Ахматова псевдоним: Анна Ахматова — настоящее имя или псевдоним?

Содержание

9 порочных фактов об Анне Ахматовой, которые вам не расскажут в школе

Позор фамилии, скандальные замужества, мистическая связь с Пушкиным и косвенная вина в смерти мужа

Великая поэтесса Серебряного века Анна Ахматова прожила нелёгкую жизнь, полную драматичных событий, бывших приметами того времени. Она перенесла политические гонения на близких, сама подвергалась цензуре, а некоторые её произведения были опубликованы в России только спустя несколько десятилетий после её смерти. Мы собрали для вас 9 необычных фактов биографии этой сильной и безмерно талантливой женщины.

Элитное постельное белье. ДоставкаКупите постельное белье премиум класса, в подарокродным и близким!Доставка! Мкс!Купите постельное белье премиум класса, в подарокродным и близким!Доставка! Мкс!royalhom.ruМоскваДоставкаБольшой выборПодарок на свадьбуПосудаВазыПостельное бельеПодарок в коробкеПерейтиЯндекс.ДиректСкрыть рекламу:Не интересуюсь этой темой
Товар куплен или услуга найдена
Нарушает закон или спам
Мешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

1. Она взяла псевдоним, потому что отец велел ей не позорить фамилию

Отец Анны, Андрей Антонович Горенко (ударение на первый слог) происходил из дворянской семьи и до 39 лет служил в военно-морском флоте. Выйдя в отставку в чине капитана 2-го ранга, он вместе со второй по счёту семьёй осел в Одессе, где сначала работал в госорганах по части отчётности и контроля, а потом подался в преподавание. Когда 11-летняя Аня тяжело заболела и на некоторое время оглохла, ничто не предвещало позора для его семьи. А вот когда она в это время начала вдруг писать стихи, Андрей Антонович сильно возмутился. Несколько лет он пытался отговорить дочь от этого почему-то унизительного для его чести занятия, но Анна продолжала исписывать многие листы бумаги летящими строчками. Тогда отец запретил ей использовать свою фамилию для этого безобразия. 17-летняя девушка не растерялась и придумала себе псевдоним.

Анна стала называть себя Ахматовой в честь прабабушки по материнской линии. Она ценила свою мать, Инну Эразмовну, которая постоянно читала детям стихи наизусть, хотя в их доме совершенно не было книг. Псевдоним был связан и с более древней личностью – ханом Ахматом, последним правителем от Золотой Орды, которому подчинялись московские князья. И хотя историки так и не нашли никаких доказательств происхождения рода Ахматовых от ханского рода Чингизидов, Анне очень нравилось думать, что в её жилах течёт кровь ханов, о чём она много раз писала и говорила.

Родители Анны Ахматовой

2. Она вышла замуж без любви, а муж прослыл садистом из-за её стихов

С первым супругом, тоже известным поэтом, Николаем Гумилёвым, Анна познакомилась в ранней юности, ещё во время учёбы в Царскосельской гимназии. Ей тогда было всего 14 лет, ему – 17. Гумилёв в то время находился под большим впечатлением от Оскара Уайльда и, подражая ему, завивал волосы, подкрашивал глаза и губы, не расставался с цилиндром – в общем, выглядел не совсем типично для царскосельской молодёжи. Николая при встрече проняло сразу, он решил, что Анна, с её светло-серыми глазами, тёмными волосами и бледностью, идеально подходит на роль лирической героини главного романа его жизни. Будущая поэтесса, напротив, не видела в пылком ухажёре ничего интересного, куда больше её интересовал собственный репетитор Владимир Голенищев-Кутузов. Именно тогда она отказала Гумилёву в ответ на его предложение о свадьбе в первый раз.

Потом были ещё второй и третий отказы. Каждый раз Гумилёв впадал в депрессию и уезжал из России, чтобы забыться в путешествии. Пару раз даже пытался свести счёты с жизнью, но его спасала случайность – то полиция доставала его из озера, то сторож в Булонском лесу находил его спящим раньше, чем яд успевал подействовать. Наконец, спустя почти 7 лет после знакомства, в 1910 году, они всё-таки сыграли свадьбу. Анна к тому моменту была уже известной поэтессой и писала довольно жёсткие, трагичные стихи. Строки вроде «Муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнём» портили репутацию Гумилёву, которого многие стали считать садистом. Однако такова была натура Ахматовой. Побои у неё в стихах не прекратились и после развода.

Николай Гумилев в Царском Селе (1911)

3. Она развелась обманом

В брак двух поэтов изначально никто не верил. Родственники мужа даже отказались присутствовать на церемонии венчания, потому что считали, что это всё очень быстро закончится. Первые звоночки грядущего развода появились сразу же после свадьбы. Стоило паре уехать в свадебное путешествие в Париж, как Анна сразу же познакомилась там с будущим знаменитым художником Амедео Модильяни, который начал писать ей фривольные письма и рисовать её обнажённой. Портреты создавал, правда, не с натуры, а полагался на собственную фантазию (большинство биографов уверено, что это были именно домыслы, а не воспоминания). Гумилёв на её безразличие ответил симметрично: уже через 5 месяцев после свадьбы укатил в Африку в поисках приключений, а через 2 года и вовсе завёл любовницу, собственную молоденькую племянницу Марию Кузьмину-Караваеву. Ахматова в ответ пошла на обман – «случайно» забыла в интересной мужу книге пачку давних писем Модильяни. Потом стала сочинять, что влюблена в другого. Так они и развелись.

Амедео Модильяни и созданный им портрет Анны Ахматовой

4. Она косвенно виновна в смерти мужа

Справедливости ради, безответно влюблённый страдалец Гумилёв тоже был не подарок. Его поэтическая душа не выносила бытовых трудностей, а ещё он постоянно оправдывался в том, что не вставляет более талантливой супруге палки в колёса на поэтическом поприще. Слухи ходили разные, вплоть до того, что он мешал ей печататься. Когда его любовница умерла, супруги ненадолго воссоединились и даже произвели на свет сына, но почти сразу же снова погрузились в водоворот романов на стороне. Эта игра в «любовь-ненависть» продолжалась и после развода. Гумилёв снова и снова уезжал за рубеж, но каждый раз возвращался. В 1918 году, уже после произошедшей в стране революции, поэт в очередной раз приехал, чтобы попробовать помириться с Ахматовой. Анна ему отказала, но он остался, питая свои вечные надежды на лучшее. В 1921 году его, вместе с группой других контрреволюционеров, расстреляли. Ахматова понимала, что в этой стране в это опасное время он оказался исключительно из-за неё, мучилась совестью всю оставшуюся жизнь и покорно несла бремя «вдовы поэта» – занималась его рукописями, печатала сборники его стихов и прочее.

5. Она, видимо, так сильно боялась одиночества, что вечно связывалась не с теми мужчинами

После Гумилёва у Ахматовой было ещё 3 мужа, но не с одним из них она не была долго счастлива. Первый – востоковед и переводчик Вольдемар Шилейко – растапливал самовар её рукописями, заставлял её колоть дрова, оправдываясь больной спиной, а после расставания и вовсе высказался просто отвратительно: «У меня в доме для всех бродячих собак находилось место, вот и для Анечки нашлось». Потом были ещё незарегистрированные отношения с Николаем Пуниным. Ахматовой тогда было негде жить, поэтому ей пришлось согласиться делить одну крышу не только с возлюбленным, но и с его бывшей женой и дочерью, и скидываться деньгами на общие продукты. Ей также делал предложение учёный-медик Владимир Гаршин, но позже отозвал его, сославшись на то, что во сне к его совести воззвал призрак погибшей супруги. Были и другие. Неслучайно в стихах Ахматовой всегда присутствует печальный образ отвергнутой женщины, который, однако, никогда не выглядит жалким. «Нелюбимой быть поэтично», – была уверена эта женщина.

Самые близкие мужчины в жизни Ахматовой (слева направо): Вольдемар Шилейко, Николай Пунин, Владимир Гаршин

6. У неё была куча неприятных прозвищ, и некоторые из них она дала себе сама

Ахматова была очень худой, и в юности её за это дразнили «мумией, которая всем приносит несчастья». Она так часто меняла мужчин, что в печати и в народе её называли полумонахиней-полублудницей. Марина Цветаева с уважением назвала её «Златоустой Анной Всея Руси». Однако в этом прозвище была скрыта и тонкая насмешка – Ахматова в быту вела себя слишком величаво, по-царственному, так что её сын как-то раз недовольно сказал ей при друзьях: «Мама, не королевствуй!» Называли её и «русской Сапфо», что тоже было спорным прозванием. Древнегреческая поэтесса Сапфо с одной стороны прославилась любовной лирикой, а с другой – своей приверженностью однополой любви. Об Ахматовой тоже иногда ходили такие слухи, но мы их здесь опустим. Сама автор обзывала себя в стихах по-разному, но самым грустным было, пожалуй, признание, что она плохая мать.

Знаменитый греческий профиль поэтессы

7. Она была плохой матерью

Единственным ребёнком Ахматовой был сын, Лев Гумилёв, которого она сразу после развода с мужем отдала на воспитание свекрови. Долгие годы её участие в его жизни сводилось к отправке денег на его содержание. Лишь в конце 1920-х годов Лев, уже зрелым юношей, перебрался в дом Ахматовой и Пунина. Почти сразу же у него начались проблемы. В первый раз его арестовали в 1933 году по чистой случайности, но это повлекло отметку в его деле. В 1935 году он вместе с несколькими другими студентами-историками и преподавателем был обвинён в создании «антисоветской группы». Заступничество матери помогало не всегда, правоохранительные органы уже не выпускали его из поля зрения. Он мотался по лагерям, его приговаривали к расстрелу, он уходил добровольцем на фронт Великой Отечественной войны, чтобы спастись, но потом снова попал в лагерь, а когда в середине 1950-х годов всё-таки вернулся домой, то обвинил Ахматову в том, что она не приложила достаточных усилий, чтобы спасти его.

На самом деле она сделала для него очень много – часами стояла в очереди ради передачи, писала письма всем, кому могла, и даже презрела собственную гордость, создав стихи, прославляющие советский строй, лишь бы задобрить Сталина. Этого оказалось мало. Детская обида на бросившую его мать была, видимо, сильнее. Лев простил Ахматову только после её смерти.

Лев Гумилёв

8. Она слишком многое мистифицировала

В детстве Анна гуляла с няней по аллеям Царского Села и нашла там декоративную булавку в форме лиры. С тех пор она пребывала в уверенности, что эту вещь потерял сам Александр Пушкин, когда жил там, и считала себя если не последовательницей поэта, то, по крайней мере, самой верной его поклонницей. Ахматова также считала, что у неё есть некий дар предвидения и долгое время носила доставшееся ей по наследству от бабушки кольцо с чёрной финифтью, считая, что оно защищает её ото всех невзгод.

9. Она почувствовала приближение собственной смерти

Кое-какие примеры её дара предвидения в жизни Ахматовой действительно имеются. Например, когда она уже жила с Шилейко, к ним как-то раз зашёл в гости её бывший муж. Провожая его, Анна обратила внимание, как неловко он спускается по шатким, тёмным ступенькам, и произнесла: «По такой лестнице только на казнь ходят». Буквально через несколько дней Гумилёва арестовали и позже казнили.

Нечто похожее произошло и в конце её собственной жизни. Ахматовой было 76 лет, она давно болела и отправилась на лечение в подмосковный санаторий. Едва заселившись туда, она вдруг забеспокоилась и стала жаловаться, что у них нет Библии, а ей срочно надо сверить этот текст с кумранскими рукописями. Некоторые биографы оценивают этот факт как её предчувствие скорой кончины.

почему она выбрала «царский» псевдоним — Рамблер/субботний

Написанные в 1966 году поэтом Ярославом Смеляковым строки в память о почившей Анне Ахматовой внесли настоящую сумятицу в умах её поклонников. Всё дело в том, что перечисляя имена тех, с кем была связана жизнь звезды Серебряного века русской поэзии, он упомянул Блока, Пушкина, Кузьмина и императора.
Хотя биографы так и не обнаружили однозначных доказательств реальности романа между Ахматовой и Николаем II, над их фигурами до сих пор витает шлейф этого слуха.

Сероглазый король

По утверждению исследователей Владимира и Натальи Евсевьевых, если бы факт близости с Николаем II не имел места быть, то Ахматова опровергла бы этот миф, как она это делала в отношении Александра Блока, с которым ей приписывали любовную интрижку.

Однако Анна Андреевна хранила таинственное молчание, лишний раз подогревая интерес к данной странице своей жизни.

Хотя исследователи творчества поэта заявляют, что ответ на этот вопрос можно найти в стихах, составляющих костяк её дебютного сборника «Вечер», вышедшего в тираж в 1912 году, когда она уже была супругой Николая Гумилёва.

Согласно их мнению, все сочинения, в которых присутствует образ «сероглазого» мужчины, безусловно посвящены императору Николаю II, поскольку из воспоминаний иностранных послов достоверно известно, что у него были необычные серые глаза.

В этой связи особого интереса заслуживает написанное в 1910 году стихотворение «Сероглазый король», наполненное душевными терзаниями замужней барышни, навсегда потерявшей своего настоящего венценосного возлюбленного.

Другим произведением, в котором Евсевьевы усмотрели намёк на Николая II, является «Смятение» (1913 год), где снова фигурируют очи «загадочных древних ликов», способные «приручить» непокорную героиню.

Эмигрантская версия

Мысль заострить внимание на стихотворных образах Ахматовой Евсевьевым подали представители «белой» эмиграции, с которыми они сблизились во время проживания в Провансе. Лично знакомые с Анной и многими представителями петербургского бомонда начала XX века, они настаивали на том, что между поэтом и императором в 1910-х годах существовала страстная любовная связь.

Вера Булыгина, представлявшаяся юношеской подругой Ахматовой, утверждала, что последняя буквально сходила с ума по правителю, ревнуя его к прежней пассии — балерине Матильде Кшесинской.

Будучи тайной фавориткой Николая II, Ахматова сожалела о своём высоком росте, с завистью мечтая о миниатюрных и женственных параметрах танцовщицы.

Кроме того, масло в огонь подлила изданная в 1934 году в Берлине сатирическая книга Юрия Анненкова «Повесть о пустяках», в которой Евсевьевы обнаружили цитату: «Вся литературная публика в те годы судачила о романе Николая II и Ахматовой».

Косвенные доказательства

Воодушевлённые этой версией, биографы начали искать косвенные подтверждения своей сенсационной гипотезы.

В итоге они предположили, что знакомство пары могло произойти в Царском селе, где окна дома Ахматовой смотрели прямиком на Александровский дворец — резиденцию императорской семьи, парки которой были открыты для свободного посещения.

По мнению Евсевьевых, именно связью с венценосной особой объясняется стремительный успех дореволюционного творчества Ахматовой, которая самолично называла стихи из сборников «Вечер» (1912) и «Четки» (1914) «беспомощными», в то время как официальные критики пели им дифирамбы.

Вероятно, никто из них не осмеливался дать правдивую оценку литературному таланту Анны лишь из боязни прогневить её любовника Николая II.

Кстати, как предполагают некоторые биографы, именно из-за романтических отношений с императором Ахматова всю жизнь испытывала магическое влечение к мужчинам с именем Николай: так звали двух её мужей — Гумилёва и Пунина, а также любовника Недоброво.

Царские амбиции

Ища причину, по которой Анна Горенко выбрала в качестве псевдонима фамилию Ахматова, которая принадлежала её прабабушке, а например не Стогова (девичья фамилия матери), Мотовилова или Воронина (фамилии бабушек), Евсевьевы отмечают её царские амбиции.

Согласно изысканиям самой Анны, фамилия её бабушки по материнской линии свидетельствовала о её принадлежности к известному ханскому роду борджигинов, к которому восходил своими корнями Чингисхан.

Побывав в роли императорской фаворитки, Анна, вероятно, хотела продемонстрировать всем и своё высокое происхождение, поэтому и стала подписываться псевдонимом Ахматова.

Кроме того, все знавшие поэта лично, непременно отмечали авантажность её манер, которые она, «простая мещанка», скорее всего, переняла от своего аристократического покровителя.

Писатель Корней Чуковский, описывая образ Ахматовой, отмечал: «В ее глазах, в осанке и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая особенность ее личности: величавость царственная, монументально важная поступь…», а сын — Лев Гумилёв, часто одёргивал родительницу словами: «Мама, не королевствуй!».

Внебрачный сын

Кстати, единственный ребёнок Анны Андреевны тоже не остался в стороне от всей этой истории, поскольку советский литературовед Эмма Герштейн в своей работе «Из записок об Анне Ахматовой» напечатала сенсационную строку: «Она ненавидела свое стихотворение „Сероглазый король“ — потому что ее ребенок был от Короля, а не от мужа». Не оставив больше никаких комментариев Герштейн однозначно настаивает, на том, что ставший известным археологом, критиком, переводчиком и прозаиком Лев Гумилёв приходится внебрачным сыном императора Николая II!

Анна Ахматова: почему она выбрала «царский» псевдоним

Написанные в 1966 году поэтом Ярославом Смеляковым строки в память о почившей Анне Ахматовой внесли настоящую сумятицу в умах её поклонников. Всё дело в том, что перечисляя имена тех, с кем была связана жизнь звезды Серебряного века русской поэзии, он упомянул Блока, Пушкина, Кузьмина и императора. Хотя биографы так и не обнаружили однозначных доказательств реальности романа между Ахматовой и Николаем II, над их фигурами до сих пор витает шлейф этого слуха.

Сероглазый король

По утверждению исследователей Владимира и Натальи Евсевьевых, если бы факт близости с Николаем II не имел места быть, то Ахматова опровергла бы этот миф, как она это делала в отношении Александра Блока, с которым ей приписывали любовную интрижку.

Однако Анна Андреевна хранила таинственное молчание, лишний раз подогревая интерес к данной странице своей жизни.

Хотя исследователи творчества поэта заявляют, что ответ на этот вопрос можно найти в стихах, составляющих костяк её дебютного сборника «Вечер», вышедшего в тираж в 1912 году, когда она уже была супругой Николая Гумилёва.

Согласно их мнению, все сочинения, в которых присутствует образ «сероглазого» мужчины, безусловно посвящены императору Николаю II, поскольку из воспоминаний иностранных послов достоверно известно, что у него были необычные серые глаза.

В этой связи особого интереса заслуживает написанное в 1910 году стихотворение «Сероглазый король», наполненное душевными терзаниями замужней барышни, навсегда потерявшей своего настоящего венценосного возлюбленного.

Другим произведением, в котором Евсевьевы усмотрели намёк на Николая II, является «Смятение» (1913 год), где снова фигурируют очи «загадочных древних ликов», способные «приручить» непокорную героиню.

Эмигрантская версия

Мысль заострить внимание на стихотворных образах Ахматовой Евсевьевым подали представители «белой» эмиграции, с которыми они сблизились во время проживания в Провансе. Лично знакомые с Анной и многими представителями петербургского бомонда начала XX века, они настаивали на том, что между поэтом и императором в 1910-х годах существовала страстная любовная связь.

Вера Булыгина, представлявшаяся юношеской подругой Ахматовой, утверждала, что последняя буквально сходила с ума по правителю, ревнуя его к прежней пассии – балерине Матильде Кшесинской.

Будучи тайной фавориткой Николая II, Ахматова сожалела о своём высоком росте, с завистью мечтая о миниатюрных и женственных параметрах танцовщицы.

Кроме того, масло в огонь подлила изданная в 1934 году в Берлине сатирическая книга Юрия Анненкова «Повесть о пустяках», в которой Евсевьевы обнаружили цитату: «Вся литературная публика в те годы судачила о романе Николая II и Ахматовой».

Косвенные доказательства

Воодушевлённые этой версией, биографы начали искать косвенные подтверждения своей сенсационной гипотезы.

В итоге они предположили, что знакомство пары могло произойти в Царском селе, где окна дома Ахматовой смотрели прямиком на Александровский дворец – резиденцию императорской семьи, парки которой были открыты для свободного посещения.

По мнению Евсевьевых, именно связью с венценосной особой объясняется стремительный успех дореволюционного творчества Ахматовой, которая самолично называла стихи из сборников «Вечер» (1912) и «Четки»(1914) «беспомощными», в то время как официальные критики пели им дифирамбы.

Вероятно, никто из них не осмеливался дать правдивую оценку литературному таланту Анны лишь из боязни прогневить её любовника Николая II.

Кстати, как предполагают некоторые биографы, именно из-за романтических отношений с императором Ахматова всю жизнь испытывала магическое влечение к мужчинам с именем Николай: так звали двух её мужей – Гумилёва и Пунина, а также любовника Недоброво.

Царские амбиции

Ища причину, по которой Анна Горенко выбрала в качестве псевдонима фамилию Ахматова, которая принадлежала её прабабушке, а например не Стогова (девичья фамилия матери), Мотовилова или Воронина (фамилии бабушек), Евсевьевы отмечают её царские амбиции.

Согласно изысканиям самой Анны, фамилия её бабушки по материнской линии свидетельствовала о её принадлежности к известному ханскому роду борджигинов, к которому восходил своими корнями Чингисхан.

Побывав в роли императорской фаворитки, Анна, вероятно, хотела продемонстрировать всем и своё высокое происхождение, поэтому и стала подписываться псевдонимом Ахматова.

Кроме того, все знавшие поэта лично, непременно отмечали авантажность её манер, которые она, «простая мещанка», скорее всего, переняла от своего аристократического покровителя.

Писатель Корней Чуковский, описывая образ Ахматовой, отмечал: «В ее глазах, в осанке и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая особенность ее личности: величавость царственная, монументально важная поступь…», а сын – Лев Гумилёв, часто одёргивал родительницу словами: «Мама, не королевствуй!».

Внебрачный сын

Кстати, единственный ребёнок Анны Андреевны тоже не остался в стороне от всей этой истории, поскольку советский литературовед Эмма Герштейн в своей работе «Из записок об Анне Ахматовой» напечатала сенсационную строку: «Она ненавидела свое стихотворение «Сероглазый король» — потому что ее ребенок был от Короля, а не от мужа». Не оставив больше никаких комментариев Герштейн однозначно настаивает, на том, что ставший известным археологом, критиком, переводчиком и прозаиком Лев Гумилёв приходится внебрачным сыном императора Николая II!

Читайте также:

Биография Анны Ахматовой — РИА Новости, 23.06.2019

https://ria.ru/20190623/1555774701.html

Биография Анны Ахматовой

Русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 23 июня (11 июня по старому стилю) 1889 года в селении Большой Фонтан под Одессой… РИА Новости, 23.06.2019

2019-06-23T00:11

2019-06-23T00:11

справки

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/155567/02/1555670275_0:546:2048:1698_1400x0_80_0_0_ab0beb60e27d0a547aa2c6da68c7699b.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/155567/02/1555670275_0:546:2048:1698_1400x0_80_0_0_ab0beb60e27d0a547aa2c6da68c7699b.jpg

https://cdn23.img.ria.ru/images/155567/02/1555670275_0:219:2048:1755_1400x0_80_0_0_6ef3c08e5fb669b94aaf5ebb3202c203.jpg

https://cdn24.img.ria.ru/images/155567/02/1555670275_0:0:2048:2048_1400x0_80_0_0_b3b8943ce98cb0aa31695e62bb244019.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки

Русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 23 июня (11 июня по старому стилю) 1889 года в селении Большой Фонтан под Одессой в семье отставного инженера-механика флота Андрея Горенко.Со стороны матери Инны Стоговой Анна состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной – русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала впоследствии свой псевдоним.

Детство и юность будущая поэтесса провела в Павловске, Царском Селе, Евпатории и Киеве. В мае 1907 года она окончила киевскую Фундуклеевскую гимназию. С 1908 года по 1909 год училась на юридическом факультете Киевских высших женских курсов.

В 1910 году Анна вышла замуж за поэта Николая Гумилева (1886-1921), в 1912 году у нее родился сын Лев Гумилев (1912-1992), ставший впоследствии известным историком и этнографом.

Первые известные стихи поэтессы относятся к 1904 году, с 1911 года она начала регулярно печататься в московских и петербургских изданиях под псевдонимом Ахматова, в 1920 году ставшим ее официальной фамилией.

В 1911 году Ахматова вошла в творческую группировку «Цех поэтов», из которой весной 1912 года выделилась группа акмеистов, проповедующих возврат к естественности материального мира, к первозданным чувствам.

В 1912 году вышел ее первый сборник «Вечер», стихи которого послужили одной из основ для создания теории акмеизма. Одно из наиболее запоминающихся стихотворений сборника – «Сероглазый король» (1910).

Разлука с любимым, счастье «любовной пытки», скоротечность светлых минут – основная тематика последующих сборников поэтессы – «Четки» (1914) и «Белая стая» (1917).

Февральскую революцию 1917 года Ахматова восприняла как великое потрясение, Октябрьскую революцию – как кровавую смуту и гибель культуры.

В августе 1918 года был официально оформлен развод поэтессы с Гумилевым, в декабре она вышла замуж за востоковеда, поэта и переводчика Владимира Шилейко (1891-1930).

В 1920 году Ахматова стала членом петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, с 1921 года работала переводчицей в издательстве «Всемирная литература».

В конце 1921 года, когда были разрешены частные издательства, в «Алконосте» и «Петрополисе» вышли три книги Ахматовой: сборники «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», поэма «У самого моря». В 1923 году пять книг стихотворений были изданы в виде трехтомника.

В 1924 году в первом номере журнала «Русский современник» были опубликованы стихотворения Ахматовой «И праведник шел за посланником Бога…» и «И месяц, скучая в облачной мгле…», послужившие одной из причин закрытия журнала. Книги поэтессы были изъяты из массовых библиотек, ее стихотворения почти перестали печатать. Не были изданы сборники стихов, подготовленные Ахматовой в 1924-1926 годах и в середине 1930-х годов.

В 1929 году Ахматова вышла из Всероссийского союза писателей в знак протеста против травли писателей Евгения Замятина и Бориса Пильняка.

В 1934 году не вступила в образованный Союз писателей СССР и оказалась за пределами официальной советской литературы. В 1924-1939 годах, когда ее стихи не печатали, Ахматова добывала средства к существованию продажей личного архива и переводами, занималась исследованием творчества Александра Пушкина. В 1933 году в ее переводе вышли «Письма» художника Питера Пауля Рубенса, ее имя значится в числе участников издания «Рукописи А.С. Пушкина» (1939).

В 1935 году были арестованы Лев Гумилев и третий муж Ахматовой – историк искусства, художественный критик Николай Пунин (1888-1953), освобожденные вскоре после ходатайства поэтессы к Иосифу Сталину.

В 1938 году Лев Гумилев вновь был арестован, а в 1939 году в ленинградском НКВД было заведено «Дело оперативной разработки на Анну Ахматову», где политическая позиция поэтессы характеризовалась как «скрытый троцкизм и враждебные антисоветские настроения». В конце 1930-х годов Ахматова, опасаясь слежки и обысков, стихи не записывала и вела замкнутый образ жизни. В это же время создавалась поэма «Реквием», ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 году.

К концу 1939 года отношение государственной власти к Ахматовой изменилось – ей предложили подготовить к публикации книги для двух издательств.

В 1940 году был создан первый вариант «Поэмы без героя», воссоздающей атмосферу Серебряного века, над которой Ахматова работала всю свою жизнь.

В январе 1940 года поэтессу приняли в Союз писателей, в том же году журналы «Ленинград», «Звезда» и «Литературный современник» стали печатать ее стихи, в издательстве «Советский писатель» вышел сборник ее стихотворений «Из шести книг», выдвинутый на Сталинскую премию.

В сентябре 1940 года книга была осуждена специальным постановлением ЦК ВКП(б) на основании докладной записки управляющего делами ЦК об отсутствии в книге связи с советской действительностью и проповеди в ней религии. В дальнейшем все книги Ахматовой, публиковавшиеся в СССР, выходили с цензурными изъятиями и исправлениями, связанными с религиозными темами и образами.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Москву, в 1941-1944 годах вместе с семьей Лидии Чуковской жила в эвакуации в Ташкенте, где написала много патриотических стихов – «Мужество», «Вражье знамя…», «Клятва» и др.

В 1943 году в Ташкенте вышла книга Ахматовой «Избранное: Стихи». Стихи поэтессы печатались в журналах «Знамя», «Звезда», «Ленинград», «Красноармеец».

В августе 1946 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», направленное против Анны Ахматовой. Ее обвиняли в том, что поэзия, «пропитанная духом пессимизма и упадничества», «буржуазно-аристократическим эстетством» и декадентством, вредит делу воспитания молодежи и не может быть терпима в советской литературе.

Произведения Ахматовой перестали печатать, тиражи ее книг «Стихотворения (1909-1945)» и «Избранные стихи» были уничтожены.

В 1949 году были вновь арестованы Лев Гумилев и Пунин, с которым Ахматова рассталась перед войной. Чтобы смягчить участь близких, поэтесса в 1949-1952 годах написала несколько стихотворений, прославляющих Сталина и Советское государство.

Сын вышел на свободу в 1956 году, а Пунин умер в лагере.

С начала 1950-х годов Ахматова работала над переводами стихов Рабиндраната Тагора, Косты Хетагурова, Яна Райниса и других поэтов.

После смерти Сталина стихотворения Ахматовой стали появляться в печати. В 1958 году и в 1961 году вышли ее книги стихов, в 1965 году – сборник «Бег времени». За пределами СССР были изданы поэма «Реквием» (1963), «Сочинения» в трех томах (1965).

Итоговым произведением поэтессы стала «Поэма без героя», опубликованная в 1989 году.

В 1962 годe Нобелевский Комитет выдвинул Анну Ахматову на Нобелевскую премию. В 1964 году поэтесса была удостоена итальянской премии «Этна-Таормина», в 1965 году – степени доктора Оксфордского университета. Ахматова также была награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1943).5 марта 1966 года Анна Ахматова скончалась в санатории «Подмосковье» в Домодедово Московской области.

Ее тело было отправлено в Ленинград (Санкт-Петербург). Похоронена в поселке Комарово под Санкт-Петербургом.

В 1967 году на могиле Ахматовой был установлен памятник по проекту Александра Игнатьева и Всеволода Смирнова.В 1989 году, к столетию со дня рождения поэтессы, в Санкт-Петербурге в южном флигеле Фонтанного дома был открыт литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой. Весной 2006 года в саду Фонтанного дома был установлен памятник поэтессе. В декабре того же года в северной столице был открыт памятник Ахматовой на Воскресенской набережной (бывшей набережной Робеспьера) напротив тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий находился сын Ахматовой Лев Гумилев. Памятники поэтессе были также сооружены во дворе филологического факультета Санкт-петербургского государственного университета и перед школой в саду на улице Восстания. В Москве памятник Анне Ахматовой был установлен в ноябре 2000 года во дворе дома на Большой Ордынке, где поэтесса в 1938-1966 годах жила у своих друзей Ардовых.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

биография, творчество, значение в литературе. Стихотворения Ахматовой

Ахматова-Гумилева-Шилейко (урожденная Горенко) Анна Андреевна ― поэтесса-акмеистка Серебряного века, литературовед и переводчица, почетный доктор Оксфордского университета (Великобритания), дважды номинировалась на Нобелевскую премию по литературе.

Биография Ахматовой

Родилась автор «Реквиема» 23 (11) июня 1889 года в семье потомственного дворянина и коллежского асессора А. А. Горенко на одесской 11 ½ станции Большого Фонтана (сейчас ― ул. Фонтанская дорога, д. 76), где семья снимала приморскую дачу.

Год спустя семья Горенко в полном составе перебралась в Царское село, и в 1899 году Анна, третья из шестерых детей Инны Эразмовны и Андрея Антоновича, стала посещать Мариинскую женскую гимназию. Девушка была блестяще образована: через два года обучения в Киевской Фундуклеевской гимназии поступила на Киевские высшие женские курсы и параллельно проходила обучение на Высших женских историко-литературных курсах Раева.

Блестяще владела несколькими языками, включая французский, болгарский, польский, корейский, греческий, итальянский, португальский и армянский. Переводила стихи поэтов с мировым именем: Р. М. Рильке, Г. Ибсена, В. Гюго.

Личная жизнь Ахматовой

У Ахматовой было несколько официальных и неофициальных браков с представителями литературных кругов.

В двадцатилетнем возрасте Анна вышла замуж за поэта-символиста и исследователя Африки Николая Гумилева, от которого спустя два года родила сына Льва (год был плодотворен также в творческом плане ― именно в 1912 году был опубликован первый «цеховой» стихотворный сборник «Вечер»).

В 1918 году супруги расстались, и летом Ахматова вышла замуж за востоковеда Владимира Шилейко, с которым прожила два с половиной года.

После развода, в том же 1921 году, был расстрелян первый муж поэтессы ― по обвинению в деле «Таганцевского заговора».

В 1922 году у Анны Андреевны появились новые отношения, которые не привели к заключению официального брака: с литературным критиком Н. Н. Пуниным Ахматова прожила 15 лет. С Владимиром Гаршиным, которому посвящены вторая часть и эпилог «Поэмы без героя», поэтесса встречалась с планами на замужество в течение пяти лет.

История псевдонима

Литературный псевдоним «Ахматова» Горенко взяла из-за конфликта с отцом, который считал поэзию занятием недостойным и требовал, чтобы дочь не позорила семью.

Выбор пал на фамилию прабабушки по матери, что позволило Анне Андреевне выстроить красивую легенду, согласно которой поэтесса вела свой род от хана Ахмата. Официально эта фамилия закрепилась в документах в 1926 году, после развода с ассириологом В. Шилейко.

Стихотворения Анны Ахматовой

Образцы раннего творчества Ахматовой времен «Цеха поэтов» отмечены характерными чертами акмеизма ― предметные и точные образы, предельная конкретика и выверенные слова (сборники «Вечер» и «Четки»). Последующие литературные произведения относятся к направлению модернизма с его относительным восприятием реальности и отсутствием целостности в структуре.

Поэтические сборники Анны Андреевны выпускались с 1912 года довольно регулярно и немалыми по тем временам тиражами: после первых двух книг, которые были опубликованы в 300 и 1000 экземплярах соответственно, издательство «Гиперборей» напечатало 2000 экземпляров «Белой стаи».

С 1921 года ахматовские стихи печатаются в «Петрополисе»: четвертый («Подорожник») и пятый («Anno Domini MCMXXI») сборники увидели свет в «городе на Неве». После длительного затишья, уже в 1940 году, поэтесса выпускает собрание «Из шести книг». Ахматовское «Избранное» опубликовано в Ташкенте, сборник времен эвакуации считается довольно редким.

Состояла в Союзе советских писателей ― с довоенного времени вплоть до 1946 года, когда ее вместе с Зощенко исключили из организации после Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) с резкой критикой творчества. Членство восстановлено в 1951 году, по ходатайству Александра Фадеева.

После ареста единственного сына в 1950 году Ахматова выпускает цикл «Слава Миру!», рассчитывая, что руководство страны расценит этот шаг как демонстрацию ее лояльности к власти, однако Лев Николаевич был реабилитирован только в 1956 году.

К числу программных произведений можно отнести глубоко личную и трагическую поэму «Реквием», над которой поэтесса работала в самые тяжелые годы своего жизненного пути, и посвященную Серебряному веку «Поэму без героя», на создание которой понадобилось более двадцати лет.

Многие стихотворения Анны Ахматовой положены на музыку.

При жизни поэтесса стала музой и натурщицей ряда известных живописцев, которые создали множество портретов Анны Ахматовой. Среди них были Амедео Модильяни, Юрий Анненков, Савелий Сорин, Кузьма Петров-Водкин.

Смерть Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова умерла в возрасте 66 лет от сердечной недостаточности. Похоронили выдающуюся российскую и советскую поэтессу в Комаровском некрополе под Ленинградом.

Биография Анны Ахматовой — eNotes.com

  • eNotes
    Домой
  • Помощь в выполнении домашних заданий
  • Учебные пособия
  • тексты
  • Учителя ▻

    • Учителям
    • Планы уроков по литературе
    • Литературные викторины
  • Войти в систему
  • Присоединиться

рядов
eNotes
поиск

  • eNotes
    Домой
  • Помощь в выполнении домашних заданий
  • Учебные пособия
  • тексты
  • Учителя ▻

    • Учителям
    • Планы уроков по литературе
    • Литературные викторины
  • Войти
  • Присоединяйтесь к

Начните бесплатный пробный период

Меню

  • Методическое пособие

    • биография
    • Критические эссе

      • Анна Ахматова Поэзия: анализ мировых поэтов
      • Анна Ахматова Анализ мировой литературы
      • Ахматова Анна
      • Ахматова, Анна (Псевдоним Анны Андреевны Горенко)
      • Ахматова, Анна (т.126)
      • Ахматова, Анна (Том 25)
    • Анализ

.

определение псевдонима The Free Dictionary

Слуга героя, Чиспа, казался мне тогда и спустя долгое время таким прекрасным испанским персонажем, что я выбрал его имя в качестве своего первого псевдонима, когда начал писать для газет, и подписал свою законодательную корреспонденцию для газеты Цинциннати. Но нервозность, охватившая его у дверей этого бесславного убежища — ломбарда, — и усилия, необходимые для изобретения псевдонима (который почему-то казался ему необходимой частью процедуры), заняли больше времени, чем он сам. представил: а когда он вернулся в бильярдную с добычей, банк уже закрыл свои двери.«Ваш псевдоним, — задумчиво заметил он, — мне кажется очень знакомым». Мсье де Марке нервным жестом пригладил бороду и в нескольких словах объяснил Рультабилю, что он слишком скромный писатель. желать, чтобы завеса его псевдонима была публично поднята, и что он надеялся, что энтузиазм журналиста по поводу работы драматурга не заставит его сказать публике, что мсье «Кастигат Ридендо» и следственный судья Корбейля были одним и тем же тот же человек.Ей уже было тридцать шесть, когда в 1856 году она вступила в творческое авторство с тремя «Сценами из духовной жизни». Псевдоним, который она взяла для этих и ее более поздних историй, возник не по более существенной причине, чем ее любовь к «Элиоту» и тот факт, что мистер Газета с буквами NN, самим псевдонимом убийства, был найден прикрепленным к раненой груди человека. некий отъявленный шпион (эта колоритная подробность громкого дела об убийстве попала в газеты) — вот результат его рукотворной работы.Д’Артаньян, который по натуре был очень любопытен — как и все люди, обладающие гением интриг, — сделал все, что мог, чтобы понять, кем на самом деле были Атос, Портос и Арамис (ибо под этими псевдонимами каждый из этих молодых людей скрыл свою фамилию) — в частности, Атос, который на расстоянии лиги от него смаковал благородство. Хуанг [5] доказал, что приведенная выше схема является семантически безопасным шифрованием на основе псевдонима в модели случайного оракула, предполагая, что BDH трудна в группах, созданных g Поклонники были удивлены, когда выяснилось, что «Зов кукушки» написала Дж. К. Роулинг под псевдонимом.Роулинг, автор сериала «Гарри Поттер», тайно написала новый криминальный роман «Зов кукушки» под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Сверхкрупная Ким идет под псевдонимом, а Кортни названа в честь персонажа из фильма. Завтрак у Тиффани. Мужчина не явился на работу, так как другой беглец, Наоко Кикучи, был арестован поздно вечером в воскресенье, и несколько миллионов иен были сняты с банковского счета, открытого человеком по имени Синья Сакураи, псевдоним, используемый Такахаши, добавили источники. ,,

псевдоним — Викисловарь

английский [править]

Этимология [править]

Бэк-формация из псевдонима , из французского псевдонима («псевдоним», прилагательное), из древнегреческого ψευδώνυμος (псевдонимус), из ψευδής (псевдонима — 9000 ν) и 900µ11 ν. , из νομα (ónoma, «имя»). В качестве альтернативы можно анализировать как псевдо- + -оним .

Произношение [править]

  • (Великобритания) IPA (ключ) : / ˈs (j) uː.dəʊ.nɪm /, /ˈsu.də.nɪm/
  • (США) IPA (ключ) : / ˈsudoʊnɪm /

Существительное [править]

псевдоним ( множественное число псевдонимов )

  1. Вымышленное имя, используемое писателями и кинозвездами.
    Преподобный Чарльз Лютвидж Доджсон написал «Приключения Алисы в стране чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл.
    • с. 1911 , г.Дж. Уэллс, Уничтоженный человек
      Я действительно сомневаюсь, стоит ли мне вообще отказаться от борьбы — оставить этот печальный мир обычной жизни, для которого я так плохо приспособлен, отказаться от имени Cummins ради какого-нибудь профессионального псевдонима , завершить свое самоуничижение и — дело трюков и лохмотьев, позирования и притворства — выходите на сцену.
    • 1928 , г. Лавкрафт, Сверхъестественный ужас в литературе
      Лучшими примерами его литературного использования на сегодняшний день являются немецкий роман « Голем » Густава Майринка и драма « Диббук » еврейского писателя, использующего псевдоним «Анский».
Гипонимы [править]
Координаты [править]
Производные термины [править]
Переводы [править]

имя вымышленное

  • Армянский: կեղծանուն (hy) (kełcanun)
  • Азербайджанский: təxəllüs
  • Каталонский: псевдоним (ca) m
  • китайский:
    Мандарин: (вымышленное имя) 假名 (zh) (jiǎmíng), (вымышленное имя) 化名 (zh) (huàmíng), (псевдоним) 筆名 (zh), 笔名 (zh) (bǐmíng), (сценическое имя) 藝名 (чж), 艺名 (чж) (иньмин)
  • Чешский: псевдоним (cs) m
  • Датский: псевдоним
  • Голландский: pseudoniem (nl) n , schuilnaam (nl) m , deknaam (nl) m
  • Эсперанто: pseŭdonimo
  • эстонский: varjunimi, pseudonüüm
  • Финский: salanimi (fi), nimimerkki (fi), pseudonyymi (fi)
  • Французский: nom de guerre (fr) m , псевдоним (fr) m
  • Немецкий: Псевдоним (de) n
  • Греческий: ψευδώνυμο (el) n (psevdónymo)
  • Хинди: तख़ल्लुस (taxallus)
  • Венгерский: álnév (hu)
  • Исландский: höfundarnafn n , dulnefni n , leyninafn n
  • Ido: псевдоним (io)
  • Ирландский: ainm bréige m , ainm cleite m (псевдоним)
  • Итальянский: псевдоним (it) m
  • Японский: 仮 名 (ja) (か め い, kamei), 雅号 (が ご う, gagō), 筆名 (ja) (ひ つ め い, hitsumei), ペ ン ネ ー ム (ja) (pennēmu), 芸 名 (ja) (geimei)号 (ja) (используется мастером боевых искусств)
  • Казахский: бүркеншік ат (kk) (bürkenşik at)

См. Также [править]


Существительное [править]

псевдоним м

  1. псевдоним

Произношение [править]

  • IPA (ключ) : / sœvdonyːm /, [sœwd̥oˈnyːˀm]

Существительное [править]

псевдоним n ( определенное единственное число псевдоним , неопределенное множественное число псевдоним )

  1. псевдоним
флексия [править]

Прилагательное [править]

псевдоним

  1. псевдоним
Inflection [править]
Изменение псевдонима
Положительных сравнительный Превосходная степень
Общее единственное число псевдоним 2
Средний род единственного числа псевдоним 2
Множественное число псевдоним 2
Определенная атрибутивность 1 псевдоним
1) Когда прилагательное предикативно применяется к чему-то определенному, используется соответствующая «неопределенная» форма.
2) «Неопределенные» превосходные степени не могут использоваться атрибутивно.

Дополнительная литература [править]


Произношение [править]

Прилагательное [править]

псевдоним ( не сопоставимо )

  1. псевдоним
Cклонение [править]

Дополнительная литература [править]


Норвежский букмол [править]

Альтернативные формы [править]

Этимология [править]

Из древнегреческого ψευδώνυμος (pseudṓnumos)

Существительное [править]

псевдоним n ( определенное единственное число псевдоним , неопределенное множественное число псевдоним или псевдоним , определенное множественное число

08 псевдоним псевдоним псевдоним)

  1. псевдоним

Список литературы [править]


Норвежский нюнорск [править]

Альтернативные формы [править]

Этимология [править]

Из древнегреческого ψευδώνυμος (pseudṓnumos)

Существительное [править]

псевдоним n ( определенное единственное число псевдоним , неопределенное множественное число псевдоним , определенное множественное число псевдоним )

  1. псевдоним

Список литературы [править]

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *