средства, сексуальное удовлетворение, игры, интернет, покупки.
  2. Агрессия. Поступки направлены на причинение вреда, моральных страданий, физической боли.
  3. Виктивное поведение. Несостоятельность, пассивность, безответственность влекут поступки, свойственные жертвам.
  4. Суицид. Покушение на самоубийство либо демонстрация намерений.
  5. Бродяжничество. Характеризуется постоянными сменами места нахождения.
  6. Правонарушения. Человек совершает противоправные деяния — хулиганство, вымогательство, воровство, вандализм.
  7. Сексуальные нарушения. Патологические формы сексуальной активности — раннее начало половой жизни, случайные связи, извращения.

В большинстве случаев в жизни отдельные формы девиаций сочетаются, и каждый случай отклоняющихся поступков является индивидуальным.

Классификация девиантного поведения

Признаки

Характеристика девиантного поведения формируется психологами с помощью нескольких признаков. Диагностировать состояние человека можно с помощью простого наблюдения. Признаками поведенческих отклонений являются:

  1. Агрессия. Напористость, агрессивность, непримиримость позволяют человеку отстаивать позицию, не учитывая мнение окружающих. Другие люди избегают взаимодействия с девиантом, что позволяет быть незамеченным длительный период.
  2. Неуправляемость. Человек склонен к тотальному контролю, но от непрерывного напряжения не способен логически рассуждать и принимать решения. Девиант может путаться в рассуждениях, что приводит к появлению неуверенности в себе.
  3. Смена настроения. Девиантная личность характеризуется порывистыми скачками эмоционального фона, вызванными перенапряжением нервной системы, истощенностью ресурсов организма.
  4. Скрытность. Для достижения цели индивиду необходимо как можно дольше оставаться незамеченным окружающими. Скрытность рождает подозрительность и нежелание общаться, что приводит к эмоциональному вакууму и истощению.

Профилактика и терапия

Подбор методов устранения отклоняющегося поведения зависит от ведущих мотивов девиации. Специалисты для контроля и коррекции состояния используют психотерапевтические методы и медикаментозное воздействие. Лекарственная терапия целесообразна при физических и психических нарушениях. Психотерапевтические подход основывается на применении приемов гуманистической, когнитивно-поведенческой арт-терапии. Основной целью такого воздействия является изменение поведения, трансформация идей и ценностей.

Контроль собственных нежелательных реакций повышается путем применения профилактических мер в раннем возрасте. Свидетельствами активизации девиации в детстве являются следующие критерии:

  • частые и неуправляемые вспышки гнева;
  • негативные поступки выполняются намеренно;
  • нарушение требований и правил взрослых;
  • споры с взрослыми;
  • мстительность и злоба;
  • регулярное участие в драках;
  • намеренное причинение ущерба чужому имуществу и другим людям.

Для преодоления отклоняющегося поведения психологи, педагоги, социологи, медики рекомендуют такие профилактические меры:

  1. Создание благоприятной среды — формирование негативных образов различным проявлениям девиации.
  2. Информационное воздействие — просвещение людей об отклоняющемся поведении проводится для стимуляции когнитивных процессов.
  3. Формирование социальных навыков — улучшение адаптивности к обществу. У людей развивается сопротивляемость к негативному воздействию, навык самореализации, повышается уверенность в собственных силах.
  4. Перерождение девиации в такую деятельность как познание нового, спорт, творчество, общение.
  5. Активация внутриличностных ресурсов — привлечение людей к физической активности, стимулирование гармоничного развития, самовыражения.

Девиантные формы поведения уже в начальной форме нуждается в контроле и коррекционном воздействии со стороны психологов. Самостоятельно устранить поведенческие нарушения человек не в состоянии. Своевременное обращение за психологической помощью предотвратит ухудшение уровня жизни.

Статья мне нравитсяСтатья не нравится

Девиантное поведение подростков — причины, формы, профилактика

девиантное поведение фотоДевиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.

Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.

Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.

