Анкетирование в психологии это: Анкетирование — психология

Метод анкетирования — Википедия. Что такое Метод анкетирования

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль[источник не указан 2334 дня]. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование — опрашивается один респондент;
  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;
  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны).

По полноте охвата

  • Сплошное — опрос всех представителей выборки;
  • Выборочное — опрос части представителей выборки.

По типу контактов с респондентом

  • Очное — проводится в присутствии исследователя-анкетёра;
  • Заочное — анкетёр отсутствует:
    • Рассылка анкет по почте;
    • Публикация анкет в прессе;
    • Публикация анкет в Интернете;
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн-анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

Примечания

  1. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

Литература

См. также

17.Анкетирование как метод психологического исследования

На сегод-ий день
анкетирование явл-ся одним из популярных
методов психолог-ого исслед-ия. Проблема
изучения особенностей анкетир-ия явл-ся
своевременным и наиболее актуальным
для тех, кто осваивает профессию псих-га.

Метод анкетирования
является формой опроса, который, как
правило, производится заочно. То есть
без прямого контакта интервьюера с
респондентом. Оно рационально в двух
случаях. Первый случай, когда необходимо
опросить большое кол-во респондентов
за короткое время. Второй случай уместен
в том случае, если респондентам дается
время для того, чтобы тщательно подумать
над своими ответами, при этом имея перед
глазами отпечатанный вопросник.

В ходе анкетирования
можно получить необходимую информацию,
для этого необходимо, чтобы анкета была
тщательно подготовленной. В первую
очередь, при подготовке анкеты необходимо
составить вопросник, в котором вопросы
будут точно сформулированы. Так же
необходимо учесть образовательный и
культурный уровень отвечающего. При
подготовке анкеты необходимо учитывать
формулировку вопросов, порядок
употребления слов, так как и это влияет
на ответ. Не стоит пренебрегать правилом
расположения вопросов, их следует
располагать не в логической, а в
психологической последовательности.
Таким образом, вопросы будут охватывать
большее внимания опрашиваемого, и будут
побуждать его к более точному ответу.

Анкетирование в
психологии применяется для получения
психологических данных, социологических
и демографические играют лишь некоторую
вспомогательную роль. Общение психолога
с ответчиком переданы до минимума.
Анкетирование позволяет наиболее строго
соблюдать процедуры запланированных
исследований — «вопрос — ответ»
строго проверяется.

При этом методе
можно с наименьшими тратами достигнуть
высокий показатель массовости
исследований. Особенностью этого метода
можно назвать его анонимность (личность
респондента не указывается, указываются
лишь ответы). Проводится в основном
тогда, когда необходимо выяснить мнения
людей по каким-то вопросам и охватить
большое число людей за короткий срок.

Вопросы в анкете
должны быть четкими и логичными, следовать
в логической последовательности, а
также постепенно наращивать интерес
опрашиваемого. В конце анкетирования
стоит задать вопросы самые непростые,
над ответом на которые придется подумать.
Важное условие качественного проведения
анкетирования — точность формулировок
вопросов, не допускающая двоякого
толкования или неясности. Нельзя при
создании анкеты допускать вопросов из
нескольких многословных предложений,
с употреблением профессиональных
терминов.

Напоследок следует
заметить: если анкета создана для любого
вида опросов самостоятельно, не забудьте
перед анкетированием проверить. Можно
задать вопросы людям незаинтересованным,
чтобы оценить, насколько грамотно звучит
формулировка и легко ли можно дать
ответ.

Проанализируем
основные виды вопросов в анкете.

По содержанию (или
направленности) вопросов выделяют три
вида:

I) о личности
pеспондента, касающихся его пола,
возраста, образования, профессии,
семейного положения и т.д. Их наличие
позволяет в дальнейшем обрабатывать
материал анкетирования в пределах той
или иной подгруппы людей, при необходимости
сопоставляя сходную информацию из
различных подгрупп;

II) о фактах сознания,
предназнач-ых для выявл-я мнений, мотивов,
ожиданий, планов, оценочных суждений
отвечающих;

III) о фактах поведения,
выявляющих реальные поступки, действия
и результаты деятельности людей.

В зависимости от
формы ответа вопpосы подразделяются на
закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос
содержит глубокий набор возможных
ответов. При этом респондент лишь
отмечает графически свой выбор из
предоставленных ему вариантов. Количество
делаемых выборов (один или несколько)
обычно оговаривается инструкцией.

При обработке данных
от больших контингентов респондентов
используют дешифрирование ответов
закрытых вопросов.

Использование в
анкете закрытых вопросов позволяет
результативно сопоставлять результаты
респондентов.

Полузакрытый вопрос
используют, если составитель не осведомлен
обо всех возможных вариантах ответов
или же намерен более точно и полно
выяснить индивидуальные точки зрения
обследуемых лиц.

Полузакрытый вопрос
используют, если составитель не осведомлен
обо всех возможных вариантах ответов
или же намерен более точно и полно
выяснить индивидуальные точки зрения
обследуемых лиц.

Контрольные вопросы
дают возможность уточнить правильность
заявленных респондентами сведений, а
также пропустить из дальнейшего
рассмотрения недостоверные ответы или
даже анкеты.

К ним относятся
обычно вопpосы двух видов.

1) Первые представляют
собой повторения информационных
вопросов, сформулиpованные другими
словами. Если ответы оcновного и
контpольного вопроса диаметрально
противоположны, они исключаются из
последующего анализа.

2) Другие контрольные
вопросы служат для выявления лиц, имеющих
повышенную склонность к выбору социально
одобряемых ответов. В них предлагается
некотоpое множество ответов там, где на
практике может быть лишь однозначный
ответ.

Анкетирование (в
переводе с франц. enquete, буквально —
расследование), одно из основных
технических средств конкретного
общественного исследования; используется
в психологических, cоциологических,
социально-психологических, экономических,
демографических и других исследованиях.
Анкета не требует указаний о личности
анкетируемого. Собранные сведения будут
использованы исключительно в
научно-исследовательских целях.
Анкетирование является одним из наиболее
распространенных исследовательских
методов в психологии.

Специфика анкетирования как опросного метода — Студопедия

Анкетирование – типично опросный метод. Если интервью:сближается с беседой, а иногда от нее даже неотличимо, то анке-тирование таким грехом не страдает. Элемент непосредственного общения и разговора исследователя (анкетера) с исследуемым (анкетируемым) сведен здесь к минимуму.

По-видимому, эта особенность анкетирования позволяет некоторым исследователям утверждать, что «анкетирование трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Каждый психолог, знает, как на содержание высказываний испытуемого влияют неосознаваемая мотивация и установка. Поэтому есть смысл считать анкетирование непсихологическим методом, который, однако, может использоваться в психологическом исследовании как дополнительный, в частности при проведении социально-психологических исследований» [120, с. 51].

Согласиться с такой оценкой анкетирования совершенно невозможно. Во-первых, анкетирование в психологии нацелено главным образом на получение психологической информации. Сведения социологического, демографического, экономического и иного характера являются вспомогательными, дополняющими психологическую картину и способствующими интерпретации психологических данных. Во-вторых, процедура анкетирования, хотя и сводит к минимуму непосредственное общение респондента с исследователем, тем не менее представляет собой, образно выражаясь, дуэль между ними. Составитель анкеты идет на массу ухищрений, чтобы чисто психологически воздействовать на отвечающего и добиться от него искомой психологической ин- 5 формации. Фактически именно на это направлено все таинство, конструирования анкеты (о чем говорилось выше при освещении правил составления опросников) и вся экспрессия оформления анкеты (о чем будет сказано ниже). Поддержать это психологическое воздействие исследователя в очном опросе призван и непосредственный анкетер-исполнитель, главной обязанностью которого является побуждение респондента к точному выполнению предусмотренных исследователем действий при заполнении анкеты. В-третьих, упрек в ненадежности и недостоверности получаемой от анкетируемого информации в силу влияния на его ответы неосознаваемой мотивации и установки с таким же успехом можно адресовать практически любому субъективному эмпирическому методу вплоть до лабораторного эксперимента с ответами испытуемого оценочного характера. Да и в так называемых объективных методах куда деться от факторов мотивации и установки? Есть у испытуемого интерес (в том числе актуально неосознаваемый) к тестированию собственной персоны – будут предельно быстро и правильно сложены матрицы Равена, пройдены лабиринты Векслера, начерчены змейки Озерецкого и т. д. Нет интереса, а тем более и установки, – нет и «хороших» объективных показателей. Кстати сказать, вряд ли кто решится личностные опросники отнести к непсихологическим методам. Но чем они принципиально отличаются от анкеты, а тестирование с их помощью – от анкетирования? Наконец, если даже считать, что анкетирование (как и опрос в целом) «пришло» в психологию из других наук (социологических?), то со времен Ф. Гальтона этот метод прошел такой путь адаптации к психологической проблематике, что уже стал неотделим от всего семейства психологических методов. Кроме того, подобные методические заимствования – неотъемлемая часть истории психологической науки, обогатившейся методами сопряженных с нею наук (особенно естественных) и, в свою очередь, обогатившей своими методическими идеями и разработками другие науки. Ну и в конце концов, анкетирование как разновидность опроса – это метод общенаучного характера и общенаучного значения. Поэтому говорить о нем как о непсихологическом методе в контексте интересов психологии также некорректно, как об эксперименте или наблюдении. Все эти методы при их использовании в психологии становятся «психологическими».





Но вернемся к специфике анкетного опроса в психологии. Главный компонент этого метода, от которого зависит львиная доля успеха или неуспеха опроса, – анкета. Отсюда вытекает и предельная акцентуация методических черт, общих для метода опроса в целом. Это – опосредованность, целенаправленность, асимметричность позиций исследователя и респондента и массовость.

Если в интервью посредническая миссия вопросов замаскирована непосредственным контактом партнеров по опросу, то анкета выполняет роль посредника со всей очевидностью. «Анкета – это однонаправленный канал, опосредующий общение» [289, с. 33]. В заочных же видах опроса анкета вообще является единственным представителем исследователя и единственным связующим звеном в его отношениях с респондентом.

Целенаправленность ужесточается по сравнению с интервьюпутем максимальной формализации анкетного опроса. Его в этомотношении можно сравнить разве что с предельно стандартизированным интервью, которое нередко даже отождествляется санкетированием [314, с. 22]. Строгая регламентация процедуры»вопрос – ответ» и системы вопросов (а в большинстве случаев и системы ответов), не допуская никакой «отсебятины» со стороны анкетера, жестко направляет весь ход опроса по намеченному пути, не позволяя уклониться от намеченной цели.

Предельно ясно обозначены и позиции партнеров. Исследователь только задает вопросы, а опрашиваемый только отвечает. Это уже практически допрос. Отвечающему нет никакой возможности и надежды перехватить инициативу. Она целиком и полностью за опрашивающим.

Что касается массовости, то анкетирование в этом отношении уникальный способ сбора данных. Никакой другой метод психологии, включая интервью, не может с ним сравниться в возможностях охвата огромных масс людей в ограниченное время. Ярким примером сверхмассового анкетирования являются всенародные референдумы и выборы уполномоченных властью всех уровней (депутатов, мэров, председателей, президентов и т. д.). В этих акциях участвуют миллионы людей, отвечающих определенным образом на определенные вопросы анкеты, име- нуемой обычно бюллетенем для голосования. Хотя психологические исследования, конечно, уступают по масштабам исследованиям социологическим и демографическим, но и они, используя метод анкетирования, способны охватить многие сотни людей. В связи с массовым характером анкетных опросов заостряется проблема репрезентативности выборки и как следствие из этого проблема отбора респондентов, соответствующих намеченной выборке. Эта проблема решается как на подготовительном, так и на основном этапах исследования. На подготовительном этапе очерчивается возможный контингент в целом и определяется его ориентировочный состав. Иногда осуществляется предварительное уведомление или даже согласование потенциальных респондентов. На основном этапе осуществляется текущая коррекция состава опрашиваемых. Ведется работа как с уже намеченными «жертвами», так и с новыми, определяемыми анкетером по ситуации.

Кроме усиления общих для опросного метода черт анкетирование характеризуется и рядом специфических особенностей,отличающих его от интервью. Во-первых, это уже отмеченная высшая ступень формализации.Достигается она благодаря письменной форме речевого общения исследователя с исследуемым. Все вопросы и ответы заносятся на специальный бланк – опросный лист. Последовательность и формулировки вопросов строго определены заранее при разработке анкеты. По ходу опроса их невозможно изменить, что вполне возможно сделать впроцессе интервьюирования, даже стандартизованного. Эти принципиальные признаки формализации сопровождаются и рядом вспомогательных приемов строгой организации анкетного опроса как письменного общения. Сюда надо отнести внешнее оформление анкеты, ограничивающее произвольность поведения опрашиваемого. Ему отводятся определенные места для ответов на каждый вопрос, ограничивается пространство для их изложения. Системой специальных указателей и полиграфических средств (тип шрифта, цвет, расположение текста на формате листа, таблицы) регулируются его внимание и восприятие. Ограничивают действия респондентов и всевозможные пояснения и предписания по заполнению анкеты. На ужесточение стандартизации процедуры работает ииспользование закрытых вопросов: большая часть анкет, используемых в массовых опросах, носит закрытый характер.

Второй специфический признак анкетирования – это значительно меньшая, чем в интервью, роль исследователя (анкетера)в процессе опроса. Его функции по ходу анкетирования носят ярко выраженный исполнительский характер, что дает повод говорить о них как ослужебных обязанностях [55]. Некоторый элемент творчества присутствует лишь всамом начале опроса, когда необходимо завязать знакомство и установить первый контакт с респондентом, когда надо склонить его к сотрудничеству и убедить ответить на вопросы анкеты. На этом этапе от анкетера требуются определенные знания, умения и навыки общения. Но требования к ним и к личностным качествам, обеспечивающим эффективное общение, здесь значительно ниже, чем в интервью. Дело в том, что при анкетировании вполне достаточно наладить взаимодействие и совсем не обязательно, а часто и нежелательно выходить в общении на уровень межличностных отношений. Здесь неуместно сочувствие, не требуется эмоциональных проявлений, не нужен богатый арсенал знаков и приемов, подчеркивающих соучастие анкетера. Влияние личности анкетера на респондента и его ответы должно быть сведено кминимуму миниморуму. Именно в анкетном опросе идеал ведущего приближается к упомянутому ранее «техническому ассистенту». При установлении контакта анкетер, как и интервьюер, должен представиться и сообщить о целях опроса. Дальнейшие его обязанности сводятся к чисто технологическим действиям: объяснить правила заполнения анкеты, проконтролировать их соблюдение респондентом и принять от него готовый опросный лист.

Третья характерная особенность анкетирования – его анонимность. Практически все анкетные опросы, проводимые с научно-исследовательскими целями, безымянны. Необходимость идентификации анкеты сконкретным субъектом может возникнуть лишь при диагностических обследованиях с целью оказания дальнейшей психологической, медицинской или социальной помощи этому человеку. Подобные случаи возможны при индивидуальных обследованиях, но совершенно не характерны для массовых опросов. А именно с ними обычно ассоциируется анкетирование как научный метод.

Анкетирование отличается от интервью еще и тем, что фиксацияопроса, по сути дела, осуществляется не ведущим, а отвечающим. Он сам вписывает свои ответы в опросный лист. Конечно, анкетер в некоторых случаях может делать необходимые пометки и записи о личности респондента и ходе опроса. Но, во-первых, это не всеобщее и не обязательное правило, а во-вторых, информация анкетера носит дополняющий, но никак не основной характер. Главные сведения об изучаемом объекте заключены в ответах анкетируемого. Выбраковка анкет на основании наблюдений анкетера – явление исключительное.

Из инициативы респондента в заполнении анкеты вытекают еще две особенности анкетирования. Во-первых, это возможность ознакомления опрашиваемого сразу совсей совокупностью предлагаемых вопросов,что может повлечь выработку у него целостной установки на опрос. И тогда «эффект излучения», т. е. взаимообусловленность ответов на комплекс вопросов, может проявиться во всей своей полноте. Снять его не помогут никакие ухищрения, предусмотренные на этапе конструирования анкеты. Тогда буферные вопросы будут уже холостым выстрелом, не дающим ожидаемого результата.

Вторым следствием указанной свободы респондента является возможность отвечать не по порядку,предусмотренному анкетой, а в любой удобной для него последовательности. Не исключены возвраты к предыдущим ответам и сознательное согласование с ними ответов последующих. А это может свести на нет действие предусмотренных составителями анкеты уловок, направленных на повышение эффективности опроса. Например, «эффект воронки» будет нейтрализован. Предотвратить подобные действия опрашиваемого в заочном анкетировании невозможно. Остается рассчитывать только на склонность людей к упорядочиванию своей деятельности по принципу «начинать с начала» и на непроизвольное воздействие на респондента предложенного анкетой порядка. Изредка в пояснениях к заполнению анкеты дается предписание отвечать, сообразуясь с последовательностью предлагаемых вопросов. Насколько соблюдается это указание в заочном опросе проконтролировать невозможно. При очном опросе анкетер в принципе может, если это необходимо, руководить действиями опрашиваемого. Но, во-первых, это сложно осуществить вгрупповых вариантах опроса при работе сразу с несколькими респондентами. А во-вторых, даже в индивидуальных формах практически невозможно ограничить поле восприятия одним вопросом. Обычно весь анкетный лист находится перед глазами отвечающего целиком. А усиленное напоминание о строгой последовательности ответов вызывает искушение заглянуть вперед: «запретный плод сладок!».

Наконец, специфической чертой анкетного опроса, вытекающей из его опосредованности анкетой, выступает повышение уровня требований к качеству опросника. Это выливается в организацию специального большого предварительного этапа поразработке или, как часто говорят, конструированию анкеты.

Анкета

Анкета или опросный лист «представляет собой нечто большее, чем просто сумму отдельных вопросов. Не вызывает сомнений у исследователей и то, что компоновать его необходимо, руководствуясь психологическими, а не предметно-логическими соображениями» [389, с. 280].

Обычно анкета состоит из трех разделов. Первый, вводный, включает данные об организаторе опроса (учреждение, общественная организация, группа лиц), обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Здесь же следует заверить испытуемого (анкетируемого) об анонимности опроса. Вступление должно быть лаконичным и вежливым. Основная часть состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах здесь же приводятся предлагаемые варианты ответов. Заключительная часть анкеты содержит выражение благодарности опрашиваемому, а иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

При разработке анкеты предельно тщательно учитываются изложенные ранее требования к вопроснику, поскольку в процессе анкетирования уже нет возможности внести какие-либо коррективы, чего не исключает интервью. Некоторые из этих требований применительно к анкетированию даже возводятся в ранг принципов построения анкеты [428]. Повторим наиболее важные из них – это логика и надежность. Логика подразумевает адекватность программных вопросов задаче исследования и их грамотный «перевод» в анкетные вопросы, которые формулируются таким образом, чтобы получить адекватные ответы. Надежность обеспечивается понятностью вопросов респондентам и использованием в оптимальной комбинации разных типов вопросов.

Еще одно требование к вопроснику, приобретающее для анкетных опросов статус принципа, – это учет специфики культуры, опыта, образовательного уровня опрашиваемого контингента. Стилистика вопросов и общая структура анкеты должны соответствовать потенциальной аудитории. Поскольку психологические анкеты базируются на самонаблюдении и самоотчете, то анкетный метод не применим к детям и к обследуемым с низким культурным уровнем [213, с. 36]. Частным проявлением этого принципа выступает требование учета так называемого «стиля респондента». Под стилем респондента подразумеваются «индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его ответах на анкетные вопросы и не имеющие непосредственного отношения к их содержанию» [55, с, 137].

Опыт научных опросов позволяет выделить несколько типичных стилей, препятствующих опросу и получению адекватных ответов: 1) отказ от участия, 2) «да»-тенденция, 3) случайность ответа, 4) неявное уклонение, 5) категоричность суждений, 6) неправда. Нейтрализации первого стиля помогает четкая формулировка цели опроса, качественное внешнее оформление анкеты, удачный выбор места и времени анкетирования. Тенденция к выражению согласия, присущая многим людям, сглаживается более развернутыми вопросами. Случайный характер ответов, зависящий от свойств личности респондента, преодолеть в анкетировании трудно. Но случайность может провоцироваться и самим опросом – его сложностью, монотонностью, скукой. Здесь могут помочь более приемлемые формулировки вопроса и привлекательный вид анкеты. Скрытая уклончивость выражается в обилии неопределенных ответов типа «не знаю», «трудно сказать». Ее преодолению способствует конкретизация вопросов. Категоричность суждений, помогают смягчить скрытые в вопросах подсказки или применение закрытых вопросов с набором не слишком категоричных ответов. Возможно снивелировать экстремумы ответов на стадии первичной обработки данных путем объединения резких оценок с близкими, но более мягкими. Лживые ответы, проистекающие как из боязни правды, так и из желания «услужить» исследователю, можно предупредить подчеркнутой анонимностью, благожелательной и деловой обстановкой опроса.

Большое значение имеет оформление анкеты:ее компактный, удобочитаемый и привлекательный вид. Эстетика и наглядность! Здесь важно и качество бумаги, и полиграфия, и расположение текста (верстка). Качественное оформление анкеты кроме облегчения ее восприятия способствует и приятию респондентом самого опроса. Факт красивой и добротной анкеты воспринимается респондентом как дань уважения к нему и косвенно говорит ореспектабельности организаторов и общественной значимости опроса.

Использование различных типов шрифтов позволяет отделить вопросы от предлагаемых ответов, обратить внимание респондента на отдельные фразы и слова, выделить наиболее существенные элементы анкеты, визуально структурировать текст. Для оживления опросного листа нередко используют простенькие рисунки и знаки. Вопрос об использовании цвета пока не имеет однозначного решения. Нет удовлетворительной статистики по разноцветности опросного бланка. Что касается цвета анкеты в целом, то данные практики опросов согласуются с исследованиями в области восприятия цвета (например, по тестам Люшера): предпочтительнее синие и зеленые тона, нежелательны красные и коричневые, стимулирующие возбуждение и тревогу [55].

При верстке анкеты обычно придерживаются следующих основных правил:

1. Тематические разделы сопровождаются вступительнымипояснениями.

2. Каждый вопрос снабжается четкой инструкцией, как нанего отвечать.

3. Не приемлемы разрывы текста одного вопроса или его расположение частями на разных страницах анкеты (переносвопроса).

4. Все вопросы нумеруются цифрами, а варианты ответов назакрытые вопросы индексируются буквами.

5. Число вопросов в табличной форме должно быть минимальным, так как таблицы сильно загромождают анкету.

6. Если предполагается прямое использование анкетногобланка в обработке данных на ЭВМ, то ответы могут шифроваться. А для шифров оставляется специальное место наполях анкеты.

7. Размер анкеты имеет два аспекта: внешний и внутренний.Внешний включает формат листа и количество листов.Формат должен быть охватываем единым взглядом, его размер должен способствовать симультанному восприятиюлиста. Желательно также соблюсти привычные для данного контингента опрашиваемых размеры письменных документов. Таким образом, наиболее приемлем формат от половины до целого стандартного машинописного листа, чтосовпадает с форматом основной массы книг. Число листованкеты определяется количеством и длиной вопросов и используемым шрифтом. Число вопросов одновременно определяет и внутренний, психологический аспект размераанкеты. Чем больше вопросов, тем выше вероятность отторжения анкеты респондентом. Диапазон основной маесы психологических и социологических анкет от 3 до 100 вопросов. На практике опыт и интуиция исследователя определяют число вопросов, сообразуясь со временем, потребным для ее заполнения. Оптимумом считается 20– 30 минут [55, с. 146; 389, с. 285].

4. Метод опроса в психологии

4. Метод опроса в
психологии

Опрос

метод психологического исследования,
заключающийся в свободе информации,
полученной в виде ответов на поставленные
вопросы. Методы опроса могут применяться
во многих случаях: когда фактор который
нужно учесть, плохо поддается внешнему
контролю; когда изучаемый фактор легко
выделяют операторы, но для его тщательного
учета в наблюдении или эксперименте
требуется очень длительное или сложное
исследование; когда другие методы не
дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается
в задавании людям специальных вопросов,
ответы на которые позволяют исследователю
получить необходимые сведения в
зависимости от задач исследования. К
особенностям опроса можно причислить
его массовость, что вызвано спецификой
задач, которые им решаются. Массовость
обуславливается тем, что психологу, как
правило, требуется получение сведений
о группе индивидов, а не изучение
отдельного представителя.

Опросы разделяют
на стандартизированные и нестандартизированные.
Стандартизированные опросы можно
рассматривать как строгие опросы, дающие
прежде всего общее представление об
исследуемой проблеме. Нестандартизированные
опросы менее строгие в сравнении со
стандартизированными, в них отсутствуют
жёсткие рамки. Они позволяют варьировать
поведение исследователя в зависимости
от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов
сначала формулируют программные вопросы,
соответствующие задаче решения, но
которые доступны для понимания лишь
специалистам. Затем эти вопросы
переводятся в анкетные, которые
сформулированы на доступном неспециалисту
языке.

Опрос
может проводиться в различной форме
:
анкетирование, интервью, беседа,
социометрический метод, метод полярных
баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет
собой стандартный набор вопросов,
подобранных таким образом, чтобы выявить
искомый фактор и его особенности с
помощью прямых и косвенных вопросов,
на которые опрашиваемые дают письменные
ответы.

Интервью
представляет
собой набор вопросов по анкетному типу,
но проводиться в форме живой беседы,
содержание которой может быть
запрограммировано.

Беседа
— предусматривает прямое или косвенное,
устное или письминное получение от
изучаемого сведений о его деятельности,
в которых объективируются свойственные
ему психологические явления. Виды
бесед
:
непринужденная, интервью, вопросники,
психологические анкеты.

Методы социометрии
и полярных балов — это тоже методы
вопросного типа, но с их помощью решается
ограниченный круг задач, характеризующих
особенности групповой деятельности.
Результаты опроса обрабатываются обычно
статистическими методами.

Для
успешного проведения опроса

необходимо выполнение ряда правил:
опрос не должен быть слишком трудоемким;
вопросы должны быть понятны испытуемому;
не следует задавать наводящих вопросов,
поскольку они могут предопределить
характер ответов и сделать их
недостоверными; отвечающий на вопросы
должен быть уверен в целесообразности
опроса и не бояться отрицательных
последствий ответов. Опрос обычно
предваряется предисловием, создающим
атмосферу доверия и понимание единства
целей исследователя и опрашиваемого.
Возможность не указывать свою фамилию
на опросном листе в ряде случаев позволяет
получить более полную информацию.

Устный
опрос
применяется
когда желательно вести наблюдение за
поведением и реакциями человека,
отвечающего на вопросы. Этот вид опроса
дает много инфо, но требует спец.подготовки,
обучения, больших затрат по времени для
проведения. Письменный
опрос
позволяет
охватить большое число людей. Анкета.
Нельзя учесть реакции на содержание
вопросов. Свободный
опрос

разновидность устного или письменного
опроса, при которой перечень задаваемых
вопросов и возможных ответов на них
заранее не ограничен определленными
рамками. Тесты
специализированный
метод психодиагност.обследования,
применяя которые можно получить точную
количественную или качественную
характеристику изучаемого явления.
Отличаются четкой процедурой сбора и
обработки первичных данных, а также
своеобразием и последующей итепретацией.
Бывают тест-опросники и тест-задания.
Тест-задание предполагает оценку
психологии и поведения человека на базе
того, что он делает. Проективные тесты
в них лежит механизм проекции, согласно
которому неосознаваемые собственные
качества, особенно недостатки, человек
склонен приписывать другим людям.

АНКЕТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — это… Что такое АНКЕТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ?



АНКЕТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
— не предусматривает общности места и времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. А.и. проводится чаще всего по месту жительства, когда анкетер, объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по мере надобности консультирует его по технике заполнения. Эта форма анкетирования увеличивает затраты времени на опрос по сравнению с групповым анкетированием, но обеспечивает контроль за правильностью отбора респондентов и полный возврат анкет. А.и. по форме сближается со стандартизированным интервью, когда интервьер работает с закрытыми вопросниками (см. Вопрос закрытый) без использования карточек. В практике опросов эти две формы часто используются параллельно, т. е. по одному вопроснику проводится в одних случаях стандартизированное интервью, напр, с пожилыми респондентами, затрудняющимися в чтении или нуждающимися в дополнительных пояснениях по поводу смысла вопросов, а в других — анкетирование в присутствии анкетера, к к-рому в случае необходимости обращается за консультацией самостоятельно работающий с анкетой респондент. Возможно использование тех же способов контроля качества заполнения анкеты, что и в групповом анкетировании (см. Анкетирование групповое). Лит.: см. к ст. Опрос.. О. М. Маслова

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М.
Г.В. Осипов.
1999.

  • АНКЕТИРОВАНИЕ ГРУППОВОЕ
  • АНКЕТИРОВАНИЕ ПОЧТОВОЕ

Смотреть что такое «АНКЕТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ» в других словарях:

  • Анкетирование индивидуальное — опрос респондента с помощью раздаточной анкеты, осуществляемый в непосредственном контакте исследователя с опрашиваемым, который отвечает на письменные вопросы, при необходимости получая консультацию анкетера, при необходимости получая… …   Социологический словарь Socium

  • АНКЕТИРОВАНИЕ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС) — разновидность метода опроса, при к ром общение между социологом исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредствуется анкетой (см. Анкета социологическая). Разновидности А. выделяются по различн, основаниям …   Российская социологическая энциклопедия

  • Метод анкетирования — Метод анкетирования  психологический вербально коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов  анкета. В социологии анкетирование  это… …   Википедия

  • IPO — (Публичное размещение) IPO это публичное размещение ценных бумаг на фондовом рынке Сущность понятия публичного размещения (IPO), этапы и цели проведения IPO, особенности публичного размещения ценных бумаг, крупнейшие IPO, неудачные публичные… …   Энциклопедия инвестора

  • АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ — разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (см. Анкетирование). Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Социальная работа — Социальная работа  профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… …   Википедия

  • Оценка региональной и муниципальной политики — Основная статья: Оценка программ Содержание 1 Основания для проведения оценки региональной и муниципальной политики …   Википедия

  • МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ — (гр. methodos путь исследования) средства анализа, способы проверки и оценки политической теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.… …   Политология: словарь-справочник

Анкетирование, изучение результатов деятельности, тестирование, социометрический метод

Анкетирование– метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе испытуемых с помощью анкет.

Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направлен-ных на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей.

Оформление анкеты – подготовка своего рода сценария для беседы с опрашиваемым. Если беседа общая – это интервьюирование, если беседа заочная – анкетирование. Главным компо-нентом анкеты является не вопрос как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему замыслу исследования. Анкета должна учитывать уровень общей культуры и психологию опрашиваемых. В организации материала анкеты и расположении вопросов необходимо учитывать последующий способ обработки полученных данных.

Основные требования к анкете: а) вопросы должны отвечать исследовательской задаче;
б) сформулированы ясно, конкретно, с учетом возрастных особенностей опрашиваемых и терминологии, принятой в их среде; в) одинаково понимаемы всеми отвечающими; г) быть стилистически грамотными.

Изучение результатов деятельности – анализ таких продуктов деятельности детей, как их рисунки, лепка, аппликации, конструкции, поделки, сочиненные ими сказки, стихи. Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя. То, что ребенок делает по прямым указаниям взрослых, помогает выявить имеющиеся у него возможности понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и т.п. Гораздо более важны результаты самостоятельной деятельности, особенно рисунки, созданные ребенком по замыслу. Так, детские рисунки послужили многим исследователям материалом для выводов о разных сторонах психического развития ребенка. В них выражаются особенности восприятия детей и склады-вающихся у них представлений об изображаемых предметах. Например, по рисункам можно видеть, какую роль в образовании представлений о предметах играют собственные действия ребенка с этими предметами: обычно в рисунках подчеркиваются те особенности, с которыми ребенок познакомился в процессе действия. Детские рисунки дают возможность в известной мере судить и об уровне умственного развития их авторов. Установлено, что рисунки умственно отсталых дошкольников отличаются примитивностью содержания и удивительным однообразием.



Ярко проявляется в детском рисовании и отношение к окружающему. Оно влияет и на выбор сюжета, и на способ изображения, в частности на окраску предметов и персонажей (нередко дети закрашивают изображение “плохих” людей и животных черной краской).


Изучение результатов деятельности не показывает, как ребенок работал над получением того или иного продукта. Этот метод потому и является вспомогательным. Опираясь только на его данные, исследователь может допустить грубую ошибку. Вот перед нами рисунок пятилетнего ребенка: фигуры людей едва намечены отдельными нечеткими линиями, лист зачерчен непонятными каракулями. Можно подумать, что ребенок умственно отсталый. Но оказывается, что он играл в войну и сопровождал воображаемые действия героев черканием по бумаге. Остальное выражалось словами. Рисунки этого ребенка, выполненные при других обстоятельствах, выглядят совершенно по-другому.

Следовательно, продукты деятельности дают достаточно достоверный материал в том случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.

Изучение рисунков, аппликаций, конструкций, созданных детьми, нередко применяется и в сочетании с разными видами эксперимента. В этих случаях по особенностям продуктов деятельности можно судить о том влиянии, которое оказывают на деятельность условия, созданные в эксперименте. Так, в исследовании, посвященном развитию восприятия формы предметов, группе детей, участвующих в эксперименте, и контрольной группе были даны задания на изготовление сложной аппликации по образцу. Резкие различия в результатах выполнения этого задания послужили основанием для вывода, что формирующий эксперимент действительно привел к овладению новым уровнем развития восприятия: хотя никакого специального обучения не происходило, дети, принимавшие в нем участие, сумели значительно лучше, чем их сверстники, уловить особенности образца и воспроизвести их в своих работах.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у ребенка необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Этот метод служит для сравнения детей по уровню знаний и умений, уровню общего умственного развития или развития отдельных психических процессов и качеств. Такое сравнение проводят на основании предварительно установленных возрастных норм. При помощи тестов можно определить, нормально ли развит ребенок для своего возраста, или его развитие отклоняется от нормы в ту или иную сторону (выше или ниже нормы).

Тест – система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает отметку в баллах. Правила проставления баллов обычно очень просты и однозначны. Отметка не должна зависеть от личного впечатления человека, проводящего испытание. Каждое задание, входящее в тест, дается не в одном, а в нескольких вариантах: ведь одно задание ребенок может выполнить удачно или неудачно в зависимости от случайных причин, а степень успешности выполнения ряда сходных заданий вряд ли окажется случайной.

При разработке тестов подбирают задания такой сложности, чтобы выполнить все их полностью дети не могли. Задания дают большому количеству детей одного возраста (не менее чем 200) и вычисляют среднюю успешность их выполнения (средний балл по всем детям).
Эта средняя успешность и принимается в качестве возрастной нормы. Для детей разных возрастных групп иногда разрабатываются разные тесты, а иногда один и тот же тест. Во втором случае для каждой группы устанавливается своя норма. Процесс проверки тестовых заданий и установления возрастных норм называется стандартизацией теста. После стандартизации тест не допускает никаких изменений. Дети, обследуемые с помощью теста, должны выполнять точно те же задания и в точно тех же условиях, что и дети, на чьих показаниях выводилась норма. Поэтому метод тестов называют иногда методом стандартизованных испытаний.

Социометрический метод – метод исследования межличностных взаимоотношений, склады-вающихся между детьми, положения, которое занимает каждый ребенок в группе сверстников. Когда изучают группу школьников, им обычно раздают анкеты с рядом вопросов такого типа:
“С кем ты хочешь пойти в туристический поход?”; “С кем ты хочешь жить в одной палатке?”; “Кого бы ты пригласил к себе на день рождения?”; “С кем ты хочешь сидеть за одной партой?”
и т.д. Для детей дошкольного возраста подобные вопросы не подходят. Их взаимоотношения обычно выясняют при помощи “выбора в действии”. Дети по одному приглашаются, например, в раздевалку. Каждому дают три вещи (игрушки, картинки) и просят сказать, какая из них нравится ему больше всех, какая меньше, какая совсем не нравится. Затем испытуемому предлагают “по секрету” подарить каждую вещь тому ребенку из группы, кому он хочет (положить ее в шкафчик этого ребенка).

Распределение подарков служит основанием для составления особой таблицы – социограммы, из которой видно, какие дети пользуются наибольшей популярностью в группе (получили наи-большее количество подарков), какие меньшей, какие вовсе не привлекают симпатии сверстников. Социограмма показывает также взаимность выборов и позволяет сделать предположения о дружеских связях между детьми или стремлении к таким связям. Так же как тесты в области умственного развития, социограмма дает только внешнюю картину взаимоотношений между детьми. Причины возникших привязанностей или антипатий должны устанавливаться при помощи других методов исследования.

2 ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В начале XX в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный с трудностями поиска объективных методов исследования психики. В результате дискуссий ученые приходили к мнению о невозможности найти общее понимание того, что же является целью психологических исследований, что должна изучать психологическая наука и с помощью каких методов. Поэтому, прежде единая, психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному рассматривают предмет психологии и предлагают разные методы исследования психики, в том числе и психического развития детей.

Разным было и само понимание психического развития, его закономерностей и условий, способствующих и препятствующих его протеканию. Исходя из взглядов на эти важнейшие проблемы, ученые строили свои концепции о роли наследственности и среды в развитии детей, значении общения и обучения в оптимизации этого процесса. В то же время подходы к пониманию детской психики вытекали из общепсихологических постулатов определенной школы, что и дает возможность объединить концепции разных психологов, работавших в русле единого психологического направления.

КАКИЕ ВОПРОСЫ У ПСИХОЛОГА СЕГОДНЯ?

Дэвид Г. Майерс: Во-первых, с благословения Джона Брокмана, это психологи, которые ответили на его вопрос:

.

«Разработали ли люди модули убийства — психологические механизмы, специально предназначенные для убийства других людей в определенных контекстах?» — Дэвид Басс, Техасский университет

«Как будет расширяться разум, если мы поймем, как мозг образует разум?» — Уильям Х. Кальвин, Вашингтонский университет

«Как бы она ни подходила для экономики,« рыночная модель »является совершенно неадекватной моделью для остального человеческого общества.С упадком религиозных убеждений и медленными темпами изменений в правовом кодексе, как мы можем воспитывать людей и учреждения, которые могут сопротивляться чисто рыночной ориентации во всех сферах жизни? »- Говард Гарднер, Гарвардский университет

«Учитывая недавнее открытие происхождения жизни из пептидов, а не из ДНК, возможно ли для нас создать новые формы жизни с новым образом мышления?» Марк Д. Хаузер, Гарвардский университет «Почему музыка доставляет такое удовольствие?» — Николас Хамфри, Новая школа социальных исследований

«Как мозг представляет значение предложения? — Стивен Пинкер, MIT

.

«Способствуют ли эмоции развитию интеллекта, и если да, то каковы последствия для развития технологии« аффективных вычислений »?» — Роберт Провайн, Университет Мэриленда

Теперь ответы на вопрос, заданный The Psychology Place:

.

Ответы ведущих ученых-психологов

Какой вопрос вы задаете себе — вопрос, который сейчас больше всего интересует вас?

«Как мы можем найти эффективные способы повлиять на людей, избавляясь от дисфункционального поведения.Например, как мы можем повлиять на людей, чтобы они были менее агрессивными, менее предвзятыми, более сострадательными к себе и другим, не вступали в небезопасный секс, более сочувствующими, более защищающими окружающую среду, менее агрессивными ». — Элиот Аронсон, Калифорнийский университет , Санта-Крус

«Я склонен быть интеллектуальным дилетантом и переходить от одной загадки к другой. За последние 3 года я публиковал статьи о экстрасенсорном восприятии и факторах, влияющих на сексуальную ориентацию человека.Однако единственной преемственностью на протяжении всей моей карьеры был мой интерес к убеждениям, взглядам и идеологиям людей, особенно к общественному мнению по социальным вопросам. Таким образом, даже в моей работе над экстрасенсорным восприятием меня интересовало, какие аргументы и данные убеждают скептических психологов быть более открытыми в отношении возможности существования экстрасенсорного восприятия. В своей работе по сексуальной ориентации меня интересовало, как отношение к гомосексуализму связано с убеждениями в причинах сексуальной ориентации и что заставляет представителей общественности изменить это отношение.»- Дэрил Дж. Бем, Корнельский университет

«Вопрос, который я задаю себе сейчас, заключается в том, как люди активно пытаются улучшить и защитить качество своих близких романтических отношений. Мне особенно интересно узнать, осведомлены ли они о степени, в которой внешние условия окружающей среды влияют на качество отношений, и если они намеренно манипулируют средой, в которой заложены отношения, чтобы улучшить качество отношений «. — Эллен Бершайд, Миннесотский университет

«Самый захватывающий вопрос для меня: как разум / мозг делает возможным создание воображаемых« ментальных моделей »пространственных схем и событий, которые происходят в них, когда человек читает или слушает повествовательную историю? Какова природа эта невероятная умственная способность, позволяющая нам вызывать яркие образы мест, персонажей, действий и эмоциональных реакций из небольшого набора простых слов на печатной странице? » —Гордон Бауэр, Стэнфордский университет

«Таких вопросов очень много, от очень технических до более общих.Что касается первого конца спектра, я активно участвовал в совсем недавней работе, которая стремится показать, что способность человеческого языка может быть в важных отношениях «оптимальным решением» для «проектных спецификаций», навязанных внешними системами, с которыми она взаимодействует. в уме / мозгу (так называемая «программа минимализма») »- Ноам Хомски, Массачусетский технологический институт

«Я всю свою жизнь работал над созданием поля, посвященного облегчению одной огромной области человеческих страданий.Сегодня то, что побуждает меня продолжить ту работу, которую я делаю сегодня, — это мое желание увидеть преимущества этой работы, которые действительно приносят нуждающимся », — Уильям К. Демент, Стэнфордский университет

«Чем люди различаются по своему эмоциональному опыту, и какие последствия несоответствие эмоционального опыта имеет для того, как люди могут жить и работать вместе». — Пол Экман, Калифорнийский университет, Сан-Франциско

«Что такое универсальные концепции, лежащие в основе структуры которых разделяют все люди, и какая теория обучения объясняет их развитие в различных средах?» — Рочель Гельман, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес,

«Вопрос, который меня сейчас больше всего интересует, — это точная природа связи между событиями в мозге, описанными языком нейробиологии, и психологическими событиями, описываемыми с помощью словаря социальных наук.»- Джером Каган, Гарвардский университет

«Как значение слов, предложений и текстов представлено в человеческом сознании? Можем ли мы разработать вычислительную модель для моделирования того, как люди понимают язык?» — Уолтер Кинч, Университет Колорадо, Боулдер

«Каковы пределы податливости наших воспоминаний? Как мы можем вспомнить переживания, которых с нами никогда не случалось? Почему мы развивались с воспоминаниями, которые работают таким образом?» — Элизабет Лофтус, Вашингтонский университет

«Как опыт структурирует наши перцептивные и концептуальные представления, так что некоторые вещи становятся самоочевидными (независимо от того, истинны они или нет), в то время как другие навсегда выходят за рамки нашего понимания?» — Джей Макклелланд, Университет Карнеги-Меллона,

«Как« истории », которые дети учатся рассказывать себе и другим (о себе и мире), развиваются и влияют на их поведение в будущем?» — Дон Мейхенбаум, Университет Ватерлоо

«Как это возможно, что такое количество общих слов с множеством значений приводит к такой небольшой двусмысленности в языковой коммуникации?» — Джордж Миллер, Принстонский университет

«Как психологи могут измерять, понимать и развивать человеческие сильные стороны и гражданские добродетели?»- Мартин Э. П. Селигман, Пенсильванский университет

.

«Как люди решают проблему того, чтобы быть в одно и то же время верными своей личной идентичности и чувствительными к требованиям, предъявляемым к ним их социальными мирами?» — Марк Снайдер, Университет Миннесоты

«Как мозг осуществляет обучение и память?» — Ларри Сквайр, Калифорнийский университет, Сан-Диего,

«Сейчас меня больше всего интересует вопрос, как мы можем понять человеческое поведение со ссылкой не только на динамику социальных групп и индивидуальной психологии, но также путем интеграции важных наблюдений из поведенческой генетики, поведенческой нейробиологии и эволюционной биологии.Другими словами, меня интересует, как построить по-настоящему синтетическую науку о поведении », — Шелли Тейлор, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес,

.

«Почему люди, кажется, не знают, что большинство форм памяти имеют мало общего с прошлым, и что только то, что было« памятью »для Уильяма Джеймса, и что такое« эпизодическая память »сегодня?» (Я предлагаю вам обсудить этот вопрос со своими учениками, BE

.

Глава 1 Вопросы с множественным выбором — PSYC 1200 — U of M

1) Согласно учебнику, дисциплина психологии лучше всего определяется как
а. сборник принципов самопомощи, используемых для лечения психических расстройств.
б. сочетание гипотез и личной интуиции о человеческом поведении и ментальном
процессы.
с. процесс поощрения людей к раскрытию своего максимального потенциала.
д. научное изучение поведения, мышления и опыта.

Ответ: d
Ссылка на страницу: 3
Навык: Фактический
Цель: знать ключевую терминологию научного метода.

2) Какое из следующих утверждений относительно основополагающих целей психологии ЛОЖНО?
а. Психология предполагает исследование роли структур мозга в поведении человека.
б. Психология сосредоточена на лечении всех психологических расстройств.
с. Область психологии фокусируется на понимании влияния генетики и окружающей среды на
поведение.
д. Психология фокусируется на понимании того, как много различных факторов влияют на
развитие психических расстройств.

Ответ: b
Ссылка на страницу: 3
Навык: концептуальный
Цель: знать ключевую терминологию научного метода.

3) Какой процесс используется во всех областях психологии?
а. научный метод
б. курирование мнений
с. вера в то, что подсознание определяет поведение человека
д. наука убеждения

Ответ: a
Ссылка на страницу: 3
Навык: концептуальный
Цель: знать ключевую терминологию научного метода.

4) Ученый лучше всего описывается как
а. человек, проводящий эксперименты.

г. человек, который анализирует образцы или комбинирует химические вещества, чтобы ответить на вопросы о
Мир.с. человек, который изучает биологию, химию, физику или геологию.
д. человек, который приходит к выводам на основе тщательной системы наблюдения, прогнозирования,
и тестирование.

Ответ: d
Ссылка на страницу: 3
Навык: концептуальный
Цель: знать ключевую терминологию научного метода.

5) Кэролайн интересуется, как черношапочные синицы находят тайники с семенами.
они хранились несколькими месяцами ранее. Она наблюдает за синицами в парке и замечает, что они
обычно прячут еду на деревьях рядом с достопримечательностями, такими как скульптуры или скамейки.Она предсказывает, что
перемещение этих ориентиров после того, как цыплята соберут еду, не позволит им
находя его позже, и ставит эксперимент, чтобы проверить свое предсказание. Подход Кэролайн — это
пример
а. лженаука.
б. научный метод.
с. развитие теории.
д. биопсихологическая модель.

Ответ: b
Ссылка на страницу: 3–
Навык: прикладной
Цель: понять этапы научного метода.

6) Сбор наблюдений, проверка прогнозов о том, как лучше всего объяснить наблюдения, и
развивающиеся теории являются частью
а.научный метод.
б. лженаука.
с. биопсихосоциальная модель.
д. психоаналитическая модель.

Ответ: a
Ссылка на страницу: 3–
Навык: концептуальный
Цель: понять этапы научного метода.

г. Гипотезы должны быть очень конкретными, чтобы их можно было доказать как правильные или неправильные.
д. Теория строится на наблюдениях и ряде проверенных гипотез.

Ответ: d
Ссылка на страницу: 3–
Навык: концептуальный
Цель: понять этапы научного метода.

11) Рэнди занимается исцелением кристаллами: использование различных кристаллов для лечения
расстройства от головных болей до рака. Хрустальные целители, такие как Рэнди, используют научную терминологию
(например, энергия, вибрации и т. д.) при объяснении техники пациентам, но не используйте
научный метод для разработки или проверки своих утверждений. Кристаллическое исцеление лучше всего отнести к категории a (n)
а. теория.
б. лженаука.
с. гипотеза.
д. не-наука.

Ответ: b
Ссылка на страницу: 4
Навык: прикладной
Цель: знать ключевую терминологию научного метода.

12) Термин псевдонаука относится к
а. изучение психологии и связанных с ней явлений путем сбора наблюдений, разработки
теории, чтобы объяснить их, и использовать теории, чтобы делать прогнозы.
б. гипотезы, отвергнутые тщательным наблюдением и проверкой.
с. утверждения и идеи, которые представлены как научные, но не используют основы научного метода
в поддержку своих требований.
д. теории, которые еще не доказаны.

Ответ: c
Ссылка на страницу: 4
Навык: Фактический
Цель: знать ключевую терминологию научного метода.

13) Астрология считается псевдонаукой, потому что
а. его утверждения не могут быть научно проверены.
б. его утверждения представлены как научные, но не были продемонстрированы с использованием научного метода
с. астрологию можно доказать, используя соответствующие научные методы.

г. это всего лишь теория, а не научный факт.

Ответ: b
Ссылка на страницу: 4
Навык: концептуальный
Цель: знать ключевую терминологию научного метода.

14) В науке теорию можно определить как
а.проверяемое предсказание о процессах, которые можно наблюдать и измерять.
б. объяснение широкого диапазона наблюдений, порождающее новые гипотезы.
с. личное мнение или убеждение по определенной теме.
д. идея, которая представлена ​​как наука, но не использует основные принципы научных
метод.

Ответ: b
Ссылка на страницу: 4
Навык: Фактический
Цель: проанализировать использование термина «научная теория».

15) __ являются общими принципами или пояснениями, тогда как ____ являются конкретными
прогнозы.а. Теории; гипотезы
б. Гипотезы; теории
с. Теории; наблюдения
д. Гипотезы; наблюдения

Ответ: a
Ссылка на страницу: 3–
Навык: Фактический
Цель: понять этапы научного метода.

16) Что общего у гипотез и теорий?
а. Оба они способны доказать истинность факта.
б. Они оба объединяют многочисленные выводы и наблюдения.
с. Оба они являются конкретными предсказаниями о процессах, которые можно проверить.
д. Оба они поддаются фальсификации.

Ответ: d

Навык: Прикладной
Цель: проанализировать использование термина «научная теория».

20) Доктор Престон — психолог, изучающий депрессию. Она понимает, что развитие
депрессии сложна и включает в себя многие факторы в ее исследованиях, таких как генетика, мозг
химия, культурные влияния и влияние друзей и семьи. Доктора Престона
понимание депрессии является примером
а. социокультурная перспектива.
б. биопсихосоциальная модель.
с. псевдонаучная теория.
д. биологическая перспектива.

Ответ: b
Ссылка на страницу: 5
Навык: прикладной
Цель: применить биопсихосоциальную модель к поведению.

21) Два исследователя заинтересованы в понимании успехов студентов в университете. Доктор Бейкер
фокусируется на влиянии генов и анатомии мозга студентов, в то время как доктор Родригес сосредотачивается на
культурный фон и межличностные отношения студентов. Доктор Бейкер исследует
успех учеников с точки зрения _____ , в то время как доктор Родригес подходит к этому с точки зрения
____ перспектива.
а. биологическое; психологический
б. психологическое; социокультурная
с. социокультурная; психологический
д.биологическое; социокультурный

Ответ: d
Ссылка на страницу: 5
Навык: прикладной
Цель: применить биопсихосоциальную модель к поведению.

22) Биопсихосоциальная модель предполагает, что
а. поведение часто можно полностью объяснить, только сочетая несколько точек зрения.
б. хотя многие факторы влияют на поведение, биологические факторы имеют большее влияние, чем
как психологические, так и социокультурные факторы.
с. по мере развития человека влияние на поведение переместилось с биологических факторов на более
социокультурные факторы.д. простейшее объяснение поведения обычно является правильным.

Ответ: a
Ссылка на страницу: 5
Навык: концептуальный
Цель: применить биопсихосоциальную модель к поведению.

23) Что из нижеперечисленного ВЕРНО о концепции научной грамотности?
а. Только обученные ученые считаются научно грамотными.
б. Научная грамотность — это способность отвечать на вопросы фундаментальной науки, не заглядывая в
ответы.
с. Человек, который может понимать, анализировать и применять научную информацию, демонстрирует
научная грамотность.д. Знание научной терминологии — основной компонент научной грамотности.

Ответ: c
Ссылка на страницу: 6–
Навык: концептуальный
Цель: понять концепцию научной грамотности.

24) Способность понимать, анализировать и применять научную информацию называется
а. научный метод.
б. научная грамотность.
с. скепсис.
д. обобщение.

Ответ: b
Ссылка на страницу: 6
Навык: Фактический
Цель: понять концепцию научной грамотности.

25) Мисс Патель — учительница третьего класса. У нескольких детей в ее классе были проблемы
сосредоточившись и сидя неподвижно, она находит несколько статей из рецензируемых научных журналов
на гиперактивность и внимание у маленьких детей. Хотя она не ученый, г-жа Патель может
понять и использовать информацию из статей, чтобы изменить расписание занятий, чтобы
помочь улучшить внимание. Этот пример демонстрирует г-жу Патель
а. интуиция на поведение детей.б. биопсихосоциальная перспектива для понимания поведения.
с. научная грамотность.
д. предубеждения в отношении поведения детей.

Ответ: d
Ссылка на страницу: 7–
Навык: концептуальный
Цель: понять концепцию научной грамотности.

29) Хосе читает в статье из психологического журнала, что люди склонны запоминать первое и
последние несколько элементов в длинных списках информации, но у них больше всего проблем с запоминанием элементов в
середина. Он сразу же начинает думать о том, как использовать эту информацию, чтобы изменить свой образ жизни.
он изучает длинный список словарных терминов для предстоящего экзамена.Какая часть научного
модель грамотности демонстрирует ли это?
а. применение научной информации
б. научное объяснение
с. сбор знаний
д. критическое мышление

Ответ: a
Ссылка на страницу: 7–
Навык: прикладной
Цель: понять концепцию научной грамотности.

30) Лучшая подруга Кэролайн говорит ей, что употребление перца чили с каждым приемом пищи увеличит ее
метаболизм и помочь ей сжечь больше калорий. «Это звучит интересно, — говорит Кэролайн, — но
есть ли какие-либо научные доказательства, подтверждающие это утверждение? »Вопрос Кэролайн показывает, какой элемент
критического мышления?
а.принцип бережливости
б. цинизм
с. терпеть двусмысленность
д. скептицизм

Ответ: d
Ссылка на страницу: 8
Навык: прикладной
Цель: знать ключевую терминологию этого модуля.

31) Скептически относиться к претензии означает
а. сомневаясь, есть ли веские доказательства в поддержку этого.
б. понимая, что на самые сложные вопросы есть сложные ответы.
с. не веря утверждениям, несмотря ни на что.

г. верить утверждению, если не представлены доказательства обратного.

Ответ: a
Ссылка на страницу: 8
Навык: концептуальный
Цель: знать ключевую терминологию научного метода.

32) Какая привычка мыслителя критически мешает вам основывать свои выводы на
плохое исследование?
а. изучение предположений и предубеждений
б. изучение характера и источника доказательств
с. терпеть двусмысленность
д. избегание чрезмерно эмоционального мышления

Ответ: b
Ссылка на страницу: 8
Навык: концептуальный
Цель: применить шаги критического мышления.

33) Для классного проекта Мукиса прочитал о результатах нескольких исследований по выяснению причин
шизофрении.Некоторые исследования показали, что шизофрения является генетической, в то время как другие
указали, что шизофрения может быть вызвана факторами окружающей среды. В конце концов, Мукиса
пришлось признать, что шизофрения — сложное заболевание, и что, вероятно, не существует ясного
вырежьте причину, по которой некоторые люди ее развивают. Это иллюстрирует, какой навык критического мышления?
а. изучение предположений и предубеждений
б. изучение характера и источника доказательств
с. терпеть двусмысленность
д. рассматривая альтернативы

Ответ: c
Ссылка на страницу: 8
Навык: прикладной
Цель: применить шаги критического мышления.

34) Что из перечисленного ВЕРНО о критическом мышлении?
а. При правильном использовании все, кто его использует, придут к такому же выводу.
б. Это заставляет нас проверять наши собственные предположения и предубеждения.
с. Это часто требует отрицательного или произвольного критического отношения к идеям других людей.
д. Это всегда гарантирует правильный ответ.

Ответ: a
Ссылка на страницу: 9
Навык: прикладной
Цель: применить шаги критического мышления.

38) __ — это идея, что знания приобретаются посредством наблюдения и опыта.а. Детерминизм
б. скупость
с. скептицизм
д. Эмпиризм

Ответ: d
Ссылка на страницу: 12
Навык: концептуальный
Цель: знать ключевую терминологию истории психологии.

39) Психолог-исследователь интересуется, играют ли дети, которые играют в жестокие видеоигры,
демонстрируют агрессивное поведение выше среднего в реальной жизни. Какой подход к этому вопросу мог бы
психолог возьмёт, что соответствовало бы принципам эмпиризма?
а. Используйте здравый смысл и общественное мнение, чтобы определить, есть ли связь.б. Попросите детей порассуждать о том, замечают ли они связь между воспроизведением видео.
игры и их агрессия.
с. Тщательно измерьте тип и количество детских видеоигр, а затем понаблюдайте за их
поведение.
д. Попросите родителей и учителей поделиться общими наблюдениями о видеоиграх, которые играют их дети.
игры и их поведение.

Ответ: c
Ссылка на страницу: 12
Навык: прикладной
Цель: проанализировать, как философские идеи эмпиризма и детерминизма применяются к
человеческое поведение.

40) Какой из следующих вопросов представляет собой эмпирический вопрос?
а. Был бы Мартин Лютер Кинг-младший хорошим американским президентом?
б. В чем смысл жизни?
с. Была ли нужна война 1812 года?
д. Есть ли жизнь на других планетах?

Ответ: d
Ссылка на страницу: 12
Навык: прикладной
Цель: знать ключевую терминологию истории психологии.

41) Доктор Шапиро — школьный психолог, который заметил, что ученик пятого класса недавно
начал плохо себя вести и отставать в учебе.Он решает, что должна быть причина для
внезапные проблемы студента и решает попытаться выяснить, что это такое. Убеждение доктора Шапиро, что
поведение ученика является результатом неизвестной причины.
а. детерминизм.
б. скупость.
с. скепсис.
д. эмпиризм.

Ответ: a
Ссылка на страницу: 12
Навык: прикладной
Цель: проанализировать, как философские идеи эмпиризма и детерминизма применяются к
человеческое поведение.

42) Согласно принципу ___ , человеческое поведение является результатом внутреннего
и внешние воздействия.а. свободная воля
б. материализм
с. детерминизм
д. эмпиризм

Ответ: c
Ссылка на страницу: 12
Навык: концептуальный
Цель: проанализировать, как философские идеи эмпиризма и детерминизма применяются к
человеческое поведение.

43) Вера в то, что поведение следует законным причинно-следственным связям, известна как
а. свободная воля.
б. материализм.
с. эмпиризм.
д. детерминизм.

Навык: Фактический
Цель: понять, как различные философские и научные области оказали большое влияние.
по психологии.

47) Гиппократ, один из первых, кто связал личность с физиологией.
предположил, что четыре ____ несут ответственность за влияние на личность человека.
а. темпераменты
б. Humours
с. желчи
д. области мозга

Ответ: b
Ссылка на страницу: 12
Навык: Фактический
Цель: знать ключевую терминологию истории психологии.

48) В определенной культуре в определенные периоды ее истории преобладают общие верования и
отношения, известные как
а.Zeitgeist.
б. эмпиризм.
с. скупость.
д. детерминизм.

Ответ: a
Ссылка на страницу: 13
Навык: Фактический
Цель: знать ключевую терминологию истории психологии.

49) Какова основная причина того, что психология заняла почти 300 лет, согласно учебнику?
дольше физики, биологии и химии стать научными?
а. Ранняя научная методология была слишком примитивной, чтобы использовать ее для изучения психики.
б. В 1600-х годах были приняты законы, запрещавшие изучение разума.
с. Мало кто интересовался разумом и поведением до 20 века.д. Дух времени 1600-х годов не позволял людям поверить в то, что наука может быть применена к
изучение разума.

Ответ: d
Ссылка на страницу: 13
Навык: Фактический

Цель: Знать ключевую терминологию истории психологии.

50) Согласно учебнику, ученые 1600-х годов, вероятно, не применяли научную методологию
к изучению разума и человеческого поведения из-за какой веры?
а. Они считали, что научный метод не работает.
б. Они считали, что человеческое поведение уже хорошо изучено.с. Они считали, что люди — это нечто большее, чем просто физические машины, и их нельзя изучать с помощью
наука.
д. Они считали религиозным грехом попытки изучить природу разума и души.

Ответ: c
Ссылка на страницу: 13
Навык: концептуальный
Цель: понять, как различные философские и научные области оказали большое влияние.
по психологии.

51) Вера в то, что разум или душа отделены от физического тела, известна как
____ , тогда как вера в то, что люди являются полностью физическими существами, называется
_____ .а. детерминизм; эмпиризм
б. эмпиризм; детерминизм
с. дуализм; материализм
д. материализм; дуализм

Ответ: c
Ссылка на страницу: 13
Навык: Фактический
Цель: знать ключевую терминологию истории психологии.

52) Философ и математик Рене Декарт, как известно, считал, что разум
не был сделан из физической материи и мог существовать вне тела. Вера Декарта в
отношения между разумом и телом можно описать как
а. детерминизм.
б. эмпиризм.с. материализм.
д. дуализм.

Ответ: d
Ссылка на страницу: 13

Цель: Знать ключевую терминологию истории психологии.

56) Что из следующего ВЕРНО относительно теории эволюции Дарвина?
а. Это касается физических характеристик, но не поведения.
б. Это относится к поведению, но не к физическим характеристикам.
с. Поведение формируется эволюцией так же, как и физические черты.
д. Он был дискредитирован вместе с концепцией евгеники Фрэнсиса Гальтона.

Ответ: c
Ссылка на страницу: 13-
Навык: Фактический
Цель: понять, как различные философские и научные области оказали большое влияние.
по психологии.

57) Как, по мнению Дарвина, на поведение влияет естественный отбор?
а. Наше нынешнее поведение — это то, что дало бы нашим предкам больше шансов на
выживание.
б. Поведенческие черты напрямую связаны с физическими чертами, поэтому изменение физических черт привело к
изменение поведения.
с. Люди, которые были более чувствительны к небольшим изменениям в своей среде, чаще
выживать.д. Такие черты личности, как доброта и сочувствие, передавались чаще, чем агрессия.
и упрямство.

Ответ: a
Ссылка на страницу: 13–
Навык: концептуальный
Цель: понять, как различные философские и научные области оказали большое влияние.
по психологии.

58) Предположим, небольшое количество гусей рождается с генетической мутацией, которая заставляет их тратить
больше времени на уход за яйцами. В результате из этих яиц вылупляется больше цыплят, которые затем выживают.
воспроизводить себя.Согласно принципу естественного отбора, какие из следующих
будет вероятный результат?
а. Другие генетические мутации начнут происходить быстрее.
б. Генетически унаследованное поведение станет более распространенным через многие поколения.
с. Генетически унаследованное поведение станет менее распространенным через многие поколения.
д. Скорость генетических мутаций резко снизится.

Ответ: b
Ссылка на страницу: 13–
Навык: прикладной
Цель: понять, как различные философские и научные области оказали большое влияние.
по психологии.

59) Как Чарльз Дарвин мог бы объяснить материнскую агрессию, когда что-то или кто-то
угрожает детям матери?
а. Молодые девушки учатся защищать своих детей, наблюдая за своими матерями.
б. Материнская агрессия — это унаследованная черта, которая выбирается из-за того, что она способствует
выживание потомства.
с. Матери вознаграждаются другими членами их социальной группы за то, что они защищают своих детей.
д. Матери учатся защищать своих детей методом проб и ошибок.

Ответ: b
Ссылка на страницу: 13–
Навык: прикладной
Цель: понять, как различные философские и научные области оказали большое влияние.
по психологии.

60) Локализация функции мозга влияет на область (а)
а. психофизика.
б. социокультурная психология.
с. медицина и психология личности.
д. биологическая и клиническая психология.

Ответ: d
Ссылка на страницу: 15
Навык: Фактический
Цель: знать ключевую терминологию истории психологии.

61) Какие два врача разработали френологию?
а.Галл и Спурцхейм
б. Брока и Вернике
с. Дарвин и Фехнер
д. Гальтон и Вундт

Ответ: a
Ссылка на страницу: 15

,

Работа в области психологии

Психология может привести вас к отличным результатам

Your Career: Psychology Can Take You Great Places

Не нужно далеко смотреть, чтобы увидеть влияние, которое оказывают психологи. Они вносят свой вклад практически во все профессии, от здравоохранения и правоохранительных органов до спортивных достижений и освоения космоса.

Бесконечные возможности

Психология затрагивает все аспекты нашей жизни.

Психологи — это ученые, которые используют данные, собранные как в лабораторных, так и вне лабораторных условиях, для поиска ответов на сложные индивидуальные и социальные вопросы. Они изучают способы помочь людям преодолеть проблемы или обстоятельства со здоровьем и развитием, понять, как функционируют группы, и улучшить совместную работу технологий и людей. Они используют свои исследования для улучшения жизни во всем мире.

Хотя они традиционно изучают и лечат людей с психическими и эмоциональными проблемами, психологи также работают с людьми, чтобы помочь им изменить поведение, которое отрицательно сказывается на их физическом здоровье.Они работают с руководителями предприятий, артистами и спортсменами, чтобы снизить стресс и повысить производительность. Они консультируют юристов по выбору присяжных и сотрудничают с педагогами по школьной реформе. После катастрофы, такой как авиакатастрофа или взрыв, психологи помогают пострадавшим и прохожим оправиться от травмы, нанесенной им. Они работают вместе с представителями правоохранительных органов и органов здравоохранения, используя подход, основанный на данных, для решения таких проблем, как насилие с применением огнестрельного оружия в общинах.

Вовлеченные во все аспекты нашего быстро меняющегося мира психологи должны не отставать от происходящего.Психологи никогда не перестают учиться.

Поднимитесь с психологией

Понимание психологической науки и ее применения является преимуществом в любой карьере. Степень психологии, от степени бакалавра до степени магистра и доктора, помогает сотрудникам выполнять широкий круг задач как в рамках, так и за пределами дисциплины психологии.

Ниже приведены наиболее распространенные степени по психологии и к которым они могут привести:

  • Степень бакалавра — Степень бакалавра психологии предлагается в большинстве колледжей и университетов и обычно требует четырехлетнего обучения.Эта степень может подготовить студентов к работе или продолжению образования. Люди со степенью бакалавра психологии могут работать во многих областях; многие находят работу в сфере государственных дел, образования, бизнеса, продаж, сферы услуг, здравоохранения, биологических наук и компьютерного программирования. Они также могут работать консультантами по трудоустройству, интервьюерами, кадровыми аналитиками, сотрудниками службы пробации и писателями.
  • Степень магистра — получение степени магистра требует дополнительных двух лет курсовой работы и защиты диссертации.В то время как люди со степенью магистра могут продолжить получение докторской степени, те, кто имеет несколько лет опыта работы в бизнесе или промышленности, могут получить работу в области консалтинга и исследования рынка, в то время как другие могут найти работу в правительстве, университетах или в частном секторе в качестве консультантов. , исследователи, сборщики данных и аналитики. Большинство степеней магистра психологии присуждается в области клинической, консультационной, производственной и организационной психологии.
  • Докторантура — докторские степени в области психологии включают докторскую, EdD и PsyD.На каждый заработок уходит от пяти до семи лет. Любой, кто заинтересован в получении докторской степени в качестве пути к карьере в сфере здравоохранения, должен посещать аккредитованное учреждение. Докторская степень, как правило, больше ориентирована на исследования, в то время как PsyD предназначена для тех, кто хочет заниматься клинической работой. Эти степени часто служат ступеньками к целому ряду карьеры в области исследований, правосудия, космоса и воздухоплавания, спорта и многого другого.

Что вы можете сделать

Если вас интересуют человеческий разум и поведение и вы хотите использовать науку для решения проблем, получение степени по психологии — хороший вариант.Это может открыть дверь для получения большего образования и многих возможностей карьерного роста.

Бизнес

Многие компании используют психологическое тестирование, чтобы определить, какие кандидаты на вакансию подходят лучше всего, а многие другие предлагают услуги помощи сотрудникам как часть своих пакетов льгот.

На рабочем месте взаимодействие на рабочем месте, вероятно, было сформировано кем-то со степенью психолога. Люди, работающие в области производственной и организационной психологии, например, нас

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.