Причины девиантного поведения

У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Признаки девиантного поведения

Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.

Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

Девиантное поведение подростков

В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации. Девиантное поведение подростков обуславливается и усугубляется также экономической ситуацией в стране. Об этом говорит рост уровня подростковой преступности, где зачастую объектом преступления является собственность.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому оно должно оцениваться педагогом и врачом.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Рослые мальчики уверены в своей силе и мужественности. Для них нет необходимости бороться за уважение окружающих. Благодаря уверенности другие дети воспринимают их, как очень толковых. Их поведение более послушное, естественное и нуждается в меньшем внимании. Худые, отстающие в развитии, низкорослые мальчики для окружающих предстают, как незрелые, маленькие и неприспособленные. Они нуждаются в опеке, поскольку проявляют мятежность. Чтобы изменилось неблагоприятное о них мнение, следует проявлять предприимчивость, изобретательность, смелость и находиться постоянно на виду, а личными достижениями доказывать полезность, а также незаменимость к принадлежавшей группе. Эта активность провоцирует эмоциональное напряжение и трудности общения, которое создает все условия для нарушений общепринятых стандартов.

Половое созревание играет не последнюю роль в поведении. Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового. При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.

Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения. При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.

Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

Формы девиантного поведения

Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.

Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.

Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы,  вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.

Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи.

Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает  девиация поведения интимных желаний. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения в интимности поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.

Девиации полового поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей. По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным половым поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией. Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.

Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.

Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.

Классификация девиантного поведения

Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.

Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.

Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм. Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Формы асоциального поведения

Понятие асоциального поведения

Асоциальное поведение является объектом изучения ученых из разных областей: психологии, педагогики, социологии. Иначе асоциальное поведение называют отклоняющимся (девиантным).

Определение 1

Девиантное (отклоняющееся) поведение (от лат. deviation – отклонение) – это поведение индивида, которое не соответствует от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе. Такое поведение можно определить как отдельные поступки, или их совокупность, которые входят в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.

Таким образом, асоциальное поведение проявляется в тех поступках, которые не соответствуют нормам и ролям, которые заранее обозначены в обществе.

Для понимания того, какое поведение асоциальное, а какое не является девиантным, исследователи также вводят в оборот понятие нормы.

Определение 2

Норма – это правило, образец действия или мера допустимого (дозволенного, обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Нормы могут быть двух типов:

  1. Универсальные – те, что распространяются на каждого человека в данном обществе или социальной группе;
  2. Частные – они относятся и регламентируют определенную сферу человеческой деятельности. Например, профессиональную – там свои социальные нормы есть у преподавателей, врачей, работников специальных служб.

Формы девиантного поведения

Как и другое явление, асоциальное поведение может приобретать свои специфические формы. Поскольку проявления девиации достаточно относительны, то по этой причине они соизмеряются только с культурными нормами данной группы.

К формам асоциального поведения, в целом, относят следующие:

  1. Уголовная преступность – это не только криминологическое понятие, но и реальное социальное негативное явление, проявляющееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, которые являются носителями сознания и воли;
  2. Алкоголизм – это хроническое заболевание, которое может длиться годами и даже десятилетиями. Страдающие этой болезнью люди одержимы алкоголем, и в связи с этим не могут контролировать количество употребляемого, даже если это вызывает серьезные проблемы на работе, дома или в обществе;
  3. Наркомания – это одержимость человека наркотическими искусственными веществами, которые запрещены законом Российской Федерации. Находясь в состоянии наркотического опьянения или наркотической зависимости, человек не способен отдавать отчет своим поступкам и действиям, в связи с чем может нанести вред как себе, так и окружающим его людям;
  4. Проституция – это продажа интимных услуг, которая совершается мужчинами и женщинами. Существует также детская проституция, которая является одним из тяжелейших нарушений и преступлений, согласно законодательствую Российской Федерации. Помимо того, что подобная деятельность не является законной, так еще и с ее помощью в обществе распространяются такие опасные заболевания, как ВИЧ, гепатит, сифилис и иные заболевания, передающиеся половым путем;
  5. Психические расстройства – проявления неадекватного поведения человека, который может быть опасен не только для себя, но и для всего общества. Например, к этой категории относятся те, кто страдает шизофренией, расстройством личности, депрессией и иными заболеваниями нервной системы.

Замечание 1

Итак, мы видим, что асоциальное поведение – это поведение человека или группы людей, которое не соответствует предписанным нормам и правилам. Также такое поведение может проявляться в нескольких формах: уголовная преступность, криминальные наклонности, алкоголизм и наркомания, проституция, а также перечень психических расстройств личности.

Теории отклонения

В то время как теория также предполагает, что люди, которых общество называет «преступниками», вероятно, являются членами подчиненных групп, критики утверждают, что это слишком упрощает ситуацию. В качестве примеров они приводят богатых и влиятельных бизнесменов, политиков и других лиц, совершающих преступления. Критики также утверждают, что теория конфликта мало что дает для объяснения причин отклонений. Сторонники, однако, возражают, утверждая, что теория не пытается углубиться в этиологию. Вместо этого теория делает то, что утверждает: она обсуждает отношения между социализацией, социальным контролем и поведением.

Теория маркировки

Тип символического взаимодействия, , теория ярлыков касается значений, которые люди извлекают из ярлыков, символов, действий и реакций друг друга. Эта теория утверждает, что поведение является девиантным только тогда, когда общество считает его девиантным. Таким образом, соответствующие члены общества, которые интерпретируют определенное поведение как девиантное, а затем прикрепляют этот ярлык к отдельным людям, определяют различие между девиантностью и отсутствием отклонений. Теория навешивания ярлыков ставит вопрос о том, кто кого и какой ярлык применяет, почему они это делают и что происходит в результате этого навешивания ярлыков.

Влиятельные люди в обществе — политики, судьи, полицейские, врачи и так далее — обычно навешивают самые важные ярлыки. Отмеченные лица могут включать наркоманов, алкоголиков, преступников, правонарушителей, проституток, сексуальных преступников, умственно отсталых людей и пациентов психиатрических больниц, чтобы упомянуть некоторых. Последствия того, что вас называют девиантным, могут быть далеко идущими. Социальные исследования показывают, что те, у кого есть отрицательные ярлыки, обычно имеют более низкое представление о себе, с большей вероятностью отвергают себя и могут даже вести себя более девиантно в результате этого ярлыка.К сожалению, людям, которые принимают ярлык , присвоенный другим людям как — правильным или неправильным, — трудно изменить свое мнение о названном человеке, даже в свете доказательств обратного.

Уильям Чамблисс в 1973 году провел классическое исследование эффектов маркировки. Две его группы, состоящие из белых учеников средней школы мужского пола, часто были вовлечены в преступные акты воровства, вандализма, пьянства и прогулов. Полиция никогда не арестовывала членов одной группы, которую Чамблисс назвал «Святыми», но у полиции действительно были частые стычки с членами другой группы, которую он назвал «Головорезами».Мальчики в «Святых» происходили из респектабельных семей, имели хорошую репутацию и успеваемость в школе и старались не попасться за нарушение закона. Будучи вежливыми, сердечными и извиняющимися всякий раз, когда сталкивались с полицией, Святые избегали называть себя «извращенцами». Напротив, Головорезы происходили из семей с более низким социально-экономическим статусом, имели плохую репутацию и плохие оценки в школе и не боялись быть пойманными за нарушение закона. Будучи враждебными и дерзкими всякий раз, когда сталкивались с полицией, Головорезы легко назывались другими и ими самими «извращенцами».Другими словами, в то время как обе группы совершали преступления, Святые считались «хорошими» из-за их вежливого поведения (которое объяснялось их происхождением из высшего сословия), а Головорезы считались «плохими» из-за их наглого поведения. (что объяснялось их происхождением из низшего сословия). В результате полиция всегда принимала меры против Головорезов, но никогда — против Святых.

Сторонники теории навешивания ярлыков поддерживают акцент теории на роли, которую установки и реакции других, а не девиантные действия per se , играют в развитии девиантности.Критики теории навешивания ярлыков указывают на то, что эта теория применима только к небольшому количеству девиантов, потому что таких людей фактически ловят и называют девиантами. Критики также утверждают, что концепции теории неясны и поэтому их трудно проверить с научной точки зрения.

.

Девиантное поведение — Социология

Девиантное поведение

Во всех обществах человеческое поведение иногда выходит за пределы, допускаемые нормами. Такое отклонение от нормы называется девиантным поведением. И часто в понятие отклонения вводится осязаемый оценочный компонент: рассматриваемый термин применяется к определению поведения, которое отклоняется в сторону отрицательно оцененной, публично дискредитируемой.

Причина таких оценок — результат негативных или деструктивных последствий, которые влекут за собой большинство отклонений от нормы.Однако девиантное поведение также имеет положительные или интегративные последствия для социальной жизни. Таким образом, Э. Дюркгейм видел положительный смысл в девиантном поведении как таковом и, в частности, в преступном поведении.

Посмотрите следующий отрывок из работы Э. Дюркгейма «Метод социологии». Какие явления обсуждаются в этом отрывке? Проанализировать их с точки зрения описания деформаций правового сознания и девиантного поведения. Постарайтесь сформулировать социальный смысл и функции рассматриваемых явлений.

… Вроде бы для того, чтобы отличить болезнь от здоровья, не нужно сложных уловок. Разве мы не различаем их ежедневно? Верно, но нам еще нужно посмотреть, насколько хорошо мы это сделаем ….

… Преступление наблюдается не только в большинстве обществ того или иного типа, но и во всех обществах всех типов. … Нет, следовательно, явления с более несомненными симптомами нормальности, поскольку они тесно связаны с условиями всей коллективной жизни. … Существование преступности само по себе нормально, но только тогда, когда она достигает и не превышает определенного уровня для каждого социального типа уровня…

Приходим к выводу, казалось бы, довольно парадоксальному. Отнести преступление к числу явлений нормальной социологии — значит утверждать, что оно является фактором общественного здоровья, неотъемлемой частью любого здорового общества. Этот вывод, на первый взгляд, настолько удивителен, что некоторое время нас смущал. Но, преодолев это первоначальное удивление, нетрудно найти причины, объясняющие и одновременно подтверждающие эту нормальность.

Во-первых, преступление — это нормально, потому что общество без него было бы совершенно невозможно.

Преступление … — акт, оскорбляющий определенные коллективные чувства, наделенный особой энергией и ясностью. Для того, чтобы данное общество перестало совершать действия, признанные преступными, необходимо, чтобы оскорбленные чувства встретились во всех без исключения индивидуальных сознаниях и со степенью силы, необходимой для сдерживания противоположных чувств. Предположим даже, что это условие может быть выполнено, но преступление не исчезнет, ​​а только изменит свою форму, потому что та же причина, которая, таким образом, истощила бы источники преступности, немедленно открыла бы новые.

… Представьте себе общество святых, идеальный образцовый монастырь. Преступления в собственном смысле слова там не будут известны, но проступки, которые, казалось бы, извиняют толпу, вызовут там такое же негодование, как обычное преступление вызывает у простых людей. Если у этого общества есть власть судить и наказывать, то оно сочтет эти действия преступными и будет относиться к ним как к таковым …

Чтобы исчерпать все логически возможные гипотезы, вы можете спросить себя, почему такое единодушие не может распространяться на все коллективные чувства без исключения; почему бы даже самым слабым из них не стать достаточно энергичным, чтобы предотвратить любое инакомыслие.Моральное сознание общества будет воспроизводиться во всех людях и с энергией, достаточной для предотвращения любых оскорбительных действий, как преступлений, так и чисто моральных проступков. Но такое абсолютное и универсальное однообразие абсолютно невозможно, потому что окружающая физическая среда, наследственные предрасположенности, социальные влияния, от которых мы зависим, варьируются от одного человека к другому и, следовательно, вносят разнообразие в нравственное сознание каждого. … Следовательно, поскольку не может быть общества, в котором индивиды более или менее отличаются от коллективного типа, некоторые из этих различий неизбежно будут криминальными по своей природе — преступность, следовательно, необходима, она связана с основными условиями любого социального общества. жизни и поэтому полезен, потому что условия, с которыми она связана, в свою очередь, необходимы для нормальной эволюции морали и права.

Действительно, сейчас невозможно оспаривать, что закон и мораль меняются не только от одного социального типа к другому, но также и для одного и того же типа, когда меняются условия коллективного существования. Но для того, чтобы эти преобразования были возможны, необходимо, чтобы коллективные чувства, лежащие в основе морали, не сопротивлялись изменениям, то есть обладали умеренной энергией. Если бы они были слишком прочными, они не были бы пластиковыми. … Все хорошо в меру и при определенных условиях; необходимо, чтобы авторитет нравственного сознания не был чрезмерным, иначе никто не посмеет поднять на него руку, и оно очень легко закрепится в неизменном виде.Для его развития необходимо, чтобы самобытность людей могла выйти наружу. Ведь для того, чтобы проявилась оригинальность идеалиста, мечтающего подняться выше своего возраста, необходимо, чтобы была возможна оригинальность преступника, стоящего ниже своего времени. Одно без другого не существует.

Это еще не все. Бывает, что помимо этой косвенной выгоды полезную роль в этой эволюции играет сама преступность. Он не только требует открытия пути для необходимых изменений, но в некоторых случаях непосредственно подготавливает эти изменения.Там. там, где оно существует, коллективные чувства обладают гибкостью, необходимой для восприятия новых форм, и, более того, преступление иногда даже в некоторой степени предопределяет форму, которую они примут. В самом деле, как часто он является предвестником будущей морали, прогрессом в будущее! По афинским законам Сократ был преступником, и его осуждение было вполне справедливым. Между тем его преступление, а именно независимость мысли, было полезно не только человечеству, но и его Родине. Он служил для подготовки новой морали и новой веры, в которых Афины нуждались тогда, потому что традиции, в которых они жили до тех пор, не соответствовали условиям их существования.

С этой точки зрения основные факты криминологии предстают перед нами совершенно по-новому. Вопреки нынешним взглядам преступник — это вовсе не существо, отделенное от общества, как паразитический элемент, не чуждое и непокорное тело внутри общества; это постоянный фактор социальной жизни. Преступление, в свою очередь, не следует рассматривать как зло, для которого не может быть слишком близких границ …

Одновременно обновляется теория наказания, вернее, теория наказания должна быть обновлена…. Если в преступлении нет ничего болезненного, то наказание не должно быть направлено на исцеление от него, а его истинное предназначение следует искать в другом … «.

Сам по себе термин «отклонение» охватывает самый широкий спектр форм поведения и поведения. Его применение означает просто констатацию факта отклонения индивидуального поведения от общепринятого. Для обозначения конкретно деструктивных форм опасного для общества поведения используются понятия «делинквентное поведение» и преступное (криминальное) поведение ».Граница между делинквентным и преступным поведением — это то место, где заканчивается сфера административной ответственности и начинается сфера преступных действий: термин «делинквентное поведение» обозначает совокупность противоправных действий, не подлежащих уголовному наказанию, но уже являющихся мелким правонарушением.

.

Девиантное поведение — определение, примеры, случаи, процессы

Девиантное поведение — это поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Только по этому определению отклонение не является ни хорошим, ни плохим, но его следует оценивать в индивидуальном порядке. Такое поведение может быть описано как «иное» или «неожиданное» и может вызывать положительные или отрицательные отклики от других людей. Девиантное поведение, которое становится популярным или рассматривается как нормальное, — это то, как общества меняются или революционизируются с течением времени. В юридическом контексте девиантное поведение относится к действиям, которые не только выходят за рамки тех, которые общество считает нормальными, но также являются незаконными.Чтобы изучить эту концепцию, рассмотрим следующее определение девиантного поведения.

Определение девиантного поведения

Существительное

  1. Поведение, заметно отличающееся от социальной нормы.

Происхождение

1350-1400 Среднеанглийский

Что такое девиантное поведение

Девианс имеет место в статистическом исследовании событий или действий, а это означает, что, глядя на то, как часто что-то делается в том или ином обществе, можно увидеть, что конкретное событие отличается от наиболее распространенного.Например, когда нация, которая поддерживает свободу и приветствует людей из всех слоев общества, становится напуганной и на какое-то время закрывает всех людей данной национальности, это можно рассматривать как пример девиантного поведения. В США это произошло после нападения японцев на Перл-Харбор, когда правительство создало лагеря для интернированных американцев японского происхождения.

Даже в статистическом анализе есть разница между тем, что «реже», и тем, что «менее хорошо» или «менее желательно».«Как юридический термин, девиантное поведение относится к действиям, которые не одобряются обществом и имеют юридические последствия. Хотя девиантность имеет социологические и психологические последствия, много усилий было вложено в исследования и теорию девиантного поведения в преступлении.

Определение девиантного поведения в обществе

Девиантность определяется социальными стандартами любого данного сообщества. Однако есть определенные отклонения в поведении, которые повсеместно считаются преступными.Ярчайший пример девиантного поведения, которого все избегают и ненавидят, — это необоснованное лишение чьей-либо жизни или убийство . Тем не менее, то, что одно общество считает убийством, другое может рассматривать как оправданное убийство. Например, в некоторых странах супружеская измена считается преступлением, караемым смертной казнью, за которое осужденный может быть приговорен к смертной казни. Это немыслимо для большинства людей в Соединенных Штатах.

Поскольку ценности общества меняются с течением времени, действия, которые когда-то считались отклоняющимися от нормы и незаконными, отходят на второй план.Как только определенные люди перестают рассматривать такой поступок как серьезного отклоняющегося от нормы, такие законы часто удаляются из книг или просто не соблюдаются. Фактически, в штатах все еще существует множество законов, которые когда-то считались обществом необходимыми для предотвращения девиантного поведения, которое кажется абсурдным по современным стандартам, например:

  • В Мемфисе запрещается женщинам водить машину по главной улице, если перед машиной не идет мужчина с красным флагом, предупреждающий других людей на дороге.
  • Раздел 6883 Кодекса законов штата Калифорния о рыбе и дичи запрещает любому есть лягушку, которая умирает во время соревнований по прыжкам на лягушку. Вероятно, это было принято для защиты лягушек и участников ежегодного юбилея прыгающих лягушек в округе Калаверас.
  • В Гейнсвилле, штат Джорджия, запрещено есть жареную курицу ничем, кроме рук.
  • В городе Новый Орлеан запрещено ругать или использовать нецензурную лексику по отношению к пожарному или по отношению к нему при исполнении им своих служебных обязанностей.Верховный суд признал закон неконституционным.
  • В Алабаме считается уголовным преступлением — против общественного здоровья и нравственности — участие в «стрельбе, охоте, играх, карточных играх или гонках» в воскресенье. Нарушители этого закона рискуют быть оштрафованными на 10–100 долларов, тюремным заключением в окружной тюрьме или приговором к «каторжным работам для округа» на срок до трех месяцев.

Пример девиантного поведения при убийстве ребенка

В 2009 году 7-летняя Рия Алмейда была изнасилована и зверски убита, ее тело было выброшено в стирку позади дома убийцы в Аризоне.Кайл Алегрия, которому на момент убийства Рии было 19 лет, был признан виновным в ужасном преступлении и в конечном итоге приговорен к пожизненному заключению без возможности условно-досрочного освобождения в 2013 году.

Доктор Мэтью Мендель,

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *